Тициан - венецианский живописец эпохи Возрождения. Его родиной был маленький городок Пьеве ди Кадоре, затерявшийся среди крутых пиков живописных и суровых доломитовых Альп на самом севере венецианских владений. Точно не известен даже год его рождения. Возможно, что художник родился около 1488-1490 годов. Семья Вечелли была одной из самых старинных и известных у себя в городе. Представители семьи Вечелли из поколения в поколение занимали видные посты в магистрате города и были преданы Венецианской республике.

Тициан вместе со своим братом Франческо уже в детстве получили достаточно широкое образование. Около 1500 ребенком был отдан отцом в мастерскую венецианского мозаичиста Себастьяно Дзуккато. Так Тициан оказался в атмосфере большого искусства. Затем учился живописи в мастерской тогдашнего главы венецианской школы Джованни Беллини и у его брата Джентиле Беллини.

В 1507 году он поступил в качестве помощника в мастерскую Джорджоне, после его смерти закончил некоторые его картины. В 1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но и государственные заказы. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера.

В 1517-55 занимал должность официального живописца Венецианской республики. Пользовался огромной прижизненной славой.

Важным эпизодом в развитии тициановской карьеры явилась встреча художника с императором Карлом V, произошедшая в Болонье в 1530 году во время коронации, которую проводил папа Клемент VII. Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет.

От императора исходили многочисленнейшие заказы и высокие почести: в 1533 году Тициан был удостоен рыцарского звания и титула графа и Кавалера золотой шпоры, достигнув славы и общественного положения, недоступного другим художникам.

Художник был тесно связан с венецианской интеллектуальной элитой, многолетняя тесная дружба связывала его с писателем, публицистом, художественным критиком Пьетро Аретино и ведущим архитектором Венеции Якопо Сансовино. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского.

Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой.

За время совместной работы с Джорджоне Тициан окончательно приобщился к обобщенному и мягкому стилю Возрождения, его образы, утратив застылость, приобрели тонкую и поэтическую одухотворённость, гораздо мягче стала красочная цветовая гамма.

Венеция была в то время центром яркой и весьма своеобразной культуры. Богатая и могущественная венецианская республика вступила в эпоху Возрождения несколько позже, чем другие центры итальянской культуры.

Очень важным этапом формирования Тициана, как творческой личности, стало его пребывание в Падуе. В этот ближайший к Венеции город на материке Тициан переехал в 1511 году, Когда спасался от эпидемии чумы. Здесь, в Падуе, перед Тицианом раскрылся новый мир искусства. Фрески Джотто и росписи Мантеньи приобщили Тициана к лаконической собранности языка великих монументалистов 14-15 веков, всему духу их потрясающего искусства.

Падуанские фрески показывают острый интерес Тициана к портретному жанру, который впоследствии стал одним из излюбленных им жанров.

Конец десятых - начало двадцатых годов 16 века становится важнейшим рубежом в творчестве Тициана. Это время начала творческой зрелости мастера. Тициан становится признанным главой венецианской школы, он занимает должность официального художника республики святого Марка. Слава о его творчестве к тому времени уже далеко распространилась за пределы Венеции.

Тициан не хотел создавать настоящего кружка своих последователей, предпочитая окружить себя помощниками, не имевшими своего стиля, но преданными и верными. Среди них его сын Горацио, которому художник доверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постоянно заказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «Кающейся Магдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года.

За 10 лет до смерти Тициан написал свой последний автопортрет. Этот портрет--исповедь, раскрывающая во всей глубине духовный мир великого мастера. Тициан почти всегда писал лица в своих портретах в три четверти, теперь избирает непривычную композицию, поворачивая фигуру почти в полный профиль и она приобретает особую отрешённость. Он как бы отвернулся, отгородился от всего мира, целиком ушёл в свои размышления. Лицо исполнено творческой мудрости, взгляд глубоко посаженных глаз полон духовной силы, зоркости, строгости. Этот величественный старец далёк от покорности судьбе. В его лице есть и глубокий трагедизм, который пронизывает его позднее творчество. Этот автопортрет как бы подводит итог жизненному пути великого художника.

Хотя в последние годы жизни силы Тициана Вечелли стали угасать, он продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой смерти 27 августа 1576.

Тициан (ок. 1480 - 1576), итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Урбино, Риме. Тесно связанный с венецианскими художественными кругами, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью (“Любовь земная и небесная”,“Флора”, “Динарий кесаря”).

Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (“Вознесение Марии”, церковь в Венеции), композиция которых пронизана движением; картины на евангельские и мифологические темы (“Празднество Венеры”, “Положение во гроб”, “Венера Урбинская”), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.

1540-е годы - время расцвета портретного искусства Тициана. Круто рисовал черты характера (“Ипполито Медичи”, “Ла Белла”). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Кающаяся Мария Магдалина”, 1560-е годы, “Оплакивание Христа”, 1573-1576).

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. (П.: “Даная”, “Венера и Адонис”, “Венера перед зеркалом”).

Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до ХX века, развитие мирового изобразительного искусства.

Творчество иеронима босха

Иероним Босх (наст. имя - Йерун ван Акен; около 1450, Хертогенбос (Нидерланды) - 9 августа 1516, там же) - нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

В 2004 г. по результатам опроса в Нидерландах Иероним Босх занял 63-е место в списке великих голландцев. В родном городе Босха Хертогенбосе открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.

Иероним, сын художника Антония ван Акена, - так в действительности звали мастера, считающегося самым загадочным живописцем во всей истории западного искусства. Свои картины он предпочитал подписывать сокращённым названием родного города Хертогенбос (Den Bosch), который во времена Босха входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах.

Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. Поскольку о становлении Босха как художника ничего неизвестно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Подобные случаи в Нидерландах были нередки.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В 1478 г. умирает его отец, и Босх наследует его художественную мастерскую. Около 1480 г. он женился на Алейт Гойартс ван ден Мервене, девушке из местного, богатого и знатного рода. Её значительное личное состояние было передано в распоряжение Босха. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Он также вступил в Братства Богоматери - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян.

Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. В той же капелле 9 августа 1516 г. было совершено и отпевание живописца. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, - еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.

На основании результатов современных исследований творчества Босха, искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны.

Заказчики Босха

Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. Среди тех, кто заказывал ему картины, встречаются столь именитые фамилии, как Хосс и Берг, - самых влиятельных в Хертогенбосе семейств. Но Босха вскоре узнали и за пределами городской общины.

В сентябре 1504 г. художник получил 36 фунтов аванса за «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», как значился в документе заказ, сделанный ему одним из Габсбургов - правителем Нидерландов и королём Кастилии Филиппом I Красивым. Венский триптих «Страшный Суд», с которым отождествляют этот заказ, имеет правда, другие размеры, нежели те, что указаны в контракте.

Неясности возникают и в связи с образом святого Антония, заказанным Босху в 1516 г. Маргаритой Австрийской, сестрой Филиппа I, ставшей после его смерти наместницей Нидерландов: знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония», находившийся в замке Аюда, был куплен и увезён в Португалию ещё в первой половине XVI в.

Не менее трёх работ мастера к 1521 г. находилось и в коллекции столь влиятельного мецената, как венецианский кардинал Доменико Гримани.

Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках - от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества - «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Атрибуты алхимии часто используются им в качестве символов похоти: изображение совокупления нередко сопровождают стеклянные колбы или шары, любовные игры в воде также являются намёком на алхимические соединения. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн - это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Помимо алхимии символы похоти предоставляют «сладострастные плоды»: вишня, виноград, гранат, клубника, яблоко. Легко распознать и сексуальные символы: мужские - это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские - всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь).

Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария - «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, - это символ дьявола и смерти, как и всё сухое - деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

лестница - путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;

перевёрнутая воронка - атрибут мошенничества или ложной мудрости;

ключ - (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания;

отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;

стрела - символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);

сова - в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели, либо предавались смертельному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

В середине XVI в., спустя несколько десятилетий после смерти Босха, началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы частично выдержаны в духе Босха - с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность.


(собственно Тициано Вечеллио , Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.

Аллегория возрастов

Похищение ЕвропыЕго искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг. ("Христос и грешница", Художественная галерея, Глазго; "Христос и Магдалина", Национальная галерея, Лондон; так называемая "Цыганская мадонна", Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости.


Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ("Любовь земная и небесная", около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; "Флора", около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; "Динарий кесаря", 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм ("Мужской портрет", Национальная галерея, Лондон; "Юноша с перчаткой", около 1520, Лувр, Париж).

Конец 1510-х-1530-е гг. - новый период в творчестве Тициана, во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ("Вознесение Марии", около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция)


Юдифь с головой ОлофренаОн создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ("Празднество Венеры", 1518, Прадо, Мадрид; "Вакх и Ариадна", 1523, Национальная галерея, Лондон; "Положение во гроб", 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ("Введение во храм", 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; "Мадонна семьи Пезаро", 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; "Венера Урбинская", 1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Бахус и АриаднаКонец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации.

Аллегория бренности (Ванитас)
С редким искусством Тициан находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека.


Венера на леопардовой шкуре

Венера, завязывающая глаза Амуру
Венера и АдонисДоминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Тициана - "Ипполито Медичи" (1532-33), так называемый "Ла белла" (около 1536), "Пьетро Аретино" (1545) - все в Галерее Палатина, Флоренция, "Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе" (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), "Карл V" (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), "Карл V в сражении при Мюль Берге" (1548, Прадо, Мадрид) и др.



ДанаяС середины 16 в. начался поздний период творчества Тициана. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Тициан нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности.

Мать Cкорбящая (Dolorosa)


Святой Иоан Баптист в отшельничестве
Мученичество святого ЛаврентияСвятой ИеронимЖизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений ("Даная", около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; "Венера и Адонис", 1554, Прадо, Мадрид; "Воспитание амура", около 1565, Галерея Боргезе, Рим; "Венера перед зеркалом", 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; "Похищение Европы", около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Воспитание Амура


Святая Мария МагдалинаНаписанные в поздний период творчества картины Тициана на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ("Св. Иероним", около 1552, Лувр, Париж; "Положение во гроб", 1559, Прадо, Мадрид; "Кающаяся Мария Магдалина", 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Св. Себастьян", Эрмитаж, Ленинград; "Коронование терновым венцом", Старая пинакотека, Мюнхен; "Оплакивание Христа", 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).



Троица во славеОтличительное свойство поздних работ Тициана - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Тициана переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки.

Благовещение Мадонны

Мадонна с кроликом
Мадонна Гипси
Мадонна и дитя
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна с младенцем
Мадонна во славе
К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Тицианом свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Динарий кесаря
"Не тронь меня "
Христос и грешница
Взятие Христа
Се человек
Несение креста
Несение креста
Бичевание Христа

«Коронование терновым венцом»

"Коронование терновым венцом "
Распятие Христа
Христом и Вор на Голгофе
Оплакивание Христа

Положение Иисуса во гробПоложение Иисуса во гроб
Воскресение Иисуса Христа
Воскресение Иисуса Христа
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Аллегория времени,управляемого разумом

Тициан Вечеллио да Кадоре — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и живописцем королей" называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени. Трудно назвать другого, кроме Тициана, художника, который оказал бы столь сильное влияние на других творцов.

Портрет Федерико Гонзага, герцога Мантуа
Портрет Пьетро Аретино
Портрет инквизитора, дожа Андреа Гритти
Портрет мужчины в платье с синими рукавами
Портрет мужчины в красной шапке
Портрет мужчины с перчаткой
Кардинал Александро Фарнези
Портрет музыканта
Портрет Якобо Страдо
Портрет молодого англичанина
Портрет Папы Юлия второго
Портрет Папы Павла третьего
Папа Павел III с кардиналом Алессандро Фарнезе и герцогом Оттавио Фарнезе (незавершена)

Портрет Марка Антонио Тревисани
Портрет Томазо Винченцо Мости
Портрет Филиппа второго
Портрет славянки
Портрет Клариссы Строцци с собачкой

ТИЦИАН Франциск I, король Франции, 1538.

Дон Фернандо Альварес де Толедо, великий герцог Альба

Императрица Изабелла Португальская

Изабелла д"Эсте

Девушка в шубке

«Цыганская Мадонна»

Тициан Вечеллио (итал. Tiziano Vecellio , 1488/1490, Пьеве-ди-Кадоре — 27 августа 1576, Венеция) — итальянский художник, ярчайший представитель венецианской школы живописи эпохи Возрождения.

Особенности творчества художника Тициана Вечеллио: виртуозная работа с цветом, позволяющая изображать как тонкие душевные состояния на портретах, так и грандиозные драматические события на картинах с мифологическими или религиозными сюжетами, — для многих поколений художников« колорит Тициана» станет целью номер один; невиданная прежде психологическая глубина, достоверность, эмоциональность тициановских портретов; использование диагональной композиции для создания динамики в масштабных сценах.

Известные картины Тициана: «Даная », «Венера Урбинская », «Святой Себастьян ».

"Это был высокий статный горец с гордой осанкой и орлиным профилем". «По натуре Тициан был молчалив, как истинный горец»… В обширной литературе о творчестве и жизни Тициана Вечеллио его нередко зовут« горец». Не потому, что, как могли бы пошутить нынешние киноманы, Тициан бессмертен(хотя, разумеется, бессмертен, наравне с великими современниками Леонардо , Микеланджело , Рафаэлем ; только великих итальянцы звали просто по имени, опуская фамилию). И не потому, что дожил до возраста патриархов — умер не то в 96, не то в 99 лет(о точной дате его рождения до сих пор ведутся ожесточённые споры). Всё проще: горцем Тициан был по месту рождения — городу-крепости Пьеве ди Кадоре в северноитальянских Доломитовых Альпах, местности с суровым климатом и суровыми нравами.

Ни в роду Вечеллио, ни во всём Пьеве ди Кадоре, городе кузнецов, ткачей и лесорубов, художников не водилось. Считалось, заниматься в жизни нужно тем, что будет тебя кормить. Мальчики наравне с взрослыми проводили время в кузнечной мастерской или на рубке леса, девочки приносили из лесной чащи собранные ягоды и травы, из них потом готовили красители для домотканого полотна. Воскресные утра были отданы церкви. Однажды, вернувшись с мессы, Тициан, младший сын Грегорио и Лючии Вечеллио, воспользовался красками из домашней красильни и изобразил на беленой стене дома Деву Марию, в которой все без труда узнали прекрасные черты его матери. И хотя отец, военный и государственный муж, предпочел бы видеть сына нотариусом, Лючия настояла: отправим Тициана и его старшего брата Франческо в Венецию, пусть учатся живописи, а вдруг будет толк.

Сначала братья Вечеллио набираються опыта в мастерской мозаичиста Бастиано Дзуккато. Потом переходят к Джентиле Беллини , чьи картины высоко ценились даже в Османской империи, это способствовало укреплению её связей с Венецией. Джентиле знакомит братьев с секретами композиции, но недоволен рисунком Тициана и уверяет: ему никогда не стать художником! Тогда гордый Тициан уходит учиться к младшему брату Джентиле, Джамбеллино — так венецианцы ласково звали своего любимца Джованни Беллини . Большое влияние на становление Тициана оказал бывавший в Венеции немец Альбрехт Дюрер . И не только в мастерстве рисунка. Благодаря Дюреру Тициан понял, как нужно продвигать картины, чтобы о них узнало как можно больше людей: живописный оригинал увидят единицы, а вот гравюры — тысячи. Поэтому какое-то время Тициан сам увлекался техникой гравировки, а позднее всегда старался, чтобы его картины копировались грамотными граверами.

А еще Тициана всю его жизнь преследовала тень Джорджоне . Они были знакомы, но вряд ли дружили — слишком разный психологический склад. Джорджоне был настоящим харизматиком и любимцем венецианских интеллектуалов, весельчаком, музыкантом и бражником. Тициан отличался сдержанностью, был изысканно вежлив в обращении, немного флегматичен. Вместе они расписали фресками Немецкое подворье, но из-за соперничества отношения разладились.

В 1510-м году в Венецию пришла страшная чума, умерло более 40 тысяч. Люди боялись выходить из дома, чтобы не заразиться. Целыми днями по каналам плыли гондолы, груженные трупами. Тициан работал в своей мастерской, когда в дом к нему ворвался друг с ужасной вестью — чума убила Джорджоне! Ни минуты не медля, Тициан помчался к дому Джорджоне. Там уже жгли личные вещи покойного: считалось, только так можно защититься от чумы. Обжигаясь, Тициан выхватил из огня несколько полотен. Так удалось спасти« Спящую Венеру ». Друзья Джорджоне потом попросят Тициана переписать некоторые из сильно пострадавших картин Джорджоне. Это сыграет злую шутку с Тицианом: некоторые его картины несправедливо будут приписываться кисти Джорджоне.

В отличие от ветреника Джорджоне, Тициан был натурой очень основательной, много читал и размышлял, злые языки даже звали его« тугодумом». Из этого вытекала особенность его творческой манеры — он очень медленно писал. Если работа над картиной« не шла», Тициан разворачивал полотно к стене до лучших времён. Это то и дело приводило к скандалам. Заказчики буквально осаждали Тициана напоминаниями о том, что все сроки уже истекли. В 1538-м году, после многочисленных напоминаний о батальной картине, которая была оплачена из городской казны, но так и не написана Тицианом, его даже лишили почётного звания официального художника Венеции, передав его художнику Порденоне .

За более чем 70 лет творческого труда Тициану приходилось писать венецианских дожей и римских пап, герцогов и королей, но даже знатность заказчика никак не помогала ускорить работу. Известно раздражённое письмо герцога Альфонсо д`Эсте, переданное Тициану по дипломатическим каналам: «Художник Тициан вовсе не считается с нами! Он играет скверную игру. Это для него плохо кончится!» Впрочем, когда герцог получил заказанную им аллегорию« Вакханалия» и оценил её совершенство, он пришёл в неистовый восторг. А почетное звание официального художника Тициану вернули — после того, как он всё-таки завершил батальную« Битву при Кадоре»(картина не сохранилась — погибла при пожаре).

Тициан был натурой могучей и цельной. Его дух и тело существовали в согласии, без всякой раздвоенности. Лишь к концу жизни художника, когда Высокое Возрождение подойдёт к своему закату, обнаружив трагические противоречия между миром и человеком, а Тициан разуверится в наступлении« золотого века», о котором столько писали гуманисты, его позднее искусство приобретёт тревожное звучание.
Внешне Тициан был необычайно крепок, высок и хорош собой. На его долю выпало несокрушимое здоровье и немало любовных историй. В большинстве это были романы с натурщицами, а позировать Тициану считали за честь женщины самых разных сословий: от графинь и маркиз(Тициан, например, писал знаменитую Лукрецию Борджиа и соперничавшую с ней в красоте и знатности Лауру Дианти — одна была неверной супругой правителя Феррары и Модены герцога д`Эсте, вторая его любовницей) до куртизанок, коих в обожаемой Тицианом Венеции только официально насчитывалось 11 тысяч.

Скандальный привкус имела история любви Тициана к красавице Виоланте. Она была дочерью товарища Тициана, художника Пальмы Старшего , и роман дочери с тем, кто годится ей в отцы, вызывал у Пальмы бурное негодование. Виоланта не отличалась строгостью нрава, охотно соглашалась позировать — причем не только Тициану. Её красота в Венеции превратилась в легенду, а её черты можно видеть в самых известных работах Тициана — «Флора », «Вакханалии », «Любовь небесная и любовь земная ». В картине« Юдифь с головою Олоферна » божественно прекрасная Виоланта держит на руках блюдо с отрезанной головой, в которой легко узнается профиль Тициана.

В 1510-х годах, гостя у родни в Кадоре, Тициан увидел Чечилию Сольдано, прислуживавшую его матери. Пышущая здоровой деревенской красотой, скромная и работящая Чечилия потрясла Тициана: она так отличалась от легкомысленных венецианок и праздных красавиц Феррары и Падуи. Тициан уехал, но впечатление не забывалось. Тогда брат Франческо сделал ему сюрприз: уговорил родителей Чечилии отпустить девушку в Венецию. Вести домашнее хозяйство братьев Вечеллио — чем не заработок? Тициан оценил заботу брата, но еще долго не решался подступиться к Чечилии. Она заботилась о нём с материнской нежностью, густо краснела, когда он читал вслух любимых эротических поэтов Катулла и Овидия и, казалось, не претендовала на большее. Страсть к Чечилии настолько ослепила Тициана, что его перестали возбуждать другие натурщицы, и в конце концов, эта крепость пала, но об официальном венчании речи еще долго не шло, много лет они оставались любовниками. Лишь в 1525-м году Тициан наконец женится на Чечилии. К этому времени его верная подруга успеет родить художнику двух сыновей — Помпонио и Орацио, а через 5 лет Чечилия умрёт, подарив жизнь их с Тицианом дочери Лавинии(взрослой её мы можем видеть на картине« Девушка с корзиной фруктов «).

Сам художник проживет долгую, счастливую и насыщенную жизнь, получив славу величайшего колориста всех времён и прозвище« Тициан Божественный». Но чума, унёсшая когда-то жизнь Джорджоне, настигнет почти перед столетним юбилеем и его: заразившись от сына, но до последнего не желая оставлять любимое дело, Тициан умрёт в собственной мастерской, по одной из версий, зажав в руках кисть, по другой — собственное полотно«

Точная дата его рождения до сих пор является предметом споров. Некоторые исследователи считают, что в 1576 году, когда Тициан умер, ему было 103 года; другие уверяют, что художник прожил 98 или 99 лет. При этом большинство современных ученых сходится на том, что Тициан прожил более 80-ти, но никак не более 90 лет. Следовательно, родиться он мог приблизительно в 1485-м, а то и в 1490 году.
Область, главным городом которой считался Пьеве ди Кадоре, с 1420 года стала частью Венецианской республики. Этому предшествовала достаточно долгая (и безуспешная) борьба провинции за независимость. Тициан происходил из зажиточной и знатной семьи. Ее родословная прослеживается с начала XIII века. Отец Тициана, Грегорио Вечеллио. одно время служил начальником народного ополчения и инспектором шахт (добыча руды и производство древесины составляли основу промышленности области Кадора). В семье Вечеллио было четверо детей - два мальчика и две девочки.
Мы ничего не знаем об образовании, полученном Тицианом. Достоверно известно, что художник не читал на латыни, знание которой отличало тогда хорошо образованного человека. Большинство сохранившихся писем Тициана написано по его просьбе другими людьми. Это не помешало ему дружить со многими литераторами (так, ближайшим его другом был знаменитый поэт Пьетро Аретино). Современники описывали Тициана как очень общительного и отличавшегося хорошими манерами человека.
Около 1500 года Тициана и его младшего брата Франческо послали в Венецию учиться живописи. Как происходила учеба, нам не известно - первое точно подтвержденное событие в жизни художника относится к 1508 году. Говорят, что поначалу он был учеником Себастьяно Дзуккато, потом брал уроки у Дженти ле Беллини, но. в конце концов, перешел в мастерскую его брата, Джованни Беллини, известного живописца и талантливого педагога, воспитавшего не одно поколение венецианских мастеров. Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне. Тициан и Джорджоне, бывший несколькими годами старше своего товарища, создали своеобразный тандем. Они не только организовали общество профессиональных художников, но и в 1508 году вместе приступили к работе над наружными фресками для Фондако деи Тедески, где находилось складское помещение немецких купцов. Этот жанр пользовался большой популярностью в ту эпоху, но фрески плохо сохранялись в сыром венецианском климате - в результате до нас дошли лишь фрагменты этой работы Тициана.
К сожалению, дружбе Тициана и Джорджоне выпал короткий век. В 1510 году Джорджоне умер (скорее всего, от чумы). Тициан, как утверждают, закончил несколько его незавершенных картин. Несомненно, Тициан многое воспринял от своего старшего друга, но уже к этому времени его манера стала сильно отличаться от манеры Джорджоне. Об этом свидетельствуют три фрески (их сюжеты были взяты из жизни святого Антония Падуанского), которые Тициан создал в 1511 году для падуанской Скуола дель Санто.
Вернувшись из Падуи в Венецию, он обнаружил, что из всех подававших наибольшие надежды живописцев остался в родном городе один. Джорджоне умер, а другой талантливый художник-ровесник, Себастьяно дель Пьомбо, перебрался в Рим. Впрочем, и из мастеров старшего поколения конкуренцию Тициану мог составить лишь его учитель Джованни Беллини. Но в 1516 году и Беллини отправился в мир иной. Вскоре Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта (Вознесение Марии)», написанным в 1516-18 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари.
В 1520-е годы Тициан продолжал заниматься алтарными образами. Среди них следует выделить так называемую «Мадонну дома Пезаро» (1519-26) в той же церкви Сайта Мария деи Фрари и "Смерть мученика Петра" (1530) в церкви Санти Джованни де Паоло. К несчастью, в 1867 году оригинал последней работы погиб во время пожара (остались лишь его копии).
Кроме этого, в 1520-е годы Тициан получил несколько престижных частных заказов. Отметим выполненное им внутреннее оформление Дворца Дожей и три мифологические картины, написанные для Альфонсо д Эсте, герцога Феррарского. Две из них находятся в музее Прадо в Мадриде, а третья (очень любимая самим автором) - знаменитое полотно «Вакх и Ариадна» (1520-23) - в Национальной галерее в Лондоне. Сотрудничество с герцогом Феррарским вывело Тициана в высокие круги. Написанный им портрет герцога заинтересовал представителей знатнейших семей. Новые заказы не заставили себя ждать.
В 1530 году Тициана представили Карлу V, императору Священной Римской империи, посетившему Италию. Во время следующего визита, в 1533 году, император пожаловал живописцу титулы графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры - таких почестей до этого не удостаивался ни один художник.
Перешагнувший сорокалетний рубеж Тициан выглядел большим «удачником». Он добился международной известности и был очень обеспеченным человеком. В 1525 году он женился, жена родила ему троих детей (после появления на свет третьего ребенка она умерла). С 1531 года художник жил вместе со своей семьей в купленном им прекрасном доме с садом, выходящим на лагуну.
Карл V, владевший, помимо других стран, и Испанией, предложил Тициану приехать туда, чтобы написать ряд королевских портретов. Убоявшись дальней дороги, художник, до того посещавший лишь ближайшие к Венеции города, отклонил приглашение императора. Позже Тициану все же пришлось преодолеть страх путешествий. В 1545-46 году он, по приглашению папы Павла III, побывал в Риме, а в 1547-48 и в 1550-51 годах - в Аугсбурге, где во время рейхстага портретировал императора и его ближайшее окружение.
Между двумя этими визитами в Аугсбург Тициан побывал в Милане, где написал портрет сына Карла V, Филиппа, под именем Филиппа II унаследовавшего в 1556 году испанский трон. В Филиппе II художник нашел еще одного щедрого покровителя, завалившего его заказами. В частности, для него Тициан, взяв за основу творчество Овидия, написал серию мифологических картин (1550-62). Он назвал их «роезхе» («поэмы»). Эти работы, по авторитетным оценкам, являются вершиной творчества Тициана.
Тициан и Филипп регулярно обменивались письмами, открывающих нам гипертрофированное сребролюбие художника (и на солнце бывают пятна!). Порой Филипп задерживал выплату гонорара, и тогда Тициан забрасывал его посланиями, в которых стенал по поводу своей нищеты, что было совершеннейшей неправдой. Впрочем, как-то искупает этот недостаток то, что он никогда не жадничал и легко тратил свои деньги, помогая друзьям и жертвуя большие суммы приютам и богадельням.
Тем временем подросло новое поколение венецианских художников. Но даже принадлежащие к нему Тинторетто и Веронезе были не в силах соперничать с Тицианом (а тому уже было за восемьдесят). В 1575 году один из современников отметил, что «кисть Тициана по-прежнему остается несравненной». Мастер умер 27 августа 1576 года - вероятнее всего, от чумы, эпидемия которой накрыла тогда Венецию. Впрочем, его смерть могла объясняться и просто старостью. Похороны во время чумы отличались скромностью и стремительностью, однако Тициана торжественно проводили в последний путь в церкви Сайта Мария деи Фрари, оказав ему все мыслимые почести.