Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882).

Обращение к русскому музыкальному фольклору , так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь » (1879) и «Снегурочка » (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение.

Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями : «Сказка » (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио » (1887) и «Шехеразада » (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу » (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством » (1895), «Садко » (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога » и «Царская невеста » (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане » (1900), «Сервилия » (1901), «Пан воевода » (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже » (1904) и «Золотой петушок » (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике . В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством.

Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный » (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря » и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

Е. Гордеева

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова - явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории - от крестьянской реформы до периода между революциями. Одной из первых работ молодого музыканта была инструментовка только что оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского, последняя большая работа мастера, «Золотой петушок», относится к 1906–1907 годам: опера сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза» Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка» (1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского, два - от композиторского дебюта Прокофьева.

Таким образом, творчество Римского-Корсакова уже чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки - Даргомыжского и XX веком. Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя многое из опыта москвичей - Чайковского, Танеева, композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых художественных веяний, отечественных и зарубежных.

Всеобъемлющий, систематизирующий характер присущ любому направлению работы Римского-Корсакова - композитора, педагога, теоретика, дирижера, редактора. Его жизненная деятельность в целом - сложный мир, который хотелось бы назвать «космосом Римского-Корсакова». Цель же этой деятельности - собирание, фокусирование основных черт национального музыкального и, шире, художественного сознания, а в конечном итоге - воссоздание цельного образа русского миропонимания (конечно, в личностном, «корсаковском» его преломлении). Это собирание нерасторжимо связано с личностной, авторской эволюцией, так же как процесс обучения, воспитания - не только непосредственных учеников, но и всей музыкальной среды - с самообучением, самовоспитанием.

А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, говоря о постоянно обновляющемся многообразии разрешаемых Римским-Корсаковым задач, удачно охарактеризовал жизнь художника как «фугообразное сплетение нитей». Он же, размышляя о том, что заставляло гениального музыканта отдавать непомерно большую часть времени и сил «побочным» видам просветительского труда, указал на «отчетливое сознание своего долга перед русской музыкой и музыкантами». «Служение » - ключевое слово в жизни Римского-Корсакова, так же как «исповедь» - в жизни Мусоргского.

Считается, что русская музыка второй половины XIX века отчетливо тяготеет к усвоению современных ей достижений других искусств, в особенности литературы: отсюда предпочтение «словесных» жанров (от романса, песни до оперы, венца творческих устремлений всех композиторов поколения 1860-х), а в инструментальных - широкое развитие принципа программности. Однако ныне становится все более очевидным, что картина мира, созданная отечественной классической музыкой, совсем не тождественна таковым в литературе, живописи или архитектуре. Особенности роста русской композиторской школы связаны и со спецификой музыки как вида искусства и с особым положением музыки в отечественной культуре XX столетия, с ее особыми задачами в осмыслении жизни.

Историко-культурная ситуация в России предопределяла колоссальный разрыв между народом, который, по словам Глинки, «создает музыку», и теми, кто хотел ее «аранжировать». Разрыв был глубоко, трагически необратим, и последствия его сказываются до сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, многослойность совокупного слухового опыта русских людей содержала в себе неисчерпаемые возможности для движения и роста искусства. Быть может, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка - интонация есть самое органичное выявление индивидуально-человеческого и этнического, концентрированное выражение духовного опыта народа. «Многоукладность» национальной интонационной среды в России середины позапрошлого века - одна из предпосылок новаторства русской профессиональной музыкальной школы. Собирание в едином фокусе разнонаправленных тенденций - условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей западноевропейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники, - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. В этот период она окончательно выходит из-под власти прикладных функций и становится миросозерцанием в звуках.

Часто рассуждая о шестидесятничестве Мусоргского, Балакирева, Бородина, мы как бы забываем о принадлежности той же эпохе Римского-Корсакова. Между тем трудно найти художника, более верного самым высоким и чистым идеалам своего времени.

Знавшие Римского-Корсакова позднее - в 80-е, 90-е, 1900-е годы - не уставали удивляться тому, как жестко он прозаизировал себя и свой труд. Отсюда нередкие суждения о «сухости» его натуры, его «академизме», «рационализме» и т.д. На самом деле это типичное шестидесятничество в сочетании с характерным для русского художника избеганием излишней патетики применительно к собственной личности. Один из учеников Римского-Корсакова, М. Ф. Гнесин высказал мысль, что художник в постоянной борьбе с собой и с окружающими, со вкусами своей эпохи временами как бы ожесточался, становился в некоторых своих высказываниях уже и ниже себя. Это обязательно надо иметь в виду при истолковании высказываний композитора. Еще большего внимания заслуживает, по-видимому, замечание другого ученика Римского-Корсакова, А. В. Оссовского: строгость, придирчивость самоанализа, самоконтроля, неизменно сопровождавшие путь художника, были таковы, что человек меньшей одаренности просто не выдержал бы тех «ломок», тех экспериментов, которые он постоянно ставил на себе самом: автор «Псковитянки», как школьник, садится за задачи по гармонии, автор «Снегурочки» не пропускает ни одного представления вагнеровских опер, автор «Садко» пишет «Моцарта и Сальери», профессор-академист создает «Кащея» и т. д. И это тоже шло у Римского-Корсакова не только от натуры, но и от эпохи.

Общественная активность его всегда была очень высокой, а деятельность отличалась полным бескорыстием и безраздельной преданностью идее общественного долга. Но, в отличие от Мусоргского, Римский-Корсаков - не «народник» в специфическом, историческом значении этого термина. В проблеме народа он всегда, начиная с «Псковитянки» и поэмы «Садко», видел не столько историческое и социальное, сколько неделимое и вечное. По сравнению с документами Чайковского или Мусоргского в письмах Римского-Корсакова, в его «Летописи» немного признаний в любви к народу и к России, но как художнику ему было свойственно колоссальное чувство национального достоинства, и в мессианстве русского искусства, в частности музыки, он был уверен отнюдь не менее Мусоргского.

Всем кучкистам была свойственна такая черта шестидесятничества, как бесконечная пытливость к явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского-Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере на природе, понимаемой как единство стихии и человека, и на искусстве как высшем воплощении такого единства. Подобно Мусоргскому и Бородину, он неуклонно стремился к «позитивному», «положительному» знанию о мире. В своем стремлении самым тщательным образом проштудировать все области музыкальной науки он исходил из положения - в которое (как и Мусоргский) верил очень твердо, иногда до наивности, - что в искусстве существуют столь же объективные, универсальные, как в науке, законы (нормы) а не только вкусовые пристрастия.

В результате эстетико-теоретическая деятельность Римского-Корсакова обняла почти все области знания о музыке и сложилась в законченную систему. Ее компоненты: учение о гармонии, учение об инструментовке (оба в виде больших теоретических трудов), эстетика и форма (заметки 1890-х годов, критические статьи), фольклор (сборники обработок народных песен и примеры творческого осмысления народных мотивов в сочинениях), учение о ладе (большая теоретическая работа о старинных ладах была уничтожена автором, но сохранился краткий ее вариант, а также примеры трактовки старинных ладов в обработках церковных роспевов), полифония (соображения, высказанные в письмах, в разговорах с Ястребцевым и т.д., а также творческие примеры), музыкальное образование и организация музыкального быта (статьи, а главным образом просветительская и педагогическая деятельность). Во всех этих областях Римский-Корсаков высказал смелые идеи, новизна которых нередко затушевана строгой, лаконичной формой изложения.

«Создатель „Псковитянки“ и „Золотого петушка“ не был ретроградом. Он был новатором, но таким, которым стремился к классической завершенности и соразмерности музыкальных элементов» (Цуккерман В. А.). По Римскому-Корсакову, возможно любое новое в любой области при условиях генетической связи с прошлым, логичности, смысловой обусловленности, архитектонической организованности. Таково его учение о функциональности гармонии, в котором логические функции могут быть представлены созвучиями самых разных структур; таково его учение об инструментовке, открывающееся фразой: «В оркестре нет дурных звучностей». Необычайно прогрессивна предложенная им система музыкального образования, в которой модус обучения связан прежде всего с характером одаренности ученика и доступностью тех или иных способов живого музицирования.

Эпиграфом к своей книге об учителе М. Ф. Гнесин поставил фразу из письма Римского-Корсакова к матери: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай». Эта как бы случайная фраза юного кадета Морского корпуса замечательно характеризует позицию Римского-Корсакова - художника в будущем. Быть может, подходит к его личности и евангельская притча о двух посланных, один из которых сразу сказал «пойду» - и не пошел, а другой сначала сказал «не пойду» - и пошел (Матф., XXI, 28-31).

В самом деле, на протяжении творческого пути Римского-Корсакова замечается немало противоречий между «словами» и «делом». Например, никто так яростно не ругал кучкизм и его недостатки (достаточно вспомнить восклицание из письма к Крутикову: «О, русские композито ры - ударение Стасова, - своим необразованием обязанные самим себе!», целый ряд обидных высказываний в «Летописи» о Мусоргском, о Балакиреве и т. д.), - и никто не был столь последователен в отстаивании, защите основных эстетических принципов кучкизма и всех его творческих достижений: в 1907 году, за несколько месяцев до смерти, Римский-Корсаков называл себя «убежденнейшим кучкистом». Мало кто столь критично относился к «новым временам» вообще и к принципиально новым явлениям музыкальной культуры на рубеже веков и в начале XX столетия - и вместе с тем так глубоко и полно ответил духовным запросам новой эпохи («Кащей», «Китеж», «Золотой петушок» и другое в позднем творчестве композитора). Римский-Корсаков в 80-х - начале 90-х годов подчас очень жестко отзывался о Чайковском и его направлении - и он же постоянно учился у своего антипода: творчество Римского-Корсакова, его педагогическая деятельность, несомненно, являлись главным связующим звеном между петербургской и московской школами. Еще сокрушительнее корсаковская критика Вагнера и его оперной реформы, а между тем он среди русских музыкантов наиболее глубоко воспринял идеи Вагнера и творчески на них ответил. Наконец, никто из русских музыкантов с таким постоянством не подчеркивал на словах свой религиозный агностицизм, и мало кто сумел в творчестве создать столь глубокие образы народной веры.

Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. В главе из «Летописи», посвященной «Снегурочке», он формулировал свой творческий процесс следующим образом: «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества и природы и брал напетое ими и подсказанное в основу своего творчества». Внимание художника в наибольшей степени сосредоточивалось на великих явлениях космоса - небо, море, солнце, звезды и на великих явлениях в жизни людей - рождение, любовь, смерть. Этому соответствует вся эстетическая терминология Римского-Корсакова, в особенности его любимое слово - «созерцание ». Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания - «жизнь человеческого духа и природы, выраженная в их взаимных отношениях ». Вместе с единством человеческого духа и природы художник утверждает единство содержания всех видов искусства (в этом смысле его собственное творчество безусловно синкретично, хотя и на иных основаниях, нежели, например, творчество Мусоргского, тоже утверждавшего, что искусства разнятся между собой лишь в материале, но не в задачах и целях). Девизом ко всему творчеству Римского-Корсакова можно было бы поставить его собственные слова: «Представление прекрасного есть представление бесконечной сложности». При этом ему не был чужд и любимый термин раннего кучкизма - «художественная правда», он протестовал лишь против суженного, догматического его понимания.

Особенности эстетики Римского-Корсакова обусловили расхождение его творчества с общественными вкусами. По отношению к нему столь же правомерно говорить о непонятости, как и по отношению к Мусоргскому. Мусоргский больше, чем Римский-Корсаков, соответствовал своей эпохе по типу дарования, по направленности интересов (обобщенно говоря, история народа и психология личности), однако радикализм его решений оказывался не по плечу современникам. У Римского-Корсакова непонятость носила не столь острый, но не менее глубокий характер.

Жизнь его была как будто очень счастлива: прекрасная семья, отличное воспитание, увлекательное кругосветное путешествие, блестящий успех первых сочинений, необычайно удачно сложившаяся личная жизнь, возможность целиком посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее уважение и радость видеть рост вокруг себя талантливых учеников. Тем не менее, начиная со второй оперы и вплоть до конца 90-х годов, Римский-Корсаков постоянно сталкивался с непониманием и «своих» и «чужих». Кучкисты считали его композитором не оперным, не владеющим драматургией и вокальным письмом. Долго бытовало мнение об отсутствии у него самобытного мелодизма. За Римским-Корсаковым признавали мастерство, особенно в области оркестра, - но не более того. Это затянувшееся недоразумение было по сути основной причиной тяжелого кризиса, пережитого композитором в период после смерти Бородина и окончательного распада Могучей кучки как творческого направления. И только с конца 90-х годов искусство Римского-Корсакова становится все более созвучным эпохе и встречает признание и понимание в среде новой русской интеллигенции.

Родился Николай Андреевич 18 марта 1844 году, недалеко от Петербурга в городке под названием Тихвин. Андрей Петрович, отец Николая Андреевича Римский-Корсаков, какое-то время был новгородским губернатором, а спустя какое-то время стал волынским губернатором. Софья Васильевна, мама Николая Андреевича, была домохозяйкой. Но к большому удивлению, на будущее композитора повлияли совсем не родители, а брат, которого звали Воин Андреевич.

В раннем детстве музыка Николаю Андреевичу нравилась меньше чем книги, но как только композитору исполнилось 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Когда Николаю Андреевичу исполняется 18 лет, умирает его отец, вследствие чего семья Римский-Корсаков перебираются в Петербург. После недолгого пребывания в Петербурге Николай Андреевич знакомится с Милием Алексеевичем Балакиревым, который впоследствии повлияет на его окончательное мнение и взгляды на жизнь.

Первое сочинение Николая Андреевича, под названием Первая симфония, начало создаваться так же при присутствии Балакирева в жизни Николая Андреевича. После выпуска первой части Николай Андреевич поступает на службу и за 3 года службы появляется только вторая часть Первой симфонии. По возвращению со службы Николая возвращается в кружок Балакирева, благодаря чему остается под влиянием народной музыки, что влияло на создание его творчества. Далее композитор создает музыкальную композицию под названием Садко.

Далее он помогает другим композиторам в создании их творчества. В 1872 году Николай Андреевич женится. В начале 1870 х годов Николай становится профессором, а в середине 70 х годов он начинает сам совершенствовать свои знания. А вот в 90 х годах у композитора замечен серьезныйспад в его творческой деятельности.

Краткая биография Римский-Корсаково

Великий композитор родился в дворянской семье в 1844 году. С детства у него была отличная музыкальная память, абсолютный слух и точное чувство ритма. В 12 лет он поступил в кадетский корпус в Петербурге, так как с детства он мечтал стать моряком. Однако там он страдал от системы воинского обучения, и единственной отрадой для него было посещение оперы. В 17 лет Николай стал членом «Могучей кучки» содружества молодых композиторов.

С первой оперой «Псковитянка» к нему пришла слава. Он становится преподавателем инструментовки в консерватории в Санкт-Петербурге. Римский-Корсаков разрабатывает курс оркестровки, проводит осмотр военных духовых оркестров, преподает в консерватории, руководит концертами в бесплатной музыкальной школе и, при этом, создает оперы, симфонии, камерную и церковную музыку.

С 1894 года почти ежегодно выходят новые оперы Римского-Корсакова: «Ночь перед Рождеством», «Моцарт и Сальери».В 1905 году Николай Андреевич поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из учебного заведения солдат, участвовавших в расправе над населением в январе 1905 года. За это его уволили из консерватории, за ним был учрежден полицейский надзор, его сочинения были запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году Николая Андреевича не стало.

Композитор Римский-Корсаков открыл слушателям удивительный мир сказки. Его композиции являются достоянием русской культуры.

Биография Римского-Корсакова

Николай Римский-Корсаков – знаменитейший композитор, чьи оперы до сих пор не сходят со сцен первых театров Европы и мира. Узнаваемый стиль Римского-Корсакова – простота и спокойное внутренне величие; а его духовные произведения снискали у публики не меньшую любовь, чем светская музыка.

Николай Андреевич родился в 1844-ом году семье государственного служащего, занимавшего высокие посты во вверенной ему Новгородской губернии. Мать будущего композитора была дочерью помещика и крепостной крестьянки; но ни занятость отца, ни низкое происхождение матери не повлияли на обстановку в семье отрицательно. Николай Андреевич рос, окружённый любовью и заботой глубоко религиозных людей. Приглашённые на дом учителя преподавали мальчику грамоту и музыку, и, хотя последняя довольно рано вошла в круг интересов Римского-Корсакова, предпочтение он отдавал музыке церковной и народной.

Переезд будущего композитора в Санкт-Петербург был связан со смертью его отца. Юноше было восемнадцать лет; он быстро вошёл в артистические – прежде всего, музыкальные – круги столицы того времени. Главное событие этого периода, безусловно, - встреча Римского-Корсакова с Милием Алексеевичем Балакиревым, композитором, в кружке которого и сформировались музыкальные и общеэстетические вкусы Николая Андреевича. Балакирев оказывал своим ученикам – в числе которых был и Модест Петрович Мусоргский – всяческую поддержку, помогал им найти свои сильные стороны и определить свою дорогу в музыкальном мире.

Под влиянием, вероятно, опыта и авторитета своего старшего брата, Воина, Николай Андреевич, окончив в Петербурге Морскую академию, отправился на военно-морскую службу. В условиях такого путешествия не оставалось времени для сочинительства; но опыт посещения других стран и величие морских просторов Римский-Корсаков запечатлел позже в своих «Морских пейзажах».

Вернувшись в столицу, Николай Андреевич снова сходится с кружком Балакирева, к которому успели присоединиться многие молодые композиторы, среди них – Пётр Ильич Чайковский и Александр Сергеевич Даргомыжский. Римский-Корсаков возобновляет работу над симфонией, оставленную им из-за службы. Эта симфония была завершена и исполнена в 1865-ом году.

Следующие два года композитор трудится над оперой «Садко». В ней нашли выражение тенденции, мотивы и музыкальные взгляды Римского-Корсакова, ставшие впоследствии определяющими для всего его творческого пути. В будущем композитор не единожды обращался к сказочному материалу в поисках вдохновения.

С 1870-80-ми годами связана активная педагогическая деятельность Римского-Корсакова – он занимал должность директора нескольких важных Санкт-Петербургских музыкальных школ и академий.

После краткого перерыва в творчестве ради изучения философии в 1890-х годах, композитор вернулся к бурной деятельности – на рубеже веков создаются оперы («Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и др.) и отдельные симфонические произведения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался в своей загородной усадьбе под Петербургом в 1908-м году. Ныне эта усадьба реконструирована и объединена с соседними владениями композитора в мемориальный музейный комплекс.

3, 4, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны - Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок.

Краткая биография

Город Тихвин известен за пределами Ленинградской области, пожалуй, двумя событиями: в 14 веке здесь явилась икона Тихвинской Божией Матери, а 18 марта 1844 года в семье 60-летнего отставного чиновника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его 41-летней супруги Софьи Васильевны родился сын, которого назвали Николаем. Обучаться музыке мальчик начал с раннего детства, но мечтал не о ней, а о море: старший брат был офицером флота, и Нике, как звали его дома, хотелось походить на него. Поэтому в 12 лет он поступает в столичный Морской кадетский корпус. В Петербурге юноша знакомится с М.А. Балакиревым и становится членом его композиторского кружка «Могучая кучка », наравне с Ц.А. Кюи, А.П. Бородиным и М.П. Мусоргским . А ведь ему едва минуло 17!


В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. В 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.

  • В 1910 году в рамках «Русских сезонов» Михаил Фокин поставил в парижской Гранд-Опера балет «» на музыку сюиты Римского-Корсакова. В 1993 году балет был возобновлен в России, с 1994 года – в репертуаре Мариинского театра.
  • С большой любовью и абсолютной удовлетворенностью композитор относился только к двум своим операм – «Снегурочке » и «Царской невесте».
  • Санкт-Петербургская консерватория, в которой более 35 лет преподавал Н.А. Римский-Корсаков, сейчас носит его имя.
  • Два самых вдающихся ученика Римского-Корсакова, Стравинский и Прокофьев, неоднозначно отзывались о его занятиях. Игорь Федорович по-человечески любил своего учителя, но не находил в его музыке глубины и не разделял его атеистических убеждений. Сергей Сергеевич считал занятия с мастером поверхностными, ему недоставало взаимного общения. Именно поэтому Прокофьев не называл себя учеником Римского-Корсакова. Вместе с тем музыка «Сказания...» и «Снегурочки» потрясли и творчески вдохновили молодого композитора.
  • Римский-Корсаков – 26-й по частоте исполнения оперный композитор в мире. В прошлом сезоне постановки его опер были показаны более 650 раз. Самая исполняемое произведение – «Царская невеста», она входит в сотню самых популярных опер мира.
  • Мариинский театр чтит исторические связи с произведениями Римского-Корсакова: в его текущем репертуаре 8 опер композитора и балет «Шехеразада».
  • Из 10 представителей шестого поколения потомков композитора только двое – Андрей Владимирович и Александр Владимирович носят его фамилию. Они – праправнуки Владимира Николаевича, его третьего сына. Среди праправнуков самого Н.А. Римского-Корсакова – Ольга Фаворская, певица и композитор.

Творчество

Одной из самых ярких особенностей Н.А. Римского-Корсакова была невероятная способность к восприятию опыта. Принято считать, что в основе его творчества – народная культура. Это так, но разве не слышны в его Первой симфонии идеи Балакирева, в раннем творчестве – влияние Листа и Шуберта? Разве не называют «Сказание о невидимом граде Китеже …» русским «Парсифалем»?


В современном представлении Римский-Корсаков – прежде всего автор многих популярных опер. Но с момента образования «Могучей кучки» и до конца 80-х годов 19 века современники видели в нем прежде всего симфониста. Это справедливо с той точки зрения, что после 80-х годов композитор полностью сосредоточился на оперном жанре. А до того – создал несколько крупных симфонических произведений. Первую симфонию (1862-1865) он написал раньше всех своих соратников-кучкистов. Она стала второй из написанных русскими композиторами симфоний. Но, по выражению Ц. Кюи, первой истинно русской. В ней прослеживается гармония национальной музыки, а одна из ее частей написана на тему народной песни. В следующих симфонических произведениях композитор продолжил разработку славянских мелодий.

В 1867 Римский-Корсаков впервые обратился к сюжету древнерусской былины «Садко» - была написана одноименная симфоническая картина. После чего началась работа над Второй симфонией. Сюжетом послужила сказка – еще один творческий символ композитора. Спустя годы он переименует свое детище в симфоническую сюиту «Антар ». В начале 1870-х была написана Третья симфония, которая получилась не слишком удачной, а в середине 80-х была полностью переработана.

Музыка Римского-Корсакова в кино

Основные мелодии Н.А. Римского-Корсакова, востребованные кинематографом – «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Ария индийского гостя» из «Садко». Музыка композитора звучит более чем в полутора сотнях фильмов, наиболее заметные из которых:

  • Да здравствует Цезарь! (2016)
  • 1+1 (2011)
  • Горбатая гора (2005)
  • Блеск (1996)
  • Казино (1995)
  • Женщины на грани нервного срыва (1988)
  • Заводной апельсин (1971)

Сериалы


  • Теория большого взрыва (2007-н.в.)
  • Как я встретил вашу маму (2005-2014)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Коломбо (1971-2003)
  • Маппет шоу (1976-1981)

Советский фильм 1953 года «Римский-Корсаков» - единственный байопик о жизни великого композитора. Он был снят на киностудии «Ленфильм» Геннадием Казанским и Григорием Рошалем. Заглавную роль сыграл Григорий Белов, в остальных ролях снялись выдающиеся артисты своего времени – Н. Черкасов, А. Борисов, Л. Гриценко, Л. Сухаревская. Картина рассказывает о второй половине жизни композитора, много экранного времени в ней отведено музыке – показаны сцены из крупнейших опер. К сожалению, сценарий не избежал политической конъюнктуры – большое внимание уделено революционным настроениям и событиям 1905 года, а предприниматели Мамонтов и Дягилев изображены в негативном свете.

Экранизаций опер композитора также почти нет. В 1950-е были созданы анимационные фильмы «Ночь перед Рождеством» и «Снегурочка», а также художественный фильм А. Птушко «Садко», в которых звучала музыка одноименных опер. В 1960-е режиссер Владимир Гориккер выпустил два фильма-оперы: «Моцарт и Сальери» и «Царская невеста». Также существуют несколько DVD-версий театральных постановок: «Садко» Мариинского и Большого театров, «Царская невеста» Немецкой государственной оперы и других.

Биография и эпизоды жизни Николая Римского-Корсакова. Когда родился и умер Николай Римский-Корсаков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Николая Римского-Корсакова:

родился 6 марта 1844, умер 8 июня 1908

Эпитафия

«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»
Из романса Николая Римского-Корсакова на стихи Александра Пушкина

Биография

С самого детства он грезил морем, но гениальный музыкальный талант полностью изменил биографию Римского-Корсакова. И, возможно, именно любовь к морю, к этой огромной и очаровывающей стихии, помогла композитору написать такие великие произведения, как, например, опера «Садко» или «Сказка о царе Салтане». Так или иначе, в том, что однажды молодой моряк, с отличием окончивший кадетский корпус и три года прослуживший на морском флоте, решил посвятить себя музыке, есть счастливое провидение. Иначе мы никогда бы не узнали великого композитора Николая Римского-Корсакова, а также, возможно, многих других великих учеников композиторской школы, которую создал Римский-Корсаков.

Свое начальное музыкальное образование Римский-Корсаков получил еще дома - его первым инструментом стал барабан, а в 11 лет он уже сочинял собственные произведения. Серьезное увлечение музыкой появилось у будущего композитора в то время, когда он учился в Морском кадетском корпусе. Тогда же он начал брать уроки у педагога по фортепиано, которые пришлось прервать, когда юношу отправили служить. К тому времени он уже состоял в кружке «Могучая кучка» и даже закончил свое первое крупное произведение. И хотя на корабле не было ни времени, ни возможности продолжать сочинительство, вернувшись домой, молодой человек решил полностью посвятить свою дальнейшую жизнь музыке. Так началась музыкальная биография Римского-Корсакова, величайшего русского композитора второй половины двадцатого века.

Музыкальное наследие композитора грандиозно - за свою жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, 3 симфонии и множество других инструментальных произведений. Параллельно с сочинительством он успевал преподавать в консерватории, работать директором музыкальной школы и исполнять обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, дирижировать симфоническими оркестрами и оперными спектаклями. Возможно, талант действительно был дан Римскому-Корсакову от природы, но без его невероятного трудолюбия, без той отдачи, с которой он служил музыке, ему вряд ли бы удалось создать столько прекрасных и гениальных музыкальных произведений.

Смерть Римского-Корсакова наступила на 65-м году жизни, композитор скончался в своем имении, где сегодня находится мемориальный музей-заповедник композитора. Причиной смерти Римского-Корсакова стал инфаркт. Похороны Римского-Корсакова прошли в Санкт-Петербурге, могила Римского-Корсакова находится на Тихвинском кладбище.

Линия жизни

6 марта 1844 г. Дата рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
1856-1862 гг. Учеба в Морском кадетском корпусе.
1861 г. Вступление в Балакиревский кружок (впоследствии «Могучая кучка»).
1862-1865 гг. Служба в морском флоте.
1865 г. Написание «Первой симофнии».
1867 г. Написание «Сербской фантазии» и музыкальной картины «Садко».
1871 г. Преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.
30 июня 1872 г. Женитьба на Надежде Пургольд.
1873 г. Рождение сына Михаила.
1873-1884 гг. Работа инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
1874-1881 гг. Работа директором Бесплатной музыкальной школы.
1874 г. Работа дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.
1875 г. Рождение дочери Софьи.
1878 г. Рождение сына Андрея.
1883 г. Рождение сына Владимира.
1888 г. Рождение дочери Надежды.
1896-1907 гг. Написание Римским-Корсаковым опер «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
8 июня 1908 г. Дата смерти Римского-Корсакова.
12 июня 1908 г. Похороны Николая Римского-Корсакова.

Памятные места

1. Дом Римского-Корсакова в Тихвине, в котором он родился.
2. Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова в последней петербургской квартире, где проживал композитор.
3. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где преподавал композитор.
4. Детская музыкальная школа им. Римского-Корсакова, преемница Бесплатной музыкальной школы, директором которой работал Римский-Корсаков в 1874-1881 гг.
5. Памятник Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге.
6. Мемориальный музей-заповедник композитора, состоящий из усадеб Вечаша и Любенск, где скончался Римский-Корсаков.
7. Тихвинское кладбище, где похоронен Римский-Корсаков.

Эпизоды жизни

Римский-Корсаков был не только гениальным композитором, но и талантливым педагогом. Однажды он должен был вести лекцию по контрапункту в Петербургской консерватории. Свой урок он начал со слов: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным…»

Композитор всегда был остр на язык и умел парировать любые нападки и оскорбления. Однажды один завистник заметил Римскому-Корсакову, что, мол, его музыка очень похожа на музыку композитора Бородина. На что Николай Андреевич спокойно заметил: «Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»

Несмотря на остроту ума и дипломатичность, Римский-Корсаков тяжело переживал общение с цензорами. Незадолго до смерти Римского-Корсакова разгорелся конфликт по поводу выхода его оперы «Золотой петушок», в которой цензурный комитет усмотрел пародию на царя. Композитор так тяжело переживал эту ситуацию, что, когда он узнал, что постановка оперы так и не увидит свет, у него не выдержало сердце и Римский-Корсаков скончался.

Завет

«Не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков».


Биография Николая Римского-Корсакова на телеканале «Культура»

Соболезнования

«Верный сын русского народа, он воплотил в себе лучшие стороны национального ума, характера, психологии. Его жизнь - подвиг, его творчество - слава русской музыки во всех краях земли».
Владимир Стасов, музыкальный критик

Краткая биография Римского-Корсакова востребована не только учащимися музыкальных школ, но и вообще всеми, кто интересуется искусством. Предлагаем вам кратко ознакомиться с жизнью выдающегося маэстро, и узнать главные моменты из его творчества.

Тем и интересные, что в немногих словах передают главную суть.

Биография Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – выдающийся русский композитор, педагог и дирижер. Прожив всего 64 года, он успел многое сделать для искусства, войдя в историю, как талантливый мастер своего дела.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Родился Римский-Корсаков 18 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. Несмотря на склонность к музыке, которая у Николая Андреевича проявилась с раннего детства, он все же пошел на военную службу. Сильное влияние в этом деле на него оказал старший брат, офицер и будущий контр-адмирал.

Начав обучение в 6 лет, он увлекся церковной музыкой и народными песнями, а в 11 написал первое произведение.

В 1862 г, после смерти отца, семья Римского-Корсакова переехала в Санкт-Петербург. Именно там Николай Андреевич познакомился с выдающимся композитором и педагогом М. А. Балакиревым. Вступив в его кружок, который потом получил название «Могучая кучка», Римский-Корсаков окончательно сформировал свои эстетические взгляды.

Краткая биография не позволяет нам рассказать обо всех особенностях военной службы будущего композитора. Скажем лишь, что с 1862 по 1865 год Римский-Корсаков служит на клипере (корабле) «Алмаз». Три года путешествий позволили ему повидать много стран, однако заниматься музыкой, практически не было времени.

Начало творчества Римского-Корсакова

Через три года вернувшись в Санкт-Петербург, Николай Андреевич снова налаживает контакты с кружком Балакирева. Именно тогда он знакомится с А.П. Бородиным, Л.И. Шестаковой (сестрой Глинки) и П.И. Чайковским.

Под влиянием Балакирева, Римский-Корсаков продолжает работать над своей Первой симфонией. В это же время из-под его пера выходят «Увертюра на русские темы» (1866), «Сербская фантазия» (1867), симфоническая картина «Садко» (1896), Вторая симфония («Антар», 1868 г.) и ряд ярких поэтичных романсов. Всего им было написано 79 романсов.

Учитывая биографию Римского-Корсакова, который был из военно-морского рода, ему на генетическом уровне передалась любовь к морю. До него никто даже не пробовал изображать морскую стихию в музыкальных красках.

С помощью необычных приемов ему удавалось виртуозно предавать особенности моря и всего, что с ним связано. Позже эти идеи стали перенимать и другие знаменитые композиторы.

Интересен факт, что Римский-Корсаков обладал так называемым цветным слухом. То есть он каждую тональность видел в определенном цвете. Эта уникальная особенность называется синестезией. Таким образом, ми мажор у него соотносился с синим цветом. Поэтому все «морские» произведения написаны у него именно в ми мажоре.

Успех и признание

Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.

Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.


Композитор в 1897 году

Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.

В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.

Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».

Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского.

Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), « и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Семья Римского-Корсакова

В 1872 году Николай Андреевич женился на Надежде Николаевне Пургольд. Она также была пианисткой, музыковедом и композитором.

У них родилось семеро детей, двое из которых умерли в детстве. Не мудрено, что все дети получили хорошее музыкальное образование. Ведь и отец и мать были выдающимися деятелями на этом поприще.

Современники подчеркивали, что Римский-Корсаков был очень заботливым отцом и много внимания уделял своим детям. Он не только постоянно занимался с ними музыкой, но и воспитывал их в интеллигентных традициях того времени.

Более подробно о его биографии вы можете прочитать в книге серии «ЖЗЛ» автора И.Ф. Кунина.

Последние годы жизни

В 1905-1907 гг. в Российской империи начались революционные события. Римский-Корсаков выступил на стороне протестующих студентов, осуждающих действия администрации Петербургской консерватории. В знак солидарности он вообще уволился, однако потом, когда руководство консерватории было сменено – вернулся на должность.

Еще один интересный факт из биографии. Некоторое время официально исполнять его произведения, было запрещено. Однако, несмотря на это, по стране регулярно проходили концерты произведений Римского-Корсакова, а толпы публики приходили послушать необыкновенную музыку. В знак поддержки Николая Андреевича слушатели каждый раз вставали.

Последователями композитора было около 200 выдающихся музыкантов, в числе которых такие величины, как Прокофьев, Стравинский, Гнесин, Танеев и другие.

Написав оперу «Золотой петушок», Римский-Корсаков открыто высмеял образ царя. За это произведение сразу же было запрещено. Узнав об этом, уже немолодой музыкант пережил инфаркт, что и послужило поводом к его скорой кончине.

Умер Николай Андреевич 21 июня 1908 года в деревне Любенск. Там у композитора была загородная усадьба. Теперь это музей его имени.

Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930 г. его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Если вам понравилась краткая биография Римского-Корсакова , обязательно поделитесь ею в социальных сетях.

И да, читайте самые интересные факты на и не забывайте подписываться на сайт любым удобным способом.