Ощущение, что он — Архип Куинджи — мариупольский мальчишка, обветренный приазовскими солнечными ветрами, сильнее многих других, пришло к нему очень рано. В шесть лет, став круглым сиротой, он жил то у старшего брата, то у тётки, которые сами еле перебивались. И он, и родственники Архипа были из семьи бедного сапожника Ивана Куинджи, одно время жившего среди татар. Мариупольские греки-эллины относили семью сапожника к греко-татарам — самому низкому сословию здешнего населения. Может быть, этот момент и сыграл свою роль в становлении характера крепкого малыша: надеяться не на кого и надо быть сильным. О силе его хорошо знали мальчишки соседних улиц: от плечистого крепыша им доставалось как следует за котят, щенков и другую живность, какую они мучили. Архип не только отбивал животных и птиц, но и пытался их подлечить, пристроить.

Восход солнца

С шести лет он уже пас гусей, с одиннадцати — работал на постройке церкви (подавал кирпичи), потом стал «комнатным мальчиком» у хлеботорговца Амаретти: чистил хозяевам обувь, убирался, прислуживал за столом, был «на побегушках». И при этом везде, где только мог: на глинобитных заборах — углём, на обрывках бумаг — карандашом — рисовал... На это обратил внимание его хозяин и показал рисунки своему более образованному коллеге. Тот дал пятнадцатилетнему Архипу рекомендацию и посоветовал обратиться к Айвазовскому, что жил неподалёку — в Феодосии.


Горы. 1885-1890

Мальчик отправился к нему, полный надежд, но художник оказался в долгом отъезде, а его ученик показал Архипу, как обращаться с полотном, красками и разрешил копировать картины Маэстро. На этом и закончилось трёхмесячное обучение юного Куинджи. Так что первой природной стихией, какую пытался юный грек, выросший у моря, перенести на полотно, была вода — море с отражённым в нём светом солнца и луны.


Горы. 1890-1895

Вернувшись после этой учёбы в Мариуполь, Архип стал работать у местного фотографа ретушёром, складывая постепенно грош за грошиком, чтобы через год-два по-настоящему начать учиться живописи. Что же касается общего образования, то здесь у Куинджи были большие пробелы. Какое-то время за медные гроши учился он в «Вольной школе» у полуграмотного грека-учителя, а затем немного в городской русской школе.


Ай-Петри. Крым. 1898-1908

И вот к двадцати годам, скопив на дорогу денег, Архип Куинджи отправляется в Петербург, планируя учиться живописи и зарабатывать при этом на жизнь ретушёром. Тут-то со всей полнотой проявляется и сила характера, и одарённость молодого Куинджи. Вот что рассказывает об этом лучший ученик художника Н.К.Рерих:


Казбек

«Три раза Куинджи пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и три раза ему отказывали. В третий раз 29 студентов были приняты, и ни один из них не оставил своего имени в истории искусства. И только ему одному — Куинджи — было отказано. Но юноша был настойчив, и, вместо бесполезных попыток, он написал пейзаж: у моря с лунной дорожкой «Татарская сакля в Крыму». Пейзаж он подарил Академии на выставку и получил две награды. Без сдачи экзаменов Академия присуждает ему звание неклассного художника и разрешает быть своим вольнослушателем». С 1866 года Куинджи — в Академии.


Эльбрус. 1898-1908

Естественным для бедного разночинца Куинджи, познавшего всю тяжесть борьбы за существование, стало сближение с передвижниками. Сближение было не только вступлением в Товарищество, было оно идейным и творческим. Картины нищего российского села с невесёлым пейзажем, «Чумацкий тракт» с увязшими в грязи волами, были одобрены и передвижниками, и прессой. Но, человек солнечной стихии, масштабно-монументального восприятия природы, он рвался из тесных рамок социально-художественного мировоззрения уходящего уже передвижничества. Рвался к постижению природы, к поиску новых выразительных средств, к радости света и преобразующей его силе.


Вершина Эльбруса, освещенная солнцем. 1898-1908

"Непрерывные поиски новых световых эффектов, — пишет советский искусствовед Н.Н. Новоуспенский в своей книге о Куинджи, — позволили ему открыть в природе ещё никем не введённые до него в искусство мотивы, даже в сюжетах, многократно разработанных художниками. На Кавказе он много лет варьировал изображения снежных вершин, то освещенных малиновым светом заката, то ослепительно сверкающих под лучами полуденного солнца." И не появись эти горные пейзажи у Куинджи, едва ли были бы созданы замечательные Гималайские циклы его ученика Н.К.Рериха. Хотя, кто знает, может быть, к этому Н.К.Рерих пришел бы и сам, но он уже получил эстафету от своего Учителя.


Облако над горной долиной. 1898-1908

Малиновый «Эльбрус вечером» был написан Куинджи в 1898—1908 годах, когда после феерического успеха его последней выставки 1882 года он совершенно перестал выставлять свои новые полотна не только на суд публики, но и на суд своих коллег — художников. В тиши мастерской, на природе он продолжал свой бесконечный поиск. Именно тогда появилась и дивная картина «Радуга», где взаимодействие земли, воды, воздуха и солнца с невероятной силой претворяются художником в тот Космический мост, о котором так и хочется сказать строками Эдуардаса Межелайтиса:

Я, как мост меж землёю и солнцем,
И по мне солнце сходит на землю,
А земля поднимается к солнцу...


Эльбрус вечером. 1898-1908

И.Е.Репин сказал: «В пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник. Художник-новатор. Художник света». Прекратив свою выставочную деятельность в 1882 году, Куинджи не ушёл от людей только в творческий поиск. Он пришёл к людям через своих учеников, величайшим среди которых стал Н.К.Рерих. Не зря называл он Архипа Ивановича своим Гуру. От него Рерих взял и развил в своём искусстве до недостижимой высоты и Космическое видение мира, и монументальную архитектонику в изображении гор и храмов, и силу света. Света как выразительного средства живописи и Света как понятия нравственно-этического Закона.


Снежные вершины гор. Кавказ. 1890-1895

Н.К.Рерих знал и удивительную доброту своего Учителя, и аскетическую его скромность в бытовой жизни. Неоднократно наблюдал он величественно-трогательную, а иногда весёлую картину, когда Куинджи на крыше своего дома встречался с небесными странниками: голубями, воронами, воробьями, бабочками. Кормил их, лечил, а слетались к нему птицы тысячами. Видя это, молодой Рерих не мог не чувствовать какого-то особого родства своего Учителя с небом, его обитателями. Родства, которое шло от того огня, что горел в сердце удивительного художника и человека.

По материалам Кабановой А.П.


Эльбрус днем. Не ранее 1890

Судьба творческого человека, особенно такого, который наделен от Бога большим талантом, невозможна, если у него нет хорошего, надежного тыла. Этим тылом для Архипа Куинджи была его жена Вера. Юный Архип Куинджи, встретив однажды свою землячку, дочку богатого мариупольского купца Леонтия Кечеджи Веру, полюбил ее сразу и навсегда. И Вера ответила ему взаимностью.


Снежные вершины. 1890-1895

Будущий художник был тогда беден. И, конечно же, Леонтий Кечеджи не испытывал никакого желания отдавать свою дочь замуж за него. 100 рублей (сумма по тем временам огромная) - такую цену назначил купец за ее руку и сердце. Возможно, Кечеджи рассчитывал на то, что со временем дочкина «блажь» пройдет. И он сможет выбрать ей партию более достойную, чем безвестный и нищий художник.


Снежные вершины. Кавказ. 1890-1895

Этого не произошло. Вера не забыла, не разлюбила своего Архипа. Долгих двенадцать лет прошло, пока два любящих сердца смогли соединиться (когда Архип принес будущему тестю заветную «сотенную», тот выдвинул новые требования). Так что полюбила Вера Кечеджи небогатого юношу, а замуж вышла за известного художника. Собственно, желание ее отца осуществилось: дочь сделала хорошую партию. Ни в каких богемных скандальных хрониках 19 века имя молодого Куинджи не упоминается. То есть, как он увидел свою землячку, карасевскую гречанку Веру, влюбился в нее, так и любил ее всю жизнь. Так же и Вера.


Туман в горах. Кавказ. 1898-1908

В государстве, которое именовалось советским, роль Веры Куинджи в жизни Архипа Куинджи практически была сведена на нет. На нет была сведена и ее трагическая судьба. В 1920 году в красном Петрограде Вера Куинджи умерла от голода. Она умирала от голода, судя по всему, в той квартире, которая сейчас является мемориальной квартирой Куинджи...


Эльбрус вечером 2. 1898-1908

Трагедия любимой жены Куинджи заключалась и в следующем. Став знаменитым художником, Архип Куинджи разбогател. Однако в их доме не было роскоши и излишеств. Большую часть состояния Архип Куинджи потратил на стипендии для своих студентов в Академии художеств. Исаак Бродский (приехавший из Бердянска студент) был одним из тех, кого за собственные средства выучил Куинджи. Бродский добился больших успехов и популярности в советское время. От голода он был надежно защищен кремлевским пайком. Однако умирающую жену своего учителя спасти от голодной смерти он не счел нужным.

По материалам Марины Володоевой


Эльбрус днем 2. 1898-1908


Эльбрус. Лунная ночь. 1890-1895

А это та самая "Радуга" - одна из самых знаменитых картин великого мастера


Радуга. 1900—1905

и портрет Маэстро Архипа Ивановича Куинджи


Крамской И.Н. "Портрет А.И.Куинджи". 1872

Является предположительной — в архивах хранятся три паспорта художника: в одном из них указано, что он родился в 1841 году, во втором — в 1842 году, а в третьем — в 1843 году.

Не все однозначно и с фамилией художника. Он происходил из семьи обрусевших греков. В метрике было записано , что он сын Ивана Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.

Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер, вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявилась страсть к рисованию. Один из феодосийских хлеботорговцев посоветовал Архипу ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу, где думал с братьями открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств.

В начале 1860-х годов он приехал в Петербург, рассчитывая поступить в Академию художеств, но учеником академии так и не стал. В 1868 году, выставив на конкурс картину "Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма", он получил звание свободного художника и стал вольнослушателем академии.

В 1872 году за картину "Осенняя распутица" он получил звание классного художника.

В 1873 году Куинджи выставил в Обществе поощрения художеств картину "Снег", за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получил бронзовую медаль. В том же году он выставил в Вене свою картину "Вид на остров Валаам", в Петербурге — "Ладожское озеро".

В 1874 году на выставке товарищества передвижных выставок Куинджи представил "Забытую деревню", в 1875 году — картины "Степи" и "Чумацкий тракт", в 1876 году — "Украинскую ночь", которая в 1878 году вместе с "Видом на остров Валаам" и "Чумацким трактом" появилась на всемирной выставке в Париже.

В 1877 году Куинджи стал членом товарищества передвижных выставок. В 1878 году художник выставил свои картины "Лес" и "Вечер в Малороссии", в 1879 году — "Север", "Березовую рощу", "После грозы". В том же году Куинджи покинул выставки товарищества.

В 1880 году он устроил в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины "Ночь на Днепре", которая имела небывалый успех, и в том же году была выставлена в Париже.

В 1881 году так же отдельно Куинджи выставил "Березовую рощу", имевшую столь же крупный успех, в 1882 году — "Днепр утром" вместе с "Березовой рощей" и "Ночью на Днепре". После этой выставки до конца жизни Куинджи больше нигде своих картин не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

В конце 1890-х — начале 1900-х годов художник часто писал горные пейзажи Кавказа ("Казбек вечером", "Эльбрус днем"). В творчестве Куинджи также проявились элементы стиля модерн — в полотнах "Поляна в лесу. Туман" (1890-е), "Пятна лунного света в лесу. Зима" (1900-е), "Лунная ночь. Раздумье" (1876-1890), "Сумерки" (1890-1895). Пантеистическое чувство, которое пронизывает эти произведения, ощутимо в картинах "Радуга" (1900-1905) и "Дубы" (1900-1905).

На рубеже веков Куинджи много работал над мотивом заката, написав "сюиту" произведений — "Закат зимой. Берег моря", "Красный закат" (обе — 1900-е), "Закат в степи на берегу моря" (1900-1910).

Одновременно с творчеством Куинджи проявлял свои практические способности — он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму.

Куинджи преподавал в петербургской Академии художеств. С 1892 года — профессор, с 1894 года — профессор-руководитель пейзажной мастерской. В 1897 году он был уволен за поддержку студенческих волнений. Среди его учеников были Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Николай Рерих и др.

С 1893 года Куинджи был действительным членом Академии художеств.

Он был инициатором создания в 1909 году Общества художников, позже получившее название Общество имени А.И. Куинджи.

Став миллионером, Архип Куинджи продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев. В 1904 году он принес в дар Академии художеств 100 тысяч рублей для выдачи 24 ежегодных премий, в 1909 году пожертвовал художественному обществу своего имени 150 тысяч рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11,7 тысячи рублей для премии по пейзажной живописи.

24 июля (11 июля по старому стилю) 1910 года Архип Куинджи скончался в Петербурге. Похоронен на Смоленском православном кладбище, позже его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Художник был женат на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы.

В 1989 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в Биржевом переулке в доме, где художник провел последние 13 лет жизни, был основан Музей-квартира А.И. Куинджи.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Обрусевший грек, сын сапожника, который провалился при поступлении в Академию искусств в Петербурге. Наверно, ему было суждено стать величайшим мастером пейзажной живописи, сквозь полотна которого мы и сегодня восхищенно смотрим на украинскую действительность конца девятнадцатого века и горные пейзажи Кавказа. А. Куинджи стал очень состоятельным человеком, но продолжал жить скромно, активно поддерживая молодых и бедных художников.

Биография Куинджи - история жизни человека, для которого творчество всегда оставалось на первом месте. В юности он учился у Ивана Айвазовского и даже ненадолго стал отшельником, чтобы полностью отдаваться любимому делу. Архип Куинджи совершенно по-новому раскрыл возможности пейзажа, открыл множество новых цветовых решений и добился необычайной интенсивности красок. Он стал прекрасным преподавателем и оберегал своих учеников от подражания признанным мастерам. Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.

Тайна происхождения и рождения Куинджи

Принято считать, что художник родился 27 января (15-го по старому стилю) 1841 года. Но эта дата рождения является очень приблизительной, так как в архивах хранится три паспорта Архипа Куинджи. Согласно одному документу, художник появился на свет в 1841-м, другому - в 1842-м, а в третьем паспорте указан 1843 год рождения.

Неоднозначно все и с фамилией мастера пейзажной живописи. Он был сыном Ивана Еменджи и происходил из семьи обрусевших греков, коих на берегах Азовского моря достаточно. Правда, мальчику, судя по всему, досталась фамилия деда - известного в тех краях ювелира - Кумюджи. Позже фамилию записали в неправильной транскрипции, и сейчас весь мир знает Архипа Куинджи.

Сиротское детство и бедность

Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. Архип стал сиротой. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог - Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.

Знакомство с Айвазовским и юность

Во время службы хлеботорговцу мальчик начал интересоваться живописью. Он постоянно рисовал: на обрывках бумаги, на земле и заборах, стенах зданий. Зерноторговец (а по другой версии - друг работодателя Архипа) заметил склонность мальчика к живописи и посоветовал ему отправиться в Феодосию, чтобы учиться у Ивана Айвазовского. Подросток послушался совета.

В четырнадцать лет Архип Куинджи отправился в Феодосию из Мариуполя. Он все-таки добрался до места, где жил Айвазовский, однако художник не оценил таланта подростка, доверив ему красить забор и толочь краски. Небольшую помощь в освоении мастерства оказал Архипу только молодой родственник Айвазовского, который пока только копировал картины известного художника. Архип Куинджи пробыл в Феодосии пару месяцев и отправился домой. Он был очень расстроен.

Куинджи, биография которого только начиналась, удалось устроиться ретушером у одного из местных фотографов в Мариуполе. Позже он отправился в Одессу и Таганрог. Занимался Архип Куинджи все тем же - ретушировал фотографии. Он подумывал открыть собственное фотоателье, но не смог собрать необходимую сумму.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам - далеко не редкость для молодых художников. После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Увлечение идеями передвижников

В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.

Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества - «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.

Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей. Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины. Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности. Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря - одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. В итоге победа осталась за последним.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца - Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Моновыставки и затворничество

После «Украинской ночи» были еще трилогия «Березовая роща», «Север», «После дождя» и «Вечер на Украине», над которой художник трудился практически четверть века. А вот «Лунную ночь на Днепре» Куинджи удостоил моновыставки. Он задрапировал окна плотной тканью и направил луч света на полотно. Моновыставка вызвала настоящий ажиотаж. «Лунная ночь на Днепре» для Куинджи стала пиком творческой карьеры.

Правда, краски, которые использовались при создании картины, были очень специфичны. Они начинали разлагаться и темнеть при воздействии солнечного света и воздуха. Впоследствии это сыграло злую шутку. Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал ее князю Константину. Тот взял полотно в кругосветное путешествие. Под влиянием морского воздуха и солнечного света краски потемнели, и полотно утратило былое великолепие.

После моновыставки художник «замолчал» на долгие двадцать лет. Архип Куинджи, биография которого недавно сделала резкий поворот, решил уединиться в мастерской и не показывать никому свои шедевры. Скорее всего, он просто устал. Критики считали, что живописец исчерпал себя, но это было не так. Художник продолжал создавать картины, которые потом стали известными.

В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. В шестьдесят лет живописец Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин - оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». О художнике снова заговорили.

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников. Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства. Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха - непревзойденного мастера, А. Рылова - певца русской природы, К. Богаевского - певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования. При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу. Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи - это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Тяжелая болезнь и смерть художника

Почти в семьдесят лет Куинджи заболел воспалением легких. Художник находился в Крыму, затем жена перевезла его в Санкт-Петербург. Но на состоянии здоровья живописца сказалось и больное сердце. Надежда на выздоровление с каждым днем была все меньше и меньше. Архип Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года. Похоронен художник на Смоленском православном кладбище.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Поразительно упорство нищего мальчишки-грека, который вопреки всем обстоятельствам стал гордостью русской живописи. Краткая биография Куинджи говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Детство и юность

Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний - то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку.

Бедность и нищета заставляли его пасти гусей, работать учетчиком кирпича, а потом у торговца хлебом. Но была жажда рисовать, которая привела его в Феодосию. 14-летний Куинджи, биография которого только начиналась, мечтал стать учеником великого И. К. Айвазовского. Но не сложилось - ему доверили только перетирать краски и красить забор. Он вернулся в родной Мариуполь и стал ретушером - не живопись, но чем-то похоже. До 24 лет он метался по черноморскому побережью, работая все так же.

Петербург

В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Его просто-напросто не принимали в Академию. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но его заметили, и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.

Развитие

Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству - «Украинская ночь».

Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Теперь Куинджи начнет обдумывать все - и темы, и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, - «Вечер на Украине». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа - «Север», «Березовая роща» и «После дождя».

Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся, и после этого Куинджи выставляет одну картину - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку - со временем краски потемнели, и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.

Это уже новый этап в творчестве, родился художник-философ - Архип Иванович Куинджи. Биография говорит о его размышлениях о реальности, о других способах ее выражения на полотне. Он стремится постичь глубину вещественного мира. Вспомните, что это был когда-то всего лишь мало обученный, не закончивший Академию художеств почти нищий сирота. До каких вершин духа при таланте и трудолюбии может подняться человек!

Уединение

В 1881-1882 годах Куинджи организовывает еще две выставки, на которых показывает «Березовую рощу», громко прогремевшую среди любителей живописи, и «Днепр утром». Вот это произведение было принято очень сдержанно. После этого живописец почти на двадцать лет удаляется от общественной жизни. Объяснения затворничеству такого знаменитого человека, как художник Куинджи, биография дать не может. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики.

Работа в одиночестве

Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Он пишет все новые и новые работы, ища другое стилевое направление. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. Крым», «Морской берег. Вид на Крым», «Крым. Яйла», «Горный склон. Крым» и многое другое. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.

Кавказ

В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Кавказ».

Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Это абсолютно другой, обновленный и технически, и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.

Новая выставка

В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, - «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Вообще к этому времени живописец создал примерно пятьсот работ. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.

Сделанные Куинджи выставки вновь привели публику в восторженное состояние, снова пошли о нем споры и разговоры, но художник вновь закрылся. Причин такого поведения Куинджи краткая биография, как и его современники, предоставить не могут. Может быть, художник устал от пустопорожней болтовни, ведь ему исполнилось шестьдесят лет. Правда, по нашим меркам это еще не так много, но тогда считали несколько иначе.

Последние годы

Десять лет Куинджи создавал все новые полотна. Абсолютный шедевр того времени - картина «Радуга». Она находится в Русском музее. Над этим произведением Куинджи работал пять лет. Вдоль огромного, еще не заколосившегося поля причудливо извивается дорога. Над ними раскинулось занимающее две трети полотна небо со сверкающей радугой. Все предельно просто, но такая простота дается огромным мастерством, наблюдательностью и мыслью. Уже написаны «Красный закат» и «Ночное» (1905-1908).

Смерть художника

Находясь летом в 1910 году в Крыму, он заболел воспалением легких. Это и сейчас грозная болезнь, надолго выводящая человека из строя. А тогда не было никаких антибиотиков. С разрешения врачей любящая заботливая супруга перевезла больного в Петербург, но усилия врачей не помогли. Не выдержало больное сердце, и он ушел из жизни в июле 1910 года. Сейчас его могила находится на в Александро-Невской лавре.

Благотворительность

Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств, и Обществу художников им. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После его смерти она получала назначенную Архипом Ивановичем пенсию, а все свое состояние художник распределил между родственниками и Обществом художников.

Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Краткая биография говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Архип Куинджи не оставил после себя дневников, мемуаров и писем. Предположительная дата его рождения - 27 января 1841 года. Он родился в Мариуполе, но по некоторым версиям он мог родится также в 1840-м, а может - в 1842 году. Не все однозначно и с фамилией художника. В метрике было записано, что он сын Ивана Христофоровича Еменджи. Но мальчику, предположительно, досталась фамилия деда-ювелира Куюмджи, позже вписанная в неправильной транскрипции.

Отец Куинджи был сапожником. В 1845 году он умер. Вскоре ушла из жизни и мать Архипа. Рано оставшись сиротой, мальчик не смог получить образования. Предположительно до десяти лет он посещал начальную греческую школу, а через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. В судьбе Куинджи наметился поворот, когда феодосийский хлеботорговец Дуранте (по другой версии – Аморетти) посоветовал ему ехать учиться в Феодосию к знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Куинджи направился в Феодосию пешком, пробыл там почти все лето, но великий мастер не оценил талант подростка. Поэтому первые уроки живописи Куинджи получал от родственника Айвазовского - Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи стал работать ретушером у местного фотографа, а затем направился в Одессу. Куинджи с братьями хотел даже открыть собственную студию, но не смог собрать для этого нужных средств. Когда он понял, что терять нечего, а время работает не на него, он решил переехать в столицу – Петербург.

Переезд состоялся то ли в 1860-м, то ли в 1861 году. Куинджи дважды поступал в Академию художеств и дважды проваливался. По одной из версий, благодаря упорству он все же стал вольным слушателем и смог посещать некоторые классы, где познакомился с Ильей Репиным и Виктором Васнецовым. Куинджи не смущали ни скудная еда, ни скромная одежда. У него появились новые друзья и любимое дело. Вечные долги и безденежье не смущали молодого художника. «Если художественное дарование настолько слабо, что его надо ставить под стеклянный колпак, а иначе оно погибнет, то туда ему и дорога!» - говорил он позже.

В 1868 году Куинджи впервые заявил о себе на академической выставке с картиной «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». В результате академики признали новичка достойным звания свободного художника. Он был допущен до экзаменов, и ему было разрешено их сдать с отсрочкой и в неполном объеме. Куинджи, имея только незаконченной начальное образование, не был силен в точных науках. Но и это было победой. Хотя позже отсутствие классического образования часто ставилось в вину живописцу, а некоторые критики его упрекали в слабости рисунка, в наивности композиции, в пестроте цвета. Но, может быть, именно это обстоятельство позволило Куинджи сохранить до конца дней самобытность и оригинальность, непосредственность ощущения красоты природы.

На следующую выставку в 1869 году Куинджи представил три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море» и «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В них явно ощущалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой Айвазовского и его стремление овладеть основами академической школы. Куинджи также познакомился с Василием Поленовым и Марком Антокольским.

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Пытаясь заработать, Куинджи вспомнил свою прежнюю профессию ретушера. Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками у него оставались лишь вечерние часы.

В 1970 году Куинджи сдал четыре основных выпускных экзамена в Академии художеств. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. Подтверждением этому стало создание в 1870 году пейзажа «Осенняя распутица». Картина была выставлена на первой выставке Товарищества художников-передвижников и сразу обратила на себя внимание. Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествовашая об унылой жизни русской деревни, была наполнена той же болью, которая пронизывала лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. По раскисшей под дождем дороге медленно двигалась телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом брела женщина с ребенком. Картина была исполнена глубокого сострадания и грусти.

Осенняя распутица

Куинджи начал ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдался новым впечатлениям. Источником вдохновения для живописца стал остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Там он нашел сюжеты своих будущих пейзажей - огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывало бледное северное солнце. Лето 1870 года Куинджи провел на Валааме, много и увлеченно работая с натуры. В это время он создал десятки этюдов и рисунков.

Возвратившись в Петербург, Куинджи написал два пейзажа в 1873 году - «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». В это время интерес к творчеству Куинджи возник не только у художников, но и у публики.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрелось как монументальное эпическое полотно. Холст делился на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Зрители видели освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществовали в пейзаже в неустойчивом равновесии. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимали напряжение. В северной природе царили гармония и покой. Художник с увлечением нарисовал каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.

На острове Валаам

В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливалась. Увеличивалось и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, соединял в себе черты идеала и натуры. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Два тонких дерева с обломанными ветвями - сосна и береза‚ - освещенные резким светом, казались особенно одинокими и хрупкими на фоне темного цельного пятна леса. Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствовали созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной. Картина «На острове Валааме» стала первым произведением Куинджи, купленным Павлом Третьяковым для его Галереи. Картина «Снег» была удостоена бронзовой медали на международной выставке в Лондоне. С этого момента Куинджи занял заметное место в ряду передовых художников своего времени.

Шишкин И.И., Брюллов П.А., Куинджи А.И., Волков Е.Е., Бакст Л.С., Вилье М.Я. (и др., групповой портрет русских художников)

В 1873 году после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Его путь лежал через Германию, в Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле и Вене. После ознакомления с произведениями зарубежных художников Куинджи счел, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 году, Куинджи приступил к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Картина была будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В ней все было уныло, безотрадно и тускло. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливались с землей. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорил о том, что она обитаема. «Забытая деревня» - это была картина народной жизни, показанная через восприятие природы.

Забытая деревня

К четвертой передвижной выставке в 1875 году Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Художник обратился к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжал линию «Забытой деревни». Работая над пейзажем, живописец, прежде всего, стремился выразить свою гражданскую позицию. Острые общественные проблемы заставляли Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Художник снова обратился к вытянутому по горизонтали формату холста, создающему ощущение протяженности. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, была заполнена обозами чумаков. Мелкий сеющий дождь размывал очертания предметов, и повозки на заднем плане сливались в единый поток. Люди понуро сидели на возах или брели, утопая в грязи, с трудом тянули повозки волы, выла собака. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Цветовое решение утрачивало монотонность и строилось на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок, и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых было написано небо у горизонта. В картине присутствовал характерный для Куинджи прием - некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. У некоторых художников эти новые качества вызвали недоумение и послужили причиной для обвинения живописца в том, что он не завершает свои холсты.

Чумацкий тракт в Мариуполе

После «Чумацкого тракта в Мариуполе» художник словно начал новую страницу своей творческой жизни: отныне он писал пейзажи, в которых создавал идеальные образы, полные гармонии и красоты. Появление на передвижной выставке картин «Степь» и «Степь весной», совершенно лишенных пессимистической окраски‚ полных света и воздуха, было воспринято зрителями восторженно. Со «Степи весной» начался блистательный путь Куинджи-поэта, влюбленного в красоту мира.

Степь. Нива

Ладога встретила чету сильным штормом. Пароход долго не мог причалить к берегу Валаамской обители, палуба захлестывалась пятиметровыми волнами. Экипаж всю ночь сражался со стихией, а к рассвету судно наскочило на скалу, и дальше пассажиры боролись за жизнь в спущенных на воду шлюпках. Лодка Архипа и Веры Куинджи чудом проскочила в тихую Никоновскую бухту. Из Валаамского монастыря Куинджи вернулся обновленным с новыми идеями и грандиозными замыслами.

Позже Куинджи вновь отправился за границу, в Париж. Импрессионисты внимания Куинджи не привлекли. Он изучал картины художников Барбизонской школы. Суждения Куинджи о французской живописи были довольно резкими.

В 1876 году Куинджи показал на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех - это «Украинская ночь». На фоне ночного безмолвия дремали освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя и тихая медленная река. Мир, полный неги, красоты и покоя. «Украинская ночь» стала началом зрелости мастера. Определился и творческий метод художника. Он отказался от выписанности, детализации, обобщал предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Построение картины было выдержано в неторопливом, плавном ритме переходящих друг в друга колористических плоскостей. Передний план был прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастировали блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток.

Украинская ночь

В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». Профессор Академии художеств Павел Чистяков возмутился дерзостью художника, который «нарушил все законы живописи». Третьяков выразил свое недоумение нежеланием покупать новую картину. Репин объяснил такую реакцию пренебрежением Куинджи традициями, согласно которым пейзаж мог только обрамлять исторический или социальный сюжет, нести в себе черты драмы или комедии. Куинджи, всегда внимательный к критике, на этот раз мнение общественности проигнорировал – он, наконец, нашел дорогу, по которой был готов пройти в одиночку.

К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Художника привлекали свет полной луны и пылающие огнем пурпурные закаты.

В 1878 году на шестой передвижной выставке Куинджи представил два пейзажа - «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи тесно заполнял пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Стволы были освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывалось в пейзаж сквозь просвет между деревьями. В этом пейзаже было что-то салонно-красивое и театральное. Не был принят художниками и «Вечер». Для «Вечера» Куинджи вновь прибег к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Стены хаты были залиты солнечным светом, который окрашивал их в яркий розово-малиновый цвет. Куинджи сознательно форсировал цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Для него натурные наблюдения служили лишь отправной точкой для создания идеального образа. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.

Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его росла от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. Перед картинами мастера толпился народ, его произведения ждали, надеясь увидеть в них каждый раз что-то новое и необычное. На седьмую передвижную выставку 1879 года художник должен был представить три картины, и выставку не открывали, так как Куинджи не успевал к сроку. Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».

Север

В «Севере» Куинджи вновь обратился к северной русской природе. Картина была написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В вертикальной композиции холста большую часть занимало изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками. Передний план картины представляла скалистая гора, на которой росла одинокая сосна, - был написан художником так же эскизно и широко. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки была погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. «Север» логически завершал трилогию, начатую художником еще в 1870 году. Суровая северная природа больше не вдохновляла Куинджи. Теперь он искал в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения.

После дождя

Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. По сути дела в пейзаже были только две большие цветовые массы - написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Несколько мелких деталей - дома, пасущаяся корова, деревья – были сосредоточены в центре холста и служили лишь оживляющим композицию стаффажем. В построении пространства большую роль играл свет: темный на переднем плане луг постепенно светлел и как бы на самой высокой ноте сталкивался на горизонте с темным небом, которое, наоборот, высветлялось к переднему плану.

Березовая роща

Самым большим успехом на выставке пользовалась «Березовая роща». Рядом с ней все остальные картины казались тусклыми и темными, настолько ярок и насыщен был солнечный свет. Газеты заполнились хвалебными статьями. В одном из журналов появилась карикатура, на которой Куинджи изображался в момент работы над «Березовой рощей»: в одной руке у него были кисти, а в другой - электрическая лампочка вместо палитры, солнце растирало краски, а месяц выдавливал их из тюбиков.

«Березовая роща» – идеал природы. В пейзаже не было отвлекающих внимание деталей, поляна выглядела плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрелись условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана - гладкоокрашенным театральным фоном. Солнце стало в картине главным действующим лицом. Оно окрашивало в чистые, звучные тона детали, уплощало объемы, подчеркивало лучезарную ясность и чистоту мира. В картине в полной мере выявлялись возможности Куинджи-колориста. Ограниченная палитра «Березовой рощи» была заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В целом Куинджи стремился к декоративному звучанию цвета в пейзаже.

Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвовал иллюзией объема предметов. Для его современников такая интерпретация натурного мотива казалась неприемлемой, некоторые обвиняли Куинджи в невежестве и профессиональной несостоятельности. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращался к новым пластическим средствам выражения: его занимала проблема формы.

Летом и осенью 1880 года Куинджи работал над новой картиной. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ века. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки.

Лунная ночь на Днепре

Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сиял, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Гладким зеркалом отражал свет воды Днепра, выхватывались из бархатистой синевы ночи стены украинских хат, прихотливым изысканным орнаментом были нарисованы облака в бездонной глубине неба. Это величественное, торжественное зрелище погружало в раздумье о вечности и непреходящей красоте мира. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставлял холодным серебристо-зеленым оттенкам. Мелкие темные мазки в освещенных местах создавали ощущение вибрации света. Передний план был прописан эскизно, небо же было проработано многочисленными лессировками и становилось композиционным центром картины. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Пейзаж стал необратимо темнеть.

Тем временем критика признала за художником безоговорочную победу. Творчеством художника восторгались Тургенев и Достоевский. Федор Михайлович называл полотна Куинджи «застывшей молитвой». Друзья рассыпались в поздравлениях. Коллекционеры осаждали мастерскую художника, многие были готовы купить еще ненаписанные картины. В салонах стали появляться копии картин знаменитого пейзажиста, некоторые из которых выдавались за подлинники. У Куинджи появились подражатели.

Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи за шахматами, 1907 год.

В 1881 году Куинджи выставил в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П.П.Демидова. Сделка расстроилась, и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф.А.Терещенко. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Пространство нового варианта «Березовой рощи» было густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступались, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали были выписаны более тщательно. Куинджи, обращаясь к любимому мотиву, пробовал, экспериментировал, думал над различными способами выражения.

Днепр утром

Пейзаж «Днепр утром» был написан в иной живописной манере. Здесь не было яркого источника света. Куинджи писал величественную реку в спокойных серо-голубоватых тонах. Окрашенный оттенками голубого и фиолетового цвета воздух размывал четкие очертания берегов, степи.

В 1882 году Куинджи выполнил несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», написал близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создал пейзаж «Радуга», напоминающий картину «После дождя». Но ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 года. Художник, встав перед нелегкой проблемой - продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть; как только голос спадает, надо уходить», - объяснял он свое нежелание участвовать в экспозициях. Но Куинджи и дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, он много работал, но никого не пускал в мастерскую и никому не показывал свои этюды. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника. Всего осталось около пятисот этюдов. Живописец часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявлял свои практические способности. Он стал владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, купил участок земли в Крыму. Куинджи, став миллионером, продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев, никому не отказывал в помощи.

В свободное время он с Верой Елевфериевной посещал театры и музыкальные вечера, заходил на чай к старым знакомым. Художник еще ближе сошелся с Дмитрием Менделеевым и его коллегой физиком Федором Петрушевским – живописец пытался осознать свое творчество, постичь природу света и цвета не только на практике. Кроме того, Куинджи заинтересовался городским пейзажем, но не локальным и замкнутым, его влекли освещенные панорамы. Увлеченный новой идеей, он стал искать подходящую площадку для рисования. Ей стала крыша старого доходного дома на Десятой линии Васильевского острова, откуда разворачивался захватывающий вид на Исаакиевский и Смольный соборы, открывался взору Финский залив. В конце 1880-х годов Куинджи выкупил все здание, ужасно запущенное и требующее основательного ремонта.

Художник сам взялся за хозяйство, сконструировал систему отопления, сам менял двери и замки, участвовал в отделке. Приведенные в порядок квартиры он сдал друзьям и знакомым, оставил себе одну квартиру для проживания и оборудовал там мастерскую. Жили Куинджи, как обычно, скромно, из мебели купили только самое необходимое и простое, и обходились без прислуги. Зато на крыше для всех обитателей дома художник разбил прекрасный сад. Куда со всего города слетались птицы, которых Куинджи кормил, рисовал и даже лечил. Карикатурист Павел Щербов однажды даже изобразил художника ставящим вороне клизму. Репин рассказывал, как Архип Иванович сделал трахеотомию задыхающемуся голубю, сам Куинджи очень гордился операцией, в ходе которой спас бескрылую бабочку.

Куинджи не только сам обслуживал себя и семью, но и в остальном был очень аскетичен. Он носил старую, но добротную одежду, путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в самых недорогих гостиницах, часто ночевал в палатках или шалашах. Семья Куинджи очень любила путешествовать. Летом супруги неизменно ездили в Крым, на Украину, посещали Кавказ, путешествовали по древним городам на Волге.

Архип Иванович в мастерской, 1896 год.

Начиная с 1888 года, Куинджи обратился к образам величественных горных вершин Кавказа - Эльбрусу и Казбеку. На Кавказ Куинджи впервые попал по приглашению Н.А.Ярошенко, но затем ездил туда вплоть до 1909 года. Количество кавказских этюдов было огромно. Примечательно, что многие этюды Куинджи писал в мастерской по памяти. Художника привлекала снежная вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Цветник. Кавказ

Около 1890 года художник обратился к зимним этюдам - «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Зима. Пятна света на крышах хат», «Солнечные пятна на инее» смотрелись превосходными образцами использования художником возможностей непосредственной работы на натуре. С их помощью Куинджи пришел к обобщению образа зимнего пейзажа.

Лунное пятно в зимнем лесу

Солнечные пятна на инее

Пейзажи Куинджи 1890-х годов утратили пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х годов. Они стали более индивидуальными по настроению, отражая чувства, которые испытывал сам художник. Природа представлялась Куинджи столь грандиозной, что человек казался в ней чем-то мелким и жалким. Куинджи вводил в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучала и в работах Куинджи.

Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи, тем не менее, живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Когда в 1888 году в Академии художеств разразился громкий коррупционный скандал, встал вопрос о реформировании заведения, поиске нового руководства и преподавателей. Судьбу Академии определил сам Александр III. «Выгнать всех, передвижников позвать» - распорядился император.

Куинджи в 1889 году принял предложение руководства Академии художеств возглавить мастерскую пейзажной живописи. Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками.

В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность. Из его мастерской вышли известные впоследствии пейзажисты Н.К.Рерих и А.А.Рылов, В.Г.Пурвит и Ф.Э.Рушиц, К.Ф.Богаевский и А.А.Борисов. Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям, и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами.

Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Поэтому он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Большое внимание уделял Куинджи приобретению учениками навыков в правильном использовании цветовых гармоний, мастер много говорил о композиции, о перспективе, о построении пространства в пейзаже.

В 1895 году в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. И в этом была огромная заслуга Куинджи. К сожалению, после конфликта студентов и профессуры, Куинджи был вынужден оставить Академию. 15 февраля 1897 года Куинджи подал президенту Академии художеств прошение об отставке. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Руководителем пейзажной мастерской стал А.А.Киселев. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Летом Куинджи вывозил своих учеников в свое крымское имение, а в апреле 1898 года повез всех своих воспитанников за границу на собственные средства. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Деньги шли на поощрение молодых талантов.

На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников он не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни. «Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет… Ведь они сидят, пишут, ведь только мы знаем, как это трудно. Картины совсем мало кому нужны, а их мало кто знает…» - говорил Куинджи. Когда друзья однажды упрекнули Куинджи, что он зря тратит деньги, он ответил: «А вы забыли, как сами были в таком положении?».

А.И.Куинджи с группой своих учеников, 1896 год.

В 1901 году, впервые после двадцатилетнего затворничества, Куинджи решил показать свои работы избранным зрителям. Среди них были ученики, старый друг художника Д.И.Менделеев, пейзажист А.А.Киселев, архитектор Н.В.Султанов и журналисты. Куинджи выставил в мастерской четыре картины: «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр», новый вариант «Березовой рощи». Первые зрители стояли у холстов пораженные. Такая реакция была для Куинджи самой желанной. Он открыл двери мастерской, и в дом художника хлынул поток – друзья, журналисты и простые люди. На Куинджи лавиной обрушились новые статьи, но на этот раз критики рассыпались в комплиментах, об увиденном рассказывали, как о чуде. Живописец позже рассказывал: «Пережил такое, чего не хочу переживать до смерти. Как будто на кресте распят был».

Христос в Гефсиманском саду

Все чаще и чаще в его творчестве появлялись работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Не случайным представляется обращение Куинджи к жанровой картине, драматическому евангельскому сюжету. «Христос в Гефсиманском саду» - произведение‚ в котором отчетливо прозвучала тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Сюжет картины решался художником пейзажными средствами. Композиция произведения, драматургия темы разрабатывались достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, была расположена в центре, преследователи Христа были изображены в тени. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивал дополнительные цвета: задний план был написан в холодных сине-зеленых тонах, передний - в теплых коричнево-красноватых. В фигуре Христа краски вдруг загорались голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Столкновение добра и зла художник передал, противопоставляя свет и тень.

Обращение мастера к тематической картине – эпизод в его творческой биографии. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Но все же главные замыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Художник искал в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. «Красный закат» был написан художником в сложнейших градациях красного цвета - от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В «Закате в степи на берегу моря Куинджи заставлял звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.

Закат в степи на берегу моря

После дождя. Радуга

Отстранившись от преподавания в Академии художеств, Куинджи до конца жизни оставался членом ее совета. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Куинджи продолжал всячески помогать молодым художникам. В 1904 году он выделил на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Так появился конкурс имени Архипа Ивановича Куинджи. Первая конкурсная весенняя выставка открылась в 1905 году. Но она не могла служить тем идеям, которые вынашивал Куинджи. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. В 1908 году ряд живописцев - участников академических выставок - решили создать новое общество, в которое Куинджи предложил вложить свой миллионный капитал. В него вошли Н.К.Рерих, А.А.Рылов, А.А.Борисов, Н.П.Химона, В.И.Зарубин, В.Е.Маковский, В.А.Беклемишев‚ А.В.Щусев и другие художники. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. К 1910 году в Обществе состоял сто один человек. К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.

В 1909 году у Куинджи начала развиваться тяжелая сердечная болезнь.

Одна из последних фотографий Куинджи.

В период улучшения весной 1910 года Куинджи отправился в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. У него началось воспаление легких, его мучили изнурительные приступы удушья. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Страдания художника были невыносимы. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. 11 июля 1910 года Архип Куинджи скончался. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника.

День прощания с Архипом Куинджи.

Архип Куинджи был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.art-assorty.ru
Текст статьи Марины Ярдаевой

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.