/ / Иван Флягин

Николай Лесков – известный знаток человеческой души. Повесть «Очарованный странник» раскрывает особенности национального характера русского человека.

Иван Флягин – главный герой повести, внешне напоминающий былинного богатыря. Он большую часть жизни провел в скитаниях, постоянно испытывая свою удачу. В какие бы новые условия не попадал герой, всегда приспосабливался, в чем ему помогала его жизнеутверждающая натура. На протяжении повести Иван Флягин проявляет как свою греховную сущность, так и умение смирять гордыню, не теряя чувства собственного достоинства.

В образе странника чувствуется связь с фольклорной традицией изображения искателей удачи. И сам стиль повести во многом схож с древнерусскими хождениями.

Иван Флягин – не просто скиталец, он – «очарованный странник». А очарован герой волшебством многогранной жизни. Он не имеет конкретной цели пути, ведь вся жизнь для него – одно большое приключение. В каждом своем пристанище Флягин находил что-то новое. Умение приспосабливаться помогало герою уживаться как с дикими киргизами, так и со строгими монахами.

Автор акцентирует внимание читателя на позитивных качествах своего героя, но вовсе не идеализирует его. На его совести есть даже душегубство. Так, в порыве дикости он случайно забивает монашка. Этот случай станет знаменательным для него. Явившись во сне, монах предскажет судьбу герою: многократно тот будет находиться на краю гибели, но всегда спасаться, и лишь когда опасность окажется настоящей, решит герой податься в монахи.

Также погибает от руки Флягина и татарин в результате четного боя. Убивает герой и цыганку Грушеньку, тем самым спасая ее душу. Девушка сама просила Флягина убить ее, чтобы уберечь от мести нечестному князю. Герой очарован природной красотой девушки и тронут ее словами. И хотя он просто исполняет ее просьбу, во сне потом часто слышит ее голос.

Постепенно Флягин искупает свои греховные дела и обретает житейскую мудрость.

Герой наивен, как младенец, но в борьбе с несправедливостью проявляет решительность и даже жестокость. Увидев, как кошка истязает птицу, он ее наказывает, отрезав хвост. Кошка оказалась барской, и поэтому Флягина наказывают тоже.

Флягин чувствует единство с народом. Он готов за него бороться с любым врагом. Поэтому он отправляется на войну вместо другого юноши. Удача сопутствует и там герою. С войны герой возвращается с наградами.

Но так как повесть начинается с того, что герой собирается стать монахом, значит, что он предстал перед настоящей опасностью.

В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.

В центре школьного изучения творчества Лескова стоит повесть «Очарованный странник», о главном герое которой и пойдет дальше речь. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке … Этому новому нашему сопутнику, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого», Таким предстает перед читателями Иван Северьяныч Флягин. с первых же строк автор дает понять, что его герой – истинный сын своего народа, тот, кто издавна считается его защитой и опорой) «русский богатырь». Ему пятьдесят три года, и позади целая жизнь) полная приключений, тревог, странствий. Рожденный крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным) был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», и, наконец, «оставшись совсем без крова и без пищи», пошел в монастырь.

Вся жизнь Флягина прошла в пути, он странник, и странствия его еще далеко не закончены. И если отрешиться от всех внешних перипетий его судьбы, то его жизненный путь — путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». Путь этот начинается не с рождения и даже не с момента самостоятельной жизни. Переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало основой нравственного роста, который претерпевает Иван Северьяныч. До встречи со своей любовью он, имея ростки добра в душе, часто бывал очень жесток. Случайно, из «форейторского озорства» убив монаха, запоров насмерть Савакирея из-за тяжбы с конем, Иван Северьяныч особенно не задумывается об этом, и мысли об убитых им людях не часто посещают его. Но даже когда к нему во сне является убитый им монашек, «плачущий, как баба», Флягин не воспринимает это как нечто ужасное и необычное, а спокойно говорит с ним, а проснувшись, «про все это забывает». И дело здесь не в том, что в характере Ивана Северьяныча жестокость, просто нравственное чувство в нем еще не развито, а вырасти человечности в его душе помогла любовь.
При первой же встрече красота Груши поражает Ивана Северьяныча в самое сердце: «Вижу Я разных знакомых господ ремонтеров и заводчиков и так просто богатых купцов и помещиков узнаю, которые до коней охотники, а промежду всей этой публики цыганка ходит этакая … даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем … «Вот она, думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»» (136-137). А потом Груша, купленная «переменчивым» князем за пятьдесят тысяч и почти сразу же оставленная им, находит в княжеском слуге подлинное душевное, дружеское участие. «Один ты И любил меня, мил сердечный друг мой» (163), — скажет она Ивану Северьянычу перед смертью. Это не была любовь мужчины к женщине, но христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания. Любовь «ангельская», как назовут это в рассказе «Несмертепьный Голован». Флягин убивает Грушу, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Душераздирающая сцена прощания Ивана Северьяныча с Грушей может быть названа кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и герой становится другим, строит свою жизнь по иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, «высокая страсть, начисто свободная от эгоизма», указала герою его дальнейший путь — «прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном Северьянычем ради Грушеньки, является первым в ряду проявлений стойкости, героизма и самоотречения. Это и спасение от солдатчины единственного сына старичков Сердюковых, и пятнадцать лет службы «за веру» на Кавказе под чужим именем, с выполнением самых опасных заданий, и великие пророчества в монастыре о грядущей войне, и желание «умереть за народ». Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всем людям, к своему народу, ответственность за его судьбу: «И я исполнился страха за народ свой русский и начал молиться и всех других.» стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении поднозе царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство. И даны были мне слезы, дивно обильные!» все я о родине плакал».

Иван Северьяныч полюбил «отдельного человека» и только потом «человечество вообще-‘, и это именно тот путь, которым надо идти любому, кто следует заповедям Христа. Может быть, именно эту способность интуитивно угадать верный путь добра и следовать ему и имел в виду Лесков, когда в последних строках повести говорил о Боге, «скрывающем судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающем их младенцам» (179). Несмотря на свое физическое и духовное богатырство Иван Северьяныч Флягин -младенец, «очарованный» жизнью И ее поэзией, окружающим миром и его бесконечной красотой. Ивана Северьяныча в повести не раз называют «дураком», проверяют, «не поврежден ли он в рассудке», он человек, не слишком образованный, далекий от книжной мудрости, но наделенный глубокой духовно, ему открывались пути приобщения к высшим тайнам бытия», Иван Северьяныч мудр сердцем, и в этом его сила. «Чистое сердце», богатый душевный мир в сочетании с детским взглядом на жизнь, не замутненным ни наукой, ни «теориями, которые носятся в воздухе», дают герою Лескова «Бога узрить», увидеть всю красоту мира и быть очарованным ею. У Флягина удивительный дар к описанию всего, что дорого его душе: и родной деревни в праздник, и Грушеньки, и красавицы кобылы Дидоны: «у нас была куплена с завода кобылица Дидона, молодая, золото-гнедая, для офицерского седла, Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, .. .гривка легкая, грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет», Его описания полны искреннего чувства и подлинной поэзии, По-детски наивно, непосредственно и практично отношение Флягина к христианской религии, В своем уповании на освобождение из плена Иван Северьяныч часто прибегает к Богу: » .. ,и начнешь молиться.. , и молишься.. , так молишься, что даже снег инда под коленами протает, и где слезы падали — утром травку увидишь», Такая вера безгранична, но она не фанатична, Лесковский герой не позволяет увлечь себя никакими мифами, как бы авторитетны они ни были, Любые понятия проходят проверку практикой самой жизни, Порой Иван Северьяныч испытывает сомнения и молиться прекращает, но не перестает верить,
Мудрый и наивный, сильный и кроткий, привыкший на все жизненные события отвечать сердцем, а не построениями ума, выросший на народной русской почве и ставший
олицетворением нации, «очарованный странник» расстается с нами в пути, в преддверии
новых дорог. Повесть завершается на ноте исканий, «несет в себе победительное оптимистическое начало»», веру в задушевное богатство русского народа и в его силу преодолеть слишком часто встречающиеся на его историческом пути препятствия.

В повести “Очарованный странник” Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это - Иван Северьяныч Флягин, “очарованный странник”; он “очарован” сказкой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается.абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или строгие православные монахи; он настолько гибок, что согласен сить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “операцию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном цогребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он “всю жизнь погибал, но не мог погибнуть”, и объясняет это тем, что он - “большой грешник”, которого “ни земля, ни вода принимать не хочет”. На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его “искушают бесы”. Но ни один из его “греховных” поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство... Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. “Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла”, - умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему “за народ очень помереть хочется”, и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители. Флягин - необыкновенно одаренный человек, для него нет ничего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара - всегда ощущать радость - заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

Иван Флягин в повести Лескова «Очарованный странник»

Искусство должно и даже обязано сберечь сколь возможно все черты народной красоты.

Повесть Лескова “Очарованный странник” была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконномколпачке... Этому новому нашему спутнику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...”,- пишет Лесков.

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился “в крепостном звании” и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Живя “при отце на кучерском дворе”, он “постиг тайну познания в животном” и полюбил коней да быструю езду.

Будучи у своей матери “молитвенным сыном”, Иван был “сыном обещанным” и с самого рождения предназначен для служения Богу. Но судьба жестоко обошлась с этим человеком. Он вопреки своей воле совершает такие поступки, которые невозможно оправдать: убийство невинного монаха, женщины, которую любил. По сути дела, он не был виновен в своих преступлениях. Кажется, что человека преследует злой рок. Недаром Ивану Флягину предсказал умирающий старец: “А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая “так живчиком и переливается” по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. “Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис... Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню...”

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: “... домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь”.

Прожил он у татар десять лет (и они к нему относились уважительно), а тоска по родине не проходила. Герой убегает из плена, как только у него появляется такая возможность. Когда позднее Иван уходит в монашество, его в наказание надолго сажают в погреб. Но там ему все равно лучше, чем в степи: “Ну нет-с: как можно сравнивать? здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”.

Вера для русского человека всегда имеет большое значение. Поэтому Иван Флягин так мучается среди чужих в плену. Среди ночи он “выползал потихоньку за ставку... и начинал молиться”. “Так молишься,- говорит Иван,- что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали - утром травку увидишь”.

Герой много испытал на своем веку. Его широкая душа становится еще шире от встречи с Грушей. Он сумел понять ее, самозабвенно и преданно полюбить. Груша гибнет. Уходит неизвестно куда и Иван, но встречает на пути старика со старухой. И идет вместо их сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ. За военный подвиг его представляют к награде, производят в офицеры. Но Иван все равно недоволен собой. Ему не дает покоя голос совести. Он становится одержим идеей самопожертвования, ему “за народ очень помереть хочется”.

В конце повести Иван оправдан, очищен от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и предрекал умирающий старец, и обрел успокоение в монастыре. Отвергнув самое первое призвание к Богу, он “прошел от одной стражбы до другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб, пока все... монахом в ведении предреченное в настоящем житейском исполнении оправдалось” за его недоверие.

На примере “очарованного богатыря” Ивана Флягина Лесков открывает читателю черты русского национального характера. Этот герой далеко не идеальный. Он противоречив: и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок и легкомыслен; поэтичен и груб. Он совершает безрассудные поступки, но и приносит людям добро. В этом образе очень хорошо показана широта русской натуры, ее, если можно так выразиться, безграничность.

Лев Толстой говорил: “Лесков - писатель будущего, его жизнь в литературе глубоко поучительна”. Подлинное значение литературной деятельности Лескова открывается нам сегодня в полном объеме. Мы восхищаемся его героями-праведниками, его прекрасным, народным языком. И его литературный дар навсегда останется в истории великой русской культуры.