Лето пришло! Это значит, что нужно выспаться, сходить на пляж, а также прочитать ужасный список литературы на лето. У нас у всех есть друзья, которые все время откладывают, а затем пытаются все успеть в последнюю полную паники неделю перед началом нового учебного года. Но если вы составите план и будете его придерживаться, вы сможете избежать стресса и прочитать все вовремя, при этом имея достаточно времени на отдых и на то, чтобы насладиться своими каникулами. В этой статье вы научитесь составлять план чтения списка литературы на лето и способам его придерживаться. Вы также узнаете, как читать быстрее и как расправиться с этим списком литературы!

Шаги

Часть 1

Составление плана

    Составьте список основной литературы. Пройдитесь по своему списку или спискам и выясните, какие именно книги вам необходимо прочесть за лето. Затем составьте список с названием каждой книги, а также с количеством страниц в каждой из них. И наконец, прочитайте суперобложку или поищите ее в Интернете и найдите краткий обзор по каждой книге, чтобы иметь представление, о чем они.

    • Вы можете пометить понравившиеся книги галочкой или плюсиком, а неинтересные книги – кружком или минусом. Планируя график чтения, чередуйте книги, которые вы хотите прочесть, и неинтересные книги. Если вы отложите все не понравившиеся книги на конец, вы практически наверняка не сможете прочесть их все.
  1. Составьте свой собственный список. Если вам не дали список литературы на лето, но вы чувствуете, что хотите немного почитать и освежить свой ум или подготовиться к колледжу, вы можете составить свой собственный список литературы. Попросите помощи у преподавателя или у библиотекаря.

    Достаньте книги, которые вам необходимо прочесть. Если вы собрались купить книги из списка, закажите их как можно раньше. Если вы собрались брать книги в библиотеке, помните, что их может не быть тогда, когда вам это нужно, так что начинайте читать заранее и реорганизуйте свой список на основании того, какие книги доступны.

    • Подумайте о том, чтобы обменяться книгами с одноклассниками. Это потребует немного больше планирования, но зато обойдется вам совершенно бесплатно.
    • Подумайте о покупке цифровых версий книг, чтобы всегда иметь возможность прочитать их на электронной книге или на телефоне.
  2. Определите свой стиль продуктивности. Вы справляетесь с задачей поэтапно или пытаетесь все успеть в последний момент? Вы не сможете магическим образом изменить свой стиль продуктивности, тем более за лето, так что составьте план так, чтобы он вам подошел.

    Составьте график чтения. Возьмите блокнот или календарь, на котором отображаются дни до начала учебного года. Если у вас запланированы выходные или какие-то особые дела, отметьте их в календаре. Возможно, вы все же сможете почитать в эти дни, но этого может быть недостаточно. Затем решите о порядке, в котором вы будете читать книги, и составьте график на основе своего стиля продуктивности.

    • Если вы подходите к выполнению задачи спокойно и методично, планируйте прочитать установленное количество страниц в день. Посчитайте общее количество страниц, что вам необходимо прочитать, и количество оставшихся дней, а затем разделите страницы на дни. Запишите это значение в свой календарь и старайтесь прочитывать его каждый день.
    • Если вы склонны откладывать работу и делать ее кучей, тогда лучше всего установить крайний срок для каждой книги. Например, вы можете спланировать все так, чтобы прочесть «Старик и море» не позже первого июля, «Фаренгейт 451» к 20 июлю и так далее. Вам все равно следует постараться читать каждый день, но даже если вам придется оставаться допоздна, чтобы прочитать все книги за день до срока, по крайней мере, они будут прочтены.
  3. Стимул. Хорошим способом заставить себя выполнить трудное задание, это придумать награду за завершение различных этапов этого задания. Подумайте о вещах, которыми вы можете вознаградить себя при каждом прочтении книги или по завершению всего списка. Например, вы можете сходить в кино, купить новый диск или сделать выходной, чтобы поиграть в видеоигры.

    Не теряйте время. Если вы собьетесь с графика или пропустите один из сроков, ваша работа может быстро накопиться до такого момента, когда выполнить ее будет практически невозможно. Если вы начали отставать, отмените другие мероприятия, если это необходимо, и наверстайте все как можно раньше. В августе вы себя еще поблагодарите.

    Попросите о помощи. Если в ваших книгах встречаются слова, значение которых вам неизвестно, не нужно их угадывать. Найдите их в словаре! Если вам трудно понять сюжет книги, поспрашивайте вокруг и узнайте, кто из знакомых ее прочитал и может вам помочь, или же найдите методическое пособие в Интернете или в библиотеке.

    • Методическое пособие очень полезное, но оно не заменит самого прочтения книги.
  4. Найдите товарища по чтению. Если вы знаете кого-то, кто читает ту же книгу, встретьтесь несколько раз, чтобы обсудить прочитанное и сравнить свои записи. После того как вы оба закончите читать, подумайте о том, чтобы посмотреть самую недавнюю экранизацию книги, если таковая имеется. Вы сможете обсудить, как фильм отличается от книги, что вам больше понравилось и посочувствовать тому испытанию, через которое вы оба прошли.

    Наслаждайтесь чтением! Трудно заставить себя наслаждаться обязательному заданию, но не забывайте, что большинство книг в списке были выбраны благодаря своей исключительности. Не обращайте внимания на тот факт, что вас заставили читать книги из списка, и постарайтесь насладиться этим опытом. Возможно, вы будете приятно удивлены тем, насколько веселым и интересным окажется это домашнее задание.

    Часть 3

    Как научиться читать быстрее
    1. Создайте положительную среду для чтения. Довольно трудно читать быстрее, когда тебе неуютно и постоянно что-то отвлекает. Чтение в тихом месте с хорошим освещением поможет вам лучше сосредоточиться на книге и не забыть о прочитанном. Тогда вам не придется тратить лишнее время на то, чтобы перечитывать все заново. Выключите телевизор, отложите в сторону планшет и уберите звук на телефоне. Затем убедитесь в наличии достаточного освещения и удобного кресла для чтения.

5 класс

1. Русские народны сказки

«Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

2. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

4. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

5. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

6. Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

7. П.П. Ершов «Конек-Горбунок»

8. В.М. Гаршин «Attalea Princeps»

9. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

10. Н.В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»

11. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «На Волге»

12. И.С. Тургенев «Муму»

13. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

14. А.П. Чехов «Хирургия»

15. И.А. Бунин «Косцы»

16. В.Г. Короленко «В дурном обществе»

17. П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

18. К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»

19. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

20. А.П. Платонов «Никита»

21. В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

22. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

23. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

24. Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

25. Жорж Санд «О чем говорят цветы»

26. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

27. Джек Лондон «Сказание о Кише»

6 класс

1. Древнерусская литература

«Повесть временных лет»: «Сказание о белгородском киселе»

И.И. Дмитриев «Муха»

И.А. Крылов «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей»

3. А.С. Пушкин

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка»;

«Дубровский»

4. И.С. Тургенев «Бежин луг»

5. Н.А. Некрасов «Железная дорога»

6. Н.С. Лесков «Левша»

7. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

8. А.И. Куприн «Чудесный доктор»

9. А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

10. А.С. Грин «Алые паруса»

11. В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

12. В. Г. Распутин «Уроки французского»

13. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

14. В.М. Шукшин «Чудик», «Критики»

15. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла

16. М. де Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

17. П. Мериме «Маттео Фальконе»

18. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

7 класс

1. Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»

2. «Калевала»

3. «Песнь о Роланде»

4. Древнерусская литература

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

5. А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»

6. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

7. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»

8. И.С. Тургенев «Бирюк»

9. Н.А. Некрасов «Русские женщины», «Размыщления у парадного подъезда»

10. А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

11. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

12. Л.Н. Толстой «Детство»

13. А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»

14. И.А. Бунин «Цифры», «Лапти»

15. Максим Горький «Детство», «Старуха Изергиль»

16. ВА.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

17. Л. Андреев «Кусака»

18. А.П. Платонов «Юшка»

19. Федор Абрамов «О чем плачут лошади»

20. Евгений Носов «Кукла», «Живое пламя»

21. Юрий Казаков «Тихое утро»

22. Д.С. Лихачев «Земля родная», «Письма о добром»

23. М.М. Зощенко «Беда»

24. О. Генри «Дары волхвов»

25. Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

8 класс

1. Житие Александра Невского

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3. А.С. Пушкин «История Пугачева», «Капитанская дочка»

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

5. Н.В. Гоголь «Ревизор», повесть «Шинель»

6. И.С. Тургенев «Записки охотника»: «Певцы», «Хорь и Калиныч»

7. М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

8. Н.С. Лесков «Старый гений», «Человек на часах»

9. Л.Н. Толстой «После бала»

10. А.П. Чехов «О любви», «Человек в футляре»

11. И.А. Бунин «Кавказ»

12. А.И. Куприн «Куст сирени»

13. И.С. Шмелев «Как я стал писателем»

14. М.А. Осоргин «Пенсне»

15. Тэффи «Жизнь и воротник»

16. М.М. Зощенко «История болезни»

17. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»

18. В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

19. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

20. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

21. В. Скотт «Айвенго»

9 класс

1.Слово о полку Игореве.Повесть временных лет. (Прозаический перевод)

2.Д.И.Фонвизин «Бригадир»

3.А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

4.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

5.А.С.Грибоедов «Горе от ума»

6.А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии»

7.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

8.Н.В.Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести»

9.Ф.М.Достоевский «Белые ночи»

10.А.Н.Островский «Бедность – не порок»

11.Л.Н.Толстой «Отрочество», «Юность»

12.И.А.Бунин «Темные аллеи»

13.А.И.Солженицын «Матренин двор»

14.У.Шекспир «Гамлет»

Тема Великой Отечественной войны : М.А. Шолохов «Судьба человека», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А. Фадеев «Молодая гвардия», Г. Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»

10 класс

Для обязательного чтения

1. И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

2. А.Н. Островский «Гроза».

3. А.И. Гончаров. «Обломов».

4. Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Лирика

5. Л.Н. Толстой. «Война и мир».

6. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

7. А.П. Чехов. «Вишневый сад». «Человек в футляре». «Ионыч». «Палата № 6». «Крыжовник».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

9. А.А. Фет. Лирика

10. Ф.И. Тютчев. Лирика

11. А.К. Толстой. Лирика

Для дополнительного чтения

1. И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо». «Рудин»

2. А.Н. Островский. «Бесприданница». «Свои люди – сочтемся».

3. А.И. Гончаров. «Обыкновенная история»

4. Н.А. Некрасов. «Русские женщины»

5. Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»

6. Ф.М. Достоевский. «Идиот»

7. А.П. Чехов. «Дом с мезонином». «Дама с собачкой». «Попрыгунья».

8. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»

Из зарубежной литературы (2-3 произведения по выбору учащихся)

Ги де Мопассан. Новеллы («Ожерелье». «Пышка» и др.)

П. Мериме. Новеллы («Этрусская ваза». «Голубая комната». «Локис» и др.)

Ф. Стендаль. Ванина Ванини». «Пармская обитель». «Красное и черное».

О. Бальзак. «Евгения Гранде». «Отец Горио»

Ч. Диккенс. «Большие ожидания»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия».

11 класс

Список произведений для летнего чтения
Произведения для обязательного чтения 1. М.А. Шолохов. «Тихий Дон»
2. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
3. Б.Л. Пастернак. «Доктор Живаго»
4. А.М. Горький. «На дне».
5. А.И. Куприн. «Поединок»
6. Н.А. Островский. «Как закалялась сталь»
7. А. Фадеев. «Разгром»

Произведения о Великой Отечественной войне (3-4 по выбору учащегося) 1. Ю. Бондарев. «Горячий снег». «Батальоны просят огня». «Берег». «Выбор».
2. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…» «В списках не значился»
3. В. Быков. «Обелиск». «Сотников»
4. В. Астафьев. «Пастух и пастушка». «Прокляты и убиты».
5. В. Некрасов. «В окопах Сталинграда»
6. Б. Горбатов. «Непокоренные»
7.В. Распутин. «Живи и помни»
8. К. Воробьев. «Убиты под Москвой»
9. М. Владимов. «Генерал и его армия».
10. М. Шолохов. «Они сражались за Родину»
11. А. Фадеев. «Молодая гвардия»

Современная литература (по выбору учащегося 2-3 произведения)
Т. Толстая. «Кысь»
В. Пелевин. «Хрустальный мир».
Л. Улицкая. «Сонечка». «Русское варенье»
А. Битов. «Фотография Пушкина»
В. Маканин. «Лаз». «Кавказский пленный». «Андеграунд, или Герой нашего времени»
М. Владимов. «Верный Руслан»

Антиутопии
1. Е. Замятин. «МЫ» (для обязательного чтения)
2. О. Хаксли. «Дивный новый мир»
3. Дж. Оруэлл. «1984». «Скотный двор».
Утопии Т. Мор. «Утопия».
Н.Г. Чернышевский. «Что делать?» (для обязательного чтения)

Читатель "РГ" прислал в редакцию список книг, рекомендованных школой его ребенку-шестикласснику для чтения летом. Всего около ста (!) произведений. Народные баллады "Грозный и Домна" и "Крысолов из Гамельна", "Полтава" Пушкина и "Бленгеймский бой" Р. Саути, "Путешествие Гулливера" Дж. Свифта и "Дон Кихот" Сервантеса, "Дракон" Е. Шварца и "Роман о Тристане и Изольде" Ж. Бедье...

Мало того что сам просто огромный. Почему в нем так много "взрослых" произведений? По какому принципу подбирается литература? Об этом "РГ" беседует с учителем русского языка и литературы московской школы N 57, главным редактором журнала "Литература" Сергеем Волковым.

Сергей Владимирович, как учителя литературы составляют списки для чтения на лето?

Сергей Волков: Есть несколько подходов. Некоторые учителя вносят в список то, что будут проходить на уроках: чтобы дети были готовы, чтобы заранее нашли книжки и могли принести их на урок. С другой стороны, понятно: если ребенок все основные произведения прочитает летом, то к середине учебного года они потеряют для него остроту "первого впечатления". А повторение уже может его не заинтересовать. Поэтому вторая стратегия - не раскрывать все карты, а дать что-то, что может быть просто интересно ребенку, что расширит его кругозор, книги "вокруг программы". Поэтому и появляются расширенные списки, из которых можно выбрать что-то на каникулах и почитать в удовольствие.

Сергей Волков: Нет. Логика списка, который вам прислали, мне понятна. Он построен на пересечении двух стратегий. Учитель поступил честно: вот литература основная, а вот дополнительная, вот что почитать летом, а вот что нужно к урокам. И обязательный "набор" здесь относительно небольшой.

Учтите, что учителя во многом несвободны, потому что должны проходить произведения, которые вписаны в стандарт и программы. На стандарт ориентированы все линейки учебников. И в них есть такие произведения, которые детям в 12 лет могут быть неинтересны, но которые учитель должен пройти.

Еще проблема: в том же 7-м классе всего 2 урока литературы в неделю, в год 68 уроков. Много книг за это время не прочтешь и не обсудишь толком. А программы объемные. С другой стороны, учитель знает еще какие-то книги, которые могут "зацепить" ребенка, чтобы тот начал читать. И эти произведения он тоже хочет затронуть. Когда же? Иногда это бывает на внеклассном чтении, во время классных часов или даже в разговорах на переменках. Ну вот есть в присланном списке Юрий Коваль. Как без него? Он прекрасен. И даже если его нет в программе, подсунуть его детям надо. Так что учителю приходится выкручиваться.

Но вопросы к содержанию списка все равно есть?

Сергей Волков: Да. На мой взгляд, включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Все равно семиклассники не будут их читать самостоятельно. Летом это не нужно, достаточно будет прочесть к уроку литературы. И список бы сразу уменьшился - посмотрите, среди "ста произведений", которые привели в ужас родителя, много стихов.

Нужно еще понять, что представленный список ориентирован на программу Тамарченко и Стрельцовой, это программа для гуманитарно ориентированных классов, не для общеобразовательных. Такие классы есть в гимназиях и лицеях и списки для чтения в них больше.

Поймите, учитель не враг, который нагрузил ребенка лишним чтением. Для него проблема списка очень сложная. С одной стороны, хочется дать много, чтобы ребенок видел это "море" и мог выбрать из него. С другой стороны, кто-то этими объемами может быть обескуражен. И если родители воспринимают список на лето как тяжелую могильную плиту, это, конечно, грустно. Если родители с чем-то несогласны, если у них есть вопросы, эти вопросы надо задавать. Прежде всего учителю. Школа сегодня открыта к диалогу. Многие педагоги присутствуют в соцсетях. У нас работают телефоны, электронная почта - спрашивайте.

Некоторые произведения из школьного списка серьезно изучают студенты филфака: Шварц, Астафьев, Бедье, Сервантес... Скажем, осилят ли 12-летки такой серьезный роман как "Дон Кихот"?

Сергей Волков: Многие произведения в школе даются "на вырост". В средних классах дети развиваются очень по-разному. Одни уже читают серьезную литературу и переживают ее, других пока увлекают только комиксы или фантастика. И такой большой список дает шанс "зацепить" всех. Надо отдавать себе отчет в том, что значительная часть школьной программы вообще написана не для детей. "Дон Кихот", "Преступление и наказание", "Война и мир", "Мертвые души", "Евгений Онегин" написаны ни для 9-классников, ни для 10-классников. Они написаны для взрослого читателя. И когда учитель дает большой и сложный список литературы, он - есть такая надежда - понимает, что делает. Ориентируется в первую очередь на конкретный класс, на его возможности и интересы.

Сервантеса же в 7-м классе изучают, конечно, не в полном объеме. Из романа дети читают только избранные, самые яркие главы, которые сделали образ главного героя вечным. "Дон Кихот" в переложении для детей существует давно. Познакомиться с ним дело полезное. Я много раз был свидетелем того, как в седьмом классе главы романа читались с интересом, как дети писали по ним яркие работы.

Вообще если детям не говорить, что что-то сложно, то они как губка впитывают серьезные литературные произведения.

Включать в этот список стихи, даже если это исторические баллады, значит "стрелять мимо". Семиклассники не будут их читать самостоятельно

У нас в 57-й школе работала великая учительница Зоя Александровна Блюмина: она читала пятиклассникам "Вторую балладу" Пастернака - очень сложное стихотворение для взрослых. Читала вслух, на уроках. Раз, второй, третий. Дети всего не понимали, они просто повторяли за ней, чувствовали ритм, магию слов, эти стихи начинали в них жить - и они сами просили: "А давайте почитаем Пастернака".

Когда я был студентом и у меня только родился сын, преподаватель грузинской литературы поставила мне, молодому родителю, зачет автоматом. Но с условием, что я прочитаю сыну, когда он подрастет, поэму "Витязь в тигровой шкуре". Тогда я, конечно, это легко пообещал: лишь бы зачет поставили. А когда сын подрос, вспомнил данное слово. И стал еще совсем ребенку читать поэму в переводе Заболоцкого. Сложный синтаксис, причудливые слова, необычный ритм. Кажется, что ничего непонятно, но сын требовал еще и еще. И не потому, что он какой-то особенный - просто красивое и сильное завораживает. Потом такой же трюк повторился со вторым сыном...

Так что встреча со сложно организованным произведением может очень благотворно действовать на детей. Главное тут не заставлять, не "впихивать" что-то насильно, а позволить ребенку в этом плыть, давать столько, сколько он может усвоить.

Инфографика РГ/ Антон Переплетчиков

Как научить ребенка любить литературу?

Сергей Волков: А разве можно научить человека любить? Максимум, что можно, самому интересоваться, читать, увлеченно об этом рассказывать, читать вслух... Когда ребенок наблюдает за живущим литературой взрослым, он задается вопросом: а что же он в этих книгах нашел? Так и зарождается интерес.

Однажды школьник понимает, что вдруг получает удовольствие от чтения, обсуждения интересной книжки. Это особенная магия, мы должны ею владеть хотя бы отчасти. Точных рецептов нет: тут нужно и обаяние, и харизма, и технологические ноу-хау.

  • "Песнь о Роланде"
  • В. Скотт "Роб Рой"
  • Н. Асеев "Синие гусары"
  • Е. Баратынский "Перстень"
  • Г.Р. Хаггард "Прекрасная Маргарет"
  • А.А. Бестужев-Марлинский "Испытание"
  • Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола
  • Г.К. Честертон "Сапфировый крест"
  • А. Доде "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона"
  • М. Дрюон "Тисту - мальчик с зелеными пальцами"
  • И. Ефремов "На краю Ойкумены"

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования № 548 "Царицыно":

Список литературы на лето рекомендованный, а не обязательный. Учителя составляют его на основе принятой в школе образовательной программы. А та в свою очередь основана на рекомендованной министерством образования и науки примерной программе. Ситуация, на мой взгляд, абсурдная. Все необходимые произведения по-хорошему можно прочитать и в течение учебного года. А списки на лето - дань традиции, которая идет еще со времен СССР. В Советском Союзе были самые длинные в мире каникулы. И, как говорится, "чем меньше заняты войска, тем быстрее они разлагаются". Поэтому учителя нагружали школьников литературой, чтобы дети "не расслаблялись".

Как действовать родителю, увидевшему этот список? В первую очередь не паниковать. Выбрать вместе с ребенком самые интересные для них произведения и читать в свое удовольствие. Осваивать весь объем никто их не заставит. Большого секрета я не открою, если скажу, что мало кто из учителей 1 сентября спрашивает, прочитали ли школьники список литературы на лето. Того, что ребята осилят весь список, от них никто не ждет.

Юлий Гусман, кинорежиссер:

Я считаю, что "Дон Кихота" Мигеля Сервантеса не просто правильно, но необходимо читать в шестом классе. Я сам прочитал его в начальной школе - во втором классе, и мне все было понятно. Эта книга гораздо лучше того "мусора", который валяется в наших книжных магазинах. Слава богу, что "Дон Кихот" есть в списке литературы для чтения в шестом классе. Можно быть спокойными за составителей программ внеклассного чтения для школьников. Очень разумный выбор.

Павел Лунгин, режиссер:

Я думаю, что читать "Дон Кихота" в шестом классе рановато. Я помню, что впервые взял в руки эту книгу приблизительно в это же время и не понял ее. И он у меня остался в памяти как довольно скучная и непонятная книга. Всей игры я тогда не понял. Пытался вернуться к Сервантесу позже, но так, если честно, и не вернулся. Это вообще очень опасно - начинать читать слишком рано какие-то произведения. Поэтому счастливы те, кто прочитал Достоевского в зрелом возрасте, и те, кто вернулся к "Войне и миру" после школы. Хотя вопрос, конечно, спорный. Если закрыть глаза и сделать вид в шестом классе, что "Дон Кихота" не существует, то его потом в руки никто так и не возьмет. Это такое вечное противоречие. Надо расширять свои знания о культуре и о литературе, но, к сожалению, удовольствие от культуры и от книги "смазывается" в раннем возрасте.

Александр Кабаков, писатель:

Я прочитал "Дон Кихота" Сервантеса примерно в таком же возрасте. "Дон Кихот" - один из величайших мировых романов. Книга замечательна всем. Прекрасная сама по себе идея героя, который попадает в сумасшедшее будущее, будучи более нормальным, чем все окружающие. В сущности, из персонажей "Дон Кихота" выросло огромное количество других персонажей всей мировой литературы. Достаточно вспомнить князя Мышкина из "Идиота" Достоевского. "Дон Кихот" - это универсальный образец романа. Думаю, что "Дон Кихот" из тех книг, которые нужно перечитывать много раз. Первый раз в шестом-седьмом классе, а потом уже взрослым человеком. Книга просто обязательная к перечитыванию. Откладывать первое чтение разных, как многим кажется, "взрослых" произведений неправильно, потому что так можно отложить всю литературу, в том числе "Войну и мир". Если чтение откладывать, то взяться за эти книги в более позднем возрасте будет очень сложно. Если человек в тридцать лет впервые в своей жизни возьмет в руки "Дон Кихота", то он его просто не сможет прочитать до конца.

Елена Постнова, кандидат филологических наук, член Союза художников России, мама пятиклассника:

Список литературы – это хорошая "шпаргалка" для родителя. Каждое лето мы с сыном садимся и вместе выбираем из него книги. Сейчас ребенок увлечен рассказами Джека Лондона, до этого читал Стивенсона "Остров сокровищ" и другие книги. Думаю предложить ему "Приключения Оливера Твиста" Диккенса. Все произведения из школьного списка – это лучшие образцы мировой литературы, самые достойные примеры, которые и взрослым бы не помешало перечитать. Но осилить весь список за лето – это утопия. Поэтому учителя дают большой выбор, и каждая семья может найти что-то для себя. А везде – очень разные традиции. Где-то ребята читают "Евгения Онегина" уже в 12 лет, а где-то даже и не садятся за книгу.

Подготовили Ксения Колесникова и Наталья Соколова

Лето - прекрасное время для чтения! Некоторые дети с удовольствием читают сами, другие соглашаются это делать только потому, что мама не разрешает играть в планшет, пока не прочитаешь несколько страниц. Почти все дети волей-неволей читают книги из списка, который выдали в школе в качестве задания на лето. Итак, что нужно прочитать летом после окончания 2-го класса?

Читать ли ребенку, перешедшему в 3 класс, летом те же произведения, которые он будет затем изучать в школе на протяжении учебного года? Это решать родителям. Необходимости в этом нет, поскольку произведения не такие уж большие и дети вполне успевают их читать во время учебного года. Если вы думаете, что чистать одно и то же второй раз ребенку будет скучно, то тем более лучше выбрать другие произведения тех же писателей, или же книги, рекомендованные детям 8-9 лет для внеклассного чтения. Тем не менее, для удобства мы публикуем список произведений, взодящих в школьную программу 3 класс.

В программу курса по литературному чтению УМК «Школа России» для 3 класса входят следующие произведения:

  1. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
  2. Стихи - Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
  3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи
  4. И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
  5. М.Ю. Лермонтов стихи
  6. Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.
  7. Стихи - Некрасов, Бальмонт, Бунин
  8. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
  9. В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
  10. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
  11. М. Горький «Случай с Евсейкой»
  12. К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
  13. А.И. Куприн «Слон»
  14. Стихи - Саша Черный, Блок, Есенин
  15. Рассказы о любви к животным (Пришвин, Соколов-Микитов, Белов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский)
  16. Стихи - Маршак, Барто, Михалков, Благинина
  17. М. М. Зощенко «Великие путешественники»
  18. Н.Н. Носов «Федина задача»
  19. Зарубежная литература: «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Список книг для внеклассного чтения учащимся, перешедшим в 3 класс (программа «Школа России»):

  • Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  • Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  • Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  • Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  • Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  • Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  • С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  • С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  • Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  • Братья Гримм «Три брата»
  • М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  • А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  • В.А. Осеева «Волшебное слово», «Совесть», «Сыновья»
  • В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  • Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  • Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  • В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  • В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  • М.М. Зощенко «Елка»
  • В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Списков литературы может быть много. Некоторые учителя сами составляют списки для летнего чтения, другие пользуются готовыми рекомендациями - распечатывают списки и раздают детям. Следует иметь в виду, что списки книг на лето не являются чем-то жестким, это лишь рекомендации по выбору произведений, которые будут интересны третьеклассникам. Можно выбирать и читать любые произведения по своему выбору. Кроме того, списки для чтения на лето отличаются в зависимости от программы по литературному чтению, по которой обучается ребенок.

Список литературы на лето для учащихся, перешедших в 3 класс (программа «Перспектива»)

  • Александров Т. « Домовенок Кузька»
  • Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик», «Оле-Лукойе», «Огниво»
  • Бажов П. «Серебряное копытце»
  • Братья Гримм «Бременские музыканты»
  • Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
  • Былины: Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Илья Муромец и Соловей Разбойник
  • Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
  • Гайдар А. «Чук и Гек»
  • Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
  • Гауф В. «Карлик Нос», «Маленький Мук»
  • Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»
  • Драгунский В. «Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
  • Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких»
  • Дуров В. « Мои звери». Рассказы
  • Житков Б. «Как я ловил человечков»
  • Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
  • Зарубежные сказки: «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка), «Женщина, которая жила в бутылке» (английская сказка)
  • Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
  • Зощенко М. «Учёная обезьянка»
  • Катаев В. «Цветик-семицветик»
  • Киплинг Р. «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб»
  • Крылов И. А. «Басни»
  • Лагин Л. «Старик Хоттабыч»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
  • Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка»
  • Мифы Древней Греции (1-2 сюжета на выбор)
  • Некрасов Н. «Дед Мазай и зайцы»
  • Носов Н. «Фантазёры», «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
  • Одоевский В. «Городок в табакерке»
  • Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
  • Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
  • Перро Ш. «Рикки с хохолком», «Спящая красавица»
  • Платонов А. «Разноцветная бабочка»
  • Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
  • Прокофьева С. «Ученик волшебника», «Приключения желтого чемоданчика»
  • Пушкин А.С. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Иван — крестьянский сын», «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-Несмеяна», «Летучий Корабль», «Финист-ясный сокол»
  • Стихи Ю. Мориц, А.Барто, Я.Аким, Б. Заходер, И. Токмакова, Г. Граубин «Незнакомые друзья»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
  • Толстой Л. «Филиппок»
  • Ушинский К. «Два плуга»
  • Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
  • Шварц Е. «Сказка о потерянном времени», «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»

Немного отличается от двух предшествующих список для чтения на лето для третьего класса по программе «Школа XXI века»:

  • Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
  • Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Улитка и розовый куст»
  • Астафьев В.П. «Весенний остров», «Конь с розовой гривой»
  • Бажов П.П. «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  • Булычёв К. «Путешествие Алисы», «Девочка с планеты Земля»
  • Велтистов Е.С. «Приключения Электроника»
  • Гаршин В.М. «Сказка о жабе и розе»
  • Георгиев С.Г. «Домик солнечного зайца»
  • Горький М. «Про Иванушку-дурачка»
  • Даль В.И. «Про мышь зубастую и про воробья богатого»
  • Драгунский В.Ю. «На Садовой большое движение»
  • Зальтен Ф. «Бемби»
  • Зощенко М. М. «Галоши и мороженое», «Глупая история»
  • Иванов С.А. «Зимняя девочка»
  • Лагерлёф С. «Святая ночь», «В Назарете», «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции»
  • Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
  • Лесков Н.С. «Лев старца Герасима»
  • Одоевский В.Ф. «Город в табакерке», «Бедный Гнедко»
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога»
  • Платонов А.П. «Солдат и царица», «Волшебное кольцо»
  • Пришвин М.М. «Курица на столбах»
  • Пушкин А.С. «Сказка о золотом петушке»
  • Свифт Д. «Путешествие Гулливера»
  • Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот»
  • Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона»
  • Толстой А.К. «Илья Муромец»
  • Толстой Л.Н. «Книга для детей: Рассказы, сказки, басни»
  • Тургенев И.С. «Собака»
  • Ушинский К.Д. «Сумка почтальона», «Слепая лошадь»
  • Чёрный С. «Серебряная ёлка»
  • Чехов А.П. «Беглец», «Детвора»

9-й класс

  • У. Шекспир. Гамлет (Принцу является Призрак отца, и...).
  • И.-В. Гёте. Фауст (вот что случается, когда решился заключить сделку с дьяволом!).
  • Ж.-Б. Мольер. Мещанин во дворянстве (бедняга хочет пробиться в высшее общество).
  • Н. М. Карамзин. Бедная Лиза (эта повесть - прабабушка современных женских романов о любви!).
  • А. С. Грибоедов. Горе от ума (издевается он что ли?! Кто?!).
  • А. С. Пушкин. Евгений Онегин (Она любит его, Он - не любит?; потом Он - любит, а Она? и почему это называется «энциклопедией русской жизни»?!).
  • Ю. М. Лотман. Комментарий к роману «Евгений Онегин» (в романе много уже не очень понятных слов; герои поступают иногда с нашей точки зрения странно - со всем этим поможет справиться Комментарий).
  • М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени (ничего себе герой! Но многим нравится).
  • Н. В. Гоголь. Мёртвые души (поэма о спорах с Судьбой и о смелом финансовом проекте).

Что не обязательно, не скучно и «рифмуется» с тем, что будет изучаться, может пригодиться:

  • А. Данте. Божественная комедия (что творится в аду?).
  • Французский средневековый эпос «Песнь о Роланде».
  • У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Отелло. Сон в летнюю ночь.
  • М. Сервантес. Дон Кихот (это большой роман; можно почитать фрагменты - эпизод сражения с ветряными мельницами - точно:), можно - адаптированный, облегчённый вариант).
  • Ж.-Б. Мольер . Дон Жуан, или Каменный пир. Э.Т.А. Гофман . Дон Жуан. А. С. Пушкин. Каменный гость (как вы догадались, все эти произведения о…).
  • Ж.-Б. Мольер. Мизантроп.
  • А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Медный всадник. Борис Годунов. Пиковая дама.
  • М. Ю. Лермонтов. Демон. Мцыри.
  • Н. В. Гоголь. Вий. Портрет. Невский проспект. Нос (вы не знали, что Гоголь - мистик?! Тогда читайте! «Сумерки» меркнут).
  • Ч.-Г. Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда. Корсар.
  • Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. Песочный человек (это очень страшно!).
  • В. Гюго. Отверженные. Человек, который смеётся. Собор Парижской Богоматери (это большие романы, можно выбрать один - не пожалеете, все прекрасны!).
  • П. Мериме. Новеллы. Этрусская ваза. Маттео Фальконе и др.
  • Б. Шоу. Ученик дьявола.
  • Ю. Тынянов. Смерть Вазир Мухтара (о жизни, любви и смерти А. С. Грибоедова).
  • Дж. Остин. Гордость и предубеждение (не суди по первому взгляду!).
  • Э. Бронте. Грозовой перевал.
  • Ш. Бронте. Джейн Эйр.
  • Э.-Л. Войнич. Овод.
  • О. Уайльд. Портрет Дориана Грея (ещё ни один прочитавший не остался равнодушным к этой жуткой и красивой истории).
  • Э. Ростан. Сирано де Бержерак.
  • Э. По. Рассказы. В смерти - жизнь. Падение дома Ашеров и др.
  • Братья Стругацкие. Трудно быть богом. Пикник на обочине. Гадкие лебеди.
  • В. Голявкин. Арфа и бокс.
  • Ю. Коваль. Приключения Васи Куролесова. Промах гражданин Лошакова. Пять похищенных монахов
  • О. Громова. Сахарный ребёнок.
  • Б. Васильев. Завтра была война.
  • А. Приставкин. Ночевала тучка золотая.
  • М. Петросян. Дом, в котором...
  • В. Богомолов. Иван. Момент истины.
  • В. Тендряков. Весенние перевертыши. Хлеб для собаки.
  • Ж. Амаду. Генералы песчаных карьеров
  • Г. Свортаут. Благослови зверей и детей
  • Д. Киз. Цветы для Элджернона
  • Р. Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту. Рассказы. Марсианские хроники.
  • Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
  • Х. Ли. Убить пересмешника.
  • В. Голдинг. Повелитель мух.
  • А. Кристи. Смерть на Ниле. Пять поросят. Убийство в «Восточном экспрессе».
  • О.Хаксли. О дивный новый мир.
  • Дж. Олдридж. Акулья клетка. Последний дюйм.
  • Р. Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон.
  • Р. Желязны. Девять принцев Амбера.
  • Р. Шекли. Запах мысли и др. рассказы.
  • Д. Стейнбек. О мышах и людях.
  • Дж. Р. Толкиен. Сильмариллион.
  • А. Пехов. Искра и ветер. Киндрэт. Хроники Сиалы и др. произведения.
  • А. Жвалевский, Е. Пастернак. Здесь вам не причинят никакого вреда. И другие повести.
  • Б. Акунин. Азазель. Левиафан. Турецкий гамбит.
  • В. Пелевин. Затворник и Шестипалый. Желтая стрела.
  • Л. Лоури. Дающий.
  • Г. Шмидт. Битвы по средам.
  • Р. Ф. Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!

Пожелания на лето:

Читайте по выбору - то, что покажется вам интересным! Главное, читать много и с удовольствием!

10-й класс

Ключевые тексты (опора для ЕГЭ по русскому языку и литературе)

Рекомендуется совместное чтение вслух: семейное, дружеское - в послеобеденные и вечерние часы, на пляже и на привале. Привлекайте к чтению всех, с кем проводите лето: друзей и родителей, инструкторов, вожатых, тренеров.

  • И. С. Тургенев. Отцы и дети.
  • И. А. Гончаров. Обломов.
  • Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание.
  • Л. Н. Толстой. Война и мир.
  • Н. С. Лесков. Очарованный странник. Левша. Тупейный художник.
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. Господа Головлевы.
  • Н. А. Некрасов. Лирика. Кому на Руси жить хорошо...
  • Ф. И. Тютчев. Лирика.
  • А. А. Фет. Лирика.
  • А. И. Островский. Гроза. Волки и овцы.
  • А. П. Чехов. Вишневый сад. Рассказы.

Книга на досуге: чтение на выбор (необходимо прочитать не менее 4 любых позиций из списка)

Смешное, страшное, странное и даже, на первый взгляд, скучное

  • П. Г. Вудхауз. Дживс и Вустер.
  • С. Алексиевич. Цинковые мальчики.
  • А. Адамович, Д. Гранин. Блокадная книга.
  • О. Уайльд. Как важно быть серьезным.
  • М. Метерлинк. Пьесы на выбор.
  • Г. Ибсен. Пьесы на выбор.
  • Б. Шоу. Пьесы на выбор.
  • Е. Шварц. Обыкновенное чудо. Тень. Дракон.
  • Шолом-Алейхем. Рассказы.
  • Ги де Мопассан. Рассказы.
  • У. Голдинг. Повелитель мух.
  • Дж. Оруэлл. 1984.
  • Р. Кено. Зази в метро.
  • К. Воннегут. Колыбель для кошки.
  • Дж. Остин. Гордость и предубеждение.
  • Эм. Бронте. Грозовой перевал.
  • Д. Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.
  • Харпер Ли. Убить пересмешника.
  • Мольер. Комедии.
  • У. Шекспир. Комедии.
  • Дж. Хэрриот. Книга на выбор («О всех созданиях — больших и малых», «О всех созданиях — мудрых и удивительных», «О всех созданиях — прекрасных и разумных» и др.).
  • Дж. Даррелл. Моя семья и другие звери.
  • Б. Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз.
  • Э. По. Рассказы.
  • Э. М. Ремарк. Три товарища.
  • Р. Брэдбери. Марсианские хроники.

Книга и кино (читаем и смотрим)

  • Ф. М. Достоевский. Идиот. Фильм И. Пырьева. Телесериал В. Бортко.
  • Н. В. Гоголь. Шинель. Мультипликационный фильм Ю. Норштейна (не окончен).
  • Дж. Остин. Гордость и предубеждение. Сериал С. Лэнгтона.
  • Е. Шварц. Обыкновенное чудо. Фильм М. Захарова. Тень. Фильм Н. Кошеверовой. Убить дракона. Фильм М. Захарова.
  • Б. Шоу «Пигмалион». «Моя прекрасная леди». Фильм Дж. Кьюкора.
  • «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Фильм Н. Михалкова.
  • «Господа Головлевы». Фильм А. Ерофеевой.
  • У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Фильм Ф. Дзеффирелли.
  • «Ромео + Джульетта» Б. Лурманна.
  • «Вестсайдская история» Р. Уайза, Д.Роббинса.
  • Э. М. Форстер. Комната с видом. Фильм Дж. Айвори.

11-й класс

Обязательный минимум

  • Б. Пастернак. Доктор Живаго.
  • М. Булгаков. Мастер и Маргарита.
  • Е. Замятин. Мы.
  • А. Блок. Двенадцать.
  • А. Ахматова. Реквием.
  • И. Бунин. Рассказы.
  • А. Куприн. Олеся. Гранатовый браслет. Поединок. Рассказы.
  • Л. Андреев. Рассказы.
  • Лирика А. Блока, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, О. Мандельштама, И. Бродского.
  • М. Горький. Рассказы. Детство. На дне.
  • М. Зощенко. Рассказы.
  • И. Бабель. Рассказы.
  • А. Платонов. Рассказы.
  • В. Набоков. Рассказы.
  • А. Твардовский. Василий Теркин.
  • А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.
  • В. Шаламов. Колымские рассказы.
  • В. Шукшин. Рассказы.

Зарубежная литература (для общего развития)

  • О.Уайльд. Портрет Дориана Грея
  • Ф.Кафка. Процесс
  • Ф.С.Фицджеральд. Великий Гэтсби
  • Г.Гессе. Степной волк
  • Э.М. Ремарк. На Западном фронте без перемен
  • Э.Хэмингуэй. Старик и море
  • Г.Маркес. Сто лет одиночества
  • Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи
  • К.Воннегут. Колыбель для кошки

Для ЕГЭ по литературе

  • М. Шолохов. Тихий Дон

Внеклассное чтение (не менее 5 произведений)

  • Литература о войне (например: Б. Васильев. А зори здесь тихие. Г. Владимов. Генерал и его армия. В. Некрасов. В окопах Сталинграда. К. Воробьев. Убиты под Москвой. В. Быков. Сотников. Б. Вахтин. Одна абсолютно счастливая деревня. С. Алексиевич. У войны не женское лицо.)
  • Литература о деревне (например: Б. Екимов. Рассказы. А. Дмитриев. Крестьянин и тинейджер. Ф. Абрамов. Братья и сестры. Проза В. Распутина.)
  • Литература об истории (например: Л. Чуковская. Софья Петровна. Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей. М. Шолохов. Тихий Дон. Б. Пильняк. Повесть непогашенной луны. Е. Гинзбург. Крутой маршрут. А. Приставкин. Ночевала тучка золотая. А. Солженицын. В круге первом. Раковый корпус.)
  • Драматургия 20 века (например: Пьесы Е. Шварца. А. Вампилов. Старший сын. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске. Пьесы Л. Зорина, А. Г. Горина, А. Володина.)
  • «Возвращенная литература» (например: проза И. Шмелева, А. Ремизова, Б. Зайцева.)

Научно-популярная литература о языке (профиль)

  • В. А. Плунгян. Почему языки такие разные.
  • Ю. В. Откупщиков. К истокам слова.
  • Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Занимательно об именах. Из жизни слов.
  • А. В. Суперанская, А. В. Суслова. О русских именах.
  • В. М. Мокиенко. Загадки русской фразеологии. Почему так говорят? (От Авося до Ятя).
  • А. Кондратов. Земля людей - земля языков. Звуки и знаки.
  • Б. В. Казанский. В мире слов.
  • С. Максимов. Крылатые слова.
  • В. В. Колесов. История русского языка в рассказах. Гордый наш язык.
  • И. С. Лутовинова. Слово о пище русской.
  • М. Панов. А все-таки она хорошая. Занимательная орфография.
  • А. А. Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. Что такое язык.
  • О. Рисс. У слова стоя на часах.
  • Л. Успенский. Слово о словах. За языком до Киева. По закону буквы.
  • Н. Галь. Слово живое и мертвое.
  • Л. К. Чуковская. В лаборатории редактора.
  • И. Б. Левонтина. Русский со словарем.
  • М. О. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва.
  • Б. Тимофеев. Правильно ли мы говорим?
  • П. Клубков. Говорите, пожалуйста, правильно.
  • Б.Ю. Норман. Язык - знакомый незнакомец. Игра на гранях языка.
  • В.З. Санников. Русский язык в зеркале языковой игры.
  • В. Л. Янин. Я послал тебе бересту.
  • Н. М. Шанский. В мире слов. Лингвистические детективы.
  • К.И. Чуковский. Живой как жизнь.
  • Л.В. Смехов. Популярная риторика.
  • О.И. Северская. Говори, да не заговаривайся! По-русски, правильно!
  • В.В. Одинцов. Лингвистические парадоксы.
  • С.И. Львова. Русский язык. Занимательное словообразование.
  • М. Королева. Чисто по-русски.
  • В. В. Виноградов. История слов.
  • А. А. Зализняк. Из заметок о любительской лингвистике.
  • Л. В. Сахарный. Как устроен наш язык.
  • Е. Земская. Как делаются слова.
  • Л. П. Крысин. Жизнь слова.