Джузеппе Верди - итальянский оперный композитор и дирижёр.
Родился близ города Буссето, в северной Италии.

Первоначально занимался музыкой с органистом местной церкви. В 1833 году Верди отправился в Милан для обучения в консерватории, но тамошний директор не признал у Джузеппе выдающихся способностей и отказался принять его. Верди обучался частным образом у директора театра «Ла Скала», под руководством которого пробовал писать марши, увертюры, кантаты… Ни одно из его сочинений не было опубликовано.
Вернувшись на родину, Джузеппе стал директором филармонического общества и выступал в его концертах в качестве дирижёра, композитора и пианиста. В 1838 году Верди переселился в Милан и теперь уже удачно дебютировал на сцене «Ла Скалы» как автор оперы «Оберто, граф Сан-Бонифачо». В дальнейшем композитор создал много опер и для этого театра, и для других известных в мире сцен. В частности, он написал по заказу российской Дирекции императорских театров оперу «Сила судьбы» и в 1862 году был приглашён в Петербург для её постановки в Мариинском театре. Самые известные его оперы «Набукко», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», Фальстаф».
Последние годы жизни Верди провёл на своей вилле «Сант-Агата» близ г. Буссето. Достигнув музыкальной славы и богатства, он построил приют для престарелых итальянских музыкантов и певцов.

Джакомо Пуччини - итальянский оперный композитор.
Родился в г. Лукке. Его отец был органистом, дирижёром, композитором и педагогом. Мальчик очень рано проявил музыкальное дарование. С пяти лет Джакомо начал заниматься музыкой с отцом, с десяти лет стал работать церковным органистом. С 1880 года обучался в Миланской консерватории, по окончании которой написал свою первую оперу «Виллисы».

Оперный жанр очень увлёк композитора. На протяжении следующих лет Пуччини пишет десять опер. Самые известные из них «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Турандот». В своих операх Пуччини стремился к музыкальному реализму, к непрерывному развитию действия. Его стиль повлиял на дальнейшее развитие оперного искусства: стиль музыки Пуччини можно слышать и в оперной музыке Шостаковича и Прокофьего. Кроме опер Пуччини написал несколько кантат, камерно-инструментальные ансамбли, романсы, хоры, органные пьесы.

Людвиг Ван Бетховен - наверное самый известный классик мирового музыкального искусства.

Родился он в г. Бонне. Первым учителем музыки был его отец, вспыльчивый, грубый нрав которого и пристрастие к вину делали уроки очень тяжёлыми и едва не заглушили в ребёнке любовь к музыке. В 1787 году Людвиг совершил поездку в Вену для занятий с Моцартом. Позже, в 1792 году молодой музыкант был послан в Вену заниматься под руководством Гайдна. Но учился больше у других композиторов. Гайдн не обладал преподавательским даром, но способствовал развитию музыкального вкуса воспитанника.
Бетховен занимался самообразованием, изучал языки, классическую литературу, год учился в Боннском университете на факультете философии. На рубеже XVII и XVIII веков был поражён тяжёлым недугом - глухотой. Написал оперу «Феделио», балеты, мессы, 9 симфоний, музыку к драматическим спектаклям, камерные ансамбли, произведения для фортепиано, песни. Вершиной его творчества считается Девятая симфония. Очень популярны Пятая симфония, сонаты «Лунная» (№14), «Аппассионата» (№23) и «Патетическая» (№8).

Иоганнес Брамс - немецкий композитор, пианист, дирижёр.

Родился в г. Гамбурге. Отец его был контрбасистом в оркестре городского театра. Необычайная талантливость Брамса проявилась рано, но ему приходилось помогать семье и заниматься аранжировкой маршей для военных оркестров, а по вечерам играть в гамбурских пивных. В 1847 году он в первый раз выступил публично как пианист, исполнив вариации собственного сочинения, и обратил на себя внимание лучшего гамбурского музыкального педагога, который и стал с ним заниматься. В 1853 году Брамс предпринял концертное турне по Германии, познакомился с Листом, Шуманом. Шуман отнёсся к его таланту с большим вниманием и очень помог своей поддержкой. Уже на следующий год появились первые его произведения - три фортепианные сонаты и скерцо. В дальнейшем композитор жил то в Германии, то в Швейцарии, в 1862 году поселился в Вене и занял место капельмейстера Певческой академии.
Брамс писал во всех существующих родах музыки, кроме оперной. Написал более 80 произведений. Большой известностью пользуются его фортепианные и скрипичные концерты и «Венгерские танцы».

Фредерик Шопен - польский композитор и пианист.
Родился в деревне Желязова Воля близ Варшавы. Его отец преподавал французский язык. Очень рано у Фредерика обнаружилось музыкальное дарование. После окончания гимназии в 1827 году его успехи в игре на фортепиано и композиции были такими, что юноша прослыл гением. Он начал выступать в концертах, стали печатать его первые сочинения.

Шопен писал исключительно для фортепиано и для ансамбля с солирующим фортепиано. Его перу принадлежат два концерта, три сонаты, четыре баллады, четыре скерцо, двадцать один ноктюрн, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии, а также шестнадцать песен.

Джоаккино Россини - итальянский композитор, дирижёр, пианист, скрипач, виолончелист, музыкальный деятель.
Родился в г. Пезаро в семье музыкантов (отец играл в духовом оркестре, мать была оперной певицей) В юности пел в хоре, аккомпанировал на клавесине, играл на скрипке. В 1806 году был отдан учиться в Болонский музыкальный лицей. На первом году занятий, в 14 лет, сочинил оперу «Деметрио и Полибо» и был избран членом филармонической академии.
С 1810 года его новые оперы ставятся по всей Италии. Мировую известность Россини принесла опера «Севильский цирюльник», которую он написал в 24 года. Композитор выезжал в разные города мира, руководил театром Итальянской оперы, затем получил должность «первого композитора короля». Опера «Вельгельм Тель» считается вершиной его творчества.

Рихард Вагнер - немецкий композитор, дирижёр, драматург, критик, музыкальный и общественный деятель.
Родился в г. Лейпциге. Учился в Дрезденском университете, слушал лекции по философии и эстетике. В детстве не чувствовал особенного влечения к музыке. Сильное впечатление произвело на него знакомство с произведениями Бетховена, после чего он начал брать уроки фортепианной игры и теории музыки. Из сочинений Вагнера особо популярны оперы «Лоэнгрин», «Тангейзер», оперная тетрология «Кольцо Нибелунгов».

Феликс Мендельсон - немецкий композитор, представитель романтического направления в музыке.
Он родился в Гамбурге, в семье банкира. Рано обнаружив музыкальные способности, Феликс осваивал скрипку и фортепиано,изучал теорию музыки. Ещё в детстве он начал сочинять. В доме отца часто устраивались музыкальные собрания с участием небольшого оркестра. Исполнялись на них и произведения юного Феликса: в 11 лет он был уже автором одной скрипичной сонаты, двух фортепианных, маленькой кантаты и маленькой оперетты. В 14 лет написал концерт для двух фортепиано с оркестром, а в 15 лет - симфонию. В 1829 году под управлением молодого композитора состоялось первое исполнение «Страстей по Матфею» после смерти их автора - так Мендельсон возродил для слушателей музыку Баха. А в 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, куда пригласил преподавать Шумана. Феликс Мендельсон оставил после себя громадное количество сочинений. Наиболее выдающимися считаются оратории «Павел», «Илия», скрипичный и фортепианный концерты, песни без слов для фортепиано, музыка к комедии «Сон в летнюю ночь».

Пётр Ильич Чайковский - русский композитор, поднявший на небывалую высоту отечественное симфоническое искусство, дирижёр, критик, педагог.
Родился в городе Воткинске Вятской губернии. Учился в Петербурге в Училище правоведения, где много времени посвящалось занятиям музыкой.

После окончания училища служил чиновником юстиции. Завершил музыкальное образование в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории, учеником А. Рубинштейна. С 1866 года -профессор Московской консерватории, автор первого русского учебника по гармонии, музыкальный критик газеты «Русские ведомости». Первые шаги его на композиторском поприще были встречены недружелюбно как публикой, так и критикой. Но позже его музыка завоевала колоссальную популярность в России и за рубежом. Особенно любимы публикой оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Черевички», «Пиковая Дама», балеты «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»,с неизменным успехом исполняются шесть симфоний Чайковского, «Концерт для фортепиано с оркестром», «Скрипичный концерт» и романсы, которых композитор написал более ста. Концертировал за рубежом в основном в Европе и США и стал первым русским композитором, удостоиным мирового признания.

Михаил Иванович Глинка - русский композитор.
Родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. В раннем детстве он проявил свои музыкальные способности к колокольному звону. Михаил учился играть на скрипке, флейте, фортепиано. Когда ему исполнилось 13 лет, отец привёз сына в Петербург и поместил в пансион при Главном педагогическом институте, где Глинка и получил общее образование. Там же он продолжил музыкальные занятия. В 18 лет написал свои первые сочинения. Во время поездки в Италию, где он познакомился со многими знаменитыми композиторами, у Михаила родилась мысль о создании народной русской оперы. Вернувшись в Петербург, он сблизился с Жуковским, Пушкиным, Гоголем и другими литераторами.

Они восторженно приняли его идею. Жуковский подсказал сюжет об Иване Сусанине. За два года Глинка написал оперу «Жизнь за царя», которая имела громкий успех у публики. Через шесть лет была закончена вторая опера Глинки «Руслан и Людмила». Тогда зрители приняли её холодно, будучи ещё не готовы оценить своебразие национального характера. А между тем имя Глинки было уже широко известно за границей, им восхищались Ференц Лист и Гектор Берлиоз… Михаил Глинка считается основоположником русской музыкальной классики. После появления его опер можно было сказать, что русская музыка вступила в состязание с музыкой Запада. Очень популярны симфонические произведения Глинки - «Вальс-фантазия», «Аргонская охота», «Камаринская». Многие романсы Глинки (всего их более 80) стали образцами вокальной лирики - «Сомнение», «Жаворонок».

Николай Андреевич Римский-Корсаков - замечательный русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.
Родился в г. Тихвине. Заметив музыкальную одарённость мальчика, родители учили его музыке с 6 лет - насколько это было возможно в условиях глухого уездного городка, где никогда не устраивались концерты. Впрочем, согласно семейной традиции, Николая готовили прежде всего для службы Отечеству на флоте, поэтому в 12 лет он поступил в Петербургский Морской кадетский корпус.
Большое значение в жизни Николая имело знакомство его в 17 лет с композитором Балакеревым: Николай примкнул к музыкальному сообществу, названному позднее «Могучей кучкой». В кружок Балакерева входили Ц. Кюи, М. Мусоргский и А. Бородин. Их связывали совместные занятия, большая дружба, общие взгляды на музыкальное искусство.

В результате, после возвращения из трёхлетнего кругосветного плавания Николай Андреевич решил серьёзно посвятить себя музыке, не оставляя морской службы.
После создания Первой симфонии, музыкальной картины «Садко» и симфонии «Антар» он был приглашён в Петербургскую консерваторию, профессором которой оставался до конца жизни. Н. А. Римский-Корсаков написал учебник по гармонии, составил сборник «100 русских народных песен», оставил после себя большое композиторское наследие во всех музыкальных жанрах, но самая весомая часть его творчества - 15 опер. Среди которых наиболее известны «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Майская ночь». Очень популярны его симфонические произведения «Шахерезада» и «Испанское каприччио».

Александр Порфирьевич Бородин - один из ярчайших русских композиторов 19 века, учёный-химик, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Родился в Петербурге. Мальчик получил домашнее образование, экстерном сдал экзамен на аттестат зрелости, потом поступил в Медико-хирургическую академию. С детства у Александра проявились две страсти - к музыке и химии. С 8 лет он учился игре на фортепиано и флейте. Виолончель освоил сам, чтобы познакомиться с камерной музыкой. Так же самостоятельно изучал композицию. Окончив Медико-хирургическую академию, став впоследствии её профессором, Бородин не оставлял своих музыкальных занятий. Совмещая преподавательскую деятельность, Бородин сочинил три симфонии, два струнных квартета, ряд романсов. Наиболее знаменита его опера «Князь Игорь», которую он писал на протяжении многих лет урывками из-за недостатка времени. Композитор так и не успел закончить её, но после его смерти Николай Андреевич Римский-Корсаков, его близкий друг, вместе со своим учеником Александром Глазуновым завершили и инструментировали «Князя Игоря».

Бела Барток - венгерский композитор, пианист, педагог, музыкальный фольклорист.
Творчество Барток связано с венгерским крестьянским фольклором, который композитор видоизменял с помощью экспериментов в области авангардной музыки. Среди произведений: два балета, опера, оркестровые и камерно-инструментальные сочинения, романсы, а также фортепианные пьесы.

Герман Беренс - шведский пианист, дирижёр, педагог и композитор.
Родился в Германии, но получил известность в Швеции как аккомпаниатор, выступая на концертах камерной музыке в Стокгольме. Особой популярностью пользуются его этюды для фортепиано, служащие необходимой основой воспитания современных пианистов.

Анри Бертини - французский пианист и композитор.
Учился музыке у своего отца и старшего брата. В возрасте 12 лет выступал как пианист в Нидерландах и Германии. Автор многочисленных фортепианных пьес, а также специальных упражнений для развития исполнительской техники.

Корнелиус Гурлитт - немецкий композитор, церковный органист и дирижёр хорового общества в Альтоне.
Преподавал в Гамбургской консерватории. Автор сборников и «альбомов» фортепианных миниатюр для домашнего музицирования, концертных пьес для детей и юношества.

Дмитрий Борисович Кабалевский - советский композитор, педагог и общественный деятель.

Внёс ценный вклад в область музыки для детей и юношества. Творческое наследие составляют оперы, произведения для хора и оркестра, инструментальные концерты, симфонии, романсы и песни. Широкое распространение получили детские фортепианные пьесы.

Луи Келлер - немецкий композитор, пианист и педагог.
В 1847 году в Кенигсберге открыл школу для обучения игре на фортепиано. Приобрёл известность как автор фортепианных этюдов, которые используются в учебном репертуаре юных пианистов.

Кристиан Готфрид Краузе - немецкий композитор, юрист и литератор.
Учредил в Потсдаме музыкальный и художественный салон, который привлекал внимание писателей, поэтов и музыкантов. Опубликовал сборники, содержащие песни К. Ф. Э. Баха и других композитор. Сочинял кантаты, произведения для театра, камерную музыку.

Кондрад Макс Кунц - немецкий композитор, один из основателей и дирижёр Мюнхинского мужского любительского хорового общества.
Автор популярных вокальных квартетов, фортепианной музыки - 200 канонов для развития координации рук и беглости пальцев при игре на фортепиано.

Феликс Лекуппе - французский пианист, педагог и композитор.
Окончил Парижскую консерваторию. С 1843 года преподавал в консерватории фортепиано и гармонию. Автор фортепианных пьес, этюдов и песен.

Анри Лемуан - французский пианист, педагог, композитор, музыкальный издатель.
Автор педагогического репертуара для фортепиано - сонат, этюдов, составитель школы на этом инструменте.

Карл Альберт Лёшгорн - немецкий пианист, педагог и композитор.
С 1851 года профессор Королевского института церковной музыки в Берлине, преподавал игру на фортепиано. Автор фортепианных сонат и концертов, опубликовал практическую фортепианную методику.

Луи Стреаббок - бельгийский композитор и пианист.
Написал более тысячи фортепианных пьес. Свой псевдоним взял от настоящей фамилии Гоббаертс, прочитанной слева направо.

Даниель Готлиб Тюрк - немецкий композитор, органист, музыкальной теоретик и педагог.
Его труд «Школа игры на клавире» сочетает учение о музыке в целом с техническими вопросами клавирной игры. Это последний труд подобного рода опубликованный до наступления эры господства фортепиано.

Карл Черни - австрийский композитор, пианист и педагог.
В детстве учился игре на фортепиано у Людвига ван Бетховена. Создал одну из крупнейших пианистических школ перой половины XIX века. Среди учеников - Ф. Лист, Т. Лешетицкий. Важную роль наследия Черни составляют многочисленные этюды и упражнения, которые до настоящего времени успешно используются в педагогической практике.

Людвиг Шитте - датский пианист и композитор, ученик Ференца Листа.
Как педагог с успехом работал в Вене и Берлине. Автор несложных фортепианных пьес и этюдов, адресованных начинающим пианистам.

Иоганн Себастьян Бах.

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года в Эйзенахе (Тюрингрия). Он был восьмым ребёнком и принадлежал пятому поколению семьи музыкантов. Иоганн Себастьян получил первые уроки музыки у своего отца. В семилетнем возрасте Иоганн Себастьян начал посещать латинскую школу в Эйзенахе. Неизгладимое впечатление об органном искусстве осталось у него после знакомства с двоюродным братом отца Иоганном Кристофором, который был органистом и композитором.
Родители мальчика умерли, когда ему было десять лет. Иоганн Себастьян переехал жить к своему брату Иоганну Кристофору, который был учителем музыки в церковной школе в городе Ордуфе. Брат и стал учить Иоганна Себастьяна игре на органе, клавесине, а также композиции.
Через пять лет Иоганн Себастьян переехал в Люнебург и поступил хористом в школу мальчиков при монастыре Михаэлиса. В хоре он пел сопрано, а когда голос начал ломаться, стал скрипачём в церковном оркестре. Юный Бах много времени проводил в школьной библиотеке, самостоятельно изучал музыку. Он служил скрипачём, альтистом и органистом в частной капелле герцога Вельгельма Эрнста. В том же году он переезжает в Арнштад на место органиста Новой церкви и руководителя школьного хора. Однажды церковь предоставила ему отпуск, и жаждущий знаний Бах пешком отправился в находящийся в двухстах милях городок послушать великого органиста того времени Дитриха Букстехуде. В 1707 году Бах получил место органиста в Мюнхене и женился. У него было семь детей, из которых выжили только четверо.

В 1708 году Бах вернулся в Вейрман и стал придворным и камерным музыкантом, а потом и придворным концертмейстером. Но из-за споров с герцогом Бах решил уволиться. Герцог был рассержен настолько, что даже посадил композитора на целый месяц в тюрьму. Новую работу капельмейстера Бах нашёл при дворе князя Леопольда. В этот период Бах создал инструментальные произведения, в которых предстал как открыватель нового времени: «Брандебурские концерты» - сольные концерты для различных инструментов, произведения для клавира, в том числе «Хорошо тепмперированный клавир»
В 1723 году в возрасте 38 лет Бах переезжает в Лейпциг, где и остаётся до конца своей жизни. Он выиграл конкурс на должность кантора-учителя певческой школы церкви св. Фомы. В его обязанности входило создание музыки для церковных служб. В этот период Бахом написаны пять годовых циклов кантат для каждой воскресной службы и всех праздников церковного календаря и такие знаменитые духовные произведения как «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», «Магнификат», и «Высокая месса». Иоганн Себастьян Бах ушёл из жизни 28 июля 1750 года в Лейпциге и был похоронен на кладбище Иоганнис. 28 июля 1949 года гроб с останками Баха был перенесён в хоры церкви св. Фомы.
При жизни Баха его сочинения практически не издавались. Лишь несколько клавирных пьес были напечатаны на личные средства. Жизнь Баха была очень насыщена работой, и он видел в своём творчестве результат терпеливого труда и учения. Бах много времени тратил на музыкальное образование своих детей и учеников: «… в своё время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям». Будучи глубоко верующим христианином Бах, придерживался церковных канонов в музыке и её исполнении. В 1717 году в качестве посвящения к своей «Органной тетради» он написал: «Во славу Божью, ближнему на поученье».
Бах - один из величайших представителей мировой культуры. Его творчество отличается всеохватностью жанров (кроме оперы), Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ.
Произведения для клавира.
Слово «клавир» во времена Баха служило общим обозначением для всех клавишных инструментов: от органа до клависина и клавикорда (любимого инструмента Баха). Исполнители того времени по строению и, возможно, по цифрованному басу определяли, для какого инструмента произведение предназначено: для органа или клависина. Клавирная музыка Баха сегодня, как правило, исполняется на фортепиано.
У жены Баха было превосходное сопрано и она пела на многочисленных концертах, где Бах был капельмейстером. Бах написал для неё несколько своих лучших арий. Бах подарил жене специальную тетрадь, которую теперь мы называем Нотной тетрадью Анны Магдалены. Анна Магдалена собрала в неё множество менуэтов, полонезов, мюзетт, частей сюит и других произведений, которые представляют собой идеальный материал для занятий на клавире и домашнего музицирования. Некоторые пьесы были добавлены самим Бахом и его детьми. В книге представлена музыка, которая нравилась всей семье. Каждый юный пианист разучивает пьесы из «Нотной тетради».
«Страсти», или как их ещё называют, «пассионы» - это описание страданий и смерти Иисуса Христа. «Страсти по Матфею» были впервые исполнены в Страстную пятницу, 15 апреля 1779 года, в церкви св. Фомы в Лейпциге. Произведение очень театрально по стилю исполнения. Евангельский текст, излагаемый речитативом, лирические арии и хоры, протестантские хоралы а капелла в сопровождении органа образуют три различных плана в раскрытии трагической идеи.
«Рождественская оратория» была написана в 1734 году и в сущности является циклом из шести отдельных кантат. Оратория основана на библейском сюжете о появлении на свет Спасителя мира младенца Иисуса. Она подразделяется на речитативы, сольные номера и части в исполнении хора. Но всё же у Баха были неприятности от того, что он делает духовную музыку слишком похожей на оперу.

Елена Шобанова
Конспект занятия для старшей группы «Знакомство с композитором В. Я. Шаинским»

Цель : познакомить детей с композитором В . Я. Шаинским и его творчеством .

Задачи :

Вспомнить и повторить детские песни данного композитора .

Закреплять знания детей о видах музыкальных инструментов.

Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.

Оборудование : магнитофон, телевизор с usb– проигрывателем, презентация, слайды с вырезками песен из мультфильмов, надувные музыкальные инструменты, листы бумаги формата А4 для изготовлении кораблей.

Музыкальный материал : детские песни В. Я. Шаинского .

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульях в групповой комнате . Звучит мелодия из мультфильма «Крошка Енот» - «Улыбка» .

Воспитатель : Ребята, вы узнали мелодию песни, которую сейчас слышите?

(Ответы детей)

Воспитатель : А кто догадался, из какого мультфильма эта песня?

(Ответы детей)

Воспитатель : Какие эмоции вызывает у вас эта мелодия?

(Ответы детей)

Воспитатель : Оказывается, музыка имеет волшебное свойство поднимать настроение. Давайте улыбнемся друг другу и споем эту веселую песню.

(Дети под минус поют первый куплет и припев песни «Улыбка» )

Воспитатель : Ребята, я неспроста начала наше занятие с этой замечательной песни, дело в том, что сегодня я хочу вам рассказать о талантливом и известном композиторе Владимире Яковлевиче Шаинском , который написал музыку не только к песне «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» , но еще ко многим любимым нашим художественным и мультипликационным фильмам.

Но прежде, хочу спросить, знаете ли вы, кто такой композитор ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Композитор – это человек , сочиняющий музыку. Композиторы пишут разную музыку : серьезную, веселую, грустную, задорную. Музыку для кинофильмов, мультфильмов, просто песни.

Воспитатель : Я приготовила для вас небольшой рассказ, посмотрите на экран.

Воспитатель обращает внимание детей на экран с презентацией.

Это Владимир Яковлевич Шаинский , композитор , который сочиняет не только песни, но и детские оперы, мюзиклы. В. Я. Шаинский – народный артист , прославивший Россию своими песнями, музыкой, у него много различных наград, медалей и орденов.

В детстве композитор был озорным , непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что связано с музыкой. Он учился играть на скрипке и рано стал сочинять музыку. Владимир Яковлевич очень любит детей, и хотя сам уже не молод, смог сохранить в себе искорки детства.

Вы знаете дети, Шаинский очень интересный , увлеченный человек : занимается подводной охотой, ходит на лыжах, бегает на коньках, ездит на велосипеде, любит гимнастические упражнения, причем занимается легко и регулярно. К тому же каждое утро, встав в 6 часов, он еще совершает пробежку неподалеку от дома, а потом – за тренажер. И только после этого – за рояль. А рояли у него стоят и дома, и на даче, чтобы ничего не мешало заниматься любимым делом – сочинением музыки.

А теперь давайте ёвспомнить песни этого композитора .

Я буду загадывать вам загадки про героев мультфильмов, где звучат песни Владимира Яковлевича, правильный ответ появится на экране.

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет?

(Ответы детей)

Воспитатель : Конечно это кузнечик!

Кто мне ответит, из какого мультфильма эта песня.

(Ответы детей)

Правильно, эта песня была написана для мультфильма «Приключения Незнайки» .

На экране появляется фрагмент песни из мультфильма «Приключения Незнайки» .

Воспитатель : А теперь следующая загадка.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Ответы детей)

Воспитатель : Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме «Трям! Здравствуйте!»

На экране появляется фрагмент песни «Облака» из мультфильма «Трям! Здраствуйте!»

А теперь отгадайте следующую загадку.

Не любит он капать картошку.

А есть идет с огромной ложкой.

У него в руках гармошка.

А зовут его (Антошка)

На экране фрагмент песни «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель» .

Воспитатель : Отгадайте без подсказки,

Кто герой у этой сказки?

С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил.

Герой не зверь и не букашка,

Кто он, дети? (Чебурашка)

На экране фрагмент песни «Чебурашка» .

Воспитатель : Следующая песенка про малыша, который потерял маму. И очень хотел её найти, его не пугали ни волны, ни ветер.

(Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, звучала она в мультфильме «Мама для мамонтенка» .

На экране фрагмент песни из мультфильма «Мама для Мамонтенка» .

Воспитатель :

Молодцы ребята, сколько песен вы знаете, и последняя загадка.

Этот герой живет на чудо острове - поет песни, жует кокосы и ест бананы.

(Ответы детей)

Воспитатель : Да, это песенка Чунги – Чанги из мультфильма «Катерок»

(Показывает фрагмент из песни «Чунга – Чанга» из мультфильма «Катерок» )

Из-за ширмы появляется Чунга-Чанга (переодетый взрослый) обвешанный надувными музыкальными инструментами (барабан, саксофон, гитара, синтезатор) .

Чунга-Чанга : Помогите! Спасите!

Воспитатель : Ребята, посмотрите, да это - же Чунга-Чанга из мультфильма «Катерок» .

Здравствуй, неожиданный гость. Ты как здесь оказался?

Чунга-Чанга : Я плыл по морю на корабле. И вдруг, поднялся сильный ветер, волны разбушевались, на меня прямо с неба свалились музыкальные инструменты, корабль ударился о берег и разбился. А я очутился здесь.

Помогите, мне разобраться с этим, я совсем не понимаю, что произошло.

Воспитатель : Ты скорей всего попал в музыкальный шторм, я слышала о таком явлении.

Чунга-Чанга : И что мне делать, как попасть на Чудо остров, ведь там ждут друзья.

Воспитатель : Музыкальный шторм обладает волшебной силой мелодии, если на тебя обрушился дождь музыкальных инструментов, значит, тебе надо решить музыкальную задачу – как называются эти инструменты и к какому виду они относятся, тогда все встанет на свои места, и ты попадешь домой.

Чунга-Чанга : Все пропало, ведь я не знаю ни одного названия музыкальных инструментов, а тем более, к какому виду они относятся.

Воспитатель : Не расстраивайся, ребята у нас умные, они тебе помогут решить эту музыкальную задачу.

Поможем гостю?

(Ответы детей)

Проводится музыкально - дидактическая игра «Назови музыкальный инструмент» .

Воспитатель снимает с героя по очереди музыкальные инструменты (барабан, саксофон, гитару, синтезатор, показывает детям. Дети называют название инструмента и его вид (струнный, клавишный, духовой, ударный) .

Чунга-Чанга : Спасибо, вы помогли решить мне музыкальную задачу. Но ничего не происходит, и я пока нахожусь здесь, с вами, а друзья заждались, ведь у меня сегодня День Рождения. Мы хотели повеселиться, песни попеть.

Воспитатель : У тебя сегодня День Рождения, поздравляем тебя!

Ты знаешь, в нашей группе есть традиция водить песенный хоровод для именинника.

Ребята, давайте поздравим Чунгу-Чангу нашим традиционным хороводом.

Дети водят хоровод, поют первый куплет и припев песни под минус «Пусть бегут неуклюже» .

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что музыку к песне «Пусть бегут неуклюже» тоже написал Владимир Яковлевич Шаинский .

Чунга-Чанга : А кто такой этой Шаинский ?

Воспитатель : Ребята, расскажите нашему герою, кто такой Шаинский .

Дети пересказывают герою полученную информацию о композиторе . Воспитатель с помощью наводящих вопросов пытается добиться более полных ответов от детей.

Чунга-Чанга : Большое вам спасибо за все, я столько много узнал нового и интересного, но как же мне попасть домой, если мой корабль разбился?

Воспитатель : Это не беда, наши ребята не только умные, но и умелые, они сделают для тебя кораблики из бумаги. А затем с помощью заклинания и волшебной силы музыки, ты сможешь вернуть свой корабль, который помчит тебя по поющим волнам на твой Чудо остов.

Дети садятся на свои места и с помощью техники оригами начинают делать корабли. Во время работы детей звучит спокойная музыка.

Воспитатель : Посмотри Чунга - Чанга какие замечательные корабли получились у ребят. А теперь пришло время для волшебства.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель : Закройте глаза…

Волшебная музыка звучи

Корабль Чунга-Чанге верни…

Чунга-Чанга достает корабль, заранее сделанный воспитателем из большой картонной коробки, одевает его, получается эффект, как будто он сидит в корабле.

Воспитатель : Вот и произошло чудо, счастливого пути, передавай привет друзьям от нас!

Чунга-Чанга благодарит детей и уплывает (уходит в другую комнату) .

Воспитатель : Молодцы ребята, помогли герою вернуться домой. А теперь давайте вспомним, с каким композитором мы сегодня с вами познакомились ?

(Ответы детей)

Чем увлекается композитор ?

(Ответы детей)

Какие его песни вы знаете?

(Ответы детей)

Какую музыкальную задачу помогли решить Чунге-Чанге?

На этом наше знакомство с этим уникальным композитором подошло к концу . Будем надеяться, что этот великий человек – Владимир Яковлевич Шаинский подарит нам новые чудесные песни и мы с удовольствием споем их.

«Музыкальное развитие детей» - Волшебный мир. Музыкальное развитие детей в раннем возрасте. Музыка. Колыбельные песенки. Музыкальный народ. Музыкальные прикосновения. Эстетический вкус. Настроения и чувства. Роль родителей. Великий русский критик. Что делать до года. Раннее развитие. Музыкальное погружение. В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы.

«Музыкально-дидактические игры» - Этапы игры. «Веселый дождик». Любим мы играть в оркестр. Поговорим о музыке. Разукрасим музыку. «Музыкальные подарки для ёлочки». Ход игры. Педагог предлагает детям выбрать и раскрасить листья. Были бы у елочки ножки, побежала бы она по дорожке. Дети поочередно импровизируют ритмический рисунок дождя.

«Программа музыкального развития» - Парциальные программы. Что такое технология? Комплексные программы. Кружковая работа в ДОУ. План по самообразованию. Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. Документация. Связь с узкими специалистами. Раскройте участие родителей в мероприятиях ДОУ. Покажите результаты индивидуальной, подгрупповой музыкально-ритмической работы с детьми.

«Музыкально-дидактические игры для детей» - Игровой материал. Губные гармошки. Курица и цыплята. Музыкальная предметно-развивающая среда в группах. Развивающая среда в младших группах. Игры для детей среднено дошкольного возраста. Лесенка. Металлофон. Музыкально-дидактические игры. Восприятие музыки. Кто в домике живет. Гусь. Дидактические игры.

«Музыкальное воспитание дошкольников» - Классификация МДИ. Как организовать музыкальный досуг? Что такое музыкальная культура? Сфера применения МДИ. Музыкально-дидактическая игра (МДИ). Музыкально-дидактические игры в детском саду. Вопросы темы. Праздники Развлечения Досуг Музыкально-ритмические занятия Самостоятельная деятельность детей.

«Музыкальное воспитание в детском саду» - Музыка тесно связана с другими видами искусств. Дети с удовольствием узнают полюбившуюся музыку в спектаклях. Мы воспитываем у детей любовь и уважение к народной культуре. Душа моя. Яркие впечатления. Музыкально-ритмические движения. Движения помогают раскрыть сюжет. В занятия включаются музыкальные этюды.

Всего в теме 13 презентаций

До тех пор, пока не появились звукозаписи и классическая музыка не превратилась в индустрию в том виде, в котором мы её знаем сейчас, исполнители играли музыку интересных им авторов, не задумываясь над тем, классическая она или нет. Для понимания классики не нужно каким-то особенным образом менять своё восприятие.

Главное - знакомиться с ней постепенно и начать ходить на концерты. Любое классическое произведение, вероятно, потребует от вас большего внимания, нежели обычная современная песня. Не переживайте, если с первого раза оно покажется вам сложным и непонятным. После пяти-семи прослушиваний вы начнёте чувствовать его внутреннюю логику, узнавать определённые моменты и выхватывать темы, сменяющие одна другую. Продолжайте слушать - дома, по дороге на работу и в лифте - и постепенно произведение, которое на первый взгляд казалось вам «неподъёмным», станет вам близким и понятным. Для тех, кто хотел начать слушать классику, но не знал с чего начать, The Village выбрал несколько эффективных методик.

Метод № 1: последовательный

Наиболее традиционный способ познакомиться с академической музыкой - слушать знаковые произведения известных композиторов в хронологическом порядке, переходя от эпохи к эпохе, а затем выбрать оказавшийся наиболее близким по духу период и посмотреть на него более внимательно.

Так, например, считает кинокритик Антон Долин: «Начните с Баха и Моцарта, это базис и основа. Сначала фортепианный Бах в исполнении Гленна Гульда, затем „Хорошо темперированный клавир“, „Вариации“ Гольдберга и Бранденбургские концерты в исполнении Николауса Арнонкура. Моцарта можно начать - также в его исполнении - с последних симфоний (с 34-й по 41-ю). Затем прослушать „Реквием“, „Волшебную флейту“ и Дон Жуана. Это прекрасный старт».

С чего начать слушать Баха

«Хорошо темперированный клавир» - вероятно, самое совершенное произведение в истории музыки: два цикла по 24 прелюдии и фуги во всех существующих тональностях. Первую Прелюдию до мажор может подобрать на пианино почти любой, однако затем цикл постепенно становится всё сложнее. И интереснее.

Бранденбургские концерты - одновременно масштабный и компактный цикл из шести глав от 10 до 20 минут длиной. Шесть абсолютно разных концертов, объединённых чисто баховской радостью жизни.

Сонаты и партиты для скрипки соло докажут вам, что слушать одинокую скрипку в течение долгого времени совершенно не скучно. Бах стремится к полному охвату её возможностей. Жемчужина цикла - знаменитая Чакона, пронзительнее которой нет на свете.

По легенде, Вариации Гольдберга должны были служить успокоительным и снотворным средством для российского дипломата, которого мучила бессоница. Пианист Иоганн Гольдберг должен был играть их в его спальне перед сном. Почему бы не попробовать использовать эту музыку по её назначению и сейчас?

С чего начать слушать Моцарта

«Дон Жуана» называют оперой опер, главной для всех времён и народов. Ни в одной другой великой опере до такой степени не выдержан баланс между трагическим и комическим, высоким и низким, волей к жизни и неизбежностью смерти.

Всем известное «Турецкое рондо» на самом деле не самостоятельная пьеса, а финал «Сонаты для фортепьяно № 11», другие части которой не менее восхитительны. Как, собственно, и другие фортепьянные сонаты Моцарта, не говоря уж о его же Фантазиях.

Начало Симфонии № 40 может вызвать у вас непроизвольное раздражение, настолько оно хорошо известно. Постарайтесь настроить свой слух так, будто слышите его впервые, тогда в качестве вознаграждения вы получите не менее прекрасные, но не столь избитые части произведения.

Соната для скрипки и фортепиано № 21 - самая грустная музыка на свете.

С чего начать слушать Бетховена

Дальше вам стоит перейти к музыке Людвига ван Бетховена, его Симфониям № 5 и № 7, первой - чтобы узнать, что же следует за всем известным «та-да-да-дам», второй - чтобы открыть для себя «непривычного» Бетховена - лёгкого, светлого и даже весёлого. Гениальная вторая часть Седьмой знакома даже далёким от классики слушателям по обработке группы Deep Purple.

Концерт для скрипки с оркестром - один из величайших скрипичных оркестров. Если заскучаете в середине, будете вознаграждены в финале: он подарит вам такую красивую и грустную мелодию, что будет сложно удержаться от слёз.

Соната для фортепиано №14 - символ нераздлённой любви. Среди 32 фортепианных сонат Бетховена «Лунная», возможно, не лучшая, но уж точно самая знаменитая; её цитировали многие от Шостаковича до The Beatles.


С чего начать слушать Мендельсона

Следующим открытием для вас может стать творчество романтика Феликса Мендельсона. Его «Свадебный марш» стал популярным после свадьбы принцессы Виктории и принца Фридриха III и, не являясь лучшим его произведением, к сожалению, затмил все остальные. Понять, что его музыка - это нечто более изящное и лиричное, можно благодаря «Песням без слов» , которые он писал на протяжении всей своей жизни. Их порой прописывают как один из способов лечения от депрессии.

Чтобы достроить образ, стоит услышать знаменитую Симфонию № 4 , созданную им на волне восхищения Италией.

«Скрипичный концерт» Мендельсона не менее важен, нежели бетховенский, но куда более доходчив.

С чего начать слушать Чайковского

Если хотите понять, что такое симфония, послушайте Пятую Чайковского - это один из лучших и цельных образцов жанра. Она не так популярна, как его балеты, хотя её мелодический потенциал ничуть не ниже.

Для многих Чайковский - это «Щелкунчик», «Спящая красавица» и Первый фортепианный концерт. Ничего общего с этим не имеет трио «Памяти великого художника» - трагичное, глубоко интимное высказывание, лишённое какой бы то ни было тяжеловесности и помпезности. Такого Чайковского вы ещё не слышали.

С чего начать слушать Брамса

Первую симфонию Брамса называли «Десятой симфонией Бетховена», имея в виду преемственность традиции. Но если девять симфоний Бетховена неравноценны, то из четырёх симфоний Брамса каждая - шедевр. Помпезное начало «Третьей» - лишь яркая обложка для глубого лирического продолжения, достигающего апогея в незабываемом Аллегретто.

Камерный ансамбль - один из тончаших видов музицирования: скрипичная соната, фортепианное трио или струнный квартет часто могут выразить больше, чем балет или симфония. Синоним камерной музыки - имя Брамса, у которого каждое камерное сочинение - шедевр. В том числе Соната для скрипки и фортепиано № 3, незабываемое начало которой рождается из фразы, как бы прерванной на полуслове.

Если симфонический оркестр играет на бис, как минимум в половине случаев дирижёр выбирает Первый венгерский танец, в крайнем случае - Пятый. «Венгерские танцы» - это два десятка миниатюр для двух фортепиано, позже переложенных для оркестра, создавались на основе подлинных венгерских мелодий; результат - 21 образцовый бис.

Метод № 2: слушать близких по духу

Музыкальный критик Илья Овчинников считает, что традиция начинать знакомство с классикой через музыку Баха и Моцарта не совсем верна. Ведь есть несколько классических композиторов, музыка которых более созвучна внутренней жизни современного человека. Среди них - Малер, Шостакович и Стравинский. Рубеж веков породил гениев, которые разговаривают с нами на одном языке. Если музыка XIX века, которая составляет основной массив репертуара современных исполнителей, могла уже заранее вам надоесть, то эти произведения наверняка покажутся вам свежими, интересными и близкими по духу.

Слушаем Малера

Хотя большая часть жизни Густава Малера пришлась на XIX век, он стал первым композитором, который, разрушив романтические каноны, смело прыгнул в XX век, очень точно предсказав разорванное сознание людей, которые станут свидетелями мировых катастроф. В его жизни был переломный год, когда он написал произведение необыкновенного трагического накала - Симфонию № 6. Несмотря на свою продолжительность (80 минут), она слушается на одном дыхании, напоминая захватывающий роман с постоянными поворотами сюжета. У Малера почти вся музыка берёт за душу. Её можно не любить, но остаться к ней равнодушным невозможно. С 1960-х благодаря усилиям Леонарда Бернстайна начался малеровский бум, так что услышать Малера вживую не представляет большой сложности.

Слушаем Стравинского

Игоря Стравинского не зря называют композитором-хамелеоном. В течение жизни он несколько раз кардинально менял свой стиль, так что, если услышать его произведения, созданные в начале, середине и конце творческого пути, совершенно невозможно поверить, что их написал один и тот же композитор. Стравинский всю жизнь переживал, что, несмотря на то, что он продолжает творить, самыми известными его произведениями остаются ранние балеты - «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Премьера балета «Весна священная», поставленного Нижинским, считается самым громким музыкальным скандалом XX столетия. «Весна» - во многом провидческое произведение, рассказ о полулюдях-полузверях накануне эпохи, когда людям предстояло потерять человеческий облик. Для Стравинского это было первое по-настоящему оригинальное произведение, созданное без оглядки на других композиторов, настоящий прорыв. С него вам и стоит начать.


Слушаем Шостаковича

В отличие от Стравинского, творчество Шостаковича представляет собой единое целое, как лирика Пушкина или романы Достоевского. У некоторых музыка Шостаковича может ассоциироваться с чем-то грубоватым и «советским». Это ошибочное мнение складывается из-за того, что самым известным (но не самым лучшим) его произведением является «Ленинградская симфония». У Шостаковича есть произведения более яркие, которые могут произвести сильное впечатление на начинающих. Например, Симфония № 5, которую он написал в 1937 году, пытаясь спастись от лавины обрушившейся на него партийной критики. Властям понравилась классическая, ясная структура симфонии и торжествующая пафосная концовка. При этом по содержанию это совершенно гениальное, многослойное произведение, идеальный вариант для знакомства с музыкой Шостаковича. После можно перейти к Симфониям № 6 и № 9. Они обе довольно короткие, пёстрые, настроенческие и не дают заскучать.

Метод № 3: теоретический

Если хочется подойти к изучению классики основательно, начиная с азов, можно сначала прослушать несколько теоретических курсов и прочитать пару специализированных книг. Чаще всего новичкам советуют базовый курс Роберта Гринберга How to Listen to and Understand Great Music и его же курс Great Masters, в котором каждая лекция посвящена одному из известных композиторов. Если не понравится манера изложения Гринберга, можно прослушать вводный курс Listening to Music профессора Крейга Райта, который весело и доходчиво объясняет структуру классических произведений. Замечательную двадцатиминутную лекцию о том, как полюбить классику, прочитал Бенджамин Зандер на TED.

Понятных и интересных книг о классической музыке на русском языке не так и много. Можно прочитать «Неполную и окончательную историю классической музыки » Стивена Фрая, «Кратчайшую историю музыки » Дарена Хенли и совсем простенькую «Когда можно аплодировать » скрипача Дэниэла Хоупа. В серии «ЖЗЛ» можно найти биографии многих композиторов, например, несколько лет назад вышла очень удачная книга о Чайковском. Возможно, для начала читать жизнеописание Листа или Шопена будет интереснее, чем читать о Бахе, жизнь которого была не столь богата яркими событиями и любовными драмами.

Метод № 4: эмоциональный

Академическую музыку окружает множество предрассудков, и один из главных заключается в том, что все классические произведения якобы похожи одно на другое. Это не так. Дуглас Адамс однажды написал: «Моцарт рассказывает нам о том, как это - быть человеком, Бетховен - как быть Бетховеном, а Бах размышляет о том, как чувствует себя вселенная». Один из способов познакомиться с классикой как раз состоит в том, чтобы оценить всё её разнообразие, выделив индивидуальный характер музыки каждого композитора. Для этого музыкальный обозреватель Бенджамин Карлсон советует попробовать соотнести их музыку с вашими собственными эмоциями и настроениями. Слишком часто классику начинают слушать «головой» и из-за этого упускают её суть.

Например, для романтичного состояния подойдут волшебные композиции импрессиониста Дебюсси. Для сосредоточенной работы - систематичный и сдержанный Бах и другие барочные композиторы. В моменты душевной смуты - Шопен и Шуберт. Когда переполняет гнев, почему бы не послушать Бетховена или Вагнера? Весело и свежо на душе - Моцарт. Взвинченное, нервное состояние - Лист. Хочется эпики и трагедии - Брамс. Иронии и излома - Прокофьев и Стравинский. Безусловно, это деление грубое и сугубо субъективное. Однако сам принцип - посмотреть на классику через призму эмоций - возможно, поможет вам сделать первый шаг в сторону её понимания.

Метод № 5: уточняющий

Важно понять, что вы и так окружены классикой, осталось только её распознать. Вы уже знакомы с очень многими классическими произведениями, просто не знаете, как они называются. Есть мелодии, которые мы постоянно слышим в кино, рекламе, телевизионных заставках и звонках на чужих телефонах. Например, вы много раз слышали устрашающую кантату Carmina Burana Карла Орфа, завораживающий «Дуэт цветов » из оперы «Лакме» Лео Делиба, арию Nessun Dorma из оперы «Турандот» Пуччини, сюиту «Утро » из «Пер Гюнта» Грига. Метод заключается в том, что, когда вы в очередной раз услышите знакомую мелодию в фильме, вы просто должны найти в интернете её название и затем прослушать полностью.

Метод № 6: ходить на концерты

Слушать классику в записи - это хорошо, но большего эффекта вы достигнете, если начнёте слушать её вживую. В Рахманиновском зале Московской консерватории чуть ли ни ежедневно проходят недорогие, а порой и бесплатные концерты. Кого из современных исполнителей, часто выступающих в Москве, стоит услышать обязательно? Пианиста Алексея Любимова, Геннадия Рождественского, Михаила Плетнёва, виолончелистку Наталью Гутман, альтиста Максима Рысанова. Среди дирижёров следует обратить внимание на Владимира Юровского, возглавляющего Госоркестр, и Александра Рудина, руководящего одним из лучших камерных оркестров России Musica Viva.

Экспресс-метод

Однажды музыкальный критик The Guardian Том Сервис по просьбе радиодиджея BBC составил недельный гид-введение в классическую музыку. Чтобы музыка подействовала, Сервис попросил слушателей «сесть на классическую диету», то есть в течение пяти дней не слушать никаких других композиций, кроме предложенных им. Ниже представлен распорядок, составленный Сервисом. Три сочинения, рассчитанные на день, всегда представляют три различные музыкальные эпохи.

Первый день:

Джоаккини Россини - «Вильгельм Тель»
И. С. Бах - «Вариации Гольдберга»
Джон Адамс - «Краткая поездка в быстрой машине»

Второй день:

Франц Шуберт - Струнный квинтет в си, Адажио
Бедржих Сметана - «Влтава»
Стив Райх - «Музыка для 18 исполнителей»

Третий день:

Джузеппе Верди - Dies Irae из «Реквиема»
Игорь Стравинский - «Жар-Птица»
Карлхайнц Штокхаузен - Gesang der Junglinge

Четвёртый день:

Морис Равель - «Болеро»
Густав Малер - Симфония № 2
Дьёрде Лигети - «Реквием»

Пятый день:

Эдуард Элгар - «Энигма-вариации»
Людвиг ван Бетховен - Симфония № 9
Кшиштоф Пендерецкий - «Плач по жертвам Хиросимы»

Негосударственное образовательное учреждение Детский Центр “ Акварель”

Непосредственная образовательная деятельность

с детьми первой младшей группы

Провела: Андреева. Ю. В (1 группа)

«Знакомство с композитором В. Я. Шаинским»

Цель:

Знакомство детей с композитором В. Я. Шаинским и его творчеством.

Задачи:

    Познакомить детей с автором любимых песен.

    Вспомнить и повторить детские песни данного композитора.

    Развивать музыкальную активность и творческие способности детей.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом на стульях в групповой комнате. Звучит мелодия из мультфильма «Крошка Енот» - «Улыбка».

Воспитатель: Ребята, вы узнали мелодию песни, которую сейчас слышите?

(Ответы детей)

Воспитатель: А кто догадался, из какого мультфильма эта песня?

(Ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, музыка имеет волшебное свойство поднимать настроение. Давайте улыбнемся друг другу.

Воспитатель: Ребята, я неспроста начала наше занятие с этой замечательной песни, дело в том, что сегодня я хочу вам рассказать о талантливом и известном композиторе Владимире Яковлевиче Шаинском, который написал музыку не только к песне «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот», но еще ко многим любимым нашим художественным и мультипликационным фильмам.

Но прежде, хочу спросить, знаете ли вы, кто такой композитор?

(Ответы детей)

Воспитатель: Композитор – это человек, сочиняющий музыку. Композиторы пишут разную музыку: серьезную, веселую, грустную, задорную. Музыку для кинофильмов, мультфильмов, просто песни.

Воспитатель: Я приготовила для вас небольшой рассказ, посмотрите на экран.

Воспитатель Обращает внимание детей на экран с презентацией.

Это Владимир Яковлевич Шаинский, композитор, который сочиняет не только песни, но и детские оперы, мюзиклы. В. Я. Шаинский – народный артист, прославивший Россию своими песнями, музыкой, у него много различных наград, медалей и орденов.

В детстве композитор был озорным, непоседливым, очень любознательным ребенком. Любил все, что связано с музыкой. Он учился играть на скрипке и рано стал сочинять музыку. Владимир Яковлевич очень любит детей, и хотя сам уже не молод, смог сохранить в себе искорки детства.

А теперь давайте вспомним песни этого композитора.

Я буду загадывать вам загадки про героев мультфильмов, где звучат песни Владимира Яковлевича.

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Ответы детей)

Воспитатель: Облака! Вот такие белогривые лошадки плывут по небу. Эта песня звучит в мультфильме «Трям! Здравствуйте! »

Воспитатель показывает картинки из Мультфильма «Трям! Здравствуйте! » играет песенка «Облака»

А теперь отгадайте следующую загадку.

Не любит он капать картошку.

А есть идет с огромной ложкой.

У него в руках гармошка.

А зовут его (Антошка)

Играет песня «Антошка» из мультфильма «Веселая карусель».

Воспитатель: Отгадайте без подсказки,

Кто герой у этой сказки?

С ним по улице ходил

Очень добрый крокодил.

Герой не зверь и не букашка,

Кто он, дети? (Чебурашка)

Играет песня «Чебурашка»

Воспитатель: Следующая песенка про малыша, который потерял маму. И очень хотел её найти, его не пугали ни волны, ни ветер.

Играет песня: «Мама для мамонтенка»

А теперь давайте вспомним, с каким композитором мы сегодня с вами познакомились?

(Ответы детей)

Чем увлекается композитор?

(Ответы детей)

Какие его песни вы знаете?

(Ответы детей)

Приложение: