Музей Пия-Климента - один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769-1774 года) и Пия VI (1775-1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

"...Каждый день тысячи человек посещают Ватиканские музеи... Это наводит на мысль: кто же они, эти посетители? Они представляют большое разнообразие человечества. Многие из них не являются католиками, многие вообще не христиане и, может быть, даже не верующие. Все это заставляет задуматься о необычайной ответственности, возложенной на это учреждение с точки зрения христианского послания... " - Папа Бенедикт XVI.

Ватиканские музеи - это сложный комплекс экспозиций, посещаемый каждый год почти четырьмя миллионами туристов со всех краев земли. В настоящее время это 23 музея - выставочный путь длиной в 7 километров.

В годы правления Пия XI, как известно, был подписан Конкордат между Ватиканом и Италией и учрежден город-государство (1929 г.). Ввиду этого возникла необходимость ограничения циркуляции посетителей по всей территории Ватикана, а, значит - и создания специальных входов для доступа в Музеи с итальянской территории. С этой целью и был возведен переход через стену в форме спирального парапета, спроектированный архитектором Джузеппе Момо (1875-1940 гг.) и украшенный барельефами с папскими гербами работы скульптора Антонио Мариани (1886-1963 гг.).

В просторном атриуме входа возвышается скульптура Джулиано Ванджи символизирующая основную идею правления Иоанна Павла II: на одном из барельефов изображен улыбающийся Иоанн Павел II, который поддерживает фигуру Человека - символ всего Человечества - в тот самый момент когда он отрывается от мраморной глыбы, принимая форму и завладевая окружающим пространством. Название произведения - "Переступить порог надежды", с верой и уверенностью в будущее переступить порог третьего тысячелетия.

Преодолев новый главный вход в Музей, торжественно открытого Иоанном Павлом II в 2000 г., оказываемся сразу во дворе Кирас, где можно полюбоваться грандиозным куполом собора св. Петра, по проекту Микеланджело. В центре двора возвышается Колонна Антонина - часть монумента, возведенного в память об императоре Антонине Пие (138-161 гг н. э).

Дальше пройдя через Атриум Четырех Ворот - оказываемся во дворе Шишки - крайней северной части огромного внутреннего Двора Бельведера, спроектированного Браманте еще в эпоху Возрождения и простиравшегося от Папского Дворца до дворца Иннокентия VIII (Чибо, 1484-1492 гг.), вследствие постройки библиотеки Сикста V (Перетти, 1585-1590 гг.) и нового Крыла Пия VII (Кьярамонти, 1800-1823 гг.) внутренний двор был разбит на три части.

Шишка, датируемая I и II веками н. э., в свое время была центральной фигурой старинного фонтана, находившегося в районе Марсова поля, воды которого извергались через бесчисленные отверстия, скрытые под чешуйками. Впоследствии Шишке, как часто случалось с античными произведениями искусства, нашли иное применение, и она была установлена в центре входного атриума Базилики Святого Петра, построенной императором Константином. Она была покрыта роскошным балдахином, опирающимся на четыре колонны из порфира и украшенного бронзовыми павлинами из близлежащего Мавзолея Адриана, и использовалась как фонтан, в котором паломники совершали омовения прежде, чем войти в собор. Во дворе сейчас копии павлинов, оригиналы хранятся в Новом Крыле музеев.

Здесь же, в центре двора можно увидеть сферическую инсталляцию, вызывающая непрекращающийся интерес, она появилась в 1990 году. "Сфера со сферой" - произведение миланского автора Арнольдо Помодоро, символизирует, по словам самого автора, связь между планетой (маленький шар) и Вселенной (большой шар). Шар был приобретен для коллекции достопримечательностей Ватикана при папе Иоанне Павле II.

Принято считать, что начало коллекции Ватиканских Музеев было положено на заре шестнадцатого века, когда кардинал Джулиано делла Ровере, носивший папский титул с 1503 по 1513 гг. под именем Юлия II, распорядился перенести в Ватикан и установить в саду Бельведер, преобразованном во внутренний дворик, ценные классические статуи - Аполлона и Лаокоона.

1. Внутренний двор Бельведера

Внутренний двор Бельведера:

Восьмиугольный дворик - сердце и историческое ядро Ватиканских Музеев. Первоначально здесь был разбит апельсиновый сад квадратной формы, впоследствии превращенный по распоряжению Юлия II и по проекту Браманте в сад статуй. Дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году Климент XIV повелел обнести открытую площадку восьмиугольным портиком, спроектированным М. Симонетти, придав ему таким образом вид, сохранившийся до наших дней (итал. Cortile Ottagono). Более короткие стороны восьмиугольника называются "Кабинетами", и в них установлены самые ценные статуи, некогда украшавшие старинный сад Юлия II. В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

1. Ниша Лаокоона:

Мраморная группа "Лаокоон и сыновья": (начало I века н. э., 184 см) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона. Плиний Старший пишет в "Naturalis historia", что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама. В соответствии с легендой жрец Лаокоон и два его сына были задушены ужасными змеями, вызванными из морских глубин богиней Афиной и богом Посейдоном. Жрец возражал против перевозки в город деревянного троянского коня, оставленного греками в качестве жертвоприношения Афине, и сделавшими вид, что они сняли осаду города, и даже требовал предать его сожжению. Троянцы сочли его гибель знамением небес и решили принять коня, внутри которого укрывались греческие герои, предопределив таким образом печальную участь города. Легенда о Лаокооне стала мифическим предостережением тем, кто старается противится неизбежному: падение и разрушение Трои было предопределено на небесах, а из пожиравшего её пламени должен был восстать Эней - прародитель нового рода основателей Рима. Работа была тотчас же приобретена Юлием II, установившим её в знаменитом саду Малого Дворца Бельведере, так была заложена основа бесценной коллекции статуй. Правая рука Лаокоона была найдена только в начале двадцатого века археологом Поллаком, в мастерской каменотеса.

2. Ниша Кановы:

Персей: работы Антонио Канова (1800-1801 года). Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке. Антонио Канова - одна из самых значимых фигур неоклассической эпохи - начал работу над Персеем, чтобы компенсировать потерю античного изваяния, вывезенных в Париж Наполеоном. В начале 19 века, когда Персей был заказан Папой Пием VII Кьярамонти, Музей Пия-Климента пришел в полный упадок из-за французских экспроприаций: постаменты самых знаменитых статуй пустовали, места остальных занимали копии, заменившие бесценные оригиналы. Поэтому установка Персея в нише, которую уже почти три столетия занимал Аполлон, и назначение Кановы на должность главы Инспекции по делам Древностей и Изящных Искусств, служили демонстрацией намерения Папы восполнить потери музейной коллекции. Канова изобразил Персея - одного из самых почитаемых героев греческой мифологии - в тот момент, когда он отсек голову Медузы Горгоны мечом, данным ему Гермесом.

3. Ниша Аполлона:

Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130-140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара. Скульптурой, появившейся в Ватикане во времена правления Юлия II и первоначально занимавшей одну из ниш Сада Статуй, любовались в свое время Винкельман, Гёте, а еще ранее - Микеланджело. Речь идет о римской копии эпохи императора Адриана (II век н. э.) с бронзового оригинала работы греческого мастера Леохара (IV век до н. э.), установленного на холме Агора в Афинах и изображавшего Аполлона, как бы неожиданно предстающего перед восхищенным зрителем во всем своем божественном величии. Аполлон, бог музыки и поэзии в античной мифологии, обычно изображался на горе Парнас в окружении Муз-богинь, вдохновлявших Человека в основных видах интеллектуальной деятельности. Но в то же время Аполлон - легендарный воин, лук и стрелы которого были воистину смертоносным оружием: например, в гомеровской Илиаде он сражался на стороне троянцев против греков. Статуя изображает мифического бога в этой ипостаси. Статуя, хоть и представляет собой копию, предоставляет нам возможность по достоинству оценить новшества и завоевания греческих скульпторов IV века до н. э., достигших несомненных успехов в искусстве передачи движения в трехмерном пространстве.

4. Ниша Гермеса:

Статуя Гермеса: также "Антиной Бельведерский", римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка Святого Ангела (мавзолея Адриана). Гермес был богом коммерции: он покровительствовал путешественникам, а его изображения в форме колонн, увенчанных бюстом (своего рода дорожных столбов) устанавливались на перекрестах дорожных путей. Но Гермес также сопровождал души усопших в Царство Мертвых, и благодаря этому носил имя Психопомп - "поводырь Душ", именно в этой ипостаси он изображен.

Ниша Кановы

Персей с головой Медузы Горконы в руке. Статуя Creugas (слева), Статуя боксера Дамоксеноса (справа):

Персей с головой Медузы Горконы в руке:

Ванна из розового гранита и статуи северо-восточной части во дворе Бельведера:

Древняя римская статуя "Река Тигр":

Бывшая римская статуя "Река Тигр", восстановленная в начале 16-го века Джованни Анджело Монторсоли и мраморный саркофаг 160-170 гг н. э., украшенный рельефом, представляющим Битву с Амазонками. Саркофаг использовался в прошлом как водосборник для фонтана "Река Тигр". Оба скульптурных произведения установлены во внутреннем дворе Бельведера (восьмиугольный "Ottagono Cortile "), в Музее Pio-Clementino, (Музеи Ватикана). Скульптура является копией эпохи Адриана (II век н. э.) с греческого оригинала эллинской эпохи. Во времена расцвета эллинизма (начиная с III века до н. э.) одной из основных характеристик искусства скульптуры было тематическое разнообразие: не только изображения божеств, мифических героев, известных граждан, атлетов, характерных для классического периода, но и фигуры детей, животных, материальные воплощения природных явлений, иноземцы и варвары. Статуя речного божества, является плодом множества реставраций и дополнений. Правая рука и голова статуи, дополнение и реставрация времен Возрождения. Есть предположения, что дополнял и реставрировал статую Микеланджело.

В восьмиугольном дворике хранится также обширная коллекция саркофагов времен древних римлян, в свое время дававшего работу множеству специализированных мастерских, постоянно совершенствовавшихся в искусстве барельефа и создавших подчас настоящие шедевры. Резные усыпальницы свидетельствуют о завидном финансовом положении заказчиков.

2. Зал Животных

Через Восьмиугольный дворик можно пройти в Зал Животных - самый настоящий зоологический музей в мраморе, поражающий разнообразием видов, среди которых - множество экзотических и фантастических, и несколько - уже вымерших; многие изваяния были отреставрированы или изготовлены мастерами 18 века.

Собака:

И вот, кажется - прямо на наших глазах - оживают прирученные обитатели Музея: птицы и водяные жители, а еще волки, рыси, львы и пантеры, а вот и группа оленей, окруженных охотничьими собаками, а рядом фигуры фантастических животных - Кентавра, Грифона, Минотавра.

Зал животных:

В Зале животных (итал. Sala degli Animali) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора, и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони (1734-1818), часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов. Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н. э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов. Статуи были отреставрированы в конце XIX века.

Зал животных. Коллекция скульптур:

Нападение:

Кентавр:

Дополняют экспозицию скульптурные изображения героев, имена которых неразрывно связаны с миром животных: Мелеагра - по древнегреческой мифологии величайшего охотника всех времен (римская копия II век н. э. с греческого оригинала IV век до н. э.),

Охотник Мелеагр с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.):

и Митры, победившего быка (II век н. э.).

Заклание быка Митрой:

Одно из распространённых изображений на митраитских барельефах и росписях — тавроктония (заклание быка Митрой). Митра, отвернув лицо, вонзает нож в бок жертвы. Когда бык умирает, извергнув семя (причем фаллос быка отгрызается скорпионом), из его мозга произрастает зерно, дающее хлеб, а из крови — виноградная лоза. Деяния Митры созерцают одетые подобно ему Кауто и Каупопат, держащие в руках факелы. Хотя Митра отождествлялся с Солнцем, на некоторых изображениях Sol и Митра показаны параллельно: либо Sol преклоняет перед Митрой колени, либо приказывает ему принести быка в жертву, либо пожимают друг другу руки и вместе едят мясо быка, причем им прислуживают слуги в звериных масках.

3. Галерея статуй и Галерея бюстов

Из Зала Животных можно пройти в Галерею Статуй и Бюстов. Галерея расположена в старинной крытой галерее Дворца Бельведера. Стены были расписаны художником Пинтуриккио и его учениками, из которых сохранились только несколько фрагментов на внутренних стенах галереи. В противоположных концах зала, у торцевых стен, установлены две знаменитые статуи: Спящая Ариадна и Юпитера на Троне.

Галерея бюстов:

В Галерее бюстов (итал. Galleria dei Busti) размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа, Марка Аврелия, Клавдия.

В Зале Бюстов хранится погребальный горельеф Катона и Порции (I в. до н. э.). Эти два портрета, являются фрагментом оформления погребального памятника. В соответствии с этическими нормами и священным римским правом позволялось захоронение усопших только вне стен города: таким образом вдоль дорог вырастали целые некрополи. На одном из этих кладбищ и был сооружен склеп, фронтон которого украшали эти два портрета, как бы приглашая остановиться мимо проходящего путника.

Галерея статуй:

Галерея статуй (итал. Galleria delle Statue) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V-IV веков): статуи "Спящей Ариадны" (копия греческого оригинала, II век), "Пригнувшейся Венеры" (копия оригинала Дедалоса, III в. до н. э.), "Эроса из Ченточелле" (копия с оригинала IV в. до н. э.), "Нептуна", "Раненой амазонки", "Сидящего Париса", "Пьяного Сатира", "Септимия Севера", "Нарцисса", "Плач Пенелопы", "Минервы" и "Меандра". А также "Аполлон, убивающий ящерицу" (Apollon Sauroktonos), копия бронзового оригинала Праксителя (IV в. до н. э.), несколько монументальных греческих стел и самые красивые канделябры античности (итал. Candelabri Barberini) из виллы Адриана в Тиволи.

Спящая Ариадна (Sleeping Ariadne):

Статуя Спящей Ариадны в 16 веке находилась в северо-восточной нише знаменитого сада Юлия II. Ее использовали как декоративный элемент фонтана, а затем в ходе работ по созданию Музея Пия-Климента, Ариадну перенесли на почетное место, в специально созданную для скульптуры нишу в Галерее Статуй.

Ариадна - дочь царя Крита Миноса - помогла афинскому герою Тесею сразиться с Минотавром. Тесею удалось совершить свой подвиг не только благодаря своей храбрости, но и благодаря клубку ниток, подаренному ему Ариадной. Блуждая по ходам лабиринта, он разматывал клубок и смог найти обратную дорогу благодаря путеводной нити. Ариадна убежала от гнева отца вместе с Тесеем, но так и не добралась никогда до Афин. Остановившись для отдыха на острове Наксос, Тесей дождался, пока Ариадна уснет, и бросил ее спящую на берегу. Именно в этой позе ее изображают древние мастера. Скульптура - римская копия II в. н. э. с эллинистического оригинала II в. до н. э. - эпохи, когда сюжет покинутой влюбленной вдохновлял многих мастеров, стремившихся запечатлеть в камне все возможные виды чувств и состояния человеческой души.

Аполлон, убивающий ящерицу:

Данаида с чашей, которой она наполняет бездонный сосуд в подземном царстве Аида:

У короля Даноса было 50 дочерей (Данаиды), которые были осуждены Зевсом за убийство своих мужей - и приговорены, чтобы целую вечность заполнять водой дырявый сосуд.

Галерея статуй:

Диана:

Дионис:

Статуя Париса (мрамор) и Раненая амазонка (Amazzone Mattei):

4. Зал греческого креста

Оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н. э.) и статуй II-III в. Среди скульптур выделяются фигура юного императора Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря. Позади саркофага Констанции стоит статуя шагающей женщины - как считается, это единственный дошедший до наших дней портрет легендарной Клеопатры. В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула.

Зал греческого креста:

Входной портал охраняют две гигантские фигуры атлантов, выполненные в египетском стиле и украшавшие прежде виллу Адриана; император совершил множество путешествий по восточным владениям и проникся любовью к культуре великих цивилизаций.

Антиной. Теламон:

Telamon (скульптура-поддержка в виде человека) представление Антиноуса, как фараона. Красный гранит, римские художественные работы, 2-й век н. э. Из Виллы Адриана в Tivoli.

В Зале греческого креста находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции, 350-360 года) и Елены (из мавзолея Елены, IV век), дочери и матери императора Константина. Первый украшен рельефом с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса, бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа).

Саркофаг Констанции:

На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.

Саркофаг Елены:

Мозаика у входа в зал была найдена при раскопках одной из римских вилл, где она украшала триклиний (обеденный зал), и отреставрирована в 18 веке; в центре мозаичного круга помещено изображение Афины - богини-воительницы, облаченной в шлем с султаном и эгидой - своего рода кирасу из козлиной шкуры, в центре которой, прямо на груди, прикреплен медальон с головой Горгоны (Gorgoneia). Согласно поверьям ее изображение на полу зала ограждало хозяев от влияния злых сил, а заодно служило отличным предостережением для особо агрессивных гостей. Вокруг богини изображение фазы Луны (III в. н. э.).

Мозаика пола в Зале Греческого креста:

Афина в эгиде (деталь). Римская мозаика, окруженная рамкой XVIII-го века. Мощение зала в греческом кресте музея Pio-Clementino (Происхождение Tusculum).

Мозаика пола в Зале Греческого креста (фрагмент). Изображение фазы Луны, во II в. н. э.:

Фрагмент мозаики Афина в эгиде на полу Зала Греческого креста:

5. Зал Ротонда

Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780-1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев.

В центре зала гигантская чаша из красного порфира (13 метров в окружности):

Купол Ротонды:

Зал Ротонда, Гера (Юнона), Геракл и Церера (Деметра):

Геркулес, носящий дубину, шкуру льва и золотые яблоки Гесперид:

Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея). Единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности. Статуя была обнаружена в 1864 году около Театра Помпея, тщательно похороненная под плитами, носящими запись "F.C.S." (fulgor conditum summanium), указывающий, что она была поражена молнией затем зарытой на площади. Позолоченная бронза, римское произведение II-го века нашей эры.

Гера (Юнона Барберини):

Церера (Деметра) - богиня плодородия и земледелия:

Древнеримская статуя императора Гальбы:

Император Клавдий в образе Юпитера:

Беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев, около 50 г. н. э. Скульптура была найдена в центре Ланувио, и по всей видимости была одной из множества статуй, которые изготавливались для прославления императора и устанавливались обычно в публичных местах - таких, как суды, портики, театры. В сущности, Юпитер - это самое важное божество в римском пантеоне, и официальные изображения императора в образе Громовержца должны были передавать народу ясное и краткое послание власти: Как Юпитер правит Олимпом, так император управляет Империей.

Портрет императора Адриана в виде Дионисия:

Антиной:

Колоссальная статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса (венок из плюща, венчает голову, ладанник с сосновой шишкой). Мрамор, римские художественные работы.

Антиной (около 110—130) — греческий юноша, уроженец малоазийской провинции Вифиния, любовник римского императора Адриана, обожествленный после смерти. В Египте Антиноя отождествляли с Осирисом. Предположительно, Адриан познакомился с Антиноем в 124 г., когда следовал через Вифинию. С 128 г. юноша неотступно находился при императоре. Антиной погиб в октябре 130 года в водах Канопского Нила при невыясненных обстоятельствах — в качестве возможной причины называли самоубийство, ритуальную жертву, убийство и несчастный случай.

Бюсты

Зевс (Zeus) и "ГЕРА" с диадемой. Мрамор, Римская копия с "Barberini ГЕРА" из имперской эпохи около 5-го века:

Римский император Клавдий и Антиной:

Фаустина старейшина, жена императора Антонина Пия и Принцесса эпохи Severiana, возможно Giulia Mesa или его дочь Джулия soemia, мать императора heliogabalus:

Мозаика

Пол Ротонды украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.

Мозаика на полу зала Ротонда:

Римская Мозаика, (из thermes Otricoli). Зал Ротонда, музей Пио-Клементино:

6. Кабинет Масок

Галерея представляет собой часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко дворцу Иннокентия VIII. Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи, например "Три Грации" (римская копия с эллинистического оригинала), "Сатир", "Танцующая женщина" (найдена в окрестностях Неаполя), а также знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).

Кабинет Масок. Музей Пио-Клементино:

Пол Кабинета масок (итал. Gabinetto delle Maschere) украшен мозаикой, обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи, на которой изображены маски (II век н. э).

Мозаика. Кабинет масок. Музей Пио-Клементино. Ватикан:

На мозаике отражена театральная маска с атрибутами Диониса.

Афродита Книдская. Кабинет масок. Музей Пио-Клементино:

Знаменитая статуя Афродиты Книдской, которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).

Хариты (Грации). Кабинет масок. Музей Пио-Клементино:

Хариты (Три Грации), как богини изящества, прелести и красоты. У римлян харитам соответствуют грации. В искусстве они обычно изображаются сгруппированными таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, - спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV в. видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь (Castitas, Pulchritudo, Amor).

Пригнувшаяся Венера (копия оригинала Дедалоса, III в. до н. э.):

Венера, богиня любви, присевшая в ее ванне, эта статуэтка - копия оригинальной крупномасштабной скульптуры, датирующейся к 100 г. до н. э, вероятно Doidalsas Bithynia. Богиня присела, чтобы позволить дежурному, который не изображен, лить воду на неё.

7. Зал Муз

В ходе раскопок на одной из римских вилл в зоне Тиволи - так называемой вилле Кассия - были извлечены из земли статуи Муз и Аполлона, играющего на кифаре (II в. н. э.), скорее всего украшавшие зал библиотеки виллы. Вокруг этой скульптурной группы был создан по проекту Симонетти - Зал Муз. Восьмиугольный зал окружен колоннами с коринфскими капителями, привезенные с виллы Адриана. Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности - Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, фрески которых продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала.

Зал Муз. Музей Пио-Клементино:

В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Высказывалось много предположений о том, кто именно из небожителей, царей и героев Древней Греции, послужил прототипом для создания скульптуры. В частности, изваяние отождествлялось с Геркулесом - одним из самых прославленных героев греческого мира. Однако же, последнее время исследователи склоняются к другому мнению, что прототипом для ваятеля послужил Аякс Теламонид, замысливший самоубийство. После смерти Ахилла у стен Трои, Аякс был признан самым сильным из греческих героев и, естественно, именно он имел право наследовать доспехи Ахилла, но благодаря интригам Одиссей сумел завладеть ими. Обезумев от ярости, Аякс, вырезал целую отару овец, приняв их за отряд врагов, и впоследствии, придя в себя и поняв, насколько он был смешон, покончил жизнь самоубийством. Работа подписана автором "Аполлоний, сын Нестора, афинян - сделал". Была создана в I в. до н. э. по заказу кого-то из придворных императора Августа и является мраморной копией знаменитого греческого оригинала в бронзе II в. до н. э. Существует интересная гипотеза, связывающая это изваяние с монументом на месте захоронения Аякса. Эта мифическая скульптура была настолько прекрасна и знаменита, что Марк Антоний демонтировал и перевез ее в Египет, в подарок своей возлюбленной Клеопатре, и только после победы над Антонием в битве при Акции (31 год до н. э.) Октавиан Август вернул изваяние на могилу героя. Вполне возможно, что именно к этому времени и относится заказ на изготовление копии.

Бельведерский торс (I век до н. э.):

Ни для кого не секрет, что античное искусство скульптуры служило мастерам 15 и 16 веков источником вдохновения и неисчерпаемым кладезем знаний. Микеланджело часто любовался Бельведерским Торсом и называл себя "учеником Торса".

(Продолжение следует)

Дмитриевский собор. Церковь Благовещения в Аркажах. Внутри церкви Покрова на Нерли. Пятницкая церковь. Архитектурные стили Руси 12-13 века. Церковь Спаса на Нередице. Храм Ильи Пророка. Георгиевский собор. Ильинская церковь. Искусство резьбы по дереву. Русь долгие годы была страной деревянной. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Переславль-Залесский. Собор Святой Софии. Изящные украшения.

«Живопись Раннего Возрождения» - Коронование Марии. Чудо со статиром (ок. 1425). Сандро Боттичелли - один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Сандро Боттичелли 1445-1510. Фреска Голгофа в соборе Сан Клементе. Наиболее значительными из сохранившихся работ Мазаччо являются фрески. Флоренция. Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Церковь Санта Мария дель Кармине. Искусство стало выполнять роль универсального способа познания окружающего мира.

«Античное искусство Древнего Рима» - Изобразительное искусство этрусков. Портрет. Битва Александра Македонского с персами. Время человеческой жизни - миг. Капитолийский Брут. Авл Метел. Своя философия, свои представления о жизни и смерти. Юный красавец Антиной. Мозаикой греки называли картины, посвященные музам. Настенная живопись. Статуя Октавиана Августа из Прима Порта. Мать с младенцем. Римский писатель Светоний. Вилла Мистерий. Портрет Каракаллы.

«Театральное искусство Средних веков» - Шпильман. Гистрион. Жонглер. Ваганты. Театральное искусство и музыка Средних веков. Средние века - время перемен. Обычно слово Ваганты употребляется в более узком смысле. Театр и музыка едины. С XI в. жонглеры становившиеся профессиональными исполнителями. Актеры средневекового театра.

«Архитектура Месопотамии» - Зиккураты строили в 3-4 уступа, а то и больше. Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. Характерная черта ассирийского дворца - настенные украшения. Образно выражаясь, европейская культура поднялась из волн. Архитектура Месопотамии. Из ярких глазурованных кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Составной частью храма был зиккурат. Каждый властитель строил для себя новый дворец.

«Исламская архитектура» - Комплекс. Черный камень. Мавритинская архитектура. Михраб и минбар. Глинобитная стена. Иногда весь фасад состоял из айванов. Фрески и витражи. Усыпальницы ханов. Стены были ровными и «скучными». Городские здания. Высокие башни. Позднее стали украшать стены узорами. Тадж-Махал. Мечети. Караван-сарай. Шах-Джахан. Правила поведения в мечети. Все мечети ориентированы на город Мекку. Религиозный центр Мекки.

Аполлон, убивающий ящерицу

«Аполлон, убивающий ящерицу» (Сауроктон ) - выставленная в Лувре мраморная фигура нагого юноши рядом с деревом , по которому ползёт ящерица . Изготовлена в первые столетия Римской империи с утраченного бронзового оригинала, который Плиний Старший приписывает Праксителю . Ящерица, по-видимому, символизирует Пифона .

Со времён Шипионе Боргезе и до покупки собрания Боргезе императором Наполеоном в 1807 году статуя служила одним из «гвоздей» виллы Боргезе в Риме . В настоящее время известны ещё две статуи «савроктонов», из которых одна - в музее Пия-Климента , а вторая - в Художественном музее Кливленда.

Литература

  • Wolfgang Geominy: Praxiteles (II) , in Künstlerlexikon der Antike, Bd. 2, München/Leipzig 2004, S. 305-319
  • Matthias Schulz: Waldgeist im Fischernetz. in: Der Spiegel . Hamburg 2007, Nr. 22, S. 138ff.
  • Jean-Luc Martinez, L’Apollon sauroctone , in Praxitèle . Catalogue de l’exposition au musée du Louvre, 23 mars-18 juin 2007, Paris 2007, S. 203-235.
  • Bernard Holtzmann et Alain Pasquier, Histoire de l’art antique: l’art grec, la Documentation française, la Réunion des musées nationaux et l"École du Louvre (ISBN 2-11-003866-7), p. 212-213.
  • Brunilde Sismondo Ridgway, Fourth-Century Styles in Greek Sculpture, University of Wisconsin Press, Madison, 1997 (ISBN 0-299-15470-X), p. 265.
  • Claude Rolley, La Sculpture grecque, vol. II: La période classique, Picard, Manuels d’art et d’archéologie antiques, 1999 (ISBN 2-7084-0506-3), p. 248-250.

Ссылки

Категории:

  • Скульптуры по алфавиту
  • Аполлон
  • Пракситель
  • Скульптуры Древней Греции
  • Скульптуры по сюжетам греческой мифологии
  • Скульптуры IV века до н. э.
  • Скульптуры из собраний Лувра
  • Картины из собраний галереи Боргезе

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Саурин, Алексей Иванович
  • Саут-Сент-Пол (город, Миннесота)

Смотреть что такое "Аполлон, убивающий ящерицу" в других словарях:

    АПОЛЛОН (бог) - АПОЛЛОН (Феб), в греческой мифологии и религии сын Зевса (см. ЗЕВС), бог целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских… … Энциклопедический словарь

    АПОЛЛОН - (Феб) в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи (известны в римских копиях): Аполлон,… … Большой Энциклопедический словарь

    Аполлон - У этого термина существуют и другие значения, см. Аполлон (значения). Аполлон … Википедия

    Аполлон - а; м. [греч. Apollōn]. 1. [с прописной буквы] В древнегреческой мифологии: сын Зевса, бог солнца, покровитель искусств (изображается прекрасным златоволосым юношей с венком на голове и луком или кифарой). 2. Разг. О хорошо сложенном, красивом… … Энциклопедический словарь

    Аполлон - 1) Бабочка семейства парусников. Крылья в размахе 7 9 см, белые, у вершин прозрачные, с черными и красными пятнами. Встречается преимущественно в горных районах Европы, Кавказа и Западной Сибири. Во многих странах охраняется. В Красной книге. 2)… … Астрономический словарь

    Аполлон - а, м. 1) В греческой мифологии: сын Зевса, бог солнца и мудрости, бог воитель и покровитель искусств. Синонимы: Феб 2) перен. Хорошо сложенный красивый мужчина. Синонимы: Адо/нис, краса/вец Этимология: Греческое Apollon. Энциклопедический… … Популярный словарь русского языка

    Аполлон - (Apollo, Απόλλων). Божество солнца, сын Зевса и Лето (Латоны), брат близнец богини Артемиды. Аполлон считался также богом музыки и искусств, богом прорицания и покровителем стад и скота. Он принимает живое участие в основании городов и управлении … Энциклопедия мифологии

    Кифарет - Аполлон Аполлон Бог искусств и предсказаний Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Феб,Митра Отец: Зевс Мать: титанида Лето … Википедия

    Пракситель - (Praxiteles) (около 390 до н. э. около 330 до н. э.), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Сын и ученик Кефисодота. Работал преимущественно в Афинах. Произведения Праксителя, выполненные главным образом в мраморе,… … Художественная энциклопедия

    Пифон - У этого термина существуют и другие значения, см. Пифон (значения). См. также: Тифон … Википедия

«Аполлон, убивающий ящерицу» (Сауроктон ) - выставленная в Лувре мраморная фигура нагого юноши рядом с деревом , по которому ползёт ящерица . Изготовлена в первые столетия Римской империи с утраченного бронзового оригинала, который Плиний Старший приписывает Праксителю . Ящерица, по-видимому, символизирует Пифона .

Напишите отзыв о статье "Аполлон, убивающий ящерицу"

Литература

  • Wolfgang Geominy: Praxiteles (II) , in Künstlerlexikon der Antike, Bd. 2, München/Leipzig 2004, S. 305-319
  • Matthias Schulz: Waldgeist im Fischernetz. in: Der Spiegel . Hamburg 2007, Nr. 22, S. 138ff.
  • Jean-Luc Martinez, L’Apollon sauroctone , in Praxitèle . Catalogue de l’exposition au musée du Louvre, 23 mars-18 juin 2007, Paris 2007, S. 203-235.
  • Bernard Holtzmann et Alain Pasquier, Histoire de l’art antique: l’art grec, la Documentation française, la Réunion des musées nationaux et l"École du Louvre (ISBN 2-11-003866-7), p. 212-213.
  • Brunilde Sismondo Ridgway, Fourth-Century Styles in Greek Sculpture, University of Wisconsin Press, Madison, 1997 (ISBN 0-299-15470-X), p. 265.
  • Claude Rolley, La Sculpture grecque, vol. II: La période classique, Picard, Manuels d’art et d’archéologie antiques, 1999 (ISBN 2-7084-0506-3), p. 248-250.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Аполлон, убивающий ящерицу
  • в базе данных Лувра (фр.)
  • на сайте Художественного музея Кливленда

Отрывок, характеризующий Аполлон, убивающий ящерицу

Врачи скорой помощи, о чём-то быстро посоветовавшись, начали осторожно вынимать по одному изувеченные тела. Первым оказалось тело мальчика, сущность которого стояла в ступоре рядом со мной, не в состоянии что-либо сказать или подумать.
Бедняжку дико трясло, видимо для его детского перевозбуждённого мозга это было слишком тяжело. Он только смотрел вытаращенными глазами на то, что только что было «им» и никак не мог выйти из затянувшегося «столбняка».
– Мамочка, Мама!!! – опять закричала девочка. – Видас, Видас, ну почему она меня не слышит?!.
Вернее, кричала-то она лишь мысленно, потому что в тот момент, к сожалению, физически уже была мертва... так же, как и её маленький братишка.
А её бедная мама, физическое тело которой всё ещё цепко держалось за свою хрупкую, чуть теплившуюся в нём жизнь, никаким образом не могла её услышать, так как находились они в тот момент уже в разных, недоступных друг другу мирах....
Малыши всё больше и больше терялись и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и у девочки начнётся настоящий нервный шок (если это можно так назвать, говоря о бестелесной сущности?).
– Почему мы там лежим?!.. Почему мама не отвечает нам?! – всё ещё кричала девчушка, дёргая брата за рукав.
– Наверное потому что мы мертвы... – мелко стуча зубами проговорил мальчонка.
– А мама? – в ужасе прошептала малышка.
– Мама жива – не очень уверенно ответил брат.
– А как же мы? Ну, скажи им, что мы здесь, что они не могут без нас уйти! Скажи им!!! – всё ещё не могла успокоиться девчушка.
– Я не могу, они нас не слышат... Ты же видишь, они нас не слышат, – пробовал как-то объяснить девочке брат.
Но она была ещё слишком маленькой, чтобы понять, что мама уже не может её ни услышать, ни с ней говорить. Она не могла всего этого ужаса понять и не хотела его принимать... Маленькими кулачками размазывая льющиеся по бледным щёчкам крупные слёзы, она видела только свою маму, которая почему-то не хотела ей отвечать и не хотела подниматься.

«Аполлон, убивающий ящерицу» (Сауроктон ) - выставленная в Лувре мраморная фигура нагого юноши рядом с деревом , по которому ползёт ящерица . Изготовлена в первые столетия Римской империи с утраченного бронзового оригинала, который Плиний Старший приписывает Праксителю . Ящерица, по-видимому, символизирует Пифона .

Напишите отзыв о статье "Аполлон, убивающий ящерицу"

Литература

  • Wolfgang Geominy: Praxiteles (II) , in Künstlerlexikon der Antike, Bd. 2, München/Leipzig 2004, S. 305-319
  • Matthias Schulz: Waldgeist im Fischernetz. in: Der Spiegel . Hamburg 2007, Nr. 22, S. 138ff.
  • Jean-Luc Martinez, L’Apollon sauroctone , in Praxitèle . Catalogue de l’exposition au musée du Louvre, 23 mars-18 juin 2007, Paris 2007, S. 203-235.
  • Bernard Holtzmann et Alain Pasquier, Histoire de l’art antique: l’art grec, la Documentation française, la Réunion des musées nationaux et l"École du Louvre (ISBN 2-11-003866-7), p. 212-213.
  • Brunilde Sismondo Ridgway, Fourth-Century Styles in Greek Sculpture, University of Wisconsin Press, Madison, 1997 (ISBN 0-299-15470-X), p. 265.
  • Claude Rolley, La Sculpture grecque, vol. II: La période classique, Picard, Manuels d’art et d’archéologie antiques, 1999 (ISBN 2-7084-0506-3), p. 248-250.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аполлон, убивающий ящерицу

«Chere et excellente ami. Votre lettre du 13 m"a cause une grande joie. Vous m"aimez donc toujours, ma poetique Julie.
L"absence, dont vous dites tant de mal, n"a donc pas eu son influenсе habituelle sur vous. Vous vous plaignez de l"absence – que devrai je dire moi, si j"osais me plaindre, privee de tous ceux qui me sont chers? Ah l si nous n"avions pas la religion pour nous consoler, la vie serait bien triste. Pourquoi me supposez vous un regard severe, quand vous me parlez de votre affection pour le jeune homme? Sous ce rapport je ne suis rigide que pour moi. Je comprends ces sentiments chez les autres et si je ne puis approuver ne les ayant jamais ressentis, je ne les condamiene pas. Me parait seulement que l"amour chretien, l"amour du prochain, l"amour pour ses ennemis est plus meritoire, plus doux et plus beau, que ne le sont les sentiments que peuvent inspire les beaux yeux d"un jeune homme a une jeune fille poetique et aimante comme vous.
«La nouvelle de la mort du comte Безухой nous est parvenue avant votre lettre, et mon pere en a ete tres affecte. Il dit que c"etait avant derienier representant du grand siecle, et qu"a present c"est son tour; mais qu"il fera son possible pour que son tour vienne le plus tard possible. Que Dieu nous garde de ce terrible malheur! Je ne puis partager votre opinion sur Pierre que j"ai connu enfant. Il me paraissait toujours avoir un coeur excellent, et c"est la qualite que j"estime le plus dans les gens. Quant a son heritage et au role qu"y a joue le prince Basile, c"est bien triste pour tous les deux. Ah! chere amie, la parole de notre divin Sauveur qu"il est plus aise a un hameau de passer par le trou d"une aiguille, qu"il ne l"est a un riche d"entrer dans le royaume de Dieu, cette parole est terriblement vraie; je plains le prince Basile et je regrette encore davantage Pierre. Si jeune et accable de cette richesse, que de tentations n"aura t il pas a subir! Si on me demandait ce que je desirerais le plus au monde, ce serait d"etre plus pauvre que le plus pauvre des mendiants. Mille graces, chere amie, pour l"ouvrage que vous m"envoyez, et qui fait si grande fureur chez vous. Cependant, puisque vous me dites qu"au milieu de plusurs bonnes choses il y en a d"autres que la faible conception humaine ne peut atteindre, il me parait assez inutile de s"occuper d"une lecture inintelligible, qui par la meme ne pourrait etre d"aucun fruit. Je n"ai jamais pu comprendre la passion qu"ont certaines personnes de s"embrouiller l"entendement, en s"attachant a des livres mystiques, qui n"elevent que des doutes dans leurs esprits, exaltant leur imagination et leur donnent un caractere d"exageration tout a fait contraire a la simplicite chretnne. Lisons les Apotres et l"Evangile. Ne cherchons pas a penetrer ce que ceux la renferment de mysterux, car, comment oserions nous, miserables pecheurs que nous sommes, pretendre a nous initier dans les secrets terribles et sacres de la Providence, tant que nous portons cette depouille charienelle, qui eleve entre nous et l"Eterienel un voile impenetrable? Borienons nous donc a etudr les principes sublimes que notre divin Sauveur nous a laisse pour notre conduite ici bas; cherchons a nous y conformer et a les suivre, persuadons nous que moins nous donnons d"essor a notre faible esprit humain et plus il est agreable a Dieu, Qui rejette toute science ne venant pas de Lui;que moins nous cherchons a approfondir ce qu"il Lui a plu de derober a notre connaissance,et plutot II nous en accordera la decouverte par Son divin esprit.