Вопросы чаще всего делятся на 3 категории:

  1. Совсем псих? Тебя еще не убили?
  2. Как там к русским относятся? Там спокойно, не стреляют?
  3. А как там вообще? Люди, работа, цены, погода?

Из ответов на эти вопросы, а также из моих впечатлений от автостопных поездок по Осетии и соседним республикам и будет складываться этот рассказ.

По образованию я историк и здесь работаю по специальности. Приехал сюда вместе с женой (тоже историк) летом прошлого (2013) года. Кстати насчет сюда. Здесь - это станица Змейская - находится на федеральной трассе М-29. Население около 7 тысяч, в основном осетин (85%) и русских (11%). На станицу 3 школы, 2 отделения почты, около 20 (известных мне) продуктовых магазинов, грамотно расположенных на большинстве перекрестков улиц, бытовые и строительные магазины в центре + ежевоскресная ярмарка, где торгуют тем и кем - что\кого вырастили.

Климат здесь умеренно-континентальный. Зима очень мягкая и мало -снежная. В начале декабря во дворе можно было ходить в майке. Лето 2013 года было чересчур жарким и безоблачным. Осень периодами по 5-7 дней - дождливая и приятно теплая. Осталось дождаться осетинскую весну.

Мы живем в полусаманном - полукирпичном доме (около 60 м2. жилой и 20 м2 нежилой площади) с сараем, гаражом водяной колонкой, уличным туалетом и 6 сотками огорода. Всё это стоит 8 000р + коммуналка.

Однако снимают жильё здесь не часто. Чаще люди здесь покупают или строят дома. Стоит это по разному. Так описанный мной дом с проведенным газом, электричеством, водой во дворе стоил 400 тысяч. Кирпичные 1-этажные дома с перечисленным набором коммуникаций стоят уже от 800 тыс до 3 млн. 2-тажные кирпичные дома с фруктовыми деревьями и крытым двором стоят уже от 5 млн и выше. Но это уже полноценные коттеджи - здесь такие дома имеют чаще всего люди почтенного возраста. Кстати - здесь очень закономерно состоятельность приходит с возрастом - сказывается поддержка сыновей и родственников.

Сыновья, в известных мне семьях, даже после женитьбы живут в доме отца (естественно вместе с женой и детьми). У пары есть своя комната, а дети разных братьев живут в общей детской. Возможно это дополнительно сплачивает кровные узы, поэтому дво- и троюродные братья и сестры здесь считаются такими же родственниками как и родные. Дома, которые я видел изнутри, в 80 % делятся на 2 части: Жилая часть - коридор имеющий выходы в комнаты пар и заканчивающийся залом. В другой стороне коридора - сан. узел. Бытовая часть - отдельно стоящее здание или пристройка, но с входом со двора - кухня- столовая, склад, погреба. Оставшиеся 20% домов имеют стандартную планировку для средней полосы, здесь кухня - это комната в доме и здесь менее выражена галерейность. Хозяева таких домов в основном русские, а также молодые осетинские семьи.

Строй материал: кирпич и саманные блоки. Деревянных домов не видел ни разу. Ближе к горам в селах есть дома со стенами из булыжников, но на равнине такое только в декоративных целях. В километре от станицы есть кирпичный завод с ценой от 5р за штуку. Это еще один плюс к строительству из кирпича. Модное в средней полосе покрытие стен сайдингом здесь не встречается. Из непривычного - ворота дома могут быть старше самого дома. Дом может перестраиваться, сноситься, строиться заново, но ворота не трогают. Ворота чаще всего кирпичные и в 80% выглядят очень красиво.

Цены на жильё в разных населенных пунктах очень разнятся. Например во Владикавказе, 1-комнатная квартира может стоить от 900 тыс, в то время как в бывшем шахтерсокм городке Мизуре, 3-комнатная стоит 50 тыс! Но в Мизуре, как и во многих подобных «бывших» городках нет никакой работы. Поэтому даже за 50 000 никто жильё там не покупает. Не паханное поле для сквоттеров!

Участки у всех почти одинаковы по площадям, на вид 6-8 соток, но засажены они очень по разному. На этой широте растет все, что и в средней полосе + многие южные культуры, кроме цитрусовых (с мандаринами перебоев не бывает они везутся из Южной Осетии). Деревья грецкого ореха растут около дворов и в сентябре-октябре мешок оных можно набрать просто собирая свалившиеся по улицам. Фундук растет в лесу на Сунженском хребте. Там же весной собирают черемшу, алычу и землянику. За мушмулой и черникой люди ездят уже на Лесистый хребет (Это ближайший к равнине хребет Кавказа). По всем дворам плетется виноград и тут нужно остановиться подробнее.

Подробности о винограде начнутся с этнографии. Осетины делятся на иронцев (живут на равнинах и в горах, преобладают в численности), дигорцев (Дигорское ущелье и Ирафский район (граница с Кабардой), среди них много мусульман), кударцев (жители и выходцы из Южной Осетии). К северу от Кавказа распространены в основном 2 сорта винограда: Изабелла и Молдова. Но за последние 20 лет в Северной Осетии осело много кударцев, которые много веков жили с грузинами и перенимали древнейшие традиции виноградарства и виноделия. В результате - сейчас люди пытаются выращивать в РСО исконно грузинские сорта Саперави, Цицка, Цоликаури. Пока это не очень получается - не хватает Солнца, но сам факт попыток радует.

Отдельно стоит сказать о хлебопечении. Во многих домах пекутся лаваши. Есть и тандырная, где лично мы всегда берем свежий лаваш. Стоит такой 20р. В магазинах есть как лаваши так и обычные кирпичики. Рассказ не будет об Осетии, если не сказать об осетинских пирогах. Здесь это такой же брэнд, как плов в Узбекистане или паста в Италии. Цена по всей республике почти одинакова. Стоят они от 150 до 260р в зависимости от начинки (Самые дорогие- с мясом, а бывают еще с картошкой, сыром, листьями свеклы, черемшой).Размер всегда одинаков - в пределах 40-45 см в диаметре. Выглядят пироги обманчиво тонко. Целый пирог съесть может далеко не каждый.

Второй брэнд - осетинское пиво. Его я за пределами республики вообще не встречал. Нартон, Алутон, Багиата - все они похожи скорее на квас. % алкоголя от 1,5 до 3. Срок годности такого пива - всего месяц.

В недалеком, печально известном городе Беслан действуют 5 (мне известных, но на деле их больше) спиртовых заводов. Здесь можно купить водку Финляндия, Белуга, Абсолют за 120 рублей или коньяк Хэнесси за 200р.

Что касается работы - многие люди ездят на работу во Владикавказ и вечером обратно. Сами населенные пункты вроде Змейской дают работу от силы 40% жителей. Зарплаты по Змейской в районе 6-12 тыс. Но, что радует, многие не ноют на отсутствие работы, а начинают свое дело - кто возит мандарины, кто держит маленький магазинчик, а кто арендует поля и высаживает овощи. Начинают всегда с помощью родственников. Родственность или клановость для Осетии явление такое же нормальное, как и на всем остальном Кавказе.

Кавказское гостеприимство - не миф. Если вас приглашают в гости - знайте - вы 100% будете сытым и скорее всего еще и пьяным.

Путешествовать автостопом здесь можно и даже нужно без палатки. Человек с рюкзаком, постучавшийся в дом вечером, может не объяснять, что ему нужно остановиться - это априори (во всяком случае в горах). Однако, это в том случае, если вас встретит человек в возрасте. По словам старшего поколения, молодежь забывает традиции гостеприимства (лично я это не ощутил). Более того, водители подвозят даже если им не по пути, но гостю надо. И часто дают телефоны на случай «если что».

Отдельная тема - красоты, о которых житель средней полосы только слышит, а местный житель может на выходных посещать. Самые высокие водопады Европы - Мидаграбинские, скальные крепости, средневековые некрополи, горячие источники в Бирагзанге и Кармадоне, Дигорское ущелье с обилием родовых башен.

Для альпинистов здесь кроме 5-тысячника Казбека еще масса вершин и маршрутов разной сложности. Республики не большие по площади, поэтому в выходной день легко можно съездить в соседние Кабардино-Балкарию на Чегемские водопады, в Приэльбрусье или в Кав Мин Воды. Хотя последнее выглядит странным. Туда едут в основном за электроникой, запчастями или на поезда в регионы, куда напрямую из Осетии не уедешь.

Ж. д. вокзал Владикавказа порождает 3 электрички (до Беслана, до Моздока и до Мин Вод), поезда на Новороссийск, Адлер, Москву и Питер. В Беслане есть аэропорт с 4 ежедневными рейсами на Москву. Автобусное сообщение захватывает все крупные города Черноморского побережья, Абхазию, Поволжье до Самары, центральный федеральный округ до Москвы. В Цхинвал автобус ходит 7 раз в день. А вот в Ингушетию, Чечню, Дагестан автобусов нет. Но, по слухам, есть маршрутки. И есть много проходящих автобусов и маршруток из Нальчика и Кав Мин Вод. Сесть на них можно в Беслане.

Экология региона, как и в соседних республиках. Кавказ и в Союзе был здравницей, а с развалом горняцких фабрик тут вообще стало жутко здорОво. Минеральные воды различных составов и назначений, обилие солнечных дней, мягкая зима. Единственной исключение - центр Владикавказа и река Терек. Завод Электроцинк, который даёт работу большому числу горожан, даёт еще большему числу жителей 5-кратные дозы цинка, свинца, кадмия и прочих прелестей. Электроцинк дарит свои радости не только воздуху, но и воде, поэтому в Тереке в Осетии не купаются. Но горные речки, естественно чистые. Осетия выпускает множество минеральных вод, которые сложно найти вне республики. В Саратове из осетинских минералок я встречал только «Кармадон».

Насчет стрельб и ненависти к русским. За 7 месяцев житья здесь, стрельбу я слышал 1 раз и то была свадьба в станице. Русских здесь не просто любят, а очень благодарят. Осетия раньше остальных присоединилась к единоверческой Российской империи, а все окружающие мусульманские народы с разной степенью активности воевали с Россией весь 19 век. Кударцы чаще всего называют русских братьями за помощь в войне 2008 года, но и от Иронцев я слышал в адрес русских только хорошее. Осетины - христианский клин по центру Кавказа, по обе стороны которого- мусульмане. С одной стороны кабардинцы и балкарцы, с другой - ингуши. Кстати с ингушами у осетин взаимная вражда еще с 93 года. Причины конфликта - депортация ингушей в Великую Отечественную и заселение их земель осетинами. Через 50 лет ингуши захотели вернуть территории, но не смогли. Пожалуй, ингуши - единственные, к кому у осетин априори негативное отношение, к грузинам даже у кударцев отношение спокойное. Не мало грузин живет во Владикавказе, а в Тбилиси ходит ежедневная маршрутка и множество таксистов. В цену проезда Владикавказ - Тбилиси (в сентябре 2013 цена была 600р) входит бакшиш водителя российским таможенникам на пограничном переходе Верхний Ларс. За каждого пассажира водитель отдавал 200р. Проверки личных вещей начинаются только при неготовности водителя позолотить ручку.

Осетия на 1 месте среди северо - кавказских республик по протяженности асфальтовых дорог. Но в горы ехать нужно конечно на полном приводе (но летом до Мидаграбинских водопадов доехала 10ка). Очень хорошо себя показывают Шеви Нива и (неудевительно) Лэнд Ровер. Качество бензина на заправках скачет весьма сильно, поэтому нужен опыт. С газом проблем нет, почти на каждой заправке он есть и он хорош. На дорогах часто встречаешь дорогие иномарки с южно- осетинскими номерами, здесь это нисколько не удивляет полицию. В ЮО не нужен загранник, Рокский тоннель проходится за минуты и вот вы уже по другую сторону хребта. На той стороне машины стоят несоизмеримо дешевле, ведь их владельцы не платили драконовскую российскую растаможку.

Конечно, того времени, пока я здесь - еще очень мало, чтобы понять республику, но ритм, в котором живет народ, уже чувствуется. Нет такой инициативности, новых движений, которые замечаешь в Саратове, Воронеже, тем более Ростове. Если старшие рода на совете не дают добро - любая идея уже не будет иметь родовых ресурсов для воплощения. Не подчиниться решению старших - испортить отношение, а отношения с родственниками - это главное, что помогает здесь жить.

Этот обзорный очерк основан на 7 месяцах жизни в Осетии. Если что - то оказалось за кадром - спрашивайте, дополняйте.


То, что происходило 20 лет назад в Пригородном районе - полный ад. Ингуши любят рассуждать, что силовики ведут себя как нелюди. Я вам сейчас расскажу, что из себя представляют настоящие нелюди.

В 1944 году власти СССР, устав бороться с бандгруппами в горах, выселили ингушей и чеченцев, чтобы лишить боевиков пособнической базы. А бандгрупп тогда было много - дезертиры, лица сотрудничавшие с фашистами и откровенные предатели, родственники раскулаченных и просто отморозки. Сталин, знакомый с кавказским менталитетом, возвел его в абсурдный абсолют - за все ответили родственники и родственники родственников.

Это был адский ад. Людей, как скот, везли черт знает куда. Обращались тоже как со скотом. Умер? Выкинули труп и продолжили движение.

Апдейт от френда, несогласного с этим высказыванием:
Каждый состав включал в себя один вагон, выделенный под медицинский изолятор, в котором был медперсонал и лекарства. В каждом вагоне назначался старший, который на станциях докладывал коменданту поезда о случаях болезней или смерти в вагоне.
В самом вагоне было только одно незарешеченное окно, закрытое остекленной рамой. Размер окна 69 х 30 сантиметров и находилось оно под самым потолком:
Всего в пути умерло 1272 человека, что составило 2,6 на 1000. Смертность в ЧИАССР в 43-м - 13,2 на 1000. Т.е. и без депортации умерли бы за этот период 540 человек. Остальные - избыточная смертность из-за тягостей месячного зимнего пути - тиф, простуды и т.п.

Евреи постоянно лелеют свой холокост, но их били чужие, а ингушей били свои. Власть решила показать, что с ней шутки плохи. Урок получился такой жестокий, что ингуши впитали его на генетическом уровне. С тех пор они относятся к любым действиям властей настороженно и ничему не верят, что говорит им власть.

Потом ингушей и чеченцев реабилитировали. Их вернули домой, но часть территории не отдали. Туда согнали осетин во время геноцида, чтобы ингуши туда не могли вернуться. А осетины и ингуши испокон века относились к друг другу не слишком дружелюбно. Проживание там осетин было гарантией того, что ингуши не вернутся в свои дома. Но ингуши возвращались. Несмотря на все препятсвия властей. Их не прописывали, препятствовали трудоустройству и вообще как могли гнобили.

А потом Советский союз рухнул. На его просторах началось брожение и межнациональные столкновения. Чечня заявила о своей независимости и устроила геноцид русских и ингушей, которых по самому мягкому варианту просто выгоняли из их домов, а по худшему просто убивали. Начался период великой смуты. И этот период ингушское руководство сочло удобным для того, чтобы вернуть свои территории. К осетинам ингуши относились с пренебрежением и легким презрением, считая их никакими воинами. Соотвественно молниеносный блицкриг мог привести к тому, что Пригородный район может вернуться в состав Ингушетии. Дальше был бы стандартный сценарий по чеченскому варианту - осетин вырезали бы целыми семьями. Поверьте было бы именно так. Осетины видели приготовления ингушей к войне и принимали соотвествующие меры. Обстановка накалялась и логика развития конфликта должна была привести к вооруженному противостоянию. Нужен был только повод. В такой обстановке его долго ждать не пришлось...

Сначала в ходе локальных столкновений погибли несколько ингушей, потом осетинские военные на БТРе задавили ингушскую девочку, что привело к бытовым столкновениям между ингушами и осетинами. Ингуши воспользовались этим фактом чтобы сформировать незаконные вооруженные формирования якобы для защиты ингушских сел. На самом деле это была мобилизация воинских подразделений на территории Пригородного района. Между тем прибывало подкрепление со стороны Ингушетии. Осетины так же активно вооружались и проводили мобилизацию.

Фурункул лопнул 31 октября 1992 года. В Пригородном районе фактически началась война между ингушами и осетинами. Со всеми прелестями, присущими войне - пытками, захвату заложников, убийству мирных жителей. Ингуши, почуяв запах крови, зверели. Блокировали посты внутренних войск, уничтожали всех осетин, попадавшихся им на пути. Осетины в долгу не оставались. Обстреливали ингушские села из крупнокалиберных пулеметов, не стараясь особо попасть в вооруженных людей. Ребенок, старик, женщина - не важно. Убили ингуша и ладно.

1 ноября на территории Пригородного района было введено черезвычайное положение. Вошли русские войска и разогнали всех к чертовой матери, не пуская враждующих к друг другу. Ингушские села оказались отрезаны от Ингушетии. Подкрепления ждать было неоткуда. И тогда... И тогда осетины пришли мстить. Беззащитные мирные ингушские жители, бросив все, уходили в Ингушетию пешком, спасаясь от озверевших осетинских военных. В ноябре, продуваемые холодным ветром, шли женщины и дети, спасая свои жизни и жизни своих детей. Тех, кто не успел уйти осетины брали в заложники. Кого-то пытали. А потом убивали.

И нужно признать что для властей и военных такие действия стали полной неожиданностью. Они развели враждующих, но не взяли под защиту места компактного проживания ингушей и осетин в Пригородном районе. А ненависть, копившаяся даже не годами, а веками выплеснулась на тех, кто не мог оказать достойного сопротивления.

Это позорная страница в истории обоих народов. Но ни один народ ее таковой не признает. Осетины считают, что они защищались (и в этом есть часть истины), ингуши считают, что после ввода российских войск в Пригородный район осетины устроили геноцид ингушам (и это в общем правда).

Взаимные претензии и ненависть продолжают копиться. И каждая сторона считает себя пострадавшей.
Однажды еврейская девушка пригласила двоих парней домой, чтобы мать помогла ей выбрать, за кого из них выйти замуж. Потом она отвела мать в сторону и спросила:
- Ну и кто из них лучше?
- Оба хуже, - ответила мать.

Осетины и ингуши проявили себя как народы, не способные к компромиссам, к цивилизованным формам решения конфликтов, не способные к цивилизованному ведению боевых действий. Скажем прямо - они проявили себя как дикари. И выбирать, кто из них там был лучше бессмысленно. Оба хуже.

Но Пригородный район остался в составе Осетии. А ингуши не могут туда вернуться, потому что осетины оттуда не уйдут. Никто просто так не отдает землю, политую кровью. Поэтому ингуши чувствуют себя пострадавшими. И 31 они будут вспоминать своих погибших в конфликте. А Осетины своих. И никто не скажет - осетины и ингуши погибли тогда не из-за Пригородного района, а из-за глупости, жестокости и подлости. И эти качества сейчас оба народа культивирую против друг друга. Народы, не желающие учиться, обречены на повторение уроков...

27/01/11, Alan777
"Я ОСЕТИНКА" - хоть вы и моя соплеменница, но читать вас, ей Богу, противно. Что за сленг? Вы не заметили, как пропитались флюидами, исходящими от существ из правой колонки, манера выражаться, по крайней мере, уже правтически такая же: все кругом проститутки да уроды. Вообще, осетины, давайте лучше помолчим, пусть высказываются представители других народов. Не будем уподобляться сами понимаете кому.

04/03/11, KerryJey
Вот даже незнаю что написать тут) С одной стороны у меня был жених осетин, я очень его любила!Шикарный был человек, заботливый,справедливый. В общем идеал, но его к сожалению убили на войне. А вот после этого я хотела встречаться с мальчиком тоже осетином,но...Он оказался грубый, черствый, ЭГОИСТ.который любил ТОЛЬКО себя и деньги.В итоге он бросил меня потому что я ему не дала денег. Кароче как и в любой нации 50 на 50%

15/03/11, porvu bleat
Осетины - великий народ!мы приняли христианство еще раньше чем русские!если такие мрази которые пишут про нас гадости такие крутые б**ть приезжайте сюда и скажите это в лицо!только и можете сидеть дома за компьютером чувствовать себя героями!а в жизни вы - ничтожества!приедете сюда - рот побоитесь открыть а если откроете то вам П***ЕЦ!мрази тупые которые ничего не добились и п*здят тут порвал бы если б увидел!

15/03/11, footballfan
Осетины-очень добрые и гостеприимные люди. Не понимаю людей в правой колонке.

19/03/11, niT
Осетины - один из древнейших народов Кавказа. В значительно большей степени, чем другие горцы, были развиты и привлекали к себе внимание путешественников, исследователей. Уже в XVII-XVIII вв. об Осетинах имелось большое количество грузинских, западноевропейских и русских известий, характеризующих разные стороны их быта и куль¬туры. Это что касается истории! "Русский форпост на Кавказе", "христианская земля, клином рассекающая мусульманские республики", "мост в Закавказье" - такие и подобные им характеристики дают сегодня Северной Осетии. Республика оказалась на самом острие кавказской смуты (несомненно, являющейся частью, или, вернее, отражением смуты российской) незатухающей почти десять лет. И испытала в полной мере все противоречия, ужасы и мерзости нашего времени. Это касается то го что напротив пишут ингуши и чеченцы у которых в глазах пустата и до сех пор видут стадный образ жизни!!!

25/03/11, Дудаев М
чтож....прочитал все за и против,что тут скажешь....как всегда против эта жалкая тень чеченского народа,которая считает себя нацией....не хочу их обижать,но Всевышний уже обидел их,а ведь они верят в то что они мужчины....ну так пусть верят,ровно как и в то,что на Осетинской земле,есть что-то,принадлежащее им...еще раз повторяю,от назрани,до Осетии,пару часов езды,а эти недоумки уже не один десяток лет говорят что приедут за своими землями.....мы ждем вас....всегда ждем...тлько потом не плачьте и не говорите что Осетины опять обидели вас.....ОсетинкаЯ..твои познания в истории впечатляют,но ты бы посдержаннее была.....и еще...кто-то претендует на Наш Нартский Эпос....запомните дегенераты......в этом эпосе никогда не было имен типо Хамзат,Магомед,Рамзан и т.д.ровно так же,как среди вашей нации нет имен Сослан,Батрадз,Азау, Ахсар, Ахсартаг.....и не Аланы вы....все это в ваших детских мечтах..)

16/07/11, ManSuper
Красивый народ и духовно и внешне. Свободолюбивый. Девушки у них очень красивые. И по отношением с русскими может служить примером для всего Кавказа.Осетию в войне полностью поддержала Россия. От кремлёвских чиновников до ультра-правых партий. Во время чеченской войны русская армия чувствовала себя в Осетии как дома. В общем респект вам и уважуха.

08/08/11, Lusi1515
Нельзя расжигать межнациональные конфликты, которые в последние время имеют место быть в нашей стране! Я вот лично знакома с несколькими осетинами. И они совершенно разные люди. Могу сказать честно, что в одном из них я раочаровалась конкрентно. А другого считаю своим настоящим другом. По-моему мнению дело не в нации, а в человеке. Как говорится, в каждом стаде есть паршивая овца!!!

18/09/11, Туаты
Осетины,которые пишут в левой колонке,прошу не надо уподобляться людям недостойным ответа.Не оскорбляйте никого.Мы никогда не занимались пропагандой.Мы толерантный народ и нам нет смысла ничего доказывать.Мы всегда были осетинами,жили своей размеренной жизнью.Даже в условиях Центрального Кавказа не потеряли свои традиции и культуру.Свой язык.Никогда не били в спину,как шакалы.Доказывают только слабые и ушемленные.Люблю свой народ и нашу историю.В моей семье все осетины,но никто не внушал мне что мы лучше,чем другие народы,никогда не слышала слов ненависти в адрес других народов.А учили тому,что должна знать осетинская девушка.Уважать старших.Знать свои корни.Почитать обычаи и т.д.Кстати,один из древних осетинских обычаев называется жиуон(по рус.) - обычай взаимопомощи независимо от национальной принадлежности,а это уже говорит о многом.Таких примеров много.Быть Патриотом и быть нацистом - это разные вещи.Так вот мы не нацисты.Да какая разница что там пишет Дэни Баксан?Спасибо всем:-)

24/10/11, Karima89
Мои чувства 50 на 50)Я сама на половину осетинка,но всю жизнь прожила в России,моя кровь конечно манит меня в те края.Там очень красиво и уезжаю,я,оттуда со слезами,короче, наверное, хочу там жить)))))Но до сеих пор понять не могу их отношение к девушкам,ну и к русским девушкам,насколько я поняла,это 2 разные категории))))))А так как я всю жизнь прожила в России,и срать,что мой отец осетинец,отношение ко мне как к руской)Мне оооочень нравятся мужчины-осетины,но...Короче получилось,что общались по интернету,после 2-х встреч я отдалась,не железная ведь,обаяние просто сумасшедшее)))))))А он...не позвонил потом и,что самое интересное удалил свою страничку из соц.сети....Неадекват какой то,может знающие люди подскажут мне,что не так?Рано дала?Так я не планировала с ним встречатся)))))))Странный какой то))))))))Ну,а в целом все вообще СУПЕР)))))))))))

09/11/11, ОСЕТИН
осетины замечательный народ и то что вы пишите там в правой колонке это всё чушь! чё вы историю вспоминаете? я не понимаю на данный момент осетины плохой народ? НЕТ! кто там их трусами называет? а? я УВАЖАЮ русский народ они нам осетинам как браться! но честно скажу что в Москве Питере... одни трусы и лохи живут большинство! с 7 лет уже бухают курят и хрен знает кем вырастаеют а в осетии в 5 лет ребенок уже на борьбу ходит!

06/12/11, Елена Цаликова
Неужели многие здесь просто забыли,что они люди?Мне очень стыдно за безграмотность,которую только подчеркивает нецензурная лексика и хамство,и с одной,и с другой стороны.У каждого свои мысли,чувства,мнения...Я люблю свой народ,хорошо отношусь и к россиянам.Простите,но среди и осетинов и русского народа есть представители,которых сложно назвать образованными,честными и УМНЫМИ людьми,подтверждение я нашла и в левой и в правой колонке-не буду переходить на личности,если таковые имеются.Кавказский менталитет своеобразен,многое чуждо представителям других народностей.Жаль,что многое мы теряем - язык, обычаи, традиции,почетание в той или иной мере.Я верю своему нороду,люблю его и уважаю,а неаргументированные, хамские высказывания,считаю смешными.Люди,не стройте из себя политиков,знатоков культуры-это очень далеко от истины,просто помните,что все мы о двух руках,о двух ногах.Спасибо,каждому и всем мирного неба и земли.Иу лаеджы хуызаен.

09/12/11, белаз
вообще глупо относиться плохо ко всей нации целиком... я знал в жизни несколько осетинов и за исключением одного они были отличными людьми и настоящими друзьями, готовыми помочь в любой ситуации. и мужское они не нарушали и трусость не проявляли как тут про них писали в красной колонке так что ненадо весь народ по отдельным людям судить...

12/04/12, Ruslan0015
Сам я осетин и горжусь этим, и благодарю Бога что родился именно осетином. А всем тем которые пишут в красной колонке я сочувствую потому что наверно даже ночами от этой ненависти не спят. Уверен что не один из этих ненавистников осетин что здесь пишет в реальности не осмелился бы сказать это всё осетину в лицо. Виртуальные воины только и можете стучать по клавиатуре сидя перед своим компьютером в удобном кресле. Не надо разжигать межнациональную ненависть. Страна большая и только сплоченность всех народов поможет жить комфортно в ней.

22/04/12, Gasiy
. Не буду восхвалять этот маленький народ, так как в нем также присутствует куча недостойных граждан, но большой плюс в том, что он более цивилизованный, хотя бы потому что в этом регионе люди достаточно гостериимны, дружелюбны и знают понятие чести. Если ты сделаешь осетину добро, он тебе ответит вдвойне. В Осетинских жилах течет мощная кровь!!! Ирон!!! Будь умнее, не поддавайся на дешевые провакации со стороны недругов. Живи! Рожай детей! Люби свой народ и гордись не только его великой историей. Развивайся! Береги свой родной язык! Помоги земляку, где бы ты не был. И тогда твоя великая нация будет бесконечно процветать!

31/05/12, Toriya
Осетины - это один из моих любимых кавказских народов (после грузин, конечно же). Я с детства общаюсь с полу-осетинкой. Точнее она моя крестница. Также хочу обратить внимание на то, что по зомбоящику никогда не услышишь, что осетины танцевали лезгинку в общественном месте, резали русских или что-то в этом роде.

17/07/12, Xetto
Осетины самый Честный,Сильный,и Благородный Народ а такие как ингуши И чеченцы всегда завидовали им!Осетинам нету равных пора с этим смириться!

01/08/12, agunda777
Откройте большую энциклопедию или залезьте в интернет. И там легко найдете таких урартских царей как РУСА первый, РУСА второй, а также найдете еще Урартского царя ТИГРАНА, что тоже говорит не в пользу ингушности Урартского государства. Т.к в ингушском языке, языке леммороев тоже нет таких слов, зато есть Армянское имя ТИГРАН. А еще есть столица ИРАНА - ТЕГЕРАН (ТИГРАН) . Кстати, осетины по другому еще называются ИРОН. А у Ирана и Армении арийское происхождение.Можно много приводить фактов и только фактов, чтобы доказать непоследовательность рассуждений тех, кто справа,об Алании и их потомков. Только стоит ли. Справа всего лишь антиосетинская истерия, которая нагнетается фальсификацией фактов, но историю не изменить, как бы вы не старались.

01/08/12, agunda777
Что касается 92 года, то постыдились бы...Не надо забывать знаменитую фразу Александра Невского "Кто с мечом придёт - от меча и погибнет" Только пришли с мечом те, кто прятался за ваших беременных женщин, стариков и детей. И ваши женщины, старики и дети были добровольным щитом, чтобы беспрепятственно зайти на чужую территорию в 4 часа утра, когда еще спали наши старики, наши дети, наши женщины. Зашли без одного выстрела, потому что ни один осетин(На посту было два милиционера) не посмел выстрелить в тот живой щит. Это ваша стратегия воевать с женщинами, стариками и детьми, врываясь ночью в дома бывших своих соседей и жестоко расправляясь с безоружным населением. Это вас тогда русские спасли, когда стали на границе через три дня, после того, как вас вышвырнули туда, откуда вы выползли. Стратегия грузин в 2008 мало чем от вашей отличалась, поэтому вы поете дифирамбы им. Если грузины бы пришли бы к вам таким образом, ваш визг бы слышен был бы до Юпитера, если не дальше.

01/08/12, agunda777
Откройте большую энциклопедию или залезьте в интернет. И там легко найдете таких урартских царей как РУСА первый, РУСА второй, а также найдете еще Урартского царя ТИГРАНА, что тоже говорит не в пользу ингушности Урартского государства. Т.к в ингушском языке, языке леммороев тоже нет таких слов, зато есть Армянское имя ТИГРАН. А еще есть столица ИРАНА - ТЕГЕРАН (ТИГРАН) . Кстати, осетины по другому еще называются ИРОН. А у Ирана и Армении арийское происхождение.Можно много приводить фактов и только фактов, чтобы доказать непоследовательность рассуждений тех, кто справа,об Алании и их потомков. Только стоит ли. Справа всего лишь антиосетинская истерия, которая нагнетается фальсификацией фактов, но историю не изменить, как бы вы не старались

31/08/12, Карл Льюис
Осетины самая благородная и достойная нация народов Северного Кавказа(не хочу ни кого обидеть)они особенные,во истину королевская голубая кровь!Я родился в Сибири и не стал бы ни когда оскорблять своих соседей,народы других национальностей с кем я живу рядом,а их много: украинцы,буряты,якуты,калмыки, татары и т д,разная культура и вероисповедание - отдельные омерзительные "личности" и среди них иногда попадаются.Почитаешь все это и... обалдеешь- проблема на Сев Кавказе действительно существует.Я плохо разбираюсь в особенностях взаимоотношений народов Кавказа, и ни когда не был в Осетии,но у меня много знакомых и приятелей среди них и многое читать очень не приятно, что пишут их земляки.

01/09/12, Карл Льюис
А вообще Осетины молодцы! Их много они среди нас! ,а главное они не потеряли своей самобытности, культуры,своего Я - при этом не ущемляя не чьих интересов. Молодые парни (и не только молодые) самые лучшие в мире спортсмены, что особенно касается борьбы, боев без пр-л, бокса,в этом сигменте на планете им равных нет,сборная Осетии может противопостоять любой национальной сборной,а может и сборную мира победить.Тут пишут всякую историческую чушь-это же не интересно. Осетинская молодежь учится в престижных институтах,занимается спортом,кузницей олимпийских чемпионов и девушки у них самые красивые...За ними будущее Северного Кавказа остальные им, от своего бессилия и никчемности, просто завидуют - вот и пишут всякие гадости.Красноярск

Осетины - индоевропейский народ на Кавказе. Всего в мире насчитывается до 700 тысяч осетин, из которых в России (в основном в республике Северная Осетия - Алания) - 528,5 тысяч. Также осетины являются основным населением независимого частично признанного государства Южная Осетия.
Осетины являются прямыми потомками аланов - сарматских племен, участвовавших в Великом переселении народов. В начале 5-го века н.э. аланы в союзе с вандалами и свевами вторглись в Испанию, откуда вандалы и часть аланов двинулись в Северную Африку, где создали своё королевство. Те аланы, которые не приняли участия в Великом переселении народов, создали в предгорьях Северного Кавказа государство Алания, которые было уничтожено монголо-татарами в 13 веке, а аланы бежали с равнин в горные районы, где в течение следующих веков происходило формирование осетинского народа путем смешения аланов с местными горными племенами.
Происходящий от языка аланов и скифов осетинский язык относится к иранским языкам, однако с другими современными иранскими языками он имеет очень мало общего.
Большинство осетин - православные, при этом часть осетинского народа исповедует ислам.

22-е место: Марина Битарова - осетинская модель и начинающая певица. Страница ВКонтакте - https://vk.com/mvbitar

21-е место: Алана Хубецова - осетинская модель. Рост 178 см, параметры фигуры: грудь 84 см, талия 60 см, бедра 90 см.

20-е место: Зарина Каирова (род. 19 декабря 1982, Беслан, Северная Осетия) - актриса, самой известной ролью которой является армянка Карина в сериале Воронины". Страница ВКонтакте - https://vk.com/id50712105

19-е место: Дина Бекоева - солистка московского ансамбля танца "Алания". Страница Дины ВКонтакте - https://vk.com/id244615100

18-е место: Белла Магкоева (род. 20 января 1991, Москва), более известная как Изабель Магкоева - в прошлом модель (её модельные параметры 81-59-86 при росте 173 см), а ныне активистка Российского Социалистического Движения. Окончила РГГУ по специальности "востоковед", специалист по древнеяпонской литературе, владеет японским и английским языками. Страница в Фейсбуке - https://www.facebook.com/isabelle.magkoeva Примечательно, что в её Фейсбуке в качестве вероисповедания указан атеизм, в то же время в Твиттере она недавно написала: "Молюсь осетинским богам ".

17-е место: Диана Дзугутова - модель из Москвы. Рост - 176 см, параметры фигуры 88-60-89.

16-е место: Кристина Цховребова - осетинская модель.

15-е место: Елена Мрикаева (род. 23 апреля 1994) - модель, финалистка конкурса Мисс Пантеон Финанс 2014. Страница ВК - https://vk.com/sinorita_miss

14-е место: Амина Гуцунаева - четырехкратная чемпионка мира по эстетической гимнастике. Фейсбук - https://www.facebook.com/profile.php?id=100001474808554

13-е место: Зарема Абаева - солистка московского ансамбля танца "Алания", супруга осетинского футболиста Алана Дзагоева, выступающего за московский ЦСКА и сборную России.

Зарема Абаева и Алан Дзагоев:

12-е место: Белла Моргоева - фотограф. Страница ВК - https://vk.com/id1373965

11-е место: Элана Алборова - певица. Фейсбук - https://www.facebook.com/elana.alborova

10-е место: - осетинская телеведущая и модель. Страница ВК - https://vk.com/id18460674

9-е место: Нонна Базиева - солистка московского ансамбля танца "Алания".

солистки ансамбля танца "Алания": Нонна Базиева (слева) и Дина Бекоева (справа; см. 13 место рейтинга):

8-е место: Елизавета Галуева https://vk.com/id201106436

7-е место: Регина Абаева - осетинская модель. Страница ВК -

Владикавказ - столицу Северной Осетии - называют «кавказским Санкт-Петербургом». Больше ни в одном городе Северного Кавказа нет такого количества творческих людей: художников, фотографов, дизайнеров и артистов.

«Действительно, творческих людей много. Я родился в горном селе, у нас была такая шутка: «Брось балалайку из окна, любой поймает и начнет играть», - рассказывает Алик Пагаев, осетин, руководитель актерской труппы конного театра «Нарты» во Владикавказе.

Анастасия Степанова

Творческие способности, однако, не единственная национальная черта. По словам Пагаева, в крови каждого осетина - талант к военному делу и работе с лошадьми.

Открытость новым культурам

Осетины произошли от ираноязычных кочевников - скифов и сарматов, в исторических письменах II века н.э. эти племена называли серьезной военной и политической силой. В ХI веке н.э. на этой территории уже сформировалось средневековое государство Алания. Его жители также славились в округе воинским мастерством: основой армии была конная кавалерия. Несмотря на славу, аланы не выдержали нашествия татаро-монголов, в XIV веке народ был практически полностью уничтожен. В горах осталось несколько сотен жителей, но при этом нации удалось выжить, а впоследствии успешно ассимилироваться в России.

«Кавказ начали присоединять к России в 18 веке, наша республика была одна из первых. Осетины восприняли эти перемены, как спасение - в горах сложно выживать, интеллигенция понимала, что нужно развиваться. А шаг к России - это возможность. Тогда многие отправились учиться в Санкт-Петербург - так здесь и появились художники, скульпторы, а потом и собственная сильная школа искусств, и собственный узнаваемый стиль», - рассказывает Анна Кабисова, фотограф и фотожурналист.

По ее мнению, такая открытость к контакту с новой культурой - тоже национальная черта. «Причина - в религии: осетины - христиане. Поэтому им было легче, чем жителям мусульманских республик найти понимание с русским населением».

Пироги, пиво и дары богам

На самом деле, христианство в республике - не совсем традиционное, здесь сильны и языческие верования. У осетин десятки народных религиозных праздников с культовыми обычаями. Есть символические мирные жертвоприношения, например, зарезать курицу или барана для гостей на торжестве.

Знаменитые национальные осетинские пироги - сакральная пища. Круглые и тонкие пироги с мясом, сыром и картофелем в мировоззрении осетин олицетворяют солнце: на праздники, каждая семья накрывает стол с тремя пирогами. Среди похожих традиций - и культура пивоварения.

На многие осетинские праздники женщины варят пиво по национальному рецепту. Здесь есть и свой «Октоберфест»: фестиваль-конкурс осетинского пива каждый октябрь проходит во Владикавказе: на него съезжаются осетины со всей России и других стран. Этот напиток, по виду и вкусу, больше похож на квас, в нем 1,5-2 градуса алкоголя. Такое пиво варится в большом котле на костре. Основные ингредиенты привычные для всех народов: хмель, солод, а дополнительные - и бараньи ребра, и сахар, в общем - рецептов сотни.

Осетины - не торговцы

«Спроси меня, что я больше всего не люблю делать - отвечу: торговать, - рассказывает о национальном характере Алик Пагаев. - У осетин нет предпринимательской жилки - у нас много талантливых художников, хороших спортсменов - особенно в вольной борьбе, коннозаводчиков, а коммерции стараемся избегать».

Еще называет толерантность и деликатность. «Я работал в Кабардино-Балкарии три года и все не мог привыкнуть к тому, что они говорят на национальном языке. Прихожу в гости к кабардинцам, они общаются между собой, я их не понимаю, а кто-то мне переводит общий смысл. В Осетии так не принято: если в обществе хоть один гость, мы говорим на русском языке. Один мой знакомый из Чечни часто к нам приезжал и однажды услышал, как во Владикавказе, на улице, люди говорили на осетинском. Он удивился - думал, что мы всегда говорим только по-русски», - вспоминает Пагаев.

При этом в городах встречаются молодые люди, которые не знают национального языка. «Это огорчает: наш язык должен сохраниться. Мои дети дома говорят только на осетинском. Если я слышу русскую речь, объясняю: «На русском вы будете говорить там, где надо, а дома общайтесь на родном языке», - рассказывает конник.

Важной национальной чертой осетин является хорошая обучаемость. «Люди часто удивляются: приезжает учиться в Санкт-Петербург или Москву молодой парень из глухого горного села. В течение двух лет он полностью интегрируется, говорит на русском языке без акцента и показывает хорошие результаты в учебе. Это важная черта осетин - думаю, она и помогла нашему народу выжить в трудные времена», - подчеркивает Алан Пагаев.

А вы знали, что:

  • Сегодня в мире проживает около 700 тыс. осетин, из них 528,5 тыс. - в России, согласно переписи населения 2010 года.
  • Большинство живут в Северной Осетии - 459,6 тыс. человек, в Южной Осетии - 45,9 тыс., в Москве - 7,9 тыс., в Санкт-Петербурге - чуть больше 3 тыс. осетин.
  • В соседних кавказских республиках осетины тоже проживают: в Кабардино-Балкарии их более 9 тыс., в Ставропольском крае - почти 8 тыс. человек, есть отдельные осетинские села в Карачаево-Черкессии - там 3,1 тыс. осетин.
  • Есть осетинские диаспоры в других странах. Большое землячество сложилось в Турции (37 тыс.) и в Грузии (14,3 тыс.).