Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

В речи героя Достоевского Алёши Карамазова были слова, на которые я раньше внимания не обращал, а теперь задумался над ними:
«3найте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома.

Сочинение

Очень часто обращение к прошлому влияет на состояние человека в настоящем. В данном тексте Д.А. Гранин поднимает проблему роли детских воспоминаний в жизни человека.

Анализируя эту тему, автор обращает наше внимание на высказывание одного из героев романа Ф.М. Достоевского о том, что «хорошее какое-нибудь воспоминание» из родительского дома может быть самой лучшей, сильной, здоровой, полезной реминисценцией человека. Писатель акцентирует наше внимание на том, что подобным высказыванием Алеша Карамазов не требует, не проповедует – он лишь пытается призвать всех людей вспоминать те мгновения, «когда они чувствовали себя хорошими». Подобные воспоминания должны быть нравственно сформулированными и понятным – в этом случае они смогут принести человеку много добра и пользы.

Д.А. Гранин считает, что детские воспоминания играют важную роль в мироощущении человека и его жизни в целом – они приносят счастье и удовлетворение собой, в тяжелые, грустные моменты помогают анализировать своё существование и наполнять его смыслом - тем самым «обязывают душу».

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что воспоминания человека из родительского дома, вновь пришедшее ощущение того, что ты когда-то был хорошим, способны внести в жизнь человека новые краски, заполнить её смыслом и верой в собственное счастье.

Проблему роли детских воспоминаний поднимает в романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Автор подошел к этой теме нестандартно и на примере Печорина показал, что иногда анализ собственной жизни, своих поступков из детства может помочь объяснить человеку свое состояние в настоящем. В собственном монологе герой обращается к периоду своей жизни, когда он сам был готов «любить весь мир» - творить добро, любить, дружить и быть счастливым. Благодаря этому он осознавал, что может испытывать те же чувства, что и все, может быть не одиноким, может совершать добрые поступки, и это, безусловно, сохраняло в его сердце немного тепла. Но дело в том, что в тот же период он решил для себя, что проще и лучше для него самого будет закрыться от всего мира, ответить на его несправедливость злостью, на его недоброжелательность и лицемерие – цинизмом и жестокостью и воспринимать людей и все окружающее как игру.

Анализ детских воспоминаний помог герою повести М. Горького «Детство» в сложные моменты своей жизни осознавать, что его существование не так ужасно, как кажется, и каждый из нас способен сделать свою жизнь лучше. У своей бабушки научился Алеша бескорыстной любви, состраданию, бесстрашию и позже, вспоминая моменты проявления этих чувств, герой понимал, что способен на многое – к тому же, он без труда и с большим счастьем мог отдавать любовь. Воспоминания о детстве, о бабушке, о «свинцовых мерзостях» жизни и о тех, кто их скрасил, помогли М.Горькому написать чудесную повесть о своем детстве, а это, наверное, самое лучшее, что можно сделать под влиянием воспоминаний.

Таким образом, можно сделать вывод, что каким бы не был человек, что бы он не испытывал, о чем бы не думал – воспоминания из детства способны изменить его мировосприятие, и если не сделать лучше, то хотя бы напомнить о том, что когда-то в его жизни существовало добро.

Аргументы к сочинению ЕГЭ

1. Проблема социального неравенства (маленького человека).

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман). Многие герои романа живут за чертой бедности.

    Реалия сегодняшнего дня: 2/3 россиян нищенствуют. Бездомные люди в морозные ночи замерзают на улице.

2. Проблема «отцов» и «детей».

    Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (повесть). Взаимоотношения Тараса и его сыновей. Материнская любовь к Остапу и Андрию.

    Телевизионный фильм по пьесе А.Вампилова «Старший сын», главные роли в котором играют Николай Караченцов, Евгений Леонов, Михаил Боярский.

3. Проблема знаний, образования, воспитания. Школа, учитель.

    Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (комедия). Митрофанушка – бездельник и лентяй. Не хочет получать знания. В результате вырастает ни к чему не приспособленный человек.

    М.В.Ломоносов. Его жизнь – пример того, как нужно учиться, чего можно добиться, имея глубокие знания.

4. Проблема «футлярности» жизни (обывательская мораль, замкнутость).

    М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» (сказка). Главный герой устранился от жизненных невзгод, заботился лишь о себе и своем благополучии.

    А.П.Чехов «Человек в футляре» (повесть)Учитель древних языков устранился от жизни, погрузил всё, даже душу в «футляр». Он не сделал ничего полезного, поэтому после смерти о нём быстро забыли.

5. Проблема счастья (его понимание), смысла жизни.

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Наташа Ростова видит счастье в семье. Смысл её жизни – любовь, умение отдавать себя людям.

    Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (поэма). Каждый понимает счастье по-своему. ? крестьян затевают спор, выясняя, кто же на Земле по-настоящему счастлив. Выясняется, что это Гриша Добросклонов, который борется за счастье народа.

6. Проблема патриотизма, лжепатриотизма.

    Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» (повесть). Тарас – патриот, верен народу и его традициям. Его сын Остап тоже патриот, а Андрий стал предателем.

7. Проблема жизненного выбора, проблема подвига.

    А.М.Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). В «Легенде о Данко», которая входит в рассказ, главный герой сам сделал свой выбор, пожертвовав жизнью ради спасения людей.

    А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (повесть). Пётр Гринёв сделал свой выбор – служить Отечеству. И когда Пугачёв предлагал Гринёву взамен на жизнь идти к нему на службу, Пётр отказался. Он готов погибнуть, но не предать свои идеи.

8. Проблема одиночества.

    М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Андрей Соколов потерял на войне всю семью: от бомбёжки погибли жена и дочери, разрушен дом, в день победы погиб старший сын. Герой очень одинок. Одинок и мальчик-сирота Ваня, который в войну остался без родителей, у него нет ни семьи, ни дома.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Базаров одинок во взглядах, в любви, в дружбе.

9. Роль личности в истории.

    А.С.Пушкин «Борис Годунов» (трагедия). Основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился доверия и уважения народа, его поддержки.

    В истории немало примеров: Ленин, Сталин, Ельцын…

10. Проблема милосердия (сострадания, человечности).

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Наташа обладает чутьём к чужой боли. Пьер – истинная доброта, душевность, он не может видеть чужого страдания.

    М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). Жестокость показана как естественная реальность в годы революции. При этом герои остаются людьми.

11. Проблемы войны и мира (человек на войне, противоестественность, бесчеловечность, жестокость войны).

    М.А.Шолохов «Судьба человека» (рассказ). Влияние войны на судьбы людей.

    Б.Васильев «А зори здесь тихие…» (повесть). Трагическая судьба молодых девушек-зенитчиц.

12. Проблема дружбы (верности, предательства и т.д.)

    А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все: войну, болезнь, голод, скитания, межнациональную рознь. И помогла им в этом дружба.

    Образец дружбы истинной, благородной - лицейское братство Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига…

13. Проблема экологии, мировосприятия, отношения человека к природе.

    В. Астафьев «Царь-рыба» (повесть). Главные герои этого произведения Природа и Человек. Царь-рыба – это огромный осетр, с которым борется человек: это символ освоения и укрощения природы. В повести речь идет о трагедии человека, который тесно связан с природой, но забыл об этом и губит и себя, и ее.

    Статья Конституции об охране природы гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

14. Проблема развития и сохранения русского языка, роль языка в жизни человека.

    В.Набоков «Дар». Последний и лучший роман о русском языке, об ответственности человека за то, как он использует этот дар судьбы.

    И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе». В стихотворении «Русский язык» писатель называет русский язык «поддержкой и опорой», необходимой человеку в трудные минуты. Он наделяет язык такими эпитетами, как великий, могучий, правдивый и свободный. И каждый из них имеет глубокий смысл.

15. Проблема отношения к чтению. Книга и ее роль в жизни человека.

    А.М.Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты» (трилогия). Чтение книг делает человека образованным, формирует его сознание. Эту мысль подтверждает жизнь известного русского писателя 20 века А.М.Горького., о которой мы узнаём из его автобиографической трилогии.

    Интерес к книге у моих современников, к сожалению, пропал. Литературу многие изучают по сборникам краткого изложения содержания произведений. Редко встретишь девушку или юношу с томиком стихов…

16. Проблема столкновения мечты с действительностью.

    А.Грин «Алые паруса» и др. повести. А.Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут отважные, чистосердечные мужчины, поэтичные и прекрасные женщины. Таковы главные герои его повести «Алые паруса» - Ассоль и Грей. Девушка всегда верила в чудеса. И нашелся молодой капитан, который смог осуществить ее мечту. И помогла в этом сила любви.

    Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека.

17. «Детская» проблема. Роль детства в жизни человека.

    Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность» (трилогия). В автобиографической трилогии на примере жизни главного героя Николеньки Иртеньева показан процесс формирования человеческой личности, развития детской души.

    А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (повесть). В этой повести представлена суровая проза жизни детей времен ВОВ, сумевших выстоять и продолжить жизнь.

18. Проблема любви (трагической, неразделенной и др.)

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. А любовь может противостоять любому злу.

    Л.Н.Толстой говорил, что, сколько сердец, столько родов любви.

19. Проблема творчества (вдохновения, писательский труд…)

    Б.Пастернак «Док тор Живаго» (роман). Главный герой Юрий Живаго выражает взгляды самого Пастернака на миссию поэта в мире. Пастернак считает, что творчество – это божий дар.

    «Рукописи не горят» - в этой фразе из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» заключена вера в неудержимую силу творчества, искусства.

20. Семейная проблема, проблема дома и бездомия.

    Л.Н.Толстой «Война и мир» (роман-эпопея). Идеал Толстого – семья, взаимоотношения в которой построены на добре и правде. Болконские, Ростовы. Это не просто семьи, это целые жизненные уклады, основанные на национальных традициях.

    М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). В центре повествования история семьи донских казаков Мелеховых.

21. Проблема борьбы добра и зла.

    В.Распутин «Уроки французского» (рассказ). В рассказе показана душевная теплота учительницы, ее умение помочь своему ученику. Рассказ пронизан гуманизмом, стремлением писателя, по его словам, вернуть людям все то добро, которое они в свое время сделали для него.

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Роман посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов 20 века и библейских времен. Временной интервал в два тысячелетия лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла вечны и непреходящи. Они актуальны для человека любой эпохи.

22. Проблема наркомании, алкоголизма и других пагубных привычек.

    Чингиз Айтматов «Плаха» (повесть). Молодые люди, подстегиваемые алкоголем и наркотиками, признают только одно – деньги. Зло порождает зло. Автор проводит параллель: волк-человек. И кажется невероятным, что он показывает человеческое в звере и обнажает звериное в людях.

    Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. Но сейчас возникло много новых молодежных проблем. Среди них наркомания, токсикомания, алкоголизм. Эти проблемы волнуют общество, медиков, педагогов и, конечно же, самих подростков.

23. Проблема жестокости, насилия.

    В.Железников «Чучело» (повесть). Главная героиня – слабое, беззащитное существо, нескладная, со странностями девочка Лена. Очень быстро она становится жертвой своих одноклассников.

    Анна Ахматова в года сталинизма пережила нечеловеческие страдания. Ее сына, Льва Гумилева, несколько раз арестовывали. Ей приходилось целыми днями стоять в очереди около тюрь мы, чтобы передать сыну пере дачку. Под впечатлением этих событий и родилась поэма «Реквием». В этом произведении заключена общечеловеческая мысль о недопустимости, не гуманности насилия над людскими душами и судьбами.

24. Проблема памяти, исторической памяти, Родины, истории.

    А.Н.Толстой «Петр Первый» (роман). В истории нашей страны много славных и бесславных войн, дипломатических интриг. И мы должны знать прошлое, чтобы понять настоящее. А помогает нам в этом исторический роман А.Толстого, в котором отражена эпоха петровских преобразований и личность великого Петра.

    Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека. В.Распутин

25. Проблема ответственности за свои поступки.

    «Слово о полку Игореве». Князь Игорь очень любил родную землю и поэтому, собрав небольшую дружину, он отправился на защиту родной земли. Им руководило желание свободы, чувство патриотизма. Но при этом Игорь пошел на половцев самостоятельно, без поддержки других князей. И поход этот оказался неудачным.

    М.А.Булгаков «Собачье сердце» (повесть). Видя несовершенство человека, профессор Преображенский мечтает улучшить его породу. Но эксперимент по созданию человека искусственным путем, поставленный гениальным ученым, обещает иметь тяжелые последствия для общества. Профессор первым видит эту опасность и находит в себе силы исправить ошибку. Это решение говорит о том, что профессор умеет отвечать за свои поступки.

26. Проблема самопожертвования, самоотречения.

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Маргарита ради любимого человека уходит от обеспеченной жизни, от любящего мужа. Она бросает все и становится единственной опорой Мастера. Ради того, чтобы еще раз увидеть любимого человека Маргарита заключает договор с дьяволом и губит свою бессмертную душу. Разве это не самопожертвование?

    А.М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ). Легенда о Данко рассказывает о том, как юноша ради спасения обессилевших людей пожертвовал своим сердцем, которое осветило спасительный путь.

27. Проблема истины, правды.

    А.М.Горький «На дне» (пьеса). В пьесе показаны две «правды», которые исповедуют два героя – Лука и Сатин. Странник Лука проповедует ложь во спасение. А правда Сатина состоит в том, чтобы трезво смотреть на вещи и не обманывать себя ложными надеждами.

    Главный герой Мастер в своем неожиданном, искреннем, смелом романе выразил авторское понимание истины. Что есть истина? Об этом спорят Иешуа и Понтий Пилат. В поиске истины Булгаков видит смысл человеческой жизни.

28. Проблема власти законности.

    Л.Бородин «Третья правда» (повесть). Главный герой егерь Иван Рябинин задержал злостного браконьера, но тот оказался «высок чином», и «засудили» Ивана, обвинив его в терроре и связи с бандой. Не смог Иван на суде доказать свою правоту. Правду говорят в народе: «Прав тот, у кого больше прав».

    М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман). Иешуа убежден в том, что всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда власти не станет. А жестокий Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, уверен, что мир основан на насилии и власти. Однако власть и величие не сделали его счастливым.

29. Христианские проблемы (библейские мотивы, евангелийские мотивы, проблема веры).

    А.М.Горький «На дне» (пьеса). Все персонажи пьесы во что-то верят: Анна верит в Бога, татарин – в Аллаха, Настя – в роковую любовь, Барон – в свое прошлое. Клещ ни во что не верит, а Бубнов и не верил никогда ничему. А ведь без веры жить невозможно.

    «…Каждому будет дано по его вере» М.Булгаков

30. Проблема интеллигентности.

    Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Главный герой романа - врач Юрий Живаго. Произведение носит автобиографический характер. За страницами, описывающими Юрия Живаго, встает собирательный образ русской интеллигенции, которая не без колебаний и духовных потерь приняла революцию.

    Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев - это интеллигент до корней волос. Образован, культурен, тактичен. Всю жизнь посвятил научной деятельности, в 90 лет преподавал в Санкт-Петербургском университете. Вот истинный образец интеллигентности.

31. Проблема внутренней борьбы в человеке.

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (роман). В образе главного героя показан трагически неразрешимый конфликт человека, одержимого идеей

    М.А.Шолохов «Тихий Дон» (роман-эпопея). Чудовищные колебания, метания главного героя; несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей его жизни.

32. Проблема смерти и бессмертия.

    Б.Пастернак «Доктор Живаго» (роман). Герой – Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками, умирает в 1929 году. После него остаются записи и написанные в молодые годы стихи. Они стали выражением радости, превозмогающей страх смерти.

    И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» (рассказ). Проблема смерти подспудно начинает звучать с самых первых страниц произведения, постепенно становясь ведущим мотивом. Автор показал, насколько ничтожна жизнь человека в глазах окружающих, если о ней так быстро забывают.

33. Проблема сохранения культурного наследия.

    М.А.Булгаков «Белая гвардия» (роман). Данная проблема раскрывается на примере судьбы семьи Турбиных. В этой дворянской семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Они ни при каких обстоятельствах не меняют своих убеждений.

34. Проблема столкновения взглядов и мировоззрений.

    И.С.Тургенев «Отцы и дети» (роман). Столкновения и споры главного героя – нигилиста Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича Кирсанова. В основе их споров конфликт общественно-политический и конфликт отцов и детей. Точки зрения героев на вопросы политики, общественной жизни, науки, искусства, природы различны. Это объясняется разным мировоззрением.

35. Проблема национализма.

    В повести рассказывается о детях, которые ведут борьбу за свою жизнь. Они выдерживают все. Алхузур выхаживает больного Кольку, а тот в свою очередь спасает чеченского мальчика от русского солдата, который мог его убить. Взаимовыручка определяет их дальнейшую судьбу. Затем мальчики скрепили свое братство кровью. И больше ничто не могло их разлучить.

    В годы Великой Отечественной войны рядом сражались люди разных национальностей. Не было никаких различий. Они шли в бой за правое дело.

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, - это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной. Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории. «Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» - с горечью вопрошает В. Астафьев в финале. Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций - все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно - виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», - пишет В. Распутин. Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» - привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память - это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.

1.В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы наблюдаем конфликт старого и молодого поколений: Н.П.Кирсанов не может понять взгляды своего сына Аркадия, он пытается общаться с его приятелями, проникнуться их идеями, но эта его попытка обречена на неудачу. Друг Аркадия, Базаров, скептически относится к обоим братьям Кирсановым, дело даже доходит до ожесточенных споров по многим вопросам. Такое же полное отсутствие взаимопонимания мы наблюдаем в начале романа между Евгением Базаровым и его родителями.

2. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» главная героиня Катерина Ивановна совсем одна. Её дочь живет в Ленинграде, занимается организацией выставок молодых художников, постоянно что-то выбивает для них, а о матери не вспоминает совсем или очень редко. Даже материнское письмо ей читать недосуг. Даже известие о болезни самого родного человека её не очень-то трогает. А мать ждёт родную дочь, прощает ей эту чёрствость по отношению к себе, объясняет её равнодушие занятостью работой.
3.Хорошие взаимоотношения в семье очень важны как для детей , так и для самих родителей. А взаимоотношения эти бывают далеко не идеальными. Можно вспомнить пример из нашей истории. Император Павел I испытывал ненависть к своей матери Екатерине II. После её смерти он изменил большинство законов, которые она утвердила. Всё это он делал для того, чтобы ему ничего не напоминало о матери.


  1. Проблема деградации человеческой личности.

1.В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» мы видим это на примере помещика Плюшкина. Писатель так ярко рассказал о том, как этот когда-то умный, деятельный, гостеприимный человек постепенно превратился не то в «мужика», не то в «бабу», в «прореху на теле человечества». Человек не должен так деградировать, не должен так опускаться, потому что люди – существа мыслящие, а не животные. Эта мысль приходит в голову сразу же после прочтения главы о Плюшкине.
2.Эта проблема в центре рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В нём дана история о том, как милый, обаятельный, умный, добрый, трудолюбивый человек, который стремится стать хорошим земским врачом, постепенно превращается в «языческого божка», для которого теперь главными в жизни стали деньги. А ведь он испытывал когда-то искреннее чувство любви к Котику, умел тонко чувствовать красоту природы. Но среда, в которую он попадает, вынуждает его жить по её законам, а сам Старцев не способен сопротивляться . Вместе с характером у Дмитрия Старцева изменились и внешность, и поведение. Больные его интересуют лишь потому, что с них можно взять деньги. Как личность, он деградировал.


  1. Проблема добра, милосердия, благотворительности, сострадания, гуманного отношения к человеку, бескорыстия (и наоборот, отсутствие этого)

1.Эта проблема есть в рассказе А.Платонова «Юшка». Старый Юшка никому не нужен, он беззащитный, незлобливый, добрый, но в городе к нему относились плохо очень многие: и взрослые, и дети. Они срывали на нём свою злость, обиды, неудачи, дети дразнили его, бросали в старика палками, камнями. А ведь он никому не сделал ничего плохого. В городе даже не знали, что Юшка так плохо одевается и питается потому, что экономил деньги для приёмной дочери, которая училась на врача. У этой девушки никого не было, она сирота, Юшка жалел её и относился к ней как к собственной дочери. Он-то проявил сострадание, милосердие к совершенно чужому человеку, а вот сам очень страдал от жестокости людей.

2.В русской литературе есть немало произведений, в которых авторы писали об этих проблемах. Вспомнить хотя бы рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Матрёна, старая русская крестьянка, всю свою жизнь делала людям добро, любила людей и жалела их, хотя сама от людей добра почти не видела. Она бескорыстно помогала всем соседкам, кто просил помочь с деревенской работой, помогла другой Матрёне с воспитанием Киры, пообещала отдать половину дома Кире и даже отдаёт, хотя и с болью в сердце. Она жалеет своего постояльца и старается угодить ему и накормить его получше. Никогда ни о ком не сказала Матрёна плохого слова, ни разу никого не осудила. Сам автор назвал свою героиню «праведницей», то есть живущей правильной жизнью.
3. Жизнь современного общества жестока, беспощадна, но это не значит, что в ней нет места милосердию, состраданию. Что мы знаем о популярных артистах ? Практически ничего, кроме того, что мелькает о них в прессе. Мы завидуем их популярности, успехам, достатку. И совсем не задумываемся о том, что эти люди проявляют такое количество милосердия, сострадания, что нам, как говорится, «и не снилось». Несколько лет назад у артистки Надежды Бабкиной внезапно умер единственный родной человек, еще не старый – брат, который ей очень много помогал в жизни. Эта смерть была для неё таким шоком, Она замкнулась в себе, очень сильно похудела, у неё почти вылезли волосы, так что роскошную косу пришлось отрезать. А самое главное то, что она почти перестала петь, её ансамбль был на грани распада. Так продолжалось около года, до тех пор, пока она не побывала в детдоме. Там она увидела, что есть люди, которым живётся намного хуже, чем ей, что горя у них гораздо больше, чем у неё. С тех пор артистка постоянно бывает в детских домах с концертами, очень много помогает материально, организует для них музыкальные и хоровые кружки, Дети, которые поют с её группой – это воспитанники детского дома.
4. Недавно умер от сердечного приступа очень известный хирург-трансплантолог С.Шумаков. Всю свою жизнь он спасал человеческие жизни от смерти. Стольким пациентам он подарил ещё 10, 15 лет жизни! И делал это не за большие деньги. После его смерти показали документальный фильм о нём, о его семье. Нет у него ни огромного особняка, ни роскошной квартиры, ни накоплений в банке, потому что основным делом жизни его было – это спасение человеческих жизней, не считаясь ни со временем, ни со своим здоровьем.
5.В газете «Аргументы и факты» была напечатана статья о бабушке Тоне из города Суздаля , которая для детского дома печёт пирожки, покупает конфеты, вяжет детям варежки. Она продает на базаре яблоки, огурцы, сувенирные игрушки, а на вырученные деньги покупает для детей из детского дома продукты. В своём дворе она устроила детский городок, в котором играет вся окрестная малышня. А ведь баба Тоня получает пенсию 4 тысячи рублей, но это не мешает ей делать добро. Бабу Тоню называют в Суздале «святой» и знают и взрослые, и дети.
6.Что мы знаем о Раисе Михайловне Горбачёвой ? Что она жена экс-президента СССР, что она очень изысканно одевалась, что она сопровождала его во всех заграничных поездках, часто мелькала на экране телевизора, что она умерла от неизлечимой болезни. И мало кто из нас знает, что ещё задолго до болезни Раиса Михайловна занималась проблемами детской гематологии и трансплантологии, а когда она умерла в 1999 году от лейкемии, в память о ней был построен Институт детской гематологии и трансплантологии. И во многом благодаря её усилиям, детская смертность от лейкоза в России снизилась с 90% до 30.
7.Известная актриса Чулпан Хаматова однажды попала в больницу, где лежали дети, больные лейкозом. После этого она поняла, что не может оставаться безучастной к их судьбе. Вместе с еще одной актрисой они учредили благотворительный фонд «Подари жизнь». Вместе с другими людьми она участвует и организует концерты и акции в пользу больных детей. На адрес фонда приходят письма и переводы с разными суммами: от 10 рублей до 10 тысяч евро. Все деньги идут на закупку оборудования и лекарств для больных детей.
8.Всей стране известно имя детского хирурга Леонида Рошаля . Это он помогал спасать людей из рук террористов в Беслане и на Дубровке. Он был там потому, что так требовали террористы. Он мог отказаться, но не сделал этого, потому что знал, что от него зависят жизни детей и взрослых, хотя собственная была на волоске от смерти.
9.Газетой «Аргументы и факты» создан благотворительный фонд, который называется «АиФ. Доброе сердце». Такое же название одной газетной странички в этом издании. Фонд организует сбор средств для тех, кто очень сильно болен и требуется много денег для лечения. Нельзя без слёз читать эти статьи, особенно о детях. Фонд помог и помогает очень многим – об этом рассказывают статьи журналистов. Деньги сюда присылают в основном обычные люди, у которых маленькие пенсии и зарплаты. Это говорит о том , что в наше прагматичное время люди не забыли ни о милосердии, ни о сострадании, ни о доброте.


  1. Проблема поиска смысла жизни , своего места в жизни

1.В романе Толстого «Война и мир» два главных героя (А.Болконский и П.Безухов) постоянно в поиске ответа на вопрос: в чём смысл жизни человека, для чего нужно жить? Болконский пытается найти себя в воинской службе, на гражданском поприще. А в 1812 году он понял, что главное – быть в единстве с народом, поэтому он идёт воевать с французами.

Пьер Безухов также постоянно в поисках смысла жизни . Сначала он тратит свою жизнь на пустяки, кутя с Анатолем Курагиным, затем увлекается идеями масонов о братстве, равенстве, сам становится во главе масонов в России. Но когда понял, что для многих членов масонской организации это братство является только средством карьерного роста, то Пьер разорвал отношения с ними. Светская жизнь его не привлекает. В войну 1812 года он, абсолютно штатский человек, побывал на Бородинском поле во время битвы, перенёс тяготы плена, очень много общался с простым народом, с тем самым народом, который одержал победу над Наполеоном, но оставался в своей стране в рабстве. И Пьер приходит к мысли, что это несправедливо, что за освобождение народа нужно бороться. В эпилоге романа Пьер становится членом тайного общества, которое в будущем должно было , по замыслу писателя, организовать восстание в Петербурге на Сенатской площади 14 декабря 1925 года. Таким образом, Пьер нашёл для себя ответ на вопрос: а для чего стоит жить?


2. На одной из пресс-конференций журналисты спросили у В.В. Путина , чему он посвятит свою дальнейшую жизнь. Президент ответил, что всю свою жизнь он посвятил одному – служению Отечеству и своему народу, что в этом он видит смысл своей жизни сейчас и в дальнейшем. И это не высокие слова. Это гражданская позиция Человека с большой буквы, патриота, гражданина страны. Его служба на посту Президента страны, его дела, его замыслы на будущее говорят о том, что выбор его глубоко осознанный, что его слова не пустой звук. Именно он вытащил страну из страшного хаоса конца 90-х годов, не дал окончательно растащить её на куски, не позволил США и Западной Европе поставить страну на колени, заставил мир снова с уважением относиться к России.

1.Проблема алкоголизма всегда была в нашей стране очень острой. Об этом ещё писал Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» , в котором один из героев, чиновник Мармеладов, спивается от безработицы, от страшной нищеты, от бед в его семье, от безысходности. Страдают все: и старшая дочь Соня, и жена Катерина Ивановна, и её маленькие дети, и он сам. Никто не может и не хочет ему помочь, все только смеются или издеваются. Да и как можно было помочь, если в Санкт-Петербурге того времени, как писал Достоевский, на улице из 17 домов имелось 21 питейное заведение. Так что проблема эта была государственного масштаба ещё во времена Достоевского.


2. В пьесе М.Горького «На дне» мы видим босяков, которые пьют почти все: Сатин, Бубнов, Актёр, Барон, Настя. Этот список можно продолжить. Пьют от безысходности, от безработицы.

  1. Проблема чести, достоинства

1.В XVIII-XIX веках честь и достоинство мужчины отстаивали на дуэли. Дуэли есть и в романе Пушкина «Евгений Онегин», и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», и в романе Тургенева «Отцы и дети». Офицерская честь, дворянская честь – это были не пустые слова не только в романах того далёкого века, но и в жизни тоже. Пушкин стрелялся с Дантесом, защищая честь и достоинство своей жены, своей семьи. Для него эти слова много значили, поэтому он сам бросил вызов Дантесу, зная, что тот хорошо стреляет, так как был офицером и считался завзятым дуэлянтом.


  1. Проблема бережного отношения человека к природе (или наоборот)
1.Несколько лет назад за нашим селом по берегом Пьяны были чудесные луга, где трава достигала человеческого роста. Здесь пасли стада, заготавливали на всю зиму сено, сюда ходили всем селом за ягодами, за цветами, это было любимое место отдыха жителей села. А что же мы видим сейчас? Местами всё заросло бурьяном, а местами не растёт вообще ничего. Причина одна: кто-то из местного начальства решил, что не хватает пахотных земель, что луга надо распахать, чтобы посеять здесь пшеницу, рожь, ячмень. Приказ начальства выполнили, но ничего, кроме вреда, из этого не получилось. Оказалось, что луговая почва непригодна для выращивания злаковых культур. Теперь в этих местах полынь, осот и прочие сорняки. Луга пытались восстановить, но оказалось, что на это нужно годы . В местной газете была опубликована статья учёного о том, что после такого варварского отношения почве нужно восстанавливаться примерно сорок лет, да и то при условии, что сюда не ступит нога человека, не будут пасти скот, не будут ездить тракторы и машины, что, конечно же, нереально. Вот так бездумное решение одного человека нанесло природе нашего края непоправимый ущерб.

  1. Проблема совести
1.Проблема совести – нравственная проблема. Булгаков считал, что совесть просыпается даже у самых жестоких и равнодушных людей. Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита» в силу своего положения (он был прокуратором Ершалаима) часто идёт против своей совести и приговаривает безвинных людей к смерти. Но совесть его мучает, поэтому у него постоянно болит голова. Приговаривая Иешуя к смерти, Понтий Пилат надеялся на то, что в честь праздника Пасхи приговорённого отпустят, но этого не произошло. Именно совесть заставляет страдать этого героя. М.Булгаков делает вывод, что никто не сможет разбудить в человеке это чувство, если он сам не осознает свои поступки и не сделает правильные выводы.
2.Эта проблема встречается во многих произведениях русской литературы. Примером является роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором главного героя после убийства старухи и её сестры «загрызла» совесть. Он сходит с ума, бредит, у него галлюцинации. Раскольников пытается рассказать об убийстве знакомым, близким, родным. Совесть не даёт ему покоя, заставляет его идти в полицию с повинной.

  1. Проблема семейных отношений.

1.В пьесе М.Горького «На дне» много проблем, одна из них – проблема семейных отношений. В таких условиях, в которых живут ночлежники, семейная жизнь невозможна. Это мы видим на примере отношений Клеща и Анны. Клещ зол на свою жену, она ему мешает, он считает её обузой и ждёт, когда же, наконец, она умрёт. Никакой помощи, никакого сочувствия от него Анна не видит. Отношения между ними хуже, чем между врагами.


  1. .

1.Проблема гуманного отношения к человеку раскрыта М.Горьким в пьесе «На дне». Обитатели ночлежки не живут, а существуют. Вокруг них царит жестокость, зло, хамство, грубость. Они постоянно скандалят друг с другом, обманывают, воруют, никого не жалеют и не любят. С появлением Луки атмосфера в ночлежки меняется. Он обращается к босякам с ласковыми словами, старается их утешить, жалеет многих из них, например Анну. Он внушает ночлежникам надежду на лучшее. Именно поэтому актёр, например, бросил пить и стал копить деньги на лечебницу, а Сатин начал произносить возвышенные речи, которые до появления Луки ни разу не произносил. То есть Лука во многих ночлежниках разбудил что-то хорошее. Это и есть гуманное отношение к человеку.


  1. Проблема свободы творчества.

1.В начале XX в. свобода творчества в нашей стране была невозможна. Всё находилось под жестоким контролем властей. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» написал, что за своё произведение мастер оказался в психиатрической больнице. Ведь образом Понтия Пилата он намекнул на современную ему власть и за это был наказан .


2.Многие произведения А.Ахматовой были запрещены при её жизни, их не печатали. А.И.Солженицын долгие годы прожил за границей, и его произведения, в частности «Архипелаг ГУЛАГ» в то время в СССР было запрещено печатать. Роман «Молодая гвардия» А.Фадееву пришлось переделывать, так как, по мнению партийных чиновников, он слабо показал в своём произведении роль компартии в годы войны. Таким образом, проблема свободы творчества была актуальной в Советском Союзе.

  1. Проблема сохранения культурного наследия страны .

1.Культурное наследие играет для страны важнейшую роль. Эта проблема была особенно актуальна в годы войны. Во время военных действий немцы захватили Ясную Поляну и хотели уничтожить дом-музей Л.Н.Толстого. Ещё до прихода фашистов местные жители успели вынести и спрятать всё самое ценное. Немцы, увидев, что музей почти пуст, устроили в нём госпиталь для своих солдат, а часть отдали под конюшни. При отступлении они подожгли дом-музей. Жители окрестных деревень, увидев дым, бросились тушить пожар. Им удалось отстоять дом. Они понимали, что значил этот музей для нашей культуры.


2.В1941 году, захватив Великий Новгород, фашистские войска разрушали лучшие творения нашего народа. В церквах они устраивали пулемётные дзоты, памятники разрушали и вывозили в Германию. Коснулось это и знаменитого памятника «Тысячелетие России». Немцы разобрали его, погрузили в вагоны и собирались уже отправить их из России. Лишь наступление Советской армии смогло остановить фашистов.

  1. Проблема сохранения памяти о войне 1941 – 1945 гг .
1.Во всех уголках нашей страны сооружены обелиски в память о погибших воинах. Каждый год 9 мая проводятся митинги, посвящённые Дню Победы. Мы помним погибших, чтим их, уважаем память о них.
2.Многие писатели и поэты сами были участниками войны. Они отразили в своих произведениях реальные события. Например, у А.Твардовского есть стихотворении е «Я убит подо Ржевом», которое поэт посвятил всем павшим воинам. Стихотворение написано от лица воина, погибшего в танковой мясорубке в 1941 году. От него ничего не осталось после прямого попадания снаряда, но солдата интересует не память о себе, а ответ на вопрос – сдали город или нет? Твардовский чувствует свою вину перед всеми погибшими, он хочет, чтобы память о них была жива.
3.Книга А.Твардовского «Василий Тёркин» - это память о войне и о тех, кто победил в этой страшной войне. Василий Тёркин – это собирательный образ русского солдата-победителя, патриота, гражданина, защитника, героя. Это книга обо всех фронтовиках.

  1. Проблема предательства.

1.Предательство – самый низкий поступок.. Во время Великой Отечественной войны генерал Власов сдал в плен целую армию. Слово «власовец» звучало как клеймо.


2.Пример предательства и негативного отношения к предателям мы можем увидеть в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Андрий ради любимой девушки забывает о родине, о товарищах, об отце, о матери. Он становится предателем, переходит на сторону поляков. Отец лично покарал своего сына, потому что предательства никто никогда и никому не прощал.