Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года в посаде Кибарты (ныне этот город находится в Литве) близ станции Вержболово в интеллигентной еврейской семье. Дед будущего художника был раввином. Его отец, Илья Абрамович, продолжая семейную традицию, тоже готовился стать раввином, но в конце концов выбрал для себя светскую службу. Служил на железной дороге - переводчиком, контролером, кассиром. Был учителем иностранных языков. В последнем качестве он переехал в Москву, надеясь, что там дети (их было четверо) получат более достойное образование. Это случилось в 1870 году. В Москве Илья Абрамович перебивался грошовыми уроками, но при этом с вниманием относился к душевным устремлениям подростков и не возражал, когда сначала старший сын, Адольф (Авель), а потом и младший, Исаак, захотели учиться живописи. Так братья оказались в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Исаак поступил в училищ е совсем юным - в 1873 году.
С этого времени мы можем проследить его жизнь довольно подробно - благодаря многочисленным воспоминаниям знавших его. О детстве же художника, вообще говоря, известно немногое - он не любил вспоминать о нем, а письма, из которых мы могли бы почерпнуть более подробные сведения, были уничтожены по воле Левитана после его смерти.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества в те годы явным образом противостояло петербургской Академии художеств с ее приверженностью классицизму и академизму. Среди любимейших преподавателей училища числились видные передвижники - в частности, А. Саврасов, в пейзажной мастерской которого занимался с 1874 года Левитан. Саврасов выделял Левитана, видел в нем огромное дарование. И это при том, что соучениками Левитана были К. Коровин, М. Нестеров, А. Архипов, А. Головин и др. - художники, чьи имена составили целую эпоху в истории русского изобразительного искусства. Саврасову пришлось уйти из училища - он страдал традиционной русской болезнью, пил горькую, и с осени 1882 года Левитан занимался у нового преподавателя - В. Поленова, которого начинающие художники тоже боготворили.
Между тем жил он в эти годы очень тяжело. В 1875 году умерла его мать, а двумя годами позже - отец. Левитан остался без средств к существованию. Ему негде было приклонить голову, он в буквальном смысле слова голодал. В училище его освободили от платы за обучение, снабжали красками и прочими художественными принадлежностями. Некоторый просвет наметился в 1879 году, когда Совет училища назначил Левитану стипендию генерал-губернатора Москвы, а П. Третьяков за сто рублей купил его картину "Осенний день. Сокольники". Впрочем, как раз в это время разразилось другое несчастье - после соловьевского покушения на Александра II всех евреев выселили из Москвы. Художник жил под Москвой, а на занятия ездил на "чугунке". Эта история, кстати, повторилась в 1892 году, когда из столицы изгнали уже не безвестного ученика училища живописи и ваяния, а знаменитого пейзажиста. Тогда, в начале 1890-х, понадобились энергичные усилия левитановских друзей, чтобы ему разрешили вернуться в столицу.
Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устами. Вообще, Подмосковье, видимо, следует назвать первой любовью художника. Два счастливых лета (1875-76 гг.) он провел в Бабкине, поблизости от Нового Иерусалима. Там, в Бабкине, жило семейство Чеховых. Николай Чехов был однокашником Левитана по училищу, он и свел его со своими родными. Долгая дружба Левитана с А. П. Чеховым началась именно тогда.
Училище художник покинул в 1884 году, получив диплом неклассного художника, дававший лишь право быть учителем рисования. Причины тому называются разные: одни говорят, что это произошло из-за "непосещения классов"; другие утверждают, что в этом выразилось довольно снисходительное отношение к самому жанру пейзажа, как к чему-то второстепенному и не достойному высокой оценки. Последнее весьма вероятно - в условиях тогдашнего господства "обличительного" направления в живописи (и в искусстве вообще).
Около этого времени произошло сближение Левитана с Саввой Мамонтовым и основанным им абрамцевским художественным кружком. Для только что открывшейся Частной оперы знаменитого мецената Левитан выполнил несколько декораций - к операм "Жизнь за царя" Глинки, "Снегурочка" Римского-Корсакова и "Русалка" Даргомыжского (часть из них - по эскизам Поленова и В. Васнецова). Впрочем, окончательно своим в абрамцевском кружке художник не стал, да и театральная работа его, прирожденного станковиста, не увлекла. Но заработанные деньги позволили Левитану совершить в 1886 году первое дальнее путешествие - в Крым. До этого Левитан писал только в Подмосковье. После этой поездки в его живописи появились новые краски.
Следующий, 1887-й, год оказался рубежным в судьбе . Он впервые встретился с Волгой, ставшей огромной темой его творчества. Четыре лета подряд он провел на великой русской реке. Ездил он на Волгу не один, а с С. П. Кувшинниковой, художницей, музыкантшей, актрисой и просто оригинальной, довольно экстравагантной женщиной, чей московский салон посещали многие знаменитости. Почти восемь лет они провели вместе - этот романтический эпизод жизни Левитана в достаточно шаржированном виде отражен в рассказе Чехова "Попрыгунья", вызвавшем после публикации скандал и приведшем к кратковременному охлаждению отношений между писателем и художником.
За годы, проведенные с Кувшинниковой, Левитан создал множество своих знаменитых картин, утвердившись в роли ведущего русского живописца. В 1894 году он расстался с Софьей Петровной, бросившись с головой в новый роман - с А. Н. Турчаниновой. Роман осложнился тем, что в художника страстно влюбилась ее старшая дочь; кончилось все тем, что в 1895 году Левитан стрелялся.
Он был сложным человеком, легко впадал в гнев, в отчаянье, в страшную хандру, в раскаянье, это была не первая в его судьбе попытка кончить жизнь самоубийством. "Захандрил без меры и грани, захандрил до дури, до ужаса", - писал он в одном из писем той поры.
Между тем слава Левитана росла. Его картины исправно покупал П. Третьяков, в 1891 году он стал членом Товарищества передвижных выставок, в 1897 году - членом мюнхенского Сецессиона, в 1898 году - академиком живописи и преподавателем родного Училища живописи, ваяния и зодчества (среди его учеников был даровитейший, но рано погибший Николай Сапунов). В 1890-е годы он совершил несколько путешествий по Европе. Левитан пристально следил за новейшими художественными течениями, на склоне лет сблизился с новорожденным "Миром искусства" и с его лидерами С. Дягилевым и А. Бенуа.
Но жизни уже не оставалось. Он болел все сильнее, сердце отказывалось служить. Еще в 1896 году Чехов отметил в дневнике: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни". За несколько месяцев до смерти сам художник писал Марии Павловне, сестре Чехова (между ними в свое время тоже случилось что-то вроде полуромана): "Мари! Как страшно умирать и как болит сердце!" Ему казалось, что он понял что-то важное в жизни и теперь сможет писать совсем по-другому. 22 июля (4 августа по новому стилю) 1900 года Левитан умер.


Исаак Ильич Левитан - один из выдающихся русских пейзажистов, открывший в конце 19 века для почитателей искусства простую красоту русской природы. За двадцать лет своего творческого пути художник оставил огромнейшее художественное наследие. Кто-то из современников назвал Исаака Левитана "удачливым неудачником". Великому художнику и в самом деле не слишком везло в личной жизни...

О происхождении Левитана ходят различные версии. По официальной - он родился в семье литовских евреев Эльяша и Баси Левитан, и датой рождения считается 18 августа 1860 года. Мальчик был вторым ребенком из четверых детей в семье.

бедного родственника". Эта версия объясняет то, что всю жизнь Левитан "…никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании…».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414441.jpg" alt="Исаак Левитан. (1879). Автор: Авель (Адольф) Ильич Левитан." title="Исаак Левитан. (1879).

А Исаак в то время запоями работал над пейзажами, не имея возможности показать кому-нибудь свои работы. Так как даже к железнодорожной станции не было в чем выйти: от ботинок осталась одна подошва, которую привязывал к ногам веревочками. Пиджак и брюки были изношены до дыр.

В училище Левитан был одним из талантливейших учеников. Его учителя Саврасов и Поленов прочили ему великое будущее пейзажиста. Но из-за многих причин, в том числе и национального фактора, Левитан был выпущен из училища в 1884 году со званием "неклассного художника", что давало право преподавать лишь чистописание.

"Талантливый еврейский мальчик , - писал К. Паустовский, - раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410408.jpg" alt="Портрет И.И. Левитана. (1891). Автор: Василий Поленов" title="Портрет И.И. Левитана. (1891).

После 30 лет Левитан стал очень болезненным: нищенская студенческая жизнь впроголодь давала о себе знать. Многие из знакомых утверждали, что художник, будучи студентом, иногда жил на три копейки в день. А лишившись жилья и спасаясь от холода в зимние морозы, тайком ночевал в училище.

Дважды за свою жизнь художник переболел тифом. После второго раза получил обострение сердечной болезни, которая и стала причиной кончины художника, не дожившего и до сорока лет.

Кроме того, Левитан страдал меланхолией, депрессией, суицидальным состоянием: он дважды пытался свести счеты с жизнью. И все из-за несбывшейся любви, неудовлетворенности собой и личной неустроенности. Исаак Ильич дважды стрелялся. Но, к счастью, попытки оказались неудачными. "Меланхолия дошла у меня до того, что я стрелялся. Остался жив, но вот уже месяц, как доктор ездит ко мне промывать рану и ставить тампоны..." ,- писал он.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219413411.jpg" alt="Портрет И. И. Левитана. (1900-е). Автор: Валентин Серов." title="Портрет И. И. Левитана. (1900-е).

(Этот графический портрет был написан Валентином Серовым через год после кончины великого пейзажиста.)

"Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи"

А вот простой русский пейзаж для художника был выше всякой любви: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них - собст­венники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное - суета сует...»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219412317.jpg" alt="У омута. (1892).

Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были "ни люди, ни животные, ни даже птицы". Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его - слышалось». Что Левитан и воплощал в своих "пейзажах настроения"

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416329.jpg" alt="Берёзовая роща. (1885-1889).

И.И. Левитан – великолепный художник Росси, имеющий европейское происхождение. Он прославился и стал всем известен, как мастер «пейзажного настроения». Углубляясь в биографию этого великого человека каждому читателю становится известно, что он являлся достаточно сильной и очень страстной личностью.

Родился Исаак 18 августа 1860 года. Семья его была очень интеллигентна. По национальности – еврей.

Когда Левитану исполнилось 10 лет, его семейство перебирается в столицу родины. Это припало на 1870 год.

В 13-летнем возрасте Исаак становится студентом местного училища живописи. Свое обучение он проходил у таких известных личностей, как: Саврасов, Перов и Поленов.

В 1875 году у будущей знаменитости умирает мать. Финансовое положение семейства было удручающим и поэтому, училище время от времени старалось им помочь. Спустя год, талант юного Левитана был замечен не только его известными преподавателями, но и самим ректором училища, благодаря чему, парень был освобожден от уплаты за образование. Через год, после того как Исаак потерял и отца, он стал студентом самого Саврасовского класса пейзажа.

После того, как на жизнь самого Императора было совершено покушение, создают указ о запрете евреев проживать на территории России, в частности в Москве. Сам Исаак перебирается в Подмосковье, где рождается его первая картина «Вечер после дождя». После продажи этого известного и очень красивого полотка, художник самостоятельно мог снять себе комнату с мебелью в Москве.

Весной 1885 года художник оканчивает свое обучение.

Во второй половине 80-х годов финансовое положение художника стабилизировалось, а вот здоровье несколько подкачало. Тяжелое детство напомнило о себе заболеванием сердца.

Здоровье наладилось только тогда, когда Левитан вернулся из Крыма, после чего организовывается выставка его пейзажей. Людям было представлено 50 великолепных картин.

3, 4, 6 класс

Биография Левитана Исаака о глвном

Местом рождения Исаака Ильича Левитана стал городок Кибарты Ковенской губернии (Россия), датой – 30 августа 1860 года. Отец преподавал иностранные языки, а затем работал переводчиком. Чтобы вырваться из бедности, Илья Левитан перевозит семейство в Москву. Несмотря на нищету, воспитанию детей уделяется огромное внимание.

В 1873 году Исаак Левитан поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Ему посчастливилось учиться у именитых педагогов Саврасова, Поленова, Перова. 13-летний Исаак на тот момент уже тесно приобщился к миру искусства благодаря старшему брату, который двумя годами ранее стал учащимся этого же учебного заведения. Еще через два года семья переживает несчастье – умирает мать. Отец юных художников после тяжелой утери серьезно заболел. Спустя два года дети остаются совершенно одни.

Учитывая проявленный талант и упорство в учебе, а также исходя из бедственного положения семьи, все эти годы администрация учебного заведения всячески помогает братьям. Учитель Саврасов, наблюдая за успехами и трудолюбием юного Исаака, зачислил его в свой класс. В этот период Левитан пишет ряд картин, две из которых были отобраны для выставки и приносят пейзажисту денежную премию и малую серебряную медаль.

В 1979 году указом царя введен запрет на проживание евреев в Москве. Осиротевшие дети переезжают в Подмосковье. Исаак продолжает заниматься. Здесь под его кистью рождается такой великолепный пейзаж, как «Вечер после дождя». Большую роль в жизни Левитана сыграла дружба с писателем Антоном Чеховым, которая началась в конце 70-х и продолжалась вплоть до смерти художника. Год изгнания не прошел даром – подмосковные пейзажи вдохновляют молодого живописца на целую серию прекрасных полотен. Через год художник может позволить себе переселиться на Лубянку. В 1885 году Исааку Левитану по завершении училища присваивают квалификацию преподавателя чистописания. Диплом художника ему так и не вручили.

Все трагические события жизни негативно отражаются на самочувствии художника. Вскоре Левитан отправляется в Крым поправлять пошатнувшееся здоровье. Финалом поездки становится персональная выставка. С 1887 по 1890 Исаак дважды выезжает к берегам Волги и привозит оттуда богатейшую коллекцию работ, восхитившую весь художественный мир России. Сочетание таланта и трудолюбия приносит свои плоды – популярность и укрепившееся благосостояние позволяют путешествовать по Европе, сдружиться со знаменитыми художниками, войти в круг общения с импрессионистами. В 91-м году Левитан становится передвижником, заводит знакомство со знаменитым меценатом С. Морозовым, который помогает с обустройством мастерской в Трехсвятительском переулке. В 1892-м картины «Вечерний звон», «У омута» и ряд других становятся частью двадцатой передвижнической выставки. И тут Исаак Левитан вновь вынужден покинуть Москву по очередному указу царя о высылке евреев. Скитания по Тверской и Владимирской областям заканчиваются благодаря усилиям друзей и меценатов.

В последующие годы Левитан продолжает путешествовать, организовывать передвижные выставки, некоторое время живет в Горках, посещает Одессу, Финляндию. В 1898 году Исаак Ильич Левитан становится академиком. Но тяжелое детство, жестокие удары судьбы дали о себе знать – после непродолжительного и безуспешного лечения в Ялте, Левитан вернулся в Москву, где скончался 3 августа 1900 года.

Творчество, интересные факты для 3 класса, 4, 6 класса

Интересные факты и даты из жизни

Исаак Ильич Левитан родился 18(30) августа 1860 года в небольшой деревне близ станции Кибары. В семье все были потомственными евреями: дедушка, отец. Жили они достаточно бедно. У Исаака так же был брат и две сестры. Не смотря на свое финансовое положение, в семье всегда царил мир и душевная атмосфера, отец сам учил всех детей грамоте. А в 1860 году семья переехала в Москву. Это было тяжелое время для них, денег не было совсем, а отец работал переводчиком, чтобы хоть как-то прокормить семью. Оба брата изначально выбрали стезю искусства: старший брат Авель поступил в 1879 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а Исаак Левитан поступил туда же в 1873 году.

Родители не препятствовали этому выбору, даже не смотря на трудности с деньгами, наоборот, поддержали своих сыновей.

В 1875 году умерает мать Левитана, а спустя два года умерает и отец от тифа. Дети остались одни, можно сказать без средств на существование.
Но Исаак Левитан уже на первых порах обучения проявил свою любовь к природе в рисунках. А.К.Саврасов, будучи уже известным, взял его себе в ученики. Да и в училище старались помогать, кто чем может: кто кисти, кто краски даст, ведь знали, в каком полождении остался Исаак.

Саврасов, безусловно, поддерживал юного художника, он видел в нем большой потенциал. Под его руководством у Левитана появляются его ранние работы "Солнечный день. Весна", "Ветряные мельницы", "Вечер", "Осень. Дорога в деревне". Поскольку Саврасов сам тяготел к природной лирике, он как мог вдохновлял, обучал юного художника.
Появляется очень успешная картина "Осенний день. Сокольники ". Это не только вселило уверенность в Исаака Левитана, но и слегка помогла и в финансовом плане. Тем не менее, жить по прежнему было негде, и приходилось ночевать в разных гостиницах.

Чтобы хоть как-то заработать, Левитан рисовал иллюстрации к разным еженедельникам. Затем учителя Саврасова заменил Василий Дмитриевич Поленов, т.к. Саврасов неполадил с начальством преподавательской и, к тому же, заболел. Общение с Поленовым для Левитана тоже сыграло большую роль.
Поленовские пейзажи были в чем-то эталоном для молодого художника, что-то он взял из композиции работ, что-то из манеры цветовой гаммы. Был у Левитана с Поленовым совместный проект над декорациями к Мамонтовской частной опере.

В 1880-х годах Левитан открывается еще больше как художник. Картина "Дуб " - смесь влияния Саврасовской и Поленовской живописи. Левитану удавалось каким-то образом передать еле видимые движения природы, ее эмоциональность и игру света ("Последний снег. Саввинская слобода", "Зимой в лесу ", "Весной в лесу").

Такая чуткая манера письма обусловленная и тем, что сам Левитан безумно любил природу, он блогоговел перед ней. Он часто по долгу гулял по лесу, любил рыбалку, охоту, любил русские деревни ("Вечер на пашне").

Следует отметить, что у Левитана уже в период учения начала развиваться невростения. В начале 1880-х годов некоторые его картины отмечены печатью меланхолии и печали, возможно и из-за этого, да и трудные годы детства тоже оставили отпечаток.

Зато работы 1883-1885 годов напротив, очень светлые и жизнерадостные. Это картины "Первая зелень. Май", "Мостик. Саввинская слобода ".
В 1884 году Левитан перестал посещать училище, он уже был достаточно устоявшмся худодником, со своим стилем и мирровоззрением. А в 1886 году Левитан стал участвовать в выставках Товарищества передвижников. Кроме того, Левитан был в тесных дужественных связях с А.П.Чеховым. Они даже отдыхали вместе в одной усадьбе в Бабкине. Пребывание в усадьбе было плодотворным в плане творчества у Левитана. Он написал такие работы как "Река Истра", один из шедевров "Березовая роща ".

В 1886 году Левитан едет в Крым. Там появляются его знаменитые крымские пейзажи. Причем, писал он не заезжанные туристами места и парадные улицы, а незнакомые, тихие уголки природы благодатного края. В начале 1887 года эти этюды были выставленны на Периодической выставке Московского общества и достаточно быстро раскупились.

Весной 1887 года Левитан едет на Волгу, за новыми впечатлениями. Но поездка эта не доставила ему ожидаемого удовольствия. Волга встретила его пасмурным небом, дождливой погодой. Не найдя там ожидаемого, Левитан уехал обратно в Москву. Тем не менее, были написаны картины "Разлив на Суре " и "Вечер на Волге ".

В 1888 году Левитан, Степанов и Кувшинникова отправились по Оке на параходе в тур до Нижнего Новгорода. В этот раз встреча с Волгой оправдала ожидания художника. Это оказался очень плодотворный период в творчестве Левитана ("Осень. Слободка", "Ветхий дворик ", "Одуванчики " и т.д.). Из лучших работ того периода Левитана можно выделить "После дождя. Плёс " и "Вечер. Золотой Плёс ". Здесь Волга уже не печальная и мрачная, а величественная, дружественная.
В начале 1890 года Левитан отправляется в Западную Европу. Безусловно, это была важная поездка. Во Франции и Италии были написаны ряд пейзажей. "Берег Средиземного моря " можно по праву считать лучшим зарубежным пейзажом в творчестве художника. В Венеции и Альпах были созданы тоже очень красивые пейзажи: "Близ Бордигеры. На севере Италии ", "Весна в Италии " и др.

По возвращению на родину была создана картина "Тихая обитель ". После того, как она побывала на выставке передвижников, о Левитане заговорили в обществе. И с 1890-х годов начался расцвет творчества Левитана, где о нем уже знало все общество.

Но в 1892 году произошло неприятное событие. Сам художник был не крещенным и, как помним, из еврейской семьи. В то время начали выселять из Москвы лиц еврейской национальности. Левитану пришло письмо с указаниями в течении 24-х часов покинуть город. Ему пришлось жить то в Тверской, то во Владимирской губерниях до того времени, пока друзья не смогли уладить ситуацию, и тогда Левитан смог вернуться в Москву.

В эти года появляются картины с драмматическим оттенком. Это "У омута ", "Владимирка ", "Над вечным покоем ". Последняя была наделена филосовским смыслом. В картине изображение мыса и окружающей природы образно напоминает о равнодушии человека к природе, а так же о чувствах художника в моменты одиночества, тоски.

Но это не значит, что Левитан ушел в депрессию. Он продолжает рисовать и жизнерадостные работы. Картина "Свежий ветер. Волга " является тому примером. Картина "Март " можно сказать, произвела переворот в истории русской живописи. Ведь никто еще так ярко, реалистично не изображал зимный день (а на картине был изображен именно зимний день, не смотря на название).

С середины 1890-х годов Левитан начал писать натюрмотры. Работы были настолько сильными, что их можно сравнить с натюрмортами Эдуарда Мане. Кроме этого, Левитан пишет пастелью. Это яркие, живые пейзажные работы "Луг на опушке леса ", "У ручья".

В 1893 году Левитан отдыхает летом в усадьбе Панафидиных в Тверской губернии. Живет он вместе с С.П.Кувшинниковой в с. Островно. 1896 год для Левитана был не только плодотворным в творчестве, но, к сожалению, отягченным состоянием его здоровья. В этом году он вторично перенес тиф, а после этого усилилась болезнь сердца. Она была неизлечима. Было ясно, что жизненный путь художника скоро закончится.

Тем не менее, художник не перестает работать. Причем, мотивы его работ разнообразны. Это и любимые деревенские уголки природы с его оврагами, крыльцами и мысами. Характерными сюжетами этого периода стали сумеречные пейзажи ("Лунная ночь ", "Сумерки. Стога ", "Восход луны. Деревн"). В некоторых работах позднего Левитана прорывается бурная жажда жизни. Это картина "Бурный день ". В работе "Буря. Дождь " видится неизбежность смерти художника, обреченность и тоска. Такие песимистичные и обреченные работы были в единичном числе, Левитан не позволял впускать такие настроения в свое творчество. Он наоборот стал более активно участвовать в общественной творческой жизни, выставлялся в музеях, продолжал состоять в Товариществе передвижников, участвовал и в зарубежных выставках.

Главной из последних картин Левитана стала работа "Озеро. Русь ". В этом произведении и любовь к жизни, и яркость и живость природы. В последние годы жизни были написаны еще ряд ярких и сильных работ.

В 1988 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавать в том же училище, где и сам брал уроки.

В 1899 году Левитана отправили в Ялту, с надеждой хоть как-то улучшить состояние больного. Но эта поездка никак не повлияла на здоровье. После возвращения в Москву Левитан уже не выходил из своего дома.

Ушел из жизни Левитан, полон сил и творческих замыслов, которым, к сожалению, не удалось осуществиться.
Произошло это в 1990 году 22 июля. Похоронили его на старом еврейском кладбище.


Исаак Ильич Левитан (1860-1900) - русский художник-пейзажист еврейского происхождения. Он родился в Ковенской губернии литовского города Кибарты. Живописец умер слишком рано, но уже много лет его помнят и ценят в разных странах. При жизни он терпел тяготы и лишения, нередко подвергался издевательствам из-за своего происхождения. Но ничто не смогло заставить его покинуть страну, ставшую источником вдохновения для потрясающих картин. Наиболее известными работами художника являются полотна «Осенний день», «Вечер на Волге» и «Березовая роща».

Детство и образование

Будущий художник появился на свет 18 августа 1860 года. Он рос в интеллигентной еврейской семье. Когда мальчику исполнилось 10 лет, вместе с родителями они переехали в Москву. Там Левитан увлекся изобразительным искусством, уже в 13 лет юноша поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В числе его преподавателей были В. Перов и В. Поленов.

Отец будущего живописца работал смотрителем на станции. Он окончил религиозную школу, позднее смог самостоятельно выучить французский и немецкий языки. Благодаря своим способностям Илья получил должность преподавателя и переводчика. Он был очень умным, заботился об Исааке и его сестрах. Именно благодаря отцу юноша мог развивать свой талант, обрел уверенность в себе и получил соответствующее образование.

В 1875 ушла из жизни мать Исаака, спустя год умер и отец. Юноша рано остался без родителей, поэтому все свободное время он тратил на заработок денег. Иногда их не хватало даже на жилье и еду. К счастью, преподаватели училища высоко ценили талант студента. Ректор освободил его от оплаты за образование. После окончания учебного заведения живописец пошел на курсы в пейзажный класс А. Саврасова.

Дискриминация художника

Из-за своего происхождения Левитан часто сталкивался с несправедливостью. Преподаватели не воспринимали всерьез его увлечение российскими пейзажами, некоторые из них даже отказывались учить юношу. В результате он остался без диплома художника. В бумаге, выданной после окончания учебного заведения, юношу называли учителем чистописания.

Но были и те, кто поддерживал талантливого живописца. Они помогли ему организовать первую выставку, принесшую парню серебряную медаль. Казалось, у Исаака еще все впереди, но после покушения на Александра II был издан жесткий указ. Всех евреев выселили из столицы, студенту пришлось перебраться в деревню в Подмосковье. И только через год он смог вернуться благодаря помощи друзей.

Проживание в деревне принесло и положительные изменения в жизни Левитана. Его соседом был Антон Павлович Чехов, творческие люди быстро нашли общий язык и подружились. Также в Подмосковье живописец нарисовал картину «Вечер после дождя». За деньги, вырученные от ее продажи, он снимает комнату в русской столице.

Творческий путь

Первую картину Левитан продал еще в 1879. Сам Третьяков приобрел за 100 рублей работу «Осенний день. Сокольники». Позднее Павел Михайлович купил и другие творения живописца, в их числе «Золотая осень» и «Март». С 1880 по 1885 год было продано еще несколько известных полотен, среди них «Осень», «Первый снег» и «Сосны».

Всю свою жизнь Исаак Ильич трудился. Но его часто не понимали, дискриминировали из-за еврейского происхождения. В результате у художника существенно ухудшилось здоровье. Чтобы отдохнуть и подлечиться, он отправился в Крым. Природа полуострова так вдохновила живописца, что он написал целую серию картин. После возвращения в Москву он организовал выставку, посвященную этому месту. Ее посетил известный меценат Савва Морозов, он заинтересовался творчеством живописца.

После путешествия в Крым Левитан решил осуществить еще одну свою мечту. Он отправился в поездку по Волге, в течение трех лет писал пейзажи этой восхитительной местности. Особенно понравилось живописцу местечко Плес. Именно там он создал известную картину «Над вечным покоем». В свободное время юноша преподавал детям. Также он успел попробовать себя в качестве декоратора, проиллюстрировав оперу Морозова «Русалочка».

Исаак был в восторге от российской природы, однако его тянуло и в Европу. Чтобы пообщаться с единомышленниками и узнать о новых тенденциях, художник выехал на парижскую выставку. Там он нашел общий язык с импрессионистами, а по возвращении в Россию вступил в общество передвижников. В 1896 была организована совместная выставка Левитана, Попова и Симова. Там были продемонстрированы полотна «Лето», «Октябрь» и «У омута».

Последние годы

В 1898 Исаак стал Академиком пейзажного творчества в родном училище. Но уже через год ему пришлось отправиться в Ялту на лечение. Здоровье художника ухудшилось после тифа, перенесенного дважды. Последняя работа пейзажиста «Озеро. Русь» так и не была закончена. Великий художник умер 4 августа 1900 вследствие долгой борьбы с аневризмой сердца.

За свою жизнь Левитан ни разу не был женат. Однажды он увлекся ученицей, этот эпизод был описан Чеховым в рассказе «Попрыгунья». Писатель осуждал поведение друга, вследствие этого их отношения окончательно испортились.

Главной любовью Исаака Ильича считается Софья Петровна Сафронова, жена доктора Дмитрия Кувшинникова. Они вместе путешествовали по Волге, женщина разделяла интересы живописца. Она также была художницей, хоть и не такой известной. Из-за замужнего положения Софьи влюбленным пришлось скрывать свои чувства.