Вариант 9

Прочитайе текст и выполните задания 1 -3

(1)Язык в любой момент истории своего развития – это система, которая закономерно связана с предшествующей и является основой для будущей. (2)Как один и тот же персонаж проясняет для зрителя свой характер в различных сценах пьесы, так и язык, веками примериваясь к разным потребностям разных эпох, доходит до каждого поколения сокровищницей всей предыдущей жизни народа. (3) непреходящая и первостепенная ценность языка в том, что он хранит и передаёт в будущее изначальный взгляд народа на мир и жизнь, а также все поправки и уточнения, сделанные к нему последующими поколениями.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Естественный язык – это многоуровневая знаковая система, служащая в первую очередь для передачи информации при общении.

2) Система языка непрерывно изменяется в зависимости от целей, которые ставит перед ней эпоха.

3) Значимость языка как изменяющейся во времени системы в том, что она сохраняет основы народного мировоззрения, дополняя их взглядами последующих поколений.

4) В каждый момент своего развития система языка всегда является основой, базой для тех изменений, которые рано или поздно найдут своё отражение в произведениях искусства, в частности в различных пьесах.

5) Язык, являясь непрерывно развивающейся системой, передаёт не только изначальный взгляд наших предков на мир, но и все поправки, внесённые потомками, и в этом заключается его особая ценность.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Если требуется выписать слово с запятой, её в ответ вводить не нужно.

Напротив,

Например,

Таким образом,

3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СИСТЕМА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СИСТЕМА , -ы; ж.

1) Определённый порядок в расположении и связи действий. Привести в систему свои наблюдения. Работать по строгой системе.

2) Форма организации чего-н. Избирательная с. С. земледелия.

3) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Грамматическая с. языка. Периодическая с. элементов (Д.И. Менделеева). С. взглядов. Философская с. (учение). Педагогическая с. Ушинского. С. каналов.

4) Общественный строй, форма общественного устройства. Социальная с. Капиталистическая с.

5) Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждении, организационно объединённых в одно целое. Работать в системе Академии наук.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кУхонный

закУпорить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.

Глаза незнакомца были бесцветные, как ДОЖДЕВАЯ вода.

Дабы переломить ситуацию, племянница предприняла достаточно ДЕЙСТВЕННЫЙ и традиционный для таких случаев ход.

«Не путайся под ногами», - буркнул Попов, человек весьма неглупый, но грубиян и НЕВЕЖДА.

К утру налетела буря и уничтожила почти весь ВРАЖЕСКИЙ флот – главную часть осаждавшей армии.

Едва Наталья Арсеновна ушла, Аркадий Викторович ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ тоном стал зачем-то рассказывать, что эта дама отнюдь не проста.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОБЕИМ ученицам

ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал

ЕЗЖАЙ прямо

пять ПОМИДОРОВ

новые ДЖЕМПЕРЫ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Невозможность вернуться после войны 1812 года к старым порядкам широко ощущалась в обществе, пережившим национальный подъём.

2) Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках тех, кто его как можно глубже изучил.

3) День сегодняшний в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» несёт глубинную тяжесть памяти, поскольку «разум человека – это сгусток вечности, вобравший в себя наше прошлое, настоящее и грядущее».

4) Природа врачует не только душу человека, но и может быть слепа и жестока к нему.

5) В последнем романе своей эпопеи «Каторге» Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине.

6) По возвращении в столицу Востряков твёрдо решил сделать предложение руки и сердца Марье Алексеевне.

7) Закончив чтение, что-то перевернулось в моей душе.

8) Толпа слушателей, как только выступление было закончено, вскочили с мест и стали громко кричать.

9) Мне показалось, что все на меня смотрели с осуждением.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нел..гичный

пок..ривший (мир)

просл..влять

выск..чка

алг..ритм

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..ячий, из..ять

(не) ..дюжил, бе..платно

от..греть, поз..вчера

пр..высил, пр..лежно

бе..вкусно, ра..крыл

10.

накапл..вать

вкрадч..вый

обустра..вать

горош..нка

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

раска..вшийся

замет..шь

независ..мый

обид..вший

обла..нный (дворнягой)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Действие романа В. Набокова «Под знаком незаконнорожденных» разворачивается в (НЕ)НАЗВАННОМ полицейском государстве во главе с диктатором Падуком.

В рассказе «Срезал» Шукшин показал деревенского жителя в отнюдь (НЕ)ХАРАКТЕРНОЙ роли.

Наши поезда стояли бок о бок, как братья-близнецы, (НЕ)УЗНАВШИЕ друг друга, и разошлись навсегда.

(НЕ)ГЛЯДЯ на товарищей, Кирилл быстрым шагом прошёл по коридору.

В жизни он был излишне дипломатичен и старался действовать (НЕ)ПРЯМО, как поступил бы его отец, но обиняком, намёком.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Дом напротив был (НА)ПОЛОВИНУ в лесах, а по открытой части кирпичного фасада оброс плющом, так что внутри всегда царил (ПОЛУ)МРАК.

ЧТО(БЫ) ни решил тогда отец, я был готов принять это, (ПО)ТОМУ как уважал его мнение.

Солнце скрылось за осиновую рощицу (В)БЛИЗИ сада, тень от неё (БЕЗ)КОНЦА тянулась через неподвижные поля.

Туча, чёрная, с (БЕЛО)СНЕЖНОЙ кромкой, застыла на востоке, а на западной стороне (МЕЖДУ)ТЕМ сияло солнце.

(НЕ)СМОТРЯ на то, что бóльшая часть повести посвящена переживаниям Тимофея Ивановича, ВСЁ(ЖЕ) автор уделяет достаточно внимания описанию нравов и уклада жизни своих героев.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни отца, ни матери, но при этом сердце его не было лише(1)о родстве(2)ых чувств: брата и сестру он нежно любил всю жизнь, самоотверже(3)о им помогал, даже находясь в стеснё(4)ых материальных обстоятельствах.

15. Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Сведения современников о характере князя Ивана Долгорукого противоречивы и это не только противоречие точек зрения мемуаристов но и противоречивость характера самого князя Ивана Алексеевича.

2) Пушкин был физически крепок и вынослив обладал силой и хорошим здоровьем.

3) Холодно и ярко сияет над тяжёлыми тучами голубое небо и из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков.

4) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами длинные озерки и болота.

5) Лев Владимирович Щерба говорил неторопливо задумчиво смотрел не то на слушающих не то будто внутрь себя.

16. Расставьте все знаки препинания:

Но она всё-таки не рассмотрела бы его лица, если б опять молния (1) скрывшая звёзды (2) не осветила его. При свете молнии она разглядела всё его лицо и (3) увидав на нём спокойствие и радость (4) улыбнулась ему.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гм! гм! Читатель благородный (1)

Здорова ль (2) ваша вся родня?

Позвольте: может быть (3) угодно (4)

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать,

Любить, душевно уважать

И (5) по обычаю народа (6)

О Рождестве их навещать…

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Около живописного старого дома (1) неподалёку (2) от которого (3) рос фруктовый сад (4) я остановился (5) чтобы сделать набросок на бумаге.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Легенда гласит (1) что (2) когда Есенин увидел Айседору Дункан (3) он был покорён её пластикой (4) хотел кричать о своей мгновенно возникшей влюблённости (5) но Сергей не знал английского языка.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Прочитайе текст и выполните задания 21 -26

(1)Давайте, дорогой читатель, задумаемся о том, является ли сказка чем-то далёким от нас и насколько она нужна нам. (2)Мы совершаем некое паломничество в волшебные, вожделенные и прекрасные края, читая или слушая сказки. (3)Что же приносят люди из этих краев? (4)Что влечёт их туда? (5)О чём спрашивает человек сказку и что именно она отвечает ему? (6)Человек всегда спрашивал сказку о том, о чём всегда и все люди, из века в век, будут спрашивать, о том, что всем нам важно и необходимо. (7)В первую очередь, о счастье. (8)Само ли оно в жизни приходит или его надо добывать? (9)Неужели непременно нужны труды, испытания, опасности и подвиги? (10)В чём же счастье человека? (11)В богатстве ли? (12)Или, может быть, в доброте и правоте?

(13)Что такое судьба? (14)Неужели её нельзя одолеть и человеку остаётся покорно сидеть и ждать у моря погоды? (15)И сказка щедро подсказывает, как быть человеку на распутье жизненных дорог и в глубине жизненного леса, в беде и в несчастье.

(16)Что важнее – внешняя оболочка или незримая красота? (17)Как распознать, как учуять прекрасную душу у страшилища и уродливую душу у красавицы?

(18)И наконец, правда ли, что возможно только возможное, а невозможное и в самом деле невозможно? (19)Не таятся ли в вещах и душах, окружающих нас, такие возможности, о которых не всякий и говорить решается?

(20)Вот о чём спрашивает человек, и особенно русский человек, свою сказку. (21)И сказка отвечает не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет. (22)Ведь сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души. (23)Здесь мудрая древность благословляет русское младенчество на ещё не испытанную им трудную жизнь, созерцая из глубины своего национального опыта трудности жизненного пути.

(24)Все люди делятся на людей, живущих со сказкой, и людей, живущих без сказки. (25)И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье… вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии. (26)Такие люди живут как бы в ладу со своею национальною сказкою. (27)И благо нам, если мы сохраняем в душе вечного ребёнка, то есть умеем и спрашивать, и выслушивать голос нашей сказки.

(по И.А. Ильину*)

*Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Читая сказки, человек погружается в мир фантазий, которые не имеют отношения к реальности.

2) Сказка даёт человеку ответы на многие важные вопросы: о счастье, о судьбе, об истинной красоте.

3) Сказки полезны детям, ведь эта народная мудрость готовит ребёнка к взрослой жизни, однако взрослым уже нет необходимости читать сказки.

4) Сказка говорит о том, что есть и будет всегда, а не о том, чего нет и не бывает в жизни.

5) Чтобы пробудить детский интерес к сказке, нужно приобщать к ней ребёнка через театральные постановки, художественные фильмы, национальную музыку.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 1–5 представлено рассуждение.

2) В предложениях 8–12 представлено описание.

3) Предложение 23 поясняет, дополняет содержание предложения 22.

4) В предложениях 13–17 представлено рассуждение.

5) В предложениях 26–27 представлено повествование.

23. Из предложений 3–6 выпишите фразеологизм.

24. Среди предложений 22–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексических повторов.

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения (-ий).

25. «Ведя с читателем беседу о сказке, И.А. Ильин создаёт весьма лаконичный с точки зрения формы текст, но в то же время насыщает его эмоциональностью и образностью, грамотно используя целый спектр средств выразительности речи. Стремясь вовлечь читателя в свои размышления, автор активно использует такое синтаксическое средство, как (А)________ (например, предложения 3, 4, 13). Часто встречается и такой приём, как (Б)________ (например, предложения 16, 17), помогающий понять, сколь непрост поиск ответа на встающие перед человеком вопросы. Особый пафос тексту придаёт такой троп, как (В)_______ (предложение 23), а также такое лексическое средство выразительности, как (Г)_________ ("вопрошать", "внимать" в предложении 25)».

Список терминов

1) олицетворение

2) устаревшие слова

3) парцелляция

4) гипербола

5) эпифора

6) вопросительные предложения

7) лексический повтор

9) антитеза

26. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

1. Ответ: 35|53.

2. Ответ: Таким образом|такимобразом

3. Ответ: 3.

4. Ответ: послала

5. Ответ: невежа

6. Ответ: поезжай.

7. Ответ: 58714

8. Ответ: выскочка

9. Ответ: сдюжилбесплатно

10. Ответ: замочек

11. Ответ: обидевший

12. Ответ: неназванном

13. Ответ: наполовинуполумрак|полумракнаполовину

14. Ответ: 234

15. Ответ: 23|32

16. Ответ: 1234

17. Ответ: 1356

18. Ответ: 145

19. Ответ: 12345

20. Ответ: свою

21. Ответ: 24|42

22. Ответ: 134

23. Ответ: 25

25. Ответ: 6912

Примерный круг проблем

1. Проблема роли сказки в жизни человека. (Какую роль играет сказка в жизни человека?)

1. Сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские.

2. Проблема сохранения «вечного ребёнка» в душе человека. (Нужно ли сохранять в своей душе черты ребёнка?)

2. Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит - с национальной мудростью, из глубин доисторической философии можно черпать ответы на множество вечных вопросов.

3. Проблема осмысления понятия «сказка», проблема взаимосвязи сказки и национального сознания. (Является ли сказка просто фантазией, прекрасной страной грёз или она являет собой нечто большее, важное и нужное? Связана ли сказка с национальным сознанием, мудростью нации?)

3. 3. Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и помогающая справиться с ними. Сказка

неразрывно связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений

Её герой автобиографичен. . Писатель наделяет его своей биографией, в его судьбе отражает свою собственную судьбу, а в характере - свой характер. Нередко автобиографический герой даже внешне похож на автора. Особенностью автобиографических героев является большая, чем у персонажей обычных, «вымышленных» , связь с реальной жизнью. Со­отношение с реальными людьми у большинства литературных персонажей в значительной мере условно и практически не ощущается читателями. Автобиографические герои, напротив, могут быть прямо сопоставлены с личностью автора. Нередко иллюзию полного совпадения автора и героя поддерживает сама форма повествования: многие автобиографические произведения написаны «от первого лица» (например, автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого «Детство» , «Отрочество» , «Юность» ; автобиографические романы-хроники С. Т. Аксакова «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» ; роман И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» ; рассказы М. Горького из сборника «По Руси» и его автобиографическая трилогия «Детство» , «В людях» , «Мои университеты») . Внешнее сходство автобиографических героев с автором также провоцирует читателей поставить между ними знак равенства. Иногда имя автобиографического героя совпадает с подлинным именем автора (автобиографический герой трилогии М. Горького Алексей Пешков - подлинное имя писателя) . Автобиографический герой никогда не является буквальным повторением автора, создателя произведения. Автор всего лишь прототип («натура» , модель) автобиографического героя точно так же, как любой реально существующий человек может быть прототипом литературного героя. Автобиографический герой и автор существуют как бы в двух различных измерениях: автор - реальный человек с реальной внешностью, биографией, чертами характера, автобиографический герой - явление другой реальности - реальности искусства. В автобиографическом герое может быть не только осмысление, но и переосмысление подлинной биографии писателя. Как и любой художественный образ, образ автобиографического героя не только отражает реальность, но и преображает ее. Такой герой - прежде всего плод творческой фантазии автора. Автобиографический образ человека может быть создан и в лирическом произведении, однако понятие автобиографического героя к лирике неприменимо. «Автобиографизм» лирического стихотворения совершенно особый, даже если в нем используются какие-то факты личной биографии поэта. Они всегда являются лишь поводом для размышлений, рефлексии, лирической медитации. Реальные события в лирическом произведении преображаются, становясь из фактов биографии поэта фактами его духовной жизни, растворяются в потоке ощущений, эмоций, переживаний. Лирика не автобиографична, а автопсихологична. Во многих произведениях автобиографических героев нет, но автор настолько открыт, близок читателю, настолько остро ощущается его присутствие в тексте, что можно говорить об образе автора. Его отличие от образа автобиографического героя состоит в том, что образ автора не является образом действующего лица, участника событий, каким обязательно является автобиографический герой. Автор раскрывается не в сюжете, так как не является персонажем, а в повествовании, в рассказе о героях и событиях. Как правило, автор-повествователь не имеет ясно выраженного внешнего облика, у него нет имени, ничего не говорится о его жизнен­ных обстоятельствах, о судьбе. Все это абсолютно естественно связывается с создателем произведения. Этим он тоже отличается от автобиографического героя. Образ автора складывается не из его поступков и поведения, а прежде всего из тех черт характера и психологии автора, особенностей его мировосприятия и нравственного облика, которые мы можем установить, анализируя повествование. В некоторых произведениях образ автора создается как бы за пределами повествования.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов автобиографический - автобиографичный

2.Примеры словосочетаний с паронимом автобиографический

3.Примеры предложений с паронимом автобиографический

4.Примеры словосочетаний с паронимом автобиографичный

5.Примеры предложений с паронимом автобиографичный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ — являющийся автобиографией, отражающий её.

АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ — содержащий элементы автобиографии.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ

1)автобиографический материал

2)автобиографический жанр

3)автобиографическая книга

4)автобиографическая тема

5)автобиографическая проза

6)автобиографическое произведение

7)автобиографическая основа произведения

8)автобиографический характер произведения

9)автобиографическая трилогия

10)автобиографический рассказ

11)автобиографическая повесть

12)автобиографический роман

13)автобиографический очерк

14)автобиографические записи

15)автобиографические записки

16)автобиографический фильм

17)автобиографическая история

18)автобиографическое сочинение

19)автобиографический образ

20)автобиографический факт

21)автобиографические сведения

22)автобиографические моменты

23)автобиографические черты

24)автобиографические справки

25)автобиографический подтекст

26)автобиографический сюжет

27)автобиографический эпизод

28)автобиографический фрагмент

29)автобиографические черты героя

30)автобиографические даты

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ

1)Автобиографическое произведение - это такое произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

2)Книга носит автобиографический характер.

3)Нам известны многие произведения автобиографического характера о детских годах.

4)В предполагаемых автобиографических заметках Пушкин собирался писать и о детстве. (Е.Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество)

5)Лишь медленное чтение автобиографической трилогии дает возможность постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство словесной живописи.

6)И разве мог писатель своего автобиографического героя наградить райским финалом?

7)В 1933 году И.А.Бунину была присуждена Нобелевская премия, как он считал, прежде всего, за автобиографический роман "Жизнь Арсеньева".

8)Детские воспоминания всегда оставались для Л.Н.Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

9)Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.

11)Мне удалось найти автобиографические сведения о художнике В.М.Васнецове.

12)Автобиографическая повесть М.Горького «Детство» рассказывает о формировании личности Алеши Пешкова.

13)Большой успех выпал на долю повести В.А.Осеевой "Динка", имеющей автобиографический характер.

14)Все эти стихи содержат автобиографический подтекст.

15)У французского писателя Р.Роллана к Л.Н.Толстому было особенно теплое чувство. Он писал: «Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Едина была трагедия его искусства и его жизни».

16)В автобиографическом очерке Ахматова описала А.А.Блока так: «В одно из последних воскресений тринадцатого года я принесла Блоку его книги, чтобы он их подписал. На каждой он написал просто « Ахматовой - Блок»…А на третьем томе написал посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут» Эти книги Ахматова получила обратно в январе1914 г. Тогда в ответное письмо и было вложено стихотворение «Я пришла к поэту в гости…»

17)Рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу.

18)Герои наиболее автобиографических и “задушевных” рассказов Л.Н.Андреева находятся в трагическом противоречии с окружающей их действительностью; они мучительно пытаются разрешить “загадки” человеческого бытия и не могут дать убедительного ответа ни на один из “проклятых вопросов”, поставленных перед ними жизнью. (По Г.П. Лазаренко)

19)О суровом и безжалостном воспитании в семье Кашириных М.Горький рассказал в автобиографической повести «Детство».

20)«Откуда он был? кто были его родители? что побудило его избрать странническую жизнь, какую он вел? Никто не знал этого. Знаю только то, что он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются как предсказания, что никто никогда не знал его в другом виде, что он изредка хаживал к бабушке и что одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей и чистая душа, а другие, что он просто мужик и лентяй», - так пишет Л.Н.Толстой о юродивом Грише в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность»

21)Повесть "Детство" является первой частью автобиографической трилогии Л.Н.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

22)Образ матери в стихотворении Н.А.Некрасова «Рыцарь на час» вышел далеко за рамки автобиографического сюжета, стал символом безмерного страдания многих женщин.

23)«Как закалялась сталь» — автобиографический роман советского писателя Николая Алексеевича Островского, написанный в 1932 году.

24) Автобиографического элемента в моём настоящем труде очень мало; в нём чужое перемешано со своим, а в то же время дано место и вы­мыслу. (М. Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина)

25) Мой рассказ будет иметь автобиографическую форму. (Н.Г.Чернышев­ский. Вечера у Старобельской)

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

1)автобиографичный тип

2)автобиографичный персонаж

3)автобиографичная ситуация

4)автобиографичная повесть

5)автобиографичные события

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - АВТОБИОГРАФИЧНЫЙ

1)Автобиографичное произведение - это такое произведение, в котором содержатся лишь элементы автобиографии.

2)Автобиографичные песни — это песни, в которых текст имеет непосредственное отношение к истории самого автора музыканта.

3)…почти все вещи Куприна автобиографичны . (К.Г.Паустовский. Поток жизни)

4)Образ лирического героя часто бывает автобиографичным , но его нельзя отождествлять с автором, даже если повествование ведётся от первого лица.

5)В повести «Солдат и мальчик» А.И.Приставкин обратился к теме детдомовского детства. Автобиографичная в своей основе, она стала шагом к созданию самого известного произведения автора - повести «Ночевала тучка золотая…», впервые опубликованной в журнале «Знамя».

6)Известно, что рассказ В.Г. Распутина автобиографичный , и учительница Лидия Михайловна после опубликования рассказа прочитала его и узнала себя в главной героине. Она сама нашла Валентина Григорьевича, и они долгое время переписывались.

7)Поэма А.А.Блока «Соловьиный сад» построена на контрасте, что подчёркивает борьбу между реальной жизнью и миром идеальной красоты, вернее даже, красивости. С одной стороны, поэма А.А.Блока «Соловьиный сад» - это поэма о смысле жизни, о выборе своего жизненного пути, о нравственных ценностях и ориентирах в этой жизни. С другой - в поэме много автобиографичного , и её можно рассматривать как поэтическую исповедь о своём творческом пути.

8)Лиризм есенинской поэзии столько же автобиографичный , личный, сколько и всеобщий, национальный.

9)Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» автобиографичный .

Используемые источники

Задание 20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

1.Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.

2. Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
3. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.
4. Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
5. То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
6. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.
7. Орешник почти отпылил, а берёза еще робеет зеленеть, не доверяя наступившей теплыни, а лес совсем прозрачный, без теней, словно после сна щурится спросонья.
8. Они казались спокойны и смелы; однако ж при моем приближении обе потупили опущенные головы и закрылись своими изодранными чадрами.
9. Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.
10. Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
11. Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а из-за санкций срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
12. Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.
13. Сквайр Трелони, доктор Ливси и другие джентльмены попросили меня написать все, что я знаю об «Острове сокровищ». Им хочется, чтобы я рассказал всю историю, с самого начала до конца.
14. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.
15. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей.
16. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».
17. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая темнота.
18. Сквозь желтоватую мокрую воду проглядывало песчаное дно, которое уходило глубже, и озерная вода становилась черной.
19. В воздухе уже начинал чувствоваться наливавшийся жаркий зной, а в глухом ельнике было так прохладно.
20. Богатая роскошь природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые.
21. Командир был убит насмерть, и командование взял на себя молодой лейтенант, который прибыл в часть неделю назад.
22. Маленькие малыши сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, обсуждали, по-видимому, какую-то важную, на их взгляд, проблему, поэтому я старался им не мешать.
23. Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.
24. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще.
25. Стало ясно, что мы неверно определили основную суть эксперимента - теперь нам придётся проводить исследование сначала.
26. В прейскуранте цен мы не обнаружили товара, который был нам необходим для завершения ремонта.
27. В крупной фирме по продаже офисного оборудования имеется свободная вакансия менеджера.
28. Когда совершаешь поступок, за который потом может быть стыдно, нужно помнить о том, что когда-нибудь вы получите эффект обратного бумеранга.
29. Экспедиция проходила успешно, пока ледяной айсберг не преградил путь кораблю.
30. Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно - это доказали датские учёные.
31. Светловолосая блондинка подошла к мужчине, и они заговорили, как будто были давно знакомы.
32. Режиссёр нашёл и отразил грань между эпохами, отчего, как мне кажется, фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на его немалый хронометраж времени.

Ответы
№ задания Ответ № задания Ответ
1 Народного 17 Чернеющая
2 холодный 18 Мокрую
3 совершенно 19 Жаркий
4 истинную 20 Богатая
5 чернеющей 21 Насмерть
6 Без слов 22 Маленькие
7 Спросонья 23 Проливной
8 Опущенные 24 Цветущих
9 Свою 25 Основную
10 Первая 26 Цен
11 Из-за рубежа 27 Свободная
12 Необычный 28 Обратного
13 Всю 29 Ледяной
14 Существенной 30 Холодного
15 Яблочную 31 Светловолосая
16 этот 32 Времени


Приложенные файлы

Автобиография -

Автобиография

Автобиография

1929—1939 .

Автобиогра́фия

мемуары, дневник Августина Герцена Булгакова , «Дар» В. В. Набокова Пушкина ).

2006 .

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ Писатель

Э. Лунин. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


автобиография

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР

Автобиография

,

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ — см. Мемуарные жанры.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

автобиография автобиография автобиография Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР (share register) Список акционеров, ведущийся акционерной компанией. В список заносятся полное имя держателей акций, их адреса, количество акций в собственности каждого держателя и их сумма, а также класс акций. Занесение в регистр удостоверяе

Автобиография Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

,

Автобиогра́фия

(от греч. autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу), литературный жанр, описание автором своей жизни. В отличие от смежных жанров (мемуары, дневник ), может быть отдалена по времени от событий, о которых пишут, а внимание уделяет не только внешней, сюжетообразующей стороне жизни автора, но и становлению и развитию его душевных качеств. Кроме классических автобиографий («Исповедь» Блаженного Августина , «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, «Былое и думы» А. И. Герцена ), существуют автобиографичные художественные произведения, где автор приписывает герою свои черты и события своей жизни («Театральный роман» М. А. Булгакова , «Дар» В. В. Набокова ). Часто произведения стилизуются под автобиографию («Капитанская дочка» А. С. Пушкина ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

автобиография автобиография автобиография Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык. Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая. 1998.

АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР АКЦИОНЕРНЫЙ РЕГИСТР (share register) Список акционеров, ведущийся акционерной компанией. В список заносятся полное имя держателей акций, их адреса, количество акций в собственности каждого держателя и их сумма, а также класс акций. Занесение в регистр удостоверяе

Автобиография Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.

,

Автобиография

АВТОБИОГРАФИЯ — описание своей личной жизни. Различают А. в собственном смысле, когда автор просто и безыскусственно рисует свой жизненный путь, и А. художественную, где под видом описания жизни какого-нибудь героя выводятся жизнь самого писателя. Примером А. первого рода могут служить «Воспоминания детства» Л. Н. Толстого, «Исповедь» Ж. Ж. Руссо, „Warheit und Dichtung“ Гете. Нужно оговориться, что перечисленные автобиографии, написанные великими мастерами слова, часто переходят за черту обычного жизнеописания. Люди, с которыми они вместе совершали свой жизненный путь, окружающая их обстановка с необычайной рельефностью выступают здесь перед читателем, как в художественном произведении. Однако, поскольку эти автобиографии представляют собой описание собственной жизни их автора, они не могут быть отнесены к автобиографиям второго рода, к художественным. Как на пример последних принято указывать на такие произведения, где их автобиографичность слишком очевидна, — на «Детство, отрочество и юность» Л. Н. Толстого, «Утро помещика» — его же, на «Детство» и «В людях» М. Горького, на «Историю моего современника» В. Короленко. Нужно указать, что осколки А. любого писателя разбросаны повсюду во всех его творениях. Их собрать — значит получить яркое представление о жизни и личности писателя. По установившемуся традиционному делению писателей на субъективистов и объективистов материалом для автобиографии принято считать произведения только первых. Объясняется это только тем, что в произведениях субъективных писателей, какими больше являются лирики, всего очевидней автобиографичность. Она во всех их лирирических излияниях, где сквозь поэтические образы просвечивается их мироощущение и миропонимание, следовательно, они сами. Но так принято думать о субъективных писателях, между тем, если присмотреться внимательнее к произведениям объективных писателей, то и здесь автор предстанет пред нами со всеми качествами его души, со всем его жизненным багажом, опытом и наблюдениями. Ибо надо помнить что всякий писатель, прежде всего, пишет о том, что больше ему знакомо, что ближе его душе. Мир образов, которые рисуются нам в любом художественном произведении, — это не что другое, как окружающий художника мир, преломленный в его душе. Это люди, природа, пропущенные через горнило переживаний и настроений писателя. На них всех лежит печать облика их творца. Недаром же принято различать произведения, одного автора от художественных произведений другого. А то, что на произведениях всегда следы эпохи, убеждает нас также в том, что художественные произведения — автобиографические данный писателя. По «Мертвым душам» Гоголя мы, правда, можем судить о нравах и обычаях крепостной России, об отдельных ее сословиях, но, прежде всего, мы судим об авторе, по своему преломившем эпоху. И даже, когда писатель избирает сюжетом для своей темы исторические события, как это, примерно, часто наблюдается у Шекспира, — и тогда в римских одеяниях мы узнаем современников гениального английского драматурга, стало быть, его эпоху, его самого, сына этой эпохи. «Илиаду» и «Одиссею» не случайно связывают с именем Гомера. Один был у них автор, пусть анонимный кто-то, но этот кто-то чувствуется во всех строках бессмертных творений, он присутствует везде, куда ни ступят его герои. Он весь тут, со всеми своими привычками и желаниями, со всей своей мудростью и предрассудками. Как мы указали в статье «Писатель » (см.), писатель именно тем и отличается от простого смертного, что он в жизни как бы не участвует, а только созерцает, но в это свое созерцание он вкладывает всего себя и сквозь призму своих мыслей и чувств воспринимает мир. И точно так же, как он косвенно только участвует в жизни, он косвенно и выявляет себя в произведениях своих. Не участвуя в жизни, а созерцая ее, он, как бы, не участвует и в перипетиях жизни своих героев, но он всегда с героем, он весь — они, и они — все он, только как бы разорванный на части.

— Все мои произведения, только отрывки одной большой исповеди, — сказал Гете.

Это могли бы о себе сказать все писатели. Правда, не с первых дней творческой жизни писателя начинается его исповедь. Раньше, когда он только начинает ощущать свое призвание, он бежит от себя и действительности в мир грез и фантазий. Эта пора, как ее называют, романтическая у всех поэтов. Но проходит она — и писатель начинает писать только окружающую его обстановку, и на фоне ее — себя, свою, стало быть, А.

Перевоплощение художественное — это вживание художника в чужое горе или чужую радость, — не скрывает ли оно всегда намека на собственное переживание художника? В этом легко убедиться тогда, когда писатель сам нам помогает своими признаниями, как это было, напр., с Л. Н. Толстым, который, избрав однажды «героем» своих произведений «правду» и полюбив этого «героя» всеми силами души, никогда не разлучался с ним (под конец своей жизни, в августе 1910 года, Л. Н. Толстой признался Б. П. Бирюкову в том, что в основу его рассказа «Дьявол» и романа «Воскресение» легли случаи из собственной жизни). Когда же писатель не пускает нас в свою творческую лабораторию или не помнит, когда и как его «осенил рассказ или роман», — тогда по тому, как движутся и живут у него герои, во что верят, что любят и ненавидят, мы можем догадываться об его собственном духовном облике. Здесь, разумеется, труднее уловить автобиографичность, надо самому быть художником, чтобы ее прощупать между строк и поэтических приемов, но она несомненно присутствует в каждом произведении писателя. Больше того, автобиографию художника, может быть, только и нужно искать в его творениях, ибо — где еще полнее проявляет он себя, где чаще высказывает свои сокровенные мысли и чувства вслух, где еще больше непосредственней он и искренней, где, наконец, еще так ярко выступает та часть души, которую «несовсем» удобно показывать, как об этом пишет в одном письме Тургенев Л. Толстому (1-е собр. писем Тургенева, 338—9)? И если при изучении жизни и личности писателя принято с особым усердием подбирать все биографические данные, вплоть до мелочей, то с еще большим усердием надо вчитываться в произведения его, где всего ярче описывает он бессознательно свою собственную жизнь. Поэтому автобиографией художника мы и назовем его художественные произведения.

Автобиография Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит ""обращение"" автора Психологический словарь. 2000.