100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность, именуемую личностью. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется, – процесс социализации. Основным содержанием этого процесса выступает культурное наследование, которое невозможно без живых носителей культуры, служащих своего рода посредниками между формирующимися новыми поколениями и накопленными достижениями человеческой культуры. Социализация – это исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и в условиях стихийного воздействия на развивающуюся личность различных, иногда противоположно направленных факторов общественного бытия. Воспитание является ведущей и определяющей частью процесса социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Сущность воспитания – нравственное совершенствование человека.

Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Это сфера межличностных отношений.

Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений.

В самом процессе социализации обычно выделяют несколько этапов. В концепции системного подхода американского ученого Л. Колберга выделяется три стадии: первая стадия – доморальная, когда поведение ориентировано на внешние регуляторы, причем сознательного отношения к социальным нормам нет; вторая - стадия условного морального сознания, когда индивид ориентируется на нормы и оценки социальной группы; и наконец, третья - стадия автономного морального сознания, когда человек имеет собственные моральные критерии и представления, осуществляет самостоятельный выбор, в этом случае имеет место наибольшая свобода от непосредственного социального окружения. Таким образом, общая логика развития представляется в направлении все большей автономизации человека и ориентации в своем поведении на внутренние механизмы регуляции поведения. По мнению Л.Колберга, общая логика развития индивида не зависит от типа общества и культурных особенностей, которые лишь наполняют нормы и особенности деятельности социальных институтов специфическим содержанием. Главным фактором личностного развития при этом выступает взаимодействие человека с окружающей средой, которая может лишь облегчить или усложнить процесс социализации, но не изменить общую логику.

Социально зрелая личность характеризуется активным отношением к среде, определенной автономностью, высоким уровнем развития сознания.

Особое значение приобретает потребность в самореализации. Овладев нормами и социальными ролями, человек осваивает способы взаимодействия с социальной средой, получая возможность активного влияния на эту среду, проявляя и реализуя свои внутренние установки, представления, идеалы.

Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. Однако не следует их отождествлять. Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему прямо говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он просто наблюдает поведение других людей в подобных ситуациях. Например, простейшая процедура приема пищи, которую мы многократно проделываем каждый день, в разных культурах происходит различно по времени, количеству, содержанию, а также манере приема пищи. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент.

Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам. Динамика их развития тесно связана с возрастными этапами человека. На один и тот же возраст может приходиться максимум социализации и минимум инкультурации. И наоборот. Так, наибольшая способность усваивать новые социальные роли проявляется у человека в детстве, молодости и зрелости. В эти периоды социализация достигает своего максимума, а затем уменьшается, реже – остается на том же уровне. Инкультурация, наоборот, достигает своего максимума в старости.

Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщениеличности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

В гуманитарных исследованиях часто используются такие понятия, как инкультурация и социализация. Что они означают?

Что представляет собой инкультурация?

Под инкультурацией понимается формирование у кого-либо приверженности к определенным культурным ценностям, нормам, традициям, обычаям, символам. Обычно данный процесс носит односторонний характер: человек, как правило, только принимает нормы культуры. Редко бывает, что он оказывается способен оказать значительное влияние на соответствующие нормы, которые складываются в течение очень долгого времени.

Инкультурация возможна как в процессе взаимодействия с обществом, так и вне прямого контакта с ним - например, посредством чтения книг, просмотра видео, прослушивания аудиозаписей. Интересно, что в ходе самостоятельной инкультурации человек может впитать существенно больший объем норм культуры какого-либо народа, чем даже представитель соответствующей нации. При этом объем осваиваемых норм культуры легко регулировать самостоятельно.

Что представляет собой социализация?

Под социализацией понимается формирование у кого-либо необходимых коммуникационных качеств, культурных и этических установок, которые нужны для комфортного взаимодействия с другими людьми. При этом в процессе социализации человек сам может передавать обществу некоторые знания, способные повлиять на текущие нормы и механизмы, принятые другими людьми как стандартные, сложившиеся. Рассматриваемый процесс - двусторонний.

Социализация крайне затруднена без участия общества - в отличие от инкультурации, при которой человек может научиться всем необходимым качествам и установкам альтернативным способом. Например, как мы отметили выше, в процессе чтения книг, просмотра видео, прослушивания аудиозаписей. Хотя бы потому, что обучение чтению, языкам первоисточников, которые могут пригодиться при освоении аудио- и видеозаписей, также является элементом социализации.

Рассматриваемый процесс имеет особенность - постоянство воздействия на человека, если он так или иначе будет контактировать с социумом. Регулярное общение гражданина с другими людьми в любом случае обеспечит для него в той или иной степени интенсивную социализацию, и ее объем может быть ничем не ограничен. Равно как и дополнение социальных знаний собеседников человека теми сведениями, которыми он с ними поделится.

Сравнение

Главное отличие инкультурации от социализации - в том, что первый процесс носит обычно односторонний, второй - двусторонний характер. Отчасти это предопределяет наличие другого значимого критерия разницы между рассматриваемыми понятиями - возможности инкультурации без общения человека с другими людьми, по источникам. Объем получаемых знаний в рамках инкультурации человек, как правило, может контролировать сам. При социализации это осуществлять трудно - общество так или иначе будет воздействовать на него, если он, конечно, станет поддерживать общение с другими людьми.

Инкультурация, безусловно, может быть и чаще всего является элементом социализации. Современные общества в значительной степени функционируют на основе норм культуры, которые передаются из поколения в поколение в процессе социализации людей.

Определив, в чем разница между инкультурацией и социализацией, отразим выводы в таблице.

Таблица

Инкультурация Социализация
Что общего между ними?
В современных сообществах инкультурация, как правило, является частью социализации, поскольку нормы культуры во многом влияют на правила коммуникации людей друг с другом, формируют набор необходимых для общения навыков
В чем разница между ними?
Носит преимущественно односторонний характер Носит преимущественно двусторонний характер
Инкультурация человека возможна без участия общества Социализация крайне затруднена без общения человека с обществом
Человек в процессе инкультурации, как правило, имеет возможность контролировать объем получаемых знаний о нормах культуры Человек в процессе социализации постоянно принимает от общества новые нормы - их объем может быть ничем не ограничен

Понятия социализации и инкультурации очень близки по своему содержанию. Тем не менее, их лучше не смешивать.

Социализация обозначает обучение человека жизни в современном обществе. В какую бы страну он ни выехал на время или ни переехал навсегда, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре и стратификации общества, распределении людей по классам, способах зарабатывания денег и распределении ролей в семье, основах рыночной экономики и политического устройства государства, гражданских правах и т. п

Инкультурация обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности.

Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация - приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором - к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации - тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты? », то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я - профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я - русский».

На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными - родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое - поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

Социализация - врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации - личность.

Можно быть очень социализированным и совершенно некультурным. «Новые русские» - образец превосходного приспособления к изменившейся в 90-е годы социальной реальности, люди, умеющие находить выход из любой ситуации, знающие в этой жизни все ходы и выходы. Это результат превосходной социализации. Однако в большинстве своем «новые русские» - совершенно неинкультурированные люди. Им наплевать на общечеловеческие ценности и христианские заповеди вплоть до «не убий», на этикет поведения и т. п.

В старости процесс накопления культурных норм доходит до своего апогея. Труднее всего приспособиться к нормам чужой культуры пожилому эмигранту, так как ему сложнее всех освободиться от груза прежних культурных привычек.

А что происходит с социализацией? Подчиняется ли она возрастным изменениям и как? Известно, что способность к адаптации с возрастом угасает. Старикам все сложнее приспосабливаться к быстро меняющимся социальным условиям.

Нормы социализма и капитализма могут оставаться социальными, т. е. правилами, помогающими лавировать во внешней среде, но необязательно проникать в душу.

Многие из сочувствующих большевикам до революции были купцами и зажиточными людьми, а это свидетельствует о том, что в капитализме как системе только лишь социальных норм они разбирались неплохо. Сам факт сочувствия большевикам говорит о другом: в их мировоззрение капиталистические нормы не проникли, не стали главными ценностями жизни. Иными словами, капитализм как система культурных норм остался им чужд.

Итак, процессы социализации и инкультурации могут идти в одном направлении, а могут развиваться в противоположных направлениях. Их фазы могут совпадать, но могут существенно различаться. Это два расходящихся потока жизни.

Когда оба процесса совпадают, т. е. идут в одном направлении, мы можем построить единый континуум «социализация - инкультурация».

Континуум показывает то, как у разных типов людей увеличивается или уменьшается культурный и социальный потенциал. Феральные люди - это воспитанные среди волков или других животных человеческие детеныши. Вернувшись в общество, они не способны к нему приспособиться и вскоре погибают. У них минимальный потенциал инкультурации и социализации. Средние величины инкультурации и социализации имеют дети, воспитанные в детских домах и интернатах. Став взрослыми и покинув учреждение, они оказываются плохо приспособленными для полноценной жизни в большом обществе. Они не имеют многого из того, что получают дети в обычных семьях. Наивысший потенциал у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди.

Социализация, по мнению петербургского культуролога Э.В. Соколова, связана с усвоением некоторого обязательного культурного минимума. Речь идет об усвоении основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Напротив, термин «инкультурация» подразумевает более широкое явление, а именно приобщение личности ко всему культурному наследию человечества. А значит, не только к своей национальной культуре, но и к культуре других народов. Речь идет об овладении иностранными языками, формировании широкого кругозора, знаний всемирной истории. Итак, инкультурация означает «приобретение широкой гуманитарной культуры». В это понятие входит также профессиональное обучение, ведь приобретение профессиональных знаний не есть необходимое требование социализации.

Прежде всего, культура формирует определенный тип личности. Исторические традиции, нормы и ценности, образцы поведения, свойственные конкретному обществу, специфика географического положения, доминирующие экономические модели - все богатство существования данной культуры - вот неполный перечень факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. Зачастую общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях, так или иначе проявляются в индивидуальных особенностях психики и жизненного опыта личности.

С другой стороны, личность можно считать творцом культуры. Без личности невозможно обновление и преемственность культурных процессов, воспроизводство и распространение элементов культуры. Личность не просто приспосабливается к культуре, а создает свой собственный микромир.

Но для того, чтобы человек мог находиться в социуме, ему необходимо уметь приспосабливаться к окружающему обществу, иначе он обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию, и одиночество. Для этого человек с самого раннего детства усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления, тем самым включается в окружающий мир. Это вхождение в мир осуществляется в форме усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, навыков поведения, позволяющих ему быть полноправным членом общества.

Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры принято обозначать терминами «социализация» и «инкультурация». Они достаточно часто используются как синонимы, поскольку оба понятия отражают процесс усвоения культурных ценностей какого-либо общества и во многом совпадают друг с другом по содержанию (если рассматривать термин культура в широком смысле: как любую биологически ненаследуемую деятельность, закрепленную в материальных или духовных продуктах культуры).

Тем не менее большинство ученых, понимают культуру как исключительно человеческий способ бытия, который разделяет человека и всех других живых существ нашей планеты, считая рациональным различать эти термины, отмечая специфику каждого из них.

Термин инкультурация понимается как постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Социализацию же сторонники данной точки зрения рассматривают как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой, - активное воспроизводство этой системы индивидом в его деятельности, процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.


Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Таким образом, происходит гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы социокультурных ценностей общества, что позволяет ему успешно существовать в качестве полноценного гражданина.

Научно доказано, что в каждом обществе на первый план выдвигаются свои качества личности, формирование и развитие которых происходит, как правило, путем их целенаправленного воспитания, т.е. передачи норм, правил и типов поведения от старшего поколения к младшему. В культуре каждого народа сложились свои способы передачи социального опыта молодому поколению.

Так, например, можно выделить два противоположных по своему характеру стиля воспитания детей - японский и английский.

Если рассматривать воспитание в Японии с точки зрения европейского человека, то можно предположить, что японских детей невероятно балуют. В первые годы жизни им ничего не запрещают, не давая тем самым повода для плача и слез. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но и тогда они вводятся постепенно. Только с 6-7 лет японский ребенок начинает подавлять в себе стихийные порывы, учится вести себя подобающим образом, уважать старших; чтить долг и быть преданным семье.

С возрастом ограничение поведения значительно усиливается, но и тогда воспитатель чаще стремится использовать методы поощрения, а не наказания. Воспитывать там означает не ругать за совершенные плохие поступки, а, предвидя дурное, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Японских детей не порицают, а обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия для этого. Японские традиции воспитания исходят из того, что чрезмерное давление на психику ребенка может привести к обратному результату.

И совершенно противоположным образом строится процесс воспитания в Англии. Англичане считают, что чрезмерное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру. По их мнению, баловать детей - значит портить их. Традиции английского воспитания требуют относиться к детям сдержанно, даже холодно. За совершение проступка ребенка ждет суровое наказание. Англичане с детства приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Они рано становятся взрослыми, их не надо специально подготавливать к взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив аттестат об окончании школы, дети устраиваются на работу, некоторые из них покидают родительский дом и живут отдельно.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения, т.е. с приобретения ребенком первых навыков поведения и освоения речи, и продолжается всю жизнь. Этот процесс включает в себя формирование таких основополагающих человеческих навыков, как, например, типов общения с другими людьми, форм контроля за собственным поведением и эмоциями, способов удовлетворения потребностей, оценочного отношения к различным явлениям окружающего мира. Конечным результатом процесса инкультурации является культурная компетентность человека в языке, ценностях, традициях, обычаях своего культурного окружения.

Основоположник исследования процесса инкультурации, американский культурный антрополог М. Херсковиц особенно подчеркивал в своих трудах, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. При этом он выделял две стадии инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры.

1) первичную, которая охватывает детский и подростковый период, когда человек впервые осваивает самые необходимые общезначимые социокультурные нормы;

2) вторичную, при которой уже взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки, социальные роли и т.д. (например, иммигранты, адаптирующиеся к новым условиям).

На первом этапе дети впервые осваивают самые общераспространенные, жизненно необходимые элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Его основное содержание составляют воспитание и обучение, здесь отмечается превалирование роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребенка к постоянному выполнению определенных стереотипных форм активности. Для этого периода в любой культуре существуют специальные приспособления, которые минимизируют степень риска при использовании детьми полученных знаний и навыков в их повседневной практике. Ярким и показательным примером такого рода может служить феномен игры.

Игровые формы представляют собой универсальное средство инкультурации личности, поскольку выполняют сразу несколько функций:

- обучающую , заключающуюся в развитии таких умений и навыков, как память, внимание, восприятие информации различно модальности;

- коммуникативную , ориентированную на объединение разрозненного сообщества людей в коллектив и установление межличностных эмоциональных контактов;

- развлекательную , выражающуюся в создании благоприятной атмосферы в процессе общения;

- релаксационную , предполагающую снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в различных сферах жизнедеятельности;

- развивающую , состоящую в гармоническом развитии психических и физиологических качеств человека;

- воспитательную , направленную на усвоение общественно значимых норм и принципов поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Как известно, маленькие дети играют в одиночку, не обращая внимания на остальных людей. Для них характерна уединенная самостоятельная игра. Затем они копируют поведение взрослых и других детей, не вступая с ними в контакт. Это так называемая параллельная игра. В возрасте около трех лет дети учатся согласовывать свое поведение с поведением других детей, играя в соответствии со своими желаниями, они учитывают и желания других участников игры. Это называется объединенной игрой. С четырех лет дети могут уже играть совместно, согласуя свои действия с поступками других.

Не последнюю роль в процессе первичной инкультурации играет овладение трудовыми навыками и воспитание ценностного отношения к труду и развитию способности к обучению, В результате ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, В данный период их приобретение и практическое освоение становятся ведущими в образе жизни и развитии его личности. Можно сказать, что в это время складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых людей, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением им совершеннолетия. Основные ее черты обусловлены правом индивида на самостоятельность в пределах, установленных в данном обществе. Он начинает комбинировать полученные знания и навыки для решения жизненно важных задач, расширяются его возможности принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него самого и для других, он получает право участвовать во взаимодействиях, результатами которых могут быть культурные изменения. Причем индивид во всех этих ситуациях сам должен контролировать степень индивидуального риска при выборе решений и действий.

В этот период инкультурация носит фрагментарный характер и проявляется в виде овладения некоторыми элементами культуры, возникающими в последнее время. Обычно такими элементами выступают какие-либо изобретения и открытия, существенно меняющие жизнь человека, или новые идеи, заимствованные из других культур.

В этот период главные усилия человека направлены на профессиональную подготовку. Необходимые знания и навыки в основном приобретаются в средних и высших учебных заведениях. На этой стадии также большое значение имеют освоение молодыми людьми их нового, взрослого статуса в семье, расширение круга их социальных контактов, осознание ими своего нового положения, накопление собственного жизненного опыта.

Таким образом, первый уровень инкультурации обеспечивает стабильность культуры, поскольку передача взрослым и повторение молодым поколением существующих культурных эталонов контролируют свободное проникновение в совместную жизнь людей случайных и новых составляющих. Второй уровень инкультурации дает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. В целом же взаимодействие процессов инкультурации на этих двух уровнях способствует нормальному функционированию и формированию как личности, так и культурной среды.

Механизм инкультурации.

Каждый человек на протяжении всей его жизни вынужден осваивать множество социальных ролей, поскольку процессы социализации и инкультурации продолжаются всю жизнь. Эти социальные роли заставляют человека придерживаться множества культурных норм, правил и стереотипов поведения. До глубокой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Все эти изменения происходят под непосредственным влиянием его социокультурного окружения, вне которого инкультурация невозможна.

В современных исследованиях процесса инкультурации все шире используется понятие «культурная трансмиссия», которое означает механизм передачи социокультурной информации какой-либо группы своим новым членам или поколениям.

Обычно выделяют три способа культурной трансмиссии, т.е. передачи культурной информации, необходимой человеку для освоения:

- вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурная информация, ценности, умения и т.п. передаются от родителей к детям;

- горизонтальная трансмиссия, при которой освоение культурного опыта и традиций осуществляется посредством общения со сверстниками;

- непрямая трансмиссия , в соответствии с которой индивид получает необходимую социокультурную информацию путем обучения у окружающих его взрослых родственников, соседей, учителей, а также в специализированных институтах инкультурации (школах, вузах).

Естественно, что разные этапы жизненного пути человека сопровождаются различными способами культурной трансмиссии. Так, например, в раннем детстве (до трех лет) ведущую роль в инкультурации играет семья, особенно забота матери о своем ребенке. Поскольку человеческому ребенку, для того чтобы выжить и подготовиться к самостоятельной жизни, необходима забота других людей, которые будут его кормить, одевать и любить (в отличие от других млекопитающих, довольно быстро овладевающих основными навыками, необходимыми для выживания). Поэтому отношения младенца с родителями, братьями, сестрами, родственниками являются определяющими в ранний период инкультурации.

Для возраста от 3 до 15 лет в инкультурации ребенка характерны такие факторы, как общение со сверстниками, школа, контакты с ранее незнакомыми людьми. В это время дети обучаются работе с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, учатся создавать абстракции и идеальные образы. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности у них развивается эмоциональная сфера. Таким образом, постепенно окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возможным миром существования, с которым он себя полностью идентифицирует.

Наряду с указанными способами культурной трансмиссии процесс инкультурации развивается в непосредственной взаимосвязи с его психологическими формами, к числу которых относятся имитация, идентификация, чувства стыда и вины. Для развития всесторонней, гармоничной личности необходимо ее формирование во всех сферах жизнедеятельности: экономики, политики, права, нравственности, художественного творчества и др., которые находятся в тесной взаимосвязи.

Одну из главных ролей в развитии и воспитании личности играет, как уже отмечалось, семейно-бытовая сфера и специализированная область обучения и воспитания подрастающих поколений. При этом, будучи одной из отраслей духовного производства, она имеет относительно самостоятельное значение. Несомненно, что под влиянием новых ценностей постиндустриального или информационного общества изменяются и семейно-брачные отношения и соответственно это ведет к формированию нового типа личности.

Отношения общество - личность характеризуются проникновением совокупности отношений общества во внутреннюю структуру личности с соответствующими субъективными преобразованиями и соответственно обратное воздействие личности на общество. Это единый процесс создания их новых отношений, которые становятся основой дальнейшего развития личности и общества. Фундаментом формирования новых отношений является образование качественно иной творческой предметной деятельности личности и ее проявление в общественных отношениях.

Экономические отношения выступают в качестве фундамента, на котором формируется личность. Технико-производственные и производственно-экономические отношения в условиях научно-технического прогресса, компьютеризации и информатизации общества предполагают изменение роли и места личности в технологическом процессе и производстве в целом. Для целостного развития личности необходимо изменить процесс производства так, чтобы индивид вышел из него. Чтобы работник стал рядом с технологическим процессом, следует прежде всего изменить его труд, а именно увеличить долю творчества в жизнедеятельности и личности, и общества.

Формирование целостной, всесторонне развитий личности невозможно без обогащения его духовного мира . Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Традиционно считается, что центром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации сегодня все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство . Оно фиксирует в себе тысячелетний социальный опыт и знания о мире и по своей внутренней природе позволяет постичь этот мир.

Значимость искусства возрастает вследствие того, что день за днем человеком создаются новые формы. Художник предлагает новые способы видения окружающего мира; осваивая мир произведений искусства, человек начинает видеть действительность глазами художника. Искусство вовсе не отражает, подобно зеркалу, реальный мир: оно соединяет внутренний мир личности с многообразным миром неисчерпаемой Вселенной и стремится раскрыть тайны экзистенции, связанной с поисками смысла и человеческой жизни и самой Вселенной. В этом плане искусство весьма близко религии; действительно, оба эти феномена практически идентичны по многим своим функциям и воздействию на психику индивида.

Искусство является существенной частью социального механизма формирования личности либо вырабатывая в ней целостность и стремление к творчеству, либо вызывая желание разрушить мир и самого себя.

Социализация как инкультурация

Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления и которые определяют содержание социализации, могут быть проанализированы как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя, помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру (или культуры). Внимание исследователей к роли куль­туры в индивидуальном развитии связано в основном с очевидным контрастом между разнообразием обычаев, верований, нравов разных народов. Если для общей психологии интересна роль культуры в формировании психических процессов, то социальная психология ориентирована па анализ факторов культуры в социальном развитии личности - форми­ровании социального повеления, становлении системы персональных ценностей и Я-концепции.

В определяющем значении культуры для человека в его социальном качестве легко убедиться: достаточно оказаться в ином культурном ок­ружении или просто столкнуться с другой культурой, как казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отноше­ний доминирования/подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестанут быть таковыми.

Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ чело­века, существующий па уровне индивидуального и общественного соз­нания. Именно этот нормативный канон человека в культуре определяет особенности социализации: будет ли поддерживаться различными ее ин­ститутами активность или пассивность подрастающего человека, его стремление к индивидуальному успеху или ориентация на коллектив­ные достижения, интернальный или экстернальный локус контроля, множественность или структурная собранность Я-концепции.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выде­лить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу «переда­чи по наследству», от поколения к поколению всех свойственных кон­кретной культуре особенностей, то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин за­менен термином инкулътурация.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход американ­ским культурантропологом М. Херсковицем. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретения ребенком первых на­выков и освоения речи, а закапчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах со­циализации, а под руководством старших па собственном опыте, т. е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в культуре: в языке, ритуалах, ценностях и т. п.

В качестве основного механизма трансляции культуры па групповом уровне выделяют культурную трансмиссию. Обычно выделяют три ее вида:

Вертикальную трансмиссию, в процессе которой культурные ценно­сти, умения, верования и т. и. передаются от родителей к детям;

Горизонтальную трансмиссию, когда от рождения до взрослости ре­бенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

«непрямую» трансмиссию, при которой индивид обучается в специа­лизированных институтах социализации (школах, вузах), а также па практике - у окружающих его людей.

Социализация как интернализация

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии па личность, и, следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в атом случае социализация выступает как интернализация. В социально-психологи­ческой литературе, посвященной проблеме социализации, можно встре­тить две трактовки понятия иптернализации: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком - как ее частная ва­риативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процес­сов, с помощью которых внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.

Данный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом соци­ального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных харак­теристиках данного процесса:

Усвоение моделей поведения;

Усвоение социальных значений: символов, ценностей и установок.

В исследованиях, посвященных процессам иптернализации поведен­ческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается:

1. Интернализация ролей зависит от степени объективной и субъектив­ной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью).

2. Успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его социального окружения. В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспози­ций (ценностей, установок, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выде­лить определенные общие положения:

1 Индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных тре­бований па уровне личностных диспозиций, является реальное пове­дение личности.

2 Основным фактором успешности процесса иптерпализации выступа­ет степень осознанности ишернализуемых влияний.

В различных теоретических ориентациях акцентируются разные ме­ханизмы интернализации. В необихевиористских теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения; в психоанали­тических социально-психологических теориях акцентируется внимание на механизме рационализации.