Знаменитый немецкий композитор, дирижер, пианист и общественный деятель, способствовавший поднятию уровня музыкальной жизни в Германии и росту авторитета и значения национального искусства, Карл Мария фон Вебер родился 18 декабря 1786 года в гольштинском городке Эйтине в семье провинциального антрепренера, любящего музыку и театр.

Будучи по происхождению выходцем из ремесленных кругов, отец композитора любил щегольнуть перед общественностью несуществующим дворянским титулом, фамильным гербом и приставкой «фон» к фамилии Вебер.

Мать Карла Марии, происходившая из семьи резчика по дереву, унаследовала от своих родителей прекрасные вокальные данные, некоторое время она даже работала в театре в качестве профессиональной певицы.

Вместе с бродячими артистами семья Вебера переезжала с места на место, поэтому еще в раннем детстве Карл Мария привык к обстановке театра и познакомился с нравами кочующих трупп. Результатом такой жизни стало необходимое для оперного композитора знание театра и законов сцены, а также богатый музыкальный опыт.

У маленького Карла Марии было два увлечения – музыка и живопись. Мальчик писал маслом, рисовал миниатюры, ему удавались также граверные композиции, кроме того, он умел играть на некоторых музыкальных инструментах, в том числе и на фортепиано.

В 1798 году двенадцатилетнему Веберу посчастливилось стать в Зальцбурге учеником Михаила Гайдна, младшего брата знаменитого Йозефа Гайдна. Уроки по теории и композиции завершились написанием под руководством учителя шести фугетт, которые, благодаря стараниям отца, были напечатаны во «Всеобщей музыкальной газете».

Отъезд семьи Вебера из Зальцбурга стал причиной смены музыкальных преподавателей. Бессистемность и пестрота музыкального образования компенсировалась многосторонним талантом юного Карла Марии. К 14 годам им было написано довольно много произведений, в том числе несколько сонат и вариаций для фортепиано, ряд камерных сочинений, месса и опера «Сила любви и ненависти», ставшая первым подобным произведением Вебера.

Тем не менее в те годы талантливый юноша обрел большую известность как исполнитель и сочинитель популярных песен. Переезжая из одного города в другой, он исполнял свои и чужие произведения под аккомпанемент пианино или гитары. Как и его мать, Карл Мария Вебер обладал уникальным голосом, значительно ослабленным в результате отравления кислотой.

Ни тяжелое материальное положение, ни постоянные переезды не могли серьезно повлиять на творческую продуктивность одаренного композитора. Написанные в 1800 году опера «Лесная девушка» и зингш-пиль «Петер Шмоль и его соседи» получили одобрительные отзывы бывшего учителя Вебера, Михаила Гайдна. Затем последовали многочисленные вальсы, экосезы, четырехручные пьесы для фортепиано и песни.


Уже в ранних, незрелых оперных произведениях Вебера прослеживается определенная творческая линия – обращение к национально-демократическому жанру театрального искусства (все оперы написаны в форме зингшпиля – бытового спектакля, в котором сосуществуют музыкальные эпизоды и разговорные диалоги) и тяготение к фантастике.

Среди многочисленных учителей Вебера особого внимания заслуживает собиратель народных мелодий аббат Фоглер, популярнейший ученый теоретик и композитор своего времени. На протяжении 1803 года молодой человек под руководством Фоглера изучал творчество выдающихся композиторов, производил детальный разбор их произведений и набирался опыта для написания своих великих сочинений. Кроме того, школа Фоглера способствовала росту интереса Вебера к народному творчеству.

В 1804 году молодой композитор переехал в Бреславль, где получил место капельмейстера и занялся обновлением оперного репертуара местного театра. Его активная деятельность в этом направлении встретила сопротивление со стороны певцов и оркестрантов, и Вебер ушел в отставку.

Однако тяжелое материальное положение вынуждало его соглашаться на любые предложения: в течение нескольких лет он был капельмейстером в Карлсруэ, затем – личным секретарем герцога Вюртембергского в Штутгарте. Но распрощаться с музыкой Вебер не смог: он продолжал сочинять инструментальные произведения, экспериментировал в жанре оперы («Сильвана»).

В 1810 году молодой человек был арестован по подозрению в участии в придворных аферах и выслан из Штутгарта. Вебер снова стал странствующим музыкантом, путешествующим с концертами по многочисленным немецким и швейцарским городам.

Именно этот талантливый композитор явился инициатором создания в Дармштадте «Гармонического общества», призванного оказывать поддержку и способствовать продвижению произведений его членов при помощи пропаганды и критики в печати. Был составлен устав общества, проектировалось также создание «музыкальной топографии Германии», позволяющей артистам верно ориентироваться в том или ином городе.

В этот период усилилось увлечение Вебера народно-бытовой музыкой. В свободное время композитор отправлялся в окрестные деревни «собирать мелодии». Иногда под впечатлением услышанного он сразу же сочинял песенки и исполнял их под аккомпанемент гитары, вызывая возгласы одобрения у слушателей.

В этот же период творческой деятельности получил развитие литературный талант композитора. Многочисленные статьи, рецензии и письма характеризовали Вебера как умного, вдумчивого человека, противника рутины, стоящего на передовых позициях.

Будучи поборником национальной музыки, Вебер отдавал должное и зарубежному искусству. Особенно высоко он ценил творчество таких французских композиторов революционного периода, как Керубини, Мегюль, Гретри и др. Им посвящались специальные статьи и очерки, исполнялись их произведения. Особый интерес в литературном наследии Карла Марии фон Вебера вызывает автобиографический роман «Жизнь музыканта», повествующий о нелегкой судьбе композитора-бродяги.

Не забывал композитор и о музыке. Его произведения 1810 – 1812 годов отличаются большей самостоятельностью и мастерством. Важным шагом на пути к творческой зрелости стала комическая опера «Абу Гассан», в которой прослеживаются образы наиболее значительных произведений мастера.

Период с 1813 по 1816 год Вебер провел в Праге в качестве руководителя оперного театра, последующие годы работал в Дрездене, и повсюду его преобразовательные планы встречали упорное сопротивление среди театральных бюрократов.

Рост патриотических настроений в Германии начала 1820-х годов оказался спасительным для творчества Карла Марии фон Вебера. Написание музыки к романтико-патриотическим стихам Теодора Кернера, участвовавшего в освободительной войне 1813 года против Наполеона, принесло композитору лавры национального художника.

Еще одним патриотическим произведением Вебера явилась кантата «Битва и победа», написанная и исполненная в 1815 году в Праге. К ней прилагалось краткое изложение содержания, способствующее лучшему пониманию произведения публикой. В дальнейшем подобные пояснения составлялись для более крупных произведений.

Пражский период стал началом полосы творческой зрелости талантливого немецкого композитора. Особого внимания заслуживают написанные им в это время произведения фортепианной музыки, в которую были введены новые элементы музыкальной речи и фактуры стиля.

Переезд Вебера в Дрезден в 1817 году положил начало оседлой семейной жизни (к тому времени композитор уже женился на любимой женщине – бывшей певице пражской оперы Каролине Брандт). Активная деятельность передового композитора и здесь находила мало единомышленников в среде влиятельных лиц государства.

В те годы в саксонской столице отдавалось предпочтение традиционной итальянской опере. Созданная в начале XIX столетия немецкая национальная опера была лишена поддержки королевского двора и меценатов-аристократов.

Веберу пришлось сделать многое для утверждения приоритета национального искусства над итальянским. Ему удалось собрать хороший коллектив, добиться его художественной слаженности и осуществить постановку на сцене оперы Моцарта «Фиделио», а также произведений французских композиторов Мегюля («Иосиф в Египте»), Керубини («Лодоиску») и др.

Дрезденский период стал вершиной творческой деятельности Карла Марии Вебера и заключительным десятилетием его жизни. За это время были написаны лучшие фортепианные и оперные произведения: многочисленные сонаты для фортепиано, «Приглашение к танцу», «Концерт-штюк» для фортепиано с оркестром, а также оперы «Фрейшюц», «Волшебный стрелок», «Эврианта» и «Оберон», указавшие путь и направления дальнейшего развития оперного искусства Германии.

Постановка «Волшебного стрелка» принесла Веберу всемирную славу и известность. Идея написать оперу на сюжет народного сказания о «черном охотнике» зародилась у композитора еще в 1810 году, однако кипучая общественная деятельность воспрепятствовала осуществлению этого замысла. Лишь в Дрездене Вебер вновь обратился к несколько сказочному сюжету «Волшебного стрелка», по его просьбе поэтом Ф. Киндом было написано либретто оперы.

События разворачиваются в Чешской области Богемии. Главными действующими лицами произведения являются охотник Макс, дочь графского лесничего Агата, гуляка и картежник Каспар, отец Агаты, Куно, и князь Оттокар.

Первый акт начинается с радостных приветствий победителя состязаний по стрельбе Килиана и печальных стенаний молодого охотника, потерпевшего поражение в предварительном турнире. Подобная участь в финале состязания нарушает все планы Макса: согласно старинному охотничьему обычаю, его брак с прекрасной Агатой станет невозможен. Отец девушки и несколько охотников утешают несчастного.

Вскоре веселье прекращается, все уходят, и Макс остается в одиночестве. Его уединение нарушает гуляка Каспар, продавший душу дьяволу. Прикинувшись другом, он обещает помочь молодому охотнику и сообщает ему о волшебных пулях, которые следует отливать ночью в Волчьей долине – проклятом месте, посещаемом нечистой силой.

Макс сомневается, однако, ловко играя на чувстве молодого человека к Агате, Каспар уговаривает его отправиться в долину. Макс удаляется со сцены, а ловкий картежник заранее торжествует свое избавление от приближающегося часа расплаты.

Действия второго акта разворачиваются в доме лесничего и в мрачной Волчьей долине. Агата грустит в своей комнате, от печальных мыслей ее не может отвлечь даже веселая болтовня беззаботной кокетливой подруги Анхен.

Агата ждет Макса. Охваченная мрачными предчувствиями, она выходит на балкон и призывает небеса развеять ее тревоги. Входит Макс, стараясь не напугать возлюбленную, и рассказывает ей о причине своей печали. Агата и Анхен уговаривают его не ходить в страшное место, но Макс, давший обещание Каспару, уходит.

В финале второго акта глазам зрителей открывается мрачная долина, тишина которой прерывается зловещими возгласами невидимых духов. В полночь перед Каспаром, готовящимся к колдовским заклинаниям, появляется черный охотник Самьель, вестник смерти. Душа Каспара должна отправиться в ад, но он просит отсрочки, отдавая вместо себя в жертву дьяволу Макса, который завтра убьет волшебной пулей Агату. Самьель соглашается на эту жертву и исчезает с ударом грома.

Вскоре с вершины скалы в долину спускается Макс. Силы добра пытаются спасти его, посылая образы матери и Агаты, но поздно – Макс продает душу дьяволу. Финалом второго акта является сцена литья волшебных пуль.

Третий, заключительный, акт оперы посвящен последнему дню состязаний, который должен закончиться свадьбой Макса и Агаты. Девушка, видевшая ночью вещий сон, снова в печали. Старания Анхен развеселить подругу напрасны, ее тревога за любимого не проходит. Появляющиеся вскоре девушки преподносят Агате цветы. Она раскрывает коробку и вместо подвенечного венка обнаруживает погребальный убор.

Происходит смена декораций, знаменующая собой финал третьего акта и всей оперы. Перед князем Оттокаром, его придворными и лесничим Куно охотники демонстрируют свое мастерство, среди них и Макс. Юноша должен сделать последний выстрел, мишенью становится перелетающая с куста на куст голубка. Макс прицеливается, и в этот момент за кустами появляется Агата. Магическая сила отводит дуло ружья в сторону, и пуля попадает в Каспара, спрятавшегося на дереве. Смертельно раненный, он падает на землю, его душа отправляется в ад в сопровождении Самьеля.

Князь Оттокар требует объяснений случившемуся. Макс рассказывает о событиях прошедшей ночи, разгневанный князь приговаривает его к изгнанию, молодой охотник должен навсегда забыть о браке с Агатой. Заступничество присутствующих не может смягчить наказание.

Лишь появление носителя мудрости и справедливости меняет ситуацию. Отшельник произносит свой приговор: отсрочить свадьбу Макса и Агаты на год. Столь великодушное решение становится причиной всеобщей радости и ликования, все собравшиеся славят бога и его милосердие.

Благополучное завершение оперы соответствует моральной идее, представленной в виде борьбы добра со злом и победы добрых сил. Здесь прослеживается некая доля абстрактности и идеализации реальной жизни, в то же время в произведении имеются моменты, удовлетворяющие требованиям прогрессивного искусства: показ народного быта и своеобразия его уклада, обращение к персонажам крестьянско-бюргерской среды. Фантастика, обусловленная приверженностью к народным поверьям и преданиям, лишена какого-либо мистицизма; кроме того, поэтическое изображение природы вносит в сочинение свежую струю.

Драматическая линия в «Волшебном стрелке» развивается последовательно: I акт – это завязка драмы, стремление злых сил овладеть колеблющейся душой; II акт – борьба света и тьмы; III акт – кульминационный момент, завершающийся торжеством добродетели.

Драматическое действие здесь разворачивается на музыкальном материале, идущем крупными пластами. Для раскрытия идейного смысла произведения и объединения его при помощи музыкально-тематических связей Вебер использует принцип лейтмотивности: краткий лейтмотив, постоянно сопутствующий персонажу, конкретизирует тот или иной образ (например, образ Самьеля, олицетворяющего темные, таинственные силы).

Новым, чисто романтическим средством выражения является общее для всей оперы настроение, подчиненное «звучанию леса», с которым связаны все происходящие события.

Жизнь природы в «Волшебном стрелке» имеет две стороны: одна из них, связанная с идиллически изображенной патриархальной жизнью охотников, раскрывается в народных песнях и мелодиях, а также в звучании валторн; вторая сторона, связанная с представлениями о демонических, темных силах леса, проявляется в неповторимом сочетании оркестровых тембров и тревожном синкопированном ритме.

Увертюра к «Волшебному стрелку», написанная в сонатной форме, раскрывает идейный замысел всего произведения, его содержание и ход событий. Здесь в контрастном сопоставлении предстают основные темы оперы, являющиеся в то же время и музыкальными характеристиками главных персонажей, которые получают развитие в ариях-портретах.

Сильнейшим источником романтической выразительности в «Волшебном стрелке» по праву считается оркестр. Веберу удалось выявить и использовать определенные особенности и выразительные свойства отдельных инструментов. В некоторых сценах оркестр играет самостоятельную роль и является главным средством музыкального развития оперы (сцена в Волчьей долине и др.).

Успех «Волшебного стрелка» был ошеломляющим: опера ставилась на сценах многих городов, арии из этого произведения распевались на городских улицах. Таким образом, Вебер был сторицей вознагражден за все унижения и испытания, выпавшие на его долю в Дрездене.

В 1822 году антрепренер венского придворного оперного театра Ф. Барбайя предложил Веберу сочинить большую оперу. Через несколько месяцев в австрийскую столицу была отослана «Эвритана», написанная в жанре рыцарской романтической оперы.

Легендарный сюжет с некоторой мистической таинственностью, стремление к героике и особое внимание к психологическим особенностям персонажей, преобладание чувств и размышления над развитием действия – эти черты, намеченные композитором в этом произведении, становятся в дальнейшем характерными особенностями немецкой романтической оперы.

Осенью 1823 года в Вене состоялась премьера «Эвританы», на которой присутствовал сам Вебер. Вызвав бурю восторга среди приверженцев национального искусства, опера не получила столь широкого признания, как «Волшебный стрелок».

Это обстоятельство подействовало на композитора довольно удручающе, кроме того, давала о себе знать унаследованная от матери тяжелая болезнь легких. Учащающиеся приступы становились причиной длительных перерывов в творчестве Вебера. Так, между написанием «Эвританы» и началом работы над «Обероном» прошло около 18 месяцев.

Последняя опера была написана Вебером по заказу «Ковент-Гардена» – одного из крупнейших оперных театров Лондона. Осознавая близость смерти, композитор стремился как можно скорее закончить свое последнее произведение, дабы семья после его смерти не осталась без средств к существованию. Эта же причина вынудила его отправиться в Лондон для руководства постановкой оперы-сказки «Оберон».

В данном произведении, состоящем из нескольких отдельных картин, с большой художественной свободой переплетаются фантастические события и реальная жизнь, бытовая немецкая музыка соседствует с «восточной экзотикой».

При написании «Оберона» композитор не ставил перед собой специальных драматических задач, ему хотелось написать веселую оперу-феерию, наполненную непринужденной свежей мелодией. Использованные при написании этого произведения красочность и легкость оркестрового колорита оказали значительное влияние на совершенствование романтического оркестрового письма и наложили особый отпечаток на партитуры таких композиторов-романтиков, как Берлиоз, Мендельсон и др.

Музыкальные достоинства последних опер Вебера нашли наиболее яркое выражение в увертюрах, которые получили признание и как самостоятельные программные симфонические произведения. В то же время отдельные недостатки либретто и драматургии ограничили количество постановок «Эвританы» и «Оберона» на сценах оперных театров.

Напряженная работа в Лондоне, сопряженная с частыми перегрузками, окончательно подорвала здоровье знаменитого композитора, 5 июля 1826 года стало последним днем его жизни: Карл Мария фон Вебер умер от чахотки, не достигнув сорокалетнего возраста.

В 1841 году по инициативе передовых общественных деятелей в Германии был поднят вопрос о переносе праха талантливого композитора на родину, и спустя три года его останки возвратились в Дрезден.

Карл Мария фон Вебер вошел в историю музыки как основатель романтической немецкой оперы. В таком качестве память о нем увековечена даже в космосе: в честь персонажей его опер названы астероиды Эврианта, Реция, Прециоза, Фатме и Зубаида. Оперный жанр действительно занимает центральное место в его творчестве, которое, впрочем, не исчерпывается операми. Вебер был не только композитором – он выступал как дирижер и пианист, проявил себя как литератор.

Вебер происходил из семейства отнюдь не самого уважаемого (не случайно Леопольд Моцарт был недоволен женитьбой сына на представительнице этого рода) – и отец будущего композитора был вполне «достойным» представителем своей семьи: одаренный, но склонный к авантюрам, он успел побывать и художником, и спекулянтом, и солдатом, и чиновником, и музыкантом в странствующей труппе. Карл был шестым из его выживших детей, и отец, видя способности своих отпрысков, вознамерился сделать из них артистов. Карл с детства отличался слабым здоровьем, но это не мешало ему путешествовать вместе с семейной музыкально-драматической странствующей труппой. Детство его проходило за кулисами различных театров, его игрушками были предметы театрального реквизита.

Вебер-старший, которому не давали покоя лавры семейства Моцартов, заметил музыкальную одаренность своего сына и желал сделать его вундеркиндом. Первым учителем фортепианной игры стал для Карла старший брат Фриц, который постоянно кричал на него и даже бил мальчика, отец был не намного терпеливее, поэтому учеба не была успешной. Но в десятилетнем возрасте у Карла появился настоящий наставник – Петер Хойшкель, а позднее он учился у Михаэля Гайдна (брата великого композитора). Карл проявил композиторский дар, создав шесть фугетт, которые отец поспешил опубликовать.

В двенадцать лет Вебер чуть было не отказался от мысли стать композитором: по настоянию отца он начал писать оперу «Сила любви и вина», однако шкаф, где хранилась неоконченная партитура, сгорел самым таинственным образом (больше ни один предмет мебели в комнате не пострадал). Увидев в этом знак свыше, Карл отказался от композиции и занялся литографией, но любовь к музыке всё же взяла верх, и два года спустя была впервые поставлена его опера «Немая лесная девушка», а год спустя было завершено новое сочинение – «Петер Шмоль и его сосед», поставленная в 1802 г. в Аусбурге.

В последующие годы Вебер учился у Франца Лауски, а также у Георга Йозефа Фоглера. По рекомендации последнего он стал в 1804 г. капельмейстером оперного театра в Бреслау. Он постарался усовершенствовать работу театра: по-новому рассадил оркестр, добиваясь большей слитности звучания, упорядочил систему репетиций, настаивал на включении в репертуар только высокохудожественных произведений. Нововведения Вебера не вызывали понимания ни у артистов, ни у дирекции, ни у публики, привыкшей к легким развлекательным спектаклям.

Деятельность дирижера не мешала сочинять музыку. Вебер создавал песни и многочисленные пьесы для альта, валторны, скрипки и других инструментов, но самым значительным сочинением тех лет стала опера «Рюбецаль», основанная на немецкой сказке (из нее сохранились лишь четыре номера).

В 1806 г. Вебер покинул Бреслау и стал руководителем придворного оркестра принца Евгения Вюртембергского и за время службы успел создать две симфонии. Вскоре оркестр был распущен из-за начала войны, а Вебер по рекомендации принца стал личным секретарем его брата Людвига. Композитору пришлось вести счета, договариваться с купцами и ростовщиками и заниматься другими делами, абсолютно не свойственными ему. «Прочь отсюда… На простор… Поле деятельности художника – весь мир», – говорится в романе «Жизнь художника», над которым он начал работать в 1809 г. В то же время он приступил к сочинению двух опер – «Сильвана» и «Абу Гасан».

Служба при дворе Людвига Вюртембергского закончилась арестом по несправедливому обвинению. В тюрьме Вебер провел всего шестнадцать дней, но именно после этого он ощутил себя по-настоящему зрелым человеком. Как пианист он успешно концертировал в Мангейме, Франкфурте-на-Майне и других городах, создавал концертные пьесы для различных инструментов (особую любовь питал он к фаготу и кларнету), писал статьи и рецензии. Множество концертных поездок он совершил в 1811-1812 гг., но в 1813 г. война заставила его задержаться в Праге, где он несколько лет работал дирижером в оперном театре. Он развернул бурную деятельность – количество премьер, осуществляемых за один год, исчислялось десятками, времени для сочинения музыки оставалось мало. И все же некоторые произведения были написаны именно в те годы – например, сборник песен на стихи Теодора Кёрнера «Меч и лира».

С 1817 г. Вебер жил и работал в Дрездене. Здесь в Королевской драме ставились итальянские оперы и немецкие драмы – вопрос годами даже не ставился, поэтому в распоряжении Вебера оказались не певцы, а поющие актеры, итальянцы же в немецких операх выступали неохотно, да и языковой барьер создавал трудности. Но даже в таких условиях Веберу удавалось ставить оперы немецких композиторов. К дрезденскому периоду относятся две лучшие оперы композитора: в 1821 г. был написан « », а в 1822 – «Эврианта». Наибольший успех выпал на долю «Вольного стрелка».

В 1825 г. Вебер начал работать над оперой «Оберон» по заказу театра «Ковент-Гарден». Работа над нею неоднократно прерывалась из-за обострения заболевания легких, и все же в 1826 г. опера была завершена. Наряду с созданием оперы Вебер по условиям договора должен был дирижировать несколькими спектаклями и концертами. Он понимал, что при его состоянии здоровья поездка в Лондон станет сущим самоубийством, но он думал об интересах семьи: «Поеду я или не поеду, я в этом году умру, – говорил он. – Однако если я поеду, мои дети будут иметь пищу, когда их отец умрет».

Премьера «Оберона» в Лондоне прошла с большим успехом. Возвратиться на родину композитор не успел – он скончался и был похоронен в Англии. В 1844 г. стараниями Рихарда Вагнера прах композитора был перевезен в Дрезден, на церемонии захоронения звучал траурный марш, который Вагнер сочинил на мотивы из оперы «Эврианта».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком.


ВЕБЕР, КАРЛ МАРИЯ ФОН (Weber, Carl Maria von) (1786–1826), основоположник немецкой романтической оперы. Карл Мария Фридрих Эрнст фон Вебер родился в Ойтине (Ольденбург, ныне земля Шлезвиг-Гольштейн), 18 или 19 ноября 1786. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер (дядя жены Моцарта Констанцы, урожденной Вебер), был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Карл Мария рос в атмосфере театра и первые шаги в музыке делал под руководством сводного брата, отличного музыканта, в свою очередь учившегося у Й.Гайдна. Позднее Вебер занимался композицией с М.Гайдном и Г.Фоглером. С юных лет Вебера привлекала опера; в 1813 он стал директором оперного театра в Праге (где одним из первых поставил Фиделио Бетховена – оперу, которая до того шла только в Вене). В 1816 его пригласили возглавить только что основанную Немецкую оперу в Дрездене. Европейская слава пришла к нему, после берлинской премьеры его оперы Вольный стрелок (Der Freischtz) в 1821. Весной 1826 Вебер поехал в Лондон, чтобы руководить постановкой своей новой оперы Оберон (Oberon), написанной для театра «Ковент-Гарден». Однако композитор не перенес тягот путешествия и скончался от туберкулеза в Лондоне 5 июня 1826.

Как истинному романтику Веберу свойственна многосторонность: хотя центром притяжения для него была опера, он также писал превосходную инструментальную музыку и добился успеха как концертирующий пианист. Кроме того, Вебер проявил себя одаренным музыкальным критиком. В возрасте 14 лет он освоил литографический способ печати, изобретенный А.Зенефельдером (1771–1834), и даже улучшил его. Как писал Вебер венскому издателю Артариа, это усовершенствование позволяло «гравировать ноты на камне с результатом, не уступающим лучшим английским гравюрам на меди».

Веберовский Вольный стрелок – первая настоящая романтическая опера. Эврианта (Euryanthe, 1823) явилась попыткой создать музыкальную драму, и это произведение оказало значительное влияние на вагнеровского Лоэнгрина. Однако тяжело больной к этому времени композитор не вполне справился с трудностями поставленной им задачи, и Эврианта имела лишь непродолжительный успех (популярной стала лишь увертюра к опере). То же самое относится к Оберону (Oberon, 1826), созданному по мотивам комедий Шекспира Буря и Сон в летнюю ночь. Хотя в этой опере есть восхитительная музыка эльфов, прелестные картины природы и увлекательная песня русалок во втором акте, в наше время исполняется лишь вдохновенная увертюра к Оберону. Среди сочинений Вебера в других жанрах можно отметить два фортепианных концерта и часто исполняемый концертштюк для фортепиано с оркестром; четыре сонаты; несколько циклов вариаций и знаменитое Приглашение к танцу для фортепиано соло (позже инструментованное Гектором Берлиозом).

Макса Вебера , чуть ли не на протяжении целого столетия, весь мир считает самым известным современным исследователем естественных особенностей человека. Его главный труд «Протестантская этика и дух капитализма» сейчас изучается во всех университетах, практически на всех факультетах. Итак, Макс Вебер – немецкий социолог и экономист, один из основателей социологии как , юрист, философ родился 21 апреля в 1864 году в небольшом городке Восточной Германии, в Эрфурте. Мальчику повезло родиться в семье, которая принадлежала к высшей ступени немецкого общества той эпохи, что благостно сказалось на развитии личности, ведь Максу еще в юном возрасте были доступны для изучения все передовые достижения научной мысли той эпохи.

После того, как его отец переехал в и стал депутатом сначала Прусского , а затем и Рейхстага, в их доме стали частенько собирались буржуазные лидеры эпохи Бисмарка, а также известные представители научных кругов. Частыми гостями в доме Веберов, в пригороде Берлина, в Шарлоттенбурге были Трейчке, Зибель, Дилтей, Микель, Капп и другие известные личности, что позволяло юному Максу быть свидетелем интереснейших научных дискуссий и с младых ногтей формировать собственный взгляд на ход мировой истории, на различные реалии жизни Германии и всего мира в целом. Еще до того, как Вебер поступил в гимназию в 1876 году, он уже с восторгом читал труды Тацита и Геродота, Дройзена и Ранке, так что совсем не удивительно, что центром интересов мальчика стала политика в широком смысле этого слова. Однако, это увлечение политической теорией, не помешало Максу получить академическую юридическую подготовку в четырех университетах: Геттингенском, Берлинском, Гейдельбергском и Страсбургском.

Уже в 1889 Вебер защитил докторскую диссертацию, что распахнуло перед ним двери в огромные возможности академической карьеры. Какое-то время он занимался преподавательской деятельностью, был профессором двух университетов (Гейдельского и Фрейбургского), что, в общем-то, можно считать большим достижением для молодого ученого. Но Вебер не ограничивался простым чтением лекций в университетах Германии, в это же время он написал множество научных работ, причем тематика этих трудов касалась самых разнообразных сфер и направлений в научных исследованиях. Именно в этих трудах Вебер впервые сформулировал свое собственное видение принципов социального существования и функционирования человечества как системы. Именно эта концепция видения в будущем будет взята на вооружение всеми социологами мира в изучении особенностей тех или иных обществ. Однако, настоящей классикой стал только один труд немецкого ученого, причем, почти что сразу после его издания.

Это «Протестантская этика и дух капитализма», труд, который был написан после пятилетнего затишья в научной деятельности Вебера, но который однозначно можно считать настоящим шедевром. В этом труде Вебер целиком опирается на суждения о том, что Дух Капитализма «виновен» в том, что человечество достигло таких небывалых высот в своем развитии. В принципе, этот труд можно вполне использовать как учебник любому человеку, использовать его, как практическое пособие о том, как нужно выживать в условиях капиталистической конкуренции, чтобы сделать свой бизнес успешным и прибыльным. Макс Вебер оперирует такими понятиями, как время и деньги, кредит и деньги, честность, пунктуальность, бережливость, старательность, деловитость, призвание и традиции. Он на вполне конкретных примерах показывает достоинства и недостатки капитализма и традиционализма. Причем, последний, явно всегда проигрывает.

Макс Вебер, пожалуй, что самый нетривиальный и нестандартный философ конца девятнадцатого – начала двадцатого веков. Его многочисленные работы и исследования являются актуальными и по сей день. Вебер принимал участие в создании Веймарской конституции, во время руководил госпиталями, выполнял различные политические и дипломатические миссии в Вене и Брюсселе. Он умер от испанки в 1920-ом году, но, подобно Тациту, трудами которого когда-то так восхищался юный Макс, стал бессмертным в своем поистине гениальном наследии.

Проблематика конфликта в социологии Макса Вебера

Проблематика конфликта в социологии политики

Традиционный тип господства – подчинения

Харизматический тип господства – подчинения

Рациональный тип господства – подчинения

Проблематика конфликта в социологии религии

Проблематика конфликта в социологии экономической жизни

  1. Биография Макса Вебера.

Макс Вебер родился в 1864 г. В Эрфурте (Германия). Профессор университетов Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Интересы и научная деятельность необычайно велики: история древнего мира и исследование положения остэльбских крестьян в Германии XIX века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика.

Несколько слов об общей тенденции трудов Макса Вебера, для которой характерна эволюция от историко – экономических проблем к вопросам общей социологии. Условно можно выделить три периода творчества Макса Вебера.

    1. Творческие периоды Макса Вебера.

Первый период (до 1898 г.) - до творческого перелома, свя­занного с расстройством здоровья. Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру как историк хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако он крити­чески подходил к тенденции объединения науки, искусства и эти­ки, считая, что наука не имеет ценностного характера. Для перво­го периода творчества М. Вебера характерен интерес к науке: со­временный и античный капитализм, открытие торгового общества в средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средствами производства. Последнее М. Вебер счи­тает важным для возникновения современного капитализма. За­ болевание началось в 1898 г. и в течение четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переос­мысливает истоки и мотивы человеческой деятельности.

Второй период (1903-1910 гг.). После болезни, в 1902, году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безус­ловно, личный кризис повлиял на создание его теории капитализ­ма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована матери­алистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоис­тическим интересам. С точки зрения эгоиста, бессмысленно на­капливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически. С другой сто­роны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале ХХ века бурно стали развиваться такие философские течения, как позити­визм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под ширмой эгоизма, но и как человека способного к действию ради действия. По свиде­тельству жены философа Марианны, Макс Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид рацио­нализма пронизывает экономику и политику, определяет отноше­ния человека к природе, отношения между людьми, причем гос­подство рационализма растет вместе с развитием техники и нау­ки. В 1910 г. М. Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества.

В третьем периоде (1910-1920 гг.) своего творчества М. Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался про­анализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Вебера волнуют вопросы такого плана: что является особенностью профессио­нальной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить?