Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.

Маленький остров посреди озера Снагов, что в двадцати километрах от Будапешта, является местом рождения знаменитого Дракулы. Здесь он и похоронен. Местные жители уверяли побывавшего там корреспондента польского журнала “Впрост”, что по ночам Дракула переплывает с острова на берег в поисках новых жертв.

Но старик сторож вступился за Дракулу. Он показал заброшенную церквушку, где хранится надгроб­ная плита с могилы этого челове­ка, повсеместно считающегося вампиром. В XVI веке митрополит Филарет приказал стесать с нее даты и имя, а затем распорядился положить ее в церкви так, чтобы на нее обязательно наступал схо­дящий с алтаря священник — “для ночного попрания”. Внутри церк- нушки сегодня сыро и мрачно. На стенах — потемневшая от времени роспись, на полу — полувыщербленные плиты. Самая большая (та самая) — у алтаря. И никаких чере­пом под ногами, ни бросающего и дрожь ужаса…Журналисту даже немного обидно стало за вампира. Но был ли он вампиром?

ПАЛАЧ, НО НЕ КРОВОПИЙЦА:
В 1430 году у князя Валахии родился сын Влад III. Сам отец был прославленным и неустрашимым воином, за что его и прозвали Дракул (Дракон). Когда Влад под­рос, он нарек себя Дракулой (сы­ном Дракона). Судьба его в чем-то напоминает судьбу римского императора Калигулы. Тот тоже не повторил подвигов своих предше­ственников на троне, зато вошел в историю как беспощадный и изощренный палач своих соотече­ственников. Так и князь Влад, уже будучи взрослым, завоевал себе прозвище Цепеш (сажатель на кол). Впрочем, в то время (а это был разгул инквизиции) пытать и уби­вать политических противников было обычным делом. Вот Влад и прославился по этой части большой изобретательностью. Он са­жал своих жертв на кол через рот вниз головой, протыкал кольями сбоку, сзади, через грудь, пу­пок. В своей резиденции в Снагове Дракула казнил около ста ты­сяч человек. Истории о выходках трансильванского князя разош­лись по всей Европе еще при его жизни.

Однако, несмотря на много­численные убийства, по-настоя­щему вкуса крови Дракула так и не попробовал. А румынские ис­торические хроники даже называ­ют его национальным героем за организацию обороны Трансильвании от турок.

Бессмертный же Дракула-вампир “родился” на четыре века поз­же. В 1897 году никому тогда не известный ирландский писатель Брэм Стокер издал роман “Драку­ла”, в котором зачем-то понизил князя в звании до графа (впрочем, графский титул был тогда в Евро­пе моднее княжеского). Роман стал популярным. Его перевели чуть ли не на все языки мира, за исключением разве что нанайско­го. После этого вампирские рома­ны стали выходить из-под пера разных писателей, как говорится, пачками. А с появлением кино эта тема стала наиболее модной, при­чем эта мода не затухает до сих пор.

Почему же у Стокера Дракула стал кровопийцей? Может быть, тогда в Трансильвании водились другие вампиры, страсти которых писатель приписал Владу? Но нет. Исторические хроники свидетель­ствуют лишь о том, что тогда же в тех местах жила графиня Эржабет, которая по примеру Клео­патры убивала своих молодых слу­жанок, чтобы омываться их кро­вью, потому что верила, что это предотвращает старость. Чтобы наполнить ванну, она убивала до тридцати девушек, тела которых потом тайно хоронили. Кстати, этих девушек забирали у родите­лей якобы для обучения в дом молодой образованной графини. Естественно, родители больше никогда не видели своих чад. Ког­да преступления Эржабет были разоблачены, ее судили и по приговору заживо замуровали в одном из подвалов ее же замка, о чем сохранились официальные документы. Изучение этих доку­ментов историками позволило сделать вывод, что Брэм Стокер их читал и даже использовал в процессе написания романа “Дра­кула”. Но ни князь Цепеш, ни Эржабет Баторий не пили кровь своих жертв. Что ж, Стокер имел право на художественный вымы­сел для усиления пугающего эф­фекта своего произведения. Беда в том, что некоторые слишком впечатлительные читатели вос­приняли роман как руководство к действию.

КЛУБЫ ПОКЛОННИКОВ:
До выхода романа Брэма Сто­кера вампиры повсеместно счита­лись неполноценными существа­ми, живущими на кладбищах и болотах, где они и подлавливали случайных прохожих. Стокер при­дал своему Дракуле подчеркнутый аристократизм и скрытую сексуаль­ность, то есть две составляющие притягательности. И недаром в конце XIX века экзальтированные читательницы настолько сходили с ума по кровожадному герою, что в моду вошли смертельная блед­ность кожи и подчеркнутая худо­ба. Одновременно начали появ­ляться многочисленные клубы дра- кулофилов. Существующий до сих пор Нью-Йоркский центр Дракулы выпускает посвященные ему пе­риодические издания (справочни­ки, бюллетени, дайджесты). А в Сан-Франциско известный вампи- ролог Джон Веллитуни издает “Джорнел оф вампиролоджи”. Об­щество графа Дракулы из Лос-Ан­джелеса занимается изучением средневековых вампиров и печа­тает годовые отчеты о своей дея­тельности. Появилась даже отдель­ная наука — конспирология. Она занимается изучением всяческой нечисти: вампиров, оборотней, вурдалаков, упырей и т.п. Сло­вом, поклонники литературного Дракулы, ученые и просто люби­тели острых ощущений — по жиз­ни нормальные люди, которые не имеют ничего общего с кровавы­ми трапезами.

РЕАЛЬНЫЕ ВАМПИРЫ:
Но, как уже говорилось, тво­рения Брэма Стокера и его лите­ратурных последователей стали своего рода инструкцией для лю­дей с поврежденной психикой. Так, в американской прессе было опубликовано интервью с некоей госпожой Пресли. Она открыто признала, что предлагает мужчи­нам секс в обмен на порцию их крови. По. ее словам, она надре­зает руку “донора” с внутренней стороны и очень осторожно выса­сывает кровь.

А вот история юного вампира, который наверняка не читал роман Стокера. Это южноафриканский мальчик, обиженный природой: у него лысая голова, кошачьи глаза и чешуйчатая кожа. Так вот, ког­да он видит обнаженные руки лю­дей, то норовит вцепиться в них зубами.

В былые времена у нас было бы официально заявлено, что все это — выкрутасы разлагающегося империализма, а в нашей стране такое невозможно. Оказывается, возможно. Взять хотя бы Николая Джумгалиева, которого еще 25 лет назад в Институте Сербского признали невменяемым. Этот че­ловек служил в десантных войсках, затем возглавлял пожарную коман­ду, а в конце концов докатился до вампиризма и каннибализма. В архивах МВД сохранились протоколы его допросов. Так вот, на одном из них он в сердцах заявил следователю: “Эх, начальник, если бы ты попробовал крови, ты бы понял, что это такое”. А еще из этих протоколов следует, что к вампиризму Николая толкнуло зна­комство с книгой “Черный туман”. Это редкая магическая книга ор­дена средневековых восточных тамплиеров, которые известны как сатанисты, практиковавшие кровавые ритуалы. Кровь они бра­ли у смертельно напуганных лю­дей, и считалось, что она вызы­вала у пьющего диаметрально противоположные чувства: уверен­ность в себе, сознание собствен­ного мужества, ощущение силы.

Джумгалиев давно изолирован. Но практика показывает, что пос­ле его “ухода от дел” вампиризм в России не прекратился. Вот изложение милицейского протокола тех времен, когда сту­дентов и интеллигенцию еще по­сылали на картошку. Во время сельскохозяйственных работ один питерский студент набросился на своего товарища и жестоко поку­сал его. Покусанного доставили в больницу, а виновника — в мили­цию, где он ничего не мог вспом­нить о случившемся. В ходе даль­нейших допросов выяснилось, что книгу “Черный туман” он не толь­ко не читал, но даже и не знает о ее существовании.

Стало быть, не литература тол­кает людей к кровопитию. А что же? Одно из объяснений вампи­ризму попытался дать канадский ученый Джон Дольфин. Он назвал его следствием генетического сбоя, который приводит к скоп­лению под кожей пигмента пор­фирита. Такие люди боятся солн­ца, имеют искаженные черты лица. В равновесие организм при­водит только потребление гемо­глобина в большом количестве. Многие ученые считают это объяс­нение недостаточно проработан­ным. И потом тот же Джумгалиев и студент, попытавшийся испро­бовать крови своего однокурсни­ка, действовали средь бела дня, да и лица у них совсем не были искаженными. Словом, вампиризм до сих пор остается для науки загадкой. Не по силам пока ее разрешение и спе­циалистам, изучающим аномаль­ные явления. Так что ответа на вопросы, связанные с этим, ос­тается только ждать.

Моему дорогому другу Хомми-Бегу

Последовательность, в которой представлены эти бумаги, станет понятна по мере их прочтения. Все ненужное опущено, чтобы эта история, сколь бы невероятной она ни казалась по современным меркам, выглядела как бесспорный факт. Здесь нет ни слова о прошлом, в отношении которого можно заблуждаться, но все отобранные свидетельства зафиксированы по горячим следам и отражают точку зрения и меру понимания участников событий.

© И. С. Веселова, составление, комментарии, 2014

© А. Парфенова, вступительная статья, 2014

© ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», издание на русском языке, художественное оформление, 2014

«Дракула» Брэма Стокера

Роман «Дракула» Брэма Стокера никогда, за более чем столетнюю историю, не переставал печататься. Невероятная популярность, которую он обрел после первой же публикации в 1897 году и которая продолжает жить и эволюционировать с каждой новой версией, является вполне закономерным явлением. В основе романа лежат образы и идеи, которые делают его привлекательным и интригующим для читателей любой эпохи, и даже для нас, живущих спустя столетие после смерти автора.

Своим статусом культового жанрообразующего романа западноевропейской литературы «Дракула» обязан не только острым поворотам сюжета. Роман является глубоким погружением в темы, которые всегда будут волновать людей. В нем есть всё: стереотипы массовой культуры, Фрейд, Юнг, табуированные в Викторианскую эпоху темы женской сексуальности и гомосексуализма. Стокер исследует природу иррационального страха, заглядывает в лицо самому корню зла и видит в нем объект сочувствия. Он играет с читателем, уводя его все дальше и дальше в лабиринт голосов и воспоминаний, стирая границу между реальностью и городской легендой.

Роман «Дракула», как и сам граф, таит в себе множество секретов и скрытых смыслов. Для того чтобы понять секрет его нестареющей популярности, нужно заглянуть в его истоки.

Стокер собирал материалы и писал «Дракулу» в течение семи лет, о чем свидетельствуют его дневники. Однако некоторые исследователи творчества знаменитого ирландца находят предпосылки к написанию «Дракулы» еще в раннем детстве писателя.

Рожденный в 1847 году в Дублине в семье государственного служащего и писательницы, Абрахам «Брэм» Стокер рос болезненным ребенком. Его мать много времени проводила у его постели, развлекая мальчика кельтскими легендами о кровожадных божествах и духах потустороннего мира. Эти рассказы впервые зародили в юном писателе мысль о том, что в современном мире есть место необъяснимому потустороннему злу. Хотя в ирландских мифах нет вампиров, ими изобиловало бульварное чтиво того времени. Так называемые «копеечные ужасы» – дешевые издания, полные крови, живых мертвецов и испуганных юных девиц, были весьма популярны в то время. Начавшаяся в 1870 году реформа образования способствовала повсеместному повышению уровня грамотности в Британии, однако никак не прививала массам вкус к высокой литературе. Даже если Стокер и не читал сами брошюры, он, безусловно, был знаком с их первоисточниками – готическими романами начала ХIX века.

Став взрослым, Стокер увлекся литературой и театром, чему сильно способствовала его близкая дружба с Оскаром Уайльдом и женитьба на молодой актрисе, легендарной дублинской красавице Флоренс Балкомб. Через пять дней после свадьбы, в 1878 году, Стокер переезжает в Лондон и становится управляющим театром «Лайсиум», звездой которого является еще один его близкий друг – актер Генри Ирвинг. Ирвинг – фигура таинственная и неоднозначная. Современники говорили о нем, что актер одним только взглядом мог зомбировать целый зал зрителей. Ирвинг прославился благодаря ролям Мефистофеля и Ричарда III. Он был высоким и субтильным, с пронзительным взглядом и седыми висками, чем сильно напоминал описание самого графа, которое Стокер дает в «лондонских» главах романа, после преображения Дракулы из безобразного старика в мрачного обитателя Лондона.

Тем временем тема жестокого и сверхъестественного набирает все большую популярность в массовой культуре. Один за другим в свет выходят «Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Пускай ни один из этих сюжетов не связан напрямую с вампиризмом, оба романа пронизаны идеей персонифицированного зла и урбанистической готикой. В 1888 году на улицах Лондона начинает орудовать Джек Потрошитель.

Несмотря на большую занятость на своей работе в театре и семейную жизнь, Стокер всегда находил время, чтобы писать. «Дракула» – его пятый роман. Ни один из предыдущих не имели ни успеха, ни признания у критиков, но писатель не сдавался. Он посвятил «Дракулу» своему другу и редактору, модному викторианскому писателю Холлу Кейну.

Стокер подошел к сбору материала очень серьезно. «Дракула» написан в очень модном в Викторианскую эпоху эпистолярном жанре. Эту повествовательную модель он выбрал неслучайно. Она позволила автору слой за слоем раскрывать свой замысел, она дала роману заговорить голосами всех главных персонажей, кроме самого Дракулы, тем самым сделав его еще более загадочным.

В 1890 году Стокер с семьей проводит отпуск в приморской деревушке Уитби в графстве Северный Йоркшир. Именно там, в местной библиотеке, он натыкается на пересказ биографии своего будущего героя. Стокер прославил эту деревню, сделав ее местом первой высадки Дракулы на берега Англии в виде огромного пса. В найденной им статье рассказывалось про Влада II по прозвищу Дракон и его сына Влада III, сына Дракона, получившего в народе прозвище Цепеш за свою невероятную жестокость. Слово «дракон» на древнерумынском языке звучало как «дракул».

Первоначально главного героя романа звали граф Вамир. Стокер переименовал его в последний момент. Кто знает, было ли это случайностью или внезапным озарением, но само слово «дракула», такое непривычное, незнакомое, экзотическое для англоязычного читателя, на много столетий вперед стало синонимом ужаса.

Стоит заметить, что в исторических источниках нет никаких записей о том, что граф действительно пил человеческую кровь. Да и рассказы о его невероятной жестокости, вполне возможно, были преувеличены летописцами в силу политической ситуации в Восточной Европе того времени. Однако источники неоднократно упоминают о пристрастии Влада III к пыткам и наказаниям. В частности, к «очищению» согрешивших до свадьбы девиц с помощью каленого железа и поеданию предателями собственных детей в наказание за государственную измену. Да и чего еще ожидать от политического лидера Средних веков, чей век почти всегда был кровавым и коротким, а главным оружием был страх.

Дракула Стокера – сборный портрет. От Влада-старшего он взял прошлое великого воина-полководца, а от младшего – непреступную крепость и кровавый след в истории. Однако Стокер сделал то, что до него не делал никто из авторов викторианских ужасов, – он сделал своего героя реальным. Именно то, что граф Дракула действительно жил, дышал и наверняка убивал, делает его таким страшным, волнующим и многогранным и отличает от любого мифа.

Вампиры до «Дракулы» – это разлагающиеся ходячие мертвецы, терроризирующие далекие аббатства и не имеющие ничего общего с тем привлекательным гламурным образом, ставшим стереотипом в наши дни. Именно Стокер избавил вампиров от когтей и лишних волос, научил их говорить и очаровывать, дал им власть над умами и длинный черный плащ с алой подкладкой. Он же научил мир, как справиться с вампиром. В одной из глав романа доктор Ван Хелсинг подробно описывает необходимые атрибуты охотника: святая вода, распятие, чеснок, серебро. Целиться обязательно в сердце, а потом отрубить голову.

Когда роман вышел в свет, вот что написали о нем в «Манчестер Гардиан»: «Человечество больше не страшится монстров и сверхъестественного. Хоть мистер Стокер и подошел к теме с большим энтузиазмом и мастерством, роман производит впечатление скорее пародии и гротеска, чем ужаса… Целый роман о средневековых страшилках – большая ошибка с точки зрения художественного замысла».

Невероятные факты

Дракула является одним из самых сильных и колоритных образов в истории мировой литературы. Вне всяких сомнений, это неоднозначный персонаж.

Дракула – пример классического вампира: с одной стороны, он элегантный и думающий, с другой стороны, он кровожаден и постоянно находится в предвкушении новой жертвы. Человеческая кровь для него – это источник пищи, и цель, к которой он стремится всем существом.

Однако, даже несмотря на огромное количество соблазненных женщин, которых лишил жизни Дракула киношный, его преступления не идут ни в какое сравнение с теми злодеяниями, которые совершил в свое время настоящий граф Дракула. Влад III, или Влад Цепеш, князь Валахии (ныне Румыния) стал известен, благодаря следующим качествам и поступкам:

Вампир Дракула

1. Дракула смачивал хлеб в чаше с кровью, прежде чем его съесть



Реальный граф Дракула, возможно, и не сосал кровь из шеи своих жертв напрямую, однако, он все же употреблял её в пищу: кровь убиенных им людей стекала в чашу, в которую он макал куски хлеба и другую еду.

В рукописях пятнадцатого века упоминается один ужасающий случай из жизни кровожадного графа. Влад Цепеш пригласил в свой замок несколько гостей и прямо за обеденным столом посадил всех на кол.

Затем он не торопясь, окончил свою трапезу и обмакнул куски хлеба в кровь, которая стекала из тел убиенных гостей. Вот таким своеобразным "десертом" Дракула лакомился довольно часто.

2. Он мстил за отца, убивая сотни невинных людей



Он не просто убивал людей, он их мучил, медленно протыкая животы тупым орудием пыток. Известно, что большую часть своей жизни Влад Цепеш провел в турецкой тюрьме, а когда вышел на свободу, узнал о том, что в результате предательства собственным народом, его отец был заживо похоронен венгерскими солдатами.

Влад узнал, что в заговоре против отца участвовали многие из дворян, которые служили его отцу, однако, он не знал, кто именно был предателем. Ему пришла в голову идея пригласить всех в свой замок и расправиться с ними. В общей сложности, на пир собралось около пятисот человек.

Когда праздник был окончен, и гости разошлись отдыхать по комнатам, солдаты Дракулы врывались к каждому и пронзали дворян, среди которых было большинство неповинных в смерти старого графа людей.

Дракула продолжал использовать эту тактику бесчисленное количество раз. Изображая радушного хозяина, он заманивал людей к себе домой на различные праздники, а затем убивал их. В конечном итоге, люди знали, что значит быть приглашенным на один из праздников Дракулы, и что им там грозит.

Однако, в любом случае, они принимали его предложение, потому что в случае отказа, они рисковали быть убитыми сразу же. Для многих это было безвыходной ситуацией. В любом случае, людей ждала страшная и мучительная смерть.

Дракон и Дракула

3. Дракула означает "сын дракона"



Имя Дракула не было придумало Бремом Стокером. Реальный Влад Цепеш, действительно, предпочитал, чтобы его называли именно так. Отец кровожадного графа, Влад II, был членом тайного общества, известного как Орден Дракона.

Он так гордился членством в этом обществе, что даже сменил свое имя на "Дракула", что в переводе с румынского означает "Дракон".

Будучи еще ребенком, Влад Цепеш-младший также был вовлечен в тайный Орден. Это побудило его изменить собственное имя на имя Дракула, что в переводе означает "сын Дракона". В наши дни имя графа всё чаще переводится как "Сын дьявола".

В любом случае, столь пугающее имя было вполне совместимо с теми поступками, которые совершал молодой Дракула. Абсолютно заслуженно Влад Цепеш получил репутацию кровожадного и ужасного монстра.

4. Дракула обладал отличным чувством юмора



Это, действительно, правда. За свою жизнь кровожадный граф не только убивал и истязал своих жертв. По словам тех, кто знал Влада достаточно хорошо, он очень часто довольно остро шутил по тому или иному поводу. Его чувству юмора можно было позавидовать. Особенно колкие шутки пускал он в адрес несчастных жертв.

Например, один из очевидцев тех страшных трапез в замке Дракулы позднее написал в своих мемуарах, как граф, наблюдая за тем, как испускают дух несчастные жертвы, как бы невзначай заметил: какой же грациозностью обладают мои жертвы, как интересно они двигаются, когда их сажаешь на кол. Он сравнил судороги умирающих с движениями лягушки.

Однажды в замок, наполненный трупами, пришел очередной гость графа. А так как в воздухе витал запах разлагающихся тел, хозяин вежливо осведомился, не мешает ли зловонье его гостью.

На что несчастный ответил, что да, мешает. Тогда граф пронзил его и подвесил к потолку, аргументируя это тем, что запах под потолком не так уж плох, и зловонье не станет больше беспокоить неосторожного гостя.

Школа Дракулы

5. Единственным наказанием было – сажание на кол



Проще всего думать, что Дракула был одиноким и несчастным сумасшедшим, который без причины убивал людей. Однако, это далеко не так. Граф вершил правосудие, как бы ужасно это не звучало.

В те времена существовало единственное наказание вне зависимости от того, какое преступление совершил человек. На кол сажали как убийц, так и мелких воришек, которые для того чтобы не умереть с голода, таскали хлеб из кондитерских.

Однако, известно, по крайней мере, одно исключение из правил, когда Дракула применил другой вид наказания. Однажды, пересекая территорию, принадлежавшую кровавому графу, один цыган украл что-то. Дракула был безжалостен и на этот раз. Он сварил несчастного вора, после чего заставил других цыган из табора съесть его.

6. Он избавлялся от всех больных и бедных, сжигая их на костре



Таким образом граф старался навести порядок на улицах города Тырговиште, в то время являющимся столицей Валахии.

Однажды Цепеш пригласил всех больных, бродяг и нищих в один из своих домов, под предлогом праздника. После того, как бедняги наелись досыта, Дракула вежливо извинился и покинул своих "гостей".

По его приказу, дом был заколочен досками снаружи, чтобы никто не смог убежать. Затем дом подожгли со всеми, кто находился внутри.

Достоверно известно, что ни один человек не выжил в том страшном пожарище, которое устроил кровожадный граф. Впоследствии Дракула неоднократно поступал так, сжигая целые деревни, населенные бедными и больными людьми. Таким бесчеловечным способом он "очищал" города и села от всех тех, кого считал лишним в этом мире.

7. Золотая чаша – символ безграничной власти



Влад Цепеш контролировал свой народ весьма жестко, пресекая любой вид преступления. Чтобы доказать, насколько могущественна его власть и насколько сильно люди его боялись, он велел в центре Тырговиште поставить огромную чашу, отлитую из чистого золота.

Долгое время чаша находилась в самом центре столицы Валахии. Однако ни один из 60000 человек, живших тогда в городе, даже не смели прикасаться к ней. Любой житель знал, что ему грозит в случае, если чаша будет похищена.

В течение всего царствования графа, никто даже не коснулся этого символа власти Дракулы, хотя чаша была на виду у тысяч людей, живущих в полной нищете. Вот такой страх вселяло в людей одно лишь имя Влада Цепеша.

8. Чтобы отравить турецких захватчиков, граф наполнил ядом собственные скважины и колодцы



В 1400-х годах Валахия находилась в состоянии войны со своими соседями, турками. Влад III, который не любил проигрывать, послал свою армию, чтобы вытеснить врагов со своей земли.

Но, в конце концов, в результате упорной борьбы, турки заставили Влада отступить. Однако, даже отступая, Дракула не сдавался. Он сжигал все деревни, расположенные на пути у турецкой армии. Сделал он это с расчетом на то, что противникам негде будет отдохнуть.

Дракула зашел настолько далеко, что отравил собственные скважины с водой. Вместе с турками отравились и тысячи жители деревень. Чувства сострадания и жалости были Цепешу не знакомы. На войне все средства хороши, даже если гибнут невинные люди.

Дракула Цепеш

9. В общей сложности Дракула убил более 100000 человек



Историки утверждают, что жертвами кровожадного графа, могли стать до 100000 человек.

Для Цепеша не существовало половых, возрастных и статусных ограничений. Он мог убить старого человека, а мог посадить на кол невинного младенца. При этом, не брезгуя ничем, он спокойно заканчивал свою трапезу.

Очевидцы рассказывали, что в то время, как они с содроганием смотрели на всё происходящее, граф лишь шутил и преспокойно доедал обед или ужин.

Во время войны с турками, около 20000 солдат вражеской армии были посажены на кол.

Влад Дракула

10. Тело Дракулы исчезло



Граф, которого боялся и ненавидел собственный народ, погиб на поле боя во время войны с турками. Его кровожадность сыграла с ним злую шутку. Армия Дракулы в несколько раз превышала армию вражескую армию по своей численности.

Однако, несмотря на столь очевидное преимущество, большинство солдат решило перейти на сторону противника. Ведь в стане врага не было таких жестких наказаний, как у Дракулы. Люди, по горло сытые жестокостью своего правителя, не задумываясь, пошли на предательство.

Смерть Дракулы

Голову Дракуле отрубили его же солдаты, а затем послали её турецкому султану. Тот, в свою очередь, пронзив её копьем, надел её на кол за пределами своего дворца, чтобы каждый прохожий мог видеть голову поверженного тирана.

Некоторые историки утверждают, что тело Дракулы затем предали земле на кладбище в монастыре Снагов, который находится за пределами Бухареста.

Но также есть противоречивые сообщения о том, что его тело никогда не было найдено, в то время как другие говорят, что возможные останки, действительно, были обнаружены, но затем исчезли. Существует версия, что тело Дракулы было похоронено со всеми его богатствами.

Таким образом, могила тирана стала хорошей мишенью для грабителей, которые вместе с сокровищами разнесли на части и останки Цепеша. Ну и самая мистичная версия – это то, что тело Дракулы исчезло само, ведь он же был настоящим драконом.

Влад Цепеш, граф Валахии, был нестандартным злодеем: думающим, страдающим, по - своему несчастным и одиноким. Его жертвами стали тысячи человек. Вся его жизнь была окутана тайной. Эта мистика не оставила образ Дракулы и после смерти.

Дует сильный ветер, громыхает гром, Замок Дракулы время от времени вырисовывается на фоне черного неба, освещаемый яркими вспышками молний… И все это происходит в Трансильвании.

Почему же эта тихая область на северо-западе нынешней Румынии стала домом вампиров и самого Графа Дракулы? Почему реально существующий замок Бран считают и называют Замком Дракулы?

Граф Дракула

О кровососущих монстрах, вампирах, слагались легенды еще с античности. Персонаж же кровожадного графа появился значительно позже. Все началось в конце XIX века, когда ирландский писатель Брэм Стокер выпустил свою знаменитую книгу «Дракула». В этом произведении впервые появляется Граф Дракула, который в последствии становится самым популярным кинематографическим и литературным образом вампира.

Создавая свое бессмертное произведение, Стокер, скорее всего, черпал вдохновение в ирладских мифах о вампирах. Также на писателя имело влияние и вышедшее на 25 лет раньше, чем его «Дракула», произведение Шеридана ле Фаню «Кармилла», в котором идет рассказ о прекрасной вампирше.
Само имя «Дракула» было заимствовано у реально жившего человека - Влада III Дракулы (Влад Цепеш), известного своей ненормальной кровожадностью правителя средневековой Валахии (область сегодняшней Румынии). Во время работы над романом, Брэм Стокер основательно изучал историю и фольклор Трансильвании, а также постоянно брал в библиотеке книгу о правителях Валахии и Молдавии. Писатель собирал данные о Владе Дракуле.

В книге Стокера Граф Дракула обитал в замке недалеко от ущелья Борго в Трансильвании. Резиденция реального же человека, Влада Цепеша, ставшего прообразом Графа, находилась в Тырговиште, столице Валахии. Почему же книжный вампир жил в Трансильвании?

Замок Дракулы (Замок Бран)

Вполне возможно, Стокер в одной из изученных книг наткнулся на легенду о том, что Влад Цепеш нередко ночевал в замке Бран во время своих походов, а местность вокруг него была излюбленным местом охоты господаря Дракулы. При этом замок Бран находится как раз в Трансильвании, совсем не далеко от ущелья… Только это ущелье имеет другое название, нежели вымышленное Борго.
Именно поэтому теперь замок Бран и называют Замком Дракулы, хотя это здание никогда на самом деле не принадлежало знаменитому Владу Цепешу. Это название замок получил только в XX веке, после успеха «Дракулы», когда поклонники рассказов о вампирах отправились на поиски легендарного Замка и пришли к выводу, что замок Бран и есть прототип зловещего убежища монстра…

В наши дни Замок Дракулы является самым знаменитым и популярным в Румынии, и не только из-за таинственной связи с мрачным Графом. Готическая архитектура сооружения восхищает и завораживает. Замок возведен на вершине скалы и имеет необычную трапециевидную форму, с взмывающими к небу острыми башнями. Коридоры и залы замка Бран составляют таинственно-загадочный лабиринт, и все во внутреннем облике здания напоминает о тех далеких временах, когда жил Влад Дракула…
Что же представлял из себя Влад Цепеш, ставший прообразом «короля вампиров»?

Влад III получил прозвище Цепеш (колосажатель) за особую жестокость при расправе с подданными и врагами - Цепеш сажал провинившихся на кол. Прозвище же Дракул (переводится как «дракон») Владу досталось в наследство, от его отца Влада II, который состоял в элитном рыцарском ордене Дракона.

Влад Цепеш родился в 1431 году в небольшом городке Трансильвании - Сигишоаре. Когда Владу было 12 лет он попал в плен к туркам, которые в те времена вели постоянные войны с Венгрией, в том числе и с Трансильванией, тогда она была автономной частью этой страны. В плену Цепеш провел около 4х лет. Скорее всего, именно это событие так пагубно повлияло на психику будущего господаря Валахии.

Когда Владу исполняется 17 лет турки освобождают его и сажают на престол Валахии. Однако, уже через несколько месяцев Цепеш покидает престол под напором венгерского военного Яноша Хуньяди. Дракула бежит сначала в Молдавию, а потом в Венгрию и проводит около четырех лет в Трансильвании. В 1456 году Влад Цепеш вновь восходит на трон Валахии при помощи валашских бояр и венгров.
Владычество Дракулы длилось 5 лет. За это время, согласно рассказам современников, Влад Цепеш погубил огромное количество человек. Казни отличались неслыханной жестокостью и извращенностью, при этом существовало множество вариаций исполнения приговора. Мучения жертв Цепеша могли длиться по несколько дней, и практически все осужденные умирали в ужасных муках…

Также говорили, что Цепеш весьма жестоко расправлялся и со своими неверными женщинами, ради забавы мог убивать невинных людей, и самое страшное - Влад обожал принимать пищу в непосредственной близости от трупов, подвешенных на колах…

В 1462 году, благодаря действиям венгерского монарха Матьяша Корвина, Влад Цепеш вновь вынужден бежать в Венгрию, где вскоре по ложному обвинению в сговоре с турками Дракулу заключают под стражу. Влад проводит в тюрьме 12 лет.
Освободившись, Цепешу удается вернуть себе трон Валахии. Однако, через 2 месяца после этого, в том же 1476 году, Дракула погибает во время боя с османами недалеко от Бухареста. Существует не одна версия смерти Влада Цепеша: он мог погибнуть от рук врагов, также предполагают, что румыны приняли его за турка и закололи копьями. Наиболее вероятным историки считают, что Влада убили специально нанятые румынскими боярами люди.

После смерти Влада Цепеша в народе появилась легенда о том, что он превратился в вампира. На то были основания - бесчисленные жертвы монстра часто проклинали своего мучителя перед смертью, кроме того, Влад сменил веру. Этого, согласно фольклорным поверьям народов Карпат, вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Более того, по другой легенде, тело Дракулы вскоре после похорон исчезло из могилы.
Брэм Стокер, работая над своим творением, вероятно, узнал об этих легендах, и именно поэтому назвал своего героя Дракулой. К тому же, прозвище Влада III «Дракула» можно перевести не только как «дракон», но и как «дьявол».