И даже не для гостей столицы. Краткий обзор закрытых от публики памятников архитектуры

«Новая газета» совместно с общественным движением «Архнадзор» подготовила путеводитель по историческим местам, которых нет ни в одном туристическом гиде. Не потому что они не заслуживают этого (еще как заслуживают), а по причине банальной и прозаической — «простым смертным» эти памятники архитектуры недоступны. Они или находятся в ведении государства, или принадлежат частным собственникам — на территорию проникнуть не получится. Надеемся, наш список станет действенным обращением к правительству Москвы, ведь историческим наследием должны иметь возможность восхищаться не только избранные «категории населения».

Московский Кремль (включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО)

До Октябрьской революции Кремль был открыт для свободного посещения, нужно было только взять бесплатный билет в дворцовой конторе. Потом Кремль стал правительственной резиденцией и вход в него закрыли. Лишь по пропуску Совнаркома или ВЦИК можно было попасть внутрь. За это время снесли несколько старинных сооружений, по преимуществу монастырей, некоторые древние постройки были подвергнуты переделке. К 1955 году, когда Никита Хрущев вновь сделал Кремль открытым для посещения (правда, лишь частично), территория исторического памятника существенно сократилась.

Многие объекты по-прежнему остаются недоступными для туристов. Согласно информации на официальном сайте Кремля (http://tours.kremlin.ru), они «отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность президента России». Это Теремной дворец, Сенат, Большой Кремлевский дворец. Увидеть их позволяет виртуальная экскурсия на этом же сайте: можно в панорамном режиме посмотреть практически все помещения Кремля, включая кабинет президента, Гербовый зал, Теремной дворец и Грановитую палату.

Посетить закрытые для простых граждан места вживую предлагает фирма «Эксклюзив», обещая открыть все «тайные двери» за 5 тысяч рублей. Однако информация об этих экскурсиях нашлась лишь на сайте по продаже купонов на скидки.

Здание ФСБ

Здание построено в 1898 году архитектором А.В. Ивановым. Изначально оно принадлежало страховому обществу «Россия» и сдавалось под квартиры и торговые помещения. Под охранительные структуры дом был отведен в 1919 году: сначала там сидел Центральный аппарат ВЧК, потом НКВД, ГПУ, КГБ и, наконец, ФСБ. Исторический фасад можно наблюдать с улицы; вход внутрь, естественно, закрыт для посторонних посетителей. Фотографировать здание с улицы или фотографироваться на его фоне, впрочем, никто не запрещает.

Палаты Хованских (середина XVIII в.)

Ул. Большая Лубянка, 17

Основная часть здания была построена в XVII веке, еще две небольшие палаты — веком позже. Дом принадлежал старинному боярскому роду Хованских. Его известным представителем является князь Иван Андреевич, начальник Стрелецкого приказа и руководитель восстания в Москве 1682 года.

В настоящее время со стороны улицы Большой Лубянки палаты заслонены трехэтажным домом, на первом этаже которого располагаются лавка с православной литературой и магазин икон. Старинное здание можно увидеть из внутреннего дворика, скрытого за воротами. В обоих магазинах имеются ведущие в него служебные выходы, однако пользоваться ими может только персонал.

Дом Орлова-Денисова с двумя боковыми флигелями (XVIII в.)

Ул. Большая Лубянка, 14

Усадьба выделяется благодаря вычурному стилю барокко. Здание относится к середине XVIII века, во время Отечественной войны 1812 года оно принадлежало графу Ростопчину (Растопчину). Описание усадьбы можно найти в романе Льва Толстого «Война и мир».

Сейчас вход в усадьбу закрыт, она находится в аварийном состоянии. И никем не реставрируется. Даже подходить близко к ней опасно: может обрушиться кусок фасада. Сфотографировать здание удалось, только предъявив журналистское удостоверение.

Ансамбль Подворья Макарьевского Желтоводского монастыря (XVII — начало XX вв.)

Ул. Большая Лубянка, 16

Палаты относятся к ансамблю Макарьевского Желтоводского монастыря XVII века. Около года назад они были отреставрированы без восстановления внешнего вида с целью приспособления их внутренней площади под офисные и жилые помещения. Проход во внутренний двор преграждают закрытые красные ворота. Поговорив по домофону с охранником, удалось выяснить только то, что он «не может рассказать, что там находится, так как это вне его компетенции».

Дворец боярина Троекурова, палаты (XVI—XVII вв.)

Георгиевский переулок, 4

Палатами в XVII веке владел боярин Иван Борисович Троекуров, князь и глава Стрелецкого приказа. В его доме часто бывал сам Пётр I, благоволивший хозяину за то, что тот встал на сторону будущего императора во время его борьбы за власть с царевной Софьей.

Палаты также часто называют дворцом, поскольку они являются примером новой дворцовой архитектуры, пришедшей в то время на смену традиционному палатному строительству. Дом Троекурова был одним из самых высоких гражданских зданий в Москве времен Петра. Если первые два этажа относятся к середине XVII века, то третий, с антифалдой и сводами, украшенными в стиле барокко, был пристроен в конце столетия, в 1690 году. При этом нижний этаж здания (подклет) белокаменный и выполнен еще в XVI веке.

После смерти боярина, сменив несколько владельцев, в XIX веке здание использовалось Московским мещанским обществом как гостиница «Лондон». К XX столетию оно успело сильно обветшать и после частичной реставрации, с 50-х годов по 80-е, здесь находился Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Во внутреннем дворе Государственной думы палаты оказались в 1994 году, и с тех пор здание недоступно не только для посещения, но даже для осмотра с улицы, так как находится на закрытой охраняемой территории. Доступ к нему имеют только депутаты Госдумы. В то же время памятник находится в аварийном состоянии и требует реставрации.

Палаты подворья Пафнутиево-Боровского монастыря (середина XVII в. Перемещены из владения подворья Боровского Пафнутиевского монастыря, Никольский пер., д. 5)

Ипатьевский переулок, 10

Здание относится к XVII веку, но перестраивалось в XIX и XX веках. Изначально оно находилось в Юшковом переулке, в дореволюционное время использовалось как гостиница. Однако в 60-е годы XX века палаты оказались под угрозой сноса, и в 1968 году, под руководством историков и реставраторов, здание было отрезано от фундамента и перенесено в Ипатьевский переулок. Оно переместилось во двор дома номер 12, который также является памятником культурного наследия — палатами иконописца Симона Ушакова XVII века.

После переноса здание оказалось заброшенным и сейчас находится в аварийном состоянии. Доступа во двор нет, палат не видно даже частично и со стороны переулка.

Городская усадьба Трубецких—Щукиных (сер. XVIII в. — нач. XX в. Главный дом с флигелем, 1740-е гг., кон. XVIII в., 1850-е гг., 1907—1912 гг., гражданский инженер Л.Н. Кекушев)

Большой Знаменский переулок, 8

Дом мецената Сергея Щукина относится к середине XVIII века и является памятником культуры федерального значения. Изначально принадлежал ротмистру Николаю Шаховскому, среди его последующих владельцев — прадед Лермонтова, А.Е. Столыпин, князь и обер-прокурор Василий Хованский. В 1808 году дом достался семье Трубецких, с 1882 года им владел Сергей Щукин. Сначала он здесь жил, а с 1909 по 1917 год в перестроенном здании располагался созданный им Музей французской живописи (в 1911 г. в доме останавливался Андре Матисс и специально для этого особняка написал панно «Танец»). В 1920-е годы здесь был Музей западноевропейского искусства и фарфора.

В настоящее время дом находится в ведении Министерства обороны и, по сведениям «Архнадзора», при Сердюкове использовался как резиденция министра (). Доступ внутрь, естественно, закрыт. Некоторое время назад здание нельзя было увидеть даже с улицы, так как был перекрыт Большой Знаменский переулок, между улицами Знаменкой и Волхонкой. Сейчас переулок вновь открыли, однако фотографировать на всей территории, прилегающей к министерству, запрещено. Заснять не удастся не только дом Щукина, но даже лавочку перед ним. Фотографа, конечно, не схватят, но на выходе (на обоих концах переулка по-прежнему установлены ворота с охраной) попросят удалить фотографии.

Фанагорийские казармы (Почтовый двор. 2-я половина XVIII — начало XIX вв. Ограда начала XIX в.)

Ул. Бауманская, 61

Казармы построены в 50-х годах XVIII века по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Постройка в стиле барокко предназначалась для размещения резиденции московского департамента правительствующего Сената. По этой причине казармы также называют Сенатским домом. Свое имя казармы получили в честь Фанагорийского Суворовского полка, который расквартировался здесь в 1910 году. После Октябрьской революции казармы остались в распоряжении военного ведомства. Начиная с 30-х годов XX века по 2006 год в них располагалась Военно-химическая академия.

Сейчас здание отведено Министерству обороны и находится на его закрытой территории, соответственно, доступ в казармы закрыт. В 2012 году, без согласования с Мосгорнаследием, началась их реконструкция. Все, что могут увидеть с улицы туристы и прохожие, — строительный мусор, который периодически выносится за ограду. Внутрь же не пускают даже сотрудников департамента культурного наследия.

Екатерининский дворец (1772—1776 гг., архитекторы Д. Кваренги, А. Ринальди, Ф. Кампорези. Парк дворца с прудами, каналами и памятниками архитектуры XVIII в.)

1-й Краснокурсантский проезд, 3/5

Дворец построен в конце XVIII века по указу Екатерины II на месте деревянных дворцов Анненгоф императрицы Анны. Его принято считать одним из выдающихся памятников архитектуры классицизма. Тем не менее после смерти Екатерины дворец, не приглянувшийся взошедшему на трон Павлу I, был превращен в казармы Московского гарнизонного полка. Во время Отечественной войны 1812 года он был разрушен французами и восстановлен лишь спустя 11 лет. Дворец переименовали в Московский кадетский корпус, в служебных корпусах также позже размещалось Алексеевское военное училище.

В год Октябрьской революции здание некоторое время обороняли кадеты, некоторых из них потом расстреляли в соседних Лефортовских казармах. Через 20 лет после восстания во дворце разместилась Военная академия бронетанковых войск.

Сейчас во дворце Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ. По словам дежурного на входе, попасть внутрь можно, «только имея письменное разрешение руководства».

Власти Москвы три года назад изъявляли желание начать переговоры с Минобороны о передаче памятника культуры. Дальше этого намерения дело не продвинулось.

Усадьба Черткова (XVIII—XIX вв.)

Ул. Мясницкая, 7

Усадьба является памятником архитектуры конца XVII века. Была построена для потомка ордынского хана царевича Ивана. Среди следующих владельцев были Алексей Долгорукий, старинный дворянский род Салтыковых, и, наконец, в 1831 году дом купил губернский предводитель дворянства А.Г. Чертков. В доме бывали писатели и литераторы — Гоголь, Жуковский, Загоскин, Данилевский, Лев Толстой. Дом также прославился своей библиотекой, которую собрал сын Черткова. Ею пользовался, например, К.Э. Циолковский. С 1871 года Чертковская библиотека стала собственностью Москвы и была свободной для посещения.

После Черткова дом перешел во владения князей Гагариных, затем купчихи Обидиной, которая сдавала дом в аренду, в том числе Московскому архитектурному обществу и охотничьему клубу.

Дом особенно интересен тем, что его залы были оформлены в разных стилях. Однако после Октябрьской революции дом был разграблен. После реставрации в нем работал Клуб красных директоров под руководством Дзержинского. При клубе были открыты курсы математики, физики, экономики. Вместе с клубом здание получило название Дома инженеров.

Сейчас дом находится в частной собственности и доступ в него закрыт.

Городская усадьба Морозова (ХIХ в.)

Подсосенский переулок, 21

Эклектичное по стилю здание было построено в 1878—1879 годах по проектам зодчих Д.Н. Чичагова и Ф.О. Шехтеля. Интерьеры, которые расписал Врубель, выполнены в различных стилях — египетском, готическом, в стиле модерн. Кроме того, в доме находилась старообрядческая молельня. Особняк принадлежал купцам Морозовым, именно здесь хранились уникальные коллекции Викулы Елисеевича, включая фарфор, серебро, иконы. Для икон в 1914 году архитектор И.Е. Бондаренко пристроил к особняку еще три залы с верхним светом.

В 1918 году особняк захватили латышские стрелки, уничтожившие значительную часть экспонатов коллекций. Тем не менее большевиками в особняке был открыт Музей старины (впрочем, только до 1929 года).

В настоящее время особняк закрыт для публичного доступа и полностью занят Российским общественным фондом инвалидов военной службы. При этом здание находится под присмотром Мосгорнаследия и дважды в год, 18 апреля и 18 мая, в День музеев, открывает свои двери для экскурсий. Проход во двор — свободный, через арку.

Особняк Арсения Морозова (ансамбль, 1895—1899 гг., арх. В.А. Мазырин — жилой дом с росписью в интерьере)

Ул. Воздвиженка, 16

Особняк, построенный в 1895—1899 годах XIV века архитектором Виктором Мазыриным по заказу миллионера Арсения Морозова, относится к архитектурной эклектике с элементами стиля модерн. Он выделяется тем, что, по задумке хозяина, повторяет стиль дворца Пена в Синтре, построенного в середине XIX века и увиденного купцом Морозовым во время его путешествия по Португалии. По возвращении на родину он выстроил себе дом-замок, который сразу стал предметом критики и насмешек. Впрочем, хозяин «дома с ракушками» прожил в нем всего 9 лет и умер после того, как на спор прострелил себе ногу и получил заражение крови.

После революции дом побывал штаб-квартирой анархистов, зданием театра Пролеткульта, посольства Японии, редакции газеты «Британский союзник», посольства Индии и, наконец, Домом дружбы народов, когда оказался в ведении Союза советских обществ дружбы и культурных связей с народами зарубежных стран.

В настоящее время особняк официально называется Домом приемов Правительства Российской Федерации и используется для различных правительственных мероприятий, встреч, дипломатических переговоров и конференций.

Особняк Саввы Морозова (конец XIX в., арх. Ф.О. Шехтель)

Ул. Спиридоновка, 17

Особняк построен в 1894—1898 годах архитектором Федором Осиповичем Шехтелем по заказу мецената и предпринимателя Саввы Тимофеевича Морозова, очарованного готическим английским стилем. Неудивительно, что дом напоминает замок: высокие резные своды, башенки, арки.

После революции 1905 года и самоубийства хозяина дом, записанный на вдову Морозова, был продан (в 1909 году) заводчику М.П. Рябушинскому. По словам вдовы, в нем по-прежнему обитал дух мецената, передвигавший предметы в его комнате. Новый хозяин прожил в особняке недолго: до тех пор, пока в 1918 году не эмигрировал вместе с семьей за границу, забрав с собой почти всю мебель и посуду.

В 1920-е годы здание превратилось в детский дом для сирот из Бухарской Республики, потом стал собственностью Народного комиссариата иностранных дел. До 1938 года в нем, собственно, жил нарком Литвинов, пока особняк не назначили Домом приемов. В этом статусе, сохранившемся и в постсоветское время, дом успел пережить многолетние реставрации и произошедший в 1995 году пожар.

В настоящее время в доме располагается приемная Министерства иностранных дел РФ, и он закрыт для москвичей и туристов. Несколько лет назад он попадал в список для посещения в День музеев, но теперь даже в это время в особняк попасть нельзя.

Усадьба фон Рекк (2-я пол. XIX в.)

Ул. Пятницкая, 64

В 2012 году Дом со львами (как еще называют усадьбу) передали Министерству энергетики, которое и должно привести его в надлежащий вид. Сейчас же величественный блекло-голубой дом ютится рядом с кафе-суши, которое скорее подходит для автотрассы, а не для исторического, да еще и замоскворецкого центра. Пройти на территорию дома нельзя. Охраны нет, но дом огорожен. Мы пытались пробраться со стороны Малой Ордынки, но и тут не вышло.

На территории налоговой инспекции в заборе есть щель, через которую теоретически можно проникнуть, но сверху наблюдает камера слежения. Интересно, что дом Рекк (а он назван по имени купеческой жены Минны фон Рекк) еще в 80-х годах прошлого века стал памятником федерального значения. В 90-е и нулевые в доме устраивали официальные торжества.

Городская усадьба Клаповской (конец XVIII в. — начало XIX в. с палатами XVII в. В интерьерах росписи, начало XIX в.)

Ул. Гончарная, 16

На тихой московской улочке, которая ведет прямо к высотке на Котельнической набережной, своей красотой поражает усадьба Клаповской XIX века — здание в стиле московского ампира, обнесенное забором. Оно и дом Тутолмина выделяются из окружения зданий, возведенных купцами-старообрядцами, которых несильно заботила архитектура.

Пройти на территорию усадьбы не представляется возможным; мы уверенно звоним в домофон, установленный около въездных ворот, говорим, что хотели бы осмотреть усадьбу, и ищем музей; нам отвечают, что здесь находятся только офисы.

Сегодня бывшую городскую усадьбу Клаповской занимает компания ЛИГ «Сафинат», которая отреставрировала здание внутри и снаружи, восстановила интерьеры, росписи потолка, живописные лепные плафоны. Туристы могут осмотреть усадьбу лишь два раза в год — 18 апреля и 18 мая.

Городская усадьба фон Дервиза (конец XIX — начало ХХ вв.)

Ул. Садовая-Черногрязская, 6

Грозное сооружение за семью печатями находится недалеко от метро «Красные Ворота». Подобраться к нему невозможно ни со стороны главной улицы, ни со стороны двора: окружено высоким забором.

Только краешком глаза в дыру в заборе можно подсмотреть, что за ним творится. Если обойти дом со стороны Хомутовского тупика, то можно даже разглядеть кусочек самого дома, под крышей которого, на стенах здания, построенного в готическом стиле, выбиты инициалы первого владельца усадьбы, сына миллионера, Сергея Павловича фон Дервиза.

Забором здание обнесли уже при новом хозяине — потомственном дворянине Зубалове. После событий 1905 года Зубалов захотел уединения, и самый вид Москвы, видимо, стал противен ему, поэтому вокруг своего дома он возвел высокую каменную ограду.

Сегодня территория усадьбы принадлежит одному из ФГУПов Роскосмоса, и вход туда разрешен только работникам, фото делать запрещено, но мы знаем, что внутри сохранились потрясающие интерьеры: великолепные гобелены, витражи, резьба по дереву, росписи потолков, золоченая лепнина, скульптуры.

Церковь Рождества в Бутырской Стрелецкой слободе (1682—1684 гг.)

Ул. Бутырская, 56

С Бутырской улицы видна только колокольня — красивая, недавно отреставрированная, белоснежная. В церковной лавке спрашиваем, как пройти к храму. Продавец звонит кому-то по телефону и вызывает к нам. Приходит человек и ведет в здание бизнес-центра, на охране говорит: «Свои». Мы проходим дальше, попадаем в запущенный двор, весь в стройматериалах и руинах. «Вот и храм», — наш сопровождающий указывает на массивную кирпичную коробку.

Храм действует с 2006 года. Службы здесь символические: иконы бумажные, на месте настоящего алтаря сейчас входная дверь, в самом храме — и канцелярия, и кухня. Дело в том, что изначально храм образовывал единый архитектурный ансамбль с колокольней, но в 60-х два уникальных исторических объекта разделила махина-фабрика. Архитектурный ансамбль как ядро Бутырской слободы перестал существовать.

Сейчас фабричное здание расформировывается, и его уже разделили между собой арендаторы. Шансов снести эту глыбу нет никаких, потому что слишком много заинтересованных лиц.

Сам храм в советское время служил заводским цехом: производили детали для авиатехники. Отсюда и уродливые совковые пристройки, и наспех вырубленные окна, и три этажа храма (этажи надстроили в «заводской» период храма, чтобы рациональнее использовать пространство, — к чему же им высокие своды?). Фабричный цех съехал из храма окончательно только в 2011 году. Фрески XVII века проступают под зеленой штукатуркой, прямо поверх изображения креста — ровно выведено: «НЕ КУРИТЬ!» Недавно на третьем этаже (к нему ведут металлическая узкая лестница и дверь, раскрашенная голубой краской и белыми облаками, — «рай») восстановили росписи на потолке — этим занималась дипломница из МАРХИ. Нанимали ее на средства прихода. Да и вообще все ремонтные работы лежат на плечах храма. Москомнаследие, как считают здесь, в Бутырках, не заинтересуется проблемой, пока храм не выведут из плачевного состояния, пока не разгребут горы фабричного хлама…

Здесь мы познакомились с Ярославом Игоревичем, студентом-историком, работающим и сторожем, и дворником, и певчим… Он и провел нас по подвалам, запустил «в рай», за небесную дверь с облаками, показал сохранившуюся дверь XVII века, которая сейчас в сыром подвале задвинута металлоломом. Кстати, колокольню отреставрировали на средства частного спонсора, который остался инкогнито.

Палаты (дом) Анны Монс (XVII в.)

Ул. Бауманская, 53, стр. 8

В дом Анны Монс попасть невозможно: он окольцован заводом. Пытались пролезть через парковку, потом во дворе жилого дома забрались на выступ, но оттуда дальше — никак.

Дом Монс в современном городе стал уже домом-призраком: никто не знает о его существовании, а ограждения вокруг него множатся. А ведь он мог бы быть музеем Немецкой слободы. Самое обидное, что и отстроенная громада-завод, спрятавший за собой дом Монс, сейчас — большая и никому не нужная руина.

1721-1730 - Князь Алексей Иванович Троекуров (1693-1740), стольник Петра I, получил дворовое место на 6-й линии в 1721 году . Сооружение каменных палат началось два года спустя и завершилось только в 1730-х годах . Одноэтажный дом на высоких погребах в девять оконных осей и с мезонином в три окна завершался черепичной кровлей. Справа находились ворота, которые вели во двор, простиравшийся до Волжского переулка. Углы и центр главного фасада были выделены рустованными лопатками, простенки обработаны филенками, окна обрамлены фигурными наличниками. Помещения дома располагались анфиладами вдоль главного и дворового фасадов. В центре парадной анфилады находился зал в три окна. В комнатах стояли печи, облицованные синими изразцами. По своей объемно-пространственной композиции дом Троекурова отличается от зданий, построенных в 1720-е годы на набережных Большой Невы и линиях Васильевского острова. Видимо, на его архитектурное решение повлияли образцовые проекты загородных усадеб наФонтанке , разработанные Д. Трезини.

1740-е - После смерти Троекурова дом перешел к его вдове - Екатерине Григорьевне - и дочери - Екатерине Алексеевне , вышедшей замуж за Владимира Семеновича Салтыкова.

Cередина XVIII века - Владельцем участка был майор лейб-гвардии Никита Федорович Соковнин (умер в 1770 г.), при котором ординарцем состоял двадцатилетний А. В. Суворов.

1808 - Дом вместе с хозяйственными постройками был приобретен казной «для жительства вице-губернатора» и служил резиденцией петербургского вице-губернатора, военного генерал-губернатора.

Середина XIX века - Здание передали Министерству финансов, а затем продали частным владельцам.

1868 - Когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской , заново оформили главный фасад в формах эклектики и изменили планировку помещений, сохранив при этом общие габариты здания. Простенки первого этажа были декорированы рустами с фактурной поверхностью, мезонина — парными пилястрами. Наличники окон были дополнены замковыми камнями и гирляндами.

архитектор Н. А. Мясоедов

1871 - Дом приобрел Совет детских приютов для детского Серебряного приюта.

1890-1910-е - Здесь располагался Дом Ведомства учреждений Императрицы Марии, в 1910-х годах - Петроградский совет детских приютов Ведомства учреждений Императрицы Марии. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.

После Октябрьской революции здесь устроили жилые квартиры.

1968-1969 - Здание, которое является редким образцом петербургского жилого дома периода раннего барокко, было реставрировано. Работы велись архитекторами И. А. Бартеневым, Б. Н. Федоровым, В. А. Бутми и М. Н. Микишатьевым. Историко-архивные исследования были проведены М. В. Иогансен. Этот памятник служит продолжением уникального комплекса зданий XVIII века — церкви Трех Святителей Вселенских , собора Святого Апостола Андрея Первозванного и Андреевского рынка. Дом представляет собой уникальный образец «обывательской» застройки Васильевского острова начала XVIII века.

архитекторы И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров, В. А. Бутми, М. Н. Микишатьев

Начало 2000-х - В доме размещается предприятие «Биотехномед».

Февраль 2009 - Капитальный ремонт с приспособлением под гостиницу объекта культурного наследия регионального значения «Дом А. И. Троекурова» .Общая площадь: 914 кв.м. Объект общегражданского назначения, введенный в эксплуатацию в январе 2009 года

Застройщик: АНО ДПО «Эдукацентр плюс»

Гостиничный комплекс на 6-ой линии В.О.

Реконструкция памятника истории и культуры - дома Троекурова - с размещении в здании гостиницы и кафе. Рабочий проект. Функции генерального проектировщика. Согласование в КГИОП и КГА. Авторский надзор. Сдан в эксплуатацию в 2008 году.


Объект к продаже: Особняк «Дом Троекурова» на Васильевском острове

Год постройки: 1730 г.
Год реконструкции: 2010 г.
Цокольный этаж: осуществленная реконструкция дома Алексея Троекурова предполагает отведение цокольного этажа здания для организации предприятия общественного питания. В соответствии с таким назначением помещения цокольного этажа проектировались для оптимального размещения всех необходимых хозяйственных узлов и оборудования. В цокольном этаже также располагаются помещения инженерного обеспечения здания: помещение главного распределительного щита и водомерный узел. Доставка необходимых продуктов и необходимого оборудования и инвентаря осуществляется с внутреннего двора. Для этого предусмотрено загрузочное окно в одном из подсобных помещений. Связь с другими этажами осуществляется по главной лестнице.
1,2 этаж: Помещения на первом и втором этажах могут быть использованы для размещения представительского офиса крупной компании, медицинского центра или мини-гостиницы с конференц-залом.

Удивительно, как дожил до наших дней этот одноэтажный особняк - бесценный образец каменных строений Петровской эпохи. Можно сказать, первый типовой проект для нашего города. По этому зданию можно судить, как выглядели улицы Петербурга в середине XVIII века, застроенные «образцовыми домами».



История дома Троекурова

Дом был построен в 30-е годы XVIII столетия для купца Алексея Ивановича Троекурова - стольника Петра I. (Это он доставил в Сергиев Посад царевне Софье требование ее шестнадцатилетнего брата «удалиться ей из Кремля, в, Новодевичий монастырь».)

Авторство дома приписывается выдающемуся зодчему и архитектору той эпохи Доменико Трезини. Центральная часть одноэтажного дома слегка выступает вперед (здесь был небольшой зал). Над ней располагается мезонин. Окна дома украшены фигурными рельефами. Здание выкрашено в два цвета. Несмотря на большое количество перестроек в XVIII - XX веках основные объемы и пропорции дома сохранились до нашего времени без существенных изменений.

По мнению некоторых экспертов, дом Троекурова - это вторая каменная постройка Санкт-Петербурга (первым был Меншиковский дворец).



Владельцы дома Троекурова

Особняк сменил множество хозяев. Им владели принц Штерке, генерал-лейтнант Соковин, графиня Салтыкова, статский советник Курбатов. В разное время здесь размещались и высокопривилегированный детский приют «Серебряный», а затем - Петроградский совет детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии. Потом были коммуналки и годы ветшания.

В 1969 году по проекту группы реставраторов во главе с архитектором И. А. Бартеневым и искусствоведом М. В. Иогансеном в доме Троекурова были проведены реставрационные работы, которые приблизили отделку фасадов здания к первозданному виду. Правда, изначально кровля была более крутая и покрыта черепицей. 




Говорят, что первородный фасад каменных палат, сохранивший следы декора, был покрыт двадцатисантиметровым (!) слоем штукатуре
ки.

Теперь, когда дом возрожден и обрел почта первоначальный облик, ему нужен мудрый и просвещенный хозяин. То есть хозяин у него уже есть…

В доме Троекурова разместился учебно-гостиничный комплекс с трехзвездочной гостиницей и паркингом на пятьдесят автомобилей. Фасад дома сохранен в историческом виде, но площадь здания увеличилась в несколько раз. Гостиница стала одной из самых популярных в Петербурге - она располагается в здании, которое построено в первой половине XVIII века.

Адрес: 16-я линия Васильевского острова, дом 13.


Как найти: станция метро «Василеостровская».
Что рядом: собор Святого Апостола Андрея Первозванного и церковь Трех Святителей.



Владимир Кошевой и Равшана Куркова

22.12.2016 Эвелина Гурецкая

С некоторых пор в Москве все заговорили о каком-то загадочном «Черном русском». Известно даже место его обитания - Дом Спиридонова в центре столицы, куда каждый вечер выстраивается очередь из желающих его найти. Кому-то из оказавшихся в этом таинственном доме, возможно, и придет в голову, что искать его надо в себе.

Александр Сергеевич Пушкин так и не закончил свой роман «Дубровский» , пытаясь отобразить темную сторону русской души во вполне, казалось бы, романтическом произведении. Можно предположить, что именно это больше всего привлекло в «Дубровском» талантливого режиссера-экспериментатора Максима Диденко . Продюсерская компания «Экстатик» собрала в «Черном русском» массу знаменитостей: хореография - модного Евгения Кулагина («Машина Мюллер» в «Гоголь-Центре»), художник по костюмам — Евгения Панфилова Золотая маска» за «Золушку» в «Практике»), художник-постановщик — Мария Трегубова («Золотая маска» за «Алису» в БДТ). В итоге «Черный русский» стал модным событием, которое театральные критики единодушно окрестили «перформансом» . Создатели назвали его «иммерсивным спектаклем-триллером по мотивам неоконченного романа А.С.Пушкина «Дубровский». Еще одно определение подобных постановок - квест, или интерактивный спектакль, которые в просторечье именуют «спектаклями -бродилками». Этот жанр зародился в Британии в 2000 году: зритель ходит за актерами, наблюдая за их игрой в разных театральных локациях, а порой и сам оказывается вовлеченным в действо. В России они появились не так давно, но становятся все популярнее. Среди первопроходцев - Театр Маяковского с «Декалогом» , «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, да и «Гоголь-Центр» эту форму уже опробовал. Но «Черный русский», похоже, стремится затмить все до него существовавшее. Средства в него явно вложены немалые.

Искушенный театрал вряд сюда придет, а если и придет, то с предубеждением: «Все понятно, взяли беспроигрышный вариант, «наше все», переиначили его на свой лад, забыв о первоисточнике. Главное, и не придерешься: написали ведь "по мотивам"» . А прийти стоит, хотя бы ради того, чтобы понять, как коммерческий театр ищет новые формы, соперничая с привычными антрепризами.

Сцена из спектакля

Дом Спиридонова на время стал Домом Троекурова. Парадный подъезд с красной дорожкой, массивной дверью и еловым лапником каждому пришедшему дает почувствовать: он среди избранных. Учитывая цены на билеты, сюда и впрямь приходят «избранные». Уже в передней - атмосфера тайны, буквально разлитая в воздухе: девушки с набеленными лицами в одеждах то ли монахинь, то ли тайных прислужниц; открытый гроб со встроенным зеркалом. Звучат поминальные молитвы. Всем раздают маски: лисы, оленя и совы. Выбирать не приходится. Маска здесь - твоя судьба. «В этом доме нельзя предсказать, куда вас заведет судьба и собственное любопытство». К тому же за масками не разглядеть лиц, хотя знаменитостей здесь немало - побывать на «Черном русском» считает своим долгом весь столичный бомонд. В сопровождении тех же существ в черном публика сначала перемещается в буфет. Интерьеры и здесь, и во всех иных пространствах выдержаны в черных тонах, равно как и закуски, предлагаемые к водочке: черный хлеб, черная кровяная колбаса, и даже блины почти черного цвета. Вспоминая сюжет пушкинского романа, понимаешь, что ты на поминках почившего Андрея Гавриловича Дубровского, отца главного героя. С этого момента и начинается само действо.

Те же персонажи в черном выводят за собой публику, сортируя ее по маскам. Тут и понимаешь, что у каждой маски свой путь. Одни пошли за Машей, другие - за Троекуровым, третьи за Дубровским. «В этом доме запрещено смотреть, однако гости остаются вправе подглядывать» . Мне довелось подглядывать за Дубровским, который появился в какой-то момент в буфете вместе с двойником. Оба одеты в европейские костюмы с красными жилетами. Кто из них Дубровский догадаться было несложно: харизматичный Владимир Кошевой притягивает к себе своей энергетикой. С какой завистью будут многие подглядывать за его избранницами, когда Дубровский-Кошевой выберет из цепочки блуждающих по картонному черному лесу одну из девушек и уединится с ней! И какое счастье, если повезет оказаться одной из них - когда он тебе жарко нашептывает на ухо знакомые пушкинские строки, звучащие по-новому, страстно, и интимно. Но это будет потом...

Владимир Кошевой и Равшана Куркова

Сначала следом за ним начинаются перемещения во времени и пространстве, где смешаются эпизоды из пушкинского романа и арт-хаусные находки режиссера. Где эстетика модерна сосуществует с нашим, исконно русским, народно-хороводными, даже сказочным: непременный карла в дурацком колпаке и полосатых штанах, сеновал и скотный двор с живыми свинками и гусями. Ну, и медведи, разумеется, то есть артисты в медвежьих шкурах. Одного из них Дубровский, он же француз Дефорж в доме Троекурова, завалит выстрелом, а из шкуры вдруг появится обнаженная красотка.

Любопытным рекомендуется придти сюда еще два раза, чтобы «подсмотреть» за Машей и Троекуровым - действие развивается в трех сюжетных линиях. У тех, кто роман Пушкина подзабыл, будут проблемы с восприятием. Ближе к финалу все три линии воссоединятся вокруг крутящегося стола-сцены, блуждающие превратятся, наконец, в обычных зрителей. Все задействованные в представлении артисты уместятся на этом столе. Будет бал под «Гром победы раздавайся» - отставной генерал-аншеф Гаврила Петрович Троекуров частенько напевал эту мелодию. Гостям, то бишь зрителям, поднесут водочки - «За Святую Русь». Следом за балом - финал истории любви детей двух враждующих семейств - Дубровских и Троекуровых. После плясок и хороводов прольется кровь - Маша в подвенечном платье выхватит из кармана крошечный револьвер и первой выстрелит в Дубровского. Потоки крови расплывутся по белоснежному столу и стенам. Такой видит нынешнюю реальность режиссер Диденко: замуж девушка предпочтет по доброй воле выйти за богатого князя Верейского, а не за нищего, хотя и любимого разбойника Дубровского. А его решится убить, чтобы душу не бередить: «нет человека - нет проблемы». Пушкин, помнится, Дубровского оставил в живых. Но времена меняются. Вот и в Маше проявилось нечто от «черного русского». Под монотонный голос диктора: «Всем срочно покинуть здание. Всем срочно покинуть здание» - гости спешно покидают дом.

Сцена из спектакля

Красивые лица и тела актеров, прекрасная хореография, продуманные костюмы, видеоинсталляции на потолке и стенах (над этим работала целая группа художников видеоарта), музыка композитора Ивана Кушнира - все вместе делает это представление по-настоящему зрелищным. И в то же время явно перегруженным элементами разнообразных декораций, смысл которых не всегда понятен. Тот самый случай, когда форма явно превалирует над содержанием, и «за деревьями не увидишь леса». Если у кого-то и появится желание задуматься о глубинных смыслах, которые режиссер Диденко, безусловно, хотел донести, на это просто не хватит времени, так стремительно все меняется. Так что зрители в массе своей воспринимают «Черного русского» как развлечение - не более того. Хотя впечатлений каждый получит вдоволь. Впрочем, именно за впечатлениями в первую очередь люди и ходят в театр.

Кто здесь настоящие герои - так это артисты. Все без исключения. Им приходится выкладываться. Спектакли идут как киносеансы - по три подряд почти каждый вечер. На главные роли приглашены по нескольку исполнителей. Никогда не угадаешь, кто будет Дубровским: Артем Ткаченко, Иван Дель, Станислав Румянцев или Владимир Кошевой. В роли Маши сначала были задействованы две актрисы - Равшана Куркова и Мари Ворожи, но ввели еще и Елену Николаеву. Троекуровых, правда, всего два: Владимир Дель и Андрей Ребенков. Что касается других исполнителей, определить, кто есть кто довольно сложно, даже если перед началом внимательно изучить программку. В которой, кстати, приведена цитата из записной книжки Анны Ахматовой: «Вообще считается, что у Пушкина нет неудач. И все-таки Дубровский - неудача Пушкина. И, Слава Богу, что он его не закончил ». За него «Дубровского» закончил Максим Диденко. По-своему. Но что надо непременно сделать зрителям перед походом на «Черного русского», так это перечитать «Дубровского».

Сцена из спектакля Темы:

А у нас продолжается викторина Золотое руно 2017, и сейчас у нас вопрос - Палаты стольника А.И. Троекурова стали образцом гражданской застройки первой половины XVIII века этого города.

Варианты ответа:
A) Мытищи
B) Москва
C) Санкт-Петербург
D) Кронштадт

Правильный ответ на вопрос - C) Санкт-Петербург

Небольшой каменный дом принадлежал петровскому стольнику А. И. Троекурову. Это единственный сохранившийся на ВО образец гражданской архитектуры первой трети 18 в., построеный на основе “образцового проекта”. Скромное архитектурное убранство характерно для той эпохи. Углы и центральная часть подчеркнуты рустованными лопатками. Окна с фигурными обрамлениями.

Строился дом для стольника Петра I А. И. Троекурова. В 1738 г. владельцем значился “принц Штерке вице-президент”. В середине XVIII в. владельцем стал майор лейб-гвардии Н. Ф. Соковнин. В это время в здании была домовая Введенская церковь. При Соковнине состоял ординарцем двадцатилетний А. В. Суворов.

В 1761 г. дом купил действительный статский советник П. П. Курбатов, а в 1779 г. продал его жене статского секретаря В. А. Матвеева. От наследников Матвеева в 1800-х гг. дом перешел в казну. В нем разместили вице-губернатора Петербурга. Для этого дом перестроил арх. А. А. Михайлов. Позднее здесь располагался военный генерал-губернатор.

В середине XIX в.здание передали Министерству финансов, а затем продали в частные руки. В 1868 г., когда дом принадлежал Е. Н. Блажевской, арх Н. А. Мясоедов заново оформил главный фасад в формах эклектики и изменил планировку помещений, сохранив общие габариты здания.

В 1871 г. здание приобретено для детского “Серебряного приюта”, переехавшего сюда с Гаванской ул. Ведомству приютов здание принадлежало и перед революцией.