Вероника Гришина
Статья «Ознакомление дошкольников с социокультурными ценностями народов Поволжья»
Развитие общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками посредством ознакомления с социокультуными ценностями народов Поволжья .
Воспитатель МБДОУ детский сад №166 г. о. Самара
Вероника Константиновна Гришина.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций.
В концепции модернизации российского образования большое значение придается региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры , как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребенка.
Процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.
На сегодняшний день задачей патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране, к культурному наследию своего народа , к природе родного края. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам к их родителям, соседям и к другим людям) .
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.
Детский сад посещают различные представители народов Поволжья . Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д. Детский сад – это поликультурный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду . На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа , доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов . Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа . Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время , поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «Край ты мой, любимый!» в детском саду № 166 г. о. Самара. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья .
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов , Поволжья . Задачи формирования представлений о народах решаются во всех видах детской деятельности : образовательной, совместно с педагогам, самостоятельной – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, расширяют кругозор. Но в условиях ДОУ возникает ряд трудностей :
Малое обеспечение развивающей среды : отсутствие материала по культурному наследию народов Поволжья .
- недостаточно развитое принятие национальных особенностей со стороны представителей России других национальностей друг друга.
В своей работе по формированию представлений о народах и национальностях Российской Федерации я учитываю возрастные особенности детей дошкольного возраста , а именно, - их эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Организую совместную деятельность, с детьми опираясь на традиции народов Поволжья , их богатую фольклорную культуру.
Приобщение детей к традиционной культуре народов Поволжья способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу , жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим.
Работа ведется по следующим Направлениям :
Приобретение опыта ролевого поведения в народных играх
Фольклорные праздники
Создание коллекционных альбомов
В качестве развивающей среды выступает музей этнокультур народов Поволжья .
Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, полтора года назад в одном из помещений детского сада создали мини-музей, который изначально получил название «Русская изба» . Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар.
Эту печку мы сделали переносной и часто используем для декорации на праздниках, так же как и заказанный к сказке баннер с изображением Родной природы.
Однако, по ходу сбора материалов пришли к пониманию того, что насущно необходимо ознакомление дошкольника не только с культурой русского народа , но и этнокультурой народов Поволжья . Поэтому наш музей на сегодняшний день получил название в соответствии со своим содержанием «Музей – этнокультур народов Поволжья » .
Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества , созданные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа . Издревле в них ярко отражались образы людей быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Различные версии игр встречаются в традициях разных народов . Перекликаются правила игры, изменяются названия, но смысл остается одним и тем же. Различный подбор народных игр объединяется по тематике в фольклорные праздники. Каждый фольклорный праздник несет в себе огромный потенциал и свою особенную колоритную энергетику.
В ходе реализации проекта в нашем саду силами детей, родителей и педагогов собирались коллекционные альбомы этнокультур народов Поволжья . Каждая группа собирала материал по определенной национальности. Так у нас получилось 5 альбомов этнокультур : русских, татар, чувашей, мордвы, башкир.
В эти альбомы вошли материалы, связанные с национальными традициями, бытом и укладом жизни, особенностями праздников, национальными видами игр, национальной кухней.
Альбомы находятся в прямом доступе для детей в музее этнокультур. По мере необходимости воспитатели могут воспользоваться материалом в любых видах деятельности.
Работа по коллекционированию продолжается, каждая группа обустраивает модели национальных изб.
Эффективность и практическая значимость работы по ознакомлению с народным фольклором .
Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа .
Знакомство с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью .
Развитие активного общения детей.
Речевое развитие детей.
Воспитание любви к культуре своего народа .
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества , родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Так как Россия многонациональная страна и наш детский сад посещают дети разных национальностей, хотелось бы в следующем году провести фольклорные праздники народов Поволжья
Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»
Актуальность
Конституция Российской Федерации гласит :
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов , чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» , можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности , сочетающей в себе системные знания в области различных культур , стремление и готовность к межкультурному диалогу . Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту .
Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья .
Задачи :
Сформировать у детей представления о народах , живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) ;
Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники , игры;
Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта , народный костюм , игрушка, музыкальные инструменты;
Формирование у детей толерантное , доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
Освоить народные игры Поволжья ;
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям , традициям , фольклору и национальным костюмам народов Поволжья ;
Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.
Основные направления работы :
Работа с родителями.
Диагностика.
Мероприятия :
Анкета (Ноябрь 1неделя)
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » (Ноябрь 2 неделя) ;
Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя) ;
Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры » (Декабрь 2 неделя) ;
Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя) ;
Участвуют в досугах (Январь 3 неделя) ;
Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя) ;
Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя) ;
Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя) ;
Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя) ;
Создают фото-газету (Март 2 неделя) ;
Участвуют в досугах (Март 1 неделя) ;
Работа с детьми.
1. Беседа о народах Поволжья ;
2. НОД «Какие народы живут в России » ?
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья .
4. Ознакомление со сказками народов Поволжья .
5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.
7. Оформление национального уголка в группе.
8. Национальные праздники (мини-фестиваль) .
9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку» .
10. Мир национального орнамента.
11. Разучивание стихов, песен, закличек.
12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья .
13. Традиционное чаепитие .
14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы» .
15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья .
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :
Систематичность;
Наглядность;
Учет возрастных особенностей .
Партнеры педагогического проекта :
Школьный музей;
Родители;
Библиотека.
Средства диагностики.
Анкетирование родителей.
1. Что такое народные традиции ? Что можно к ним отнести?
2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья »?
3. Какие народные праздники , обряды, обычаи, игры Вы знаете?
4. Какие существуют традиции в Вашей семье ?
5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре ?
6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?
7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья ?
8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?
9. Играете ли Вы дома в народные игры ?
10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.
Круглый стол с родителями.
Беседы с детьми.
Наблюдение.
Перспективы дальнейшего развития проекта .
Оформление фотоальбома.
Оформление виртуальной экскурсии в музей.
Национальный театр.
Список использованных источников :
Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры » .
Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.
Конституция Российской Федерации.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».
Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)
(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .
Вид проекта : групповой .
Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .
Тип проекта : информационно-творческий.
По продолжительности : средней продолжительности .
Сроки работы : февраль - апрель.
Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .
Актуальность :
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.
Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .
Задачи проекта :
Задачи проектируемого процесса на детей :
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .
Задачи проектируемого процесса на родителей :
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .
1. Беседа о народах Поволжья .
2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)
5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)
7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .
Слушание песни на татарском языке в записи.
Подвижная игра «Куры и лисица» .
Традиционное чаепитие.
8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)
Беседа о чувашском народе и его культуре
Слушание песни на чувашском языке
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »
Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»
9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)
Беседа о мордовском народе и его культуре
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »
Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»
Мордовский народный фольклор (считалки)
10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.
Технологическая карта
Направления разви
тия детей Образователь
ная область Вид деятельности Формы организа
Социально-коммуни
кативное Социализация
Коммуникация
Труд Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Трудовая
Продуктивная
Речевая СОД
Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;
Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;
Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;
Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;
Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;
Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;
Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;
Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;
Знакомство с блюдами народной кухни ;
Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём
Познавательное Познание Познавательная
Исследовательская
Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах
Исследование характерных особенностей национальных костюмах
Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.
Художественно-эсте
тическое Художественное творчество
Музыка Изобразительная
Продуктивная
Музыкальная
Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;
Раскраски «Матрёшка» ;
Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;
Лепка «Подкова» ;
Лепка «Чайная пара» ;
Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;
Музыкальный фольклор
Речевое Чтение художественной литературы
Коммуникация Читательская
Коммуникация
Познавательная НОД
ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;
Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;
Физическое Здоровье
Физкультура
Безопасность Двигательная
Познавательная
Исследовательская
коммуникативная НОД
Рср -Утренняя гимнастика;
Индивидуальная работа на развитие основных движений;
П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»
«Мышеловка» , «У медведя во бору»
Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;
Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;
Предполагаемый результат проекта .
Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»
Конспект НОД «Жители Поволжья » .
Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .
Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».
Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .
Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .
Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального
руководителя.
Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.
Задачи проекта:
1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.
2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы
Музыка
- Социализация
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
План реализации проекта:
Создание ситуации для мотивации начала проекта.
Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.
Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.
Ожидаемый результат:
Предполагаемый результат:
1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.
2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.
3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;
4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Презентация проекта:
1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».
2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».
3. «Волжское подворье».
4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.
5. Выставка детских работ по теме.
Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».
Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок:
Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок:
Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок:
Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий:
Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.
Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети:
Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок:
Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок:
Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий:
Ох, и частушки ваши хороши!
Дети:
Теперь мы спляшем от души!
Ребенок: Русская пляска удалью веселой,
Стоять на месте не велит!
Отбивает дробь задорный каблучок
Руки так и просятся сами на бочок.
Девочки - лебедушки плывут величаво,
Парни присядку исполняют - браво.
Эх подгорка моя, подгорушка
Потанцуй-ка со мной, моя душечка!
Русский танец «Подгорка»
Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.
Мальчик: Исэнмесез!
Саумисыз!
Так по-татарски значит «Здравствуйте!»
На Волге живет
И татарский народ
И на славу угощают.
Девочка: Своих детишеклюбят, берегут
Колыбельныепесни для них поют.
«Колыбельная песня» (на татарском языке).
Девочка: Любят ребята из Татарстана
Петь,веселиться, плясать.
А сегодня приглашаем вас
Немного поиграть!
Ведущий: Игра называется«Буги урын»,
Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)
Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.
Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!
У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!
Ребенок: Мы не зря спешим к вам
Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.
Ребенок: Бодрый, зажигательный,
Ну, просто, замечательный.
А для танца из цветочков
Мы давно сплели веночки.
«Украинский танец»
Ребенок: Голубка прилетела
В мой цветущий сад.
Голубкасизокрылая
Тебе я очень рад.
С тобой, моя голубка,
Не будем мыскучать,
А будем вместевесело
Петь и танцевать!
Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко
Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.
Ребенок: Гутен морген!
Доброе утро!
Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!
Немецкая песня «С добрымутром».
Ребенок:
Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак ввинчивает взгляд,
Точнофары у машины
У нее глаза горят.
Уступаюей дорогу
Повстречавшисьу ворот,
Неужелипрямо в лапы.
Мышкак кошке попадет?
Немецкая игра «Кошки - мышки».
Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.
Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.
Ребенок:
Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!
Ведущий: Крепко за руки беритесь,
В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.
Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».
Альбом «Волжское подворье».
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
В моей группе создана такая предметно- пространственная среда, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа. Дети знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре народов Поволжья проходит во всех режимных моментах и НОД.
В нашем ДОУ созданы условия для более углубленного ознакомления детей с мордовским народным творчеством: специальное помещение отведено под «Мордовскую избу», где дошкольники встречаются с бабушкой и дедушкой в национальных костюмах, могут покачать люльку, познакомиться с посудой и вещами старины