Библиографическое описание: Имматуллина С. Ф., Миниахметов А. А., Маснавиева З. Т. Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр») // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 6-12..03.2019).





В наше время человек достиг гениальных открытий в области космонавтики, техники, атомной энергетики. Ежедневные сложнейшие медицинские операции не являются необычным событием для врачей, а легкое управление компьютером уже не сенсация для обычного первоклассника.

У человека много возможностей, желаний изменить мир. Познавая законы природы, мы пытаемся сделать ее лучше. Многочисленные машины и разные приборы дают возможность познать мир, узнать правила и закономерности, влиять на процессы, происходящие в природе.

«Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной», - писал великий художник И. И. Левитан .

Природа - это то, что не создано человеком. Природа - это безграничный мир, наполненный таинственностью, волшебством и чудом.

Конечно, с древности мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще предстояло открыть, и еще с тех времен человека интересовало, как устроена природа. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что люди до сих пор с удивлением и радостью обращаются к мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы, показателем взаимоотношения этноса иприроды .

Конечно же, мы задались резонным вопросом, каким образом познавая законы природы, мы пытаемся изменить свое отношение к ней?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является установление связи между нынешней природой башкирского края и башкирскими народными сказаниями, а также показать, что башкирские сказания имеют огромное воспитательное значение для молодежи и подрастающего поколения.

Проблема исследования. Каким образом понятие природы отображается в известном башкирском народном эпосе «Урал-батыр» , и как связаны этнос и природа в старинных башкирских сказаниях?

Объект и предмет исследования. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» .

Задача исследования. Провести исследование башкирских сказаний для определения взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, влияния этнических традиций на отношение к природе и природопользованию.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в образе Урал-батыра и других башкирских батыров проявились типизированные черты ментальности башкирского народа.

Методы исследования. Анализ текстов башкирских сказаний, систематизация, обобщение.

Научная и практическая значимость. Данная работа является исследованием, посвященным изучению истории взаимоотношений башкирского народа и природы, отражению природы в культуре башкирского народа, влиянию башкирских традиций на отношение к природе и природопользованию.

  1. Сказания как неиссякаемый источник познания мировоззрения этноса. В борьбе с природой современный человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют ему понять происходящие в мире явления, иногда даже влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии и экологической катастрофе? На сегодняшний день никакой!

Поэтому по отношению к себе у человека есть одно из великих средств познания - искусство и литература. Они не открывают абсолютных, непогрешимых истин, но именно они объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать. Наполняя наше сердце светом, красотой, они помогают находить решение в трудные минуты жизни, озаряют людей идеями, помогая разобраться в нас самих и окружающем нас мире.

В те далекие годы, когда люди еще не имели представление о причинах, вызывающих различные явления природы (бури, ураганы, грозы, наводнения), у разных народов начали складываться свои легенды . А также, через мифы и сказания народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Мы подробнее остановимся на некоторых башкирских сказаниях, которые дадут представление о «камил кеше» , и постараемся показать не только ценность для мировой культуры, но и огромное историческое и экологическое значение эпоса «Урал-батыр» .

  1. Взаимосвязь человека и природы в башкирских сказаниях. Башкирский народ богат своими сказками, легендами и сказаниями, в которых читателю представлен широкий спектрвоззрений башкирского народа как древнего этноса, уходящего своими корнями в недра первобытнообщинного строя .

Дошедшие до нас из глубин веков, они воплощают в себе социально-нравственные, эстетические мировоззрения наших далеких предков, отражают природу в культуре башкирского народа.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр» является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры башкирского народа. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы взаимосвязи человека и природы.

Красочна палитра художественных средств самого произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека. Он был частью природы, дитем природы, не знающим огня, живя лишь охотой на диких зверей. Например, это наглядно показано в следующем фрагменте эпоса «Урал-батыр» .

Старик по имени Янбирде

С Янбикою, старухой своей

Приспособили для себя

Льва-арслана, чтоб их возил,

Сокола, чтоб пернатых бил,

Пиявку, чтоб кровь сосала,

Щуку, чтоб рыбешек хватала .

Если же рассмотреть сказку «Хылубика и Яркей» , то мы убедимся, что она пронизана тонкими чувствами любви к природе, соединявшей людей и первозданную природу. Например, животные служили Яркею , были преданы ему, всегда были готовы прийти на помощь: «Выйдя в поле, он сжег волос из гривы своего боевого коня, и тот вместе с собакой и зверями не замедлил предстать перед хозяином».

  1. Отношение к животным в устном народном творчестве. Доброе отношение к животным и ко всему живому - еще одно из отличительных качеств менталитета башкир, что нашло отражение во многих произведениях устного народного творчества.

Ярким примером проявления доброты является Умыс в одноименной сказке. Мы можем наблюдать еще в самом начале произведения, когда он еще ребенком, отдает последние деньги ради того, чтобы купить маленького ослика:

"…Повстречался ему на дороге старик, который вел жеребенка-двухлетку. Очень понравился Умысу жеребенок. И он спросил:

- Продашь жеребенка, бабай?

- Продам, - ответил тот, - цена столько-то рублей.

Умыс обрадовался:

- И денег у меня как раз столько. На, получай …"

В другой сказке «Алпамша-батыр» , главный герой всем сердцем любил животных. В самом начале произведения повествуется о его главной находке, которой он был несказанно рад: «Однажды ранней весной нашёл Алпамша на берегу озера больного гусёнка и очень обрадовался своей находке. Выходил он гусёнка, выкормил его, и к концу лета маленький гусёнок превратился в большого гуся» .

Алпамша-батыр не один совершает подвиги, ему помогает его любимый и главный помощник - Акбузат (крылатый конь) , вместе с ним они противостоят злу, одерживают победу. На свист батыра Акбузат готов в любой момент прилететь к нему, поддержать и помочь ему, как ни была тяжела его просьба. Преданность и верность батыру отражается в строках: «Слез Алпамша с коня и, перед тем как с ним расстаться, уговорился, что, если конь ему понадобится, он свистнет, Акбузат услышит свист и прибежит на зов» .

Образ верного друга, Акбузата , занимает особое место и в эпосе «Урал-батыр» , с помощью которого главный герой совершает подвиги, воюя с драконами, дивами, змеями. Источником силы, мужества батыров была богатейшая, девственная, никем не тронутая природа родного края.

Если рассмотреть сюжет данных произведений, мы увидим много общего, много схожего в характерах, поступках и поведениях главных героев. И, самое главное, можно убедиться, что секрет их силы был дарован природой. Именно она обогащала внутренний мир, озаряла светом новых идей, заставляла идти на подвиги, бороться за справедливость.

Мысль о бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся природы - такова гуманистическая сущность эпоса.

  1. Урал-батыр как яркий представитель башкирского этноса . Эпос «Урал-батыр» повествует о неразделимом единстве башкирского народа со своей Родиной, со своим родным краем, со своей Землей.

Главный герой эпоса - Урал-батыр , который является ярким представителем башкирского этноса, вобравший в себя лучшие черты своего народа, веру, обычаи, стремление к справедливости, их любовь к природе, к деревьям, ко всему, что окружает.

Отец, одумайся, посмотри

На палку, которую держишь в руках,

По ней глазами пробеги:

Молодо пела она в ветвях.

Нынче остругана вся она,

Вся побита, повреждена,

В дубинку голую превращена

В образе Урал-батыра нашли отражение нравственно-этнические и эстетические ценности, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир.

В эпосе наиболее ярко характеризуется национальный менталитет концепт «якшылык» - «добро» , который сочетается с такими чертами национального характера, как «батырлык, ирлек» - «мужественность» , что означает жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение блага во имя народа, честность, гуманность, сыновняя почтительность, то есть все, что делает героя, по представлению башкир, целостной личностью - «камил кеше» . Это и патриотизм, и ответственность, и выносливость, и доброжелательность, и благородство.

Младшего сына Янбирде отличала доброта. Его любовь к окружающему миру проявляется во всем: к девушкам-птицам, к змее, то есть ко всему хорошему и плохому. Урал-батыр выделяется среди других богатыров тем, что его путь - это поиски абсолютного добра, сохранения всего живого на земле.

Коль сильнее на тех, кто слабей,

Не охотились бы никогда.

Коль рожденные от матерей,

Не умирая, жили всегда;

Коль стебли трав и древесная крона

Не подчинялись такому закону,

Реки вовсе течь перестали,

Берега вконец обветшали;

Если б журчать ручьи перестали

Что за польза была бы тогда?

Он очень любил свою землю и все живое вокруг. Хотел сделать ее еще прекрасней, это мы понимаем с самого начала текста, потому что начинается эпос со спора: нельзя ли уничтожить Смерть ? Нельзя ли убрать из вечного круговорота в природе одну закономерность? Урал предлагает зверям перестать охотиться друг на друга, что привело бы к концу Смерти . Но Уралу дает обстоятельный ответ Ворон . Он против предложения Урала , связывая борьбу со Смертью с изменением круговорота жизни. Ворон объясняет, что в прекращении истребления более слабого, выгоды никакой нет. Звери и птицы молча соглашаются с ним. Это означает, что никто не вправе изменить Законы Природы .

  1. Вода как источник жизни, энергии и силы батыров. Вода как источник жизни и энергии играет важную роль в природе. Сказки башкирского народа содержат множество описаний явлений природы, а также такое свойство воды как убивать, так и оживлять.

Например, в описывается следующее: «Затем она мертвой водой из первого пузырька обрызгала изрезанное тело Умыса. Изрезанные части тела соединились вместе, и тело приняло первоначальный вид. Живую воду из другого пузырька она вылила Умысу в рот. Тогда Умыс ожил, поднялся» .

Вот еще пример из : «Вышел на улицу и выстрелил в разные стороны. Как и предсказывал старик во сне, одна из стрел угодила в колодец. Умылся Яркей водой из того колодца, и тут же вернулись на место его глаза, и стал он видеть лучше прежнего» .

И Урал-батыр отправился за живой водой, которая дает бессмертие человеку и природе, а смерть уничтожит.

Смерть - такая злодейка! Она

Глазу людскому не видна.

Есть тут способ только один:

Существует живой родник.

Выпьет кто из него - и вмиг

Обессмертит себя, говорят.

Смерть отступится говорят.

Урал-батыр - победитель Смерти , он становится культурным героем, приносящим людям понимание добра и красоты. Главный подвиг Урала состоит в том, что он преодолел бесчисленные препятствия, открыв тайну бессмертия жизни на земле, спасает все живое от Смерти .

Не желайте вечными быть,

Из родника Живого испить!

То, что на земле остается,

Чем все лучшее создается,

Сада краса и благоухание –

Это добро и благодеяние.

На пути к Живому роднику , Урал встречает древнего старика, от которого узнает, что законом вечности является добро. Старец, испивший живой воды и страдающий бессмертием, связывает понятие «бессмертие людей» только с их добрыми делами. По его мнению, если человек оставит после себя благородные поступки, он будет бессмертен, вечно будет жить в сердцах людей.

  1. Завет Урал-батыра потомкам о сохранении природы. Урал-батыр достигает своей цели - находит Живой родник , но, не воспользовавшись им, которую сам отвоевал у драконов для людей, он окропил все вокруг, чтобы природа стала бессмертной, и она, увядающая, стала еще зеленее и прекраснее. Это значит, что бессмертие человеку не нужно, только он не должен нарушать законов природы.

И вот перед ним родник Живой –

Рот он наполнил его водой,

На горы, что воздвиг к небесам,

Прыснул тою водой, говорят:

«Пусть зеленеют голые чащи,

Пусть цвет бессмертия обретут,

Пусть птицы щебечут звонче и слаще,

Пусть люди веселые песни поют!

Пусть эту землю любит народ,

Пусть садом прекрасным она цветет!"

Еще один подвиг совершил герой для людей - он очистил Шульгеново озеро от нечисти. Выпив воду из озера, где кишмя кишели драконы и змеи, Урал умер.

«Выпью озеро сполна,

Иссушу до самого дна,

От дивов, оставшихся в живых,

Кто людям покоя не дает,

От Шульгена и гадов других

Навсегда избавлю народ!"

После этого Урал обращается к своему народу:

«Не пейте воду из тех озер –

Ждут болезни вас там и мор,

Злодеям поблажек не давайте,

Возле озера не застревайте».

Считаем, что слова Урал-батыра , обращенные тогда к народу, актуальны и сегодня. Он призывал очистить реки и озера от всякой грязи, иначе они представляют опасность для жизни и здоровья.

Урал-батыр является олицетворением духовности, нравственности, желания жить и умереть ради других. Последними словами - заветом людям были такие слова батыра:

«Дети, словам моим внемлите:

На земле, очищенным мною,

Людям добудьте счастье земное …

Пусть матерью будет доброта

Высокая честность и чистота;

Не подпускайте скверну к порогу,

А доброте - откройте дорогу!"

Герой эпоса Урал-батыр с самого начала вступал в борьбу за вечную жизнь всех людей, жертвовал собой ради освобождения от злых сил всего человечества.

Несмотря на то, что эпос пронизан идеей общечеловеческой судьбы, он возник в конкретном месте, в конкретной этнической среде, поэтому неразрывно связан с историей, культурой, мировоззрением башкирского народа.

Идель , сын Урал-батыра продолжил дело отца, добыл чистую воду для своего народа. Вот что говорится об этом в эпосе.

«Могу ль без воды оставить народ?

Если имя ношу - батыр,

Если не выбью источники вод –

Кто мужчиной меня назовет?" –

Так промолвил Идель … И вот

Гору своим мечом сечет;

Воды, белые, как серебро,

Заструились, звеня с горы

Прозрачные понесли дары.

Мы, потомки Урал-батыра , тоже должны следовать его заветам: очистить наши реки и водоемы от загрязнений, сберечь первозданную чистоту нашей башкирской природы, оставить Землю такой же прекрасной и зеленой для новых поколений!

Мы должны воспитать в себе чувство ответственности за всё, что происходит вокруг, стать таким же, как наш герой. Он является для нас примером отношения к природе, жизни, людям, будущему своего народа.

Природа рождает живое и прекрасное на свет, преподнося яркий урок всем нам. А главным компонентом силы природы является вода - чудо, волшебство, способное сотворить невероятные вещи!

  1. Этиологические анимистические мотивы в эпосе «Урал-батыр» . И по сей день, многое, что описано в эпосе, существует на территории современной Республики Башкортостан . Одно из ведущих мест в «Урал-батыре» занимает этиологические анимистические мотивы, которые существовали в сознании древних башкир.

Как описано в эпосе, Уральские горы - это дорога Урал-батыра , которую он прошел на своем крылатом коне Акбузате , воюя с дивами, а самый высокий пик Уральских гор - это могила батыра. Народная фантазия утверждает, что останки любимого батыра превратились в самоцветы и драгоценный металл, а кровь его - это нефть, черное золото Республики Башкортостан .

От быка, которого победил на поединке Урал-батыр , произошли парнокопытные животные, Акбузат же пригнал свой табун и подружил коней с человеком. А живописные реки башкирского народа возникли благодаря сыновьям Урал-батыра и названы в его честь: Яик , Идель , Нугуш и сына Шульгена - Сакмар .

Гора Ямантау на юге Республики Башкортостан возникла из мертвого тела Азраки (злой див) , поверженного Уралом , и означает Плохая гора или Злая гора . Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой и наводила страх. До сих пор считается, что если человек поднимется на ее вершину, может накликать на себя беду.

Известная Капова пещера до сих пор хранит имя старшего брата Урала - Шульгена . Рисунки на стенах пещеры рассказывают о жизни древнейших людей на территории современного Башкортостана .

  1. Экологические проблемы мест, наполненных легендами. Капова пещера или Шульган-Таш , названный именем родного брата Урал-батыра , очень известна исторической ценностью, с ней связано множество преданий и легенд. В свое время эта пещера была настоящим мифологическим центром, считалось, что здесь обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате . Тому, кто его увидит - будет сопутствовать удача.

Как и любая пещера, Шульган-Таш имеет свою макро- и микро- природу, свои особенности. Раньше пещера была известна натечными образованиями , такими как сталактиты, сталагмиты, флаги, кальцитовые цвета, ванночки, пещерный жемчуг и другие пещерные образования.

Несмотря на предъявленные ограничения, урегулировать поток туристов в пещеру не удается, так же, как и заставить уважать памятники культуры и не сорить в пещере. Работникам заповедника приходится регулярно проводить в пещере «профилактические дни» , выгребая из древнего святилища то, что оставили после себя «благодарные» туристы. Нас беспокоит, что, не задумываясь о том, что пещера является домом для редчайших животных, посетители портят атмосферу их дома. Они не ценят подарок природы, разбрасывают мусор, что губительно влияет на внутреннюю среду пещеры.

Мало кто задумывается над тем, что если кинуть веточку, тряпочку, бумажку и прочий мусор, то в пещере появится органика, а значит и микробы, и пещера перестанет быть такой, какой её создала природа.

Шульган-Таш по-прежнему остается центром внимания туристов со всего мира, что самым негативным образом сказывается на состоянии наскальных рисунков. Ученые считают, что для сохранения рисунков необходимо поддержание постоянного микроклимата пещеры, который несовместим с посещениями пещеры людьми.

В идеально чистой пещере в воздухе нет ни единого микроба, а сама обстановка пещеры, полумрак, древние каменные своды и неумолкающий мелодичный плеск капели, снимает все стрессы с перегруженной нервной системы усталого жителя техногенного мира, точно так же и здесь люди ищут спасения от аллергии и других болезней. С недавнего времени, рисунки начали тускнеть, учёные опасаются, что они могут исчезнуть совсем и навсегда.

Полагаем, что и наша пещера подверглась пагубному влиянию людей, не ценящих красоты и редкости природы, которые образовывались в течение многих миллионов лет.

Под негативное влияние человека попали и реки, которые Урал-батыр завещал сохранять и оберегать: Сакмар , Нугуш , и особенно Идель , именно на ее берегах построено большое количество предприятий.

А ведь Идель - это жемчужина Республики Башкортостан . Нет больше нигде такого места, где можно было бы проникнуться величием прекрасных гор Южного Урала , ощутить дух времени и почувствовать на себе власть прекрасных легенд и сказаний.

  1. Выводы и заключение. Таким образом, мы считаем, что в эпосе «Урал-батыр» нашли отражение культура, история и мировоззрение башкирского народа. Мы рекомендуем изучение эпоса включить в программу общеобразовательных школ нашей страны. Сказание является живым родником для нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.

Мы полагаем, что в любой школе мира дети должны узнать об Уральских горах не только вскользь на уроках географии, но и на уроках литературы, культуры и истории, изучая эпос башкирского народа «Урал-батыр» , чтобы имя древнего героя стало известным миллионам жителей нашей планеты.

Эти могучие вершины гор - вечный памятник подвигам Урал-батыра , навсегда подарившим башкирской земле и всем людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Мы уверены, что, изучив башкирские сказания, узнав отношения этноса к окружающей среде, можно воспитать в себе ответственность за состояние природы в целом.

В связи с тем, что нами представлены лишь фрагменты огромной исследовательской работы, уверены, многие школьники всерьез заинтересуются историей башкирского народа, народным творчеством и экологическими проблемами своего родного края.

На сегодняшний день нравственность детей резко снижается, в сказаниях же всегда поднимаются вопросы нравственности, ответственности человека за состояние окружающей среды. Поэтому, читая народные сказания, каждый человек способен переосмыслить свое отношение к природе.

Мы настоятельно рекомендуем современным школьникам изучать не только историю, но и народное творчество своего коренного народа, участвовать в конкурсах, в которых требуется знание культуры и традиций своих древних предков, не останавливаться на достигнутых целях, всегда стараться идти дальше и получать новые знания.

Литература:

1. Левитан Исаак Ильич. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Левитан,_Исаак_Ильич (дата обращения 01.01.2018).

2. Зуева Т. В. Легенда. // Лас-Тунас - Ломонос. - М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2011. - С.138.

3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 655 с.

4. Сказание. Словарь литературоведческих терминов. // Словари и энциклопедии на Академике. // URL: https://literary_criticism.academic.ru/351/сказание (дата обращения 02.01.2018).

5. Шафиков Г. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Перевод с башкирского языка. - Уфа: Издательство «Башкирское книжное издательство», 1981. - 149 с.

6. Первобытнообщинный строй. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытно-общинный_строй (дата обращения 02.01.2018).

7. Хылубика и Яркей. Мир природы - энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=522 (дата обращения 02.01.2018).

8. Умыс. Мир природы - энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=524 (дата обращения 02.01.2018).

9. Алпамша и смелая Сандугач. Ларец сказок. Татарские сказки. // URL: https://tatarskie-skazki.larec-skazok.ru/alpamsha-i-smelaya-sandugach (дата обращения 02.01.2018).

10. Уральские горы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральские_горы (дата обращения 03.01.2018).

11. Урал (река). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Урал_(река) (дата обращения 03.01.2018).

12. Белая (приток Камы). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_(приток_Камы) (дата обращения 03.01.2018).

13. Нугуш (приток Белой). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нугуш_(приток_Белой) (дата обращения 03.01.2018).

14. Сакмара. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакмара (дата обращения 03.01.2018).

15. Ямантау. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямантау (дата обращения 03.01.2018).

16. Капова пещера. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Капова_пещера (дата обращения 03.01.2018).

17. Натёчные образования. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Натёчные_образования (дата обращения 04.01.2018).

В XV-XVII вв. устное поэтическое творчество народов Урала было живым и ярким явлением. У финно-угорских народов активно бытовали космогонические мифы, объяснявшие возникновение мира, различных божеств, человека, животных, а также этногонические мифы, в которых рассказывалось о происхождении той или иной этнической группы; кроме того, бытовали мифологические сказания о низших божествах и эпические песни, предания о культурных героях - творцах орудий труда, искусных мастерах. Мифы манси, коми-зырян и коми-пермяков рисовали примерно такую картину мироздания. Бог-демиург (коми Ен, манси Нуми-Торум) приказывает птице достать со дна океана ил и творит из него землю, все полезное для человека. Мир разделен на три сферы: верхняя - небо, средняя - земля, омываемая Мировым океаном, нижняя - загробный мир, где царят вечный мрак и холод. Небо - обитель бога-демиурга и других богов; земля - обитель богини Колташ-Эква и хозяев природы, покровителей охоты; в нижнем мире находится бог подземного царства (манси Куль-отыр, коми Омоль или Куль), а также обитают мертвецы. В некоторых космогонических мифах манси троичный принцип членения мироздания организует в свою очередь верхний и нижний миры: каждую из трех сфер верхнего мира занимают соответственно Нуми-Торум, его сын Коре-Торум, внук Косяр-Торум; подземный мир также трехъярусный, причем последний ярус - «мир вышиной в собачий хвост». В мансийских мифологических повествованиях творцом человека выступает бог-демиург Нуми-Торум или богиня земли Колташ-Эква: человек был создан ими из тальника или сердцевины лиственницы. Но первожителями земли иногда называются смелые и дерзкие богатыри - отыры, которых будто бы за их дерзость Нуми-Торум уничтожил. Он же послал своего младшего сына Мирсуснэ-хума на землю распоряжаться людьми. Христианизация коми в XIV-XV вв. в значительной степени деформировала их мифические представления, но полностью искоренить их, конечно, не смогла. У коми весьма колоритными были этногонические мифы, в которых создавался образ древней изобильной прародины - страны, где жил счастливый народ, управляемый двумя братьями Остьясом и Ошъясом. Поскольку братья не захотели приносить человеческие жертвы верховному божеству, они вместе с народом были изгнаны в дремучие леса, в которых сейчас живут коми-зыряне и коми-пермяки. других вариантах утверждается, что коми произошли от лягушки, утки, гагары и т. п., что предками народа коми была чудь, ушедшая в очень давние времена в землю. Русские летописи и памятник конца XIV в. Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым, свидетельствуют, что в то время у коми сохранялось многобожие: были боги и божества воздуха, воды, охоты, леса, которые требовали к себе внимания и почтения, поэтому в мифологических сказаниях рассказывалось о необходимости поклонения огню, воде, деревьям, солнцу, идолам. Перекликались с этногоническими мифами предания о Кудым-Оше, в которых сохранились многие характерные черты поздней стадии первобытнообщинного строя, такие, как экзогамный брак, столкновение между родами, борьба родо-племенного вождя с внешними врагами, внедрение земледелия; рядом могут быть поставлены и предания о Пере-богатыре, в которых также встречаются фантастические мотивы, но время действия Пере отнесено к эпохе Ивана Грозного. Если у коми и манси основное место занимали мифологические сказания, то у башкир, как и у других тюркоязычных народов, наиболее древним эпическим жанром была богатырская сказка. Герой богатырской сказки - отважный силач. Традиционен мотив его чудесного рождения: он рождается от женщины и медведя или женщины и волка, причем мотив кровного или молочного родства сказывается в облике героя и влияет на его поступки. Герой растет «по часам»: через день после рождения он бегает по деревне и нечаянно калечит людей. В основной части сказки рассказывалось о подвигах богатыря: он сражается с чудовищами, которые разоряют селения, похищают девушек, притесняют людей (чудесные дэв, аждахо, играил, мэскэй), он сватается к царевне и проходит трудные испытания, он, наконец, побеждает в честном поединке батыров-пришельцев. Эти подвиги башкирского богатыря утверждают народные идеалы человеческого достоинства, могущества разума, свободолюбия, общественной справедливости. И как ни фантастична его борьба с чудовищными противниками, ее изображение имеет демократическую социальную направленность. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы,- отмечал Ф. Энгельс,- приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил». Батыр, герой башкирских богатырских сказок, всегда не только защитник родной земли, но и рассказчик, искусный музыкант, выносливый охотник, кроме того, он владеет колдовским ремеслом, он остроумен и чистосердечен. В ряде сказок действуют девы-воптелъницы. которые смело вступают в единоборство с врагами и одерживают победу. Есть также сказочные сюжеты о батырах-братьях, о трех поколениях батыров одной семьи. Следы этнологических сказаний сохранились в названиях башкирских родовых подразделений: «Айыулы» (Медвежий), «Балыксы» (Рождение от рыбы), «Ташбаш» (Ерш), «Табан» (Карась) и др.. Сказания «Кара Юрга» (Вороной иноходец), «Акхан Кола» (Хромой Саврасый) относятся к числу редких, так как в них главным персонажем является конь, когда-то почитавшийся как мифический покровитель домашних животных. Здесь нет героя-богатыря, как нет и признаков героического эпоса. К числу эпических героических сказаний может быть отнесен цикл об Урале-богатыре. Он сохранил массу древних сюжетов, начиная от мифических о сотворении мира, появлении человека, животных и кончая повествованиями о героическом сватовстве, подвигах богатырского коня. Многие мотивы, образы, сюжетные ситуации башкирского героического эпоса имеют историко-генетическую или типологическую общность с эпическими мотивами и образами других тюркоязычных народов. Чтобы доказать, что человек выше всех и сильнее всех на земле, Урал-батыр отправляется в богатырское путешествие и попадает в самые сложные обстоятельства. Например, в царство Катила, где люди «плачут кровавыми слезами», он пришел в тот день, когда падишах приносил в жертву духам огня и воды людей покоренных им родов. Победив чудесного быка и четырех богатырей падишаха, Урал освобождает тех. кто должен был умереть; затем он попадает в царство змея Кахкахи, побеждает своих врагов и освобождает из темниц батыров и девушек п т. п. Рассказывается также о подвигах сыновей Урала. Их именами названы уральские реки, русла которых они прорубали мечами, чтобы дать людям воду. Таким образом проводится мысль о бессмертии добра, сделанного для людей. Сам Урал не только спасает пленников или приговоренных к смерти, он ищет «живую» воду, затем окропляет ею мертвую почву - возрождает землю, делает ее вечной. Он и гибнет, чтобы избавить человеческий род от чудовищ и змей, которые мыслятся источниками всякого зла. Такова высокая миссия этого колоритного героя башкирского этноса. Об Урало-Сибирском крае и его аборигенах среди русских издавна существовало много фантастических преданий и легенд. Так, у новгородцев в XII в. бытовала легенда, согласно которой в Уральских горах, возвышающихся до неба, живут странные люди: «...в тех горах - громкий крик и говор... высечено оконце маленькое, и оттуда говорят, но нельзя понять языка их, но показывают на железо и махают рукой, прося железа...» Самые невероятные слухи, толки, «враки» об Урале и неведомой Сибири продолжали ходить среди русских в течение нескольких столетий. Даже древнерусское сказание «О человецех незнаемых в Восточной стране», датируемое XV в., сообщает об урало-сибирских аборигенах, будто некоторые из них покрыты сплошь шерстью, другие же с наступлением зимы замерзают, но весной оттаивают и продолжают жить. Так люди «в воображении и при помощи воображения» (К. Маркс) представляли себе неизвестный край, его природные богатства, жителей. И совершенно очевидно, что многие из подобных фантастических представлений об аборигенах русские принесли с собой на Урал в XV-XVI вв. Во время интенсивного заселения и освоения Урала русские обнаружили многочисленные следы исчезнувших племен: городища, курганы, могильники, кострища и жертвенники, куски железного и медного шлака, камни-писанцы. отдельных идолов и многое другое. И это тоже послужило толчком для развития народной прозы: возникают предания отчуди, о золотой старухе, о богатстве Урала и т. п.. Наиболее объемным был цикл о Ермаке и его сибирском походе. В более ранних преданиях он обыкновенный казачий атаман: от войска неприятеля он бежит, чего не сделал бы герой-богатырь; иногда он именовался Ермачком; сила приписывается не ему, а всей дружине. Он еще не возвышается над дружиной как исключительная личность, хотя и храбрый, смелый атаман. Таким он был в самых ранних преданиях конца XVI - начала XVII в. Оценка народом личности Ермака менялась по мере отдаления во времени сибирских событий. Чем дальше они уходили в историю, тем ощутимее для России становилась важность присоединения Сибири. II уже в первой половине XVII в. Ермак в народных преданиях превращается в идеального казачьего предводителя: все дела он решает «советом с дружиною»; он отвергает «девку роду ханска», как и положено вольному казаку; у него боеспособный отряд живущий по традиционным казачьим порядкам; сам Ермак дерзок и смел, и эти его качества как бы отражение свойств дружины, которой он руководит. В среде уральских работных людей и крестьян Ермак представлялся личностью, вышедшей из трудовых низов: у него в преданиях «бедная порода», с детских лет он в работе, познает трудности, но он с обостренным чувством достоинства. Он справедливый разбойник, вступающий в конфликт с царем. И он сделал то, что оказалось не под силу царским войскам - окончательно разбил татар, завершил многовековую борьбу русского народа. Он завоеватель Сибирского царства и по праву должен быть сибирским царем. Подобные предания выражали народную мечту о настоящем, «мужицком» царе. На Урале в XVII в. были скоморохи. До нас дошла «память» верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыкину, где речь идет об исполнении царского указа 1648 г., запрещавшего «всякое мятежное бесовское действо» и предписывавшего изгонять скоморохов. Правда, не следует считать, что Урал в то время был местом средоточия скоморохов - их было не больше, чем в любой другой местности. Как явление русское скоморошество остается в рамках XVII в., хотя на Урале следы скоморошества прослеживаются и в XVIII столетии. В XVII в. из практики скоморохов «уходит то, что когда-то связывало их с язычеством, что делало их незаменимыми на народных игрищах». Скоморохи становятся только музыкантами, вожаками «ученых» медведей, кукольниками. Видимо, бытовали в то время и афористические жанры, сказки, заговоры героический эпос, но достоверные сведения об этом относятся к XVIII в.

Древнеуральский эпос - предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.

Мир-сусне-хум - центральная фигура в эпосе манси. Переводится как "мир созерцающий человек". Что-то уж очень это похоже на арийского бога Митру, придуманного Заратустрой. Слово "мир" на обско-югорских языках означает - люди, народ. Мир наблюдая, объезжает угорскую землю, где пребывает опекаемый им народ. Митра тоже не смыкая глаз объезжает землю где обитают арии. Полное совпадение. Оба на лошади, оба надзирают за порядком.

Наши южноуральские арии страны городов (Аркаим и другие) жили на одном месте примерно 150 лет, затем из-за перенаселения и выработки природных ресурсов (лесов и пастбищ) перемещались на другое место, пока не ушли в Индию, в юго-западную Азию (Иран), неся туда свои учения Веды и Авесту и всех своих богов. Откуда же они пришли на Южный Урал? Очевидно на Северном Урале и в Сибири такие древние города тоже есть, о чем хорошо известно местным аборигенам.

Писатель, публицист и этнограф конца 19 века Константин Носилов, путешествуя по Северному Уралу, записывал мансийские (вогульские) предания. Он был удивлен тем, что вогулы ничуть не боятся своих богов и весело говорят о них как покровителях охоты и промысла. Под одной горой живет какой-нибудь Большой Ойка - покровитель охоты, под другой - его младший брат, а про такую-то гряду рассказывают разные легенды, что когда-то там жило несколько богов, которые враждовали между собой и даже ссорились за обладание людьми да так и полегли превратившись в каменные столбы-останцы. Целый вогульский Олимп, с богами и богинями, которые имеют меж собой и родство, и соперничество и любовь. Такие странные похождения героев, которые не прослушать и целую ночь...

Нум-Торум - небесный бог, создатель земли и податель света. Тор - это означает "гром" и перешло во многие другие народы в том числе к скандинавам и германцам.

Куль-отыр - его брат-враг, как бы теневое отражение (добро-зло). Он постоянно творит всякие пакости: то спрячет светило, то соблазняет людей на нарушение законов, то создает каких-нибудь вредных животных - волка. (Наверное комаров тоже создал он) и т.п.

Най-сянь - сестра Торума, богиня огня, она стоит в одном ряду с богиней-матерью Калтась. Жертвоприношения огню приносились очень часто. Кот-Ной - дух огня.

Мир они представляли из трех частей. Верхний - там живет Нум-Торум -создатель Земли, средний - там живут люди и нижний (подземный). Согласно легенде Нум-Торум послал гагару, она достала со дна какого-то океана кусок ила, этот кусок увеличился до размеров Земли. Самый верхний ярус помимо Нуми-Торума, населяют его брат, громовержец Сяхыл-Торум, Этпос-ойка - месяц и Хотал-эква -Солнце.

По мансийскому мифу землю раньше населяли богатыри-отыры, которые возомнили о себе слишком много чего, погрязли в гордыне и Нуми-Торум рассердился на них за дерзость и послал на них по одним мифам великий потоп, по другим огонь, достигавший неба. Затем он предпринял вторую попытку создать людей - лесных великанов - менквов.

Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте конечно же медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию - лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д.

Сюжет

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей с насильниками, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов (аждаха), дивов , змей и т.д. Персонажи сказания - богатыри и простые жители земли, небесные божества (небесный царь птиц - Самрау), злые силы природы, мифические существа. Здесь изображена судьба героев трёх поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети - Урал и Шульген, внуки - Яик , Идель , Нугуш , Сакмар) и, соответственно этому, состоит из трёх частей и сам эпос.

В первой части рассказывается о старике Янбирде и старухе Янбике, волею судьбы, оказавшихся на затерянной земле. Они занимаются охотой на диких зверей. От пожилых супругов рождаются два сына - Шульген и Урал, что является традиционным мотивом тюрко-монгольского эпоса. Янбирде сообщает детям тайну существования Смерти (Улем), которая убивает людей, зверей и всё живое на земле.

От белой лебёдушки, спасённой Урал-батыром, они узнают о существовании Родника жизни – Яншишмы. Янбирде советует сыновьям отыскать Яншишму и уничтожить Смерть. Первая часть завершается тем, что молодые батыры отправляются на поиски родника бессмертия.

Вторая часть сказания повествует о деятельности героев второго поколения - Шульгена и Урал-батыра. В ней подробно изображаются подвиги Урал-батыра и злодеяния его брата Шульгена, переметнувшегося в стан врагов. Заканчивается эта часть поражением дивов и драконов, возникновением в пучине моря гор из тел убитых героев врагов (Уральские горы), гибелью Урал-батыра за бессмертие природы.

Третья часть поэмы посвящена подвигам сыновей Урал-батыра, заселению уральской земли людьми, животными и птицами .

Сыновья Урал-батыра

  • Нугуш,
  • Идель,
  • Хакмар.

История

Эпос передавался устно из поколение в поколение поэтами-сказителями - сэсэнами . В 1910 году Мухаметша Абдрахманович Бурангулов записал эпос от двух сэсэнов-кураистов: Габита (≈ -) из аула Идрис и Хамита Альмухаметова ( -) из Аула Малый Иткул Иткульской волости Оренбургской губернии (ныне Баймакский район Башкортостана). По легенде, после записи этого эпоса Мухаметша Бурангулов подарил сказителю коня, а сам вернулся домой пешком.

Впервые эпос «Урал-батыр» был издан с сокращениями на башкирском языке в журнале «Агидель» в 1968 году . В 1972 году впервые состоялась полная публикация на башкирском языке.

Эпос «Урал-Батыр» переведён на многие языки мира. Существуют переводы на русском , английском , немецком и турецком языках.

На сегодняшний день существует несколько переводов эпоса на русский язык - как подстрочных, так и поэтических. Переводы на русский язык делали несколько писателей и поэтов. Популярным среди русскоязычных читателей является прозаическое переложение эпоса уфимского писателя, журналиста и поэта Айдара Хусаинова, однако оно грешит некоторой вольностью. Среди поэтических переводов наиболее известен перевод, выполненный известным башкирским поэтом Газимом Шафиковым. По устным отзывам специалистов, и перевод Г. Шафикова неточный и очень вольный. Интересно, что автором первого поэтического перевода «Урал-батыра» на английский язык является однофамилец Газима Шафикова - Сагит Шафиков, профессор, заведующий кафедрой английского языка в Башкирском государственном университете.

«Слушайте, дети, вам говорю,
Слушай, страна моя, тебе говорю:
И львом храбрейшим будучи мира,
С рожденья имея имя батыра.
Все же, страну свою не обойдя.
Вброд ее горе и кровь не пройдя,
Сердце свое нельзя закалить;
Чтоб заодно с врагами не быть.
Без совета дела не вершите!
Дети, словам моим внемлите:
На земле, очищенной мною.
Людям добудьте счастье земное;
Будьте мудрыми на войне.
Чтобы славу добыть стране,
Сами стремитесь батырами стать;
Старших умейте почитать.
Их советом не пренебрегайте,
Но н тех, кто младше, не забывайте -
Вам растить их и поднимать.
Коль в чьи-то глаза угодила соринка,
Которая может их сделать слепыми,
Станьте ресницами глаза для них вы,
Сор тот смахните руками своими,
Акбузат мой, алмазный меч
Тому перейдут в моей стране,
Кто, богатырски держась в седле,
На этом яростном скакуне
Сечь врагов будет на войне;
Тому же, кто на путь предательства ступит,
Меч этот будет вовек недоступен.
Сыны! Матерям передайте своим:
Пусть за все Урала простят.
Пусть каждая скажет: „Был он мужем моим“.
А всем вам вместе напомню о том:
Пусть станет добро лишь вашим конем,
Пусть имя будет вам - человек,
Злу не давайте дорогу вовек.
Пусть мир и добро пребудут вовек!»

Из эпоса «Урал-батыр» (перевод Г. Г. Шафикова)

См. также

Ссылки

  • Академический перевод эпоса «Урал-батыр» на русский язык
  • Поэтический перевод эпоса «Урал-батыр» на русский язык (перевод Г.Шафикова)
  • Прозаический перевод эпоса «Урал-батыр» на русский язык (перевод А.Хусаинова)
  • Поэтический перевод эпоса «Урал-батыр» на английский язык (перевод С.Шафикова)
  • Сказочный вариант эпоса «Урал-батыр» (на башкирском языке)
  • Сказочный вариант эпоса «Урал-батыр» в переводе на русский язык
  • Мультфильм «Урал-Батыр». Студия братьев Наумовых на YouTube

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Урал-батыр" в других словарях:

    «УРАЛ-БАТЫР» - «УРАЛ БАТЫР», башкирский народный эпос. Записан в 1910 М. Бурангуловым от сказителя (сэсэна) Габита и др. Бытовал в стихотворной форме. Повествует о подвигах богатыря Урала; в отличие от большинства эпических героев, выступавших против конкретных … Литературный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Батыр (значения). Батыр (батырь, батор, батур, богатур, боотур) у тюркских народов лихой наездник, храбрец. Встречается в различных сказках, а также как часть личного имени ханов или полководцев… … Википедия

    Запрос «Урал» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Урал Урал географический регион в России и Казахстане, протянувшийся между Восточно Европейской и Западно Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная … Википедия

    Текущий сезон Батыр … Википедия

    - (Срым Датов) (? 1802), руководитель восстания крестьян и родовой знати в Казахстане против произвола царской администрации и местной знати Младшего жуза (1783 97). Потерпело поражение из за раскола среди восставших. * * * БАТЫР СРЫМ БАТЫР СРЫМ… … Энциклопедический словарь

    В башкирской мифологии царь высшего мира, вещая птица. Соответствует образу Симурга в иранской мифологии. В башкирских эпических произведениях «Урал батыр» и «Акбузат» Самрау изображается божеством с птичьим обликом. Ему подвластны небесный,… … Википедия

    Аждаха (башк. Аждаһа) в башкирской мифологии является злым демоном. Своими корнями восходит к иранскому Ажи Дахака. Содержание 1 Описание 2 В эпосе «Урал батыр» и «Акбузат» … Википедия

Много веков назад Урал населяли на севере – вогулы (манси), ханты, ненцы, а Средний и Южный Урал – башкирские племена.

Легенды, мифы, сказания уральского края связаны с обычаями, традициями, образом жизни этих народов. В первую очередь – это легенды о происхождении Уральских гор.


«Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр», так же повествует о происхождении Уральских гор и рассказывает о прародителях народов Урала, выживших после Потопа.

Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей, со злыми силами природы, воплощёнными в образах драконов,змей и т.д. В пучине моря, из тел убитых Урал-батыром врагов, возникают горы.(Уральские горы).

Многие писатели и поэты обращались к народному эпосу, использовали его в своем творчестве. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в своих знаменитых романах об Урале («Золото», «Приваловские миллионы») использует сюжеты из народных преданий и легенд.

Павел Петрович Бажов, наш уральский сказочник, при создании своей знаменитой «Малахитовой шкатулки» долгое время собирал и изучал уральские народные сказания, легенды. Одним из самых запоминающихся и диковинных героев сказов Бажова является Великий Полоз. Он предстает то в облике огромного змея с человеческой головой, то в виде пусть и сугубо людском, но все равно странном, необычном, пугающем. Он способен навсегда "увести" золотую жилу в неведомые земные недра, подальше от алчных душонок, а вот того, кто ему понравится, наоборот, одарит золотом («Про великого полоза»).

Уральский писатель Евгений Андреевич Пермяк в одной из легенд о происхождении Уральских гор рассказывает тоже о Змее-полозе.

О Змее-полозе

«В скорости как наша земля отвердела, как суша от морей отделилась, зверями всякими, птицами населилась, из глубин земли, из степей прикаспийских золотой Змей-полоз выполз. С хрустальной чешуей, с самоцветным отливом, огненным нутром, рудяным костяком, медным прожильем…

Задумал собою землю опоясать. Задумал и пополз от каспийских полуденных степей до полуночных холодных морей.

Больше тысячи верст полз как по струне, а потом вилять начал. Осенью, видно, дело-то было. Круглая ночь застала его. Ни зги! Как в погребе. Заря даже не занимается.

Завилял полоз. От Усы-реки к Оби свернул и на Ямал было двинулся. Холодно! Он ведь как-никак из жарких, преисподних мест вышел. Влево пошел. И прошел сколько-то сотен верст, да увидел варяжские кряжи. Не приглянулись они, видно, полозу. И удумал он через льды холодных морей напрямки махнуть.

Махнуть-то махнул, только каким ни будь толстым лед, а разве такую махину выдержит? Не выдержал. Треснул. Осел. Тогда Змей дном моря пошел. Ему что при неохватной-то толщине! Брюхом по морскому дну ползет, а хребет поверх моря высится. Такой не утонет. Только холодно. Как ни горяча огневая кровь у Змея-полоза, как ни кипит все вокруг, а море все-таки не лохань с водой. Не нагреешь.

Остывать начал полоз. С головы. Ну а коли голову застудил – и тулову конец. Коченеть стал, а вскорости и вовсе окаменел.

Огневая кровь в нем нефтью стала. Мясо рудами. Ребра камнем. Позвонки, хребты стали скалами. Чешуя – самоцветами. А все прочее – всем, что только есть в земной глубине. От солей до алмазов. От серого гранита до узорчатых яшм и мраморов.

Годы прошли, века минули. Порос окаменевший великан буйным ельником, сосновым раздольем, кедровым весельем, лиственничной красой.

И никому не придет теперь в голову, что горы когда-то живым Змеем-полозом были.

А годы шли да шли. Люди осели на склонах гор. Каменным Поясом назвали полоза. Опоясал все-таки он как-никак нашу землю, хоть и не всю. А потому ему форменное имя дали, звонкое Урал.

Откуда это слово взялось, сказать не могу. Только так его теперь все называют. Хоть и короткое слово, а много в себя вобрало, как Русь…»

Древнеуральский эпос.

Древнеуральский эпос – предания, сказки и легенды народов коми, манси (вогулов), хантов, ненцев и других доносит до нас неожиданный древний мир, который напоминает эллинские мифы, олимпийских богов и легендарных героев.

Важное место в мифологии угорских народов занимают животные. На первом месте, конечно же, медведь. По одной версии отец медведя Нум-Торум, по другой самая первая женщина по имени Пор была рождена медведицей. До сих пор существует праздник медведя. На нем должно быть исполнено обязательно 300 песен и сцен. На втором месте по почитанию – лось. Особое отношение ко многим пушным зверям, птицам и т.д. И еще превеликое множество других богов и богинь с запутанными отношениями и родственными связями, их названия аналогичны, но варьируются у ханты, манси и других угорских народов. Пантеон ничуть не беднее, чем у древних греков или индусов.

У вогулов было особое место, где они поклонялись своим богам. Это гора Мань-Пупунёр – пустынное плато, расположенное на территории республики Коми, среди девственных лесов Северного Урала. На плоской вершине 800-метровой горы стоят высоченные каменные столбы, созданные в течение десятков тысяч лет ветрами и водой, жарой и морозом.

Легенда о столбах народов манси.

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя.

В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать её сбегались олени из долины Ыджыд-Ляги.

Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.

Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: «О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума!» В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. – Коварная, – зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя.

Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.

С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от неё возвышается величественная вершина Койп (Барабан).»

Но главной легендой на севере Урала всегда считали легенду «О Золотой Бабе». О криках, которые издает Золотая Баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году пишет: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных страх страшным ревом? Откуда он появился, куда исчез?

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой Бабе является Новгородская Летопись 1538 года. Летопись гласит о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Стефан ходил по Пермской земле, разрушал древние святилища и ставил на их месте древние храмы. В летописи говорится что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись жители зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе.

Но предания о Золотой Бабе, скрывающейся где-то на севере, появились очень давно. Откуда же появилось у манси такое странное божество?

Большинство ученых считают, что Золотая Баба – это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой на русский язык переводится как «золотая женщина». Завладеть Золотой Бабой пытались давно, но никому не удалось это сделать.

«Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Между горами Манья-Тумп и Койп, около которых по легендам манси раздался крик Золотой Бабы, есть еще одно место, также, может быть связанное с со страшными криками. Только произошло это событие уже в наши дни. Место это – гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла опытная, прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела 9 участников, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Где же сейчас находится Золотая Баба? В качестве последнего пристанища Бабы называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья гор Путоран на полуострове Таймыр. Но, может быть, идол со страшным голосом находится значительно ближе и скрывается где-то в треугольнике между горами Койп, Отортен и Манья-Тумп. Охота за Золотой Бабой продолжается по сей день. Одни ищут бесценную историческую реликвию, вторые – золото, третьи – кладезь инопланетной технологии.в VIII в.

И одна из них о Нейве и Таватуе.

«...Давно это было, так давно, что на этих горах с тех пор сто раз вырастал новый лес, а старый валился и сгнивал. Жило тогда в этих местах племя, что имело тамгу с изображением филина, и было оно также мудро и зорко, как эта ночная птица. Молодые охотники племени были сильны и смелы, старики – мудры, а девушки – красивы. Но краше всех была дочь старого Тошема – красавица Нейва. Было у старика двое сыновей, но старший погиб в схватке с медведем, а младший не вернулся с гор, куда ушёл добывать белку. И остался старик с дочерью Нейвой. Незаметно выросла девушка, расцвела, как лесной цветок. И хороша же была она! Тонкая да стройная, как молодая рябинка, радовала она глаза всем – и старым, и молодым.

Много охотников приходило к её отцу, предлагая за неё богатый выкуп. Но качал головой старый Тошем и отсылал их к дочери: пусть сама выбирает. Единственной радостью для него была красавица-дочка, и не хотел он видеть её женой нелюбимого человека. А Нейва в ответ парням, как и отец, качала головой и смеялась, и смех её был как журчанье лесного ключа. За этот смех и звали её Нейвой.

И только один молодой охотник – смелый и отважный Таватуй, не был с поклоном у Тошема. Ещё только двадцать зим видели его глаза, а был он могуч и силён, как лось, один-на-один выходя на медведя. Копьё, брошенное его рукой, летело на сорок локтей дальше, чем мог добросить самый сильный охотник племени, и стрела его не знала промаха. Но сердцем Таватуй был прост, как ребёнок, и хоть слушали его советы старики, и был он опытен в бою, на охоте, но карие глаза Нейвы не взволновали его кровь. Видел он в красавице-девушке подругу детских игр, и не замечал, что выросла она в женщину. Как и в детстве, при встрече с ней, он со смехом высыпал ей в колени гроздья рябина для бус или дарил пойманную белку. А девушка, встретив его взгляд, смущалась, и бронзовые щёчки её румянились. Но ничего не замечал молодой охотник.

Шло время, племя кочевало по дремучим лесам, било зверя и ловило в озёрах рыбу. По вечерам у костров молодёжь пела песни или слушала рассказы стариков. Ничто не нарушало мирной жизни лесных охотников до поры, пока не стали приходить тревожные слухи. Появились с востока в озёрной долине воинственные люди. Смуглые, верхом на быстроногих конях, с болтающимися на копьях конскими хвостами, жгли и сметали они на своём пути лёгкие жилища охотников. Детям разбивали головы о камни, мучили и убивали женщин, а мужчин угоняли в рабство. Страх и тревога овладели племенем. День и ночь сидели старики у костров, придумывая, как избежать великой беды. А когда стали приходить спасшиеся от пришельцев, израненные, истекающие кровью люди, отдал шаман приказ уходить в горы, покрытые непроходимым лесом.

Но возмутился молодой Таватуй. С гневом ударил он палицей по костру так, что брызнули в разные стороны огненные снопы и, вскочив на ноги проклял трусливого шамана. Долго и горячо говорил молодой охотник, убеждая, что лучше погибнуть в бою, чем жить в рабстве. Горы не спасут, враг настигнет и там, и больше уходить будет некуда. Звучали в его словах такая сила и правда, что все, как один, схватив оружие стали готовиться к бою.

Напрасно пытался шаман убедить их в бесполезности сопротивления – все только с презрением отвернулись от него. И только тут понял злобный шаман, насколько призрачна была его власть над людьми. Вскочив на оленя, он ринулся в чащу, пытаясь изменой купить себе жизнь. Грозно пропела тетива в руках Таватуя, и, хватая воздух скрюченными пальцами, рухнул в болото предатель.

Быстро приготовились воины к встрече незваных гостей и в ожидании боя проверяли оружие. Молча стоял молодой охотник у обросшего мхом огромного кедра, чутко прислушиваясь к долетавшим издалека крикам наступавших врагов. Легкое прикосновение заставило его обернуться. Перед ним стояла Нейва с крепким отцовским луком в руках. И было в ее глазах столько любви и отваги, что дрогнуло сердце юноши. Обняв смутившуюся девушку, он крепко поцеловал ее в розовые губы. И в ту же минуту, оттолкнув Нейву, бросился на появившегося из-за кустов врага. Один за другим налетали визжащие враги. Завязался бой. Как подкошенные, валились пришельцы под могучими ударами Таватуя. С тонким свистом настигала свою жертву стрела Нейвы. Храбро сражались охотники. Горы трупов устилали путь наседавших врагов. По телам своих павших воинов лезли они вперед, чтобы, получив удар копья или стрелу в горло, свалиться на примятую траву. С восхода солнца до заката длилась битва. Стаи черных воронов, привлеченные запахом крови, вились над местом боя в ожидании богатой поживы. Стали редеть ряды охотников. Вот с разбитой головой упал старый Тошем. Пронзенный копьем повалился лучший певец и плясун Каслон. То один, то другой, молча или стоном падали друзья Таватуя. А он, объятый великим гневом, бился с наседавшими врагами. Вдребезги разлетелось его копье от удара меча, лопнула тетива у лука, и бился он тяжелой палицей. С бешенством потрясая косматыми копьями лезли на него пришельцы и с проклятиями падали под его ударами.

Покрытый своей и вражеской кровью страшен был Таватуй. С небольшой горстью бойцов стоял он на своей земле, защищая свою честь и свободу, честь и свободу родного племени. Но когда, наконец, дрогнули и обратились в бегство жалкие остатки пришельцев, зашатался могучий Таватуй. Вытер он залитые кровью глаза и, радостно улыбнувшись, упал на истоптанную землю.

С ужасом увидела Нейва смерть Таватуя. Полились из ее затуманенных глаз слезы, и лились так сильно, что слезами ее наполнилась долина. Стало на этом месте озеро и скрыло на дне могучего Таватуя. А красавица Нейва бросилась со скалы и, ударившись об острые камни, превратилась в прекрасную речку. С тихим журчаньем поплыла она по земле, чтобы рассказать о великой победе и о геройской смерти молодого охотника…»

Окаменевшие колдуны

«Ермак шел тут. А семь волшебных братьев на дороге ему гор навалили. Только он пройдет одну – они ему тут же другую, одолеет эту – третья растет… На четвертой шибко устал Ермак. А они, братья-то, выбежали и смеются все над ним. Тут Ермак и взмолился: – Не дай, Господи, посмеяться колдунам неверным над честным, животворящим крестом Твоим!.." Поднял он крест, да и пошел на них. Хотят уйти волшебные люди, да не могут: ноги к земле приросли – камнем к камню; хотят руки опустить – руки не шелохнутся, камнем к каменным бокам прирастают; а как дошел он к ним доверху, так они и совсем в утесы обратились. Только эти утесы не простые. Иной раз, ночью, слышно, как сердца в них колотятся. Так они до скончания века стоять будут за то, что над крестом посмеялись. Ермак их до страшного суда самого заклял.»

Ожерелье вождя

«В старые времена в этих местах жило небольшое племя охотников. Вождь носил на груди ожерелье из семи камней. Каждый камень нес в себе магическую силу: смелость, верность, радость, любовь, мудрость, здоровье и удачу. Узнал об ожерелье вождь Сибирского ханства Кучум и пошел с войском в поход, чтобы завладеть волшебными камнями. В неравном бою племя охотников погибло, и последним остался смертельно раненый вождь. Он снял с себя ожерелье и бросил его на вершину горы, прокричав заклинание. Семь камней ожерелья превратились в семь каменных башен. И поэтому войско Кучума не смогло унести с собой в Сибирь тяжелые камни.»

Замерзшие охранники

«Решили государевы люди сделать проверку у Никиты Демидыча. Не чеканит ли заводчик у себя в Невьянске серебреные монеты? Но сыну Акинфию Никитичу заранее сообщили о времени приезда проверяющих. Демидовы собрали несколько сундуков с деньгами, золотыми самородками, поделками из самоцветных камней и велели их закопать в одной горе. Охранять драгоценности поставили семерых сильных и высоких братьев. Проверка на Невьянском заводе шла долго. Братья на горе замерзли от холода и превратились в каменных великанов. А клад так и до сих пор лежит под скалами Семь Братьев.»

Мы с вами познакомились с самыми известными легендами. Их великое множество. Почитать легенды, предания, сказания Уральского края вы можете в книгах: . – Свердловск, 1988.