Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника.

Особенно остро звучит в переломные, критические для страны времена. Драматическая история Древней Руси вызвала к жизни такие исполненные патриотизма произведения, как «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», « о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и многие другие. Разделенные веками, все они посвящены трагическим событиям древнерусской истории, полны скорби и вместе с тем гордости за свою землю, за мужественных ее защитников. Поэтика этих произведений своеобычна. В значительной степени она определяется влиянием фольклора, во многом еще языческим мироощущением автора. Отсюда обилие поэтических образов природы, тесная связь с которой чувствуется, например, в «Слове о полку Игореве», яркие метафоры, эпитеты, гиперболы, параллелизмы. Как средства художественной выразительности все это будет осмысливаться в литературе позже, а пока можно сказать, что для неизвестного автора великого памятника - это естественный способ повествования, не осознаваемый им как литературный прием.

То же можно заметить и в «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной уже в тринадцатом веке, в которой очень сильно влияние народных песен, былин, сказаний. Восхищаясь храбростью ратников, защищающих землю русскую от «поганых», автор пишет: «Это люди крылатые, не знают они смерти... на конях разъезжая, бьются - один с тысячью, а два - с десятью тысячами».

Просвещенный восемнадцатый век рождает новую литературу. Идея укрепления русской государственности, державности довлеет и над поэтами. Тема Родины в творчестве В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова звучит величественно, гордо.

«Зря на Россию чрез страны дальны», Тредиаковский славит ее высокое благородство, веру благочестивую, изобилие и силу. Его Отечество для него - «сокровище всех добр». Эти «Стихи, похвальные России» изобилуют славянизмами:

Твои все люди суть православны

И храбростью повсюду славны;

Чада достойны таковой мати,

Везде готовы за тебя стати.

И вдруг: «Виват Россия! виват другая!» Этот латинизм - веяние новой, Петровской эпохи.

В одах Ломоносова тема Родины приобретает дополнительный ракурс. Славя Россию, «сияющую в свете», поэт рисует образ страны в ее реальных географических очертаниях:

Воззри на горы превысоки.

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет...

Россия у Ломоносова - «пространная держава», покрытая «всегдашними снегами» и глубокими лесами, вдохновляет поэтов, рождает «собственных и быстрых разумом Невтонов».

А. С. Пушкину, в целом в своем творчестве отошедшему от классицизма, в этой теме близок такой же державный взгляд на Россию. В «Воспоминаниях в Царском Селе» рождается образ могучей страны, которая «венчалась славою» «под скипетром великия жены». Идейная близость к Ломоносову подкрепляется здесь и на языковом уровне. Поэт органично использует славянизмы, придающие стихотворению возвышенный характер:

Утешься, мать градов Россия,

Воззри на гибель пришлеца.

Отяготела днесь на их надменны высь.

Десница мстящая творца.

Но вместе с тем Пушкин привносит в тему Родины и лирическое начало, не свойственное классицизму. В его поэзии Родина это еще и «уголок земли» - Михайловское, и владенья дедовские - Петровское и дубравы Царского Села.

Лирическое начало явственно ощущается и в стихах о Родине М. Ю. Лермонтова. Природа русской деревни, «погружая мысль в какой-то смутный сон», развеивает душевные тревоги лирического героя.

Тогда смиряется души моей тревога Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..

Любовь Лермонтова к Родине иррациональна, это «странная любовь», как признается сам поэт («Родина»). Ее нельзя объяснить рассудком.

Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье.

Ее лесов безбрежных колыханье.

Разливы рек ее подобные морям...

Позже о похожем своем чувстве к Отчизне почт» афористично скажет Ф. И. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить...

Но есть в лермонтовском отношении к Родине и другие краски: любовь к ее безбрежным лесам и спаленным жнивам сочетается в нем с ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия»).

Этот мотив любви-ненависти получит развитие в творчестве Н. А. Некрасова:

Кто живет без печали и гнева

Тот не любит отчизны своей.

Но, конечно, этим утверждением не исчерпывается чувство поэта к России. Оно гораздо многограннее: в нем и любовь к ее неоглядным далям, к ее простору, который он называет врачующим.

Все рожь кругом, как степь живая.

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

В чувстве Некрасова к Родине заключены боль от сознания ее убожества и в то же время глубокая надежда и вера в ее будущее. Так, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» есть строки:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

А есть и такие:

В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Сходное чувство любви, граничащее с ненавистью, обнаруживает и А. А. Блок в стихах, посвященных России:

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться...

Вольному сердцу на что твоя тьма

В другом стихотворении он восклицает: «О моя, жена моя!» Такая противоречивость характерна не только для Блока. В ней отчетливо выразилась раздвоенность сознания русского интеллигента, мыслителя и поэта начала двадцатого века.

В творчестве таких поэтов, как Есенин, звучат знакомые мотивы поэзии девятнадцатого века, осмысленные, конечно, в другом историческом контексте и другой поэтике. Но так же искренно и глубоко их чувство к Родине, страдающей и гордой, несчастной и великой.

Проектная работа учащихся 4 класса

Слово о родной земле

Задание №1:

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №94

Проектная работа по литературному чтению

Сборник произведений учащихся

о Родине

Выполнили обучающиеся

4 в класса, школы № 94

РуководительВитальева М.С., учитель начальных классов

2009 – 2010 учебный год

Слово о родной земле………………………………………………… стр. 3 - 4

Семёнов А.

Камалин А.

Алексеев А.

Маслова Т.

АбаимоваА.

Прошла по земле война……………………………………………… стр. 5 - 7

Семенов А.

Казаков А.

Трутнев А.

Володина А.

Волкова С.

О добре и красоте…………………………………………………….. стр. 8 - 15

Трутнев А. «Волшебное украшение»

Проба пера «И снилось мне, что мы как в сказке…»

Алексеев А. ТрутневА.

Мартынец Е. Кузьмин А.

Тремасова А. Абаимова А.

Казаков А. Маслова Т.

Спирина Ю. Канторин Д.

Тимеров М. Пичужкин И.

О жестоком отношении людей к природе

Абаимова А.

Тремасова А.

Маслова Т.

Губанова В.

Казаков А.

Кузьмин А.

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь»

Мартынец Е.

Спирина Ю.

Пичужкин И.

Камалин А.

Врубель В.

Канторин Д.

Абаимова А.

Приложения (Работы обучающихся)

Слово о родной земле

«Мама» (отрывок из книги «Моя Родина» Ю. Яковлева)

Задание №1:

Какой ты представляешь свою родину?

Вспомни и расскажи, какие первые открытия в детстве помогла тебе сделать мама?

Семёнов Артём

Моя родина – Россия. Эта страна занимает огромную территорию, находится в разных временных поясах. Например, в Нижнем Новгороде пятнадцать часов, а на Камчатке полночь. Столицей России является Москва.

Наша страна богата полями, лесами и реками. Большое количество природных ресурсов добывают из недр земли. Великие реки заслуживают особого внимания, благодаря своей красоте и разнообразию фауны. Реку Волгу называют матушкой, так как она является кормилицей.

Россия многонациональная страна. В ней живут русские, евреи, грузины, таджики, армяне…

«Широка страна моя родная. Много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Этими строками из песни всё сказано.

Я хочу, чтобы в нашей стране не было войны и царил мир. Россия – самая красивая и необыкновенная страна в мире.

Камалин Саша

Моя родина – это там, где мой дом, там, где родились и выросли мои близкие и родные люди. Моя родина – это большая семья за одним столом с бабушкиными пирогами. Моя родина всегда при мне и никто её у меня не отнимет.

Алексеев Алёша

Моя родина – это дружная семья: мама, папа, бабушки Люда и Аля, дедушки Коля и Женя, тётя Наташа и двоюродный брат Никита. Я их очень люблю и с удовольствием провожу с ними много времени.

А ещё моя родина – это мой двор и мои друзья. Мы вместе играли в детском саду, играем и сейчас, когда я стал учиться в школе.

Моя маленькая родина находится в красивом Нижнем Новгороде, где я люблю гулять в парках и в Кремле.

Маслова Таня

У каждого человека есть своя Родина. Моя Родина – Россия. Я знаю, что она большая, многонациональная, мирная, гостеприимная. В ней живут, учатся и работают люди разных народов. Я представляю её светлой и красивой. Пусть у каждого человека будет такая Родина!

Абаимова Настя

Мама помогла мне сделать первые открытия в детстве:

Первый салют – испуг и восхищение;

Первое свидание с морем – восторг;

Первый полёт на самолёте – «Ура!»;

Первые шаги на коньках – боль падения;

Первое знакомство с компьютером – радость;

Первое знакомство и поездка на верблюде – удивление;

Первый урок в школе, первый учитель – открытие, доброта…

Прошла по земле война

Семёнов Артём

Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941 года, когда Германия напала на Советский Союз. Мощные немецкие армии двигались в трёх направлениях: на Ленинград, на Москву, на Украину и Кавказ. Первыми приняли удар фашистов защитники Брестской крепости, которые героически оборонялись.

К Ленинграду были направлены большие силы противника, но прорвать оборону они не смогли. Тогда немецкие войска замкнули кольцо вокруг города. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая длилась 950 дней. От голода и холода погибло огромное количество человек.

Захватить Москву немцам тоже не удалось, благодаря командованию Жукова и отваге москвичей.

Летом 1942 года начались бои за Сталинград, которые длились 200 дней. Тысячи героев стояли за Сталинград насмерть. У матроса Михаила Паниваха в руках взорвалась бутылка с горючей смесью, он превратился в факел и бросился под фашистский танк, подорвав его. После войны отважному матросу поставили памятник.

В июле 1943 года была Курская битва с крупнейшим танковым сражением. Немецкие бронетанковые дивизии были уничтожены. Немецкие войска больше не смогли провести ни одной атаки.

В 1944 году Советский Союз был освобождён от врага. Тяжёлые бои развернулись в столице Германии – Берлине. 8 мая 1945 года Германия капитулировала. 9 мая в нашей стране было объявлено Днём Победы.

Казаков Саша

В фотоальбоме у моей бабушки долгое время хранится открытка. На ней изображён молодой солдат Пётр Сергеевич Дернов. Он родился в 1925 году.

1941 год. Началась война. И вот Пётр – рядовой, автоматчик, Герой Советского Союза. Своим телом закрыл вражеский пулемёт, обеспечив подразделению выполнение боевой задачи. Мы не знаем, когда он погиб, но если это случилось в конце войны. То ему было всего двадцать лет.

Девичья фамилия моей бабушки – Дернова. Её дед, Дернов Василий Иванович, вернулся с войны инвалидом, в бою гранатой ему оторвало пальцы на руках.

Много родных по фамилии Дерновы ушли из села Яковцево на фронт. Но вернулся один мой прадед.

После войны он долго работал в родном совхозе председателем. К тому же был хорошим печником. Почти в каждом доме людей грела печка, сложенная руками моего прадедушки. Как мог в трудные послевоенные годы он помогал людям.

Трутнев Алёша

Мой прадед Кузьмичёв Александр Михайлович – участник войны. В этом году в честь празднования 65-летия Победы он был награждён юбилейной медалью

В годы войны прадедушка был подростком, поэтому не мог участвовать в военных действиях. Ему очень хотелось помогать военным. Первые годы войны он перевозил раненых с передовой в тыл на лошадях. К концу войны он стал работать кочегаром на паровозе. Для того, чтобы получить эту работу, ему пришлось идти на обман и увеличить себе возраст. Так до конца войны он работал на паровозе, который перевозил раненых.

Я горжусь своим прадедом, потому что он даже подростком внёс свой вклад в дело победы над фашистами. Он для меня герой!

Володина Настя

Мой прадедушка Лялин Николай Романович родился в 1919 году. Он участвовал в двух войнах и получил два ранения.

Первый раз он воевал в Финской войне в 1939 году. Был ранен в ногу и отправлен домой лечиться. Стал председателем совхоза. А в 1941 году ушёл добровольцем на войну с фашистами. Прадед Николай защищал Москву, был старшим пулемётчиком, был контужен. Целый год после ранения он не мог говорить и слышать. Мой прадедушка был сильным и отважным солдатом. Он умер в 1990 году.

Волкова Света

Волкова Евгения Ивановна, моя бабушка, была работником тыла. Она работала в колхозе. Вместе с другими солдатками пахала, косила, таскала торф. Была работа и в лесу. Женщины валили лес, пилили ручной пилой большие деревья. Вместе с другими солдатками и с детьми бабушка работала в поле: жали хлеб, собирали колоски, пропалывали и убирали картошку. Из картошки пекли лепёшки. Такие лепёшки многих спасли от голодной смерти.

Моя бабушка не видела настоящего боя. Она только слышала грохот самолётных бомбардировок. Но и это было очень страшно. В тылу людям приходилось очень трудно. И всё-таки они выстояли и помогли советским воинам победить в той страшной войне.

Мохова Даша

Во время войны в тылу жилось нелегко. Все мужчины ушли защищать Родину. В тылу остались старики, женщины и дети. Весь нелёгкий труд лёг на их плечи. В городах люди работали на заводах, которые обеспечивали фронт оружием, техникой, снаряжением. Работали днём и ночью.

Я хочу рассказать о своей прабабушке. Жила она в деревне Николаевка за 200 километров от Нижнего Новгорода. В сёлах, в деревнях в то время не было ни газа, ни света. Люди жгли керосинки, еду готовили в печи. Работали люди не за деньги, а за трудодни. Жилось очень тяжело, был голод и холод. Так пусть будет мир на земле!

Маслова Таня

Бабушка и дедушка рассказали мне, какими тяжёлыми были годы войны.

Немцы бомбили город. От бомб люди прятались в бомбоубежищах. Бомбоубежища устраивались даже в подвале под церковью. Пленных немцев водили строить дома.

Мой прадедушка Губанов Пётр Иванович трудился на Горьковском автозаводе. Он

собирал танки «Черчилль» и «Матильда». За стахановский труд его фотография была помещена на «Доску почёта».

Другой прадедушка Пестов Фёдор Осипович был призван в ряды Советской Армии в 1942 году. Участвовал в боевых действиях и погиб, защищая Родину.

О добре и красоте.

Трутнев Алёша «Волшебное украшение»

Около моего подъезда растёт тополь. Однажды морозным вечером я вышел гулять и удивился. Тополь весь искрился в лунном свете. Все веточки тополя были покрыты инеем и искрились, как бенгальские огни. Я весело засмеялся. Это мороз украсил дерево к Новому году.

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Задание № 2: попробуй продолжить стихотворение, которое начинается словами:

«И снилось мне, что мы, как в сказке…»

Алексеев Алёша

Одев животных разных маски,

Кружились в вихре карнавала.

Ну, а к утру всё затихало.

Мартынец Лиза

И снилось мне, что мы, как в сказке.

Кругом белым-бело.

Вблизи светило солнце,

Сиял снежок на ветках ели,

Мороз играл на окнах и на двери,

Стояли сосны, ели, одетые в метели.

Тремасова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке,

И снилось мне, что будто мы в лесу.

Вот видим белую берёзку,

Вот видим рыжую лису.

Вот зайка по опушке проскакал,

И волк притих за ёлкою зелёной,

Но, к сожаленью, сон растаял и пропал.

Беру скорее в руки карандаш,

Рисую ту берёзку, ели, клёны.

Казаков Саша

И снилось мне, что мы как в сказке,

Хрустальный замок на горе,

И катим мы свои салазки

Сквозь зимний лес в пушистом серебре.

Дорожка вывела из леса

И манит замок: «Приходи скорей!»

В том замке белокурая принцесса

В сияньи лунном ждёт нас у дверей.

А с нами принц весёлый, юный, статный,
Торопит нас: «Скорей, скорей, скорей!»

И льётся лунный свет из сказочных дверей.

И слышен в замке хрустальный перезвон,

И сердце рвётся ввысь,

Ведь принц в неё влюблён.

Но это к сожаленью только сон…

Спирина Юля

Летим на сказочном коне.

Я на балу танцую в маске,

Как всё легко даётся мне.

Здесь Золушка, Щелкунчик, Леший

Подолгу водят хоровод.

А утром зазвонит будильник –

Исчезнет сказочный народ.

Тимеров Максим

И снилось мне, что мы, как в сказке

Летаем в облаках,

А рядом птицы кружат в стае,

Внизу трава, леса, поля.

Весь лес поёт, сверчок стрекочет,

Роса сверкает в серебре.

Ночная жизнь к утру проходит

С лучами солнца на листве.

Трутнев Алёша

И снилось мне, что мы, как в сказке

Гуляем по лесу весной.

Медведи спят ещё, закрывши глазки,

Не нарушают сладостный покой.

В лесу всё тихо, снежно, бело,

Берлога Мишкина укрыта снегом,

Но уж весенний, тёплый светлый день!

Мораль той сказки такова:

Уж хватит спать – пришла весна!

Кузьмин Толя

И снилось мне, что мы, как в сказке

Несёмся в санях в вышину.

Сверкают звёзды, ярче краски,

В пучине неба я тону.

Раздвину облака рукою –

Поляну вижу пред собою:

Ромашки, ландыши, тюльпаны

Возьму с собой для милой мамы

И утром непременно подарю!

Вот я проснулся, взял альбом и краски,

Нарисовал тот чудный я букет,

Сегодня ведь Международный Женский праздник!

Для мамы лучше моего подарка нет!

Абаимова Настя

И снилось мне, что мы, как в сказке…

Вот лес волшебной красоты.

Лес в серебре… Покрыты сосны, ели…

Кружат снежинки в зимней пляске.

А вот могучий и красивый бежит олень,

Напуган он собакой…

Стремительно бежит вглубь леса,

Петляя след, и красоту от смерти унося…

Маслова Таня

И снилось мне, что мы, как в сказке

Средь белых-белых облаков,

Но стоит лишь открыть мне глазки,

Как мы опять среди домов.

Я знаю, мы туда вернёмся

И вновь научимся летать.

Лишь только за руки возьмёмся

И будем снова мы мечтать…

Там солнце, ветерок, долины,

А под тобою суета.

Там даже горные вершины

Хрупки, как в мире красота.

Канторин Дима

Однажды ночью мне приснился волшебный сон – не сон, а просто сказка!

Передо мною появился волшебный лес, а рядом с ним – поляна, на которой разноцветным ковром раскинулись полевые цветы: Иван-да-Марья, зверобой, ромашки, колокольчики… Вдалеке я услышал журчание ручья. Он переливался от солнечных лучей разными небесными оттенками. В ручье плескались золотые рыбки, а над ним кружились чудесные бабочки. Это был яркий, незабываемый сон!

Пичужкин Ваня

И снилось мне, что мы, как в сказке,

Живём в родимой стороне.

Там лес густой, поля и степи,

Моря, озёра, горы, реки,

Там мама, папа, я, друзья –

Всё это – родина моя.

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша»

Задание № 3: сочини рассказ, в котором говорится о жестоком отношении людей

К природе.

Абаимова Настя

Лес стоит. Тишина.

Только слышно, как весело поют птички. Стучит по дереву дятел. Звери: заяц, белка, лисица весело бегают по лесу.

Вдруг в тишине леса раздался звук топора. Испуганные птицы и звери попрятались по норам и дуплам.

Пришли в лес недобрые люди и нарушили тишину природы. Топорами и пилами люди рубили лес.

Жестокость нарушила покой леса и мир природы.

Тремасова Настя

Мы живём в большом городе. Вокруг нас большие дома улицы машины.

Тает снег, открывается земля, и появляются бутылки, банки, бумага и много разного мусора, который люди кидают прямо на улице. Они не задумываются, что вода уносит весь этот хлам в реку, в которой потом купаются дети, из которой берётся вода для питья, вода, которой мы живём. Если каждый человек бросит на улице по бумажке, бутылке, банке, улицы утонут в грязи и превратятся в свалку. Деревья, кусты погибнут, птицы улетят, реки высохнут и превратятся в грязные овраги.

Маслова Таня

Некоторые люди не ценят красоту природы. Вырубая леса, они не задумываются о том, что здесь живут звери, птицы, насекомые. А так же они уничтожают свежий воздух. Ведь на месте вырубленного леса обычно строят каменные дома или заводы. Их отходы уходят в реки, в которых тоже есть живые существа. После постройки дорог здесь начинают ездить машины, которые выбрасывают выхлопные газы. Уничтожая природу, человек делает хуже и себе. Например, в лесах не будет грибов, ягод и целебных трав, полезных для человека, в реках не будет водиться рыба. В этом месте нельзя будет жить. Поэтому нужно беречь природу и ценить её красоту.

Губанова Варя

Однажды субботним вечером мы поехали в лес. Была отличная погода. Но в лесу мы увидели разбитые бутылки, консервные банки, поломанные кусты… Мы хотели, чтобы красота природы не уничтожалась, поэтому мы убрали весь мусор.

Есть люди, которые портят природу, а есть те, которые ухаживают за ней.

Нужно беречь природу!

Казаков Саша

Человек – самый злейший враг природы. Всё в природе создано так, чтобы была гармония. И только человек иногда ведёт себя хуже зверя: вырубает леса, засоряет водоёмы, свозит бытовой мусор в лес, убивает диких животных, разоряет гнёзда птиц.

Ради своей наживы люди рвут и продают цветы, которые занесены в Красную книгу. Из-за шкурок убивают детёнышей нерпы и тюленя. Дети ломают деревья, ветки, качаются на них, а взрослые равнодушно проходят мимо, не задумываясь о том, что природа может отомстить человечеству.

Кузьмин Толя

Люди обязаны беречь природу. Очень много стало браконьеров, которые незаконно вырубают деревья. С заводов отходы сливают в реки и озёра. Из-за неосторожности людей сгорает много лесов. Вместе с лесами погибают животные. Много делают мест с игровыми аппаратами на местах парков. На улицах стало очень много машин и они загрязняют воздух.

Люди, берегите природу!

Ведь мы должны беречь её дары!

Задание № 4: напиши сочинение по картине И.И.Шишкина «Рожь».

Мартынец Лиза

Картина И.И.Шишкина «Рожь» мне очень понравилась. Глядя на неё, я восхищаюсь красотой русской природы.

С порывами ветра густая спелая рожь колышется, как волнующееся море. Рожь – это хлеб, а хлеб – это богатство! Посередине поля тянется уходящая вдаль петляющая дорога.

По обе стороны поля раскинулись сосны могучие, как великаны. Они, словно уставшие путники, отдыхают и наслаждаются прелестными запахами природы.

Небо светло-голубого цвета, а кучевые облака вот-вот готовы пролить свежие капли дождя.

Наверняка, если бы я оказалась там, то услышала бы чудесные звуки русской природы: голоса птиц, шорох деревьев, лёгкий ветер, ну и конечно, шелест ржи, которая пытается о чём-то рассказать.

Спирина Юля

На картине И.И.Шишкина изображено бескрайнее поле ржи красивой и густой, как волнующееся море. Художник показывает богатство нашей русской земли, её красоту, плодородие.

На картине видна дорога, уходящая вдаль. Среди поля растут сосны могучие, высокие, как исполины. Их ветки раскидистые, зелень густая и тёмная. Конец лета близок.

Живописец показал и красоту неба. Оно занимает большую часть картины. Это создаёт ощущение простора. На небе видны кучевые облака, несущие дождь.

Пичужкин Ваня

На переднем плане картины мы видим густую и спелую рожь. Это – дар земли! Её золотистый цвет завораживает взор. А лёгкое колыхание напоминает волнение моря. Среди поля видна петляющая дорога. Она уходит вдаль к могучим деревьям. Деревья эти похожи на великанов, которые охраняют рожь.

Вдалеке на аквамариновом небе видны серебристые облака. Будет дождь!

Картина поражает своей красотой и естественностью.

Камалин Саша

Я вижу на этой картине небо. По нему плывут серебристые облака. Стоят деревья могучие, как великаны. Их ветки качаются при порывах сильного ветра.

Всё поле засеяно рожью. Её колосья спелые и золотистые. Во ржи до самого горизонта петляет дорога. Куда же она ведёт?..

Мне понравилось это художественное произведение. Ведь на нём изображены деревья, небо, рожь и дорога, которые с детства мне знакомы. Такие пейзажи я не раз видел в деревне у бабушки и дедушки. Это картина моей родины!

Врубель Вика

Лето. Жаркий солнечный день. Золотая рожь колышется на ветру и напоминает жёлтое море. Широкая просёлочная дорога углубляется в море ржи и утопает в нём.

Огромная сосна стоит посреди поля. Она похожа на старую бабушку, к которой в гости пришла вся её семья. Сосны, которые стоят рядом – это и есть её семья.

Над желтым морем ржи и красавицами-соснами светит ярко-голубое небо. Вдали появились кучевые облака, несущие дождь.

При взгляде на эту картину у меня возникают приятные воспоминания о деревне. Рядом есть такое же поле. Оно по-своему красиво в каждый летний месяц.

Канторин Дима

Я хочу рассказать о картине И.И.Шишкина «Рожь». На переднем плане картины изображено бескрайнее поле спелой золотой ржи. Ветер колышет её и она разливается на солнце, как волнующееся море.

Поле разделяет широкая петляющая бесконечная дорога, уходящая вдаль.

Посреди поля ржи, словно могучие великаны, стоят сосны. Они раскинули свои густые тёмные ветви, как будто охраняют поле от врагов.

А над полем раскинулось лазурное небо, как безбрежное море.

Картина произвела на меня незабываемое впечатление. Она наполнена красотой и чистотой родных просторов. Хочется оказаться там и вдохнуть ароматы спелой ржи и могучих сосен.

Абаимова Настя

Картина лета… Веет теплом, спокойствием и приближением осени…

Белые пушистые облака плывут по голубому бесконечному небу. От ярких красок лета радостно на душе.

Широко раскинулось золотое поле ржи: колосок к колоску… Подует ветерок, заколышется ржаное поле, словно колоски перешёптываются и хранят только им известные тайны.

Могучие кроны сосен, как на страже, возвышаются над полем и охраняют покой дружной армии колосков.

Художник с любовью языком красок передаёт красоту родного края.

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

по теме:

«Новые подходы к урокам литературного чтения

в начальной школе по учебнику В.А.Лазаревой»

Учитель начальных классов

Цепа Наталья Михайловна

Тема : Образ Русской земли и русского народа в произведении

Ю. И. Коваля «Чистый Дор» (отрывок из произведения)

«Вода закрытыми глазами»

Цели:


  • продолжить наблюдение над произведением о Родине;

  • выявление способов создания художественного эпоса;

  • работа над образом Родины в прозе Ю. И. Коваля;

  • развивать мышление, внимание, творческие способности и устную речь учащихся.
Оборудование : учебник В.А.Лазаревой «Литературное чтение 4 класс»;

иллюстрации к произведению; выставка детских рисунков; рабочие тетради; цветные карандаши.

План урока.

I . Организационный момент:

– Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом мире, в целом свете

Нет страны её родней!
Учитель - Почему в целом свете нет родней страны?

ученики (Россия – это наша Родина, страна в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить).

Учитель - Сегодня мы продолжим необычное путешествие по родной стране, в которой мы все живем. А помогут нам в этом ваши знания.

Родина! Это слово с детства знает каждый.

Почему она так дорога человеку, что он не может променять ее на другие края, где живется лучше, сытнее, богаче?

Учитель - Вспомните слова стихотворений и песен, в которых говорится об этом.

(ученик рассказывает стихотворение - наизусть по музыку).

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля -

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

Вижу горы и долины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка

Слышу трели соловья-

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

Учитель - О Родине мы говорим с вами каждый день, на каждом уроке.

Ребята, а что для вас значит слово «Родина»?

ученики (Родина- это поля, леса, луга, деревья, небо, облака и т. д.)
Учитель - Как сказал наш замечательный писатель Константин Паустовский:

На доске:

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

нельзя жить без сердца»

II. Актуализация знаний

Учитель - Давайте вспомним, какой отрывок из произведение мы читали на прошлом уроке?

ученики («Чистый Дор»)

А что такое «Чистый Дор»?

ученики (это деревня)

Учитель -А что такое «Дор»?

ученики (всё, что вокруг деревни,- это и есть дор,- это поле, но только не простое поле, а среди леса. Раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали и – получился бор)

ученики (Юрий Иосифович Коваль)

Учитель показывает портрет писателя



Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 г. в Москве. Учился на филологическом факультете Московского государственного педагогического института. Во время учебы Коваль серьёзно увлёкся авторской песней, а также искусством фрески, мозаики, скульптуры, рисунком и живописью (получил второй диплом – учителя рисования.Первые публикации Коваля появились в институтской газете.
После окончания института Коваль работал учителем русского языка и литературы, истории, рисования в сельской школе в Татарии. Он сам сочинял стихотворные тексты для диктантов.
Постепенно Коваль начинает все более профессионализироваться как художник и литератор. В журналах «Мурзилка», «Пионер», «Смена», «Огонек» публикуются его стихи и рассказы для детей. Одним из любимых его жанров стали прозаические миниатюры, рассказывающие о животных, о явлениях природы и деревенских жителях; многие из них вошли в книгу.

Учитель - Сегодня мы продолжим работать над произведениями Ю.И. Коваля и представим как Россию и русский народ представляет себе современный писатель. Познакомимся с новым отрывком из произведения, который называется «Вода закрытыми глазами».
Ученик рассказывает краткую биографию автора

III . Восприятие нового материала.

Учитель – Прочтите название нашего произведения.

Как вы думаете,о чем говорится в произведении не читая текст?

1. Стр. 134 (читает учить и хорошо читающими детьми)

IV. Словарно лексическая работа.
Учитель - Как вы понимаете встретившиеся в тексте словосочетание слов:
День разворачивался -(начинался ясный солнечный день)

Шевелились облака- (в небе плыли облака)

Сухие еловые гривы- (еловые веточки с не осыпавшими иголками)

В ручье нерестились язи- (плавали рыбы)

V. Беседа по содержанию
Учитель - Какое время года предстало перед вашими глазами?

ученики (осень)

ученики (главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле).

ученики (что он случайно появился среди пасмурной осени)

Учитель - Почему он хотел продолжить день?

ученики (потому, что приближалась холодная зима и хотелось насладиться последним осенним солнечным днем).

ученики (выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Автор понимал, что надо спешить, а то все кончится).

Учитель - Куда он бежал?

ученики (на опушку леса, где течет из - под холма ключевой ручей).
Учитель - Кого он встретил у ручья?

ученики (он встретил Нюрку)

Учитель - Кто такая Нюрка?

Учитель - Что делала Нюрка у ручья?

ученики (она сидела на расстеленной фуфайке, а рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья и пила воду).

ученики (диалог).

Учитель - Что такое диалог?

(диалог – это разговорная речь двоих и более людей)

Учитель - Кто участвует в этой разговорной речи?

ученики (Нюрка и сам автор).

Физкультминутка(под музыку)

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки!

VI. Чтение произведения по ролям
Стр. 135 – по ролям читают дети
Учитель - Обратите внимание на речь героев?

ученик и (речь создает образ самого героя.)
Учитель -Но почему же автор назвал отрывок из произведения именно «Вода закрытыми глазами»?
- Подтвердились ли наши предположения о названии произведения?
ученики (да потому, что утешение наша героиня получила наслаждаясь необыкновенной водой).
VII. Выборочное чтение

ученики (сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья, чувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей, летних гроз)
Учитель - Какие слова находит автор, чтобы передать свои чувства?

ученики (Глотнув еще раз и почувствовал запах совсем уж близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза).
VIII. Работа с пословицами.

Учитель - Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок.

Учитель -Давайте вспомним некоторые из них.

(дети предлагают те пословицы, которые знают)

Учитель - попробуйте соединить части пословиц, которые вы видите на доске:
Родина краше солнца дороже золота

Родина мать, умей за неё постоять

Нет в мире краше Родины нашей

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

Человек без Родины что соловей без песни.
IX. Рисование сюжета.

Учитель - Ребята, постарайтесь с помощью цветных карандашей изобразить понравившийся сюжет из произведения описываемый словами автора
X. Заключительное слово учителя.

Учитель - Молодцы, ребята! Вы не только поняли отрывок из произведения, но и почувствовали как автор выражает своё отношение к природе, к Родине.
XI. Домашнее задание

стр. 134-138 составить план по произведению.

Основные подходы к урокам литературного чтения

в четвёртом классе.
Главной особенностью курса литературного чтения в четвёртом классе является то, что дети научились при чтении художественного текста представлять картины, рисуемые автором, эмоционально откликаться на переживания героев произведения, оценивать их поступки, понимать авторскую мысль, видеть отношение автора к изображаемому, осмысления роли речи героя и внутренних монологов в раскрытии его характера. Ребята так же научились в тексте находить авторские описания, выделять пейзажи, определяя на практическом уровне простейшие его функции в произведении, отличать автора от рассказчика

Ведущие понятия, которые составляли стержень педагогической концепции литературного чтения, обобщаются в учебнике для 4-го класса. Это: СЕМЬЯ, РОДНЫЕ (ОТЕЦ, МАТЬ), РЕБЁНОК В СЕМЬЕ (СЫН, ДОЧЬ), НАРОД, РОДИНА.

Нравственные представления учащихся формируются в процессе чтения высокохудожественных произведений и наших постоянных разговоров с детьми о любви и верности, о семье и родном доме, о заботе и ответственности, о человечности и бесчеловечности.

В этом учебном году повзрослевшему ребёнку, по сути дела младшему подростку, на примере героев литературных произведений показываем, как человек, даже маленький, справляется с возникающими проблемами, где и у кого он черпает силы и на чём основывается вера в победу добра.

В учебнике для 4-го класса есть глава, в которой говорится о войне, о героях Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Для наших нынешних детей эти времена уже практически равноудалены и труднопредставляемы, именно поэтому мы так серьёзно и, как может показаться, безжалостно говорим с учащимися о войне на языке лучших художественных произведений, поскольку всё меньше и меньше остаётся людей, которые смогли бы рассказать внукам о том, как это было.

В этом году приобретённые ранее знания учеников о способах создания образа героя произведения и обобщаются, и расширяются за счёт осмысления роли речи героя и внутренних монологов в раскрытии его характера. Ребята учатся вычленять в тексте авторские описания, выделять пейзажи, определяя на практическом уровне простейшие его функции в произведении, отличать автора от рассказчика и т. д. Работа над способами оживления, одушевления природы и предметного мира завершается в этом году введением понятия «олицетворение». Вместо понятия «главная мысль» вводится понятие «идея произведения», и в процессе работы дети сами догадываются о внутренней связи названия произведения с его идеей. Наблюдая над особенностями построения рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы», учащиеся без введения термина получают первоначальное представление об элементах композиции художественного произведения.

Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, стиле автора, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем, в средней и старшей школе. В итоге четвёртого года обучения учащиеся овладевают следующими терминами: олицетворение, аннотация, повесть, идея, фантастика.

Идет осмысливание таких понятий, как патриотизм , человечность , самопожертвование , долг и ответственность , самовоспитание . Учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед.

Отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным направлениям начального литературного образования.

«С чего начинается Родина?», - была такая песня в старом советском фильме о войне, которую необыкновенно проникновенно и выразительно пел Марк Бернес.

Действительно, у каждого человека чувство родины связано с чем-то своим, особенным, индивидуальным.

Для кого-то, это связано с песней - раздольной, одновременно удалой и грустной. Для кого-то, это впечатление неохватного российского простора, рождающего порыв воли и чувство неясной тоски. Для кого-то, это глубоко сердечное чувство нежности и заботы, связанное с маленьким пятачком обширной российской земли, с которым соединен нитями родства: здесь ты родился, здесь поныне ходишь «по годам, как по следам».

В представленном списке каждая из книжек «проиграет» вам самые разнообразные ноты этой богатейшей партитуры под названием «моя родина».

Разные края, разные уголки России, разные судьбы пройдут перед вами, рождая то самое «чуко-гековское» чувство, что «надо честно жить, много трудиться и крепко беречь эту землю», нашу общую Родину.

1. Родина: исторический научно-популярный журнал

2017. - № 12. 12+

«Родина» — ежемесячный русский, с 1989 года советский и с 1992 года российский исторический иллюстрированный журнал. Учрежден Администрацией Президента России и Правительством России, издается при поддержке Федерального агентства России по печати и массовым коммуникациям.

Современный журнал «Родина» позиционирует себя продолжателем традиций одноименного журнала, основанного в 1879 году в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Издавался до 1917 года. Затем издание возобновилось в 1989 году. Выходит ежемесячно с января 1989 года в Москве.

Главная тема декабрьского номера: чем в истории нашего Отечества стало слово «Родина». Оно пришло к нам из глубины веков, но от частого употребления не потускнело и не измельчало. Читайте на страницах журнала о самолете «Родина», деревне «Родина», о танке «Мать-Родина», рыболовецком колхозе «За Родину», о шахте «Родина» на Донбассе…

Большой интерес у читателей вызовет подборка материалов о тех, кого потеряло наше Отечество в годы революционного Исхода, и кто прославился в эмиграции за океаном: Владимир Зворыкин стал отцом американского телевидения; Василий Леонтьев — выдающимся экономистом, Игорь Сикорский проявил себя в авиастроении, Александр Понятов изобрел видеомагнитофон… Также журнал расскажет, кто был прототипом легендарной Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев».

Родина - Одна!

2. Наше Отечество: Рассказы и повести

Издательство: Дрофа-Плюс, 2008. 12+

В большую школьную хрестоматию вошли интересные, познавательные рассказы и повести советских и современных писателей, отражающие практически все периоды отечественной истории - от становления нашего Отечества и правления первых русских князей до Великой Отечественной войны.

Книга воссоздает цельную и живую картину героического прошлого России - знаменательные битвы, славные победы русских полководцев, реформы государственных деятелей, подвиги простых русских людей, открытия первых землепроходцев.

3. Отеческая земля: рассказы, отрывки из повестей, романов

Издательство: Детская литература, 1985. 12+

В названии книги, в словах «Отеческая земля», соединились два начала всего сущего - отцовское и материнское. Земля-матушка, говорим мы, мать-кормилица, мать - сыра земля. Представляем при этом не что-то отвлеченное, а именно землю, по которой мы ходим, на которой стоят дома, в которых мы живем, на которой растет хлеб.

Сборник рассказов русских советских писателей о родной земле, о любви к ней, о труде крестьянском - обо всем, что именуется Родиной. Воспитать в себе эту любовь, стремление быть полезным Отечеству - вот те мысли и чувства, которые выражены в произведениях Астафьева, Шукшина, Троепольского, Абрамова, Пришвина и других писателей.


4. Сладков Н. С севера на юг

Издательство: Детгиз, 2013. 6+

В книге «С севера на юг» раскрывается огромный мир с его бескрайними лесами и полями, знойными пустынями, высокими горами, зеленой тайгой и холодной северной тундрой. И повсюду обитают младшие братья человека - звери и птицы, большие и совсем крохотные, и все они нуждаются в его бережном внимании и защите.

«Огромна наша страна. Всем хватит места. И нам и зверью». Это слова Святослава Сахарнова, писателя-природоведа.

Родина - у нас Одна!

5. С чего начинается Родина: стихи русских поэтов

Издательство: РОСМЭН, 2008. 6+

Родная сторона, Родина, Отчизна… Когда произносишь эти слова - в сердце вспыхивает огонек любви и тепла. Ведь так мы называем то, что нам особенно дорого: край, где родились, и где прошло наше детство, родительский дом, страну, в которой живем. А в памяти оживают воспоминания, которые мы храним всю жизнь: тепло материнских рук, вкус бабушкиного пирога, лес за рекой, ромашки у крыльца. Вот почему в душе каждого человека живет собственное, только ему близкое понимание, что такое РОДИНА.

Прочитав замечательные стихи, собранные в этой книге, узнаешь, что писали о свих чувствах к Отчизне, как выражали свою любовь к ней, тревогу за ее судьбу самые лучшие поэты России: М. Лермонтов, А. Фет, Е. Баратынский, В. Жуковский, Н. Рубцов, К. Симонов и многие другие.

6. С чего начинается Родина: стихи советских поэтов

Издательство: Дрофа-Плюс, 2008. 6+

Любовь к Родине зарождается в сердце по-разному. Но она невозможна без внимательного и бережного отношения к ее истории и культуре. Эта книга - взгляд на советскую эпоху через призму героического романтизма.

Стихи и песни известных поэтов и великолепные иллюстрации тонко и точно передают дух эпохи, в которой были войны и лишения, оптимизм молодости и радость дружного труда, идеализм и вера в светлое будущее.

В книгу вошли стихи советских поэтов М. Матусовского, А. Твардовского, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача и др. И все они воспевают силу человека, радость дружного труда и чувство гордости за свое Отечество.

7. Тихая моя Родина: стихотворения отечественных поэтов ХХ века

Издательство: Астрель, АСТ, 2004. 12+

Свой образ «тихой Родины» пронесли сквозь жизнь поэты Иван Бунин и Валерий Брюсов, Александр Блок и Андрей Белый, Максимилиан Волошин и Велимир Хлебников, Анна Ахматова и Марина Цветаева и многие другие.

Светлые лирические стихи поэтов серебряного века органично слились с грустными стихами поэтов есенинского круга и с произведениями, появившимися в годы Великой Отечественной войны.

Из этих бессмертных стихов создан проникновенный гимн нашей Родине.

8. Теплоухов К. Н. Путешествия по Уралу: Рассказы

Издательство: Каменный пояс, 2017. 12+

В издательстве «Каменный пояс» Государственного исторического музея Южного Урала вышла в свет книга путевых очерков Константина Теплоухова «Путешествия по Уралу».

В сборнике три очерка: «По реке Чусовой», «По северному Уралу» (Кушва, Верхотурье, сплав по рекам Лозьва и Вишера, Чердынь), «В Мраморском заводе». Они полны бесценных наблюдений, которые будут полезны и современным любителям путешествий и сплавов по этим лесам и рекам, написаны прекрасным литературным языком (автор вполне выдерживает сравнение с такими писателями-путешественниками, как Иван Гончаров с его «Фрегатом «Паллада» или Владимир Арсеньев с «Дерсу Узала»). Много замечательных наблюдений о быте и нравах уральской глубинки (в том числе о жизни коренного народа северного Урала — вотяков) и особенного теплоуховского юмора, помогающего преодолевать все трудности непростого и небезопасного порой путешествия: «… бесконечное болото, такое черное, что болото «Баскервильской собаки» Ш. Холмса — райское место…».

«Путешествия по Уралу» — уже четвертая книга Константина Теплоухова, увидевшая свет в XXI веке (три предыдущие — «Челябинские хроники», «Мемуары: 1899-1934» и «Константин Теплоуховъ. Удивительное жизнеописание акцизного чиновника и человека в его мемуарах, рассказах и фотографиях. 1897-1924 гг.») и, хочется надеяться, не последняя. Нынешнее издание осуществлено по решению методического совета Государственного исторического музея Южного Урала.

9. Востоков С. Рябиновое солнце

Издательство: Самокат, 2013. 0+

Земля наша загадочная. Как ее ни тесни, а все же где-нибудь под самой Москвой какая-нибудь деревенька останется. И все в ней есть: домики с огородами, яблони в саду, печки с трубами, колодцы с ведрами. И разные странности, и тихие чудеса, без которых в деревне не бывает. И все это - Родина, наша Родина.

Сборник рассказов «Рябиновое солнце» продолжает лучшие традиции отечественной прозы для детей. Лирические истории Станислава Востокова и иллюстрации Марии Воронцовой наполнены любовью к природе и к людям, что является составляющей Родины.

10. Попов В. Все мы не красавцы

Издательство: Самокат, 2012. 12+

Валерий Попов рассказывает о своем герое (школьнике, затем студенте и, наконец, молодом инженере) весело, но заботы этого героя - самые настоящие: отношения с одноклассниками, первая любовь, поиски призвания. И все на фоне улиц, проспектов и переулков, скверов и бульваров, дворов и домов родного города Ленинграда (Питера).

Легко, без занудства и морализаторства Попов показывает, как важно быть человеком, чувствовать и любить жизнь, не оглядываясь на других — простые незамысловатые истины искусно вплетены в повествование и приправлены петербургским колоритом. Все мы не красавцы, это правда, но ведь так даже интереснее жить. Представляете, если бы все кругом были идеальными? Скукота, да и только. Книга получилась очень тонкая и взрослая. Ведь все мы когда-то были детьми и все стали взрослыми.

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Составитель С. Ф. Дмитренко
Родной край. Произведения русских писателей о Родине

Родителям, учителям и любознательным школьникам

Эта книга не заменяет, а существенно дополняет традиционные хрестоматии и сборники по литературному чтению. Поэтому вы не найдёте здесь многих знаменитых произведений, постоянно перепечатывающихся и включённых в названные книги. К счастью, русская литература неисчерпаемо богата, и расширять свой круг чтения можно бесконечно, было бы увлечение.

В этой небольшой книге представлены живописные картины нашей родины – от Киева, колыбели восточнославянской цивилизации, до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа. По сути, вы получаете удивительную возможность совершить захватывающее путешествие во времени и увидеть многие края и места нашей родины такими, какими они были около полутора столетий назад. Вашими надёжными проводниками будут русские писатели и поэты – подлинные таланты, мастера слова.

В эпоху всеобщего распространения Интернета и лёгкости получения посредством его любой справки и пояснения мы решили обойтись без систематических комментариев к текстам и подробных биографических справок о писателях. Кому-то из читателей они могут понадобиться, кому-то – нет, но во всяком случае каждый школьник получает прекрасную возможность убедиться, что самостоятельный поиск толкований непонятных слов и выражений в Интернете не менее увлекателен, чем знаменитые «стрелялки» и тому подобные аттракционы.

Почти все прозаические произведения мы по понятным причинам вынуждены давать в небольших отрывках, впрочем увлекательных, так что хочется надеяться: у школьников появится возможность прочитать их полностью, а творчество выдающегося русского писателя и этнографа, автора знаменитой книги-словаря «Крылатые слова» Сергея Васильевича Максимова (1831–1901) станет для них радостным открытием и чтением на всю жизнь!

Иван Никитин

Русь


Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу – даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лёд
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей – стола,
Меча – недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в чёрный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?

Под грозой её
Леса падали,
Мать сыра земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Чёрным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жён,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости нaвеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьём кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Владимир Бенедиктов

Москва


Близко… Сердце встрепенулось;
Ближе… ближе… Вот видна!
Вот раскрылась, развернулась, -
Храмы блещут: вот она!
Хоть старушка, хоть седая,
И вся пламенная,
Светозарная, святая,
Златоглавая, родная
Белокаменная!
Вот – она! – давно ль из пепла?
А взгляните: какова!
Встала, выросла, окрепла,
И по-прежнему жива!
И пожаром тем жестоким
Сладко память шевеля,
Вьётся поясом широким
Вкруг высокого Кремля.
И спокойный, величавый,
Бодрый сторож русской славы -
Кремль – и красен и велик,
Где, лишь божий час возник,
Ярким куполом венчанна
Колокольня Иоанна
Движет медный свой язык;
Где кресты церквей далече
По воздушным ступеням
Идут, в золоте, навстречу
К светлым, божьим небесам;
Где за гранями твердыни,
За щитом крутой стены,
Живы таинства святыни
И святыня старины.
Град старинный, град упорный,
Град, повитый красотой,
Град церковный, град соборный
И державный, и святой!
Он с весёлым русским нравом,
Тяжкой стройности уставам
Непокорный, вольно лёг
И раскинулся, как мог.
Старым навыкам послушный,
Он с улыбкою радушной
Сквозь раствор своих ворот
Всех в объятия зовёт.
Много прожил он на свете.
Помнит предков времена,
И в живом его привете
Нараспашку Русь видна.

Русь… Блестящий в чинном строе
Ей Петрополь – голова,
Ты ей – сердце ретивое,
Православная Москва!
Чинный, строгий, многодумной
Он, суровый град Петра,
Полн заботою разумной
И стяжанием добра.
Чадо хладной полуночи -
Гордо к морю он проник:
У него России очи,
И неё судьбы язык.
А она – Москва родная -
В грудь России залегла,
Углубилась, вековая.
В недрах клады заперла.
И вскипая русской кровью
И могучею любовью
К славе царской горяча,
Исполинов коронует
И звонит и торжествует;
Но когда ей угрожает
Силы вражеской напор,
Для себя сама слагает
Славный жертвенный костёр
И, врагов завидя знамя,
К древней близкое стене,
Повергается во пламя
И красуется в огне!
Долго ждал я… грудь тоскою -
Думой ныне голова;
Наконец ты предо мною,
Ненаглядная Москва!
Дух тобою разволнован,
Взор к красам твоим прикован.
Чу! Зовут в обратный путь!

Торопливого привета
Вот мой голос: многи лета
И жива и здрава будь!
Да хранят твои раскаты
Русской доблести следы!
Да блестят твои палаты!
Да цветут твои сады!
И одета благодатью
И любви и тишины
И означена печатью
Незабвенной старины,
Без пятна, без укоризны,
Под наитием чудес,
Буди славою отчизны,
Буди радостью небес.

Начало 1838

Алексей Хомяков

Киев


Высоко передо мною
Старый Киев над Днепром,
Днепр сверкает под горою
Переливным серебром.

Слава, Киев многовечный,
Русской славы колыбель!
Слава, Днепр наш быстротечный,
Руси чистая купель!

Сладко песни раздалися,
В небе тих вечерний звон:
«Вы откуда собралися,
Богомольцы, на поклон?»

– «Я оттуда, где струится
Тихий Дон – краса степей».
– «Я оттуда, где клубится
Беспредельный Енисей!»

– «Край мой – теплый брег Евксина!»
– «Край мой – брег тех дальних стран,
Где одна сплошная льдина
Оковала океан».
– «Я от матушки Москвы».

– «Дик и страшен верх Алтая,
Вечен блеск его снегов,
Там страна моя родная!»
– «Мне отчизна – старый Псков».

– «Я от Ладоги холодной».
– «Я от синих волн Невы».
– «Я от Камы многоводной».
– «Я от матушки Москвы».

Слава, Днепр, седые волны!
Слава, Киев, чудный град!
Мрак пещер твоих безмолвный
Краше царственных палат.

Знаем мы, в века былые,
В древню ночь и мрак глубок,
Над тобой блеснул России
Солнце вечного восток.

И теперь из стран далеких,
Из неведомых степей,
От полночных рек глубоких -
Полк молящихся детей -

Мы вокруг своей святыни
Все с любовью собраны…
Братцы, где ж сыны Волыни?
Галич, где твои сыны?

Горе, горе! их спалили
Польши дикие костры;
Их сманили, их пленили
Польши шумные пиры.

Меч и лесть, обман и пламя
Их похитили у нас;
Их ведёт чужое знамя,
Ими правит чуждый глас.

Пробудися, Киев, снова!
Падших чад своих зови!
Сладок глас отца родного,
Зов моленья и любви.

И отторженные дети,
Лишь услышат твой призыв,
Разорвав коварства сети,
Знамя чуждое забыв,

Снова, как во время оно,
Успокоиться придут
На твоё святое лоно,
В твой родительский приют.

И вокруг знамён отчизны
Потекут они толпой,
К жизни духа, к духу жизни,
Возрождённые тобой!

<Ноябрь 1839>

Пётр Вяземский

Степь


Бесконечная Россия
Словно вечность на земле!
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и вёрсты нипочём!
Тонут время и пространство
В необъятности твоей.

Степь широко на просторе
Поперёк и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнёт на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла.

С кровли аист долгоногой
Смотрит, верный домосед;
Добрый друг семьи убогой,
Он хранит её от бед.

Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы;
Пыль метёт метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.

Как разбитые палатки
На распутии племён -
Вот курганы, вот загадки
Неразгаданных времён.

Пусто всё, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувство дремлют праздно,
Голодают взор и слух.

Грустно! Но ты грусти этой
Не порочь и не злословь:
От неё в душе согретой
Свято теплится любовь.

Степи голые, немые,
Всё же вам и песнь, и честь!
Всё вы – матушка-Россия,
Какова она ни есть!

Степан Шевырёв

Ока


Много рек течёт прекрасных
В царстве Руси молодой,
Голубых, златых и ясных,
С небом спорящих красой.
Но теперь хвалу простую
Про одну сложу реку:
Голубую, разливную,
Многоводную Оку.
В нраве русского раздолья
Изгибается она:
Городам дарит приволья
Непоспешная волна.
Ленью чудной тешит взоры;
Щедро воды разлила;
Даром кинула озёры -
Будто небу зеркала.
Рыбакам готовит ловли,
Мчит тяжёлые суда;
Цепью золотой торговли
Вяжет Руси города:
Муром, Нижний стали братья!
Но до Волги дотекла;
Скромно волны повела, -
И упала к ней в объятья,
Чтоб до моря донесла.

Поликсена Соловьёва

Петербург


Город туманов и снов
Встаёт предо мною
С громадой неясною
Тяжких домов,
С цепью дворцов,
Отражённых холодной Невою.
Жизнь торопливо бредёт
Здесь к цели незримой…
Я узнаю тебя с прежней тоской,
Город больной,
Неласковый город любимый!
Ты меня мучишь, как сон,
Вопросом несмелым…
Ночь, но мерцает зарёй небосклон…
Ты весь побеждён
Сумраком белым.

Лукьян Якубович

Урал и Кавказ


Заспорили горы Урал и Кавказ.
И молвил Урал: «Мир ведает нас!
Богат я и златом, богат серебром,
Алмазом, и яшмой, и всяким добром;
Из недр моих много сокровищ добыто
И много сокровищ покуда в них скрыто!
Богатую подать я людям плачу:
Я жизнь их лелею, сребрю, золочу!
Кавказу ль досталось равняться со мной:
Он нищий и кроет от нищих разбой!»
– Молчи ты, презренный! – воскликнул
Кавказ. -
Я врач, правоверный; мир ведает нас!
Богатства рождают болезни, пороки,
Людей исцеляют Кавказские токи;
Я жителей дольних, недужных целю;
Я жителей горных, могучих люблю:
Одним я здоровье и жизнь обновляю,
Другим – их приволье и мир сохраняю;
Я в древности первый дал Ною приют:
За то меня знают, и любят, и чтут!

Сергей Максимов
(Из книги «Год на севере»)

Поездка в Соловецкий монастырь

<…> Крепкий ветер гнал нас все вперёд скоро и сильно. Сильно накренившееся на бок судно отбивало боковые волны и разрезало передние смело и прямо. Выплывет остров и начнёт мгновенно сокращаться, словно его кто тянет назад; выясняется и отходит взад другой – решительная груда огромных камней, набросанных в замечательном беспорядке один на другой, и сказывается глазам вслед за ним третий остров, покрытый мохом и ельником. На острове этом бродят олени, завезённые сюда с кемского берега, из города, на все лето. Олени эти теряют здесь свою шерсть, спасаются от оводов, которые мучат их в других местах до крайнего истощения сил. Здесь они, по словам гребцов, успевают одичать за все лето до такой степени, что трудно даются в руки. Ловят их тогда, загоняя в загороди и набрасывая петли на рога, которые успевают уже тогда нарости вновь, сбитые животными летом. Между оленями видны ещё бараны, тоже кемские и тоже свезённые сюда с берега на лето.

Едем мы уже два часа с лишком. Прямо против нашего карбаса, на ясном, безоблачном небе, из моря выплывает светлое маленькое облачко, неясно очерченное и представляющее довольно странный, оригинальный вид. Облачко это, по мере дальнейшего выхода нашего из островов, превращалось уже в простое белое пятно и всё-таки – по-прежнему вонзённое, словно прибитое к небу.

Гребцы перекрестились.

– Соловки видны! – был их ответ на мой спрос.

– Вёрст ещё тридцать будет до них, – заметил один.

– Будет, беспременно будет, – отвечал другой.

– Часам к десяти вечера, надо быть, будем! (Мы выехали из Кеми в три часа пополудни.)

– А пожалуй, что и будем!..

– Как не быть, коли всё такая погодка потянет. Берись-ка, братцы, за вёсла, скорей пойдет дело, скорее доедем.

Гребцы, видимо соскучившиеся бездельным сидением, охотно берутся за вёсла, хотя ветер, заметно стихая, всё ещё держится в парусах. Вода стоит самая кроткая, то есть находится в том своём состоянии, когда она отливом своим умела подладиться под попутный ветер. Острова продолжают сокращаться, судно продолжает качать, и заметно сильнее по мере того, как мы приближаемся к двадцатипятиверстной салме, отделяющей монастырь от последних островов из группы Кузовов. Наконец мы въезжаем и в эту салму. Ветер ходит сильнее; качка становится крепче и мешает писать, продолжать заметки. Несёт нас вперёд необыкновенно быстро. Монастырь выясняется сплошной белой массой. Гребцы бросают вёсла, чтобы не дразнить ветер. По-прежнему крутятся и отлетают прочь с пеной волны, уже не такие частые и мелкие, как те, которые сопровождали нас между Кузовами. Налево, далеко взад, остались в тумане Горелые острова. На голомяни, вдали моря направо, белеют два паруса, принадлежащие, говорят, мурманским шнякам, везущим в Архангельск треску и палтусину первосолками…

Набежало облако и спрыснуло нас бойким, крупным дождём, заставившим меня спрятаться в будку. Дождь тотчас же перестал и побежал непроглядным туманом направо, затянул от наших глаз острова Заяцкие, принадлежащие к группе Соловецких.

– Там монастырские живут, церковь построена, при церкви монах живёт, дряхлый, самый немощный: он и за скотом смотрит, он и с аглечкими спор имел, не давал им скотины. Там-то и козёл тот живет, что не давался супостатам в руки…

Так объясняли мне гребцы.

По морю продолжает бродить взводень, который и раскачивает наше судно гораздо сильнее, чем прежде. Ветер стих; едем на вёслах. Паруса болтаются то в одну сторону, то в другую, ветер как будто хочет установиться снова, но какой – неизвестно. Ждали его долго и не дождались никакого. Взводень мало-помалу укладывается, начинает меньше раскачивать карбас, рябит уже некрутыми и невысокими волнами. Волны эти по временам нет-нет, да и шибнут в борт нашего карбаса, перевалят его с одного боку на другой, и вдруг в правый борт как будто начало бросать камнями, крупными камнями; стук затеялся сильный. Гребцы крепче налегли на весла, волны прядали одна через другую в каком-то неопределённом, неестественном беспорядке. Море на значительное пространство вперёд зарябило широкой полосой, сталась на нём словно рыбья чешуя, хотя впереди и кругом давно уже улеглась вода гладким зеркалом.

– Сувоем едем, на место такое угодили, где обе воды встретились: полая (прилив) с убылой (отливом). Ингодь так и осилить его не сумеешь, особо на крутых, а то и тонут, – объясняли мне гребцы, когда, наконец, прекратились эти метанья волн в килевые части карбаса. Мы выехали на гладкое море, на котором уже успел на то время улечься недавний сильный взводень.

Монастырь кажется всё яснее и яснее: отделилась колокольня от церквей, выделились башни от стены, видно ещё что-то многое. Заяцкие острова направо яснеются так же замечательно подробно. Мы продолжаем идти греблей. Монастырь всецело забелел между группою деревьев и представлял один из тех видов, которыми можно любоваться и залюбоваться. Вид его был хорош, насколько может быть хороша группа каменных зданий, и особенно в таком месте и после того, когда прежде глаз встречал только голые, бесплодные гранитные острова и повсюдное безлюдье и тишь. В общем, монастырь был очень похож на все другие монастыри русские. Разница была только в том, что стена его пестрела огромными камнями, неотёсанными, беспорядочно вбитыми в стену словно нечеловеческими руками и силою. Пестрота эта картинностью и – если так можно выразиться – дикостью своею увлекла меня. Прихвалили монастырскую ограду и гребцы мои.

В половине десятого часа монастырь был верстах в двух, на которые обещали всего полчаса ходу. Ровно в десять часов мы уже идём Соловецкой губой между рядом гранитных корг с несметным множеством деревянных крестов. Теми же крестами уставлены и все три берега, развернувшиеся по сторонам. В губе стоят ладьи и мелкие суда; могут, говорят, подходить к самой монастырской пристани самые крупные суда – до того глубока губа!

<…> По прибрежью бродят лошади с колокольчиками на шее; ходят инвалидные солдаты; на причалившей ладье шевелится люд православный; из-за ограды белеются монастырские церкви и несётся звонкий благовест, отдающийся долгим эхом. Правее архангельской гостиницы зеленеет осиновый лес, левее – берёзки, и видятся низенькие белые столбики второй ограды. Дальше сверкает неоглядною, бесконечною гладью море. Чайки продолжают кричать по-прежнему невыносимо тоскливо, у пристани белеет парусок – монахи ловят сельдей на сегодняшнюю трапезу. Солнышко весело светит и разливает приятную, увлекающую теплоту.

Я вышел из номера и пошёл бродить подле ограды.

Тут, на прибрежье губы, выстроены две часовни: одна Петровская, на память двукратного посещения монастыря Петром Великим, другая Константиновская, на память посещения монастыря великим князем Константином Николаевичем. Вблизи их стоит гранитный обелиск на память и с подробным описанием бомбардирования монастыря англичанами. <…>

Прямо против монастырских ворот находилась третья часовня, называемая Просфоро-Чудовою.

– На этом месте, – объясняли мне монахи, – новгородские купцы обронили просфору, которую дал им праведный отец наш Зосима. Пробегала мимо собака, хотела есть, но огонь, исшедши из просфоры, попалил её.

В версте от монастыря четвёртая часовня, Таборская, построена на том месте, где погребены умершие и убитые из московского войска, осаждавшего монастырь с 1667 по 1677 год.

Поводом к восстанию соловецких старцев, как известно, послужило исправление патриархом Никоном церковных книг. В 1656 году вновь исправленные книги присланы были в монастырь Соловецкий. Старцы, зная уже о московских бунтах и распрях, а равно и о том, что сам исправитель (некогда монах соловецкий) находится под царским гневом, присланных из Москвы книг не смотрели, а, запечатав их в сундуки, поставили в оружейной палате. Церковные службы отправлялись по старым книгам. В 1661 году из Москвы прислано было множество священников для обращения старцев к раскаянию. Московское правительство думало делать благо, но сделало ошибку. <…>

Осматривая настоящее состояние монастыря и вникая во все подробности его внутреннего и внешнего устройства, почти на каждом шагу встречаем имя св. митрополита Филиппа, бывшего здесь с 1548 года по 1566 год игуменом. В эти осьмнадцать лет он успел сделать многое, что до сих ещё пор имеет всю силу материального своего значения. Поставленный в исключительное положение, любимец грозного царя, щедрого на подарки и милостыню, сам сын богатого отца из старинного боярского рода Колычевых, св. Филипп не стеснял себя в материальных средствах для того, чтобы удовлетворять всем своим стремлениям и помыслам. Он исключительно посвятил деятельность на то, чтобы остров Соловецкий, до того времени сильно запущенный, сделать возможно удобным для обитания: прорыл канавы, вычистил сенокосные луга и увеличил их в числе, провёл через леса, горы и болота дороги, устроил для больной братии больницу, учредил по возможности лучшую и здоровую пищу, внутри монастыря, подле сушила, устроил каменную водяную мельницу и для неё провёл воду из 52 дальних озёр главного Соловецкого острова, в братской и общей кухне устроил колодезь, в который проведена из Святого озера вода через подземную трубу под крепостною стеною. Помпа колодезя этого зимою подогревается нарочно устроенною печью. Другая печь приготовляет теперь в один раз до 200 хлебов. При многолюдстве богомольцев в печь эту ставят две квашни в день, хлеб день отлёживается, на другой день поедается весь. Остатки едят рабочие, остатки же этих остатков превращаются в сухари. Прежде было обыкновение давать каждому богомольцу по широкому ломтю на дорогу, теперь это, говорят, вывелось из употребления. В квасной запасается 50 бочек по 200 ведер каждая.

Сверх всего этого, св. Филипп умножил домашний рогатый скот и на островах Муксалмах выстроил для него особый коровий двор. Он же развёл на острове лапландских оленей, которые живут там и до настоящего времени; выстроил просторные соборные церкви и огромную трапезу, вмещающую сверх тысячи человек гостей и братии. Близ монастыря сделал насыпи и разные машины к облегчению трудов работников, построил кирпичные заводы, заменил старинные чугунные плиты – клепала, била – колоколами, правителям поморских волостей, тиунам, слугам и доводчикам назначил жалованье, и пр., и пр.

Монастырь и в настоящее время находится в таком состоянии, что не нуждается во многом; только пшеница, вино, рожь и некоторое количество соли для монастыря покупное, а всё почти остальное он имеет своё. При лёгком даже взгляде, монастырь поражает необъятным богатством. Не заглядывая в сундуки его, которые, говорят, ломятся от избытка серебра, золота, жемчугов и других драгоценностей, легко видишь, что сверх годичного расхода на братию у него остаётся ещё огромный залишек, который пускается в рост на проценты. <…>

Торговля производится всюду, чуть ли не во всех монастырских углах: на паперти Анзерского скита продают лубочный вид этого скита, на Анзерской горе Голгофе (в скиту же) продают вид Голгофского скита, и везде кое-какие книги, и везде стихи монаха. Можно купить сапоги из нерпичьей кожи, можно купить и широкий монашеский пояс из той же кожи, довольно хорошо выделанной в самом монастыре. В самом же монастыре пишутся и иконы, шьётся платье не только на монахов, но и на штатных служителей, обязанных чёрными и более трудными работами. Большая половина рабочих живёт по обету. Обеты дают они при случае опасностей, которыми так богато негостеприимное Белое море. Тюлений промысел, называемый выволочным, соблазнительный по богатству добычи, опасный по отправлению, губит много людей. Зверя бьют на дальних льдинах; льдины эти часто отрываются ветрами и выволакиваются в море вместе с промышленниками. Счастливые из них прибиваются к острову Сосновцу или к Терскому берегу. Они-то и дают, в благодарность за спасение, обет бесплатно работать на монастырь три – пять лет.

Большая часть уносится в океан на неизбежную гибель.

В монастыре вылавливается морской зверь, вытапливается его сало, выделывается его шкура. Есть невода для белуг, есть сети для нерпы и бельков. В монастырскую губу приходит в несметном числе лучший сорт беломорских сельдей, небольших, нежных мясом, жирных. Только крайне плохой засол, какая-то запущенность этого дела мешают пускать их в продажу. Выловленные сельди летом уходят на братскую уху, выловленные осенью частию потребляются, частию идут впрок на зиму. Полотно для нижнего монашеского белья не покупное: оно сносится богомольными женщинами с разных концов огромной России; они же приносят и нитки. Коровы для молока, творогу и масла в монастыре свои; бараны, живущие на Заяцком острову, дают шерсть для зимних монашеских тулупов и мясо для трапезы штатных монастырских служителей в скоромные дни. Лошадей монастырь имеет также своих. Между монахами и штатными служителями есть представители всякого рода мастерств: серебряники, слесари, медники, оловянишники, портные, сапожники, резчики. Все другие мастерства, не требующие особенных познаний, разделены на послушания; таковы: рыбаки, продавцы, пекаря, мельники, маляры.

В этом отношении монастырь представляет целое отдельное общество, независимое, сильное средствами и притом значительно многолюдное. Ежегодные обильные вклады и правильное хозяйство обещают монастырю впереди несчётные годы. <…>

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".