Вернуться назад на

Кассовая дисциплина – это соблюдение организациями и ИП правил ведения кассовых операций, правил расходования наличной выручки, правил хранения наличности, а также правил работы с ККТ.

Сразу хотим отметить, что кассовая дисциплина едина для всех (за исключением некоторых моментов), то есть кассовая дисциплина в 2017 году для ООО такая же, как, например, для АО.

Кассовая дисциплина в 2017 году

О правилах ведения и оформления кассовых операций мы уже рассказывали ранее. Поэтому сейчас остановимся на правилах расходования наличной выручки, хранения наличности и работы с кассовыми аппаратами.

Организациям и ИП запрещено расходовать наличную выручку (п. 2 Указания Банка России № 3073-У).

Но из любого правила есть исключение, поэтому вышеуказанные суммы можно использовать, например, для:

Выплат работникам (различные зарплатные выплаты и социальные выплаты);

Выдачи денег подотчетникам;

Оплаты товаров/работ/услуг (кроме ценных бумаг);

Возврата денег покупателям/заказчикам за оплаченные наличными деньгами, но возвращенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги).

ИП, получивший в кассу наличную выручку, может тратить ее на личные нужды.

Хранение наличных денег

Законодательно установленных требований к помещению кассы нет – они отменены еще в 2012 году. Поэтому руководитель компании/ИП сам решает, каким образом будут храниться наличные деньги в кассе (п. 7 Указания Банка России № 3210-У). Например, руководитель организации может издать приказ, в котором будет указано, что наличность должна храниться в сейфе, находящемся в бухгалтерии.

Работа с применением контрольно-кассовой техники регламентируется Федеральным законом № 54-ФЗ (далее – Закон), а также Постановлением Правительства РФ № 470.

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием банковских карт, организации и ИП должны применять ККТ (п. 1 ст. 1.2 Закона).

Правда, в некоторых случаях можно обойтись без кассового аппарата на вполне законных основаниях. Так, к примеру, ИП, сдающие в аренду принадлежащие им жилые помещения, не обязаны применять ККТ (п. 2 ст. 2 Закона). Кроме того, ИП на ПСН, а также плательщики ЕНВД вправе работать без кассовых аппаратов вплоть до 01.07.2018 г., но при условии обязательной выдачи бланков строгой отчетности по требованию покупателя (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Условно можно выделить несколько основных правил работы с ККТ:

ККТ должна соответствовать определенным требованиям (ст. 4 Закона). К таким требованиям, в частности, относится наличие корпуса, заводского номера, часов реального времени, исправность аппарата;

ККТ нужно зарегистрировать в налоговой инспекции, а в некоторых случаях необходимо перерегистрировать кассовый аппарат или снять его с учета (ст. 4.2 Закона). Стоит отметить, что законодательством не установлен срок подачи заявления в ИФНС для регистрации ККТ, но логично предположить, что зарегистрировать аппарат нужно до начала его использования;

Организация/ИП при реализации товаров (работ, услуг) за наличные обязана выдавать покупателю кассовый чек, а в случае, когда ККТ можно не применять, - бланк строгой отчетности. При этом к данным документам предъявляются определенные требования (ст. 4.7 Закона).

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

За нарушение кассовой дисциплины предусмотрено административное наказание. Причем штраф зависит от того, какое именно нарушение было совершено организацией/ИП.

Так, например, организации грозит штраф в размере от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. в случае (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):

Расчета наличными деньгами с другими фирмами сверх установленного максимума;

Хранение денег в кассе сверх установленного лимита.

Что же касается несоблюдения правил работы с ККТ, то еще в прошлого года штрафы стали разнообразнее (ст. 14.5 КоАП РФ):

Вид на-ру-ше-ния

Раз-мер штра-фа

Для ор-га-ни-за-ции

Для долж-ност-ных лиц юр-ли-ца/ИП

Непри-ме-не-ние ККТ

От 75% до 100% суммы рас-че-та, про-из-ве-ден-но-го без при-ме-не-ния ККМ, но не менее 30 тыс. руб.

От 25% до 50% суммы рас-че-та, про-из-ве-ден-но-го без при-ме-не-ния ККМ, но не менее 10 тыс. руб.

При-ме-не-ние ККТ, не со-от-вет-ству-ю-щей тре-бо-ва-ни-ям за-ко-но-да-тель-ства

От 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб.

От 1,5 тыс. руб. до 3 тыс. руб.

При-ме-не-ние ККТ с на-ру-ше-ни-ем: — поряд-ка ее ре-ги-стра-ции; — по-ряд-ка, сро-ков и усло-вий ее пе-ре-ре-ги-стра-ции; — по-ряд-ка и усло-вий при-ме-не-ния

Непред-став-ле-ние на-ло-го-ви-кам по их запро-сам ККТ-до-ку-мен-тов и ин-фор-ма-ции или их пред-став-ле-ние с на-ру-ше-ни-ем срока

Невы-да-ча чека (БСО) по-ку-па-те-лю / ненаправ-ле-ние чека (БСО) в элек-трон-ном виде в преду-смот-рен-ных за-ко-ном слу-ча-ях

10 тыс. руб.

2 тыс. руб.

Помимо самих штрафов изменился и срок давности привлечения к ответственности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Раньше этот срок составлял два месяца от момента совершения проступка до момента вынесения налоговиками постановления о наложении штрафа.

Теперь же срок увеличен до года и исчисляется он:

Или с момента совершения нарушения;
или с момента обнаружения длящегося нарушения (например, отсутствие ККТ у фирмы, обязанной ее применять).

Что такое кассовая дисциплина?
Кассовая дисциплина - это общепринятая формулировка, описывающая учет денежных средств – наличных, безналичных – в рамках порядка ведения кассовых операций . Кассовая дисциплина - это разговорное выражение понятия, которое регулируется в основном следующими законами:

  • Закон "О применении контрольно-кассовой техники... "
  • Закон "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ "

В этой статье мы постараемся максимально подробно и понятно ответить на вопросы, возникающие при ведении кассовой дисциплины. Что представляет из себя кассовая дисциплина и как ее правильно вести? Какие бывают штрафы и как их избежать? Как потратить минимум времени и средств на ведение кассовой отчетности? Статья написана с учетом изменений законодательства в 2013 году.

Порядок ведения кассовых операций за день (рабочую смену).

Дополнительные действия в течение дня:

Многим нравится вести все четко, то есть заполнять книгу кассира-операциониста своевременно и полностью переносить эти сведения в кассовую книгу, выписывать приходные и расходные ордера и аккуратно сохранять документы, которыми вы подтверждаете записи. На самом деле это все очень сложно и придется брать профессионала либо нанимать консалтинговую фирму . На практике обычно все происходит иначе:

Минимально необходимые действия для ведения кассовых операций

Здесь мы опишем, как ведут кассовую дисциплину предпринимателям (не важно ИП или ООО), для которых ведение кассовых операций - это бюрократический груз. Поэтому они соблюдают только минимально необходимые условия для того, чтобы не нести материальную ответственность - не платить штрафы.

Законодатель Российской Федерации требует от предпринимателей и организаций при проведении кассовых операций выполнять три основных требования:

Все остальные документы кассовой отчетности, такие как:

  • журнал кассира - операциониста (форма КМ-4)
  • расходные и приходные кассовый ордера
  • справка кассира-операциониста (форма КМ-6) и др.

не являются документами, за неведение или за неправильное ведение которых предусмотрена административная или какая-либо другая ответственность.

Соответственно, все, что нужно сделать, - это:

1. Купить кассовый аппарат. Если вы не обязаны использовать ККМ, то отдавать покупателям товарные чеки (подробнее ).

2. Установить лимит денежной наличности. Подробнее о лимите .

3. Ничего не делать(!). Но быть на чеку. Во время проверки кассовых операций налоговой инспекцией вы должны предоставить инспектору кассовую книгу за последние 2 месяца . Проверять кассовую отчетность более чем за два месяца налоговые инспекторы хоть и имеют право, но оштрафовать за административное нарушение не смогут.

Обычно после налоговой проверки предприниматель может отложить визит в инспекцию на несколько дней, сославшись на уважительный повод: заболел или уехал приходящий бухгалтер и др. За это время спокойно заполняется кассовая книга за последние 2 - 2,5 месяца, которая потом предъявляется в налоговой.

Если вы будете делать этот минимум, то никаких штрафов не будет, но нарушения будут - нарушения не законов, а всяких подзаконных актов, циркуляров и т.д. А за эти нарушения штрафов не предусмотрено.

Оснащение рабочего места кассира

Положение Центрального банка "О порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации" описывает требования к оборудованию кассы, в том числе в эти требования входят охранные сигнализации, отдельные зарешеченные помещения и наличие несгораемого ящика – сейфа. Умелые инспекторы под нарушение кассовой дисциплины подводят и отсутствие такого рабочего места. Это аналогично тому, как под неприменение ККМ подводят отсутствие голограммы . На самом деле закон напрямую не предусматривает наказание за это. Такие штрафы легко оспариваются в Арбитражном суде.

Нарушение кассовой дисциплины

Контроль за ведением кассовой дисциплины осуществляют инспекторы "Отдела оперативного контроля" соответствующих межрайонных налоговых инспекций .

К основным нарушениям кассовой дисциплины, а точнее говоря, к нарушениям порядка ведения кассовых операций относятся:

Размеры штрафов

Юридические лица:

Если организация будет признана виновной в нарушении кассовой дисциплины, статьи 15.1 КоАП РФ или ст. 14.5 КоАП , то штраф от 40.000 до 50.000 рублей . Если привлекается должностное лицо, то от 4.000 до 5.000 руб , при этом должностное лицо привлекается одновременно с юридическим лицом. Обычно штрафуют руководителя либо в редких случаях лицо ответственное за ведение кассовых операций - старшего кассира, бухгалтера и т.д. Общая сумма штрафа в итоге - от 40.000 до 55.000 рублей .

Индивидуальные предприниматели:

ИП привлекаются как должностные лица, штраф от 4.000 руб. до 5.000 руб . В кодексе об административных правонарушениях предприниматели приравнены к должностным лицам.

Предупреждение вместо штрафа:

Предупреждения вместо штрафа предусмотрены за нарушения ст.14.5 КоАП:

При наложении штрафов, связанных с применением ККТ – предупреждения возможны, если руководитель налоговой инспекции (именно он и только он принимает решение о наложении штрафа либо предупреждения) сочтет достаточно мотивированным , которое к нему будет обращено.

Предупреждение вместо штрафа может быть применено, если у вас за последний год не было других нарушений. То есть, если в течение года было подобное нарушение (любое нарушение), то вас точно оштрафуют. Если нарушений не было - смело пишите ходатайство.

Предупреждения не предусмотрены за нарушения :

  • превышение допустимого лимита наличности
  • неоприходование, недооприходование денежной выручки

Как это бывает на практике?
Что касается дополнительного штрафа для руководителя - 5000 руб.
Если нарушение очевидно и вина руководителя легко доказуема, нарушения допущены либо при грубом его попустительстве, либо по его прямому указанию, то руководителя оштрафуют. Это обычно происходит, если имеются письменные объяснения или показания руководителя или сотрудника. Поэтому не стоит говорить ничего лишнего или отвечать на какие-либо вопросы, а также нужно внимательно читать акт проверки перед тем, как ставить подпись.
В случае, если нарушение допущено одним из сотрудников (работников) вопреки должностной инструкции (или приказам руководителя), к ответственности привлекают сотрудника. Но надо помнить, что по умолчанию руководитель ответственен за все. Даже главного бухгалтера не привлекут к ответственности, если он допустил ошибку. Привлечен будет руководитель, потому что главный бухгалтер не "очевидное лицо".

Ходатайство.

Для избежания штрафных санкций необходимо написать ходатайство на имя начальника межрайонной налоговой инспекции. Начальник МИФНС может наложить предупреждение, если за последний год у вас не было подобных нарушений.

Пример ходатайства:

Начальнику МИФНС №____

от ____________________

Ходатайство

По факту проверки ООО "НЕВИННОСТЬ" были выявлены нарушения моими работниками, выразилось это в том-то ___________________ (описать нарушение).

Прошу вынести предупреждение, так как нарушение было допущено первый раз, а также мною были приняты все зависящие от меня предупредительные меры:

  • оснастил рабочее место моего работника зарегистрированной в налоговой инспекции контрольно-кассовой техникой
  • кассовый аппарат находится на техническом обслуживании в ЦТО (копия договора с ЦТО в приложении)
  • своевременно оплачен договор на техническое обслуживание (копия документов на оплату в приложении)
  • кассовый аппарат опломбирован в установленном порядке
  • кассовый аппарат был своевременно оклеен голограммой сервисного обслуживания (копия паспорта с отметкой ЦТО о наклеивании в приложении)
  • кассовый аппарат был оклеен голограммой государственного реестра (отменена в 2013 г.)
  • оснастил работника товарными чеками и печатью организации
  • приказ об ответственности работника имеется, где он расписался, что обязуется каждому покупателю пробивать контрольно-кассовый чек, выдавать его на руки вместе с покупкой, сумму пробивать не менее оплаченной и т.д. (копия приказа в приложении)

Работник допустил нарушение самостоятельно, неумышленно, случайно. Ввиду его неопытности, плохого самочувствия, усталости в конце трудного рабочего дня, отвлекшись.
Прошу не применять к работнику и предприятию штрафных санкций.

Подпись, дата

Если вас штрафуют за голограмму, можно написать, что голограмма была наклеена, но случайно отклеилась от нагрева. В паспорте ККМ есть об этом отметка (если нет - поставят в ЦТО, так как это и их вина от части). Наклеить новую голограмму нужно срочно.

Все равно окончательное решение принимает руководитель межрайонной налоговой инспекции. Его решение можно обжаловать в арбитражном суде. При наличии вышеперечисленных обстоятельств суд легко примет вашу сторону.

Кассовая дисциплина для ИП и организаций разная?

Кассовая дисциплина одна для всех. Независимо от того, ИП у вас или ООО, независимо от вида выбранного налогообложения ЕНВД, УСН и т.д.

Но есть некоторые нюансы.

Не все должны использовать кассовый аппарат и отчетность, связанную с ним: журнал кассира-операциониста - КМ-4, справку кассира-операциониста КМ-6 и другие, связанные с кассовым аппаратом документы. Подробнее .
У организаций, в отличие от ИП, всегда есть , это тоже накладывает .

На практике у ООО выше требования к заполнению кассовой книги, потому что нужно знать план счетов , ту самую колонку в кассовой книге, где указан номер корреспондирующего счета, вы должны знать, как называются эти операции в цифровом выражении. Кассовую книгу в ООО нужно вести действительно тщательно, расписывая полностью весь приход, указывая источники и весь расход, указывая контрагентов.
Соответственно, и приходно-расходные кассовые ордера нужно вести тщательней.

Для ООО хороший бухгалтер – залог здоровья его кассовой дисциплины.

Приказ о кассовой дисциплине (приказ о бюджетной политике).

Приказ о бюджетной политике. Зачем он нужен? Режим работы некоторых предприятий, допустим АЗС, круглосуточный. В конце кассовой смены кассир снимает Z-отчет с кассового аппарата, инкассирует наличность, фиксирует денежные счетчики. Деньги после этого часто сдаются в банк. Если режим работы круглосуточный, то какую точку считать отчетом начала смены, как фиксировать суммы за конкретную календарную дату, если смена заканчивается, например, в 8 часов утра? Вот для таких моментов и служит приказ о бюджетной политике.

Смысл примерно такой: приказ может предохранить от претензий со стороны налоговой инспекции. Эти претензии неуместны - деньги никуда не пропали, но налоговая инспекция может посчитать нарушением то, что показания кассового аппарата не совпадают с записями в кассовой книге.

Также в этом приказе можно учесть другие моменты деятельности вашего предприятия:

  • как осуществляются расчеты
  • как работники уходят в отпуск
  • какие дни считать рабочими

Проверка банком кассовой дисциплины

Банк, в котором находится Ваш расчетный счет, должен каждые два года проверять вашу кассовую отчетность.

Банк может проверить выборочно любые три месяца вашей работы с ним. Банк проверяет правильность финансового, математического счета, его не интересуют товарные накладные.

Банк проверяет в основном два пункта:

  1. Не был ли превышен лимит наличности.
  2. Кассовая книга и документы, подтверждающие записи в ней: платежные поручения, кассовые чеки, X и Z-отчеты, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.

Банк после проверки составляет справку, которую часто требует налоговый орган при своей проверке. Если инспектор видит, что вы не исправили замечания банка, он может наложить на вас штраф. Если все исправлено, штрафа не будет.

Многие воспринимают банк как государство. Банк не является государством, это такой же хозяйствующий субъект, как и ваша фирма. Точнее говоря, он ваш партнер. Но у партнера есть право проверить правильность ведения кассовых операций. Это не прямой надзор - у банка нет полномочий по привлечению к ответственности. Банк может как бы рекомендовать, обучать, но указывать или, тем более, штрафовать права не имеет.

Выбирая банк, вы выбираете себе партнера. У кого дешевле открыть расчетный счет, где дешевле обслуживание, какой-то банк расположен ближе к офису или дому, кто не сольет о тебе информацию мошенникам. Это партнер, поэтому на него нужно смотреть так: если тебе не понравится этот партнер, ты его всегда сменишь. И у банка тоже прямая заинтересованность в Вас, как в клиенте. По большому счету, вы зарабатываете друг на друге деньги.

Акт проверки кассовый дисциплины

Сначала составляется первый акт на месте проверки. В нем фиксируется все, что касается обследования рабочего места: снятие отчета с контрольно-кассовой техники, наличие пломбы, выдан ли чек, все ли реквизиты на чеке и т.д.

После составления первого акта налоговый инспектор приглашает предпринимателя к себе с документами, которые ему интересны. Это могут быть:

  • справка банка о проверке
  • кассовая книга
  • журнал кассира-операциониста
  • справка-отчет кассира-операциониста
  • Z-отчеты
  • фискальные отчеты (которые снимает сотрудник ЦТО)

В налоговой инспекции составляется второй акт (протокол). После этого акта вам могут выписать штраф или предупреждение либо отпустить с миром.

Решение о наложении штрафа принимает только руководитель МИФНС. Но рядовой инспектор принимает более важные решение о возбуждении дела об административном правонарушении или о прекращении административного производства . Это решение принимает инспектор на стадии, пока идет производство. С момента проверки до оформления протокола, а после оформления протокола только руководитель инспекции может принимать решения по делу.
После передачи дела начальнику инспекции бороться либо сотрудничать нужно будет с юридической службой инспекции.

А если полтора года назад было нарушение, а на меня все равно наложили штраф , даже после моего ходатайства, это правомерно?
У нас, кроме закона, есть еще право на внутренние убеждения. Руководитель инспекции, если вынесет штраф даже через полтора года после прошлого нарушения, все равно будет прав. Но его действия можно оспорить в суде. Но потенциально налоговый орган ничего не нарушает. В суде нужно будет упирать именно на незначительность нарушения. То есть допустим, если кассир не пробил чек на маленькую сумму, например. жевательная резинка 20 рублей (а именно такие контрольные закупки обычно совершают налоговики), то нужно в суде делать упор на то, что данного рода нарушение незначительно и его последствия минимальны.

А суд может изменить решение руководителя налоговой инспекции?

Арбитражный суд может изменить наложение штрафа на предупреждение. Суду нужны убедительные доказательства. Самое немаловажное при обращении в Арбитражный суд - по таким делам нужно апеллировать к суду о том, что само нарушение настолько малозначительно, что неадекватно применение такой штрафной санкции. Допустим, купили жвачку за 25 рублей, кассир не пробил чек и ему выписан штраф в 30 тысяч рублей. Арбитраж может принять во внимание малозначительность нарушения: не диван покупали все-таки, если уж на то пошло.
Так же с отсутствием голограммы или марки-пломбы . Инспекция оштрафовала за отсутствие голограммы - принесите в суд доказательства того, что она была, но отклеилась.

Арбитраж не может отменить штраф, наложенный в течение года после аналогичного правонарушения.

А за журнал кассира-операциониста штрафуют?
Кассовый аппарат, журнал кассира-операциониста , карточка регистрации ККМ, паспорт кассового аппарата, формы КМ-1, КМ-2 и т.д., над всем этим лежат положения по применению контрольно-кассовой техники и методические рекомендации, за нарушения которых штрафы не предусмотрены.

Действующие правила позволяют инспекторам организовать такие мероприятия с любой периодичностью без ограничений. То есть налоговик может наведываться к вам практически каждый день. Поскольку проверка кассовой дисциплины налоговыми органами не относится к категории выездных проверок, регламент последних к ним не применяется.

Проверки осуществляются в соответствии с планом, который формирует УФНС. Данный документ рассчитан только для внутреннего использования. То есть получить к нему доступ законным путем невозможно. Обычно проверка кассы налоговой в каждой организации проводится не чаще одного раза в год. Если фирма не попала в «контрольный» список, налоговики обратят на нее внимание только в случае подачи жалобы.

По каким критериям назначается проверка?

Чаще одного раза в год налоговики проверяют организации в следующих случаях:

  • Фирма ранее была замечена в нарушениях кассовой дисциплины.
  • Жалобы, например, об отказе в предоставлении чека, о выплате «серых» зарплат и т.д.
  • Убыточность предприятия.

Какие документы может потребовать налоговая инспекция?

Поскольку налоговая проверка обособленного подразделения может быть проведена в любой момент, рекомендуется подготовиться к визиту налоговиков и сформировать определенный пакет документации:

  • Паспорт ККТ, в котором должна быть проставлена отметка инспекции.
  • Карточка регистрации. Ее необходимо получить в ИФНС.
  • Журнал (форма КМ-8).
  • Акт (форма КМ-1).
  • Кассовая книга (форма КО-4).
  • Авансовые отчеты.
  • Расходные и приходные ордера (формы КО-1 и КО-2).
  • Книги учета расходов и доходов.
  • Журнал кассира - операциониста (форма КМ-4).
  • Обороты по счетам.
  • Документы, которыми устанавливается лимит остатка наличных денег.
  • Другие первичные документы и бухгалтерская отчетность.

Существующий регламент запрещает проверять документы, которые не имеют прямого отношения к проверке.

В отличие от контрольных мероприятий, связанных с исследованием данных отчетности налогоплательщика, проверка налоговой кассовой дисциплины может осуществляться за любой срок. То есть она не ограничена, как другие виды проверок, периодом в три года.

Порядок организации проверки

Налоговая проверка кассовой дисциплины 2017 производится в отношении организаций и ИП, которые осуществляют расчеты наличными деньгами и с применением платежных карт. Государственный контроль имеет своей целью проверку полноты учета выручки денежных средств.

Процедура мероприятия включает несколько этапов:

  • Принятие решения о проведении проверки. На это уполномочен руководитель налогового органа и его заместитель.
  • Налоговый инспектор в течение двух дней предъявляет организации или ИП поручение на проведение проверки, а также служебное удостоверение.
  • После предъявления поручения налогоплательщик должен в течение 28 дней предоставить по запросу налогового органа документы, необходимые для осуществления контроля.
  • Инспектор определяет перечень контрольных действий, проверяет полноту учета выручки денег, выявляет факты неполного учета выручки. Далее он составляет акт, в котором фиксирует результаты выполненных мероприятий.

На этой странице:

Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.

Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать

Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.

Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.

Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.

Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.

Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям

Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.

  • налоговой инспекции . В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.

    Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.

    Наиболее распространенными среди подобных нарушений являются пренебрежение к наличию и ведению кассовой книги, превышение лимита расчетов, связанных с наличными средствами, а также неправильный расчет кассовых остатков.

  • проверка кассовой дисциплины представителями обслуживающего банка . Каждые два года работники обслуживающего банка по закону обязаны проверять кассовый учет на предприятии. Обычно за период проверки берется один квартал. Банковские специалисты, как правило, проверяют организацию на предмет лимита денежных средств в кассе, а также на правильность и полноту ведения кассовой книги. После проведения контроля специалист банка пишет справку, которую впоследствии необходимо будет предъявить налоговому инспектору уже при налоговой проверке, если таковая последует.

    При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.

Основные правила кассовой дисциплины: коротко

Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.

  • первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу . В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
  • руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину . Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
  • бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.

Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.

Такие документы как и , журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.

Ошибки и неточности при ведении кассы

Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:

  • отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
  • полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
  • превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.

Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины

Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.

  • Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.

    Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.

  • Штраф накладывается при нарушении таких норм ведения кассы, как неправильное оприходование выручки и превышение максимально возможного лимита наличных средств. Размеры штрафов зависят от организационно-правовой формы предприятия. Если это индивидуальный предприниматель, то, как физическое лицо, выполняющее определенные должностные функции, он будет подвержен штрафу от 4 до 5 тыс. рублей.

    Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.

    В последнем случае, должностное лицо, допустившее ошибку, к примеру, главный бухгалтер, старший кассир или даже директор предприятия, также может понести финансовую ответственность за неправомерность своих действий – штраф для него составит сумму от 4 до 5 тыс. рублей.

Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.

Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.

ИП, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать

20.04.2017

Российский налоговый портал проводит на тему применения касс нового образца. На конференцию начали поступать уже вопросы и мы готовим на них ответ. Особо хочу выделить тему применения кассовой дисциплины для предпринимателей в 2017 году.

Как нам говорит пункт 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У (ред. от 03.02.2015 г.) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать. Другими словами, предприниматели и компании малого бизнеса вправе не разрабатывать и не утверждать лимит кассы.

В связи с введением в жизнь новых касс облегчается работа кассира. Не надо теперь ежедневно делать записи и вести журнал кассира-операциониста. Этот журнал уходит в прошлое.

Не надо бояться потерять бумажный чек (документ), потому что есть онлайн-чек.

Для предпринимателя весь порядок ведения кассовых операций описан в Указаниях Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У. Давайте выделим основные моменты:

1) Как я писала выше, не надо устанавливать лимит кассы;

2) Можно не выписывать расходные и приходные кассовые ордеры. Как отмечено в подпункте 4.6 пункта 4 Указаний, если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга ими может не вестись.

Но мой совет, если у ИП есть работники, им выплачивается зарплата и выдаются денежные средства в подотчет, то лучше выписывать расходные и приходные кассовые ордеры (это поможет не допустить ошибку в расчетах). А если у ИП нет наемных работников, и денежные средства напрямую идут на счет ИП, то не надо выписывать лишние кассовые документы. А если предприниматель применяет УСН, тогда он ведет Книгу учета доходов и расходов, в которой он отражает всю поступающую выручку и расходы. Стоит обратить внимание на то, что если предприниматель взял средства из кассы на личные нужды, то записывать в Книгу УДиР не надо эти суммы, потому что они расходом не признаются.

Как правильно расходовать наличную выручку для ИП?

Предприниматель вправе расходовать наличную выручку только на конкретные цели. Нельзя, например, расходовать наличную выручку на оплату аренды недвижимого имущества; организацию азартных игр; операции с ценными бумагами; выдачу займов. Как быть, если ИП должен оплатить аренду помещения?

Обратимся к Указаниям Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У, в которых четко указано, что для таких целей надо сначала снять выручку из банка со своего счета, а уже потом тратить ее на определенные цели. Можно использовать банковскую карту, которая оформляется на физическое лицо.

Новые кассы для предпринимателя

В 2017 году применять онлайн кассы ИП обязан в том случае, если он не оказывает услуги населению. Например, если предприниматель на УСН и ведет торговлю, то уже с 1 июля 2017 года он будет использовать кассу нового образца.

А вот если ИП торгует алкоголем, то независимо от системы налогообложения он обязан применять новые кассы уже с 31 марта 2017 года.