Цели: вспомнить с детьми содержание сказки «Теремок», учить видеть разницу между реальностью и вымыслом, волшебством, развивать языковое чутьё, связную монологическую речь, формировать интерес к лексической стороне слова, развивать комбинаторные способности: умение составлять схему и читать её, развивать моторику, воспитывать чувство сострадания. Желание помочь в трудной ситуации.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Теремок», незаполненная схема из восьми квадратов, черный маркер, квадрат картона, покрытый пластилином,10 на 10 сантиметров на каждого ребёнка, фонарь, тарелочка под горох на каждого ребёнка, изображение теремка без окон на листе А2, магнитофон, игрушки: лягушка, заяц, лиса, волк, горшок глиняный.

Ход занятия

Дети под музыку заходят в группу.
-Посмотрите внимательно на предметы и игрушки, расположенные на столе. Какая сказка пришла к нам в гости? (Теремок).
-Объясните, как вы догадались? Какие герои и предметы помогли вам дать правильный ответ? (лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, глиняный горшок). Все ли герои здесь представлены? Назовите остальных. В какое время года происходит действие в сказке? Почему вы так решили?
-Вспомните, как начинается сказка? Куда мог ехать мужик? Зачем? Где скорее всего он потерял горшок – в деревне? В поле? На лесной дороге? Можно ли в начале сказки сказать, какой это был горшок: большой или маленький? А как вы думаете, это был волшебный горшок? Почему? Знаете ли вы другие истории о волшебных горшках? Какие?
-Кто первый прилетел в горшок – теремок? Почему горюха? Почему горевала? Как можно схематично изобразить муху?
-Кто вторым прилетел в теремок? Почему пискун? Как пищит комар? Давайте вместе с комаром проговорим чистоговорку (дети встают):
За – за – за, за – за – за,
Начинается гроза.
Зу – зу – зу, зу – зу – зу,
Не гуляйте вы в грозу!
-Зачем муха пригласила жить комара к себе? Ей было скучно одной? Может быть, она видела в комаре своего защитника? Знаете ли вы сказку, где комар защитил, спас муху? Назовите. Как схематично изобразим комара?
-Кто третьим пришел к теремку? Почему норушка? Посмотрите на рисунок: что несёт на плечах мышка? Как вы думаете, что могло быть у неё в узелке?
Воспитатель подзывает детей к столу, где стоит таз с горохом, предлагает потрогать его, ощутить, какой он маленький и круглый, покатать горошины пальцами. Дети садятся.
-Как изобразим мышку на схеме?
-Кто был четвёртым героем сказки? Почему квакушка? Лягушка хочет, чтобы вы с ней сделали зарядку для язычка.
Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения языком.
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
Поднимись, опустись.
Вправо, влево,
На бочок,
Покусайте язычок. (Два раза)
-Где в обычных условиях живёт лягушка? А чем питается? Так почему же герои пустили лягушку в теремок? Как на схеме изобразим лягушку?
-Кто пятым прибежал в теремок? Почему побегайчик? Придумайте, от-куда и куда мог бежать зайчик? Зачем ему понадобилось проситься жить вместе с мухой, комаром, мышкой и лягушкой? Где в обычных условиях живёт заяц? Может ли заяц поместиться в горшке – теремке? Или это случается только в сказке? Как изобразим зайца на схеме?
-Зайчик приготовил нам игру «Поймай зайку». Следите глазками за солнечным зайчиком.
Воспитатель фонариком светит на стену, дети следят за «солнечным зайчиком». (30 – 45 секунд).
-Кто следующим пришел в теремок? Почему сестричка? Пройдём за лисичкой (речь с движениями):
Хоровод, хоровод хлопки
Пляшет маленький народ «пружинка»
Танцевать, скакать и прыгать прыжки
Мы готовы круглый год приседания
Под кустом, под кустом наклоны вправо – влево
Кто – то с рыженьким хвостом повороты вправо – влево
Это – рыжая лисичка — прыжки на месте
Под кусточком – лисий дом присесть, погрозить пальцем
— Почему лиса остановилась возле теремка? Кто мог привлечь её внимание? Почему? А почему же впустили лису в теремок? На что надеялись? Что могли вместе делать обитатели теремка, чем заниматься? Как изобразим лису на схеме?
-Хитрая лисичка приготовила нам хитрые загадки. Отгадайте их, но будьте внимательны!

В малине понимает толк
Хозяин леса страшный…(медведь)

Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая…(белка)

Клубком свернулся, ну – ка тронь!
Со всех сторон колючий…(ёж)

Кто стучит, как в барабан?
На сосне сидит…(дятел)

Под луною песню петь
Сел на веточку…(медведь)

Кто вслед за лисой пришёл в теремок?
Речь с движениями:
Вот он серый волк, волк, ходьба широким шагом
Он зубами щёлк, щёлк! хлопки
А теперь и я, и ты бег мелкими шагами
Быстро прячемся в кусты! дети садятся на стулья

— Почему волка так называют? Как изобразим волка на схеме?
-Кто же последним пришёл в теремок? Почему его не пригласили войти? Что случилось с теремком? Как изобразим медведя на схеме?
-Мы вспомнили сказку «Теремок» и нарисовали схему к ней. Кто хочет рассказать сказку по схеме? (2 – 3 ребенка пересказывают с опорой на схему.)
-Посмотрите на рисунок. Что мог сказать заяц медведю? А медведь зайцу?
-А кто из животных умеет строить дом? К кому можно обратиться за помощью? Из чего можно построить дом теперь? От чего может защитить деревянный дом?
-Наши герои дружно принялись за работу. Посмотрите в подзорную трубу, как они трудятся.
-Чтобы дело спорилось быстрее, поможем нашим героям: сделаем окошки для теремка.
Дети садятся за столы. Перед каждым бархатная бумага и тарелочка.
-Вот нам и пригодился горошек, что принесла мышка.
Воспитатель высыпает горох на тарелочки.
Мы зверюшкам помогали,
Горсть горошинок достали.
-И мы возьмём горсть горошинок. Захватите всеми пальцами и ладонью горошины. Вот так. Это называется – горсть. Возьмите все горсть горошин из своих тарелочек и положите на коврик из бархатной бумаги. Вот мы узнали ещё одно новое слово – горсть. Повторите его и запомните. А теперь поиграем с горошком.
Дети говорят слова и выполняют соответствующие движения:
Покатаем по ковру мелкие горошинки,
Станут ловкими у нас пальцы и ладошки. (два раза)
Дети берут заготовки – окошки и украшают их по периметру горохом.

Воспитатель обращает внимание, что горошинки надо прилеплять близко друг к другу, чтоб было красивее. Для создания соответствующей атмосферы включает негромко музыку.

По окончании работы дети прилепляют заготовки на общий теремок, а в окошки помещают обитателей.

Сценарий мероприятия по сказкам для детского сада

Сценарий театрального фестиваля «Зелёный театр» по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках»

Авторы: Буренкова Татьяна Михайловна, ГБОУ СОШ № 922 (дошкольное отделение №1371),город Москва, воспитатель. Захожая Елена Анатольевна, ГБОУ СОШ № 922 (дошкольное отделение №1371), город Москва, музыкальный руководитель.
Описание работы: предлагаем вам сценарий театрального фестиваля «Зеленый театр» по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках», для детей старшего дошкольного возраста. Фестиваль рекомендуем провести летом, на природе, сделав импровизированный занавес и зрительный зал в тени деревьев.
Материал будет полезным для воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных учреждений, учителям начальных классов.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
Цель: Вызвать интерес к произведениям А.С. Пушкина, расширять литературный кругозор детей. Развивать мышление, связную речь, память, коммуникативные и творческие способности детей. Воспитывать у детей интерес к поэзии.

Ход театрального фестиваля:

Ведущий 1:
Доброе утро, дорогие ребята и взрослые! Сегодня, друзья, для всех без сомнения, в «Зеленом театре» у нас представление!

Ребенок 1: Театр наш стоит на зеленой лужайке. Деревья, как стены, зеленые тоже.
Ребенок 2: Зеленый кузнечик, что спрятался в травке, Увидеть концерт поскорей уже хочет!

Ведущий 2: А что мы увидим сегодня в нашем «Зеленом театре?»
Ведущий 1: Мы знаем, вы любите песни, игры и пляски, но нет ничего интересней доброй и мудрой сказки!
Сегодня вы побываете в сказках, которые написал великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Жил он давно, но мы его сказки знаем и любим до сих пор.
Ведущий 2: Ребята, вы готовы отправиться в сказку? В нашем «Зеленом театре» ничего невозможного нет, нужно лишь сказать сказочные слова и попросить нам помочь Ветер.

Все зрители хором:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты гуляешь на просторе
Отнеси нас в сказку вскоре...
(раздаются звуки ветра, ребенок в костюме «Ветра» пробегает и срывает ткань со сказочного дуба)

Ведущий 1 : Ой, посмотрите, а вот и знаменитый «Дуб зеленый». Кажется, чудеса начинаются…(звучит отрывок песни «Чудеса»)

Дети средней группы инсценируют фрагмент из поэмы "Руслан и Людмила"

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны…

Ведущий 2: Спасибо ребята. (дети с импровизированной сцены проходят в зрительный зал)

Ведущий 1: А где же кот ученый? Может спрятался где или спит? Давайте его позовем, разбудим! (дети зовут кота)

Кот: Мур - мяу! А вот и я! Я - знаменитый кот ученый! Я пришел к вам не один, со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся, вы ведь любите сказки? Сейчас проверим:
Мур-мяу, сказка начинается и первый гость появляется!
(звучит музыка и входит царица с гордым видом и с зеркальцем в руках)

Царица:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(Зеркало молчит. Царица дышит,трет зеркало, встряхивает)
Царица:
Ах, ты глупое стекло, Что молчишь ты мне на зло! (кладет зеркало на пенёк)
Царица берёт яблоко со «сказочного дуба». Обращаясь к ребёнку говорит:
Царица:
Возьми-ка яблочко наливное! Так свежо и так душисто, так румяно, золотисто, будто медом налилось, видны семечки насквозь!

Кот:
Нет уж, не надо! Я, ребята эту сказку знаю, а вы узнали эту героиню? Из какой она сказки? (ответы детей)
Кот:
Ребята, а ещё в каких сказках Пушкина есть царицы? (ответы детей)
(Кот обращается к Царице)
Кот: Лучше Царица будь доброй и оставайся на нашем празднике в «Зеленом театре» (царица улыбается и проходит в зрительный зал к ребятам)

Звучит сказочная музыка
Кот: Сказка продолжается, второй гость появляется.

Ведущий 1 :
В свете есть такое диво:
Ель растет перед дворцом,
А под ней - хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая! (выход ребенка в костюме «Белочки»)
Белка песенки поёт
Ребяток слушать их зовёт!

На сцену из зрительного зала выходят дети старшего дошкольного возраста берут музыкальные инструменты.

Оркестр исполняет русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»

Кот: А этот герой из какой сказки? (ответы детей)
Кот: Белка, ты нам очень понравилась и друзья твои, помощники - Молодцы!
Оставайтесь в нашем «Зеленом театре»
Ведущий 1 : Чем больше гостей-тем больше друзей, тем будет ещё веселей!

Ведущий 2 :
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И останутся на бреге,
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря.

(звучит плеск моря и под фрагмент песни «Богатырская наша сила» в исп. ВИА «Цветы» выходят богатыри (дети старшего дошкольного возраста)

Черномор :
Мы красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
А. я - дядька Черномор.


Ребёнок 1:
Мы отныне ежедневно
Вместе будем непременно,
Выходить из вод морских.
Черномор:
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора в дозор нам.

Кот: Мур - мяу, ребята, вы узнали этих героев? Из какой они сказки? (ответы детей)
Кот: Дядька Черномор, не спеши в дозор, останься в нашем «Зеленом театре» (богатыри и Черномор занимают места в зрительном зале)

Кот:
Так, задам я вопрос потрудней. Какие сказочные герои А.С. Пушкина живут под водой? (ответы детей)
Давайте заглянем в новую сказку.

На сцену выходит Старик, а за ним идет Старуха с разбитым корытом в руках, ругает старика (дети старшей и подготовительной группы)

Старуха:
Дурачина, ты, простофиля!
Не сумел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше - то совсем прохудилось…

Ведущий: И пошел дед к синему морю…(выходят девочки с тканью)

Танец с тканью «Море»

Ведущий: Видит, море слегка разыгралось(большие волны)
Ведущий: Стал он кликать золотую рыбку
Старик (зовёт) : Рыбка!

между волн появляется «золотая рыбка»

Танец «Золотой рыбки» исполняется под музыку Рима Хасанова

Ведущий: Приплыла к нему рыбка и спросила:
Рыбка: «Чего тебе надобно, старче?»
Ведущий: Ей с поклоном старик отвечает:
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Ругает меня старуха,
Не дает старику мне покою.
Хочет она новое корыто,
Наше – то совсем раскололось!

Рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом, Будет вам новое корыто…»

(звучат звуки природы "шум волн",тихая плавная музыка (муз. Рим Хасанов), рыбка уплывает,дети уносят ткань(море),раздаются аплодисменты героям сказки, происходит смена декораций, а в это время…)

Кот:
Ребята, вы хотите со мной поиграть? Что же здесь, да и откуда? И какое будет чудо?
Вносят расписной ларец с предметами из разных сказок А. С. Пушкина: разбитое корыто, невод, белочка, говорящее зеркало, золотой петушок, прялка, яблоко…)

Ученый кот проводит викторину: «Чьи вещи?»

Кот хвалит детей : Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. (кот уносит ларец)

Вдруг на ширме появляется «Золотой петушок»(игрушка БИ-БА-БО,раздается голос:
Золотой петушок:
Ку-ка-ре-ку! - ко-ко-ко! Вижу очень далеко! (2 раза)

Ведущий :
Ребята, откуда взялся петушок? Неужели он сказочный? Из какой он сказки?(ответы детей)

Ведущий:
Послушайте, что сказал мудрец царю Дадону о золотом петушке?

Выходит царь и мудрец
Мудрец:
Посади ты эту птицу-
Ведущий: молвил он царю
Мудрец: - на спицу!
Ведущий : И секрет ему сказал
Мудрец:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой! (царь и мудрец уходят)

Ведущий: А что будет впереди, приготовься, погляди!
Выставляем декорации, шатер, угощение, шарф для шамаханской девицы

Ведущий:
Войско в горы царь приводит (царь, стража идут под бодрую музыку)
И про меж высоких гор
Видит шелковый шатер…
Ведущий: Вдруг шатер распахнулся
...и девица
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря (кружится)
Тихо встретила царя (подходит к царю)
И она перед Дадоном,
Улыбнулась и – с поклоном,
Его за руку взяла
И в шатер свой увела (стража стоит около шатра)

Ведущий:
На ковер его сажала,
Всяким явством угощала... (звучит восточная музыка,девица угощает царя персиками,виноградом)

Ведущий: Танцевала перед ним.
Восточный танец (исполняет Шамаханская царица,под любую восточную мелодию )

Ведущий: А потом уложила отдыхать
На парчовую кровать... (укрывает царя легким шарфом)

Ведущий:
И потом неделю ровно(царь просыпается,садится "по-турецки")
Околдован, восхищен (Царь:"О-о-о!")
Пировал у ней Дадон.

Ведущий:
Наконец и в путь обратный.(царь встаёт,берет за руку Шамаханскую девицу)
Со своею силой ратной (стража встала за царём)
И с девицей молодой
Царь отправился домой…
Поехали по импровизированной сцене…

Из-за ширмы выходит мудрец.

Ведущий:
Вдруг в толпе увидел он
Старый друг его…

Царь: А, здорово, мой отец -
Ведущий: молвил царь ему,-
Царь: Что скажешь?
Подь поближе… Что прикажешь?

Мудрец: Царь! –
Ведущий : ответствует мудрец
Мудрец:
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне, как другу
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою?
Подари же мне девицу,
Шамаханскую царицу!

Ведущий: Крайне царь был изумлен...

Царь:
Я, конечно обещал, но всему же есть граница!
И зачем тебе девица?
Попроси ты от меня:
Хоть казну,
Хоть коня,
Хоть полцарства моего!

Мудрец:
Не хочу я ничего!
Подари же мне девицу,
Шамаханскую царицу!

Ведущий: Плюнул царь:
Царь: «Так нет!
Ничего ты не получишь,
Сам себя ты только мучишь!
Убирайся, цел пока…
Стража! Оттащите старика!(стражники оттесняют мудреца)

Ведущий:
Старичок хотел заспорить
Но с царем накладно вздорить,
Царь хватил его жезлом
По лбу…
Тот упал ничком
Да и дух вон!

Ведущий:
Вся столица содрогнулась, а девица
Девица: Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Ведущий:
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок слетел со спицы, (вылетает уже из-за ширмы ребёнок в костюме петушка)

Ведущий:
К колеснице подлетел
И царю на темя сел,
Клюнул в темя!
В тоже время,
С колесницы пал Дадон
Охнул раз – и умер он.(дети инсценируют слова автора)

Ведущий:
А царица, вдруг пропала,
Будто вовсе не бывала…
Звучит сказочная музыка по усмотрению музыкального руководителя

Ведущий:
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец! (все артисты встают,выстраиваются в шеренгу)

Все артисты хором
- Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок! (поклон артистов, аплодисменты)

Кот:
Хорошо гулять по сказочной стране-
Интересно это тебе и мне!
Ведущий :
Если в сказку с добрым сердцем ты идешь, то всегда друзей себе найдешь!
Ребёнок:
Ведь с друзьями интересно так в пути- К новым сказкам, к волшебству вперёд идти!

Все дети исполняют песню «Третья песенка дядюшки АУ» слова Э. Успенского, музыка А. Журбина.

Литература:
1.А.С.Пушкин

Что за прелесть эти сказки!..

Каждая есть поэма...

А.С.Пушкин

"У каждого возраста свой Пушкин" - сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.

Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под "мелодичный голос", заключенный в стихотворном ритме. Когда ты становишься взрослым, то ты читаешь эти сказки своим детям, по-новому воспринимая их, но, не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям.

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе данное мероприятие - «Путешествие по сказкам Пушкина», носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"»

Сценарий мероприятия

«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»

Играет музыкальная композиция « В мире много сказок»

Ведущий 1 : Добрый день! Итак, друзья, начнём программу. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для Вас!

Ведущий 2: Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Ведущий 1: Сказку нередко наполняют разные чудеса. То молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Всё это интересно!

Ведущий 2 : Сейчас мы вспомним с вами сказки и пригласим в гости героев сказок. А ваши старания будут оценивать уважаемое жюри.

Ведущий 1: Члены жюри:

1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Горбунова Маргарита Юрьевна

Ведущий 2: 2. Председатель детского объединения «Пятёрочка» Кузьминов Кирилл

Ведущий 1: 3. Член родительского комитета Зимина Светлана Александровна.

Ведущий 2: Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам пришёл. Но для этого необходимо произнести волшебные слова.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1

Отрывок «У лукоморья дуб зелёный…»

(читают дети)

Играет музыкальная композиция « В гостях у сказки»(1 куплет)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1 ,№2 (в течении всего мероприятия)

Кот: Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся... Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье - не собрать бы мне косточек! Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Ученому Мурр! (Обращаясь к детям.) А вы, почему меня не хвалите? Думаете, легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому что я самый ученый Кот на свете!.. Здравствуйте! Мяу-мурр!

Баба Яга: Ой, сколько упитанных мальчишек и девчонок, а также их родителей! Да какие чистенькие, да какие нарядные! Ох, как долго я к вам добиралась, сколько препятствий преодолела! Да, видно, не зря? Чуяло, чуяло мое сердце, что здесь большой праздник ожидается! А где праздник, там и приключения! Ох, чую, чую носом своим - приключения!

А, и ты здесь, Кот Ученый! Видно, рассказываешь ребятам свои лукоморные сказки?

Кот: Да я уже давно здесь! Хочу пригласить девчонок и мальчишек в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это. Прошу команды представиться. («Золотая рыбка» и «Золотой петушок»).

Баба Яга: Ну, что же, давай пригласим всех ребят в путешествие по сказочной стране Лукоморье. Для этого нужно пройти через сказочные ворота.

ДУБ С ЖЕЛУДЯМИ, НА КОТОРЫХ ВОПРОСЫ (жёлуди с вопросами)

Баба Яга: Сейчас узнаем, в какой команде самые умные и находчивые ребята, кто из них лучше знает сказки Пушкина. (Обращается к Коту.) Кот, ты ведь у нас ученый. Объясни-ка нам, что за жёлуди на дубе висят.

Кот: Это жёлуди не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для ребят.

Баба Яга: Ну что, ребята, готовы? Команды в сборе?

Кот срывает жёлуди с дуба и читает первое задание.

Кот: Чтобы в сказку нам попасть - нужно очень много знать. А ваши знания оценит справедливое жюри. При каждом правильном ответе команда заработает 1 балл.

А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?

    Сколько жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)

    Как звали царя, подслушавшего мечты трёх сестриц? (Салтан)

    Кто совершал чудеса на острове Буяне? (царевна Лебедь)

    Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочёт)

    Что «так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…» (яблоко)

    Предмет, который доставил на остров царицу с сыном? (бочка)

    Какую работу выполнял Балда на подворье попа? (повар, плотник, конюх)

    Кого спрашивал Елисей о том, где его невеста? (солнце, месяц, ветер)

Баба Яга: Ну, вижу, вижу, что умные! Но это легкое задание было, вот вы и победили! А теперь попробуйте угадать, что в моём волшебном мешке?

Я буду показывать вам сказочные предметы, а вы назовите из какой они сказки?

(зеркало, орех, невод, веретено, рыбка, петушок, яблоко, верёвка)

Баба Яга: Подумаешь, сказки назвали! Давай-ка, Кот, готовь следующее задание.

Кот: Я им сложнее задание припас. Перед вами слова. Составьте, полное название сказки о царе Салтане. А пока команды работают, мы поиграем с болельщиками.

Конкурс болельщиков

1. В "Сказке о попе и работнике его Балде", Балда говорил:

"Ты бесенок еще молоденек,

Со мною тягаться слабенек;

Это было бы лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата..."

Кто этот брат?

Ответ: Зайка.

2. Какую плату назначил Балла за свою работу у попа?

Ответ "...в год за три щелчка полбу..."

3. Как звали сына царя Салтана?

Ответ: Гвидон.

4. "...белочка при всех

Золотой! грызет орех.

Изумрудец вынимает.

А скорлупку собирает,

Кучки разные кладет

И с присвисточкой поёт

При честном при всём народе..."

Что пела белочка?

Ответ: "Во саду ли, в огороде"

5. Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?

Ответ: "Хочу быть владычицей морскою

Чтобы жить мне в окияне море,

Чтоб служила мне рыбка

золотая..."

6. Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?

Ответ: "Что тебе надобно старче?" -

"Смилуйся государыня рыбка!.."

7. Кто в "Сказке о мертвой царевне..." подсказал Елисею, где ему искать невесту?

Ответ: Ветер.

8. Как звали пса, который жил у семи богатырей?

Ответ: Соколко.

Кот: Ну, что ж а мы проверим, как команды справились с заданием.

Баба Яга: Молодцы, мне кажется, что кто-то к нам спешит.

Входит Печкин

Играет музыкальная композиция « Простоквашино »

Баба Яга: Товарищ, вы случайно сказкой не ошиблись?

Печкин: Гражданочка, я еле добрался! Велосипед по дороге сломался, а на сказочный поезд я чудом успел. Так… по адресу всё сходится? Куда: Школа №5, кому: библиотека, любителям пушкинских сказок.

Кот: И что же вы здесь забыли, Печкин?

Печкин: Да чего только тут для вас нет!? Например, газета «Волшебные известия» выпуск 1. Сказочные объявления. Я их сейчас зачитаю, а команды пусть угадывают кто автор объявлений.

    Предлагаю свои услуги: работаю за семерых, могу: запрягать лошадь, топить печи, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей. (Балда)

    Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя – 10 тыс. руб., черно-бурые лисы – 5 тыс. руб., донские жеребцы – 20 тыс. руб., чистое серебро – 15 тыс. руб., злато – 30 тыс. руб. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! (Сказка о Салтане)

    Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду. В горнице имеется: кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. (О мёртвой царевне)

    Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы, излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. Начало ближайших занятий… (О Салтане)

Печкин: Ай, да молодцы! А у меня ещё для вас телеграммы есть. А вы угадайте, кто их прислал.

    "Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна"

Ответ: Вторая сестрица. ("Сказка о царе Салтане".)

2. "Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна".

Ответ: Корабельщики (О Салтане).

3. "Не могу прибыть к нам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!"

Ответ: Балда ("Сказка о попе и работнике его Балде".)

4. "Очень жаль, приехать не могу: "Горе мне! Попались в сети oбa наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!"

Ответ: Царь Дадон ("Сказка о золотом петушке".)

5. "Приехать никак не могу: "Пуще прежнего старуха вздурилась".

Ответ: Старик ("Сказка о рыбаке и рыбке".)

6. "Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знатьне будет мне

Ответ: Молодая царевна ("Сказка о мертвой царевне".)

Печкин: Хорошо с вами! Да надо мне спешить в другие сказки почту доставить.

Баба Яга: Не торопись, Печкин! Успеешь.

Кот: Ты лучше посмотри, какой мы командам кроссворд приготовили!

Волшебный кроссворд

По горизонтали:

3. Как звали царя из произведения «Сказка о золотом петушке»?

5. Кто дал царю Дадону золотого петушка?

7. На чем сидел петушок?

11. С какой стороны напали враги на царство Дадона?

16. Кто повел первую и вторую рать на врага?

19. Куда привел царь войско на восьмой день?

По вертикали:

1 .Что увидел царь «промеж высоких гор»?

2. Кто вышел из шатра?

7. За что усадила шамаханская царица царя Дадона?

8. Чем она его угощала?

13. О чем напомнил звездочет царю?

Ответы по горизонтали: 3. Дадон. 5. Звездочет. 7. Спица. 11. Восток. 16. Сыновья. 19. Горы

По вертикали: 1. Шатер. 2. Девица. 7. Стол. 8. Яства. 13. Услуга.

Подведение итогов

Предмет: Внеклассное чтение

Класс : 3-4 класс

Пояснительная записка

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать», – писала автор книги «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан.

Учащиеся младших классов нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы. Поэтому я и выбрала для урока форму наглядной презентации.

Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, это способствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностей школьников. Литературные игры развивают память, сообразительность, дают возможность обучающимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки и пользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут в себе элементы праздничности, необычности, неформальности, они дают возможность воспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируют познавательные интересы. А все вместе это является средством привлечения детей в библиотеку, приобщения их к чтению. Моя практика показала эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного урока, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку. И тогда он становится увлеченным читателем.

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие потенции, формируют духовную основу личности. Поэтому я полностью согласна с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когда новые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится еще более важным, чем прежде.

Цель моей работы – показать ребятам (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями. Пушкин А. С. – один из самых любимых писателей у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

Надеюсь, что данный мультимедийный продукт будет применяться педагогами и библиотекарями, послужит основой для урока внеклассного чтения, облегчит работу при подготовке и проведении его.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с биографией писателя.
  2. Формировать мотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализации и творчества, создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя, внедрение новых интерактивных форм воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.
  3. Развивать память, речь, наблюдательность, активность, самостоятельность.

Время реализации занятия: 45 мин.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. интенсификация учебно-воспитательного процесса (увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)
  2. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения библиотекарем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
  3. формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности

Необходимое оборудование и материалы для занятия компьютер, медиапроектор, книжная выставка.

  1. Windows XP; Редактор Microsoft PowerPoint; Microsoft Word.
  2. вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала – Приложение 1 .

Карта занятия:

Комментарий хода урока Время(мин) слайдов Развитие личностных качеств и психических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Название темы 1 1
Рассказ библиотекаря об А.С. Пушкине. 5 2-4 Внимание
Звучит отрывок из стихотворения Пушкина А.С. «К няне» 1 5 Внимание
Рассказ библиотекаря 1 6 Внимание
Библиотекарь предлагает обучающимся определить о каком стихотворении идет речь и рассказать его. («У Лукоморья»). 3 7 Память
Понимание материала
Развитие речи
Рассказ библиотекаря 5 8,9 Внимание
Память
Вниманию обучающихся предлагается литературная разминка 3 С 10 по 15 Активность
Наблюдательность
Организованность
Далее предлагается игра, которая состоит из 6 номинаций:
  1. «Сказка о золотом петушке»
  2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей»
  3. «Сказка о попе и работнике его Балде»
  4. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  5. «Все сказки»
  6. «Сказка о царе Салтане»
Право выбора за обучающимися. Вопросы и ответы представлены на слайдах презентации.
18 С 16 по 54 Внимание Активность
Наблюдательность
Организованность
Сообразительность
Самостоятельность
Умение формулировать ответы
Подведение итогов, награждение. 2
В заключение библиотекарь читает стихотворение о сказках Пушкина А.С. 1 55 Внимание

Ход урока

Данный урок включает в себя презентацию «ПУШКИН А.С.». Здесь дан полный ход урока. Смена слайдов – по щелчку. Чтение произведений надо организовать заранее, т.к. данный урок требует знания сказок Пушкина А.

СЛАЙД 2 (на данном слайде необходимо во время перечисления литературных героев делать щелчок для появления соответствующей иллюстрации). Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! (ЩЕЛЧОК) И гордого Гвидона. (ЩЕЛЧОК) И белую Царевну Лебедь. (ЩЕЛЧОК) И бойкого Балду. И чародея Черномора. (ЩЕЛЧОК) И славного Руслана.

СЛАЙД 3 Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? ( В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке».)

СЛАЙД 4 Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

СЛАЙД 5 Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) ! (ЩЕЛЧОК) И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью. Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать? (ответы детей). СЛАЙД 6 От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:

Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучала потом в чудесных пушкинских произведениях. (звучит стихотворение «К няне»).

(ЩЕЛЧОК) Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой».

С усердием перекрестит меня
и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.

СЛАЙД 7 «Как на том ли Окияне-море глубоком стоит остров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёного висит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...»А как об этом сказано у самого Пушкина? Вспомнили? (Библиотекарь предлагает прочитать наизусть стихотворение «У лукоморья»).

СЛАЙД 8 Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина. 170 лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он умер в 1837 году), а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его. Если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя Александра Сергеевича Пушкина. (для появления иллюстраций необходимо щелкнуть на слайде). Монументы, увековечившие память о величайшем русском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, Одессе и Кишиневе, Тбилиси, Ташкенте, в Болдине, Михайловском, Святогорском монастыре, Томске... И каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами в руках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь и восхищение.Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к 200-летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу-жену Наталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и Натали”. А совсем недавно, в апреле 2004 года, первый памятник Пушкину был открыт в США, в Вашингтоне. Его установили на 22-й улице возле университета им. Дж. Вашинггона. Автор - народный художник России Александр Бурганов.

СЛАЙД 9 Но не только русские люди, но и за рубежом читают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки. Множество стихотворений Александра Сергеевича положено на музыку (романсы); почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский», и многие другие. Они постоянно идут на сценах театров в нашей стране и за границей.

СЛАЙД 10 (для того, чтобы привлечь внимание детей и настроить их на викторину предлагается литературная разминка, которая поможет детям вспомнить сказки и даст возможность более активно работать самостоятельно). Предварительно класс можно разделить на команды. Звучат строчки из сказок:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
(«Сказка о царе Салтане...»)

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,
Да конец ее в море мочить.
(Сказка о попе и работнике его Балде.)

СЛАЙД 14 Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(Сказка о рыбаке и рыбке.)

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.

(Сказка о золотом петушке.)

СЛАЙД 16 Выбери номинацию . (предлагается выбрать номинацию, которая соответствует определенной сказке и нажать на обложку книги, оформленную как гиперссылка).

СЛАЙД 17 Номинация «Сказка о рыбаке и рыбке» Ответы на слайде появляются по щелчку.

СЛАЙД 18 Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)

СЛАЙД 19 Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

СЛАЙД 20 Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)

СЛАЙД 21Сколько раз закидывал старик в море невод? (3)

СЛАЙД 22Назовите все желания старухи по порядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – стать царицей, 5 – стать владычицей морской )

СЛАЙД 23 Номинация «Сказка о царе Салтане». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 24 Назови в нужной последовательности все превращения князя Гвидона. (1 – комар; 2 – шмель; 3 – муха).

Слайд 25 Сопоставь имя героини и дива, о котором она поведала царю Салтану. (Повариха – про чудесную белку; Ткачиха – про 33 богатыря; Бабариха – про Царевну-лебедь).

СЛАЙД 26 Как часто выходили 33 богатыря из морской пучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно ).

СЛАЙД 27 Перечислить по порядку все чудеса из сказки о царе Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь).

СЛАЙД 28 Какими родственными узами связаны герои сказки с князем Гвидоном? (Бабариха – бабушка, ткачихи и повариха – тетя, царь Салтан – отец, Царевна-Лебедь – жена, Царица – мать).

СЛАЙД 29 Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон? (Баян, Буян , Боян).

СЛАЙД 30 Номинация «Сказка о попе и работнике его Балде». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 31 Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».)

СЛАЙД 32 Что поп велел собрать с чертей (дань, налог, оброк , пошлину)

СЛАЙД 33 В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда дал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием. (1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум).

СЛАЙД 34 За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? ( За 2 года, 3 года, за 4 года)

СЛАЙД 35 В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком? (1 – помогли зайцы, 2 – закинул за тучу, 3 проскакал на коне).

СЛАЙД 36 Номинация «Сказка о мертвой царевне и семи богатырей». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 37 Молодая царевна была отравлена яблоком? (да, нет)

СЛАЙД 38 К кому и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? (1 – солнце; 2 – месяц; 3 – ветер).

СЛАЙД 39 Какая кличка была у собаки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырей» (Тарзан, Соколко , Белка, Стрелка, Жулик)

СЛАЙД 40 Определите занятие семи богатырей. (охота, охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)

СЛАЙД 41 Сколько торговых городов и теремов приготовил царь в приданое дочери в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (7 городов, 140 теремов)

СЛАЙД 42. Номинация «Сказка о золотом петушке» . На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 43 Что входит в обязанности золотого петушка? (охранять царство , воевать за царство; будить царя)

СЛАЙД 44 Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Черномор, Звездочет , Колдун, Чародей)

СЛАЙД 45 Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотого петушка? (Волю первую твою, Я исполню как свою)

СЛАЙД 46 Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? (Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

СЛАЙД 47Какие слова кричал золотой петушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

СЛАЙД 48 Номинация «Все сказки». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 49 Найди лишнего героя. (Лягушка )

СЛАЙД 50 Сопоставь литературного героя со сказкой. (Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Елисей – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Чертенок – «Сказка о попе и работнике его Балде»; Звездочет – «Сказка о золотом петушке»; Кот ученый – «У Лукоморья»; Столбовая дворянка – «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 51 Кто или что здесь лишнее. (волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)

СЛАЙД 52 Какие сказки заканчиваются словами «Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане », «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 53 Сопоставь слово с его толкованием. (Лукоморье – морской залив, берег; Полба – особый вид пшеницы; Пава – самка павлина).

Подведение итогов. Награждение.

Завершить встречу стихотворением:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)

В ходе урока используются разные виды сенсорной модальности (основного канала восприятия информации). В результате одни учащиеся легче усваивают видеоинформацию (визуалы), для других важную роль играет звук (аудиалы), третьим для закрепления информации необходима мышечная активность (кинестетики). Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: обучающийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахматова А А Последняя сказкаПушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 18-51.
  2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были
  3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.-191 с: ил.
  4. Пушкин А.С.: В зеркале двух столетий:[Электронный ресурс] . - М: Республиканский мультимедиацентр, 2002. - (Познавательная коллекция).
  5. Читаем, учимся, играем.-2006.-8
  6. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
  7. lib.ru Библиотека Мошкова.

Оборудование: Две контрольные точки; мешочек – напечатанные золотые и серые рыбки; 2 мячика,2 ведра; 2 средних мяча; 4 воздушных шарика, 2 газеты; 2 стула, 2 зеркальца; 2 яблока; 2 разрезанные открытки с избушкой; 2 ложки, 2 ореха; канат.

В гостях у сказки
Птички
Кот ученый:
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Сказки Пушкина сопровождают нас везде, чтобы с пользой провести время, мы с вами проведем сказочную эстафету. Для того чтобы начать каждый этап эстафеты, вы должны вспомнить из какой сказки отрывок, который вам озвучит кот. За правильно, угаданную сказку получаете дополнительный бал команде. А вот баллы поможет нам считать Царевна-Лебедь и Золотая Рыбка.

Эстафета 1.
Кот ученый. Самая известная сказка, с которой вы знакомы еще с детского сада.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою. (Сказка о рыбаке и рыбке)

ВЕДУЩИЙ: Ваша задача: поймать золотую рыбку. Первый игрок каждой команды «морю» (мешку с рыбками) и ловит одну рыбку. Поймав её, бежит обратно и передает эстафету следующему игроку. Какая команда выловит больше золотых рыбок, та и победила!
Музон
Птички
Эстафета 2.
Кот ученый. Молодцы! Продолжим нашу игру.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста шнурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины. (Сказка о царе Салтане)

Ведущий:Перед вами цель – ведро, вы должны попасть мячом в него. У какой команды будет больше попаданий, та и выигрывает.
Музон
Птички
Эстафета 3.
Кот ученый. Из какой сказки следующий отрывок?
“Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног”.
Сел на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом. (Сказка о попе и работнике его Балде)

ВЕДУЩИЙ: Между ног держим мяч и, прыгая, бежим до условленного места, возвращаемся также и передаем мяч следующему игроку. Если мяч теряете, то продолжаете бег с того места, где потеряли. Чья команда быстрее придет к финишу, та и побеждает.
Музон
Птички
Эстафета 4.
Кот ученый.
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
“Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!..” А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел. (Сказка о царе Салтане)
ВЕДУЩИЙ: У первого игрока в руках воздушный шар (Шмель) и газета. По команде участник подбрасывает воздушный шар вверх и с помощью газеты старается привести его по воздуху как можно быстрее к корзине. Достигнув, нужно передать газету и шар следующему игроку, эстафета продолжается. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.
Музон
Птички

Эстафета 5.
Кот ученый. Отлично получилось. Тогда угадайте следующую сказку Пушкина.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?” (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).

ВЕДУЩИЙ:Перед вами на стуле зеркальце. Ваша задача, добежать до стула с зеркальцем, взять его в руки и сказать заветную фразу «Кто на свете всех милее, всех румяней и белее!», положить зеркальце и вернуться обратно, чтобы передать эстафету следующему игроку.

Музон
Птички
Эстафета 6.
Кот ученый. Здорово у вас получается, но на этом игра еще не заканчивается. Отрывок следующий.

И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пёс как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать – поймала. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

ВЕДУЩИЙ:На стуле лежит яблоко, первый игрок подбегает к нему, берет яблоко под подбородком и передает его следующему игроку, следующий же несет яблоко под подбородком на место. При этом никто из игроков яблоко руками не трогает. Таким способом продолжаете эстафету до последнего игрока. Кто первый прибежит к финишу, тот и выигрывает.

Музон
Птички

Эстафета 7.
Кот ученый. Из какой сказки этот отрывок?
Еще пуще старуха бранится,
“Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.” (Сказка о рыбаке и рыбке)

ВЕДУЩИЙ:Каждая команда строит дом из кусочков, которые лежат на стуле. Задание сложное, поэтому вам необходимо всем вместе быть очень внимательными!
Музон
Птички
Эстафета8.
Кот ученый. Отлично справились и с этим заданием! Послушайте следующий отрывок.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут. (Сказка о царе Салтане)
ВЕДУЩИЕ:Команды становятся на линии старта. У первого игрока в руках ложка с лежащим в ней орехом. По сигналу первые участники бегут до условленного места и обратно, следя за тем, чтобы орех не упал, и передают ложку следующему игроку. И так вся команда. Побеждает та, которая быстрее прибежит на финишную черту.
Музон
Птички

Эстафета 9.
Кот ученый. Молодцы! Вот и последний отрывок, отгадайте из какой он сказки.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Сказка о царе Салтане)

ВЕДУЩИЙ:Проверим вашу силу. Представьте, что вы – богатыри. Каждая команда берется за один из концов каната. По моей команде обе тянут канат в свою сторону. Какая команда окажется сильнее, та и выигрывает.
Музон
Птички