Влад "Колосажатель" Цепеш по праву считается одним из самых известных правителей Восточной Европы; славой своей он обязан, однако, не столько личным достижениям, сколько созданному на основе его образа персонажу. Именно от созданного фантазией Брэма Стокера вампира-аристократа графа Дракулы и пошел вампирский роман как жанр; популярности своей жанр этот не утратил и по сей день.


Само имя "Дракула" на данный момент является синонимом слова "вампир"; не все помнят, что этому чрезвычайно яркому образу мы обязаны прежде всего классическому роману Брэма Стокера (Bram Stoker).

Согласно роману Стокера, когда-то граф Дракула, тогда еще не бывший вампиром, родился в семье трансильванских аристократов; по происхождению Дракула был представителем народности секеи, и род свой вел от самого Аттилы (Attila the Hun). Некоторое время Дракула изучал черную магию в тайной академии, сокрытой где-то в Карпатах (Carpathian Mountains); преуспел он в учебе изрядно, став довольно неплохим чародеем и алхимиком. Позже Дракула взялся за военное дело; в качестве воеводы он участвовал в военных операциях против турков где-то на Дунае (Danube). Позже Дракула скончался и был похоронен в часовне своего замка – лишь для того, чтоб позже восстать в качестве вампира.

Вампиры в европейских мифах встречались и раньше, однако описывали их чаще всего как жуткого вида живых мертвецов. Дракула сильно выделялся на фоне своих собратьев – прежде всего, за счет своего аристократического облика и поведения. В своем изрядно пострадавшем от времени замке Дракула жил в компании трех безымянных "невест" – прекрасных молодых вампирок-соблазнительниц.

Роман Стокера начинается с истории некого Джонатана Харкера (Jonathan Harker), молодого английского юриста, к которому граф обращается за помощью в оформлении неких бумаг. В рамках сложного плана (должного в конечном итоге привести к завоеванию Дракулой всего мира) граф-вампир собирается получить право на владение некоей лондонской недвижимостью. Вскоре Дракула перебирается в Европу, где начинает угрожать невесте Харкера, Вильгельмине (Wilhelmina "Mina" Murray) и её подруге Люси (Lucy Westenra). Дракула обращает Люси в вампира; после этого Мина обращается за помощью к видному оккультисту и специалисту по сверхъестественному Абрахаму ван Хельсингу (Abraham Van Helsing). Ученый быстро понимает, что происходит с Люси, однако помочь ей не успевает; Дракула между тем начинает превращение и самой Мины. Образовавшаяся между ними телепатическая связь помогает ван Хельсингу, Мине и её друзьям найти и освятить (тем самым сделав абсолютно непригодными для использования) все лондонские убежища Дракулы; вампир возвращается на родину, а герои – все еще желающие спасти Мину от превращения – следуют за ним. В конечном итоге ван Хельсингу удается уничтожить невест Дракулы, после чего герои выходят с вампиром на последний бой. Дракула не выдерживает натиск совместных сил главных героев и погибает, с умиротворенным выражением лица рассыпаясь прахом.

Роман Стокера был интересен еще и тем, что в нем впервые были отчетливо описаны ставшие де-факто "стандартом" слабости и сильные стороны вампирского рода. Дракула, разумеется, является чрезвычайно сильным даже по меркам своего рода, однако основные его способности в дальнейшем не раз использовались в создании образов других вампиров. По Стокеру, Дракула обладал невероятной физической силой и ловкостью, был способен на левитацию, телепортацию и смену облика, владел гипнозом и телепатией, мог заклинать погоду и был практически неуязвим для обычного оружия. Гарантированно уничтожить вампира мог лишь удар в сердце с одновременным обезглавливанием; были у Дракулы и другие уязвимости – вроде святой воды или осиновых кольев. Солнечный свет для вампира был опасен; чеснок, распятия и просфоры вызывали у Дракулы сильнейшее (почти неконтролируемое) отвращение. Вампир не мог войти в чужой дом, не получив разрешения хозяев, и мог пересечь проточную воду лишь во время прилива или отлива.

На протяжении романа граф работал не один – кроме упомянутых уже невест, ему помогали цыганские племена и группа словаков-наемников. Кроме того, Дракула обладал возможностью управлять другими вампирами – как минимум, теми, которых он создал сам.

Брэм Стокер вряд ли мог предположить, насколько яркий образ ему удалось создать. Дракулу по праву можно назвать самым популярным героем фильмов ужасов. Кинообразы Дракулы пользовались немалым успехом в середине века – тогда граф считался одним из самых популярных монстров жанра, наряду с Оборотнем, Мумией, чудовищем Франкенштейна и Чудовищем Черной Лагуны; не утратил своей популярности вампир-аристократ и впоследствии. Интересно, что из остальных героев оригинального романа за пределы его сумели выйти лишь Мина Харкер (нередко использовавшаяся в качестве примера "доброго вампира") и Абрахам ван Хельсинг (волей многочисленных писателей и сценаристов ставший родоначальником целой династии охотников за разнообразной нечистью).

Давайте, раз и на всегда решим. Кто же он - великий и ужасный Граф Дракула...

Румынский господарь Влад III, более известный как Дракула (1431-1476), происходил из рода Басараба Великого, правителя Валахии (1310-1352), в тяжелой борьбе отстоявшего независимость своего государства от Венгрии.

Отец Влада III - Влад II - захватил престол в 1436 году, свергнув двоюродного брата при поддержке венгерского короля Сигизмунда Люксембурга. Но позже, уступая турецкому давлению, Влад II вынужден возобновить вассальные обязательства валашских господарей и отправить заложниками ко двору султана двух сыновей - Влада и Раду.

Венгрия, конечно, тоже усилила давление, и Владу II постоянно приходилось маневрировать, изыскивая компромиссы.

Тем не менее, в 1447 году он был убит по приказу регента венгерского королевства легендарного Яноша Хуньяди, а валашский престол занял новый венгерский ставленник.

В 1448 году семнадцатилетний Влад предпринял первую попытку захватить престол. Воспользовавшись тем, что войска Хуньяди были разгромлены турками, Влад с турецкой помощью воцарился под именем Влада III.

"Мировую известность" Влад III обрел еще при жизни. Главным образом - благодаря неистовой отваге и столь же неистовой кровожадности, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась паталогической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил им головы, сжигал, сдирал кожу, принуждал к людоедству, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол и т.д. и т.п. В сажании на кол Дракула особенно преуспел.
Однажды безо всяких причин он напал на свой же ни в чем не повинный город и умертвил под пытками 10 тысяч подданных. Многие из них были посажены на кол – так он заработал еще одно прозвище – “тепес", или “колосажатель”.

Во время самого дикого из устроенных им побоищ в 1460 году в день Святого Варфоломея в одном из городов Трансильвании было посажено на кол 30 тысяч человек.

Граф Дракула был не просто садистом

Его жестокие кары имели некий политический смысл. К примеру, когда посланники турецкого двора осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе смелой демонстрацией независимости. В зависимости от социального статуса приговоренных колы различались по длине, диаметру, цвету, из них составлялись прихотливые геометрические фигуры - нечто вроде "сада пыток", где Влад III любил пировать на досуге, причем трупный смрад и стоны агонизирующих отнюдь не портили его аппетит. Вот почему в историю Румынии Влад III вошел под прозвищем "Цепеш" (букв. "Насаживатель-на-кол").

Даже в венгерской тюрьме Влад III, согласно древнерусскому "С казанию о Дракуле воеводе", оставался верен своим пристрастиям: ловил или покупал мышей и птиц, которых пытал, сажал на кол и обезглавливал. Неистовость Влада III (в немецких источниках его называют "wutrich" - "неистовый", "изверг", "лютый"), похоже, изрядно надоела не только врагам, но и подданным и в 1476 году они убили Цепеша в возрасте 45 лет. Его отрубленную голову законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану. Согласно версии XV века, Влада III в бою приняли за турка и, окружив, пронзили копьями, о чем, заметив ошибку, весьма сожалели.

Но если все так и было, то почему же Влад III, успев зарубить пятерых нападавших, не успел объяснить остальным, что он - их воевода? И зачем "скорбящие" соотечественники, о трубив голову мертвому господарю, послали ее султану?

Одни видели в нем национального героя Румынии, защитника от мусульманской экспансии, борца с боярскими злоупотреблениями (К.Джуреску), другие считали Влада III беспринципным тираном, ничем не отличающимся от других государей-"макиавеллистов" Позднего Ренессанса, называли его правителем-"террористом", предтечей Сталина и Гитлера (Р.Макнелли и Р.Флореску).

Однако, по общему мнению, репутацию вампира-чернокнижника Дракула приобрел лишь в конц е XIX века - благодаря воображению и таланту Брема Стокера (1847-1912), автора знаменитого романа "Дракула"(1897). Действительно, в письменных источниках нет упоминания о чернокнижничестве и вампиризме валашского господаря. Но если принять во внимание специфику этих источников, то выясняется, что фантазии английского романиста были отнюдь не беспочвенными.

Потому сведения о Дракуле надлежит интерпретировать не только в историко-прагматическом аспекте, но - и прежде всего - в мифологическом. Это касается самого имени, точнее прозвища Влада III Дракула. Федор Курицын, предполагаемый автор "Сказания о Дракуле воеводе", характеризуя Влада III, прямо говорит, что "именем Дракула влашеским языком, а нашим - Диавол. Толико зломудръ, яко же по имени его, тако и житие его". Тут русский книжник XV века допускает ошибку, хотя и не принципиальную. По-румынски "дьявол" - это "дракул", а "Дракула" - "сын дьявола".

Прозвище "Дракул" получил отец Влада III, однако историки традиционно объясняют, что связь с нечистой силой тут ни при чем.

Не случайно замок Дракулы местные крестьяне, о романе Стокера не слыхавшие, даже в ХХ веке считали местом нечистым.

Разумеется, есть основания предполагать, что воины Влада III обратили копья против господаря по сообржениям страха и мести или ради турецкой награды, а голову отрубили, дабы послать султану и тем самым выслужиться или наглядно подтвердить выполнение "заказа" - голова Цепеша была выставлена в Стамбуле на всеобщее обозрение. Но при всем том воины Дракулы действовали именно так, как обычай предписывал поступать с вампирами: тело кровопийцы надлежало пробить острым оружием, а голову - непременно отделить от туловища.

С этой точки зрения характерна также история могилы Дракулы. Влад III был похоронен недалеко от места гибели - в православном Снаговом монастыре, которому его род покровительствовал.

Р.S. Так что Дракула это не вампир, а простой смертный!

Граф Дракула - это персонаж, известный, пожалуй, каждому. Предлагаем сегодня поближе познакомиться с этим героем и выяснить, существовал ли он на самом деле.

Первые упоминания

Впервые имя графа Дракулы было использовано в 1897 году в романе ирландского писателя Абрахама «Брэма» Стокера. Так звали главного антагониста произведения - злобного вампира-кровопийцу, который живет в мрачном замке и не переносит дневной свет. В действительности же такой человек не существовал, а своего рода прообразом для героя книги стал известный румынский принц, князь Валахии - Влад ІІІ Цепеш. В переводе с румынского языка «цепеш» означает «сажающий на кол». Такое прозвище не возникло просто так. Расправляясь со своими врагами, граф приказывал сажать их на колья. В результате жертва могла мучиться часами, а иногда днями. «Драко» с латинского переводится как «дьявол», так что имя графа Дракулы, как прототипа главного злодея романа Стокера, небезосновательно.

История Дракулы

Как упоминалось ранее, Влад ІІІ был жестким господарем, боролся с боярами за централизацию власти, выступал в походы против турок. Известно, что правитель разрешал крестьянам вооружаться, чтобы повысить возможность сопротивления ненавистным турецким налетам. В результате отказа платить дань турецкому султану в княжество пыталась войти большая армия Османской империи, но их продвижение было успешно остановлено не без помощи населения.

Легенды о мунтянском воеводе

Будучи строгим, но справедливым правителем, граф Дракула вызывал страх и уважение своих подданных. Существует несколько историй, которые документально подтверждены записями в архивах и летописях или устно передавались жителями тех краев из поколения в поколение. Самая знаменитая из них повествует о купце, которого обворовали на рынке. Вор украл кошелек у торговца. Тот пожаловался Владу ІІІ Цепешу. Вора быстро нашли и, традиционным для правителя способом наказали, посадив на кол. А кошелек подбросили купцу, добавив одну лишнюю монету. Пересчитав содержимое, торговец сообщил правителю, что там есть лишни деньги. Граф Владислав Дракула ухмыльнулся и сообщил: «Если б ты промолчал, сидел бы рядом со своим обидчиком!» Другая история рассказывает о том, что в те времена в Румынии было много нищих. Граф Дракула собрал их всех вместе в большом зале, накормил, напоил, а после обильного обеда задал вопрос: «Желаете ли вы прекратить мирские муки свои?» Многие ответили утвердительно, после чего правитель велел поджечь зал, наполненный людьми. Еще одна история рассказывает о золотой чаше, поставленной возле фонтана прямо в городе. Из нее мог напиться воды любой желающий, и никто даже не помышлял украсть ее. Вероятно, население Валахии было очень напугано публичными казнями, и никто не желал умирать будучи посаженным на кол.

Где обитал легендарный правитель

На современной карте вы не найдете Валахии - княжества, которым правил в свое время Влад III Цепеш. Сегодня это часть современной европейской страны Румынии. Валахия располагалась на юге Карпат, достигая реки Дунай. Край этот весьма живописный, имеет замечательную красивую природу. Очарование от гор, рек, свежего воздуха надолго вам запомнится, если вы решите отправиться в этот район. Одним из мест, настоятельно рекомендуемых к посещению, является город Брашов. Именно в нем расположен знаменитый замок графа Дракулы - Бран. Историки не владеют подтверждениями того, что он был постоянной резиденцией Влада Цепеша. Однако информация о том, что, посещая княжество Трансильвания, граф Дракула останавливался в замке Бран, не подлежит опровержению. Туристы, побывавшие здесь, заявляют, что в коридорах и комнатах здания слышны стоны и крики, а поутру в воздухе витает запах крови. Таким образом, для такого современного государства, как Румыния, граф Дракула и по сей день является средством для пополнения казны.

Подвиги румынского князя

Если на минуту перестать думать о Дракуле как о вампире и обратиться за исторической справкой к энциклопедиям и архивам, то станет понятно, что Влад III Цепеш был довольно упрямым, строгим, но грамотным полководцем, истинным патриотом. Будучи рожденным в 1430 году (некоторые историки называют 1431 год), он стал основным претендентом на трон Валахии, на территорию которой свои претензии предъявляли католическая Венгрия и мусульманская Османская империя. Уже в возрасте тринадцати лет граф Владислав Дракула принимает участие в битве под Варной. В семнадцать лет, с помощью турок, он восходит на престол Валахии. Но править ему удается недолго. Лишь в 1456 году Цепеш надолго занимает место правителя. Через четыре года он решает прекратить платить дань Османской империи. Султан Мехмет, лично знакомый с Владом III Цепешем, был удивлен таким поступком и отправил огромную армию разобраться с князем-отступником. К удивлению султана, небольшая Валахия, во главе которой стоял кровожадный правитель, дала серьёзный отпор армии янычар. Замок графа Дракулы осаждали полчища врагов, но атаки были отбиты, и в итоге туркам пришлось возвращаться домой с пустыми руками.

Отображение в раннем кинематографе

В современных фильмах, благодаря появлению компьютерных спецэффектов, граф Дракула преобразился, стал выглядеть еще более устрашающе. Достойной внимания картиной является «Дракула Брэма Стокера» 1997 года от режиссера Френсиса Форда Копполы. В кино пересказана книга ирландского писателя. Роль главного протагониста сыграл Гэри Олдмен. Актерский состав фильма весьма впечатляет: Энтони Хопкинс и Киану Ривз отлично вписались в свои роли. Самым «свежим» фильмом является «Граф Дракула» 2014 года выпуска. Сюжет в нем несколько отошел от классического фильма ужасов. Тут присутствует любовная история и повествование о лихих походах румынского воеводы, который оберегает родную землю от турецких захватчиков. А свою неземную силу в этой интерпретации он получил от древнего вампира. Кроме того, в кино «Граф Дракула» 2014 года присутствуют нестыковки, связанные с семейным положением и именами детей графа.

Дракула в современном кино

В современных фильмах благодаря появлению компьютерных спецэффектов граф Дракула преобразился, стал выглядеть еще более устрашающе. Достойной внимания картиной является «Дракула Брэма Стокера» 1997 года от режиссера Френсиса Форда Копполы. В кино пересказана книга ирландского писателя. Роль главного протагониста сыграл Гэри Олдмен. Актерский состав фильма весьма впечатляет: Энтони Хопкинс и Киану Ривз отлично вписались в свои роли. Самым «свежим» фильмом является «Граф Дракула» 2014 года выпуска. Сюжет в нем несколько отошел от классического фильма ужасов. Тут присутствует любовная история и повествование о лихих походах румынского воеводы, который оберегает родную землю от турецких захватчиков. А свою неземную силу в этой интерпретации он получил от древнего вампира. Кроме того, в кино «Граф Дракула» 2014 года присутствуют нестыковки, связанные с семейным положением и именами детей графа.

Роль в современной культуре

В последние десятилетия все большее влияние на нас оказывает западная культура. Некогда она была нам чужда, но сегодня многие ее особенности прочно вошли в нашу жизнь. Так, с Запада к нам пришли разные праздники, которые ранее не отмечались в наших краях. Одним из них является Хэллоуин (канун Дня всех святых). Традиционно в этот день празднующие его люди наряжаются в карнавальные костюмы. Необходимым требованием к наряду является «ужасная» или «мистическая» тематика. Костюм графа Дракулы занимает лидирующие позиции в рейтинге костюмов на Хэллоуин. Тем более что он является довольно простым и состоит из длинного плаща со стоячим воротником и клыков. Таким образом, человек, надевший такой костюм, будет походить на Дракулу-вампира из кино и иметь привычный для нашего глаза вид кровопийцы.

Учитывая время, в которое проживал граф Дракула, фото с этим легендарным персонажем не существует. Однако есть картины и фрески с его изображениями. Для любителей подобной тематики наряд Влада III Цепеша в праздничный вечер произведет неизгладимое впечатление. А истинные ценители жанра и истории лишь подтвердят неотразимый вид.

Вампир или нет?

Насколько нам известно, вампир - это тот, кто пьет чужую кровь. Имидж кровопийцы граф Дракула получил благодаря роману и последующим фильмам на его основе. Прототип героя книги - Влад III Цепеш не был уличен в употреблении человеческой или чьей-то другой крови. Однако, будучи строгим, а иногда жестоким господарем своих земель, он часто наказывал и казнил людей, провинившихся даже в мелочах. А казни были ужасными и показательными, дабы неповадно было другим повторять злодеяния. Возможно из-за этих кровавых расправ с образом румынского средневекового князя и связывают образ Дракулы-вампира. В любом случа, вне зависимости от того, пил он кровь или не пил, сегодня самым знаменитым вампиром в мире считается Дракула, созданный писателем из Ирландии, с которым читатель впервые познакомился в далеком 1897 году. Влад Цепеш стал прототипом героя, не более того. Поэтому верить в сверхъестественные силы князя Валахии не стоит, даже несмотря на весьма яркую биографию этого правителя, его подвиги и легенды о нём.

Несколько слов напоследок

Влад III Цепеш Дракула жил более пятисот лет назад, а память о нем жива до сих пор. «Виной» тому - граф Дракула, фото, видео и иные материалы о котором заполнили сегодня медийное пространство. Знаменитый персонаж создал целое направление в кинематографе и искусстве. И сегодня каждый год выходят в прокат фильмы и сериалы, где главными героями являются кровожадные кровопийцы. Вампир Дракула натолкнул сотни историков на желание разведать сколько-нибудь полезную и интересную информацию о господаре Валахии XV века - князе Владе III. Таким образом, некоторые пробелы истории были заполнены.

Маленький остров посреди озера Снагов, что в двадцати километрах от Будапешта, является местом рождения знаменитого Дракулы. Здесь он и похоронен. Местные жители уверяли побывавшего там корреспондента польского журнала “Впрост”, что по ночам Дракула переплывает с острова на берег в поисках новых жертв.

Но старик сторож вступился за Дракулу. Он показал заброшенную церквушку, где хранится надгроб­ная плита с могилы этого челове­ка, повсеместно считающегося вампиром. В XVI веке митрополит Филарет приказал стесать с нее даты и имя, а затем распорядился положить ее в церкви так, чтобы на нее обязательно наступал схо­дящий с алтаря священник — “для ночного попрания”. Внутри церк- нушки сегодня сыро и мрачно. На стенах — потемневшая от времени роспись, на полу — полувыщербленные плиты. Самая большая (та самая) — у алтаря. И никаких чере­пом под ногами, ни бросающего и дрожь ужаса…Журналисту даже немного обидно стало за вампира. Но был ли он вампиром?

ПАЛАЧ, НО НЕ КРОВОПИЙЦА:
В 1430 году у князя Валахии родился сын Влад III. Сам отец был прославленным и неустрашимым воином, за что его и прозвали Дракул (Дракон). Когда Влад под­рос, он нарек себя Дракулой (сы­ном Дракона). Судьба его в чем-то напоминает судьбу римского императора Калигулы. Тот тоже не повторил подвигов своих предше­ственников на троне, зато вошел в историю как беспощадный и изощренный палач своих соотече­ственников. Так и князь Влад, уже будучи взрослым, завоевал себе прозвище Цепеш (сажатель на кол). Впрочем, в то время (а это был разгул инквизиции) пытать и уби­вать политических противников было обычным делом. Вот Влад и прославился по этой части большой изобретательностью. Он са­жал своих жертв на кол через рот вниз головой, протыкал кольями сбоку, сзади, через грудь, пу­пок. В своей резиденции в Снагове Дракула казнил около ста ты­сяч человек. Истории о выходках трансильванского князя разош­лись по всей Европе еще при его жизни.

Однако, несмотря на много­численные убийства, по-настоя­щему вкуса крови Дракула так и не попробовал. А румынские ис­торические хроники даже называ­ют его национальным героем за организацию обороны Трансильвании от турок.

Бессмертный же Дракула-вампир “родился” на четыре века поз­же. В 1897 году никому тогда не известный ирландский писатель Брэм Стокер издал роман “Драку­ла”, в котором зачем-то понизил князя в звании до графа (впрочем, графский титул был тогда в Евро­пе моднее княжеского). Роман стал популярным. Его перевели чуть ли не на все языки мира, за исключением разве что нанайско­го. После этого вампирские рома­ны стали выходить из-под пера разных писателей, как говорится, пачками. А с появлением кино эта тема стала наиболее модной, при­чем эта мода не затухает до сих пор.

Почему же у Стокера Дракула стал кровопийцей? Может быть, тогда в Трансильвании водились другие вампиры, страсти которых писатель приписал Владу? Но нет. Исторические хроники свидетель­ствуют лишь о том, что тогда же в тех местах жила графиня Эржабет, которая по примеру Клео­патры убивала своих молодых слу­жанок, чтобы омываться их кро­вью, потому что верила, что это предотвращает старость. Чтобы наполнить ванну, она убивала до тридцати девушек, тела которых потом тайно хоронили. Кстати, этих девушек забирали у родите­лей якобы для обучения в дом молодой образованной графини. Естественно, родители больше никогда не видели своих чад. Ког­да преступления Эржабет были разоблачены, ее судили и по приговору заживо замуровали в одном из подвалов ее же замка, о чем сохранились официальные документы. Изучение этих доку­ментов историками позволило сделать вывод, что Брэм Стокер их читал и даже использовал в процессе написания романа “Дра­кула”. Но ни князь Цепеш, ни Эржабет Баторий не пили кровь своих жертв. Что ж, Стокер имел право на художественный вымы­сел для усиления пугающего эф­фекта своего произведения. Беда в том, что некоторые слишком впечатлительные читатели вос­приняли роман как руководство к действию.

КЛУБЫ ПОКЛОННИКОВ:
До выхода романа Брэма Сто­кера вампиры повсеместно счита­лись неполноценными существа­ми, живущими на кладбищах и болотах, где они и подлавливали случайных прохожих. Стокер при­дал своему Дракуле подчеркнутый аристократизм и скрытую сексуаль­ность, то есть две составляющие притягательности. И недаром в конце XIX века экзальтированные читательницы настолько сходили с ума по кровожадному герою, что в моду вошли смертельная блед­ность кожи и подчеркнутая худо­ба. Одновременно начали появ­ляться многочисленные клубы дра- кулофилов. Существующий до сих пор Нью-Йоркский центр Дракулы выпускает посвященные ему пе­риодические издания (справочни­ки, бюллетени, дайджесты). А в Сан-Франциско известный вампи- ролог Джон Веллитуни издает “Джорнел оф вампиролоджи”. Об­щество графа Дракулы из Лос-Ан­джелеса занимается изучением средневековых вампиров и печа­тает годовые отчеты о своей дея­тельности. Появилась даже отдель­ная наука — конспирология. Она занимается изучением всяческой нечисти: вампиров, оборотней, вурдалаков, упырей и т.п. Сло­вом, поклонники литературного Дракулы, ученые и просто люби­тели острых ощущений — по жиз­ни нормальные люди, которые не имеют ничего общего с кровавы­ми трапезами.

РЕАЛЬНЫЕ ВАМПИРЫ:
Но, как уже говорилось, тво­рения Брэма Стокера и его лите­ратурных последователей стали своего рода инструкцией для лю­дей с поврежденной психикой. Так, в американской прессе было опубликовано интервью с некоей госпожой Пресли. Она открыто признала, что предлагает мужчи­нам секс в обмен на порцию их крови. По. ее словам, она надре­зает руку “донора” с внутренней стороны и очень осторожно выса­сывает кровь.

А вот история юного вампира, который наверняка не читал роман Стокера. Это южноафриканский мальчик, обиженный природой: у него лысая голова, кошачьи глаза и чешуйчатая кожа. Так вот, ког­да он видит обнаженные руки лю­дей, то норовит вцепиться в них зубами.

В былые времена у нас было бы официально заявлено, что все это — выкрутасы разлагающегося империализма, а в нашей стране такое невозможно. Оказывается, возможно. Взять хотя бы Николая Джумгалиева, которого еще 25 лет назад в Институте Сербского признали невменяемым. Этот че­ловек служил в десантных войсках, затем возглавлял пожарную коман­ду, а в конце концов докатился до вампиризма и каннибализма. В архивах МВД сохранились протоколы его допросов. Так вот, на одном из них он в сердцах заявил следователю: “Эх, начальник, если бы ты попробовал крови, ты бы понял, что это такое”. А еще из этих протоколов следует, что к вампиризму Николая толкнуло зна­комство с книгой “Черный туман”. Это редкая магическая книга ор­дена средневековых восточных тамплиеров, которые известны как сатанисты, практиковавшие кровавые ритуалы. Кровь они бра­ли у смертельно напуганных лю­дей, и считалось, что она вызы­вала у пьющего диаметрально противоположные чувства: уверен­ность в себе, сознание собствен­ного мужества, ощущение силы.

Джумгалиев давно изолирован. Но практика показывает, что пос­ле его “ухода от дел” вампиризм в России не прекратился. Вот изложение милицейского протокола тех времен, когда сту­дентов и интеллигенцию еще по­сылали на картошку. Во время сельскохозяйственных работ один питерский студент набросился на своего товарища и жестоко поку­сал его. Покусанного доставили в больницу, а виновника — в мили­цию, где он ничего не мог вспом­нить о случившемся. В ходе даль­нейших допросов выяснилось, что книгу “Черный туман” он не толь­ко не читал, но даже и не знает о ее существовании.

Стало быть, не литература тол­кает людей к кровопитию. А что же? Одно из объяснений вампи­ризму попытался дать канадский ученый Джон Дольфин. Он назвал его следствием генетического сбоя, который приводит к скоп­лению под кожей пигмента пор­фирита. Такие люди боятся солн­ца, имеют искаженные черты лица. В равновесие организм при­водит только потребление гемо­глобина в большом количестве. Многие ученые считают это объяс­нение недостаточно проработан­ным. И потом тот же Джумгалиев и студент, попытавшийся испро­бовать крови своего однокурсни­ка, действовали средь бела дня, да и лица у них совсем не были искаженными. Словом, вампиризм до сих пор остается для науки загадкой. Не по силам пока ее разрешение и спе­циалистам, изучающим аномаль­ные явления. Так что ответа на вопросы, связанные с этим, ос­тается только ждать.

Был ли Дракула вампиром?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -
И вместе с ним добро, что сделать он успел.
И помним только то, что было в нем дурного.
Уильям Шекспир

В сказаниях, хрониках, летописях, легендах… Во всех этих источниках Влад Дракула представлен как жестокий правитель, тиран. Но откуда появились легенды о том, что Влад Дракула был вампиром?

Возможно, вас ожидает разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления князя Дракулы дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Может быть, правителем он был жестоким. Исторические источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в головы и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…


Оклеветал Влада писатель ирландец Брем Стокер, когда ему понадобилось имя для главного героя его нового романа . Знакомый профессор из Будапешта, ставший в награду за содействие в написании романа прототипом борца с вампирами в произведении, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Книга о вампире вышла в 1897 г. и стала бестселлером. После образ вампира графа Дракулы подхватил кинематограф и благодаря своей эффектности он стал невероятно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Разумеется, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе нет. Дракула в романе носит титул графа, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад Цепеш был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX столетии переплелись с мифами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на пустом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого было посвящено немало времени и сил. Появились ли эти легенды при жизни Дракулы – или это произошло позднее?

В русском «Сказании о Дракуле воеводе» имеется немало мистических моментов: к примеру, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Влада) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с другими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе.

Дело, возможно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное.

На Руси тоже бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а по румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают припрятанные им при жизни сокровища. При помощи приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Любопытным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Влада источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом господаря после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Но любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступить с телом вампира. Стал популярным и миф о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Влад Дракула стал вампиром, явился сюжет о его переходе в католичество. Документальных подтверждений тому нет, наоборот, Влада похоронили не как католика, но как православного, в монастыре. Но, все-же, распространился миф о том, что томившийся в тюрьме князь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу.

Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Влада, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, наоборот, имеется поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, потому как у католиков двойное причастие – привилегия клира.

Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV столетии тема вероотступничества была очень актуальной. Именно тогда, к примеру, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Выходит, что жуткая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, но надо учитывать, что их представление о вампирах имело существенное отличие от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу.

В XV столетии упыря считали колдуном, чернокнижником, непременно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь необходима для совершения магических обрядов. Например, современник Дракулы знаменитый , маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: было предположение, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв.

Не исключено, что и кровавые расправы Влада Дракулы воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Интересная параллель существует и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, при этом перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не надо легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад такого рода отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичней – как вполне конкретная напасть, что-то вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди в течении веков верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры многочисленные случаи, нередко подтверждаемые десятками очевидцев.

Если обобщить эти, по сути, похожие истории, наблюдается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Дракулой). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Любопытно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

В представлениях жителей Трансильвании в действительности напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Любопытно, что имеется описание случаев передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, несчастный начинает быстро терять силы и умирает без других видимых причин через одну – две недели.

Меры же для лечения человека, который подвергся нападению вампира, народная традиция предлагает весьма специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и наиболее действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем необходимо натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его вначале надо обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого нетрудно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза как правило открытые. У него продолжают расти ногти и волосы…

Наиболее испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих других местах, считается осиновый кол, который надо загнать упырю в сердце. Но не всегда данная мера оказывается достаточной. Потому кол как правило сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов.

Любопытно, что в рассказах о появлении живых мертвецов и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от вампиров. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством.

Легенды – легендами, но окончательно Влад Дракула стал вампиром все-же с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX столетия. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер в течении долгого времени исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками.

Интересно, что в то же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Но их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего , господаря валашского Дракулы.

Благодаря множеству экранизаций романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Цепеша, сооружен «средневековый» замок. В нем каждый год проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором возможно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал мировой столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 г. группа историков из Румынии учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, потому как большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Дракулы находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в 4 года проводит в Сигишоаре довольно представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается больше 4000!

Мифическому графу посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» в наше время насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и других.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-же не следует забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, вовсе «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения…