Почему я люблю джаз?
Неоднократно пытался понять сам и ответить на этот вопрос. И вообще как так получилось, что я - люблю джаз? Что эта музыка значит для меня, какие ассоциации вызывает, какие чувства цепляет? Кто из мастеров джаза для меня оказался самым понятным и открыл для меня джаз? Интересно то, что именитых исполнителей принято называть "мастером". Сейчас все проще и быстрее. Помню что не так давно записывал на кассетник передачи Когана "Джаз до 12". Это был ритуал, целый час готовился проверял шнуры настраивал приемник паял переходники. Потом слушал, переслушивал, выламывая язык выговаривал эти непонятные, неизвестные и не запоминающиеся имена: Алан Холсворд, Джимм Холл, Ли Ритенур.... Да много чего было. Я медленно на ощупь мелкими шажками входил в этот мир сложных гармоний, непривычных ритмов. Пытался понять красоту мелодий, а иногда даже и понимал.Сейчас обернувшись назад, имея за плечами музыкальное образование я думаю что я правильно все понимал, даже не понимал, а скорее ощущал правильно. И каждый новый трек был нереальным откровением. Прямо священнодейством. Наверное так до сих пор и осталось. Сейчас конечно все быстрее и проще, но те ощущения которые родились тогда живы по сей день. Не могу передать сколько радости было, когда я держал в руках свой первый джазовый CD диск. Это был Tal Farlow из серии Verve Jazz Masters. Сам факт обладания фирменным диском, да еще и джазовым определял тебя на недосягаемую вершину. Ты не такой как все, ты слушаешь джаз. Ты можешь рассуждать о преимуществах оригинального диска и о качестве подборки треков не со слов кого-то,а сам. Круто в общем) Конечно, сейчас имея возможность выбирать и сравнивать можно с определенной долей иронии относиться к тому периоду, но настоящая радость и ощущение прикосновения к откровению остались именно там,в том времени. Есть много композиций которые безусловно красивы и талантливы, великолепно исполнены и являют собой определенный эталон исполнения.И это конечно здорово, но я хочу отметить несколько которые для меня являются чем-то большим чем музыка.
Джимм Холл "Поцелуй цветка". Именно этой композицией открывалась передача Когана. В мои 16 лет Джим Холл казался мне полубогом, который четко знает где какая струна у меня внутри и умело этим пользуется, повергая меня в состояние ступора. И дело не виртуозности, не в аранжировке, не в импровизации. Все дело в звуке гитары Джима, тягучем, похожим на человеческий голос с полуинтонациями, с полутенями и массой оттенков и градаций,настроений и состояний. Это как рассказчик от которого невозможно оторваться, который говорит тебе о том что близко именно тебе. И ты веришь.Притом безоговорочно. Само название настраивает на то, что будет нечто нереально нежное, так как 2 извечных символа нежности и проявления чувств заключены именнно в нем. Для меня эта композиция будет навсегда ассоциироваться с теми людьми которых я любил и люблю.
Франк Гэмбл. Виртуоз, который безусловно не заслужено недооценен. Его альбом "Мысли вслух " 1996 года, настолько целостный, что не воспринимается как отдельные треки, а воспринимается как части единого произведения. Настроение сменяет настроение, состояние - состояние. Особенно мне нравится "Gaudi". 6 минут ритма ночного мегаполиса.Притом с непрекращающимся движением, непрерывной пульсацией, скоростью, жесткими ритмами и всепроникающим одиночеством.Мне кажется, что такую музыку надо играть на верхних этажах небоскреба, глядя сверху вниз на ночной город. Видеть как поток машин с высоты превращается в полоски света, видеть движение, но не слышать шума. Именно в такие моменты рождается такая музыка, заполняет собой все пространство, каждый уголок. Пульсирует в такт, синхронизирует дыхание. заставляет думать в унисон.
Такие совершенно два разных, можно даже сказать полярных настроения.

29/03/01, Jonson
потому что в названии этого направления в конце две буквы Z.. почему почему - нравится просто, acid jazz лучше катит, но джаз тоже еще ого-го. хотя у нас в стране он и галимо представлен, а может просто места надо знать..

04/04/01, Jonson
я тут что, в гордом одиночестве джаз люблю?

13/05/01, jazzzz
нет, ещё я его люблю почему-то... а, даже знаю, почему.. просто стильно - все слушают acid jazz, а я - настояший... тум-турум-тум-тум....

28/08/01, Ёрник
Вечная музыка. Умрёт попса, умрёт рэйв, но джаз будет играть вечно. Это не просто музыкальный стиль, это образ жизни. Это мироощущение. Отдельные глупые люди считают, что джаз-- это "не моднааа". Мне такие мнения безразличны. Да, я oldfashioned, и мне это нравится. Джаз-- это моя музыка, и меня не переубедить. Я люблю джаз. DIXI.

09/11/01, taktil
сначала я не знала, что люблю его.. но в одну бессонную(как обычно)ночь по радио "станции" ничего вразумительного не включали, и я решила пощелкать по каналам... вот там я его и встретила. когда я узнала по какой частоте его включают я просто в ступор вошла - радио "маяк". такое радио в трезвом уме не послушаешь.. но потом я его постоянно начала слушать по ночам. а больше всего мне нравится композиция "take 5" в исполнении дядечки, имени которого я не знаю, на саксе..фа-а-у! это оч. хорошая музыка.. а еще обажаю с женским вокалом, но не со скрипящим старческим, а с ровным..красивым.. а вот диксиленд ненавижу..но это уже в другую колонку..))

09/11/01, STEROID
Вот это приятно слушать и даже очень. Мелодия просто льётся. Профессиональная музыка. В Джазе я лично не чего не рублю. Но вот Петрович хорошо играет на саксе. Он гениальный джазмен. Я видел его однажды, он играл "Кресного отца". Заслушаться можно:-) Просто вдохновил Володин папаша-то.

14/11/02, Fly
Только что был на джазовом концерте - там два пианиста просто зверски импровизировали. Вообще страх. Я понял, что всё, что я слушаю, немного примитивно, правда и до джаза я ещё не дорос, как выясняется...))) Но лабали просто дико. Я и не знал, что так пальцы умеют бегать. Джаз форева

09/12/02, FAGOSHA
ДЖАЗ это класс! Свобода мысли и свободное воплощение этих же мыслей. Очень интеллектуальная музыка. Это просто потрясающе....... хороший джазз! Он заставляет тебя думать но в тоже врямя расслабляет.Только люди одаренные музыкально могут ее по-настоящему понимать.... И эйсид джазз тоже здорово!

09/12/02, пьяной
Раньше я не воспринимал джаз соверершенно, но вот однажды с похмелья мы нашли Армстронга, включили и... счас до сих пор все его слушаем с кайфом. Как расслабляет - это что-то!

16/02/03, Jonson
Джаз это очень добрая музыка. Он должна пробуждать только положительные качества человеческой души. Если человек действительно любит Джаз, ему не к чему чего-то ненавидеть.

01/04/03, KH
Потому что это живая и приятная музыка, заставляет меня мыслить, и зачастую помогает это делать, она способна выражать чувства, и эмоции, радоваться и грустить вместе со мной. Это мживая музыка, и как всё живое у неё есть душа, характер, эмоции. Я уважаю и горячо люблю эту музыку.

09/04/03, Jonson
Считаю джаз венцом эволюции музыки. Конечно полно других качественных направления и стилей, но классический джаз это все-таки фигура высшего порядка. Несмотря на то, что люблю я пожалуй больше всего acid house, джаз - это все-таки вершина музыкального айсберга. Вот уж на что действительно не жаль тратить деньги.

28/05/03, Жизель
Я люблю джаз за то ощущение свободы, свежее дыхание, которое он дает мне. Можно напевать под нос или петь во весь голос и пританцовывать при этом - все равно. Можно взять любую мелодию и дать ей вторую жизнь. А эти смещенные акценты, свинг!!! Лучше этого ничего быть не может!

16/10/03, Varyliss
"Венец эволюции", "свежее дыхание", "вторая жизнь мелодии"... Как точно все выражено! Были возражения, что джаз - "музыка толстых", но ведь и классическая музыка раньше не для бедных была! Для кого она писалась? Для сиятельнейших персон! А сейчас только безнадежно отсталый человек будет что-то тявкать против классики. Зло как-то у меня получается... Я же хотела выразить свое восхищение этой изящной, легкой, непринужденной, ни к чему не обязывающей музыке! Чувство собственного достоинства, раскованности - такие ощущения не покидают меня, когда я слушаю джаз, особенно при ЖИВОМ исполнении.

04/11/03, Лобстеrrr
Джаз (а это в основном музыка импровизаций) - это самый настоящий полет души, даже более яркий, чем в роке. Очень чувственная это музыка. И инструменты обычно классные подбираются. Пианино, саксофон, ударные, перкуссия всевозможная. Про джаз я могу много хорошего написать. А еще могу высылать композиции Луи Армстронга, Дэйва Грюссина и иже с ними.

12/12/03, ugly_jud
Это легкая, приятная для восприятия музыка, так почему бы ее не любить. Под джаз замечательно расслабляться и ни очем не думать, а под медленный джаз, т.е. блюз классно заниматься любовью... Вот, кстати, сегодня я купила как раз диск Майлза Девиса, так хорошо слушается.

24/02/04, Джост
Джаз - хорошая музыка. Добрая, душевная... Но заменимая, как и всё на этой земле!

07/04/04, Jonson
Я слушаю джаз лет 7-8 и за это время он мне не только не надоел, а наоборот - стал нравится еще больше. И вообще я не разделяю когда люди то одно слушают, то абсолютно другое. Джаз это навсегда. Впрочем посмотрим на меня еще лет через восемь.

12/04/04, Роман Сергеевич
Я люблю джаз потому что это самая интересная музыка в мире. Если сравнить джаз с тем же роком то мы увидим насколько акустичнее звучит верхний басс в стандарте DB.Джаз это даже не музыка а картина которую каждый день дорисовывают.Я узнал, что джаз не любят козероги (90%).Джаз рулит.

07/06/04, Ленивец
Джаз - это музыка, которую можно слушать когда угодно и в любом настроении. А ещё это очень ритмичная музыка. А ещё в джазе просто замечательные ударные и бас. Пожалуй, достаточно...

21/06/04, Jonson
Руки прочь от Джаза! Ненавидьте свою соседку по площадке Зину, а джаз трогать не надо. Джаз эволюция музыки, верх эволюции, по крайней мере до 70-80 годов. Но там дальше пошла просто параллель другая, и на это параллели есть свои вершины вплоть до наших дней. Если вы хотите что бы из вашего ребенка вырос настоящий Человек, приучайте к Джазу с первых дней.

30/08/04, Авангард
Я джазовый басист...учился на джазовых стандартах. Теперь же слушаю и играю авангардный джаз,таких исполнителей как Дон Черри,Орнетт Коулмен,Долфи и ранние композиции Джона Колтрейна... так же моим вниманием не обделены и наши исполнители,в особенности такие как Алексей Козлов и Олег Киреев В джазе импровизация прежде всего,Ранний БиБоп и Мэйнстримовский Диксилэнд уже не актуальны!!! Любить джаз это одно,а вот жить им совсем другое. Я ЖИВУ ДЖАЗОМ!

11/09/04, РомаН
Потому что Джаз - живая музыка, за игрой всегда чувствуется ЧЕЛОВЕК и его настроение. И если на концерте (ибо слушать надо именно вживую, по возможности конечно) музыканту не нравится что он играет или просто не идет - музыки не будет, а вот если наоборот - то тогда ЧУМА! На джазовых музыкантов кроме того еще и интересно смотреть. Потому что джаз весьма разнообразен, не скован разными рамками - коммерцией (ибо много интересных проектов, совершенно не массовых), музыкальными жанрами - ибо можно в произведение включить и вой шамана и японскую флейту и просто звук ложки по кастрюльке и...

11/09/04, Jude
Особенно 50-60х. Это так мило, так неимоверно романтично, так глубоко и в то же время изящно... Майлз Дэвис, Чэт Бейкер, Стан Гетц.. Они были не просто музыкантами, а проффесионалами, мастерами... Джаз играют только те,кто умеют играть, а потому никаких ляпов и промахов, всё слаженно и точно, мелодия захватывает, а угадать, как она развернется, чрезвычайно сложно, но если получается - чувствуешь себя по меньшей мере Богом:)

26/09/04, Talita
Раньше я слушала музыку, но не слышала...Джаз открыл мне уши и единственное слово - свобода...У нас в Одессе прошел Джаз-карнавал и я только пришла с заключительного концерта - ощущение, будто весь негатив из меня выдул ветер свободы - джаз,....Спасибо...

01/09/05, Натусик с работы
Вот недавно и я стала приверженцем этого стиля в музыке. Что-то непохожее на остальное, безумно личное, открытое и честное. Разжигает любопытство, заставляет вслушиваться в эту музыку души, восхищаться и предаваться ностальгии. Безмятежные, яркие, сильные, тихие - все эти звуки сплетаются воедино. Получается что-то, от чего не так просто отказаться. Что подстегивает. Что побуждает. Что просто дает минуты отдыха

05/10/05, олли
джаз-действительно музыка под хорошее настроение. когда я с предками езжу в альпы кататься на горных лыжах, я сразу представляю себя героиней "серенады солнечной долины"! гленн миллер, джордж гершвин - это настоящй джаз! я играю и импровизирую на пианино - это незабываемые ощущения-быть на одной волне с музыкой. джаз это отдельная эпоха,это образ жизни.

18/02/06, AveMariaAmen
Потому что эта музыка плоти и крови моей. Иногда мне кажется, что я в своей прошлой жизни была джазовой певицей. Да и в этой жизни лет с 17 исполняю джаз, естественно на английском языке. Меня даже звали в джазовую школу, но я училась на вечернем и не смогла воспользоваться предложением, а теперь жалею. Люблю всякие импровизации. Собираю коллекции джазовых исполнителй. И мне всегда больше нравился джазовый вокал, чем инструментовки.

20/05/06, Nubarron
Музыку надо слушать для сохранения (или улучшения) настроения. Слушать мрачный металл и ходить чернее тучи - ради чего? А джаз... иногда сложный, иногда ленивый, иногда весёлый, а порой и грустный, но всегда он приносит что-то положительное. Лично я предпочитаю инструментальный (без слов) джаз с саксофонными соло, например, Fausto Papetti. Джаз всегда помогал мне выучить большие объёмы текста. Под джаз хорошо расслабляться или даже планировать будущее. Но - увы! - в музыке я почти полный (толстый?) ПРОФАН, и дальше своих любимых композиторов, исполнителей и ранее обожаемых мною групп это искусство представляю себе смутно, не говоря уже об участии: знаю пару-другую аккордов на гитаре, и всё. Предоставим же счастье говорить о музыкальных направлениях профессионалам и меломанам!

27/05/06, Кадuмий
Очень красивая и сложная музыка. Предпочитаю как-то больше обыкновенный классический джаз без особых авангардистических вплетений и проч. Один из немногочисленных стилей, разбавлять, селекционировать и смешивать с другими который лично я считаю кощунством. Хотя разбираюсь я в джазе еще хуже чем в политике...

07/06/06, Spitfire
Хе, сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст((: Я люблю джаз по одной махрово субъективной причине того, что весь стиль строится на импровизации. Нерафинированное, естественно текущее настроение складывается удивительным образом в стройный музыкальный ряд. Ничего лишнего. И все как на духу. Это ценнО(: Вот сейчас меня на этот пост вдохновляют Элла Фицжеральд и Луи...) И еще джаз-это чисто вечерний стиль. Ведь "как вечерами любится лениво! Как чувство страсти, истомясь, освобождает плоть под пиво, у глотки только не спросясь" (с) моЁ=) Хех, весь этот джаз...

03/09/06, Хьюман
Мне очень не понравилось достаточно необоснованное мнение пользователя Cosmic Man о том, что Джаз невозможно любить, а положительные мнения о нем могут высказывать только те, кто любят США и слепо хвалят все, что ими созданно. Можно не любить культуры, но любить определенные ее проявления или наоборот, кстати говоря. Например, при всей любви к Франции можно не любить звук аккордеона, а при всей любви к итальянской культуре достаточно привратно относиться к Спагетти. также и с Джазом. Например я считаю Джаз свободной, легкой, воздушной музыкой со множеством вариаций, прекрасно подходящей для отдыха. Так уж совпала, что я принимаю достаточно неплохо американскую культуру и в основном. Но... музыка ведь вне политики. Даже возмущаясь американскими ценностями можно с удовольствием слушать джаз, блюз, Фрэнка Синатру, смотреть фильм "Серенада Солнечной Долины" и так далее.

03/09/06, Принцесса Гадюка
А я джаЗЗ люблю. МНЕ нравится такая музыка... прямо чувствуешь себя в далеких - далеких гангстерских годах в дорогущем меху (хоть я мех не одену НИКОГДА), курящей сигарку и пускающей дым кольцами. а рядом такой гангстер с револьвером в руках. МА - РА-ЗМ =)

Многие люди не замечают, насколько сильно музыка влияет на их жизнь. Незатейливые мелодии в рекламных роликах, музыка в барах, кинолентах, саундтреки к сериалам…Весь мир живет в ритме, который задает окружение. Что может быть лучше любимого трека в наушниках или колонках? Хороший трек помогает расслабиться, отключиться от внешнего мира и даже поднять настроение. Кому-то нравится реп, другим - спокойный и мелодичный инди. Но последнее время все больше поклонников на территории Европы получает несколько необычный заокеанский джаз. Как музыка влияет на нашу продуктивность , настроение и самочувствие, и что можно сказать о человеке, который предпочитает джазовые мотивы.

За что любят джаз? Это импровизация, эмоции, стиль и настроение. Такие композиции можно назвать расслабленной музыкой. Ученые не раз говорили о том, что наши музыкальные предпочтения меняются прямо пропорционально нашему возрасту и образу жизни. Интересный факт, но джазовые ритмы нравятся людям среднего возраста, которые любят расслабиться после тяжелого рабочего дня и действительно знают толк в хорошей компании и музыке.

Также многочисленные исследования подтвердили тот факт, что любители джаза отличаются легким нравом, у них объективная, а иногда даже несколько завышенная самооценка. Их можно смело назвать экстравертами. И если поклонники классических симфоний предпочитают остаться дома наедине с собой или самыми близкими, то почитатели многогранного саксофона лучше выберутся в ближайший бар на посиделки с друзьями.

В начале прошлого века, в золотые годы джаза, развлекаться было сложно. В Америке в то время только закончилась Великая депрессия, население страдало от безработицы, в скором времени приняли сухой закон, затем был период длительной разрухи послевоенных лет. Музыка джаза - это ритм и настроение, в которые музыкант старается вложить все, что может. Несколько минут яркой композиции - это буря хороших эмоций, постоянная смена ритма и стиля. Отличительная особенность джазовых мелодий в их насыщенности и отсутствии любых правил. Самые лучшие композиции создавались просто по настроению авторов, в идеальном тандеме саксофона, рояля или виолончели.

Если вы сами или кто-либо из ваших коллег также любите работать в наушниках, в которых звучат задорные мелодии сакса , задумывались ли вы над тем, насколько сильно влияет музыка на вашу продуктивность в работе ? На самом деле, музыка способна творить чудеса с нашим мозгом. Не зря медики композициям Моцарта приписывают болеутоляющие свойства и способности избавить слушателя от головной боли.

Приятные ритмы, которые вы слышите в наушниках, могут улучшить вашу продуктивность. Неоднократными исследованиями подтверждалось положительное влияние музыкальных композиций на тех сотрудников, которые выполняют монотонную офисную работу. В таком случае композиция задает ритм и не позволяет «сбиться с пути». Слишком лаунжовые и спокойные композиции могут нагнать скуку, а вот задорные мотивы джаза как нельзя лучше настроят на положительный лад и эффективную работу.

Любимая музыка - отличный способ закрыться от внешнего мира в тех случаях, когда вам необходимо сосредоточиться. Современные офисы в большинстве случаев построены по принципу open space. В одном кабинете могут сидеть менеджеры по продажам, программисты или даже сотрудники call-центра. У каждого из них свой ритм работы. Кому-то нужно делиться с коллегами последними новостями, другим же важно сосредоточиться на выполнении сложной задачи или составлении отчета. В таком случае наушники станут «легальным» способом избавиться от неуместных вопросов коллег и лишних разговоров. Некоторые работники специально надевают наушники без музыки, притворяясь недоступными для «постороннего вмешательства». Но куда лучше насладиться любимыми джазовыми композициями.

Кстати, джаз, как и любая другая предпочитаемая вами музыка, может сделать вас счастливыми. Исследования воздействия музыкальных композиций на головной мозг показали, что во время прослушивания приятных песен, в организме вырабатывается дофамин . Это гормон, который отвечает за чувство влюбленности, эйфории и удовольствия. Глупо отказываться от музыки, когда она так полезна.

Музыка является сильным инструментом влияния на настроение человека, на ход его мыслей и как следствие на работоспособность. Разумеется джаз здесь не является исключением. К примеру медленный джаз помогает уменьшить уровень волнения и действовать более спокойно, рационально и взвешенно. Это особенно важно для умственной работы или работы, требующей высокого уровень концентрации. Так музыка в рабочем процессе распространена среди ИТ-разработчиков, веб-дизайнеров, профессионалов отдельных интеллектуальных разновидностей карточных игр и даже у хирургов. Исследование британских ученых показало, что около 90% процентов хирургов Британии слушают музыку при проведении операций, отдавая предпочтение именно спокойным композициям. А исследование, проведённое в Университете Виндзора (Канада) показало, что фоновая музыка положительно влияет на работоспособность и интерес к поставленным задачам у работников ИТ-индустрии. В тех случаях, где музыка отсутствовала сотрудники показывали более низкие KPI.

Кстати, у джаза есть огромное преимущество перед другими музыкальными жанрами. В композициях практически нет слов, а это не позволит вам отвлекаться во время работы на их осмысливание и восприятие. Вы сможете сконцентрироваться на работе, избегая внешних раздражающих факторов. Главное правило «музыкальной работы» - не повышать звук в наушниках слишком сильно и подобрать те композиции, которые вам действительно приятны. Работать под музыку не только приятно, но и полезно - доверьтесь науке!

Иногда, задав себе очень простой вопрос, вдруг обнаруживаешь, что ответ на него отнюдь не лежит на поверхности. Вопрос о любви к джазу интересует меня очень давно. В нем - один из ключей к пониманию того, как и почему джаз развивался.
Джаз немыслим без слушателя и его обратной связи. Значит, исполнитель не может игнорировать факт любви/нелюбви его музыки аудиторией. То есть, своей любовью мы развиваем джаз - значит, анализ этого развития невозможен без нашего самоанализа. Итак, за что Я люблю джаз? Но прежде - какой джаз я люблю? И когда полюбил? Люблю: Монка, Мингуса, Долфи, Коулмана, Паркера, Гиллеспи, Клиффорда Брауна (очень!), Макса Роуча, Каунта Бейси (особенно - малые составы 30-х - 40-х), Билли Холидей (обожаю, включая Lady In Satin), Сиднея Беше, Коулмена Хокинса, а еще - почти весь Blue Note 60-х (долго перечислять), отчасти - Колтрейна, отчасти - Дейвиса, да и много чего еще. Не люблю - Оскара Питерсона, Эллу Фитцджеральд, All Stars Луиса Армстронга, почти весь Pablo (долго перечислять), фьюжн (не путать с фри-фанком), Дэйва Брубека, Кита Джарретта после 1975 г., ECM-овщину и FMP-вщину.
Но ведь, что характерно, те, кого не люблю - тоже "свои". Тоже джаз, и я готов их принять в гораздо большей степени, чем другую музыку. Будучи перед выбором: слушать Оскара Питерсона или любую классику - почти всегда предпочту первое. Более того, были случаи в жизни (вроде военных сборов), когда, лишенный возможности слушать то, что хочу, я ловил себя на симпатиях к Гленну Миллеру. Почему, спрашивается?
С чего же все началось? Когда я действительно полюбил джаз? Наверное, с Jumping At The Woodside Каунта Бейси. Я еще не был способен отличить на слух саксофон от трубы - но парящий над оркестровыми риффами Лестер "Президент" производил просто магическое впечатление. Так же, как и тяжелое, бугированное вступление самого Каунта на ф-но под тарелки Джоунса: "тата- тата -тата -тата" вверх-вниз два раза.
До этого я слышал, наверное, много музыки. То есть, родители водили в консерваторию (безнадежно испорченные воскресенья дважды в месяц), какая-то попса звучала вокруг, в доме были записи и классики и рок-н-ролла (Элвис был точно), немножко Синатры - кстати, он трогал до глубины души, Strangers in The Night, Over and Over и все такое, но ничто не побуждало начать систематически любить музыку, слушать, собирать, изучать. Все изменил простенький фильм "Мы из джаза", я вдруг нашел своего рода "лейбл" для музыкального течения, которое мне интересно - "джаз".
Увы, музыкальным образованием я не оказался обременен. Попытки научить самого себя играть на гитаре (по пособию В. Молоткова) привели лишь к знанию о том, чем септаккорд отличается от тердецим и где в них искать пониженные ступени. На слух я этого все равно не воспринимаю и могу воспроизвести даже простейшую мелодию лишь методом "тра - та- та". Говорили мне, правда, что у меня есть чувство ритма (я и рад верить), но все равно синкопу если и чувствую, то на нотной бумаге не изображу. И все-таки - люблю джаз, думаю о нем, собираю диски, пытаюсь что-то исследовать. Зачем, почему? Почему у меня мурашки бегут по спине от Confirmation Паркера или Giant Steps Колтрейна или Haitian Fight Song или Green Dolphin Street Долфи-Хаббарда или Round Midnight (к которой даже слова сочинял)?
В первую очередь меня захватывает звук - точнее разнообразие звуков, тембров, текстур, меняющихся, переливающихся всеми оттенками. Колоссальный диапазон - от чистоты девичьего голоса до бензопилы с плохо отрегулированным карбюратором - может встретиться на протяжении одной пьесы у одного солиста. Причем у "великих" варьирование тембра, чистоты и объема звука - не просто игра, но мощнейший инструмент эстетического воздействия на аудиторию, коммуникации с ней.
Джаз способен выразить любые человеческие сиюминутные эмоции. Этим-то он для меня и отличается от академической музыки. Академикам дела нет до моих чувств, они навязывают мне свои. Мне предписывается пройти через определенный эмоциональный сценарий (как говорил Кейдж о симфониях Бетховена: первую половину произведения он расстраивает слушателя, вторую успокаивает, в итоге приводя в исходное состояние). В классике мне предлагается сопереживать композитору, джаз сопереживает мне. Причем сопереживает "здесь и сейчас", джаз не претендует на жизнь вне времени и пространства, а ведь именно в этом состоит сверхзадача классического произвдения - "стать бессмертным".
Джаз - музыка сиюминутности, и это постоянно подчеркивается ритмом, свингом. Я не верю в джаз без свинга, кстати, весь настоящий джазовый авангард (готов взойти на костер с фразой "ECM (и Ян Гарбарек, пророк его) - не джаз!") свингует, и это нетрудно почувствовать. (Еще в сторону: никак не могу понять почему считается, что нельзя получать совершенно гедонистическое удовольствие от Art Ensemble of Chicago). В джазе нельзя абстрагироваться от течения времени, наоборот, оно выпячивается, выталкивается на передний план (опять-таки - отличие от классики, где, в идеале, слушатель должен полностью погрузиться в музыку и забыть, что есть что-то помимо нее). Для меня это - ритм жизни: мне отведен достаточно короткий (причем неизвестно, насколько короткий) срок, и хочется ощутить каждую его секунду.
По-моему, в принятии джаза, любви к нему - та же мотивация, что в любви к модернизму в литературе, живописи, театре. Разрушение "башни из слоновой кости", создаваемой классическим искусством. Признание того, что человек живет в мире и не вечен.
Пафос Просвещения состоял в том, чтобы силой интеллекта подняться над миром, достигнув псевдо-бессмертия. Этот пафос романтизм довел до крайности - идея посмертного признания "гения", отвергнутого при жизни "толпой".
Модернизм (например - Джойс, Гессе) возвращает гения на землю, вновь делая его человеком, открытым для простых радостей жизни. Сами эти радости перестают быть "низкими". В культуре 20-го века человек вновь может не стесняясь есть, развлекаться, наслаждаться - и слушать джаз.
Джаз - музыка не-гениев. Джазовый музыкант, как бы велик он ни был, сходит со сцены и готов выпить виски с посетителем бара. Причем у меня лично это внутреннее ощущение современности и доступности любимых музыкантов возникло совершенно спонтанно, еще до того, как я узнал что-либо об особенностях джазовой жизни или джазового бизнеса. Для меня Клиффорд Браун - почти ровесник (сейчас), и мне несложно вообразить себя в компании, скажем, Эрика Долфи - причем не для разговора о джазе, а просто - пива попить. Может ли кто-нибудь представить себя пьющим пиво с Рахманиновым? Классический композитор или музыкант - небожитель. Джазмен - a guy next door.
Можно сказать, что все это - опрофанивание искусства. Очень многие любители джаза видели свою миссию как раз в том, чтобы "поднять" его и его музыкантов, сделать джазменов "творцами" в европейском смысле слова. Нужно ли это джазменам? Не знаю. Точно знаю, что как слушатель я этого не хочу. Мне кажется, что это приведет к концу джаза (если уже не привело): потеряв двунаправленность коммуникации, он потеряет свою сущность.
Вот такой поток сознания. Под Эрика Долфи с Херби Хэнкоком.

Марина Москвина

Моя собака любит джаз

Осень моего лета

Я люблю утро первого сентября. Когда приходит пора идти в школу. Мама с папой всегда осыпают меня подарками. В этот раз они купили мне фонарик и торжественно преподнесли со словами, что ученье - это свет! Папа также вручил набор юного слесаря и сказал такую фразу, что труд сделал из обезьяны человека.

Еще папа купил мне хорошего Шварценеггера - его портрет, где он - с одним выпученным глазом.

Кумиры есть кумиры, - сказал папа, - надо же курить им фимиам.

А мама - ботинки остроносые, тряпичные, в каких только ходят толстые тети. Я надел, а они оказались пришиты друг к другу суровой ниткой. Папа разрезал нитку ножницами и сказал

Ну, широким шагом в пятый класс!

Тут вдруг выяснилось, что мама не удлинила мне школьные брюки. И за минуту до выхода я стоял у двери, как говорится, в «брючках дудочкой и по колено». Плюс ослепительно белая рубашка с желтым пятном на груди. Это мой родной двоюродный брат Рома вечно все испакостит, а потом мне дает.

Носки у меня полосатые, как у клоуна, хотя мой любимый цвет серый, черный и коричневый.

Черт, что ж это несчастья все меня преследуют? - говорю я.

Да ладно тебе, - говорит папа, - на одежду внимание обращать! Не мужское это дело.

И дал мне букет увядших георгин - он их заблаговременно приобрел поза-позавчера. И как раз сегодня они завяли.

Ну и ну, - говорю, - у тебя, пап, я вижу, нервов нету. Оказался бы на моем месте.

Нет, - сказал папа, - не хочу я на твоем месте, не хочу быть десятилетним. Подрастал-подрастал…

Один Кит меня понимает. Он, конечно, отправился вместе с нами.

У подъезда нас ждал Рубен. Его папа Армен вообще не купил никакого букета, поэтому Рубен нес в подарок учителю чучело ежа.

Он жил-жил, - решил объясниться Рубен, чтоб никто не подумал, что это он его укокошил, - жил-жил, а потом состарился и умер. Своей смертью.

Ну, Рубен, - говорит моя мама, - замолчи, не терзай нам сердце.

А Кит страшно разволновался, увидев ежа. Он, наверное, подумал, что еж - это кошка. Он всех кошек гоняет, охотится. Наверное, думает, что это соболи или хорьки.

Рубен говорит:

Андрюха! У тебя ботинки, как у Ломоносова. Ломоносов идет в школу учиться.

У Рубена хорошо с ботинками, его мама любит ходить в обувной магазин. А моя мама не любит. Она говорит:

Я не создана для того, чтобы ходить в обувной магазин.

А для чего же ты создана? - спрашиваем мы с папой.

А ни для чего! - отвечает она. - Меня ни для чего невозможно приспособить.

Идем. Тучи разогнало, солнце золотое, небо синее-синее. Как я люблю праздник Первого сентября! На школьном дворе играет веселая музыка - так дух поднимает! Старые лысые десятиклассники жмут друг другу руки. Все наши в сборе - Вадик Хруль, Сеня - узенькие глазки, Фалилеев, который в любую непогоду ходит без шапки в расстегнутой куртке. И никто ему не скажет:

Запахни куртку, Фалилей!

Все очень раздались вширь, вымахали. Жаль, нас не видит наш учитель по физкультуре. Это был настоящий учитель. Он так многому нас научил. От него мы узнали, что лучший в мире запах - это запах спортзала. А самая лучшая радость - это радость мышечная. Самая большая мечта у него была - пройти вместе с классом по Красной площади: все с лентами, флагами, обручами, впереди он в широких белых штанах, в майке, а на груди написано «Динамо», и его воспитанники сзади идут. В этом году он бросил школу и ушел в разбойники.

Остальные все в сборе наши любимые учителя.

Трудовик Витя Паничкин в черном костюме. Рукава прикрывают его мозолистые кисти рук. Он всю жизнь полирует указки. Сам и вытачивает, и обтачивает, и шлифует. О его жизни мы знаем очень мало. Знаем только одно: когда Вите проверили ультразвуком сердце, у него сердце оказалось, как высохший лимон.

Виталий Павлович по русскому и литературе. Учитель, что называется, от бога, весь в черных волосиках с головы до пят. Возит нас каждый год на экскурсию на Лобное место. Чтобы мы знали и любили историю нашей страны.

Что это там за маленькая клетчатая тетечка? А, это англичанка!

Уйдите с собакой! - кричит она моей маме с Китом. - Дети и собака - вещи не совместные! Как гений и злодейство!

Она добрая, но строгая, и очень некультурная. «The table, the table», а сама в носу ковыряет. Весь нос искрутила. А все на нее серьезно смотрят. И в кабинете английском всегда чем-то пахнет - то ли кислым арбузом, то ли тухлым помидором. Невозможно сидеть! А она окно не открывает, хотя на улице теплынь…