Марина Андреева
Конспект НОД в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Задачи:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

Познакомить детей с репродукцией картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);

Развивать мышление, умение делать выводы, обосновывать суждения.

Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Воспитывать интерес к истории России и своего родного края

Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов.

Предварительная работа: чтение произведений: «Былины», стихи о Родине, родном крае; рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова, иллюстраций.

Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было много меньше и называлось оно Русь. А когда на Русь нападали враги, кто защищал русскую землю в те далекие времена? Конечно же богатыри.

О богатырях мы с вами сегодня и поговорим. Они славились необыкновенной силой, верностью отечеству, об их подвигах слагались былины и сказки.

А какие были богатыри? (Сильные, смелые, крепкие воины, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые)

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Посмотрите на картину, которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он никогда не видел богатырей, но слушал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В. М. Васнецова. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые известные русские богатыри. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. В центре на черном вороном коне сидит крестьянский сын Илья Муромец. Славный богатырь, сильный и могучий. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою отчизну и честно служит ей. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет Добрыня богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует. Третий богатырь поповский сын Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он те только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою. У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Игровое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай!»

Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Просмотр презентации «Доспехи и оружие русского воина»

Беседа о русских богатырях подошла к концу, и русские богатыри оставили нам с вами свой главный завет (правило) – защищать слабых, стариков, детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою отчизну.

Публикации по теме:

Все роли в спектакле играют дети. ДЕЙСТВИЕ 1 (Под музыку «Былина. Русские гусли» Сказительница начинает свой рассказ): Сказительница:.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект культурно-досуговой деятельности «Богатыри земли Русской» Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия; Физическое.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Богатыри земли русской» Конспект НОД «Богатыри земли русской». Интеграция образовательных областей: ОО- познавательное развитие, ОО- социально – коммуникативное.

Тема:" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе " Богатыри- защитники земли русской"

Цель: с

Задачи:

Познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»

Обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри – защитники земли Русской»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 102 г. Томска

Проверил: Утверждаю:

Старший воспитатель МАДОУ № 102 Заведующий МАДОУ № 102

Е.А. Панкина _____________ О.В. Кузнецова

«_____» _______________ 2017 г «____» ____________2017 г

КОНСПЕКТ

НОД по речевому развитию

в подготовительной группе

Тема: « »

Воспитатель: Лазарева О.А.

г. Томск -2017г.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме « Богатыри – защитники земли Русской »

Цель: с оставление описательного рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри»

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полотном художника В. Васнецова «Богатыри»

Развивающая: обогащать словарь детей выражениями: полотно, богатырь, былина, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.

Воспитательная: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»: знакомство детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; объяснить детям значение слов «защитники Отечества», «славяне», «предки»;

способствовать развитию речи и обогащению словаря детей; формирование грамматического строя речи.

Задачи ОО в интеграции :

«Познавательное развитие»: представление об укладе жизни древних славян; закрепить и расширить знания детей о силе и славе Руси, о ее народных героях – богатырях, развивать логическое мышление и воображение воспитанников; воспитывать интерес к истории Родины, уважение к предкам.

«»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта; формирование адекватной самооценки, закладывание нравственных основ личности в процессе формирования представлений об истории Родины, предках.

« »: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

«Физическое развитие»: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, сохранение и укрепление физического и психического здоровья; развитие двигательной активности.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; следовать полученной инструкции, действовать согласно правилу; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместной деятельности.

Методы и приёмы:

Словесные: ситуативный разговор, беседа с элементами диалога, художественное слово, вопросы детям, поощрение.

Наглядные: демонстрация наглядных пособий (иллюстрации по теме занятия, макет поселения славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер).

Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри».

Игровые: динамическая пауза.

Словарная работа: Русь, предки, славяне, богатыри, былины, кольчуга, щит, шлем, копье, меч, лук со стрелами, булава-палица.

Предварительная работа: Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской». Слушание фрагментов произведений: М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», песня А. Пахмутовой «Богатырская сила». Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка». Слушание в аудиозаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации по теме занятия, макет поселения древних славян, репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», карточки к схеме –кластер, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», дубовые листья,раскраски.

Литература:

1. О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» - ТЦ «Сфера», Москва 2010

2.Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

4.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.

Структура НОД

Образовательная область

Формы работы

Вводная часть

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу. Установление доверительного контакта с педагогом и с друг другом

Воспитатель: Настал новый день. Мы спокойны, добры, приветливы, а главное здоровы. Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям доброго утра:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Солнцу и птицам

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: Приветливым лицам!

Вместе: Доброе утро!

Воспитатель: И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Вместе: И доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята скажите, как называется страна, в которой мы живем.

Дети: Россия – самая большая страна в мире.

Воспитатель: Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

Дети. Нет, она была маленькой.

Воспитатель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков это была Родина. Ребята, а как наши предки называли себя?

Дети: Славяне

Воспитатель: Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже?

Дети: « Славяне» похоже на слово «слава». Воспитатель: Славяне – это славный народ. Что же вы знаете про славян? Какие они были?

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Приглашение к началу занятия

Художественное слово

Рассказ-беседа о прошлом России

Ситуативный разговор

Дети: Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, добрые, гостеприимные, смелые.

Воспитатель показывает иллюстрации, предлагает пройти к макету.

Воспитатель: Посмотрите, какие места выбирали наши предки для своих поселений?

Дети: Места для поселения наши предки выбирали рядом с лесами и реками.

Воспитатель: Как вы думаете почему? Дети: В лесу можно было охотиться, собирать грибы и ягоды, в реках – ловить рыбу. Воспитатель : Почему поселение находится на пригорке?

Дети: Реки весной разливаются. Чтобы воды не затопили дома. Воспитатель: Чем огорожено поселение?

Дети: Забором.

Воспитатель: Зачем они это делали?

Дети: Так они защищались от врагов. Воспитатель : Что находится за забором?

Воспитатель: Для чего он был необходим? Дети: Чтобы врагам было труднее попасть на территорию. Воспитатель: Итак, вся территория поселения находится на пригорке, за высоким забором, за забором ров с водой. На что же это похоже.

Дети: На крепость

Воспитатель: Что означает слово крепость? Дети: Крепость это крепкий или укрепленный город.

Воспитатель : В семьях было много детей, дети вырастали, создавали свои семьи, людей становилось все больше. Стали появляться села и города, всем вместе было легче вести хозяйство и помогать друг другу.

Хорошо жилось на Руси-матушке. Много было богатств, много рыбы, да меха ценного, много ягод да грибов…. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов. Часто нападали враги - опустошали земли, разоряли дома, уводили людей в плен

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Исследование, рассматривание иллюстраций и макета поселения славян, беседа

Рассматривание, описание, беседа

Ситуативный разговор, беседа

Родную землю и свой народ нужно было защищать. Многие из славян отличались необыкновенной физической силой. Назывались защитники земли русской …….? Дети: Богатырями. Воспитатель: Ребята, есть в народе такие выражения "богатырская сила". Как вы его понимаете? Дети: Большая, могучая, огромная. Воспитатель: А выражение "богатырское телосложение "? Дети: Могучие, большие плечи, сильные руки, широкая грудь, высокий рост. Воспитатель: А что такое "богатырская удаль"? Дети: Смелый, решительный, отважный. Воспитатель: Ребята, вы хотите быть похожими на богатырей? Для этого нужно тренироваться постоянно. Мы тоже с вами сейчас потренируемся.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)

Речевое развитие

Физическое развитие

Двигательная (выполнение движений в соответствии со словами игры)

Основная часть

Воспитатель: Спасибо ребята. Садитесь на стульчики. А откуда вы знаете о богатырях? Дети. Из былин, сказок, картин. Воспитатель: Много богатырей на Руси было и есть. Невозможно сразу о всех рассказать. Сегодня мы поговорим о богатырях, которых изобразил великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Может, кто-то из вас знает, как называется эта картина?

Ответы детей.

Воспитатель: Я приглашаю вас «войти» в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока звучит музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем «услышать» в картине, какие запахи почувствовать.

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение 1-2 минут рассматривают картину.

Кто изображен на картине? Дети: трибогатыря Воспитатель: Как звали богатырей? Дети : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим одежду и вооружение русского богатыря.
– Чем защищена голова воина?
– Чем защищено тело богатыря?

– Чем были вооружены богатыри?

Ответы детей Воспитатель: Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: "Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

Ребята, давайте попробуем описать каждого из богатырей отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Рассматривание картины,

Прослушивание музыкального произведения.

Ситуативный разговор, описание внешнего вида богатырей

Расскажи, ……..?, о Илье Муромце.

Ответ ребенка №1 : В центре картины на сильном коне Илья Муромец. Он самый старший, самый могучий, огромного роста. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Одет он в кольчугу, сапоги и шлем. В одной руке у него булава, в другой копье. Илья Муромец внимательно, смотрит вдаль: не видать ли врагов? Взгляд его зоркий, уверенный. Он всегда стоит на страже родной земли. Защищает землю русскую от врагов.

Воспитатель: Расскажи, ……? расскажи о Добрыне Никитиче.

Ответ ребенка №2 Добрыня Никитич гордо сидит на своем белом коне. Конь раздувает ноздри, видно, врага чует. Грива коня развивается по ветру. Одет богатырь богато и нарядно. Щит у Добрыни украшен камнями, на мече узор. Лицо Добрыни вежливое и благородное.

Воспитатель: Расскажи, ……?, о Алеше Поповиче.

Ответ ребенка №3 Богатырь справа – Алеша Попович. Он самый младший из богатырей. Алеша молодой, красивый, отважный и смелый. Он красиво сидит на своем коне. К седлу прикреплены гусли. Рыжий конь Алеши низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Водной руке у богатыря стрела, в другой лук. Алеша Попович сильный, смелый, отважный богатырь. Он защищает детей, стариков, матерей.

Воспитатель: Какой пейзаж окружает богатырей? Дети: Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней, все, как настоящее. Воспитатель: Правильно, все красиво. Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: Спокойно потому что у Родины есть защитники.

Речевое развитие

Составление описательного рассказа

Воспитатель: Кто из богатырей вам больше нравится? Дети: Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех. А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый и товарищ хороший. Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза. А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут. Воспитатель: Чем отличаются богатыри друг от друга? Дети: Они разные по возрасту. Кони у них разных. В руках разное оружие. Лица у них не похожи друг на друга. Воспитатель: Чем схожи богатыри? Дети: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи. Воспитатель: А теперь, ребята, давайте с вами поиграем и соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Д/игра "Собери богатыря в дорогу"

Цель : закрепить знания детей об элементах одежды русского богатыря, его оружии. Закрепить в речи их названия. Материал : картинки с изображением разнообразных деталей костюма воинов, их оружия. Ход : Дети выбирают и называют те детали костюма, оружие, которые подходят русскому богатырю, составляя на доске схему-кластер.

Воспитатель: Как вы считаете, есть богатыри в наше время?

Ответы детей.

Где их можно встретить?

Дети: Всевоеннослужащие, пограничники, пожарные, космонавты, полицейские, врачи

Воспитатель: Почему вы так считаете? Дети: Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Игровая ситуация

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в прошлое подходит к концу.

*Какие впечатления у вас вызвала картина" Богатыри"?

*Понравился ли вам рассказ о богатырях?

* Какие новые слова вы узнали сегодня?

В древней Руси самым почитаемым деревом был дуб. Считалось, что он давал силу и жизнестойкость людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок.

Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.

Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное

Закрепление знаний.

Рефлексия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г.Строитель

Яковлевского района Белгородской области»

Конспект музыкально-тематического занятия с детьми подготовительной группы

по образовательной области «Музыка»

музыкальный руководитель Галкина Л.Н.

Тема: Богатыри - защитники земли Русской.

Цель: Развитие музыкальных способностей дошкольников через знакомство с историей русской народной культуры.

Задачи:

· Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской.

· Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за подвиги русских воинов, желание им подражать и служить Отечеству.

· Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Предварительная работа: знакомство детей с репродукцией В.Васнецова «Три богатыря», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем;

разучивание танцевальной композиции с группой мальчиков «Богатырская наша сила» муз. ;

разучивание песни «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве;

разучивание народных пословиц и стихотворения В.Берестова «Богатыри», "Богатырь - он вот каков".

Активизация словаря: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава. Чтение отрывков о былинных богатырях.

Приёмы руководства деятельностью детей: беседа, игра.

Виды детской музыкальной деятельности на занятии:

Пение.

Музыкально-ритмическое движение.

Игра в оркестре.

Ожидаемые результаты:

Проявление эмоциональной отзывчивости;

Развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками.

Критерии оценки:

Активность.

Эмоциональность.

Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.

Дети исполняют песню «У моей России» сл. Н.Соловьёва, муз. Г.Струве.

Музыкальный руководитель: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.

Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Музыкальный руководитель: Правильно! Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?

Дети: Богатыри.

Музыкальный руководитель: Кто такие богатыри?

Дети: Силачи, воины, борцы.

Музыкальный руководитель: А какие они были?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные

Ребёнок: Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко, зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Музыкальный руководитель: А каких самых главных русских богатырей вы знаете?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Музыкальный руководитель: Правильно. Вот они, посмотрите(обращает внимание детей на репродукцию "Три богатыря" В.Васнецова и читает стихотворение)

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Художник картины "Три богатыря" В.Васнецов утверждает, что богатыри земли Русской всегда готовы "стать за честь Родины против недруга, за Отчизну в нужде сложить голову".

Музыкальный руководитель: А откуда вы знаете о богатырях?

Дети: Из былин, русских народных сказок.

Музыкальный руководитель: Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?

Дети: Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем богатырям собраться в дорогу на подвиг героический.

Игра «Собери богатыря в дорогу»

На столе из предложенных картинок с изображением оружия и одежды, дети выбирают и называют только те, на которых предметы, относящиеся к русским богатырям (фон- вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)

Мальчики читают стихотворение В.Берестова «Богатыри»

На лбу бывали шишки,
Под глазом - фонари.
Уж если мы - мальчишки,
То мы - богатыри.
Царапины. Занозы,
Нам страшен только йод.
Тут, не стесняясь, слезы
Сам полководец льет.
Пусть голова в зеленке
М в пластырях нога.
Но есть еще силенки,
Чтоб разгромить врага.
Упрямые, с утра мы
Опять на бой, в дозор...
От тех сражений шрамы
Остались до сих пор.

Музыкальный руководитель: Мальчики, покажите свою силу богатырскую.

Танец «Богатырская наша сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине?

Дети: Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли - умри, не сходи!

За правое дело стой смело!

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет - а тот герой, кто за народ идет!

Один в поле не воин.

Тяжело в учении - легко в бою.
Где смелость, там и победа.

Военному делу учиться, всегда пригодится.
Умелый боец везде молодец.
Победа в воздухе не вьется, а руками достается.
Крепка рука у нашего богатыря.
Воюют не числом, а уменьем.

Музыкальный руководитель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это не просто поднять,

Не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята,правильно отгадали все загадки. После всех ратных дел любили богатыри русские отдохнуть душой, поиграть на музыкальных инструментах. И мы сейчас поиграем.

Обр. Г.Короткова "Русская плясовая"в исполнении детского оркестра.

Музыкальный руководитель: Берегите Россию - нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию - нет России другой!

Конспект открытого занятия для детей 6-7 лет "Былинные богатыри - защитники земли русской"

Аннотация:
Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали долгосрочный проект "Россия - путешествие в прошлое", где охватывается темы истории, традиции и культуры России:
«История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны»
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Представляю вашему вниманию итоговое мероприятие по теме месяца "Былинные богатыри - защитники земли русской".
Возраст детей: 6-7 лет.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне.
3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.
Предварительная работа.
1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.
5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
6. Книжная выставка:
"Сказки о русских богатырях". Москва ООО "Дом Славянской книги", 2007
О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
Хрестоматия по литературе. Изд. "Детская книга", Саратов, 1994г.
7. Дидактические игры
Альбом «Былинные богатыри»
Альбомы на печатной основе "Великий ратный обычай", "Русские богатыри"
Д/И "Снаряди богатыря", «Герои русских былин»
Презентация - викторина "Богатыри земли русской"
8. Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
10. Оформление «Мини-Музея»:
Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
родовое дерево дуб (нарисованное);
панно «Русские богатыри»;
рисунки детей, аппликации.
11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.
Материалы и оборудование : Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

Конспект "Былинные богатыри-защитники земли русской»

Воспитатель . Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?


Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.


Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)
Воспитатель: Ребята! Беда - то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится - сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей).
Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?


Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
Беседа о Богатыре – Стихии.
Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?
Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.
Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?
Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.
Воспитатель : Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
Отвечают дети, с заранее выученным текстом
1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
Воспитатель : С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.
Воспитатель : Чему научил Святогор Илью Муромца?
Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.
Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?
Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.
Воспитатель : Куда же исчезли богатыри – великаны?
Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.
Воспитатель : На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
А сейчас представим, что мы богатыри
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)
Беседа о Богатыре – Человеке.
Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?
Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»
Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель:
-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»


Подвижная игра «Перетяни канат» : дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Кольчуга весила 7 килограммов.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..


Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?
Дети:
- А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?


Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.
Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.
Воспитатель : Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)
Воспитатель : А какие пословицы говорят о силе и смелости?
Дети:
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай – а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Своя земля и в горсти мила.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли - сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.
а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Шваб Ольга Леовна,

воспитатель первой квалификационной категории;

Яковлева Светлана Геннадьевна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

МАДОУ детский сад № 169 города Тюмени

Программное содержание :

Область «Познавательное развитие»: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;

закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);

воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

продолжать формировать у детей устойчивый интерес к конструированию, закреплять умение детей создавать высотные конструкции;

закреплять представления о строительных деталях, их свойствах; упражнять детей в совместном строительстве;

развивать способность детей к самостоятельному анализу.

Область «Развитие речи»: учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;

приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Область «Физическое развитие»:

воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий:

совершенствовать качества в разнообразных формах двигательной деятельности;

развивать физические качества детей ловкость, быстроту, силу;

продолжать знакомить детей с разнообразными играми – эстафетами; развивать чувство ответственности за свою команду;

продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;

оказывать тренировочный эффект на сердечно – сосудистую и дыхательную системы;

приобщение детей к правилам безопасного поведения для окружающих во время двигательной активности.

Область «Художественно – эстетическое развитие»: развивать у детей эмоциональное восприятие музыки;

согласовывать ритм движений с музыкальным сопровождением.

Область «Социально-коммуникативное развитие»: побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»;

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист - Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Михайло Данилович», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане и его славном сыне царе Гвидоне».

Изобразительная деятельность: рисование: «Русский богатырь», «Щит богатыря»; лепка «Богатырский конь».

Словарная работа:

Русь, русичи, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, бармица); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава); застава.

Оборудование :

Проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; камень; желудь, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи, шнуры, лошади; доска.

Ход занятия:

Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель : «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! А теперь повернитесь к экрану».

На экране появляется 1 слайд - карта России.

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель : Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

На экране появляется 2 слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

– Как можно назвать эту картину?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

На экране появляется 4 слайд – д/и «Соедини картинки».

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

Дети : Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна.

На экране появляется несколько слайдов - портреты богатырей; а затем – дуб.

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Дети : Дуб.

Воспитатель : Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.

Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Прямо пойдешь,

На заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь,

Честь и славу найдешь!

Налево пойдешь,

Коня найдешь!

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.

Игровое упражнение «Построй крепость».

Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.

Воспитатель : Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.

Игровое упражнение «Сруби змею голову».

Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи. Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Д/и «Реши кроссворд».


Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга )

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем )

Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (Плащ )

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч )

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь мы с вами пойдем налево и найдем коня.

П/и «Смелые наездники».


Команды строятся в колонны за линиями старта. Затем каждой из команд дается игрушка – лошадка на палке разной масти. Расстояние между командами 4 – 5 метров. Посередине между первой и второй линиями старта обозначается линией «место встречи игроков». По сигналу ведущего первые игроки обеих команд начинают движение навстречу друг другу, передвигаясь прямым галопом, зажав «лошадку» между коленей. Около «места встречи игроков» дети меняются игрушками – лошадками и продолжают движение в первоначальном направлении. Добравшись до противоположной линии старта, игроки передают игрушки – лошадки вторым игрокам обеих команд. Следующие игроки выполняют аналогичные действия. Побеждает команда, игроки которой быстрее поменяются местами за противоположными линиями старта.

Воспитатель : Какие у нас быстрые и ловкие всадники. А наши наездники умеют быть внимательными? Сейчас узнаем.

М – п игра «Найди заводилу» .

Фото 4

Дети строятся в круг, считалкой выбирается водящий. На его голову надевается шлем богатыря. Затем дети идут по кругу, «заводила» показывает движения, все за ним повторяют, водящий должен угадать кто «заводила». Угадав, меняется местами с «заводилой», выбирается новый «заводила» и игра продолжается дальше.

Воспитатель : Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества - это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!

Выкатывается желудь.

Воспитател ь: Дети, посмотрите, вы знаете что это? Правильно, это желудь. А он волшебный. Давайте мы его откроем и посмотрим, что же у него внутри - это подарок от нашего дуба; рисунок богатыря - его доспехи вы можете раскрасить.

Дети прощаются и уходят в группу.

Литература : В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;

Т. А. Шорыгина «Наша Родина - Россия» - М.: Сфера, 2011;

Ю. А. Кириллова «Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги». СПб: Детство – Пресс,2012;

О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;

Т. Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду». Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2000;

Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?