Стивен Холл признан одним из самых талантливых архитекторов Америки за его уникальную способность создавать концептуальный дизайн, с неподражаемой чувствительностью сочетать в своих работах свет и пространство, используя уникальные особенности каждого проекта.

архитектор

Архитектор Стивен Холл родился 3 сентября 1947 года в Бремертоне, штат Вашингтон. Окончив Университет в Сиэтле в 1969 году, поехал учиться в Рим, затем в лондонскую Школу Архитектурной ассоциации.

По возвращению, в 1976 году основал мастерскую «StevenHollArchitects» в Нью-Йорке. Благодаря полученному опыту и постоянному стремлению к совершенству в 1981 году становится профессором Колумбийского университета - читает лекции, издает многочисленные труды, участвует в выставках.

Американский архитектор специализируется на внедрении новых проектов в существующую окружающую среду, стремясь не нарушить индивидуальную культурную и историческую важность места. Стивен Холл создаёт оригинальные проекты в области гражданской, жилой, учебной и культурной архитектуры по всему миру.


Стивен Холл прославился многими архитектурными проектами. Но помимо этого его увлекают и живопись акварелью, и изобретение новых строительных материалов, и индустриальный дизайн, а главное - философия. В 2007 году была издана его книга «Вопросы восприятия: феноменология архитектуры».

По мнению Стивена Холла, архитектор должен понять противоречия между реальным восприятием действительности и логикой, скользить между архитектурным замыслом и реализацией проекта, уметь предугадать уместность спроектированной постройки в будущем.

Во многих проектах Стивена Холла чувствуется стремление воплотить мечты, иллюзии в реальность, преодолеть законы гравитации, создать многослойное восприятие пространства. Все эти желания американский мастер объединяет в одно философское понятие - феноменология архитектуры.

Это сложное понятие состоит в том, чтобы «учитывать движение человека в пространстве и погружение его в опыт, в котором пространство, свет, материалы, поверхности, цвет, геометрия, запах, звук ветра или падающей воды - всё это перекрещивается… Архитектура - это единственное искусство, которое можно постичь, только исследовав его феноменологическое измерение».

«Чтобы понять, хороша ли архитектура, надо побывать в здании, потрогать стены, ощутить и понять, хорошо ли вам в нем»

Одним из первых архитектурных проектов Стивена Холла был многофункциональный комплекс в японском городе Фукуока, рассчитанный на 28 жилых квартир, реализованный в 1991 году. Привлекательность этого здания состоит в том, что внутри практически все стены - раздвижные, и это позволяет днём расширять жилую площадь, убирая перегородки спальни, а ночью - возвращать их обратно.

Также благодаря такой конструкции можно подстраивать квартиру под изменения в семье с течением времени - количество комнат может быть увеличено или уменьшено в зависимости от потребностей жильцов.

1990 - премия в области архитектуры А.В.Бруннера, США,
1997 - Почетная медаль американского Института архитекторов в Нью-Йорке, США,
1998 - медаль Алвара Аалто, Финляндия,
1998 - премия Крайслера за инновации в дизайне, США,
1998 - медаль Академии архитектуры, Франция,
1998 - медаль Американского института архитектуры, США,
2001 - Большая Золотая медаль Академии архитектуры,
2002 - престижная Национальная премия дизайна в архитектуре Национального музея дизайна Купера Хюитта, США,
2003 - стал Почетным членом Королевского института британских архитекторов (FRIBA), Великобритания,
2009 - премия фонда BBVA «Рубежи знаний», Испания,
2010 - премия Чарльза Дженкса, Великобритания,
2012 - медаль Американского института архитектуры, США.


Этот комплекс вдохновил архитектора в 1996 году построить в другом японском городе Чиба более масштабное здание, включающее в себя 190 единиц жилья, торговых и общественных объектов - «Новый город Макухари». Он расположен в тихой бухте Токийского залива.

Концепция архитектурного бюро в этом проекте предполагает использование двух различных типов конструкций: это тяжелое массивное основание - само здание и выступающие из него облегчённые конструкции. Бетонные несущие стены расположены таким образом, что проникновение солнечного света в здание мягко искривляет внутреннее пространство и коридоры, придавая постройке некую нереальность.

Еще более сложными и глобальными проектами стали два центра, построенные в Китае в 2009 году: Linked Hybrid (Пекин, общая площадь 221,426 кв.м) и горизонтальный небоскрёб-центр VANKE (Шэньчжэнь, общая площадь 1,296,459 кв.м). В Пекине комплекс состоит из 8 башен и включает в себя 644 квартиры, общественный парк, коммерческие зоны, гостиницы, кинотеатр, детский сад, школу Монтессори и подземный паркинг.

Все башни связаны между собой высотными «небомостами». Весь комплекс представляет собой трехмерное городское пространство, в котором здания на земле, под землей и над землей сливаются вместе. На первом уровне этажей располагаются магазины, ресторан, отель, школа, детский сад и кинотеатр. Все эти помещения открыты для свободного доступа всех желающих.

На втором уровне - бассейн, фитнес-зал, кафе, выставочная галерея, ночной клуб и зрительный зал, которые связаны с отелем высотным мостом, предлагающим захватывающий вид на разрастающийся город. Геотермальные скважины (глубиной 100 метров) обеспечивают охлаждение «Гибрида» летом и отопление в зимний период, а пруд в центре комплекса задерживает переработанную в зданиях воду, зимой он замерзает и превращается в каток.

Другой центр - горизонтальный небоскрёб VANKE включает гостиницу, офисы, общественный парк, апартаменты, конференц-центр, спа-салон, подземную парковку и штаб-квартиру китайской компании Vanke Co.ltd. Постройка в плане напоминает гигантского лежачего дракона, который опирается на восемь высоких столбов.

Внутренний «климат» здания поддерживают экотехнологии: солнечные батареи, озелененная крыша, использование переработанных материалов. Проект стал первым в Китае, отмеченным сертификатом «The Leadershipin Energyand Environmental Design» (LEED) за энергоэфективность.

Особая конструкция перфорированного фасада прикрыта специальными жалюзи, работающими в зависимости от расположения солнца - их открытие и закрытие зависит от силы солнечного света. Часть из них закреплена горизонтально, часть - разбита на фрагменты разной величины.

В архитектурной карьере Стивена Холла большое место занимает конструирование зданий для образовательной системы. Это такие здания, как Колледж строительства, архитектуры и ландшафтной архитектуры (Университет Миннесоты, США, 2002 г.); Симмонс Холл (Массачусетский технологический институт, США, 2002 г.); выставочный зал Хиггинса (Институт Пратт, США, 2005 г.); Школа искусства и истории искусств (Университет Айовы, США, 2006 г.) и многие другие.

Колледж строительства, архитектуры и ландшафтного дизайна включает в себя общежитие на 350 кроватей, столовую, актовый зал, библиотеку, кабинеты, аудитории.

Чётко продуманная внешняя и внутренняя архитектура здания способствует увеличению студенческой активности в городке, объединяя обе школы на территории кампуса. Постройка представляет очень интересную конструкцию, состоящую из двух L-образных частей. Она прилегает к уже созданному корпусу Университета, гармонично дополняя его своей необычной формой.

Несмотря на то, что оба здания сливаются практически в однородную конструкцию, Колледж добавляет многообразия и многослойности архитектуре института. Прозрачные вертикальные фасады крестообразной конструкции позволяют с улицы заглянуть внутрь здания, погрузившись на миг в студенческую жизнь.

Симмонс Холл Массачусетского технологического института - это общежитие, столовая, актовый зал, театр на 125 мест, ночное кафе и другие помещения общего назначения в одном строении. Необычный внешний дизайн постройки выполняет несколько программных и биотехнических функций: большие отверстия, расположенные, казалось бы, в хаосном порядке, снабжают здание солнечным светом и свежим воздухом.

Каждая из одноместных комнат общежития имеет девять открывающихся окон. Фасады стен окрашены в яркие солнечные цвета - красный, желтый, оранжевый - зимой, когда солнце опускается низко, эти теплые летние краски согревают помещение. В ночное время свет от окон Симмонс Холла - просто магический.

Все проекты Стивена Холла тщательно проработаны, технически совершенны и художественно изысканны, в каждом есть изюминка.

Очень многие свои работы Стивен Холл спроектировал и построил у себя на родине - в Соединённых Штатах Америки. Помимо образовательных учреждений, это здания инфраструктуры, музеи, галереи.

В 2005 году «Стивен Холл Аркитектс» завершило строительство необычного турбулентного гостевого дома в Нью-Мексико. Это строение напоминает айсберг, верхушка которого находится на поверхности, а основная массивная часть скрывается ниже.

Располагается оно на пустынном обдуваемом плоскогорье, неподалеку от работ художника Ричарда Таттла - серии домов из природных материалов. Его конструкция облицована алюминием, произведенным заранее в Канзас Сити. Каждая панель, а всего их 31, уникальна по форме.

Благодаря светлому цвету материала здание не притягивает солнечный свет, что позволяет сократить расходы энергии на охлаждение. Окна с южной и северной сторон выпускают теплый воздух, работая по принципу вытяжной трубы. Цистерна, располагающаяся с южной стороны дома, наполняется дождевой водой, которой потом поливается участок. Солнечные панели производят достаточно энергии для обеспечения автономной работы здания.

После завершения этого проекта архитектор приступил к постройке нового здания во Франции - «Центра океана и прибоя», спроектированного совместно с супругой - бразильской художницей Соланж Фабиан.

интересно

Компания HORM выпустила новый продукт - табурет-стол Hexagon, спроектированный Стивеном Холлом. Основой этой модульной системы является усеченная пирамида с шестиугольным основанием. Табуреты годятся для использования внутри дома и снаружи. Их производят из камня, белого или черного лакированного металла, дерева окоуме

В основе формы здания лежат пространственные концепции «под небом» и «под морем». Оно состоит из двух зон. Верхняя зона, названная «Площадь Океана», помещена в вогнутую «седловину» основного объема - вымощенное булыжником рекреационное пространство под открытым небом. Сам же музей расположен в нижней зоне, «под морем», - его выпуклый потолок создает ощущение нахождения под водой.

Такая иллюзия волны прекрасно сочетается с ландшафтным дизайном участка, пролегающего параллельно берегу океана. Широкие просторные залы музея усиливают «подводную» тему, продолженную морскими проекциями на потолке. Строительство здания завершилось в 2011 году. Сейчас оно включает в себя выставочную зону, большой лекционный зал, ресторан, кафетерий и офисы.

Также совсем недавно, в июне 2012 года, было закончено строительство ещё одного проекта Стивена Холла - Дома и художественной галереи DAEYANG в Сеуле. Частная галерея расположена на холмах с Kangbuk. Она состоит из трёх основных павильонов: входного, жилого и помещения для приемов. Крыша постройки превращена в мелкий водоем.

Стены павильонов обшиты листами меди снаружи и натуральным деревом - внутри. Дерево, вода, естественное освещение и витражи создают для посетителей необыкновенный природный мир. Здание нагревается и охлаждается при помощи геотермальных скважин.

Основная мысль проекта заключается в том, что пространство вокруг человека «безмолвно», пока «туда не проникнет свет и не включит его». Когда Стивен Холл говорит о своих проектах, он довольно часто указывает на значение естественного освещения в архитектуре. Он рассматривает свет как главный строительный материал.

Американский мастер убежден, что недостаточно создавать рисунки зданий на обычном листе бумаги, абстрагированном от реальности, при проектировании должны приниматься во внимание самые разные измерения действительности, - именно в этом и заключается «феноменология по Стивену Холлу».

Модель художественной школы XXI века

12.08.14 13:30

Новый комплекс Школы искусств города Глазго вырос по соседству с построенным в 1909 году по проекту Чарльза Ренни Макинтоша зданием Glasgow School of Art (GSA). Это сооружение в стиле ар нуво в 2010 признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет. В минувшем мае оно практически полностью было уничтожено пожаром, но успело послужить эталоном и отправной точкой для авторов современного учебного корпуса - Стивена Холла и Криса Маквойя из бюро Steven Holl Architects.

Перед специалистами бюро стояла задача кардинально расширить полезные площади альма-матер шотландского дизайна, которые можно было бы оснастить самым современным оборудованием для обучения разным направлениям прикладного искусства. По заявлению авторов проекта, этой работой они представили модель художественной школы 21 века. Новое здание GSA (Seona Reid Building) теперь обладает комплектом всевозможных студий и художественных мастерских. Тут можно найти цех с современными и традиционными ткацкими машинами, типографию, использующую старинные полиграфические станки, столярные мастерские и студии художественной металлообработки, а также ателье модной одежды.

Фото Iwan Baan

Авторы не стали стилизовать новостройку под британский архитектурный шедевр, а сыграли на контрасте восприятия между безукоризненным образцом модерна начала 20-го века и лаконичным кубизмом современной архитектуры. Причем, новый учебный корпус занимает не только расчищенное под застройку место, но и частично накрывает существующее здание Assembly, где находится студенческий клуб. Последнее гармонично интегрировано в новую постройку. Таким образом, кирпичная кладка вековой давности удачно оттеняет легкость современных облицовочных материалов стен нового корпуса.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Общая площадь здания 11250 кв.м, верхняя отметка крыши 27,6 м, глубина нижнего подвального этажа 8,9 м. Чтобы достичь такой глубины в условиях плотной городской застройки, котлован для фундамента выполнялся по так называемой технологии «стена в грунте» с последующей установкой труб-распорок перпендикулярно продольной оси здания. Само здание выполнено в литом железобетоне. Его 5 разновысотных этажей находятся над «нулем», и два - в подвале.

Фото Iwan Baan

Основное внимание при сооружении нового здания было уделено проблемам освещения внутренних помещений. Три наклонные световые шахты-тюбинги пронзают здание на все семь рабочих этажей от крыши до подвальных помещений. Верхний их обрез застеклен, а оси шахт наклонены в сторону юга, позволяя максимально проникнуть в них солнечному свету. Причем, в стенах шахт выполнены окна для рассеянного проникновения света в объем здания. Таким образом, заглянув в окошко на уровне даже первого этажа можно увидеть кусочек шотландского неба. Попутно эти шахты частично выполняют и вентиляционные функции.

Фото Iwan Baan

Художественные студии, требующие для работы рассеянного освещения, авторы проекта расположили выходящими окнами на северный фасад здания. Однако для увеличения освещенности творческих мастерских, окна со стеклами установлены под углом около 70 градусов к горизонту. А искусственное освещение включается автоматически, по команде световых датчиков, индивидуально для каждой классной комнаты.

Фото Iwan Baan

Помещения, не предусматривающие повышенных требований по освещению (столовая, офисы и пр.), выходят своими окнами на южную сторону. Окна тут обычные, вертикальные. И вид из окон был до недавнего времени на старое здание GSA. Однако 24 мая этого года произошел серьезный пожар в этом здании Школы, и оно значительно пострадало. К слову, торжественное открытие нового здания состоялось всего за полтора месяца до этого события - 9 апреля 2014 года.

Фото Iwan Baan

Там же, на южном фасаде здания, предусмотрены открытые террасы с травяным покрытием, орошаемым дождевой водой собранной в специальных емкостях. Последние установлены таким образом, чтобы зеркало собираемой воды отражало солнечный свет в оконные проемы южного фасада. К слову, собираемая вода используется и в системе канализации.

Фото Iwan Baan

В новом здании Школы использовано много инженерных решений, направленных на экономию энергии. Ее ежегодный расход укладывается в 100 кВт х час на 1 кв.метр, что на 30% меньше требуемого на британских островах энергосберегающего норматива. Системы отопления и охлаждения объединены в единую сеть, регистры которой утоплены в массивы стен и полов. Все эти технологические достижения позволили присвоить зданию сертификат Excellent (Превосходный) в рамках национальной системы энергоэффективности BREEAM.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

stevenholl.com

Уроки китайской живописи

27.03.14 15:34

Кадры из новой съемки художественного музея Sifang в пригороде Нанкина, доказывают, что объект Стивена Холла и его коллег отлично выглядит в любое время суток.

Фото Sifang Art Museum

Строительство этого здания было завершено в 2013 году. Оно открывает собой «Международную выставку действующей архитектуры» - парк под Нанкином, который уже в недалеком будущем станет очередным китайским архитектурным чудом. В зеленой долине Жемчужного источника местные девелоперы рассчитывают возвести два десятка разнопрофильных сооружений по проектам лучших мастеров современности.

Фото Sifang Art Museum

Здание, придуманное командой Стивена Холла, состоит из двух галерей. Нижний Г- образный объем выстроен из текстурного черного бетона. Над ним, поднимаясь на устоях, почти невидимых с некоторых точек за периметром, парит светлая прямоугольная «труба» верхней галереи.

Фото Sifang Art Museum

«Труба» трижды поворачивает по часовой стрелке и выходит стеклянным торцом на виднеющийся вдали Нанкин. Внутренняя смотровая площадка с пейзажем, взятым в архитектурную раму, встречается во многих передовых арт-пространствах - от римского MAXXI Захи Хадид до филиала Центра Помпиду в Меце, сконструированного теперь уже притцкеровским лауреатом Шигеру Баном.

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

Глобальные тенденции музейного строительства Холл и его коллеги тонко соединили с локальной спецификой, духом места. Так, рифление бетонных стен напоминает о бамбуке, густо растущем в окрестностях. А в мощении двора использовалась плитка из старых дворов в центре Нанкина.

Фото Sifang Art Museum

Рассказывая о концепции проекта, авторы углубляются в особенности средневекой китайской живописи, которая предпочитает классической перспективе множественность точек зрения, многоплановость и многослойность. Так же и пространство музея, объясняют они, построено на динамичной смене планов и ракурсов.

Фото Sifang Art Museum

Молочная оболочка верхней галереи, пропускающая свет, напоминает об эффекте туманной дымки. Она графично контрастирует с темным нижним объемом. В то же время монохромное решение способствует концентрации на цветах и фактурах арт-объектов.

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

Фото Sifang Art Museum

В нижнем объеме располагается традиционный музейный комплект: книжный магазин, кафе, в данном случае - чайная. Необычно, что здесь же находится и жилище куратора.

stevenholl.com

Небоскребы «в нарезку»

20.02.14 17:05

В китайском городе Чэнду сдан в эксплуатацию многофункциональный комплекс Sliced Porosity Block - одна из самых заметных работ Steven Holl Architects в Азии. На днях постройка была удостоена «золотого» сертификата рейтинговой системы оценки экоустойчивости LEED.

Комплекс Sliced Porosity Block - это пять высоток на двух подиумах, развернутых во фронт друг другу. Они образуют прямоугольную фигуру, в центре которой обустроено многоярусное общественное пространство. Прямо под гигантской конструкцией располагается шестиэтажный подземный торговый центр. В подиумах также обустроены магазины и офисы. Общая площадь комплекса составляет 278000 кв. м.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Форма башен с остекленными торцами довольно странная. В основании объемов лежат либо трапеции, либо неправильные многоугольники. Углы зданий косо срезаны словно ножом - поэтому в названии объекта и есть слово sliced, то есть «нарезанный ломтиками». Логика проектировщиков объясняется стремлением впустить солнечный свет в образованный пятью объемами «колодец». Наружный бетонный каркас высоток укреплен дополнительными диагональными балками, поскольку Чэнду находится в сейсмоопасной зоне. Высота регулярных оконных проемов - 1,8 м.

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl Architects

Трехъярусное общественное пространство площадью около 11 000 кв. м можно назвать уникальным. Здесь запроектированы водный парк, каскадный фонтан, зоны отдыха, связанные каменными лестницами и рампами. Дождевая вода, скапливающаяся в искусственных водоемах, используется для бытовых нужд обитателей комплекса (примерно 43% от всего объема потребляемой воды). Бассейны с частично остекленным дном являются световыми люками подземного торгового центра. Отопление и охлаждение комплекса осуществляется за счет 468 геотермальных скважин глубиной 90 м.

Фото Steven Holl Architects

Еще одна интересная особенность - три ниши в объемах башен. Это тоже общественные пространства, занятые павильонами. Павильон истории, отделанный деревом и металлом, спроектировал Стивен Холл. Световую инсталляцию под названием «Павильон цвета» создал еще один известный американский архитектор Леббеус Вудс. Третий объект посвящен национальным ремеслам и искусствам. Его автор китайский скульптор Хан Мейлинь.

Фото Steven Holl Architects

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Спортивный центр Campbell в Нью-Йорке: проект Steven Holl Architects

24.01.14 17:27

Постройка отражает большинство свойственных Стивену Холлу и его коллегам архитектурных приемов, главный из которых - разъятие основного объема с помощью прорезей и плоскостей остекления, и последующее его формальное соединение структурными элементами вроде крытых пассажей, лестниц и террас.

Фото Iwan Baan

Спортивный центр Campbell входит в структуру Бейкеровского атлетического комплекса, принадлежащего Колумбийскому университету. Спортгородок строили в середине 70-х годов прошлого века, а теперь пришло время его реновации. Здание центра расположено на севере Манхэттена, у самого входа на территорию комплекса, на углу Западной 218-й улицы и Бродвея.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Постройка из железобетона площадью 4500 кв. м включает спортивные залы, спа, офисы, зоны для общения и пансионат для временного проживания. В архитектуре центра отражены некоторые из творческих приемов Стивена Холла и его коллег, применяемых ими преимущественно при проектировании общественных зданий и объектов культурной сферы. Самый заметный ход - вознесение отдельных объемных элементов на опорах над землей подобно современным урбанистическим тотемам. Аналог можно обнаружить во многих работах Steven Holl Architects, например в проекте художественного музея в Нанкине .

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Следующая тема - разъятие единого объемного элемента как будто бы с целью продемонстрировать изящество его внутренней структуры. Архитекторы реализуют свой замысел при помощи стеклянных вставок и проемов в фасадах, как, к примеру, в случае с Музеем экологии в Тяньцзине , осуществляется вынос структурных элементов на фасад в качестве формальных скрепов, объединяющих отдельные блоки или платформы этажей. В качестве примера можно привести проект Центра Кнута Гамсуна в Норвегии .

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Фото Chris McVoy

Таким образом стивен Холл и его коллеги спроектировали действительно узнаваемую и характерную постройку, украсив ее еще одним «фирменным знаком» - затейливой перфорацией на фасадах из алюминиевых панелей.

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Iwan Baan

Фото Chris McVoy

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

«Симфония модулей» в аранжировке Стивена Холла

15.06.12 13:20

В Сеуле построена вилла, выполняющая одновременно функции частной художественной галереи и жилого дома. Проект разработан нью-йоркской мастерской Steven Holl Architects.

Большая часть пространства в доме отведена галерее. Она занимает весь нижний этаж, а также часть помещений второго уровня, сформированного тремя отдельными павильонами. Один из них выполняет роль входной группы, в двух других помещаются жилые комнаты и небольшие экспозиционные залы, которые можно использовать для проведения различных мероприятий.

Фото Iwan Baan

Павильоны как будто всплывают из вод неглубокого бассейна, устроенного на кровле первого этажа - не для купания, но эстетического наслаждения ради. И созерцанием водной глади сквозь стеклянные стены павильонов визуальный эффект не ограничивается. Рябь на воде можно наблюдать еще и снизу - сквозь 55 световых фонарей, вживленных в пол бассейна.

Фото Iwan Baan

Одним из источников архитектурной композиции, по признанию автора, стали музыкальные эксперименты канадского композитора Иштвана Анхальта, в частности - произведение 1967 года «Симфония модулей». А пропорции сооружения рассчитаны согласно последовательности Фибоначчи (3, 5, 8, 13, 21, 34, 55).
Фасады радуют глаз гармонией контраста материалов и фактур - тяжелые красно-коричневые медные панели сочетаются с прозрачным стеклом и белым рифленым бетоном.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Контраст присутствует и в отделке жилых и общественных помещений. В приватных - обширно применено дерево. В галереях - белоснежные оштукатуренные стены и гранитный пол.

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Стивен Холл продвигает искусство в массы

04.05.12 12:25

В конце апреля в Нью-Йорке бюро Steven Holl Architects представило концепцию Института современного искусства (ICA) при Виргинском общественном университете (VCU) в Ричмонде (США).

Более 30 моделей, эскизов и набросков помогли собравшимся понять основную идею авторов дизайна многопрофильного образовательного центра: искусство должно стать важнейшей частью общественной жизни. Вторая идея — универсальность. Институт современного искусства площадью более 3,5 тыс. кв.м — это и выставочное пространство, и лаборатория, и мастерская, и творческий инкубатор. Комплекс включает в себя театральный зал, учебные аудитории, конференц-зал на 247 мест, кафе, офис администрации, а также открытые площадки и сад скульптур.

Урбанистическая роль новой постройки заключается в организации связи между кампусом университета и прилегающими кварталами Ричмонда. Центральный элемент композиции комплекса — высокий остекленный объем, внутри которого находится так называемый форум, который сообщается с одной стороны с садом скульптур, а с другой — с пространством для перформансов. Из форума исходят многоуровневые галереи, помещенные внутрь прямоугольных, установленных друг на друга объемов. Блоки галерей образуют площадь, предназначенную для проведения мероприятий open air.

Снаружи здание будет облицовано панелями обработанного до глянца оцинкованного металла. Вероятно комплексу ICA присвоят платиновый экологический сертификат LEED. Уже известно, что для обогрева и кондиционирования используют геотермальные колодцы, а озелененные эксплуатируемые кровли будут поливать собранной дождевой водой.

Проект оценивается в 32 млн. долларов США. Окончание строительства здания ICA намечено на 2015 год.

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Чарльз Ренни Макинтош и Стивен Холл: диалог в Глазго

06.06.11 18:00

Городской совет Глазго утвердил проект нового здания Школы искусств, выполненный бюро Steven Holl Architects при участии шотландского JM Architects и Arup Engineering.

Новый корпус Школы искусств будет находиться прямо напротив старого, построенного в 1909 году Чарльзом Ренни Макинтошем (Charles Rennie Mackintosh), что, несомненно, накладывает на проектировщиков особую ответственность. Холл и его коллеги задумали сыграть на контрасте между двумя объектами и сделать так, чтобы каждый из них подчеркивал достоинства другого.

Творение Макинтоша отличается «геометрической» композицией, ортогональностью, четкой ритмикой фасадов с регулярными оконными проемами. Проект Стивена Холла предусматривает панорамное остекление и озеленение «ломаных» фасадов и части кровли, а также создание структурных ниш, усложняющих общее архитектурное решение. В то же время обе постройки небольшой этажности, они приземистые и имеют горизонтальный вектор пространственного развития. У Холла даже есть в полном смысле слова прозрачный намек на традиционную европейскую скатную кровлю.

Солнечный свет в очередной раз (вспомните здание факультета философии Нью-Йоркского университета) стал главным героем концепции Steven Holl Architects. Постройка пронизана вертикальными световыми колодцами, названными в описании проекта «световыми пустотами», благодаря которым осуществляется инсоляция помещений на разных этажах — и лекционного зала, расположенного под землей, и выставочного холла на первом этаже, и художественных студий, запланированных на верхних этажах. Кроме того, эти колодцы являются частью системы естественной вентиляции. Интерьер школы сформирован чередой ступенчатых рамп, связывающих основные зоны — фойе, выставочный зал, лекционный холл, учебные аудитории, студии, мастерские и озелененные внешние террасы. Планируется, что здание будет построено в течение 2 лет.

Официальный сайт архитектора: stevenholl.com

«Музей океана» - проект Стивена Холла в Биаррице

05.05.11 18:24

Стивен Холл спроектировал во французском Биаррице выставочный центр CITÉ DE L"OCÉAN ET DU SURF общей площадью 3 800 кв.м. Строительство здания завершилось совсем недавно.

Таким образом местные власти решили привлечь внимание людей к проблемам экологии Атлантического океана, а также подчеркнуть роль воды в нашей жизни. Программа предусматривала создание выставочной зоны, рекреационной площади, большого лекционного зала, ресторана, кафетерия и офисов. Остекленный объем музея напоминает гигантский валун, омываемый приливным валом. Вообще, в архитектуре комплекса формально обыгрывается пластика океанской волны. Исходя из авторской концепции, все зоны выставочного центра делятся на те, что находятся «под открытым небом» (музей, площадь) и те, что «скрыты под водой» (галерея, офисы). Изогнутый потолок создает в интерьере непередаваемую атмосферу могущества водной стихии. С помощью современных медиатехнологий его можно превратить в огромный проекционный экран.

Официальный сайт архитектора: stevenholl.com

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Steven Holl Architects

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Iwan Baan

Фото Steven Holl architects

Конструктор Стивена Холла

04.05.11 16:28

Компания HORM, сотрудничающая с такими именитыми дизайнерами и архитекторами, как Карим Рашид, Тойо Ито, Марио Беллини и Альвару Сиза, выпустила новый продукт - табурет (либо столик) Hexagon, спроектированный мастером-универсалом Стивеном Холлом.

В основе этой модульной системы два элемента, которые можно использовать по отдельности. Если же таких табуретов много, то из них составляют бесконечные комбинации, отдаленно напоминающие модели кристаллических решеток. Впрочем, те, у кого в школе была по геометрии хотя бы четверка, наверняка заметят: Hexagon - усеченная пирамида с шестиугольным основанием. Табуреты-столики, годящиеся для использования как внутри дома, так и снаружи, производят из камня, дерева окоуме, белого либо черного лакированного металла.

В Нанкине открылся Художественный музей, построенный Стивеном Холлом

20.04.11 15:28

Музей является частью комплекса, созданного в рамках Современной международной практической архитектурной выставки.

Мастер-универсал Стивен Холл выступает то как великолепный урбанист (проект Linked Hybrid в Китае), то как художник, тонко чувствующий особенности ландшафта (проект Whitney Water Purification Facility в США). В этой работе, эстетически близкой его Центру Кнута Гамсуна (Норвегия), Холл продемонстрировал верность идеям модернизма.

Комплекс музея (его общая площадь почти 3 тыс.кв.м) включает главное здание с галереями, чайный домик, книгохранилище и резиденцию куратора. В архитектурном облике обыгрываются особенности традиционного китайского рисунка - игра с планами и композиционный параллелизм. Самый зрелищный элемент постройки - верхняя галерея, поднятая на пилонах для того, чтобы посетители могли насладиться панорамой Нанкина. Этот объем, загибаясь под прямым углом, образует графически четкую геометрическую фигуру, контрастирующую с массой черного бетона, из которого сделан нижний ярус музея.

Официальный сайт архитектурного бюро: stevenholl.com

Фото Steven Holl architects

Клец В.А.

Аспирант, Римский университет Ла Сапиенца

СТИВЕН ХОЛЛ. КИАСМА, КАК ЦЕНТР ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются феноменологические идеи французского философа М. Мерло-Понти, которые легли в основу архитектурных концепций С. Холла.

Благодаря анализу книг архитектора и изучение его проекта музея современного искусства Киасма – прослеживаются взаимосвязи между архитектурой и чувствами, т.е. феноменологическая основа проектирования.

Музея современного искусства Киасма – как сосредоточие всех феноменологических принципов архитектора Стивена Холла.

Ключевые слова: Стивен Холл, музей Киасма, феноменологическая архитектура

Valeriya Klets

Phd student, The Sapienza University of Rome

(Università degli studi di Roma “La Sapienza”)

STEVEN HOLL. KIASMA, AS THE CENTER OF THE PHENOMENOLOGICAL ARCHITECTURE

Abstract

The article discusses the phenomenological ideas of the french philosopher M. Merleau-Ponty, which formed the basis of S. Holl’s architectural concepts. Through the Holl’s books analysis and the study of his Museum of Contemporary Art Kiasma project – traced the relationship between architecture and the senses, that is, phenomenological basis of design. Museum of Contemporary Art Kiasma – as the center of all the phenomenological principles of architect Steven Holl.

Keywords: Steven Holl, museum Kiasma, phenomenological architecture

Вступление.

Знаменитый американский архитектор Стивен Холл не всегда следует канонам американской академической школы: он завоевал расположение публики как виртуоз перфорированных объемов. Холл – обладатель многих наград и медалей – прославился своими проектами Музея современного искусства Киасма (Kiasma) в Хельсинки, Музея искусств Нельсон-Эткинс (Nelson-Atkins) в Канзас-Сити, факультета философии Нью-Йоркского университета и т.д. Кроме архитектуры его интересуют индустриальный дизайн, живопись акварелью, изобретение новых материалов, а главное – философия. Он автор многочисленных публикаций и более 10 монографий. С.Холл – архитектор с четкими философскими убеждениями, приверженец инноваций, экспериментов и натуральности. Он один из самых ярких примеров сегодняшней архитектуры.

В проектах С.Холла очевидно читается связь его архитектурных концепций с философскими идеями М. Мерло-Понти(1908-1961) – французского философа, приверженеца феноменологии. К идеям феноменологии также обращались многие философы, психологи, психоаналитики, исследователи, архитекторы. Помимо Мориса Мерло-Понти эту проблему рассматривали – Гастон Башляр – французский философ и искусствовед, Георгий Габричевский – русский учёный, микробиолог, Анатолий Бакушинский – русский искусствовед, Ролло Мэйамериканский экзистенциальный психолог и психотерапевт и т.д., и все они восходят к Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю – немецкому философу. Однако Стивен Холл всегда ссылается на М.Мерло-Понти, он трансформирует его филосовские идеи в архитектуру, тем самым «оживляя» её. Поэтому целью дальнейшего исследования стали – рассмотрение идей, концепций С.Холла и выяснение путей и средств используемых им для активизации чувственных восприятий. Взаимосвязь архитектурных концепций С.Холла с философскими идеями Мерло-Понти, и их влияние на работы архитектора. Я постаралась раскрыть темы основываясь на исследовании книг и публикаций Стивена Холла. Проследить развитие идей и практик феноменологии, а также связанных с ней архитектурных концепций. Так же, на примере Музея Современного искусства – Киасма, спроектированного Стивеном Холлом в г.Хельсинки, я попыталась проследить результаты применения на практики теоретических постулатов этого архитектора.

Анализ теоретических концепций С.Холла.

Архитектор Стивен Холл – пишет и реализует.

Стивен Холл один из самых выдающихся архитекторов Америки, имеющий свою четкую позицию в нынешней архитектуре. Отличительные особенности его проектов, материалы, которые он использует, текстуры, цвет и свет, всё это можно рассматривать – как качества, благодаря которым можно выделить его работы. Он специализируется на интеграции новых проектов в существующую контекстную среду, обладающую своей особенной, индивидуальной, культурной и исторической важностью.

Я полагаю, что архитектура должна полностью соответствовать своей цели и создавать так называемый смысл места. Каким бы ни было здание, оно связано с определенной страной и культурой. Если изначальная архитектурная концепция глубока и оригинальна, то пространство получает новое значение.

Отмечу, что Стивен Холл – это архитектор который пишет, который объясняет свою точку зрения, который отлаживает свои убеждения, либо отрицает, то с чем не согласен – всё с помощью слов. Для него слова существуют, чтобы объяснять архитектуру. Слова в архитектуре и для архитекторов необходимы, как материалы, как свет, как цвет, как собственная фантазия. Слова нужны чтобы создавать архитектуру, утверждает он.

Слова как стрелки, указывающие нужное направление: рассматривайте их все вместе и вы увидите карту архитектурных замыслов.

Во всех работах С.Холла есть глубокий теоретический фундамент, он всегда четко следует от теории к практике. В основу его проектов, прежде всего, ложится идея, неотъемлемой частью которой всегда является место, контекстная среда – далее идет форма. Как говорит сам архитектор: «Формирование в архитектуре должно идти от абстрактного к конкретному, от бесформенного к цельному. В то время как художник или композитор могут идти от конкретного к абстрактному, архитектор обязан путешествовать в обратном направлении.» Архитектура в отличии от других видов искусства, таких как изобразительное искусство или музыка, не является отражением одного чувства, это многочувственная феноменологическая реальность. Поэтому каждая работа Холла испытывается феноменологически: с помощью света, цвета, материалов, времени, точнее всеми этими факторами, призванными обозначать архитектурное пространство. Феноменология означает сбор и описание феноменов не как иллюзий, но как проявления реальности.

Архитектурная философия Холла. Феноменология и чувства в архитектуре .

Философия архитектуры Холла с 1984 года в основном базируется на феноменологии французского философа Мориса Мерло-Понти, хотя он обращается так же и к другим философским течениям, например к Анри Бергсону и его философии времени. Однако Холл считает себя феноменологически ориентированным архитектором, поэтому влияние Мерло-Понти очевидно и прослеживается во всех его работах. Холл разъясняет, как идеи этого философа заставляют его переосмысливать архитектуру и развивают его архитектурное мышление. В своей интерпретации феноменологии Мерло-Понти, архитектор трансформирует философские концепции в архитектурные. Мерло-Понти рассматривает восприятие(ощущения) в качестве внутреннего состояния и самой идеи предыдшествущих восприятий, так как это не требует ничего кроме, нас и самих ощущений, поэтому С.Холл, как архитектор, стремится и создает такие места, где человек встречает ряд сенсорных стимулов, тем самым увеличивая свое восприятие реальности, вызваных элементами архитектурной композиции. Мысли Мерло-Понти отражаются в работах Холла, в его архитектурных пространствах, которые становятся катализаторами восприятий, пространств в которых человек становится не простым зрителем, но главным героем, который путешествует по живой сцене архитектуры вместе со светом, звуками, временем, которые взаимодействуют с материалами, цветами и поверхностями, которые, в свою очередь, определяют это архитектурное пространство. То есть архитектура – это всепоглощающий, опутывающий нас опыт взаимодействия с реальностью. Ее невозможно представить себе на плоскости в виде геометрических фигур в планиметрии. Это феноменологический опыт, совокупность и единство явлений в пространстве.

В этом взгляды Холла сходятся со взглядами Юхани Палласмаа (Juhani Uolevi Pallasmaa) – финским архитектором, дизайнером, педагогом и теоретиком архитектуры, наверное, самым известным в мире, из числа ныне здравствующих, так же как и Холл приверженца и разработчика феноменологических идей. Среди многих его книг по архитектурной теории – книга «Глаза Кожи. Архитектура и чувства» – стала классикой теории архитектуры и обязательна для прочтения во многих архитектурных школах мира. Основная гипотеза “Глаз кожи” Юхани Палласмаа: превалирующая роль зрительного восприятия.

Я настаиваю на том, что проектирование настолько превратилось в некую игру с формой, что реальность того, как здание переживается, оказалась упущенной. Мы делаем ошибку, когда размышляем о здании и оцениваем здание как формальную композицию, не понимая более, что оно есть символ переживания другой реальности, которая лежит за этим символом .

Наша пост-историческая эра пресекла исторические повествования, концепцию прогресса и видение будущего. Эта потеря горизонта, ощущения цели и уплощение перспективы отвратили архитектуру от образов реальной жизни в пользу аутической и самокопательной погружённости в свои собственные структуры. К тому же, архитектура дистанцировалась от прочих чувственных сфер и стала чисто окулярной формой искусства .

По мысли Юхани Палласмаа, доминирование зрения среди прочих органов чувств инспирировано мышлением и в этом есть дань возрожденческой традиции перспективного изображения и восприятия. Особая роль в архитектуре, как считает Юхани Палласмаа, принадлежит коже и прикосновению.

Все чувства, включая зрение, являются лишь расширением тактильности.

Архитектура, по Юхани Палласмаа и Стивену Холлу, сформирована важнейшими для человека чувствами, и, проектируя, феноменологически ориентированный архитектор моделирует не физический объём, а чувства. Среди них такие, как чувства принадлежности, покоя, уникальности, сакральности места, приобщения к судьбе другого человека, укрытости и безопасности и др. Полнота восприятия поддерживается также обостряемыми архитектурой чувствами одиночества, страха и их преодолением. Архитектура участвует в формировании в сознании человека метафор времени и пространства с его универсалиями – вертикали и горизонтали, внешнего и внутреннего, центра и периферии. Замечательные примеры прикосновения к феноменологическому опыту человека, упоминаемому Юхани Палласмаа, даёт художественная литература. Вот как Л.Н.Толстой раскрывает чувства юноши, возвращающегося после долгой разлуки в дом своего детства: «Не выставлявшееся двойное окно, за которым, как я помнил, росла рябина, – всё это так было знакомо, что я вдруг почувствовал на себе ласку этого милого старого дома. /…/ Дом радостно принимал меня в свои объятия и каждой половицей, каждым окном, каждой ступенькой лестницы, каждым звуком пробуждал во мне тьмы образов, чувств, событий невозвратимо счастливого прошедшего.»

От идеи к проекту.

“A concept is the engine that drives the design process. Early in each project, after analyzing the site and program and sometimes after several false starts, a central concept (or concepts) is settled on, together with vague spatial sketch. As each site circumstance is unique, we aim for equally balanced and particular solutions. The concept, expressed in the diagram and words, helps focus a manifold of different aspects. It helps in the development of project …”

Для Холла каждый проект таинственный и непредсказуемый путь. В этом поиске, стремясь схватить специфику, у архитектора есть безграничничное количество возможностей. Можно обозначить два основных принципа, которые выделяют процесс проектирования С. Холла. Первое это путаница целей, неопределенность, бесконечность материалов и форм. Благодаря этим факторам каждый проект становится экспериментом для Стивена Холла. То есть для него нет никаких заранее-определенных предпосылок для начала проектирования. Второе, его подход к архитектуре происходит в рамках феноменологической структуры, которая обеспечивает ему «пред-теоретическое обоснование».

Начало проектирования является первым и, пожалуй, самым тяжелым, этапом архитектурной практики. Холл, для которого проектирование развивается через интуитивно строящийся процесс, подходит к архитектурному проектирования как к экспериментальному процессу. Во-первых, он сосредотачивается на идее проекта. Для Холла все, что обладает способностью активизировать чувства, будет инициировать формирование идеи. Особенности места, контекстной среды. Еще древние греки и римляне отмечали существование так называемых Genius loci – Гений места – неповторимую атмосферу места. Так человеческое воображение находило знаки, особенности, дух и культуру народа – придавая пейзажу или определенным его местам важное значение и даже собственный характер. Поэтому желание архитектора основываться, в частности, на определенных эмоционально-исторических особенностях местности вполне обоснованно. Но не только окружающая среда и место служат областью исследований для С.Холла, он также может быть вдохновлен поэтическими, литературными, мифическими или духовными темами. Эта интеллектуальная концентрация постепенно приводит к формированию идеи. Идея, в действительности, это не какой-то конкретный, а неопределенный образ, вокруг которого архитектор разрабатывает свой ​​конкретный проект.

Важно зацепить идею, которая парит в воздухе каждого места. Это может быть все что угодно: истории, передаваемые из уст в уста, живой фольклор, неповторимый юмор. Ведь оригинальные и аутентичные элементы культуры настолько сильны, что заставляют нас забыть о стиле.

Материалы и осязание.

Взаимодействие с материалами в архитектуре не только визуальное, но осязательное, слуховое и обонятельное. Возможно, кроме осязания, больше не сушествует другого «мира», который включал бы в себя несколько чувственных явлений взаимодействия с реальностью, чем именно, осязание.

«Обратите внимание на твердость и хрупкость стекла: когда оно разбивается со звенящим звуком, т.е. визуальное восприятие стекла трансформируется в этот звук. Обратите внимание на упругость стали, пластичность горячей стали, твердость и жестькость стальной пластины, мягкость стружки»: пишет M. Мерло-Понти в своей книге “Феноменология восприятия”. Когда материальность деталей, которые создают архитектурное пространство, становится очевидной, чувство осязания выходит на первый план. В этом случае усиливается чувственное восприятие и, более того, вовлекаются психологические аспекты восприятия.

Сегодня промышленный и коммерческий рынок архитектурных «продуктов» имеют тенденцию работать с синтетическими материалами. Теперь деревянные оконные рамы изготавливаются из виниловым и водонепроницаемого пластика, металлы окисленны или покрыты синтетической отделкой, стеклянные витражи, не более чем, цветная синтетическая краска, пластик имитирует камень и древесину. Эти методы промышленного бизнеса размывают осязание или вовсе стирают.

Стивен Холл утверждает, что материал может быть изменен с помощью различных средств, которые не уменьшают, а наоборот усиливают их природные свойства. Например возможно изменять светопропускание стекла. Искривленное стекло приводит к изменению простой плоской поверхности геометрической кривизной отраженного света. Матовое стекло, с его таинственной непрозрачностью, создает рассеянное свечение. Пескоструйная обработка стекла, также обладает различной светопропускаемостью, в зависимости от толщины стекла и размера зерен кварцевого песка.

Металлы также могут быть трансформированы, пескоструйной обработкой, могут быть искривлены, окислены или же вторичнопереработаны для того, чтобы создать богатые текстуры, цвета и поверхности. Невозможно заменить красоту натуральных металлов, их цвета, измененные с течением времени при контакте с воздухом из-за окисления материалов. Печатные металлы, алюминий, бронза, латунь это альтернативная палитра архитектора. Металлы, такие как медь, никель и цинк, благодаря новым технологиям, теперь могут распыляться, могут создаваться слои на поверхностях других материалов, это дарит новые возможности для изготовления мелких, особенных деталей.

Вода для Стивена Холла – особенный материал, он называет ее «феноменальная линза», которая обладает способностью отражения, реверберации, пространственной инверсии и преобразования солнечного света. Психологическая сила отражения намного превосходит классическое научное изучение преломления.

Стивен Холл настаивает на необходимости работы с новыми технологиями. Технология расширяет возможности трансформации природных материалов. То есть расширяет возможности создания феноменологических пространств. Материалы, вынуждены воплощать новую природу.

Согласно Стивену Холлу новые материалы, новые технологии, новые энергитические ресурсы переопределить мир осязания.

Анализ феноменологических концепций Стивена Холла, приме-ненных в проекте Музея современного искусства Киасма.

Концепции М. Мерло-Понти, как база проекта .

К трудам Мерло-Понти Холл обращается часто, исключением не стала и разработка проекта музея Киасма. В своей статье The Intertwining The Chiasm , (Пересечение – Перекрест) Мерло-Понти пишет: «Мы должны привыкнуть к тому что все видимое вырезано из осязаемого, что все осязаемое в той или иной степени видимость, здесь и есть то самое посягательство, не только на ощутимое и осязаемое, но и на материальное и визуальное,/…/, материальное без видимого – ничто. Следуя этому, если тело и видит, и осязает, значит визуальное и материальное принадлежат одному и тому же миру. /…/. Пересекая внутренние связи эмоционального и материального, все его движения присоединяются к исследуемой вселенной.» Эта статья легла в основу концепции создания музея Киасма. Как пишет сам С.Холл «Тело присоединяет и описывает мир». Музей г. Хельсинки показывает, как человеческое тело является увиницей измерния пространства. «Движение тела» стало одной из доминирующих идей музея. Эта идея является и превалирующей в книге С.Холла “Parallax” выпущенной в 2000 году. Тело является основой существования и средством нашего пространственного восприятия, пишет архитектор.

Архитектура – феноменологическая дисциплина, и я считаю, что мы способны понять архитектуру, только осознавая тот момент, когда наши тела движутся сквозь пространство. Если вы повернете голову, отведете взгляд или повернетесь в другую сторону, то увидите другое, только что раскрывшееся пространство. И эта возможность у вас появилась только потому, что вы совершили движение.

Интеграция архитектурной формы в пейзаж города. Урбанистические связи.


Строительство музея Kiasma было завершено в 1998 году. Это музей современного искусства в центре города Хельсинки. Концепция идеи музея – это «переплетения» связей между телом и миром. Тело стало единицей меры пространства музея, которое формируется в игре раздваиваний и пересечений. С.Холл отказывается от двойственности тело/объект и человек/природа. Он предполагает взаимосвязь между природой и культурой. Целью архитектора было интегрировать архитектурную форму в пейзаж и в пространство существующего города. Он расположил музей на границе, между двумя сетками города. Железнодорожная станция и почта находятся к востоку от музея, в строгой ортогональной части улиц города, и являются одним из основных фланговых элементов, повлиявших на расположение музея. Западная же часть города расположена по диагонали, относительно плана города. Улица, где расположен музей является разделительной линией с ортогональной частью города. В течение большей части 20-го века место, где сейчас расположен музей, использовалось в качестве общественной площади и являлось связующим, центральным звеном плана застройки.

Геометрически, музей можно рассматривать как две части, или два здания, которые пересекаются. Одно из зданий является прямолинейным, другое криволинейным. Вход – атриум, образует между этими двумя частями музея «связующую» пустоту. Прямолинейная часть музея расположена симметрично оси железной дороги /почты (ортагональной сетки) – взаимодействует с городом. Вторая часть здания трансформирована в криволинейную, развивая идеи о местности, взаимодействуя с ландшафтом. Криволинейный объем выражен, как экструдированная кривая, как парабола, которая прокатилась по земле. Эта экструзия является частью окружности – движения солнца. Т.е. музей расположен точно на пути движения солнца. Парк, на востоке, треугольной формы, выступает в качестве двух лучей, так же описывает дугу музея. Криволинейная часть музея, ориентируется в северной стороне на парламент, залив и Финляндия Хол Алвара Аалто. Интересно, что Стивен Холл связывает музей Киасма и Финляндия Хол не только с точки зрения расположения и ориентирования, но и с определенными сходствами в плане. Так же стоит отметить, что расположение Музея Киасма является полным отражением идеи Алвара Аалто о застройке города Хельсинки.

Хотя структура криволинейного здания остается радиальной, организация его внешних стен изменена. С.Холл отрезает часть наружной стены – смотрящей на ортагональную сетку улиц, как произведение искусства, выходящее за границы холста. Это позволило «скопировать» окно на западной стороне и дублировать его на восточную, тем самым связать их. Конная статуя президента Маннергейма, расположенная в восточной сетке улиц, так же как и ж/д станция является сильным организующим элементом и представлена в качестве второго бокового ориентира. С.Холл спроектировал здание таким образом, чтобы прямолинейная часть Музея стала параллельным фоном для статуи.

X – киасма, как взаимопересечение геометрии музея.

Продолжая концепт пересечения, Холл проектирует фасад здания, рассеченным по-центру. Стороны музея смещены (та что слева снаружи, та что справа внутри) для того чтобы начать сплетение пересекающегося хиазматического пространства. Таким образом пространственный перекрест объединяется в пересечении между смотрящим и видимым, тактильным и зрительным.

Первый этаж здания используются в качестве общественного форума. Там есть книжный магазин, гардероб, справочное бюро, кафе-бар и театр. Вход в кафе расположен снаружи рядом со статуей Маннергейма и прудом, к нему примыкает пешеходный туннель, который проходит через здание от юго-запада к северо-востоку. Внешний вид и интерьер смешанные. Вход-атриум не совсем внутри, он остается все-таки большим открытым пространством, пустотой между зданиями, где свет сверху и позади связывает его с внешним пространством.

В музее не существует одного единственного пути прохождения галлерей или одного определенного способа получить законченное представление о пространствах. Напротив, существует множество путей, ведущих через здание, посетитель должен выбрать сам – куда ему идти. Динамическое внутреннее пространство с его пандусами, лестницами дарит посетителям «интерактивное» видение, вдохновляя их на выбор своего собственного маршрута. Это отсутствие определенного пути, вынуждает посетителей испытывать неожиданные эмоции и чувствовать необходимость делать паузы, «испытывая» отражения света и тени, становиться «открывателями» пространств. Тело начинает взаимодействовать с построенной окружающей средой, исследуя её. Благодаря своей идее «движения тела», обуславливающей то, что человек перемещаясь, меняет пространство, Холл наделяет музей – динамикой. Сильно искривленное пространство активизируется в разных точках наблюдения, рождая многочисленные горизонты – параллаксы. Тем не менее, С. Холл хотел, чтобы одна вещь была видна изначально. На входе в музей, в этой искривленной среде, два пандуса между двумя частями здания выступают в качестве соединения. Этот хиазматический перекресток, где основные кривые образуют проход, определяется вертикальными полосами лестницы, по форме похожими на ДНК, соединяющих все уровни здания. Пересечение становится вынужденной фокусной точкой.


Поднимаясь вверх по пандусу, вдоль криволинейной части здания, в месте пересечения двух объемов здания, посетитель попадает в музей. Оглядываясь назад, в сторону входа, можно визуально соединить изогнутую стену, с искривленными дверными проемами через отдельные пространства галерей прямолинейного здания. Таким образом внутри музея создается взаимопересечение радиальной геометрии в прямолинейном здания, и наоборот.


Стивен Холл концентрируется на создании необычной пространственной геометрии музея. В криволинейном здании спроектированы большие, необычные пространства разделенных галерей, в то время как прямолинейное здание состоит из сотовых галерей.

Свет, тень, вода, материалы.



В интерьерах используется лишь белый цвет, играя материалами, текстурами, светом и тенью архитектор стимулирует чувственное восприятие. Нюансы света и тени, их различных источников, прозрачность, открытость, отражения и преломления переплетаются в необходимости формирования пространства. Как результат, интерьеры становятся нейтральным фоном для выставок и впечатлений посетителей. Пространства становятся спокойными, но не статичными. Стивен Холл в проекте музея использует новые материалы или измененые маиериалы. Например полупрозрачные белые пластины стекла, используемые на западной стене здания – создают особенную таинственную атмосферу в здании.

Одной из особенностей музея является, то, что в каждом его помещении – натуральное освещение. Распространенная дилемма в проектировании музеев искусств с галерееями на разных уровнях – это проблема нехватки дневного света, так как наложение этажей мешает свету проникать в залы на нижних этажах, оставляя единственную возможность – использовать искусственное освещение. Киасма же, напротив, использует «горизонтальный» дневной свет Хельсинки, как говорилось ранее, музей расположен точно на пути движения солнца, что позволяет солнцу быть внутри помещений втечении всех часов открытия: мягкая вариация в формах и размерах помещений, искривленность здания, позволяет проникать свету разными образами. Вся последовательность из 25 галерей заканчивается – как своего рода музыкальная секвенция – в большой галерее на верхнем этаже, которая, будто увеличивается, когда свет заливает ее «ледяную стену» на западе. Эта стена искривлена и на нее попадает вертикалный свет через стеклянные просветы, в то время как горизонтальный свет падает на нее из центральной части. В другом зале зона искривления отверстий для освещения сделана в форме «бабочки» что позволяет распределить свет в галереи расположенные под последним этажом. Особенность искривления и пересечения пространства в здании, «вращение» пересечения пространства и света, позволяет, в общем, проникать дневному свету во все двадцать пять галлерей. Музей Киасма это место для современного искусства, для вещей требующих динамических пространств. Дневной свет и тени стали свойствами, которые стимулируют воображение и позволяют фантазировать. Воображение становится ключевым элементом в ощущении пространства. Чувство осязания усиливается с использованием различных материалов, целью которых становится усиление чувства загадки и неожиданности. Слабый северный дневной свет рассеивается полупрозрачным стеклом в галлереях, что дает ощущение спокойной изолированности от городской жизни. Некоторые стены Холл спроектировал из толстых аллюминиевых листов, обработанных пескоструйным способом, которые тоже реагируют на свет. В зависимости от положения солнца и падения на них солнечных лучей, они могут быть от практически белых и отражающих свет, до абсолютно черных. Все материалы использованные в музее служат зрительным и тактильным целям, но спроектированы для того чтобы скрыть размеры и вес.


Так же интересно отметить то, как чувство слуха может быть «испытано» внутри здания и как оно может взаимодействовать с чувством зрения. Вода, которая является центральным элементом экстерьера, проходит вдоль здания, продолжается в туннеле, соединяющим западную и восточную части музея и заканчивается в его северной части. Звук текущей воды можно услышать во всех галлереях. Как говоилось раньше вода для Стивена Холла – особенный материал, «феноменальная линза», которая отражает реальность и трансформирует ее в непосредственное психологическое восприятие.

Заключение.

Итак, подводя итоги, можно утверждать, что концепцией проектирования музея для С. Холл стали феноменологические взгляды Мерло-Понти, его статья The Intertwining – The Chiasm. Это дало название музею – Киасма и легло в основу его проекта. Chiasm – с английского – пересечение. В музее современного искусства всё пересекается и взаимодействует: пространства, свет, тень, материалы, структура. При проектировании этого здания, Стивен Холл останавливается на «бегстве от двойственности: тело/вещь, и человек /природа». Он отрицает наличие такой двойственности, он предполагает взаимозависимость между природой и культурой. Он включает архитектуру нового сооружения в уже устоявшийся пейзаж города Хельсинки. Он фактически начал свой проект музея от абстрактного к и перешел к конкретному. При проектировании музея, Холл, действительно, придерживается своего мирровозрения, своей философской позиции – феноменологии, идеи о «движении тела», о взаимосявязи и стимулировании человеческих чувств, о необходимости интеграции архитектуры в пространство.

Стивен Холл действительно реализует на практике свои взгляды и убеждения.

Литература

1. HOLL S., Anchoring, Prineceton Arch. Press, New York, 1988, p. 9, 42

2. HOLL S., Parallax , Milano, Postmedia, 2004, стр. 19, 21, 143, 151

3. HOLL S., Architecture spoken , Rizzoli Int. P., NY,2007, стр. 19, 170-183

4. PÉREZ-GOMEZ A., The Architecture of Steven Holl, In Search of a Poetry of Specifics, El croquis, Mexico: Arquitectos Publishing, 2003, стр. 547.

5. MATTIOLI F., Genius Loci, Bonanno Editore, 2011, стр.19

6. ТОЛСТОЙ Л., Т.1. Детство. Отрочество. Юность., Mосква: Художественная литература., 1978, стр.80

7. PALLASMAA J., The eyes of the skin , John Wiley & Sons Ltd., 2005, стр.11

8. MERLEAU-PONTY M., The Visible and the Invisible , Evanston: Northwestern University Press, 1968, стр.134

9. PALLASMAA J., Thought, Matter and Experience, El croquis, Mexico: Arquitectos Publishing, 2003, p. 58.

10. PALLASMAA J., The Geometry of Feeling: A Look at the Phenomenology of Architecture , Arkkitehti., 1986, No 3.

11. PALLASMAA J., Identity, Intimacy and Domicile . Notes on the Phenomenology of Home , Arkkitehti, 1994, No 1.

12. ВИН A., Интервью, © Журнал АРХИДОМ, № 80 http://archidom.ru/content/1170.html

S. Holl, Parallax, Milano, Postmedia, 2004, стр. 151

S. Holl, Parallax, Milano, Postmedia, 2004, стр. 21

Американец Стивен Холл (Steven Holl, р. 9.12. 1947) - постоянный ньюсмейкер глобальной архитектуры. Автор «турбулентных» и «пористых» зданий, в которых человеку дается свобода перемещения, пространственного переживания и всепоглощающего опыта.

В интервью ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН Холл призывает пересмотреть прерогативы в современной архитектуре.

Новый фьюжн Мы вошли в XXI век с оккупировавшей треть земного шара «развитой архитектурой», которая на самом деле вот-вот превратится в горы строительного мусора. На смену урбанизму как абстрактному планированию и ландшафтному дизайну как декоративному озеленению зданий приходит смешение этих дисциплин. Оно дает позитивные плоды: зеленые крыши обеспечивают сохранение энергии, оздоровляют атмосферу; мы учимся тому, как поддерживать микроклимат такой структуры. Этот новый фьюжн, на мой взгляд, и будет определять архитектуру будущего.

Steven Holl Architects. Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

Steven Holl Architects. Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

Steven Holl Architects. Massachusetts Institute of Technology (MIT), Simmons Hall (2002).

Steven Holl Architects. Многофункциональный комплекс в Чэнжу (Китай, 2012).

Steven Holl Architects. «Дом-вихрь» или «турбулентный дом» (2005). Абикью, США.

Steven Holl Architects. Музей Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити, 2005.

Steven Holl Architects. Институт Пратта. Нью-Йорк, 2005.

Поворотный проект Музей искусств в Канзас-Сити. Он начинался как бескомпромиссная стратегия. Концепт был очень радикальным. Поддержал фонд и директор музея. Благодаря им в процессе реализации не случилось компромиссов. Иметь все, что тебе нужно, под рукой - очень редкая ситуация для практикующего архитектора. Это был особый шанс, и до сих пор строительство и проектирование этого музея играет особую роль в моей творческой судьбе.

Steven Holl Architects. Многофункциональный комплекс в Чэнжу (Китай, 2012). Фрагмент фасада.

24 из 24. Работа над небоскребами Linked Hybrid перевернула жизнь нашего офиса: мы работали 24 часа в сутки, 
12 часов здесь, в Нью-Йорке, и 12 часов в нашем пекинском офисе, которым руководит Ли Ху, наш партнер, уроженец Пекина (на нем лежали все переговоры). Представьте себе: мы посылали им файлы в конце дня, они получали информацию к началу своей работы. Таким образом мы делали все в два раза быстрее! На всех трех участках китайцы строили в сумасшедшем темпе. В общем, процесс получился волнующим и забавным.

Steven Holl Architects. Центр Кнута Гамсуна (2009) в Норвегии.

Почитать прежде, чем построить Проект Центра Кнута Гамсуна (2009) в Норвегии родился из «Голода», эпизодов и целых глав романа. Пока мы готовили эскизы, я прочитал всего Гамсуна, который 
оказался под рукой и пересмотрел массу фильмов, снятых по его произведениям. Мои первые наброски имели названия вроде «Здание как тело. Поле боя невидимых сил». Именно так писал Гамсун о своем романе «Голод». Есть силы внутри наших тел, страстные и невидимые, норовящие вырваться наружу. В первых эскизах у меня присутствовал лифт как спина, лестница как ребра и большой собачий ошейник из мексиканского серебра у входа.

Стеллаж Riddled, дизайн Стивен Холл. Horm.

Стол Riddled, дизайн Стивен Холл. Horm.

Модульные столики-табуреты Hexagon, дизайн Стивен Холл, Horm.

Рисуя или размышляя, я никогда не ставлю себе никаких ограничений, кроме одного: формат моего блокнота - всегда 5 на 7 дюймов. Люблю приступать к зарисовкам и живописным эскизам на рассвете, перед завтраком. Иногда результатом этих очень личных исследований становятся новые экспериментальные методики.»

Steven Holl Architects. Ex of In House (2016).

Своим манифестом Холл считает сегодня дом (85 кв. м), построенный в 2016 году под Нью-Йорком. Названный Ex of In House, проект декларирует альтернативу модернистским виллам, которые «разрастаются в ландшафте». «Я надеюсь построить суперэкологичные здания, которые были бы не только передовыми с точки зрения науки, но которые я мог бы считать своим духовным завещанием, - говорит архитектор.

Steven Holl Architects. Интерьер философского факультета Нью-Йоркского Университета (NYU). 2004.

Компанию Steven Holl Architects он основал в Нью-Йорке в 1976 году. Спроектировал множество зданий для американских университетов. Самые известные проекты - реконструкция Института Пратта, «дом-вихрь» (2005), Музей Нельсон-Аткинс в Канзас-Сити, Музей искусства в Херинге (2008), Корпус изобразительных искусств Университета Айовы (2016).

После известного музея «Киасма» в Хельсинки (1998) Стивен Холл много строит в Европе (Музей океана и воды в Биаррице, 2011, Корпус школы искусств в Глазго, 2014), а потом и в Китае. Здесь он проектирует огромные многобашенные конгломераты - жилые комплексы с подземными моллами и замкнутой системой жизнеобеспечения, которые называют прообразами многофункциональных комплексов будущего.

Профессор Колумбийского университета, автор книг и эссе Стивен Холл - пропагандист и неустанный новатор. Он любит говорить о том, что главным материалом для себя считает свет. «Архитектура - это всепоглощающий опыт взаимодействия с реальностью. Это феноменологический опыт, совокупность и единство явлений в пространстве, включая свет, звуки, запахи, тактильные качества материалов.»