МОСКВА, 15 мар — РИА Новости. Писатель Валентин Распутин скончался в Москве на 78-м году жизни.

Российский писатель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области. Вскоре родители , которая впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС.

Его отец, демобилизовавшись после Великой Отечественной войны, работал начальником почты. После того, как во время служебного отъезда у него срезали сумку с общественными деньгами, был арестован и семь лет провел в магаданских рудниках , выйдя по амнистии после смерти Сталина. Матери пришлось одной растить троих детей.

В 1954 году по окончании средней школы Валентин Распутин поступил на первый курс историко-филологического факультета Иркутского государственного университета, который окончил в 1959 году.

С 1957 по 1958 год, параллельно с учебой в университете, он работал внештатным корреспондентом газеты "Советская молодежь" и был принят в штат газеты до защиты диплома в 1959 году.

В 1961-1962 годах Распутин занимал должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения.

В 1962 году он переехал в Красноярск, где устроился литсотрудником в газету "Красноярский рабочий".

В 1963-1966 годах Распутин работал спецкором в редакции газеты "Красноярский комсомолец".

В качестве журналиста он сотрудничал с различными газетами - "Советская молодежь", "Красноярский комсомолец", "Красноярский рабочий".

Первый рассказ Распутина "Я забыл спросить у Лешки…" был опубликован в 1961 году в альманахе "Ангара". Там же начали публиковаться рассказы и очерки будущей книги писателя "Край возле самого неба". Следующей публикацией стал рассказ "Человек с этого света", напечатанный в газете "Восточно-Сибирская правда" (1964) и альманахе "Ангара" (1965).

В 1965 году Распутин принял участие в Читинском зональном семинаре начинающих литераторов, где встретился с писателем Владимиром Чивилихиным, отметившим талант молодого автора. С подачи Чивилихина в газете "Комсомольская правда" был опубликован рассказ Распутина "Ветер ищет тебя", в журнале "Огонек" - очерк "Разъезд Стофато".

Первая книга Валентина Распутина "Край возле самого неба" вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга "Человек с этого света". В том же году повесть "Деньги для Марии" была опубликована в иркутском альманахе "Ангара", а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве "Молодая гвардия".

В полную силу талант писателя раскрылся в повести "Последний срок" (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали рассказ "Уроки французского" (1973), повести "Живи и помни" (1974) и "Прощание с Матерой" (1976).

В 1981 году вышли его рассказы "Наташа", "Что передать вороне", "Век живи - век люби". В 1985 году была опубликована повесть Распутина "Пожар", вызвавшая большой интерес у читателя остротой и современностью поставленной проблемы.

В 1990-е годы вышли в свет очерки "Вниз по Лене-реке" (1995), рассказы "В ту же землю" (1995), "Поминный день" (1996), "Нежданно-негаданно" (1997), "Отчие пределы" (1997).

В 2004 году состоялась презентация книги писателя "Дочь Ивана, мать Ивана".

В 2006 году вышло третье издание альбома очерков "Сибирь, Сибирь".

По произведениям Валентина Распутина в разные годы были сняты фильмы "Рудольфио" (1969, 1991) режиссеров Динары Асановой и Василия Давидчука, "Уроки французского" (1978) Евгения Ташкова, "Продается медвежья шкура" (1980) Александра Итыгилова, "Прощание" (1981) Ларисы Шепитько и Элема Климова, "Василий и Василиса" (1981) Ирины Поплавской, "Живи и помни" (2008) Александра Прошкина.

С 1967 года Валентин Распутин являлся членом Союза писателей СССР . В 1986 году он был избран секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза писателей РСФСР. Распутин был сопредседателем и членом правления Союза писателей России.

С 1979 года Валентин Распутин входил в редакционную коллегию книжной серии "Литературные памятники Сибири" Восточно-Сибирского книжного издательства; серия перестала выходить в начале 1990-х годов.

В 1980-х годах писатель был членом редакционной коллегии журнала "Роман-газета".

Валентин Распутин был членом общественного совета журнала "Наш современник".

В первой половине 1980-х годов писатель начал , став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он публиковал очерки и статьи в защиту озера, принимал деятельное участие в работе природоохранных комиссий. В августе 2008 года в рамках научной экспедиции Валентин Распутин совершил погружение на дно Байкала на глубоководном обитаемом аппарате "Мир".

В 1989-1990 годах писатель был депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1991 годах являлся членом Президентского совета СССР.

В июне 1991 года во время выборов президента России был доверенным лицом Николая Рыжкова.

В 1992 году Распутин был избран сопредседателем Русского национального собора (РНС), на первом соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В 1992 году входил в политсовет Фронта национального спасения (ФНС).

Позже писатель заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как "политика - дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены".

Валентин Распутин был лауреатом Государственной премии СССР (1977, 1987). В 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Писатель был награжден орденами Знак Почета (1971), Трудового Красного Знамени (1981), двумя орденами Ленина (1984, 1987), а также орденами России - За заслуги перед Отечеством IV (2002), и

В самый разгар "перестройки" в бывшей ведомственной больнице делят палату два пенсионера, ранее входившие в состав "номенклатуры". Отчасти, действительно, из-за разницы во взглядах, отчасти, чтобы заглушить страх, боль и тоску они ожесточенно спорят о событиях, происходящих в стране...

Пожилая Павла хоронит свою совсем уже старенькую мать на пустыре за городом, неподалеку от дома. За этим малозначимым событием писатель видит судьбы целых поколений россиян...

Повесть Валентина Распутина написана на материале сибирской деревни. Она поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми.

В центре повести - судьба рядовой современной семьи, выброшенной на обочину рыночной жизни. Мать семейства, защищая честь и безопасность своих детей, вершит над преступниками собственный суд справедливости.

В повести лаурета Государственной премии за 1977 г., В.Г.Распутина "Живи и помни" показана судьба человека, преступившего первую заповедь солдата - верность воинскому долгу. "- Живи и помни, человек, - справедливо определяет суть повести писатель В.Астафьев, - в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое - рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще...

Валентин Григорьевич Распутин - русский прозаик, произведения которого стали классикой отечественной литературы, писатель редкого художественного дара. Его язык - живой, точный и яркий, драгоценный инструмент, с помощью которого Распутин творит музыку родной земли и своего народа, наделяя лучших своих героев способностью ощущать "бесконечную, яростную благодать" мироздания, "все сияние и все движение мира, всю его необъяснимую...

Валентина Распутина уже при жизни называли выдающимся писателем и классиком русской литературы. Его произведения пронизаны болью за судьбу народа и родной земли, они наделяют читателя очистительным чувством сострадания, без которого немыслим русский человек. Таким было его видение жизни, такой завет он оставил нам в наследство: любить свою землю и свой народ, быть нетерпимыми к тем, кто лишает людей священной памяти о прошлом.

В книгу Валентина Распутина вошли повесть "Прощание с Матёрой" и рассказы: "Уроки французского", "Женский разговор" и "Нежданно-негаданно".
Для старшего школьного возраста.

На работу Алеша Коренев собирается долго и с тем тщанием, с тем тревожным волнением и нетерпением, которые и должны сопровождать подготовку к делу нерядовому. Как только обозначается рабочий день, примерно раз в месяц, иногда чаще, иногда реже, а случается, что и два дня подряд, к Алеше подкрадывается сладкая и неопределенная истома, как перед встречей с женщиной, редко соглашающейся на свидания, он невольно начинает холить себя и нежить, дает...

Валентин Григорьевич Распутин - русский прозаик, произведения которого стали классикой отечественной литературы, писатель редкого художественного дара. Его язык - живой, точный и яркий, драгоценный инструмент, с помощью которого Распутин творит музыку родной земли и своего народа, наделяя лучших своих героев способностью ощущать "бесконечную, яростную благодать" мироздания, "все сияние и все движение мира, всю его необъяснимую красоту и страсть...".

Началом самостоятельной творческой работы Валентин Гри-горьевич Распутин (род. 1937 г.) считал повесть «Деньги для Ма-рии», которую он написал, будучи уже членом Союза писателей СССР. В 1968 году повесть вышла отдельным изданием. Сюжет по-вести прост: у продавщицы деревенского магазина Марии обнару-жена недостача в тысячу рублей. Чтобы спасти жену от тюрьмы, ее муж Кузьма отправляется по родственникам и знакомым в поисках денег. Встречи с разными людьми, размышления Кузьмы о жизни — составляют основу книги.

Широкую популярность Распутину принесла повесть «Послед-ний срок», опубликованная в 1970 г. в журнале «Наш современ-ник». Писатель рассказал о последних днях старухи Анны, в дом которой съехались ее дети. В советской литературе о смерти про-стых людей было не принято писать, воспевалась обычно героиче-ская смерть во имя партии и родины. Распутин в своей книге, от-талкиваясь от конкретного эпизода, размышляет о смерти, о переходе души человека в мир иной. Автор поднимает в повести основные вопросы бытия: о смысле жизни на земле, о взаимоотно-шениях детей и родителей, о разрыве со своими корнями и, как следствие, утрате нравственности.

Событием в русской литературе стала повесть «Живи и помни», которая появилась в печати в 1974 г. («Наш современник»). Тема книги: искупление греха предательства ни в чем не повинной ду-ши. Действие повести разворачивается вокруг дезертирства Андрея Гуськова из армии в последние месяцы Великой Отечественной войны. Распутин в одной из бесед говорил: «Мне интересны жен-ские характеры. Я знаю, как ведет себя женщина, что у нее на уме, как она поступит в этот или следующий момент. Так вот, «Жи-ви и помни» написано о женщинах». Истинной героиней повести является жена Гуськова Настена. Она не может пережить преда-тельства своего мужа и вынуждена покончить жизнь самоубийст-вом. Бросившись в Ангару, женщина убивает и будущего ребенка. В повести выражена идея ответственности за близкого человека.

Образом Настены автор подчеркивает, что нельзя оттолкнуть чело-века, надо уметь ему сострадать. Повесть «Живи и помни» была встречена неоднозначно: с одной стороны, восторженная критика, с другой, запрет в воинских частях подписки на журнал «Наш совре-менник», так как именно в нем было напечатано произведение, воспевающее дезертирство.

Через два года Распутин вновь потряс читателей, на этот раз это была повесть «Прощание с Матерой» («Наш современник», 1976). В основу сюжета легли реальные события: в годы строительства Брат-ской ГЭС родная деревня писателя Аталинка была затоплена. Ма-тера — это остров и название деревни, которая подлежит затопле-нию. Старики пытаются отстоять деревню, их волнует судьба деревенского кладбища. Повесть «Прощание с Матерой» — раз-мышления писателя о судьбе русской деревни. Остров Матера для Распутина — это модель крестьянского мира с его патриархальным укладом жизни, со своими нравственными законами. Писатель считает, что «цивилизация с какого-то необозначенного времени взяла неверный курс, соблазнившись механическими достижения-ми и оставив на десятом плане человеческое совершенствование». Материал с сайта

Распутин считается по праву одним из лучших представителей деревенской прозы. Последним крупным произведением писателя стала философско-публицистическая повесть «Пожар» (1985). По-жар в небольшом поселке Сосновка явился своеобразным наказа-нием людям, погрязшим в наживе, пьянстве, беспамятстве.

В последние годы писатель чаще обращается к публицистике. Среди его последних работ стоит отметить рассказ «Нежданно- негаданно» (1997), повести «Изба» и «Дочь Ивана, мать Ивана». Распутин, подводя некоторый итог творчества, как-то сказал, что он понял, какое ему Бог дал богатство — народный русский язык. С ним прямая дорога была в «деревенскую» литературу, помимо нее как писатель он едва бы состоялся.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • жизни и творчества распутина
  • какими вопросами тревогами сомнениями насыщенно творчество распутина анализ творчества вцелом
  • жизнь и творчество распутина википедия
  • в.г. распутин особенности творчества поэта
  • тест по творчеству Распутина

Произведения Распутина знают и любят многие. Распутин Валентин Григорьевич - русский писатель, один из наиболее известных представителей «деревенской прозы» в литературе. Острота и драматизм этических проблем, стремление найти опору в мире крестьянской народной нравственности отразились в его рассказах и повестях, посвященных современной ему сельской жизни. В этой статье мы расскажем об основных произведениях, созданных этим талантливым писателем.

«Деньги для Марии»

Эта повесть была создана в 1967 году. Именно с нее Распутин (фото его представлено выше) вступил в литературу как самобытный писатель. Повесть «Деньги для Марии» принесла автору широкую известность. В этом произведении обозначились главные темы его дальнейшего творчества: бытие и быт, человек среди людей. Валентин Григорьевич рассматривает такие нравственные категории, как жестокость и милосердие, материальное и духовное, добро и зло.

Распутин ставит вопрос о том, насколько других людей трогает чужое горе. Способен ли кто-нибудь отказать попавшему в беду человеку и оставить его погибать, не поддержав материально? Как эти люди после отказа смогут успокоить свою совесть? Мария, главная героиня произведения, страдает не только от обнаруженной недостачи, но, возможно, в большей степени от равнодушия людей. Ведь еще вчера они были хорошими знакомыми.

Повесть об умирающей старухе

Главная героиня повести Распутина «Последний срок», созданной в 1970 году, - умирающая старуха Анна, которая вспоминает прожитую жизнь. Женщина ощущает, что она причастна к круговороту бытия. Анна переживает таинство смерти, ощущая ее как главное событие в человеческой жизни.

Четверо детей противопоставлены этой героине. Они приехали, чтобы проститься со своей матерью, проводить ее в последний путь. Дети Анны вынуждены 3 дня находиться рядом с ней. Именно на это время Бог отсрочил уход старухи. Поглощенность детей повседневными заботами, их суетность и суетливость представляют резкий контраст с той духовной работой, которая происходит в угасающем сознании крестьянки. В состав повествования включены большие пласты текста, отражающие переживания и мысли персонажей произведения, и прежде всего Анны.

Основные темы

Темы, которые затрагивает автор, более многогранны и глубоки, чем может показаться при беглом чтении. Отношение детей к родителям, взаимоотношения между различными членами семьи, старость, алкоголизм, понятия чести и совести - все эти мотивы в повести «Последний срок» сплетены в единое целое. Главное, что интересует автора, - проблема смысла человеческой жизни.

Внутренний мир восьмидесятилетней старухи Анны наполнен заботами и переживаниями о детях. Все они давно уже разъехались и живут отдельно друг от друга. Главная героиня желает только в последний раз увидеть их. Однако дети ее, уже выросшие, - занятые и деловые представители современной цивилизации. У каждого из них есть своя семья. Все они думают о множестве различных вещей. Им хватает сил и времени на все, кроме матери. Они почему-то практически не вспоминают о ней. А Анна только и живет мыслями о них.

Когда женщина ощущает приближение смерти, она готова еще несколько дней потерпеть, лишь бы увидеть свою семью. Однако дети находят для старухи время и внимание лишь ради приличия. Валентин Распутин показывает их жизни так, словно они вообще живут на земле ради приличия. Сыновья Анны погрязли в пьянстве, тогда как дочери всецело поглощены своими «важными» делами. Все они неискренни и нелепы в своем желании уделить немного времени умирающей матери. Автор показывает нам их нравственное падение, эгоизм, бессердечие, черствость, которые завладели их душами и жизнями. подобные люди? Их существование мрачно и бездуховно.

На первый взгляд кажется, что последний срок - последние дни Анны. Однако на самом деле это последний шанс для ее детей что-то исправить, проводить свою мать достойно. К сожалению, они не смогли использовать этот шанс.

Повесть о дезертире и его жене

Проанализированное выше произведение является элегическим прологом трагедии, запечатленной в повести под названием «Живи и помни», созданной в 1974 году. Если старуха Анна и ее дети собираются под отцовской крышей в последние дни ее жизни, то Андрей Гуськов, который дезертировал из армии, оказывается отрезан от мира.

Отметим, что события, о которых рассказывается в повести «Живи и помни», происходят в конце Великой Отечественной войны. Символ безысходного одиночества Андрея Гуськова, его нравственного одичания - это расположенная на острове посреди реки Ангары волчья нора. Герой скрывается в ней от людей и властей.

Трагедия Настены

Жену этого героя зовут Настена. Эта женщина втайне посещает своего мужа. Каждый раз для встречи с ним ей нужно переплывать реку. Настена не случайно преодолевает водную преграду, ведь в мифах она отделяет друг от друга два мира - живых и мертвых. Настена является подлинно трагической героиней. Эту женщину Валентин Григорьевич Распутин ставит перед непростым выбором между любовью к своему супругу (Настена и Андрей повенчаны в церкви) и необходимостью жить среди людей, в миру. Ни в одном человеке героиня не может отыскать ни поддержки, ни сочувствия.

Окружающая ее поселковая жизнь - уже не цельный крестьянский космос, гармоничный и замкнутый в своих пределах. Символом этого космоса, кстати, является изба Анны из произведения «Последний срок». Настена совершает самоубийство, унося с собой в реку ребенка Андрея, которого так хотела и которого зачала со своим мужем в его волчьем логове. Их смерть становится искуплением вины дезертира, однако она не в силах возвратить этому герою человеческого облика.

Повесть о затоплении поселка

Темы расставания с целыми поколениями людей, которые жили и трудились на своей земле, темы прощания с с матерью-прародительницей звучат уже в «Последнем сроке». В повести «Прощание с Матерой», созданной в 1976 году, они трансформируются в миф о гибели крестьянского мира. В этом произведении рассказывается о затоплении сибирского села, расположенного на острове, в результате создания «рукотворного моря». Остров Матера (от слова «материк»), в противоположность острову, изображенному в «Живи и помни», - символ земли обетованной. Это последнее пристанище для живущих по совести, в согласии с природой и Богом.

Основные персонажи «Прощания с Матерой»

Во главе старух, доживающих здесь свои дни, стоит праведница Дарья. Эти женщины отказываются покинуть остров, переселиться в новый поселок, символизирующий новый мир. Старухи, которых изобразил Валентин Григорьевич Распутин, остаются здесь до самого конца, до смертного часа. Они охраняют свои святыни - языческое Древо жизни (царственный листвень) и кладбище с крестами. Только один из переселенцев (по имени Павел) приезжает, чтобы навестить Дарью. Им движет смутная надежда приобщиться к истинному смыслу бытия. Этот герой, в противоположность Настене, плывет в мир живых из мира мертвых, представляющего собой механическую цивилизацию. Однако мир живых в повести «Прощание с Матерой» погибает. На острове в финале произведения остается лишь его Хозяин - мифический персонаж. Его отчаянным криком, который слышится в мертвой пустоте, завершает повествование Распутин.

«Пожар»

В 1985 году, через девять лет после создания «Прощания с Матерой», Валентин Григорьевич решил снова написать о гибели общинного мира. На этот раз он погибает не в воде, а в пожаре. Огонь охватывает торговые склады, расположенные в леспромхозовском поселке. В произведении пожар разгорается на месте ранее затопленной деревни, что имеет символическое значение. Люди не готовы к совместной борьбе с бедой. Вместо этого они поодиночке, соревнуясь друг с другом, начинают растаскивать добро, выхваченное из огня.

Образ Ивана Петровича

Иван Петрович - главный герой этого произведения Распутина. Именно с точки зрения данного персонажа, работающего шофером, автор описывает все происходящее на складах. Иван Петрович - это уже не герой-праведник, типичный для творчества Распутина. Он находится в конфликте с самим собой. Иван Петрович ищет и никак не может отыскать «простоту смысла жизни». Поэтому авторское видение изображенного им мира дисгармонизируется и усложняется. Из этого следует эстетическая двойственность стиля произведения. В «Пожаре» образ горящих складов, запечатленный Распутиным во всех подробностях, соседствует с различными символико-аллегорическими обобщениями, а также с публицистическими зарисовками быта леспромхоза.

В заключение

Мы рассмотрели лишь основные произведения Распутина. Рассказывать о творчестве этого автора можно долго, однако это все равно не передаст всего своеобразия и художественной ценности его повестей и рассказов. Произведения Распутина, безусловно, стоит прочесть. В них читателю представлен целый мир, полный интересных открытий. Кроме названных выше произведений рекомендуем ознакомиться со собрником рассказов Распутина «Человек с того света», изданным в 1965 году. Рассказы Валентина Григорьевича не менее интересны, чем его повести.

Писатель, публицист

Родился 15 марта 1937 года в районном посёлке Усть-Уда Иркутской области. Детские годы прошли в селе Аталанка, в 400 км от Иркутска. Отец писателя был крестьянином, работал в леспромхозе, мать - домохозяйка.

1954 - оканчивает школу и поступает на первый курс историко-филологического факультета Иркутского университета.

1955 - знакомство с Александром Вампиловым, поступившим на первый курс историко-филологического факультета ИГУ.

1957 - Распутин начинает работать внештатным корреспондентом газеты "Советская молодежь". 30 марта в газете появляется первая публикация "Скучать совсем некогда".

1958 - в газете "Советская молодежь" Распутин печатает статьи, зарисовки, репортажи, критические корреспонденции о студенческой жизни, о деятельности пионерских дружин, о работе милиции, о жизни школы. Печатается в соавторстве с Р.Градом, М.Ворониным, под псевдонимом Р.Валентинов, но чаще всего под собственным именем - В.Распутин.

1959 - заканчивает пятый курс историко-филологического факультета ИГУ. Работает в газете "Советская молодежь". Под газетными публикациями появляется псевдоним В.Каирский.

1961 - в альманахе "Ангара" впервые опубликован рассказ Распутина ("Я забыл спросить у Лешки..."). Распутин увольняется из редакции газеты "Советская молодежь" и поступает на должность редактора литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения. В газете "Советская молодежь" (12 февраля, 17 сентября), в альманахе "Ангара" начинается публикация рассказов и очерков будущей книги "Край возле самого неба".

1962 - Распутин увольняется с Иркутской студии телевидения и работает в редакциях разных газет («Советская молодежь", "Красноярский комсомолец", "Красноярский рабочий" и др.) В августе этого же года Распутин принят на должность литсотрудника газеты "Красноярский рабочий" в Красноярске.

1964 - в газете "Восточно-Сибирская правда" опубликован рассказ "Человек с этого света".

1965 - в альманахе "Ангара" опубликован рассказ "Человек с этого света". В этом же году Распутин принимает участие в Читинском зональном семинаре начинающих писателей, встречается с В. Чивилихиным, отметившим талант начинающего автора. В газете "Комсомольская правда" опубликован рассказ "Ветер ищет тебя". В журнале "Огонек" напечатан очерк "Разъезд Стофато".

1966 - в Красноярске выходит книга очерков "Костровые новых городов".

1967 - публикуется повесть "Деньги для Марии", принесшая писателю известность. Распутин принят в Союз писателей СССР.

1968 - писателю присуждена комсомольская премия имени И.Уткина.

1969 - начало работы над повестью "Последний срок".

1971 - поездка в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции. В Новосибирске (Западно-Сибирское книжное издательство) в серии "Молодая проза Сибири" выходит книга "Последний срок" с послесловием С.Викулова, принесшая Распутину всемирную известность.

1974 - выходит в свет повесть "Живи и помни" (Государственная премия, 1977).

1976 - выходит повесть "Прощание с Матёрой". В это же году Распутин совершает поездку в Финляндию с прозаиком В. Крупяным по приглашению шведского семинара по вопросам литературы и культуры. Затем он едет в Федеративную Республику Германии совместно с Ю.Трифоновым на книжную ярмарку во Франкфурте-на-Майне. За границей на разных (английском, немецком, французском, итальянском, литовском, венгерском, польском и др.) языках печатаются произведения Распутина.

1977 - в Московском театре им. М.Н.Ермоловой ставится спектакль "Деньги для Марии" по одноименной повести. В МХАТе поставлен спектакль "Последний срок" по пьесе В.Распутина.

1978 - Распутин принимает крещение в Ельце. Крестит писателя старец Исаакий, много скитавшийся за рубежом после революции. В пору эмиграции был одним из руководителей Богословского института в Париже. Вернувшись на родину после войны, прошел через лагеря и ссылку и на закате жизни поселился в Ельце. Здесь он стал центром притяжения паломников со всей России.

В этом же году на экраны страны выходит телевизионный фильм К.Ташкова "Уроки французского" по одноименной повести Распутина.

1979 - поездка во Францию.

1981 - Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 - поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом "Интерлит-82".

1984 - поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 - поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

1986 - поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 - пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры.

Последние годы Распутин занимается в основном публицистикой, пишет статьи (1988 - "Земля твоя и моя", "Знать себя патриотом", "Слово о патриотизме"; 1989 - "В судьбе природы - наша судьба", "Воды наши - грехи наши", "Левая, правая где сторона" о характере литературных дискуссий, "Свет погашенных окон" - о проблемах деревни, "Смысл давнего прошлого", "Сумерки людей"; 1990 - "О чем звонят колокола", "Слово о Солженицыне"; 1991 - "Великий строитель нравственного порядка, собиратель русской души", "Ближний свет издалека" о Сергии Радонежском, "Слово к народу"; 1992 - "Только она одна знает", "Если соберем любовь к России каждого в одну любовь - выстоим"; 1993 - "Вниз по Лене - реке", "Возрождайте Россию", "Остаться человеком", после посещения сербов Боснии и Герцеговины напечатана статья "Балканский узел", "Нет, не кончено с Россией"; 1994 - рассказы "В одном городе", "Сеня едет", статьи "Думы о России", "Чтобы защитить совесть"; 1995 - "Второй Всемирный Русский Собор" "Где моя деревня?"; 1996 - "Продолжаемся в детях и внуках", полемическая статья в защиту Байкала "Отчаяние или конформизм?"; 1997 - книга рассказов "В ту же землю...", рассказ "Женский разговор", "Отчие пределы", "Видение", статья "Прокляты, но не убиты", опубликован "Мой манифест", "Громкое имя Сибирь", 1998 - статья "Многобедное наше счастье - жить в России", "О нравственной линии", рассказ "Новая профессия", "Великая миссия Америки - убиение непокорного народа", рассказы "Изба" и "На родине", статья о Пушкине "Светоносное имя"

1994 - выступление на Всемирном русском соборе "Путь спасения".

1995 - решением Иркутской городской Думы Распутину присвоено звание "Почетный гражданин города Иркутска".

По инициативе писателя и администрации г. Иркутска состоится первый праздник «Дни русской духовности и культуры "Сияние России"», который с этого времени стал проводиться в Иркутске ежегодно, а с 1997 года - по всей области.

1996 - московские школьники и студенты гуманитарных вузов выступили главными арбитрами в присуждении В.Распутину Международной премии "Москва - Пенне".

1997 - В.Распутину и Г.Галазию присуждена премия Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного "За веру и верность". В этом же году выходит двухтомник избранных произведений В.Распутина.