Школа-лицей №5 им. И.В. Панфилова

Тема: "Легенды и мифы Древней Греции"

Предмет: Русская словесность

Класс: 6 «Б»

Учитель: Кузембаева Р.А.

г. Кызылорда

2014 - 2015 уч. г.

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний по античной мифологии, формирование познавательного интереса, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Задачи урока:

1) Учить умению инсценировать, выразительно читать поэтический текст, интересно пересказывать мифы, использовать полученные знания в жизни;

2) Развивать умение анализировать полученную информацию, строить прогнозы, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения и доказывать ее; развивать творческие способности ребят;

3) Воспитывать любовь и интерес к мифам Древней Греции, обогащать нравственный опыт учащихся на основе главных ценностей человечества: борьбы добра и зла, любви к людям и природе; воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Методы обучения: эвристический, исследовательский (частично-поисковый)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, видеосюжет, рисунки детей и иллюстрации к мифам Древней Греции.

Античность - живой родник,

который столетия питает мысль человека,

почва всей современной европейской цивилизации.

А. Тахо-Годи.

Ход урока:

1. Организация начала урока (В начале урока звучит греческая народная музыка сиртаки, сопровождаемая слайдами).

1. Приветствие. Постановка целей и задач урока.

Здравствуйте, ребята! Вы прослушали греческую мелодию, под которую исполняется народный танец эллинов, т.е. жителей Эллады (так греки называют свою Родину), посмотрели слайды.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О легендах и мифах Древней Греции).

Верно. Мы с вами заканчиваем изучение очень интересного и познавательного раздела по русской словесности, который называется "Античная мифология". Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по прочитанным легендам и мифам Древней Греции, выполним множество заданий, которые позволят нам раскрыть наши интеллектуальные, творческие и коммуникативные возможности.

2. Проверка домашнего задания:

Дома вы должны были продумать вопросы викторины по античной мифологии, а отдельные ребята - подготовить инсценировку мифа о яблоке раздора. Давайте посмотрим сценку.

Инсценировка "Яблоко раздора".

Молодцы! Давайте поаплодируем нашим ребятам.

3. Деление на группы:

Чтобы наша работа на уроке была активной и плодотворной, давайте разделимся на группы.

Древняя Греция является родиной театра, олимпийских игр, ораторского искусства и даже демократии. Кроме того, слово "алфавит", знакомое нам с раннего детства, греческого происхождения, т.к. образовано из названий первых двух букв греческого алфавита: альфа и бетта. Выберите любые из первых 4 букв греческого алфавита (альфа, бетта, гамма, дельта) и распределитесь по группам.

4. Объявление темы и эпиграфа урока:

Итак, мы разделились на группы. Тема нашего урока "Волшебный мир античной мифологии", думаю, она передает всеобщее восхищение легендами и мифами Древней Греции. А эпиграфом к уроку станут слова известного исследователя античной литературы А. Тахо-Годи: «Античность – живой родник, который столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской цивилизации».

2. 1 задание.

Дома вы готовили вопросы для викторины по античной мифологии. Давайте с помощью яблока, подаренного Парисом Афине, зададим друг другу вопросы. Итак, я начинаю: Кого из богов называют "отцом смертных и бессмертных"? (Зевса). И так далее по цепочке.

Молодцы! Вы показали хорошие знания, а теперь поработаем в группах.

3. 2 задание.

Каждой команде я предлагаю по 3 атрибута, принадлежащих греческим богам или героям. Необходимо через 1 мин. назвать имена их обладателей.

    Гром и молнии (Зевс-громовержец)

    Трезубец (Посейдон – бог моря)

    Лавровый венок, кифара (Аполлон - бог искусств)

    Трагическая маска (Мельпомена – Муза трагедии)

    Глобус (небесный свод) и мерило (циркуль) (Урания – Муза Астрономии)

    Виноградная лоза (Вакх – бог виноградарства и виноделия)

    Львиная шкура (Геракл – народный герой Эллады)

    Щит, шлем, меч (Афина Паллада)

    Лук, стрелы, крылья (Амур)

    Кадуцей (жезл, обвитый двумя змеями), крылья на шлеме (Гермес)

    Клубок ниток (Мойры - богини судьбы)

    Весы (Фемида - богиня правосудия с закрытыми повязкой глазами)

Оценивание учителем : Если вы отвечаете на все вопросы, получаете зеленую пятиконечную звездочку, если на два - желтый четырехугольник; если на один - красный треугольник.

4. 3 задание:

Где жили античные боги?

Верно! Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы. Давайте посмотрим небольшой видеосюжет о храмах Древней Греции.

Просмотр видеосюжета об архитектуре Древней Греции (2 мин).

В течение 5 минут на своих постерах вы должны изобразить античных богов и героев, которых я загадала в следующих предложениях, и охарактеризовать их:

1) Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным, осталась даже поговорка: "Красив, как:..". Он - победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств и вдохновения. (Аполлон)

2) Этот титан - двоюродный брат Зевса, его имя означает "мыслящий", "предвидящий". Его также называют защитником и спасителем людей от произвола богов. За кражу огня с Олимпа был жестоко наказан Зевсом. (Прометей)

3) Римляне его прозвали Геркулесом. (Не случайно так назвали овсяную кашу, что дарит силу). При рождении ему было дано имя Алкид. Он был величайшим героем, прославившимся своими 12 подвигами. (Геракл)

4) Этот исполнитель на лире славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Его можно назвать однолюбом, который всю жизнь любил только одну женщину, погибшую от укуса змеи. (Орфей)

Нарисуйте, объясните, почему именно таким вы нарисовали мифологического героя, и составьте синквейн о нем:

1. Имя существительное.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Смысловое предложение.

5. Эмоциональное отношение.

Оценивание "Две звезды и пожелание"

5. 4 задание:

А теперь я предлагаю вам в течение 1 мин. ответить на вопросы теста по античной мифологии. В правой колонке запишите ответ одним словом.

1. Целостная система фантастических представлений о богах и героях.

2. Как римляне называли бога океана Посейдона?

3. Кого называли "отцом греческой трагедии"?

4. На каком острове родилась Афродита?

5. Мифологический герой, спасенный дельфином.

6. Напиток богов.

7. Муза танцев.

Терпсихора

8. На каком корабле отправились участники похода в Колхиду за золотым руном?

10. Богатый гражданин, бравший на себя расходы по организации театральных представлений.

Время истекло. А теперь проверьте свои записи и поставьте себе оценки:

"5" - 9 - 10 ответов

5. 4 задание:

Мы часто употребляем фразеологизмы, пришедшие к нам из далеких античных времен. Я вам раздаю конверты с разрезанными фразеологизмами, вы должны их собрать и объяснить их значение. Также ответьте на вопрос, при каких обстоятельствах можно использовать данные фразеологизмы. Время на обдумывание - 2 мин.

2. Дамоклов меч - постоянно угрожающая опасность

3. Танталовы муки - мучения, вызванные созерцанием желаемой цели и невозможностью её достичь.

4. Полет Икара - смелые, но рискованные дерзания

5. Ахиллесова пята - слабое место

6. Гордиев узел - сложный и запутанный вопрос

7. Альфа и омега - начало и конец

8. Нить Ариадны - способ, помогающий найти выход из трудного положения

9. Яблоко раздора - причина ссоры

10. Самовлюбленный Нарцисс - любующийся собой человек

11. Ящик Пандоры - источник бедствий

12. Панический страх - беспричинный страх, созданный воображением, а не реальностью.

Оценивание учениками : Если понравился ответ, поднимаем зеленую сигнальную карточку, не очень - желтую, плохо - красную сигнальную карточку.

Рефлексия:

Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А. Фета, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Блока и других.

А где в окружающей нас жизни вы наблюдаете приметы, детали античной мифологии?

Все вы знаете значение мифа Нить Ариадны. Вот такую нить я хочу передать вам. Все, кто хочет, пусть выскажется о том, что нового он узнал из раздела "Античная мифология".

Вывод: всех нас объединила античная мифология.

Домашнее задание:

Придумать миф на основе прочитанных вами или написать сочинение на одну из тем:

1. Мой любимый герой мифа Древней Греции.

2. Боги Олимпа. Какие они?

Обратная связь.

Цели : расширить и обобщить знания детей о мифах, легендах, преданиях; познакомить с некоторыми из них; закрепить полученные на уроках знания; развивать мышление, память, речь.

Планируемые результаты : предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование : выставка книг по теме урока (Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1992; Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Работа с крылатыми выражениями

— Кто из вас знает, что означает выражение загадка Сфинкса? (Ответы детей.)

Вот рассказ, который объясняет, почему издавна слово сфинкс применяют к непонятным, загадочным людям, а выражение загадка Сфинкса означает любую хитроумную, трудноразрешимую задачу.

Сфинкс, рассказывали древние легенды, был чудовищем с лицом женщины, туловищем льва и крыльями хищной птицы. Сфинкс подстерегал путников на утесе у города Фивы и задавал каждому загадку.

А загадка была такая: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Долгое время никто не мог правильно ответить на этот вопрос. Недогадливых Сфинкс убивал.

Но однажды перед кровожадным чудовищем оказался сын фивского царя Эдип. «Отвечай, — прорычал Сфинкс, - кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» И царевич нашел верный ответ: «Это человек. В детстве (утром) он ползает на четвереньках, повзрослев (днем), ходит на двух ногах, а в старости (вечером) опирается еще и на палку». Посрамленный Сфинкс взвыл от отчаяния, бросился с утеса в море и погиб.

2. Рассматривание выставки книг

— Назовите книги, которые вы принесли. Есть ли авторы у этих произведений? Кто иллюстрировал эти книги? Назовите тему урока (тема записана на доске).

— Что такое миф? (Примерный ответ. Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои — существа сверхъестественные, а значит, мифы — истории выдуманные. Однако часто именно благодаря им можно понять местные обычаи. Мифы — это народные сказания о легендарных героях, богах.)

— Назовите героев мифов. У каждого есть имя. Что вы о них знаете?

— Что вы знаете о Зевсе?

— Кто такие Гера, Афродита, Аполлон?

— Расскажите о Геракле. Его имя означает «совершающий подвиг».

— Кто знает, какие подвиги совершил Тесей? (Победил Прокруста, Минотавра.)

— Что еще хотели бы рассказать?

— Что такое предание? (Примерный ответ. Это жанр фольклора: устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передаваемые из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации. В центре любых событий стоит яркая личность: князь, парь, разбойник.)

— Какие предания вам известны?

— Знаете ли вы предание, связанное с основанием нашего города, с его названием?

— Что такое легенда? (Поэтическое предание о каком-то историческом событии, может быть религиозного содержания. В легенде наряду с людьми и животными действуют Бог и святые.)

Легенда очень похожа на миф. Но в ней чаще всего действуют реально существовавшие личности и описываются события, имевшие место в действительности. Впрочем, это вовсе не означает, что со временем легенды не претерпевают никаких изменений.

— Из легенд можно получить ответы на вопросы о самых разных явлениях окружающего мира. Как вы думаете, какие это объяснения: научные или художественные? Почему?

— Можете ли вы объяснить, почему моряки — сильные люди? А вот как это объясняет «Легенда о матерях».

(См. материал для учителя к уроку. Выразительное чтение «Легенды о матерях», заранее подготовленное учениками. Беседа-рассуждение о прочитанном.)

— О чем рассказала легенда?

— Какими были женщины в той далекой стране, пока их сыновья были дома?

— Как менялись матери? Почему?

— В чем женщины остались неизменны с начала до конца легенды?

— Что в легенде вымысел, а что правда?

— Чем легенда похожа на сказку? Чем отличается? (Сказки часто служат для забавы, развлечения, а легенды воспринимаются серьезно, как действительный случай, из которого надо извлечь урок.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина «Мифы Древней Греции»

Этот герой добыл голову Медузы горюны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. (Персей.)

Покровительница воинов, героев, богиня мудрости и знаний. (Афина Паллада.)

Титан, похитивший с Олимпа огонь и принесший его людям. (Прометей.)

Юноша, улетевший из плена на крыльях из перьев, скрепленных воском. Он поднялся слишком высоко, и солнце растопило воск — юноша упал в море. (Икар.)

Кто боролся с Тифоном? (Аполлон.)

Кто бился с немейским львом? (Геракл.)

Чудовище, которое жило на горе Эриманф. Его одолел Геракл, пустив ему в глаза солнечный зайчик. (Эриманфский вепрь.)

— Наш урок мы начали и закончим объяснением крылатых выражений. Что значит прокрустово ложе? (Мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, для нее не подходящее.)

— А танталовы муки? (Нестерпимые муки из-за невозможности достигнуть цели, несмотря на ее близость.)

V. Подведение итогов урока

— Что объединяет сказки, былины, предания, легенды, мифы? (Это жанры устного народного творчества.)

— Чем они различаются?

Материал для учителя

Легенда о матерях

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Когда-то очень давно на побережье Черного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали веселые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел — стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом — стрелял в сторону стада, а если пахарем — в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зеленая — из водорослей, а тело сине-зеленое, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

— Как люди ни хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них еще не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать свое счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернулись в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда. В какую ярость пришел Нептун!

— Я всех вас похороню в пучине морской! — взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины — сильные, красивые, никогда не стареющие.

Подумали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если еще когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжелого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

— Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

— Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьем из нее жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от нее, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут матери — не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

— Не дождаться вам теперь сыновей! — хохотал Нептун. — Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Тогда женщины воскликнули:

— Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землей еще ярче загорятся звезды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека.

2.Познакомить детей с мифом о Персее.

Материал урока знакомит детей с понятием миф. Греческие мифы повествуют о героях.Герои не люди, а полубоги.Дети знакомятся с содержанием мифа "Персей" по Хрестоматии. В ходе работы над содержанием дети находят общие признаки русской народной"сказки о царе Салтане..."и мифа "Персей.Также очень важно знакомство с русской иконой"Святой Георгий, поражающий змея"Дети находят сходство в сюжетах про Персея и Андромеду и Георгия и Елисаву.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1.

Внеклассное занятие по литературному чтению.

Класс: 3

Тема: Легенды и мифы Древней Греции. Персей.

Тип урока: исследование.

Цели:

  1. формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы;
  2. познакомить детей с мифом о Персее;
  3. прививать интерес детей к эпосу русского народа.

Задачи:

1) образовательные: проверить знание детей русских сказок; анализировать прочитанный текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

2) развивающие: развивать умение чувствовать, передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание.

3) воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Формировать коммуникативные навыки работы. Развивать позитивную самооценку детей.

Учебно – методическое обеспечение:

Фотографии скульптур греческих богов и героев;

Книга Н.А.Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

Хрестоматия по литературному чтению 3 класс.

Время реализации: 40 мин.

Структура медиапродукта: последовательные кадры презентации .

Приложение .

Н.Гумилёв «Скульптура Кановы»

Его издавна любят музы.

Он юный, светлый, он герой.

Он поднял голову Медузы

Стальной, стремительной рукой.

И не увидит он, конечно,

Он, в чьей душе всегда гроза,

Как хороши, как человечны

Когда-то страшные глаза.

Черты измученного болью,

Теперь прекрасного лица…

Мальчишескому своеволью

Нет ни преграды, ни конца.

Анализ занятия.

В жизнь ребёнка вместе с молоком матери приходят сказки. Дети,не умея говорить, слушают и понимают их. Потом они сами их читают. Затем в жизнь ребёнка приходят малые жанры устного народного творчества: загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, считалки. Всё это вызывает неподдельный интерес у детей, воспитывает желание читать книги.

Занятием по теме «Легенды и мифы Древней Греции. Персей.» я хотела показать связь малых жанров фольклора с мифом. Ведь миф- способ жизни древнего человека, помогающий установить отношения с миром природы. Так же, как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись. В них, как и в сказках, повествуется о героях, помогающих людям. Они наделены добротой и силой. Как и в сказках, герои выполняют то, что не под силу простым людям- очищают землю от чудовищ, устанавливают порядок и справедливость.

И хотя Персей – герой Древней Греции, и он полубог, сын бога,но он так же добр, справедлив, силён и красив, как герой сказки Георгий.

Считаю, что занятие принесло огромную пользу, так как дети прониклись неподдельным интересом к событиям в мифе, к герою Персею.Несмотря на трудные задания, работали активно.

На следующем занятии мы познакомимся с новым мифом Древней Греции- Прометеем.


Понятие о мифах. Мифы и легенды.

Цель:

Дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство;

Формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

Воспитывать интерес к предмету, художественный вкус.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций.

- А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника.

- Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

    Работа с учебником.

Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа.

    Беседа.

У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

Ребята, расскажите, как создавались мифы.

Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов?

Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями?

Что такое мифическое время? Расскажите о нем.

Как миф связан с литературой?

Что такое мифологема?

3. Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология.

Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Работа в группах.

Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию.

    Словарная работа.

Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений.

«Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа.

«Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас.

«Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания.

V . Этап информации о домашнем задании

1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5.

VI . Этап рефлексии

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания учащихся о мифологии; на основе сопоставления с древнегреческими мифами и русскими народными сказками показать национальное своеобразие мифологии и фольклора ненцев.

2. Развивать аналитические навыки работы с художественным текстом и справочной литературой, а также творческое воображение и читательскую наблюдательность учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к обычаям и традициям коренных жителей Ямала.

Оборудование:

1. Фотовыставка, иллюстративный материал “Ямалу-75”.

2. Выставка творческих работ учащихся “Мой край”.

3. ТСО: мультимедийный компьютер для демонстрации слайд - фильмов “Уренгой” и “Северные узоры”; магнитофон с записями национальных песен.

4. Сборники текстов, информационные листы (№1 “Словарь терминов”, №2 “Глоссарий”).

Предварительная подготовка к уроку:

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) текста с представлениемсобственных рисунков- иллюстраций.

Вторая группа. Сообщения учащихся (“Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”).

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” о нравственных представлениях ненцев, символически выраженных в орнаменте.

Кто знает одну культуру - не знает ни одну.

Макс Мюллер

(На перемене, до начала урока, демонстрируется слайд-фильм “Уренгой”, звучат национальные мелодии)

Ход урока:

Слово учителя.

Беседа. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с мифами древних греков и североамериканских индейцев. Вы хорошо знаете русские народные сказки. Что такое миф? Как рождались мифы? Чем сказка и легенда отличаются от мифа? Каким было мышление древнего человека? Если трудно ответить сразу, загляните в свои тетради и словари (информационный лист №1).

Тезисный план ответов учащихся

  1. Древний человек был язычником, поклонялся множеству богов. Он одушевлял всё, что его окружало: небо и землю, моря и горы, леса и поля.
  2. В эту же эпоху человек создал истории, в которых объяснял мир и его законы,- мифы. Мифы повествуют о деяниях богов и героев. Мифы складывались не для развлечения, рассказчик и слушатели верили в рассказываемое. Мифы часто разыгрывались перед слушателями- зрителями или приобретали облик обряда.
  3. Сказка повествует об обычных людях (“благородного” или “низкого” происхождения); воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь. В отличие от мифа (тайного знания) сказка общедоступна.
  4. Легенда исторически и географически “привязана”, персонажами являются конкретные люди. Природа не обожествляется, хотя отдельные мифологические мотивы и образы сохраняются.

Работа групп

Первая группа. Пересказ (и/или выборочное чтение) произведения с представлением собственных рисунков- иллюстраций.

Вопросы для обсуждения:

Почему выбрали именно это произведение? Что вы услышали и увидели в нём? Что, может быть, поразило или вызвало недоумение?

Ваше мнение о героях? Как построено произведение?

Сравните их с русскими народными сказками, мифами Древней Греции. В чём сходство и различие?

Делаем совместные выводы

1. В сказках, легендах, мифах ненцев действующих лиц немного, обычно трое: два брата и сестра (“Каллаха - богатырь”), три охотника (“О невесте и снежном человеке”) и т.д.

2. Ребята отмечают увлекательность сюжета, его неожиданные повороты. Герои всегда отправляются в путь, попадают в зоны действия злых или добрых сил, соединяются или борются с ними, приобщаются к тайнам, что-то теряют или приобретают на этом пути (огромное стадо оленей, нарты с хлебом, сахаром, маслом и “всякой необходимой всячиной для безбедной и счастливой жизни стойбища”).

3. Как общее в поэтике сказок разных народов ребята отметили контрастное построение сказки, деление персонажей на добрых и злых, торжество доброты и таланта над завистью и чванством. Обращаю внимание ребят на то, как организовано мифологическое пространство. В нём всегда выделены центр, верх, низ. В славянской мифологии таким центром является Мировое древо. В ненецкой мифологии идею вертикали помогает выразить образы горы, холма, дерева. Они помогают героям разделять добро и зло, жизнь и смерть. На холме ставит свой чум первый человек из рода Вэлло, ставит ближе к небу, к солнцу. В корнях дерева (Нижнего мира) находят дочки Оленнего хозяина героя сказки “Как Вылка на море ездил”.

Пространство в мифах и сказках не бездушно и не нейтрально: оно расценивается как своё или чужое, доброе или враждебное для людей. Они же, в соответствии с выбранным направлением, попадают в зоны дурных или добрых сил. Переправившись через большую реку с крутыми берегами, два брата-охотника попадают в царство лесной женщины Палснэ (“Жила в лесу кикимора”). Нарушил запрет бабушкин внук по имени Тункевхи, спустился в низовья реки и чуть не оказался в руках колдуна. Пройдя через нелёгкие испытания, понимает молодой человек цену дружбы и взаимопомощи. Охотник вернулся в чум своей бабушки и предложил ей: “Давай поищем добрых людей, с которыми не надо будет бояться колдунов и людоедов”. Долго ходили они по тайге и тундре и наконец нашли стойбище Айваседо. Там их приняли с радостью.

4. В мифах и сказках существует разумная пропорция между всеми сторонами бытия – дурными и хорошими, светлыми и тёмными. Если баланс нарушен по чьей-то воле, нарушается и гармония, тогда появляется герой, призванный восстановить равновесие.

5. Обратившись к древнейшим пластам мифологии, мы видим, что разные народы поклонялись четырём стихиям: Огню, Воде, Земле и Небу. Древние народы полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная. У ненцев особенно почитаются Земля, Огонь и Вода: плюнуть в воду, в огонь считается непростительным кощунством. Огонь часто представляется женщиной в красном халате, она может предсказывать будущее, разговаривая треском, писком. Итак, центральный образ ненецкой мифологии – образ Природы.

6. Основой философии ненцев является идея о единстве природы и человека, о взаимосвязи всего сущего. Вселенная, Земля, Человек, животный и растительный мир представляются неразделимыми. Поэтому так легко (и очень часто) совершаются в сказках и мифах превращения: охотник превращается в дерево, девушка - в ягоду (сказка “Голубика”), несчастная мать - в кукушку (сказка “Кукушка”), парень- в гагару (“Девушка и гагара”), ветер- в щуку (“Синяя щука”), шаман- в оленя (“Ваханде и Нойсама”).

В этом мире даже смерть маленького и злого комара имеет страшные последствия, остановить которые сможет только шаман, совершивший жертвоприношение (“Смерть комара”).

Вторая группа. Сообщения учащихся: “Архитектоника мира в представлении ненцев”, “Пантеон ненецких богов”. (Остальные учащиеся в это время по желанию рисуют портреты богов или план- схему строения мира).

Вопросы для обсуждения

Как представляли ненцы строение мира? Сотворение земли и человека?

Какова иерархия ненецких богов?

Сравните мифологические воззрения ненцев и древних греков.

Краткие тезисы сообщений учащихся

Миф о создании Вселенной в каждом регионе Ямало – Ненецкого автономного округа имеет свою трактовку. Мы познакомим вас с легендами тундровых ненцев. Согласно их представлениям, мир состоит из трёх уровней: Верхнего, Среднего, Нижнего, между которыми распределён весь пантеон ненецких богов. Земля изображалась плоской, немного взгорбленной посредине, окружённой морем. Над нею простираются семь небес (у ненцев понятие о многослойном небе существовало задолго до того, как они познакомились с христианством). Небо имеет выпуклую форму и упирается краями в землю наподобие опрокинутой чаши. Внизу находятся семь земель. Для подземных жителей наша земля является небом.

Творцом Вселенной является Нум, ему помогал Нга. Они были родными братьями. Между ними происходили ссоры, но они быстро мирились. Всюду, где Нум создавал светлое, Нга творил тёмное.

Легенда гласит, что сначала была вода. Нум, глядя на безбрежные воды, решил создать землю. Нга стал помогать. Нум вызвал к себе гагару, повелел ей нырнуть глубоко в воду и принести из глубин землю. Три раза ныряла гагара. На третий раз в клюве принесла немного ила, из которого была создана суша. Населил Нга землю большими и малыми животными, а воды – рыбами, небо – птицами. Земля была прекрасной. Нум не захотел отдать её во владение брату, несмотря на его просьбы. Нга обиделся на Нума, и там, где ступала его нога, появлялись болота. В гневе Нум ударил своего брата посохом так, что земля содрогнулась. Рассердился Нга и дохнул на землю своим холодным дыханием. Вся земля покрылась льдом и снежными сугробами, деревья замёрзли, погибли растения. Над землёй пронеслись холодные северные ветры.

Долго братья были в ссоре, никто не решался подойти первым. Когда братья помирились, то решили они сделать Солнце и Луну. Нум взялся за создание Солнца, а Нга он доверил делать Луну. В руках Нума Солнце получилось ярким и горячим, так что осветило всю землю своими животворными лучами. Расцвела земля, проснулись животные и птицы. Но деревья от холода остались маленькими и искривлёнными. Нга увидел, что у Нума получилось красивое и горячее Солнце, решил сделать ещё лучше. Но от его холодного дыхания Луна замёрзла. Нум посоветовал брату не расстраиваться: так как ночью бывает темно, то его Луна будет освещать землю в этот период времени.

Потом они приступили к созданию человека. Нум, взяв в руки глину, стал лепить тела людей. Нга ушёл, чтобы принести ещё глины, а когда вернулся, то увидел, что человек сделан и Нум готовится вдохнуть в него жизнь. Обиделся Нга, и снова братья поссорились. Прошло время, и договорились они так: оба они вдохнут жизнь в человека, чтобы боролись в нём добро и зло. Одно из них должно было победить. И хозяином души становился тот, чьё начало побеждало. Чтобы быть ближе к человеку, Нга попросил Нума отдать ему подземный мир. Нум согласился, а сам остался жить на небе.

Самые почитаемые ненецкие божества: Нум – верховный бог; Я-мал Вэсоко – хозяин земли, ему подчиняются Илебямпертя – даритель дичи и помощник человека в его трудовой деятельности; Ту - Хада – хозяйка огня; Олений хозяин; Мяд – Пухуця - хозяйка чума. Нга – властелин Нижнего мира, повелитель холода и мрака, его называют ещё Нга – смерть. Верхний мир признаётся страной, подобной во многом Среднему миру - Земле. Там существует своя жизнь, устроенная по земному образцу. Над ним сияет своё небо, так же светят солнце, луна и звёзды. Здесь живут небесные люди, каждый из них имеет свою семью, чум, пасёт оленей. Льющийся с неба дождь – это снег, тающий на нижней небесной земле. Гром – шум полозьев нарт, на которых разъезжают небесные люди. Не менее интересна жизнь людей Нижнего мира. Важнейшим связующим звеном между тремя мирами являются шаманы.

(Чтобы проверить внимательность слушателей, докладчики задают несколько вопросов по содержанию. Как появились болота? Почему Луна холодная, а Солнце горячее? Почему человек может быть и добрым, и злым? Докладчики собирают с парт схемы строения мира, нарисованные ребятами, а также портреты богов, и лучшие изображения вывешиваются на доску).

Делаем совместные выводы

Мифы разных народов очень похожи: та же концепция “трёх миров”, то же движение от первобытного хаоса к упорядоченному космосу (гармонии), та же борьба добрых и злых сил и участие богов в жизни людей.

Третья группа. Презентация слайд - фильма “Северные узоры” с образцами национальной ненецкой одежды, крупным планом – детали орнамента и узоров. Синхронно с демонстрацией фильма читаются отрывки из мифа “Правила старика Нума”.

Вопросы для обсуждения

Что же рассказал нам миф о своих современниках?

О чём мечтали люди? По каким законам жили?

Выборочное чтение мифа “Правила старика Нума”.

“…Небесный бог Нум сказал своему старшему сыну: “Посели всех людей на земле”. Тот увёл людей на землю и оставил там. Прошло три года, и старик Нум попросил его посмотреть, как они живут. Сын спустился с небес и увидел, что порядка на земле нет. Над всеми издевается человек, худой, как олень -самец осенью. Он всех женщин согнал в свой чум и других мужчин не подпускает. Услышав рассказ сына, опечалился Нум: “Так не годится. Иди и подели их по двое, то есть каждой женщине по мужчине. Так и сделал сын небесного бога, а того самого мужчину, который нарушил порядок, убил из лука”.

“…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. “Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум.- Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок. Треугольник кисов- это твой чум, поперечные полоски – запреты, ещё один треугольник – дымок над чумом. А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна; вокруг твоего чума живут и другие…”

“…А теперь пойдёт речь об орнаменте на твоей одежде,- повернулся Нум к мужчине.- Поперечные полоски ниже колен, как и у женщины, означают запреты. Дальше… Полоски в четырёхугольнике на коленях надо понимать как сиденье на нарте. А уходящие продольные полосы – ремни упряжки. Узоры на ноге, по верху ступни,- это головы людей. И напоминают они о том, что ты на земле не один”.

Делаем совместные выводы

Нравственные идеалы, воплощённые в мифах, легендах и сказках, универсальны, едины для человека, независимо от того, когда и в какой стране он жил или живёт. Любовь, красота, дом, семья – для него безусловные ценности. Не быть обманщиком, любить людей учит сказка “Месть”. Герой сказки - обиженный Панхи - весной поехал на своё священное место. Сделал из железа образ своего врага и повесил на святилище. И вот едет Панхи обратно, а над его головой вдруг раздаётся голос: “От того, что ты сделал, в будущем твоим потомкам не будет плохо?” Люди должны знать: пожелания зла кому-то, сделав круг, ударят по тому, кто первым их произнёс.

Подведение итогов урока

Мифами охвачены едва ли не все стороны жизни человека тундры: имена, фамилии, жилище, его внутреннее убранство и внешнее расположение. Орнамент одежды и обуви, различные эмблемы, географические названия, государственная символика, праздники, обряды, ритуалы и многое другое – всё имеет особый смысл. Вы можете прочитать об этом в книгах Е.Г. Сусой “Из глубины веков”, П.Г. Турутиной “Дом ветров”. Зачем современному человеку древние сказания? Они дарят ощущение гармонической слитности всего видимого, сущего. Человек, гора, болото, дерево, небо – всё напоминает одну постройку, воздвигнутую по чьей-то неведомой воле. И рядом с этим переживанием – другое: мир продуман до последней мелочи. Кто-то Невидимый в вышине сотворил мир по законам красоты и любви. Миф развёрнут не только в прошлое, но и в будущее, потому что он убеждает: законы красоты и любви неизменны.

Домашнее задание

Письменная работа на тему: “Моё впечатление об уроке”.

Список использованной литературы

  1. Беспалова Л.Г., Беспалов Ю.М. Тюменский край и писатели 18-19 вв. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1998.
  2. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. Сыктывкар, 1995.
  3. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
  4. Турутина П.Г. Дом ветров. М., Вилад, 2000.
  5. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.