Урок окружающего мира в 3 кл.

«История происхождения имен, отчеств, фамилий»

Цели. Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств; воспитывать любовь к родным, семье; продолжать работу над формированием дружного коллектива.

Ход урока.

1 Мотивация.

2. Актуализ. опорн. знаний.

Как называлась наша страна?

Как сейчас?

Что значит: Федерация?

Что входит в состав России? (республики, округа, края, области)

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

3.Формул. темы урока и целей.

Уч. с.39 Ответы на вопросы.

Сегодня мы поговорим с вами об именах, отчествах, фамилиях.

4. Работа по теме.

В группах. 1. Как рождалось имя?

Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын-первенец – назвали его Первушей, третий – Третьяк. Если родилась девочка весной – давали ей имя Веснянка; мальчик зимой родился в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Ткач, Пасечник. Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Новожил, Татарин, Казанец.

2. Как рождалось имя? Ответ из учебника с 40.

Сейчас мы воспринимаем любое имя только как имя и не задумываемся над его первоначальным значением. Для предков же наших каждое имя было наполнено своим особым смыслом, и это влияло на выбор родителями имени ребенка.

Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?

В старинных народных песнях и былинах часто можно встретить такие строки:

– А как звать тебя, добрый молодец,

Как величать-то тебя

Да по имени, по отечеству?

Отечество, или отчество , – это наименование человека по отцу. Отчество появилось позже имен и долгое время служило людям в качестве семейного прозвища. Близкие, знающие друг друга люди, особенно пожилые, и сейчас в разговоре имя опускают и обращаются друг к другу по отчеству: "Добрый вечер, Ильинична!"

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

Группа №3. Когда появились фамилии? Откуда пришло слово?

Фамилии возникают у разных народов в разное время. В России они появились в 19 веках. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Живет человек, имеющий кузницу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая передается по наследству. Затем Кузнецовы становятся людьми разных профессий – врачами, сапожниками, учителями, – но фамилия остается.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Группа №4.

Как образовались фамилии?

Ответ из учебника с.43-44

Составь схему: Фамилии произошли:

Группа №5. Обсудите картинки на с.44 и расскажите: Почему сына назвали Сновид.(с.45)

– Ребята, однажды я услышала, как одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня "Галька".

– Доченька, а как ты его зовешь? – спросила мама.

– Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: "Эй, ты!"

– Права ли Галя?

– Ребята, прочитайте имена.

На доске написано: Света, Коля, Женя, Петя, Лена.

– Назовите имена мальчиков, девочек.

Дети. Мальчики – Коля, Женя, Петя.

– Девочки – Света, Женя, Лена.

У. Каким именем можно назвать и девочку, и мальчика? Как оно будет звучать?

Д. Женя. Мужское имя – Евгений, женское – Евгения.

На доске:

Валя, Саша

У. Чем интересны эти имена?

Д. Так можно назвать и мальчика, и девочку.

У. Образуйте полные женские и мужские имена.

Д. Валентин – Валентина.

– Александр – Александра...

На плакате написано имя Федор.

У. Образуйте от мужского имени женское.

Д. Федора.

У. Где вам встречалось такое имя?

Д. У Чуковского – "Федорино горе".

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!" –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках....

У. Как можно различить этих девочек?

Д. По фамилии.

У. А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

Дети отвечают.

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами. Каких писателей-однофамильцев вы знаете?

Д. Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.

У. Знаете ли вы, что есть чемпионы среди имен? Имя вождя индейского племени состояло из 122 букв. Когда он умер, не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить на надгробном камне его имя. А самое короткое имя было обнаружено в Бирме. Житель этой страны имел имя, которое на письме выражалось одним лишь значком "".

Ученик 13. В русском языке нет имен-чемпионов, но встречаются фамилии из 20–25 букв: Овсянников-Куликовский, Каронин-Петропавловский. Самые длинные русские имена колеблются обычно в пределах 9–12 букв: Пантелеймон, Аполлинарий, Олимпиада, Александрина.

У. А сейчас мы проведем викторину.

1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя.)

2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Яна, Ада, Зоя, Аза, Тит, Нил.)

3. Когда мальчика называют ласковым женским именем? (Соня.)

4. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Тит, Аза, Ада, Анна, Алла.)

5. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-поль.)

6. Назови имя девочки, которое состоит из двух имен – мальчика и девочки. (Антон-ина.)

7. Как зовут президента нашей страны? (Владимир.)

9. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин.)

10. Назови первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова.)

11. Как зовут директора (завуча) нашей школы? (...)

12. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя.)

1. "Угадай по голосу". Ребенок-ведущий стоит спиной к классу, учитель просит кого-то (рукой или кивком головы) назвать имя стоящего. Если ребенок-ведущий угадал, кто говорил, – садится, а выходит тот, который назвал имя.

2. На каждый шаг назови имя девочки (мальчика). Вызываются девочка и мальчик, которые по очереди называют имя.

3. "Скажи скороговорку"

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.

Очень часто блюдца у Ильюшки бьются.

Лара у Вали играла на рояле.

Исполняется песня "Я, ты, он, она – вместе целая страна".

Рефлексия.

Д.З. Написать и нарисовать на альб. листе: Что обозначает твое имя. Читать с.40-45.

ЧТО ТАКОЕ ОТЧЕСТВО И ФАМИЛИЯ?

Урок 4

Фамилия – наследственное имя семьи. Семейное имя, передаваемое по наследству.

Учитель. Такое привычное для нас слово “фамилия” попало в наш язык из латыни и в переводе означает 7Я (семья).

1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?
(фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Первые фамилии появились на Руси в конце XVI - начале XVII в. Иван Грозный жил в XVI веке, когда фамилий ещё не было.)

2. Какая фамилия в мире является самой распространённой? (Кузнецов)
В украинском языке- Ковальчук, Коваленко, Коваль), в польском – Ковалевский; чешском – Ковалек; венгерском – Ковач, в английском - Смит, немецком - Шмидт, французском – Лефевр, латинском – Фабер; арабском – Халд; финском – Сапинянен.
3. Почему Колумбами называют первооткрывателей в любой области?
(испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498г. первым открыл Америку)
4. Что общего между названиями городов Карфаген, Нью-Йорк, Новгород, Неаполь, Нейбург? (все переводятся как «новый город»)
5. Чему обязана своим названием Польша? (от славянского слова «поле»)
6. Откуда получила своё название Украина? (окраина, пограничный край; получила название, когда была ничейной землёй между русскими и турками)

В древней Руси в далёком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

Как вы думаете, давно появились на Руси фамилии?

Учитель: . Фамилии в современном смысле этого слова редко употреблялись на Руси в XV и XVI веках. А когда употреблялись, то он главным образом, происходили от личного имени (или прозвища отца или деда того или иного человека. Человека боярского рода опознавали скорее по отчеству, нежели по фамилии.

Посмотрите, например, Генеалогическую таблицу IV, ниже. Предка Романовых звали Федор Кошка. Его сын был известен как Иван Федорович Кошкин. Фамилия "Кошкин" (если мы можем так сказать) использовалась только двумя или тремя поколениями, а затем была заменена на "Кошкин-Захарин" (сына Ивана Федоровича Кошкина звали Захарий). Впоследствии фамилия изменилась на "Захарин", затем на "Юрьев-Захарин", и, наконец, на "Романов".

Княжеские фамилии часто происходили от названия удельного города основателя рода определенной ветви той или иной семьи. Так, в Генеалогической таблице V фамилия князей Шуйских происходит от названия Шуя - удельного города родоначальника семейства. Отдельные ветви княжеских семей опознаются по прозвищу родоначальника той или иной ветви. Так, в Таблице V, князя Ивана Васильевича Шуйского называли Скопа. Его потомки стали известны как Скопины-Шуйские.

Версии происхождения фамилий

Для того, чтобы профессионально вести разговор о фамилиях, необходимо начать с самого главного – как они образовывались?

В книге Горбаневского приводится 5 основных путей образования русских фамилий:

    1. Фамилии, образованные от канонических и различных народных форм крестильных христианских имен.

    2.Фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские . Мирские имена пришли из языческих времен, когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя.

    3.Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы, Бондарчуки, Ковали и т.д.

    4.Фамилии, образованные от названия местности , родом откуда был один из предков (основой таких фамилий становились разные географические названия - городов, деревень, станиц, рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и т.д.

    5.Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие православному духовенству : Аполлонов, Гиляровский, Троицкий, Рождественский. Между прочим - Лужков, Высоцкий, Озеров и даже Майоров и Люминантов.

Задание: Запишите фамилии:

Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов.

Разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что-то из прошлого предков.

1.Кузнецов, Гончаров – род занятий

2. Медведев, Волков – от зверей

З. Белоголовый, Кудряшов – от отдельных признаков людей.

Продолжите группу фамилий:

1. Столяров, Плотников...

2. Лисицин, Петухов...

З. Хромов, Соленцов, Косоротов...

Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Назовите такие фамилии.

Учитель: Живет в каком – то селении, а может на окраине города человек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище: Кузнец, а его сын – Кузнецов сын. Потом появляются другие профессии в семье, а фамилия остается.

Учитель: Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Белоголовов, Кудряшов, Ломоносов.

Учитель:

В фамилиях различных лиц
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц
Зверей и насекомых.
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Пчелкин,
Мокрицин, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.

И нам нельзя забыть, друзья, что с большой буквы пишется фамилия.

Проведем исследование.

Исследуйте свою фамилию.

Отчего произошла фамилия?

Имена появились Горздо раньше, поэтому часто фамилии образовались от имени основателя рода, семьи.

Давайте сами попробуем образовать фамилии:

Никита, Митрофан, Петр, Тимофей, Сергей, Павел.

Ребята, а на что указывают следующие фамилии? Какую информацию можно получить о предках, чьи фамилии: Москвичев, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Волжанин, Новгородцев.

Ответ . Фамилии указывают на место жительства.

Вывод: фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, от названий животных и растений, от имен основателей рода.

Викторина

1. Напишите фамилии, указывающие на внешность предка.

2. Определите, как произошли фамилии:

Сергеев, Новгородцев,Серов, Плотников, Соловьев, Гуськов, Тимофеев, Иванов,Медведев.

Учитель. Берегите честь смолоду.

Как вы понимаете эту пословицу?

Выслушать ребят.

Вывод .

Имя и фамилия у тебя одно.
Навсегда тебе оно дано.
Жизнь длинна.
И оттого ты
Побереги его.

Заключительное слово.

Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.

Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Проспер Мериме. Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить свое нравственное содержание.

Л.А. Флоренский Народное представление об имени служило руководством в поведении. Одним из памятников такого руководства, письменно закрепленным осколком целой культуры имен можно представить известный “Реестр о дамах и о прекрасных девицах”, который печатался в русских народных картинках. (Прочитать)

Приложение

Британское открытие … для британцев!?

В мае 2000 г. в “Новостях” по центральному телевидению передали сенсационное открытие британских ученых. В эксперименте, которые они проводили, принимали участие однофамильцы (если не ошибаюсь, Томпсоны), ранее незнакомые друг с другом. Оказалось, что 80 % исследуемых имели одинаковые гены, что говорит об их происхождении от одного общего предка. 20 % исследуемых, у которых гены оказались различными, признались, что их предки в свое время носили совсем другую фамилию и были усыновлены Томпсонами. Безусловно, громкое открытие. Однако, давайте не будем спешить с выводами. Англия – слишком маленькая страна. Ее площадь составляет всего 244 т. кв.км. Площадь же такой державы как России - 17075 т. кв.км, т.е. в 70 раз больше! К тому же, население Великобритании составляют всего 4 национальности - англичане, шотландцы, валлийцы и ирландцы. На территории же России проживает свыше 100 различных национальностей, т.е. больше, чем в Англии в 25 раз! Слишком велико различие в приведенных цифрах и это сразу бросается в глаза. Тогда применимы ли выводы британских ученых к России? 80 % ли процентов проживающих в России людей, носящих одинаковую фамилию, ведут свое происхождение от одного общего предка? Играет ли здесь роль огромная территория, на которой испокон веков жили наши предки?

Однако, ответы не только на эти вопросы заставили меня написать эту статью. Я всю жизнь считал свою фамилию недостаточно распространенной (так, например, в Москве ее носят всего 80 человек из почти 10 миллионов). Но, начав собирать сведения по истории фамилии, выяснил, что география расселения представителей моей фамилии (по крайней мере в XIX в.) была чрезвычайно обширна – от Белого моря до Донской области и от Смоленской земли до Владивостока. Раз так, означает ли это, что прозвище, лежавшее в основе фамилии когда-то давно было чрезвычайно распространено? На всей ли территории огромной Российской империи или действительно был где-то очаг, ареал происхождения? И если действительно мы ведем происхождение от одного общего предка, то сможем ли мы, опираясь на данные исторических источников, отыскать его? До какого века придется продолжать нам наш генеалогический поиск? Вопросы накатываются как снежный ком. Пытаясь ответить на них, я прежде всего искал какую-нибудь систему, методику, позволяющую не только мне свободнее ориентироваться в мире родственных фамилий.

Родственны ли Ивановы?

Попробуем применить выводы британских ученых к самой распространенной русской фамилии – Иванов.

История большинства русских фамилий насчитывает всего около 100 лет. Официально основная масса населения России получили фамилии только после первой и единственной всероссийской переписи населения 1897 г. До того момента фамилии бытовали в деревнях только в виде прозвищ («уличных фамилий»). Те, кто проводил эту перепись, не мудрствовали лукаво при подборе фамилии крестьянам. В основном они давались по отчеству отца или деда Поэтому, из списка 100 наиболее популярных русских фамилий, первые места занимают – Иванов, Васильев, Петров, Михайлов, Федоров, Яковлев, Андреев, Александров…

Почему на Руси так много Иванов? В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Правда, иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал другое имя, которое на данный день в святцах не значилось. Этим, собственно, и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Так, славянские имена Вера, Надежда и Любовь в дореволюционное время давались детям часто, несмотря на то, что Вера в святцах встречается в году только 2 раза (30 сентября и 14 октября), а Надежда и Любовь – только по одному разу. Но, во всяком случае, ребенку можно было дать только такое имя, которое имелось в святцах. Никакого «вольнодумства» тут не допускалось.

Имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается чаще всего, 170 раз (!), т.е. почти через день. Именно поэтому фамилия «Иванов» – самая распространенная русская фамилия.

Любопытно, но, проводя исследование официальных русских фамилий Московской губернии в 1858 г. в Дмитровском и Звенигородском уезде, выяснилось, что такие фамилии как Иванов, Васильев и Петров в середине прошлого столетия в деревнях НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ НИ РАЗУ! Самыми распространенными же фамилиями были Козлов (36-е место среди самых популярных фамилий в 1900 г. по данным Б.-О. Унбегауна), Волков (22), Комаров (80)…

Получается, что самая распространенная русская фамилия Иванов – «искусственного», «чиновничьего» происхождения. И что самое интересное, ее возникновение отчасти можно было приписать … нехватке времени! Чиновникам просто было некогда задумываться и узнавать истинные прозвища, бытующие в деревнях. Если у крестьян не было официально закрепленной фамилии, чиновнику следовало ЕЕ ПРИДУМАТЬ. По непонятным пока причинам, составители переписи в большинстве случаев НЕ УЗНАВАЛИ у крестьян настоящих деревенских прозвищ, а поступали так, как БЫЛО ПРОЩЕ. Раз твой отец Иван, ты будешь Ивановым! Подобный подход к различению людей в самой деревне был НЕПРИЕМЛЕМ. Согласитесь, странно было величать уличной фамилией-прозвищем в деревне Ивановыми, если каждый второй (или третий) в этой деревне был Иваном. Нужны были более весомые отличающие признаки.

Многие фамилии напоминают об исчезнувших профессиях: Балакирщиков, Бердников, Бортников, Бронников, Воскобойников, Денщиков, Знахарев, Ироншиков, Кожемякин, Коновалов, Копейщиков, Кречетников, Лучников, Мечников, Олейников, Решетников, Окладников, Пономарев, Ростовщиков, Рушников, Свечников, Скоморохов, Сокольников, Солодовников, Стрельцов, Сырейщиков, Сыромятников, Толмачев, Трапезников, Хамовников, Целовальников, Шаповалов, Шерстобитов, Шорников, Щепетильников и множество других. Не раз отмечалось, что некоторые профессии исчезли бесследно и их названия остались неизвестными - об этом с горечью писал академик Б. А. Рыбаков ( 9 ) . Однако их можно найти в сокровищнице фамилий, надо только уметь их прочесть.

История труда и быта оставила след в фамилиях, лексические основы которых означали социальные отношения (Батраков, Баскаков, Половников), предметы одежды (Лаптев, Ноговицын), питания (Шаньгин, Сбитнев), обычаи и обряды (Ряженых, Панихидин). Многие фамилии рассказывают о былых суевериях: в семьях, где часто умирали дети, новорожденным, чтобы обмануть «нечистую силу», давали имена-обереги: Найден, Ненаш, Находка, отчества от которых стали впоследствии фамилиями - Найденов, Ненашев, Находкин. С именами-оберегами связаны фамилии Некрасов, Негодяев, Дураков (с фамилией Дураков в дер. Ереминка Тамбовской обл. студенты областного пединститута записали 18 семей) - это отчества от нецерковных имен Некрас, Негодяй, Дурак, которые были не ругательными, а защитными.

Такие фамилии, как Ожгибесов, Обернибесов,- драгоценные памятники народных воззрений далекого прошлого, народного творчества; они, как и прозвища, относятся к самым сжатым и выразительным жанрам фольклора.

Фамилия не возникала из ничего. Раз есть Берсенев, Каманин, Охрютин, значит, существовали слова берсень, каманя, охрюта, но они давно исчезли, оставив единственный след - фамилию. Но как бывает трудно по полустертому следу найти его источник!

Едва ли многие из отлично знающих современный русский язык сразу ответят, от каких слов произошли фамилии Лихарев, Маклаков, Откупщиков, Ряхин, Суслов, Швецов, Шлыков. Слова-основы этих фамилий умерли. В одних случаях исчезли обозначаемые ими реалии (перестали носить шлык, уничтожены маклаки и откупщики) , в других - произошла замена слов (швеца теперь называют портным, а ряху - аккуратным, хотя уцелел антоним неряха). Не каждый грамотный русский объяснит такие, казалось бы, простые фамилии, как Бобылев, Гончаров, Коновалов.

Особенно коварна обманчивая простота. Как будто нет ничего проще, чем объяснить фамилию Волокитин, но она не связана ни с волокитой - ухажером, ни с канцелярской волокитой. В старину волокита - работник, ведущий борону. Простой выглядит фамилия Дворников. Конечно, это дворников сын, но фамилия возникла, когда дворник был не уборщиком двора, как сегодня, а арендатором хозяйства, двора. Так же и Заказчиков - не от современного слова заказчик. В прошлом глагол заказать означал «запретить», т. е. заказчик - это надзиратель, надсмотрщик. Обманчива слышимая основа и в фамилии Бортников - она связана не с судоходством, а с пчеловодством: борть - улей в дупле. Молодежь не угадает, что Бабкин значит, собственно, «акушеркин». Двое выпускников филологического факультета уверенно назвали основой фамилии Карпов рыбу карп. Имя Карп, нередкое еще в начале нашего столетия, вышло из употребления и забыто; не всякий знает, что фамилия Гуров происходит от краткой формы Гур - канонического имени Гурий.

На какие только прозвища не набредешь, листая старинные документы! Вот запись 1495 года, в ней указан крестьянин Игнатко Великие Лапти. А вот документ 1555 года, в нем названы десятки людей, получивших свои прозвища по профессии, по своим занятиям: Гончар, Дегтярь, Зубоволок, Кожемяка, Мельник, Рогозник, Рудомет, Серебренник, Красильник, Седельник, Скоморох, Швец... Все они могли лечь в основу соответствующих фамилий.

Всем нам известно некогда популярное русское имя Василий. В русский язык оно пришло от греческого, где имело значение «царский». От имени Василий образовано более 50 фамилий, которые отличаются друг от друга разнообразными оттенками - уменьшительно-ласкательным, презрительным и т.д. или же изменены для благозвучия: Васин, Васькин, Васятников, Васютин, Василевский, Васильчиков, Васильев. А от имени Иван образовано более ста (!) фамилий. А вот в фамилии Ищук вы вряд ли “опознаете” имя... Иосиф. Возникла она на Украине еще в XV веке примерно на территории нынешних Винницкой, Житомирской, Ровенской и Хмельницкой областей. Именно там православное имя Иосиф превратилось в Йосип, а затем - и в Исько. Сын человека по имени Исько и получал прозвище Ищук. Вот так-то!

Что получил прозвище, ставшее Его фамилией ... семейного круга, духи-покровители дома и семьи ... наследственных , то есть получивших дар по наследству ... передаваемые по наследству ...

  • Р. С. Немов психология Втрех книгах

    Учебник

    ... передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого ... что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя , фамилию и отчество ... тактика семейного воспитания. - М., 1981. (Семья как...

  • Арийская империя. Гибель и возрождение

    Документ

    Передаются по наследству , а... НАСЛЕДСТВЕННОГО деления общества на классы в добуржуазной Европе, хотя так ... фамилию , имя , отчество . Они поясняют нам, что по латыни слово "фамилия " обозначает "семья ... иметь Божественной энергии ["шакти"], передаваемой ТОЛЬКО по ...

  • Учебное пособие для вузов (5)

    Документ

    ... уроки ... наследственная ... фамилию , отчество , титул, оставлять наследство ... семейные проблемы. Так сложилось, что я знакома с достаточным количеством семей , где муж одновременно и начальник жены по ... передаваемыми по наследству ... так ими и остались. Произошло так по ...


  • Конспект учебного занятия в рамках внеурочной деятельности

    «Наши фамилии (Путешествие в страну Ономастика)»

    Цели учебного занятия:
    1. Познакомить учащихся с историей появления фамилий, отчеств. 2. Выявить и расширить знания о своём имени, родословной своей семьи. 3. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям, интереса к истории своей семьи 4. Формировать представления детей об исследовательской деятельности. 5. Создать комфортную обстановку для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
    Форма урока
    : урок путешествие.
    Подготовка к уроку:
    1. Учащиеся заполняют таблицу «Фамилии моей семьи». 2. Учитель составляет - списки фамилий для конкурса «Передай привет и поклон землякам» (3); - Списки фамилий для конкурса «Как звали предка»; - листы для выполнения задания «Сконструируй фамилии»; - карту; - навигатор (список терминов).
    Оформление доски:

    Ономастика – страна имён

    « Нет ничего более приятного для человеческого слуха, чем звук собственного имени» Народная мудрость «Нет средь живущих людей, да и не может и быть, безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, Имя, как радостный дар, от родимых своих получает…» (Гомер) По ходу занятия к доске прикрепляются листочки с терминами. Ономастика – наука об именах собственных, “onoma” – имя. Святцы – церковный календарь с указанием памятей святых и круга церковных праздников. Ход занятия: 1. Введение в тему. Знакомство с целями занятия. - Путешествовать любят все. Сегодня мы отправимся в путешествие, нас ждёт страна с необычным названием - Ономастика. Послушайте загадку: Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими. (Нас не было – оно было, Нас не будет – оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у каждого оно есть.) Да, это имя. И я надеюсь вы догадались, что ономастика – это…. страна имён. «Онима» в переводе с греческого языка означает имя. - Вы знаете, что значат ваши имена? Представимся друг другу. (Встаём в круг и рассказываем о значении имени). О целях занятия, распределение на команды. Объявление маршрута.
    Страна Ономастика огромна. В ней есть долина Зоонимов (кличек животных), река Топонимов (географических названий), море Космонимов(астрономических названий), но наша цель – город Антропонимика(имён людей). Вот он уже приближается, а на окраине мы видим старинный замок – Исторический музей. Здесь можно узнать о том, как появились имена, фамилии и отчества. 2. Сообщение о появлении отчеств и фамилий. Презентация. 3. Упражнение на конструирование фамилий. Впереди сверкает тонированными витражами современный офис. Это конструкторское бюро. Здесь моделируют фамилии. Поможем и мы. Задание: от данного имени образовать как можно больше фамилий: Иван, Пётр, Василий. 4. Упражнение на узнавание фамилий, характерных для нашей местности. Шагаем дальше по тротуару широкой улицы, которая приводит нас на площадь Приволжское землячество. Как вы думаете, кто здесь живёт? Вам нужно передать привет и поклон своим землякам, жителям сёл Екатериновка и Давыдовка. Найти их нужно по списку фамилий. Задание: найди своих земляков по фамилии. 5. Упражнение по определению древнерусского, языческого имени на основе фамилий. В этой сказочной страневечное лето. Что-то становится жарко, а вон впереди синеет озеро. У него поэтичное название – Седая старина. Оно хранит тайны древних имён. Попробуем разгадать эти тайны, и мы узнаем, как называли детей на Руси до принятия христианства. Вам даны списки фамилий, которые образованы от языческих, древнерусских имён. Подумайте и назовите эти имена. 6. Фамилия - история семьи.
    Потихоньку добираемся до южной окраины города. Шумят вековые деревья – это парк Памяти. - Почему в городе Антропонимика есть такой парк? (ВЫВОД) - Вы собрали материал о фамилиях своей семьи. Закрепите его на доске. Имена, отчества, фамилии хранят память о ваших предках, эта наша обязанность помнить людей, подаривших нам жизнь. Это ваш подарок стране Ономастика
    7. Итог урока
    Ребята, неважно, какая у вас фамилия – красивая или не очень, известная или самая простая, важно, как вы ее носите. Недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». Многие ваши таланты, навыки перешли к вам по наследству, от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. Вам также передаются подарки. Вручение «фамильных» грамот.

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: “ Русские фамилия, имя, отчество и их происхождение”

    Дидактическая цель: понять особенности русской трёхчленной модели именования (фамилия, имя, отчество) и её происхождение.

    Задачи урока:

    Обучающие:

    1. Изучить систему именования у русских в сравнении с системами именования у других народов.
    2. Углубить знания обучаемого об основных разрядах имён собственных.
    3. Познакомить обучаемого с лингвистическими понятиями из сферы ономастики (науки об именах собственных), способствующими расширению кругозора школьников.

    Развивающие:

    1.Развивать познавательный интерес к именам собственным, познавательные способности (речь, память); повысить положительную мотивацию обучаемого к изучению курса “Секреты ономастики” за счёт наглядности, современности и доступности материала; за счёт использования элемента состязательности в викторине.

    2.Развивать общеучебные умения и навыки сравнивать, анализировать, делать выводы.

    3.Обогащать словарный запас обучаемого, в частности через установление связей между именами собственными и родственными им словами.

    4.Развивать навыки исследовательской деятельности, так как материалы этого урока важны в целях организации проектов по предмету.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать чувство гордости за историю своего народа, которая бывает представлена в именах собственных.

    2.Воспитывать такое качество личности, как способность самостоятельно мыслить.

    Коррекционно-развивающие :

    1. Развивать логическое мышление;
    2. Развивать долговременную память, мелкую моторику в результате освоения навыков работы с компьютером;
    3. Развивать связную речь.

    Устанавливаются межпредметные связи :

    данный дистанционный курс является курсом в рамках предметной области “Русский язык” и опирается прежде всего на связь двух предметов: русского языка и информатики. В процессе изучения дисциплины “Секреты ономастики” (науки об именах собственных) обучаемые используют интерактивные модули курса (лекции, тесты). Кроме того, мы опираемся на связи ономастической лексики с литературой, русским языком, историей.

    Ход урока

    I. Организационный момент (2 минуты):

    Установление видеосвязи в Skype

    приветствие

    Вход на курс “Секреты ономастики”

    Постановка цели и задач

    II. Изучение новой темы “Русские фамилия, имя, отчество и их происхождение” .

    1.Изучение электронной лекции “Особенности системы именования у русских” (6 минут) .

    Цель: сравнить систему именования у русских в сравнении с системами именования у других народов; в результате выявить своеобразие именной системы .

    У исландцев нет фамилий; чеха, поляка, болгарина не называют по отчеству; у некоторых народов Океании нет ни фамилий, ни отчеств; имена китайцев тоже имеют очень мало общего с трёхчленной именной системой русских (фамилия, имя, отчество).

    У разных народов разный строй личных имен. У нас имя пожизненно, в Африке же и в Азии у очень многих народов имена меняются в зависимости от возрастных ступеней каждого человека.

    В России систему именования можно обозначить как ИОФ (имя, отчество, фамилия): Пётр Петрович Иванов.

    В Польше, Чехии, Болгарии - ИФ (имя, фамилия): Януш Корчак.

    В Исландии - ИО (имя, отчество): Гадрун Ларсен.

    В Германии - (И1 И2 И3)Ф1: Эрнст Теодор Амадей Гофман.

    Во Франции - (И1 И2)Ф1: Эрих Мария Ремарк.

    Различные системы личных имён сложились исторически: они обусловлены различиями социального развития и различиями языка. Например, основные виды имени в Китае таковы: син - близкое к нашей фамилии, мин - личное имя в узком смысле (двучленное) Цюй Цю-бо.

    Системы имён не извечны. Они складываются исторически и не остаются неподвижными.

    Меняется соотношение компонентов системы (их вес). Сто лет назад для всех русских людей уже была обязательной современная трёхчленная система (И.О.Ф.), но насколько реже употреблялась тогда фамилия и как выросла её роль сегодня!

    Вывод: система именования у русских состоит из трёх частей (элементов) .

    2.Чтение текста “Почему жительницу Гавайских островов попросили сократить фамилию?” (4 минуты)

    Цель: увидеть своеобразие именной системы русских в сравнениии с именной системой жителей Гавайских островов.

    Дженис Киэханайкукауакахихулихиикфхаунаэле последние 20 лет приходилось носить с собой сразу два удостоверения личности- государственную идентификационную карту и водительские права. На правах была указана только ее фамилия, и то не полностью- в строке, отведенной под имя держателя документа, умещается только 34 символа, а фамилия женщины состоит из 35 букв.

    Когда она в прошлый раз получала государственную идентификационную карточку, власти пошли ей навстречу и смогли уместить ее полное имя на карточке, срок действия которой истек в мае 2013 года. Когда Дженис получила новую идентификационную карту, она очень удивилась тому, что там снова указана только ее фамилия.

    Женщина рассказала, что сложившаяся ситуация препятствует нормальному общению с сотрудниками дорожной полиции: когда она предъявляет офицерам документы, те не могут получить полную информацию о ее имени.

    Когда ее попросили сократить или изменить собственную фамилию, она отказалась, заявив, что считает подобные требования неуважением к коренному населению островов. Дело в том, что фамилия Киэханайкукауакахихулихиикфхаунаэле - это полное имя ее покойного мужа.

    Вывод: именная система жителей Гавайских островов состоит из двух элементов, а именная система русских – из трёх элементов.

    3. Изучение электронной лекции “Зачем изучать фамилии?” (6 минут)

    Цель: убедиться в том, что изучение фамилий даёт интересную информацию о прошлом.

    Фамилия намного моложе имени: только за последние века сложились твердые традиции в обращении с нею. В России примерно сто пятьдесят лет тому назад ношение фамилии стало обязательным для каждого. Изучение фамилий может дать немало глубоко интересных сведений о прошлом, проясняет некоторые темные вопросы ушедших в былое отношений.

    Однако изучение это далеко не всегда и не во всем может быть названо легким делом.

    Приведём примеры. Вы столкнулись с человеком, фамилия которого кажется простой: Хомутов Иван Николаевич. Если вас попросят высказать соображения по поводу происхождения этой фамилии, вы, вероятно, пренебрежительно пожмете плечами. Есть всем известное русское слово «хомут»; означает оно основную часть конской упряжи, сбруи, овальное ярмо, надеваемое на шею лошади, чтобы к нему можно было прикрепить оглобли или постромки. Слово старинное, существующее множество лет и даже столетий. Нет ни малейших причин сомневаться, что именно от него пошла и фамилия Хомутовых. Это тем более правдоподобно, что среди прозвищ и «мирских» имен очень часто встречается слово «хомут».

    Как будто все правильно, и тем не менее такое суждение опрометчиво. В нашей стране существует множество граждан Хомутовых, между фамилией которых и почтенным старым хомутом нет решительно ничего общего, ибо происходит она от другой фамилии, притом еще не русской, а английской, от довольно распространенной в Британии дворянской фамилии Гамильтон.

    «Как так? - скажете вы. - Как это могло случиться?»

    В данном случае - все известно и никакой тайны тут нет. По историческому преданию, в середине XVI века из Англии в Россию выехал представитель знатного шотландского рода Гамильтонов, Томас Гамильтон, со своим сыном Питером. Потомство этого Питера Гамильтона и превратилось постепенно в бояр Гамильтонов, Гамантовых, Хоментовых и, наконец, - Хомутовых, из которых некоторые здравствуют и сейчас.

    Вероятно ли это? Это вполне вероятно. Точно известно, например, что трагически погибшая на плахе фрейлина Екатерины I Мария Даниловна Гамильтон по бумагам того времени именовалась Гамантовой. Можно подобрать и такие случаи, когда из близких родственников один упоминается как Гамильтон, другой - как Гамонтов, а третий - как Хоментов; такой путь изменения фамилии подтверждают документы.

    Вывод: фамилия намного моложе имени; при изучении фамилий необходимы знания по истории, географии, языкознанию, геральдике.

    4.Участие в викторине “Знаешь ли ты русские календарные имена?” (6 минут)

    Цель: привлечь внимание к русским календарным (церковным, православным) именам; установить связи между именами собственными и родственными им словами; выявить своеобразие звучания одного и того же имени в разных языках.

    1)Римское имя Виктор имеет значение "победитель". Запиши возглас, которым римляне встречали полководцев во дни триумфов.

    2)Греческое имя Геннадий имеет значение "родовитый". Запиши, как называется наука о законах наследственности и изменчивости организмов.

    3)Греческое имя Георгий имеет значение "земледелец", буквально "землетруженик", "землеработчик". Укажи значение однокоренного слова география .

    а)система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы

    б)наука о составе, строении, истории развития земной коры

    в)наука, которая изучает форму и размеры Земли

    4)Греческое имя Георгий имеет значение земледелец, буквально землетруженик , землеработчик . Поставь в соответствие название языка и имя Георгий, которое употребляется именно в этом языке.

    5)Имя Жанна - это французский вариант имени Иоанна, женской формы к Иоанн. Запиши имя французской патриотки, народной героини.

    5.Изучение электронной лекции “ Отчество – чисто русское изобретение? ” (4 минуты).

    Цель: помочь ученикам понять особенности русского отчества.

    Все помнят превосходный довоенный фильм «Цирк». Там есть трогательная сцена: молодой советский циркач разбился во время смелого, но неудачного упражнения: его подруга, американская артистка, в отчаянии ломает руки над неподвижным телом. «Петрович! Петрович! Что с тобой?» - лепечет она.

    Мы, русские зрители, смахнув слезу умиления, не можем все же удержаться и от улыбки: вот ведь чудачка иностранка! Ну можно ли юношу звать «Петровичем»? Юноши бывают «Пети», «Петечки»; «Петровичи» совсем не так выглядят…

    Французу (как и англичанину) нелегко понять, зачем нам нужны наши «отчества» и что они обозначают: ведь на Западе ничего подобного нет.

    Наполеон Бонапарт удивился бы несказанно, если бы кто-либо почтительно назвал его «Наполеон Карлович». «Что вы? Я же корсиканец, а не русский!» А ведь отец у него действительно был Карл. Скажите: «Александр Македонский», каждый поймет: это - славный полководец древности. Но произнесите: «Александр Филиппыч Македонский», - и у вас спросят: «А где он живет?» Раз у человека есть отчество, раз его зовут с «вичем», значит, это наш, русский…

    Выходит, «отчество» - чисто русское изобретение; так думают на Западе, так думаем и мы сами. Но справедливо ли это?

    Вывод-вопрос: отчества используются только у русских, а в других странах?

    6. Изучение электронной лекции “Волька-ибн-Алёша и старик Хоттабыч” (4 минуты).

    Цель: понять, что арабское “ибн” и русское “вич” имеют одно и то же значение “сын своего отца”.

    Вы читали книжку писателя Лагина «Старик Хоттабыч»? Случилось чудо: школьник Костыльков открыл старую бутылку, и оттуда выскочил длиннобородый старец в пестром халате, - настоящий восточный джинн. Возникло некоторое замешательство; затем спасенный и спаситель приступили ко взаимному ознакомлению.

    Удивленному старцу этого показалось мало. «А имя счастливого отца твоего?» - спросил он. И, узнав, что отец у Вольки - Алеша, начал именовать своего новообретенного друга так: «Волька-ибн-Алеша».

    Даже глупец (а Волька-ибн-Алеша отнюдь не был глуп) сообразил бы после этого, что «ибн» по-арабски-«сын». И вполне естественно, если он стал звать своего собственного джинна «Хоттабычем»: «ибн-Хоттаб» - это «сын Хоттаба», а «сын Хоттаба» и есть «Хоттабыч». Логика безупречная! Так русский мальчишка и арабский джинн обменялись свойственными их языкам «патронимическими» обозначениями, - отчествами.

    Оба они были людьми сообразительными, главное они поняли. И арабское «ибн» и русское «вич» имеют один и тот же смысл - значит «сын такого-то». Очевидно, отчества разного типа существуют не только в России; пользуются ими и другие народы.

    Вывод: в арабском языке “ибн” имеет значение “сын такого-то”.

    7. Изучение лекции “Отчество на тысячу ладов” (12 минут).

    Цель: помочь понять, что в самых различных странах существуют разные способы выражения понятия “сын своего отца”.

    Наверняка вы слышали слово «макинтош». Правда, теперь оно вышло из моды, но все-таки большинство помнит: «макинтош» - это непромокаемый плащ. Гораздо меньшее число людей знает, почему плащу дано такое странное имя и откуда оно взялось.

    Оказывается это не имя, а скорее отчество. Отчество части одежды? Что за странность? Тем не менее это так.

    Загляните в любой хороший энциклопедический словарь; вы наверняка найдете в нем такое примерно сообщение: «Мак-Интош, Чарльз, шотландский изобретатель-химик. Прославился изобретением непромокаемой ткани из двух слоев материи, соединенных каучуковым раствором. Плащи, изготовленные из такой прорезиненной ткани, известны под названием макинтошей ».

    Это верно, но при чем же тут «отчество»? А вот при чем.

    На соседних страницах энциклопедии вы найдете великое множество фамилий, начинающихся, как и фамилия изобретателя плаща, со слога или приставки - «Мак»: Мак-Гахан, Мак-Доуэлл, Мак-Доннэл, Мак-Каллум, Мак-Карти...; история Шотландии полна всевозможными «Мак»-ами. В большинстве своем фамилии эти кажутся нам совершенно непонятными; но вот одна из них-Мак-Дональд - явно заключает в себе мужское имя «Дональд». Можно сказать, что и большинство остальных построено так же: тому или другому имени, обычно старошотландскому, предшествует своеобразная частица «Мак». Что она означает? Не что иное, как «сын»:

    Мак-Дональд - сын Дональда, и Мак-Интош - сын Интоша.

    Шотландия лежит на севере Англии; к юго-западу от Англии расположена Ирландия, «Зеленый Эрин», населенная народом, близкородственным шотландскому. Языки тех и других сходны. Но в Ирландии место северного «Мак» занимает своя патронимическая (Слово «патроним» означает «имя отца, отчество».) приставка «О». О"Коннел - это «Коннелов», то есть опять-таки «сын Коннела».

    Во Франции попадаются фамилии, в которых перед личным именем стоит частица «дю»: Дюклерк, Дюбеф, Дюруа. Эти фамилии следует понимать как «сын Писаря» (Писарев), «сын Быка» (Быков), «сын Короля» (Королев). У итальянцев такую же роль играет притяжательное словечко «дель». Называя, например, художника Андреа дель Сарто, мы хоть и не произносим слова «отец» или «сын», но указываем на возможную родственную связь: «дель Сарто» значит «сын портного».

    Только языковед расскажет вам, что испанские фамилии, оканчивающиеся на «-с», вроде «Родригес» или «Диас», весьма возможно, произошли от древнего вестготского родительного падежа, когда-то связанного с именами: «Родриге-с» значит «Родригин», сын Родриго. С «Диасом» дело обстоит сложнее: фамилия эта обозначает: «сын Диэго»; имя «Диэго» произошло от «Диаго», а само «Диаго» родилось из сокращенного и сжавшегося «Сант-Яго», означающего «святой Яков». Диас значит Яковлев.

    Приехав в нынешнюю Грецию, вы, пожалуй, уже не встретите там Атридов и Пелеидов. Зато вас окружат бесчисленные Басилиопулосы и Георгиади; эти фамилии ничем не отличаются от наших «Васильевых», «Юрьевых», «Егоровых»; по существу, они означают каждая «сын такого-то».

    Дальше к Востоку все становится более явным. У турок постоянно встречаются полуимена, полуфамилии, в которых за самым настоящим именем отца следует соединенное с ним слово «оглу» (у татар «оглы»): «Ахмат-оглу», «Айваз-оглу»; это словечко-особая форма принадлежности от слова «огул», означающего «парень», «сын». Наименование «Керим Ахмат-оглу» можно перевести на русский язык так: «Керим, сын Ахмета». Сами греки позаимствовали у соседей – турок - это словцо: у них встречаются граждане, носящие фамилии Папаник-огло, Костандж-огло. У иранцев тюркское «оглу» уступает место слову «заде», имеющему тот же смысл и значение. Недаром, поселяясь в России, многочисленные Айваз-оглу и Гассан-заде легко превращались в Айвазовых и Гасановых. И неудивительно, - ведь это было одно и то же.

    Когда грузин хочет отметить, что такой-то является сыном своего отца, он прибегает к частице «-швили»: «Зеделашвили»-«сын Зеделая», «Каландаришвили»- сын Каландара. В таких же случаях армянин пользуется частицей «-ян», «-яни». «Мкртичян» значит «сын Мкртича» - «Никиты», иначе говоря, Никитич или Никитин. «Иоаннисиан» - то же, что Иоаннович или Иванов. Очень любопытно, заинтересовавшись фамилиями этих народов, наблюдать на них два прямо противоположных явления. Бывает так, что армянские или грузинские (а также осетинские, азербайджанские и другие) фамилии-отчества превращаются в русские на «-ов», «-ев»:

    Сараджоглу становится Сараджевым, Ованесьян начинает звать себя Ованесовым и даже Аванесовым.

    Само собой разумеется, это может происходить по одной-единственной причине: языки у разных народов разные, а способ мышления один. Отчество везде остается отчеством, хотя понятие «сын своего отца» выражается в разных частях мира самыми различными и непохожими друг на друга словами.

    Вывод: отчество всюду и везде остаётся отчеством. Понятие “сын своего отца” выражается различными способами.

    Участие в викторине “Отчество всюду остаётся отчеством”

    Поставь в соответствие название страны и п онятие “сын своего отца” , которое используется в именной системе данной страны.

    Испания - ...; Дания -...; Иран...; Грузия...; Армения...; Франция...; Италия...; Турция...

    Понятие «сын своего отца» : Родригес, Трюгвессон, Гассан-заде, Зеделашвили,Мкртичян, Дюруа, дель Сарто, Керим Ахмат-оглу.

    III. Итоги урока (2 минуты).

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

    1. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М.: Просвещение, 1983.
    2. Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974.
    3. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен. М., Сов. Энциклопедия, 1984.
    4. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ. М.: Просвещение,1968.

    5.Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Имя дома твоего. М., 1988.

    6. http://www.cdo-nnov.ru/moodle/course/view.php?id=169 дистанционный курс Немовой А.Н. “Секреты ономастики”


    ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ИМЕН И ФАМИЛИЙ

    Цели:

    1. Рассказать об истории происхождения русских имен, отчеств и фамилий;

    2. Развивать навыки простейших исследований

    3. Заинтересовать ребят историей своего имени, фамилии, а также своих ближайших родственников (пропедевтика навыков выполнения проектов)

    Оборудование урока:

    Индивидуальные рабочие карты (РК)

    Выставка литературы, словарь русских имен и фамилий, “Толковый словарь русского языка” (исходя из возможностей учеников и школьной библиотеки)

    Предварительное задание (дается за неделю до проведения урока) :

    Выясните с помощью справочной литературы происхождение вашего имени, фамилии, дайте им толкование.

    Класс разбивается на небольшие группы, которые получают задание. Учитель должен проконтролировать его выполнение перед уроком.

    А) Архивариусы работаю со справочной литературой, заранее находя толкование ключевых слов на уроке.

    Б) Группа 1 - Ребята рассказывают о происхождении своего имени, имен своих родных и близких. Хорошо, если кто-нибудь сумеет найти очень редкое или интересное имя и расскажет о нем

    В) Группа 2 – задание “Назови меня ласково”. Задача этой группы подобрать для своего соседа как можно больше ласковых вариантов его имени.

    Г) Группа 3 – толкование имен и отчеств сказочных или былинных героев

    Д) Группа 4 готовит свое именование по правилам древнего этикета

    Ход урока

    Орг. момент

    Объявление темы, целей, мотивация учащихся, знакомство с индивидуальной рабочей картой урока

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое. Путь этот труден и опасен, но всем нам будет интересно и легко, мы поработаем сообща, как одна команда.

    Внимание! Участникам экспедиции приготовиться к старту! (Ребята и учитель прикрепляют бейджики с заранее напечатанными на них именами с указанием происхождения и толкованием). Три! Два! Один! Старт!

    Полет проходит нормально! Приступаем к выполнению задач нашей экспедиции.

    Тема нашего урока: русские имена и фамилии, их возникновение. Работать вы будете по индивидуальной рабочей карте (РК). Напишите на ней свою фамилию и имя.

    Имя каждого человека – часть истории его народа. В имени, как в зеркале, отражаются верования, традиции, быт наших далеких предков. Невозможно даже предположить, сколько имен, фамилий существует на земном шаре. Образовалась даже специальная наука, которая занимается этим вопросом.

    • Прочитайте на своих РК, как называется эта наука и что она изучает. Запомните это определение, оно пригодится вам, когда вы готовить отчет – тест о проведенной работе.
    • Попрошу наших архивариусов дать толкование слова имя.

    Хочу предупредить вас, что имя не всегда так называлось - “имя”. У наших предков славян был целый ряд слов, который имел близкое лексическое значение, с тем, что прочитали нам архивариусы. Как называются слова близкие по своему лексическому значению?

    Зачитайте ряд слов под №1. Подберите и запишите к ним современный синоним. (имя)

    Имена личные имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Об этом свидетельствуют древние памятники литературы, которые нашли археологи при раскопках в Древней Греции.

    Посмотрите на доску. На ней записаны слова великого древнегреческого поэта Гомера:

    Нет меж живущих людей,
    Да и не может и быть, безымянных:
    В первый же миг по рождении
    Каждый, убогий и знатный,
    Имя, как сладостный дар,
    От родимых своих получает.
    Гомер

    • Архивариусы дайте толкование слов убогий и знатный.

    Как же наши далекие предки получали имена? И всегда ли имена были такими, какими мы знаем их сегодня?

    • Обратимся к № 2 в рабочей карте.

    Заполните опорную таблицу “ История русских имен”, прочитав текст.

    Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось как примета, по которой человека можно было выделить из семьи. В одних случаях человек характеризовался по внешности, в других – по черте характера, по месту в семье, по отношению к нему членов семьи, по роду деятельности, месту жительства и т.д.

    * Распределите древние русские имена в соответствии с их “характеристиками”:

    Малёк, Белой, Кудряш, Милава, Добрыня, Умник, Молчан, Ждан, Большак, Селянин, Любава, Несмеяна, Третьяк.

    Кто-то не поверит, скажет, что это просто прозвища, клички. Но так оно и было.

    В Х веке князь киевский Владимир стал искать сильного союзника для Руси, чтобы защитить ее от набегов степных кочевников. Он заключает договор о взаимопомощи с императором Византии, но с условием, что он сам и его подданные примут христианство. Имена в привычном смысле появились на Руси после принятия христианской веры.

    Имена, имена, имена –
    В нашей речи звучат неслучайно.
    Как загадочна наша страна,
    Так и имя - загадка и тайна
    В этой жизни, а может, и в той.
    С именною звездою небесной
    Охраняет любого святой –
    Не для каждого, впрочем, известный.

    В настоящее время, по подсчетам ученых, 95 % населения России носит традиционные старые КАЛЕНДАРНЫЕ имена. Назывались они так потому, что их включали в календари – СВЯТЦЫ, в которых имена соответствовали дням, связанным с поминовением святых. Послушайте, как наши предки – христиане получали свои имена.

    Выступление ученика.

    В давние времена при крещении новорожденный получал имя того святого, с которым совпадал день его рождения. Считалось, что святой станет ангелом-хранителем человека на всю жизнь. Тогда именины (то есть день ангела) действительно совпадали с днем рождения (то есть фактическим днем, когда вы родились). А бывало и так: день рождения в ноябре, а именины – в январе.

    Позднее родители, позабыв старые традиции, стали выбирать имена своим детям свободно, не заглядывая в святцы. Поэтому каждый из нас может справлять два праздника в году: именины и день рождения.

    Имя – сладостный дар, как говорил о нем Гомер, тайна, как называл его поэт, а вы дома при помощи словаря имен раскрыли тайну своего имени.

    Представление 1 группы (Ребята рассказывают о происхождении своего имени, имен своих родных и близких. Хорошо, если кто-нибудь сумеет найти очень редкое или интересное имя и расскажет о нем)

    Каждая мать подбирает своему ребенку самое лучшее имя и находит самые ласковые его варианты.

    Представление группы №2 Лингвистическая разминка “Назови меня ласково”.

    Выполняем №3 в РК урока.

    Заполните таблицу по образцу, выделите уменьшительно-ласкательные суффиксы. В пустую графу впишите свое имя и его варианты.

    Какими именами можно назвать и мальчика, и девочку?

    Неслучайно в таблице записаны только мужские имена. Долгое время на Руси вообще не было календарных женских имен.

    Физминутка.

    Встаньте из-за парт, повернитесь друг к другу, шепните друг другу на ушко ласковый вариант имени вашего соседа по парте. Посмотрите, как вы сразу заулыбались! Называйте друг друга почаще ласковыми именами.

    Традиционное русское именование триединое: имя, отчество, фамилия.

    • отчество.

    Величание по имени – отчеству показывает вежливое, уважительное отношение к человеку. Все самые известные сказочные герои величаются по имени – отчеству.

    Представление группы 3

    Отчество показывало социальную принадлежность человека. Например, крепостные крестьяне не писались с отчеством. Это была привилегия богатых и знатных людей.

    Выступление ученика

    Отчество – это не что иное, как указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой звался каким-либо именем. Например, сын Петра, Петров сын – Петрович, дочь Ивана, Иванова дочь – Ивановна.

    Русские отчества очень древние. Уже в 945г в списках русских послов около имен стояли отчества. Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, так как древностью рода особенно гордились и знали своих предков наперечет.

    Великого киевского князя Владимира величали так: Владимир Святославич, внук Всеволода, правнук Олегов, праправнук Всеволода, преправнук Ярославов, пращур великого Владимира.

    Отчество – имя отца, сопровождающее имя ребенка – является особенностью именования только у русских.

    Представьте, что мы в гостях у славного русского князя Владимира Красно Солнышко. Необходимо представиться по всем правилам тогдашнего этикета.

    Представление группы 4

    Надеюсь, что вы не забыли имена и отчества великих русских писателей и поэтов? Давайте проверим.

    Лингвистическая разминка “ Доскажи словечко”

    Вам, наверно, интересно, что стало с древними русскими именами - прозвищами? Они превратились в фамилии.

    • Архивариусы, дайте толкование слова фамилия.

    По фамилии, так же как и по имени, много можно было сказать или узнать о человеке. Многие фамилии произошли от названия места жительства или ведут свой корень от названий насекомых, зверей, деревьев, птиц, предметов быта.

    Выполним задание №4 из РК урока

    Подумайте и объясните, как произошли следующие фамилии. Выделите корень и суффиксы с помощью которых они образованы.

    • Гончаров – (гончар) - _________________________________________________
    • Бондарев – (бондарь) - ________________________________________________
    • Шапошников – (____________) ________________________________________
    • Москвитин – (____________) __________________________________________
    • Топорков – (______________) __________________________________________
    • Курицын – (___________) _____________________________________________

    Что вы можете сказать о своих фамилиях? Интересно ли было вам узнать, откуда идет ваш корень, как говорили наши предки? (ответы учеников)

    К сожалению, наше время истекает. Нам нужно вернуться в наш век. А сейчас я проверю, насколько вы внимательны были. Вы выполните отчет-тест и проверите себя по слайду.

    Тест

    1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:

    А) по календарным святцам

    Б) родители свободно выбирали имя

    В) имя было характеристикой человека

    2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:

    А) по календарным святцам

    Б) по роду занятий

    В) по месту жительства

    3. День ангела отмечали:

    А)по фактической дате рождения

    Б) по календарным святцам

    В) по желанию

    4. Отчество является величанием по

    Б) по деду

    В) по матери

    5. Какую фамилию мог бы носить человек хитрый, изворотливый, коварный?

    А) Коршунов

    Б) Медведев

    В) Лисицын

    Теперь сдайте отчеты рабочие карты мне.

    Каких фамилий только нет на свете! Конечно, сейчас они все условны, и мы уже не судим о человеке, исходя только из его фамилии. С.Михалков сочинил басню “Смешная фамилия”. Послушайте ее. (читает учитель или заранее подготовленный ученик)

    Каких фамилий только нет: Пятеркин, Двойкин, Супов,
    Слюнтяев, Тряпкин –Самоед, Пупков и Перепупов!
    В фамилиях различных лиц, порою нам знакомых,
    Звучат названья рыб и птиц, зверей и насекомых.
    Лисичкин, Раков, Индюков, Мокрицын, Мышкин, Телкин,
    Селедкин, Волков, Мотыльков, Боборов и Перепелкин…
    Но может некий Комаров иметь характер львиный.
    А некий Барсов или Львов умишко комариный!
    Бывает Коршунов иной Синичкина боится,
    А Чистунов слывет свиньей, а Простачков - лисицей!
    А Раков, если не дурак, невежда и тупица,
    Назад не пятится никак, а лишь вперед стремится!
    Плевков фамилию сменил – Алмазовым зовется,
    Но в основном ослом он был – ослом и остается!
    А Грибоедов, Пирогов прославились навеки!
    И вывод, стало быть, таков - все дело в человеке!

    Надеюсь, что вы запомните слова Сергея Михалкова. “Всё дело в человеке!”. Будьте честными, добрыми, открытыми людьми, и ваши имена прославят вас.

    Домашнее задание каждый из вас выберет для себя сам.

    Дифференцированное домашнее задание. (распечатано для каждого ученика)

    Выбери наиболее интересное для тебя задание и выполни его дома.

    1. Придумай и запиши в виде небольшого рассказа, какие фамилии могли носить жители рыбачьей деревушки. Не забудь указать, чем занимались жители, как они выглядели, какими чертами характера отличались, и как это отразилось на их фамилиях.

    2. Запиши 7-10 пословиц, поговорок, в которых бы использовались имена людей. Дайте толкование 1-2 пословиц.

    3. Выполни упр. 486 по заданию в учебнике.

    Урок окончен. До свидания!