Художественный мир Чехова бесконечно сложен, многогранен, лишен какой-либо однолинейности. Писателю открыто было все несовершенство жизни, понятен был глубокий трагизм человеческого существования. Поэтому закономерно, что в пьесу “Вишневый сад” входит тема “недотепства”. Чехов изображает несчастных, страдающих людей. Круг “недотеп” достаточно широк, хотя слово “недотепа” употребляется в пьесе по отношению только к четырем персонажам: Яше, Дуняше, Пете Трофимову, Фирсу...
Лакей Яша мечтает лишь о блестящей парижской жизни и, разумеется, не осознает своего духовного убожества. Но в этой искаженности и огрубелости русского человека заключается одно из проявлений того самого “недотепства”, которое так тонко почувствовал старик Фирс.
Судьба гувернантки Шарлотты Ивановны - это еще одна вариация на тему “недотепства”. Безвыходным одиночеством и тоской проникнуто ее признание: “….Когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить… А откуда я и кто я - не знаю...”
Конторщик Епиходов имеет весьма красноречивое прозвище - “двадцать два несчастья”. И действительно, любовь Епиходова отвергнута, претензии на образованность не имеют под собой.основания. Чехов точно передает смутную неудовлетворенность конторщика жизнью: “Я развитой человек, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться”.
К “недотепам” относится и престарелый лакей Фирс. Перед нами верный раб, считающий отмену крепостного права несчастьем. В этом человеке так и не пробудилось достоинство, духовного раскрепощения не произошло. Мы видим, как трогательно 87-летний Фирс заботится о Гаеве. Тем страшнее и безысходнее финал пьесы...
Обратимся теперь к образам бывших хозяев вишневого сада. Раневская и Гаев - “недотепы” в полном смысле этого слова. Они давно утратили ощущение реальности и надеются на маловероятную помощь богатой ярославской тетушки, отвергая вполне осуществимый план спасения имения. Трагедия этих людей не в том, что они разорились, а в измельчании их чувств, в утрате последнего напоминания о детстве - вишневого сада.
Страдания Раневской и Гаева совершенно искренни, хотя и принимают несколько фарсовую форму.- Жизнь Раневской не лишена драматизма: умирает муж, трагически гибнет семилетний сын Гриша, бросает любовник… Любовь Андреевна, по ее же собственному признанию, не может бороться со своими чувствами даже тогда, когда понимает, что обманута любимым. В излишней сконцентрированности героини на собственных переживаниях есть немалая доля эгоизма, отстраненности от чужих страданий и лишений. О смерти старой няни Раневская говорит за чашкой кофе. В свою очередь, воспоминания об умершей Анастасии не мешают Гаеву достать заветную коробочку леденцов...
Глубоко несчастны в пьесе “Вишневый сад” и Аня, Варя, Петя Трофимов. Конечно, страдания молодых не так бросаются в глаза. 27-летний Петя - идеалист и мечтатель, но и он подвластен неумолимому ходу времени. “Какой вы стали некрасивый, Петя, как постарели!” - замечает Варя. Трофимов считает себя “выше любви”, но именно любви ему не хватает. “Вы не выше любви, а просто, как вот говорит наш Фирс, вы недотепа”, - точно угадывает Раневская причину Петиной неустроенности в жизни.
К “недотепам” в пьесе “Вишневый сад” должен быть отнесен и Ермолай Лопахин. Петя Трофимов прав, когда говорит о его “нежной душе”. В двойственности Лопахина заключается трагическая противоречивость его образа. В своих отношениях с Варей герой предельно скован, робок. Он, в сущности, столь же одинок и несчастен, как и окружающие.
Пьеса “Вишневый сад” кончается грустным словом “недотепа”, которое произносит забытый всеми Фирс. За этим словом стоит многое… Чехов далек от пустого обличительства. Мечта о достойной человека жизни соседствует в произведении с состраданием к несчастным, страдающим людям, которые ищут “высшую правду” и все никак не могут найти...

Герои-недотепы в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». (Лопахин и Раневская)

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад» по праву считается одной из самых известных в русской литературе. Она – пример новаторства, возможность передать старые идеи в новом стиле.
Автор смеется над героями произведения, выявляя истинную глубину их чувств и переживаний и показывая их беспомощность перед этим миром. Героями-недотепами можно назвать каждого персонажа в произведении. Для меня особенно ярко выделились Лопахин Ермолай Алексеевич и Раневская Любовь Андреевна.
Лопахин Ермолай Алексеевич – купец, человек «с самого низа». Его отец и его дед были крепостными у предков Раневской. Сама Раневская много сделала для него. Он благодарен ей за это, говорит, что любит, как родную и даже «больше, чем родную».
Лопахин сумел разбогатеть, но, в то же время остаться, по его собственному выражению, «мужик мужиком». Он искренне желает помочь Раневской спасти ее родовое имение, которое продают за долги. И вскоре находит решение – разбить сад на участки и отдавать в аренду под дачи. Но никто не поддержал его идею.
И вдруг, неожиданно, Лопахин резко меняется. Это происходит в тот момент, когда он приобретает вишневый сад – момент наивысшего его торжества: сын мужика, «мало¬грамотный Ермолай», становится владельцем дворянского имения, где его «отец и дед были рабами». Здесь в Лопахине про¬ступает грубое, хищническое начало, купеческая удаль. Он уже не задумывается ни о бывших хозяевах имения, ни о своем чувстве к Раневской. Пьянящая радость так и рвется из Лопахина, он хохочет и топает ногами.
Лопахин – герой-недотепа потому, что трудолюбие, практический ум, смекалка соседствуют в нем с черствостью, грубостью, хищничеством – пожалуй, самыми сильными чувствами в его душе.
Раневская Любовь Андреевна – помещица, владелица имения. Пять лет назад она уехала за границу, после смерти мужа и гибели ма¬ленького сына. Жила в Париже, принимала гостей, тратила много денег.
Раневская проста в общении, а также очень сентиментальна. О России она говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно...» Вернувшись в имение, она плачет при виде своей детской.
Но любит ли она родину по-настоящему? Я считаю, что нет. Раневская очень легкомысленна и не способна к настоящим чувствам. Она абсолютна беспомощна в житейских делах и не способна на решительные действия. Она все пускает на самотек или полагается в решении бытовых вопросов на других.
Героиня понимает, что живет неправильно: грешит, сорит деньгами. Но она привыкла жить роскошно, ни в чем себе не отказывая, и теперь и не хочет измениться.
Раневская не может и не хочет понимать всей серьезности происходящего. Она не верит, что может лишиться сада. Героине кажется, что все образуется само собой. Но происходит крушение мира Раневской. Сад достается Лопахину. Героиня, потеряв свое имение и свою родину, уезжает обратно в Париж.
Оба персонажа: и Лопахин, и Раневская – несмотря на такую разницу между ними, обладали чувствами, прекрасными чувствами, но, к сожалению, неглубокими, а потому бессильными перед прихотями своих хозяев.


В пьесе "Вишневый сад" автор четко показывает свое отношение к каждому герою, и из всех, только двух из них нельзя назвать "недотепой"- это Лопахин и Яша. Они точно знают, чего хотят и идут к своим целям. Для меня "недотепа"- это детское выражение, поэтому, я считаю, что каждый герой произведения- это ребенок. Ребяческое отношение и поведение можно заметить в их словах, которые всегда цепляются за прошлые воспоминания о доме и саде, которые отражают детское восприятие к этому месту, наверное, именно поэтому они теряют все, что имеют, из-за своей глупости и детской наивности о том, что все наладится и кто-то им все-таки поможет.

Самый главный "недотепа"- это Раневская, которая не умеет жить и пользоваться благами своей жизни. Она тратит свои деньги на людей, которые сами не могут и не хотят их зарабатывать, зная, что смогут обратиться к глупой Раневской и не получат отказа. Она, несмотря на свой возраст, наивная и жалкая женщина, которая из-за своей глупости теряет все, что имеет.

В конце пьесы, когда у Раневской появляются деньги, присланные бабушкой, она не старается помочь своим детям или как-то исправить ситуацию, сложившуюся с садом, она снова уезжает от всех к своему любовнику, который уже понял ее наивность и щедрость и научился этим пользоваться.

Второй, после Раневской, "недотепа"- это ее родной брат. Такой же глупый и не умеющий распоряжаться ценностями человек средних лет, который потерял все свое имущество из-за леденцов. Гаев- неразумный человек, не вписывающийся в общество, потому что не умеет даже элементарного- поддерживать диалог или слушать собеседника, у него на уме только игра в бильярд, которая ярко выражается при диалогах, а порой и монологах.

Третий "недотепа" в произведении- это Петя Трофимов, или, как его прозвали другие "вечный студент". Петя, которому на тот момент было уже двадцать четыре года, не закончил учебу в университете по той причине, что его оттуда отчисляют, а он и не стараются как-то исправить ситуацию. Он много говорит о том, что "все будет хорошо", подает надежды наивной Ане, которая верит ему и восхищается его умом, и пытается всем доказать свою правоту, хотя на деле он не делает ничего, что могло бы подтвердить его слова. Даже уезжая с Аней, он говорит о том, что у них все будет хорошо и они сделают свой сад, хотя они едут в неизвестность и их ждет тяжелый труд, к которому не готов даже сам Петя.

Произведение "Вишневый сад"- это самое яркое отражение России и ее народа, и очень обидно осознавать, что Россия- это страна "недотеп" и по сей день.

Обновлено: 2018-07-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

… Дышит в саду запустелом
ночная прохлада,
Мы старомодны, как запах
вишневого сада.
Нет ни гостей, ни хозяев,
покинутый дом.
Мы уже были, но мы еще
будем потом …
… Ну, полно, мне-то что быть в обиде!
Я посторонний, я ни при чем.
Рубите вишневый сад! Рубите!
Он исторически обречен. ,
Вздор — сантименты. Они тут лишни.
А ну, еще разик! Еще разок!
… И снова снятся мне вишни, вишни,
Красный — красный вишневый сок …
Ю. Левитанский.
«Единицей чеховской драмы, ее атомом, является не идея, как у Достоевского, не тип, как в «натуральной школе», не характер, как у Толстого, а просто — личность, цельный человек, про которого ничего определенного сказать нельзя: он абсурден, так как необъясним». Отсюда возможность говорить о чертах, нетрадиционных для русской литературы, чертах более живых, чем черты героев предшественников Чехова. Действительно, Мармеладов у Достоевского — неудачник, но его невезение запрограммировано, он не может быть другим, и судьба его другой быть не может. Достоевский поднялся до уровня Бога и оттуда решает судьбу героя в «соавторстве» с творцом. У Тургенева герои идут по четко очерченному курсу плоскости не дай Бог — правее или левее! Базаров, к примеру, легко предсказуем в своем поведении. У Льва Толстого от пространных объяснений логики действий героев теряется сама суть поступков, остается лишь цепь логически заключений от эпизода к эпизоду, от поступка к поступку. Все эго авторы создают человека заново, человека во многом условного, играющего определенную роль, задуманную автором, но не всегда вполне реальную. Лишь у Чехова появляется абсолютно живой человек — и появляется не где-нибудь, а на сцене, где сложнее всего угадать грань между фантазией и реальностью. И вот результат привычки читателя и зрителя и условности характеров героев, объясняющейся идейной программой автора. Перед героями чеховских пьес человек становится в тупик. Казалось бы, чего проще — доказать свои способности чуткого психолога и знатока людей, анализируя литературных героев. Понять живых людей гораздо сложнее. И вот наш психолог-любитель мечется в испуге: там, на сцене, такие же живые люди, каких он встречает каждый день, такие же непонятные ему, чужие, но имеющие такое же неоспоримое право на жизнь, как и он сам. «Недотепство» — живое человеческое качество, которое невозможно предусмотреть никакой программой. Оно — свидетельство наличия жизни, существования в человеке мозга и сердца, логики и эмоций. Все герои, произносящие, кривя губы: «Эх ты … недотепа!», вкладывают в это слово некоторый оттенок презрительного сожаления, но фраза эта является скорее похвалой, чем упреком, хоть они и не понимают этого. «Недотепство» — это право на взлет и падение, на любовь и равнодушие, на ошибки и прозрение, на жизнь, в конце концов. Пусть эта жизнь тяжела и неудачна, но это — жизнь! Я, говоря, что все герои «Вишневого сада — «недотепы», не вкладываю в эту фразу того оттенка, который слышится в тоне героев пьесы. Все они заурядны и в своей заурядности свободны. «Недотепство» является, когда человек теряет причинные связи с внешним миром, как раковая опухоль является, когда клетка теряет связь с соседними клетками. И в этом отсутствии связей — несчастье и отчаяние героя, он не связан вообще ни с чем и ни с кем, он свободен, но что делать с этой свободой, он не знает. Формулировка Набокова: «Чехов сбежал из темницы детерминизма, от категории причинности, от эффекта — и тем освободил драму». Чеховские герои мечутся по сцене в поисках роли — они жаждут избавиться от своей никчемности, от мучительной свободы быть никем, от необходимости просто жить, а не строить жизнь. Непонимание, что делать с окружающим миром, людьми и самим собой, ведет героя к состоянию между «внутри себя» и «снаружи себя». Герой не по гружен в свой собственный внутренний мир в экстазе самоанализа и не копается в других людях. Он живет своей оболочкой, прилежно управляемой его душой, разобраться в которой он уже отчаялся. Лопахин, умница, все понимающий, нежно любящий Раневскую, не может удержаться от торжества приобретения имения, мучает ее своим восторгом, понимая, но не осознавая ее боль. Он приказывает рубить вишневый сад еще до отъезда Любови Андреевны и на просьбы подождать реагирует: «Сейчас … сейчас … Экие, право». Что это — эгоизм? Но не он ли давал практические советы, как спасти имение? Не он ли признавался Раневской: » … я забыл все и люблю вас, как родную … больше, чем родную»? Да, это он. Его поступки абсурдны, переходы его настроения необъяснимы и потому абсурдны тоже. Можно, конечно, говорить, что он купец, что в нем проснулась купеческая жилка и т. д., но на самом деле он подчиняется лишь движениям души своей, которой он сам не понимает. Недаром же он, вроде счастливый человек, упивающийся восторгом победы, с тоской говорит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как -нибудь наша неокладная, несчастливая жизнь
А Раневская? Раневская, сбежавшая из Парижа от мучительной
любви, от долгов, от прокуренных комнат и проданной дачи, тоже не
знает, что делать. Она цепляется за вишневый сад как за привычку,
за старую жизнь, за знакомое, близкое, родное. Ей кажется, что сад —
основа ее существования. А если бы сад не продали? Осталась бы она
в России? Нет, конечно! Все равно сорвалась бы с места и ринулась бы
в Париж к тому, предавшему ее, но любимому …
Петя Трофимов … «Вся Россия наш сад!» — не слишком ли? Для одинокого, живущего лишь идеями и мечтами человека ждать понимания и приюта во всей России? Смешно. Мечты о великанах будущего, о будущем саде, при виде которого «радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час … » Ах недотепа, недотепа! Как можно быть оптимистом в этом мире, да еще в полной изоляции?
Герои Чехова мучительно ищут связей с другими, друг с другом,
стремясь остановиться, оглядеться, отойти от постоянной жизни «перекати-поля»; но Чехов не позволяет им определить себя. Они не то что не понимают — они не слышат себя и друг друга. Их разговор похож на перемежающиеся фразы монологов разных людей, каждый из которых говорит о своем. Каждый пытается найти выход, но на самом деле не двигается с места. Петя и Аня еще надеются уйти от этого бессилия, но в конце концов и они остановятся, беспомощно оглядываясь по сторонам. Они отличаются от остальных героев «Вишневого сада» лишь возрастом, но так же не имеют связи с миром. Человек, по Чехову, еще живет в разумном бытийном мире, но делать там ему уже нечего. Другого же мира у него нет. Отсюда неустроенность, бесплодные поиски выхода, отсюда тот факт, что » … сама обстановка прославленного чеховского быта на самом деле полна вокзальной суеты». «Недотепство» является также причиной эфемерности конфликта в пьесе. Действие только притворяется действием, сценический эффект — эффектом, драматургический конфликт — конфликтом в самом деле, о каком конфликте между отдельными, не зависящими друг от друга людьми и явлениями можно говорить? Конфликт для персонажей был бы выходом, ибо он неизбежно привел бы к взаимодействию их между собой и — кто знает? — может быть, и к пониманию. Но разобщенность, свобода ото всего и всех сильнее любви к вишневому саду … Как похожи герои! Своим «недотепством», любовью своей, нежностью — как они похожи друг на друга! Но — центробежные силы сильнее центростремительных, и каждому из них, недотепе, живому человеку, суждено вечно топтаться на месте, не имея сил сделать шаг к ближнему или хотя бы пойти по пути поиска света …

» была написана в 1903 году и является последней пьесой писателя. В ней представлены многие характеры и типы людей, дается широкий социальный пласт от дворянпомещиков до купцов и простых слуг. Особое место в комедии занимают образы так называемых героев«недоТеп», представленных в лицах Раневской, Гаева, их слуг, Шарлотты, Дуняши и Яши, а также в лице Епиходова.

Весь идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянскопомещичьего строя, как отжившего себя. С этой точки зрения очень интересны образы дворян Раневской и Гаева, которые представлены настоящими «недотепами», не умеющими в этой жизни ничего и поэтому являющимися беспомощными и инфантильными.

В тоже время нельзя не заметить сочувственного отношения автора к этим героям. Эти нотки настолько очевидны, что многие исследователи драматургии Чехова говорили о поэтизации автором уходящего дворянства и называли Чехова певцом «дворянских гнезд». Но не стоит забывать, что сочувствие Чехова к героямдворянам не исключает скрытой иронии над ними, над их практической беспомощностью, дряблостью характера и инфантилизмом.

Раневская изображается Чеховым как легкомысленная женщина, которая ничего не видит вокруг себя, так как полностью занята только своими собственными переживаниями и страхами. Она хочет жить красиво, так, как привыкла с самого детства, поэтому не вспоминает о том, что она на грани разорения, а семья обречена на нищенское существование. Раневская вся во власти собственного любовного увлечения, часто говорит о своем любовнике в Париже, хотя тот и довел ее до банкротства, но лишь изредка вспоминает о судьбе своей дочери. Вместе с тем Раневская проста, эмоциональна и обаятельна, что отмечают почти все герои пьесы. Она несомненно добрая и искренняя, ей ничего не стоит поцеловаться с горничной, как будто та ее ровня. Ласкова Раневская и по отношению к старому слуге Фирсу, дает последние пять рублей бродяге. Также искренне она радуется своему возвращению в дом детства, встрече с вишневым садом.

Но доброта и простота Раневской во многом продиктованы не искренними движениями щедрой души, но беспечностью, которая сродни порывам избалованного ребенка. Она раздает милостыню, а в собственном доме нечего есть. Устраивает большой бал, когда нечем платить долги. Вся суть ее характера состоит в эгоизме и легкомысленности. Она искренне горюет о погибшем сыне, а о дочери вспоминает только перед самым отъездом в Париж, старого Фирса забывает в запертом доме. Создается такое впечатление, что она полностью погружена в свои мысли и только мимолетом вспоминает об окружающих ее людя? х. Так своему дому она радуется только в день прибытия, а сама рвется в Париж. Несомненно, она искренне горюет о продаже имения, но не делает ничего, чтобы спасти его. Скорее всего, она быстро забудет о своей потере. Как мне кажется, эта героиня напоминает Стрекозу из басни Крылова. Немолодая уже женщина, Раневская порхает по жизни с беспечностью крыловской Стрекозы, в наивном убеждении, что всегда найдется труженик Муравей, который окажет ей помощь, даст приют и поддержку.

Настоящим беспомощным «недотепой» представлен в пьесе и ее брат Гаев. Чехов иронизирует над ним еще больше, чем над Раневской. В его образе все смешно и нелепо. Например, он только что горячо всех уверял, что проценты за имение будут заплачены, и, едва закончив свою речь, он принимается грызть леденцы. Гаев настолько несерьезен и непостоянен, что для него игра в бильярд оказывается намного важнее, чем продажа имения.

Не зря сам А. П. Чехов назвал старшее поколение в «Вишневом саде» детьми и стариками одновременно, так как «они эгоистичны, как дети, и дряблы, как старики». Им никогда не приходилось сталкиваться с реальностью жизни, они не знают цены деньгам, не в состоянии позаботиться не только о других, но даже о себе. Скорее всего, в дальнейшем их ожидает приживалок, так как они не способны подумать даже о завтрашнем дне.

Никчемность бывших хозяев жизни подчеркивается образами их слуг. Они повторяют черты характеров своих господ, но в более гротесковой форме. Приживалка Шарлотта также беспорядочна и взбалмошна, как и Раневская. Она показывает фокусы, и это только еще больше говорит о внутренней пустоте и неустроенности ее жизни. Горничная Дуняша постоянно подчеркивает свою «чувствительность», пытается вести себя, как ее госпожа. Лакей Яша постоянно мечтает о Париже, а своей матери стыдится, словно она ему не родная. Конторщик Епиходов такой же «недотепа», как и Гаев. Он настолько бесхозяйственен и бестолков, что его даже прозывают «двадцать два несчастья».

Создав образы героев»недотеп» в «Вишневом саде» Чехов хотел показать, насколько они беспомощны и бесполезны в новом мире, в мире, где нужны действующие и активные люди, которые смогут приносить пользу и себе и окружающим. Ни Раневская, ни Гаев не способны на это. Они полностью принадлежат веку «дворянских гнезд», который уходит в прошлое. В прошлое уходят и такие герои, как Раневская и Гаев.