Понятия «направление», «течение», «школа» относятся к терминам, описывающим литературный процесс — развитие и функционирование литературы в историческом масштабе. Определения их являются в литературоведческой науке дискуссионными.

Под направлением в XIX веке понимался общий характер содержания, идей всей национальной литературы или какого-либо периода ее развития. В начале XIX столетия литературное направление ассоциировалось в целом с «господствующим направлением умов».

Так, И. В. Киреевский в статье «Девятнадцатый век» (1832) писал о том, что господствующее направление умов конца XVIII века есть разрушительное, а новое состоит в «стремлении к успокоительному уравнению нового духа с развалинами старых времен...

В литературе результатом сего направления было стремление согласовать воображение с действительностью, правильность форм со свободою содержания... одним словом, то, что напрасно называют классицизмом, с тем, что еще неправильнее называют романтизмом».

Еще ранее, в 1824 году, В. К. Кюхельбекер заявил о направлении поэзии как основном ее содержании в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Кс. А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определенным этапам развития литературы.

В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи».

Для «реальной критики» — Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова — направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности.

Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ художественного миропонимания.

Это единство часто обусловлено сходством культурно-исторических традиций, нередко связано с типом сознания литературной эпохи, некоторые ученые полагают, что единство направления обусловлено единством творческого метода писателей.

Нет заданного списка литературных направлений, так как развитие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

К примеру, в рамках романтического мировосприятия могут быть выделены общенаправленческие черты романтизма, такие, как мотивы разрушения привычных границ и иерархий, идеи «одухотворяющего» синтеза, пришедшего на смену рационалистической концепции «связи» и «порядка», осознание человека как центра и тайны бытия, личности открытой и творческой и т. д.

Но конкретное выражение этих общих философско-эстетических основ миропонимания в творчестве писателей и само их мировоззрение различно.

Так, внутри романтизма проблема воплощения всеобщих, новых, внерациональных идеалов получила воплощение, с одной стороны, в идее бунта, кардинального переустройства существующего миропорядка (Д. Г. Байрон, А. Мицкевич, П. Б. Шелли, К. Ф. Рылеев), а с другой — в поиске своего внутреннего «я» (В. А. Жуковский), гармонии природы и духа (У. Вордсворт), религиозном самосовершенствовании (Ф. Р. Шатобриан).

Как видим, такая общность принципов является международной, во многом разнокачественной, и существует в достаточно размытых хронологических рамках, что обусловлено во многом национальной и региональной спецификой литературного процесса.

Одинаковая последовательность смены направлений в разных странах служит обычно доказательством их наднационального характера. То или иное направление в каждой стране выступает как национальная разновидность соответствующей международной (европейской) литературной общности.

Согласно этой точке зрения французский, немецкий, русский классицизм считаются разновидностями международного литературного направления — европейского классицизма, который представляет собой совокупность наиболее общих типологических признаков, присущих всем разновидностям направления.

Но следует непременно учитывать, что часто национальные особенности того или иного направления могут проявляться гораздо ярче, чем типологическое сходство разновидностей. В обобщении же присутствует некоторый схематизм, который может искажать реальные исторические факты литературного процесса.

К примеру, наиболее ярко классицизм проявил себя во Франции, где он представлен как законченная система и содержательных, и формальных признаков произведений, кодифицирован теоретической нормативной поэтикой («Поэтическое искусство» Н. Буало). Кроме того, представлен значительными художественными достижениями, оказавшими влияние на другие европейские литературы.

В Испании и Италии, где историческая ситуация складывалась иначе, классицизм оказался направлением во многом подражательным. Ведущей в этих странах оказалась литература барокко.

Русский классицизм становится центральным направлением в литературе также не без влияния французского классицизма, но приобретает собственное национальное звучание, выкристаллизовывается в борьбе «ломоносовского» и «сумароковского» течений. В национальных разновидностях классицизма много различий, еще больше проблем связано с определением романтизма как единого общеевропейского направления, в рамках которого нередко встречаются весьма разнокачественные явления.

Таким образом, построение общеевропейских и «мировых» моделей направлений как наиболее крупных единиц функционирования и развития литературы представляется весьма сложной задачей.

Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д. С. Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Именно им, по мнению критика, обусловлено сходство «поэтических явлений», произведений разных писателей.

Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению». Оба понятия обозначают возникающее на определенной стадии литературного процесса единство ведущих духовно-содержательных и эстетических принципов, охватывающее творчество многих писателей.

Под термином «направление» в литературе понимают творческое единство писателей определенной исторической эпохи, пользующихся общими идейно-эстетическими принципами изображения действительности.

Направление в литературе рассматривают как обобщающую категорию литературного процесса, как одну из форм художественного мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни, связанную со своеобразным художественным стилем. В истории национальных литератур европейских народов выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм, символизм.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

13.1. Барокко

13.2. Классицизм

13.4. Романтизм

13.5. Реализм

13.6. Натурализм

13.7. Модернизм и его стилевые течения

13.8. Авангардизм и его стилевые течения

13.9. Социалистический реализм

13.10. Постмодернизм

Литературное направление - не конкретно-историческое воплощение художественного метода. Направление объединяет художников на основе метода и подобных стилевых особенностей. Авторы "литературоведческих словаря-справочника" называют такие факторы литературного направления:

1. Концептуальный... фундамент, который порождает определенную концепцию действительности, определенный способ ее познания, понимания общественно-исторических закономерностей, места человека в обществе и Вселенной. Сюда же относятся идейные убеждения, направленные па смену имеющихся общественных отношений, общественные и нравственные идеалы, согласно которым оценивается современность, а также взгляды на роль и значение литературного творчества в жизни общества, исторической эпохи, человеческой культуры в целом.

2. Поэтика как система более или менее нормативных правил... Собственно поэтика сосредотачивает в себе все специфические художественные особенности литературного направления (на уровне стиля, композиции и т. Д.), Определяет его литературную суть.

3. Общность мотивов, тем, идей, образов, сюжетных схем, которые преобладают в определенном литературном направлении...

4. Совокупность художественных средств, регулируемых поэтикой литературного направления. Это определенные стилевые, композиционные особенности, определенные жанровые формы, во данном литературном направлении, характерные для творчества его представителей ".

Изменение направлений выражает закономерности литературного процесса. Творчество многих писателей выходит за пределы направлений. В. Гюго начинал свое творчество как классицист, а впоследствии перешел на позиции романтизма. А. Пушкин, Т. Шевченко были и романтиками, и реалистами. Литературные направления имеют национальные особенности.

Следуя периодичности литературного процесса, предложенной Д. Ч (ижевским, рассмотрим развитие художественной литературы в эстетико-стилевой системе координат.

Отдельное место в литературном процессе занимает фольклор - первая стадия художественной словесности. На основе фольклора сформировалась письменная литература. М. Грушевский писал: "Хоть наша писаная литература не лишена произведений высоко ценных..., но все-таки по сравнению с богатой устной словесностью наша писаная традиция до последнего возрождения XIX века является сорозмирно небольшим сегментом".

Фольклор по типу творчества имеет романтический характер, он появился как противоположность мифологии с ее практическим реалистичным содержанием. Писаная литература, началась как антитеза к фольклору, имела реалистичный содержание. К тому же в фольклоре доминирует коллективное созидание, а литература - индивидуальное творчество. Фольклорные образцы, распространяясь в устной форме, приобретали вариантности, у них исчезали индивидуальные особенности, связанные с местом и временем действия, оставалось общее, характерное для разных мест и времен, и всей нации. В писаной литературе отображалось индивидуальное мировосприятие и миропонимание, а в фольклоре - душа нации.

"Из-за совершенствования, распространения письменной литературы (более общее цивилизации), - отмечает В. Пахаренко, - фольклор постоянно слабеет, угасает (сначала на уровне создания, а потом и па уровне распространения), его остатки деградируют, переходят в т. Н. массовую культуру, китч. Этот печальный, хотя и неизбежен, процесс угасания фольклора наблюдаем сейчас, в частности, и в Украине ".

В литературе украинского средневековья Д. Чижевский выделяет монументальной (X) в.) И орнаментальный (XII-XIII вв.) Стиле. Монументальный стиль появился в тот период, когда Киев был политическим, церковным и художественным центром Востока Европы. В то время в литературно-религиозном мировоззрении утвердилась философия христианского оптимизма. Монументальный стиль или ранняя готика характеризуются следующими особенностями: сосредоточение внимания на содержании, простота композиции и синтаксиса, ограниченность прикрашальних средств. Особенности монументального стиля явственно возникают из "Повести временных лет": короткие афористические предложения, ритмизация языка, использование устоявшихся средств при описании событий, утверждение мысли о самостоятельном историческое и политическое жизни Руси. осуждение распрей и здирници ва князей, призыв к единству всех русских земель, отказ от язычества, утверждения христианского мировоззрения. По типу творчества монументальный стиль - реалистичный. Отдельные особенности монументального стиля является в литературе классицизма, барокко, соцреализма.

Орнаментальный (лат. Ornamentum - украшение) стиль приходится па XII-XIII вв. Его особенности: многотемность произведений, мозаичность композиции, наличие исторических экскурсов, лирических отступлений. В "Слове о полку Игореве" рассказ о современных событиях сочетается с воспоминаниями о прошлом. Орнаментальный стиль использует символические образы, постоянные эпитеты, гиперболы, сложные синтаксические конструкции. О поражении Игоря автор говорит символами: "Упали флаги Игорю... Здесь не хватило кровавого вина, здесь смелые русичи закончили пир: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую". Битва изображена как "пир", "посев", "жатва": "Черная земля под копытами костьми была засеяна, кровью полита, печалью сошла на русскую землю". Используя гиперболу, автор создает напинфантастичну картину: князь Святослав, победивший половцев, напоминает космическую стихийную силу: "наступил на землю половецкую, притоптал могилы и овраги, замутил реки и озера, высушил потоки и болота, а плохого Кобяка с лукоморья от железных больших полков половецких, как вихрь вырвал ". Язык "Слова о полку Игореве" мелодичная, богатая па ассонансы и аллитерации («уже Сула НЕ течет cеребренимы струями»). Автор произведения удачно воспроизвел настроения и переживания героев.

По типу творчества монументальный стиль - реалистичный, а орнаментальный - романтический.

Переходов сутки (XlV-XVcm.) Не дала оригинальных произведений. Причиной были сложные исторические условия нашего народа.

Ренессанс и реформация (XVI-XVH в).

Ренессанс (франц. Renaissance, лат. Renascor - видроджуюсь) возобновил античный идеал красоты, поставил в центр внимания всесторонне развитую личность. На место свойственного эпохе средневековья геоцентризма пришел антропоцентризм. Определяющее место в искусстве занял реалистический тип творчества. Для стиля эпохи Возрождения характерны гуманизм, подражания античного искусства, обращения к жизни простых людей, эгоцентричный индивидуализм, критика средневековья.

Родиной Ренессанса стала Италия, впоследствии он распространился в Англии, Франции, Германии, Испании. С Возрождением связано творчество Франческо Петрарки (1304-1374 pp.), Джованни Боккаччо (1313-1375 pp.), Данте Алигьери (1265-1320 pp.), Леонардо да Винчи (1452-1519 pp.), Франсуа Рабле (1494-1553 pp.), Мигеля де Сервантеса (1547-1616 pp.), Уильяма Шекспира (1564-1616рр.).

Своего рода вызовом Ренессанса с его рационализмом, эгоцентричным индивидуализмом, антропоцентризм стала реформация с теоцентризмом, идеологией христианства. Единственное, шо объединяло Ренессанс и реформацию - это критика средневековья и католической церкви.

Идеи Возрождения в Украине начали утверждаться в конце XV в. теми украинском, которые учились в европейских вузах и приняли католическую веру. Они выбирали себе призвиша-Геон типа Русин, Роксолянин, декларируя таким образом свое украинство. Выдающимися поэтами эпохи Возрождения в Украине Юрий Дрогобыч (1450-1494 pp.), Павел Русин из Красная (1470-1517 pp.), Станислав Роксолянин Ореховский (1513-1566 pp.). Заметный след в украинской литературе эпохи Возрождения оставили произведения Ивана Вышенского.

На смену Ренессанса в XVII в. пришла эпоха барокко.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - совокупность основных особенностей творчества, сформировавшихся и повторяющихся в определенный исторический период развития искусства.

    При этом черты данного направления могут прослеживаться у авторов, творивших в эпохи, предшествовавшие формированию самого направления (черты романтизма у Шекспира, черты реализма в «Недоросле» Фонвизина), а также в последующие эпохи (черты романтизма у Горького).

    Выделяются четыре основных литературных направления: КЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, МОДЕРНИЗМ .

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением; течения либо представляют собой разветвления одного направления (немецкий романтизм, французский романтизм, байронизм в Англии, карамзинизм в России), либо возникают при переходе от одного направления к другому (сентиментализм).

    ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ

    1. КЛАССИЦИЗМ

    Основное литературное направление в России XVIII века.

    Главные черты

    1. Подражание образцам античной культуры.
    2. Строгие правила построения художественных произведений.Глава ІІ. Литературные направления (методы) и течения 9
    3. Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия).
    4. Жесткие границы между родами и жанрами.
    5. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный, женщина).

    Основные жанры в поэзии

    Ода, сатира, историческая поэма .

    Главные правила построения драматических произведений

    1. Правило "трех единств": места, времени, действия.
    2. Деление на положительных и отрицательных персонажей.
    3. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию).
    4. Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, инженю, субретка, обманутый отец и т. д.
    5. Традиционная развязка: торжество добродетели и наказание порока.
    6. Пять действий.
    7. Говорящие фамилии.
    8. Длинные нравоучительные монологи.

    Главные представители

    Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Расин, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция).

    Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782).

    Традиции классицизма в литературе ХІХ века

    Крылов . Жанровые традиции классицизма в баснях.

    Грибоедов . Черты классицизма в комедии "Горе от ума".

    Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века.

    Главные черты

    1. Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей.
    2. В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности.
    3. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
    4. Отрицание всех правил классицизма.
    5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок.

    Основные жанры

    Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман.

    Основные жанры в русской поэзии

    Элегия, послание, песня, баллада, поэма.

    Главные представители

    Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).

    Россия - Жуковский.

    Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков

    Грибоедов . Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума".

    Пушкин . Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский".

    Лермонтов . Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта".

    Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века.

    Главные черты

    1. Создание типических (закономерных) характеров.
    2. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке.
    3. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом).

    В России становление реализма начинается в 1820-х годах:

    Крылов . Басни.

    Грибоедов . Комедия «Горе от ума» (1822 -1824).

    Пушкин . Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика.

    Лермонтов . Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика.

    Гоголь . "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842).

    Тютчев, Фет . Черты реализма в лирике.

    В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма.

    Программные произведения писателей критического реализма

    Проза

    Гончаров . Роман "Обломов" (1848-1858).

    Тургенев . Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861).

    Достоевский . Роман "Преступление и наказание" (1866).

    Лев Толстой . Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869).

    Салтыков-Щедрин . "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886).

    Лесков . Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881).

    Драматургия

    Островский . Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870).

    Поэзия

    Некрасов . Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877).

    Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века:

    Чехов . Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904).

    Горький . Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902).

    Бунин . Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915).

    Куприн . Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910).

    После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма:

    Шолохов . Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956).

    Булгаков . Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926).

    Замятин . Роман-антиутопия "Мы" (1929).

    Платонов . Повесть "Котлован" (1930).

    Твардовский . Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945).

    Пастернак . Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955).

    Солженицын . Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959).

    Шаламов . Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973).

    Астафьев . Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989).

    Трифонов . Повесть "Старик" (1978).

    Шукшин . Рассказы.

    Распутин . Повесть "Прощание с Матерой" (1976).

    5. МОДЕРНИЗМ

    Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.).

    ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин.

    ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр.


    Если кто-то думает, что их очень сложно запомнить, то, разумеется, заблуждается. Всё достаточно просто.

    Открываем список литературы . Видим, что здесь всё разложено по времени. Даны конкретные временные отрезки. И теперь акцентирую ваше внимание вот на чем – практически каждое литературное направление имеет четкую временную привязку.

    Смотрим скриншот. «Недоросль» Фонвизина, «Памятник» Державина, «Горе от ума» Грибоедова – это всё классицизм. Затем на смену классицизму приходит реализм, сколько-то времени существует сентиментализм, но в данном перечне произведений он не представлен. Поэтому практически все произведения, которые указаны ниже, – это реализм. Если рядом с произведением написано «роман», то это только реализм. Ничего больше.

    Романтизм в данном списке тоже есть, про него нельзя забывать. Представлен он слабо, это такие произведения, как баллада В.А. Жуковского «Светлана», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Казалось бы, что романтизм умер еще в начале XIXвека, но мы еще можем его встретить в XX. Там затесался рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль». На этом всё, больше романтизма нет.

    Всё остальное, что дано в списке, что я не назвал – это реализм.

    А какое тогда направление у «Слово о полку Игореве?» В данном случае оно не выделяется.

    А теперь кратко пройдемся по тому, какие черты у этих направлений. Всё просто:

    Классицизм – это 3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем» Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами классицистическое произведение.

    Романтизм – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы, божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает». Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая, смелая.

    Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.

    С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей. Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реального прототипа или даже нескольких.

    Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся, думают, меняются, развиваются, ошибаются.

    К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.

    И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания. Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм. Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например, были Цветаева с Пастернаком.

    Что касается символизма, то здесь будет несколько проще: Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали, Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина. Вот как бы и всё.

    Символизм – термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно сложны эти стихотворения.

    Футуризм – словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.

    Акмеизм – если в символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через слово преобразовать мир. Этого достаточно.

    Имажинизм – в основу положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше из списка литературы к этому течению никого не относят.

    Это всё. Если что-то до сих пор не поняли, или нашли в моих словах ошибки, то пишите в комментариях. Разберемся вместе.