Лидия Трифонова

Цель : воспитание нравственно-патриотических чувства к Родине.

Задачи :

1. Познакомить детей с героизмом русских людей в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, любви к Родине, уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

3. Развивать у детей умения эмоционально выражать свои чувства в пластике, слове, пении.

Оборудование : костюмы – военная форма для солдат и девушки-почтальона, костюмы голубей, платье для солистки, красные ленты; атрибуты – письма-треугольники, большой бутафорской конверт, пенек, гармошка; фонограмма – в данной композиции использован следующий музыкальный материал: звуки войны (метроном, выстрелы, взрывы, мелодия «В землянке» К. Я. Листова, «Солдатская пляска» А. Г. Новикова, «Вокализ» В. Толкуновой, песня «Я хочу, чтобы не было больше войны» сл. и муз А. Петряшевой, а также авторские стихи О. Кристесашвили, С. Удаловой и Л. Трифоновой.

Ход мероприятия :

Вдали слышатся звуки стрельбы, выстрелов, бомбежки. Все стихает.

Звучит тихая мелодия «В землянке» фоном.

Выходят три бойца, располагаются на сцене.

Один из них чуть в стороне садится на пенек и играет на гармошке.

Солдаты пишут письма родным.

1-й боец :

Дорогая моя

Вот на фронте уж я.

Уже слышу стрельбу,

Вижу пламя огня.

Храбрость, силушка есть.

Бить врага – это честь.

Можем жизни отдать,

Чтоб страну отстоять!

2-й боец :

Только кончился бой.

Вот пишу тебе, брат.

Много пало людей –

Офицеров, солдат.

И не страшно ничуть,

За победой одной.

Третий солдат грустит, перестает «играть».

Выбегает девушка-почтальон, в руках у нее письмо-треугольник.

Почтальон :

Эй, солдат, не скучай!

Вот, письмо получай.

За конверт попляши

Для меня от души.

Солдатская пляска

(Девушка дразнит солдата письмом, заставляя танцевать. Солдат зовет на помощь боевых товарищей, они танцуют. В конце пляски все замирают. Звучит метроном, а затем вокализ Валентины Толкуновой. На его фоне – голос за кадром.)

Отшумели бои, далеки те года,

Где бойцы за Победу сражались…

Только письма солдат не забыть никогда,

Они в сердце на веки остались.

И сегодня, в наш быстрый компьютерный век

Ветераны те письма читают.

Сквозь огонь и сквозь смерть их пронес человек.

Они жить и сейчас помогают.

Танец почтовых голубей с солдатами .

(Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны», муз. и сл. А. Петряшевой)

В конце танца солдаты выносят большой макет конверта, где с обратной стороны прикреплены несколько подарочных конвертов для ветеранов.

Девочки-голуби и солдаты выстраиваются в центральную «фотографию», выходят два ребенка (мальчик и девочка) младшей группы, встают по обе стороны.

Мальчик :

Да, позади остался страшный час.

Мы о войне узнали лишь из книжек.

Девочка :

Спасибо Вам, мы очень любим вас.

Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Звучит любая празднично-маршевая музыка, дети дарят письма-треугольники с пожеланиями ветеранам.

ВИДЕО с конкурса:

Песни фронтовых дорог


Лекция-концерт


Каждую весну все миролюбивое человечество живет в преддверии светлого праздника – дня Великой Победы. Неимоверно сложно досталась она нашему народу. Этот день мы приближали, как могли и на фронте, и в тылу. И все это время в строю была песня.
Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость...
Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора Александра Александрова "Как вошла в мою жизнь война". Александр Васильевич писал: "Внезапное нападение вероломного врага на нашу советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею,- песни..."

Впервые песня "Священная война" была исполнена 26 июня 1941 года на белорусском вокзале для бойцов, уезжавших на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародились сомнения: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио.
Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня "Священная война", тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них тоже слезы на глазах...
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль "Священную войну".

Звучит песня «Священная война».


Самая знаменитая песня Суркова родилась неожиданно. Собственно, Сурков не писал песню. Он написал письмо в стихах жене. В ноябре 41-го. Написал в землянке, в районе наблюдательного пункта западного фронта, на 2-ом километре Минского шоссе. Слова стали известны его товарищам по перу и по боям. Переписывались от руки, переходили из рук в руки, из уст в уста. Когда, уже вначале 1942-го, в Москве проездом на флот находился композитор Константин Листов, он написал на эти стихи мелодию.

Песня «В землянке».


Иногда во время привалов, когда не было военный действий и бойцы отдыхали, они пели-шутили весёлую песню под гармонь…
Одним из самых ярких символов Великой Отечественной войны является "Катюша" - песня, которую в Красной Армии знал каждый боец. В отличие от большинства военных песен той поры, "Катюша" была создана в предвоенное время и впервые зазвучала в исполнении Валентины Батищевой 27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.
А начиналось всё с нескольких строк стихов, написанных М.В. Исаковским, автором популярных в то время песен: "И кто его знает", "Прощание", "Зелеными просторами", "Любушка" и ряда других. Поэт, по его собственному признанию, не знал, что дальше делать с Катюшей до тех пор, пока судьба не свела его с композитором М.И. Блантером. Композитора настолько поразили "причудливая игра ударений" в стихах Исаковского, что он попросил поэта оставить ему написанные строки, и, как позже вспоминал сам Блантер, с тех пор он "буквально не находил себе места". Всё его воображение было занято "Катюшей” без остатка.В результате поэт провёл не одну бессонную ночь в работе над музыкальным решением композиции, результатом чего стало рождение бессмертной мелодии. Но текста песни ещё не было, поскольку стихотворение не было завершено. В дальнейшем поэт совместно с композитором стали искать дальнейшее песенное решение. Окончательный сюжет песни был определён военной обстановкой того времени: участием советских добровольцев в Гражданской войне в Испании, операцией Красной Армии у озера Хасан и предчувствием надвигающейся бури...
Новое звучание "Катюше" придала Великая Отечественная война: в солдатской среде было сложено множество новых вариантов композиции. Катюша выступала и бойцом с автоматом наперевес, и солдатской подругой, и медсестрой, и даже партизанкой, ходившей "по лесам и сёлам партизанской узкою тропой" с "песенкой веселой, что когда-то пела над рекой".
Именем "Катюша" солдаты прозвали новые реактивные минометы, "песни" которых приводили в ужас фашистов.

Песня «Катюша».


Счастливая судьба у песни «Синий платочек». Эту песню пели многие известные певцы и певицы: Лидия Русланова, Изабелла Юрьева, Вадим Козин. Очень много вариантов этой песни гуляло по дорогам войны – но на слуху у всех остался один вариант. Первые слова «Синего платочка» были написаны поэтом и драматургом Яковом Марковичем Галицким на одну из мелодических импровизаций польского композитора и пианиста джаз-оркестра «Голубой джаз» Ежи Петербургского, гастролирующего в 1939 году в Советском Союзе. Этот вариант получил самую широкую известность и распространение в годы войны, а исполнительницей его стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. Время написания стихов этого фронтового варианта «Синего платочка» - 9 апреля 1942 года. Их автор – литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-ой армии Болховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов (1907-1985г.) В ноябре 1942 года на экране страны вышел фильм режиссера Ю.Слуцкого «Концерт-фронту» и именно в нем прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К.И. Шульженко.

Песня «Синий платочек».


В 1943 году родилась знаменитая "Темная ночь" В. Агатова и Н. Богословского, прозвучавшая в фильме "Два бойца", тотчас ставшая популярной.

Песня «Темная ночь».


Иногда песней становились какие-то эпизоды, встречи, воспоминания фронтовиков. Таков "Случайный вальс" написанный Е. Долматовским и композитором Марком Фрадкиным.

«Случайный вальс».


В минуты передышки меж боями, тогда когда части отводились на переформирование, на солнечной поляне играла фронтовая гармонь, звучала песня " В лесу прифронтовом " М. Исаковского М. Блантера.

Песня «В лесу прифронтовом».


Песня "Огонек". Чем объяснить всеобщую известность этой песни? Прежде всего замечательными стихами Михаила Васильевича Исаковского. Казалось бы, в песне идет разговор о сугубо личных переживаниях молодого паренька, а какая большая патриотическая тема поднимается поэтом!

Все, что было загадано,
В свой исполнится срок,-
Не погаснет без времени
Золотой огонек.

Стихи Исаковского, строки "Огонька" были опубликованы в газете "Правда" 23 апреля 1943 года и словно сами просились в песню. И действительно, многие композиторы сочинили музыку на этот текст. Но случилось так, что "Огонек" получил распространение на музыку неизвестного автора.
В годы войны песню "На позиции девушка..." знали и любили все - и на фронте и в тылу. В своей статье "Советская культура в годы Великой Отечественной войны" Алексей Суриков писал: "Мы не можем забывать, что написанные замечательным поэтом Михаилом Исаковским песни "Ой, туманы мои, растуманы", "В лесу прифронтовом" и особенно "Огонек" в равной мере были близки и солдатам фронта, и партизанам, сражавшимся с врагом по ту сторону фронта, и работникам тыла".

Песня «Огонек».


В 1940 году Политуправление Киевского Особого военного округа заказало ряд музыкальных произведений для своего ансамбля песни и пляски, в результате чего Шведовым и Новиковым была написана сюита в честь Г. И. Котовского, в которую входило 7 песен, одной из которых и была ставшая позже знаменитой "Смуглянка".

Песня «Смуглянка».


Песня "Москвичи" была написана композитором Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова в послевоенном десятилетии.
"... Когда я писал стихи, вспоминает поэт, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Мне хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной..."
Стихи поразили композитора Андрея Эшпая: они удивительно совпадали с тем, что пришлось пережить. Ведь ему также привелось воевать на берегах Вислы. Там погибли близкие его фронтовые друзья, погиб на фронте и старший брат. И уже совсем поразительное совпадение - жили мы на Бронной...
Песня "Москвичи" стала советской классикой. Такая простая и такая глубокая.

Песня «Москвичи».


Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата - ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам - «Алеши».
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, - вспоминает поэт. - Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас всегда кровоточаща.
До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»
Песня "Алеша” - это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой гражданственность сочетается с лирической интонацией.

Песня «Алеша».


В 1968 году стихотворение «Журавли» в переводе Наума Гребнева было напечатано в журнале «Новый мир» и начиналось словами: «Мне кажется порою, что джигиты, с кровавых не пришедшие полей…». Стихотворение «Журавли», напечатанное в журнале, попалось на глаза певцу Марку Бернесу. Сам Бернес в войну никогда не участвовал в боях, но он ездил выступать с концертами на передовую. И особенно ему удавались песни, посвященные войне. Очевидно, что война тоже была его личной темой. Прочитав стихотворение «Журавли», возбуждённый, Бернес позвонил поэту-переводчику Науму Гребневу и сказал, что хочет сделать песню. По телефону, сразу же, обсудили некоторые изменения в тексте будущей песни, и Гребнев заменил в том числе слово «джигиты» на «солдаты». Расул Гамзатов: «Вместе с переводчиком мы сочли пожелания певца справедливыми, и вместо „джигиты" написали „солдаты". Это как бы расширило адрес песни, придало ей общечеловеческое звучание». Со стихами, включающими изменения для будущей песни, певец обратился к Яну Френкелю, с которым до этого много сотрудничал, и попросил сочинить музыку. Сочинить музыку удалось далеко не сразу. Только два месяца спустя, когда композитор написал вступительный вокализ, работа пошла легче. Позднее Ян Френкель вспоминал: «Я тут же позвонил Бернесу. Он сразу же приехал, послушал песню и… расплакался. Он не был человеком сентиментальным, но нередко случалось, что он плакал, когда ему что-либо нравилось».
Звучит песня «Журавли».

«Прощай», «До свидания» - этими словами начиналась долгая дорога войны. На этой дороге взрывались мины, пылали огнём мосты, над нею кружились вражеские самолёты. Шли солдаты в летний зной и зимнюю стужу. Шли на встречу пулям и огню. До самой победы. И про эти дороги Анатолий Новиков и Лев Ошанин написали в 1945 году песню «Эх, дороги». Композитора и поэта волновала тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем и свершившемся, о горечи потерь и о вере в победу. Такая песня могла быть написана только в 1945 году с позиций знания всего, что произошло на войне. И она была написана.

Песня «Дороги».


Вот что рассказывал об обстоятельствах создания песни «Ехал я из Берлина» автор ее слов, поэт Лев Ошанин. «Однажды утром, – рассказывал лев Иванович, – я услышал, что наши части находятся на подступах к Берлину. И ощущение Победы, большой, долгожданной Победы, стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого все впереди. И я увидел этого парня в его счастливом звонком полете домой. И сама собой пришла емкая и гордая строчка – «Ехал я из Берлина».
Эту строчку я носил с собой всюду, никому не рассказывал о ней. А песню не писал, не имел права, пока Победа не стала свершившимся фактом. И когда она пришла, я сразу легко начисто написал песню. Мне показалось, что по характеру «Ехал я из Берлина» наиболее близка солнечной палитре Дунаевского. Мы с ним давно собирались что-нибудь написать. И я отнес песню ему…» Прочитав их, композитор тут же сел за рояль и начал импровизировать. Мелодия родилась сразу, как говорят, «с ходу», и все строки легли, как литые, не пришлось ничего переделывать. Но Дунаевскому потребовался припев, которого у Ошанина не было. Продолжая импровизировать, он проиграл поэту мелодию, которая могла бы им стать.
– По-моему, надо так… Попробуйте на эту мелодию написать слова, – предложил он Ошанину…
Припев написали тут же.

Песня «Ехал я из Берлина».


Песня "День Победы" впервые прозвучала на праздничном "Огоньке", посвященном 30-летию Победы над фашистской Германией. Через несколько дней на телевидение стали приходить письма. Слушатели благодарили за песню.
Газета "Правда" в статье о "Дне Победы" писала:
"Давид Тухманов и Владимир Харитонов создали замечательную песню, песню- поэму о прошлом, которая зовет вперед в будущее. Песню, которая трогает до слез ветеранов и заставляет учащенно биться сердце молодых".
"День Победы" – это песня человечности, это песня подлинной гуманности.

Песня «День победы».


В своих воспоминаниях- мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Баграмян отмечал:
У народа слабого духом не могли родится такие песни: песни – призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира.
...и всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей.

Песня «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Муз. В.Соловьева-Седого, сл. Фатьянова.


Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!

Сегодня мы лишь приоткрыли страницы большой книги песен о Великой Отечественной.
И нам, очень приятно, что благодаря этим песням мы воочию увидели связь поколений.
И пусть накануне праздника Дня Победы - Песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

Литературно - музыкальная композиция «Письма с фронта».
Разработка Москвиной Ольги Николаевны,
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 44 г.
Реж Свердловской обл.
Цели и задачи:
1.воспитывать гражданина, патриота через изучение истории Отечества;
2. формировать уважительное отношение к защитникам Родины, к историческому наследию нашей страны;
3. вызвать чувство гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников;
4. развивать память, речь, художественный вкус и эстетическое восприятие учащихся;
Оборудование: мультимедиа сопровождение, презентация
Сценарий
Звучит песня «Журавли» Я. Френкеля. На её фоне читают
1 слайд
Прошу Вас: храните солдатские письма Они и просты, и порою грустны.В них столько надежды и вечного смысла - Тревожная память людской доброты

9 мая 2015 года вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И это поистине великая дата: 70 лет мы живём под мирным небом.

Мы можем спокойно учиться, работать, отдыхать благодаря тем, кто сумел, превозмогая боль, страх, усталость, голод и холод, отстоять наше право на мир, даже ценой собственной жизни.

С первого дня уходили на фронт от мала до велика, следуя одной великой цели – освобождение Родины. Тогда никто даже предположить не мог, какую страшную цену надо будет заплатить за мир и свободу. Дома ждали и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся.

Единственной ниточкой, соединявшей людей, были вот такие треугольники – письма с фронта, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, и бессонную правду фронтовых голосов.
У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали наши славные воины? О чём они писали в редкие минуты затишья, о чём мечтали?

Когда рвутся бомбы и снаряды, совсем не думают о том, как написать покрасивее, поумнее. Да и писали чаще на коленях, присев где-нибудь в уголке в редкие минуты затишья. Наверное, поэтому они предельно искренни и правдивы.

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
О, письма фронтовые грозных лет –
Бесценней документов в мире нет! (Е. Кирпонос)
(Звучит песня «Письмо отца»)
В сотнях посланий с фронта, из действующей армии, в датах их написания, в названии мест их отправки, в их настроении – отражены все этапы войны, человеческие страдания, страхи, надежды, уверенность в победе.
Слайд 4
Все без исключения личные письма с фронта пронизаны заботой о родных и близких: вопросы о здоровье родителей, жен, детей, о трудоустройстве и благоустройстве, об учебе. Не желая расстраивать близких, солдаты почти не говорили о собственных трудностях, настоящих лишениях и физических страданиях.
(Звучит мелодия песни «Темная ночь» муз. Н. Богословского)

Совсем недавно (случайно!) мы увидели уникальный документ Великой Отечественной войны. Это тетрадь со стихами участника войны Моричева Дмитрия Яковлевича, отца нашей учительницы географии Шаринской Лидии Дмитриевны. В их семье свято хранят эти тетради как память о тех, кто дал жизнь не только им, но и миллионам других людей.

Слайд 5
Дмитрий Яковлевич родился 22 октября 1918 года. Рос шустрым, бойким, сообразительным мальчишкой. Любил математику, много читал, сочинял стихи.
Свою трудовую деятельность начал учителем начальных классов. В школе работал до войны.

Слайд 6
На фронт был призван по демобилизации в 1941 году. По окончании курсов радистов – телеграфистов назначен командиром отделения связи в 562 миномётный полк.

Участвовал в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии. Награждён медалью «За боевые заслуги» и знаком «Отличный миномётчик».

Слайды 7 - 10
А оттуда, с фронта, в редкие минуты затишья, писал своей невесте, Оленьке

Здравствуй, дорогая. Ты чудное созданье!
Здравствуй, сизокрылая моя.
Не знаю, почему так часто вспоминаю
О тебе, хорошая моя.
Я вышел из окопа и присел на бруствер
Ветер дул с восточной стороны,
С той сторонки милой, где живут родные
И где проживал я до войны.
Ветерок восточный, быстро пробегая,
Шевелил соседние кусты.
Шелест тот приятный веток ароматных
Мне твердил, что это шепчешь ты.
Из кутов зелёных весело и нежно
Доносилось пенье соловья.
И под эту песню вспоминал невольно
О тебе, хорошая моя.

И, конечно, письма домой, родным и близким: маме, сестре

Далёк переход. На пути – остановка.
И я карандаш наконец – таки взял.
Сегодня прикинул – и стало неловко:
Давненько, родная, тебе не писал.
Ну, что о себе? Нахожусь я на юге.
Теперь уж не тот я, как раньше, пострел.
Давно я на фронте. Имею заслуги
И званье сержанта. Чуть-чуть постарел.
Мы славно живём. Как положено служим,
Частенько свою вспоминаем страну.
С врагами воюем, с оружием дружим:
Мы с ним начинали и кончим войну
Мы с ним неразлучны, как сжатые руки,
И здесь я воюю под гул батарей
За вас, далеко там живущих в разлуке
И горя хлебнувших седых матерей.
Эх, если б ты видела, милая мама,
Какие у вас, матерей, сыновья.
Ну, это не дети, не парни, а прямо
Мужчины вполне, дорогая моя.
Слайд 12
Когда ехал из Болгарии домой, писал своему другу, с которым вместе, бок о бок, войну прошагали

Мой друг, нельзя забыть те дни,
Когда с тобой мы вместе были,
В условиях войны судьбу
Мы пополам всегда делили
Друг, вспомни грозные деньки
В Сергеевке мы проживали
И сводки совинформбюро
С тобою вместе принимали.
А помнишь в Дачном наш блиндаж?
В него снарядом угодило,
И нас с тобою, милый друг,
Бревном немножко придавило
А Вознесенск Ведь помнишь ты:
С тобой под хатой мы лежали,
Рвались снаряды, а над нами
Осколки с визгом пролетали.
Потом в окоп перебрались,
И нам с тобой не пофартило:
Снаряд взорвался близко так,
Что нас землёю привалило.
Но счастье улыбнулось нам:
Товарищи вмиг прибежали,
Разрыли нас. А то бы мы,
Наверно, там сейчас лежали

Войну закончил в Болгарии в звании сержанта. О войне рассказывать не любил: слишком тяжело и больно было вспоминать. Много потерял товарищей, да и самому нелегко далась победа. Собирался написать поэму о войне.

Слайд 13
После войны продолжил работать в школе. Свадьбу сыграли в 1946 году. Семья была крепкая, дружная, большая (четверо детей народилось). И сейчас дети, внуки и правнуки берегут письма как живую память войны.

Вечно живые в письмах, они знали, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.
(Звучит музыка песни Л. Гурова “ Тишина”)

Память всегда жива! Человек может умереть дважды. Там, на поле боя, когда его догонит пуля, а второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее. Второй раз человек должен жить!

Неугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
О многом рассказывают фронтовые письма, многому учат. Учат тому, как жить и бороться за свое счастье, как трудиться, как беречь свое доброе имя.

Прошу вас, храните солдатские письма.Они и просты, и порою грустны,В них столько надежды и вечного смысла,Прошу вас: храните солдатские письма,Тревожную память людской доброты! М.Львов

ьђЗаголовок 1ьђЗаголовок 2ЭђЗаголовок 315



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами… А.И.Лактионов. Письмо с фронта г.Абакан 1937г. Лесозаводская школа 1. Учитель (в центре) Моричев Дмитрий Яковлевич Моричев Дмитрий ЯковлевичМай 1945 года Давыдова Ольга Петровна, невеста, которой посвящал свои строки Дмитрий Яковлевич Письмо Ольге Петровне Моричев Д.Я. и О.П. Письма с фронта сестре Нине Письмо другу Сергею Гаврину Май 1945 боевые друзья Мы помним!


Приложенные файлы

Для проведения праздничных мероприятий к Дню Победы очень часто требуются концертные программы, которые можно показать на открытых площадках Домов Культуры или сценах парков отдыха, в моменты массовых гуляний по поводу этого замечательного и всеми любимого праздника, в этих случаях, одной из выигрышных идей для сюжетной линии концерта может стать аналогия с с выступлениями фронтовых бригад. Предлагаем один из вариантов с конферансом и играми - Сценарий праздничной программы к 9 Мая «Музыка Победы»

Сценарий праздничной программы к 9 Мая

Торжественное начало программы.

Начало программы лучше сделать торжественно-патриотичным, например, включив блок "Бессмертный полк" из этого , а уже затем перейти к концертному блоку.

Ведущий: Тему нашей концертной программы нам подсказали фронтовые письма. Каждое из фронтовых писем - судьба. За каждой строчкой - большая жизнь. И мы поняли самую простую истину: для всех людей, сотворивших Победу, и тех, кто воевал, и тех, кто работал на Победу, главным был мир.

Ведущая: Вроде бы это и так ясно. Но вспомните, много ли рассказов о ужасах войны довелось Вам услышать от ветеранов? Они ведь не любили вспоминать об этом. Зато вспоминали друзей, и с удовольствием пели песни тех лет. И какие песни!

Ведущий: Да и любимые военные фильмы рассказывают не только о страхе и боли. В них есть место и любви, и настоящей дружбе, и хорошему юмору. А ведь многие из этих кинолент снимали люди, прошедшие сороковые, фронтовые.

Ведущая: Да, в этих фильмах есть всё: и боевое братство, и интернационализм, и любовь к Родине, и вера в победу.

Ведущий: А помните капитана Титаренко, командира поющей эскадрильи? Именно его слова и станут главным лейтмотивом этого концерта.

Ведущая: "Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!"

Ведущий: За годы войны на фронт ушли 45 тысяч артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. В день было до десяти концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.

Ведущая: Слава Богу, наша земля уже много десятилетий не слышит звуков войны, и тем не менее, может быть и нам в этот день стоит вспомнить песни тех лет? Тем более, что все они жизнеутверждающие, и даже веселые. Именно такие, какие нужны на каждом празднике!

Выступление "фронтовой" бригады

Появляется "фронтовая бригада": музыкант, чтец, певец, "конферансье". Специальности условны, каждый артист может быть и чтецом, и певцом, и гармонистом.

Чтец:

Читает стихотворение «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» (Автор В.Лебедев-Кумач)

Звучит переделанная песня Военных корреспондентов

Текст песни

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы не скитались мы в пыли.

С песней и баяном,

А иногда с наганом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

Без глотка, товарищ,

Песню не заваришь,

Так давай по маленькой нальем.

За всех за выступавших,

С армией шагавших,

Выпьем за поющих под огнем!

Как бойцы шагали,

Мы цветов не ждали,

И на сцену, как в последний бой:

С полною отдачей

Справились с задачей,

И еще концерт у нас с тобой.

От ветров и водки

Хрипли наши глотки,

Но мы скажем тем, кто упрекнет:

«С наше покочуйте,

С наше поночуйте,

С наше повоюйте хоть бы год!»

Там, где мы бывали,

Нам сцены не давали.

Без софитов, рампы и кулис

Пусть костюмы - в клочья,

Утром, днем и ночью

Выступали мы всегда на бис!

Так выпьем за победу,

За цирк и оперетту.

А не доживем, мой дорогой,

Новый день настанет

Песню друг затянет,

И помянет ею нас с тобой!

Чтец:

Читает стихотворение «Жди меня, и я вернусь» (Автор К. Симонов)

Песня «Эх, дороги»

Чтец:

Читает отрывок из поэмы «Василий Теркин» от слов: «Чтоб идти в любую драку» до слов: «Или присказки какой». (Автор А. Твардовский)

Фронтовые частушки

Исполняются частушки 41-45 гг, например, вариант ниже.

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье:

Ну, что ж, друзья, поете вы прекрасно.

Похоже мы приехали напрасно?

Но как сказал поэт "еще не вечер",

И не забавой будет наша встреча.

Другой поэт сказал: Да были люди

И в наше время, уж, таких не будет.

(Простите, уж, за вольную трактовку),

А мы сейчас проверим вашу ловкость.

Сыграем в партизан, вы как готовы?

Условия простые, как подкова.

Командная игра - эстафета "Партизаны на болоте"

РЕКВИЗИТ: мел, если покрытие площадки асфальтовое, или палочка, которой можно рисовать на земле.

Участвуют две команды. Цель - пройти через болото цепочкой "след в след". Команды выстраиваются друг за другом, у первого - мел. По команде первые номера шагают по дистанции обрисовывая свои следы, когда первые номера доходят до другого берега "болота" вторые номера идут по следам, стараясь не провалиться в "трясину".

Проводится игра

Чтец:

Нет, слово "мир" останется едва ли,

Когда войны не будут люди знать.

Ведь то, что раньше миром называли,

Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,

Играющие весело в войну,

Набегавшись, припомнят это слово,

С которым умирали в старину.

Конферансье: Послевоенное поколение мальчишек наверняка помнит, что самым трудным при игре в войну в то далекое время, было найти противника. Никто не хотел быть ни фашистом, ни полицаем. А вот партизанами - это совсем другое дело. Вот и у вас теперь есть свои невидимые бойцы. Да еще и какие ловкие! Самое время для партизанской песни.

Исполняется песня «Смуглянка», если есть техническая возможность, то на экран выводится ролик для караоке

(скачать, кликнув на файл)

Конферансье: А среди Вас есть удачливые разведчики? Проверим? Мы не будем вживаться в образы врагов. Мы просто образуем две команды соперников, но захватить языка. вам все же придется.

Игра "Кто больше "языков" приведет?"

Это командное состязание, в основе которого игра «Разрывные цепи», когда одна команда стоит крепко сцепившись друг с другом и выкрикивает команде соперников: «Цепи кованые, раскуйте нас!», а те спрашивают: «Кем из нас?». Тот, кого назовут бежит изо всех сил, стараясь разорвать «цепи», если ему это удалось забирает самого сильного игрока и ведет в свою команду, если не удалось, то сам встает в ряды устоявшей команды. Только в данном случае условия немного меняются. Команды выстраиваются в линию друг против друга. Каждый капитан назначает по три - четыре "разведчика", которые по команде должны разорвать линию противника и увести "языка", или попасть в плен.

Проводится игра

Конферансье: Хотелось бы вспомнить и о тех, кто не совершал видимых подвигов. Да, они работали. "Все для фронта, все для Победы!" - лозунг с которым жила вся страна. Но вспоминая о потерях и подвигах, мы часто забываем о тех, ради кого эти подвиги совершались: матери, дети, любимые - жены и невесты, которые писали письма, молились, которые ждали. И не случайно незатейливая песня о любви простой девушки стала военным символом.

Песня «Катюша» или другой концертный номер

Конферансье: Как бы не хотелось нам остаться с вами, друзья, но труба зовет. Ведь у фронтового артиста много зрителей. И надо заметить, что в мирное время мы востребованы не меньше. Особенно в такой день. Мы поздравляем всех жителей со светлым праздником, Днем Победы. Пусть наше общее небо будет ясным, а тучи будут только грозовыми. Счастья вам, дорогие!

Девочка читает стихотворение «Дети из ладошек солнышко сложили» (Автор О. Маслова)

Концертный номер


И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,


«Прошу Вас
Храните солдатские письма
Они и просты,
И порою грустны
В них столько надежды
И вечного смысла
Прошу Вас
Храните солдатские письма -
Тревожную память
Людской доброты

1. На экране мелькают кадры военной хроники, озвученные песней «Журавли» Я. Френкеля. («Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей» - смотрите приложение - диск 2 «Военная хроника»)

Ведущие: - Скоро вся наша страна будет праздновать 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. И ровно столько лет мы живём под мирным небом. Сегодня дети могут ходить в детские сады, учиться в школе, заниматься в кружках, получать образование и выбирать профессию по душе.

Вед. Люди могут спокойно жить и работать. И за всё это мы должны быть благодарны тем, кто на своих плечах вынес тяжёлое бремя войны,- нашим защитникам - офицерам и солдатам. Тем, кто, пройдя страшными дорогами войны, вернулся домой, и тем, кто навеки остался лежать на поле брани. .

Вед. С первого дня войны весь народ поднялся на борьбу с врагом: в тылу и на фронте, в партизанских отрядах. А дома так ждали весточки и верили, что их родные и близкие обязательно вернутся. Тогда ещё никто не знал, какую огромную утрату мы понесём (более 20-ти миллионов человек погибли на этой войне Из них наших земляков 5270 человек).

Вед. Единственной ниточкой, соединявшей людей, были письма, вот такие военные треугольники.

Вед.
Как ждали писем с фронта! В деревнях выходили встречать почтальона за ворота, а то и за околицу. Далеко не простой была работа почтальона: ведь вместе с письмами от тех, кто бил врага, он должен был нести в дом и страшные письма-похоронки, нести людям в дом беду. Каково было видеть их боль утраты!

Музыка:
_________________________________________
3. Ученица читает стихотворение С. Н. Школьникова «Почтальон»:

Печальный вестник скорых похорон,
Как мину для родителей солдата,
Приносит весть о смерти почтальон,
Стараясь не встречаться с адресатом.
Надеясь не услышать взрыва боли
И оказаться в эпицентре так некстати,
Себя он не готовил к этой роли -
Разносчик смерти и приёмщик тех проклятий,
Которые вонзятся роем ос
И душу истерзают всю до крови.
Не убивал он, только весть принёс,
Но вестник был во все века виновен.

И почтальон всем сердцем проклинал
Судьбу за эту подлую награду,
И с горечью о прошлом вспоминал,
Когда он был несущим людям радость.
Когда он к людям шёл и нёс им весть
О новорожденном, о юбилее, свадьбе,
Он изнутри светился будто весь,
И люди его видеть были рады.
Война перечеркнула в один миг,
Всё то, ради чего он всю жизнь прожил.
И первый разорвавший душу крик
На месте почтальона уничтожил.

Его бояться стали, как чумы,
Хоть понимали, что не виноват он,
Но чёрным вестником он стал, увы,
Для матери и для жены солдата.
Он сгорбился, как лунь, весь поседел,
Не верящий, он начал в бога верить
И лишь шептал: «Господь терпеть велел»,
Но какой мерою терпение измерить.
Неразговорчив стал он, да и с кем,
С кем говорить мог, приносящий беды.
Лишь ночью в затянувшейся тоске
Наедине он с богом вёл беседы.

Отгородившись ночью ото всех,
От кого днём не мог отгородиться,
Он всё пытался вычислить тот грех,
Заставивший народ в крови умыться.
И не понять, молился ль, упрекал
Он на коленях перед образами,
Он говорил, а бог? А бог молчал,
Не отвечал ни жестом, ни словами.
Да собственно ответов он не ждал,
Вернее, ждал единого ответа,
Он и вопрос один лишь задавал:
- Когда же, наконец, придёт победа?

Вед. Первая почтальонка в городе Заводоуковске была, Шефер Екатерина Ивановна попала с 1942 года она пришла на почту.

Вед.
Жила она тогда в посёлке Заводоуковском Тюменской области, эвакуированная из Ленинграда. Родилась в Ленинграде в 1919 году, училась, росла, посещала школу,кружки, была очень воспитанным и культурным человеком. Когда началась Великая Отечественная война Екатерина Ивановна вышла замуж и стала Дворцова Екатерина Ивановна, её муж впервые дни войны погиб. И она с дочерью и со всей семьёй была эвакуирована на станцию Заводоуковская в 1942году.

Вед. Первые дни в Заводоуковске провели в Комышёвом клубе (который находился напротив ДК Машзавода» Было голодно, но не было взрывов и бомбёшки все были живы, нужно было привыкать к новой жизни совсем ни такой к какой она привыкла. Так как она была женой погибшего солдата, грамотная по сравнению с жителями села, её отправили работать на почту. Нужно было отвечать за всю поступающюю корреспонденцию.

Вед. Выглядела Екатерина Ивановна очень хорошо среднего роста, стройная,русая, моложавая с хорошей речью, прекрасными манерами - всё это помогало ей в её трудной работе.

Вед. Почта, где выдавали всю корреспонденцию, находился в конторе военного завода № 499, и туда она приходили в любую погоду. Наступила зима, а у неё даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Ей раздобыли фуфайку и резиновые калоши, в этом она и ходила Первый год с 1942-1943 был самым трудным, нужно было выжить до весны, каждый член семьи получал паёк на день это и позволило выжить. А семья была очень большая.

Вед. Самое главное для Екатерины Ивановны было - это выдача солдатских писем которые получало местное население. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Приходилось выдавать с похоронкою конверт, нет ужасней новостей, слышать плач, как оплакивали матери мужей и сыновей.

Вед. И это было невыносимой ношей. Всем людям оказавшимся в беде, она старалась найти слова поддержки.Помочь дать успокоение пропуская через своё сердце каждую беду.Ночами спать спокойно не могла, в памяти стояли горестные лица.

Вед. Когда же Катерина треугольники вручала с хорошей вестью,её душа и пела и плясала. Она видела как получали письма с передовой,как радость от хорошей вести переполняла людские сердца как у них блестели глаза и восклицали они от радости «Сыночек мой живой!» и ей от этого становилось радостно и спокойно.

Вед. Она вносила свой вклад в победу как могла и как умела, находясь на передовом крае в тылу. Получая треугольники она не знала,что в них, но она понимала,что каждая семья ждёт вестей.

Песня __________________________________________________

Вед. У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали, наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? В минуты затишья они читают и пишут письма (смотрите приложение «В минуты затишья»

Инсценировка

За кулисами читают письма с фронта.

«Привет с фронта, Здравствуйте мама, Витя! Пишу второе письмо с фронта. Первое писал когда только пришёл на передовую После этого со 2 января был в наступлении Сейчас пока стали в оборону,но сегодня или завтра пойдём опять вперёд Мы наступаем Пишите ответ.Пока до свидания.Привет всем. 13 января 1944года »

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжёлый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немц15 октября ы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запылённых гимнастёрках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей… »

Строки из письма Александра Константиновича Беневолинского, которое он написал своим ученикам: «Мои товарищи попросили прочитать ваше письмо вслух, что я и сделал. Все мы довольны, что наши маленькие товарищи помнят о нас, шлют нам свой пионерский привет. Ваши тёплые слова, ваши пожелания очень дороги для нас. Они согревают нас… Помните, ребята, будет и на нашей улице праздник… Овладевайте знаниями, изучайте крепко русский язык и литературу, Географию и историю, военное дело и немецкий язык… »

Вед. Вспоминают Екатерину Ивановну её родные как она радовалась хорошей вести, рассказывала о письме Петра Филипповича Громова семье от 22 февраля 1942 года он писал о том, что закончил учёбу на « хорошо» присвоено звание младшего лейтенанта 4марта 1942г прибыл на фронт находится под Смоленском скоро дадут взвод,будем уничтожать фашистов,с честью выполним приказ родного Сталина. Дома она говорила что все верят в победу и как она рада за эту весть для семьи солдата.

Вед. Но когда в 1942г Анна Ивановна Громова получила извещение № 169 , в котором говорилось «Ваш муж, лейтенант, командир взвода Пётр Филиппович Громов … был убит 28.08.1942г. Похоронили его на Смоленской земле.» Было больно и горько семье,но и также больно и работнику почты, что она вручила эту горестную весть.

Вед. Екатерина Ивановна вместе с каждой семьёй оплакивала каждого и радовалась за каждого.Тяжело на душе от похоронок. Сейчас проще, положили письмо в почтовый ящик и пошли, а тогда вести получали на почте и старались здесь же узнать какую весть получили, некоторые не умели читать и им содержание письма читала Екатерина Ивановна. И видела она их радость и горе, ждала известей вместе с семьями неделями и месяцами. Это всё сказалось на её здоровье, стало болеть сердце.

Вед. В 1946г она вышла замуж за Ветерана Великой Отечественной войны Мерзлякова Степана Фёдоровича родила дочь. Кажется, закончилась война вернулись участники войны 6200 человек, многие залечивали раны,нанесённые войной. Но главное всё же состояло в том, что война была позади, а впереди надежда на лучшую жизнь. Казалась всё самое страшное преодолели, а сейчас все будут счастливы под мирным небом.

Вед. Но случилось непоправимое Екатерина Ивановна в 1950году умирает от сердечного приступа. Её провожает в последний путь всё село, оплакивают все кто её знал, после её смерти остались две дочери одной было 5 лет,а другой 1год 8 месяцев.

Стихотворение посвящённое памяти Екатерине Ивановне читает Герасимов (он автор данного стихотворение)

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волненьем читали,
Знали их наизусть.
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновья берегут.

Вед. Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами. Это и всем хорошо знакомые военные треугольники, и письма, написанные на самой разной бумаге. Им более семидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях.

У памяти своя тропа,
Свои нечитанные строки,
Своя высокая судьба,
Её храни, её держись,
И суть её понятней станет,
Уходит жизнь - приходит память,
И память возрождает жизнь.

Пока живы мы, живы наши дети и внуки, память об этих людях не уйдёт в небытие. Им жить вечно в наших сердцах, в наших душах.

Пусть дождь идёт, окопы заливая,
И на земле сухого места нет.
Когда приходит почта полевая,
Солдат теплом далёким обогрет.