Дорогие участники и гости нашего сообщества!
Приглашаем вас принять участие в новом проекте :


Часто о влюблённых или просто переживающих счастливые события людях, говорят: «Счастливые часов не наблюдают» .
Немецкий поэт Иоганн Шиллер был одним из тех, кто выразил свою мысль несколько иначе, которая в вольном переводе звучит так:
«Для тех, кто счастлив, бой часов не слышен» .
Это выражение стало в наши дни «крылатым». Фраза характеризует, состояние человека, переживающего самые прекрасные моменты своей жизни.
Это время, когда переполняют положительные эмоции, испытывается радость, восторг. И, действительно, погружаясь в столь сильные чувства, счастливые не обращают внимание на ход времени. Если душевная беседа или какое-то занятие, захватившее внимание человека приятны ему, приносят удовлетворение, то время проведённое за ними пролетает незаметно.
А что же такое счастье? В это понятие каждый вкладывает что-то своё. Быть нужным и любимым, или любить самому, достичь успехов в учёбе, работе или создать крепкую семью. Находясь в гармонии с самим собой, испытывая высокие чувства, человек переживает счастливые мгновения. Наверное, именно из этих мгновений и складывается ценность жизни.

Современные учёные давно пришли к выводу, что любовь с её безумствами в состоянии эйфории, схожа с наркотическим опьянением, с достижением большого счастья. Именно поэтому счастливых и влюблённых людей можно поставить в один ряд. И тогда уже, знамянитая фраза будет звучать как
"Влюблённые часов не наблюдают" .
***

Огонь любви у них в сердцах пылает и сладкой дрожью в теле отдаёт.
Их судьбы наверху соединяют, когда они совсем того не ждут,
За спинами их крылья вырастают и Ангелы любви их берегут.
Они чуть выше звёзд всегда летают и нет в них страха, что сорвуться вниз,
Секунды счастья с радостью вдыхают и пьют напиток под названием "Жизнь".
Влюблённые часов не наблюдают, им незачем вести минутам счёт,
Любовь, как роза, в каждом расцветает и лишь она весь этот Мир от бед спасёт!



Счастливые часов не наблюдают,
У них всегда есть время для любви,
Они друг другу очень доверяют
Все самые заветные мечты.

И жизнь у них становится прекрасной,
Оберегают счастья огонёк
И никогда им скучно не бывает,
Ведь в доме их господствует любовь.

Любовь их окрыляет и лелеет,
Ночами им покоя не дает,
И к счастью путь распахнутые двери,
Дорога для любви с собой зовёт.

Усыпана цветами вся дорога,
Луч солнца согревает их пути
И то, что им даровано от бога,
Переживут в руках большой любви...

/Алина Белина /

Чтобы любовь жила вечно, достаточно забыть о времени.

Цитата сообщения Счастливые часов не наблюдают

О чём поют старинные часы

Часы и скульптурная композиция -балкон гостиницы "Нобилис" - Львов

Клеман Филибер Лео Делиб -
"Вальс часов" из балета "Коппелия"

Счастливые часов не замечают
Живут вне времени, пространства и границ
Вы никогда в толпе не отличали
Их радостных и просветлённых лиц?

Балет "Коппелия"
Композитор - Клеман Филибер Лео Делиб
Постановка Ninette de Valois, опираясь на хореографию Льва Иванова и Энрико Чекетти
Прямая трансляция из Королевского оперного театра Ковент Гарден - Лондон (2000)
Главные партии исполняли:
Сванильда - Леанн Бенджамин
Франц - Карлос Акоста
Доктор Коппелиус - Люк Хейдон
Коппелия - Лиана Палмер

Клеман Филибер Лео Делиб - французский композитор, создатель балетов, опер, оперетт, родился 21 февраля 1836 в Сен-Жермен-дю-Валь.
Делиб учился музыке у своей матери и дяди, органиста церкви Сент-Эсташ и преподавателя пения в Парижской консерватории, учился в Парижской консерватории.
Был хористом в церкви Мадлен в Париже.
С 1853 по 1871 занимал место органиста при церкви Сен-Пьер-де-Шайо. В это же время в качестве аккомпаниатора и репетитора сотрудничал с парижским "Лирическим театром".
В 1871 году Делиб отказался от должности органиста, женился и полностью посвятил себя композиции.
Тринадцать первых небольших опер не принесли Делибу большой славы. Настоящая его известность началась с 1865 года, после написания кантаты "Alger" и, особенно, после написания балета "Источник", поставленного в 1866 году в Большой парижской опере.
Делиб внес большой вклад в музыку для балетов - придал этой музыке изящество и симфонизм.
Среди балетов Делиба особое место занимает балет "Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами".
Сюжет этого балета основан на новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Песочный человек", которая повествует о старом мастере - докторе Коппелиусе и его кукле Коппелии необыкновенной красоты, в которую влюбляются молодые парни, принимая её за живую. А девушки этих парней, как водится, ревнуют их до тех пор, пока не узнают секрет этой волшебной красавицы.
В 1884 году Делиб был избран членом французской Академии изящных искусств.
Лео Делиб написал много музыкальных произведений различных форм, среди которых наиболее известные и примечательные, помимо балета "Коппелия", балет "Сильвия, или Нимфа Дианы" и оперы "Так сказал король" и "Лакме".
Умер композитор в Париже 16 января 1891 года.

Коломбина - кинетическая скульптура из Театрального музея в Санкт-Петербурге

Ну, чем не Коппелия?! Эта замечательная Коломбина, сделанная специально для Театрального музея в Санкт-Петербурге, - плод творческих усилий целого коллектива мастеров:
Александра Гецой (Мастерские Александра Гецой - "МАГ");
Сергея Васильева и Кирилла Башкирова ("Бутафорские мастерские");
Виктора Григорьева и Веры Марининой ("Арт-механика");
Алексея Лимберга.


Фотография Коломбины-циркачки сделана
в московском Манеже на выставке "Искусство куклы"


Фотография сделана в Театральном музее,
где "живёт" эта Коломбина

Кинематическую скульптуру, фотография которой расположена сверху, тоже зовут Коломбиной.

На фото она изображена с одним из своих авторов - Виктором Григорьевым. Сделал он эту Коломбину вместе с Верой Марининой.

Эта Коломбина циркачка - она ходит по проволоке.
У неё есть пара - Арлекин, который жонглирует, сидя на цирковом колесе.


Парные кинематические скульптуры Коломбина и Арлекин
Авторы - Вера Маринина и Виктор Григорьев ("Арт-механика")
Оба видео сняты в московском Манеже

В наше время в подобных игрушках есть возможность использовать электричество для подсветки, что делает их ещё более эффектными.
Ниже приведено видео с одной из таких довольно сложных игрушек.

А это замечательный музыкальный автомат - сколько выдумки и умения приложил к нему неизвестный мастер!

Кинетизм (от греческого kinetikos - движение, приводящий в движение) - направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих.
Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода трюков, оживлявших скульптуры, в прикладных искусствах, театральной сценографии.

Кинетические фигуры или скульптуры, представленные выше, как по мне, правильней было бы назвать механическими игрушками, похожими на те, которыми человечество увлекается уже давно.
Собственно, одной из первых механических игрушек, имеющих прикладное назначение, стали механические часы.
Принцип действия часов с двигателем в виде пружины, с гирями противовесами, передаточными зубчатыми колёсиками использовался для создания игрушек, выполнявших простые движения, для музыкальных автоматов: всех этих играющих шарманок, шкатулок, табакерок.

В городе Утрехте (Нидерланды) даже есть Музей часов и шкатулок, в котором собраны механические музыкальные инструменты, созданные с XVII по XX век: музыкальные шкатулки, часы, играющие мелодии, уличные органы, механические пианино и шарманки. Среди экспонатов музея есть и музыкальный сувенир советского производства - модель первого искусственного спутника Земли, исполняющая мелодию песни Исаака Осиповича Дунаевского "Широка страна моя родная".
Большинство экспонатов находится в рабочем состоянии.
Музей этот создан в 1956 году и расположен в старом церковном здании.


ЭКСПОНАТЫ МУЗЕЯ

Подборка мини-видеофрагментов об этом музее и его замечательных экспонатах

В экспозиции музея много музыкальных автоматов - от очень маленьких до очень больших и всевозможные музыкальные игрушки. Всё это можно увидеть и услышать, если просмотреть видео, приведенное выше.
Смотрите и, я вам обещаю, вы не пожалеете.

Есть замечательный советский мультфильм по сказке Владимира Фёдоровича Одоевского "Городок в табакерке", в котором рассказывается о механической игрушке - музыкальной табакерке. Думаю, он понравится всем, кто его ещё не видел, а те, кто с ним знаком, могут посмотреть его повторно, надеюсь, с большим удовольствием.

Сейчас все дети смотрят фильмы и мультфильмы по телевизору и очень многие из них пользуются всеми преимуществами, которые дают компьютеры. Правда, теперь детскую передачу днём с огнём не найдёшь в телевизионных программах. А вот во времена моего детства телевидение ещё не пришло во все города, поэтому очень популярными были радиопередачи, сделанные специально для детей. Одной из таких была радиопостановка "Городок в табакерке". До сих пор помню магическую фразу из этой радиосказки:
"Я мальчик-колокольчик из города Динь-Динь".

Радиопостановка "Городок в табакерке"


Лядов Анатолий Константинович - Вальс-шутка "Музыкальная табакерка"

Часы сопровождают нас всегда и везде: дома, на улице, на работе. Они незаменимые наши помощники. Но, случается, что часы становятся нашими врагами - когда мы опаздываем куда-то или не успеваем сделать что-то необходимое к определённому времени. Но разве в этом виноваты часы?
А ещё часы неумолимо отсчитывают самые счастливые мгновения нашей жизни и их остаётся всё меньше и меньше. Но в этом часы винить тоже не стоит, ведь они просто делают то, что должны.

Пускай счастливые часов не наблюдают
Поёт Наталья Валевская

Часы счастливым не помеха -
Им слышен только сердца стук
Ему чуть слышно вторит эхо:
Тик-так, тук-тук, тик-так, тук-тук...

Часы человек изобрёл очень давно - водяные часы (клепсидры) встречались в Вавилоне и в Египте ещё в XVI веке до нашей эры. Некоторые письменные источники утверждают, что на территории Китая и Индии водяные часы встречались ещё раньше - в IV тысячелетии до нашей эры, но подтверждений этому, к сожалению, до сих пор не найдено.
Кроме водяных существовали солнечные часы, огненные, песочные. Последние используются и поныне.

Прообраз современных механических часов появился во II веке до нашей эры в Греции. Первые же механические часы с анкерным механизмом были изготовлены в Китае в 725 году нашей эры. Из Китая секрет устройства попал к арабам, а оттуда распространился по всему свету. Уже в наше время появились электронные и особо точные атомные часы. Но всё же механические часы, особенно, известных марок, своей популярности не потеряли. Напротив, к примеру, в среде деловых людей дорогие механические часы являются предметом престижа и подтверждения статуса их хозяина.

Часы во все времена, помимо своего утилитарного назначения, были предметом искусства. Знаменитые ювелиры и скульпторы занимались и продолжают заниматься изготовлением уникальных корпусов для часовых механизмов.


Амур и Психея - часы из собрания "Эрмитажа" - Санкт-Петербург


Микаэл Таривердиев -"Старинные часы" из цикла "Воспоминание о Венеции"


Для всех счастливых безразлично,
Идут часы или стоят -
В их измереньи необычном
Года плывут, а дни летят.





Раймонд Паулс на стихи Ильи Резника - "Старинные часы"
Поёт - Алла Пугачёва

Но, если счастье убежало,
Часы назад его не ждут -
Их заведи, им горя мало:
Знай, мерно тикая идут...

ВЕРЕСАЕВ, ВИКЕНТИЙ ВИКЕНТЬЕВИЧ (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников. Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К.Михайловского и Д.И.Писарева. Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистских кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества. Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства. Герои Вересаева, как и автор, разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести Без дороги (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошенным. В противоположность ему, главный герой повести На повороте (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имел определенных идейных взглядов и «шел в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает ее, – в рассказе Поветрие (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста. Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.

Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).

Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространенных в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести Конец Андрея Ивановича , 1899 и Честным трудом , другое название – Конец Александры Михайловны , 1903, которые впоследствии переработал в повесть Два конца , 1909, и рассказы Лизар , К спеху , В сухом тумане , все 1899).

В начале века общество потрясли вересаевские Записки врача (1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход Записок вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей По поводу «Записок врача ». Ответ моим критикам (1902).

В 1901 Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации. Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями. В 1902 Вересаев уехал в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 – в Крым, где познакомился с Чеховым. В августе того же года посетил Толстого в Ясной Поляне. После получения права въезда в столицу переехал в Москву и вошел в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л.Андреевым.

В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905, события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник На японской войне (полностью опубл. 1928). Описание подробностей армейской жизни совмещал с размышлениями о причинах поражения России.

События революции 1905–1907 убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира. В 1907–1910 Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой Живая жизнь , первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше . Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.

С 1912 Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги .

После революционных событий 1917 Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы В тупике (1924) и Сестры (1933), его документальные исследования Пушкин в жизни (1926), Гоголь в жизни (1933) и Спутники Пушкина (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Вересаеву принадлежат Воспоминания (1936) и дневниковые Записи для себя (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всем богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых Илиада (1949) и Одиссея (1953) Гомера.

Викентий Викентьевич Вересаев

Вересаев Викентий Викентьевич (1867/1945) - русский советский писатель, критик, лауреат Государственной премии СССР 1943 года. Настоящая фамилия писателя - Смидович. Для художественной прозы В. характерно описание исканий и метаний интеллигенции на переходе от XIX к XX вв. («Без дороги», «Записки врача»). Кроме того, Вересаев создал философские и документальные работы о целом ряде знаменитых русских писателей (Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.С. Пушкине и Н.В. Гоголе).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 47.

Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая фамилия Смидович) - прозаик, переводчик, литературовед. Родился в 1867 году в Туле в семье врача. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерптского университета.

Первая публикация - рассказ «Загадка» (1887). Под влиянием Тургенева, Толстого, Чехова сформировалась основная тема творчества Вересаева - жизнь и духовные искания русской интеллигенции.

Автор ряда повестей («Без дороги», 1895, «На повороте», 1902, дилогия «Два конца»: «Конец Андрея Ивановича» и «Честным путём», 1899– 1903, «К жизни», 1908), сборников рассказов и очерков, романов «В тупике» и «Сёстры», а также дилогии «Живая жизнь» («О Достоевском и Льве Толстом», 1909, «Аполлон и Дионис. О Ницше», 1914). Наибольший общественный резонанс вызвала публикация книги «Записки врача» (1901), посвящённая проблеме профессиональной этики.

Особое место в творчестве Вересаева занимают «Биографические летописи», посвящённые Пушкину («Пушкин в жизни», 1925–1926 гг., «Спутники Пушкина», 1937) и Гоголю («Гоголь в жизни», 1933). Известен переводами древнегреческой классики (Гомер, Гесиод, Сапфо).

В 1943 году удостоин Сталинской премии.

Использованы материалы журнала "Роман-газета" № 11, 2009 г. Страницы Пушкина .

Викентий Вересаев. Репродукция с сайта www.rusf.ru

Вересаев (настоящая фамилия - Смидович) Викентий Викентьевич (1867 - 1945), прозаик, литературовед, критик.

Родился 4 января (16 н.с.) в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь человек детей.

Учился Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был "первым учеником". Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В тринадцать лет стал писать стихи. В 1884, семнадцати лет, закончил гимназию и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, шел по историческому отделению. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, "живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов".

В 1888 закончил курс кандидатом исторических наук и в том же году поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, блиставший крупными научными талантами. Шесть лет усердно занимался медицинской наукой. В годы студенчества продолжал писать: сначала стихи, позже - рассказы и повести. Первым печатным произведением было стихотворение "Раздумье", ряд очерков и рассказов был помещен во "Всемирной иллюстрации" и книжках "Недели" П.Гайдебурова.

В 1894 получает диплом врача и несколько месяцев практикует в Туле под руководством отца, затем едет в Петербург и поступает сверхштатным ординатором в Барачную больницу. Осенью заканчивает большую повесть "Без дороги", напечатанную в "Русском богатстве", где ему было предложено постоянное сотрудничество. Вересаев примкнул к литературному кружку марксистов (Струве, Маслов, Калмыкова и др.), поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодежью. В 1901 был уволен из Барачной больницы по предписанию градоначальника и выслан из Петербурга. Два года прожил в Туле. Когда срок высылки закончился, переехал в Москву.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

Большую известность Вересаеву принесли созданные на автобиографическом материале "Записки врача" (1901).

Когда в 1904 началась война с Японией, Вересаев как врач запаса был призван на военную службу. Вернувшись с войны в 1906, описал свои впечатления в "Рассказах о войне".

В 1911 по инициативе Вересаева было создано "Книгоиздательство писателей в Москве", которое он возглавлял до 1918. В эти годы выступал с литературоведческими и критическими исследованиями ("Живая жизнь" посвящена анализу творчества Ф.Достоевского и Л.Толстого). В 1917 был председателем Худпросветкомиссии при Московском Совете рабочих депутатов.

Викентий Вересаев. Репродукция с сайта www.veresaev.net.ru

В сентябре 1918 уезжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. За это время Крым несколько раз переходит из рук в руки, писателю пришлось пережить много тяжелого. В 1921 вернулся в Москву. Завершает цикл произведений об интеллигенции: романы "В тупике" (1922) и "Сестры" (1933). Выпустил ряд книг, составленных из документальных, мемуарных источников ("Пушкин в жизни", 1926 - 27; "Гоголь в жизни", 1933; "Спутники Пушкина", 1934 - 36). В 1940 появились его "Невыдуманные рассказы о прошлом". В 1943 Вересаеву была присуждена Государственная премия. Вересаев умер в Москве 3 июня 1945.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

Вересаев (настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич - писатель, поэт-переводчик, литературовед.

Родился в семье врача. Его родители, Викентий Игнатьевич и Елизавета Павловна Смидовичи, большое значение придавали религиозно-нравственному воспитанию детей, формированию у них чувства ответственности перед людьми и самими собой. Еще в годы учебы в Тульской классической гимназии Вересаев всерьез увлекается историей, философией, физиологией, проявляет живой интерес к христианству и буддизму.

Окончив гимназию с серебряной медалью, Вересаев в 1884 поступает на филологический факультет Петербургского университета (историческое отделение). Первое выступление Вересаева в печати относится к 1885, когда он (под псевдонимом В.Викентьев) опубликовал в журнале «Модный свет и модный магазин» стихотворение «Раздумье». Началом своей настоящей литературной работы Вересаев неизменно считал рассказ «Загадка» (1887), в котором затронута тема преодоления человеком одиночества, зарождения в нем отваги, воли к жизни и борьбе. «Пускай нет надежды, мы и самою надежду отвоюем!» - таков лейтмотив рассказа.

После успешного завершения учебы на филологическом факультете Вересаев в 1888 поступает в Дерптский (ныне - Тартуский) университет на медицинский факультет. В автобиографии он так объяснял это решение: «Моею мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов». В Дерпте были написаны рассказы «Порыв» (1889), «Товарищи» (1892).

Наиболее значительным произведением этого периода является повесть «Без дороги» (1894), которой В., по его словам, вступил в «большую» литературу. Герой повести, земский доктор Чеканов, выражает мысли и настроения того поколения интеллигентов, у которого, как считал тогда Вересаев, «ничего нет»: «Без дороги, без путеводной звезды, оно гибнет невидно и бесповоротно... Безвременье придавило всех, и напрасны отчаянные попытки выбиться из-под его власти». Одной из определяющих в повести следует считать мысль героя и самого автора о «пропасти», разделяющей народ и интеллигенцию: «Мы всегда были им чужды и далеки, их ничто не связывало с нами. Для них мы были людьми другого мира...» Финал повести тем не менее неоднозначен. Чеканов, жертва эпохи «безвременья», неотвратимо погибает, исчерпав весь свой духовный потенциал, испробовав все «рецепты». Но умирает он с призывом к новому поколению «много и упорно работать», «искать дорогу». Несмотря на некоторый схематизм повествования, произведение вызвало широкий интерес у читателей и критики.

Окончив в 1894 Дерптский университет, Вересаев приезжает в Тулу, где занимается частной врачебной практикой. В том же году он отправляется в Петербург и становится ординатором Боткинской больницы. В это время Вересаев начинает серьезно интересоваться марксистскими идеями, знакомится с марксистами.

В 1897 он пишет повесть «Поветрие», основу которой составляет напряженный спор-диалог между молодыми марксистами (Наташа Чеканова, Даев) и представителями народнической интеллигенции (Киселев, доктор Троицкий). Тезису об «исторической необходимости», которой следует не только подчиниться, но и содействовать, доктор Троицкий противопоставляет мысль о том, что «нельзя гоняться за какими-то отвлеченными историческими задачами, когда кругом так много насущного дела», «жизнь сложнее всяких схем».

Вслед за «Поветрием» Вересаев создает серию рассказов о деревне («Лизар», «В сухом тумане», «В степи», «К спеху» и др.). Вересаев не ограничивается описанием бедственного положения крестьян, он хочет правдиво запечатлеть их мысли, нравы, характеры. Уродливость нищеты не заслоняет и не отменяет у него идеала природного и человеческого. В рассказе «Лизар» (1899), особо отмеченном Чеховым, социальная тема «сокращения человека» (бедняк Лизар сожалеет о «переизбытке» людей на клочке земли и ратует за то, чтобы «почистить народ», тогда «жить свободнее станет») переплетается с мотивами вечного торжества природной жизни («Жить, жить,- жить широкой, полной жизнью, не бояться ее, не ломать и не отрицать себя,- в этом была та великая тайна, которую так радостно и властно раскрывала природа»). По манере повествования рассказы Вересаева о деревне близки очеркам и рассказам Г.Успенского (особенно из книги «Власть земли»). Вересаев не раз отмечал, что Г.Успенский был его любимым русским писателем.

В 1900 Вересаев закончил одно из самых известных своих произведений, над которым работал с 1892,- «Записки врача». Основываясь на своем личном опыте и опыте своих коллег, Вересаев с тревогой констатировал: «Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего тела, ни о силах и средствах врачебной науки. В этом - источник большинства недоразумений, в этом - причина как слепой веры во всемогущество медицины, так и слепого неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать о себе очень тяжелыми последствиями». Один из критиков, назвавший книгу «заявлением о прекрасном беспокойстве русской совести», свидетельствовал: «Человеческий муравейник весь всколыхнулся и заволновался перед исповедью молодого врача, который <...> изменил профессиональной тайне и вынес на свет Божий и орудия борьбы, и психику врача, и все противоречия, перед которыми изнемогал он сам». В этой исповеди отразились все основные черты творчества Вересаева: наблюдательность, беспокойный ум, искренность, независимость суждений. Заслугой писателя стало и то, что многие вопросы, над которыми бьется герой «Записок», рассматриваются им не только в сугубо медицинском, но и в этическом, социально-философском плане. Все это обеспечило книге огромный успех. Форма «Записок врача» представляет собой органичное соединение беллетристического повествования и элементов публицистики.

Вересаев стремится расширить сферу художественного отражения жизни. Так, он пишет состоящую из двух частей остросоциальную повесть «Два конца» (1899-03). В образе ремесленника Колосова («Конец Андрея Ивановича») Вересаев хотел показать рабочего-мастерового, в глубине души которого «было что-то благородное и широкое, тянувшее его на простор из тесной жизни». Но все благие порывы героя никак не согласуются с мрачной реальностью, и он, измученный безысходными противоречиями, погибает.

Повесть «На повороте» (1901) явилась очередной попыткой Вересаева осмыслить русское революционное движение. Здесь вновь сталкиваются мнения тех, кому найденный революционный путь кажется книжным, надуманным (Токарев, Варвара Васильевна), и тех, кто безоглядно верит в революцию (Таня, Сергей, Борисоглебский). Для позиции самого писателя накануне первой русской революции были характерны сомнения в том, что люди созрели для «взрывного» переустройства общества; ему казалось, что человек еще очень несовершенен, в нем слишком сильно биологическое начало.

Летом 1904 Вересаев в качестве врача был призван в армию и до 1906 находился в Маньчжурии, на полях русско-японской войны. Свои мысли, впечатления, переживания, связанные с этими событиями, он отразил в цикле «Рассказы о японской войне» (1904-06), а также в книге, написанной в жанре записок,- «На войне» (1906-07). Это были своеобразные «записки врача», в которых В. запечатлел весь ужас и страдания войны. Все описанное подводило к мысли о том, что нелепости общественного устройства достигли угрожающих размеров. В. все больше размышляет о реальных путях преображения действительности и человека. Результатом этих раздумий стала повесть «К жизни» (1908), в которой нашла первоначальное воплощение вересаевская концепция «живой жизни». В. так объяснял замысел повести: «В долгих исканиях смысла жизни я в то время пришел, наконец, к твердым, самостоятельным, не книжным выводам, <...> давшим собственное <...> знание,- в чем жизнь и в чем ее "смысл". Я захотел все свои нахождения вложить в повесть...» Герой повести, Чердынцев, поглощен поисками смысла жизни для всех людей. Он хочет уяснить, насколько радость и полнота бытия человека зависят от внешних условий и обстоятельств. Пройдя долгий путь опыта, исканий, сомнений, Чердынцев обретает твердую веру: смысл жизни - в самой жизни, в самом природном течении бытия («Вся жизнь сплошь была одною непрерывно развертывающейся целью, убегавшею в солнечную ясную даль»). Ненормальное устройство общества часто лишает жизнь человека этого изначального смысла, но он есть, его нужно уметь чувствовать и хранить в себе. В. поражало то, «как люди способны калечить своими нормами и схемами живую человеческую жизнь» («Записи для себя»).

Основные темы и мотивы повести нашли развитие в философско-критическом исследовании, которому Вересаев дал программное название - «Живая жизнь». Первая его часть посвящена творчеству Л.Толстого и Ф.Достоевского (1910), вторая - «Аполлон и Дионис» - главным образом анализу идей Ф.Ницше (1914). Вересаев противопоставляет Толстого Достоевскому, признавая, однако, правду за обоими художниками. Человек для Достоевского, считает Вересаев,- «вместилище всех самых болезненных уклонений жизненного инстинкта», а жизнь - «хаотическая груда разъединенных, ничем между собою не связанных обломков». В Толстом, напротив, он видит здоровое, светлое начало, торжество «живой жизни», которая «представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины». Книга представляет несомненный интерес, но нужно учитывать, что В. порой «подгоняет» идеи и образы писателей под свою концепцию.

События 1917 Вересаев воспринял неоднозначно. С одной стороны, он увидел силу, пробудившую народ, а с другой - стихию, «взрыв» подспудных темных начал в массах. Тем не менее Вересаев довольно активно сотрудничает с новой властью: он становится председателем художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, с 1921 работает в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, а также является редактором художественного отдела журнала «Красная новь». Вскоре его избирают председателем Всероссийского союза писателей. Главный творческий труд тех лет - роман «В тупике» (1920-23), одно из первых произведений о судьбах русской интеллигенции в годы Гражданской войны. Писателя волновала в романе тема крушения традиционного гуманизма. Он осознавал неизбежность этого крушения, но принять не мог.

После этого романа Вересаев на некоторое время отдаляется от современности.

В мае 1925 в письме М.Горькому он сообщает: «Я махнул рукою и занялся изучением Пушкина, писанием воспоминаний,- самое стариковское дело».

В 1926 Вересаев выпускает 2-томное издание «Пушкин в жизни», дающее богатый материал для изучения биографии поэта. Это свод биографических реалий, почерпнутых из различных документов, писем, мемуаров.

В начале 1930-х по предложению М.Булгакова приступил к совместной работе над пьесой о Пушкине; впоследствии работу эту оставил из-за творческих разногласий с М.Булгаковым. Результатом дальнейшей работы Вересаева стали книги «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (1937).

В 1929 выходят «Гомеровы гимны», сборников переводов (Гомер, Гесиод, Алкей, Анакреон, Платон и др.). За эти переводы Вересаев был удостоен РАН Пушкинской премии.

В 1928-31 Вересаев работает над романом «Сестры», в котором стремился показать реальную повседневную жизнь молодых интеллигентов и рабочих в эпоху первой пятилетки. Одну из существенных закономерностей того времени героиня романа Лелька Ратникова сформулировала для себя так: «...тут есть общий какой-то закон: кто глубоко и сильно живет в общественной работе, тому просто некогда работать над собою в области личной нравственности, и тут у него все очень путанно...» Роман, однако, получился несколько схематичным: Вересаев осваивал новую действительность скорее идеологически, нежели художнически.

В 1937 Вересаев начинает огромную работу по переводу «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (более 28000 стихов), которую завершает уже через четыре с половиной года. Перевод, близкий духу и языку подлинника, был признан знатоками серьезным достижением автора. Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» - в 1949, а «Одиссея» - в 1953.

В последние годы жизни Вересаев создает в основном произведения мемуарных жанров: «Невыдуманные рассказы», «Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л.Толстым, Чеховым, Короленко, Л.Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов»). В них отчетливо проявилась та «связанность с жизнью», к которой Вересаев всегда тяготел в своем творчестве. В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне все менее интересными становятся романы, повести и все интереснее - живые рассказы о действительно бывшем...» Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию,- считаться честным писателем».

В.Н. Быстров

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 365-368.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Страницы Пушкина . "Роман-газета" № 11, 2009.

Сочинения:

ПСС: в 12 т. М., 1928-29;

СС: в 5 т. М., 1961;

Соч.: в 2 т. М., 1982;

Пушкин в жизни. М., 1925-26;

Спутники Пушкина. М., 1937;

Гоголь в жизни. М, 1933; 1990;

Невыдуманные рассказы. М., 1968;

В тупике. Сестры. М., 1990.

Литература:

Вржосек С. Жизнь и творчество В.В.Вересаева. П., 1930;

Силенко А.Ф. В.В.Вересаев: Критико-биографический очерк. Тула, 1956;

Гейзер И. М.В.Вересаев: Писатель-врач. М., 1957;

Вровман Г.В. В.В.Вересаев: жизнь и творчество. М., 1959;

Бабушкин Ю. В.В.Вересаев. М., 1966;

Нольде В.М. Вересаев: жизнь и творчество. Тула, 1986.

Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая, фамилия - Смидович), писатель, родился 4(16)I.1867 г. в Туле , в семье врача.

В 1884 окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

В 1888 поступил на медицинский факультет Дерптского университета.

С 1894 получив диплом врача, Викентий Викентьевич стал заниматься лечебной практикой.

В 1887 увидели свет его первые рассказы - «Мерзкий мальчишка» и «Загадка». Второй из этих рассказов автор считал началом своей серьезной литературной деятельности, неизменно открывая им собрание своих сочинений. В этом рассказе Викентий Викентьевич, разрабатывая тему искусства, утверждает мысль, что искусство призвано будить в человеке высокие стремления, вызывать в нем веру в свои силы, поднимать на борьбу.

Вересаев пытается найти идейную опору в народничестве, разделяя его взгляды. Однако теории народников все более отрывались от действительности, и критический ум Вересаева не мог долго питаться устаревшими догмами.

В 90-х гг. Викентий Викентьевич Вересаев идейно примыкает к группе легальных марксистов и печатается в журналах «Жизнь» и «Начало». Это дало ему возможность понять народничество «со стороны» в его подлинном содержании.

В повести «Без дороги» (1894) писатель нарисовал трагическую фигуру народника, охваченного глубоким отчаянием от крушения своих идеалов. Герой повести, честный и деятельный человек, земский врач Чеканов, убеждается на собственной практике в тщетности народнических проповедей. Избегая громких слов, стершихся подобно мелкой монете, он стремится к полезной и плодотворной деятельности на пользу народу. Правдиво и беспощадно рисуя своего героя, автор утверждает веру в то, что новое поколение революционеров в лице Наташи и ей подобных найдет правильные пути к благородной цели. Повесть «Без дороги» принесла литературную известность Вересаеву, и с этих пор он в глазах широких кругов читателей становится «летописцем» русской интеллигенции.

Викентий Викентьевич своими произведениями поднимал самые животрепещущие вопросы, вторгаясь в самую гущу жизни.

В рассказе «Поветрие» (1897) снова появится образ, Наташи, но уже не мятущейся в поисках точки опоры, а нашедшей идейный путь. Убедившись в полной несостоятельности народников, Наташа и ее единомышленник Даев вступают с ними в идейную схватку. Они говорят о том, что «вырос и выступил на сцену новый, глубоко революционный класс», что «в окружающей жизни идет коренная, давно невиданная ломка, в этой ломке надает и гибнет одно, незаметно нарождается другое...».

Борьба с народниками, видевшими опору в мужике, отнюдь не означала для Вересаева отказа от темы крестьянской жизни. В своих рассказах Викентий Викентьевич показывает тяжесть и беспросветность жизни крестьян, но, в отличие от своих современников - Бунина , Муйжеля и других, сосредоточивает внимание на социальных сдвигах, отразившихся на экономическом положении деревни. Вересаев смотрит на действительность глазами материалиста, глубоко вникающего в самую суть изображаемых явлений.

В. И. Ленин в своем труде «Развитие капитализма в России» использовал как иллюстрацию к словам о положении русского крестьянина рассказ Вересаева «Лизар», где писатель «рассказывает о мужике Псковской губернии Лизаре, проповедующем употребление капель и прочего для «сокращения человека» (Соч., т. 3, с. 207-208).

Жизнь крестьян тяжела и безысходна, но она не должна быть такой. Эту идею писатель утверждает во всех рассказах, посвященных деревне

«К спеху»,

«В сухом тумане»,

«В степи» и других.

В последнем из этих рассказов Вересаев В.В. изображает честную, неподкупную натуру русского человека, его чувство собственного достоинства, гордость труженика.

В 1901 вышли в свет знаменитые «Записки врача», вызвавшие горячие дискуссии, взволновавшие широкие общественные круги. «Записки» ведутся от лица «среднего» врача, со всеми присущими ему недостатками, явившимися главным образом следствием порочной системы обучения. Автор показывает беспомощность этого «среднего» врача в практической деятельности. Путь, по которому он идет, спотыкаясь подобно слепцу, потерявшему поводыря, ставит целый ряд задач и противоречивых положений, из которых молодой врач не в состоянии выпутаться. Показательно, что переломным моментом в настроении своего героя-интеллигента автор избрал встречу его с передовым рабочим- революционером. Этот тяжело больной, но сильный духом человек толкнул его к новому, более глубокому, ясному миропониманию. «Записки врача», отличаясь исключительной силой критицизма, в то же время явились прямым вызовом буржуазной медицине, отгородившейся каменной стеной от народных масс.

В 1902 появилась повесть «На повороте», она отразила переживания и настроения интеллигенции накануне первой русской революции.

В повести Вересаев освещает борьбу революционного марксизма с оппортунизмом, показывая идейную несостоятельность такого ревизионистского течения, как бернштейнианство, имевшего своих сторонников в России. Первая часть повести изображает передовых революционеров-марксистов, активных борцов, во второй - речь идет об интеллигенции, потерявшей веру в революцию, изменившей цели освободительной борьбы. Повесть привлекла внимание В. И. Ленина. Он сочувственно отозвался о первой ее части (где показана страстная революционная молодежь), проникнутой предгрозовым настроением. Вторая часть снижала боевой дух произведения.

В период русско-японской войны Викентий Викентьевич в качестве военного врача был непосредственным участником событий на Дальнем Востоке. Гневом подлинного русского патриота против ненужной народу войны проникнуты вересаевские «Рассказы о войне» (1906) и публицистические записки «На войне» (1907-1908). Вересаев последовательно, начиная с момента мобилизации и до окончательного разгрома русских войск на полях Маньчжурии, правдиво раскрывает реальный смысл затеянной по произволу царского правительства авантюры. Восхищаясь храбростью и мужеством русского солдата, Викентий Викентьевич направляет свои удары против «внутренних турок» - бездарных генералов, казнокрадов, высокопоставленных мародеров, творивших чудовищный произвол и меньше всего помышлявших об интересах армии и России.

В 1908 Вересаев написал повесть «К жизни», в которой сказались настроения безысходности и бесперспективности. В это время связь его с революционным движением была ослаблена и он не видел реального пути борьбы. В период между двумя революциями писатель напряженно работал над двумя книгами философско-литературоведческого жанра - весьма оригинального и своеобразного жанра в его творчестве.

Одна из этих книг - «Живая жизнь» (кн. 1-я, 1910) посвящена творчеству Ф. Достоевского и Л. Толстого, вторая - «Аполлон и Дионис» (1915) - Ницше. Со страниц этих книг звучал гимн жизни, ее радости и величию. Книги его были направлены против антигуманизма и пессимизма. Вересаев отвергает декадентское истолкование античной культуры Фридрихом Ницше, противопоставляя ему оценку бессмертных творений Гомера как прекрасного детства человечества с присущим ему здоровым взглядом на жизнь.

После Октябрьской революции Викентий Викентьевич Вересаев становится активным участником литературного движения. Его путь к революции был сложным и подчас противоречивым. Как и многие другие представители критического реализма, он вначале не принимал принципа партийности литературы, пытаясь утвердиться на позиции отвлеченной, внеклассовой «свободы» художественного творчества. Лишь практическое участие в культурном строительстве и постепенное познание новой действительности прочно связывают творчество Вересаева с советской литературой.

В 20-х гг. Вересаев В.В. разрабатывает темы, которые выдвигались жизнью, особенно тему интеллигенции и революции. Этой теме был посвящен его роман «В тупике» (1922), в котором изображены знакомые читателю по его дореволюционному творчеству интеллигенты, пытавшиеся занять позицию над схваткой. Психологически тонко и правдиво писатель показал интеллигентов, не понявших закономерности происходивших событий и затерявшихся в них. Однако люди нового мира остались за пределами внимания автора.

В 1933 вышел роман - «Сестры», в нём Вересаев показал процесс идейной перестройки интеллигенции, ее попытки активно включиться в процесс социалистического строительства. Роман написан в форме совместного дневника двух сестер - Кати и Нины Сартановых, что открывало автору возможность проникновения в глубины переживаний своих персонажей. Перед читателем проходит история душевных переживаний студенток, психологически далеких от новой действительности, но своеобразными путями идущих к ней. В романе излишне выпячивается сексуально-чувственная сфера переживаний легкомысленной Нины Сартановой, увлеченной своеобразными «экспериментами». Акцент на подобного рода переживаниях был сделан ранее Вересаевым в рассказе «Исанка» (1927), вызвавшем дискуссии и споры среди молодежи.

В последние годы жизни Викентий Викентьевич создал замечательный цикл воспоминаний, в которых широко и многообразно воссоздана картина литературного движения и культурной жизни конца XIX и начала XX века.

«В юные годы» - 1927,

«В студенческие годы» - 1929.

Эти воспоминания, в которых читатель встретит образы таких выдающихся людей, как Л. Толстой, В. Короленко, А. Чехов, Н. Г. Гарин , Л. Андреев, К. Станиславский, В. Засулич и многих других, имеют большое познавательное значение.

Широко известны литературоведческие работы Викентия Викентьевича Вересаева, особенно посвященные пушкинским темам - «Пушкин в жизни» (1926-27) и

«Спутники Пушкина» (1934-36).

Эти работы построены на документальном материале, в который на равных правах входят источники, правильно отражающие облик Пушкина, и источники, далекие от объективности.

По этому же принципу построена и книга «Гоголь в жизни» (1933).

Своеобразным продолжением дореволюционной работы о Л. Толстом «Живая жизнь» была статья Вересаева «Художник жизни» («Красная новь», 1921, № 4). В ней писатель сосредоточил главное внимание на духовных противоречиях великого писателя.

Большой интерес вызвали «Невыдуманные рассказы» Вересаева, публиковавшиеся им в 40-х гг. Это коротенькие новеллы о людях и событиях, которые писатель наблюдал за многие годы своей жизни. Они созданы умным и наблюдательным художником, глубоко понявшим уроки прошлого и знающим пути будущего.

За свою долгую творческую жизнь Викентий Викентьевич Вересаев внес значительный вклад в отечественную литературу. В дооктябрьскую эпоху его творчество входило в мощный поток критического реализма, сыгравшего большую положительную роль в литературном процессе.