Французские археологи обнаружили в центральной части Франции древнее подземное убежище. Вход в укрытие был найден под остатками небольшого здания.

Убежище представляло собой узкую и невысокую пещеру. Внутри исследователи обнаружили 20 ниш для масляных ламп. Найденный в пещере керамический горшок позволил археологам датировать убежище концом 11 в. Этот период пришелся на соперничество графов Анжу и Блуа за регион Турень.

В укрытие можно было спуститься по ступеням, выкопанным в земле. Пещера имела разветвленную сеть проходов и комнат, протяженность которой составила более 15 м. Пещера была очень узкой (средняя ширина составляла 0.5 м) и низкой (высота - 1.15 - 1.55 м). Вход в укрытие был закрыт дверью у подножия ступеней.

Еще одна дверь закрывала доступ в три прохода, расположенных дальше. Пещера имела несколько уходивших под прямым углом поворотов, замедлявших движение нападавших. Находящаяся в укрытии камера предназначалась для хранения пищи. По мнению археологов, в убежище могли находиться в течение долгого периода времени 5-6 человек.

Археология Франции.

От палеолита до эпохи Меровингов.

Каталог выставки из собрания
Музея национальных древностей Сен-Жермен-ан-Лэ (Париж).

// Л.: «Искусство», Лен. отд., 1982. 104 с.

Перевод с французского - Т.В. Метелицына.

Научная редакция русского текста -
А.М. Микляев, Ю.Ю. Пиотровский, М.Б. Щукин.

Р. Жофруа . - 5

Палеолит. А. Дельпорт и Л. Мон (кат. № 1-80). - 9

Неолит и бронзовый век. Ж.-П. Моэн и К. Элюэр (кат. № 81-131). - 29

Кельты. А. Дюваль (кат. № 132-207). - 45

Галлия в эпоху римского владычества. Ф. Бек (кат. № 208-258). - 65

Галлия эпохи Меровингов. Ф. Валле (кат. № 259-320). - 85

Цель этой выставки - показать на примере археологических предметов ту последовательность культур и цивилизаций, которая имела место на территории современной Франции с начала деятельности человека до восшествия на престол императора Карла Великого. Иногда Францию называют родиной человечества, ибо именно во Франции, благодаря таким учёным, как Буше-де-Перт и Пьет, зародилось представление о древности человечества. Большинство доисторических периодов и культур названы по тем местностям во Франции, где они были впервые обнаружены.

Самые ранние следы человека, который уже умел изготавливать из камня оружие и орудия труда, относятся к эпохе, насчитывающей 700 тысяч лет.

Это был период раннего палеолита, длившийся многие сотни тысячелетий. За это время человек научился хорошо обрабатывать камень.

Средний палеолит, или мустьерский период, длился уже много меньше, всего несколько десятков тысячелетий. Неандерталец начинает использовать кость животного как наковальню для изготовления кремнёвых орудий, но он её ещё не обрабатывает.

Самый продуктивный и самый большой период древнейшей истории на территории современной Франции начинается около 30 тысяч лет до н.э. Именно тогда, в ориньякский и перигордийский периоды, появляются первые произведения искусства: женские статуэтки из кости или известняка, символизирующие плодородие. Удивительный расцвет искусства верхнего палеолита, использовавшего самые разные технические средства, дал произведения, достойные лучших современных художников (гравюра, скульптура, настенная роспись). Французский Музей национальных древностей обладает лучшей в мире коллекцией этих произведений искусства. Постепенно очень холодный климат меняется, становится значительно теплее. Вместе с ним меняется и жизнь людей. Они начинают заниматься земледелием и скотоводством, кончается эпоха палеолита.

Появляются технические новинки, такие, как керамика, шлифовка камня. Но искусство на территории современной Франции, напротив, переживает в период неолита очевидный упадок, хотя в других странах Центральной Европы оно продолжает развиваться в виде статуэток из обожжённой глины.

Новая культурная революция начинается с появлением металла, то есть около 1900-х гг. до н.э. Медь, а вскоре бронза дают человеку оружие больших возможностей и эффективные орудия труда. Появляется интерес к драгоценным металлам. Массивные браслеты и ожерелья из золота свидетельствуют о богатстве имевшихся тогда залежей этого металла.

На смену бронзе приходит железо. Железные руды широко распространены во многих районах Франции. Огромный археологический материал периода первого века железа, или эпохи Гальштата, 750-450 гг. до н.э., дошёл до нас благодаря раскопкам многочисленных поселений и могильников этого периода. Некоторые захоронения поражают своим богатством и дают нам новые доказательства торговых связей людей, живших на территории современной Франции, с италийским и греческим миром. В этих захоронениях часто встречаются аттические бронзовые и керамические сосуды.

Второй железный век, или период культуры Латен, продолжался вплоть до завоевания Галлии римским полководцем Юлием Цезарем (52 г. до н.э.). За эти несколько веков кельтское искусство достигло своего полного расцвета. Оно характеризуется появлением криволинейного орнамента в украшении керамических изделий, гривен-торквесов, браслетов, оружия. Линии орнамента гармонично сливаются в сложные и разнообразные мотивы. Римское завоевание имело для Галлии огромное значение. Римляне научили галлов строить из камня, они создали великолепную сеть дорог на территории страны, положили конец междоусобным войнам, разделявшим племена и народности, жившие в то время на территории современной Франции.

Но было бы несправедливо говорить о колонизации Галлии Римом. Между галлами и римлянами существовало сотрудничество, которое привело к очень удачной форме симбиоза. Образовалась галло-римская культура, где нашли своё место самые разнообразные виды искусства. Промышленное производство этого периода представлено мастерскими керамики, такими, как Грофезанк и Лезу. Эти мастерские производили и экспортировали сотни красивых, рельефно декорированных сосудов.

Развивались и другие виды ремесла. Они давали бесчисленные предметы домашнего обихода: фибулы (застёжки плаща), туалетные принадлежности, кухонную утварь. Галло-римская культура существовала довольно долго, до того момента, когда в III в. н.э., около 272-276 гг., начались набеги племен варваров, пришедших с востока. Они пересекали Рейн и грабили ближайшие города. С этого времени города начинают окружать высокими крепостными стенами.

Постепенно варварские племена - франки, аллеманны, бургунды, вандалы - окончательно обосновываются на территории Галлии. Они приносят с собой новое искусство и новые технические приёмы, как, например, дамаскирование.

С течением времени происходит слияние прежнего галло-римского населения с вновь пришедшими племенами. В результате возникает новая культура - культура Меровингов, которая просуществовала до восшествия на престол императора Карла Великого (889 г.).

Музей национальных древностей был создан императором Наполеоном III. Он размещается в бывшем королевском дворце Сен-Жермен-ан-Лэ. Здание недавно было переоборудовано и благоустроено, и теперь музей предлагает для обозрения богатые коллекции предметов, характеризующих разные периоды древнейшей истории страны, а научным работникам - огромный материал в своих фондах. В 1979 г. в Париже проходила замечательная выставка «Древнейшее искусство народов СССР из коллекций Эрмитажа», организованная Министерством культуры СССР и Союзом Национальных музеев Франции. Данная выставка ставит своей целью познакомить, в свою очередь, ленинградцев с коллекцией музея Сен-Жермен-ан-Лэ.

Р. Жофруа,

директор Музея

национальных древностей

Иногда археологи и ученые подолгу не могут договориться между собой. Местечко Глозель, иногда называемое французским Пилтдауном , вызвало настоящий переполох в археологических кругах в 1920-х гг.; новая вспышка интереса последовала в 1970-х гг. и продолжается до сих пор.


В марте 1924 г. корова упала в яму на ферме, принадлежащей семье Фроден. Семнадцатилетний Эмиль с помощью своего деда раскопал яму и обнаружил овальный участок, замощенный кирпичами, длиной около трех метров с каменным бордюром; кирпичи имели стеклянистую поверхность, и на одном из них виднелись странные отметины. Вскоре один заезжий археолог сказал Фродену, что они обнаружили римскую или средневековую стеклоплавильную печь, но воображением энтузиастов завладела гораздо более волнующая теория.

Глиняная табличка из Глозеля с надписью на неизвестном языке


Местные учителя предположили, что это место служило для кремации умерших, и при дальнейших раскопках можно будет обнаружить гораздо больше, чем уже найдено. Один из учителей, взявший одаренного, но необразованного Эмиля под свое крыло, дал ему кое-какие книги по археологии, чтобы познакомить его с азами предмета. Сначала исследования выполнялись силами любителей и энтузиастов, но в начале 1925 г. появился настоящий руководитель. Альбер Морле, доктор из расположенного неподалеку курортного города Виши, интересовавшийся римским периодом истории Франции, прибыл к месту событий. Он сообщил Фроденам, что они открыли важный исторический памятник, который может принести ценные находки и поэтому должен быть обнесен оградой.

Морле приобрел исключительные права на раскопки и публикацию результатов, и они с Эмилем приступили к работе. Их открытия вызвали жаркие споры среди археологов. Огромное количество находок было извлечено из неглубокого почвенного слоя на склоне холма, который они окрестили «полем мертвых». Там были резные кости, похожие на экземпляры из пещер каменного века во Франции, рисунки оленей и лошадей, снабженные буквами, а иногда целыми надписями. Другие материалы, явно относившиеся к более позднему периоду, включали полированные каменные топоры и грубо слепленные горшки с изображениями лиц и надписями, сходными с теми, что были вырезаны на костях. Среди керамических изделий попадались причудливые фаллические фигуры и отпечатки рук размером в три раза больше настоящих.

Наиболее загадочной находкой, сделанной в Глозеле, были десятки кирпичей, испещренных надписями и напоминавших письменные таблички с Ближнего Востока из обожженной глины; однако надписи были сделаны на неизвестном языке. В целом около 5000 объектов было обнаружено и выставлено для демонстрации в маленьком музее, устроенном Фроденами.

Собрав эту необыкновенную коллекцию, Морле высказал мнение, что глозельская культура процветала после окончания последней ледниковой эпохи около 10 000 лет назад, когда и произошло смешение артефактов раннего каменного века с более поздним археологическим материалом. Уникальная природа находок из Глозеля заставила многих французских археологов занять сдержанно-одобрительную позицию, но неожиданно сильная поддержка пришла со стороны Соломона Рейнаха, директора Национального музея древностей в Сен-Жермене. Он подчеркивал важность ранних датировок керамики и надписей, объявив Францию центром древней цивилизации.

Глозель стал местной достопримечательностью, и туда устремился поток туристов, посещавших музей Фроденов и кафе, которое они тоже украсили своими находками.

Однако партия скептиков тоже набирала силу. Для многих обстоятельства открытия казались весьма подозрительными. Находки представляли собой мешанину материала из различных археологических периодов. Вместе с тем все они были обнаружены в тонком слое почвы без признаков стратификации. Не было ни ям, ни ровных поверхностей, где могли бы сохраняться отдельные предметы, однако большинство горшков было найдено в целости и сохранности, что крайне редко случается при обычных раскопках. Таинственные непереводимые таблички не были похожи ни на какие археологические находки, сделанные на территории Франции. Изучение некоторых резных костей и каменных топоров показывало, что их обрабатывали стальными орудиями. Хуже того, куратор местного музея заявил, что когда он укрывался от грозы в конюшне на ферме Фроденов, то видел несколько надписанных, но не обожженных табличек.

Чтобы уладить этот неприятный конфликт, международный антропологический конгресс в 1927 г. послал комиссию, состоявшую из археологов, для изучения места раскопок. Они выбрали участки наугад и начали копать, но в первый день ничего не нашли. Со второго дня начали попадаться уже знакомые археологические материалы, которые, как они подозревали, были подброшены, – в особенности надписанная табличка, обнаруженная на дне «кармана» из рыхлой коричневой почвы, совершенно отличающейся от серой почвы вокруг нее. В попытке защититься от ночных подлогов археологи, входившие в состав комиссии, посыпали место раскопок гипсовой крошкой.

Молодой французский археолог Дороти Гэррод, проверявшая состояние защитного покрытия на следующее утро, встретилась с доктором Морле, который обвинил ее в попытке сфабриковать находки для дискредитации его работ. Отношения между ними окончательно испортились; Морле и его сторонники были уверены, что комиссия настроена против них. Поэтому они не были удивлены ее выводами: «На основании совместных наблюдений и обсуждений мы пришли к выводу, что все материалы, изученные нами в Глозеле, не представляют археологической ценности».

Оскорбившись, Рейнах и Морле на следующий год учредили собственную комиссию, которая (что неудивительно) вынесла благоприятный вердикт. Однако тем временем полиция совершила рейд на ферму Фроденов и забрала находки из фермы и музея. Их тесты показали, что гончарные изделия были мягкими и растворялись в воде, что в глине, из которой были сделаны некоторые горшки, содержались обрывки хлопковой ткани и куски мха, поэтому их нельзя было обжечь, и что многие костяные и каменные артефакты были созданы с использованием металлических инструментов.

Французское доисторическое общество подало в суд иск о мошенничестве, совершенном «неизвестной личностью», и выиграло дело, но, когда Эмиля Фродена непосредственно обвинили в мошенничестве, он подал встречный иск о возмещении морального ущерба и победил. Однако, по решению суда, сумма возмещения составила лишь один франк, поэтому его победу вряд ли можно назвать триумфом.

К 1950 г. археологи пришли к общему мнению, что «глозельское дело» было обманом, поддержанным неопытными и чрезмерно доверчивыми исследователями, и о нем надолго забыли.

В 1974 г. находки, сделанные в Глозеле, неожиданно возникли из небытия. Ряд объектов был датирован с использованием относительно нового метода термолюминесценции (ТЛ), который измеряет накопление радиоактивности в нагретых материалах после первого обжига. Разброс датировок составил от примерно 600 г. до н. э. до 200 г. н. э. Эти датировки были гораздо более поздними, чем предложенные Морле и Рейнахом, но, во всяком случае, не современными. Анализы выполнялись в нескольких лабораториях, так что обычная ошибка кажется маловероятной.

Но могли ли археологи признать, что они ошибались?

Такой возможности не было, поскольку глозельские находки казались еще менее правдоподобными после полувека интенсивных исследований. Нигде во Франции не было обнаружено надписанных табличек или гончарных изделий подобных глозельским, поэтому они казались явной аномалией. Более того, новые датировки были еще более обескураживающими, чем старые. Археология кельтской и римской Галлии (современной Франции) очень хорошо изучена, и объекты из Глозеля не имеют к ней никакого отношения. Элвин Броган, ведущий специалист по археологии данного периода, подтвердила это мнение после изучения глозельской коллекции: «Я не могу понять следующее: если верить датировкам ТЛ-анализа, мы должны были обнаружить при раскопках фрагменты кельтской и/или галло-романской керамики или другие объекты, но в коллекции этого музея я не нашла ни одного артефакта галло-романского или кельтского периода».

Несмотря на то что французы занимались дальнейшим исследованием этой проблемы, противоречие между археологией и точной наукой так и не было разрешено. После 70 лет жарких споров «французский Пилтдаун» по-прежнему остается полной загадкой.