На этот раз учимся рисовать нос.

1. Рисовать нос начнем с несложной разметки

Нос у каждого человека имеет уникальные особенности, поэтому дать точные советы как нарисовать нос девушки, ребенка или мужчины невозможно. Можно лишь сделать абстрактный или как еще говорят "академический" рисунок носа. Именно такой вариант рисунка носа я и предлагаю нарисовать вам вместе со мной.
Надеюсь, как нарисовать эти две линии объяснять не нужно.

2. Контуры "крыльев" и переносицы носа

Нос человека имеет "крылья" и переносицу и именно их контуры и нужно нарисовать на этом шаге. Отрезок ширины "крыла" на моем рисунке равен ровно половине перпендикулярной линии от начала их пресечения. Рисовать нос нужно аккуратно, точно соблюдая пропорции.

3. Рисунок носа приобретают реальную форму

После точной предварительной разметки рисунка носа, рисовать правильно и красиво нос будет легко. Вы и сами видите, что дальше уже совсем несложно рисовать. Обведите обтекаемые формы крыльев носа. Наметьте две линии от переносицы и нарисуйте кончик носа.

4. Как нарисовать нос. Рисунок почти готов

На этом шаге удалите лишние контурные линии, и получится самый настоящий академический нос, останется лишь нарисовать несколько мелких деталей.
Приготовьтесь к тому, что придется несколько раз поправлять формы носа в рисунке. Рисовать нос несложно, но малейшее неточность приводит к тому, что нос станет "пухлым" как у Деда Мороза или худым и тощим как у Бабы Яги.

5. Как нарисовать нос объемным

Этот этап рисования и следующий будет заключаться только в одном. Нужно наносить на рисунок мягким простым карандашом тени, чтобы нос выглядел объемным, как на картине у настоящих художников.

6. Как нарисовать нос человека. Заключительный шаг

Как нарисовать нос, вначале рисунка лица человека или в конце? Обычно, когда рисуют нос в конце урока, нос получается искаженным, либо слишком маленьким, либо наоборот большим. Глаза и нос - самые важные элементы рисунка лица человека, поэтому лучше с них и начинать рисунок. Можно поправить подбородок, уши и даже губы, но вот если вы не "угадали" с носом и глазами, портрет человека не будет иметь сходства.

В качестве примера мы будем использовать так называемый Нубийский нос - длинный и широкий у основания.

Начнём с пропорций носа. Они показаны на первой картинке. Соотношение между высотой и широтой носа должно быть примерно 1,5:1. Начертим примерные границы, в которых он будет расположен. Линии можете не делать такими жирными, чтобы он не получился как будто в рамочке. Достаточно всего пару легких штрихов, чтоб было понятно, или просто представить в уме.

Нарисуем внизу посерединке кривую - основание носа. И две небольшие извилины по краям для ноздрей. Конечно, у каждого человека разные носики (толще, шире, уже, длиннее) поэтому не стоит ограничивать себя в выборе этих параметров.

Теперь рисуем контуры носа, так называемые «крылья» по бокам. Сделайте их изогнутыми в нижней части, и довольно плоскими к вершине. Их размер должен заполнить чуть меньше трети всей длины носа.

Слегка нанесите в центре основные линии, а также линии, где нос переходит в лицо. Срисовывать с фото трудно, потому что в действительности нет чётких контуров, поэтому надо научиться основным методикам рисования носа карандашом.

Решить эту проблему поможет нанесение затемнения в тех местах, где не видно чётких линий. Начните добавлять тени в тех местах, как показано на следующих рисунках:

Заполните отверстия носа чёрным цветом, начиная с верхнего уголка. Затем нарисуйте две маленьких линии ниже носовых крыльев для создания эффекта плавного перехода к губам.

Теперь осторожно добавляем тени краев носовых крыльев и кончика носа, а также небольшой участок ниже крыла носа.

Наш нос готов:

Как нарисовать нос человека

Любой рисунок начинается с наброска на бумаге. Делаю набросок человеческого носа карандашом - это лишь несколько линий для того, чтобы правильно расположить рисунок на бумаге и видеть контуры носа.

После того как я сделал набросок в уроке как нарисовать нос, нужно обозначить тени, без которых рисунок был бы плоским и не красивым. Тени придают объем, и я всегда, когда рисую тень, то использую легкую растушевку, она делает тени мягкими, а рисунок более приятным глазу.

Набросок готов, тени обозначены, и я начинаю детальную прорисовку носа. Вытираю лишние детали наброска и рисую контуры более четкими. Также рисую самую темную часть рисунка - ноздрю. В более детальной прорисовке носа, я использую светлые карандаши маркировки Н , и темный карандаш 3В для ноздри.

Следующим этапом начинаю прорисовывать переходы между тенями. Детализирую рисунок, отображая переходы света и тени, проще говоря, смягчаю рисунок.

Рисунок человеческого носа готов, но, чтобы он смотрелся еще более красиво, я вокруг него нарисую еще несколько теней - тени над губами и около глаз.

КАК НАРИСОВАТЬ НОС?

Берите линейку или от руки (если конечно хорошо рука натренированная) рисуете ровную форму как нарисовано в первом рисунке. Внизу немного закрашивайте карандашом и дальше придаете ему нужному виду.

Рисуете то же самое, что в первом, но только заштриховывайте низ и правую сторону.

Этот этап рисования носа в профиль, делаем все, что было в первых этапах.

Начнем с плоскостей. Объем носа, как нам уже известно, можно определить в пирамидку (или, по-другому, призму).

С ее помощью очень просто разбираться с пропорциями. Итак, пирамида у нас есть. Строение носа, также как и глаз, имеет общую структуру - всякие косточки, мышцы, хрящи. Теперь разберем по пунктикам, как быть дальше:

Сначала сверяем, выверяем, рассчитываем основные пропорциональные величины.

Затем определяем общую форму, его габариты, так сказать: длину, высоту, ширину .

Теперь займемся разметкой надбровной дуги, длины призмы носа, ширины его в области переносицы, крыльев, передней плоскости с кончиком носа и самой переносицы. Все это можно сделать с помощью уже изученных и таких полезных конструктивных точек. Они расположены симметрично к оси симметрии, которая разделяет нос на две равные половины. Эти точки парные и находятся в таких местах: точки верхней поверхности носа расположены на уровне переносицы и кончика носа, точки боковой поверхности - на уровне внутренних краев слезников и уголков краев крыльев носа.

Упрощенная форма носа

Если миновать перечисления всех хрящиков и упростить форму носа, лишь немного изменяя ее, чтобы достичь уровня «живости», то выйдет нечто вроде этого:

Ведь поскольку нос является живой формой, то нам не обязательно изучать все его строение - мы ведь не медики. Нам достаточно и той формы, которая покрыта кожным покровом. Но, тем не менее, это вам выбирать, как вам хочется изображать нос - попроще или посложнее . Для большей наглядности, осмотрите свой собственный нос в зеркале. Видите? Хорошо различаются мышцы поверх больших хрящиков, которые похожи на капельки, кончик носа обволакивается ими и затем они стекают по боковым хрящикам.

По похожей системе расположены и хрящики крыльев - они похожи на меньшие капли, которые вроде как уходят под большие. Но, и эту живую форму можно заключить в плоскости - в боковые, нижнюю и верхнюю — а на плоскости наложить светотень. Все остальное познается в сравнении, после того, как вы достаточно набьете руку в рисовании самых разнообразных носов, носиков и носят

Самое главное, не забывайте о пропорциональных соотношениях и перспективных искажениях.

чимся рисовать нос карандашом

Особенной частью рисования является нос, который нередко упускается художниками-портретистами. Хотя этого не должно происходить! Если нос у вас совершенно не получается, то пострадает весь портрет. Поэтому будем учиться изображать нос! Три изображения носа

Изображение перед вами - обычный эскиз носа. Нос обладает совершенно простыми формами: обе линии, идущие по всей длине носа, округлый шар, который указывает на тип ноздрей и носа.

Данный рисунок указывает на начальный эскиз носа, с нанесенными на него тенями.

Тут изображена уже абсолютно готовая иллюстрация нос На этом рисунке эскиза уже не наблюдается. Здесь можно заметить, что черты носа исполнены уже не резкими линиями, а тенью.

Иллюстрация, находящаяся выше, указывает структуру носа при помощи красных линий. Для регулировки образа носа мы поднимаем и опускаем наши красные линии. Ниже в синем цвете показано, как можно нарисовать тень, которая будет располагаться непосредственно под окончанием носа. Периодически тень будет более тяжелой, а иногда немного легкой и мягкой, однако в большинстве случаев при освещении она будет именно такой, как показано на рисунке.

Конечно, ясно, что на стороне носа либо на стороне переносицы, которая освещена сильнее, много тени быть не может. Чтобы не совершить ошибку, которую чаще всего совершают новички, не стоит выделять весь контур носа с двух сторон. Это не выгодно, потому что контур делает вид портрета абсолютно нереалистичным. Так что лучше рисуйте контур носа с помощью теней.

Когда вы прорисовываете либо оттеняете вокруг носа, старайтесь нажимать на перо или руку слабее, т.к. они требуют легкого нажима. Эти три области показаны на рисунке. В том случае, если вы рисуете тему, которая не содержит на лице много острых теневых переходов, то не стоит сильно прорисовывать эти черты. В обычном случае можно просто слегка оттенить. К примеру, так, как показано выше. 1) Область, обозначенная синим цветом, обладает почти незаметной тенью и показывает нос с боковой стороны. Здесь оттенена область возле края глаза и участок, где находится не незаметный признак "шара" у носа. Обычно там, где находится подсвеченная сторона носа, немногие портреты допускают чуть больше оттенения, но, в любом случае, не много. Особое внимание при оттенении, следует уделить переносице. Для того, чтобы гарантировать должную иллюзию размеров и глубины носа, обычно требуется оттенять и выделять детали носа в области темной стороны, как изображено на левой стороне данного рисунка. 2) Дальнейший участок, работая с которым при прорисовке необходимо нажимать легко - "линия улыбки", выделенная на изображении зеленым цветом. Называют эту линию, обычно, носогубной складкой. На данном изображении вы можете увидеть легкий эффект улыбки. Незаметно книзу сначала слабеют, а потом и вовсе исчезают штрихи. Встречаются такие типы лиц, у которых "линия улыбки" намного темнее и длиннее. 3) На поверхности кожи, на верхней губе, из области линии, находящейся посередине, исходит губной желобок, который присоединяется к выступу верхней губы. На рисунке желобок определяется красным цветом и также наносится легкими штрихами.

Также нельзя обойти особым вниманием белые участки возле носа, которые изображены на рисунке выше. Как удачно подмечено на подсвеченном изображении, области возле места, где начинаются ноздри, во многих случаях не очерчивают. Намного грубее будет иметь вид рисунок, если выделять всю основу носа (под ноздрями). Давайте уделим внимание участку, что на стороне носа, находящемуся среди начала "линии улыбки" и ноздрями. Вы не обязаны размещать "линии улыбки" непосредственно возле ноздри. У некоторых лиц имеется некий промежуток между ноздрей и "линией улыбки". Уделяйте внимание этому нюансу, когда приступите к изображению области возле носа. На этом рисунке пространство слегка приумножено. Обращая внимание на различные типовые характеристики лиц, Вы заметите это пространство.

На данном рисунке под углом изображен нос, находящийся в проекции. Если наш портрет взамен вида спереди изображен в проекции, значит нос тоже в такой же проекции, и значит, он будет смотреться под небольшим углом. На рисунке вы можете заметить фиолетовую линию, которая имеет место быть в самом центре лица. Слева фиолетовой линии находится, участок носа, зарисованный красными линиями. С иной стороны этой линии имеется синяя штриховка, которая указывает на области ноздри. В данном случае, нос нарисован повернутым, и абсолютно не выглядит симметричным ни с одной стороны. Зеленый цвет указывает на то, что краешек ноздри обитает примерно на той же линии, на которой находится уголок внутри части глаза. Точно так же, если смотреть спереди, они будут располагаться на одной и той же линии. Оранжевой линией я обозначил то, как следует рисовать край ноздри касательно центра рта. Хотя у разных людей различные формы носа или рта, в основном они изображаются именно таким образом. Изображенная на рисунке девушка не имеет слишком большого либо очень широкого носа, тем не менее, мы применим к ней "метод линий". Те, кто только начинает осваивать технику рисования, изображает носы чересчур узкими. Чтобы добиться удачной ширины носа, уделите этому особое внимание.

Взгляните на фиолетовый нос. Здесь указано, насколько от лица он отдален. Не стоит бояться это рисовать. Смело экспериментируйте с носом, но не стоит слишком сильно изменять его длину. Имейте в виду, если носы, которые Вы будете рисовать, будут одинаковыми по длине, они будут иметь абсолютно не правдоподобный вид. Так как у людей разные лица, то и носы у них должны быть разные. Изображайте их наиболее похожими на оригинал. Пропорции Вашего носа должны быть соблюдены. Как можно заметить по двум красным и двум фиолетовым линиям, расположенным выше, длина не настолько больше, чем ширина. Одинаковые размеры существуют далеко не у всех лиц. Однако некоторые из художников рисуют нос либо слишком длинным, либо очень коротким. Главным образом, Ваш портрет должен быть реалистичен.

Рисуем нос карандашом, поэтапно: 1) Для начала нарисуйте эскиз носа. Линии, находящиеся по сторонам носа, не должны быть затемнены. Одну сторону обычно затеняют больше, чем другую. 2) Теперь необходимо заштриховать основу носа и его сторону, обитающую в тени. Отметьте на рисунке ноздри. Дальше нужно заштриховать ту ноздрю, которая находиться в тени. 3) Заканчиваем заштриховку носа. Выделяем мягкой штриховкой участки округлостей ноздрей и область "шара" носа.

Рисуем нос видом спереди

Разберем, то, как рисовать нос карандашом, поэтапно.

  • Первое с чем надо определиться это, какой именно нос вы хотите рисовать. Существует множество типов, размеров, форм и даже конструкций человеческого носа.
  • Сначала попробуйте нарисовать нос, на который вы смотрите спереди. Изобразите двумерный треугольник или фигуру похожую на пирамиду.
  • На этом эскизе изображен третий этап. Прорисуйте четче линии переносицы, а также схематически набросайте ноздри и кончик носа.
  • Когда эскиз готов, внимательно посмотрите на рисунок еще раз. Сотрите все ненужные линии, а также определитесь с размером носа. Нанесите нужные тени, на ноздри, глазные падины и немного на переносицу. Ваш нос будет выглядеть невероятно.

Рисуем нос видом сбоку

Теперь попробуем разобраться, как рисовать нос человека, вид которого сбоку.

  • Для того, что бы нарисовать нос сбоку или если вы желаете изобразить лицо человека в движении, нужно начать со следующего. Изобразите форму полу алмаза, как показано на рисунке, а дальше переходите к шестому пункту.
  • Нос, который мы пробуем рисовать, получиться прямым и грубоватым, больше подходящим мужчинам или женщинам с крупными чертами лица. Наведите линией потолще переносицу, сгладьте углы на кончике и изобразите ноздрю.

Когда люди учатся рисовать, то они, поначалу, стараются воспроизвести контуры объекта, вместо его объёма. Особенно эта склонность проявляется в портрете. Но в рисунке таких частей лица как нос, очень важно понять, что данная форма объёмная, это не просто контур. Конечно существуют разные виды рисунка — линейный, тональный… Поэтому художник может нарисовать портрет одной линией, без штриховки и без объёма. Однако на этапе обучения, начинающим нужно усвоить, что и нос, и глаза, и губы — это не контурная линия, а объёмная форма со светотенью.

Для этого я нарисовал схему, которая поможет понять форму носа. Если упростить рисунок до геометрических фигур, то нос будет похож на треугольник. И эта форма выпуклая, объёмная. Т. е. нос будет состоять из трёх граней — двух боковых и одной центральной, которая называется спинкой носа. В зависимости от направления света, одна из этих граней будет находиться на свету, а остальные две — в тени или полутени. Помня об этом, можно достаточно легко «слепить» объёмную форму носа. После того как три грани намечены, нужно нарисовать кончик и крылья носа (о том, что означают эти названия смотрите в конце статьи). Для этого можно наметить три окружности, так как и крылья носа и кончик носа похожи на «шарики». После этого можно уточнять рисунок, уходя от геометрии к реальным очертаниям.

Кроме схематичного изображения, я ещё выполнил полный поэтапный классический рисунок носа. На иллюстрации видны три основных стадии. На первой — выполняется построение. На второй — прокладывается лёгкая штриховка теней. На третьей стадии рисунка носа прорабатываются все полутона и подробности. Но какой бы ни была стадия рисунка, штриховку в портрете нужно «укладывать» как бы мазочками. Т.е. штрихи должны образовывать плоскости. На второй стадии моего рисунка видно, что эти плоскости или грани достаточно большие и обобщённые. На третьем этапе эти плоскости становятся мельче, благодаря чему более подробно прорисовываются детали. Т. е. рисунок как бы «лепится» маленькими плоскостями или гранями. Это похоже на работу скульптора, который пальцами придаёт глине нужную форму. Если штриховать слишком гладко, то рисунок будет менее реалистичным и похожим на пластмассовую маску. Поэтому начинающим художникам, нужно обратить на данный совет особенное внимание, так как об этом редко говорится, особенно в обучающих уроках рисунка в интернете.

Чтобы научиться рисовать портрет, конечно, недостаточно только правильно передавать форму, лепить объём и т. д. В портрете нужно уметь отразить характер человека. А характер отражается, в том числе, и в индивидуальной форме носа. Да, да. У каждого человека свой неповторимый нос. Но это «разнообразие носов» можно поделить на типы. Например, нос может быть прямым, с горбинкой, изогнутым и т. д. Чтобы увидеть эти особенности наглядно, я нарисовал десять различных типов носа. Этот рисунок поможет в передаче индивидуальных особенностей человека в портрете.

Ну и в заключении этого урока, ещё перечислю основные названия в пластической анатомии носа, которые можно проследить по приведённой схеме:

  • переносица;
  • спинка носа;
  • кончик носа;
  • крылья носа;
  • ноздри;
  • перегородка.

Как нарисовать нос?

Для того чтобы нарисовать портрет человека, нужно уметь правильно рисовать все части лица: глаза, губы, нос.

В рисовании такой, казалось бы, замысловатой части лица, как нос, на самом деле ничего сложного нет. Главное понимать конструкцию носа. Попробуем поэтапно нарисовать нос человека карандашом.

Пропорции

Прежде чем приступить к рисованию носа, необходимо определить, где он будет находиться на лице. То есть рассчитать пропорции. Лицевая часть головы (от роста волос до подбородка) примерно делится на три части: первая часть - лоб до бровей, вторая - от бровей до конца носа, третья - от носа до подбородка (хотя, конечно, у некоторых людей лоб больше или меньше двух остальных частей). Итак, мы нашли месторасположение носа.

Определяем ракурс

Портрет человека можно нарисовать в трех ракурсах: в фас, профиль и три четверти (полупрофиль). Рассмотрим, как нарисовать нос в трех положениях в зависимости от разворота головы.

Вид спереди (анфас)

Если внимательно посмотреть на изображение носа, можно заметить, что он имеет три основные грани - передняя грань и две боковые спинки.


Нос человека в профиль

В профиль нарисовать нос немного легче. Выступающая часть носа вписывается в острый угол. Намечаем этот угол, а затем смягчаем его плавными линиями, обращая внимание на форму носа, который мы хотим изобразить - горбатый, прямой, вздернутый и т.д.

Также нужно определить расстояние от ноздри до кончика носа. Мысленно от слезника глаза чертим линию вниз. На этом уровне и будет граница крыльев носа.

Три четверти

Когда голова повернута на три четверти, видна еще передняя площадка носа. В этом случае нос рисуем также через призму, только не прямую, а вписанную в перспективу, тоже как бы в полупрофиль. Мы изображаем только две видимые стороны призмы (или три - с дном, если на нос смотрим снизу). Вновь соблюдаем пропорции и учитываем форму носа так, как было описано выше.

Мы уже рассказывали нашим читательницам об анатомии человека, а если быть точнее, про то, как нарисовать губы, шею и глаза. Однако, о том, как нарисовать нос человека карандашом поэтапно для начинающих дело так и не дошло. Именно поэтому в сегодняшней статье мы решили продемонстрировать пошаговый мастер-класс, который поможет повторить в точности пропорциональную часть лица — нос.

Конечно, многие могут сказать о том, что редко встретишь человека с симметричными пропорциями лица…но учиться рисовать лучше с ровного, небольшого и легкого на прорисовку носа. Будет он мужским или женским, — разницы не имеет, самое главное, чтобы итоговый результат превзошел ожидания.

Мастер-класс: как нарисовать нос человека карандашом поэтапно для начинающих фото

Чтобы повторить пошаговую работу карандашом, достаточно придерживаться 6 поэтапным пунктам, повторяющих одно действие за другим, чтобы получить весьма неплохой итоговый результат.


  • 1 шаг — делаем набросок

Конечно, в данном мастер классе мы не будем рассматривать разные строения носа и их формы. Мы просто покажем, как из геометрического наброска можно воспроизвести академический или как его еще называют — абстрактный рисунок. Его особенностью является полная симметрия и отсутствие анатомических особенностей, приобретенных во время рождения или полученных в последствие травмы.

Чтобы сделать набросок, достаточно воспользоваться простым карандашом, линейкой, белым листом бумаги и ластиком. Основа визуально напоминает собой перевернутую букву Т, с продленной через верхушку палочкой.

  • 2 шаг — наброски очертания

Чтобы переносица, ноздри и их крылья были симметричны, отмерьте с помощью линейки одинаковые расстояния, отталкиваясь от вертикальной линии. Для этого сделайте два штриха сверху, а нижние линии завершите, пририсовав к ним черточки, — должны получиться равные отрезки.

  • 3 шаг — контуры

Чтобы получить готовый набросок, необходимо соединить все отрезки между собой.

  • 4 шаг — ластик

С помощью ластика сотрите лишние детали, оставив только контур.

  • 5 шаг — штриховка

За счет штриховки можно придать рисунку объем. Легкое нажатие на карандаш придаст черте лица аккуратность и некую реальность.

  • 6 шаг — раскрашивание

При умении нос можно раскрасить красками. Правда новичкам этого делать не рекомендуется.

Готовые работы носа человека карандашом, фото поэтапных работ начинающих:


Чтобы правильно нарисовать голову человека, нужно знать её пропорции.

Голова имеет овальную форму, которая делится линией глаз на две примерно одинаковые части, то есть линия глаз находится при­мерно на середине лица.

Лицо рисовать довольно сложно. Условно его можно разделить на три части: от начала волос до линии бровей, от линии бровей к концу носа и от конца носа к подбородку.

Верхний край уха расположен на уровне бровей, нижний - на уровне основания носа. Линию глаз можно поделить на пять оди­наковых частей, из которых вторую и четвёртую занимают глаза.

Ширина носа равняется длине глаз, а рот немного шире носа.

Расстояние между глазами равно ширине глаз или ширине ос­нования носа. Уши располагаются от линии бровей до линии осно­вания носа, разрез рта - на одну треть расстояния от основания носа до конца подбородка.

Голова симметрична, и рисовать её можно на основе условной линии, которая начинается на затылке, проходит посередине лба между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта ли­ния называется срединной и служит для построения парных сим­метричных форм.

Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.

Форма головы бывает разных типов.

А теперь посмотри, как зарисовать разное выражение лица че­ловека.

Рисование головы начинают с построения её яйцевидной формы, при этом нужно помнить, что форму головы нужно наметить так, чтобы её середина по горизонтали проходила чуть выше середины листа и чтобы голова не была очень сдвинута вправо или влево. Толь­ко после этого намечают части лица. Их нужно изучить очень вни­мательно: от этого зависит схожесть портрета с натурой.

К основным частям лица относятся глаза, нос, губы и уши. Ко­нечно же, у каждого человека свои, неповторимые глаза, нос и губы. Но это только кажется, на самом деле их можно обобщить и упрос­тить их форму.

Голову человека рисуют в анфас (когда он смотрит прямо),

в профиль (когда голова повёрнута боком),

и в пол-оборота.

Рисуем глаза

Глаза играют очень важную роль в сходстве портрета с натурой. Начать рисовать глаз можно с его обобщённой формы - шара, вставленного в горизонтально расположенный овал (глазную впа­дину). Поэтому, приступая к прорисовке глаз, нужно наметить глазные впадины, при этом помня, что они расположены не очень близко к носу. Расстояние между глазами равно длине самого гла­за. Далее, наметив зрачок, начинаем прорисовывать веки.


Рисуя профиль, нужно помнить, что верхнее веко выдвинуто немно­го больше вперёд, чем нижнее. А зрачок из круглого превращается в сплющенный овал.

Рисуя лицо в пол-оборота, об­рати внимание, как верхнее веко глаза приподнимается.

Достоверность портрета зависит от большего или меньшего уси­ления теней, а не от направления штрихов, поэтому прежде всего нужно стараться правильно класть тени и заниматься штриховкой только тогда, когда навыки её уже приобретены.

Провести линию, проходящую через глаз, внимательно наблю­дая за её направлением. Найти длину глаза, которую обозначить двумя вертикальными линиями. Прорисовать контуры глаза, по­мня, что передняя выпуклость или округлость глаза видна в гла­зах, рисуемых в профиль или в пол-оборота.

Рисуем губы

Прежде чем начать рисовать губы, нужно наметить среднюю линию рта (это линия, где верхняя губа соединяется с нижней), затем на этой линии определить длину и толщину губ (обычно ниж­няя губа более толстая, чем верхняя, но бывает, что они равны по толщине). Также нужно помнить, что рот находится ниже линии основания носа. Далее нужно начать обрисовывать очертания губ, стараясь передать их характерную форму (тонкие, толстые, сред­ние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе).

При прорисовке губ в профиль или в пол-оборота нужно наме­тить величину разреза рта, его наклон, а также степень толщины (то есть выдвинутости одной из губ).

Разрез рта располагается на одной трети расстояния от осно­вания носа до конца подбородка.

Рисуем рты в анфас и в профиль. Сначала наметим линию, пе­ресекающую рот, затем определим длину этой линии двумя чёр­точками,

Затем найдём середину рта и обозначим её линией, параллель­ной линиям, обозначающим длину рта.

Затем обозначим толщину губ и обозначим зубы, если рот при­открыт.

Рисуем нос

Рисуя нос, нужно сначала внимательно изучить его характер­ные особенности: носы бывают прямые (1), курносые (2) и с гор­бинкой (3).

Также носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Ос­нование носа равно ширине глаза. Намечая нос, нужно помнить, что середина лицевой линии носа проходит через середину его ос­нования и кончика.

Рисуя профиль или полуоборот, нельзя забывать, что чем силь­нее поворот головы, тем дальше кончик носа находится от средин­ной линии.

А теперь попробуем нарисовать рот и нос вместе.

Теперь рисуем нос и глаз.

Рисуем уши

Уши обычно расположены на уровне от бровей до основания носа. Для того чтобы правильно наметить уши, нужно вычертить воображаемую ось уха, которая проходит параллельно линии носа. Далее намечают общую форму уха и прорисовывают детали.

Нарисовать продолговатый четырёхугольник и разделить его поперёк на две равные части. Обвести наружную окружность уха, затем наметить его толщину и прорисовать середину (полость уха).

Рисуем волосы

Волосы красиво обрамляют голову и начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени (верхней точки головы). Все причёски можно свести к наиболее типичным.


Рисуем шею

Шея является опорой для головы и прочно укреплена на пле­чах. Перед началом рисования нужно определить высоту шеи и её отношение к высоте и ширине головы. Сначала намечают средин­ную линию шеи, проходящую от нижней части челюсти до шей­ной впадины. Сама шея состоит как бы из трёх условных фигур: прямоугольника и двух треугольников.