Очень многие авторы текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку поднимают проблему труда и его важности для человека и общества. У этого вопроса много аспектов, которые мы постарались осветить в данной подборке аргументов. Под каждым заголовком вы найдете нужные литературные примеры для сочинения.

  1. Для Матрены, героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» , труд – смысл жизни. Она постоянно что-то делает, помогает близким и знакомым. К сожалению, ее добротой часто пользуются. Матрена постоянно работает на колхоз, на соседей, на знакомых, выполняет и тяжелую работу, не требуя денег. Даже погибает героиня, помогая соседям перевозить собственную избу. В этом отношении к жизни, по мнению автора, заключена праведность, на которой держится весь мир.
  2. Григорий Мелехов, герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» , вынужден почти всю жизнь воевать: Первая Мировая война, потом бесконечная Гражданская война. Его тянет домой, к мирному труду пахаря, к земле. Труд – основа жизни Григория, он чувствует землю, природу, скучает по созидательности всех хозяйственных работ (в то время, как на войне одно лишь разрушение). Желание защитить свою землю, свое право трудиться на ней и руководит Мелеховым в его метаниях между красными и белыми.

Правильное отношение к труду

  1. Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Бабушка дает внуку задание: насобирать ягод на продажу. Рассказчик, попав под влияния друзей, съедает ягоды и идет с ними на речку. А бабушке отдает туесок, набитый травой, с ягодами лишь сверху (посоветовал один из приятелей). Герой мучается из-за обмана, который раскрывается при продаже ягод. Бабушка срамит и обличает внука, но подарок из города все же привозит, а рассказчик на всю жизнь запоминает, что трудиться надо добросовестно.
  2. Сергей Крылов, герой романа Д. Гранина «Иду на грозу» , преклонялся перед наукой, научный труд для него – смысл жизни, а ученые — боги. Кроме беспрерывной работы, герою ничего не нужно для счастья. Несмотря на неудачи в карьере, Крылов не сдается и трудится, ведь работа ученого особенная: он двигает вперед не только человека, но и человечество. И поэтому герой трудится даже над закрытой темой во имя науки, и ему дают разрешение на эксперименты.

Высокий смысл труда

  1. Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина , постоянно скучает и живет, будто по привычке. От скуки он и решил поухаживать за Ольгой, возлюбленной своего друга Владимира Ленского, и Владимир вызывает Евгения на дуэль, а затем погибает от его рук. А вся эта мрачная хандра, ведущая к катастрофическим последствиям, не прекращается потому, что нет у Евгения дела, которым он будет заниматься. Без труда жизнь уныла и не приносит удовлетворения.
  2. Герой рассказа В. Распутина «Красный день» привык к труду с малолетства, ведь матери больше помочь никто не мог, кроме детей. Труд для него – необходимость, которую он ощущает как обыденность. После того как мальчик натаскал воды в баню вместо матери-банщицы, причем сделал это тайно, чтобы она не могла отказаться от помощи, мать расплакалась, высоко оценив этот поступок. Именно такие люди, которые с детства при деле, и смогли возродить из руин огромную страну в период послевоенной разрухи.

Можно ли оправдать пренебрежительное отношение к труду?

  1. Шухов, герой повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , занимается не свободным, а подневольным трудом в лагере. Заключенные должны сохранять баланс в работе: не перенапрягаться и не отлынивать. Перенапрягаться нечего – премии не дадут, а отлынивать – время долго идет и пайку могут урезать еще больше. Заключенные могли бы относиться пренебрежительно к их тяжелому труду, но для них это – необходимость, особенно холодной зимой.
  2. Нельзя оправдать пренебрежительное отношение к работе врача. Такое, как в рассказе М.Зощенко «История болезни» . Врачам и сестрам абсолютно плевать на больных: героя привели к ванне с какой-то старухой, его случайно положили у окна, а посуду мыли настолько плохо, что рассказчик заразился коклюшем от ребенка из соседнего отделения. Также от небрежности жене героя сообщили, что он умер. Это была ошибка, но разве можно оправдать такие неточности?

Труд как образ жизни

  1. Для Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов» , труд – это не обязанность, не блажь, это способ существования. Он нуждается постоянно в какой-то деятельности, иначе не чувствует себя полезным. Кипучая энергия Штольца фонтанирует и распространяется на все вокруг. И своего друга Илью Обломова он на некоторое время вывел из его бездействия. Именно такие люди, которые стремятся к труду, а не бегут от него, двигают общество вперед.
  2. Господин из Сан-Франциско из одноименного рассказа И.Бунина всю жизнь наживал капитал. Причем это не благородный труд, это эксплуатация других людей. Он губил рабочих тяжелыми условиями и нищенской зарплатой ради собственной роскоши и богатства. Для Господина труд – это не образ жизни, а необходимость для бедных. Но что дало ему богатство? Когда герой умер, его практически выбросили из шикарной гостиницы и отправили тело в ящике из-под лимонада. Полезность жизни измеряется пользой для окружающих, а Господин никогда не трудился, и эту пользу обществу не приносил, поэтому он никому не нужен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Вариант 30. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы.

Текст




Не так давно я имел счастье говорить с человеком, который в раннем детстве видел Пушкина. У него в памяти не осталось ничего, кроме того, что это был блондин, маленького роста, некрасивый, вертлявый и очень смущенный тем вниманием, которое ему оказывало общество. Уверяю вас, что на этого человека я глядел, как на чудо. Пройдет лет пятьдесят - шестьдесят, и на тех людей, которые видели Толстого при его жизни (да продлит Бог его дни!), будут также глядеть, как на чудо. И потому я считаю не лишним рассказать о том, как весной тысяча девятьсот пятого года я видел Толстого.
Сергей Яковлевич Елпатьевский предупредил меня, что завтра утром Толстой уезжает из Ялты. Ясно помню чудесное утро, веселый ветер, море - беспокойное, сверкающее - и пароход "Святой Николай", куда я забрался за час до приезда Льва Николаевича. Он приехал в двуконном экипаже с поднятым верхом. Коляска остановилась. И вот из коляски показалась старческая нога в высоком болотном сапоге, ища подножки, потом медленно, по-старчески, вышел он. На нем было коротковатое драповое пальто, высокие сапоги, подержанная шляпа котелком. И этот костюм, вместе с седыми иззелена волосами и длинной струящейся бородой, производил смешное и трогательное впечатление. Он был похож на старого еврея, из тех, которые так часто встречаются на юго-западе России.
Меня ему представили. Я не могу сказать, какого цвета у него глаза, потому что я был очень растерян в эту минуту, да и потому, что цвету глаз я не придаю почти никакого значения. Помню пожатие его большой, холодной, негнущейся старческой руки. Помню поразившую меня неожиданность: вместо громадного маститого старца, вроде микеланджеловского Моисея, я увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях. Помню его утомленный, старческий, тонкий голос. И вообще он производил впечатление очень старого и больного человека. Но я уже видел, как эти выцветшие от времени, спокойные глаза с маленькими острыми зрачками бессознательно, по привычке, вбирали в себя и ловкую беготню матросов, и подъем лебедки, и толпу на пристани, и небо, и солнце, и море, и, кажется, души всех нас, бывших в это время на пароходе.
Здесь был очень интересный момент: доктора Волкова, приехавшего вместе с Толстым, приняли благодаря его косматой и плоской прическе за Максима Горького, и вся пароходная толпа хлынула за ним. В это время Толстой, как будто даже обрадовавшись минутной свободе, прошел на нос корабля, туда, где ютятся переселенцы, армяне, татары, беременные женщины, рабочие, потертые дьяконы, и я видел чудесное зрелище: перед ним с почтением расступались люди, не имевшие о нем никакого представления. Он шел, как истинный царь, который знает, что ему нельзя не дать дороги. В эту минуту я вспомнил отрывок церковной песни: "Се бо идет царь славы". И не мог я также не припомнить милого рассказа моей матери, старинной, убежденной москвички, о том, как Толстой идет где-то по одному из московских переулков, зимним погожим вечером, и как все идущие навстречу снимают перед ним шляпы и шапки, в знак добровольного преклонения. И я понял с изумительной наглядностью, что единственная форма власти, допустимая для человека, - это власть творческого гения, добровольно принятая, сладкая, волшебная власть.
Потом прошло еще пять минут. Приехали новые знакомые Льва Николаевича, и я увидел нового Толстого - Толстого, который чуть-чуть кокетничал. Ему вдруг сделалось тридцать лет: твердый голос, ясный взгляд, светские манеры. С большим вкусом и очень выдержанно рассказывал он следующий анекдот:

Вы знаете, я на днях был болен. Приехала какая-то депутация, кажется, из Тамбовской губернии, но я не мог их принять у себя в комнате, и они представлялись мне, проходя пред окном... и вот... Может, вы помните у меня в "Плодах просвещения" толстую барыню? Может быть, читали? Так вот она подходит и говорит: "Многоуважаемый Лев Николаевич, позвольте принести вам благодарность за те бессмертные произведения, которыми вы порадовали русскую литературу..." Я уже вижу по ее глазам, что она ничего не читала моего. Я спрашиваю: "Что же вам особенно понравилось?" Молчит. Кто-то ей шепчет сзади: " ", "Детство и отрочество"... Она краснеет, растерянно бегает глазами и, наконец, лепечет в совершенном смущении: "Ах да... Детство отрока... Военный мир... и другие..."
В это время пришли какие-то англичане, и вот я опять увидал нового Толстого, выдержанного, корректного, европейского аристократа, очень спокойного, щеголявшего безукоризненным английским произношением.
Вот впечатление, которое вынес я от этого человека в течение десяти - пятнадцати минут. Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он так же был бы неуловим.
Но я понял в эти несколько минут, что одна из самых радостных и светлых мыслей - это жить в то время, когда живет этот удивительный человек. Что высоко и ценно чувствовать и себя также человеком. Что можно гордиться тем, что мы мыслим и чувствуем с ним на одном и том же прекрасном русском языке. Что человек, создавший прелестную девушку Наташу, и курчавого Ваську Денисова, и старого мерина Холстомера, и суку Милку, и Фру-Фру, и холодно-дерзкого Долохова, и "круглого" Платона Каратаева, воскресивший нам вновь Наполеона, с его подрагивающей ляжкой, и масонов, и солдат, и казаков вместе с очаровательным дядей Брошкой, от которого так уютно пахло немножко кровью, немножко табаком и чихирем, - что этот многообразный человек, таинственною властью заставляющий нас и плакать, и радоваться, и умиляться - есть истинный, радостно признанный властитель. И что власть его - подобная творческой власти Бога - останется навеки, останется даже тогда, когда ни нас, ни наших детей, ни внуков не будет на свете.
Вот приблизительно и все, что я успел продумать и перечувствовать между вторым и третьим звонком, пока отвалил от ялтинской пристани тяжелый, неуклюжий грузовой пароход "Св. Николай".
Вспоминаю еще одну маленькую, смешную и трогательную подробность.
Когда я сбегал со сходен, мне встретился капитан парохода, совсем незнакомый мне человек.
Я спросил:
- А вы знаете, кого вы везете?
И вот я увидел, как сразу просияло его лицо в крепкой радостной улыбке, и, быстро пожав мою руку (так как ему было некогда), он крикнул:
- Конечно, Толстого!
И это имя было как будто какое-то магическое объединяющее слово, одинаково понятное на всех долготах и широтах земного шара.
Конечно, Льва Толстого!
От всей полноты любящей и благодарной души желаю ему многих лет здоровой, прекрасной жизни. Пусть, как добрый хозяин, взрастивший роскошный сад на пользу и радость всему человечеству, будет он долго-долго на своем царственном закате созерцать золотые плоды - труды рук своих.
А.И. Куприн

Примерный круг проблем:

1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)

Авторская позиция: Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками.

2. Проблема силы таланта. (В чем заключается сила таланта?)

3. Проблема несоответствия наших представлений о человеке и действительности. (Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?)

Авторская позиция: Наши представления о человеке могут не соответствовать действительности: рассказчик, ожидавший встретить мастистого старца Л.Н. Толстого «увидел среднего роста старика», осторожного и точного в движениях».

4. Проблема трудности жизни талантливых людей. (Легко ли быть талантливым человеком?)

5. Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира. (Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир?)

Авторская позиция: Не всегда внешность человека отражает его внутренний мир: внешне беспомощный человек может обладать огромной внутренней силой, которую не всегда сразу можно уловить.

6. Проблема роли личности Л.Н. Толстого в нашей культуре. (Какова роль личности Л.Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л.Н. Толстого?)

Авторская позиция : Л.Н. Толстой был очень наблюдательным, выдержанным, учтивым человеком, был «истинным царем», вызывающим уважение у окружающих его людей, был признанным мастером слова, создавшим яркие художественные образы. Его вклад в русскую литературу трудно переоценить.

Для рисования двух квадратов с разными сторонами, например 2 и 3, нам нужно было составить два разных вспомогательных алгоритма. А как быть, если нужно рисовать много разных квадратов с разными длинами сторон? Не писать же для каждого свой алгоритм! Оказывается алгоритмы могут иметь аргументы, можно составить алгоритм рисования квадрата с произвольной длиной стороны.

С понятием аргумент вы уже встречались в математике. В математике аргумент функции - независимая переменная, от значений которой зависят значения функции.
Например, функция f(x) = x 2 +1 имеет один аргумент. При различных значениях аргумента будем получать различные значения функции - при x=2 получим f(x)=5, при x=3 получим f(x)=10 и т. д.

Нужный нам вспомогательный алгоритм (который рисует квадрат определенной длины) можно записать так:

алг квадрат(арг вещ а)
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,а)
. сместиться на вектор (а,0)
. сместиться на вектор (0,-а)
. сместиться на вектор (-а,0)
. поднять перо
кон

Запись «алг квадрат(арг вещ а)» означает, что у алгоритма «квадрат» есть один аргумент (арг) «а», который может быть произвольным вещественным (вещ) числом.
Для того чтобы вызвать этот алгоритм нужно написать, например, «квадрат(2)» - получим квадрат со стороной 2 или «квадрат(3)» - получим квадрат со стороной 3 и т. п.
Какое-то конкретное значение «а» получит только во время работы программы во время соответствующего вспомогательного алгоритма. И везде вместо «а» будет подставлено компьютером это число.

Программа для рисования это рисунка может быть такой:

использовать Чертежник
алг квадраты
нач
. сместиться в точку (1,1)
. квадрат(2)
. сместиться в точку (4,1)
. квадрат(3)
. сместиться в точку (8,1)
. квадрат(4)
. сместиться в точку (13,1)
. квадрат(5)
. сместиться в точку (0,0)
кон
алг квадрат(арг вещ а)
нач
. опустить перо
. сместиться на вектор (0,а)
. сместиться на вектор (а,0)
. сместиться на вектор (0,-а)
. сместиться на вектор (-а,0)
. поднять перо
кон

Научим Чертежника новым командам. Одна из команд пусть называется «линия(арг вещ x1,y1,x2,y2) » – для рисования линии из точки (x1,y1) в точку (x2,y2).


нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y2)
. поднять перо
кон

Вторая команда пусть называется «прямоугольник(арг вещ x1,y1,x2,y2) » для рисования прямоугольника. Точка (x1,y1) одна точка диагонали АС прямоугольника, точка (x2,y2) – противоположная. Перед записью алгоритма нужно понять чему равны координаты двух других точек.

Вспомогательный алгоритм может быть таким:


нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y1)
. сместиться в точку (x2,y2)
. сместиться в точку (x1,y2)
. сместиться в точку (x1,y1)
. поднять перо
кон

Теперь используя эти команды нарисуем домик:


использовать Чертежник
алг домик
нач
. прямоугольник(2,1,8,5)
. прямоугольник(3,2,5,4)
. прямоугольник(6,1,7,4)
. линия(1,4,5,8)
. линия(5,8,9,4)
кон
алг линия(арг вещ x1, y1, x2, y2)
нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y2)
. поднять перо
кон
алг прямоугольник(арг вещ x1, y1, x2, y2)
нач
. сместиться в точку (x1,y1)
. опустить перо
. сместиться в точку (x2,y1)
. сместиться в точку (x2,y2)
. сместиться в точку (x1,y2)
. сместиться в точку (x1,y1)
. поднять перо
кон

Примечание: естественно, одновременно с этими командами мы можем использовать и стандартные команды чертежника (сместиться в точку, сместиться на вектор …).

Задание 1. Используя вспомогательные алгоритмы линия и прямоугольник создайте какой-либо рисунок.

Задание 2. Попробуйте переписать алгоритмы линия и прямоугольник так, чтобы рисование осуществлялось командой сместиться на вектор.

Задание 3. Составьте алгоритм «прямоугольник (арг вещ x, y, a, b)», который рисует прямоугольник с длинами сторон a и b, начиная из заканчивая в точке (х, y).

Задание 4. Нарисуйте самостоятельно, что нарисует Чертежник выполнив алгоритм:

использовать Чертежник
алг спираль
нач
. сместиться в точку (3,3)
. опустить перо
. виток(1); виток(3); виток(5); виток(7); виток (9)
. поднять перо
кон
алг виток(арг вещ а)
нач
. сместиться на вектор (а, 0)
. сместиться на вектор (0, -а)
. сместиться на вектор (-а-1,0)
. сместиться на вектор (0, а+1)
кон

  • Люди, не читающие книг, лишают себя мудрости предыдущих поколений
  • Литературные произведения учат человека думать, анализировать, искать скрытые смыслы
  • Идеологическое влияние книги может пройти через всю жизнь человека
  • Читая, человек становится умнее и интеллигентнее
  • В книгах можно найти отраду даже в самые тяжелые времена
  • Книги – это собрание всей человеческой мудрости, накопленной за многие века
  • Без книг человечество обречено на гибель

Аргументы

А.С. Пушкин “Евгений Онегин”. Для Татьяны Лариной, главной героини произведения, книги являются совершенно особенным миром. Девушка читает много романов и, фантазируя, видит себя их героиней. Она представляет жизнь такой, какой она представлена в любимых книгах. Когда Татьяна влюбляется в Евгения Онегина, она начинает искать в нем черты, общие с героями ее любимых произведений. Когда Евгений уезжает из деревни, девушка изучает его библиотеку, по книгам все больше узнавая об этом человеке.

Рэй Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Значение книг в жизни человека трудно переоценить. В романе-антиутопии Рэя Брэдбери мы видим мир, лишенный литературных произведений. Уничтожив книги, человечество уничтожило свою историческую память и свою свободу, разучилось мыслить и вникать в суть вещей. Заменой литературным произведениям стали совершенно глупые телепередачи, говорящие экраны с “родственниками”. Люди и сами не поняли, как превратились в существ, не способных думать, улавливать суть прочитанного. Их мозг привык воспринимать легкую информацию развлекательного характера. Люди всерьез решили, что книги несут только зло и что читать их не нужно. Потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. Библия оказала огромное влияние на жизнь Родиона Раскольникова, главного героя произведения. Соня Мармеладова читает герою эпизод, смысл которого окажется важным для его дальнейшей жизни. Отрывок, повествующий о воскрешении Лазаря, несет идею всеобъемлющей милости Бога и прощения грешников: искреннее покаяние ведет к возрождению души. Находясь в остроге, Родион Раскольников читает именно Библию. Книга помогает герою встать на путь духовного воскрешения.

Джек Лондон “Мартин Иден”. Чтение книг помогло Мартину Идену превратиться из малообразованного моряка в умнейшего человека своего времени. Герой не жалел времени и сил на чтение: одновременно он читал и изучал грамматику, восхищался прекрасными стихотворениями, изучал труды Герберта Спенсера. С помощью книг Мартин Иден получил всестороннее образование, не проводя время в школе и университете. Читая, герой жалел, что в сутках настолько мало времени. История жизни Мартина Идена подтверждает, что именно книги – это огромный багаж знаний человечества, в котором можно найти ответ на любой вопрос.

К. Паустовский “Сказочник”. В качестве новогоднего подарка мальчик получает книгу со сказками Ганса Христиана Андерсена. Сказки настолько увлекают ребенка, что он забывает и о празднике, и о веселье. Читая, он засыпает под елкой, а во сне видит самого автора. Мальчик благодарит писателя за то, что открыл ему дорогу в мир сказок. Герой уверен, что именно сказки научили его вере в чудо и силу добра.