Этот пост будет очень тяжел для "ватников", а также может вызвать страдание у людей, которые по известным только им причинам не любят Грузию или грузин. А таких много, есть и среди читателей моего блога.Таким людям, данный пост читать не рекомендуется, так как это способно вызвать необратимые последствия в их мозгу, сопровождающиеся острой жопной болью.
Данный пост является исключительно моим субъективным мнением, которое лично для меня является достаточно объективным, так как базируется на фактах и на собственном опыте. Я ничего ни кому не доказываю и не стараюсь кого-либо переубеждать. Я допускаю, что в некоторых частностях я могу ошибаться, однако убежден, что основные выводы мною сделаны правильно.
Основано на реальных событиях.

В причинах своего переездах в Грузию, я до поры до времени не упоминал самих грузин, то есть население Грузии, как причину. Потому, что о людях нельзя судить по объективным характеристикам, их отношения друг к другу или к реальным или абстрактным вещам невозможно ни взвесить ни измерить. Есть только один способ, это самому столкнуться с ними близко, а еще лучше пожить и поработать среди них. Хотя в интернете мне попадалось читать о грузинах, как об очень хорошем и гостеприимном народе, но это были мнения других людей. Я же привык все проверять и основываться на собственном опыте, поэтому, по данному вопросу я до поры до времени не высказывался. Сейчас же, я, прожив в Грузии почти полтора месяца, готов рассказать некоторые впечатления.
Я понимал, что столкнусь с иным менталитетом, не привычным для меня, но меня это не пугало. По своей натуре я наблюдатель и исследователь и для меня особенно представляют интерес как сами люди, так и людские отношения.

Не буду долго тянуть, скажу сразу, мне очень понравился грузинский народ, он оказался даже лучше, чем я предполагал вначале. Скажу прямо - грузины прекрасные люди, они в большинстве очень приятные и добродушные. (Ак дзалиан сасиамовно халхиа) Жить среди таких людей легко и приятно.
По самому приезду в Грузию, меня постоянно не покидало чувство, что грузины - это одна большая семья, потому, что отношения грузин между собой чем то напоминает отношения между родственниками.
Грузины всегда рады прийти друг другу на помощь, готовы они помочь и иностранцу.
Наводнение в Тбилиси показало, насколько грузинский народ един и как проявляет взаимовыручку по отношению к тем, кому нужна помощь. Некоторые грузины удивлялись, как их народ сплочен, для меня же это совершенно не было чем то удивительным, я заметил эту черту в скорости по приезду, еще в Батуми.

Грузины, по сравнению с украинцами и русскими, существенно менее агрессивны. Мне говорили, что грузины более эмоциональны, но я не заметил большей эмоциональности, чем у украинцев, скорее даже наоборот. По моим наблюдениям, грузины существенно более сдержаны в эмоциях.

Особое внимание хотелось бы уделить грузинской молодежи. Молодежь в Грузии выше всех похвал, без преувеличения - золотая. На них просто приятно смотреть. Молодые люди уступают место в общественном траспорте старым людям и женщинам, они вежливы, опрятны и хорошо одеты.
Сравнивать с молодежью украинской, молодежь грузинскую нельзя совершенно. Может быть у кого-то мои слова вызовут неприятные чувства, но лично мне ситуация видится так. Ни в Тбилиси, ни в Батуми я ни разу не видел похожих на гопников парней. Молодые люди не сидят просто так на остановках или в парках изнывая от безделья, как это часто можно увидеть в Украине, не ходят толпами и не поджидают одиноких путников, чтобы отнять мобильный телефон или деньги. Возможно такие и есть, но их совершенно не видно ни в центре, ни в спальных районах.
Я убежден, у Грузии с такой молодежью есть большое и светлое будущее.

За месяц я практически не видел бомжей. Попрошайки есть, но они не в счет. Хотя и попрошайки в Тбилиси выглядят куда более приличней, чем в Украине. Попался правда один раз "синяк" с запухшей мордой, но это был одинокий эпизод, который можно проигнорировать. Объективности ради стоит отмерить, что лицо у него было подозрительно славянского типа.
Хотя грузины и любят выпить, но пьяных людей я почти не видел. Да и те, что очень редко попадались на глаза, вели себя прилично. Мне видится, что проблема пьянства или алкоголизма в Грузии не актуальна. Хотя я и могу ошибаться, и это мой чисто субъективный взгляд.


Грузины почему-то очень гордятся тем, что они правоставные. Именно гордятся. В этом плане они чувствуют родство с украинцами, мол мы и вы православные. Вообще, грузины относятся к Украине и украинцам с большим сочуствием и симпатией. Всегда для украинца выгодней сказать что он "украинэли" (украинец), а не "уцхоэли" (иностранец). Потому, что украинцев грузины любят. Они чувствуют некоторое родство между грузинским и украинским народами, интересуются, как дела у нас в Украине и надеются, что Украина начнет хорошо жить. Такого теплого чувства у украинцев, по отношению к грузинам, я честно говоря особо не встречал. Я - не в счет.

Есть у грузин и мелкие недостатки, о которых я не могу не сказать, для объективности своего повествования.
Грузины немного ленивы, как и все южные народы. Работать начинают в основном в 10 часов, заканчивают в 18, хотя Тбилиси на много меньше Киева и добраться до работы здесь можно быстрее и проще. У меня к примеру, времени уходит всего минут 45. чтобы добраться до работы, а живу я, далеко не в центре. Недостаток этот, лично меня совершенно не расстраивает, так как позволяет мне выглядеть на их фоне более привлекательней.

Еще, грузины любят часто говорить о своей бедности. Признаться, Украина не на много богаче Грузии, однако я никогда не слышал, чтобы украинцы говорили о том, как им плохо живется и что Украина очень бедная. В Грузии же каждый второй мне говорил, что Грузия - очень бедная страна. Для меня это по меньшей мере странно. Зачем говорить о бедности, ведь если не говорить, а работать, то бедность очень скоро исчезнет как роса на солнце. Признавать бедность, это все равно, что с ней смириться.
Поговорить о бедности Грузии любять разные слови населения, в том числе и интеллигенция, что уж очень удивительно.
Мне кажется, сейчас в Грузии созданы все условия, для того, чтобы о бедности можно было бы поскорей забыть. Уж если мне, иностранцу, с очень плохим знанием языка, удалось за 2 недели найти работу, то грузинам в своем родном городе сделать это можно на много быстрее. Однако некоторые предпочитают рассказывать о своей тяжелой доле...

Грузины более моральны и порядочны чем украинцы. Здесь редко можно услышать, чтобы ругались, особенно с применением матов. У нас же (у них), в Украине, особенно в последнее время, матом не ругаются, матом разговаривают.
Грузины более патриархальны и консервативны чем украинцы. Возможно именно это и держит их на месте, не даваю дальше развиваться.

В техническом плане, Грузия, мне кажется, тоже опережает Украину. В Грузии хороший интернет, давно есть 3G, а в Украине он только начинается и то, лишь в Киеве. Очень многие люди пользуются смартфонами, в метро установлены турникеты не на жетонах а на пластиковых электронных карточках, которые подходят и для оплаты в автобусах. По всему Тбилиси и Батуми установлены автоматы-"пополнялки", в которых можно пополнить все, и счет на мобильном и карточку в общественный транспорт и еще много чего. Причем, за пополнение не берется комиссия! В Батуми автобусы с кондиционерами и специальными подъемниками для инвалидом. Вот это и есть настоящая забота об инвалидах, а не декларативно-показушная, как в Украине. Многие тротуары оборудованы пологими пандусами в местах переходов через дороги.
В Грузии, в банкоматах можно снять не только лари, но и доллары, чего нет в Украине и подавно, если они конечно у вас есть на счету.

И еще одна мелочь. В супермаркетах в Грузии, пакет дается в подарок, его не нужно покупать как в Украине. И когда вы покупаете хотя бы пирожок или булочку, вам всегда дадут пакетик и несколько салфеток в придачу. Мелочь, а приятно. Даже в простом магазине, покупая маленькую бутылочку воды, вам дадут пакетик, чтобы вы не несли ее в руке.

Вот такой получился у меня рассказ. Уверен, не всем понравится. Ну что ж, поделать, это уже не мои проблемы. Мое дело было честно и красиво все описать...

Вперед, в демократическое будущее, в средневековое царство

В недавнем историческом прошлом образ грузин был для советских людей вполне определенным. В их глазах типичными грузинами были герои одноименных фильмов "Отец солдата" и "Мимино". Грузинские торговцы фруктами царствовали на рынках по всему СССР, сорили деньгами в ресторанах и вообще были известны как кутилы и прожигатели жизни. У прочих, не слишком благоденствовавших в советские времена национальностей, сложилось стойкое представление, что грузин может быть только богатым или очень богатым, а уж бедным – точно никогда.

В настоящее время от прежнего этнического стереотипа не осталось ничего. Среди последних прозвучавших эпитетов можно назвать следующие: политические хулиганы, клоуны, психопаты, коррупционеры, заокеанские политические марионетки...

Вполне очевидно, что грузины, как и все народы бывшего СССР, больше не являются частью единой исторической общности и окончательно перестали быть "социалистической нацией". Что же осталось после того, как коммунистическое иго и "русское имперское ярмо" окончательно сброшено? А после этого обнаружилось, что несмотря на ярко выраженное и господствующее у грузин национальное самосознание, процесс национальной консолидации грузинской нации еще очень далек от завершения.

Общая численность грузин составляет более четырех миллионов человек, но к настоящему времени из независимой Грузии уехало по разным подсчетам от одного до полутора миллионов. Подавляющее большинство этих людей относятся к молодому и среднему возрасту, имеют хорошее образование, многие из них являются признанными корифеями в медицине, искусствах и многих областях научного знания. Почему же энергичная и предприимчивая часть грузин оказалась в столь нелюбимой тбилисской политической элитой авторитарной России, а не в родном, истинно демократическом Сакартвело?

И вообще, кто такие грузины?

Под общим названием "грузины" объединено более 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы (подобно чехам или сербам по отношению к русским). Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых, которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин "грузины", а самоназвание "картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы грузин Восточной Грузии, мегрелов и сванов.

Невысокий уровень консолидации грузинской нации объясняется тем, что как справедливо констатирует историк и политический деятель постсоветской Грузии Г.Мамулия, грузинская нация начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII веке, после того, как "находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII века) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи".

Нынешние тбилисские правители этот факт не признают и пытаются представить российский период грузинской истории в качестве тяжелейшего испытания. Подобные заявления свидетельствуют не столько о незнании собственной истории, сколько о воинствующей русофобии.

…К моменту включения в состав Российской империи население современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная Грузия была населена многочисленными субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка. Сформировавшееся после присоединения к России грузинское просветительское, а затем национальное движение (первоначально дворянское, а затем разночинно-интеллигентское) имело целью духовное возрождение собственного народа, преодоление культурно-языковой раздробленности и формирование единой грузинской нации и государства. Источником вдохновения грузинского национального движения (движение "Тергдалеули", Общество распространения грамотности среди грузин и т.д.) стало богатое историческое прошлое, особенно времена существования так называемой "идеальной Грузии" – средневекового Грузинского царства X-XIII веков.

Заново переосмысливаемые с точки зрения современных реальностей, приобрели в постсоветской Грузии настолько важное значение, что необходимо хотя бы вкратце остановиться на средневековой истории. Как ни парадоксально, единое Грузинское (точнее, Абхазо-Грузинское) царство появилось благодаря не грузинам, а абхазам. В VIII веке абхазские феодальные княжества были объединены в составе единого Абхазского царства, которое при поддержке хазар вышло из-под контроля Византии, а затем начало экспансию в юго-восточном направлении. После того, как в его состав была включена вся Западная Грузия, в Кутаиси была перенесена столица Абхазского царства. В Х веке династия абхазских царей прервалась, и престол перешел к Баграту III (грузину по отцу и абхазу по матери).

Династия Багратиони продолжила политику территориальной экспансии, ее результатом стало объединение Западной и Восточной Грузии. В ХIII веке после монгольского нашествия Абхазо-Грузинское царство распалось, воцарилась феодальная междоусобица, и страна на многие века оказалась в том самом "тупике социального развития", о котором пишет Г.Мамулия. Этот период закончился лишь с приходом в Закавказье России, после которого в Грузии, огражденной от внешних нашествий русскими штыками, начался период национального возрождения.

Почему же события средневековья приобрели актуальность в современных условиях? Дело в том, что разделенное на бесчисленные группы и течения грузинское национальное движение XIX-XX веков было едино в определении границ "исторически принадлежавшей грузинам территории": ими стали именно границы "идеальной Грузии" –Абхазо-Грузинского царства периода его максимального расцвета.

Согласно официальной грузинской версии, летописцы уже в Х веке под названием "Картли" подразумевали всю Грузию, обширную страну, где христианское богослужение велось на грузинском языке. На протяжении многих поколений в грузинских школах именно границами "идеальной Грузии" определяются "исконные грузинские земли", именно эти границы являются справедливыми на уровне современного грузинского массового сознания.

Порочность данного подхода заключалась в том, что данное средневековое царство изначально было многонациональным, что, в частности, было закреплено и в названиях его правителей: "царь абхазов, картвелов, эгров, кахов…". Поэтому уже в середине ХХ века трактовка вопроса о том, кто на территории Грузии является "хозяином", а кто "гостем", стала предметом острой дискуссии, способствовала ухудшению отношений между грузинами и этническими меньшинствами.

Наряду с объявлением меньшинств "гостями на исконных грузинских землях", грузинская общественно-политическая мысль изначально включила мегрелов и сванов в состав единой грузинской нации и отказалась признавать за ними право на собственное национальное существование. Проиллюстрируем значение и суть этого судьбоносного для грузинской нации положения на примере славян. Как известно, чехи, сербы, поляки и другие народы являются славянами, имеют общих исторических предков и языковое родство, но никому не придет в голову провозглашать их русскими.

…Первая попытка осуществить на практике права грузин на "свои исторические земли" была предпринята после распада Российской империи, в период существования независимой Грузинской республики. Но власти страны, стремившиеся добиться национальной консолидации грузин в максимально сжатые сроки, проводили по отношению к этническим меньшинствам откровенно шовинистическую политику. Вот как характеризовал эту политику очевидец: "в Грузии усиленно культивируется национализм в очень диких формах. В Учредительном собрании армянам не разрешают говорить по-армянски. Резкая борьба против стремления Аджарии к автономии. Осетинов страшно преследуют и выселяют. Сильная национальная борьба идет в Абхазии."

Как и в прошлом, в настоящее время грузины и национальные меньшинства страны имеют собственные версии своей истории. К примеру, отношения между абхазами и грузинами оценивается с диаметрально противоположных позиций. Абхазская сторона связывает все беды своего народа – массовые аресты, истребление интеллигенции и значительной части крестьянства, запрет говорить на родном языке и т.п. – с союзными руководителями грузинского происхождения (Сталин, Берия и другие) и политикой республиканского руководства, которые совместно проводили политику насильственной грузинизации населения. Грузинская сторона связывает все проблемы в отношениях между двумя народами с политикой союзного руководства, которое во имя "господства Москвы" сознательно разъединяло и противопоставляло братские народы. Как показывают социологические исследования, в настоящее время подобные взгляды разделяются подавляющим большинством грузинского населения.

Подобные взаимоисключающие взгляды отражают одно принципиально важное явление. В течение всего советского периода важнейшей задачей руководства Грузинской ССР (как и их предшественников в 1918-1921 гг. и последователей в постсоветские времена) было достижение национальной консолидации грузин в максимально короткие исторические сроки. В период правления Сталина эта задача решалась откровенно репрессивными методами: некоторые народы были выселены за пределы Грузии (греки, курды, турки-месхетинцы). Другие, даже не родственные картвелам, были объявлены "грузинскими племенами" и должны были быть насильно грузинизированы.

Сегодня политика государственного строительства Грузии вновь строится на основе жесткого унитаризма, на дискриминации и подавлении меньшинств. Конституция 1995 года провозгласила Грузию федеративным государством, но это осталось чисто пропагандистским шагом; условием начала рассмотрения всех связанных с федерацией вопросов было объявлено "восстановление территориальной целостности Грузии".

Таким образом, глубокий кризис государственности в нынешней Грузии во многом предопределен принципиальной невозможностью осуществить избранную еще в XIX веке стратегию строительства грузинской нации и грузинского государства.

Процесс формирования грузинской нации может быть облегчен и значительно ускорен только в случае признания за мегрелами и сванами права на национальное существование. Но эта идея, похоже, совершенно неприемлема не только для политической элиты, но и для большинства современных грузин.

По материалам "Новой политики"

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Происхождениe (этногенез) грузин

Проблема происхождения (этногенез) грузин является чрезвычайно сложной и спорной. Это обусловлено несколькими причинами. Формирование любой нации или любого народа – длительный процесс, протекающий в столь далеком прошлом, что говорить о каких-либо письменных источниках, свидетельствующих об исторической достоверности происхождения того или иного народа, естественно, говорить не приходится. Историческими источниками для изучения происхождения народа служат сообщения историков более позднего периода и их высказывания и соображения по данной теме. Некоторые из этих сведений весьма сомнительны. Помимо всего не существует абсолютно чистой расы, так как этногенез это сложный и длительный процесс, в котором участвуют многие племена и народности.

В этот процесс иногда вовлекаются совершенно разные этнические группы, которые хотя и претерпевают ассимиляцию , но, со своей стороны, оказывают влияние на коренное население .

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

1. Источники по этно генезу грузин. Интерес к собственному происхождению грузины проявляли еще в древние времена. Согласно грузинскому историку XI века Леонтию Мровели , у кавказских народов был один предок – Таргамос . Он был сыном Ноя и внуком Яфета . У Таргамоса было 8 сыновей, которые считались родоначальниками всех кавказских народов. Родоначальником грузин считается Картлос , сын Таргамоса . Понятно, что эта теория связана с Ноем : согласно Библии, народы мира являются потомками сыновей Ноя Сима, Хама и Яфета . Но интересно другое, главное положение теории Леонтия Мровели о родстве всех кавказ ских народов и их этни чес кой общности . Здесь необходимо учесть, что автор этой теории – деятель XI века. В то время, несмотря на тяжелое положение, развитие страны шло по пути подъема. Создавалась почва не только для объединения страны, но и для осво бождения кавказских народов под знаменем единой Грузии . Осуществление этой задачи требовало идеологического обоснования, чему и служила частично теория Леонтия Мровели. Хотя, не исключено, что существовала традиция или идея, согласно которой народы Кавказа произошли от одного предка. Интересные сведения об этногенезе и первоначальном местопребывании грузин сохранились в летописном своде «Обращение Картли» («Мок цеваи Картлисаи») . После занятия Мцхета Азо отправляется в Ариан-Картли и возвращается оттуда со своими соотечественниками, которых расселяет в Картли. Исходя из этого сведения, грузины (точнее, коренные жители Восточной Грузии) прибыли из Ариан-Картли. Здесь подразумевается территория Восточной Грузии, находившаяся в составе Ахеменидского Ирана (верховье реки Чорохи). Интересно, что движение отдельных грузинских племен с юга в сторону Картли реально подтверждается. Мушки (месхи) из Анатолии продвигаются в северо-восточном направлении к Картли. На пути их продвижения и теперь можно встретить названия: Самцхе (Са-мцхе, Са-месхта, Са-месхе) и Мцхета (Мцхе-та, Месх-та).

Сведения о происхождении грузин находим и в иностранных источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи являются потомками египтян . Это утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли , или Иберии , как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии , или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор . Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. Повидимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

2. Научные теории об этногенезе грузин. Выдающийся грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами , так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков . Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кав казские племена шли с юга и заселяли Кав каз поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5–6 тысяч лет назад большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы , которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы . Позднее, в XI–VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту .

После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха .

Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север . Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами .

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая роль принадлежит археологическим материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

3. Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень длительный период своего развития и является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков , так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э . В это время получило первые импульсы выделение сванского , существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VII I в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской группы картвельских племен наблюдаются контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен , хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения грузинских племен в южном направлении нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь ассирийские надписи VIII–VII вв. д о н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и сванский языки, составляющие бесценное языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны с древности, как в пределах современных границ Грузии, так и на более обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали по направлению Восточной части Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения.

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

автора Гумилев Лев Николаевич

Эволюция и этногенез Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и микроэволюционными процессами. Но, признавая

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез и энергия Общими чертами для этноса как такового, т. е. любого, являются: 1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение; 2) мозаичность, вернее - бесконечная делимость, цементируемая системными связями; 3) единообразный процесс

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Этногенез До тех пор пока этнографы строили классификации по видимым индикаторам: языку, соматическим признакам (расам), способу ведения хозяйства, религиям, уровням и характеру техники, казалось, между суперэтносами и этносами пропасть. Но как только мы переносим

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

41. Война 450–472 гг. и этногенез Каждое явление истории может быть рассмотрено в различных ракурсах, не подменяющих, а дополняющих друг друга: в социальном, культурном, государственном и т. д. Нам, для нашей темы, нужен этнический аспект. Посмотрим, какие этносы сражались под

автора

ЭТНОГЕНЕЗ В науке тогда господствовали взгляды на этногенез, сложившиеся еще в XIX веке. Становление и развитие народа подменялось становлением и развитием языка.Но глоттогенез (происхождение языка) и этногенез (происхождение народа) - не одно и то же. В истории известны

Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА - «Этногенез и биосфера Земли»? Вы знаете, да, была такая книга. Удивительно интересная! Я ее с удовольствием прочитала. Правда, ее совсем зачитали, не помню, оставили ее на полке или нет, - говорила мне пожилая женщина, библиотекарь подсобного фонда

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

МИГРАЦИИ И ЭТНОГЕНЕЗ В XVIII в. в Тропической и Южной Африке продолжались миграции народов, говоривших на языках банту. В этот период банту продолжали перемещение из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию

Из книги Монголы и меркиты в XII в. автора Гумилев Лев Николаевич

ЭТНОГЕНЕЗ И ПАССИОНАРНОСТЬ Кривая этногенеза Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до макрокосмоса (развитие человечества в целом) общественная и природные формы движения соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГРУЗИН Сегодня грузины являются одним из наиболее примечательных народов, они привлекают внимание историков и археологов богатством и разнообразием своей древней материальной культуры и длительностью существования своих

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

1.1. Славянский этногенез «Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская,

Из книги Присоединение Грузии к России автора Авалов Зураб Давидович

Глава шестая Участие грузин в Первой турецкой войне при императрице Екатерине II IВеликая, блестящая Екатерина и ее самоуверенные даровитые сановники нашли неожиданный повод обратить близкое внимание на Грузию и ее владетелей.С давних пор сносилась Грузия с Россией;

Из книги Гений зла Сталин автора Цветков Николай Дмитриевич

Чудесный грузин Для реализации своей несбыточной идеи о свершении мировой революции Ленин считал для себя стратегической задачей привлечение в свои ряды не только русских, но и инородцев. И вдруг ему повезло: подвернулся настоящий горец, говоривший по-русски с сильным

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Этногенез украинцев Еще в период феодализма под влиянием политической конъюнктуры возникла идея о существовании древнерусской народности, из которой входе последующей эволюции выделились великорусы, украинцы и белорусы. В советскую эпоху эта концепция доминировала в

Из книги От царской Скифии к Святой Руси автора Ларионов В.

Славянский этногенез Прежде всего мы должны четко усвоить непреложный исторический факт: последнее тысячелетие человеческой истории равнину от Карпат до Урала, от Белого моря до Черного занимает русский этнос, православный по религии, славянский по языку и крепко

Из книги Миссия России. Национальная доктрина автора Вальцев Сергей Витальевич

§ 1. Этногенез Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории. О. Хаксли Мы часто сталкиваемся с термином «Запад». Но что скрывается за этим термином, что составляет ядро западной цивилизации, так ли она едина? Мы уже говорили о важности

Из книги Люди Грузинской Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Лучанинов Владимир Ярославович

Грузин-христианин Мой отец любил читать вслух, он читал очень много. А я, когда мне было не больше пяти лет, часто оказывался рядом, слушал его и, хотя по большей части и не понимал смысла, старался понять, мне было очень интересно. Отец часто повторял: «Грузин – христианин.

Рыжих людей на Земле мало, их всего около 2% населения Земли. Многие наблюдатели действительно уверяют, что среди грузин есть светлые и рыжие люди, и что в Грузии существует миф о том, что раньше местное население всё поголовно было высокими, голубоглазыми блондинами. Но правдив ли он?

Миф породила молва?

Рыжие волосы редко встречаются у черноволосых народов. Происходит это вот по какой причине: дело в том, что мутация гена MC1R, которая отвечает за огненный цвет волос, должна оказаться у обоих родителей. Только тогда у них появится рыжеволосый ребенок.

Ген этот - рецессивный, то есть оба родителя могут быть жгучими брюнетами и иметь явные признаки грузинской национальности. Представьте себе, каково же удивление родных, когда дитя рождается с рыжими волосами. Такое не только запоминается, но и расходится молвой по селами и деревням. И если отцовство неоспоримо, то оправдание одно – все дело в предках. Это они были рыжими, высокими и голубоглазыми.

Вторжение с севера

С другой стороны, нельзя отрицать, что на Кавказе действительно встречаются люди местных национальностей: грузины, горские евреи, армяне и горцы, – обладатели светлых глаз и светлых волос, в том числе, рыжих.

Антрополог Иван Пентюхов, проводивший исследования в начале прошлого века, сообщал, что действительно, в западной части Кавказа и на побережье Черного моря существует тип кавказцев с ярко выраженной европейской внешностью: светлыми глазами, светлыми волосами и круглыми лицами.

Он связывал появление такой нетипичной внешности с пришлым населением, которое, возможно, спасаясь от голода или войны, явилось на Кавказ с севера. В отдаленных районах такое население могло сохраняться столетиями, перенимая у местных народов культуру, но не смешиваясь с ним.

В пользу такой версии можно указать на таинственный, немногочисленный народ в Грузии – сванов, которые живут высоко в горах Грузии близко от черноморского побережья и часто являются обладателями голубых глаз и светлых волос.

Норманнский след

Есть версия, что это могли быть потомки древних викингов, которые еще до того, как уйти на север, в Скандинавию, жили в Приазовье. Еще 1899 году норманист Вильгельм Томсен заметил этимологическую связь северокавказских языков со шведским и датским.

Наконец, есть предположение, что черты северных народов принесли с собой русские, а буквально двести лет назад население Кавказа было более однородным.

Славянские рабы

Ещё одна версия, которая может объяснить наличие светлых волос и голубых глаз у кавказцев - это торговля рабами. Довольно часто воинственные народы Северного Кавказа делали набеги на своих северных соседей и умыкали пленников: мужчин и женщин. Мужчин продавали османам, а рабынь часто оставляли в наложницах.

Правда, это ничего не проясняет про грузин, потому что они довольно рано, в IV веке приняли христианство и рабами не торговали.

Замкнутость общин

В Грузии живут грузинские евреи. Они попали сюда после пленения Навуходоносором, который увел их в Персию. Известно, что народ этот не часто женится на посторонних, а по большей части живет замкнутыми общинами, в которых рецессивные гены проявляются быстрее.

И если в таком закрытом обществе есть ген рыжих волос, то в конце концов он проявится у большинства его членов. Известно, что в Грузии рыжеволосые евреи встречаются чаще, чем в других местах. Возможно, проявление рецессивных генов рыжеволосости происходит в замкнутых общинах грузин, живущих в горах. При этом антропологически они могут не отличаться от своих родичей.

Таинственные Албанцы

Государство Кавказская Албания, которое согласно авторам античности, было населено высокими, белокурыми и светлоглазыми людьми, возникло на территории Азербайджана во II веке н.э и распалось под ударами арабских завоевателей в X веке.

Албанцы жили между Иберией (Грузией) и Каспийским морем и оказали влияние на формирование армянского, грузинского, азербайджанского и некоторых других народов Кавказа. Так как Албания граничила с Иберией, грузины могли смешиваться с албанцами, перенимая у них светлые волосы и глаза. Позже народ просто растворился в темноволосом местном населении, но время от времени появляются дети – носители древних генов.

По мнению профессора Ролана Топчишвили, наиболее вероятными преемниками албанцев является народность удины, среди которых много светловолосых людей.

Сарматы

И наконец, есть предположение, что светлые волосы кавказцев, в том числе и грузин, могут быть связаны с неведомым народом, чьи гробницы находят в могильниках степных районов Дагестана и в Чечне. Этот антропологический тип до сих пор встречается на Кавказе, а ближайшими родственными народами являются сарматы.

Грузия – исторически близкая нам страна, а многие ее представители живут в России, поэтому браки с грузинами давно стали вполне привычным делом. Но одно дело выйти замуж за грузина, живущего в нашей стране и в целом не отличающимся от россиянина в любви и быту, и совсем другое – уехать с ним в Грузию.

Прежде чем решится на такой шаг, стоит поближе познакомиться с обычаями и укладом жизни этой страны, чтобы совместная жизнь не стала неприятным сюрпризом и не вызвала только одно желание – поскорее уехать обратно. Грузия хоть и близка России, и имеет ту же веру, все же во многом отличается, поэтому давайте познакомимся поближе и с грузинами, и с самой страной.

Какие девушки нравятся грузинам

Как и представители всех южных наций, грузины очень падки на блондинок, причем это не имеет никакого отношения к пошлому стереотипу про «блондинок». Просто, что для Грузии, что для Испании блондинки – большая редкость, поэтому они изначально воспринимаются как нечто экзотическое и поэтому особенно притягательное.

Но просто понравиться, и даже закрутить роман, не означает стать женой, и чтобы заманить грузина в ЗАГС, придется, как следует постараться.

В первую очередь учтите, что грузины очень любвеобильные. Они просто обожают общаться с женщинами, особенно с красивыми. Флирт с незнакомкой, комплименты при каждом удобном случае – все это для них обычное дело, причем нередко такие вольности позволяются в присутствии своей постоянной подруги. Они умеют нравиться и подбирать ключ ко всем людям, поэтому часто уже через пять минут после знакомства с грузином возникает впечатление, чтобы давние друзья.

Поэтому, если на вас обрушивается лавина красивых и приятных слов, не спешите обольщаться и принимать их за чистую монету. Грузинам буквально наполнены любовью и жизненной силой, поэтому им нравятся все девушки сразу, но на статус законной супруги могут рассчитывать лишь единицы. Замуж грузинские мужчины берут только скромных и порядочных.

Ветреные дамы, какими бы они не были привлекательными, практически не имеют шансов, так как в этой стране жениться принято не только следуя зову сердца, но и учитывая традиции общества. В первую очередь это касается распределения ролей – мужчина всегда главный, поэтому больше всего шансов имеют женственные, добрые и уступчивые девушки, не стремящиеся к эмансипации и проявлению характера.

Причем это касается даже тех из грузин, кто в целом отходит от традиций своего народа, так как гены не обманешь. Главный – всегда мужчина и никак иначе.

Грузины в отношениях

Представители всех кавказских народов красиво и романтично ухаживают. Вы постоянно будете слышать красивые слова о вашей внешности и очаровании, получать огромные букеты роз и дорогие подарки. С ними никогда не бывает скучно, причем нередко даже излишняя болтливость и навязчивость выглядит очень мило и привлекательно.

Грузинские парни постоянно пишут смс, часто звонят просто поговорить и стремятся проводить вместе все свободное время. Не пытайтесь унять такой горячий пыл и осадить своего кавалера, просто позвольте ему быть самим собой и носить вас на руках. Но не обманывайтесь полностью такой показной любовью – после свадьбы все может измениться, и в качестве мужа грузин будет резким и требовательным, постоянно ревную к каждому столбу.

Они чтят традиции своего народа и в целом являются достаточно консервативными людьми. Поэтому вместо обещанных золотых гор вы можете увидеть лишь горы Кавказа и патриархальный уклад жизни, который кажется абсурдным многим из россиянок, особенно склонным к эмансипации. Большинство наших девушек не желают мириться с такой ролью в семье, начинают отстаивать свои права, что чаще всего кончается разводом.

В период начала отношений характер показывать не нужно, но и полностью подчиняться тоже – старайтесь соблюдать тонкую грань между этими крайностями, которая позволит выяснить истинные взгляды на жизнь вашего кавалера, и его реакцию на ваши. Примет ли он вас такой, какая вы есть или будет стремиться переделать под себя? Ревнует ли по-настоящему или больше притворяется в рамках романтической игры?

До свадьбы очень важно понять, не является ли жених скрытым домашним деспотом, что часто встречается на Кавказе. Особенно явно такие черты проявляются именно с русскими женщинами, которых не воспитывают с детства для подчиненной роли.

Грузинская семья

Конечно, для любой семьи идеальный вариант – это жизнь в отдельном доме, подальше от родителей. Но русской невесте нужно быть готовой и к тому, что на какое-то время придется поселиться в доме отца. Как и во всех патриархальных культурах, в Грузии глубоко уважают старших, причем независимо от их социального статуса.

Чтобы в доме царила мирная атмосфера, молодой жене обязательно придется во всем слушаться свекровь, всегда оставляя за ней последнее слово. Любые пререкания и споры обязательно будут приводить к конфликтам, в которых поддержки от мужа вы не увидите, так как он всегда будет на стороне матери. Поэтому, если вы любите мужа и не хотите разводиться – придется дружить с его родителями.

В целом в грузинской культуре развиты родственные связи и семьи практически всегда очень крепкие. Семья – святое, как и ее члены. Если отец умирает или случается что-то еще, за незамужних сестер отвечает старший из братьев, причем и финансово тоже. Грузины редко идут против мнения семьи, а каждый брак рассматривается не как отдельный союз, а как часть одного большого коллектива. Поэтому придется дружить со всеми братьями, дядями и остальной родней.

Положительная сторона такого уклада – финансовая сторона семейной жизни полностью ложится на плечи мужчины. Обеспечивать жену и детей – все это будет только его заботами, жене не придется даже задумываться о подобных вопросах.

Конечно, при желании вы сможете работать, так как народ Грузии все же не самый «дремучий» и современные веяния ему не чужды, но все же мужчины предпочитают заботливых домохозяек, а не своенравных карьеристок.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.