Кликушество - вид бесноватости; болезнь, являющаяся результатом вселения в человека злого духа, который, проявляет себя собственным речевым поведением и поступками, обитая в человеке, мучит его, доводит до смерти.

Кликушество сочетает в себе о.слав. поверья о порче, которая является причиной кликушества, и двоедушии, а также христианские представления о возможности вселения в человека бесов. Признаками кликушества являются: раздвоение языковой личности, когда человек говорит от себя и от имени сидящего в нем беса, истерические припадки, во время которых человек подражает крику животных, бранится, богохульствует. Больной кликушеством "выкликает" имя того, кто его испортил - эта черта отличает кликушество от остальных видов бесноватости. Одержимые кликушеством, как и все бесноватые, не выносят христианских символов, не могут подойти к причастию. Для излечения кликушества и изгнания из человека сидящего в нем беса прибегают к знахарским и церковным приемам. Кликушами бывают преимущественно женщины. Представления о кликушестве распространены на севере и северо-востоке России, в районах Поволжья, в Сибири, а также у русских старообрядцев в Белоруссии.

Происхождение названия

Кликуши - люди, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больного человека дьявола или влиянию порчи. Первоначально словами клектати, клект, клечьтание означали действие, свойственное мифическим существам. В "Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати земли незнаеме"; предметы, посвященные русалкам, назывались клечальными; в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам расчесывает волосы, известно под именем кликуна. В апокрифической "иусусовой" молитве XVII в. под кличаньем разумеется действие св. Духа, вселившегося в человека; у летописца католические "капланове клечат". Таким образом клечать значило возвещать (отсюда выражение кликать многолетие, кликать вечную память), предвещать, пророчествовать, вещать - действие, которое в языческую эпоху считалось свойственным светлой вещей деве, деве-хранительнице человека. Но по мере того, как под влиянием византийских воззрений женщина стала рассматриваться как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет", древняя вещая дева вытеснялась в народных воззрениях лихими бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей".

Историческая справка

Первое известие о кликушестве как особом виде порчи относится к 1606 г., когда в пермской челобитной кликушество упоминается под названием икоты, икотной болезни; но разрозненные известия о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI в. и особенно усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. распространение кликушества достигает своего апогея, чему немало способствовало обострение суеверия под влиянием раскола, выдвинувшего массу кликуш-пророчиц и страдалиц за веру. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание кликуши, которая, когда "нападе на нее бес, учала собакой лаять (пес - образ дьявола), и козой блекотать, и кукушкой куковать". К началу XVII в. относится сообщение о том, что "страждущие люди от нечистых духов кликаные, стали кликать в порчах на разных людей" (Брокгауз, Ефрон 15:374). В Духовном регламенте Петра I предписывается изыскивать, "не обретаются ли где кликуши". В указе Священного Синода 1737 г. говорится, что "кликуши в церквах и монастырях безабразия и соблазны чинят".

Описание болезни (порчи)

Названия болезни типа: кликушество (воронеж.), кликота, кликуша, кликотная болезнь объясняются тем, что больной во время припадка "кличет" разными голосами, "выкликает" имя испортившего его человека. Женщина, больная кликушеством, называется кликуша, кликотница, икотница, мужчина, одержимый кликушеством - миряк. Ср. рус. пословицу: "Просватать миряка за кликушу" - т. е. свести вместе людей, которые никуда не годятся. О человеке, одержимом кликушеством, говорят, что он "кличет", "кличет портежом", "кличет на голоса". Название кликушества игрец (Даль 2:8) характеризует болезнь по действию, которое производит злой дух с больным. Болезнь может называться икота, икотка (сев.рус.}, поскольку болезненный припадок часто начинается сильной икотой. Икота обычно является синонимом слова кликушество и обозначает тот же круг признаков (ср. псков. икать "кричать, кликать", "мельник... портит людей, садит икоты под названием кликуш", сольвычегод.). Икота обозначает одновременно и саму болезнь, и злого духа, который эту болезнь вызывает (с.рус.). Реже икота воспринимается как самостоятельное заболевание.

Причина возникновения

Причина возникновения кликушества - вселение в человека нечистого духа, беса, который проникает в человека часто через рот. Злой дух может носить названия икыука (смолен.), соловейко (вят.), икота (с.рус.). Такой дух иногда представляется неким невидимым существом, который может существовать, только поселившись в человеке. Будучи выгнанным из человека или после его смерти, злой дух может до сорока дней жить вне человеческого тела, сидя на коле или на заборе и выбирая себе новую жертву. Часто нечистый дух показывается в виде мелкого животного или насекомого: крысы, мыши, воробья, лягушки, мухи и под.

Даже конце XIX - начале XX века кликушество встречалось среди крестьянок преимущественно на северо-востоке (природа крайнего Севера располагает, по словам Кастрена, к нервозности), главным образом среди молодых женщин, редко среди девиц и очень редко среди старух. Всего чаще кликушество вызывается несчастной любовью, выдачей насильно замуж, вообще женской недолей. Обыкновенно припадки случаются с кликушами в многолюдных собраниях, особенно в церквях.

Кликушество часто является результатом порчи, насылания болезни колдуном или колдуньей. Колдун, умеющий насылать кликушество, называется икотник (с.рус.), о нем говорят, что он может "напустить", "наслать" кликушество, "насадить икоту". Человек, желающий научиться напускать кликушество, должен проклясть своих родителей и носить крест под пяткой (архангел.). Кликушество насылается разными способами: колдун посылает злого духа по ветру, заговаривая его на имя - дух поселяется в первом встречном человеке, носящем такое имя (архангел.); колдун насылает кликушество на определенного человека, но болезнь может "попасть" на другого с таким же именем. Колдун может передать порчу через какойлибо мелкий предмет нли насекомое (муху, жука и пр.) - человек, случайно проглотивший насекомое с питьем или едой, становится кликушей (архангел.). Ср. случай, когда колдунья набросала мышей в прорубь, откуда все село брало воду, чтобы заразить людей кликушеством (архангел.).

В др. случаях считается, что злой дух не может войти в человека, если тот сам не согрешит, но как только человек выругается или осудит коголибо, болезнь сразу же вселяется в него.

Кликушество насылается на человека на определенный срок или на всю жизнь. Считается, что кликушество бывает двух видов: то, которое вызывает немоту и скорую мучительную смерть человека, и то, в результате которого у человека время от времени бывают припадки (архангел.).

Статус больного кликушеством. В отличие от других двоедушников (зморы, вампира, вештицы и под.), которые в народном сознании близки к демоническим персонажам, кликуша - реальный, живой человек, принадлежащий к христианскому миру, но ощущающий себя вместилищем злого духа. Кликуша никому не причиняет зла и сама является жертвой сидящего в ней беса. Двоедушник часто не осознает существования в себе второго духа, кликуша ощущает присутствие в себе злого духа как чуждую, враждебную своему "я", инородную силу, которая причиняет ей мучения и от которой она старается избавиться различными способами. В отличие от отрицательного отношения к другим двоедушникам. отношение к кликушам со стороны посторонних людей было участливым и снисходительным. Кликушу жалели и старались помочь ей, облегчить ее мучения.

Поведение кликуши, в том числе и языковое, является отражением борьбы человеческого и бесовского начал, во время которой больной кликушеством против своей воли совершает поступки и проиизосит слова, которые сам же порицает, но вынужден это делать от имени беса.

Кликушество проявляется в виде припадков, когда кликуша бьется в беспамятстве о землю, хохочет, кричит на разные голоса, подражая крикам животных: лает, кудахчет, ржет, мяукает и пр. Во время припадков кликуша обнаруживает такую силу, что несколько мужчин не в состоянии ее удержать. Человек, на которого наслано кликушество, ощущает непонятную боль во всем теле, слабость, тошноту, отвращение к еде или болезненное пристрастие к определенным видам пищи, которое необходимо удовлетворить, чтобы "задобрить" беса, иначе он будет мучить больного. Считают, что если беременная женщина, больная кликушеством, не будет есть то, что нравится сидящему в ней злому духу, он может "съесть" ребенка в животе у женщины (пинеж.).

Часто припадки кликушества бывают на Рождество и Пасху, а также в церкви особенно во время пения "Иже херувимы..,", во время причастия, при попытках священника отчитать кликушу молитвами. Кликуши не выносят креста, икон, святой воды, запаха ладана, во время церковной службы бранятся и богохульствуют. Часто кликуши не выносят табака.

Кликуша обладает ясновидением, способностью предсказывать будущее. Чтобы узнать у нее что.л., нужно назвать имя того беса, который в ней сидит, после чего КЛИ куша начинает биться, кричать, а потом падает замертво. Считается, что в это время бес рыщет по свету, отыскивая требуемые сведения, после чего возвращается в тело кликуши и начинает рассказывать.

Часто проявлением кликушества является необычное речевое поведение кликуши: ее речь ведется от двоих - человека и беса. Речь от "лица" беса произносится измененным голосом, другим, более высоким тоном, О кликуше, находящейся в припадке, говорят, что в ней "бес кричит" (Краин.). Во время припадка кликуша начинает выкрикивать имя того человека, который ее испортил, называя его "отцом", "батюшкой", или "матушкой", если испортила женщина. Злой дух, сидящий в кликуше, говорит о себе в мужском роде, даже если кликуша - женщина, иногда - в третьем лице ("икоточка отвечает" вместо "я отвечаю"), сообщает свое имя и происхождение ("Я - Сазон-утопленник, я хочу погулять в тебе", екатеринослав.), а также имя того, кто его наслал и на какое время. Обычно бес проявляет себя во время чтения Евангелия, молитв, причастия и под.: "Пора мне выйти из нея, долго ли здесь мне сидеть" (тул.), "Уйду, выйду, выйду! Ты меня задушила, просфорами задавила, ладаном, старуха, заморила!" (смолен.).

Лечение кликушества

Лечение кликушества заключается в изгнании из больного нечистого духа, что было по силам немногим знахарям и священникам. Стараются узнать имя колдуна, испортившего кликушу. Если она сама не "выкликает" его имя, об этом ее спрашивают через раскрытую дверь посторонние женщины, надев на нее хомут и подведя к порогу (пензен.), окутав ее колокольным канатом (нижегород.), повесив ей на грудь замок с ключом (ю.рус.). Во время припадка накрывают больную пасхальной скатертью, поят богоявленской водой, обыденным квасом (калуж.), берут кликушу за мизинец левой руки и читают воскресную и богородичную молитвы, курят ладаном с трех сторон, оставляя свободным проход к дверям, чтобы вытравить наружу находящегося в больной беса, надевают на нее хомут с потной лошади, бьют по нему кнутом и говорят: "Хлещу, хлещу - беса выхлещу".

Церковь и кликушество

Церковь видит в кликушестве род беснования, поэтому существуют молитвы, которыми отчитывают больных, и способы изгнания беса из больного. Больные совершали паломничества по монастырям, к чудотворним иконам, к старцам и пустынникам. Целительницей от кликушества считалась св. Параскева Пятница. Наиболее известными местами паломничества кликуш были московские храмы: часовня Иверской Божией Матери, Симонов манастырь, часовня св. Пантелеймона. Кликуш, как и др. бесноватых, отчитывали молитвами из требника Петра Могилы, поили святой водой, мазали лампадным маслом, елеем и под. Считалось, что не все священники способны отчитывать кликуш и бесноватых, а только наиболее праведные из них. Во время лечения бес выходит из кликуши в виде мелкой твари: лягушки, крысы, мухи и под. и из той части тела, через которую он зашел в человека.

Государство и кликушество

Приписывая свою болезнь "порче", кликуши обыкновенно выкликает имя того лица, которое чародейством напустило на нее болезнь. В XVII в. лица, имена которых кликуши выкликивали, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же кликуш только отчитывали. В XVIII в., наоборот, к ответственности стали привлекаться кликуши. Петр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. К этой мысли он, вероятно, приведен был тем, что царевна София пользовалась мнимыми кликушами для упрочения своего авторитета. В 1715 г. состоялся указ: "ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать" (т. е. допрашивать под пыткой). Указом 1716 г. и духовным регламентом 1721 г. на архиереев возложена обязанность разыскивать К. и предавать их гражданскому суду. В 1729-30 гг. в одной волости обвинены были в икотном деле 232 человека, в том числе замужних женщин 116, вдов 5, малолетних и взрослых девушек 26, мальчиков и женатых мужчин 84. Указ 1737 г., замечая, что "в Москве являются по церквям и монастырям кликуши, которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются ", подтверждает обязанность архиереев разыскивать кликуш и за недонесение грозит им извержением из сана. Те же воззрения на кликушество господствовали и в первой половине XIX столетия. В 1843 г. появились клиекши в Подольском уезде Московской губернии; министерство, считая беснование кликуш притворством и обманом, предписало принимать против них полицейские меры, подвергая их негласно легкому телесному наказанию или непродолжительному содержанию под стражей. Но и обвинения в порче, выкликавшиеся кликушами, не всегда оставлялись без внимания: в 1815 г. в Поморье один крестьянин за напускание икоты был наказан 65 ударами кнута. В 1840-х годах журнал "Маяк", а в 1850-х годах - "Домашняя Беседа" взяли под свою защиту кликуш, как несчастных, действительно подвергшихся порче, а с другой стороны, вносили на свои страницы рассказы о кликушах, знаменующих продолжающееся еще спасение человека. Уложение о наказаниях 1845 г. постановило: "так называемые кликуши, которые делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года" (по Своду Законов 1842 г. К. наказывались плетьми). Уложение о наказаниях изд. 1885 г. (ст. 937) воспроизводит это правило, заменяя лишь заключение в смирительном доме тюремным заключением на время от 4 до 8 месяцев. Сенат (решение кассационного уголовного департамента 1874 г. № 432) разъяснил, что закон карает только "злостный обман", т. е. только притворных кликуш, а отнюдь не действительных, которые, приписывая свои страдания действиям известного лица, оговаривают его в порче.

Научные взгляды на кликушество

Кликушество - разновидность истерии, проявляющаяся в быту в виде единичных, спорадических случаев, но иногда приобретающая характер психических эпидемий. Характеризуется идеями бесоодержимости. Наиболее типичный признак – истерические припадки, возникающие чаще всего во время религиозных отправлений. При этом отмечается сужение сознания, возможны галлюцинаторные индуцируемые переживания. В настоящее время – большая редкость.

Толковый словарь психиатрических терминов. 2009.


По поводу причин кликушества как явления до сих пор существуют различные мнения. В 1903 году появилась работа доктора М.П.Никитина "К вопросу о кликушестве", где эта проблема рассматривалась с позиции психотерапевтических и психиатрических знаний. "Кликушество представляет собой заболевание, основу которого составляет истерический невроз. Существование кликушества, как народной болезни, обуславливается существованием в народе веры в порчу, без которой кликушество было бы немыслимо... Как народное сознание вступит в новый фазис своего развития, исключающий возможность распространения суеверий, кликушество прекратит свое существование и отойдет в область преданий", – писал доктор Никитин. Увы, его надежды не оправдались. Есть документы, свидетельствующие, что с кликушеством в Московской губернии еще в 1928 году безуспешно пытались бороться даже комсомольские организации.

В том же 1928 году профессор психиатрии Ю.В.Каннабих пишет следующее: "Другое проявление нервности называется истерией. В деревнях такие больные называются кликушами, т.к. они, падая в судорогах, плачут и кричат, выкликают. Это большею частью женщины, с самого детства перенесшие много разных огорчений и обид, которых они не забыли. Хотя нельзя сказать, чтобы они постоянно думали бы об этих обидах, но в душе осталась заноза, чувствительные места, которые нельзя трогать. И вот скажет кто-нибудь слово не так, отнесется недостаточно внимательно или грубо – и тогда старая обида вдруг дает о себе знать, и начинает человек рыдать, и бить себя в грудь, и рвать на себе волосы. Окружающим непонятно, что какой-нибудь пустяк может вызвать такой сильный припадок".

Предположение профессора Каннабиха, что в основе кликушества лежат психологические травмы, перенесенные в детстве, плюс к этому тяжелые жизненные условия, пожалуй, наиболее правильное. А если учесть религиозные и мистические переживания, свойственные деревенским жителям того времени, то становятся ясны и причины этого странного явления. То, что болезнь проявлялась преимущественно у женщин, современные психиатры объясняют так: "истерические механизмы реагирования" у них более показательны, поскольку женщины более эмоциональны и менее сдержанны. Единственное, что не совсем ясно, так это факт массового кликушества. Впрочем, помешательство "заразно".

Очевидно, что кликушество не исчезло вовсе, а просто в современных условиях видоизменилось. Так, председатель Комитета по этике и защите профессиональных прав Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги профессор Б.Е. Егоров пишет: "Во все времена кликушам необходимо было общественное место, где при стечении народа они могли бы выкликать свои обиды и бессознательные переживания. Как правило, кликуши обитали и выкликали рядом с церковью. Для кликуш необходимо иметь, прежде всего, внимание со стороны приходящих в церковь людей... Попытка уничтожения церкви и дальнейшее подчинение ее новым советским властям вынуждает кликуш искать другую идеологическую организацию, на фоне которой они имели бы возможность выкликать. Ведь кликуши-истерики имеют значительные преимущества в приспособлении к изменяющимся социальным условиям".

В храме идёт Литургия верных – наиболее сокровенная часть Божественной литургии, непосредственно предшествующая таинству Причастия. И вдруг одна из молящихся женщин падает на пол, бьётся в корчах и судорогах, глаза её становятся мутными, из рта идёт пена, несчастная страшно кричит – либо нечто невразумительное, либо непристойные слова – и так продолжается до самого выноса Святых Даров.

Такую картину ещё в начале XX века нередко можно было наблюдать в русских сёлах. Таких женщин называли «кликушами», поскольку иногда во время припадков они выкрикивали («выкликали») имя человека, который навёл на них порчу. Причиной такого явления считалась бесоодержимость – соответствующим было и лечение: над «пострадавшей» рекомендовалось читать молитвы (впрочем, иногда вместо молитв применялись заговоры, повелевающие бесам выйти «из белого тела, из нутра…»), поили святой водой, укрывали скатертью, которой был накрыт пасхальный стол и т.п. Возможно, среди этих женщин были и действительно бесноватые – но в большинстве случаев за подобными припадками стояло нечто принципиально иное.

…Крестный ход в селе. Молящиеся со священником во главе выходят из храма, во главе процессии несут чудотворную икону – и вдруг женщина, имеющая репутацию «кликуши», начинает биться в припадке, а погода сырая, на улице слякоть – и она сейчас упадёт в эту грязь. Мужчины бросаются подхватить её, но священник их останавливает: «Не держите, пусть падает!» Через считанные минуты всё проходит… Что же это за болезнь, которая проявляет себе только на людях – и проходит, как только начинает доставлять больному какие-то неприятности (хотя бы – перспективу упасть в грязную лужу)? Медицине известна одна такая болезнь – истерия. И в приведённом случае (описанном С.Максимовым в книге «Нечиста, неведомая и крёстная сила») священник повёл себя очень грамотно: истерический припадок продолжается тем дольше, чем больше привлекает внимание окружающих, и самый лучший способ оказать помощь истерику – это лишить его «благодарных зрителей».

Откуда же бралась истерия в форме кликушества в русских деревнях, почему была так живуча? Мы сможем ответить на этот вопрос, если посмотрим, как воспринимали таких людей окружающие. По свидетельству того же С.Максимова и других фольклористов и этнографов, никто никогда не выказывал раздражения, не требовал удалить одержимую из храма, если припадок случался во время богослужения – напротив, такие женщины были окружены всеобщим сочувствием (как несчастные жертвы бесов и колдунов), близкие освобождали их от тяжёлой работы даже в уборочную страду, а после припадков – и от работы вообще, кормили лучшей едой, старались не сердить, не раздражать (поскольку считалось, что если такого человека спровоцировать выругаться – может снова начать кликушествовать)… иными словами, мы можем наблюдать механизм возникновения истерии «во всей красе» – условная приятность и желанность симптомов болезни для больного! А уж какой находкой было кликушество для несчастных молодых женщин, которых «в штыки» приняли родственники мужа! В этом случае болезнь играла роль защитного механизма – как и у тех, кому необходимо было «сохранить лицо»: «…при осторожном и негласном разбирательстве оказалось, что в числе их не было ни одной путной, работящей хозяйки: все они наперёд уже ославились в быту своём как нехозяйки и неработницы, а потом уже попали в кликуши», – пишет В.И.Даль. Тоже известный механизм «бегства в болезнь», характерный для истерии: «Я плохо работаю потому, что я болен».

Кстати, В.И.Даль (тот самый, которого мы знаем как составителя знаменитого словаря) был знаком с кликушеством не понаслышке: однажды ему пришлось работать управляющим в деревне, где это расстройство носило характер сущей эпидемии – и надо было что-то делать. Что же сделал Владимир Иванович? Он демонстративно оборудовал «больницу для кликуш» (с решётками на окнах), установил там «прибор, выписанный барином» из имения, где с его помощью уже вылечили всех «порченых баб» (прибор представлял собой трубу для поливки огорода), популярно объяснил собравшимся любопытным, как будет происходить «лечение» – и даже продемонстрировал «поливальный прибор» в действии – а на другой день возле церкви во время богослужения дежурили работники с носилками… ни с одной кликушей припадка не случилось.

В наши дни кликушества в таком виде пожалуй что и не встретишь: образ мысли изменился, бесоодержимость уже ни в ком не вызовет сочувствия – и истерия «надевает маски» совсем других болезней, причём не всегда реально существующих. Так, несколько лет назад одна юная россиянка перестала выходить из дома днём, не давала открыть шторы, однажды зарезала крольчонка и принялась слизывать кровь, а когда кто-то в шутку сказал девушке, что сейчас плеснёт на неё святой водой, и плеснул обычной водой из-под крана, на коже у неё появилась сыпь – словом, больная вела себя как заправский вампир из фильма ужасов. Трудно сказать, что было причиной такого расстройства – безответная любовь к какому-нибудь приверженцу движения «готов» или всеобщее увлечение «вампирской» тематикой в наше время – но случай этот блестяще показывает, что «времена меняются – страсти остаются»… и нервные расстройства – тоже!

Кликуши

так называются женщины, подверженные припадкам и корчам (происхождения истерического), во время которых они издают неистовые крики. В старину это объясняли вселением дьявола в больную женщину, а народ поныне приписывает иногда "порче". Первоначально словами клеектати, клект, клечьтанне означали действие, свойственное мифическим существам. В "Слове о полку Игореви" див "кличеть връху, велит послушати земли незнаеме"; предметы, посвященные русалкам, назывались клечальными ; в Верхотурье то место, где лешачиха по утрам расчесывает волосы, известно под именем кликуна. В апокрифической "иусусовой" молитве XVII в. под кличаньем разумеется действие св. Духа, вселившегося в человека; у летописца католические "капланове клечат". Таким образом клечать значило возвещать (отсюда выражение кликать многолетие, кликать вечную память), предвещать, пророчествовать, вещать - действие, которое в языческую эпоху считалось свойственным светлой вещей деве, деве-хранительнице человека. Но по мере того, как под влиянием византийских воззрений женщина стала рассматриваться как олицетворение всякого зла, как "покоище змиино, дьявол увет", древняя вещая дева вытеснялась в народных воззрениях лихими бабами-чародейками, ведьмами, и само слово "кликать" получило другое значение: в XVII веке "страждущие люди от нечистых духов кликаные , стали кликать в порчах на разных людей". Первое известие о К., появившихся в Перми под именем икотниц , относится к 1606 г.; но разрозненные известия о бесноватых мужчинах и женщинах встречаются с XI в. и особенно усиливаются в XVI в. В XVII-XVIII вв. распространение кликушества достигает своего апогея, чему немало способствовало обострение суеверия под влиянием раскола, выдвинувшего массу кликуш-пророчиц и страдалиц за веру. В автобиографии протопопа Аввакума имеется описание К., которая, когда "нападе на нее бес, учала собакой лаять (пес - образ дьявола), и козой блекотать, и кукушкой куковать". Поныне К. встречаются среди крестьянок преимущественно на северо-востоке (природа крайнего Севера располагает, по словам Кастрена, к нервозности), главным образом среди молодых женщин, редко среди девиц и очень редко среди старух. Всего чаще кликушество вызывается несчастной любовью, выдачей насильно замуж, вообще женской недолей. Обыкновенно припадки случаются с К. в многолюдных собраниях, особенно в церквях. "Одержимая дьяволом", К. не может переносить запаха ладана, слышать Евангелия, херувимской. Во время припадка К., по народным воззрениям, говорит от имени дьявола и его языком; поэтому от нее можно получить тогда предсказание, разведать о пропажах и т. п. Приписывая свою болезнь "порче", К. обыкновенно выкликает имя того лица, которое чародейством напустило на нее болезнь. В XVII в. лица, имена которых К. выкликивали, привлекались к суду по обвинению в чародействе и предавались пыткам, самих же К. только отчитывали. В XVIII в., наоборот, к ответственности стали привлекаться К. Петр I видел в кликушестве притворное беснование, имеющее целью возведение поклепа на невинных людей. К этой мысли он, вероятно, приведен был тем, что царевна София пользовалась мнимыми К. для упрочения своего авторитета. В 1715 г. состоялся указ: "ежели где явятся мужеска и женска пола кликуша, то, сих имая, приводить в приказы и розыскивать" (т. е. допрашивать под пыткой). Указом 1716 г. и духовным регламентом 1721 г. на архиереев возложена обязанность разыскивать К. и предавать их гражданскому суду. В 1729-30 гг. в одной волости обвинены были в икотном деле 232 человека, в том числе замужних женщин 116, вдов 5, малолетних и взрослых девушек 26, мальчиков и женатых мужчин 84. Указ 1737 г., замечая, что "в Москве являются по церквям и монастырям К., которым в той притворной шалости свобода дается, а сверх того над ними и молитвы отправляются", подтверждает обязанность архиереев разыскивать К. и за недонесение грозит им извержением из сана. Те же воззрения на кликушество господствовали и в первой половине XIX столетия. В 1843 г. появились К. в Подольском уезде Московской губернии; министерство, считая беснование К. притворством и обманом, предписало принимать против них полицейские меры, подвергая их негласно легкому телесному наказанию или непродолжительному содержанию под стражей. Но и обвинения в порче, выкликавшиеся К., не всегда оставлялись без внимания: в 1815 г. в Поморье один крестьянин за напускание икоты был наказан 65 ударами кнута. В 1840-х годах журнал "Маяк", а в 1850-х годах - "Домашняя Беседа" взяли под свою защиту К., как несчастных, действительно подвергшихся порче, а с другой стороны, вносили на свои страницы рассказы о К., знаменующих продолжающееся еще спасение человека. Уложение о наказаниях 1845 г. постановило: "так называемые К., которые делают на кого-либо изветы, утверждая, что он причинил им зло будто бы посредством чародейства, подвергаются за сей злостный обман заключению в смирительном доме на время от 6 месяцев до 1 года" (по Своду Законов 1842 г. К. наказывались плетьми). Уложение о наказаниях изд. 1885 г. (ст. 937) воспроизводит это правило, заменяя лишь заключение в смирительном доме тюремным заключением на время от 4 до 8 месяцев. Сенат (решение кассационного уголовного департамента 1874 г. № 432) разъяснил, что закон карает только "злостный обман", т. е. только притворных К., а отнюдь не действительных, которые, приписывая свои страдания действиям известного лица, оговаривают его в порче.

Ср. Клементовский, "Кликуши" (М., 1860 г. - из "Московской Медицинской Газеты"); Прыжов, "Русские К." ("Вестник Европы", 1868 г., № 10).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Кликуши" в других словарях:

    Кликуши женщины, подверженные истерическим припадкам, во время которых они издают неистовые крики. В древности такое поведение приписывали вселению в больную женщину дьявола или влиянию порчи. Толковый словарь русского языка Ушакова даёт… … Википедия

    - (иноск.) зловѣщіе люди. Ср. Нѣтъ, братецъ, нынѣ времена жуткія... Ужъ и кликуши по церквамъ вызываютъ нечисть... И. И. Лажечниковъ. Ледяной домъ. 1, 9. Поясн. Кликуши въ прямомъ смыслѣ бабы, страдающія падучей болѣзнью и въ безсознательномъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    - (иноск.) зловещие люди Ср. Нет, братец, ныне времена жуткие... Уж и кликуши по церквам вызывают нечисть... И.И. Лажечников. Ледяной дом. 1, 9. Кликуши в прямом смысле бабы, страдающие падучей болезнью и в бессознательном состоянии кричащие и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Женщины, страдающие кликушеством. Очень часто у К. наблюдаются нарушения менструального цикла, девиации полового поведения. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия

    Кликуши в древней России женщины, издающие непроизвольные крики во время церковных церемоний. Известны с XVII века. Интерпретация кликуш Неортодоксальные пророчицы, исполнившиеся благодати Святого Духа. Одержимые демонами Женщины, страдающие… … Википедия

    КЛИКУШЕСТВО - КЛИКУШЕСТВО, своеобразная бытовая разновидность истерии (см. Истерические психозы), широко распространенная среди русского крестьянства и появляющаяся то в виде единичных заболеваний то в виде целых психических эпидемий. Б ные… … Большая медицинская энциклопедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон … Википедия

    I прил. 1. соотн. с сущ. кликуша I, связанный с ними 2. Свойственный кликуше [кликуша I], характерный для кликуши. II прил. разг. 1. соотн. с сущ. кликуша II, связанный с ними 2. Свойственный кликуше [кликуша II], характерный для кликуши. II …

    I несов. неперех. 1. Быть подверженным кликушеству [кликушество I]. 2. Испытывать состояние кликуши [кликуша I]. 3. Вести себя как кликуша I. II несов. неперех. разг. 1. Быть подверженным кликушеству [ … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    I несов. неперех. разг. 1. Быть подверженным кликушеству [кликушество I]; кликушествовать I 1.. 2. Испытывать состояние кликуши [кликуша I]; кликушествовать I 2.. 3. Вести себя как кликуша I; кликушествовать I 3 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

У всякой клики свои кликуши.

Афоризмы о жизни

Она закричала —, что он отравил ее жизнь, замучил, довел до кликушества.

Герман, Я отвечаю за все.

Кликушество как качество личности – подверженность истерии, выражающейся в судорожных припадках, выкриках, причитаниях, взвизгиваниях, бурной жестикуляции; склонность крикливо, демагогически выражать недовольство кем-либо или чем-либо.

Читая «Братья Карамазовы», обнаруживаешь описание кликуш: «… в детстве моем мне часто случалось в деревнях и по монастырям видеть и слышать этих кликуш. Их приводили к обедне, они визжали или лаяли по-собачьи на всю церковь, но когда выносили дары и их подводили к дарам, тотчас „беснование“ прекращалось, и больные на несколько времени всегда успокаивались. Меня ребенка очень это поражало и удивляло. Но тогда же я услышал от иных помещиков и особенно от городских учителей моих, на мои расспросы, что это все притворство, чтобы не работать, и что это всегда можно искоренить надлежащею строгостью, при чем приводились для подтверждения разные анекдоты. Но впоследствии я с удивлением узнал от специалистов-медиков, что тут никакого нет притворства, что это страшная женская болезнь, и кажется по преимуществу у нас на Руси, свидетельствующая о тяжелой судьбе нашей сельской женщины, болезнь, происходящая от изнурительных работ слишком вскоре после тяжелых, неправильных, безо всякой медицинской помощи родов; кроме того от безвыходного горя, от побоев и пр., чего иные женские натуры выносить по общему примеру все-таки не могут. Странное же и мгновенное исцеление беснующейся и бьющейся женщины, только лишь бывало ее подведут к дарам (…) происходило вероятно тоже самым натуральным образом, и подводившие ее к дарам бабы, а главное, и сама больная, вполне веровали, как установившейся истине, что нечистый дух, овладевший больною, никогда не может вынести, если ее, больную, подведя к дарам, наклонят пред ними. А потому и всегда происходило (и должно было происходить) в нервной и конечно тоже психически больной женщине непременное как бы сотрясение всего организма ее в момент преклонения пред дарами, сотрясение, вызванное ожиданием непременного чуда исцеления и самою полною верой в то, что оно совершится. И оно совершалось хотя бы только на одну минуту. Точно так же оно и теперь совершилось, едва лишь старец накрыл больную эпитрахилью».

Если абстрагироваться от клинических случаев, то кликушество как качество личности стоит на вере людей в порчу и проявляется оно при вскрытии законсервированных обид. Нельзя исключать и крепко законспирированное притворство. Профессор Ю.В.Каннабих пишет: «Другое проявление нервности называется истерией. В деревнях такие больные называются кликушами, т.к. они, падая в судорогах, плачут и кричат, выкликают. Это большею частью женщины, с самого детства перенесшие много разных огорчений и обид, которых они не забыли. Хотя нельзя сказать, чтобы они постоянно думали бы об этих обидах, но в душе осталась заноза, чувствительные места, которые нельзя трогать. И вот скажет кто-нибудь слово не так, отнесется недостаточно внимательно или грубо – и тогда старая обида вдруг дает о себе знать, и начинает человек рыдать, и бить себя в грудь, и рвать на себе волосы. Окружающим непонятно, что какой-нибудь пустяк может вызвать такой сильный припадок».

Гнетущий образ колдуньи – кликуши выписал Сергей Есенин:

Косы растрепаны, страшная, белая,
Бегает, бегает, резвая, смелая.
Темная ночь молчаливо пугается,
Шалями тучек луна закрывается.
Ветер-певун с завываньем кликуш
Мчится в лесную дремучую глушь.
Роща грозится еловыми пиками,
Прячутся совы с пугливыми криками.
Машет колдунья руками костлявыми.
Звезды моргают из туч над дубравами.
Серьгами змеи под космы привешены,
Кружится с вьюгою страшно и бешено.
Пляшет колдунья под звон сосняка.
С черною дрожью плывут облака.

Иными словами, в основе кликушества лежат психологические травмы, перенесенные в детстве, плюс к этому тяжелые жизненные условия. А если учесть религиозные и мистические переживания, свойственные деревенским жителям, то становятся ясны и причины этого странного явления. То, что болезнь проявлялась преимущественно у женщин объясняется так: «истерические механизмы реагирования» у них более показательны, поскольку женщины более эмоциональны и менее сдержанны. Единственное, что не совсем ясно, так это факт массового кликушества. Впрочем, помешательство «заразно».

Кликушество в основном распространено в женской среде и носит обычно бытовой окрас. Мужское кликушество куда страшнее. После Октябрьской революции кликуши потеряли сценическую площадку. Церковники преследовались. Число божьих храмов катастрофически снижалось. Кликуши – мужчины поняли, что настало время, когда в цене горлопанство, крикунство и горлобесие. Чем тихо пахать и горбатиться, можно взять горлом больше, чем честным трудом. Кликуши становятся партийными и государственными деятелями. Профессор Егоров пишет: «Наиболее крикливые кликуши всех побеждали и становились во главе религиозной первичной организации (партийной ячейки). Дальнейший социальный рост кликуш зависел от наличия нахрапистости, от безнравственности, от наличия серости и т.д.». Иными словами, кликуши после Октября 1917 года превратились в оборотней. Они были в первых рядах там, где можно было взять власть горлом.

То, что человек может быть одержим бесом, - довольно древнее поверье. С таким человеком могут случаться припадки - тогда он бьется в конвульсиях, кричит неестественным голосом, ругается, богохульствует, издает звериные звуки, говорит то от себя, то бес через него глаголит. Такие бесноватые на Руси и в Восточной Белоруссии назывались кликушами , в некоторых районах России (особенно на Русском Севере) - икотницами. Как правило, кликушеством страдали/страдают женщины, хотя и не всегда. Еще говорят, что христианские символы для них невыносимы.

Первые упоминания

Сам термин «кликуша» связан с глаголами «кликать» (изн. смысл - «предсказывать») и «клечетать» (кричать, как хищные птицы). Явление кликушества/икотки весьма архаичное, оно является частью мифологического сознания и элементом традиционной культуры. В России его отмечали и отмечают в крупных селах.

Первые письменные упоминания о кликушах восходят к древнерусским памятникам XI века. Эта «болезнь» столь мифологизирована, что людские предрассудки наделяют «чревовещание» кликуши даром предвидения: можно узнать что-то о пропавшей вещи или человеке или даже будущее. Когда в кликуше говорит бес, то говорение обыкновенно происходит не как у здоровых людей, на выдохе, а на вдохе.

Примерно с XVI века кликушество стало ассоциироваться исключительно с действием нечистой силы. Так, «Повесть о Петре и Февронии» повествует о бесе, вселившемся в молодую жену князя. О кликуше рассказывается и в автобиографии протопопа Аввакума. Кликуши подвергались преследованиям со стороны светских и духовных властей. Явление кликушества достигло своего апогея в XVII-XVIII веках, что, вероятно, связано с суеверными настроениями, развившимися в результате никоновских реформ и последовавшего за ними церковного раскола.

Поверья

Народное сознание отделяет колдунов и ведьм, близких к нечистой силе, от кликуш, являющихся вполне обычными живыми людьми, принадлежащими к христианскому миру, но определяющих себя как вместилище злого духа. Суть отличия в том, что колдун или ведьма причиняют зло, а кликуша является жертвой зла. Отсюда снисходительное отношение к кликушам в народе.

Согласно поверьям, кликушество насаждает колдун, называемый иногда икотником. Он может заговорить злого духа на конкретное имя и пустить его по ветру. Может насадить в напиток брожения (пиво или квас), подбросить в насекомое или мелкое животное, под видом которого пребывает зло. Стоит проглотить это, как человек портится. Причем после изгнания икоты или после смерти одержимого стоит поймать появившуюся мышку, лягушку или мушку и бросить ее в печь, иначе она вселится в кого-нибудь другого.

Преследования

Еще заподозрил кликуш в притворстве. Дело в том, что по нормам XVII века имя, которое выкрикивала кликуша в припадке, считалось именем человека, наславшего на нее порчу. И если над кликушей проводился только обряд отчитки (экзорцизма), то «чародея» предавали пыткам. При таком раскладе очень удобно было притвориться бесноватой и свести счеты, например, со своей соперницей. Поэтому Петр Великий повелел допрашивать под пытками и самих кликуш. Тем не менее в 1820 году в одной из деревень Сибири велось следствие по обвинению двух женщин в кликушестве и порче ими тринадцати других женщин.

В 1845 году последовало новое Уложение о наказаниях, в котором кликушество четко определялось как обман, а самих кликуш предписывалось подвергать заключению на срок от полугода до года. Но народное сознание было неумолимо. В 1887 году в Торжке двое крестьян были обвинены в насылании порчи на молодых женщин. Подобное обвинение в адрес мельника было и в Вологодской губернии, только тот наслал порчу на родного племянника. Кликушество, или икотку, отмечали советские этнографы во второй половине XX века в районе Поволжья; в отдельных деревнях все еще можно встретить старушек-икотниц. Вероятно, человеческому сознанию необходимо ощущение чего-то необъяснимого, связывающего человека с мирозданием.