"Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1слайд Хлеб – всему голова.

(литературно-музыкальная композиция)

(звучит песня «Хлеб всему голова»)

2слайд (каравай) Вед. 1: Если подумать о еде – то первая мысль будет о хлебе: об аппетитном аромате свежеиспечённого хлеба, о его хрустящей золотистой корочке и пышном мякише. Важность хлеба подметил ещё в 18 веке французский агроном Антуан Огюст Пармантье.

Вед. 2: «Хлеб – это щедрый дар природы, это пища, которую ничем невозможно заменить. Он годится для любого времени суток, для людей любого возраста и любого темперамента, он настолько приспособлен для человека, что мы принимаем его всей душой почти сразу же после своего рождения, и он никогда не надоедает нам до самого нашего смертного часа».

3 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зрелый колос легко отдаёт своё богатство: чуть тронул его пальцами – и на ладонь легли зёрна. Как необходимы они нам! Необходимы, чтобы жить. И удивительны годами, сотнями, тысячами лет сложившиеся взаимоотношения зерна и человека. «Тот, кто сумел бы вырастить два колоса там, где рос один, заслужил бы благодарность всего человечества».

Вед. 2: Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной,

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

(Н. Тихонов «Зёрна наших дней светитесь…»)

(звучит песня «Русское поле». Ян Френкель)

4 слайд (хлебное поле) Вед. 1: Зерно на ладони – малая частица жизни. Из отдельных зёрен складываются миллионы тонн урожая. Из каких же глубин истории ты пришёл к нам, хлеб наш насущный? Как сумел стать не только пищей – святыней нашей, олицетворением жизни на земле? Какие гении трудились, стараясь постигнуть это великое чудо – хлеб.

Хлебушек.

Здесь говорят не хлеб, а хлебушек.

И как послушай, говорят!

Так парни нежат своих девушек,

А матери своих ребят.

Здесь хлеб на землю не уронят,

И как его нам подают!

Как первенцев в мужей ладони

Роженицы, боясь, кладут.

Хлеб – жизни главная примета,

Хлеб – их достоинство и честь.

Несчастье – если хлеба нету,

И счастье – ежели он есть.

Их цех – земля.

Им крышей – небо.

Они вершат державный труд,

И что другое кличут хлебом,

Они не могут – просто хлебом,

Они его не просто хлебом,

А так вот хлебушком зовут.

5 слайд (Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной)

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – ХЛЕБ! (девушка выносит на полотенце каравай хлеба)

Вед. 2: Как это необыкновенно интересно – хлеб! Как много здесь ещё загадочного и как много ещё можно всего изобрести, открыть придумать, сделать. Говорить о хлебе так же трудно, как говорить о жизни. Хлеб и есть наша жизнь…

Вед. 1: Начнём с того, что хлебу человек обязан рождением цивилизации. В тот момент, когда человек испёк первую лепёшку из первого своего урожая, он обеспечил наше с вами существование, то есть обеспечил дальнейшее развитие человечества.

Вед.2: Примерно семнадцать тысяч лет назад несколько племён поселилось в долине Нила и здесь вовсю занялись собирательством диких злаков. Это они изобрели первые серпы с каменными пластинками-резаками, первые камнетёрки, на которых получали муку. Они первыми стали печь хлеб… Но это ещё не настоящий хлеб, а собиратель ещё не земледелец.

Вед.1: Человек постепенно научился печь хлеб из диких злаков. Чтобы настоящий хлеб получить, нужно иметь культурные сорта хлебных злаков, нужно научиться обрабатывать почву и, наконец, печь хлеб, а чтобы научиться этому – потребовались тысячелетия. Как это происходило, трудно угадать, но одно известно: первый хлеб появился 6 -8 тысяч лет назад и с тех пор это наша главная еда.

Вед.2: Хлеб на Руси издавна был основой жизни, к нему всегда относились с большим почтением. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. В народе о хлебе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка.

Вед: 1: Во многих русских селениях в прежние времена часто можно было услышать, как малыш, простирая к матери худенькие ручонки, канючил: «Мам, папы хочу, дай папы!» Когда, кому впервые пришла счастливейшая и справедливейшая мысль назвать хлеб именем отца – кормильца семьи?! Не потому ли считалось великим грехом, святотатством бросить на пол хотя бы чёрствую корку, хотя бы крошку хлебную.

Вед 2: Хлеб у русских людей всегда считался священным продуктом, Божьим даром. Он символизировал отношения между людьми и Богом, между человеком и его предками. Как только рождался ребёнок, ему в руки давали кусок хлеба, означавший его судьбу. Хлеб воплощал в себе счастье и благополучие дома.

Вед.1: Крестьяне считали, что хлеб, добытый с таким трудом, обладал магическими свойствами. На столе всегда должен лежать каравай, что делает стол особым местом в доме. Символизирует богатство, готовность к приёму гостей, а также являлся оберегом от враждебных сил. Любая трапеза начиналась и заканчивалась хлебом.

Вед.2: С хлебом связано много обрядов. Было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься. Хлебом-солью встречали дорогих гостей, новосёлов, молодожёнов, вынося на полотенце или подносе каравай чёрного хлеба с солью.

6 слайд (приметы и поверия) Вед.1: С хлебом было связано множество примет и поверий. Например:

* Хлеб должен всегда стоять на столе, чтобы в доме был достаток.

* Если кусок хлеба выпадал из рук – значит, гость в дом спешит.

* Хлеб выбрасывать нельзя. Если он заплесневел, то его надо отдать птицам.

* Раскололся хлеб в печи, треснул – скоро кто-то из родных покинет дом.

Вед.2: Из минувших веков, может быть из минувших тысячелетий, ведётся обычай призывать хлеб в свидетели чего-либо важного. Хлеб не простой свидетель, ещё и поручитель. «Клянусь хлебом!» - говорит кавказец. Туркмен не коснётся хлеба-чурека ножом. Разломит, чтобы не причинить ему обиды, руками. Уронив кусочек, тут же поднимет и коснётся губами – как бы прося у него прощения.

Вед. 1: По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепёшку надвое. Одну половину оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут!»

Вед.2: У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. Пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.

7 слайд Вед.1: В устном творчестве русского народа упоминания о хлебе встречаются часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Поэтому в народе появились такие пословицы и поговорки:

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • В дороге хлеб не помеха.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлебушко – калач дедушка.
  • Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • У пахаря рука черна, да хлеб бел.
  • Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
  • Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
  • Есть хлеб – будет и песня.
  • Хлеб дар божий, отец, кормилец.

Вед. 2: Так повелося на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками,

Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, что жаворонком спета

Под синим небом в золотых хлебах

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдётся пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле,

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле!»

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернёшься на рассвете

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем тёплый хлеб, на этом белом свете!»

Вед.1: Иногда можно услышать такие слова: «Не хлебом единым жив человек…», но без хлеба он мёртв! Это не просто еда, это пища… «Хлеб, насыщая тело, питает душу…», Хлеб, основа жизни, поэтому и люди, дающие жизнь хлебу, - люди особого сорта… Жестоко ошибается тот, кто решит про себя, что в нынешние времена, когда нива оснащена современной мощной техникой, хлеб легко даётся в руки. Он по-прежнему добывается в поте лица своего, и слово «страда» не утратило своего изначального смысла. Неизмерима цена хлеба!

8 слайд (поле с комбайнами)

Вед. 2: Не знаю лёгкого хлеба.

Как я пахал!

Не шёл – бежал

За плугом по родному полю.

Не борозду спрямляя – долю,

К чапыгам кровью прикипал.

Как сеял я!

Подняв пары,

Я нёс на клён в корзине горку

Зерна, что всё насквозь прогоркло

От глаз голодной детворы.

Высокий взмах моей руки,

И поле сразу золотилось,

Как будто солнышко садилось

Цыплёнком жёлтым на рядки.

А как я жал!

К исходу дня

Рубаха плавилась от пота.

Сверяла ночь мою работу,

Коротким сном даря меня.

Сухой и чёрный,

Пережив и боль, и страх, я поднял жито.

Моей рукою перелита

Ядреность солнца в зёрна нив.

Так вы припомнили меня?

Я не упал на пласт щекою.

Держу я твёрдою рукою

Штурвал железного коня.

Разлились паводком поля

За горизонт по всей округе.

Но разве легче стали плуги,

И мягче матушка-земля?

Но разве полднем стал рассвет?

Но разве сыплет манна с неба?

Не знаю лёгкого я хлеба –

Его и не было и нет!

Михайло Шевченко.

(звучит песня «Шумят хлеба»)

10 слайд (пшеничное поле ). У нас в гостях:

Бочило Евгений Николаевич Кавалер ордена Знак Почёта

Алексеев Николай Васильевич Кавалер ордена Трудовой Славы

(учащиеся задают вопросы).

Вед. На территории нашего с/совета находилось большое кол. хозяйство «Труженик», где работали ваши дедушки и бабушки. За большие достижения в труде, за высокие показатели в «битве» за хлеб многие из них были представлены к правительственным наградам. Здесь имена 15 орденоносцев.

11 слайд. Из одного металла льют

Медаль за бой, медаль за труд

Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто за подвиг трудовой
В своем родном краю.

(имена орденоносцев появляются на слайде)

Вед. 1: В природе ничего похожего на хлеб нет. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. В хлебе душа нашей родной земли, судьбы многих людей. Мама, хлеб, Родина – это одни из самых святых слов для человека. Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. Хлеб всегда рядом с человеком, верный его спутник. Товарищ надёжный.

Вед. 2: Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь, а помимо и всевозможные сладости. Поэтому ценность его не замечается. Но были и другие дни !

Звучат первые аккорды «Священной войны»

В годы войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем в мирное время.

Слайд12 Вед. 1: В музее истории Ленинграда хранится чёрствый, потемневший не от времени, тёмный с самого своего появления на свет сухой кусочек хлеба, величиной с мизинец. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Вед. 2: О героизме ленинградцев, об ужасах блокады, о 125 граммах хлеба «с огнём и кровью пополам» писали и будут писать, это потрясало и будет потрясать. 125 граммов – это суточная блокадная норма на одного человека, и больше никаких продуктов. В хлебе этом мало муки. Много примесей. С начала декабря 1941 года хлеб выпекался из смеси: (пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха, обойной пыли, вытряски из мешков, кукурузной муки, ржаной муки.) Были и другие добавки, которые снижали питательность хлеба. Но всё равно он был желанен, как ничто и никогда прежде. (показать детям 125 грамм хлеба)

Слайд13 Вед. 1: На фронте солдатам хлеб выдавался утром – сразу на всё отделение. Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. В то время солдаты не знали, что такое жадность или расчётливость. Жизнями жертвовали ради спасения товарищей. Хлеб же делили с таким тщанием, с такой справедливостью потому, что был он не только пищей, но и вестью из далёкого тыла о трудной жизни наших родных, об их тревожной любви к ним, солдатам, об их терпеливом ожидании нашей победы над врагом.

Хлеб войны.

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годится постным,

Раскрошенный, он был неплох и с кваском,

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был, ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И всё ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

Он чёрный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись – почти что до локтей.

На нём рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом.

Вед. 2: «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Отношением к хлебу проверяется многое. Хлеб – это испытание, которым можно определить уровень культуры и гражданскую позицию одного конкретного человека и общества в целом. Не случайно говорится: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит!»

Вед.1: Хлеб надо беречь. Мы много производим! Но много и изводим – вот в чём беда. Как часто мы оскорбляем хлеб. Можем запросто выкинуть его, а дети играют им за столом. Идя по улице, видишь кусок хлеба в грязи – подними его! Не бойся показаться смешным или старомодным. Подними, положи повыше, чтобы птицы съели, чтобы не затоптались в грязь человеческий труд и человеческая жизнь.

На Невском замерло движенье…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

Кусочек этот бы тогда-

И сына я б не потеряла.

Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Слайд14. Вед.2: Русский хлеб – чёрный ржаной, белый пшеничный, хала, витушка, колобки, крендели, слойка, калачи и сотни других изделий, прославили наших пекарей во всем мире. Хлеб печь у нас всегда умели. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.

Вед.1: Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Это такой вид энергии, без которого ни один винтик на заводе не повернётся. Исторически так сложилось, что Франция является не только законодательницей мод, но и хлебной культуры. В этой стране даже есть покровитель пекарей и булочников – святой Оноре. Здесь постоянно проводятся праздники, фестивали, соревнования, посвященные хлебному делу.

Вед.2: Наша страна далеко не последняя в этом списке. Чего только стоят калачи, ватрушки, знаменитый чёрный хлеб, булки с изюмом и т.д. 29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называли Спасом Хлебным. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремится отдавать должное этому великому творению.

Слыша добрые вести,

Видя славу страны,

Классный час – праздник

«Хлеб – всему голова»

Цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и труду землепашца, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, какой большой труд множества людей стоит за этим, научить ценить труд людей от земли.

Подготовить: текст пригласительных билетов; написать лозунги, нарисовать плакаты для оформления помещения; оформить выставку репродукций – картин на тему «Слава тем, кто хлеб растил»; Оформить подборку «Пословицы и поговорки о хлебе и хлебопашцах»; оформить выставку хлебобулочных изделий; подготовить «колоски»

(эмблемы) участникам праздника; пригласить на праздник гостей: представителей тружеников сельского хозяйства, учителей, родителей, ребят из подшефного детского сада, попросить их подготовить рассказ о памятных случаях в своей жизни, связанные с хлебом.

Оформление сцены и зала. На сцене стол с караваем и колосьями. На стене – лозунги и плакаты: «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил», «Хлеб миллионов работников труд. Хлеб береги, как жизнь берегут», «Я внук хлебороба, я сын хлебороба, а завтра я сам хлебороб». На видном месте у входа подборка пословиц и поговорок о хлебе:

    Хлеб от земли, сила от хлеба.

    Плох обед, коль хлеба нет.

    Колос к колоску – целый сноп.

    У кого хлебушко, у того и счастье.

    Не надо храбриться, коль не знаешь, как хлеб родиться.

    Кто любит труд, того и люди чтут.

    Землю красит солнце, а человека – труд.

Рядом с пословицами выставка репродукций картин художников по теме, выставка хлебобулочных изделий.

Дети встречают гостей у входа в зал, вручают им эмблемы праздника – колоски. Классный руководитель представляет гостей. Затем учитель истории рассказывает об истории хлеба, о древних и современных способах его возделывания, об исследовательских работах в области сельского хозяйства с использованием презентации, ИКТ. Далее – литературно – музыкальная композиция.

На сцену выходят двое ведущих в национальных костюмах с большим караваем на вышитом рушнике и снопами пшеницы, а также чтецы.

1 ведущий : (читает стихотворение чувашского поэта В. Давыдова – Анатри «Хлеб»).

Ты истину познай:

Хлеб, что на столе - Оберегай.

Не кроши его!

Священ он

Если с хлебом –

Ты уже силён.

Хлеб – источник

Радости, добра;

Золота дороже,

Если в поле колос в полный рост –

Доберёшься до Луны,

До звёзд.

Хлебом кормиться

Весь белый свет.

Ничего дороже хлеба нет!

2 ведущий вручает каравай гостям :

Слава миру на Земле!

Дети: Слава!

Вед: Слава хлебу на столе!

Дети: Слава!

(В зале дети поднимают колоски пшеницы – эмблемы).

1 чтец:

У народа есть слова:

Хлеб всей жизни голова.

2 чтец:

«Хлеб - всему голова» -

Вечно живут слова.

Вянет листва, трава –

Хлеб - всему голова.

В дальнем краю село,

В сердце страны – Москва,

Всюду нам с ним светло:

Хлеб - всему голова.

Правда у нас в дому

Будет всегда жива:

Мир – это хлеб всему.

Хлеб - всему голова.

3 чтец:

Славится он первый на земле,

Славится он первый на столе.

Ветер его холит, холят степи,

Пред гостями он лежит парной,

Ситный, белый, черный и ржаной –

Круто жизнь замешана на хлебе.

4 чтец:

К хлебу всё имеет отношенье –

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутников движенью,

К миру, к правде, к счастью твоему.

5 чтец:

Есть пословица в народе

«Хлеб – на стол, и стол расцвёл».

Хлеб нелёгкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда..

6 чтец (читает наизусть рассказ Н. Сенченко «Хлеб святой») – смотри книгу Ухъянкина С. П., Павлова И. В. «Уроки хлеба». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.- с. 131.

7 чтец:

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок:

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда,

Знает только солнышко, ветер и вода.

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним малюсеньким,

Крошечным зерном,

Долго думу трудную думал агроном…

8 чтец:

Положит в землю Человек зерно.

Прольётся дождь – зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И Человек их с поля уберёт.

И золотые руки пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

По совести достанется кусок.

Зато великодушней не найдёшь,

Чем Борозда и Солнце, Снег и Дождь:

Свои ломти от щедрой доброты

Уступят малышам таким, как ты.

9 чтец:

Каждое зерно омыто

Человечьей каплей пота.

Нет, не может быть забыта

Эта тяжкая работа.

(Звучит песня «Поле, русское поле» - муз. Я. Френкеля, сл. И. Гофф).

1 вед:

Хлеб и хлебороб ценились всегда и везде.

(Выходит богатырь – землепашец в старинном крестьянском костюме. На плече у него макет «сошки кленовой»).

2 вед:

Ай, же ты, оратай-оратаюшка!

Как-то тебя да именем зовут, Как величают по отчеству?

Богатырь - землепашец 1:

Ржи накошу, в скирду складу,

В скирды складу, да домой выволочу,

Домой выволочу, дома вымолочу,

Драни надеру, да пива наварю, Пива наварю, да мужиков напою,

Станут мужички меня покликивати:

Ай ты молодой Микулушка Селянинович!

(На «коне» выезжает другой богатырь ).

1 вед:

Ты чей такой дородный добрый молодец,

Тебя как–то молодца зовут по имени,

Величают удалого да по отчеству?

Богатырь 2:

Есть я со славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Ай, по имени меня зовут Илья Муромец,

По отцу – то величают сын Иванович.

Двор мне княжеский не нужен,

Не пиров держусь,

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кусок…

2 вед:

Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всём мире. Но все ли из нас знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб. Все ли представляют себе, что подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал в себя труд тысяч людей. Вот об этом сегодня и пойдёт речь на нашем празднике.

(На сцене появляются «первобытные» люди. Примитивной мотыгой обрабатывают они землю и как результат скудный урожай зерна и много кропотливого труда ).

1 вед:

Каравай хлеба не свалится с неба.

2 вед:

Хлеб потом даётся.

1 вед:

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

2 вед:

Крестьянскими руками хлеб всем добывается.

1 вед:

Хлеб сегодня на земле – завтра на столе.

2 вед:

Хочешь узнать цену хлеба - посчитай мозоли на руках хлебороба.

1 вед:

Где хлебно и тепло, там и жить добро.

Вслед за ними выходят греческие народные сказители – аэды с кифарами в руках. Они нараспев рассказывают миф о богине плодородия Деметре.

Далее на сцене появляются дети с колосками – это «золотое поле пшеницы». В такт музыке они наклоняют колосья то вправо, то влево, и кажется, что ветер колышется над полем. Гости, дети из детского сада, исполняют танец колосков).


(И вот на «поле» появляется комбайн – это ребята старшеклассники, держа над собой изображение машины, вертя ножи комбайна, сделанные из легких реек, ножи оклеены фольгой. Затем ребята выносят «чашу изобилия», наполненную овощами, фруктами, украшенную колосьями хлебных злаков.

Звучит «Гимн хлебу» - сл. В Бокова, муз. А Тумашева.

Выходит празднично украшенная колонна детей, впереди идёт Урожай. На нём жёлтый костюм, украшенный васильками, подпоясан он сплетёнными колосками пшеницы. За Урожаем на импровизированной телеге движется «сноп», перевязанный цветной лентой. От него идут другие цветные ленты, концы которых держат девочки с венками из колосьев на головах. Замыкает шествие хор. Девочки и мальчики в народных костюмах. В руках у них макеты сельскохозяйственных орудий: серпы, косы, грабли. Также с другой стороны сцены выходят дети в костюмах хлебных злаков. Вместе с ними на сцену поднимается учитель биологии и представляет презентацию о разнообразии зерновых культур, вместе с ним выступают дети.).

Пшеница:

Дайте выступить пшенице,

Той, что в поле колосится.

Посмотрите на зерно,

Вот каким взросло оно!

Если всю собрать пшеницу, Что в стране моей родится,

Если сразу всё зерно

В место высыпать одно,

Можно в звёздные миры

Заглянуть с такой горы.

Рожь:

Самая выносливая из всех хлебных злаков это я, рожь. Ржаной хлеб самый вкусный и полезный. Рожь не только хлеб, но и спирт, и крахмал. Рожь – хорошее кормовое растение. Из соломы ржи делают маты для парникового хозяйства, используют солому ржи и как сырё для производства бумаги, строительных плит, пластмассы.

Кукуруза:

Я крупа и маргарин, я мука и желатин,

Каучук и ацетон, и тройной одеколон.

Я резина и асбест, киноплёнка, майонез,

Я вискоза и крахмал, и любой материал!

Я крупяное и хлебное растение.

Моя мука в смеси с пшеницей даёт отличный хлеб! Я незаменимый корм для животных, прекрасное сырьё для пива и кофе. Каша из моей крупы питательна и сытна.

Просо:

Просо – главная крупяная культура. Я очень полезна.

Вкусны, например, блины из моей муки. Пшено – хороший корм для домашней птицы. Большую кормовую ценность имеют солома и мякина.

Я кормилец Востока. 200 млн. га на пяти континентах заняты рисом. Рис кормит половину человечества. Для многих народов рис- одна из древних культур и основа национальных блюд. Из риса получают крахмал, спирт, пудру. Солома идёт на корм животным, на получение бумаги и различных промтоварных изделий.

Дети из хора:

1 .Слава тем, кто потрудился

Над кормилицей – землёй,

Кто не трутнем в мир явился,

А работницей – пчелой!

2 .Знать решили мы недаром:

Хлеборобы – мастера.

Чтоб ломились все амбары

От добытого добра,

Убирай урожай!

Да нагружай, нагружай!

3 .Да нагружай – наступили сроки.

Эй, урожай наш, урожай, урожай высокий!

Обмолотим всё как нужно,

Ни зерна не пропадёт!

Потому что очень дружный

И надёжный мы народ.

(Звучит «Урожайная» И. Дунаевского).

Дети (поют хором):

Как мы осенью собрали

Небывалый урожай.

И на праздник урожая

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой ширины.

(Девочки в народных костюмах выносят каравай хлеба и угощают всех гостей).

4 . Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – тёплый золотистый, словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье – наша сила, В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Дети (хором):

Ура караваю!!!

1 вед:

А теперь потешат вас

Хлебные изделия.

(Выбегает Булка с маком, поёт и танцует под русскую народную мелодию).

Булка :

У меня подружки –

Сдобные ватрушки,

У меня от мака

На лице веснушки.

(Выбегают Ватрушки, поют и танцуют под чувашскую народную мелодию).

Ватрушки:

Мы весёлые ватрушки-

С сладким творогом ватрушки,

Обойди хоть целый свет,

А вкусней нас к чаю нет.

(Подбоченившись выходят Бублики и Калачи, танцуют, читая речитатив под рэп).

Бублики и Калачи:

А мы только из печи –

Бублики и калачи…

(За сценой слышно, как кто-то поёт басом).

2 вед:

Это кто поёт там басом?

(Выходит бочонок с квасом).

А! Бочонок с хлебным квасом!

Нет в жару его дороже,

Он из хлеба сделан тоже.

(Бочонок кружится под вальсовую музыку).

Печенье :

Сделайте одолженье –

Съешьте печенье.

Пирожное :

Я – сладкое пирожное,

Кушанье очень нежное-

Любят меня девочки,

Малыши и мальчики.

Торт :

Я – торт с кремовой начинкой,

С шоколадной спинкой.

(«Хлебобулочные изделия» исполняют коллективный танец – хороводную).

1 вед:

А теперь мы повторим,

Чтоб вы не забыли:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

2 вед:

Слава хлебу и рукам,

Что его растили!

Все (хором):

Слава! Слава! Слава!

Известному полеводу Т. С. Мальцеву принадлежат слова: «Люди открыли электрическую энергию, открыли атомную. И восторгаются этим, что, в общем-то, справедливо. А вот о главной энергии человечества – хлебе – стали забывать».

Слишком уж иногда мы транжирим его! Не доел булочку или пирожок -и выбросил. Чуть зачерствел батон – в мусорник. Хлебные куски можно видеть везде: на полу в столовой, на тротуаре, в подъездах домов, на улице. Неуважительно относятся к хлебу не только дети, но и некоторые взрослые.

Классный руководитель:

Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй, ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

(Звучит песня «Родимая земля, дороже нет земли»)

Как быть с выброшенным ломтиком? Неужели мы не в силах навести порядок? Прежде всего, начни себя – старайся брать хлеба столько, сколько сможешь съесть, не наешься – возьмешь ещё. А если ты еже сыт, а недоеденный хлеб остался, то используй его

по-хозяйски – в дело.

Сейчас в нашей стране много хлеба. И всё-таки давайте будем беречь его, ибо цена трудов и забот, затраченных на его производство, неизмеримо велика. Каждый раз, беря кусок хлеба в руки за обеденным столом, проникнись глубоким уважением к труженикам полей. И где бы ты не встретил их, поклонись низко в знак уважения.

(Представление гостя – труженика села. Он расскажет свою трудовую биографию и истории о хлебе из его жизни).

Главный итог везде и во всём – итог труда. Итог труда хлебороба – зерно, хлеб. Хлеб – всему голова. Хлеб – всегда радость. Большой хлеб, богатый урожай – радость вдвойне.

На фоне тихой музыки звучат слова:

Золотеет простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою,

Чтобы сделаться мукою.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Мини – проект: составление памятки, выполнение проекта плаката о бережном отношении к хлебу. Групповая работа, защита своих проектов).

Викторина:

    Назови известные тебе зерновые культуры.

    Когда производят их посадку?

    Что такое озимые?

    Перечисли старинные орудия труда.

    Перечисли современные сельскохозяйственные машины.

    Какие ты знаешь марки тракторов?

    Кто их делает?

    Какие марки комбайнов ты знаешь?

    Кто их делает?

    Назови профессию человека, работающего на тракторе.

    Назови профессию человека, работающего на комбайне.

    Когда в России появился первый комбайн и кто его изобрёл?

    Как по легенде звали древнего чувашского богатыря – землепашца?

    Кого называют хлеборобом? Почему?

    Кто выпекает хлебобулочные изделия?

    Назовите известные вам сказки о хлебных изделиях?

    Какое хлебобулочное изделие можно встретить на проводах зимы – Масленице?

    Почему блин круглой формы?

    Почему у печеного хлеба образуется корочка?

    Назови антоним к прилагательному в словосочетании «свежий хлеб»

    Почему хлеб черствеет?

    Что можно приготовить из чёрствых корок?

    Из чего пекут каравай?

    Как получается мука?

    Где её делали раньше?

    Как называется хранилище зерна?

    Где хранили зерно в старину?

    Расскажи, как пекут хлеб.

    Назови известных ученых, преобразователей земли.

    Где можно познакомиться поближе с выдающимися достижениями сельского хозяйства?

    Назови известные тебе народные пословицы и поговорки о хлебе и хлеборобах.

Участникам за правильные ответы раздают сушки, которые подвешивают в связки на шею участникам. Победитель тот, кто сумеет набрать их больше всего. Ему вручается поощрительный приз – сладкий пирог. классного часа начинается с... на учеников. Потом хватается за голову . 6: Можно выйти? У: ... деду... (Высвечивается кусок хлеба в 125 г.) Песня...

  • Классный час

    Весе. 7. У меня часто кружится голова . 8. В настоящее время я курю... будни, ни в праздники . Высокие пищевые... ХОД КЛАССНОГО ЧАСА I. Целевая установка – Сегодня классный час мы проведем... йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. ... со всеми понятными...

  • Классный час

    Речь? Тема нашего классного часа звучит так: “ ... Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба , ножницы, монетки, зеркало, ... “ставили градусник” – кидали головой в сугроб. - Когда парень... , которое свойственно всем большим праздником в деревне. Но...

  • Классный час «Лесная капель» Прогулка по весеннему лесу Звучит «Веснянка»

    Классный час

    Классный час « ... . Чаще всего - хлеб и соль. Хлеб символизировал жизнь, а соль... ростом. Но во всем зеленом царстве нет дерева, ... стихи, песни, но и праздники . В Древней Германии в... лесной И в просеке сосновой киваю головой . (Колокольчик) Спроси теленка и...

  • музыкально­литературная композиция к фольклорному
    празднику
    «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
    подготовила: Некрасова С.А.
    вед.
    ­Земли русские широки, необъятны,
    Каждый день и хорош и пригож,
    Поезжай за моря­океаны
    Лучше России ты не найдёшь!
    Всё прекрасно: и земля и небо,
    И поля, и леса, и луга.
    Пашни дышат, да урожай колосится,
    И шумят, зрея в поле хлеба.
    Под звучание вступления к песне идёт шествие детей:во главе
    его девочка с венком несёт сноп, украшенный длинной красной
    лентой,
    исполняют песню.
    песня «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
    По окончании дети выстраиваются полукругом перед
    зрителями.
    девочка
    ­Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,
    А в избе у вас тепло – видно ждали нас давно…
    Подносит хозяевам сноп «бороду»(срезанные колосья ржи
    украшенные красной лентой)
    ­Это от нас вам сноп – «Борода»,
    Поставьте в красный угол,
    С урожаем будете вы всегда!
    дети (поочерёдно)
    ­Каждый ломтик хлебушка пахнет тёплым небушком.
    И земля всю силу в хлебе затаила.
    ­С юга и до севера краше злата – серебра
    Зреет рожь­красавица, пшеница наливается.

    ­Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые.
    Радугой украшен хлеб родимых пашен.
    ­От весны до осени русыми колосьями
    Светится любимая земля необозримая.
    ­Здесь поля привольные, люди хлебосольные.
    Добрым караваем мы вас угощаем!
    вед.
    ­Хлеб растят с любовью,
    Ешьте на здоровье!
    Подносит хозяевам каравай на расшитом полотенце.
    ­Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?
    –С полей! С ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудят­
    ся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб
    пришёл… Недаром в народе говорят: ­ «Хлеб всему голова».
    дети (поочерёдно)
    ­«Хочешь есть калачи ­ не сиди на печи».
    ­«Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка».
    ­«Труд кормит, а лень портит».
    ­«Будет хлеб, будет песня».
    ­«Что посеешь, то и пожнёшь,
    Что пожнёшь, то и смолотишь,
    ­Что смолотишь, то и смелешь,
    Что смелешь, то и съешь!»
    вед. ­«Землю красит солнце, а человека – труд».
    ­Нелегко давался нашим предкам хлебушко, это сейчас
    машины на помощь людям пришли, а раньше не трактором землю
    вспахивали, плуг был у человека да лошадь помощница, и не
    комбайны убирали с полей хлеб, а серпом срезали колоски, и
    молотили снопы с колосьями не машины, а молотили их цепами да
    приговаривали:
    ­«Верти цеп, крути, бей снопы, колоти,
    Стучи и греми да в овин относи!»
    ­А зерно везли потом на мельницу…
    ­Собрались мы тут не зря,
    Поиграем, в «Мельницу» ребятня?!
    р.н.игра «Мельница»

    (во время игры одна часть детей поёт, другие встают спиной
    взявшись под локоть, приподнимают друг друга поочерёдно
    изображая мельницу; остановившаяся пара из игры выбывает)
    вед. ­Ну, на нас вы поглядели, поиграли, песню спели…
    Спасибо тому, кто хозяин в этом дому!
    Спасибо и тем, кто рад был нам всем!
    все (с поклоном)
    ­До свидания! (уходят друг за другом)
    тексты к «Слава хлебу на столе»
    «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
    Ю.Чичков
    1. Хлебное поле большое, как море,­
    Не сосчитаешь колосьев на нём.
    В дружном дозоре, почётном дозоре,
    Каждое зёрнышко мы бережем.
    припев: Зёрнышко, зёрнышко, капля золотая,
    Капля золотая в море урожая.
    2. Зёрнышко мы согреваем заботой
    В тёплых и добрых ладонях полей.
    Солнышку тоже хватает работы,
    Чтобы звенели хлеба веселей.
    3. Хлебные зёрнышки сказочным кладом
    Спрячутся в землю и дружно взойдут.
    Самая лучшая в мире награда –
    Эта живая награда за труд.
    р.н.игра «МЕЛЬНИЦА»

    Мельница на кочке развесила усочки.
    На семи ногах стоит, все на ветер глядит.


    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»
    г. Калуга
    Литературно-музыкальная композиция
    "Горький вкус хлеба»
    Подготовила Митрофанова Галина ИвановнаЦели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; о роли хлеба во время Великой Отечественной войны; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
    Оформление зала: над сценой – плакат с изображением каравая, по сторонам – название праздника – «Хлеб России, хлеб моей Отчизны», под ним – плакаты с пословицами и поговорками о хлебе («Хлеб – всему голова», «Хлеб – всей жизни голова!» и др.), в центре сцены – сноп пшеницы, красиво перевязанный лентой. Организуется выставка книг о хлебе. Еще одна выставка посвящена зерновым культурам, крупам с их описанием, рецептами блюд. Накрыт праздничный стол, на нем лежат румяные булочки, пироги, пряники, бублики.
    Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты о блокадном Ленинграде, музыкальный центр, записи песен «Хлеб – всему голова», «Баллада о ледовой трассе», «Песня о хлебе».
    Презентация для учащихся 1- 11 классов
    Подготовили члены школьного музея, детской организации «Лидер», объединения «Истоки»
    Показ презентации о хлебе под песню «Хлеб – всему голова».
    На сцене двое чтецов (мальчик и девочка).
    Мальчик
    Слава миру на Земле!
    Девочка
    Слава хлебу на столе!
    Мальчик
    Если мы хотим кого-то
    Встретить с честью и почетом,
    Встретить щедро от души,
    С уважением большим,
    То гостей таких встречаем
    Круглым пышным караваем.
    Он на блюде расписном
    С белоснежным рушником.
    Девочка
    С караваем соль подносим,
    Поклоняясь, отведать просим:
    Дорогой наш гость и друг,
    Принимай хлеб-соль из рук.
    Мальчик
    Вот он, хлебушко душистый,
    С хрусткой корочкой витой,
    Вот он, теплый, золотистый,
    Словно солнцем налитой!
    В каждый дом, на каждый стол
    Он пожаловал – пришел.
    В нем – здоровье, наша сила,
    В нем чудесное тепло.
    Сколько рук его растило,
    Сохраняло, берегло!
    Ведь не сразу стали зерна
    Хлебом тем, что на столе.
    Люди долго и упорно
    Потрудились на земле.
    Вед. 1
    У меня на ладони дышит теплый влажный комок земли. Земля – это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.
    Вед. 2
    За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Сколько трудов и надежд в каждой борозде, в каждом колосочке!
    Вед. 1
    А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле дает нам хлеб.
    1 ученик:
    Каравай земли и небаНа твоем столе -Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
    2 ученик:
    В малом зернышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И растет под небом светлымСтроен и высок,Словно Родина бессмертныйХлебный колосок.
    Вед. 2
    Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.
    Вед. 1
    Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне.
    Вед. 2
    Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
    Вед. 1
    С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется.
    Вед. 2
    У каждого свой хлеб.
    Вед. 1
    Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
    Вед. 2
    Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь
    Ученик 3
    Хлеб России, сильный хлеб России!
    Как не восхищаться над тобой,
    Если ты из неоглядной сини
    Хлещешь как безудержный прибой!
    Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
    Дюжий, богатырский как всегда.
    Жизнью создавался ты для жизни
    И трудом для нового труда.
    Мир – народам! Хлеб – голодным!
    Вед. 1
    За всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь.
    Вед. 2 (звучит «Аве Мария») показ презентации.
    Хлеб ничто не может заменить. Нельзя без боли вспоминать репрессивные меры правительства, которые привели к страшному массовому голоду в 1932-1933 годах. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. От голода умерли миллионы людей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.
    Вед. 1
    1941 год. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.
    Во время Великой Отечественной войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети.
    За 1941 -1944 годы в стране было заготовлено 4312 миллионов пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
    Ученик 4. Чтец в военной форме.
    Я помню хлеб,
    Военный, горький,
    Он весь почти из лебеды.
    В нем в каждой крошке,
    В каждой корке
    Был горький вкус людской беды.
    На той беде, замешен круто
    Нелегкий хлеб нелегких дней,
    Но как сладка была минута,
    Когда кусок в руке моей
    Посыпан был щепоткой соли,
    Приправлен маминой слезой.
    Я есть хотел, а мама с болью
    Взгляд отводила стороной.
    Как горе было гостем частым
    (Им были детства дни полны),
    Особо помню я, что счастью
    Был равен горький хлеб войны.
    Вед. 2 Фронтовую норму хлеба солдаты делили на пайки суровой нитью, расстелив на земле шинель или плащ-палатку. Да так точно делили – хоть вешай на аптечных весах – все одинаковы.
    Ученик 5.
    Военные годы,
    Несытые годы
    Ремень подпоясанный туго
    Я помню, как хлеб мы делили во взводах,
    Присев или встав полукругом.
    Безусые парни, седые мужчины,
    В рубцах от огня и железа, -
    Все делались ниже и ростом и чином,
    В сравненье с бойцом-хлеборезом.
    Ученик 6.
    С аптечною точностью
    Скудные пайки
    Он резал в молчанье гнетущем.
    И мы понимали: солдатская спайка
    Заложена в хлебе насущном.
    Да, в хлебе насущном,
    Ведь каждый стоящий –
    Он, знал, что под вятским и пензенским небом
    И жены, и дети голодные наши…
    Показ отрывка «Судьба человека»
    Вед. 1
    Был хлеб всегда в почете на Руси-
    Ее просторов главное богатство.
    Его ты хочешь цену знать?-
    Спроси.
    Тебе ответить могут ленинградцы.
    Звучит песня «Баллада о ледовой трассе».
    Вед. 2 Какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб осажденному, умирающему, но несдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб?
    (Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба)125 граммов на человека. В нем пищевой целлюлозы 10 процентов, жмыха - 10, обойной пыли - 2, выбоек из мешков - 2, хвои - 1, муки ржаной обойной - 75 процентов. Формы для выпечки смазывали соляровым маслом. Зерно и муку для этого хлеба доставляли в Ленинград единственной свободной дрогой - по Ладожскому озеру. Летом судами, а зимой по льду на машинах. Этот путь назвали «Дорогой жизни»
    Чтец
    О да - иначе не могли
    Ни те бойцы, ни те шоферы.
    Когда грузовики вели
    По озеру в голодный город
    Холодный ровный свет луны,
    Снега сияют исступленно.
    И со стеклянной вышины
    Врагу отчетливо видны
    Внизу идущие колоны.
    Казалось, что конец земли...
    Но сквозь остывшую планету
    На Ленинград машины шли.
    Он жив еще. Он рядом где-то.
    На Ленинград! На Ленинград!
    Там на два дня осталось хлеба,
    Там матери под темным небом
    Толпой у булочных стоят…
    900 дней жили в условиях блокады ленинградцы.
    2 чтец в военной форме
    «Помню темный, вязкий, маленький кусочек черного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
    Вед. 1
    Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали.
    Песня «Корочка хлеба»
    Вед. 1 Не будь хлеба - не было бы и Победы!
    Война закончилась. Возрождалась хлебная нива страны. Период возрождения требовал от людей не меньшего мужества, чем на войне. Преодолевая огромные трудности, без техники, удобрений хлеборобы стараются вырастить новый урожай.
    Вед. 2
    Биография народа - это и биография хлеба.
    Лучи Солнца, поглощенные пшеницей - главным хлебом Земли, кормят две трети человечества. История хлеба пишется для будущего, потому что
    Без прошлого предвидеть не дано,
    Без знаний предков не решить задачи,
    И без того, что прошлым свершено,
    Грядущее безлико и незряче.
    Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
    Вед.1 А в наше время мы бережем и ценим хлеб?...В нашей стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Но это изобилие не должно порождать расточительства, снижать то чувство уважения, которым хлеб пользовался во все времена, у всех народов, во всех странах.
    Слишком уж мы транжирим хлеб! Не доел булочку или пирожок - выбросил. Чуть зачерствел батон - в мусорник. Хлебные куски можно увидеть везде: на полу в столовой, на тротуарах, в подъездах домов, на территории школы. Эти потери происходят как бы мимоходом.
    Но если каждый человек за день недоест и выбросит 50 граммов хлеба
    (показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит 200 килограммов, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
    Хлеб – драгоценность. Им не сори
    Хлеба к обеду в меру бери.
    7 ученик. Чтец в военной форме
    Мне больно, когда я случайно вижу,
    Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.
    Эй ты, попирающий корку ногою,
    Ты топчешь достоинство наше людское.
    Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
    Земле, на которой родился и рос.
    8 ученик. Чтец в военной форме
    Мальчик,
    Ногами пинающий хлеб,
    Мальчик,
    Голодных не знающий лет,
    Помни,
    Что были лихие года.
    Хлеб-
    Это жизнь, а не просто еда.
    Хлебом клялись,
    За хлеб умирали,
    Не для того,
    Чтоб в футбол им играли.
    В слове народная мудрость таится,
    Вот, что в народе у нас говорится:
    «Если ты хлеб ценить перестал,
    Ты человеком быть перестал!»
    Вед. 1 Хлеб, хлебушко…Слово такое простое, как мама, как небо и земля. Каждый из нас начинает день с куска хлеба, и мы должны знать его цену?
    9 ученик.
    Хлеб…В нем нами пройденные дали
    И новый день родной страны.
    Мы столько за него отдали,
    Что хлебу просто нет цены.
    10 ученик.
    Хлеб – это платье, пища, кров,
    Хлеб – это явь мечты вчерашней.
    Хлеб – это наших дедов кровь,
    Хлеб – это будущее наше.
    Хлеб – это лиц соленый пот,
    Хлеб - это боль в костях и коже.
    И сесть за стол не вправе тот,
    Кто этого понять не может.
    Вед. 2 Хлеб - общее богатство, и мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.
    Учитель
    К вам обращаюсь, дочери и сыновья,
    Свои или чужие:
    Отчизна. Хлеб, Любовь, Семья –
    Понятия святые!


    Приложенные файлы