Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью ко­торых значительно упрощается организационный процесс, повы­шается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспо­собность на протяжении всего урока.

Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

Мелодия является важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Раз­нообразие мелодии передается направлением мелодических ри­сунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непре­менно учитывается направление мелодии.

Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: дви­жением рук - поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисхо­дящую мелодию - принять упор присев. На волнообразный мело­дический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для дви­жений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки


и др. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

«Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровож­дения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, посте­пенное усиление или ослабление силы звука, динамические ак­центы. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполня­ются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания со­ответствует движениям, выполняемым с постепенным изменени­ем мышечных напряжений.


Ритм - это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нот­ными знаками. За единицу измерения принята целая нота - о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой - J и длится два счета и т.д. (рис. 260).

Ритмический рисунок - это организованное сочетание длитель­ностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер \ (рис. 261).

  • 2.5. Гимнастика в Новое время
  • 2.6. Возникновение национальных систем гимнастики
  • 2.7. Развитие гимнастики во второй половине XIX - начале XX века
  • 2.8. Гимнастика в дореволюционной России
  • 2.9. Развитие гимнастики в России после 1917 г.
  • 2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики
  • Глава 3. Терминология гимнастики
  • 3.1. Характеристика гимнастической терминологии
  • 3.2. Правила гимнастической терминологии
  • 3.2.1. Способы образования терминов
  • 3.2.2. Правила применения терминов
  • 3.2.3. Правила сокращения (опускание отдельных терминов)
  • 3.3. Запись гимнастических упражнений
  • 3.3.1. Формы и типы записи упражнений
  • 3.3.2. Текстовая запись конкретных упражнений
  • 3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений
  • 3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений без предмета
  • 3.4.2. Положения и движения звеньев тела
  • 3.4.3. Запись общеразвивающих упражнений с предметами
  • 3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных, акробатических и художественной гимнастики
  • 3.5.1. Запись упражнений на гимнастических снарядах
  • 3.5.2. Упражнения на гимнастической стенке, скамейке и в парах
  • 3.5.3. Запись акробатических упражнений
  • 3.5.4. Запись вольных упражнений
  • 3.5.5. Запись упражнений художественной гимнастики
  • Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике
  • 4.1. Причины травматизма и способы его предупреждения
  • 4.2. Характеристика травм на занятиях по гимнастике и их профилактика
  • 4.3. Требования к местам проведения занятий
  • 4.4. Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма
  • 4.5. Обучение приемам страховки и помощи
  • 4.6. Врачебный контроль и самоконтроль
  • Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений
  • 5.1. Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе
  • 5.2. Статические упражнения
  • 5.3. Динамические упражнения
  • 5.3.1. Основные понятия и законы динамики
  • 5.3.2. Отталкивание и приземление
  • 5.3.3. Реактивное движение и реактивная сила (реакция опоры), хлестовое движение
  • 5.3.4. Вращательные движения
  • 5.3.5. Маховые упражнения
  • 5.3.6. Силовые упражнения
  • 5.4. Общие правила анализа техники исполнения гимнастических упражнений
  • Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям
  • 6.1. Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям
  • 6.2. Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов
  • 6.3. Обучение гимнастическим упражнениям
  • 6.3.2. Разучивание упражнения
  • 6.3.3. Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения
  • 6.4. Практическая реализация принципов дидактики при обучении упражнениям
  • 6.5. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям
  • Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки и их оборудование
  • 7Л. Физкультурные залы и их оборудование
  • 7.2. Многокомплексные гимнастические снаряды
  • 7.3. Гимнастические площадки и их оборудование
  • 7.4. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе
  • Глава 8. Научная работа по гимнастике
  • 8.1. Научная работа учителя физической культуры
  • 8.2. Гимнастика как научная дисциплина
  • 8.3. Вопросы гимнастики, требующие исследований
  • 8.4. Выбор темы для исследования
  • 8.5. Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса
  • 8.6. Гипотеза
  • 8.7. Цель и задачи исследования
  • 8.8. Методы исследования
  • 8.9. Анализ и обобщение опыта передовой практики и литературных данных
  • 8.10. Педагогическое наблюдение
  • 8.11. Анкетирование, интервью, беседа
  • 8.12. Индуктивный и дедуктивный методы
  • 8.13. Педагогический эксперимент
  • 8.14. Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования
  • 8.15. Оформление научного труда
  • 8.16. Требования, предъявляемые к языку и стилю
  • Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения
  • 9.1. Строевые упражнения
  • 9.2. Общеразвивающие упражнения
  • 9.3. Прикладные упражнения
  • Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья
  • 10.1. Вольные упражнения
  • 10.2. Упражнения на коне
  • 10.3. Упражнения на кольцах
  • 10.4. Опорные прыжки
  • 10.5. Упражнения на брусьях
  • 10.6. Упражнения на перекладине
  • 10.7. Упражнения на брусьях разной высоты
  • Глава 11. Акробатические упражнения
  • 11.1. Характеристика и назначение акробатических упражнений
  • 11.2. Обучение основным акробатическим упражнениям
  • Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики
  • 12.1. Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики
  • 12.2. Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики
  • 12.2.1. Содержание упражнений
  • 12.2.2. Составление комплексов упражнений
  • 12.2.3. Формы проведения занятий
  • Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике
  • Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики
  • Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе
  • 15Л. Урок гимнастики в школе
  • 15Лл. Основные задачи урока
  • 15.1.2. Общие требования к уроку
  • 15.1.3. Подготовительная часть урока
  • 15.1.4. Основная часть урока
  • 15.1.5. Заключительная часть урока
  • 15.1.6. Организация учебного труда на уроке
  • 15.1.7. Организация урока и способы управления занимающимися
  • 15.2. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп
  • 15.3. Массовые гимнастические выступления
  • Глава 16. Прогнозирование
  • 16.2. Изучение и развитие способностей у гимнастов
  • 16.3. Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью
  • Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов
  • 17.1. Спортивная тренировка
  • 17.2. Этапы спортивной тренировки
  • 17.2.1. Начальная спортивная тренировка
  • 17.2.2. Начальная специализированная тренировка
  • 17.2.3. Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет
  • 17.3. Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов
  • 17.4. Принципы спортивной тренировки гимнастов
  • 17.5. Путь к высокому спортивному мастерству
  • Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике
  • 18.1. Структура тренировочного процесса
  • 18.2. Учет результатов учебно-тренировочной работы
  • Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике
  • 19.1. Педагогическое и агитационное значение соревнований
  • 19.2. Виды и характеристика соревнований
  • 19.3. Документы, необходимые для проведения соревнований
  • 19.4. Состав и работа судейской коллегии на соревнованиях
  • 19.5. Подготовка и проведение соревнований
  • 19.6. Судейство соревнований
  • 19.7. Особенности проведения массовых соревнований
  • 19.8. Подготовка судей по гимнастике
  • Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры, педагога-тренера в области гимнастики
  • 20.1. Методическая подготовка студентов на занятиях по гимнастике
  • 20.2. Основы методического мастерства учителя физической культуры (педагога-тренера) в области гимнастики
  • Общие понятия
  • Характеристики движений
  • Предлоги
  • Группы элементов
  • Основные
  • Дополнительные
  • Конспект урока № 28 для VI класса Общие задачи урока
  • Оглавление
  • Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина5
  • Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики16
  • Глава 3. Терминология гимнастики56
  • Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике83
  • Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений96
  • Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям121
  • Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки
  • Глава 8. Научная работа по гимнастике163
  • Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные
  • Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике

    Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой служит одним из основных вспомогательных моментов, с помощью ко­торых значительно упрощается организационный процесс, повы­шается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к занятиям, сохраняется высокая работоспо­собность на протяжении всего урока.

    Музыкальное сопровождение является своеобразным средством и методическим приемом, способствующим более быстрому и точному формированию двигательных умений и навыков. Его уме­лое использование требует знания основ музыкальной грамоты.

    Мелодия является важнейшей основой музыкального сопро­вождения. В ней воплощаются различные образы и состояния. Раз­нообразие мелодии передается направлением мелодических ри­сунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. При выполнении упражнений непре­менно учитывается направление мелодии.

    Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: дви­жением рук - поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию из упора присев встать на носки, руки вверх, на нисхо­дящую мелодию - принять упор присев. На волнообразный мело­дический рисунок следует переходить из высокого положения в низкое и обратно: поднимая и опуская руки, голову, туловище или все тело.

    Кроме того, особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто.

    Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполне­нии резких, коротких движений. Правильно подобранная мело­дия, ее грамотное слияние с выполняемыми упражнениями спо­собствует лучшей усвояемости изучаемых упражнений и их связи с музыкой.

    Темп - это скорость исполнения музыкального произведения^ Он может быть медленным, умеренным и быстрым. Медленный темп применяется для сопровождения движений, выполняемых с большой амплитудой, для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Быстрый темп нужен для дви­жений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки

    и др. Умеренный темп используется для сопровождения большин­ства общеразвивающих, вольных, акробатических, прикладных упражнений.

    «Динамика» в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Динамические оттенки музыкального сопровож­дения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, посте­пенное усиление или ослабление силы звука, динамические ак­центы. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполня­ются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания со­ответствует движениям, выполняемым с постепенным изменени­ем мышечных напряжений.

    Ритм - это организованная последовательность длительностей звуков. Они бывают различной длительности и обозначаются нот­ными знаками. За единицу измерения принята целая нота - о. Она длится четыре счета. Звук вдвое короче обозначается поло­винной нотой - J и длится два счета и т.д. (рис. 260).

    Ритмический рисунок - это организованное сочетание длитель­ностей звуков. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами и др.). Например, хлопками можно передать следующий ритмический рисунок: музыкальный размер \ (рис. 261).

    Количество хлопков должно соответствовать числу нотных знаков, а дли­тельность каждого хлоп­ка - длительности данно­го нотного знака.

    Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Метром принято называть чередование сильных и слабых долей через рав­ные промежутки времени (через одну или две сла­бые доли) (рис. 262).

    Метр организует звуки во времени. Музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, сто­ящая в числителе дроби, указывает на количество долей в каждом метре

    (такте). Знаменатель дроби обозначает длительность этих долей, т.е. ритм. Для занятий гимнастикой наиболее удобны музыкаль­ные размеры \, \, \. При выполнении общеразвивающих упражне­ний подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах - по сильным и слабым. Например, \ - две доли (сильная и слабая), \ - три доли (сильная и две слабых), \ - четыре доли (первая и третья - сильные, вторая и четвертая - сла­бые). Полька, галоп и т. п. относятся к музыкальному размеру \, вальс, мазурка - \, марши - \. Размеры \ и \ называются сложными, так как в них кроме метрического акцента есть еще одна сильная доля. Примеры показаны на рисунке 263.

    С целью закрепления восприятия музыкального размера выде­ляют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. Это делается посредством хлопков, притопов, акцен­тированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой. Так, при му­зыкальном размере \ (марш) можно выполнить хлопки под 1 и 3 счета, то же под 2 и 4 счета, то же в ходьбе на месте и в движе­нии. Вместо хлопков можно сделать удары ногой (притоп) или под 1 счет - хлопок, под 3 счета - удар ногой и другие сочетания движений. Упражнение можно усложнить различными движения­ми головой, руками, ногами и туловищем.

    Хорошим упражнением является тактирование (дирижирова­ние) на I , I , \.

    Тактирование на \. И. п. - стойка руки вверх; 1 - руки с акцен­том вниз; 2 - руки вверх.

    Тактирование на \. И. п. - стойка руки вверх; 7 - руки с акцен­том вниз; 2 - руки в стороны; 3 - руки вверх.

    Тактирование на \. И. п. - стойка руки вверх; 1 - руки с акцен­том вниз; 2 - руки скрестно перед грудью; 3 - руки с небольшим акцентом в стороны; 4 - руки вверх.

    При тактировании руки выполняют свободные движения по неполной амплитуде. Тактировать можно при выполнении различ­ных видов ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений, танце­вальных шагов, элементов хореографии и др.

    Структура музыкального произведения представляет собой еди­ное целое и в то же самое время подразделяется на связанные между собой части: период, предложения, фразы и такты. Пери­од - это наиболее крупная часть музыкального произведения, име­ющая устойчивую концовку. С окончанием периода в движении делается остановка, а в массовых выступлениях производится пе­рестроение. Период чаще всего состоит из двух предложений, пер­вое из них является незавершенным, второе - завершенным. Иног­да остановка движения производится с окончанием первого неза­вершенного предложения. В этом случае преподаватель подает пред­варительную команду «Группа» за одну музыкальную фразу до

    [ конца предложения и аккомпаниатор из незавершенного предло­жения делает завершенное.

    Музыкальные предложения делятся на фразы, а фразы - на такты. Чаще всего фраза состоит из четырех тактов. Музыкальные фразы из пяти или шести тактов неудобны для сопровождения упражнений, так как завершение движения не совпадает с окон­чанием музыкальной фразы. Применять их не рекомендуется. Дви­жения, как правило, составляются на 4 счета и повторяются 2, 4,

    > 8 и т.д. раз.

    Для учителя физической культуры важно правильно подавать команды соответственно построению музыкального произведения. Все команды подаются в зависимости от того, как построен му-

    [" зыкальный период. ЕсЛи период состоит их четырех музыкальных фраз, исполнительную часть команды нужно давать на четные фразы, причем лучше не на 2-ю, а на 4-ю (когда музыкальная мысль закончена).

    При подборе музыкального произведения учитываются возраст и подготовленность занимающихся. Для учащихся младшего и сред­него школьного возраста рекомендуются музыкальные произве-

    ;" Дения с простой мелодией и четким ритмом, а для старшего школь-

    Ного возраста - произведения с более богатой мелодией и слож­ным ритмом.

    Наиболее распространенными музыкальными произведения-

    \ Ми на уроках гимнастики являются песни и танцевальные мело-

    дии. Они должны быть разнообразны. Длительное применение од­них и тех же музыкальных произведений на протяжении многих уроков снижает внимание и интерес к занятиям.

    К каждому виду упражнений подбирается соответствующее по характеру музыкальное произведение: для ходьбы - размер \ (марш, песня), реже \, темп умеренный, медленный или быст­рый; для бега и прыжков - размер \ и \ (галоп, полька, различ­ные песни и проч.), темп быстрый; для танцевальных движений - соответствующие названию танца; для общеразвивающих упраж­нений силового характера - размер \, \ с широкой, ровной, слит­ной мелодией, с ярко выраженной динамической структурой; для упражнений с характерным акцентом (рывки, толчки, маховые движения, взмахи) - размер \, \, \, причем фаза основных дей­ствий должна совпадать с сильной долей такта.

    Музыкальные произведения подбираются педагогом совмест­но с аккомпаниатором. При подготовке к уроку и в процессе его проведения преподаватель должен:

    а) заранее ознакомить аккомпаниатора с содержанием заня­ тий, с особенностями вновь включенных в урок упражнений;

    б) строить группу и выбирать свое место так, чтобы занимаю­ щиеся хорошо были видны аккомпаниатору;

    в) показывать упражнения в нужном темпе, ритме, характере движений;

    г) подавать команды своевременно, громко и четко. Музыкальное сопровождение на уроках гимнастики можно осу­ ществлять с помощью аудиовизуальной аппаратуры.

    Содержание музыкальных произведений может быть самым разнообразным: веселым, лирическим, торжественным, героичес­ким и т.д. Для сопровождения упражнений музыка скорбного, меланхолического, упаднического характера не рекомендуется, так как отрицательно влияет на эмоциональное состояние занимаю­щихся. Не рекомендуется использовать также большие по объему и сложные по содержанию произведения. Наиболее приемлемы для сопровождения движений песни и мелодии танцевального характера.

    Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению - умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

    Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.

    Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям.

    Музыкальное поддержание урока - дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы воспитанник ни делал, упражнение или танец, я избираю предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения.

    Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю.

    Само собой разумеется, что музыка должна избираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.

    На своем опыте я убедилась, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена "в унисон" с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш, полька, вальс и другие.

    Еще нужно учитывать, что дети дошкольного и младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей увлекаются всем сказочным, волшебным. И поэтому я играю мелодии из сказок, мультфильмов, так как они более близки и понятны ребенку.

    Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений.

    В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

    Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.

    Следовательно, в своей работе я стараюсь использовать проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой багаж детей был возможно более полным и разносторонним, мой репертуар ориентирован на исторические стили. Так, например, с классической эпохой дети знакомятся на материале музыки В. Моцарта, Л. Бетховена, романтизм представлен музыкой Ф. Шопена (вальсы, ноктюрны). С русской классикой дети знакомятся на музыке М. Глинки и П. Чайковского (вариации и отрывки из балетов, "Детский альбом", "Времена года"). Советская музыка представлена отрывками из балета К. Хачатуряна "Чипполино", "Детской тетрадью" и "Танцами кукол" Д. Шостаковича. Знакомство с джазом происходит на основе пьес Дж. Гершвина, С. Джоплина, А. Цфасмана, А. Ашкенази, Г. Сасько. На современном танце звучит музыка Р. Паулса, Ю. Саульского, Н. Рота, А. Рыбникова.

    За многие годы работы мною накоплен большой музыкальный багаж. Но для меня очень важно, каждый раз, выбирая музыку, четко и конкретно представлять себе, как то или иное упражнение будет "ложиться" на музыку. Музыкальное сопровождение на деле всегда должно помогать танцевать.

    Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками "preparations " - подготовки к упражнению. Чтобы дети не делали его "промахивая", как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания - завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или "домината" и "тоника" относительно тональности произведения.

    Бесспорно, все исполнение музыки на занятиях должно быть профессионально.

    Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходила в библиотеки музыкальных школ, перелистывала большой объем нотной литературы и переписывала в тетрадь то, что мне подходило для работы. С течением времени нотных сборников, пособий, собственных тетрадок, накопилось много, ведь концертмейстер ведет музыкальное сопровождение разных жанров хореографического искусства. Тратится много времени во время занятий на поиск нужных фрагментов из произведений.

    Педагогические функции концертмейстера

    В обязанности концертмейстера входит участие в решении образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе хореографии невозможно без верного помощника педагога - концертмейстера, обязательно присутствующего на всех занятиях и репетициях. Кто, как не концертмейстер разовьет у воспитанников музыкально-ритмические навыки, не привьет им музыкально-эстетический вкус.

    Мною составлено приложение с играми, упражнениями и занятиями для развития музыкально-ритмических навыков у детей, занимающихся на уроках хореографии, список произведений для прослушивания.

    Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное. Хореография неотделима от музыки - она без музыки не существует.

    I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.

    Музыкально-ритмические движения - вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:

    • · обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
    • · усвоение музыкальных знаний;
    • · формирование умений подчинять движения музыке.

    Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную - концертмейстер.

    Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для музыкального развития детей через игровую деятельность.

    Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку. Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4, 3/4, 4/4. Что такое ритм, мажор, минор…

    Элементы музыкальной грамоты, которые изучаем в игровой форме:

    • · характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный);
    • · понятие темпа;
    • · жанр музыки (марш, песня, танец);
    • · динамические оттенки (тихо, громко);
    • · метроритм;
    • · паузы;
    • · сильные и слабые доли;
    • · музыкальные регистры;
    • · понятие музыкального предложения.

    Упражнения и игры (подробное описание в Приложении )

    Метроритм: прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников; простейших ритмических рисунков по показу педагога; прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 24, 34, 44.

    Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра "Умный платочек".

    Музыкальные регистры: игра "Кто живет в лесу".

    Строение музыкальной фразы: упражнения "Лужа", "Мост", "Снежинки". Акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями, как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и так далее.

    Темп: ходьба и бег в разных темпах; игра "Солнышко и дождик"; игра "День и ночь".

    II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ.

    Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.

    ТАНЕЦ - создание художественного образа под музыку. Получается, что роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.

    У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием изображают что-либо или кого либо из живой природы. Наши воспитанники охотно играют в игру "Угадай, кто я". Далее мы усложняем задачу - нужно передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка, большого медведя… Здесь мне приходиться быстро импровизировать, подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь воспитаннику более точно передать образ, характеры и повадки зверей.

    Бывают у нас и уроки природоведения на занятиях хореографии. Мы с ребятами "идем на прогулку в лес", где определенные танцевальные движения, уже освоенные воспитанниками, обретают другой смысл. Например, "port de bras " (упражнение для рук): дети - это деревья, а руки - веточки, которые колышет ветер. Или, "battements tendus " (упражнение для стопы): тело - дерево, а наши ноги - это мышки, которые выбегают из норок под деревом и убегают обратно. Далее в лесу мы видим различных птиц: маленьких ("pa qu ru " - мелкий бег) и больших с большими крыльями ("pa qu ru " с руками).

    И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие.

    Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, развить воображение, научить выдумке и сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий, переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.

    III. Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.

    Это происходит через нетрадиционную форму занятия - интеграцию ИЗОдеятельности и музыки - "О чем рассказала музыка". Во время исполнения музыкального произведения воспитанники рисуют картину-ассоциацию, которая возникла после прослушивания музыки. Здесь уже он учиться слышать характер музыкального произведения, его настроение. Итог - выставка рисунков.

    Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнение, рисование, невольно обращают внимание на сопровождающую эту деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии. Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый минимальный слушательский опыт. Дальше мы отходим от рисунка и, слушая музыку, пытаемся рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой образ. Еще сложнее - показать этот художественный образ в движении, имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление, развитие, кульминация, заключение.

    Задача занятий - воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

    В журнале "Музыкальная палитра" я нашла уже готовое, очень интересное занятие для воспитанников младшего возраста "Непослушные башмачки" музыкального руководителя и учителя музыки Центра образования №1679 г. Москвы Т.Э. Тютюнниковой, кандидата искусствоведения, лауреата педагогической премии "Грант Москва". Провела подобное занятие в своем коллективе - результат был замечательный.

    Примечательно то, что в представлении вместе с детьми принимал участие и хореограф, поскольку это способствует психологическому раскрепощению воспитанников. По мнению Т.Э. Тютюнниковой, руководитель своим участием дает детям образец творческого поведения, подсказывая им, что от них хотят и ждут. "Надо отчетливо понимать, что дети, воспитанные в рамках авторитарной педагогики "делай, как я тебе скажу", крайне недоверчиво относятся к разрешению взрослых "делай, как ты хочешь". Поэтому пример взрослого, включающегося в творческое исследование движения и не боящегося упасть на пол по сюжету сказки, лучше всяких слов убедит детей в позволительности играть и веселиться по ходу занятия". аккомпанемент хореограф концертмейстер

    В ходе игр, двигаясь под музыку, воспитанники учатся ощущать построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.

    Рисуем…музыку!

    Людмила Валерьевна Зымалева, художник-график,

    член Профессионального Союза Художников, член ТОРН,

    преподаватель худ.графа МПГУ,

    учитель НОЧУ СОШ «Москвич»,

    преподаватель творческой мастерской «Скоморохи»,

    Не секрет, что изобразительная деятельность представляет огромный интерес для детей разного возраста, а уроки изобразительного искусства содержат в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития ребенка. И то, что мир изобразительного искусства тесно связан с миром музыки и литературы, тоже далеко не новость. Стоит только вспомнить о том, что многие художники так же писали стихи или музыку: яркий пример, Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис, который одновременно был признанным художником, музыкантом и композитором, а так же проявлял себя и в мире поэзии.

    Интегрированные уроки и занятия пробуждают интерес к предмету, снимают напряженность, неуверенность, помогают сознательному усвоению материала, тем самым, обеспечивая формирование творческих способностей учащихся, так как позволяют вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. Но если связь с литературой в студиях и школах довольно сильно выражена через выполнение иллюстраций, то интеграция с музыкой зачастую либо поверхностна, либо отсутствует. Распространено музыкальное сопровождение занятий: во многих программах по изобразительному искусству, например, в программе Б.М. Неменского в моменты практической и самостоятельной работы детей рекомендуется негромко включать приятную классическую или иную инструментальную музыку (лучше без слов – так как слова воспринимаются как дополнительная информация, и особенно, если они незнакомы, невольно заставляют сосредотачивать на них внимание). Сочинения композиторов, в которых передается шум дождя, ритм шагающих ножек, голос птиц или просто эмоциональное состояние не только обогатят сенсорный опыт ребенка, но и создадут у детей приятное настроение, помогут сосредоточиться на задании, вызовут желание выполнять его. Музыка великих русских и зарубежных композиторов: Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, народные русские мотивы и народные мотивы разных стран мира (Англии, Шотландии, Китая, Японии и др.), как нельзя лучше дополняют урок изобразительного искусства, а так же повышают музыкальную любознательность ребенка. Нередко ребята просят переписать им кассету или диск, или рассказать, где можно их приобрести и слушают музыку дома.

    Сопровождение уроков музыкой, использование музыки как фона для создания определенного настроения, безусловно, полезно, но полноценной интеграцией не является. Если говорить о настоящей полноправной взаимной связи мира изобразительного искусства с музыкой, то музыке рекомендуется посвящать отдельные темы, например, «Я рисую музыку» — создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки.

    Нарисовать… музыку… Звучит как оксюморон. Как нарисовать то, чего не видно?! И тут как никогда остро встает вопрос о развитии абстрактного мышления.

    Стоит ли говорить, о том, что способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку? Любое творчество требует абстрактного мышления – манипуляции с символами. Без абстрактного мышления невозможно представить развитие науки и искусства. Некоторые люди склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет – это является опасным заблуждением. Абстрактное мышление можно и нужно развивать (кстати, как и музыкальный слух), зародыши его имеются у каждого ребенка, но без должного развития они зачахнут так же, как и растения без воды и света. Играм и упражнениям, позволяющим эффективно развивать абстрактное мышление, посвящено множество разнообразных учебных пособий, его развитием занимаются в детских садах, студиях и кружках.

    Элементы развития абстрактного мышления, претворения его в практический выразительный результат, встречаются на многих уроках рисования, но приходит время осознанно познакомить детей с максимально реализованными возможностями абстрактного мышления в сфере изобразительного искусства – с направлением которое так и называется «абстракционизм».

    Сознательное знакомство с абстракционизмом редко встречается на уроках в студиях, садах или общеобразовательной школе в начальных классах. Абстракционизм, как нечто сложное для восприятия и неоднозначное для осмысления стараются либо вообще не изучать, либо знакомят с ним уже в средней и старшей школе на уроках мировой художественной культуры, считая, что дети, в возрасте до 12 лет, что называется «не доросли» до такой темы.

    В итоге, как показывает практика, результат получается обратный ожидаемому. Дети, которые «доросли» без опыта восприятия сначала стилизации, затем абстрактных форм творчества, в лучшем случае относятся к абстракционизму с недоумением, в худшем — воспринимают с издевкой. Начинаются негативно-иронические высказывания: «Я такое каля-маля в 5 лет рисовал», «Наверное, это картины пациентов сумасшедшего дома» и прочее. Такова природа человека – все непознанное, непривычное, зачастую вызывает отторжение, то, непонятное, что кажется опасным – страх и ненависть, а то, что не представляет явной угрозы – насмешку. Такое поведение, к сожалению, встречается и у многих взрослых людей.

    Но дети, особенно дошкольники и ученики начальных классов, имеют перед взрослыми одно большое преимущество – у них еще почти нет «заштампованности» мышления. И предложение нарисовать «портрет музыки» или «дружбы» не вызывает у них ступора, а тем более насмешки.

    То, что какие-то понятия, чувства, взаимоотношения, природные физические явления (добро, дружба, любовь, ветер, звук и пр.) невидимые глазу, можно сделать зримыми с помощью творческой фантазии, становится для ребенка одновременно и откровением, и является знакомым ему с детства умением рисовать «волшебное».

    Что же использует художник, чтоб зритель сразу понял – перед ним картина, изображающая понятие, явление, то, что существует, но то, что не имеет зримого образа?

    Абстракционизм (от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в начале 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов ; скульптура – на комбинациях объёмных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

    Ребята в возрасте от 6 до 8 лет естественно воспринимают стилистику абстракционизма. Пятна, линии, узоры – все это живо интересует юного художника, он так или иначе сам обращается к этим формам в своем творчестве, он пока еще лишен или почти лишен распространенного взрослого недоверия к «простому». И вот ребенок узнает, что у музыки есть… настроение! А некоторые дети уже знакомы с такой характеристикой по беседам на музыкальных занятиях. Далее учитель беседует с ребятами о том, какие бывают цветовые ассоциации с разными видами настроения, например, красный цвет может означать активность, силу; зеленый – спокойствие; красный и желтый вместе – веселье.

    Но не только цвет может помочь нарисовать «портрет музыки», но и формы. Учитель спрашивает, если звучит медленная тихая мелодия, то можно ли изобразить ее короткими ритмичными черными полосками? Ребята отвечают, что нельзя и предлагают свои варианты, например, можно нарисовать длинные волнистые голубые линии, кто-то из учеников даже показывает руками движения – ассоциации продолжаются в иной плоскости — пластической!

    Какая бездна чистого, свободного вдохновения открывается перед человеком, который знаком с языком ассоциаций, поэзией абстракции! Он может выразить одну и ту же тему в музыке, изобразительном искусстве, слове, танце! Вряд ли найдется человек, который откажется обладать такой возможностью, но для этого, необходимо расширять рамки восприятия с самого детства — для современного культурного человека красота и смысловое наполнение абстракционизма, должно быть само собой разумеющимся фактом, а не отвлеченным «абстрактным понятием».

    Практический совет:

    Для рисования музыки у самых маленьких можно взять два-три контрастных музыкальных произведения: тихое, нежное/громкое, веселое/бурное, напряженное. Для 30-40-ти минутного занятия необходимо «расширить репертуар». Вот моя любимая подборка классики, которая не раз чудесным образом служила натурой для рисования своего портрета:

    • Бетховен. «Лунная соната».
    • Чайковский. «Вальс цветов».
    • Вивальди. «Летняя гроза».
    • Бах. Ария «Воздух».
    • Римский-Корсаков. «Полет шмеля».
    • Мендельсон. «Свадебный марш».

    Ученику можно предложить четко разделить лист на части, соответствующие количеству музыкальных произведений, но предпочтительнее строить композицию на основе взаимодействия музыкальных произведений, т.е. рисовать так, чтоб музыка «переходила из одной в другую, общалась друг с другом».

    Учитель может рисовать произведения одновременно с детьми (при этом, не поощряя копирование своей работы), наглядно поясняя, как именно можно применять для создания «портрета музыки» выразительные средства абстракционизма: пятна, линии, геометрические фигуры.

    Завершенный вариант учительских пояснений

    Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

    Еще интересно:

    Посмотрите также:

    3D-картина "Зима"
    Еще одна работа в номинации "Золотые руки" от Ольги из Балаково - чудесная объемная картина. "Мен...

    доклад на тему:

    доклад на тему:

    Особенности музыкального сопровождения уроков классического танца.

    подготовила преподаватель: насырова с. м.

    Музыкальное сопровождение уроков классического танца является довольно сложным видом аккомпанемента. Основу материала учебных заданий здесь составляют танцевальные движения, представляющие собой элементы сценических форм танца. Овладение способностью аккомпанировать видам движений предполагает, конечно, длительный опыт вхождения музыканта в эту профессию, глубокое знакомство с искусством танца. Взаимоотношения музыки и движений на уроках хореографии выстраиваются достаточно свободно, но строго регламентируются. Сложность аккомпанемента состоит в том, что целью музыкально-хореографического единства является не только синхронность исполнения, но и взаимодействие материала. Поэтому уровень специальной подготовки концертмейстера должен быть высоким. На долю концертмейстеров выпадают подчас такие сложные художественные задачи и такие большие эмоционально-физические нагрузки, с которыми успешно справиться оказывается не под силу даже очень профессиональному музыканту. Творческая атмосфера в хореографическом коллективе не позволяет ему ограничиваться формальным отношением к своим обязанностям.

    Все мы прекрасно знаем о том, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Искусство танца без музыки существовать не может. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы-хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие.

    Музыка является неотъемлемой частью танца и нельзя ее рассматривать только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Первоначальная задача музыканта-аккомпаниатора – разучивание и накопление репертуара. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной комбинации соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов связывать действие и движение с музыкой. Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи. Руководитель не должен требовать от концертмейстера изменения указанного в нотах темпа, нюансов, переставлять части музыкального произведения, добавлять аккорды для перехода от одной мелодии к другой. Музыку нужно исполнять так, как ее написал композитор.

    В детских коллективах музыка должна быть доступной и понятной по содержанию и форме. Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях.

    Концертмейстеру, работающему вместе с педагогом-хореографом, необходимо творчески подходить к уроку, умело подбирать музыкальную литературу. Урок, например, классического танца представляет собой своего рода калейдоскоп, мозаику хореографических комбинаций, разных по характеру, технологии исполнения и видам. В течение урока концертмейстер исполняет до 40-50 музыкальных построений простой двух-трехчастной безрепризной или репризной формы. С музыкальной точки зрения, сюитный принцип построения наиболее близок данной композиционной структуре. Многоплановость пластического материала, контрастность сопоставления характеров хореографических комбинаций и этюдов могут быть подчеркнуты разнообразием тональностей, метрики, ритмических рисунков, интонаций, фактур аккомпанемента. Более того, общая композиционная схема урока позволяет выстроить определенную динамически направленную и замкнутую форму, кульминацией которой является, как правило, Большое Adagio на середине, а оживленный по темпу раздел Allegro – финальной частью. Результатом работы по подбору произведений для открытого показа, исполнения на экзамене или класс-концерте должна стать выстроенная и единая по стилю сюитно-дивертисментная музыкальная композиция. Тональный план, круг интонаций, сопоставление метроритмических структур, темповой план ее необходимо продумать и выверить. Такая сюита может быть собранной из произведений одного или ряда близких по стилевому направлению композиторов. Чаще всего это представители романтического направления, авторы театральной оперной и балетной музыки, такие как П. Чайковский, А. Глазунов, Л. Делиб, А. Адан, Ж. Бизе, Ш. Гуно, Дж. Мейербер и другие. Помимо хрестоматий, концертмейстер в своих репертуарных поисках может обращаться к балетным, оркестровым, вокальным и фортепианным произведениям, музыке опер, оперным дивертисментам. Как правило, работа по созданию композиции совершается в тесном творческом контакте с педагогом-хореографом, и выстроенная форма отражает совместный результат усилий сотрудничества.

    Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна тоже соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений. Например, plie, demi plie, grands plie (фр.) – это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или battements tendus (battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Если, например, battements fondu исполняется в одной композиции с battements frappe, то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, напевный при исполнении battements fondu и резкий, отрывистый при исполнении battements frappe.

    В качестве основного музыкального материала для аккомпанемента заключительным частям урока исполняется танцевальная музыка различных композиторов: фрагменты балетов или фортепианных, симфонических, вокальных произведений. Частое использование именно репертуарных произведений, по всей видимости, объясняется тем, что музыка балетов обладает определенной аурой сцены – восприятие ее связанно с целым комплексом театральных атрибутов: свет, декорации, костюмы, аплодирующая публика, ощущение приподнятого настроения и т. д. все это вместе создает определенный настрой и атмосферу танца. Часто в качестве учебных заданий педагоги предлагают для изучения конкретный материал произведений хореографического репертуара. Очевидно, что наиболее подходящим аккомпанементом здесь может быть исполнение соответствующих фрагментов балетной музыки. Поэтому концертмейстеру балета необходимо изучить максимальное количество репертуарных музыкальных фрагментов и быть готовым исполнить их на уроке. В том случае, когда концертмейстер хорошо знает хореографию классического наследия, он может взять музыку цитируемого произведения самостоятельно, без подсказки педагога.

    Константин Сергеев, художественный руководитель хореографического училища им. А. Я. Вагановой, так говорит о работе концертмейстера в хореографическом классе: «Профессия концертмейстера балета, прежде всего своей специфичностью, совокупностью различных сторон исполнительских умений и навыков. Тут нужно, с одной стороны, хорошо разбираться в художественной природе и жанровой основе искусства балета, любить его, с другой – в совершенстве владеть инструментом, бегло читать с листа балетный клавир, и даже партитуру и еще уметь импровизировать на фортепиано. Именно совместные всестороннее и комплексное освоение всех аспектов концертмейстерской деятельности специалистами музыки и хореографии наиболее верный путь к успеху». Концертмейстеров именно хореографии в нашем регионе не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике. Работа начинающего концертмейстера хореографии делится на две части: освоение музыкального материала, связанного с преподаванием той или иной дисциплины и ее хореографической специфики. Освоение музыкальной специфики основы предмета возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства.

    Во-первых, необходимо владеть танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала проигрывать отрывок для отработки того или иного движения. В-третьих, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, нужно четко сознавать, что пианист не является самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно, что и как делают пальцы, как работает педаль, что в данный момент делают дети, что требует педагог, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т. д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс. Во время исполнения необходимо учитывать и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

    Музыкальное оформление прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Весь урок классического танца строится на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой. Именно музыка, хорошо подобранная, позволяет с первого урока избегнуть формального подхода к самым простым упражнениям. Музыкальное поддержание урока – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Но, чтобы воспитанник ни делал, упражнение или танец, нужно избирать предельно ясные мелодии, особенно на первых этапах обучения. Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» – подготовки к упражнению. Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения. Бесспорно, все исполнение музыки на занятиях должно быть профессионально. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.

    По мере возрастания своего мастерства концертмейстер становится все более активным и гибким участником музыкально-хореографического ансамбля. Аккомпанируя, он стремится создать максимально благоприятные музыкальные условия для учащихся, однако, конечно же, результат всегда достигается объединенными усилиями всех его участников – и музыканта, и танцовщиков. Поэтому важнейшей целью совместной творческой работы педагога и концертмейстера, наряду с выполнением других профессиональных задач обучения, является воспитание чувства ритма и музыкальности. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был другом и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов. Сотрудничество музыканта-аккомпаниатора и педагога, их взаимопонимание и профессионализм создадут плодотворные условия для достижения этих целей.

    Литература:

    1. Шабалина Т. Л. «Профессиональный рост концертмейстера хореографии». Обобщение педагогического опыта. – Кирово-Чепецк, 2006

    2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца». Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – Санкт-Петербург, 2001.

    3. Безуглая Г. А. «Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром». – Санкт-Петербург, 2005

    4. Ревская Н. Музыкальное оформление уроков классического танца». – Санкт –Петербург, 2004

    5. Безуглая Г. А. «Фортепианный аккомпанемент уроку классического танца: музыкальное сопровождение прыжков и танцевальных движений на пуантах». Вестник академии русского балета № 11. – Санкт-Петербург, 2002.

    Возможно это вас заинтересует:

    1. Открытое мероприятие « В ритме танца» Цель мероприятия - воспитание разносторонне развитой личности на основе интеграции различных видов хореографического искусства; поддержка, развитие и оказание помощи... Урок по литературному чтению