Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.
Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты. Начало занятия (3-5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие. Далее оценивается содержание и методика первой части занятия - постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.
Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах - использование игровых приемов, потешек, в старших- опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.). Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям. Выделение этапов выполнения работы. Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия). Опора при объяснении на наглядный материал - натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии). Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям. Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.
Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы. Сколько времени занял просмотр детских работ.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;
есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);
какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;
правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);
как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);
самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);
качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Неменская
Л.А.

зам.
директора Центра НХО,

кандидат
философских наук, доцент,

Лауреат
премии Президента РФ


КАК ОЦЕНИВАТЬ
ДЕТСКИЙ РИСУНОК

Множество
детских работ перед собравшимися членами
жюри, надо выбирать победителей. Участники
конкурса — это дети, которые обнаружили
свои способности к художественной
деятельности, они более, чем другие
проявляют свою потребность рисовать,
им нравится этим заниматься — и это
важнейший показатель одаренности.

Оценивая
выполненные в конкурсных условиях
работы детей, надо помнить, что
главной целью и ценностью является сам
ребенок, его развивающаяся душа и
взрослеющая личность. Поэтому выбор и
оценка детских работ требует от нас
особой ответственности, и должна быть
понята как диалог, форма общения с
ребенком и с его педагогом. Но, неизбежно,
мы попадаем в ситуацию наставления и
указания пути. Надо сказать, что за
период проведения конкурса уровень
качества детских работ повышается с
каждым годом. Это особенно заметно не
только по лучшим произведениям, но по
количеству работ высокого уровня и по
возрастающей художественности большинства
представляемых работ. Потому теперь
мы не стали выбирать «самых первых», а
выделили более широкий круг произведений
по разным номинациям.

К
детскому рисунку можно подойти с разных
сторон, оценивая его с совершенно разных
позиций. Появление аналитического
интереса к детскому рисованию принято
относить к началу ХХ века, когда детский
рисунок стал объектом исследований,
более всего психологических, направленных
на соотношение графических качеств
детского рисунка с интеллектуальным
развитием их авторов. Процесс рисования
использовался, впрочем, как и теперь, в
качестве вида психодиагностики и
психотерапии. Наш подход имеет другое
содержание, но нельзя не учитывать
степень выявленности внутреннего мира
детей в их рисунках.

Иной
подход — когда критерием анализа детского
рисунка определяется «мастерство
изображения» — то есть умение иллюзорно
изображать предметный мир в
соответствии с профессиональными
правилами обучения. Эта позиция долго
служила распространенным основанием
для суждения о художественной
неполноценности детского творчества.
Определенные правила и приемы, конечно,
необходимая составляющая обучения, но
у каждого правила должен быть понятный
и востребованный, актуальный смысл.
Тогда правило выступает средством
высказывания и средством художественного
познания, а не как навязанный образец
для подражания, не как прием. Исполнение
заученного приема не должно являться
конечной целью в процессе художественного
развития ребенка.

Художественный
подход к детскому творчеству направлен
на выявление художественной природы
детской изобразительной деятельности.
Сущность детского изображения подобна
сути творчества профессиональных
художников, она заключается в выраженности
личных переживаний автора, его видения
и отношения к миру. Поэтому основой
оценки детского произведения выступают
такие качества как активность авторской
позиции по отношению к изображаемому,
выразительность образного содержания
и изобразительных средств, изобретательность
в их поиске, чуткость к характеру
художественных материалов.

Выявлять
и оценивать в рисунке можно композиционное
решение, общее настроение, выбор сюжета
через смысловую и эмоциональную его
трактовку. На выборе сюжета отражаются
интересы ребенка, его актуальные
впечатления и знания. Задачи изображения
у детей, как и во «взрослом» изобразительном
искусстве, определяются не стремлением
более или менее точно передать вид
предмета, а стремлением выразить свое
понимание и эмоциональное отношение к
нему. Внимательный взгляд юного художника
высвечивает личностно значимые для
него и сущностные аспекты окружающего
мира, и если ему удается выразить их в
рисунке, то это становится настоящим
открытием и откровением для зрителя.
Детские произведения уникальны тем,
что в них воплощаются многообразные
переживания детской души, открывающей
для себя окружающий мир.

Успех
воспитания и обучения в огромной степени
зависит от мастерства учителя, от
творческого подхода к обучению, и конечно
от знания возрастной психологии. Педагог
должен добиваться в своей деятельности,
чтобы, даже учебная, урочная, определенная
темой задания, изобразительная
деятельность ребенка выступала для
него как собственная потребность, как
желание его души, что и соответствует
реальному назначению творческого
изображения. Это не должна быть работа
«на показ», ориентированная лишь на
успешный результат, подменяя творчество
исполнением. Специфика детского рисунка
состоит как раз в значимости самого
процесса рисования, во время которого
развивается и видоизменяется, выращивается
его содержание. Этот процесс, включающий
в себя игру как форму переживания и
моделирования реальности, и он отражается
на результате и придает рисунку качество
особой эмоциональной насыщенности.
Моделируя и воспроизводя в изображении
впечатления действительности,
ребенок-автор осознает свой индивидуальный
опыт в формах изобразительного языка,
в котором происходит освоение культуры
и самопознание. А как следствие, — и само
преобразование.

Искренняя
художественная выразительность детского
произведения вызывает эмоциональный
отклик и эстетическое сопереживание у
зрителя. Конкурсы и выставки детского
творчества это среда общения, которую
ищут и юные художники, и их учителя.
Экспозиция выставки как результат
конкурсного отбора рисунков, строится
с целью выявить характерные особенности
детского творчества, организовать
взаимодействие художника и зрителя,
дать возможность наглядно продемонстрировать
произведения юных авторов широкой
публике. Это важное событие в жизни
каждого рисующего ребенка. В рамках
выставки проводятся семинары и
консультации преподавателей, открытые
методические мастерские, которые
позволяют на примерах детских работ
обсуждать вопросы художественного
развития и обучения детей атмосфере
обмена педагогическим опытом и
радости профессионального общения.

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ, Я СДЕЛАЛА ПОДБОРКУ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ АНАЛИЗЕ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия, как один из важнейших компонентов.

Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.

Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.

Организация обсуждения анализа может быть различной.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку педагог даёт по заслугам, т.е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.

Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость другим – задача педагога.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогли вскрывать причины неудач и успехов.

Даже самые маленькие дети понимают, почему «колобок» скатился с нарисованной дорожки и заблудился в лесу - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибки.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить (рисовать) и какие они ошибки допустили.

Критические замечания, которые касаются техники, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.

При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей, удачи и неудачи друг друга. Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть не формальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия.

Приемы, цель

Игровая ситуация

Рисование

  1. Петя-петушок, золотой гребешок
  2. Ку-ка-ре-ку
  3. Посмотри, какие лесенки нарисовали для тебя дети
  4. Ой, как мне нравятся такие высокие и ровные лесенки
  5. Заберусь я высоко-высоко по лесенке
  6. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли Лиса, Лиса-Патрикеевна
  7. Спасибо Вам, дети

Оборудование: игрушка-Петушок

младшая группа

  1. Вот и все дети нарисовали травку
  2. Зайчик, какую травку ты хочешь попробовать? Почему? (она зеленая, сочная, густая)
  3. В какой травке зайчик захочет спрятаться? (густой и высокой)
  4. А на какой травке можно полежать и понаблюдать за птицами?

Оборудование: игрушка зайчик

младшая группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изобретения с использованием музыки

Лепка

  1. Ой, какие проказливые котята
  2. Этот котенок с выгнутой спиной вылепил Андрей
  3. Сидящий котёнок у Оли
  4. Котёнка, лежащего с поджатыми лапками вылепил Азат
  5. Этот котёнок с круглой головой, с прищипнутыми ушками и хвостом сделал Сережа
  6. Я включу музыку, а вы поиграйте с ними. Пусть котята порадуются

Средняя группа

Сюжетно-ролевая ситуация

2. Работы выставлены на подносе

  1. Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?
  2. Найдите работы, где все детали скреплены хорошо
  3. Почему эти медвежата такие крепенькие? (Дети должны сами сделать вывод и, таким образом, закрепить полученные умения и знания. Можно использовать игровую ситуацию. Приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу за столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках. Он полечит медвежонка на глазах у всех детей).
  4. Все медвежата здоровы
  5. Можно выставить работы в раздевалку для родителей

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения с внесением легких игрушек

Аппликация

  1. Ребята, как вы думаете, в каком автобусе захочет поехать медведь?

Почему?

  1. В каком автобусе ехать опасно?

В каких автобусах покатаем медвежат?

  1. Давайте рассмотрим их: ровные, колеса стоят на дороге, есть двери, окна одинаковые по величине и приклеены ровно.
  2. Берите медвежат и покатайте их

Оборудование: игрушки – медведь, медвежата

младшая, средняя группа

  1. Петрушка не хочет садиться в эту лодку. Почему? (кривой парус)
  2. Ремонтируй лодку и приглашай Петрушку в свою лодку.
  3. А что случилось с этим парусом? (наклонился, сейчас опрокинет лодку, тоже нужен ремонт)
  4. Петрушка, почему ты не хочешь садиться в эту лодку? Молчит
  5. Ребята, почему? Как вы думаете? (нос у прямоугольника срезан мало, лодка воду разрезать не будет, и будет стоять на месте)
  6. Петрушка, выбирай себе лодки
  7. Возьму себе прочные и быстрые лодки.

Оборудование: игрушка – Петрушка

Средняя, старшая группа

3 . Грибы для белочки можно оставить на полянке

  1. А вот и белочка
  2. Спрячу в дупло самые здоровые, на крепкой ножке, с круглой шляпкой
  3. А этим грибам нужно подрасти
  4. Этот грибок похож на мухомора не буду прятать его в дупло – он не съедобный.

А у этих грибов почему-то не выросли шляпки

  1. Эти грибы нанижу на ветки и засушу
  2. А эти грибы возьму
  3. Дети, почему эти грибы не хочет брать белочка?

Оборудование: белочка

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения

  1. В твоем парке только березки растут?
  2. Давайте посмотрим на птиц
  3. Чем заняты воробьи

Найдите самого озорного

  1. Найдите, который обижен и сидит нахохлившись.
  2. Почему этот не может взлететь?

старшая, подготовительная группа

2. Клоуну дети рисовали цирковых собачек.

  1. Что умеет делать твоя собачка?
  2. Мне нужны умные и ловкие собачки

Вы таких нарисовали?

  1. Теперь подарите мне самых быстрых
  2. А эти собачки смешные, они тоже мне нужны на арене цирка

Оборудование: клоун

подготовительная группа

Обыгрывание незаконченного

1. Увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её

  1. Ты не замерзла без шапки? Тем самым неназойливо подсказывает малоинициативному ребенку и дает возможность развития замысла и выполнение более выразительного рисунка
  2. Если девочка пойдет в лес, она не замерзнет без рукавичек?

старшая, подготовительная группа

2. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюёт. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать-клюв тупой. Вместе думают, что же надо сделать.

Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечайно клюнул воспитателя в палец.

Детей смешит эта ситуация и конечно, никто из детей не забудет применить правильный прием лепки.

средняя, старшая группа

Приемы, цель

Прием с ролевым поведением детей и взрослых

1. Дети подготовительной группы нарисовали украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовали их «продажу» в магазине «Одежда».

  1. Чтобы купить понравившееся платье (блузку и т.д.), надо не просто «заплатить деньги» , а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу стало понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель.

подготовительная группа

2. Дети – художники рисуют афиши по сказке или разным сказкам

Самые красивые и выразительные можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра.

3. Художникам – мастерам предлагается рассказать о своей посуде.

Можно оценивать работу соседа.

  1. Давайте с вами решим, у кого работа выполнена, как у настоящих мастеров,
  2. У какого мастера вы бы хотели поучиться?

Сюжетно-ролевая ситуация по типу режиссерских игр

Дети вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу

(Буратино заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть. Дети ему помогают: рисуют интересные и любимые места в городе).

  1. Ребята, как много я узнал о вашем городе. Мне очень понравились ваши рисунки: они красочные, аккуратно выполнены, изображение расположено по всему месту.
  2. На этой полянке в парке мы можем отдохнуть, поиграть в игры, поводить хороводы.

Оборудование: Буратино

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка своей работы

  1. Расскажи о своей кошке
  2. Что умеет делать?
  3. Шерстка у неё какая?
  4. Как ты её нарисовал? (тычком) Расскажи
  5. Шерстка получилась густая и пушистая. Я её рисовал, как вы учили: краски набирал мало и рисовал не всем ворсом, кончиком

средняя группа

2. Сравни рисунок с натурой.

  1. Сколько листочков справа?
  2. Как сделан набросок карандашом? (тонкой линией)
  3. Соблюдены ли пропорции?
  4. Похоже ли изображение на натуру?
  5. Все ли детали нарисованы?
  6. Все у тебя получилось?
  7. Почему рисунок получился грязным? (набросок сделан не тонкой линией)

подготовительная группа

  1. Расскажи о своем настроении, когда ты рисовал по замыслу
  2. Что можно сказать, посмотрев на эту работу?

подготовительная группа

  1. Какие краски вы использовали, рисуя зиму, осень, весну, лето?

подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка работы соседа

Расскажи о работе соседа

  1. Почему она тебе не нравится?
  2. А что можешь сказать ты о работе своего соседа?
  3. Нужно рассказывать о композиции, о подборе красок, об аккуратности выполнения работы

старшая, подготовительная группа

Рассматривание пейзажей с использованием музыки и художественного слова

1. Подумайте, какой из этих пейзажей вы подарите маме

  1. Почему этот, пейзаж понравился тебе больше всего.

2. Давайте прогуляемся по дорожкам, которые приведут нас в разные времена года.

3. Найдите картинку, которая подходит к этому стихотворению, музыке.

старшая, подготовительная группа

Отсроченный анализ

  1. Дети, много интересных рисунков получилось у нас
  2. Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет.

Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа

2. На следующий день можно пригласить малышей, если рисовали картинки для них.

Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы), загадки по рисункам

3. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра

4. Инсценирование сказки «Колобок» может идти на уроке нарисованного детьми леса с применением поделок – персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.


Задание: Изучение рисунков детей одной возрастной группы, учащихся одного класса, выполненных по одной теме.

Возможно использование следующей формы работы при анализе детских рисунков:

По форме изложения – устный анализ, письменный анализ.

По участию – индивидуальный, групповой анализ.

Дать ответы на вопросы:

1. Опишите рисунок и изобразите его схематично.

2. Какие достоинства и недостатки вы заметили в рисунке? Укажите их возможные причины.

3. Какую объективную оценку можно поставить за эту работу? Какую отметку вы ставите?

4. Дайте аргументированное объяснение оценки в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству?

Данный анализ детской изобразительной деятельности оформляется с использованием таблицы, разработанной ранее.

Студенты должны знать следующие методы формирования учителем оценочных действий у детей:

Оценка детских рисунков учителем (монолог);

Оценка детских рисунков учителем с включением детей в оценочные действия (беседы, диалог);

Самостоятельная оценка детьми своих рисунков.

При оценке результатов детского изобразительного творчества должен учитываться психологический момент воздействия на ребенка отрицательной оценки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назвать формы работы учителя по оценке детского рисунка.

2. Определить методы оценки детского рисунка.

3. Определить параметры по которым оцениваются детские рисунки.

4. Придумать свой прием оценки детского рисунка.

5. Методика обучения рисованию фигуры человека. Анализ детских рисунков Задание: изучение психологических особенности рисунков детей младшего и среднего школьного возраста. Методика педагогического рисунка на классной доске.

1. Методика рисования фигуры человека в начальной школе.

Объяснение основных пропорций фигуры взрослого человека, подростка и ребенка (примерные соотношения размера головы к высоте фигуры как 1: 8. 1: 5, 1: 3). Раскрытие последовательности изображения фигуры человека в разных движениях различными материалами и техникой. Композиционное размещение фигуры человека в рисунке. Портрет. Мимика лица.

2. Методика обучения изображению фигуры человека (в V-VII классах).

Анализ в рисунке различных типичных движений фигуры человека, пластики. Наброски с натуры человека в различных движениях (работа кистью, мягким карандашом, пером). Наброски по наблюдению и по памяти фигур людей на улице.

Необходимо проследить развитие темы на протяжении нескольких лет, соблюдая логическую последовательность и систематичность, учитывая постоянное усложнение и повторение пройденного материала, включая различные виды уроков (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об изобразительном искусстве).

В методических разработках должны быть представлены:

1. Упражнения и наглядные пособия.

2. Иллюстрации к практической работе учащихся по данной теме.

Методические разработки выполняются на формате А-3.

Во время прохождения педагогической практики студенты имеют возможность провести опытную работу с детьми.

Вопросы для самоконтроля:

1. Влияние возрастных изменений на характеристику формы фигуры человека.

2. Стадии последовательности изображения фигуры человека в набросках и рисунках.

IV курс, 7-й семестр

1. Педагогическое рисование на классной доске. Альбом педагогических рисунков “Городской пейзаж”

Задание: приобретение опыта в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Выполнение зарисовок городских построек, фрагментов зданий, транспорта и человека. Выполнения упражнений на отработку определенных навыков работы различными художественными материалами и техническими приемами.

Рисунки выполняются на классной доске и бумаге, используются различные изобразительные материалы и художественные техники: акварель, гуашь, уголь, сангина, тушь, пастель, фломастер и др.

Составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год

Задание: Планирование уроков изобразительного искусства в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями учащихся. Календарные планы уроков: текстовые, иллюстрированные, тематические, смешанные и др. Цели и задачи художественного воспитания и развития детей в системе конкретного урока, четверти и года обучения.

Анализ школьных программ по курсу “Изобразительное искусство” и составление иллюстрированного календарно-тематического плана на учебный год в форме таблицы.

Иллюстрированный годовой план позволяет наглядно видеть весь комплекс работ, предусмотренных программой для каждого класса. При разработке годового плана работы необходимо предусмотреть взаимосвязь между отдельными видами учебных занятий, их методическую направленность.

Весь учебный материал необходимо распределить по четвертям и по отдельным урокам, указать вид учебной работы (рисунок с натуры, декоративное рисование и т.д. – выделить символом), тему урока и наглядно показать содержание работы (техника исполнения, вариант изобразительного решения).

На отдельном листе приводится описание уроков: цели и задачи, материалы и оборудование, упражнения, наглядные пособия.


Похожая информация.


Анализ занятия по рисованию

    Название мероприятия : занятие «Разноцветные шары» по художественному творчеству (рисование)

    Дата и место проведения : 12 ноября 2015 во второй младшей группе детского сада.

    Количество детей, возрастная группа : 8 детей младшей группы.

    Цели мероприятия : Познакомить детей с техникой кулачного рисования, упражнять в различении цветов, геометрических фигур.

    Задачи :

    Образовательные: учить анализировать, выделяя признаки и особенности; развивать у детей видение художественного образа и замысла, через цветовую гаммуразноцветные шары; закрепить названия жёлтого, зелёного, красного цвета.

    Воспитательные: воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему; воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность при работе с красками.

    Развивающие: развивать творческую индивидуальность, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

    Планируемые результаты развития интегративных качеств ребёнка : выражает положительные эмоции (радость, удивление, интерес, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками, участвует в художественной деятельности.

    Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности : занятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям детей.

    Виды детской деятельности : коммуникативная, художественная.

    Условия и средства реализации :

    Материально-технические: вырезанные из альбомного листа воздушные шары, фланелеграф, гуашь жёлтого, зелёного и красного цвета в мисочках, альбомные листы, стаканчики с водой, влажные салфетки, корзинка с красками, игрушка ёжика, музыкальный проигрыватель с мелодией «От улыбки», надутые воздушные шары на каждого ребёнка.

    Дидактические: методы – словесный, наглядный, игровой; приёмы – показ способа действия.

    Общая оценка и анализ мероприятия : Эмоциональный настрой мероприятию был задан появлением ёжика, у которого лопнул шарик (сюрпризный момент). Воспитателем Мхитарян Р.Г. были определены тема и цели деятельности, использована дыхательная гимнастика. Видна заинтересованность детей в дальнейшей деятельности, внимание к происходящему.

Образовательный компонент заключался в повторении форм предметов (дети искали предметы круглой формы), цветов. Использовано недостаточно наглядного материала, который находится в неудобном для рассматривания месте. Цветовая гамма кругов жёлто-зелёно-синяя (по плану закрепление жёлтого, зелёного, красного) не позволяет повторить весь цветовой спектр, что очень важно для возраста второй младшей группы. К тому же хотелось услышать отличия предметов по форме, величине, цвету. По плану-конспекту воспитателя основной образовательной задачей стояло учить анализировать, выделяя признаки и особенности. Эта задача не была выполнена.

Воспитателем выбрана нетрадиционная кулачковая техника рисования, что очень понравилось детям. Порядок действий продемонстрирован на доске. К сожалению, пальчиковая гимнастика, которую провёл воспитатель, сделана после рисования, а не перед ним.

Очень важна в этом возрасте коммуникативная составляющая занятия и правильная, грамотная речь педагога. В этом отношении воспитатель часто допускает речевые ошибки («у всех получилось красивые шары», «шарик у ёжика сломался», а не лопнул и т.д.), не хватает и чёткого проговаривания каждого действия (воспитателю легче показать, чем проговорить). Хочется более эмоционального контакта с детьми.

Рефлексия: подведён итог занятия, понравился детям и сюрпризный момент – надувные шары.