Особняк Рябушинского - это, можно сказать, современный памятник архитектуры в привлекающий в эту часть Москвы туристов со всей страны. Он был построен не так давно, в начале 20-го века, и с тех пор радует глаз прохожих и приезжих своей изысканной красотой. Однако, вопреки этому факту, данный дом прославился вовсе не благодаря своему благолепию.

Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает.
Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

Уютное пристанище для верующего

Многие интересуются, чем же все-таки так интересен особняк Рябушинского? Официальный сайт, предлагающий профессиональные экскурсии внутри этого частного дома, рассказывает, что сконструирован и построен он был под началом архитектора Ф. О. Шехтеля. Изначально последний просто исполнял личный заказ Степана Павловича Рябушинского, который мог себе это позволить, будучи миллионером, успешным банкиром и фабрикантом с видным положением в обществе.

Рябушинский известен тем, что всю свою жизнь коллекционировал иконы - он был свято верующим человеком. Его личность также интересна тем, что он начал одним из первых пробовать реставрировать старые поврежденные образы. Он сражался за их культурно-историческую значимость и не мог позволить, чтобы испорченные шедевры подвергались утилизации, поэтому и стал заниматься этой благородной деятельностью. Однако особняк Рябушинского в Москве привлекает туристов именно из-за факта проживания там Максима Горького.

Асимметрия и оригинальность

Даже современные архитекторы подчеркивают очень колоритный дизайн здания. Считается, что каждая черточка узора, украшающего особняк, неповторима и индивидуальна. Жилые здания, которые строятся сегодня, ориентированы больше на удобство, чем на эстетику, поэтому современному человеку такой подход к жилищному вопросу может показаться несколько диким. Однако раньше архитекторы относились к своей работе исключительно как к творчеству, поэтому каждое созданное ими строение должно было представлять собой самое настоящее произведение искусства.

Можно сказать, что особняк Рябушинского отличается несколько резкими, асимметричными выступами стен, которые, как ни странно, совсем не портят его внешний вид. Стилизованные растительные мотивы выполнены очень тонко и изящно, и каждый из них также исключительно оригинален. Преклоняться перед талантом Ф. О. Шехтеля начал бы любой скептик, бросивший только один внимательный взгляд на экстерьер этого особняка.

Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Мало что привлекает туристов Москвы неразгаданными тайнами и общей атмосферой некоторого мистицизма так же сильно, как это делает особняк Рябушинского. Часы работы его стандартны: с 11 до 17 вечера. В это же время открыто большинство исторических музеев Европы.

Билет для осмотра особняка изнутри стоит совсем немного - всего лишь 200 рублей со взрослого человека. Туристы начинают свою экскурсию с черного хода, что еще добавляет ей большей колоритности. Конечно, не все предметы интерьера со времени проживания здесь Горького сохранились, многие были заменены. Общий интерьер повторяет стандартное 30-х годов.

Очень интересно то, что в музее аккуратно ведется так называемый «дневник посетителей», куда заносятся имена абсолютно всех желающих пройти экскурсию. Стоит ли говорить, что дневник этот - далеко не школьная тетрадь в клетку на 24 листа, а самая настоящая книга довольно серьезного вида.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Спаситель особняка Рябушинского, Максим Горький

Посетители обязательно должны иметь в виду, что сам Максим Горький проживал только на первом этаже особняка, а на втором же этаже музея-квартиры когда-то ютилась его семья. Конечно, из-за того что особняк несколько раз менял хозяев, обстановка в нем постоянно менялась. Но посетители при желании могут увидеть изначальный интерьер здания на многочисленных фотографиях. Здесь же желающие увидят множество снимков, на которых запечатлены бывшие владельцы особняка и некоторые сцены из их жизни. Можно сказать, что Горький в свое время спас здание от полного уничтожения, а ведь эта печальная судьба постигла многие частные московские дома того времени.

Место, которое должен посетить каждый турист в Москве

Изначально особняк Рябушинского не был приспособлен к приему большого количества посетителей, и это очень сильно отражается на интерьере. Заказывать здесь экскурсии целыми группами бывает не всегда удобно, поэтому лучше посетить музей-квартиру самостоятельно. Талантливый архитектор Шехтель позаботился о том, чтобы человеку в полном одиночестве было максимально комфортно находиться в этом доме, несмотря на множество асимметричных дизайнерских решений и острых углов. В целом, впечатления после посещения особняка Рябушинского очень положительные, и этому во многом способствует цветовая гамма стиля модерн - светлые, жизнеутверждающие цвета и красивые растительные узоры.

Этот дом на Малой Никитской, густо засаженный сиренью и каштанами, - мой личный алтарь. Я прихожу сюда часто, чтобы снова и снова восхищаться созданием великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля. И не перестаю возносить хвалу тем, кто сделал этот дом доступным для посещения всегда, создав в нем музей М.Горького.

История этого особняка связала между собой имена Шехтеля, Рябушинского и Горького. Первый был создателем дома, второй - заказчиком, третий - спасителем, потому что сложно предположить, какая бы судьба была у этого дома, если бы в 1931 году здесь бы не поселился Максим Горький.


2.

Будущий великий архитектор Федор Осипович Шехтель родился в Санкт-Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 года в обеспеченной купеческой семье и получил при рождении имя Франц-Альберт. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Саратов, а в возрасте 16 лет Федор Шехтель оказался в Москве. Счастливым поворотом в его жизни стало проживание в доме П.Третьякова, который взял на себя заботу о будущем архитекторе. Познакомившись с известным архитектором А.Каминским, молодой Шехтель стал работать в его мастерской. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурный факультет и его судьба уже была предопределена.

3.


4.

До 1917 года только в Москве Федор Шехтель построил около 60 зданий разного назначения. Полагаю, что половина из них (а может, и больше) до сего дня не сохранилась. К счастью, уцелел особняк на Малой Никитской, построенный в 1902 году для Степана Павловича Рябушинского. Он был одним из восьми сыновей многочисленной семьи, которая занималась мануфактурным делом уже долгое время и весьма успешно. Но больше Степан Рябушинский был известен как коллекционер икон и благотворитель. В его доме на Малой Никитской располагалась реставрационная мастерская. После революции вся семья эмигрировала в Париж, где Степан создал общество «Икона» с иконописной школой при нем. Умер он в 1942 году в возрасте 68 лет.


5.

Особняк на Малой Никитской тоже после революции «натерпелся». Он был муниципализирован в 1917 году и на протяжении последующих 13 лет принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией при нем, детскому саду и обществу культурной связи с заграницей. За это время многое было утрачено, разрушено и переделано.


6.

В 1931 году в этом доме поселился Максим Горький и это стало настоящим спасением для особняка. Горький жил здесь до своей смерти в 1936 году и, вероятно, будучи последним «пристанищем» русского писателя, именно этот дом впоследствии получил статус музея М.Горького.


7.

Надо сказать, что Горький с уважением отнесся к дому, в котором он жил, и изменения в обстановке проводил крайне деликатно. Основной проблемой стала нехватка шкафов для библиотеки писателя, поэтому при нем они появились везде, даже на знаменитой лестнице.

8.


9.

С прежним владельцем дома Горький никогда не встречался, хотя был знаком с его братьями. На Капри в 1911 году он познакомился с Николаем Павловичем Рябушинским, а в 1918-ом добился освобождения из ЧК Дмитрия Павловича - ученого, основавшего на собственные средства под Москвой первый в мире Аэродинамический институт и передавший его новому советскому правительству безвозмездно.

10.


11.

Музей в особняке открылся в 1965 году и действует до сих пор. На первом этаже располагаются комнаты, в которых жил Горький.


12.


13.


14.

Библиотека.


15.


16.


17.

В доме всего 9 витражей, созданных по рисункам Шехтеля. Самый большой из них располагается в холле.


18.

А это маленькое витражное окно в кабинете писателя.

19.


20.


21.


22.


23.

Эти фигурки коллекционировал Горький.


24.

Спальня Горького.


25.


26.


27.


28.

Лестница на второй этаж просто «накрывает» своей волной.

29.


30.


31.


32.


33.


34.

На втором этаже экспозиция также посвящена писателю.


35.


36.

При входе можно увидеть узкую лестницу наверх, в молельню Рябушинских. Семья была старообрядческой, поэтому домовую церковь не строили на видном месте. Рядом с молельней сейчас в маленькой комнатке экспозиция, посвященная Рябушинским.

37.


38.


39.


40.


41.

Сейчас территорию, которая раньше принадлежала особняку, делит забор, за которым остались хозяйственные постройки - бывшие дворницкая, прачечная, конюшня - гараж, кладовые. На втором этаже флигеля - жилые комнаты. Сейчас на стене висит мемориальная табличка, извещающая, что здесь находится дом-музей Алексея Толстого. Поистине, чудны дела твои, Господи!


История требует завершения, поэтому закончу ее рассказом о том же человеке, с которого все началось. Федор Осипович Шехтель долго пытался найти свое место в новой России. Один свой дом он был вынужден продать за бесценок, второй у него забрала новая власть на «собственные нужды». В результате он был вынужден вместе с женой и старшей дочерью переехать в квартиру своей дочери Веры (за которой ухаживал Маяковский!) и ее мужа на Малую Дмитровку. Чтобы как-то ощущать себя востребованным и иметь средства к существованию, Шехтель создавал и выставлял на конкурсы проекты Мавзолея, Петроградского крематория, плотины и шлюзов для ДнепроГЭСа. Но все это не позволяло содержать больную дочь, жену, при том, что сам он уже тоже был тяжело болен. Федор Осипович Шехтель умер от рака желудка 7 июля 1926 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Двое из четверых его детей - дочь Вера и сын Лев - стали художниками. Сын носил фамилию матери и картины Льва Жегина можно увидеть даже в Третьяковке. Дочь дважды была замужем и от второго брака у нее родился сын Вадим, который стал народным любимцем под именем Вероники Маврикиевны (те, кому хорошо за 30, должны помнить известный советский эстрадный дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны). Говорят, чтобы добиться такой популярности, ему пришлось отречься от своего великого деда. И только перед смертью в 2001 году он покаялся в этом.

Адрес музея: Малая Никитская, дом 6. Вход бесплатный со среды по воскресенье. Фотосъемка разрешена, надо заплатить за нее 100 рублей + 30 рублей за фото в молельне.

Городской особняк по улице Малая Никитская, 6 был построен в стиле раннего модерна по проекту архитектора Федора Осиповича в период с 1900 по 1903 годы. В качестве помощника был привлечен архитектор Иван . Заказчиком стал известный предприниматель Степан Павлович Рябушинский.

Зодчий сумел соединить в формах и декоре здания элементы мавританского стиля и английской готики. Фасад декорирован глазурованными кирпичами светлых оттенков. Верхняя центральная часть оформлена мозаичным фризом, на котором изображены ирисы.

Фото 1. Так сегодня выглядит главный фасад особняка Рябушинского в Москве

Высотность здания всего два этажа, но разноуровневые оконные проемы, причем, различные по форме, создают визуальный эффект многоэтажности постройки.

Решетки на окнах выполнены в стиле ар-нуво, представляя собой замысловатые по форме волнообразные узоры. Таким же образом оформлена и низкая ограда со стороны Малой Никитской.

Внутренние помещения также были оформлены в стиле модерн. К работам привлекался известный художник Михаил Александрович Врубель.



Федор Осипович Шехтель создал в интерьере холла на Малой Никитской улице, 6 иллюзию на тему подводного мира. Это подчеркивает «тающая» парадная лестница, выполненная в форме морской волны из белого мрамора. Люстра под потолком напоминает формы медузы, а внутренние стены выкрашены в бирюзово-зеленоватый цвет. Не остались без внимания и дверные ручки, отлитые по подобию морских коньков.

Еще несколько слов о мраморной лестнице. Она была изготовлена в московской мастерской Михаила Дмитриевича Кутырина. Материалом послужил вазелемский мрамор, привезенный из Эстонии.



Впечатляют своей красотой и девять витражей, которые помимо декоративных функций, решают и некие архитектурные задачи. Так, самый большой по размерам пейзажный витраж с прописанными на нем соснами и уходящими в глубину полями, был призван создать в небольшом внутреннем пространстве иллюзию окна, что позволило визуально расширить ограниченный объем.

Рисунки для всех витражей выполнил лично архитектор Шехтель, а исполнил художник Виноградов.

Стоит отметить, что морские, а также растительные мотивы присутствуют и в оформлении других комнат особняка Рябушинского.



Так как семья Рябушинских относилась к старообрядцам, архитектор Шехтель специально вписал в объем мансарды тайную молельню, которая расположена с северо-западной стороны дома. Купольная часть и стены комнаты стилизованы в духе древней церквушки. Догадаться о ее наличии, вглядываясь в особняк снаружи, невозможно.

Формы дома выполнены с явным использованием кубического объема, который подчеркивается горизонтальными линиями вынесенных за плоскость фасада плит карниза. Этот замысел исполняют и ассиметричные выступы наружных стен, и индивидуально исполненные балконы, а также массивные крыльца.



Хозяин дома на Малой Никитской, 6, Степан Павлович Рябушинский, оставил значительный след в русской культуре. Он был одним из первых людей в России, кто начал заниматься реставрацией древнерусских икон и их научной расчисткой. В этом доме им была оборудована реставрационная мастерская, а со временем строились планы, согласно публикациями в журнале «Русская икона» за 1914 год, о создании здесь же музея иконы.

Музей-квартира А.М. Горького

Музей-квартира А.М. Горького в Москве – это мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству знаменитого русского писателя и драматурга Алексея Максимовича Горького.
Музей писателя располагается в доме, который представляет собой великолепный памятник московского модерна. Он был построен в самом начале 20 века по заказу известного столичного миллионера Сергея Рябушинского. Проектировал и строил дом архитектор Ф. Шехтель.

Здание, в котором расположена мемориальная квартира А.М. Горького

Здание само по себе является интересным объектом для изучения – невероятная гармония прямых форм и кривых линий, кирпича и росписи. Стены дома выложены из светлого кирпича и декорированы мозаичным фризом с изображением ирисов.

Здесь восхищает все – ручки дверей, лестничные пролеты и забор. Шехтель задумал придать внутреннему пространству дома морские мотивы, поэтому парадная лестница здания, знаменитая, как «тающая» выполнена в виде волны из белого мрамора. Люстра в холле выполнена в виде медузы, а ручки дверей на пролете отлиты в форме морских коньков. Морские мотивы проступают и в оформлении внутренних комнат. В разработке их дизайна принимал участие знаменитый художник М.А. Врубель.

Алексей Максимович занимал лишь первый этаж дома, на втором жила его семья - сын писателя с женой и двумя дочерями. Писатель оставил неизменными все помещения в доме, кроме своего кабинета. В Крыму, на Капри и в Москве у него были абсолютно одинаковые кабинеты, без этого он не мог нормально писать. Благодаря этому сохранились уникальные витражи в верхней части дома, выполненные по рисункам Шехтеля и старообрядческая придомовая церковь-часовня. Рябушинский был старообрядцем и скрывал это, поэтому осматривая здание снаружи, невозможно догадаться о ее существовании. С наступлением темноты на куполе молельни начинают светиться цветочные узоры.

Горький приехал в Москву из Италии в 1932 году и прожил в доме Рябушкина до самой своей смерти в 1936 году. С 1965 года в квартире писателя по решению московских властей работает мемориальный музей.

Экспозиция музея-квартиры Горького в Москве

В музее работает постоянная экспозиция, размещенная в мемориальном кабинете и в комнатах, где жил и творил Горький – в спальне, столовой, библиотеке и секретарской. Московский период жизни писателя связан с написанием известного романа писателя «Жизнь Клима Самгина». В квартире Алексея Максимовича сохранилась уникальная библиотека и множество личных вещей и предметов быта, принадлежащих писателю. Библиотека писателя используется для научных исследований.

Сотрудники музея полностью воссоздали обстановку интерьеров комнат в том виде, какими они были при жизни писателя. На стенах комнат развешены фотографии писателя с семьей, друзьями и политическими соратниками, репродукции полотен знаменитых художников. Конечно, не все элементы интерьера удалось сохранить. После смерти Горького дом поступил в коммунальную собственность города, из комнат пропали предметы мебели, старинные осветительные приборы, а также был разобран великолепный камин из каррерского мрамора.

Многие экспонаты были переданы музею родными и друзьями писателя. Экскурсии в музее-квартире проводятся бесплатно, имя каждого посетителя записывается в гостевую книгу и бережно хранится.

Часы работы музея-квартиры Горького

Среда-воскресенье с 11 до 17 часов;
- выходные дни – понедельник и вторник;
- санитарный день – последний четверг месяца.

Музей-квартира А.М. Горького – возможность узнать о последнем творческом периоде жизни писателя и осмотреть великолепную архитектуру дома Рябушкина.

  • Максим Горький – основоположник социалистического реализма в литературе, автор романов «Мать», «Жизнь Клима Самгина», пьесы «На дне», «Враги» и др.
  • Дом-музей М. Горького – уникальный памятник архитектуры , построенный выдающимся архитектор Федором Шехтелем для промышленника Рябушинского в 1903 г.
  • Абсолютно всё в особняке , вплоть до последней дверной ручки, создано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля.
  • В 1932 г. по решению Сталина в этот дом въехал Максим Горький, приспособив особняк под свои требования.
  • После смерти Горького обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при его жизни, и в 1965 г. открыли музей.
  • Вся информация в музее представлена только на русском языке.

До революции дом принадлежал семье промышленников Рябушинских. Они приобрели участок земли на изломе улицы в конце XIX в. и пригласили для строительства своего особняка самого известного архитектора — Федора Шехтеля. В то время на пике популярности находился стиль модерн. В разных странах Европы его называют также «сецессион», или «ар нуво». Построенный в 1900 ‒ 1903 гг. Шехтелем особняк стал классикой московского модерна и прославил самого зодчего.

Владелец здания Степан Рябушинский был одним из богатейших людей Москвы. Он руководил работой «Банкирского дома братьев Рябушинских», а в 1916 г., за год до социалистической революции, основал автомобильный завод, который был национализирован и позже стал одним из крупнейших предприятий СССР, под названием «Завод имени Лихачева».

Особняк Рябушинского построен с применением железобетона – новаторское решение для того времени. Он выполнен в едином стиле: все, вплоть до последней дверной ручки, сделано в стиле модерн по авторским чертежам Шехтеля. Для этого особняка характерны обилие изысканной лепнины, уникальные изразцовые панно на фасадах, изящные и стильные архитектурные формы. По рисункам Шехтеля в особняке было создано девять витражей.

Особенно хороши окна дома: каждое из них оригинально по форме и оконному переплету, так что, глядя на улицу, видно не просто оконную раму, а своего рода картину, обрамленную красивым багетом. Окна, помещенные на разных уровнях, создают иллюзию многоэтажного дома, хотя в здании всего два этажа.

Достоинства особняка не ограничиваются декоративными решениями. В этом здании впервые в Москве была установлена система кондиционирования, а под лестницей размещался воздуховод, который отапливал дом; создана система точечного освещения: лампочки были вмонтированы прямо в потолок, и вечером здание смотрелось просто сказочно.

Особое внимание привлекает ограда со стороны улицы. Она была создана позже основного здания, но очень гармонично вписалась в ансамбль. Ее стальные кованые спирали стали символом усадьбы Рябушинских.

Рябушинский был ревностным верующим-старообрядцем. В то время старообрядцы подвергались гонениям, и ему пришлось оборудовать тайную молельню в мансарде своего особняка. Чтобы подняться туда, нужно пройти три марша высокой лестницы. Красивейшая часовня выполнена в стиле раннехристианских храмов. В ее росписях просматривается удивительная смесь «ар-нуво» и старообрядческих традиций, а свод вечером светится лучами отраженного света. Над головой размещены изображения символов евангелистов и надпись на греческом языке: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».

Музей Максима Горького

В 1917 г. здание было реквизировано советской властью. Некоторое время здесь работал отдел Наркомата (Министерства) просвещения, позже – Наркомата по иностранным делам, и был устроен даже детский сад. Здание постепенно приходило в упадок. В 1932 г. по решению в этот дом въехал Алексей Пешков, который известен во всем мире как писатель Максим Горький (1868 ‒ 1936).

Особняк Рябушинского был приспособлен под требования писателя: был разобран один из мраморных каминов, установлены многочисленные шкафы с книгами, оборудованы спальня и рабочий кабинет. В особняке часто бывали делегаты писательских съездов, иностранные гости. Именно здесь Горький принимал французского писателя Ромена Роллана и до последних дней работал над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» ‒ итоговым произведением своей жизни, рассказывающем о русской революции и роли интеллигенции в ней. Также в этом особняке в 30-е гг. бывал Иосиф Сталин и его приближенные. Смерть, как, впрочем, и жизнь Горького, окутаны загадками. Существует гипотеза, что писателя и его сына отравили, но она так и не была доказана.

После его смерти обстановку в особняке сохранили такой, какой она была при жизни писателя, и в 1965 г. открыли музей Горького. В его создании участвовали вдова сына Горького Надежда Пешкова, проживавшая в доме, и Екатерина Пешкова, вдова писателя.

В музее существует необычная традиция – каждый посетитель отмечается в специальной памятной книге, которую бережно хранят многие годы. В ней – имена абсолютно всех, кто бывал здесь. Посетители могут осмотреть кабинет секретаря, заставленный шкафами с книгами и советскими журналами, библиотеку, обширную столовую, где особо отмечено место писателя, рабочий кабинет Горького. В последнем особенно много личных вещей писателя, представлены его уникальные коллекции с видами горячо любимой Италии, его коллекция японских скульптур – нецке. На столе в кабинете стоит чернильница, лежат отточенные карандаши. Кажется, что писатель просто ненадолго вышел и скоро вновь приступит к работе. Так же, как при жизни Горького, в прихожей дома стоят его трость и сапоги, висит пальто.

В спальне писателя сохранены дорогие его сердцу сувениры и портрет скончавшегося еще при жизни отца сына Максима. Комнаты сына находились на втором этаже особняка, где он жил вместе с супругой Надеждой и дочерьми Дарьей и Марфой. Чтобы увидеть эти помещения, нужно подняться по знаменитой лестнице на второй этаж. Сейчас в двух просторных комнатах представлены портреты и шаржи Горького, подарки писателю от советских трудящихся и памятная доска из , где Горький и скончался.

2016-2019 moscovery.com