Развитие науки 19 века

«Русскими моряками и исследователями были сделаны многие географические открытия, совершено около 40 кругосветных путешествий. Начало им положила первое в истории России кругосветное путешествие двумя русскими кораблями «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803–1806). В ходе предпринятой М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном экспедиции (1819–1821) была открыта Антарктида.

В первой половине XIX века в России появилась целая плеяда талантливых ученых-физиков, сделавших много ценных открытий (В. В. Петров, Э.X. Ленц, П. Л. Шиллинг, Б. С. Якоби). В области металлургии плодотворно трудился П. П. Аносов. Заметные успехи были достигнуты в медицине, химии, астрономии. Весьма ощутимыми были и достижения в области техники. Крепостные механики отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на одном из уральских заводов в 1834 г. построили железную дорогу. В 1837 г. было открыто движение по железной дороге Петербург – Царское Село. Уже в 1815 г. первые пароходы стали плавать по Неве, через несколько лет они появились и на других реках. Научные и технические открытия способствовали развитию промышленного переворота, который начался в России в 30–40-е гг.»

Интенсивно развивались наука и техника. Русские ученые добились крупных успехов почти во всех областях знания, причем их открытия имели мировое значение.

Реформы образования

К началу XIX века в народном хозяйстве России все более явственно назревают коренные изменения. Они порождались развивающимися буржуазными отношениями в различных областях экономики – оживилась деятельность внутреннего рынка, росли и крепли международные торговые отношения, в промышленности все большее значение приобретала фабрика с вольнонаемными рабочими, постепенно вытеснявшая вотчинную и посессионную мануфактуры. Товарные отношения проникают в сельскохозяйственное производство, способствуя появлению специализированного земледелия, внедрению технических и агрономических новшеств, возникновению поместий, работающих на внутренний или внешний рынок. Растущие города, привлекая все новых рабочих, ремесленников, торговцев, увеличивали потребности внутреннего рынка.

Развивающийся товарообмен между отдельными регионами страны требовал улучшения средств связи, транспорта, водных путей.

В связи со всеми этими явлениями все острее становится потребность не только в образованных специалистах, но и просто в грамотных работниках, способных обслуживать более сложный процесс промышленного и сельскохозяйственного производства. В этой ситуации одним из важнейших условий поступательного развития страны становилось народное образование.

Основную массу населения России составляли крестьяне, и только 4% всех россиян обитало в городах. Кроме того, критерий грамотности в начале XIX века был чрезвычайно низким. Грамотным считался человек, способный вместо креста обозначить свою подпись фамилией.

«В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. Ранее подготовленные и обсуждаемые «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и опубликованы в 1804 году в виде двух уставов – «Устава университетов Российской империи» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам».

Согласно уставу 1804 года создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени:

1) приходские училища,

2) уездные училища,

3) гимназии,

4) университеты.

Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой. Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, а также Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета.

Профессора университета во главе с ректором призваны были курировать гимназии тех губернских городов, которые входили в округ, принимать участие в разработке учебных и методических вопросов, контролировать деятельность директоров и преподавателей гимназии.

Аналогично этому директор гимназии отвечал за работу уездных училищ своей губернии, а смотритель уездных училищ – за деятельность приходских училищ уезда. Так возникала стройная система соподчинения учебных заведений от низших до высших, причем это соподчинение не ограничивалось чисто административной сферой. Устав 1804 года, определивший не только структуру учебных заведений, но и содержание и методы учебного процесса, устанавливал преемственность учебных программ всех ступеней низшей, средней и высшей школы того времени.»

Реформа учебных заведений 1804 года безусловно отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Книжное дело

К вопросу о распространении знаний в первой половине прошлого века, закономерно в первую очередь говорить о книге и книгопечатании, ибо в то время, когда не было ни радио, ни, тем более, телевидения, печатное слово, книга были главным, а иногда и единственным источником информации, научных знаний. Печатное слово питало русскую литературу, будило общественную мысль. Однако развитие книжного дела было обусловлено разными обстоятельствами, прежде всего, уровнем грамотности населения и политикой правительства. Как уже отмечалось, количество грамотных людей в России того времени было ничтожно малым. Кроме того, и владеющие в какой-то мере грамотой далеко не всегда были любителями чтения, по словам А. И. Герцена, тогда «высшее общество ничего не читало по-русски, низшее – вообще ничего не читало»

Многие провинциальные помещики, жившие в своих имениях более или менее постоянно, в качестве единственных книг имели календари или «Гадательную книгу» толкователя снов Мартына Задеки. Грамотное городское население, купцы, мелкие чиновники в то время редко пользовались печатной продукцией еще и по причине ее дороговизны. Существовало и еще одно обстоятельство, влиявшее на книжную торговлю – это переписка книг или отдельных сочинений, большей частью небольших по объему и представляющих интерес. Некоторые любители даже заводили альбомы или специальные тетради, куда переписывали понравившиеся произведения. Особенно часто это происходило с запрещенными изданиями. По рукам ходили списки комедии «Горе от ума», многих стихотворений Пушкина, различные «подпольные издания» в период цензурных притеснений 30–40-х годов.

Кроме того, развитие издательской деятельности определяла и правительственная политика.

В 1800 году императором Павлом I был запрещен ввоз в Россию иностранных книг, бессмысленная же строгость светской и духовной цензуры привели к значительному сокращению и отечественных изданий.

Однако первые годы царствования Александра I, отмеченные целым рядом прогрессивных начинаний, были благоприятными и для развития отечественного книгопечатания. В марте 1801 года был снят запрет на ввоз книг из-за границы. В 1802 году последовала отмена предварительной цензуры, особенно тяжелой для периодической печати, и разрешение открывать частные типографии. Возрождение «вольных» типографий способствовало увеличению печатной продукции. Причем лидирующее положение в начале XIX века занимали петербургские и московские издательства.

Книгоиздательство даже в лучших своих вариантах, определяясь вкусами и желаниями хозяев, было предназначено очень узкому кругу читателей.

В значительно большей степени возраставшую с каждым годом жажду знаний удовлетворяли коммерческие издательства. Книжная торговля в крупных городах не сосредотачивалась только в крупных магазинах – с конца 30-х Годов XIX века растет число лавок букинистов, где можно было произвести обмен старой книги на новую с приплатой.

В первые годы XIX века в Москве, Петербурге, Дерпте, Вильно и Риге появились коммерческие публичные библиотеки или, как их тогда называли, «кабинеты для чтения». По большей части они организовывались книготорговцами при магазинах. Однако ни книжные лавки, ни коммерческие библиотеки не могли удовлетворить растущей общественной потребности в книгах, прежде всего ввиду их малочисленности, а также из-за высоких цен, как за приобретаемые издания, так и за «абонементы» в «кабинеты для чтения»

«Идея создания в Петербурге публичной, «для употребления всех и каждого», библиотеки принадлежала еще Екатерине II. По ее повелению 27 мая 1795 года началось строительство здания для библиотеки. Однако закончено оно было только в 1801 году.

В 1802 году книги были перенесены в новое здание и переданы под управление главного директора императорских библиотек графа А. С. Строганова; помощником его по управлению еще не открытой для публики, но существовавшей библиотекой стал Алексей Николаевич Оленин. С 1808 года Оленин фактически стал директором библиотеки. Широко образованный, одаренный разнообразными талантами, живым умом и большой энергией, этот человек сыграл выдающуюся роль в культурной жизни России первой половины XIX века. Знаток западноевропейского искусства и русской старины, способный рисовальщик, археограф, библиофил и видный сановник, он возглавил два крупнейших культурных центра того времени – Публичную библиотеку и Академию художеств и сумел поднять их на достойную высоту.»

К концу первой четверти XIX века ситуация внутри страны стала постепенно меняться под влиянием общественного подъема, прогресса промышленности и торговли, незначительных, но все же ощутимых успехов просвещения. Все это – ив том числе рост городов и городского населения – способствовало активизации и расширению культурной жизни, вовлечению в нее новых групп населения. К 30–40-м годам XIX века значительно возросло число издательств. Книгоиздание и книготорговля становились все более выгодным коммерческим делом в связи с ростом читающей публики.

Помимо дворянства столичного и поместного, являвшегося главным потребителем книги, контингент читающей публики возрастает и за счет профессоров и студентов все более успешно действующих российских университетов, тяготеющих к образованию купцов и промышленников, и наконец, все увеличивающейся разночинной интеллигенции.

«Золотой век» русской культуры. Сентиментализм, романтизм и реализм

XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета культуры. «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры, особенно петровскими реформами.

«На культуру начала XIX в. огромное воздействие оказали три события.

Прежде всего, это Отечественная война 1812 года, вызвавшая рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Борьба с Наполеоном заставила по иному осмыслить российскую действительность, отчетливо увидеть все пороки общественной жизни страны и в первую очередь бесправие народа, крепостничество. Победа в войне, пробудившая у россиян чувство гордости за свое Отечество, способствовала заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. Например, Л. Н. Толстой и роман «Война и мир». Взаимосвязь войны 1812 г. ощущается и с другим важным событием первой половины XIX в. – движением декабристов. Не случайно они называли себя «детьми 1812 года». Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, полагая, что, защитив свободу других, русский народ для себя не приобрел ничего. Он по-прежнему остался в «рабстве и невежестве». Восстание декабристов оказало огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру.

Третье событие – отмена крепостного права. В России XIX в. сохранялись факторы, тормозившие развитие национальной культуры: это крепостное право, которое ограничивало возможности просвещения, и царский абсолютизм, сознательно затруднявший доступ к знаниям простому люду.»

В XIX веке были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости.

Значительная часть «пишущей братии» служила либо в армии, либо на государственной службе, занимая нередко высокие посты. Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов – дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский – популярный романист – был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка – писатель и поэт – подполковником, Д. Давыдов – герой 1812 года, поэт и баснописец – закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» – Пушкин, Карамзин.

Но так или иначе большинство виднейших литераторов-дворян начала XIX века принадлежали к высшим и наиболее просвещенным слоям этого сословия. Идеи этого дворянского «авангарда» и составили основу того великого духовного потенциала, благодаря которому русская литература приобрела впоследствии мировое значение.

Новые произведения русских писателей могли увидеть свет прежде всего на страницах журналов; они же являлись средоточием художественной критики и полемики; в журналах читатель мог получить информацию и о культурной жизни страны, а иногда и Европы.

«Журналы играли видную роль в общественной жизни, представляя то или иное идейное направление. Так, «Северный вестник» (1804–1805) И. И. Мартынова, «Журнал российской словесности» (1805) Н. П. Брусилова, «Северный Меркурий» (1805) и «Цветник» (1809–1810) А. Е. Измайлова и А. П. Бенитского являлись пропагандистами просветительских идей, «Русский вестник» С. Н. Глинки отстаивал принципы самобытности и выступал против галломании и т.п.»

В конце XVIII века в русской литературе на смену господствовавшему направлению классицизма возникло новое течение, получившее название сентиментализма. Возникший на основе новых социально-экономических отношений сентиментализм был чужд прославлению государственности и классовой ограниченности, присущих классицизму.

В противовес последнему он выдвинул на первый план вопросы личной жизни, культ искренних чистых чувств и природы. Пустой светской жизни, развращенным нравам высшего общества сентименталисты противопоставляли идиллию деревенской жизни, бескорыстную дружбу, трогательную любовь у семейного очага, на лоне природы. Эти чувства нашли отражение в многочисленных «Путешествиях», которые вошли в моду после романа Стерна «Сентиментальное путешествие», давшего название этому литературному направлению.

Позже появилось новое направление, романтизм. Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них – осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

«Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью.»

В 30–40-е годы XIX столетия господствующим направлением во всех видах русского искусства становится реализм. Время выдвигало все более сложные проблемы перед мыслящими людьми России. Становилось необходимым не только осуждение отрицательных сторон действительности, но и ее глубокое постижение. Эта тенденция общественной мысли была воспринята и прогрессивными литераторами, целью которых становится реальное изображение жизни, не «живописание», а анализ ее. Меняются методы художественного изображения. В противовес «высокому герою» романтической поэзии и прозы теперь достойной описания признается «низкая действительность». Главными чертами реалистического направления становятся правдивое изображение действительности, демократизм и гуманизм.

Черты просветительского реализма присутствуют уже в поздней поэзии Радищева и Державина, в творчестве поэта-воина Д. Давыдова. В значительной степени способствовали утверждению реализма в литературе великий баснописец И. А. Крылов и А. С. Грибоедов («Горе от ума»). Однако подлинного расцвета реализм достиг в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова.

Александр Сергеевич Пушкин(1799–1837) – вершина национального творческого дарования, гений, поднявший русскую культуру на вселенскую высоту. Это и поэт, и писатель, и мыслитель, и историк. Он внес наибольший вклад в создание современного литературного языка и новой русской литературы. Именно в его творчестве русский язык предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Литературный критик и поэт А. Григорьев изрек: «Пушкин – наше все». Н. В. Гоголь писал, что «Пушкин – есть явление чрезвычайное… может быть единственное явление русского духа».

Этот великий поэт принес миру такие произведения как: поэма «Руслан и Людмила» (1817–1820), роман в стихах «Евгений Онегин», романы «Арап Петра Великого», «Дубровский», «Капитанская дочка» и многие др.

М. Ю. Лермонтов(1814–1841) стал известен всей мыслящей России стихотворением, написанным на смерть Пушкина, и был воспринят многими как его наследник. Прожив необыкновенно короткую и творчески насыщенную жизнь (только за последние 4 года он успел написать около 100 стихотворений), поэт сумел обессмертить свое имя, создав реалистическую лирику и поэмы («Бородино», «Смерть поэта», «Родина», «Прощай немытая Россия»). Идя вслед за Пушкиным, Лермонтов переходил от романтического стиля к реалистическому и наоборот. Его главный романтический герой Печорин нашел воплощение в прозаическом произведении «Герой нашего времени», но предельно остро выразил одну из главных тем лирики поэта – тему одиночества, разочарования в окружающей действительности. В высшем столичном обществе расположением Лермонтов не пользовался. За нарушение приказа императора, запрещавшего дуэли, он был сослан на Кавказ, где и погиб на дуэли.

Значителен вклад Н. В. Гоголя(1809–1852), придавшего реализму ярко выраженную критическую направленность. Именно он считается основателем «натуральной школы» в русской литературе (так вначале называли критический реализм). Начав свою литературную деятельность с романтического цикла «малороссийских повестей» «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь пришел к углубленному постижению действительности. В комедии «Ревизор» писатель едко высмеял нравы уездного чиновничества современной ему России. С 1830-х гг. до последних дней жизни Гоголь работал над «поэмой» «Мертвые души». Создавая галерею образов провинциальных помещиков и обитателей губернского города, он исходил из убеждения, что «нельзя иначе устремить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Театр

Важную роль в общественно-культурной жизни начал играть театр. В первые десятилетия XIX в. крепостные театры вытесняются «вольными» – государственными и частными. Правительство желало подчинить театральные зрелища своему контролю и с 1805 г. в Петербурге и Москве – центрах театрального искусства – официально устанавливается монополия императорских театров. Дирекция столичных театров была подчинена министерству двора. В 1820-е годы происходит еще одно важное событие: театральные труппы разделяются на драматические и оперно-балетные.

«В Петербурге в начале века было три государственных, или казенных театра: дворцовый театр в Эрмитаже, Большой театр, и Малый театр у Аничкова моста. В 1832 г. по проекту известного архитектора К. И. Росси был построен прекрасный драматический театр, оборудованный по последнему слову театральной техники и получивший название в честь жены Николая I – Александры Федоровны – Александринский. В следующем году открылся еще один театр (арх. А. П. Брюллов), названный по имени брата императора, великого князя Михаила Павловича, Михайловским (теперь имени М. П. Мусоргского). В нем преимущественно выступали французская и итальянская труппы. Новые театры появились в Москве. Здесь в 1806 г. был открыт Малый театр, ставший по преимуществу драматическим. В 1825 г. на месте сгоревшего частного Петровского театра закончили строить Большой театр (арх. О. И. Бове) – один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».»

В русском драматическом театре начала века процветали классицизм и сентиментализм. Большой популярностью пользовались комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина и Н. И. Хмельницкого. Шумный успех имели трагедии В. А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

Живопись

В пейзажной живописи происходит освобождение от условностей XVIII в., рождается более широкий и свободный взгляд на мир, попытка запечатлеть поэтическую красоту живой, неприкрашенной природы. Ведущее место в этом жанре принадлежит С. Ф. Щедрину, окончательно преодолевшему идеализированную декоративность и утвердившему понятие пейзажа как изображения реально существующей местности с ее неповторимыми особенностями. Основной темой творчества Щедрина стала природа Италии – «земли обетованной» для русского художника того времени.

Новые черты приобретает бытовая живопись, окончательно утвердившаяся в качестве равноправной в системе иерархии жанров. Этому в огромной степени способствовало творчество А. Г. Венецианова и его учеников. Появляется новый вид картины, складываются композиционные решения, соединяющие элементы портрета, пейзажа и бытового жанра. Предметом пристального внимания художника становится повседневная жизнь народа, его быт и его труд («Спящий пастушок», «Захарка», «Утро помещицы», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»). Особая роль Венецианова состояла также в том, что он создал свой метод обучения, гораздо более современный, нежели академические классы. В его школе уже на первых этапах ученик начинал работать с натурой, в естественном ее облике. Это помогало молодому художнику ближе, острее понять реализм окружавшей его действительности. Творчество Венецианова стало начальным этапом формирования реализма в русской живописи.

В первые десятилетия XIX в. Академия художеств утрачивает монопольную роль в художественной жизни всей страны. В 1801 г. появляется Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. В 1820 г. Общество поощрения художников объединяет поклонников искусств, содействовавших живописцам. Начинается издание первых художественных журналов: «Журнал изящных искусств» (Москва), «Журнал изящных искусств» (СПб). Утверждению идей реализма в русском искусстве во многом способствовало открытое в Москве в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.

Архитектура 19 века

Первая треть XIX в., после победоносной войны 1812 г., отмечена необычайным размахом русского градостроительства. В отличие от 80–90-х гг. XVIII в., когда в центре внимания архитекторов было создание храмовых и усадебных построек, теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания, формирующие центр общественной жизни города. В это время русский классицизм в архитектуре переживал последний этап – поздний или высокий классицизм, часто называемый русским ампиром (от французского empire – империя). Для него характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы.

«Ведущая роль в градостроительной деятельности этого периода принадлежит К. И. Росси, сыну итальянской балерины, который родился и жил в России. Его стилю свойственны черты особой величавости, триумфальности, монументальности и соразмерности пропорций. Один из любимых приемов зодчего – «вознесение» колонн на высокие цокольные этажи, что придает зданиям особую парадность и эффективность. Именно его творчество стало завершающим этапом в оформлении архитектурного облика центральной части российской столицы. Росси, «мыслившего ансамблями», справедливо называли Моцартом архитектуры. Среди построек, выполненных по проектам Росси, – комплекс Михайловского дворца (1819–1825) и планировка прилегающего района; Дворцовая площадь с дугообразным корпусом Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой, которую венчает квадрига работы С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1819–1829); Александрийский театр (1828–1832), лучший в Европе того времени как по композиционному решению, так и по внутренней отделке интерьеров, с прилегающим районом, включающим площадь перед театром, Театральную улицу, здание Публичной библиотеки, Чернышеву площадь; здание Сената и Синода (1829–1834).»

Отличительная черта творчества архитекторов первой половины века – формирование градостроительной среды посредством органичного введения новых сооружений в существующую застройку. Во время восстановления Москвы после пожара 1812 г. на первый план также вышли вопросы проектирования ансамблей и гармоничности новых и старых здании.

Россия прошла путь из культурной изоляции – к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны – крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству – новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде «барскую забаву», развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию «как на чуждую расу» (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья – народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, «почвенное» и «просвещенное». Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, «почвенное» бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Разрыв между этнической и национальной культурой наложил свой отпечаток на быт и нравы русского народа, на социально-политическую жизнь страны, на взаимоотношения между различными социальными слоями общества. В общественной мысли он породил идейную полемику между «славянофилами» и «западниками». Он обусловил особенности русской интеллигенции, болезненно переживавшей свою оторванность от народной почвы и стремившейся восстановить потерянную связь с нею.



Учебная программа

Самара 2010


Введение

Предмет и задачи курса. Отличительные черты русской культуры 19-го столетия. Возрастание ее роли в мировой культуре. Периодизация культурного процесса. История изучения данного этапа развития русской культуры. Основные собрания и публикации памятников культуры России XIX века.

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика

Предпосылки “золотого века” русской культуры. Влияние экономического развития, укрепления хозяйственных и торговых связей, распространения отходничества на культуру. Столица и провинциальный город, усадьба и деревня в культурном процессе. Культурно-информационная инфраструктура: пути сообщения, транспорт, почта.

Политика государства в области культуры. Цензура. Рост общественного интереса к вопросам культуры. Меценатство. Межнациональные и зарубежные культурные связи.

Война 1812 года и подъем национального самосознания. Возрастание интереса к отечественной истории. “История государства Российского” Н.М. Карамзина. Начало систематического собирания и публикации источников по русской истории. Интерес к фольклору со стороны образованной части общества. П.И. Киреевский. Научные учреждения и общества. Успехи естественных и гуманитарных наук в России. Выдающиеся деятели науки и техники. Великие географические открытия русских мореплавателей.

Реформы в области образования при Александре I и Николае I. Рост числа начальных школ различных ведомств. Уровень грамотности дореформенной России. Развитие религиозной, профессиональной, средней общеобразовательной и высшей школы. Художественное образование в России. Изменения в Академии художеств. Открытие Московского училища живописи и ваяния.

Формирование системы культурно-просветительских учреждений. Библиотеки. Возникновение государственной публичной библиотеки в Петербурге. Музеи. Открытие для широкой публики Оружейной палаты Кремля и Императорского Эрмитажа. Частные собрания.

Книгоиздательское дело и книжная торговля. Крупнейшие издатели. Рост периодики. Журналы, их тематическая и идейная направленность. Разнообразие столичных газет. “Губернские ведомости” – первые официальные газеты в провинции.

2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века

Литература - ведущая область русской культуры первой половины XIX века и основная форма выражения общественно-политических идей. Художественные направления в литературе.

Сентиментализм Н.М. Карамзина и его последователей. Споры о литературном языке и стилистике. А.С. Шишков и “Беседа любителей русского слова”. Романтизм 1810-1820-х гг. В.А. Жуковский. Литературные общества “Арзамас”, “Зеленая лампа”, “Вольное общество любителей русской словесности”. Литературные салоны и их расцвет во второй четверти XIX в. Реализм. Становление русской классической литературы “золотого века” и утверждение новых норм литературного языка в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и их современников. Темы патриотизма, гражданственности, народа в творчестве русских писателей. Нравственность и гуманизм русской литературы. Исторические романы М. Загоскина и И. Лажечникова.

“Натуральная” школа и “критический” реализм в 1840-1850‑е гг. Превращение литературно-художественной критики в оружие идейной и общественно-политической борьбы.

Основные направления общественно-политической мысли. Углубление идейного размежевания в общественном сознании. Идеи декабристов и их влияние на общество. Теория “официальной народности”. “Философические письма” П.Я. Чаадаева и споры вокруг них. Интерес к классической немецкой философии в России. Западники и славянофилы – российские либералы. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.

Развитие эстетической мысли. “Вольное общество любителей Российской словесности, наук и художеств”, “Общество поощрения художеств”, их роль в развитии культуры и искусства. Первые художественные журналы в России.

Связь театрального и музыкального искусства с литературой, с идейными спорами, общественными настроениями. Основные центры театральной культуры. Малый театр и его роль в становлении реализма на русской сцене. М.С. Щепкин и другие выдающиеся актеры. Театр в провинции. Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Музыка в быту. Русский романс.

3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.

Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после ее окончания.

Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Биржа. Ростральные колонны.

Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси – великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Михайловский дворец. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий.

Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. И.Ф. Лукини. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.

4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах. Переход от классицизма к эклектике в середине XIX в.

Особенности московской архитектурной школы высокого классицизма. Необходимость решения важных градостроительных задач после пожара Москвы в 1812 г. Роль архитектора О.И. Бове в создании нового облика древней столицы. Реконструкция Красной площади. Закладка Александровского сада у кремлевской стены на месте поймы реки Неглинной. Здание Манежа (совместно с инженером А. Бетанкуром) и Манежная площадь. Здание Большого театра (совместно с А.А. Михайловым) и ансамбль Театральной площади. Триумфальная арка. Роль скульптур работы И. Витали в ее решении. Первая Градская больница. Церковь Всех Скорбящих Радости.

Своеобразие композиционных решений жилых и общественных зданий Д.И. Жилярди в Москве. Дом Луниных на Никитском бульваре. Здание Опекунского совета на Солянке. Реконструкция здания Московского университета. Ансамбли загородных усадеб Высокие Горы и Кузьминки. А.Г. Григорьев – ученик и последователь Д.И. Жилярди. Особняки Хрущевых и Станицкой на Пречистенке. Церковь Большое Вознесение у Никитских ворот. Особенности московского “ампира”, черты камерности, лиризма. Типовые приемы скульптурной декорации. А. Витберг. Проект Храма Христа Спасителя в Москве. Е.Д. Тюрин. Собор Богоявления в Елохове.

Ансамбль подмосковной усадьбы Юсуповых в Архангельском. Участие в его создании крепостных архитекторов и мастеров. Садово-парковое дело в России. Расцвет пейзажного искусства.

Причины разложения стиля классицизма и перехода к эклектике (историзму). Появление новых типов зданий и сооружений: музеев, железнодорожных вокзалов, магазинов-пассажей и др. Эклектика в Петербурге. О. Монферран. Исаакиевский собор и Александрийская колонна. А.П. Брюллов. Лютеранская церковь святого Петра. Аничков мост (совместно с инженером А.Д. Готманом и скульптором П.К. Клодтом). А.И. Штакеншнейдер. Дворец Белосельских-Белозерских. Интерьеры Зимнего дворца. Л. Кленце. Новый Эрмитаж. Р.А. Желязевич. Пассаж.

Архитектурная эклектика Москвы. Работы М.Д. Быковского в Страстном и Ивановском монастырях. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата. Железнодорожные вокзалы в столицах.

Провинциальный классицизм и эклектика. Памятники и ансамбли Ярославля, Костромы, других городов России. Творчество губернских архитекторов. П.Я. Паньков. П.И. Фурсов. Воспроизведение приемов каменной архитектуры классицизма и эклектики в деревянной застройке. Памятники Вологды.

5. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и их современники

Своеобразие позднего классицизма в живописи. Стилевое разнообразие в произведениях искусства. От классицизма к романтизму и реализму.

Творчество В.К. Шебуева и его деятельность в Академии Художеств. “Гадание. Автопортрет”. А.И. Варнек. “Автопортрет” и “Портрет графа Т. Потоцкого”. П.Е. Заболотский “Портрет М.Ю. Лермонтова”.

О.А. Кипренский. Ранний период творчества. Портреты мальчика Челищева, Хвостовой, Давыдова, Ростопчиных, Жуковского, Уварова. Графические портреты периода Отечественной войны. Пенсионерская поездка в Европу и возвращение на родину. Поздний период творчества. Портреты Авдулиной, А.С. Пушкина. Эволюция образа художника в автопортретах Кипренского. Черты романтизма и реализма в работах Кипренского. Новаторство художника в содержании портретных образов и в формах выражения.

В.А. Тропинин. Развитие интимного портрета. Своеобразие творческих приемов, проявление жанровых элементов и формирование нового типа портрета. Работы московского периода. “Портрет сына”, “Портрет П.А. Булакова”, “Портрет А.С. Пушкина”, “Гитарист”, “Кружевница”, “Белошвейка”, “Пряха”, “Автопортрет”, “Портрет И.П. Шереметевской”.

Народный бытовой портрет. Произведения непрофессиональных, неизвестных и провинциальных художников.

6. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта

С.Ф. Щедрин – основоположник русского лирического пейзажа. Романтическая окраска творчества художника и его эволюция в итальянский период. Элементы жанра в пейзажах Щедрина. “Новый Рим. Замок св. Ангела”. “Берег Сорренто с видом на остров Капри”. “Большая гавань на острове Капри”. “Терраса, обвитая виноградом”. “Терраса на берегу моря. Капуччини близ Соренто”. “Набережная Мерджеллина в Неаполе”.

А.Г. Венецианов. Ранние работы и карикатуры. Жанровые композиции и пейзажные изображения русской природы. “Гумно”. “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”. Отдельные крестьянские образы, характер их трактовки, приемы идеализации. “Захарка”. “Пряха”. “Девушка с теленком”. “Жнецы”. “Девушка с бураком”. “Спящий пастушок”. “Девушка в платке”. Автопортрет и портреты В.К. Головачевского, В.С. Путятиной, дочерей художника, В.П. Кочубея. Интерьер в картинах Венецианова. “Утро помещицы”. Школа Венецианова. Г.В. Сорока. “Кабинет дома в Островках”, “Рыбаки”, “Портрет А.Г. Венецианова”, “Автопортрет”. Е.Ф. Крендовский. “Сборы на охоту”. А.В. Тыранов. “Мастерская художников братьев Чернецовых”, “Вид на реке Тосно”. Н.С. Крылов. “Зима”. С.К. Зарянко. “Портрет Ф.П. Толстого”, “Мужской портрет”. К.А. Зеленцов. “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях”.

Пейзажная живопись М.Н. Воробьева (“Вид Дворцовой набережной”, “Вид пристани с египетскими сфинксами днем”), М.И. Лебедева (“Аричча близ Рима”, “В парке”), А.М. Дорогова (“Вид Константинополя”). Кавказские, крымские и волжские пейзажи братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. Г. Чернецов как мастер группового портрета. Развитие от романтического к реалистическому пейзажу в творчестве И.К. Айвазовского (“Вид Одессы в лунную ночь”, “Девятый вал”, “Черное море”).

Русский натюрморт. И.Т. Хруцкий. “Цветы и плоды”. Другие жанры в творчестве этого художника.

7. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество К.И. Брюллова и А.А. Иванова. Зарождение критического реализма

Исторический жанр. Кризис академического искусства. Ф.А. Бруни. “Смерть Камиллы, сестры Горация”. “Медный змий”. Росписи Исаакиевского собора.

К.И. Брюллов. Эволюция творчества. Сочетание традиций классицизма с чертами романтизма и реализма. “Итальянский полдень”. “Вирсавия”. Картина “Последний день Помпеи” и ее место в русской исторической живописи. Портрет в творчестве Брюллова. “Всадница”, портреты Н. Кукольника, А. Струговщикова, Ю. Самойловой, Е.П. Строгановой, великой княгини Елены Павловны, М.-А. Ланчи, автопортреты.

А.А. Иванов. Философская глубина и психологизм произведений. Ранние работы. “Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора”, “Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой”, “Явление Христа Марии Магдалине”. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Характер замысла и особенности его воплощения. Этюды к картине. Жанровые работы и пейзажи Иванова. Эволюция миросозерцания.

Графика и ее значение в развитии русского искусства. Военные картинки 1812 года И.И. Теребенева и других авторов. Зарождение критического отношения к действительности. Работы В.Ф. Тимма и Т.Г. Шевченко. Сближение графического искусства с литературой своего времени. Иллюстрации А.А. Агина к “Мертвым душам” Н. Гоголя и Г.Г. Гагарина к “Тарантасу” В. Сологуба.

П.А. Федотов и развитие бытового жанра. Ранние графичекие работы. Обращение к станковой живописи. “Разборчивая невеста”, “Свежий кавалер”, “Завтрак аристократа”, “Сватовство майора”. Поздние произведения. “Вдовушка”, “Игроки”, “Анкор, еще анкор!”. Портрет и пейзаж в творчестве Федотова. Воздействие Федотова на русскую живопись.

8. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.

Связь скульптуры с архитектурой. Работы мастера-каменотеса С.К. Суханова на здании Биржи и ростральных колоннах. Жанры скульптуры и ее стилевая эволюция. Мотивы сентиментализма в скульптуре. П.П. Соколов. “Молочница с разбитым кувшином”.

И.П. Мартос – блестящий выразитель идей русского классицизма в различных жанрах. Путь скульптора от ранних произведений к зрелому периоду. Стилистика позднего классицизма в работах начала ХIХ столетия. Тема надгробия, развитие идеи и формы ее выражения. Рельефы Казанского собора (совместно с И.П. Прокофьевым). Памятник Минину и Пожарскому.

Ф.Ф. Щедрин и И.И. Теребенев. Путь к монументальному стилю. Патриотический пафос их работ. Решение синтеза скульптуры и архитектуры в здании Адмиралтейства.

С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Монументальные и декоративные работы. Скульптурные группы у здания Горного института. Колесницы Славы над аркой Генерального штаба и Аполлона на Александринском театре. “Русский Сцевола”. Портретные работы. Надгробные памятники.

Ф.П. Толстой и его место в скульптуре классицизма. Своеобразие творческого пути. Медали в память Отечественной войны 1812 года. Барельефы. Круглая скульптура. Графика Ф.П. Толстого.

Б.И. Орловский. Станковая скульптура, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. П.К. Клодт. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.А. Крылову.

Н.С. Пименов и А.В. Логановский, их скульптуры играющих крестьянских парней. И.П. Витали в оформлении Триумфальных ворот в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Портреты работы И.П. Витали и С.И. Гальберга. Н.А. Рамазанов. “Портрет Н.В. Гоголя”. А.И. Теребенев. Атланты портика Нового Эрмитажа.

Малые скульптурные формы в украшении бытовых предметов. Я. Самарин.

Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века. Его особенности и виды. Вклад Академии Художеств и крепостных мастеров в развитие декоративного искусства. Художественное ремесло в убранстве царских резиденций (Зимний дворец, Большой Кремлевский дворец и др.), музеев (Новый Эрмитаж), аристократических усадеб (Архангельское) и в быту: мебель, светильники, декоративные вазы, изделия из камня и металла. Обработка малахита – вершина русского камнерезного дела. Малахитовая гостиная Эрмитажа. Ювелирное искусство. Произведения в стиле “второго (или “ложного”) барокко” фирмы Никольс и Плинке и фабрики Сазикова. Табакерки и другие изделия мастера И.В. Кейбеля. Становление ювелирной фабрики И. Губкина. Ордена и медали. Церковная утварь. Посуда. Распространение самоваров. Фарфор. Стекло. Одежда и мода. Освоение изготовления и украшения булатной стали (Златоуст), флинтглясса (Гусь-Хрустальный), папье-маше (Федоскино), “мороза” по жести (Великий Устюг).

9. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография

Влияние отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. на культурный процесс. Отражение в культуре экономического развития и изменений в социальной структуре общества. Социокультурный облик пореформенного города. Усиление влияния города на культуру села. Закат усадебной культуры. Расширение возможностей культурного обмена и распространения достижений культуры в связи с развитием транспорта, почты, телеграфа, звукозаписи.

Правительственный курс и преобразования в области культуры в царствование Александра II и Александра III. Отношение к культуре различных общественных сил и течений. Частная инициатива и благотворительность в области культуры. Международные культурные связи России и ее вклад в мировую культуру второй половины XIX века.

Условия развития науки и техники. Первые научные съезды в России. Научно-просветительское движение. Влияние успехов естественных наук на духовную и умственную жизнь. Выдающиеся достижения русских ученых и изобретателей. Подъем исторической науки. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский. Русские путешественники, географы, этнографы, фольклористы.

Объективные условия развития просвещения в эпоху капиталистической модернизации. Политика властей в отношении начальной школы. Министерские школы. Участие интеллигенции в развитии народного образования. Появление и расцвет земской школы. Роль церкви в распространении грамотности и просвещения. Церковно-приходские школы. Воскресные школы и формы внешкольного образования. Состояние общего среднего и профессионального образования. Гимназии. Реальные училища. Технические училища. Университеты и высшая специальная школа. Эволюция художественного образования. Основание консерваторий в Петербурге и Москве. Женское образование. Высшие женские курсы в Москве и Петербурге.

Развитие системы культурно-просветительских учреждений. Развитие искусствоведческой науки, музейного дела. Художественные и промышленные выставки. Общедоступные музеи и частные коллекции. Создание Третьяковской галереи. Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в Москве. Книгоиздание. Распространение книги в народной среде. Лубочная литература. Офени. Русская периодика в столицах и провинции. Эмигрантские и подпольные издания. Книжная и журнальная графика. Появление и распространение фотографии в России.

10. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века

Основные проблемы социально-политической и экономической жизни в русской общественной мысли. Активизация общественной жизни и идейной борьбы. Охранительное течение и его идеологи. Русский либерализм, разнообразие его проявлений. Подъем радикальной революционной мысли. Демократы-“шестидесятники”. Народничество. Распространение марксизма в России. Нравственно-религиозные поиски русских мыслителей. Почвенничество. Создание Н.Я. Данилевским теории культурно-исторических типов. Философские и эстетические идеи времени.

Расцвет критического реализма в русской литературе второй половины XIX века и ее обличительный пафос. Нигилизм как общественно-культурное явление и антинигилистическая литература. Гуманизм и просветительство в литературных произведениях. Отход ведущих мастеров слова от “злобы дня” к общечеловеческим, философско-нравственным проблемам. Отражение в литературе утраты общественного оптимизма демократической интеллигенцией.

Художественные достижения выдающихся русских писателей и общественное звучание их творчества, жизни и деятельности. Н.Г. Чернышевский. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. В.Г. Короленко. Влияние литературной критики на формирование идейных воззрений и художественных вкусов читателей. Развитие публицистики, ее тем и направлений.

Театральная и музыкальная жизнь столиц и провинциальных городов. Утверждение в драматургии и музыке принципов реализма, народности, национального своеобразия. Театр А.Н. Островского. Композиторы “Могучей кучки”. Музыкальный мир П.И. Чайковского. Формирование русской оперной национальной исполнительской школы. Становление русской хореографической школы. Романс и песня. Фольклор в музыкальной культуре. Духовная музыка.

11. Архитектура второй половины XIX века

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Тенденция перехода от дворца к особняку, от усадьбы к даче. Упадок дворянской усадьбы и появление новых объектов садово-паркового искусства. Карабиха. Абрамцево. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Городские и курортные бульвары, сады, парки. Появление типа многоэтажного доходного дома. Негативные последствия капиталистического развития городов – хаотичность застройки, диспропорции и несогласованность в масштабах сооружений, резкий контраст между торжественным и парадным центром и убогими окраинами.

Смешение “исторических” стилей, исчезновение из их числа классицистических традиций. Использование принципа стилизаторства – имитации в убранстве фасадов зданий типичных форм и деталей одного или сразу нескольких стилей (ренессанса, готики, мавританского и др.) Дворец Великого князя Владимира Александровича (арх. А.И. Резанов), Архив Государственного Совета (ныне РГАВМФ) и дворец Великого князя Михаила Михайловича (арх. М.Е. Месмахер), Балтийский вокзал и особняк Штиглица (арх. А.И. Кракау) – петербургские постройки в стиле неоренессанс.

“Русский” (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики. Этапное событие в его оформлении – постройка архитектором Н.В. Никитиным “Погодинской избы” (дома историка М. Погодина) в Москве. Каменные московские сооружения – здания Исторического (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд) и Политехнического (арх. И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеев, Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Биржи (арх. А.С. Каминский), Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа, арх. А.Н. Померанцев). Церковь Воскресения “на крови” в Петербурге (арх. А. Парланд). Главный дом Нижегородской ярмарки (арх. К.В. Трайман, А.Т. Трамбицкий, А.И. фон Гоген). Работы архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета (Петрова).

12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е гг. Родоначальники передвижничества: В.Г. Перов и И.Н. Крамской

Ведущая роль живописи среди других видов изобразительного искусства. Доминирующее значение реалистического направления. Поиски новых средств художественной выразительности, обновление языка живописи. Размывание традиционных границ жанров, совмещение приемов и задач разных жанров в одном полотне.

В.Г. Перов. Начало творческого пути. Связь с традициями П. Федотова. Обличительные черты в живописи: “Проповедь на селе”, “Сельский крестный ход на Пасху”, “Чаепитие в Мытищах”, “Трапеза”. Зрелый период творчества: “Гитарист-бобыль”, “Проводы покойника”, “Тройка”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница”, “На могиле сына”. Типичность образов, их социально-заостренный характер, документальность. Портретный жанр в творчестве Перова. Портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. Поздние работы: “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале”. Исторический жанр в творчестве Перова. “Спор о вере”.

Московская художественная школа – оплот реализма в живописи 1860-х гг. Бытовой жанр в картинах И.М. Прянишникова “Шутники. Гостиный двор”, В.В. Пукирева “В мастерской художника” и “Неравный брак”, А.И. Соломаткина “Славильщики-городовые”. Реалистическое обращение к темам близкого и давнего прошлого. Н.В. Неврев “Торг”. В. Шварц. “Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче”.

Художественная жизнь середины XIX века в Академии художеств и отражение в ней социальных проблем. “Привал арестантов” В.И. Якоби. “Искушение” Н.Г. Шильдера – первая картина в коллекции П.М. Третьякова.

“Бунт четырнадцати” во главе с И.Н. Крамским (1863). Санкт-Петербургская Артель художников. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Основные направления деятельности Товарищества. Важность просветительской функции. Сложность взаимоотношений Товарищества и Академии художеств. Борьба новых идей с консервативными тенденциями. В.В. Стасов – художественный критик и идеолог нового поколения художников. П.М. Третьяков – собиратель произведений нового русского искусства. И.Н. Крамской – теоретик и вожак “передвижничества”.

Творчество Крамского-художника. Автопортрет и портреты деятелей культуры: фотографа М.Д. Тулинова, писателей Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, мецената П.М. Третьякова, издателя А.С. Суворина, философа В.С. Соловьева, художника И.И. Шишкина, астронома О.В. Струве. Психологизм портретов художника. Постановка этических вопросов в живописи на евангельские темы. “Христос в пустыне”. Другие жанры в творчестве Крамского. “Крестьянин с уздечкой”. “Русалки (Майская ночь)”. “Осмотр старого дома”. “Лунная ночь”. “Неизвестная (Незнакомка)”. “Неутешное горе”.

13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории

Н.Н. Ге – ближайший сподвижник И.Н. Крамского. Влияние традиций Брюллова и Иванова на формирование художника. Библейские темы в раннем творчестве Ге. “Саул у Аэндорской волшебницы”, “Тайная вечеря”. Особенности исторической живописи мастера. “Петр I допрашивает царевича Алексея Петергофе”. Обращение к религиозно-нравственной тематике и поиски новой живописной выразительности в поздних работах. “Что есть истина? Христос и Пилат”. “Голгофа”. Ге как портретист. Автопортрет. Потрет Е.О. Лихачевой.

Жанровая живопись передвижников. Укрупнение формата картин, стремление к объективно-эпическому стилю. Г.Г. Мясоедов – инициатор создания Товарищества передвижных выставок. “Земство обедает”. “Страдная пора. Косцы”. Темы крестьянского быта и умирающей барской усадьбы в творчестве В.М. Максимова. “Больной муж”. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”. “Бабушкины сказки”. “Все в прошлом”. Мастер многофигурных композиций К.А. Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”. “Встреча иконы”. “На войну”.

Новые темы и образы в произведениях Н.А. Ярошенко: “Студент”, “Курсистка”, “Заключенный”, “Кочегар”. Картина “Всюду жизнь”, ее философский и идейный смысл. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой.

Традиционное понимание и новое осмысление жанра В.Е. Маковским. “Осужденный”. “На бульваре”. “Вечеринка”. “Крах банка”. Тема детства в произведениях В.Е. и К.Е. Маковских “Свидание”, “Дети, бегущие от грозы”. Образы Востока у К.Е. Маковского. “Перенесение священного ковра в Каире”.

В.В. Верещагин. “Туркестанская” и “балканская” серии батальных картин: “Двери Тимура”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”, “Перед атакой”, “Панихида по убитым”, “Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой”. “Апофеоз войны” – квинтэссенция пацифизма художника. Незаконченная “индийская” серия. Историческая серия “1812 год. Наполеон в России”. Тема 1812 года в творчестве А.Д. Кившенко. “Военный совет в Филях”.

В.И. Суриков. Философское осмысление русской истории в картинах “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”. Монументальность полотен художника, сила их художественной выразительности. Мастерство композиции, особенности света и цвета в бытовых и героических композициях “Взятие снежного городка”, “Переход Суворова через Альпы”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Степан Разин”, “Посещение царевной женского монастыря”. Портрет в творчестве Сурикова.

Традиции академизма в исторической живописи. К.Д. Флавицкий. “Христианские мученики в Колизее”. “Княжна Тараканова”. В. Смирнов. “Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя”. “Смерть Нерона”. Г.И. Семирадский. “Римская оргия”. “Танец среди мечей”. “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”. “Похороны знатного руса (по ибн-Фадлану)”. С. Бакалович. “Гладиаторы перед выходом на арену”.

14. Пейзажная живопись передвижников

Эстетика нового реалистического пейзажа второй половины ХIХ в. Критическое переосмысление традиций академического и позднеромантического пейзажа. Новый идеал красоты и вдохновения в обыденных, повседневных проявлениях, неброских привычных видах родной природы. Особая эмоциональность и передача настроения в пейзажных образах.

Лирический русский пейзаж. А.К. Саврасов. “Вид в Ораниенбауме”. Поездка на Верхнюю Волгу и появление картин “Грачи прилетели” и “Разлив Волги под Ярославлем”. Педагогические труды Саврасова. Продолжатель его традиций Ф.А. Васильев. “Вид на Волге. Барки”. “Оттепель”. “Мокрый луг”. “Болото в лесу. Осень”. “В крымских горах”.

Эпическое звучание пейзажей И.И. Шишкина. “Рожь”. “Полдень. В окрестностях Москвы”. “Корабельная роща”. “Среди долины ровныя…”. “Дубовая роща”. “Дождь в дубовом лесу”. “Утро в сосновом бору”.

А.И. Куинджи – непревзойденный мастер цвета и света в пейзаже. “Вечер на Украине”. “Ночь на Днепре”. “Березовая роща”. “Радуга”.

В.Д. Поленов. Патриархальный городской и усадебный пейзаж. “Московский дворик”. “Бабушкин сад”. “Заросший пруд”. Сочетание пейзажа с евангельскими сюжетами. “Христос и грешница”. “На Тивериадском (Генисаретском) озере”.

Творчество И.И. Левитана – завершение исканий пейзажистов-пере­движ­ни­ков. Мастерство камерного лирического этюда в ранних работах Левитана. “Осенний день. Сокольники”. Зрелый период творчества мастера. Импрессионистические элементы в трактовке видимого мира. Пейзаж-настроение и философский пейзаж в творчестве художника. “Вечер. Золотой Плёс”. “После дождя. Плёс”. “Золотая осень”. “Тихая обитель”. “У омута”. “Март” “Летний вечер”. “Сумерки. Стога”. “Владимирка”. “Над вечным покоем”. “Тишина”. “Озеро”.

15. Достижение в произведениях И.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М. Васнецова

Мастерство и многогранность творчества И.Е. Репина. Постижение высот академической школы. “Воскрешение дочери Иаира”. “Садко”. Картины “Бурлаки на Волге” и “Крестный ход в Курской губернии” как произведения программного характера. Образы “Протодиакона” и “Горбуна” и их социальное значение.

Обращение Репина к историческим темам. “Царевна Софья”. “Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.”. “Запорожцы”. Отражение революционного движения в картинах “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Творчество Репина в портретном жанре. Богатство психологической и эмоциональной характеристики образов В. Стасова, Л. Толстого, М. Мусоргского, А. Глазунова, П. Третьякова. Камерный характер портретов родных и близких художника. Выдающееся мастерство в создании сложных групповых портретов. “Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве”. Картина “Заседание Государственного Совета” и ее значение. Этюды к картине как новый метод портретирования. Репин – педагог. Эпистолярное и мемуарное наследие художника.

В.М. Васнецов как живописец. Ранние произведения в бытовом жанре и отказ от него. Обращение к истории и сказке. “После побоища Игоря Святославича с половцами”. “Три царевны подземного царства”. “Аленушка”. “Ковер-самолет”. “Витязь на распутье”. “Иван Грозный”. Нарастание декоративного начала в его живописи. Монументальная композиция “Каменный век” в Историческом музее Москвы.

Стремление Васнецова к возрождению древнерусского религиозного искусства. “Крещение Руси”, “Богоматерь Благодатное небо”, другие сюжеты художественной росписи Владимирского собора в Киеве и икон.

Театрально-декорационная работа Васнецова над сказкой “Снегурочка”. Картина “Богатыри” как первое обращение в живописи к былинному эпосу и как декоративное панно. Ведущая роль Васнецова в зарождении национально-романтического направления русского модерна.

16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века

Постепенная утрата скульптурой монументальных черт. Увлечение повествовательностью, большее внимание деталям, дробность форм – свидетельства отступления от классицистических норм. Распад большого синтеза искусств, проявления эклектического “бесстилья” в середине XIX века. Появление предпосылок возрождения стилевого единства, начало поисков нового стиля и синтеза искусств к концу века.

Кризисные явления и достижения в скульптуре. Памятники “Тысячелетие России” в Новгороде и Екатерине II в Петербурге (скульптор М.О. Микешин). Памятники в Москве А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин) и первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин).

М.М. Антокольский. Отход от монументальных средств скульптуры и замена их обращением к скульптурным образам “монументальных личностей”: Сократ, Христос, Нестор, Иван Грозный, Ермак, Петр I. Скульптурные портреты современников.

Бытовой жанр в скульптуре. Ф.Ф. Каменский. “Первый шаг”. М. Чижов. “Крестьянин в беде”. В.А. Беклемишев. “Деревенская любовь”.

Мелкая пластика. Вклад Е.А. Лансере в развитие анималистического и исторического жанров. “Святослав”. “Царский сокольничий”.

Мемориальная, садово-парковая и декоративно-прикладная скульптура.

Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны (О. Курдюкаева, К.Э. Болина, П.А. Овчинникова, Д. Орлова, И.С. Губкина, Ф. Фульда, Грачевых, Сазиковых, И.П. Хлебникова, К.Ф. Верфеля и др.) Превращение мастерской ювелиров Фаберже в крупнейшую ювелирную фирму России. Использование “натуральных форм” в ювелирных изделиях. Воспроизведение архитектурных ландшафтов, бытовых сцен и “русской темы”. Имитация в драгоценном металле других материалов.

Декоративное искусство в интерьере общественных, жилых, промышленных помещений. Ме­бель и ее мастера. Фарфор. Стекло. Культура одежды и обуви. Мода. Модные салоны. Развитие народных художественных промыслов. Выставки изделий художественного ремесла и декоративного искусства.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ ВЕКА

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века.

2. Наука и образование первой половины XIX века.

3. Книжное дело и периодика первой половины XIX века.

4. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

5. Музыка первой половины XIX века.

6. Театр первой половины XIX века.

7. Высокий классицизм в архитектуре Пе­тербурга первой половины ХIХ века.

8. Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве.

9. Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Наталья Ивановна Яковкина

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой».

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен. В настоящем издании изложение ограничено представлявшими наибольшее значение аспектами культурного развития - просвещением, литературой, изобразительным искусством и театром.

Данная книга возникла на основе лекций по истории отечественной культуры XIX века, читанных на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.

И в первую очередь она обращена к молодым читателям, для которых знание и понимание историко-культурного процесса не только познавательно, но интеллектуально обоснованно, так как именно в эту эпоху, кроме создания замечательных произведений искусства, были заложены основы современных этико-эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской интеллигентности.

Работа носит не искусствоведческий, а исторический характер. Соответственно, значительное внимание уделяется вопросам просвещения и распространения знаний, деятельности различных типов учебных заведений, библиотек и т. п. Освещение художественного процесса дается в контексте социокультурной обстановки того времени.

ПРЕДИСЛОВИЕ

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если по истории культуры X–XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является «сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания». В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе «петербургского» материала, ибо начиная с Петра I Петербург стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, «имеет необъятно великое значение для России».


Декан исторического факультета СПбГУ доктор исторических наук, профессор И. Я. ФРОЯНОВ

Часть первая

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой». Важнейшим было исключительное право владеть «населенными землями», то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое «да не коснется благородного». Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера - по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства - выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. «Дворянство - не замкнутая каста, - писал Герцен, - напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином».

Наряду с земельными магнатами, обладавшими тысячами крепостных, огромными поместьями с великолепными дворцами, уникальными собраниями произведений искусства и библиотеками, многочисленное бедное дворянство - потомки солдат, выслужившихся до офицерского чина, чиновников или священнослужителей, не имеющие ни земли, ни крепостных, - влачили жалкое существование, часто на грани нищеты. Экономическое состояние определяло и разницу в культурных запросах, уровне образованности. В большинстве случаев неимущие дворяне, ограничившись скромным запасом знаний, полученных в каком-нибудь училище, стремились поступить на государственную службу, пополняя армию мелких чиновников.

Большое различие в культурном отношении существовало и между столичной дворянской аристократией и провинциальными помещиками. В глухомани провинциальных «медвежьих углов» в помещичьей среде процветали еще невежество, самодурство, нередко и бесчеловечная жестокость. Крепостные гаремы и в первой половине XIX века не были исключительной редкостью, отсутствие интеллектуальных интересов было распространенным явлением. По мнению известного мемуариста Ф. Ф. Вигеля, таких людей интересовали «только карты, гончие, зайцы, водка, пироги, балалаечники, плясуны, цыганские песни - вот все их блаженство».

Русская литература также запечатлела немало образов, демонстрирующих невежество поместного дворянства. Достаточно вспомнить хотя бы гоголевских героев - от прижимистого Собакевича и скопидомки Коробочки до скандалиста Ноздрева. Для таких помещиков чтение не было потребностью, из книг они держали «Календарь» или «Сонник», а перо брали в руки только в крайнем случае. Как писал современник: «Умственное образование провинциального дворянства стояло тогда (в начале XIX века - Н. Я. ) на самой низкой ступени. Потому что большинство тогдашних взрослых и пожилых дворян не было обучено ничему, кроме русской грамоты, и то с грехом пополам, да четырем действиям арифметики».

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России - XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

Наталья Ивановна Яковкина
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
XIX век

ОТ АВТОРА

В наше время резких экономических и социальных перемен культура стала одной из главнейших потребностей духовной жизни общества.

Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: "Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знания должно использовать, навыки брать за образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой".

XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение.

Историко-культурный материал эпохи огромен. В настоящем издании изложение ограничено представлявшими наибольшее значение аспектами культурного развития - просвещением, литературой, изобразительным искусством и театром.

Данная книга возникла на основе лекций по истории отечественной культуры XIX века, читанных на историческом факультете Санкт-Петербургского университета.

И в первую очередь она обращена к молодым читателям, для которых знание и понимание историко-культурного процесса не только познавательно, но интеллектуально обоснованно, так как именно в эту эпоху, кроме создания замечательных произведений искусства, были заложены основы современных этико-эстетических воззрений, сформировались нравственные принципы русской интеллигентности.

Работа носит не искусствоведческий, а исторический характер. Соответственно, значительное внимание уделяется вопросам просвещения и распространения знаний, деятельности различных типов учебных заведений, библиотек и т. п. Освещение художественного процесса дается в контексте социокультурной обстановки того времени.

ПРЕДИСЛОВИЕ

История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.

Несмотря на значимость историко-культурной проблематики советская историография темы отличается некоторой односторонностью. При обилии монографий по различным аспектам художественной жизни количество обобщающих работ сравнительно невелико. Это относится прежде всего к одному из самых блестящих периодов в истории русской культуры - XIX веку. Если по истории культуры X–XVII веков и XVIII века существуют пособия и монографии, соответствующие современным представлениям о развитии отечественной культуры, то по истории культуры XIX века их значительно меньше, кроме того, часть исследований концептуально устарела. Как отмечается в современной критике, одной из распространенных тенденций таких работ является "сведение курса истории культуры к курсу социально-политической истории, иллюстрированной примерами культурно-исторического содержания" . В связи с этим в исследованиях последнего времени, наряду со стремлением отойти от вульгарно-социологических и политических схем историко-культурного развития, наметились, с одной стороны, разработки культурологического плана, с другой - обращение к непредвзятому анализу богатого материала истории русской культуры. Настоящая работа примыкает к последнему направлению. Широкий и разнообразный круг источников, привлеченных автором, дает возможность создать целостную картину русской культурной жизни первой половины XIX века, выделив ее основные компоненты. При этом представляется закономерным преимущественное внимание к вопросам просвещения и литературного творчества, поскольку эти аспекты культурного процесса непосредственно соотносятся с духовным и нравственным состоянием общества.

Логика исторического развития предопределяет и значительное использование в работе "петербургского" материала, ибо начиная с Петра I Петербург стал главным культурным центром империи и, как писал Белинский, "имеет необъятно великое значение для России".

Декан исторического факультета СПбГУ доктор исторических наук,

профессор И. Я. ФРОЯНОВ

Часть первая
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Русская культура первой половины XIX века складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику.

Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования вплоть до 1917 года была сословным государством. В первой половине XIX века не только законодательство, государственная структура, но и положение каждого подданного в обществе определялось сословными принципами. Дворянство, будучи первым сословием в социальной иерархии, обладало исключительными правами и привилегиями, закрепленными "Жалованной грамотой". Важнейшим было исключительное право владеть "населенными землями", то есть землей с крепостными крестьянами. Торжественно утверждены были также права дворян на освобождение от обязательной службы и от личных податей, от постоя в помещичьей усадьбе, от телесного наказания, которое "да не коснется благородного". Грамота дозволяла дворянам заводить фабрики, предоставляла ряд привилегий экономического характера - по откупам, подрядам, поставкам. Тогда же была создана корпоративная организация дворянства - выборные дворянские уездные и губернские собрания с предводителями дворянства и чиновниками.

Естественно, что благодаря этим преимуществам дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России. Однако несмотря на привилегированность своего положения в первой половине XIX века дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям. "Дворянство - не замкнутая каста, - писал Герцен, - напротив, непрерывно вбирая в себя все, что покидает демократическую почву, оно обновляется благодаря своей основе. Солдат, получивший офицерский чин, становится потомственным дворянином. Приказный, писарь, прослуживший несколько лет, становится личным дворянином, если его повысят в чине, он приобретает потомственное дворянство. Сын крестьянина, освобожденный общиной или помещиком после окончания гимназии, делается дворянином".