СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ И ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ Ф.И.ТЮТЧЕВА

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) принадлежал к старинному дворянскому роду, который известен с середины XIV века, когда Захарий Тютчев был послан Дмитрием
Донским к ордынскому хану для переговоров. Родился будущий поэт 5 декабря 1803 года в селе Овстуг в имении отца Ивана Николаевича, который, получил военное образование, прослужил недолго, вышел в отставку и женился на графине Екатерине Львовне Толстой.

Детские и юношеские годы Тютчева (1803-1819) прошли в Овстуге, в Москве, где родители купили дом, в подмосковном имении. Его семья жила в атмосфере дворянской культуры своего времени и сохраняла народные обычаи, православные традиции.

Поэт, будучи взрослым, вспоминал, «как в пасхальную ночь мать подводила его, ребёнка, к окну и они вместе дожидались первого удара церковного колокола… В канун больших праздников … нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны …

В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом … » Тютчеву было девять лет, когда началась Отечественная война 1812 года, он осознанно воспринимал патриотический подъём в стране.

Родители дали сыну прекрасное образование. Сначала это было домашнее обучение, отвечавшее требованиям классических гимназий (в то время средние учебные
заведения по образцу европейских для детей дворян). Первым домашним учителем мальчика был бывший крепостной, получивший вольную, он привил ему любовь к чтению и природе.

Продолжил обучение поэт, знаток античности и классицизма Семён Егорович Раич, с ним Тютчев изучал античную литературу, переводил древних поэтов, осваивал русскую философскую и дидактическую (нравоучительную) поэзию XVIII века с её идеей гармонии нравственного и прекрасного, читал русскую литературу своего времени.

Раич писал: « … С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, когда бывало, весною и летом, живя в подмосковной, мы вдвоём С Ф.И. выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии!..»

В подражание Горацию Тютчев написал оду «На новый 1816 год» и был принят в члены Общества любителей российской словесности. Юный поэт воспринял черты возвышенного стиля философской и дидактической поэзии классицизма, которые органично вошли в его лирику. В это время он посещает занятия в частном пансионе, готовясь поступать в университет.

В Московском университете (1819- 1821) Тютчев учится на словесном отделении. Наряду с семейным воспитанием значительное влияние на формирование его взглядов оказали профессора университета, поддерживающие постепенное реформирование общества при сохранении самодержавия.

В студенческие годы Тютчев проявляет религиозное вольнодумство, свойственное молодости: не соблюдает обряды, сочиняет шутливые стихи, чем огорчает родителей, но вместе с тем изучает книгу французского философа Паскаля, защитника христианского учения.

Начинающий поэт включается в литературную жизнь, пишет стихотворение «К оде Пушкина на Вольность», относящееся к его ученической лирике, раскрывающее роль поэта и поэзии в обществе.

Окончив университет в 1821 году, Тютчев служит в Петербурге, в Коллегии иностранных дел. Посещает созданное С.Е.Раичем общество молодых любителей литературы (кружок Раича»), объединившее начинающих поэтов и писателей.

На занятиях кружка изучалась философия, рассматривались вопросы эстетики и современной литературы, то есть первой четверти XIX века, когда в ходе полемики классицистов и сентименталистов складывалось новое литературное направление романтизм.

Повторить ранее изученное о романтизме можно, проведя беседу либо включив в урок подготовленное сообщение учащегося.

Примерные вопросы для беседы
— Какая философская идея является основой романтизма?
— Что означает понятие принцип романтического двоемирия?
— Какие течения определились в романтизме как литературном направлении?
— Какую роль, по представлениям романтиков, должна играть литература, в частности поэзия, в жизни общества?

Романтическое искусство основывалось на идее беспрестанно меняющегося божьего мира, закономерной борьбы противоречивых начал в природе и в жизни человека. Противопоставление героя, его идеалов окружающему миру является основополагающим принципом романтизма, который получил название «принцип романтического двоемирия».

При общих ведущих чертах романтизм как литературное направление разделился на два течения: психологический (созерцательный) и гражданский романтизм.

По мнению романтиков психологического течения, назначение литературы состоит в том, чтобы нести людям высокие нравственные идеалы, помочь им увидеть красоту мира и выбрать в суровой и сложной жизни путь добра.

По мнению романтиков гражданского течения (прежде всего это поэты-декабристы), нужно обнажить пороки общества и изменить его путём борьбы. Романтики ищут идеалы среди свободной природы, размышляют о её законах, стремятся за пределы земного мира, увлекаются античной культурой, историческим прошлым.

Дипломатическая служба за границей (1822-1844} началась в июне 1822 года, когда Тютчев прибыл в Германию, в Мюнхен, на службу в русской дипломатической миссии (ему было девятнадцать лет). Он знакомится с немецким романтизмом, переводит стихи Гёте, Гейне, общается с философом Шеллингом, изучает его работы по вопросам
философии природы (натурфилософии).

Согласно учению Шеллинга, природа, как и человек, наделена сознанием, одухотворена, противоречива; познать природу и человеческое общество и предугадать процесс их развития невозможно — он открывается только через веру в Бога. Тютчев воспринимает учение Шеллинга, оно не противоречит его христианским убеждениям.

Философские взгляды поэта были связаны с пантеизмом — учением, максимально сближающим и даже отождествляющим понятия Бог и природа.

В Мюнхене поэт -дипломат не отказывается от светской жизни, о нём отзываются как об остроумном и интересном собеседнике. В это время он пережил чувство первой любви к юной графине Амалии (в замужестве баронессе Крюднер). Она отвечала ему взаимностью (молодые люди обменялись крестильными цепочками), Тютчев просил руки девушки, но получил отказ её родителей. Переживаниям первой любви посвящено стихотворение «К.Н. » , наполненное чувством горечи.

Твой милый взор, невинной страсти полный-

Не мог, увы! — умилостивить их-

Пережив драму несостоявшейся любви, Тютчев через два года женился на вдове, имевшей четырёх сыновей от первого брака.

Теперь у него большая семья, о которой он заботится. Много занимается литературой, осмысливает развернувшиеся в Европе революционные движения. Живя за границей, он не теряет связи с Россией, с друзьями на родине, где в различных альманахах выходят его стихи. В 1836 году Пушкин опубликовал подборку стихотворений Тютчева в своём журнале «Современник», дав им высокую оценку. Смерть Пушкина потрясла Тютчева, он написал стихотворение «29 января 1837», в котором осудил Дантеса:

Навек он высшею рукою
В цареубийцы заклеймён …
о Пушкине Тютчев сказал:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…

Жизнь за границей (1820-1830-е годы) — время расцвета таланта Тютчева, когда были созданы шедевры его лирики. В хронологическом отношении это ранний период творчества поэта. В 1837 году Тютчев направлен на службу в Италию, в Турин. За ним вскоре едет жена с детьми, в дороге на параходе случился пожар, они спаслись, но жена заболела и умерла. Через два года поэт женился во второй раз, а осенью 1844 года вернулся в Россию.

Жизнь на родине (1844-1873) связана со службой в Министерстве иностранных дел в Петербурге, где Тютчев живёт, часто бывая в Овстуге. В 1840-е годы пишет и публикует в основном политические статьи, в которых выражает своё отношение к европейским революциям как к катастрофе (в частности, к французским революциям 1830, 1848 годов). Основной политической идеей Тютчева становится панславизм – единение славянских народов вокруг России, который прослеживается в его общественно-политической лирике.

Стихотворения 1850-1870-х годов относят к позднему периоду творчества Тютчева. Поэт не может принять взглядов революционных демократов, а также молодой разночинной интеллигенции 1860-1870-х годов, которая вошла в историю под именем нигилистов, то есть людей, отрицающих общественные порядки, доставшуюся им культуру и нравственные идеалы.

В эти годы состоялось знакомство Тютчева с Еленой Александровной Денисьевой, она была моложе поэта на двадцать три года. Их взаимное увлечение стало известно в свете. Денисьеву перестали принимать в обществе, от неё отказался родной отец. Тютчев продолжал оставаться с прежней семьёй, страдая от раздвоенности. Денисьева пережила всю горечь унижений, трое её детей, рожденные вне брака, считались незаконными, хоть и носили фамилию отца, но были приписаны к мещанскому сословию.

В 1864 году Денисьева умерла от чахотки. Стихи, в которых отразилась любовная драма поэта, составляют денисьевский цикл в его любовной лирике.

Современники Тютчева, в том числе А.С.Пушкин, высоко ценили его творчество. Некрасов, публиковавший в «Современнике» стихи поэта, писал, что «они относятся К нем нагим блестящим явлениям в русской поэзии … ». В приложении к журналу по инициативе И.С.Тургенева были напечатаны стихи Тютчева со статьёй писателя, в которой им также была дана высокая оценка. Поэт умер в 1873 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Выводы
На становление Тютчева — поэта оказали влияние:
— культурная среда семьи, сохраняющей православные традиции; восприятие умеренных общественно-политических взглядов;
— образование: изучение античности, философской и дидактической поэзии классицизма, литературы русского романтизма;
— жизнь за границей: знакомство с немецким романтизмом, философским учением Шеллинга, восприятие европейских революций как катастрофы;
— драматические события личной жизни.

ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА

Большинство стихотворений Тютчева — это сплав чувства и философской мысли, связанной с природой, человеком и обществом, в каждом из них выделяется ведущая тема.
Тема поэта и поэзии
Поэзия не сумасбродство,
Но высший дар Богов …
и истину царям с улыбкой говорил …
Г.Р.Державин

В стихотворении «К оде Пушкина на Вольность» (1820) Тютчев раскрыл своё видение роли поэта и поэзии в жизни общества. Поэзия сравнивается с «пламенем Божиим», ниспадающим на царей:

Огнём свободы пламенея
И заглушая звук цепей,
Проснулся в лире дух Алцея, —
И рабства пыль слетела с ней.
От лиры искры побежали
И вседробящею струей,
Как пламень Божий, ниспадали
На чела бледные царей…

Лира — здесь: лирическая поэзия (от названия струнного инструмента в Древней Греции, под звуки которого исполнялись песни). Алцей (Алкей) — древнегреческий поэт, принимавший активное участие в политической борьбе.

Музы- древнегреческие богини поэзии, искусств и наук; муза лирической поэзии — Евтерпа; питомец муз — поэт. Поэту дано высокое предназначение напоминать тиранам о нравственных правилах, завещанных Богом:
Счастлив, кто гласом твёрдым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рождён!

И ты великим сим уделом,
О муз питомец, награждён!

Однако поэт не должен развенчивать авторитет власти, красота его поэзии должна смягчать жестокость тиранов, направлять граждан на добрые дела и поступки, помогать видеть красоту мира. Тютчев использует наряду со словом тиран слово самовластье в значении власть, не исполняющая законов и нравственных правил:

Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца …

В стихотворении заметно влияние дидактической поэзии классицизма: архаическая, возвышенная лексика, обращения, восклицательные предложения.

Изменился ли с годами взгляд Тютчева на роль поэта и поэзии?

Поэзия
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
1850

Елей — 1) Оливковое масло, освящённое церковью для помазания христиан (на лбу делается знак креста). 2) Переносное значение — средство утешения, успокоения.

Примерные вопросы и задания для анализа:

— К какому периоду жизни и творчества Тютчева относится стихотворение?
— Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Какова роль поэзии в обществе?
— Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, утверждая идею стихотворения?
— Чем это стихотворение отличается от юношеского «к оде Пушкина на Вольность»?

Как и многие его предшественники, Тютчев уверен в небесном происхождении поэзии. Земной мир с войнами, революциями, человеческими страстями («стихийный, пламенный раздор») противопоставлен миру небесному. Несовершенство, греховность земного мира подчёркивается анафорой в начале стихотворения. Поэзия олицетворена («С небес слетает», «льёт елей», наделена «лазурной ясностью во взоров»), а христианская символика, архаическая лексика подчёркивают высокое предназначение поэзии.

Исследователи творчества Тютчева отмечают, что для стихотворения характерен сплав черт романтизма и классицизма; это восьмистишие, состоящее из одного синтаксического периода, то есть из одного предложения. В стихах Тютчева, как и любого поэта, посвящённых теме поэзии, отражаются его общественно-политические взгляды.

Общественно-политическая тема
Что значат законы без нравов,
что значат законы без веры…

Раскрывая эту тему в лирике Тютчева, можно познакомить учащихся с фрагментами стихотворений, в которых он откликается на исторические события своего времени,
размышляет о международной миссии России, о духовно-нравственном состоянии общества.

В общественно-политической лирике поэт часто использует аллегорию, античные образы, евангельскую символику, намёк на исторические факты — всё это составляет её
особенность.

После восстания декабристов Тютчев пишет стихотворение «14 декабря 1825 года», в котором осуждает за вероломство и присягавших царю мятежников, и самовластье.

Поэт говорит о незыблемости русского самодержавия и о бессмысленности выступления против него группы людей:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил …

Под впечатлением французской революции 1830 года Тютчев пишет стихотворение
«Цицерон»:

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима быль
Так! но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всём величье видел ты
Закат звезды её кровавой! ..
Счастлив, кто посетил сей мир.
В его минуты роковые —
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был,
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил.
1830

Цицерон — философ, оратор, политический деятель, сторонник сенатской республики в Риме (106-43 годы до н. э.). Ночь Рима — гражданскую войну, гибель республики и установление диктатуры Цицерон представлял в виде спускающейся на Рим чёрной ночи.

Капитолийская высота — один из семи холмов, на которых расположен Рим. Всеблагие — боги римской мифологии.

Тютчев использует античные образы, события истории Древнего Рима как намёна современные ему события, перефразирует подлинные слова Цицерона: «Скорблю, что я, выступивши в жизнь, как бы в дорогу, с некоторым опозданием, — прежде чем был окончен путь, погрузился в эту ночь республики … »> то есть стал свидетелем её гибели. В стихотворении отразились взгляды поэта на революцию как на трагедию, в которой проливается кровь, гибнут прежние цивилизации. Вместе с тем он признаёт неизбежность и величественность «минут роковых».

Основной политической идеей Тютчева в эти годы становится панславизм — единение славянских народов вокруг России. Поэт полагал, что Россия, как молодая страна, развивающаяся по своим историческим законам, сохранившая высокие нравственные основы, может остановить напор революционной стихии, стать оплотом цивилизации в мире.

В стихотворении «Море и утёс» (1848), используя антитезу и аллегорию, поэт изображает западные революции в виде разъярённых морских волн: И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревет,

И до звезд допрянуть хочет,

До незыблемых высот…

Ад ли, адская ли сила

Под клокочущим котлом

Огнь геенский разложила-

И пучину взворотила

И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем

Беспрерывно вал морской

С ревом, свистом, визгом, воем

Бьет в утес береговой,-

Но, спокойный и надменный,

Дурью волн не обуян,

Неподвижный, неизменный,

Мирозданью современный,

Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем,

Как на приступ роковой,

Снова волны лезут с воем

На гранит громадный твой.

Но, о камень неизменный

Бурный натиск преломив,

Вал отбрызнул сокрушенный,

И клубится мутной пеной

Обессиленный порыв…

Стой же ты, утес могучий!

Обожди лишь час-другой-

Надоест волне гремучей

Воевать с твоей пятой…

Утомясь потехой злою,

Присмиреет вновь она-

И без вою, и без бою

Под гигантскою пятою

Вновь уляжется волна…

Позже поэт осознает утопичность идей панславизма, но останется патриотом своей страны. Патриотическим чувством пронизана его поэтическая миниатюра, стихотворный
афоризм:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
у ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1886

Продолжая романтическую традицию Лермонтова, Тютчев пишет стихотворение «Наш век»:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует …
Он к свету рвётся из ночной тени,
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит …
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит …
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью! .. »
1851

Примерные вопросы и задания:

— К какому историческому времени принадлежит лирический герой?
— Как проявляется принцип романтического двоемирия?
— Какое чувство здесь выражено, какую мысль проводит автор, какие изобразительно-выразительные средства использует?

В этом стихотворении Тютчев, как и Лермонтов, причисляет лирического героя к определённому историческому времени. В данном случае это время общественных потрясений, когда человек теряет духовно-нравственные идеалы.

Противоречивые чувства: неверие в Бога и жажда веры, осознание гибельности безверия и вместе с тем неприятие спасительной силы молитвы к Богу — одолевают человека. Поэт передаёт ощущение трагичности переломных моментов в истории и событий личной жизни, связанных с Денисьевой.

Историческое время воспринимается глубоко личностно и философски обобщается: пороки общества — следствие порочности, греховности человека, преодоление которых без веры невозможно. Повторяющиеся в конце двустиший многоточия создают впечатление взволнованной ораторской речи, архаичные слова придают ей характер проповеди.

Стихи о природе

Сочетание чувства и философской мысли характерно для всего творчества Тютчева, в том числе для стихов о природе. Поэт наделяет природу сознанием, сближает понятия природа и Бог, признаёт борьбу противоречивых начал в природе и жизни человека, и в этом проявляются его философские взгляды, принцип романтического двоемирия.

Начинать изучение темы можно с повторения на новом уровне стихотворения «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая … »).

Примерные вопросы и задания:

— Какие картины встают перед взором лирического героя, какую роль играет их смена?
— Как воспринимает грозу собеседница лирического героя?
— Каким чувством наполнено стихотворение, какими художественными средствами оно передаётся читателю?

Тема стихотворения — мощное, животворящее природное явление (гроза), созерцание которого вызывает у поэта глубокие философские размышления. Смена картин природы («дождик брызнул», «пыль летит», «повисли перлы дождевые»), использование олицетворений позволяют воспринимать грозу в движении как одушевлённое явление.

Это восприятие усиливается тем, что собеседница лирического героя сравнивает грозу с юной богиней античной мифологии Гебой, дочерью верховного бога древних греков 3евса, который управлял всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией. Атрибуты 3евса: орёл (носитель молнии), эгида (щит как знак покровительства), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями как знак власти).

Геба изображалась в виде юной девушки с золотой чашей (кубком) в руках, иногда кормящей орла 3евса. Обращение к древнему мифу в конце стихотворения подчёркивает мысль о вечности живой одухотворённой природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.

Поэт использует определение, образованное соединением слов («громокипящий кубок»), что характерно для древнегреческой поэзии («златокудрая богиня», «розовоперстая Эос», то есть утренняя заря). Эпитеты («весенний первый гром», «раскаты молодые», «птичий гам»), сравнения («как бы резвяся и играя») передают радостное чувство лирического героя.

Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с молодой, весёлой Гебой, проливающей громокипящий кубок, усиливает радостное чувство начала стихотворения.

В школьных учебниках при водится в основном первое четверостишие стихотворения «Не то, что мните вы, природа … », можно познакомить учащихся с полным его текстом, сказать, что вторая и четвёртая строфы были запрещены цензурой и не дошли до нашего времени, вместо них поставлены отточия,

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!
1836

Это монолог-обращение лирического героя к собеседнику и вместе с тем ко всем людям, которые возвысились над природой, перестали видеть в ней духовное начало. Поэт убеждён, что в природе скрыта живая душа, способная выражать себя своим языком, и каждый человек должен научиться понимать природу, жить с ней в гармонии, сохранять её. Он использует здесь образ Великой Матери — средиземноморской богини, культ которой объединял поклонение богиням Артемиде, Исиде и другим, олицетворявшим природу.

Этот образ античной мифологии встречается у поэта часто, например в стихотворении, посвящённом А.А.Фету, «Иным достался от природы …» (1862):

Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самоё её узрел …

Романтическое двоемирие в стихах о природе связано с представлением поэта о
Вселенной (мироздании, космосе).

На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
1839

Примерные вопросы для анализа:

— Как проявляется в стихотворении принцип романтического двоемирия?
— Какой представляется поэту Вселенная?
— Какое настроение выражено в стихотворении, какая лексика преобладает?

Обобщение ответов учащихся:

Земля окружена небесным сводом, который днём скрывает Вселенную. День — это «златотканый» покров, дружелюбный к людям и богам. Ночью обнажаются глубины космоса, таинственного, и притягательного, и устрашающего. Человек и земная природа безмолвны перед стихиями космоса.

Последний катаклизм
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земны«:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
1829

Примерные вопросы и задания

— Какие философские взгляды выражены в стихотворении?
— Определите характер рифмовки.
— Как называются стихи из четырёх стихотворных строк?

Обобщение ответов учащихся:

Стихотворение написано в виде сентенции — изречения нравоучительного, философского характера. Картина «последнего часа природы» подводит к мысли о естественности природных катастроф и о Божественном сотворении жизни. Поэт изобразил разрушенную природу, готовую к новому акту творения жизни. Сложная философская мысль чётко и кратко выражена в миниатюре из четырёх строк (катрене) с перекрёстной рифмовкой.

Поэт использует в основном нейтральную лексику, но старославянские слова придают миниатюре величественность и философскую глубину.

В стихотворении «Silentium!» (1830) Тютчев обращается к внутреннему миру человека, утверждая его самобытность, как и мира природы.

Примерные вопросы и задания для анализа
— Определите тему стихотворения.
— Какая философская мысль вытекает из сравнения внутреннего мира человека с миром природы?
— Как поэт раскрывает проблему соотношения мысли и слова?
— Какие художественные приёмы использует поэт для выражения идеи?

Обобщение ответов учащихся:

Душа человека, его мысли и чувства так же непостижимы, как мироздание:

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи …

Поэт раскрывает поднимаемую со времён Античности тему относительности выражения мысли в слове, и латинское название стихотворения помогает осознать, что эта тема уходит в глубину веков. Тютчев проводит мысль о невозможности человека полно и до конца выразить себя в слове и познать внутренний мир другого человека в его словах, как и постичь тайну внутренней жизни природы:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь …

По мнению поэта, речь человека характеризует его внешнее проявление, молчание — внутренний мир. В стихотворении также говорится о причастности человека к миру природы и об одиночестве его в мире людей. Но в отличие от романтиков Тютчев объясняет одиночество человека не его конфликтом с обществом, а причинами, независящими от личности, то есть объективными.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся Благодать …
1869

В этой поэтической миниатюре-афоризме поэт также проводит мысль о невозможности полноты высказывания и надеется на доброе отношение к его поэтическому творчеству, вместе с тем в ней заложен глубокий философский смысл: на верующего человека нисходит свободный дар Божественной любви — Божья благодать.

Любовная лирика
Жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век,
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если Ты не человек …
Г.Р.Державин

В любовной лирике Тютчева отражаются психологически точно переданные переживания лирического героя и философское осмысление любви.

Амалии Крюденер поэт посвящает стихотворение «К.Н.» (1824), наполненное чувством горечи после расставания с девушкой.

Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог — увы! — умилостивить их.
Он служит им укорою безмолвной …

Позже было написано стихотворение «Я помню время золотое … » (1834). Оно посвящено тем дням юности, когда молодые люди отстали от группы путешествующих и осматривали руины старинного замка на берегу Дуная. Теплота воспоминания сочетается с грустью расставания:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

Спустя много лет Тютчев посвятил Амалии Крюденер, теперь уже светской красавице, ещё одно стихотворение.

К.Б.
Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!.
1870

Вопросы и задания для анализа
— Как любовная тема сочетается с философскими обобщениями?
— В чём состоит особенность сравнений?

Обобщение ответов учащихся:

Инициалы в заглавии стихотворения — это сокращённые слова «Баронесса Крюденер». Оно было написано после встречи поэта с баронессой на курорте в Карлсбаде в 1870 году. Как и в предшествующем стихотворении, Тютчев повторяет здесь выражение «время золотое» (эпитет «златой» появился уже в первом посвящении юной Амалии: «златой рассвет небесных чувств»). Раскрыв «внутренние переживания человека, поэт использует сравнения из мира природы. Неожиданная, через много лет встреча с любимой пробудила святые воспоминания о прошлом, одновременно это и возвращение полноты чувства («всё та ж в душе моей любовь»).

Любовь навсегда сохраняется и возрождается в душе человека — такова обобщающая мысль автора. Последняя встреча поэта с баронессой состоялась, когда поэт был болен в 1873 году. Сохранилась запись, сделанная в последние дни его жизни: « … вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с … моей Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной … »

В стихах денисьевского цикла звучит тема любви как рокового стихийного чувства, тема жертвенности любви, её переживаний «на склоне лет». «О, как убийственно мы любим » (1851) — стихотворный монолог, посвящённый трагическому противоречию любви, которая может стать для любимого человека «судьбы ужасным приговором», погубить его. Повторяющееся первое и последнее четверостишие усиливают его трагическое звучание. Начальная фраза стала афоризмом.

Философскому осмыслению любви на закате жизни человека посвящается стихотворение «Последняя любовь» (между 1852-1854 годами), в котором переживания человека передаются в сравнении с явлениями при роды и в противопоставлении духовного и физического его состояния.

Традиции Тютчева продолжены в поэзии символистов, которые провозгласили его своим учителем. Философская лирика Тютчева оказала влияние на творчество Н.Заболоцкого.
Жизнь и творчество Тютчева отражены в музейных экспозициях подмосковного имения Мураново и села Овстуг Брянской области.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) является одним из знаменитых русских поэтов, внесших огромный вклад в развитие лирического поэтического направления.

Детство поэта проходит в родовом поместье Орловской губернии, где Тютчев получает домашнее образование, обучаясь у нанятого педагога Семена Раича, который прививает мальчику желание изучать словесность и иностранные языки.

По настоянию родителей, закончив Московский университет и защитив кандидатскую диссертацию по лингвистическому направлению, Тютчев поступает на дипломатическую службу, которой посвящает всю свою жизнь, работая в Государственной коллегии иностранных дел.

Более двадцати лет своей жизни Тютчев проводит за рубежом, находясь на дипломатической работе в Германии, где заключает первый брак с Элеонорой Петерсон, которая дарит ему трех дочерей. После смерти жены Федор Иванович женится во второй брак, где у него рождается еще несколько детей, однако имеет любовные связи на стороне, посвящая своим любимым женщинам многочисленные стихотворения.

Первые стихи поэт сочиняет еще в юношеском возрасте, подражая древним авторам. Возмужав, Тютчев раскрывается в качестве любовного лирика, использовавшего приемы, присущие европейскому романтизму.

Вернувшись на родину со второй семьей, Тютчев продолжает работу тайным советником, но не бросает своего поэтического увлечения. Однако в последние годы его жизни творчество поэта направлено на создание не лирических произведений, а имеющих политическую окраску.

Подлинная известность и признание к поэту приходят уже в зрелом возрасте при создании им многочисленных стихотворений, передающих пейзажную и философскую лирику, которые он сочиняет, выйдя в отставку с государственной службы и поселяясь в усадьбе Царского села.

Тютчев уходит из жизни после продолжительной болезни в возрасте семидесяти лет в пригороде Санкт-Петербурга, оставив после своей смерти в наследие несколько сотен стихотворений, отличающихся излюбленной тематикой поэта в форме изображений природных явлений в различных видах, а также любовной лирикой, в которой демонстрируется вся гамма эмоциональных человеческих переживаний. Перед кончиной Тютчев успевает волею судьбы встретиться с Амалией Лерхенфельд, женщиной, бывшей его первой любовью, которой он посвящает свои знаменитые стихи под названием «Я встретил вас…»

Вариант 2

Федор Иванович появился на свет 23 ноября 1803 года на территории усадьбы Овстуг, расположенной в небольшой Орловской губернии.

Начало образования было положено в домашних условиях, родители и опытные педагоги помогали ему изучать поэзию, написанную в Древнем Риме, а также латынь. После его отдали в университет Москвы, где он обучался на факультете словесности.

В 1821 году, он оканчивает учебное заведение и сразу приступает к работе чиновником, занимающим должность в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата его отправляют работать на территорию Мюнхена. Он живет на территории иностранного государства 22 года, там же он встретил свою настоящую и единственную любовь, с которой счастливо жил в браке, в котором у него появилось три дочки.

Начало творчества

Тютчев начинает творить в 1810 году, а ранний период заканчивается через десять лет. Сюда включаются стихотворения, написанные в юности, которые похожи на произведения прошлого века.

Второй период начинается с 20 года и заканчивается в 40-вые. Он начинает использовать черты европейского романтизма, а также обращается к исконно русской лирике. Поэзия в этот момент приобретает черты оригинальности и присущему ему отношения к окружающему миру.

В 1844 году автор возвращается на историческую Родину. Там он на протяжении достаточного времени работает цензором. В свободное время он общался с коллегами по цеху в кружке Белинского, в котором также состоят Тургенев, Некрасов и Гончаров.

Произведения, написанные в этот период, никогда не выходят в печать, он старается писать на политические темы, поэтому старается не показывает творчество окружающим. А последний сборник выходит в печать, но не обретает большой популярности.

Количество перенесенных бед приводит к ухудшению здоровья и общего состояния, поэтому автор умирает в Царском Селе в 1873 году. За это время он пережил множество трудностей, которые разделил вместе со своей любимой супругой.

Общая лирика поэта насчитывает около 400 стихотворных форм, на территории России множество музеев, которые рассказывают о творчестве автора и его непростой жизни, а также времени, проведенном за рубежом.

  • Жизнь и творчество Эсхила

    Эсхил родился в 525 г. до н.э. в городке Элевсине, который находится к северо-западу от Афин. Он происходил из благородной семьи, и уже в начале жизни открыл в себе черты драматизма.

    Россия самобытна своими народными традициями. Художественные промыслы формировались вместе с историей развития общества. Простота материалов и орудий труда отличают эти изделия искусств.

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЫПОЛНИЛ УЧЕНИК 10«К» КЛАССА

ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ №43

ЕХИЛЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги,

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Ф.И.Тютчев

ютчев, наверное, наряду с Пушкиным один из самых цитируемых поэтов.
Его стихотворения «Умом Россию не понять…» и «Люблю грозу в начале мая…» известны, пожалуй, всем. Сбывается пророчество Тургенева:
«Тютчев создал речи, которым не суждено умереть». Близки стихи Федора
Ивановича Тютчева и моему сердцу.

Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе. Ну а среди большинства его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам он словно не дорожил славой поэта, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил
Горация.

На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу
«сына роскоши»:

…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

Изгнать из родины семейство безотрадно!…

Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания
Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком
Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из
Германии».

Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В
1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и
Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета ценсуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии
Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

Однако среди всех своих современников - от Пушкина и
Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого
- он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

Изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал уже столь живого отклика в русской жизни. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев его не стало.

Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX-XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы.

Постижение Тютчева происходило по мере того, как всё больше осознавалась связь самых интимных, индивидуальных переживаний человека с безостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории. Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность.

В.И.Коровин в своей книге «Русская поэзия XIX века» пишет:
«Тютчев мыслит категориями хаоса и космоса, его привлекают трагические состояния мира. Вечность он передает через мгновенное, общее - через особенное и исключительное. Специфика художественного мышления Тютчева состоит в том, что борьба вечного и тленного понята им как закон движения и равно приложима ко всем без исключения событиям и явлениям историческим, природным, общественным, психологическими. Это и придает лирике Тютчева высшее значение, поскольку в любом явлении открывается общебытийный философский смысл».

Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм
Тютчева складывается, прежде всего, в изображении природы.
Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия.

Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворение явно порождено отечественными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано тютчевскими трагическими раздумьями о притаившихся бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столь описание своеобразия осеннего вечера, сколь обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает волнения мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством, перед «божественной стыдливостью страданья».

Поэт видит на всем кроткую улыбку увяданья. Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, предчувствием бурь проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» - таинственная, непостижимая, прекрасная и погибельная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает
«божественность» её красоты и боль её «стыдливого страданья».

За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан
«Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли,

И тяготеющий над ними

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Я хочу сравнить эти два стихотворения. Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нём говорится о земле и всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упадет на
«сиротеющую» землю, небо устало. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Всё стремится вверх, оторваться от земли. Все понятия, связанные с небом я выделил жирным шрифтом. Звёзды «приподнимают» небесный свод (в «Осеннем вечере» он «падал», в этом же стихотворении его поднимают еще выше, чем он был). Всё стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, всё плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» всё мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» темные, размытые, мрачные.

Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева.
Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, как это и произошло со стихотворениями «Осенний вечер» и
«Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх-низ; свет-тьма; жизнь-смерть; покой-буря. Мне кажется, что благодаря сравнению этих стихотворений мне удалось показать, как
Тютчев прекрасно мог изобразить абсолютно разные пейзажи, разные состояния природы и через них изменчивость состояний человека.

Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Для поэта несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических событий.

В лирике Тютчева человек осознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что нет над ним Бога, что он один на один с природой - утрачена надежда на «сочувствие небес». Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Тютчев нередко выражает мотивы гуманистического отчаяния - скорбит по поводу недолговечности человеческого рода. Но в его поэзии всегда доминирует голос борца, бросающего вызов судьбе.

Тютчев ищет для человеческой души прочную и реальную опору - понимание жизни как целого, ее общего смысла, общих законов. Он не приемлет механического описания мира, поэт воспринимает природу и человека, как живое единство:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа, как и человек, живет, по мысли Тютчева, своими собственными силами. Тютчев постоянно сравнивает человека с природой - и часто, казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь хрупка, ничтожна - природа вечна, нетленна; природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем» - человек раздвоен, противоречив. Однако стихи поэта не просто констатируют слабость человека - они рождают томительное ощущение разлада его с окружающим миром и беспокойную мысль:

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Сознание пробуждает потребность «высшей жизни», жажду идеала.

Одной из центральных тем в лирике Тютчева была тема любви.
Любовь для него «и блаженство, и безнадежность», напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. «Блаженно-роковое чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще. Тютчев не певец идеальной любви - он, как и Некрасов, пишет о её «прозе» и о поразительной метаморфозе чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я -

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

Это стихотворение относится к «денисьевскому» циклу - циклу стихов, написанных Тютчевым, как отклик на свой роман с
Е.А.Денисьевой. В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из-за этой «незаконной» любви. В «денисьевских» стихах читателям предстала страдающая женщина и герой «без веры», в силу сложившихся жизненных обстоятельств испытывающий стыд перед самим собой. Поэт содрогается перед опустошенностью собственной души. Прежде всего,
Тютчев боялся проявлений эгоизма, который он считал болезнью века. В стихотворении «О не тревожь меня укорой справедливой!..» женщина любит
«искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» её души. Так в интимной лирике позднего Тютчева зазвучала этическая боль, столь присущая передовому искусству XIX века. «Стыд перед собой» оказался порожденным болью за судьбу другого человека, болью за женщину, страданиями расплачивающуюся за свою безоглядную любовь. В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Как сказал В.И.Коровин, «…в ней
[в тютчевской любовной лирике] чувство сострадания к любимой женщине превышает эгоистические желания и высоко поднимается над ними».

Вся поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с
20-х по 70-е годы, была тесно связана с политическими событиями, которыми была богата жизнь России и Западной Европы. Тютчев занимался политикой, как дипломат, но к политике у него было неказенное пристрастие. Россия представлялась ему непоколебимым утесом, противостоящим волнам «революционного» Запада. Он пишет стихи, пропагандирующие союз славян под началом русского царя и православной церкви. Крымская войны разбила эту утопию. Пропала и вера в русского царя. Но до конца дней осталась у поэта надежда на Россию, вера в её особую историческую роль:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

И Тютчев верил… Верил в то, что Россия принесет миру единение и братство, верил в огромные силы и огромный потенциал своего народа.
Немало стихов Тютчева проникнуты горячей любовью к Родине и к народу.
Всем памятны его пронзительные строки о крае родном долготерпенья, о русской женщине, чья жизнь «пройдет незримо», о слезах людских - неистощимых и многочисленных.

Проявлением поиска выхода из сумятицы истории, попытки оценить сложившуюся роковую ситуацию и может послужить стихотворный отклик
Тютчева на обнародование приговора по делу декабристов. Уже в этом злободневно-политическом стихотворении Тютчев выступает как «поэт мысли», то есть поэт-философ. Отсюда и некоторая затрудненность расшифровки глубинного смысла его творения.

Загадочной кажется уже первая строка стихотворения: «Вас развратило Самовластье». Пронизанная пафосом осуждения, строка по существу является двусмысленной. Судя по тому, что слово «Самовластье» начинается с заглавной буквы, естественно было бы допустить, что самодержавие, по мысли поэта, и повинно в трагедии на Сенатской площади, ведь оно и «развратило» народ. Возникает вопрос: чем. То ли порочным характером своей государственной системы, то ли благодушным попустительством. Под «самовластьем» можно понимать и дерзновенность замыслов восставших, их самоуправство.

Можно усмотреть бульшую определенность в последующих строках:

Народ, чуждаясь вероломства,

Поносит ваши имена -

И ваша память от потомства,

Как труп в земле схоронена.

Эмоциональная окраска этих фраз будто бы указывает на охранительно-верноподданническое осуждение врагов престола. Но в этих строках мы уже не видим прямого обращения, авторской оценки - они будто безличны. И опять двусмысленность: не декабристы «вероломны», а народ чуждается того, что законом объявлено вероломством, предательством, подлежит забвению, - память павших «схоронена от потомства».

О жертвы мысли безрассудной,

Вы уповали, может быть,

Что станет вашей крови скудной,

Чтоб вечный полюс растопить!

Едва, дымясь, она сверкнула

На вековой громаде льдов,

Зима железная дохнула -

И не осталось и следов.

Здесь мы видим несколько другую оценку самодержавия. Оно
«вечный полюс», «громада льдов»; безумной, но уже отнюдь не
«вероломной», а скорее героической предстает нам попытка растопить мертвую громаду льдов «скудной кровью» горстки обреченных смельчаков.
Итог трагичен: «зима железная» беспробудна. Однако мне хочется особо обратить внимание на словосочетание «вечный полюс». Я специально выделил его жирным шрифтом. Эта строчка крайне важна для понимания позиции Тютчева. Да, он хочет перемен, но он не верит, не желает и противится смене самодержавного строя. Для него это символ величия
России, Тютчев искренне верит, что Россия может существовать только при монархии. Поэтому он и представляет самодержавие «вечным полюсом»
- можно изменить форму льда, но полюс никогда не исчезнет. Отсюда двойственность позиции Тютчева в этом стихотворении.

Осуждение декабризма в «14 декабря 1825» получилось столь двусмысленным, что внешне охранительное стихотворение, написанное на злобу дня, было опубликовано лишь спустя 56 лет после своего создания, через восемь лет после смерти его автора, когда движение дворянских революционеров-романтиков давно уже отошло в историю, а дворянская революционность оказалась исчерпанной.

Мне кажется, что в отличие от революционного движения поэзия
Тютчева никогда не окажется исчерпанной, ведь каждый, читая его стихи, открывает для себя что-то свое. Г.К.Щенников в статье о Тютчеве сказал: «Поэзия Тютчева - наследие живое, служащее людям и в наши дни.
Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в безграничные возможности человека. Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли».

И завершить свой доклад мне хотелось бы высказыванием
Ю.М.Лотмана, который удивительно точно определил отличие Ф.И.Тютчева от А.А.Фета, с которым его часто сравнивают: «Пользуясь кинематографическими терминами, фетовскую лирику можно уподобить остановленным кадрам или панорамной съемке, между тем как Тютчев любит монтаж точек зрения».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горелов А.Е.
Три судьбы.-Л.:Советский писатель, 1980. - 625 с.

2. Тютчев Ф.И.
Собрание сочинений/Сост.предисловия Г.К.Щенникова.

Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. - 224 с., ил

3. Коровин В.И.
Русская поэзия XIX века.-М.:Знание, 1983.- 128 с.

4. Литература: Справочник школьника
/Сост. Н.Г.Быковой.-М.:Филологическое общество
«Слово», 1995.- 576 с.

5. Лотман Ю.М.
О поэтах и поэзии.-СПб.:«Искусство-СПб», 1996. -848 с.

-----------------------

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть , написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.