Художественный мир Достоевского отличается не эпическим спокойствием, цельностью, устойчивостью, а хаотической разорванностью, отсутствием твердых основ, прочных жизненных связей. Отсюда преимущественное внимание писателя к кризисным моментам в жизни общества, в судьбах людей. Его произведения строятся на изображении постоянных конфликтов, борьбы, происходящих в мире, расколотом не только экономически, но и идеологически. Конфликты, споры, полемика отражаются и во внутреннем мире героев, стремящихся уяснить свое место в жизни, найти свои ответы на «вечные» вопросы.

В предшествующей русской литературе, у Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Герцена уже были отражены многообразные формы проявления личностного начала. Однако у них личностью себя осознавали преимущественно представители господствующего класса - Онегин, Печорин, Бельтов, а Самсон Вырин («Станционный смотритель»), Максим Максимыч («Герой нашего времени»), Башмачкин («Шинель») или Круциферский («Кто виноват?»), хотя и ощущали свое человеческое достоинство и даже пытались защищать его, однако все же сознательно не воспринимали себя личностями, имеющими неотъемлемое право на внимательное, бережное отношение к себе как общества в целом, так и любого другого человека. У Достоевского же, начиная с самых первых его произведений («Бедные люди», «Двойник»), показано зарождение самостоятельной мысли у каждого человека, каким бы обездоленным и незаметным он ни казался. Великое открытие писателя, развивавшего традиции своих гениальных предшественников, заключалось в доказательстве, что даже самый скромный, забитый, «падший» человек может (и в конечном счете должен) быть такой же значительной и неповторимой личностью, наделенной богатством и сложностью внутреннего мира, как и наиболее известные герои мировой литературы.

Действующие лица романов Достоевского, поднявшиеся до осознания своего человеческого достоинства, решительно защищают его от любых посягательств, но нередко терпят поражение. И происходит это по причинам не только внешним, но и внутренним. Человек с уже проснувшимся чувством личностного самосознания в изображении Достоевского ощущает постоянные уколы самолюбия, непрестанное и едкое чувство личного унижения. Герои писателя часто приходят от ненависти к угнетателям и общественной несправедливости к идеям личного бунта, к властолюбию «наполеоновского» или «ротшильдовского» плана. И тогда вчерашний «маленький человек» может превратиться в тирана, деспота или даже преступника.

Достоевский решительно не соглашался с традиционным пониманием проблемы «человек и среда», при котором вся ответственность за антигуманность общественных отношений, за разорванность человеческого сознания переносилась лишь на внешние обстоятельства. Он писал в 1877 г.:

* «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят от нее самой».

Столь полемически заостренное высказывание выражало очень важную для писателя идею, связанную с повышением ответственности каждого человека за самого себя, с необходимостью решительной борьбы со злыми силами природы, которые «таятся» в человечестве, а это не менее, если не более, сложно, чем борьба с неблагоприятными внешними условиями.

Вопреки просветительскому рационализму, схематическим представлениям о человеке Достоевский выдвигал мысль о противоречивости внутреннего мира человека, о диалектическом сочетании в нем разных нравственных начал. На заре своей литературной деятельности, в 839 г. он писал брату: «Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Для писателя были характерны настойчивый интерес к сфере подсознания, стремление вывести эту сферу «наружу», в мир реального действия, разобраться в ней, каким бы трудным и сложным ни представлялся такой анализ внутреннего мира героя, прячущего даже от самого себя истинные мысли, чувства, переживания. Еще Белинский отмечал необыкновенную способность Достоевского «переселиться в кожу другого, совершенно чуждого ему существа».

Психологизм Достоевского - выдающееся открытие в процессе развития художественного сознания человечества. Герои Достоевского, наделенные острым личностным самосознанием, желающие изменить, переделать мир, чаще всего являются носителями определенных идеологических принципов. Отсюда напряженность идейной полемики в романах писателя. Диалог становится их важнейшим структурным элементом. Даже исповедь приобретает своеобразную драматизированную форму. Исповедь как форма самоуглубленного анализа всегда широко использовалась в художественной литературе. По сути своей она монологична. У Достоевского же исповедь чаще всего превращается в спор героя с самим собой; он то утверждает свою правоту, то сам себе противоречит. Возникают как бы два равноправных голоса в сознании героя, и они спорят друг с другом. Так, например, построена исповедь Раскольникова перед Соней Мармеладов ой.

Суть повествовательной манеры Достоевского вызывает оживленную полемику в литературоведении. Известный ученый М. М. Бахтин выдвинул концепцию полифонизма писателя: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний,- утверждал исследователь,- подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского». Эта самостоятельность голосов героев существует равноправно с голосом автора и даже независимо от его сознания. Поэтому нельзя сводить смысл романов Достоевского к одному какому-нибудь персонажу, якобы наиболее адекватно выражающему авторскую точку зрения - будь то Макар Долгорукий в «Подростке» или старец Зосима в «Братьях Карамазовых». М. М. Бахтин совершенно справедливо выделил важный структурообразующий принцип писателя: это всегда спор голосов, столкновение различных мнений о кардинальнейших проблемах бытия, о боге и безбожии, о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни. Но, как считает ряд литературоведов, Бахтин практически устраняет из «полифонизма» самого писателя. Между тем голос автора слышен в его романах - и не на правах лишь одного из участников «хора»; это голос автора-творца.. Авторское сознание является все же решающим в «многоголосные» художественного текста. Кроме того, принципиальное в полифоническом романе явление многоголосия по сути является универсальным для эпической литературы эпохи реализма, хотя степень самостоятельности голосов героев у Достоевского, действительно, большая, чем у других писателей.

Творчество Достоевского кратко описать очень трудно. Ведь этот писатель совершил настоящую революцию в литературе, сделав ее предметом познания человеческой души, всех ее тайных закоулков и хитросплетений.

Главные темы в творчестве Достоевского

Главной темой всех произведений писателя была судьба человека, а именно судьба его души, его пути к Богу, познание Истины.

Уже в первой из опубликованных своих работ – в повести «Бедные люди» писатель рассказывает о трагической судьбе своих героев – немолодого мелкого чиновника и девушки, в которую он влюблен, но не может жениться на ней из-за своей бедности. Эта повесть заставляет читателя задуматься о том, насколько тяжело человеку с живой душой выжить в холодном мире, где царит несправедливость.

В других своих романах описывает судьбы не менее несчастных людей, однако, в них уже есть место свету Христовой истины, которая дает надежду как самим героям, так и читателям, утешая их. Кроме того, творчество великого писателя содержит в себе еще несколько основных тем.

Кратко перечислим эти темы:

    судьба маленького и несчастного человека;

  • путь человека к познанию Бога;
  • история о богоотступничестве;
  • использование темы двойников героев;
  • судьба женщины из бедной среды;
  • предназначение России в истории человечества.

Итоги творчества Достоевского

Творчество Достоевского кратко позволяет нам понять, насколько было велико влияние писателя на мировоззрение его современников. Достоевский из рядового автора, публиковавшегося в толстых журналах, превратился в символ эпохи, выражающий собой поиски определенного числа интеллигентных людей своего пути в мире и понимания места России в мировой истории и культуре.

Писатель заставил многих своих современников отказаться от идей нигилизма и революционного бунтарства. Он во многом предчувствовал то безжалостное пламя всеобщей смуты, которое охватило нашу страну через 40 лет после его смерти. Поэтому роль Достоевского в русской литературы очень велика.

Постараемся кратко подвести итоги его творчества в каждом из его великих повестей и романов.

1. «Бедные люди» - судьба маленького и никому не нужного человека, продолжение размышлений, высказанных в гоголевской «Шинели».

2. «Униженные и оскорбленные» - продолжение темы бедных людей.

3. «Преступление и наказание» - история о духовной смерти и воскресении одной человеческой души, прошедшей через все испытания и обретшей смысл бытия в вере и надежде.

4. « » - история о прекрасном человеке, который не смог выдержать ударов судьбы.

5. «Бесы» - критика идей нигилизма, которые приводят их носителей к духовной гибели.

6. «Подросток» - история о душевых метаниях и взрослении юноши.

7. « » - центральное произведение творчества Достоевского, в котором он рассказывает об истории одной семьи.

На жизнь и творчество Ф.М. Достоевского невероятно сильно повлияло событие, произошедшее с ним в 1849 году. За два года до этого Достоевский вступает в т.н. кружок Петрашевского, который позиционировал себя как оппозиционный.

Какое событие в 1849 году повлияло на творчество Достоевского?

На самом деле, ничего криминального члены этого кружка не совершали, лишь вели вольнодумные беседы. Но о деятельности кружка стало известно Третьему отделению императорской канцелярии, и в 1849 году участники его были арестованы.

Достоевский был приговорен к смертной казни. Однако когда осужденные уже стояли на плахе, гонец от императора принес помилование: казнь заменили семью годами каторги.

Эта близость смерти очень потрясла Достоевского, изменила всю его личность. Достоевский становится убежденным монархистом и славянофилом. Отныне он много думает о страданиях, убежден, что русский человек должен стремиться оказаться ближе к богу и поэтому должен страдать. Это нашло отражение в его творчестве.

Общие черты творчества Достоевского

Несмотря на тот факт, что сюжет в каждом из романов Достоевского свой, отличный от других, все они имеют ряд общих черт. Внешне эти романы - детективы, речь в них идет о преступлении и расследовании, о поиске и наказании преступника.

Однако за этой формой всегда стоит философская доктрина. Герои в таких романах - прежде всего носители той или иной идеи, и только потом конкретные люди и носители человеческих черт. И все эти люди принадлежат к низшим слоям общества, они униженные и оскорбленные (сказывается тот факт, что в юности Достоевский принадлежал к натуральной школе).

Действие в романах Достоевского происходит примерно за неделю, однако все романы очень объемные, ведь главное в них - это размышления героев о событиях вокруг.

Во многих своих романах Достоевский противопоставляет разум и веру, приходит к выводу, что жить только разумом - болезнь. И если у человека отсутствует сила воли, то он болен. Здоровые же люди истово верят в бога.

Но настоящая личность все равно остается недостижимым идеалом, поскольку единственной настоящей личностью в этом мире был Христос. Уподобиться же ему можно только путем страданий, поэтому все положительные герои у Достоевского обязаны страдать. И никакая теория не может приблизить человека к идеалу, поскольку отличительные особенности настоящей личности - это воля и свободный выбор.

Художественный мир Достоевского

Художественный мир Достоевского отличается двойственностью и противоречивостью. Практически во всех его романах можно заметить некий диалогизм: он отрицает всякие теории, однако много теоретизирует сам. До самого окончания романов не ясно, на чьей стороне в итоге окажется автор.

Оставил после себя огромное литературное наследство, в котором критика не разобралась до сих пор, не установив даже взаимного отношения между различными произведениями, из которых некоторые имели значение подготовительных этюдов к позднейшим крупным вещам. Но характерные черты его творчества вполне ясны. Достоевский – писатель-психолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на человеческую душу, переживающую сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, прозорливая мысль, и слепая вера. Таинственное мистическое начало, таясь в глубинах человеческой личности, владеет ею не меньше, чем внешние обстоятельства.

Реальное и мистическое постоянно сопоставляются в романах Достоевского, иногда до того, что исчезает граница между рассказом автора и галлюцинациями изображаемого героя. Раздвоением человеческой личности, неопределенностью чувств и стремлений многие герои Достоевского, особенно Голядкин в «Двойнике », напоминают героев Гофмана , писавшего, как и Достоевский, в момент болезненного расстройства нервов по ночам. В глубине жизненных явлений у Достоевского лежит трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые и создают решающий мотив. Разговор неизвестных лиц в трактире о старухе-процентщице наталкивает Раскольникова на мысль об убийстве, почти дает готовый план, очерчивает рамки психологического содержания, в пределах которого станет развиваться дальнейшее действие романа. И этот трагический роковой элемент проявляет себя среди резких контрастов ненависти и любви, зверской жестокости, пороков, всевозможных ужасов и подвигов самоотречения, ангельской ясности и чистоты.

Фёдор Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Действие развивается у Достоевского чрезвычайно быстро; события нагромождаются массами в самые незначительные промежутки времени, они неудержимо рвутся вперед, не давая читателю опомниться, остановиться на особенностях, характеризующих обыденные настроения людей известного круга в известную эпоху. Понятно поэтому, что, сосредоточивая весь интерес рассказа на передаче психологических моментов, Достоевский дает сравнительно мало бытового материала. Стремление к правде, к верности в изображении чувство значительно превышает заботу Достоевского о внешних приемах художественности.

Из этого вытекает и общественное значение романов Достоевского. Сделав исходной точкой своих психологических экскурсов страдание, в которое вовлекается человек внешними и внутренними противоречиями жизни, Достоевский стал на сторону людей забитых и угнетенных, страдающих столько же от того, что их придавили житейские обстоятельства, сколько и от сознания своего человеческого достоинства, ежеминутно оскорбляемого и попираемого, от сознания своего права на осмысленную и нравственную жизнь. Достоевский болеет за человека, который примиряется с силою вещей и начинает считать себя неполным, не настоящим человеком. Это и есть путь к искуплению.

Достоевский. Бесы. Лекция Людмилы Сараскиной

Формы страдания в изображениях Достоевского в высшей степени разнообразны; психологические мотивы их разработаны в самых причудливых сочетаниях: страдание от любви к человеку вообще, страдание от сильных и низменных страстей, от любви, соединенной с жестокостью и злобой, от болезненного самолюбия и подозрительности, от волчьих инстинктов, с одной стороны, и овечьей покорности с другой. «Человек – деспот от природы и любить быть мучителем», – говорит Достоевский в «Игроке ». Его «подпольный человек » доходит до утверждения, что «человек до страсти любит страдание», – последнее, таким образом, возводится на степень не требования людской природы.

Страдание рождает любовь и веру, а в них наше оправдание перед Высшим Существом – такова философия страдания у Достоевского. В его романах много жестокости, но в них много и милосердия. С точностью психиатра, великий русский писатель раскрыл целый мир «блаженненьких», пьяниц, сладострастников, юродивых, идиотов , помешанных, и каждое изображение не только потрясает читателя, но и открывает его сердце влиянию лучей евангельской любви. В книгах Достоевского перед нами проходят разнообразные типы ограниченных счастливцев, бессердечных эгоистов, наивных мечтателей, людей чистой непорочной жизни и т. д. Изображение этого в высшей степени сложного мира, который становится близок сердцу читателя до полного слияния с ним, ставит Достоевского в ряды первостепенных реалистов, и сопоставление его с Л. Толстым , сделанное критикой, имеет за себя глубокие основания. При всех своих частных различиях, оба они – страстные искатели той истины и нравственного исцеления человечества.

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.

Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся , то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль , потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.

В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, - и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.

Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни. Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.

Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник Белинского. Его духовное и литературное развитие и далее могло бы продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям, обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически – жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью: каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил Лермонтова, затравил Гоголя.

Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы, с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, - в жестокой постоянной борьбе с самим собой.

По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего, испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми противоречиями жизнь большого капиталистического города. А вскоре к этому бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко выражена в “Подростке”. И он еще более утвердился в своей проповеди о том, что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от соблазнов сатанинской власти денег надо всем.

Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, - Достоевский потерял единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из мрака. Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился перед их беспредельностью, выбраться из мрака.

Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года, увидев в ней подтверждение своей веры в “народность”, внесословность самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.

Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался способным к маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся. В своих статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью престола. И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием самых разнообразных противоречий, как Достоевский. Защита дела реакции и вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого художника живой жизни против лживых реакционных схем.

К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III. Он стал другом лидира дворянской реакции К. Победоносцева, обер - прокурора “святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и коварного душителя всего живого и честногона Руси. Достоевский писал свой последний роман “Братья Карамазовы”, прислушиваясь к советам этого обер - лакея царей. Автор “братьев Карамазовых” считал своей целью в романе как можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова. А в образе Смердякова писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой литературы.

Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев, занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна связана с коренной темой всего его творчества. Кризисная эпоха ломки представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов, эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего святого. Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и других персонажей Достоевского.

Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог примириться с существовавшей действительностью. Он имел действительное право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего творчества: - Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах немало больших, острых вопросов перед человечеством. Он ввел в литературу целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей.

Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность, болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном неустройстве человека и человеческой жизни.

Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы.

В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических, демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым центром революционного движения в России второй половины сороковых годов. В сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским правительством.

Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания, идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях гениального русского и мирового художника.