Василий Григорьевич Перов — один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске, 23 декабря 1833 года. Окончив курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина, в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые, пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры и написал, между прочим, картину «Распятие» (находится в церкви села Никольского, Арзамасского уезда).

В 1853 году поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и Зарянко. В 1856 году, за представленный в императорской академии художественный этюд головы мальчика, получил малую серебренную медаль.

За этой наградою последовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году — большую серебренную медаль, за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 году — малую золотую медаль, за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 году — большую золотую медаль, за «Проповедь в селе».

Картина французского художника Антуана Ватто (Watteau Antoine 1684-1721) «Савояр с сурком». Размер картины 41 x 33 см, холст, масло. Картина известна также под названиями « » и «Шарманщик с сурком».

Картина изображает мальчика лет двенадцати с простоватым открытым лицом, в скромной одежде, приспособленной к далекому путешествию. Это и понятно. Перед нами один из тех бедных жителей Савойи, которые отправлялись странствовать в надежде на заработок. С ним и средства этого заработка: флейта и ящик, на котором сидит ученый сурок, умеющий гадать, вытаскивая записочки со «счастьем». Ребенок изображен на фоне солнечного, но холодного пейзажа с ярко-синим небом и облетевшими деревьями. И сама тема, и трактовка фигуры на фоне пейзажа навеяны Ватто фламандским искусством. Очень характерен для Антуана Ватто лирический подход к сюжету, внутренняя теплота, с которой он трактует образ. Он умело подчеркивает одиночество мальчика, его бедность. Перед нами глубоко реалистическая картина, написанная с большим живописным мастерством, в выразительной манере.

Первоначально никакой песни не было вообще. Текст, знакомый нам с детства был написан Гете (1749–1832) в 1774 году для пьесы «Ярмарка в Плундерсвайлере» (Jahrmarkt in Plundersweiler), и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792).

Так, появилась песня, которая в русском языке известна как «И мой сурок со мною». Она рассказывает о бедных детях-скитальцах из горной Швейцарии (Савойи), которые, бродяжничество и попрошайничеством, добывали себе средства на пропитание.

Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах, на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами. Выступления часто сопровождались пением под шарманку.

Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за выступлением детей, Гете был настолько очарован их сноровкой, что ввел в пьесу новый персонажкрестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню «Ich komme schon durch manche Land …» (Прошел уже я много стран).

Савояры — дети бедняков из горной Швейцарии (Савойи), которых родители в голодные годы отправляли в богатую Германию бродяжничать и зарабатывать на пропитание, показывая фокусы с дрессированными животными. Некоторые дети доходили даже до Швеции. Именно от лица савояра исполнялась песня Бетховена на стихи Гёте «Сурок». Савояров любили изображать художники, их можно найти на картинах таких живописцев XVIII—XIX веков, как А.Ватто, А. Ван Дейк, В.М.Х.Лейбль, Дж.Э.Фримен, И.Джонсон, К.Е.Маковский.

Цитаты:

В парижский период Перов создает образы обездоленных и угнетённых, стараясь привлечь к ним общественное внимание, вызвать к ним горячее сочувствие. В этом убеждают такие работы, как «Слепой музыкант» — этюд 1863 года к композиции «Уличная сцена в Париже», «Савояр» (1864). Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника и о новых задачах, которые он поставил перед собой. В них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нём социально-типические и индивидуальные черты. <...> В картине «Савояр» Перов развивает ту же тему, изображая бездомного мальчугана, заброшенного в огромный город и предоставленного самому себе. Удачно выбран момент, когда утомлённый ходьбой мальчик заснул, прислонившись к стене большого дома, прижав к себе маленькую обезьянку — единственного друга и помощника в поисках средств для поддержания жизни. Холодный зеленовато-серый фон усиливает впечатление. Картина вызывает щемящее чувство боли за горькую участь детей бедноты.


Перов, Василий. Сцена на могиле. 1859. Третьяковская Галерея, Москва.



Перов, Василий. Проповедь в селе. 1861. Третьяковская Галерея, Москва.



  • Картина нарисована в 1861 году.
  • Холст, масло, 71,5х89 см.
  • Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе», но эскиз не был утвержден за «непристойность изображения духовных лиц».
  • Продолжая работать над этим сюжетом, Перов одновременно подготовил картину «Проповедь в селе». Ее критическое содержание было выражено не столь прямо, и автор удостоился Большой золотой медали и права на заграничную ко-мандировку.
  • Но картину «крестный ход» художник все же написал. Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общест-ва поощрения художеств в Петербурге, картина произвела эффект разорвавшейся бомбы. Ее приказали снять с выстав-ки.
  • Заговорили о том, что как бы Перову вместо Италии не попасть на Соловки. Делались предупреждения и П.М. Третьяко-ву, успевшему приобрести это полотно. Ожидался запрос от синода по поводу покупки «безнравсвенных» полотен. Но все обошлось.
  • На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убо-жество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек..
  • Эффектная деталь – перевернутая икона в руках пьяного старика, одетого в лохмоья. Она подчеркивает степень «лико-вания» празднующих Христово Воскресение.
  • Еще один символ – пасхальное яйцо, раздавленное пьяным священником. Слева от священника изображен дьякон, в попытке спасти яйцо не удержавшийся на ногах и выронивший в грязь молитвенник.


  • Картина нарисована в 1862 году.
  • Холст, масло.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • На картине «Чаепитие в Мытищах» изображен священник, отказывающий в помощи нищему инвалиду, получившему Георгиевский крест во время Крымской войны.
  • Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы.
  • Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Он видел и самодовольно-равнодушного священника, и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине.
  • В этой сцене мы также видим воина калеку с оборванным мальчиком, которых прогоняет молодая служанка. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси.
  • Перов всегда воспринимался современниками, как борец с «продажной» церковью.
  • Антицерковные настроения были необыкновенно характерны для радикально настроенной интеллигенции 1860-х годов.
  • Творчеству Перова присуща социальная критика, осуждение несправедливости, общая бескрасочность, воспринимающаяся сегодня не как недостаток, а как особенность "художественной скорби" эпохи.


  • Картина нарисована в 1863-1864 годах.
  • Холст, масло, 40,5 х 32,2 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах, на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами.
  • Именно эти дети послужили прообразом персонажа пьесы Гете. Наблюдая за выступлением детей, Гете был настолько очарован их сноровкой, что ввел в пьесу новый персонаж - крестьянского мальчика, выступавшего с танцующим сурком под песню "Ich komme schon durch manche Land..." (Прошел уже я много стран). Первоначально никакой песни не было вообще, и лишь спустя некоторое время, специально для этого текста Бетховен написал музыку (1792).
  • Так появилась песня, которая в русском языке известна как "И мой сурок со мною". Она рассказывает о бедных детях-скитальцах из горной Швейцарии (Савойи), которые бродяжничеством и попрошайничеством добывали себе средства на пропитание.
  • Уличные дети и их танцующие зверьки нравились светским дамам, но рассчитывать уличные артисты могли лишь на мелкую монетку, выброшенную из окна.
  • У художников заказывали картины, изображающие савояров.
  • Даже сейчас, по прошествии большого количества времени, в Германии на некоторых блошиных рынках можно найти эти картины.
  • Но жизнь беспризорных детей была жестока. Дети жили на улице, и часто для выживания им приходилось объединяться в банды или бродить с нищими цыганами. Их гнали отовсюду, где бы они ни появлялись - никто не хотел видеть савояров. И дети были вынуждены двигаться дальше. Некоторые дети доходили даже до Швеции.


  • Перов, Василий. Парижские тряпичники. 1864. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.



    Перов, Василий. Парижская шарманщица. 1864. Третьяковская Галерея, Москва.



  • Картина нарисована в 1965 году.
  • Дерево, масло, 31х32 см.
  • Картина хранится в Государственном Русском Музее, Санкт Петербург.
  • Картина исполнена в стилистике «житейского анекдота».
  • Бобыль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестя-гольный, нетяглый, т.е. не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей. В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек.
  • Лирические качества натуры художника В. Перова иногда ускользают при анализе его наследия, заслоняемые другими проблемами, но они неотделимы от его творческой личности и определяют человеческую проникновенность, эмоциональную неотразимость таких работ, как «Гитарист-бобыль».
  • Темы бедности и одиночества появляются у художника еще во время его пенсионерства в Париже. Там же появился у него особый тип картины – однофигурной композиции. «Гитарист-бобыль» в своей образной, пластической и композиционной структуре развивает то, что было найдено в знаменитых «Шарманщике» и «Парижских тряпичниках».
  • Особая пронизывающая выразительность достигается сложнейшей интеллектуально-чувственной художественной организацией, той высотой мастерства, когда кажется, что само пространство наполнено звуками, психологическими токами, ассоциирующимися с тоской и нежностью, безысходностью и покоем, когда наш взгляд поневоле немного задерживается на пальцах, перебирающих струны гитары, на скудном натюрморте, когда «проза» перовского языка переплавляется в поэзию.
  • Картина является показательным примером так называемой «однофигурной композиции», счастливо найденной и освоенной художником в эпоху своих парижских штудий.
  • Картину отличает мягкий юмор, великая наблюдательность, тонкий психологизм.


  • Перов, Василий. Проводы покойника. 1865. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.



    Перов, Василий. Трапеза (Монастырская трапеза). 1865-1876. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург.



  • Холст, масло, 44 х 53,5 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • За картину "Приезд гувернантки в купеческий дом", Перов получил звание академика.
  • Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. "Сам" так торопился встретиться с будущей вос-питательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом хала-те, так и вышел в переднюю.
  • На стене висит портрет "старомодного" купчины - основателя и столпа этого темного царства, которое в новей-шие времена стремится скрыть свою зверскую сущность за благопристойной внешностью.
  • Персонаж в черном наиболее отвратителен. Что за тип купеческий сынок, нетрудно догадаться по его развязной позе и наглому выражению лица. Цинично разглядывает воспитательницу этот будущий "трактирный кутила" и ловелас.
  • В движении рук гувернантки, достающей рекомендательное письмо, сквозят неуверенность и страшная «чуже-родность» этому миру. Более того, в этом жесте уже есть предчувствие своей будущей гибели..
  • Единственное светлое пятно на картине - девочка в розовом платье, к которой, собственно и приглашена гу-вернантка. Вообще, «розовое» в художественном мире Перова обычно указывает на душевную чистоту.
  • Незавидна судьба бедной девушки в циничной, душной атмосфере дома, где зеркала отражают лишь мрак и пустоту, где молодая жизнь может быть измята, как эта исполосованная глубокими складками шаль, что не-брежно брошена, походя, за ненадобностью.


  • Картина нарисована в 1866 году.
  • Холст, масло, 123,5x167,5 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Четыре маленьких несчастных ученика (мастеровых), в страшный мороз и вьюгу везущие в гору огромную кадку воды, одетые не совсем по сезону.
  • Место действия - Москва. На это указывает выплывающий из тумана на заднем плане силуэт Рождественского собора.
  • Икона, обрезанная краем картины, есть не что иное, как еще один раздраженный кивок в сторону официальной Церкви.
  • Монастырскую стену Перов делает безнадежно глухой, лишая ее всяких архитектурных подробностей.
  • Лица детей, выхваченные светом, являются композиционным центром картины - все остальное тонет в мглистом зимнем тумане большого города.
  • Лица искажены страданием и словно несут на себе приговор существующему миропорядку.
  • Работа над картиной была долгой. Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог най-ти модель для центрального персонажа. Он все-таки однажды обнаружил нужного мальчика – тот шел вместе с матерью молиться в храм. Женщина поначалу наотрез отказала художнику, говоря, что он сглазит сына, но по-том согласилась, чтобы тот позировал Перову. А спустя 4 года после создания «Тройки» живописцу довелось вновь встретиться с ней. Она сообщила ему, что Вася умер, и попросила показать картину, на которой он был изображен. Перов отвел ее в галерею Третьякова. Взглянув на картину, женщина воскликнула: "Вот он - как жи-вой! Вот и зубик его сломанный!". Перов и Третьяков оставили ее у картины, а когда вернулись, увидели, что она стоит перед ней на коленях. Перов сделал рисованный портрет Васи и подарил его несчастной матери.


  • Перов, Василий. Чистый понедельник. 1866. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. Утопленница. 1867. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. Последний кабак у заставы. 1868. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. На железной дороге. 1868. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. Портрет Елены Перовой, первой жены художника. 1869. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. Птицелов. 1870. Третьяковская Галерея, Москва.



  • Картина нарисована в 1870 году.
  • Холст, масло.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
  • Лучший из крестьянских портретов-типов Перова - "Странник". В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость.
  • Пребывая, в отличие от монахов, в миру, странник удаляется от него внутренне, поднимаясь над его суетностью и страстями.
  • И потому странничество - это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд»
  • Странник в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Уж очень он оказался практичным человеком, запасшимся на все случаи жизни: и котомкой, и большой жестяной кружкой, и даже зонтом от дождя и зноя. Как говорится, все свое ношу при себе. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой.
  • Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Вместо них - суровый укор.
  • Похоже, что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, а не на церковные догматы.
  • Фигура старика помещена в пространство, заполненное мраком, при полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Он, словно скульптор, формует, моделирует объемы, преодолевая натиск и мрачного фона, и теней, наползающих снизу. Можно сказать, что фигура самого странника - словно столп света, вырывающегося из теневого плена.


  • Перов, Василий. Спящие дети. 1870. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. Рыболов. 1871. Третьяковская Галерея, Москва.



  • Картина нарисована в 1871 году.
  • Холст, масло, 119x183 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Перов не на шутку увлекался охотой, и было бы странно, если бы эта страсть не нашла отражения в его творчестве.
  • Картина «Охотники на привале», очень быстро превратилась в своеобразную «икону» русского охотничьего мира.
  • Охотники настолько увлечены беседой, что даже не замечают уток, летящих у них чуть ли не над головами. Эта психоло-гическая деталь казалась (и кажется) многим записным охотникам совершенно неправдоподобной, но она (вкупе с други-ми) нужна Перову, чтобы подчеркнуть «страшность» истории, которую рассказывает персонаж, изображенный слева.
  • Тревожный пейзаж, написанный на заднем плане картины, несколько «ломает» ее общую интонационную схему, внося в нее беспокойную ноту. По некоторым данным, в написании этого пейзажа принимал участие А. Саврасов, хотя докумен-тально этот факт не подтвержден.
  • На лице юного охотника справа написан восторг, смешанный с простодушным ужасом. Он увлеченно внимает «страшно-му» рассказу, запоминая каждое слово, чтобы потом передать его своим приятелям. Вся его новая, с иголочки, одежда указывает на то, что охота для него - дело новое и, более того, очень «значительное», поскольку является своеобраз-ным знаком наступившей «взрослости».
  • Судя по всему, Перов не испытывал особого влечения к «чистому» натюрморту, но изысканный натюрморт с дичью пока-зывает, что это равнодушие было продиктовано ни в коей мере не слабостью техники, тут на своем месте, все компози-ционно оправданно.
  • Герой, изображенный в центре картины, необыкновенно выразителен. Совершенно ясно, что перед нами человек, прошедший «огонь, воду и медные трубы». Он ни на йоту не верит рассказу новоявленного барона Мюнхгаузена, но с удовольствием участвует в начатой игре, внутренне (да и внешне) подсмеиваясь над наивностью молодого слушателя.


  • Перов, Василий. Портрет драматурга А.Н. Островского. 1871. Третьяковская Галерея, Москва.



    Перов, Василий. Портрет художника А.К. Саврасова. Третьяковская Галерея, Москва.



  • Картина нарисована в 1872 году.
  • Холст, масло, 99x80,5 см.
  • Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
  • Это полотно - вершина Перова-портретиста. Именно образ Достоевского удался художнику более других.
  • Заочное знакомство двух мастеров произошло еще в начале 1860-х годов - тогда Достоевский в своем отчете об академической выставке выделил перовскую «Проповедь в селе». Когда же П. Третьяков попросил писателя позировать художнику, тот практически без раздумий согласился. Это случилось зимой 1871-72 годов, в пору интенсивной работы над «Бесами».
  • Из «Воспоминаний» жены Достоевского, Анны Григорьевны: «Прежде чем начать работу, Перов навещал нас ка-ждый день в течение недели; заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызы-вал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михай-лович имел, когда был погружен в свои художественные мысли».
  • Писатель изображен в три четверти - так, что его глаза смотрят мимо зрителя. эта отрешенная сосредоточен-ность является одной из основных художественных характеристик портрета.
  • Темное пространство фона, из которого словно выхвачена светом фигура писателя, напоминает о рембрандтов-ских приемах письма. Впрочем, достоверно известно лишь то, что, перед тем как приступить к своей портретной серии, Перов копировал в Эрмитаже работы Веласкеса и Ван Дейка.
  • Руки, сцепленные в замок на приподнятом колене, словно отгораживают Достоевского от бытового окружения, выступая границей мира высоких и страстных мыслей.
  • Видавший виды сюртук писателя очень похож на арестантское платье - вероятно, зтим Перов сознательно намекал на каторжное прошлое Достоевского.
  • Один из самых замечательных французских художников начала XVIII века Антуан Ватто нарушил традиции академического искусства и создал новые жанры в живописи. Он писал "галантные празднества", изображая развлечения на лоне природы, концерты, беседы на опушке парков. Писал Ватто и "театральные сцены", иногда переселяя актеров, еще не снявших костюмы и грим, с подмостков в те же парки и заставляя разыгрывать придуманные им самим ситуации. Большой цикл произведений изображает военные будни, как бы увиденные глазами утомленного походной жизнью солдата. Наконец, произведения типа "Савояра", выполненные не без влияния фламандских художников, по-своему продолжают линию бытового жанра французских реалистов XVII века -братьев Лененов.

    "Савояр" - одно из лучших украшений собрания французской живописи в Эрмитаже. Картина останавливает внимание как качеством живописи, так и выразительностью образа мальчика лет двенадцати, с простоватым, открытым лицом. На нем скромная одежда, приспособленная к далекому путешествию. Это один из бедных жителей горной Савойи, отправлявшихся странствовать в надежде на заработок. С ним флейта, ящик и ученый сурок, умеющий "гадать", вытаскивая записочки со "счастьем".

    "Савояр", несмотря на совершенство исполнения, долго считался одним из самых ранних, почти ученических произведений Ватто (1706-1708 гг.). Это мнение обосновывалось тем, что следы воздействия фламандской живописи, заметные в картине, были, якобы, характерны только для раннего периода творчества художника, и, кроме того, принадлежностью "Савояра" и, ныне утраченной, парной ему картины "Пряха" К. Одрану - учителю Ватто. Но эти доказательства легко опровергнуть: фламандские воздействия заметны и в зрелых работах Ватто, а Одран мог получить картины уже после того, как юный художник покинул его мастерскую.

    Настоящая дата написания картины установлена следующим образом: сохранился этюд, на котором, кроме прядущей девушки, изображена головка другой, частично перекрытая фигуркой пряхи. Эта же головка постоянно встречается в произведениях Ватто 1715-1716 годов. Значит, к тому же времени относится и этюд ее, а "перекрывающий" его набросок "Пряхи" естественно не может быть более ранним. Парная к "Пряхе" картина "Савояр" выполнена одновременно с ней, т. е. в период расцвета творчества художника. Вывод этот очень важен, так как обычно считалось, что Ватто обращался к реалистическим бытовым сюжетам лишь в ранние годы творчества, случайно и только подражая фламандским мастерам. Теперь ясно, что в зрелый период он создал ряд рисунков и картин, посвященных реальной жизни и простому человеку и явившихся плодом его наблюдений и размышлений.


    Перов был человеком с большим сердцем, был зрячим и не боялся говорить о том, что видит. Эти качества ему передались от отца –– тобольского прокурора Григория Криденера. За дружбу с ссыльными декабристами, за неподкупную честность Григория Карловича выжили из Тобольска, и целых два года он провёл в поисках места. Чего только не навидалась его семья в этих поездках! Наконец, обосновались под Арзамасом.
    В десять лет Василия отдали в арзамасское уездное училище, где был предмет рисования –– как средство к эстетическому развитию. За то, что умел рисовать чем угодно, даже гусиным пером, его прозвали «Перовым». Так и стало «Перов» второй фамилией будущего художника.
    Через три года он поступил в арзамасскую живописную школу Ступина. Школа была замечательная! Александр Васильевич Ступин «явился первый заводитель дела необыкновенного». Он окончил Академию художеств, никогда не терял с Академией связи, и все, кто учился в его школе, получали разносторонние и обширные знания. Перов стал лучшим его учеником.

    Зависть или что-то иное, но Перов не понравился двум своевольным ученикам. Его принялись донимать, и, не выдержав, он запустил в одного из обидчиков тарелку с горячей кашей. После чего бросил школу и пешком вернулся домой. Ему шел семнадцатый год.
    Дома ходил на охоту, пристрастившись к ней на всю жизнь, ставил силки на птиц. С карандашом и красками не расставался, мечтая о поступлении в Московское Училище живописи. Родители не перечили. Мать поехала с сыном в Москву и устроила на постой к давней своей знакомой –– смотрительнице женского приюта Марье Любимовне.

    Добрейшей души оказалась Марья Любимовна! Василий, поступив в Училище живописи, три года прожил у неё. Отец не мог высылать ему денег, и старушка кормила его на свои скромные средства. Когда наезжало начальство, она прятала своего постояльца под кровать. После смерти Марьи Любимовны, Перова взял к себе на квартиру преподаватель Училища Егор Яковлевич Васильев, улыбчивый и бескорыстный холостяк. Одновременно один из членов Московского Художественного Общества записал Перова на свое имя, чем избавил от платы за обученье.
    Василий ещё усерднее взялся за работу. Далеко за полночь просиживал с карандашом в руке, пытаясь воспроизвести на рисунке мысль, запавшую в голову. Композиция стала любимым его занятием. На лето уезжал домой. Отца уже не было в живых, семья очень нуждалась, но юноша не бросал живопись. Возвращаясь в Москву, был полон волнующих замыслов, пытаясь воплотить их в своих произведениях.

    Общественная обстановка была в те годы напряженной. Все еще существовало крепостное право, и лучшие умы России открыто выступали за его отмену. Перов стал одним из первых среди живописцев, кто осмелился резко и прямо показать последствия социального неравенства. Его картина «Приезд станового» была удостоена Большой серебряной медали, а за картину «Проповедь на селе» художник получил Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В декабре 1862 года Василий Григорьевич выехал в Париж.

    По дороге знакомился с музеями Берлина, Дрездена, бывал в мастерских художников. Но, прежде всего, интересовала жизнь простых людей. Здесь, в Европе, он убедился, бедным жилось нисколько не лучше, чем в России. То и дело на глаза попадались голодные. Одни добывали себе пропитание, таская весь день шарманку, наполняя ее механическими мелодиями городские улицы, другие выступали в дешевых балаганах; а были и просто бродяги, оборванные и грязные.
    Василий Григорьевич написал об этом несколько картин. Самая пронзительная из них –– «Савояр». Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки посылали своих ребятишек в города. На ярмарках, в гостиницах, на шумных торговых улицах мальчики из горной Савойи –– департамента на юго-востоке Франции –– попрошайничали, пели, играли на дудочках или водили на поводке дрессированных сурков, которые умели вынимать из коробки «счастливый билетик» и танцевать. Была даже мода на мальчиков-савояров с сурками. Танцующие зверьки нравились светским дамам, но рассчитывать уличные артисты могли только на мелкую монету, брошенную им из окна.

    Такого мальчика Василий Григорьевич показал в своей картине. Хотелось привлечь общественное внимание к этим обездоленным детям, вызвать сочувствие к ним. Мальчик устал; присел отдохнуть в уголке на каменном парапете, да так и уснул, не выпуская из руки дудку, под которую целыми днями танцует его сурок. Голова мальчика слишком большая для его тела, что говорит о постоянном недоедании. Сурок с выпавшей шерсткой на шее и голове –– тоже от голода –– приткнулся к его плечу.
    Василий Григорьевич не случайно изобразил две эти живые души на фоне холодных городских стен: нищета, горе и голод –– результат равнодушия общества!

    Его тяготила уже европейская жизнь. Написал в Академию художеств: «Увольте от чужих краев! Посвятить себя на изучение страны чужой я нахожу менее полезным, чем по возможности изучить и разработать бесчисленное богатство сюжетов как городской, так и сельской жизни нашего отечества».