Уже на протяжении довольно долгого времени исследователи пытаются найти останки той женщины, которая некогда была моделью для самого Леонардо да Винчи. Поиски происходят на территории Флоренции под монастырем, посвященной святой Урсуле.

Споры и диспуты о таинственной незнакомке не утихают до сих пор, о возможно, что разгадка будет раскрыта в ближайшее время. Исследователи считают, что наконец-то ими было обнаружено место, где может находиться эта легендарная женщина. Как только будут найдены ее останки, генетики могут восстановить по черепу облик Джоконды и сравнить ее с оригиналом великого мастера. Исследователи считают, что будет обнаружено сходство.

Тайна картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Самой правдивой версией создания картины можно считать, что да Винчи в качестве модели для написания картины привлек жену местного купца Лизу Джерардини дель Джокондо. Ее супруг Франческо якобы заказал портрет сам.

Долгое время было вообще неясно, кто является прототипом создания картины. Исследователи из Италии под руководством Сильвано Винчети, профессора Национального комитета, отыскали в архивных хрониках свидетельство о смерти купчихи. В книге мертвых было записано, что захоронена эта женщина была в монастыре, где она провела последние годы своей жизни. В монастыре святой Урсулы служила монахиней Мариэтта, старшая дочь Лизы, которая и забрала к себе мать. В настоящее время монастырь находится в заброшенном состоянии.

Начатые раскопки позволили отыскать старинную кладку из кирпича, толщина которой составлял один метр. Под алтарем был найден женский череп, а после и скелет. Обнаруженная находка так воодушевили Сильвано Винчети, что он поспешил непременно продолжить поисковые работы и даже выдвинул гипотезу, что наконец-то нашел знаменитую Мону Лизу. Но после этого были найдены еще несколько скелетов, а археологи вовсе уже не пытались найти сенсационную находку.

Несмотря на ряд неудач, Венчети не отчаивается найти останки, принадлежавшие купчихе. При помощи георадара в кладке было обнаружено еще одно захоронение. На личной пресс-конференции флорентийские ученые рассказали о своей догадке, что всех умерших женщин. Не являвшихся монахинями хоронили, укладывая их тела в ряд. Более поздние по времени захоронения располагались над ранними. Самый последний найденный скелет, по словам ученых, скорее всего, мог принадлежать, умершей в 1609 году Марии дель Риччо, об этом имеется запись в книге мертвых.

Археологи на конференции рассказали о том, что скелет Моны Лизы, как только он найдется, обязательно пройдет генетическую экспертизу. У итальянских ученых имеются образцы ДНК дочерей Джоконды, взятых из захоронений церкви пресвятого Благовещения, находящейся во Флоренции. После проведения данной процедуры историки предполагают начать работу по воссозданию лица купчихи.

Известно, что полотно с изображением Моны Лизы принято называть еще Джокондой. В 2005 году в церковном архиве были обнаружены записи, оставленные чиновником по имени Агостино Веспуччи, в них повествовалось, что да Винчи трудился одновременно над 3-мя картинами, в число которых входил и портрет той самой Лизы дель Джокондо.

Но, несмотря на такие записи, множество ученых склоняется к той версии, что позировала художник явно не купчиха.

Существует версия, что образ загадочной женщины, представленный Леонардо, является выдуманным самим автором, он является по сути своей собирательным.

Очень популярной является идея о том, что на картине запечатлен лик самого гения. Проверить данную гипотезу можно лишь сопоставив, созданный образ по черепу да Винчи, с изображением на картине. Винчети уже на протяжении многих лет пытается добиться от итальянского правительства разрешения на эксгумацию тела великого художника, покоящегося в замке Амбауаз, но все время получает отказ.

Моделью считают и самого любимого ученика Леонардо, поэтому на лице портрета и была нарисована загадочная улыбка. О нетрадиционной ориентации великого мастера судачат уже на протяжении довольно долгого времени, а про картину говорят, что на ней может быть изображено взаимоотношение двух мужчин.

Винчети обнаружил в библиотеке Нанта рукопись Леонардо, написанную его любимым способом - зеркальной записью. В данном произведении имеется информация о том, что картину следует рассматривать при помощи увеличительного стекла. Ученый поспешил попросить разрешение на работу с полотном у французского правительства, ибо Мона Лиза находится в Лувре. В правом глазу купчихи историк обнаружил буквы «LV», по всей видимости, являющиеся инициалами самого автора, а в левом глазу была обнаружена буква «S».

Данная буква могла обозначать слово «Salai», что переводится, как - чертенок. Так именно называли ученика да Винчи, который позже стал и его натурщиком, имя ему было Джано Джакомо Капротти да Орено. Юноша поступил в роли подмастерья к Леонардо в возрасте 10 лет, автору же на тот момент было 38.

Салаи выступил натурщиком ко многим полотнам да Винчи. В том числе и к знаменитому «Иоанну Крестителю», внешность которого напоминает и лицо Моны Лизы. Как знать, может быть одна из главных тайн человечества уже вскоре будет разгаданной.

Видео — Загадка Моны Лизы



«Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства. Вот уже несколько столетий не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на портрете. По различным версиям, это жена флорентийского торгов​ца, трансвестит в женской одежде, мать художника и наконец - сам художник, переодетый женщиной… Но это лишь часть тайн, связанных с картиной.

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503-1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Скрытое изображение

Кстати, недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение, настоящая Лиза Герардини. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.

По словам ученого, удалось «распознать» под «Моной Лизой» второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как Джоконда, однако, в отличие от последней, смотрит немного в бок и не улыбается.

Роковая улыбка

А знаменитая улыбка Моны Лизы? Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…

Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил… Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо… Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека… Впрочем, это лишь предположение.

Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Университета Амстердама и его американские коллеги из Университета Иллинойса. Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций. Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83% счастья, 9% принадлежит отвращению, 6% — страху и 2% — гневу…

Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B…

В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490-й или позднее…

Но как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века…

Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо день Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. Потому что она очень популярна. Когда столько внимания, то появляется немыслимое количество тайн и домыслов.

Вот и я не удержалась от попытки разгадать одну из этих тайн. Нет, я не буду искать зашифрованные коды. Не буду разгадывать тайну её улыбки.

Меня волнует другое. Почему описание портрета Моны Лизы современниками Леонардо не совпадает с тем, что мы видим на портрете из Лувра? Действительно ли в Лувре висит портрет Лизы Герардини, супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо. И если это не Мона Лиза, то где тогда хранится настоящая Джоконда?

Авторство Леонардо бесспорно

То, что Луврскую Джоконду написал сам , почти никто не сомневается. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Разве что . Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.

Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.



Леонардо да Винчи. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Посередине: Дама с горностаем. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Справа: Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета , младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”

Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.

Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.

Где находится настоящая Мона Лиза?

Так если в Лувре висит не Мона Лиза, так где же она?

Я знаю по крайней мере три портрета, которые гораздо больше подходят под описание Вазари. К тому же все они были созданы в те же годы, что и Луврский портрет.

1. Мона Лиза из Прадо


Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг.

На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.

Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов.

Однако эксперты не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.

Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.

2. Флора из Эрмитажа


Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. , Санкт-Петербург

Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.

К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.

Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.

Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в .

Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал . Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы. Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра

Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.

Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.

В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.
Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.

Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.

По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.

История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.

Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.

Вконтакте

В Италии археологи открыли гроб с телом некоей Лизы Герардини, которая жила во Флоренции в XV веке. Историки уверены, что это именно ее изобразил великий художник Леонардо да Винчи на картине «Мона Лиза». С картиной «Джоконда» связано много тайн, исследований и интересных фактов, о пяти из которых мы решили рассказать.

Картина «Джоконда» была написана Леонардо да Винчи около 1503-1505 года. Именно этой работе художник отдавался с особой страстью, он работал над ней несколько долгих лет, и сейчас это одно из самых известных произведений живописи в мире. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, но и по сей день это остается не выясненным до конца.

Улыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок

Легкая, блуждающая и, самое главное, таинственная — вот первые характеристики, которыми с давних времен и по сей день описывают улыбку Моны Лизы, которая стала самой большой и знаменитой загадкой для мира искусств. Помимо многочисленных высказываний искусствоведов, ученых и живописцев о том, насколько выразительно украшает эта улыбка лицо Моны Лизы, существуют версии о том, как Леонардо да Винчи сумел изобразить эту улыбку.

Одна из них предполагает, что художник использовал технику сфумато, основанную на принципе рассеяния, что и дало улыбке Моны Лизы эффект необычайной загадочности и обворожительности. Чтобы использовать эту технику, да Винчи окуривал дымом помещение, где работал, в результате чего образ, изображенный на полотне, терял ряд четких границ. Также существует мнение, что отсутствие бровей и выбритый лоб невольно усиливают странную загадочность в выражении лица Моны Лизы, подчеркивая таинственность ее улыбки.

По сей день существуют и другие мнения. Например, что живость и загадка в улыбке Моны Лизы вызваны беременностью натурщицы, а может быть, являются следствием неправильного прикуса. Самым рациональным утверждением считается мнение Маргарет Ливингстон, ученого из Гарвардского университета, которая заявляет, что улыбка — следствие того, что мозг человека при непосредственном визуальном восприятии картины так перерабатывает слияние теней и переходов, которые внес в свою картину Леонардо да Винчи.

На одном полотне изображены три версии Моны Лизы

Современными исследователями был проведен точный рентгенографический анализ, который показал, что под изображением Джоконды скрываются две предварительных его версии. Такое мнение стало актуальным в результате долгих исследований. Оказалось, что картина составлялась из нескольких частей, которые накладывались друг на друга.

В глазах Джоконды нашли код Леонардо да Винчи

В 2010 году Винчети обнаружил на полотне Леонардо загадочные цифры и символы: на одной части картины, где изображена арка моста, расположенная по левую руку от Джоконды, якобы изображены цифры 72. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Есть мнения, что эти знаки всего лишь трещины, которые образовались на холсте с течением времени, но подавляющее большинство ученых будоражит факт о страшном коде да Винчи в глазах Моны Лизы, и они продолжают разгадывать его по сей день.

Джоконда — не женщина, а мужчина

Уже известный многим ученый Винчети, который годами скрупулезно изучает шедевр да Винчи, заявляет, что изображенная на портрете Мона Лиза вовсе не женщина, а мужчина, некий юный красавец Джан Джакомо Капротти, который в течение 20 лет работал у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужил прозвище Дьяволенок. Также Винчети утверждает, что Леонардо написал с Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела, причем все персонажи похожи между собой одними и теми же чертами, которые ярче всего выражены в портрете Моны Лизы.

Если вы читали знаменитый роман американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи», то наверняка помните его рассуждения о том, что Леонардо да Винчи в своих картинах «Тайная Вечеря» и «Мона Лиза» закодировал великую тайну отношений Иисуса Христа и Марии Магдалины. Эта книга посвящена одной из самых интригующих тайн в истории человечества, связанной с истинными корнями христианства – супружестве Иисуса Христа и Марии Магдалины, а также существовании в наше время целой династии их потомков. Книга занимает седьмое место из десяти среди самых читаемых книг в мире.

«Тайная Вечеря» была создана в 1495 г. и выполнена на стене церкви Святая Мария в Милане. Он работал над этой картиной 15 лет. «Мону Лизу» он писал во Флоренции в 1503-1506 г. и окончательно доработал её в 1510 г., т.е. пять веков тому назад. Эта картина сегодня экспонируется в Лувре, Париж. В чём же состоит секрет притягательности этих картин, которые остаются самыми знаменитыми произведениями в мире искусства? Будучи хорошим математиком да Винчи пытался соединить математику с искусством, т.е. он использовал в своих картинах так называемую математическую серию, известную под названием числа Фибоначчи .

Фибоначчи родился в Пизе, Италия в 1170 г. и обучался у арабских математиков. Он написал много трактатов, а также сделал ряд важных открытий в математике, включая последовательность 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89 … , носящей его имя (1202 г.). В этой последовательности каждое новое число равно сумме двух предыдущих. Вы сможете сами легко найти следующие числа, воспользовавшись свойством этой серии. Эта серия чисел имеет одно удивительное свойство: если вы разделите два последующих числа (например, 55/34 или 89/55), то эти отношения по мере удаления от начала последовательности приближаются к постоянной величине 1.618, которое называется правилом золотого сечения. Смысл золотого сечения состоит в том, что отношение двух сторон прямоугольника должно быть равно 1.618, т.е. одна сторона прямоугольника должна быть длиннее другой на 61.8%. Именно такие прямоугольники и треугольники да Винчи использовал во многих своих картинах, включая «Мону Лизу» («Mona Lisa”), «Тайную Вечерю» (“Last Supper»), «МужчинавДействии» («The Man in Action») идр. Интересно, что эти числа довольно часто встречаются в природе. Например, это так называемые цветы и растения Фибоначчи: лилии имеют 3 лепестка, дикая роза и лютики 5, семейство лютиков 8, желтоголовик 13, астры 21, подорожник 34, подсолнечник имеет 21 спираль на головке в одном направлении и 34 – в другом, маргаритки 55, большие подсолнухи встречаются в природе с 55 и 89 спиралями. Таких примеров существует множество: видимо, эти числа обладают какой-то притягательностью и поэтому природа использует их. Подобную притягательность имеют и картины да Винчи.

Банковский код, который использовали герои «Кода да Винчи» Софи и Роберт, состоял из восьми чисел ряда Фибоначчи, который, естественно, можно было легко запомнить. Согласно роману, этот код позволил его героям проникнуть в сейф банка и получить предмет, способный указать им путь к тайне супружества Марии и Иисуса, хотя в текстах Евангелии нет прямых свидетельств, что они были мужем и женой. В 1090 г. было создано тайное общество «Приорат Сиона», целью которого было защищать документы Святого Грааля, беречь могилу Марии Магдалины и поддерживать потомков королевской династии Меровингов, т.е. династии потомков царей Давида и Соломона и членов семьи Христа, доживших до наших дней. В 1118 г. был создан орден тамплиеров, который служил административным инструментом этого общества. Эта тайна была связана со священной чашей Грааля, самой главной тайны Приората Сиона. Согласно легенде, так именовалась чаша, в которую была собрана кровь Иисуса Христа после его распятия. Грааль всегда окружали тайны, которые верующие пытаются раскрыть в течение сотен лет.

Леонардо своими потрясающими картинами, творческим талантом и обаянием своей личности наверняка обратил на себя внимание Приората Сиона, руководители которого стремились к привлечению в организацию наиболее достойных современников.Великими мастерами Приората Сиона и хранителями тайны Грааля, кроме Леонардо да Винчи, были Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Роберт Бойль, Клод Дебюсси и многие другие. Они давали клятву не разглашать её тайну. Стремление найти Грааль владеет умами людей вот уже более тысячи лет и его тайна и сегодня не даёт покоя миллионам людей. Ключ к пониманию тайны святого Грааля даёт картина да Винчи «Тайная Вечеря». В этой картине вы не можете не заметить пространство между Иисусом Христом и, возможно, женщиной справа от него, в виде символа V, образованного двумя центральными фигурами, который означает одновременно сосуд Грааля и женское лоно, т.е. символ священного женского начала. Сами две фигуры образуют букву М–Мария/Магдалина. В этой картине он, возможно, закодировал тайну отношений Христа и Марии Магдалины.

Интересно, что Христос был провозглашен Сыном Божьим римским императором Константином Великим через три столетия после его распятия в результате простого голосования, причём Христос выиграл с небольшим преимуществом голосов. Т.о. император Константин ещё в четвёртом веке нашей эры приложил руку к обожествлению Христа исключительно с целью укрепления своей власти, т.к. он был слабым императором. С тех пор христианство стало государственной религией Рима, а затем и многих стран мира.

«Тайная Вечеря» включает несколько золотых сечений как в позициях, где сидят люди, так и в пространстве под потолком. Да Винчи запечатлел миг, когда Христос говорит своим ученикам во время пасхального седера, что один из них предаст его. Мария Магдалина, возможно, сменила юного апостола, женоподобного Иоанна, ближайшего ученика Христа, который на самом деле отсутствовал. Интересно, что она не только присутствовала во время распятия Христа, но и, как гласит легенда, виделась с ним три раза после его воскрешения.

Картина «Мона Лиза» является наивысшим достижением да Винчи как живописца. Слово «мона» произошло от «мадонна», что переводится как my lady . Другое название картины «Джоконда» произошло от фамилии её мужа Francesco Gioсondo, богатого флорентийского торговца шелками. Портрет этой женщины с загадочной улыбкой, написанный в спокойных тонах и улыбкой на краях её губ, включает целую серию золотых сечений. В целом, общая форма лица и её рук образуют равнобедренный треугольник. Лицо Моны Лизы хорошо вписывается в золотой прямоугольник. Другой прямоугольник проходит через правую кисть её руки до левого локтя, а его верхняя граница касается головы Моны Лизы. Второе сечение включает её лицо, щёки, глаза, нос и уголки её рта, от подбородка до головы. Наличие правильных пропорций в картине, включающей математические фигуры – треугольник и прямоугольники, создаёт уникальное впечатление о картине как о прекрасном произведении искусства.

Портрет – хороший образец техники светотени, включающей полусвет с нежной гаммой цветов. В ряде исследований утверждается, что в образе Моны Лизы да Винчи, возможно, изобразил себя.

Исследователи «Моны Лизы» и «Тайной Вечери» уверены, что в слоях краски скрывались некие тайные послания для потомков, т.е. в своих полотнах да Винчи «спрятал» какие-то символы, истинный смысл которых остаётся загадкой до сих пор, и поэтому они нуждаются в дальнейших исследованиях. В его творениях имеется глубокий, потаённый смысл тайны Приората Сиона и самого Леонардо. Леонардо да Винчи был поклонником священного женского начала, хранителем тайны и культа вечной женственности. Он искал баланс между мужским и женским началами и считал, что слияние этих двух начал является самым идеальным состоянием. Его «Мона Лиза» – это слияние двух начал. Её лицо представляет собой загадку, в которой отражается божественное слияние мужского и женского . Видимо, поэтому она так притягательна и загадочно улыбается нам вот уже в течение пяти веков.

Илья Гулькаров