Трагикомедия I ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе элементы трагического и комического; трагифарс. II ж. Событие, одновременно печальное и смешное. Толковый словарь Ефремовой

  • Трагикомедия - Вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и проявляет себя в драме под влиянием духовного кризиса переломных эпох. Большая советская энциклопедия
  • Трагикомедия - Драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Словарь по культурологии
  • трагикомедия - ТРАГИКОМ’ЕДИЯ, трагикомедии, ·жен. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.). 2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (·разг.). Толковый словарь Ушакова
  • трагикомедия - -и, ж. 1. Драматическое произведение, совмещающее трагические и комические элементы. 2. Печальное и одновременно смешное событие, происшествие. - На этой-то террасе и разыгралась вся трагикомедия моей любви. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда. Малый академический словарь
  • трагикомедия - 1) драматическое произведение, совмещающее трагические и комические элементы; 2) * происшествие, в котором к печальному примешивается смешное Большой словарь иностранных слов
  • ТРАГИКОМЕДИЯ - ТРАГИКОМЕДИЯ - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Большой энциклопедический словарь
  • трагикомедия - См. трагедия Толковый словарь Даля
  • трагикомедия - орф. трагикомедия, -и Орфографический словарь Лопатина
  • трагикомедия - ТРАГИКОМЕДИЯ -и; ж. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии. 2. Печальное и одновременно смешное происшествие. Не разыгрывай трагикомедию! Вот и вся т. моей любви. Толковый словарь Кузнецова
  • трагикомедия - Трагикомедия, трагикомедии, трагикомедии, трагикомедий, трагикомедии, трагикомедиям, трагикомедию, трагикомедии, трагикомедией, трагикомедиею, трагикомедиями, трагикомедии, трагикомедиях Грамматический словарь Зализняка
  • трагикомедия - сущ., кол-во синонимов: 2 произведение 51 происшествие 29 Словарь синонимов русского языка
  • Трагикомедия - I драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не было; его носили в французской драме XVII века произведения... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Трагикомедия

    Этот жанр является не просто механическим соединением трагедии и комедии в рамках одного произведения. Это сложное жанровое произведение с присущей ему оригинальной структурой. Термин «трагикомедия» появляется уже в комедии римского комедиографа Тита Макция Плавта «Амфитрион» (III в. до Р.Х.) для того, чтобы объяснить допущенную им вольность (боги Юпитер и Меркурий в комедии действуют на уровне бытовых сцен). В прологе Меркурий так говорит об этой комедии:

    «Сплошную дать комедию никак нельзя:

    Цари и боги в действии участвуют

    Так как же быть? А роль раба имеется:

    Вот и возможно дать трагикомедию».

    Этот термин, употребленный Плавтом, впоследствии испытывает различную модификацию. В эпоху Возрождения им называли любое произведение, которое отступало от классических канонов. В 1636 г. Корнельназвал трагикомедией «Сида». Теоретики классицизма определяли этот жанр по четырем критериям:

    · социальные классы действующих лиц;

    · пафос и язык персонажей;

    · предмет изображения;

    · принцип завершение пьес;

    Существовало также четыре типа трагикомических форм:

    · смещение драматических персонажей всех слоев общества:

    · совмещение стилей трагедии и комедии, повествования о трагической сути вещей на фамильярном языке;

    · совмещение комических и серьезных происшествий;

    · счастливое завершение серьезной, даже трагической пьесы;

    Эти приемы оказались наиболее свойственными жанру трагикомедии и стали ее основным отличительным признаком. Трагикомический эффект возникает в тех узлах пьесы, где события или герой, выступают в комическом и трагическом свете. Оба эти полюса, взаимно активизируясь, осуществляются друг через друга, тогда обнаруживается и трагизм комического, и комизм трагического («смех сквозь слезы»). Трагикомическое начало может проявляться в самых различных и разнообразных формах: фантастическая сказка, притча и т.д. Сам Шекспир- сообщает театральная энциклопедия - «развивал жанр трагикомедии в последний период творчества».

    Амбивалентная природа трагикомедии вызвана тем, что события и характеры, которые зритель воспринимает как трагические, вдруг оборачиваются комической стороной и наоборот. Эта постоянная смена восприятия и ориентации изложения заставляет зрителя быть постоянно во внимании по отношению к происходящему, не позволяет ему «успокоиться». В «Учебнике трагической поэзии» Жана Батиста Гваринидается следующее правило: «тот, кто пишет трагикомедию, берет из трагедии действующих лиц, но не действие, ее правдоподобное содержание, но не действительность, развитие чувств, но не переживание, удовольствие, но не грусть, опасность, но не смерть. Из комедии взят умеренный смех, умеренное развлечение, мнимые трудности, счастливый поворот судьбы и комическое протекание действие». В трагикомедии используются как приемы пародии, эффект ожидания, использование гротеска, приемы фарса, буффонада, ироничность и др.

    Драма

    Исторически наиболее молодой жанр. Уже в самых первых теоретических обоснованиях нового жанра появляется попытка противопоставить его прежним жанровым системам. Он понимается как жанр, выражающий объективный способ художественного воссоздания жизни.

    Эти требования, впоследствии стали основополагающими в достижении на сцене «правды жизни». Свое высшее достижение драма впервые находит в творчестве Ибсена и Островского, а затем она становиться ведущей драматической структурой конца XIX-XX вв., активно разрабатываемой Тургеневым, Чеховым, Горьким и т.д. Постепенно драма начинает доминировать в театре, вытесняя с подмостков трагедию и тесня комедию. Почему столь молодой жанр вдруг набирает такую силу, что становиться ведущим в мировой театральной практике - этот вопрос остается открытым и по сей день? Нам кажется секрет ее успеха в том, что она сочетает в себе трагические моменты, комические, мелодраматические. Драма является неким синтезом из различных жанров, т.е. некой драматургической полифонией. Она так же полифонична, как и вся культура ХХ века. Поэтому можно считать драму самым «высшим» (на сегодняшний день), самым сложным и самым ярким в истории театра драматургическим жанром. Рассматривать драму более подробно, значит писать о ней отдельное исследование, выходящие за рамки данной работы, поэтому мы ограничимся сказанным.

    Значение слова ТРАГИКОМЕДИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка

    ТРАГИКОМЕДИЯ

    Драматическое произведение, сочетающее в себе элементы трагического и комического; трагифарс.

    Событие, одновременно печальное и смешное.

    Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТРАГИКОМЕДИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Словаре литературоведческих терминов:
      - (от греч. tragodia - козлиная песнь и komodia - песня веселой толпы) - один из жанров драмы в 1 …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      вид драмы, совмещающий признаки трагедии и комедии.Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      I драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    • ТРАГИКОМЕДИЯ
      драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни одно и …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Энциклопедическом словарике:
      и, ж. 1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии1 и комедии.||Ср. ДРАМА, МЕЛОДРАМА, ФАРС. 2. перен. …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Энциклопедическом словаре:
      , -и, ж. 1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаются черты трагедии и комедии. 2. перен. Печальное и одновременно смешное событие. …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ТРАГИКОМ́ЕДИЯ, драм. произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе Т. лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ
      (греч.) ? драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляет беспорядочное нагромождение трагич. и комич. …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      тра`гикоме"дия, тра`гикоме"дии, тра`гикоме"дии, тра`гикоме"дий, тра`гикоме"дии, тра`гикоме"диям, тра`гикоме"дию, тра`гикоме"дии, тра`гикоме"дией, тра`гикоме"диею, тра`гикоме"диями, тра`гикоме"дии, …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -и, ж. 1) Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии. Спектакль в жанре трагикомедии. 2) перен. Печальное и …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Новом словаре иностранных слов:
      1) драматическое произведение, построенное на основе трагедийного (см. трагедия) конфликта, разрешение которого связано с комическими (см. комедия …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в словаре Синонимов русского языка.
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      1. ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. 2. ж. Событие, одновременно печальное и …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      трагикомедия, …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Орфографическом словаре:
      трагиком`едия, …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
      драматическое произведение, в котором сочетаются черты трагедии и комедии трагикомедия печальное и одновременно смешное …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      трагикомедии, ж. 1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.). 2. перен. Печальное и вместе с …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
      трагикомедия 1. ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. 2. ж. Событие, одновременно печальное и …
    • ТРАГИКОМЕДИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      I ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. II ж. Событие, одновременно печальное и …
    • ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Прокопович) (1681 - 1736), архиепископ Новгородский. В миру Прокопович Елеазар. Родился 8 июня …

    См. также `Трагикомедия` в других словарях

    ТРАГИКОМЕДИЯ, драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта (сюжет> как бы предполагает продолжение действия); сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция> автора при этом не декларируется. Характерна для драматургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло>).

    Трагикомедия

    трагикомедия


    Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

    И, ж. 1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаются черты трагедии и комедии. 2. перен. Печальное и одновременно смешное событие. II прил. трагикомический, -ая, -ое (к 1 знач.).

    Трагикомедия I

    драма смешанного характера, где трагический и комический элементы выступают с значительной яркостью. Особой драматической формы с таким названием не было; его носили в французской драме XVII века произведения, подходящие к трагедии по общему характеру, но с благополучным исходом (напр "Сид", "Никомед").

    II

    (греч.) - драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде или которое представляет беспорядочное нагромождение трагич. и комич. элементов.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890-1907

    Трагикомедия

    тра́ гикоме́дия,

    тра́ гикоме́дии,

    тра́ гикоме́дии,

    тра́ гикоме́дий,

    тра́ гикоме́дии,

    тра́ гикоме́диям,

    тра́ гикоме́дию,

    тра́ гикоме́дии,

    тра́ гикоме́дией,

    тра́ гикоме́диею,

    тра́ гикоме́диями,

    тра́ гикоме́дии,

    тра́ гикоме́диях

    (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


    трагикомедии, ж. 1. Драматическое произведение, в к-ром сочетаются элементы трагедии и комедии (лит., театр.). 2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (разг.).

    ТРАГИКОМЕДИЯ - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта; сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция автора при этом не декларируется. Характерна для драматургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло).

    Трагикомедия

    Трагикомедия

    драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении.

    Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

    1. ж. Драматическое произведение, сочетающее в себе трагическое и комическое. 2. ж. Событие, одновременно печальное и смешное.

    Трагикомедия драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта; сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция автора при этом не декларируется. Характерна для драматургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло).

    (иноск. ) - событие, в котором печальное и смешное оспаривают первенство между собою

    Ср. Неуязвимый со стороны приличия "Дух" г-жи Жанлис... отколол (да, именно отколол) в строгом смысле такую школярную штуку, что последствия этого были исполнены глубокой трагикомедии .

    Лесков. Дух Г-жи Жанлис.

    см. отколоть штуку.

    см. все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

    Драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе Т. лежит ощущение относительности существующих критериев жизни, одно и то же явление драматург видит в драматическом и комическом освещении. Характерна для драматургии XX в.

    трагикомедия

    сущ. , кол-во синонимов: (1)

    Произведение (45)

    Словарь синонимов ASIS , Тришин В.Н. , 2010

    трагикомедия

    , ж.

    Драматическое произведение, совмещающее трагические и комические элементы.

    Печальное и одновременно смешное событие, происшествие.

    - На этой-то террасе и разыгралась вся трагикомедия моей любви. Тургенев, Гамлет Щигровского уезда.

    Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

    (от сл. трагедия и комедия). Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым, или же трагедия, оканчивающаяся, ко всеобщему благополучию, весело.

    (Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)

    драматическое произведение, в котором страдания действующих лиц показываются с их смешной стороны.

    (Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

    от слова трагедия и комедия. Драматическое представление, в котором грустное перемешано с веселым.

    (Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)

    1. Вид драматического произведения.
    2. Пьеса, вызывающая «смех сквозь слёзы».
    3. Рассказ российского писателя М.Зощенко.
    4. Драматическое произведение с трагическими и комическими элементами.

    трагикомедия

    ТРАГИКОМЕ́ДИЯ -и; ж.

    1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии.

    2. Печальное и одновременно смешное происшествие. Не разыгрывай трагикомедию! Вот и вся т. моей любви.

    Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

    Трагикомедия

    вид драмы, совмещающий признаки трагедии (См. Трагедия) и комедии (См. Комедия). Мироощущение, лежащее в основе Т., связано с чувством относительности существующих критериев жизни и проявляет себя в драме под влиянием духовного кризиса переломных эпох. Трагикомическое начало зарождается у Еврипида, усиливается в драматургии конца средневековья и Возрождения и отливается на рубеже 16-17 вв. в первый самостоятельный тип Т.; его признаки: сочетание смешных и серьёзных эпизодов, смешение возвышенных и комических характеров, пасторальные мотивы, а также идеализированные дружба и любовь, проведённые через опасности к безопасности и счастью, запутанное действие с волнующими ситуациями, длительной неизвестностью и неожиданными сюрпризами, преобладающая роль случая в суд...

    Словарь Ушакова

    Трагикомедия

    трагикоме дия , трагикомедии, жен.

    1. Драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии (лит. , театр. ).

    2. перен. Печальное и вместе с тем смешное происшествие, жизненное положение (разг. ).

    Культурология. Словарь-справочник

    Трагикомедия

    драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении.

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Кино: Энциклопедический словарь (изд. 1987)

    Трагикомедия

    ТРАГИКОМЕДИЯ

    ТРАГИКОМЕДИЯ в кино, вид драм. произведений, характерная особенность к-рых - совмещение черт, свойственных, с одной стороны, комедии, а с другой - высокой драме, трагедии. Особого рода сочетание комич. и трагич. элементов, усиливающее по закону контраста их взаимодействие, может порождать у зрителя типичный "трагикомич. эффект" двойного зрения: возвышенный характер обнаруживает смешные черты, а патетич. мысль, впадая в крайность, оборачивается автопародией; анекдотич. ситуация претендует на филос. постижение драматического по сути конфликта и т. д. От трагедии Т. заимствовала интерес к самым общим вопросам бытия, к конфликтам глобального характера, включающим понятие судьбы, рока, историч. или социальной предопределённости, а от комедии (см. Кинокомедия) - героя, чаще всего "маленького человека" с миром повседневных интересов и частных забот. В ф. "Отец солдата" (1965, реж. Р. Д. Чхеидзе) ужасы войны даются в столкновении с естеств. поведением пожилого, "негероического" человека, сохраняющего в окопах свои штатские привычки. Обратный приём - сильная личность трагич. склада в обстоятельствах низменных и прозаических - встречается реже и зачастую выливается в формы эксцентрич. комедии с более или менее отчётливым пародийным прицелом (напр., пародии на киножанры - шпионская история, гангстерский ф., вестерн и т. д.) или трагифарса (многочисл. экранизации "Дон Кихота"; ф. "Месье Верду", 1947, реж. Ч. Чаплин).

    Зачатки трагикомич. мироощущения принято находить у Еврипида. В т-ре конца средневековья трагикомич. начало обрело определённость, оформившись на рубеже 16 - 17 вв. в самостоят, жанровую категорию. В кинематографе путь развития Т. был иным: в разные времена он ориентировался на разл. театр, концепции трагикомического, сначала из области площадных жанров пантомимы, цирковой клоунады, мюзик-холльных реприз, а позже используя завоевания пси-хологич. драмы. В 20 - 30-х гг. типичным представителем Т. был Чаплин, ведущий языком отточенной эксцентриады рассказ о маленьком простодушном человечке в цивилизованных джунглях большого города ("Малыш", 1921, "Золотая лихорадка", 1925, "Огни большого города", 1931, "Новые времена", 1936). Др. разновидность трагикомического воплощали персонажи Б. Китона, хранившие маску трагич. отрешённости от ополчившегося на них изменчивого и колючего мира. В более поздние годы кинематограф принялся осваивать те формы трагикомического, к-рые в т-ре были связаны с именами Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. П. Чехова. Здесь стоицизм действующих лиц в трагич. ситуации приобретает порой комич. оттенок, повседневные реакции, нелепые в таких условиях, создают горький парадокс между внешним выражением и истинным, подспудным переживанием. Тот же трагикомич. эффект лежит в основе мн. фильмов реж. Ф. Феллини ("Ночи Кабирии", 1957, "Восемь с половиной", 1963, "Джульетта и духи", 1965).

    Вместе с тем кинематограф не просто заимствовал у т-ра, он пытался обнаружить свои собственные, специфич. черты жанра Т. Этим объясняется тот факт, что в чистом виде Т. встречается на экране довольно редко, как правило, выливаясь в откровенно гибридные формы "жестокого водевиля", "обличительного мьюзикла", превращаясь в обычную эксцентрич. комедию с особо контрастными перепадами интонаций или же в трагифарс. Напр., ф. "MASH" (1970, реж. Р. Олтмен) строится на сочетании, казалось бы, несочетаемого - протокольной правды войны и фарсового поведения персонажей. Развитие Т. в кино было во многом связано с использованием элементов т-ра абсурда. Такие драматурги, как Э. Ионеско, М. Фриш, Ф. Дюрренматт, X. Пинтер, работавшие для кино и ТВ, ввели в обиход новое понимание трагикомического, согласно к-рому правда о мире и человеке выступает в формах алогизма, отражающих разрушение привычных причинно-следственных связей. В 60 - 70-х гг. в кинематографе наметилось оживление жанра притчи - полу-анекдотич. истории с горькими филос. выводами ("Палач", 1963, реж. Л. Г. Берланга, "Репетиция оркестра", 1979, реж. Феллини, "Осенний марафон", 1979, реж. Г. Н. Данелия). Трактуемое в широком смысле трагикомич. ощущение могло стать чертой индивидуального стиля режиссёра ("Кто-то пролетел над гнездом кукушки", 1975, реж. М. Форман) или же приметой целого периода в истории нац. школы кинематографии. Так, напр., характерное для груз. киноиск-ва лирич. начало, соединяясь с традицией фольклорных баек, т. н. кавказского анекдота, обусловило интерес к жанру "печальной комедии", нередко эксцентрич. характера. Зачастую эта своеобразная жанровая структура воплощается в миниатюрных формах к/м ф. ("Свадьба", 1965, и "Зонтик", 1967, реж. М. Г. Кобахидзе; ряд т/ф по сц. Р. Л. Габриадзе). Иногда принципы "печальной комедии" воплощаются в форме многомерного п/м повествования ("Не горюй!", 1969, реж. Данелия, "Древо желания", 1977, реж. Т. Е. Абуладзе, "Городок Анара", 1977, "Пловец", 1982, оба реж. И. М. Квирикадзе).

    ◘ Соловьева И. Н., Кино Италии, М., 1961; Чаплин Ч., Моя автобиография, пер. с англ., М., 1966; Guthke K. S., Modern tragicomedy, N. Y., 1966.

    В. П. Дёмин.

    Энциклопедический словарь

    Трагикомедия

    драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе трагикомедии лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом и в трагическом освещении. Трагикомический эффект основан на несоответствии героя и ситуации, внутренней нерешенности конфликта; сочувствие одному персонажу часто противоречит сочувствию другому, позиция автора при этом не декларируется. Характерна для драматургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло).