Рембрандт Харменс ван Рейн - известный во всем мире художник и гравер. Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий.

Ранние годы

Художник Рембрандт, биография которого рассматривается в этой статье, появился на свет в семье мельника Хармена Герритса в 1606 году. Его мать звали Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн.

Благодаря тому что дела у отца шли в то время хорошо, будущий живописец получил довольно хорошее образование. Он был определен в латинскую школу, однако юноше не нравилось там учиться, поэтому его успехи оставляли желать лучшего. В итоге отец уступил просьбам сына и позволил ему пойти учиться в художественную мастерскую Якоба ван Сваненбюрха.

Биография Рембрандта интересна тем, что его первый наставник не оказал сильного влияния на художественный стиль живописца. Наибольшее воздействие на начинающего художника оказал его второй учитель, к которому он перешел через три года работы у Сваненбюрха. Им стал Питер Ластман, в ученики к которому Рембрандт определился, когда переехал жить в Амстердам.

Творчество и биография художника

Краткая биография Рембрандта ван Рейна не позволяет подробно изложить весь его творческий путь и жизнь, но основные моменты все же вполне возможно разобрать.

В 1623 году художник вернулся домой в город Лейден, где уже к 1628 году обзавелся собственными учениками. Сведения о самых первых известных его работах относятся к 1627 году.

Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн - биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук.

В то время он писал главным образом своих родных и близких, а также сцены из жизни родного города. В галерее Касселя хранится портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее, относящийся как раз к этому периоду жизни художника, известного всему миру как Рембрандт. Биография и творчество этого живописца уже тогда стали привлекать к себе внимание.

Переезд в Амстердам

В 1631 году молодой человек перебирается жить в столицу - город Амстердам. В родных краях отныне он появляется крайне редко. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама.

Это очень плодотворный этап жизни художника. Рембрандт, краткая биография которого излагается в нашей статье, очень много работал, выполняя множество заказов и при этом не забывая постоянно совершенствоваться. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города.

Тогда были написаны такие знаменитые картины, как "Урок анатомии" (1632 год), "Портрет Коппеноля" (1631 год) и многие другие.

Творческий и финансовый успех

В 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет.

Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца.

Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:

  • "Портрет невесты Рембрандта";
  • "Портрет Саскии";
  • "Рембрандт с его женой".

Рембрандт: краткая биография после смерти первой жены

Счастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. И с этого момента вся жизнь художника начинает меняться в худшую сторону.

Несмотря на то что Рембрандт женился во второй раз, такого же счастья, как в первом браке, у него уже не было. Его спутницей жизни стала его бывшая служанка Гендрикие Ягерс.

В тот жизненный период художник испытывает сильные материальные трудности, причем не из-за отсутствия работы и заказов, а по причине собственного пристрастия к собирательству произведений искусства, на которые он тратил большую часть своих доходов.

Его увлечение коллекционированием довело до того, что в 1656 году он был объявлен должником, который не в состоянии расплатится с долгами, а в 1658 году ему пришлось отказаться от собственного дома в уплату долгов. С того момента художник жил в гостинице.

Ухудшение положения

Гендрикие и сын Рембрандта Титюс основали торговую компанию по сбыту произведений искусства. Однако дела шли все равно не слишком хорошо, а после смерти Гендрикие в 1661 году положение стало еще хуже. Через семь лет из жизни уходит и сын, который вел дела компании.

Финансовое положение великого художника становится просто ужасным, но бедность не убила в нем желание творить. Он продолжает упорно писать картины, которые, впрочем, уже не пользуются таким же успехом у современников, как раньше, потому что вкусы публики за эти годы изменились.

Рембрандт Харменс ван Рейн скончался в октябре 1669 года в полном одиночестве и крайней бедности.

Рембрандт: биография, картины

В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Сегодня мастер является олицетворением голландской живописи и одним из самых ярких ее представителей.

Основным лейтмотивом всего его творчества можно назвать реализм, которым пронизаны все работы автора. Даже изображая мифологические сюжеты, Рембрандт демонстрирует древнегреческих богов и богинь в облике современных ему жителей Голландии. Ярким примером этому можно назвать картину "Даная", которая хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь. Это можно проследить в работе "Похищение Ганимеда" (второе название "Ганимед в когтях орла"), хранящейся в Дрезденском музее. Тут пропорции тела Ганимеда не соответствуют действительности, что говорит не о низком уровне мастерства исполнителя картины, а о его целенаправленном карикатурном подходе к изображению персонажа на полотне, так как на многих картинах Рембрандт с легкостью выполняет даже сложные элементы, изображающие части человеческой физиологии и анатомии.

Портретные работы художника вообще отличаются небывалой для его времени реалистичностью и правдоподобностью, что говорит о невероятном таланте мастера и способности переносить увиденное в жизни на полотно, а также о его довольно глубоких познаниях в человеческой анатомии и физиологии.

Очень тщательно и точно для подобного рода работ художник относится к различным мелочам и мелким аксессуарам. Это четко видно на картинах:

  • "Каллиграф" (Государственный Эрмитаж);
  • "Урок Анатомии" (Маурицхейс);
  • "Гильдия ткачей" (Музей Амстердама).

Творческий стиль

Для работ Рембрандта характерно то, что все важные элементы картины всегда выносятся художником на первый план, невзирая на композиционные особенности. Художник не всегда стремится показать, изображаемых людей или предметы правильными с точки зрения действительности. Ему свойственна умышленная гиперболизированность.

Главной особенностью, которая прошла сквозь все его произведения, является отсутствие ярких цветов и красочности. Причем это видно уже с самых ранних работ художника. И это сильно отличает их от картин итальянских мастеров или, к примеру, от творчества фламандского живописца Рубенса.

Наибольший упор Рембрандт делал на игру красок со светом и тенью. В этом его мастерство считается признанным и непревзойденным по сей день. Порой настолько сильна светотеневая игра красок на полотнах художника, что эксперты-искусствоведы до сих пор спорят какое время суток изображено на картине.

Одним из ярчайших примеров картины Рембрандта со столь великолепной палитрой является, пожалуй, самое знаменитое его полотно "Ночной дозор", споры о котором не прекращаются и сегодня.

"Ночной дозор"

Эта картина носит официальное название "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга", однако во всем мире ее принято называть просто "Ночной дозор".

Однако из-за описанной выше любви художника к свето-теневой игре красок, споры о том, какое время суток изображено на картине, день или ночь, ведутся до сих пор и однозначного ответа нет.

Это полотно является символом и самым ярким произведением не только самого Рембрандта, но и всей голландской живописной школы. Оно считается достоянием Королевства Нидерланды и мирового искусства в целом.

Миллионы туристов со всего мира ежегодно приезжают в Амстердам, чтобы посетить Государственный музей (Рейксмюзеум) и полюбоваться знаменитой картиной. Каждый видит в ней что-то свое, у всех складывается собственное впечатление и мнение об этом полотне. Но всегда остается неизменным тот факт, что это великолепное произведение знаменитого творца не оставляет равнодушным абсолютно никого.

Заключение

Сегодня живописец и гравер Рембрандт, краткая биография и творчество которого были описаны в этой статье, является гордостью не только родной страны. О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. Картины художника охотно покупают за баснословные деньги на аукционах, где продают живопись и произведения искусства, а имя Рембрандта на слуху у любого человека, имеющего хоть малейшее представление об искусстве.

Сложно переоценить творческий вклад этого великого художника в живопись и культуру своей страны и всего мира. Недаром сегодня голландская школа живописи в первую очередь ассоциируется как раз с именем Рембрандта Харменса ван Рейна.

40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства - силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Огромная глубина идейного содержания, высокая одухотворенность образов, непревзойденное мастерство. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики; ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах - в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал- если не считать несколько ранних картин - только в области жанровой живописи). Его достижения равно велики и в живописи, и в гравюре, и в рисунке.

Тема искусства- реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека, многообразие его переживаний; глубокое человеческое чувство проходит у Рембрандта через все явления реального мира, оно преобразует обычное и будничное в образы высокой красоты. Герои - люди сильных искренних чувств, большого духовного богатства, сумевшие сохранить лучшие человеческие качества даже в самых суровых жизненных условиях. Очень часто художник находит своих героев среди простых людей, более всего страдавших от социального гнета. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Осознание непреходящей ценности человека. Противоречия эпохи порождают трагические коллизии его произведений, но вера в человека защищает его от пессимистических выводов.

1625-1632 гг – Лейденский период творчества. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627; «Самсон и Далила», 1628). «Апостол Павел» , 1629 - одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Величие, достоинство, душевное благородство. Внимание зрителя не разбивается деталями; все средства художник подчиняет выражению главного - большой духовной силы, внутренней просветленности человека. Светотень – главное средство образного выражения, не только лепит форму и объем, но и создает настроение, эмоциональную окраску. В эти годы Рембрандт также работает над портретом, изучает мимику лица, делает первые шаги в искусстве офорта.

1632г – Рембрандт переезжает в Амстердам. Первое произведение – «Урок анатомии доктора Тульпа» , 1632. Приносит художнику всеобщее признание в буржуазных кругах. Вместо статичности композиции и разобщенности фигур – единое действие. 1634г – Рембрандт женится на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.


Искания в технике портрета синтезируются в известной работе «Автопортрет с Саскией на коленях» , 1636. Жизнерадостность, энергия. Портрет + жанровая картина+ притча о блудном сыне (художник представляет собой блудного сына).

«Даная» , 1636 – параллель к Данаям Тициана. Изображение человеческой индивидуальности: тело написано очень жизненно, с вниманием к интимным деталям, лицо некрасиво. Задача – передача высокой жизненной правды.

«Ночной дозор» , 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. Движение, особая возбужденность, взволнованность. Монументальный размах. В этом произведении Рембрандт выступает против установившихся канонов групповых портретов, обычную условную статичную сцену художник старается сделать более естественной и динамичной. Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. Непонятным и нелепым казалось зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой девочки в золотисто-желтом платье, затесавшейся в толпу воинственных мужчин. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики, и можно сказать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

40-50-е годы - это пора творческой зрелости. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Это время формирования его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40-50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него-сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство» : лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.

Последние 16 лет-Рембрандт разорен, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. Все очищено от преходящего, случайного, детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов, фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Главные выразительные средства - не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Рембрандт умел создавать портрет-биографию; выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668-1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его офортов и несколько рисунков. В этой группе - в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца - предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Эта Бесчеловечность делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. Колористическое единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона - это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Рембрандт: биография, творчество, факты и видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.

Биография Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в середине лета 1606 г. в Лейдене, в семье довольно богатого мельника. Фамилия «ван Рейн» — «с реки Рейн», именно там находились мельницы, принадлежавшие семье.

Мать Корнелия, была дочерью хлебопека. Отец и мать были ровесниками и ровней по социальному положению. Возможно, это и послужило тому, что в семье царил мир и спокойствие. Хотя тихим дом назвать было нельзя, ведь здесь подрастал десяток сорванцов. Девятым был Рембрандт.

Родители всю жизнь упорно трудились, чтобы вырастить своих детей. Отец, скончался в 62 года, а мать — пережила его на десять лет. Три брата художника стали мельниками, а Рембрандт единственный, кто получил образование.

13-летний подросток успешно сдал экзамены в Лейденский университет. В связи с учебой он получил отсрочку от призыва в армию. Одновременно он начинает рисовать.

Автопортрет Рембрандта в 23 года

Иоханнес Орперс — мэр Лейдена, в одной из книг, которая была издана в 1641 г., несколько строк посвятил жизни Рембрандта. Это была небольшая биография о художнике. Из которой мы узнаем, что вначале Рембрандт около трех лет был в обучении у Якоба ван Сваненбюрха.

А в 1624 году на шесть месяцев уехал в Амстердам — к живописцу исторических полотен П. Ластману. В 1625 г. живописец возвратился на родину и нашел хорошего друга в лице Яна Ливенса. Несколько лет они создавали свои творения вместе, и иногда их картины были так схожи, что было почти невозможно установить автора.

Амстердам

В январе 1632 Рембрандт переехал в Амстердам. За три десятилетия население этого города увеличилось в три раза и достигло цифры 150 тысяч. Живописец рассудил так, что его карьера в этом большом городе пойдет вверх намного быстрее.

Раньше он писал небольшие произведения на религиозные темы и портреты. В Амстердаме он работал над большими заказами и вскоре достиг популярности. Около двух лет Рембрандт проживал у Хендрика ван Эйленбюрха, торгующего произведениями искусства. С ним он подружился сразу после приезда.

Саския

Летом 1634 художник женился на кузине Эйленбюрха — Саскии. Она была круглой сиротой, но имела хорошее наследство. Рембрандт в это время тоже успел стать ведущим живописцем.

Молодые были страстно влюблены. Несколько месяцев они проживали в доме Эйленбюрха, а затем приобрели для своей семьи новый великолепный дом.

«Саския в образе Флоры» - картина работы Рембрандта, 1634 год

За 5 лет Саския родила троих детей, но они умерли еще в младенчестве. В 1641 она родила 4-го ребенка. Это был мальчик, которому родители дали имя Титус. Сын остался жить, но врачи не смогли спасти его мать — 29-летнюю Саскию.

В это время Рембрандт работал над завершением знаменитой картины «Ночной дозор». Но жизнь его была скорбной. Он был безмерно опечален скоропостижной кончиной горячо любимой супруги и долго не мог работать, все время возвращаясь мыслями к трагедии.

«Ночной дозор». 1642. Холст, масло. 363 × 437 см

У него было много заказов на парадные портреты. Но откладывая постоянно работу над ними, он довольно быстро потерял заказчиков. Они предпочли не ждать, когда Рембрандт, наконец, возьмет в руки свою волшебную кисть, а отдали заказы другим художникам.

«Даная» (1636-1647). Рембрандт работал над картиной 11 лет!

Хендрикье Стоффелс

Художник с большим вдохновением работал над полотнами, в основном по библейским сюжетам. В тяжелые моменты Рембрандт часто обращался к религии, но нужно было подумать и о сыне, совсем еще малютке.

Он вынужден был нанять няню Гертье Диркс. Гертье обвинила художника в нарушении обещания на ней жениться. Этот инцидент был улажен — художнику пришлось раскошелиться. Было немало заседаний суда. В итоге ее признали неправой и осудили на 5 лет.

Хендрикье Стоффелс (1655)

Через три года Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс. Хендрикье родила сына, который умер младенцем, и дочь Корнелию. Видимо, дочь назвали в честь матери мастера.

Материальное положение живописца было плачевным. У него практически не было высокооплачиваемых заказов на парадные портреты, но он тратил огромные суммы на коллекцию. Там были картины эпохи Ренессанса, оружие, бюсты, старинные костюмы, восточные диковинки…

Последние годы жизни

В 1652 — 1654 гг. Голландия вела войну с Англией, которая полностью истощила государственную казну. Торговля почти прекратилась, что сразу же отразилось и на стоимости художественных произведений. Рембрандт продал часть коллекции, но это не помогло.

В 1656 Рембрандт уже не мог оплатить все накопившиеся долги и едва не попал в тюрьму. Он сумел избежать этого при помощи так называемой операции «передачи долгов». Художник доказал, что долги накопились по объективной причине.

Художник продал имущество и ему разрешили остаться в доме, которым он раньше владел, до 1660 г. После Рембрандт снимал недорогие квартиры в каком-нибудь бедном городском квартале.

Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.

Титус уже подрос и он вместе с мачехой создал фирму по продаже художественных произведений. Но Рембрант так и не смог выплатить все долги, хотя в городе его все уважали. В 1661 — 1662 гг. Рембрандту предложили два высокооплачиваемых заказа: полотно «Заговор Юлия Цивилиса» и портрет «Синдики» для гильдии суконщиков.

Последние годы живописца был печальны. В 1663 г. скончалась Хендрикье, затем Титус и невестка. 4 октября 1669 года покинул этот мир и сам Рембрандт Харменс ван Рейн — один из величайших живописцев. Ему было 63 года.

В этом видео дополнительная интересная информация «Рембрандт: биография»

Для Вас — «Рембрандт»↓кинофильм режиссёра Александра Корды. Вышел на экраны в 1936 году.

За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти автопортретов – картин, гравюр и рисунков. Ранний период творчества, сюжеты Ветхого и Нового завета, "Ночной дозор" как образ республиканской Голландии. Зрелый период творчества. "Святое семейство".

Творчество Рембрандта

1. Автопортреты

За свою жизнь Рембрандт сделал около восьмидесяти автопортретов - картин, гравюр и рисунков. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались. Один из первых - «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний живописец всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником.

Рис. 1. "Автопортрет" около 1628 г.

На автопортрете 1629 года яркий луч высвечивает безбородое пытливое лицо, оттененное кружевным воротником. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. На маленькой картине «Художник в своей мастерской» (1629 г.), которую долгое время приписывали Герриту Доу, нашему взору открывается лейденская мастерская Рембрандта, со столом, мольбертом, палитрой и ступкой для растирания красок. Себя художник изобразил непривычно далеко от картины, словно желая дать зрителю почувствовать, как он сам видит и понимает живопись.

В более зрелых портретах иной раз выражена душа художника, а иной раз тщательно выписан его наряд. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса, и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. В сближении с итальянскими мастерами чувствуется вызов со стороны Рембрандта, словно подчеркивающего непривычным нарядом XVI века свою духовную близость с великими предшественниками. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, - «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой, или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г.) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, - скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. А взгляд властный, гордый и ставший очень усталым в последние годы, омраченные материальными невзгодами и семейными неурядицами.

Рис. 2. "Автопортрет" 1660 г.

Необычный кельнский «Автопортрет», написанный около 1665 года, выразительный и беспристрастный, показывает Рембрандта еще способным улыбаться. Последние же два автопортрета 1669 года, хранящиеся в Лондоне и Гааге, один -- со сложенными руками, другой -- в разноцветном тюрбане поверх длинных седых волос, передают горечь и разочарование человека, оттесненного на задний план своими же бывшими учениками, человека, в 1641 году слывшего «одним из самых выдающихся живописцев своего времени».

2. Ранний период творчества

Рембрандт начал свой путь В Лейдане - первые его самостоятельные работы относятся к середине 20-х годов; с 1632 года и до конца жизни Рембрандт работал в Амстердаме - главном художественном центре страны. Вторая половина 20-х и 30-е годы были временем поисков Рембрандтом своего пути и творческого метода.

Рембрандт изучает реальность, стремится овладеть ее разнообразными аспектами (о чем свидетельствуют его рисунки), но преимущественный его интерес вызывают индивидуальный человеческий характер и многообразие проявлений духовной жизни.

Внимание к внутренней жизни человека определяет своеобразие и первых сюжетных картин Рембрандта (Товий и его жена», 1625 - 1626, «Апостол Павел в темнице», 1627). Акцент на психологическом переживании события, которое Рембрандт хочет увидеть как бы глазами его участников, особенно ярко выражен в «Христе в Эммаусе» (ок. 1629). Художник показывает реакцию персонажей - волнение, испуг, потрясение. Но, как и в ранних автопортретах, эмоциональные аффекты еще однозначны и форсированы, позы и жесты слишком демонстративны.

В произведениях конца 20-х - начала 30-х годов уже выявляется роль света как средства усиления эмоциональной выразительности сцены. В «Апостоле Павле» освещение подчеркивает настроение героя. В «Христе в Эммаусе» противопоставление света и тени передает внезапность и силу охватившего апостолов чувства.

Историческая живопись стала наряду с портретом основной областью творчества Рембрандта. Сюжеты Ветхого и Нового завета позволяли придать содержанию произведения образную масштабность, а его смыслу - обобщающий характер. Обращение к религиозно-мифологической тематике не означало для Рембрандта отказа от жизненной правдивости изображения, - напротив, он ставит своей целью совместить реальное, земное, конкретное с тем возвышенным духом и общезначимым смыслом, который заключен в легенде.

При этом живописный стиль раннего периода противоречив. Рембрандту не всегда удается органически соединить возвышенность и достоверность, величественность чувств и грубоватую правду реальности. Так, в «Христе в Эммаусе» слишком резок контраст обыденности (простонародный облик персонажей и будничность антуража) и чудесного события.

Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г.). С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, - в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г; «Ослепление Самсона»).

Тяга Рембрандта к зрелищной пышности и драматическим коллизиям - так же как и его бравада, желание развенчать привычные художественные нормы и идеалы - была во многом связана со стремлением уйти от прозаизма и бюргерской ограниченности устоявшегося уклада буржуазного быта. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г; автопортреты из Пти Пале, из Берлина и Лувра, 1634 г.). Эти как их называют, воображаемые портреты словно воплощали некую мечту о прекрасном человеке, об образе, возвышенном над будничной реальностью.

В этот период Рембрандт не только ищет собственный идеал жизни и человека - он создает и произведения, которые предвещают его дальнейший путь. «Снятие с креста» (между 1633 и 1639 гг.) написано под воздействием знаменитой композиции Рубенса, но сюжет трактован Рембрандтом как камерная сцена: это дает возможность зрителю почувствовать как нечто лично к нему относящееся, лично к нему взывающее человеческую трагедию - гибель измученного страданиями Христа и горе его близких. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы.

В 30-е годы Рембрандт был самым популярным живописцем Амстердама. К нему приходят успех, слава, материальное благополучие. В его мастерскую стекаются ученики.

Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Они написаны с большой пластической силой, великолепно передают сходство, схватывают характерное в облике, но своего пути в портретной живописи Рембрандт еще не нашел. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования, именно в произведении этого жанра - групповом портрете корпорации амстердамских стрелков - удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики, и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г.).

Замысел художника был необычен: к портретам восемнадцати заказчиков он добавил вымышленные персонажи и связал их сюжетным мотивом: выступлением роты, которая выходит из-под арки и переходит мост через канал. Фигуры и лица то скрадывает тень, то выхватывает яркий свет дня. В группе стрелков мы видим затесавшихся в нее прохожих, в том числе девочку в золотисто-желтом платье, подобно яркому огоньку, мелькающую в этой энергичной мужской толпе.

Соединение портретных изображений с безымянными фигурами, динамика композиции придали ей большую жизненную убедительность. Но своеобразие «Ночного дозора» заключается в том, что это не только групповой портрет, но и массовая сцена. Мотив движения, выступления стрелков, величественная архитектура фона, красочные разнообразные костюмы, контрасты света и тени, наконец, огромные размеры картины создают впечатление торжественного шествия, значительного общественного события. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. Рембрандт вновь утверждает ее тогда, когда гражданский пафос и демократические идеалы из голландской действительности и из голландского искусства. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины.

Рис. 3. «Ночной дозор» 1642 г.

3. Зрелый период творчества

«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность - все, что было связано с противоречивыми поисками большого образа, - уходят из его искусства. Определяются и постепенно складываются в законченную систему новые творческие принципы. Этот процесс завершается к 50-м годам, которые открывают последний этап деятельности Рембрандта.

В 40-е годы Рембрандт перерабатывает некоторые свои произведения, написанные в предшествующее десятилетие, - красноречивое свидетельство изменения художественных устремлений мастера. Первый вариант картины «Даная» был создан в 1636 году. Мифологический сюжет был подан в эффектном нарядном оформлении, но сама героиня поражала своей обыкновенностью. Фигура Данаи, написанной с конкретной модели, совершенно индивидуальна по своему физическому складу, ее формы и пропорции весьма далеки от идеальных норм красоты. Утверждение реалистического видения действительности в изображении обнаженного тела - той «сферы» художественного творчества, где очень долго господствовал классический идеал, - получило особенно яркий, программный характер

В 1646 - 1647 годах Рембрандт переписал центральную часть картины, включающую Данаю и служанку. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда - он стремился и к правде внутренней. Выражение лица, новый, найденный в этом варианте жест правой руки удивительно точно и проникновенно передавали эмоциональное состояние героини - волнение и радость, ожидание и надежду, нетерпение и призыв. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Чудесное, величественное становится равнозначным для Рембрандта одухотворенному переживанию.

Изменилась и его живописная манера. В нетронутых частях картины детально проработаны формы, тщательно переданы детали, фактура нейтральна, в колорите преобладают холодные тона; в центральной зоне - письмо широкое, свободное, а колорит выдержан в теплых золотистых и коричневатых тонах, излюбленных художником в зрелый период творчества. Усложнились функции света - он получает как бы самостоятельный, многозначный духовный смысл. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства.

В искусстве Рембрандта поэзия и правда приходят к гармоническому единству. Раскрытие поэтического, возвышенного в реальном, обыденном и, с другой стороны, истолкование сюжета не как коллизии «событийной», а как коллизии психологической - в этом он находит теперь решение проблемы. Акцент переносится на внутреннее, духовное содержание образа или события.

Поэтичность, одухотворенность Рембрандт вносит в портретные характеристики («Человек с соколом», 1643 г; «Портрет Агаты Бас», 1641 г.). Отныне и автопортреты художника - уже не этюды экспрессии, а раскрытии внутреннего мира человека на различных этапах его жизненного пути, его духовной эволюции.

В легендах священного писания Рембрандт стремится найти близкое каждому человеческое «начало» - нравственное достоинство и красоту он видит в обычном человеке и в обычных явлениях жизни. Не случайно так привлекает Рембрандта в 40-х годах лирическая тема. Глубина чувств, нежность и интимная теплота отношений поэтизируют жизнь простых людей и дают ощущение ее моральной высоты («Святое семейство», 1646 г; «Товий и его жена» 1645 г.).

Но лиризм интерпретации и конкретность в передаче окружения не придают произведениям жанрового характера - внутренняя значительность выводит содержание картины за рамки частного эпизода.

«Зерном» эстетических замыслов Рембрандта становится воссоздание материальной и эмоциональной среды, окружающей человека, неразрывно связанной с его бытием, с его внутренним миром, среды, которая не в меньшей мере, чем сам образ, и наравне с ним выражает настроение и смысл сцены.

В «Святом семействе» (1645 г.) сцена погружена в прозрачный, пронизанный трепетным золотистым светом полумрак, в котором замирает, останавливается действие который словно впитывает в себя эмоциональные «голоса» картины. Оттенки чувств дают ощущение длительности переживания и вместе с тем как бы течения жизни во времени.

Так во второй половине 40-х годов утверждается проблематика творчества зрелого и позднего Рембрандта; тогда же формируется его новая живописная система. Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Излучающий сияние и тепло свет становится материальным эквивалентом лирического чувства, - он определяет духовную атмосферу сцены, он - носитель ее этического смысла. Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Свет, как бы рождающийся вместе с телесной формой, придает ей особую легкость, а пространство получает благодаря светотени глубину и воздушность. Фигуры сливаются в одно целое с пространством, которое воспринимается как эмоциональная среда, насыщенная чувствами и переживаниями человека.

Пластическая форма также получает особую духовность. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г.) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Каждая форма, поворот, изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Ее душевное состояние воссоздано так глубоко и полно, что вся жизнь Вирсавии словно проходит перед ее взором и перед взором зрителя.

4. Поздний период творчества

Последние десятилетия жизни художника - самый значительный этап в его искусстве. Сосредоточиваясь на проблемах духовного содержания, Рембрандт приходит к большим обобщениям философского и этического порядка. В области самой живописной формы он делает открытия смелые, далеко заглядывающие в будущее.

Для Рембрандта 50 - 60-х годов истолкование сюжета - это, по существу, раскрытие внутреннего мира человека, чье духовное богатство, нравственные коллизии, судьба получают общезначимый смысл. В этом плане можно говорить об исключительной близости тематической картины и портрета в творчестве позднего Рембрандта.

В портретах 50 - 60-х годов Рембрандт хочет передать многоплановость, многосторонность человеческого характера, но, прежде всего - сложность внутренней жизни человека, ее разнообразие и изменчивость, неуловимые оттенки сменяющих друг друга чувств и мыслей, показать их взаимопроникновение и в непрерывности, иначе говоря - во времени. В отличие от Хальса, запечатлевшего человека в определенный момент, как бы вырванный из временного потока, Рембрандт дает в портрете ощущение постепенного становления образа.

Рембрандт ценит в человеческой личности не столько ее рационально-гармоническую цельность, сколько глубину и тонкость только ей свойственных интеллектуальных и душевных реакций на окружающее. Но сила и значительность, с которой передан Рембрандтом духовный и душевный мир конкретной личности, заставляют видеть в индивидуальном образе общечеловеческие черты.

Ян Сикс (1654 г.) изображен в момент полной погруженности в себя: он остановился, замерла рука, натягивающая перчатку. В умном, выразительном лице Сикса, в его взгляде, не замечающем ничего вокруг, видна печаль и какая-то скрытая неудовлетворенность, проницательность и обостренная душевная чуткость.

Благородная красота цвета - сочетание серого камзола, черной шляпы, рыжеватых волос и красного плаща с золотыми галунами - созвучна созданному Рембрандтом образу. На всем облике Яна Сикса лежит печать духовного аристократизма, которая словно дает обоснование сложной гамме чувств, которые он сейчас испытывает. Большое внутреннее достоинство говорит о высоком личном самосознании личности.

Необыкновенно смело письмо Рембрандта, широкий свободный мазок, эскизная, «открытая» манера. Формы мягки, податливы, готовы реагировать на любой эмоциональный импульс и безупречно ясны, точны и определенны, - образ дается и в своей завершенности и в изменчивости внутренней жизни.

В портретах Рембрандта характер человека теряет свою статичность - одно воссозданное на полотне состояние складывается из различных переживаний и эмоциональных ощущений. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г.) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. Трудно определить словами, что выражает его взгляд, едва тронувшая губы слабая, чуть усталая улыбка - душевную тонкость, доброту, мягкую снисходительность, насмешливость и притаившуюся в ней легкую грусть. Скольжение теней, игра световых бликов, подвижность и неопределенность контуров, движение самой красочной массы дают ощущение внутренней динамики, которую подчеркивает и композиция портрета, неустойчивость позы, поворот головы.

Портреты Рембрандта как бы вбирают в себя не только настоящее, но и прошлое человека - они становятся историей целой жизни, портретом-биографией. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г.), «Портрет старика в красном» (1652 - 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. 1655), отражен жизненный путь человека, опыт всех тревог, горестей и разочарований, трудных нравственных испытаний и побед над собой, - опыт, в котором герои портретов Рембрандта никогда не утрачивают душевной чистоты, но который одним прибавляет духовную силу и способность выстоять в жизненной борьбе, а других приводит к смирению, к скорбной и мудрой отрешенности.

Фактура и свет являются средствами психологической характеристики. Неровные слои краски, то ложащейся буграми или собирающейся в сгустки, то нанесенной легким слоем, дают впечатление кристаллизации, формирования образа на глазах зрителя. Свет, словно бы идущий изнутри, из глубины существа человека, воспринимается как эманация его духовной жизни - трагической печали старости, нежности и душевного тепла («Портрет Хендрикье Стоффельс», 1658 - 1659 гг.), поэтической чистоты юности («Портрет Титуса», ок. 1656).

По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г.). Композиция построена так, чтобы избежать монотонности ритма и добиться естественности в расположении фигур. Чрезвычайно тонко варьирует Рембрандт повороты, наклоны голов, жесты; сдержанные в своей внешней экспрессии, они с предельной ясностью передают различные оттенки внимания и сосредоточенности. Каждый характеризован художником точно и полно, при всём этом самыми скупыми средствами; это выразительные индивидуальные портреты и в то же время разнообразные человеческие типы. Но главное в произведении Рембрандта - это ощущение взаимопонимания персонажей, их духовного единения. Оно вытекает из психологической концентрации героев на общем, волнующем всех событии, поэтому композиция дает впечатление нерасторжимой внутренней связи изображенных людей.

«Синдики» Рембрандта - вершина и завершающее слово в искусстве голландского портрета.

Рис. 4. «Синдики цеха сукноделов». 1662 г.

Персонажи портретов Рембрандта неповторимы по складу натуры, по духовному облику, но Рембрандт как бы стремится понять каждого, «принять» его и сблизиться с ним, даже если этот человек многим чужд ему. Герард де Лэресс, с лицом, изуродованным сифилисом, жалкий и страдающий, выставляет напоказ свою самоуверенность и нарочитую, немного утрированную элегантность; он старается сохранить невозмутимость, но в умных и печальных глазах читается невысказанная боль («Портрет Г. де Лэресса», 1665 г.).

Глубоко проникающие в психологию моделей, портреты Рембрандта связаны каким-то внутренним родством: их объединяет присущая всем одухотворенность и эмоциональная насыщенность, но в первую очередь - то теплое участие художника, его благожелательность, как бы продиктованные острым чувством справедливости, накладывающие на его портретные образы печать особой гуманности и проникновенности. В каждом человеке Рембрандт умел найти нечто прекрасное, соответствующее его высокому моральному идеалу.

Искусство позднего Рембрандта исполнено огромной духовной значительности и философской глубины.

В основе тематических композиций в живописи конца 50-х и 60-х годов часто лежит нравственная коллизия. Человеческая жизнь понимается Рембрандтом как предопределенный судьбой трудный, полный испытаний путь, в котором человек должен следовать неким внутренним, моральным законам - законам справедливости, добра, сострадания.

Сюжет композиции «Ассур, Аман, и Эсфирь» (1660 г.) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Еврейка Эсфирь, жена персидского царя Ассура, поведала царю о коварных планах его друга, визиря Амана, задумавшего погубить иудейский народ. Изображенные в нейтральном темном пространстве, персонажи картины внешне разъединены, отчуждены друг от друга - каждый замкнут в себе, поглощен своими раздумьями и душевными терзаниями, но их жизни связаны незримыми нитями, их дальнейшая судьба решается этой встречей. Идея и настроение картины прежде всего языком красочных и световых отношений: пылающими в коричневом сумраке оттенками красного цвета, пронизывающими его вспышками золотистого тона, сиянием парчовой мантии Эсфири и напоенным светом профилем ее лица.

Герои Рембрандта никогда не бывают характерами одноплановыми, и в этом - а не только в перипетиях судьбы - также кроется источник их нравственных страданий.

Картина «Отречение апостола Петра» (1660 г.) раскрывает драму человека, изменившего своим убеждениям. В лице апостола Петра, неожиданно высветленном в сумраке ночи пламенем свечи, которую держит служанка, - сложнейшая гамма терзающих его противоречивых чувств: страх и робкая мольба, раскаяние и стыд, сознание своей слабости и неискупимой вины. Их воплощает как бы зыбкая, неустойчивая пластика лица с его формами, то растворяющимися в свете, то получающими определенность.

Вместе с тем в осанке св. Петра, в величественном развороте фигуры, в ее масштабе, в сиянии белого, мерцающего золотистыми рефлексами плаща - самого большого и светлого пятна в картине - угадывается отзвук иных, благородных качеств его натуры, оказавшейся слабой в миг испытания, но самой своей способностью к столь сильным переживаниям, к трагическому душевному конфликту возвышающейся над своими врагами.

Одна из вершин искусства позднего Рембрандта - картина «Давид и Саул» (начало 1660-х годов), библейская легенда рассказывает о том, что царя Саула, сомневавшегося в прочности своего престола, мучили приступы жестокого гнева, доводившие его рассудок до помрачения. Только пение и игра на арфе мальчика Давида способны были облегчить его страдания; но в Давиде Саул подозревает своего преемника, и в облике маленького пастушка к царю как бы появляется его судьба.

Рембрандт изображает тот момент, когда Саул, слушая игру Давида, переживает огромное потрясение: утих его гнев, ослабла рука, держащая жезл, пологом занавеса он утирает слезы. В этот миг душевного переворота, внутреннего просветления обнажились самые сокровенные, тайные чувства Саула, в которых он, может быть, не признается и самому себе: страх, отчаяние и одиночество.

Художник смело, свободно накладывает на холст мазки краски, применяя при всём этом различные кисти, нож, даже втирая краску пальцем, - кажется, что мы присутствуем при самом акте творения, когда от художника к персонажам картины словно передается вдохновенность эмоционального порыва, эта переливающаяся, как драгоценные камни, красочная «лава» становится зримым воплощением стихии чувств, владеющей героями картины.

В сюжетах евангелии и Библии Рембрандт искал не только вечный смысл и обобщающие образы, но и тот драматизм, который заставляет человека раскрыться во всем противоречивом богатстве своей натуры, ту степень духовного напряжения, когда сила переживания обнажает в человеке его лучшие качества, когда проявляются его самые высокие душевные порывы. Духовный, этический идеал Рембрандта именно в нравственной драматической коллизии находит почву для своей реализации.

Этическая проблематика рембрандтовского искусства получила итоговое выражение в монументальной композиции «Блудный сын», написанной незадолго до смерти (1668 - 1669 гг.).

Сюжетом послужила евангельская притча о юноше, ушедшем из родительского дома, беспутно растратившем молодость и богатство, а потом в раскаянии вернувшемся под отчий кров. Все пространство картины погружено в полумрак, поглощающий немногочисленные детали фона и свидетелей события, чтобы сосредоточить внимание на фигурах отца и сына. Они образуют замкнутую группу: фигура юноши, оборванного и жалкого, прижавшегося к отцу в стыде и раскаянии, как бы охвачена силуэтом старика. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. Сочувственное, печальное молчание присутствующих заставляет отчетливее слышать внутренние голоса героев, их немой диалог. Руки отца - старца с добрым и мудрым лицом - опущены на плечи сына - он ласкает, ободряет, удерживает и прощает его. Но в этот час встречи и примирения они не испытывают радости и счастья - ни сын, ни отец не могут отрешиться от всего пережитого, и их прошлое находится сейчас с ними - скитания, нищета и унижения одного, горе и долгое скорбное ожидание другого.

В глубоко золотисто-коричневом тоне, господствующем в композиции, выделен как главный эмоциональный, драматический акцент красный плащ, накинутый на плечи отца. Он придает особую величавость фигуре старца, а бесчисленные оттенки, переливы, мерцания, вспышки и затухания красного цвета воспринимаются как отголоски его переживаний.

Захватывающая человечность и потрясающая мощь, с которой звучит в этой картине призыв к состраданию, великодушию и любви, с которой выражена в ней вера художника в их великую преображающую и возвышающую силу, делают «Блудного сына» вершиной «трагического гуманизма» Рембрандта.

Рис 5. «Возвращение блудного сына». 1668 - 1669 гг.

Конец 50-х и 60-е годы - время его величайших творческих свершений - были и годами тяжелых личных испытаний: Рембрандт разоряется, смерть уносит самых близких людей; он теряет приверженцев, ему изменяют ученики. Художник узнает горечь старости и одиночества. Но на своих автопортретах, написанных в эти годы, Рембрандт предстает как человек, до последних дней сохранивший достоинство и гордость, независимость и нравственную силу, которые давали ему счастье творчества, сознание правильности избранного пути и то величие духа, которое требуется, чтобы идти по нему до конца (автопортреты в собр. Фрик в Нью-Йорке, 1658 г; в Венском музее, 1652; в Национальных галереях Вашингтона и Лондона, 1659г., 1669 г.).

5. Графика

Рембрандт ставит в своем искусстве проблему этической ценности личности, нравственного смысла человеческой жизни. В русле этой проблематики идут его художественные искания в 50 - 60-е годы - как в живописи, так и в графике.

Графика - рисунок, гравюра - была совершенно самостоятельной областью творческой деятельности Рембрандта. Особенно много он работал в офорте - как офортист Рембрандт не знает себе равных в мировом искусстве. Он обогатил технику офорта новыми приемами, которые придали ей необычайную гибкость и безгранично расширили арсенал ее выразительных возможностей. Травление Рембрандт дополнял так называемой «сухой иглой, - то есть штрихами, проведенными прямо на поверхности печатной доски; по краям бороздок оставались частицы процарапанного металла, так называемые барбы, которые задерживали краску. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания - в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т.д.). В результате Рембрандт добился в офорте и особой остроты рисунка, и постепенности градаций освещения, и мягкости, расплывчатости линий, и богатства тональных контрастов. Иногда Рембрандт вносил изменения в уже готовую печатную доску - каждое из ее состояний, по существу являлось самостоятельным произведением.

Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна - бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Каждая тема получает свое графическое решение. В пейзажах с предельным лаконизмом, используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г.; «Мостик Сикса», 1645г.; «Поместье взвешивателя золота», 1651 г.) В офорте «Три дерева» (1643 г.) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Борьба солнечных лучей с тучей, обрушившей на землю потоки воды, придает пейзажу героическую мощь.

Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист - многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг.). Каждый по-своему ожидает чуда исцеления - с верой, нетерпением, покорностью, с затаенным страхом или всепоглощающим желанием, опрокидывающим все сомнения. Эту тему надежды и страстного ожидания оттеняют недоверие и насмешки богачей и какая-то внутренняя робость самого Христа, - словно так же, как и бедный люд, как все страждущее человечество, собравшееся возле него, он ждет и надеется на чудо, которое должны сотворить его любовь и сострадание к ним.

В графике Рембрандта с особой непосредственностью выразились его демократизм, его сочувствие миру обездоленных.

Лучшие, наиболее совершенные офорты Рембрандт создал в 50-е годы (после 1660 г. он более не занимался гравюрой). В это время Рембрандт обращается главным образом к сюжетам Ветхого и Нового завета. Он воплощает в них свои размышления о тайне человеческой жизни и ее назначении, об этических проблемах бытия и его трагических конфликтах. По силе эмоционального выражения офорты 50-х годов не уступают его живописи, а порой и превосходят ее.

В «Слепом Товие» (1651 г.) легкие штрихи пронизывают пространство, растворяя границы предметов и фигур - все кажется наполненным трепетным скользящим светом, передающим тончайшие нюансы чувств отца, напряженно и взволнованно ожидающего прихода сына, все оттенки робкой, но неистребимой надежды, которая поддерживает жизнь одинокого и беспомощного старика, отгороженного от мира своей слепотой.

Рис. 6. «Слепой Товий». 1651 г.

В «Проповеди Христа» (ок.1656 г.) плетением штрихов, градациями светлого и темного показано сложное многоголосие различных настроений и эмоциональных реакций - сочувствие, презрение, равнодушие, непонимание, тупое высокомерие, снисходительность, человеческое участие.

В гравюре Рембрандт остается тем же неповторимым мастером светотени, причем как штрихи, так и градации света, жизнь света стали в офортах 50-х годов необыкновенно многообразными по своим функциям, по своей экспрессии. В так называемом «Фаусте» (ок. 1653 г.) два насыщенных, ярких световых пятна - голова алхимика и диск на фоне окна - становятся воплощением духовных способностей, творческого усилия, которое награждает человека откровением истины. В «Снятии с креста» (1654 г.) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. В «Положении во гроб» (ок. 1659 г.) печальное и трепетное сияние света концентрирует в себе переживания всех участников сцены, драматическое безмолвие людей, связанных общностью страдания. В «Принесении во храм» (ок. 1658 г.) призрачное мерцание света во тьме рождает впечатление волнующего приобщения к тайне и напряженного, исполненного трагических предчувствий провидения будущего.

В офортах нашла отражение и одна из центральных тем творчества Рембрандта 50 - 60-х годов - одиночество человека и призыв к духовной близости людей. В офорте «Три креста» (первые три состояния - 1653 г., четвертое - 1660 г.) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия - в страхе и отчаянии. Льющийся с небес таинственный свет подчеркивает и тот мрак, в который смерть Христа погрузила землю, и прозрение людей, в трагизме случившегося нашедших путь друг к другу. В скорбном единении людей, которых пережитая драма вывела из своего замкнутого мира, в этом братстве страдания, быть может, и находит свое осмысление и оправдание гибель Христа, вознесенного над миром и толпой во тьму ночи и вечного одиночества.

1. «ВВЕДЕНИЕ в культурологию» под редакцией Е.В. Попова, Москва, 1995 г.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. Москва, 1998 г.

3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 2. Москва, 1990г.

4. История искусства зарубежных стран XVII - XVIII вв.: Учебник. Москва, 1988 г.

5. История искусства стран Западной Европы от Возрождения до XX века. Москва, 1988 г.

6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Том 2. Москва, 1964 г.

7. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. Москва, 1974 г.

8. Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Москва, 1989 г.

9. Советский энциклопедический словарь. Москва, 1982 г.



Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте . Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
Бесплатная оценка
Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Творчество Рембрандта.
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Искусство делает нашу жизнь интересней и прекрасней. Есть люди, которые останутся в памяти на долгие века, работа которых будет наследоваться все новыми поколениями.

Прочитав эту статью, вы станете ближе к пониманию наследия мирового искусства, которое оставил после себя великий мастер - художник Рембрандт ван Рейн.

Биография

Сегодня его называют мастером теней, а также человеком, который мог положить абсолютно любую эмоцию на полотно. Далее ознакомимся с тем жизненным путём, который ему пришлось пройти.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Нидерландах, в городе Лейдене. С юных лет его интересовала живопись, и с 13 лет он учился изобразительному искусству у Якоба ван Сваненбюрха, который являлся историческим живописцем.

После этого, известно, что Рембрандт в 17 лет учился у Питера Ластмана, приехав в Амстердам. Его учитель специализировался на библейских мотивах и мифологии.

Занялся своим делом

Уже к 21 году Рембрандт ван Рейн вместе со своим другом открыл мастерскую по рисованию и проводил регулярные наборы учеников и занятия по изобразительному искусству. Прошло буквально несколько лет, и он стал популярен среди окружающих как мастер своего дела.

Вместе со своим другом Ливенсом они уже в то время творили шедевры, и их заметил Константин Гюйгенс, который был секретарём у принца Оранского. Картину с Иудой тот назвал одним из лучших произведений искусства античности. Он сыграл большую роль в становлении художника, помогая наладить контакты с богатыми клиентами.

Новая жизнь в Амстердаме

К 1631 году Рембрандт ван Рейн уже полностью переехал жить в Амстердам. Жизнь в этом городе была полна заказов весомых клиентов, которые увидели в нём великого молодого художника. В это время его друг уехал учиться в Англию, где также старался добиться успеха под покровительством нового педагога.

Тем временем художник начинает увлекаться изображением лиц. Его интересует мимика каждого человека, он пытается экспериментировать с нарисованными головами людей. Рембрандт ван Рейн умел точно передать всё то, о чём говорили глаза человека, с которого он писал шедевр.

Именно портреты в то время принесли художнику коммерческий успех. Кроме этого, увлекался он и автопортретами. Можно найти множество его работ, где он изображал себя в воображаемых костюмах и одеяниях, интересных позах.

Время славы

Всеобщее признание в Амстердаме Рембрандт Харменс ван Рейн обрел после написания картины “Урок анатомии доктора Тульпа” в 1632 году, где он изобразил хирургов, которых доктор учил препарировать на примере трупа.

Если посмотреть на эту картину, то можно заметить ту тонкую грань, с помощью которой мастер изобразил выражение лица каждого из них. Это не просто лица людей, он сумел передать общую настороженную эмоцию целой группы учеников.

А то, как он изобразил тень в картине, поразило многих экспертов того времени. Они в один голос начинали говорить о том, что Рембрантд Харменс ван Рейн повзрослел вместе со своими картинами.

Можно сказать, что это время считается одним из самых благоприятных в жизни молодого художника. После брака с Саскией ван Эйленбюрх в 1634 году заказы посыпались на голову с такой скоростью, с которой он не успевал рисовать.

В первые годы жизни в новом городе более 50 картин успел написать молодой Рембрандт ван Рейн. Картины были особенные и яркие, про его творения не раз вспоминали писатели. К примеру, Йост ван ден Вондел, тогдашний известнейший поэт и драматург, отдал дань уважения автору в своих стихах о написанном им портрете Корнелиса Ансло.

На тот момент денег ему хватило, чтобы купить собственный особняк. Увлекаясь искусством и изучением работ классиков и других мастеров, он заполнял свой дом известными как произведениями современников, так и творениями античных времён.

Семейная жизнь

Сегодняшние художественные критики отмечают хорошие работы того времени, которые писал Рембрандт ван Рейн. Картины его жены Саскии в различной одежде и на разном фоне говорят о том, что мастер полностью созрел и начал создавать своё искусство на полотнах.

Было и горе - трое детей, которые появились у него во время брака, умерли в маленьком возрасте. Но в 1641 году у пары родился сын Титус, который был отдушиной молодых родителей. То бурное время отлично отпечаталось на картине художника “Блудный сын в таверне”.

Неприятное событие

Как и в ранние годы, воображение великого художника всегда подталкивало его на создание картин с определёнными библейскими сюжетами. Чего только стоит его картина “Жертвоприношение Авраама”, которую он написал в 1635 году! Так чётко переданы эмоции и настроение, начинаешь переживать, что стоит моргнуть, как сразу нож вонзится в плоть.

В современном искусстве такое чувство удаётся передать только фотографам, которые делают чёткий снимок в движении. Действительно, поражает его умение отобразить атмосферу ситуаций, обработанных воображением великого мастера.

Начало проблем

На смерти жены не закончились неудачи художника. Взгляды художника постепенно менялись. Постепенно пропадал тот молодой Рембрандт ван Рейн, творчество которого восхищало современников.

В 1642 году получил великолепное предложение написать портрет мушкетёров, который должен был быть размещён в новопостроенном здании Стрелкового общества. Это была одна из самых больших картин, которую когда-либо писал мастер - она достигала четырёх метров.

По видению заказчиков художник должен был создать обычный портрет солдат, который бы излучал силу и уверенность. К сожалению, художник Рембрандт ван Рейн выполнил задание по-своему.

Как видно на картине “Ночной дозор”, которая приведена ниже, его произведение трудно назвать портретом. На полотне изображена целая сцена подготовки стрелковой роты к внезапному походу.

Причём можно заметить, как застыло движение в картине. Это отдельный кадр из жизни солдат. Было много негодования от заказчиков по этому поводу. Некоторые мушкетёры были отодвинуты на задний план, а кто-то и вовсе был запечатлён в неловкой позе.

Кроме того, резкая игра света и тени, которую, пожалуй, никто бы не смог так ярко и смело изобразить на полотне, также не вызвала восхищения.

После этого Рембрандт ван Рейн, произведения которого ещё вчера считались одними из наилучших, стал становиться не интересным высокопоставленной публике. А это значило в то время, что и дорогие заказы делать у него никто не будет.

Теперь представьте себе человека, который жил всю жизнь на широкую ногу, а потом резко потерял источник доходов. Разве он сможет уже отказаться от привычной жизни?

Современность требовала детализации картин

От него постепенно уходят ученики. Видение Рембрандта постепенно становится не соответствующим моде того времени - новые веяния шли в сторону максимальной детализации. То есть если бы художник начал рисовать так, как он это делал в молодости, то на него был бы немалый спрос.

Но жизнь непредсказуема, так же, как и настоящая творческая личность. Его рука обретала твёрдость, ему нравилось играть с тенью, размывая чёткие грани объектов.

Невозможность хорошо зарабатывать сказалась на его финансовом положении. Учитывая то, что его покойная жена была дамой из богатой семьи, её приданое перешло полностью в его владения. И, не имея заработка, он просто его тратил, или “прожигал”, на свои нужды.

В завершение сороковых годов 17 века он сошёлся со своей служанкой Хендрикье. Её можно заметить на некоторых его картинах. В то время законы были строги по отношению к семейным узам, и его муза была осуждена судом, когда у них появилась на свет малышка Корнелия.

Трудно найти известные полотна этого периода жизни художника. Он постепенно отходил от много содержащих мотивов и сцен, которые писал в недалёком прошлом.

Но он, как творческий человек, проявлял себя и в других сферах. На тот момент он уже мастерски выполнял офорты. Ему понадобилось целых 7 лет, чтобы завершить шедевр под названием “Христос, исцеляющий больных”.

Он смог продать его за достаточно большие для того времени 100 гульденов. считается самым лучшим из тех, которые смог сотворить Рембрандт.

Закат Рембрандта

Пожилой художник всё чаще сталкивался с материальными проблемами. В 1656 он стал полным банкротом, передав всё своё наследство сыну. Жить стало не на что. Год спустя ему пришлось продать своё поместье. Вырученные деньги помогли ему перебраться на тихую окраину Амстердама. Он устроился в еврейском квартале.

Самым близким для него человеком во время его старости был сын. Но Рембрандту не повезло, ведь он дожил до его смерти. Больше выносить удары судьбы он не смог и через год также скончался.

Сегодняшний Рембрандт

Искусство никогда не умирает. Творцы живут в своих работах, в частности, художники всегда являются частью их полотен. Сущность человека передаётся в его стиле и мастерстве написания картин.

На сегодняшний день Рембрандт ван Рейн считается художником с большой буквы и признан всеми критиками. Его работы достаточно высоко ценятся. К примеру, в 2009 году на аукционе его картина “Поясной портрет неизвестного мужчины, стоящего подбоченясь”, написанная в 1658 году, была продана за рекордную цену - 41 миллион долларов США (в пересчёте по курсу того времени).

Также по достоинству оценена его картина “Портрет пожилой женщины”, которую в 2000 году удалось продать примерно за 32 млн дол. Это полотно язык даже не поворачивается назвать “картиной”. Оно похоже просто на большую фотографию - так сильно детализировать лицо мог только великий мастер.

Такие люди, как Рембрандт Харменс ван Рейн, действительно вдохновляют. И необязательно становиться именно художником, нужно просто делать то, что тебе нравится, и главное - от души.