ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

И УПРАЖНЕНИЯ

ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ

Задания по конструированию для детей младшего дошкольного возраста

воспитатель:

Задание 1. «Знакомство с основными геометрическими фигу- ми» (см. приложение, рис. 24, 25)

После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат

"треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом

" игуры, изображенные пунктирными линиями, после чего рас-

расить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребен-

ом слова: «Шарик круглый, окно квадратное...»

Задание 2. «Найди и назови фигуру» (см. приложение, рис. 26) Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а атем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для рас­крашивания.

Задание 3. «Флажки и гирлянды»

Предложите детям закрасить каждую первую фигуру гирлянд

И флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные

пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите

; ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать, в какой

: цвет он их раскрасил (см. приложение, рис. 27).

Задание 4. «Куриное семейство»

Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее рас­крашенную) (см. приложение, рис. 28). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геомет­рическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят.

Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окон­чании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ре­бенку показать на картинке самый большой круг, круг помень­ше и самые маленькие кружочки.

В конце занятия уточните, какую геометрическую фигуру они выделяли. Предложите найти предметы круглой формы в окру­жающем пространстве. Пусть начертят круги пальчиком на сто­ле, на полу, в воздухе. Дайте нарисовать им круги на бумаге.

Задание 5. «Паруса»

Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на кар­тинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны (см. приложение, рис. 29).

После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. По аналогии с предыдущим заданием проведите работу с детьми по закреплению представлений о треугольнике.

Задания 6 и 7. «Машины» и «Узоры»

Методика работы аналогична заданиям 4 и 5 (см. приложе­ние, рис. 30, 31).

Пусть дети рассмотрят различные геометрические фигуры, с которыми они работали, выполняя задания 4-7, затем раскра­сят и вырежут их. Побуждайте детей создавать из них геометри­ческие узоры способом чередования и накладывания фигур. (Ус­ложнение: предложите детям классифицировать фигуры, ото­брав все треугольники, квадраты и т. п.)

Покажите детям способ обведения сначала одной фигуры фломастером, затем простого изображения из двух-трех фигур. Получившееся изображение будет являться простейшей схемой.

Задание 8. «Выкладывание картинок» (см. приложение, рис. 32, 33)

Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры.

Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации . Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте при анализе детской работы закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету. Для выкла­дывания третьей картинки вырезайте по одному комплекту де­талей. Сложите из них изображение и обведите фломастером каждую фигуру так, чтобы получился контур, снимите фигуры и пред­ложите детям собрать изображение снова.

Задание 9. «Конструирование по схеме»

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строитель­ного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько дета­лей больше, чем понадобится (см. приложение, рис. 34).

Задание 10. «Конструируем из палочек»

Предложите детям палочки разной длины, попросите ото­брать самые длинные, покороче и самые короткие (см. прило­жение, рис. 35). Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмот­рите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работ ы

закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, кото­рые будут возникать в процессе выкладывания.

Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.

Задание 11. «Найди фигуру»

Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, за­тем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования). Покажите ребенку конус и пред­ложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем при­зму). После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали (см. приложение, рис. 36).

Задание 12. «Найди пару»

Предложите ребенку поиграть в игру «Найди пару» (см. при­ложение, рис. 37). (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить карточки на карту, используемую при выполнении предыдущего задания (фигуры, одинаковые по форме, но раз­ные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

Задание 13. «Построй по схеме»

Вспомните с детьми строительные детали, которые они зна­ют, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки (см. приложение, рис. 38). (Важно, Чтобы детали были изображены в натуральную величи­ну.)

Задание 14. «Накладываем детали»

Детей учат выкладывать изображения способом накладыва­ния объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали) (см. приложение, рис. 39).

При отсутствии в приобретенных вами наборах отдельных деталей, которые имеются на предлагаемой карте, замените их на другие или придумайте свои картинки. Сделать это просто: нужно выложить из деталей фигуру и каждую деталь обвести фломастером.

Задание 15. «Моделирование»

Воспитатель усаживается вместе с детьми за стол и начинает вырезать из цветной бумаги геометрические фигуры, обводя грани строительных деталей. Затем высыпает на стол заранее вырезанные фигуры и начинает складывать из них разные изображения (домик, елка, грибок, ворота и др.), побуждая детей сначала повторять его изображения, а потом создавать свои картинки. Можно начать приобщать детей к элементарному моделирова­нию, к созданию простейших схем. Для этого научите их обво­дить выложенные изображения фломастерами.

Задания по конструированию для детей среднего дошкольного возраста

Задание 16. «Выкладывание фигур»

Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геомет­рические фигуры для выкладывания изображений. После выпол­нения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке­ты? Сколько здесь одинаковых фигур?» (см. приложение, рис. 40).

Задание 17. «Найди лишнее»

На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям пред­лагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему (см. приложение, рис. 41).

Задание 18. «На что похоже?»

Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометри­ческие фигуры, называет их и просит сказать, на что они похо­жи. Например: шар - колобок, солнышко, лицо, воздушный шар , берет и т. д. (см. приложение, рис. 42).

Задание 19. «Конструируем из палочек»

Детям раздают палочки разной длины, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изо­бражения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изобра­жение этих предметов палочками.

Задание 20. «Сопоставь»

Детям предлагают два рисунка, на одном изображены гео­метрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на дру­гом - реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, и просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру «На что по­хоже?» - отыскать в окружающем пространстве предметы, на­поминающие знакомые им геометрические тела (см. приложе­ние, рис. 43, 44).

Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, прямоугольные стороны на одном и другом рисунке.

Задание 21. «Вспомни, на что похоже»

Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предме­ты, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

Задание 22. «Посчитай и сконструируй»

Детям показывают рисунок с изображением роботов из гео­метрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать роботов-человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают гео­метрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения (см. приложение, рис. 45).

Задание 23. «Обустрой комнату»

Воспитатель предлагает детям лист бумаги (35x45 см) и го­ворит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кла­дет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометри­ческие фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т. д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней «мебель» в комнате, обстроенной кирпичиками.

По окончании работы дети сравнивают изображение с по­стройкой.

Задание 24. «Соотношение геометрических тел и фигур»

Дошкольникам предлагают рассмотреть изображения геомет­рических тел, а затем геометрические фигуры, изображенные ниже. Воспитатель просит отыскать строительные детали, изо­браженные на карточке, и показать те стороны, которые имеют форму геометрических фигур, изображенных под карточкой (см. приложение, рис. 46).

Задание усложняется, если детям предложить соотнести гео­метрические фигуры и тела, не используя строительные детали.

Задание 25. «Накладываем детали»

Дошкольникам дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные де­тали, которые следует отобрать для решения данной задачи. Цель

задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкаса­лись с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребе­нок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изо­бражения (см. приложение, рис. 47).

Задание 26. «Построй по модели»

Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких дета­лей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети старшего дошкольного воз­раста конструируют по изображенным нерасчлененным объем­ным моделям более сложные конструкции.)

Задание 27. «Создай схему»

Предложите детям выложить на бумаге из предварительно вырезанных картонных геометрических фигур различные не­сложные изображения построек (вид спереди), затем обвести все фигуры фломастерами - получатся схемы. Их можно ис­пользовать в качестве пособий по плоскостному моделирова­нию. (Детям старшего дошкольного возраста предлагают со­здавать контурные схемы, обводя не каждую геометрическую фигуру, а общий контур объединенных в модели фигур. Затем дети получают задание расчленить данные схемы, конкрети­зировать их (раскрасить). Усложнение: предлагается соорудить постройки по контурным схемам.)

Задания по конструированию для детей старшего дошкольного возраста

Задание 28. «Моделирование по схеме»

Детям предлагают две карты: на одной изображены геометри­ческие фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделиро­ванию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометри­ческих фигур строительные детали (см. приложение, рис. 48, 49).

Задание 29. «Геометрические задачи с палочками»

1. У воспитателя две карточки: одна с заданием, другая - с ответами (см. приложение, рис. 50). Воспитатель раздает детям счетные палочки одинаковой длины, первую карточку и пред­лагает решить задачи.

2. «Выложи палочками (8 шт.) квадрат. Добавь четыре палоч­ки, чтобы получилось четыре маленьких квадрата. Сколько фи­гур ты здесь видишь?» (Пять квадратов.) «Какие получатся фи­гуры, если убрать две палочки внутри квадрата?» (Два прямо­угольника.)

3. «Дострой заборчик. Сколько тебе потребовалось палочек? Какие фигуры получились?»

4. «Построй лестницу с четырьмя ступеньками. Сколько па­лочек тебе понадобилось?»

5. «Дострой ступеньки. Сколько тебе понадобилось палочек? Какие фигуры получились?»

6. «Дострой мостик».

7. «Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился гру­зовик?»

Когда дети справятся с заданием, воспитатель дает им кар­точку с правильным решением и предлагает проанализировать свою работу.

Задание 30. «Ошибки в узоре»

На карточке изображен узор из геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть его и найти ошибки, нарушающие сим­метричность узора (см. приложение, рис. 51). После чего задают вопросы: «Из каких фигур составлен узор? Сколько фигур в верхнем ряду, в нижнем, ромбов, треугольников, квадратов, овалов?»

Задание 31. «Нарисуй ответ»

Для выполнения этого задания необходимы две карточки: одна с изображением геометрических фигур, другая - с возможны­ми ответами (см. приложение, рис. 52). Дошкольникам дают ка­рандаш и первую карточку, предлагают задания.

1. «Раздели круг на две равные части (на четыре, восемь)».

2. «Как получить из квадрата два (три, четыре) треугольни­ка?»

3. «Как из прямоугольника получить два квадрата (два тре­угольника, три треугольника, четыре треугольника, один квад­рат и четыре треугольника, восемь треугольников)?»

4. «Как разделить треугольник на два (три, четыре) тре­угольника? Впиши в большой треугольник маленький так, что­бы стало четыре одинаковых треугольника».

5. «Раздели многоугольник так, чтобы получился один тре­угольник и один четырехугольник. Раздели многоугольник так, чтобы получить три треугольника. Впиши звезду в многоуголь­ник. Расскажи, какие фигуры и сколько их получилось».

После выполнения задания ребенку дают карточку с возмож­ными ответами и предлагают проанализировать свою работу.

Задание 32. «Составь из палочек»

Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.

1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».

2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек».

3. «Построй три квадрата из десяти палочек (способом при­страивания одной фигуры к другой)».

Задание 33. «Найди ошибку»

Детям предлагают карточку, на ней изображены геометри­ческие фигуры, внутри которых геометрическое тело. Причем одна из граней геометрического тела должна иметь форму фи­гуры, на которой нарисовано тело (см. приложение, рис. 53).

Необходимо найти ошибку в изображении.

Задание 34. «Что изменилось?»

Перед ребенком расставляют строительные детали. Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают от­вернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают дета­ли в ином положении на плоскости стола, меняют их места­ми, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изме­нилось.

Задание 35. «Конструкторские задачи»

Детям предлагают конструкторские задачи.

1. «Представь кубик. Сколько у него сторон?»

2. «Что ты можешь сказать о всех сторонах кубика (кирпичи­ка)?»

3. «Чем отличается цилиндр от бруска? Назови детали, у ко­торых есть квадратная сторона (круглая, прямоугольная, тре­угольная)».

5. «Чем отличается конус от цилиндра?»

6. «Сколько кирпичиков (кубиков) изображено на чертеже?» (Дается любой чертеж с использованием разных деталей, в том числе и кирпичиков.)

7. «Чем отличается кубик от кирпичика?»

8. «Сколько нужно таких призм (показывают), чтобы собрать из них большой куб?»

9. «Собери куб из кирпичиков (из брусков, маленьких призм)».

10. «Какие детали нужно соединить вместе, чтобы получился большой брусок?» (Два кирпичика, два кубика, четыре малые призмы.)

11. «Если распилить цилиндр (конус, шар) на две одинаковые части, сколько получится деталей и как их можно назвать? Найди такую деталь в строительном наборе».

Задание 36. «Меняясь местами»

Играют двое. Детей сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали, по­ставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь со­прикасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа дета­ли, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше дета­лей предлагается.

Задание 37. «Роботы»

На карте нарисованы роботы, собранные из строительных деталей (см. приложение, рис. 54). Детям предлагают ответить на вопросы.

1. «Сколько роботов изображено?»

2. «Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей».

3. «Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у дру­гих».

4. «Каких роботов можно построить из строительных деталей, а каких нельзя?»

Задание 38. «Разрежь и сложи»

Детям предлагают вырезать из плотной бумаги любую гео­метрическую фигуру, разрезать ее на несколько разных по раз­меру частей, а затем сложить снова. Детям дают возможность установить закономерность: чем больше получается частей, тем труднее сложить фигуру, но зато можно больше создать новых образов. Задание можно усложнить, предложив ребятам поме­няться вырезанными фигурками.

Задание 39. «Моделирование»

Предложите детям моделировать с помощью бумажных гео­метрических фигур нарисованные ими или выполненные в тех­нике аппликации сооружения (дворцы, соборы). Затем делать схемы и использовать их для конструирования данных объектов.

Задание 40. «Схема по постройке товарища»

Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя флома­стерами.

Задание 41. «Схема по условию»

Предлагайте детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании. («Нарисуй схему

сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылеч­ком, находящимся справа» и т. п.) Побуждайте детей самостоя­тельно придумывать и рисовать схемы построек.

Задание 42. «Построй и создай схему»

Предложите детям сделать элементарные постройки из трех, четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конст­рукции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху). Способы построения те же: выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку. Усложнение: делать схемы с аксонометрического чертежа.

Задание 43. «Сделай план и построй»

Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутрен­них сооружений): «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конст­рукторской деятельности.

Задания по художественному труду для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Задание 44. «Конструируем роботов»

Детям предлагают отрезать по сгибу от листа бумаги полосу любой ширины, затем отогнуть на ней квадрат и отрезать по линии сгиба, потом отогнуть прямоугольник и отрезать его. Дети определяют, какая фигура будет головой робота, какая тулови­щем. Пусть ребята отогнут еще один квадрат и догадаются, как из него вырезать две одинаковые руки. Затем по аналогии выре­зают ноги. По просьбе воспитателя всех роботов выстраивают в ряд на узкой полосе и наклеивают аппликацию. Мелкие детали рисуют фломастерами.

Задание 45. «Вырежи по схемам»

Воспитатель предлагает детям ряд схем, изображающих фи­гурки животных, просит подумать, кто какую фигурку будет вырезать (или придумает свою) (см. приложение, рис. 55). Вос­питатель напоминает, что вырезать их надо из полосы так же как и роботов, показывает или напоминает, как закруглять у квадрата уголки, чтобы превратить его в круг. Выигрывает тот, кто больше вырежет фигурок и наклеит (старший дошкольный возраст). Детям среднего возраста для оформления аппликации предлагают фломастеры, а старшие вырезают и наклеивают мелкие элементы оформления. Детям среднего возраста показывают прием

вырезания ушей (отрезать от полосы квадрат и разделить его на части).

Задание 46. «Придумай игрушку»

Детей просят рассмотреть поделку и схему ее изготовления (см. приложение, рис. 56). Воспитатель вместе с ребятами разби­рает схему, выделяя на ней части, из которых будет собираться игрушка. Затем предлагает отрезать от листа полосу, сделать на ней разметки карандашом, вырезать выкройку и смастерить иг­рушку. Особо поощряется тот, кто придумает свой образ.

Задание 47. «Волшебные цилиндры»

Игра проводится аналогично предыдущей. Разбирая схему, воспитатель уточняет, что штриховкой изображены места скле­ивания (см. приложение, рис. 57).

Задание 48. «Превращение квадрата»

Воспитатель показывает схемы, напоминает способ склады­вания квадрата на 16 равных частей (см. приложение, рис. 58). Дети уточняют обозначения на чертежах (пунктирные линии - линии сгиба - сплошные - надрезы, штриховые - части, ко­торые отрезаются). Детям предлагают сделать по три квадрата, сложить их в соответствии с чертежами, сделать надрезы.

Собрать и склеить объемные фигуры. Затем взрослый предла­гает придумать, во что можно превратить первую форму. Далее придумывают, во что можно превратить брусковую форму и наконец кубическую. После чего каждый мастерит игрушку из любой формы.

Задание 49. «Кто больше вырежет фигурок»

Воспитатель показывает детям ряд схематических изображе­ний, напоминает способ вырезания из листов бумаги, сложен­ных пополам. Дети отрезают полоски, складывают их пополам и вырезают фигурки. Выигрывает тот, кто больше вырежет фигу­рок (см. приложение, рис. 59).

Задание 50. «Превращение полоски»

Детям предлагают сложить полоски бумаги в несколько раз и вырезать сразу по 4-8 элементов. Затем из них составить деко­ративный узор. Выигрывает тот, у кого получится самый краси­вый узор из большего количества элементов.

Задание 51. «Сложи и вырежи по рисунку»

На схеме показан способ складывания квадрата в заготовку (см. приложение, рис. 60). Детям предлагают собрать по чертежу заготовку и сделать на ней надрезы и срезы по любому из четы­рех образцов. Затем согнуть острую часть заготовки в правуюсторону по направлению внутрь так, чтобы получилась голова животного с поднятыми ушами или рожками (конь, козел).

Задание 52. «Сложи игрушку»

На рисунке дан чертеж для изготовления заготовки, из кото­рой можно сделать несколько разных животных (см. приложение, рис. 61-66). Детям предлагают сделать заготовку по чертежу, а затем превратить ее в любую нарисованную поделку. Выигрыва­ют те дети, которые больше сделают игрушек или придумают и смастерят из данной заготовки свою.

Задание 53. «Сложи заготовку и преврати ее в разные игрушки»

На рисунке показано, как сделать заготовку (сложить квад­рат на 16 квадратиков, отогнуть четыре нижних квадрата на за­готовку, а четыре верхних - под нее, загнуть правую и левую части навстречу друг другу, раскрыть карманы в стороны). Де­тям предлагают собрать заготовку по чертежу, а затем превра­тить ее в различные предметы (дом, корабль, лодка, лодка с парусом, сиденье для качелей, кошелек и др.). Выигрывают те дети, которые придумают больше вариантов превращений

Рано утром детский сад
Малышей встречает,
Модули там ждут ребят
В уголке скучают.

Красный куб, синий куб,
Арка и ступенька,
Строим мы, строим мы
Постройки хорошенько.

Замечательный забор,
Мебель и машина.
Горка, лесенка, гараж,
Дорожка и арена.

В нашем МДОУ “Детский сад № 66 “Радость” города Норильска воспитанники младшей группы начинают каждый день с этой простой песенки: потому что любимым видом деятельности наших малышей является конструирование из крупногабаритных модулей-блоков.

Для детей в детском саду создан центр по конструированию, где собраны яркие, объемные, почти с них ростом, фигуры из наборов “Радуга”, “Мастер”, “Фантазия”. Сделанные из поролона, помещенные в съемные разноцветные чехлы четырех основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), геометрические фигуры легко обрабатываются, безопасны в использовании, поэтому нравятся ребятам.

Для развития личности ребенка, воображения, его творческих способностей, мышления, для формирования пространственных представлений, большое значение имеет игра. Игры с крупногабаритными модулями-блоками способствуют развитию творческих способностей детей, активности, самостоятельности, потому что эти геометрические фигуры близки и понятны детям. Большие, всевозможные формы и размеры, сочность красок и простота создания постройки – вызывает у малышей положительные эмоции и речевую активность.

Так как игра становится ведущей деятельностью в развитии детей младшего дошкольного возраста, я сделала подборку игр и оформила их в виде картотеки.

В картотеку игр с крупногабаритными модулями для детей младшего дошкольного возраста вошли игры развивающие:

  • Целенаправленное восприятие цвета.
  • Восприятие формы (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус).
  • Нравственно – волевые качества личности ребенка.
  • Восприятие качеств величины.
  • Сближающие малышей друг с другом и воспитателем.
  • Формирующие целенаправленное внимание.

Приведу пример игр, развивающих восприятие формы.

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка, таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

Правила игры:

  1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
  2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
  3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
  4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель:

Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

Правила игры:

  1. Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
  2. Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
  3. Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.

“Есть у тебя или нет?”

Цель: Учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

  1. Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
  2. Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
  3. Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,
Надо всех пересчитать.
Раз, два, три, первый – ты!

“Принеси и покажи”

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры:

  1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
  2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
  3. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

Проводятся в нашем центре и занятия по конструированию из крупногабаритных модулей-блоков. Занятия по конструированию из крупногабаритных модулей развивают у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память; помогают уточнить представление о форме предметов, о положении частей, их относительной величине, характерных признаках, об окраске предметов; развивают чувства цвета, ритма, формы и композиции; формируют физические качества и двигательные навыки. Занятия приносят детям радость, побуждают к самостоятельности, поддерживают хорошее настроение.

Для того чтобы избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, при этом, развивая все стороны личности дошкольника, мною был разработан цикл тематических интегрированных занятий по направлению “конструирование + музыка”.

Весь цикл тематических занятий был систематизирован и оформлен в виде перспективного плана (Приложение 1 ) и буклетов. Буклет содержит: конспект занятия, образец постройки, дидактическую игру, музыкальный репертуар, художественное слово (Приложение 2 ).

При отборе содержания занятий учитывала интересы, желания, склонности и способности детей, что способствовало развитию определенных способностей каждого ребенка. Благодаря такому отбору детская деятельность стала более результативной.

Малышам очень нравятся эти занятия. Девочки как будущие хозяйки, любят строить мебель для комнаты. Очень красивые и удобные получаются у них стульчики, кресла, диванчики, аккуратные столики и тумбочки. Мальчики, как истинные мужчины, строят из модулей машины, корабли, самолеты. А все вместе воспитанники мечтают построить улицу в городе Норильске под названием “Радость”, которая будет выложена разноцветными мягкими кирпичиками. На этой улице будут стоять расписные домики, сказочные теремки, огороженные нарядными заборчиками. Их мечты, желания и возможности я помогаю осуществлять в нашем маленьком центре по конструированию.

Постоянными спутниками при создании построек являются стихи, сказки, потешки как хорошо известные, так и сочиненные вместе с детьми:

Чтоб построить мост и елку
Нам нужна, конечно, горка
Горка, горочка моя,
Как люблю кататься я.

Брус – кирпич везде помощник
Для заборов и дорожек,
Для трубы и для стены
Очень любим его мы.

Если в доме крыша – арка
В этом домике не жарко.
Из нее построим кресло,
Будет очень интересно.

По ходу своей работы в данном аспекте пришла к выводу, что воспитательно-образовательный процесс эффективнее, осуществляется в интегрированных циклах занятий, вечеров – развлечений, праздников. Мною были написаны конспекты праздников и вечеров – развлечений с использованием крупногабаритных модулей (блоков): “Волшебные модули”, “Поиграем и попляшем”, “В гостях у игрушек”, “День рождения!”.

Сценарий развлечения с использованием крупногабаритных модулей-блоков – “Волшебные модули”

Главное украшение – разноцветные модули разнообразной формы и размера.
Звучит веселая детская песенка. Ребята в нарядных костюмах, украшенных маленькими эмблемами модулей, входят в зал.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята! Чудо чудное случилось! Сколько модулей красивых, в нашем зале появилось. Модули все разные, модули прекрасные. А каких они цветов? Кто ответ мне дать готов.

Дети называют цвета модулей.

Ведущий: Молодцы, ребята, правильно отвечали. Но, о модулях вы не все сказали. Где большой здесь самый куб? А где самый малый куб?

Дети отвечают и показывают.

Ведущий: Брус длинный где, скажите? А где цилиндр, покажите? Легкий модуль иль тяжелый? Грустный модуль иль веселый? Можно ли сидеть на нем, отдыхая жарким днем?

Дети отвечают и показывают.

Ведущий: Ребята, почему же модули не улыбаются? (Дети отвечают). Правильно, как же им улыбаться, если у них ролика нет. Давайте вместе с вами подарим модулям веселую улыбку.

Под веселую музыку дети вместе с взрослыми делают модулям улыбку из самоклеящейся бумаги.

Ведущий: Ну, вот и дети улыбаются, И модули все усмехаются. Они очень бы хотели посмотреть на вас красивых, но у них нет глаз. Давайте, мои славные, исправим нашу ошибку.

Под музыку дети с взрослыми крепят к модулям глазки.

Ведущий: А вот, ребята, у меня Бантики веселые. Может модулям прическу, с вами сделать новую.

Ведущий под музыку предлагает желающим использовать заготовки бантиков.

Ведущий: Ой, какие симпатяшки!

Что за чудные мордашки?!
Красавцев таких не видывал свет...
Эх, жалко у модулей имени нет.

Давайте придумаем имена модулям.

Дети вместе с взрослыми дают имена: пузатик, кроха, колобок, шалун, веселун и т.д.

Ведущий: Модули мы все назвали, только с ними не играли. Эй, детишки, не зевайте, и с модулями поиграйте. Давайте для модулей построим большой дом, в котором они будут жить вместе и дружно.

Под веселую музыку дети с воспитателем строят из модулей дом.

Ведущий: Модулям очень понравился ваш домик. А сейчас давайте вместе с модулями порадуемся, потанцуем.

Дети исполняют “Танец топ-хлоп”.

Ведущий: С вами мы натанцевались, Поиграли и насмеялись. Нам в группу уже пора. Всем ребятам на прощанье Чудо-куб я вручаю.

Дети открывают куб, а там конфеты.

Ведущий: Куб-то волшебный, детки, подарил он вам конфетки.

Под веселую музыку дети уходят из зала в группу.

В освоении теоретических аспектов

Функциональные возможности практически любой игры необычайно высоки. Любая игра, по сути, является полифункциональной. Однако, как показывает практика, педагоги зачастую, при использовании игры в решении определенных задач, оказываются неспособны к тому, чтобы делать игровую форму более гибкой и соответствующей конкретной педагогической задаче.

Несмотря на то, что к сегодняшнему дню педагогической наукой и практикой разработано, многократно апробировано и усовершенствовано достаточно большое количество всевозможных игровых форм, их объем, тем не менее, ограничен.

Количественная ограниченность проявляется преимущественно в том, что безмерным (то есть не подвергающимся подсчёту) является количество возможных педагогических или социальных ситуаций, в которых желательным или даже необходимым будет использование определенной игровой формы. При этом нередко игровая форма, которая, казалось бы, адекватна рассматриваемой педагогической ситуации, тем не менее, может иметь целый ряд характеристик, снижающих эффективность её приложения к конкретной социально-педагогической ситуации. Особенности ситуации определяются, как минимум, после оперативного (или же, наоборот, детального и скрупулёзного) анализа, в ходе которого она (ситуация) измеряется и ограничивается пространственно-временными и материально-техническими рамками, уровнем развития коллектива и каждого его члена, половозрастными и социально обусловленными особенностями участников и т.д.

Кроме того, педагог, работающий с постоянным детским или подростковым коллективом (общественное объединение, клубный коллектив, творческая студия и т.п.), через некоторое время столкнется с тем, что детям или подросткам уже не интересны те игры, в которых они неоднократно принимали участие. Им хочется здоровой интриги, сюрпризов, необычных поворотов в осуществлении совместной деятельности, таинства предстоящей деятельности, нестандартных ситуаций и ярких впечатлений. Этого требует их естество. Это – нормальная реакция на отсутствие стимулов, ненавязчиво подталкивающих растущего человека в его развитии. «Позитивная новизна» (новый жизненный опыт, позитивно окрашенный и вырабатывающий оптимистическую жизненную стратегию) - это то, что лучше всего создаётся в игровой деятельности. Это та «горючая смесь», которая лучше всего способна разжечь интерес ребенка к себе и миру. Как писал кто-то из великих - «Ребенок – это не сосуд, который необходимо заполнить, а факел, который необходимо зажечь».

Именно поэтому воспитанники постоянно «требуют» не только нового содержания, но и новых форм организации их деятельности.

Стоит отметить, что в современных условиях данное «требование» звучит особенно остро, усугубляя, в случае его неудовлетворения, конфликт между поколениями, доводя его порою до состояния разрыва. Причин тому множество и практически все они взаимосвязаны.

Это и ускоряющиеся темпы научно-технического развития, в результате которого постоянно (и чем дальше, тем быстрее) происходит обновление того, что ещё совсем недавно считалось новшеством. Например, казалось бы, совсем недавно появились первые фильмы, записанные на CD, а сегодня уже и фильмы на DVD давно не считаются чем-то новым и необычным. Или, казалось бы, относительно недавно доступным для широких масс стало использование плёночных фотоаппаратов-«мыльниц», позволяющих любому человеку, не имеющему даже приблизительного представления о фотографировании, самостоятельно делать цветные фотографии, а сегодня очевидным стало преимущество цифровых технологий. И таких примеров можно привести немало. В результате, люди, а, в особенности, молодые люди, которым изменения необходимы просто как воздух, становятся порою просто нетерпимы даже к минимальным проявлениям консерватизма, статичности и шаблонности, в том числе (вернее, в особенности), когда эти проявления имеют место в игровой деятельности.

Это и происходящие в нашей стране и во всём мире изменения в социально-экономической сфере жизни каждого человека и человечества в целом. Во многом это связано со значительным повышением вероятности и возможности перехода из одного социального статуса в другой, с одного уровня материальной обеспеченности на другой. Также, сегодня невозможно с полной уверенностью определять, к примеру, то, какие профессии в ближайшем будущем будут иметь высокий престиж или, хотя бы, просто востребованы. Более того, невозможно даже примерно определить то, какие профессии уже завтра просто перестанут быть необходимыми. В немалой степени данное обстоятельство связано с ускорением научно-технического прогресса, в результате которого ежегодно уходят в прошлое десятки профессий, на смену которым приходят сотни новых профессий и специальностей. Всё это требует развития высокой гибкости сознания у каждого современного человека. В особенности это относится к сегодняшним детям и молодым людям, которым, возможно, в жизни несколько раз придётся в корне поменять вид своей профессиональной деятельности или образ жизни вообще.

Это и необходимость изменения во многом образа мышления и образцов действия даже в типичных ситуациях. Родители и педагоги, родившиеся и воспитанные в другое время и, по сути, в другом мире, нежели их дети и воспитанники, в большинстве своём используют такие стратегии и тактики мышления, совершенствования, взаимодействия и конкретной предметно-практической деятельности, которые заведомо могут не быть адекватными действительности и определённо успешными в будущем. Хотя, разумеется, ни в коем случае нельзя безапелляционно отрицать опыт старшего поколения, однозначно и полностью отказываясь от него – это самая глупая и, нередко, страшная ошибка, совершаемая молодыми. Но, в любом случае, знания, которые представители старшего поколения сегодня дают своим детям и воспитанникам, уже завтра могут оказаться ненужными или даже вредными. Обозначенная проблема только обостряет «традиционную» проблему «отцов и детей».

Таким образом, сегодня, как никогда ранее, растущим людям необходим разнообразный опыт, самостоятельно извлекаемый ими из многочисленных источников. При этом особую ценность приобретают навыки самостоятельного поиска знания, его апробации и закрепления – как на основании интересов, возможностей, потребностей самой личности, так и на основании объективных требований времени, в котором живёт человек. Опыт, приобретаемый естественным, ненасильственным путём, в деятельности, которая интересна и привлекательна – это опыт, который, во-первых, останется навсегда, а, во-вторых, будет пластичным и гибким в практическом осуществлении. Сегодняшним детям и молодым людям надо давать не просто чистое знание (которое само по себе не является силой), а знание о том, как находить наиболее ценное знание и наиболее оптимально его затем использовать. Как гласит старинная поговорка: «Если ты дашь сыну рыбу, ты накормишь его один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, ты накормишь его на всю жизнь».

Игра – это как раз и есть универсальный способ освоения мира, в процессе которого каждый человек берет только то и только столько, сколько ему действительно необходимо. Любая игра даёт уникальные возможности для выработки личностью богатейшего и разнообразнейшего опыта. Но любая же игра имеет и целый ряд ограничений, сужающих возможности развития. Эти ограничения выражаются в правилах и условиях традиционных игровых форм. Показателями ограниченности развивающего потенциала игровой формы могут выступать (и, нередко, выступают) пространственные и временные рамки игры, количественный и качественный (половозрастное соотношение, уровень психофизической и морально-нравственной подготовленности) состав, используемые игровые атрибуты, количество и качество игровых актов, спектр выбора и глубина проигрываемых игровых ролей, целевые установки и др. Любой из обозначенных показателей может в статичном состоянии на несколько порядков снизить социально-педагогические возможности практически любой игры, независимо от её информативной насыщенности, направленности и степени включенности участников. Именно поэтому необходимо делать игровые формы более гибкими и пластичными (тем более, что сущностные особенности игры легко позволяют это делать), что, в свою очередь, позволяет существенно расширять и углублять педагогический потенциал игровой деятельности.

Следовательно, актуальной становится необходимость поиска или самостоятельной разработки (конструирования) педагогами таких игровых средств (форм), которые соответствуют двум основным требованиям (правильнее сказать, вытекают из этих требований): адекватность игровой формы любой педагогической ситуации и новизна (а, значит, и привлекательность) её для участников.

Причем, как показывает наш практический опыт, подобная проблема становится актуальной сегодня не только для педагогов, работающих с постоянными детскими и подростковыми коллективами, но и для вожатых и организаторов досуга детских загородных лагерей, работающих, как правило, с временными детскими формированиями.

Таким образом, актуальной становится и проблема освоения педагогами основных принципов, методов и приемов самостоятельного конструирования новых игровых форм досуговой деятельности детей и подростков.

Для того, чтобы достаточно чётко определить основные средства игрового конструирования, необходимо сначала определить значение самого понятия «игровое конструирование» (во всяком случае, необходимо обозначить то, какой смысл будет вкладываться в это понятие в представленной работе)

Игровое конструирование – вид индивидуального и коллективного, социального и педагогического творчества, ориентированного на разработку, оформление, апробацию и распространение новых форм игровой деятельности, наиболее оптимальных для осуществления в определённых организационных и психолого-педагогических условиях .

В представленной формулировке совсем не случайно в одном ряду используются такие, казалось бы, нерядоположенные определения видов творчества, как «индивидуальное» и «коллективное» , «социальное» и «педагогическое» . Дело в том, что использование по отношению к процессу игрового конструирования только одного из этих понятий значительно сужает определение сущностного потенциала этого процесса.

Ведь это может быть как коллективное творчество (можно привести немало примеров различных педагогических отрядов и школ вожатых, основу содержания деятельности которых преимущественно составляет именно такая деятельность – коллективное мыслетворчество, направленное на «придумывание» новых игровых форм), так и индивидуальное (в процессе подготовки как к досуговым, так и к учебным занятиям большинство творчески настроенных педагогов занимаются в основном тем, что создают новые игровые приёмы или формы организации досугового мероприятия или учебного занятия).

Также, на первый взгляд, не совсем корректно употреблять отдельно понятия «социальное творчество» и «педагогическое творчество», так как понятия эти во многом имеют близкие смыслы. Но, при этом, социальное творчество (общественно ценная деятельность созидательного характера) далеко не всегда имеет педагогическую направленность. В свою очередь, творческая деятельность педагога напрямую или косвенно, но всегда предполагает получение общественно ценного результата, например, формирование и развитие (посредством включения воспитанников в различные ситуации игрового характера) таких качеств личности, которые обеспечивают конкурентоспособность и гражданственность растущих людей. По большому счету, учитывая то, что любая педагогическая деятельность, так или иначе, ориентирована на позитивные изменения в личности и коллективе, можно достаточно смело говорить о социально значимом характере педагогической деятельности вообще (разумеется, если она гуманистически ориентирована и, в целом, целесообразна). Таким образом, получается, что понятие «социальное творчество» шире понятия «педагогическое творчество». Но при этом всё-таки остаётся масса так называемых «тонких моментов», не позволяющих однозначно утверждать, что педагогическое творчество - это всегда социальное творчество. Причин тому можно назвать множество: отсутствие осознанного желания педагога творить на благо других людей, отсутствие ярко выраженной социальной значимости в продуктах педагогической деятельности и др.

Разработка новой формы игровой деятельности предполагает выработку (в результате творческой работы, организованной по определённому алгоритму либо в результате своего рода озарения, неожиданного рождения новой идеи) новых правил или условий организации взаимодействия субъектов и объектов игры, в том или ином объёме включаемых в неё, в результате чего может быть выделена либо принципиально новая игровая форма, либо оригинальная модификация уже известных игровых форм.

Оформление новой игровой формы предполагает детальное описание сути игры: её педагогических целей и игровых задач, хода и правил игры, условий проведения (продолжительность игры или отдельных игровых этапов и актов, место проведения, необходимый игровой инвентарь, количество, возраст и пол участников, степень их требуемой подготовленности) и конечного игрового результата (способ определения победителей или другое логическое завершение) и др. Подобное детальное описание необходимо по нескольким причинам. Во-первых, делает игру более транслируемой (то есть любой другой педагог или игротехник может взять представленное описание и работать с этой игрой). Во-вторых, сам разработчик (или группа разработчиков) всегда может вернуться к этой игре для дальнейшей конструкторской работы с ней – видя «разложенные по полочкам» элементы всей игровой конструкции, всегда можно, изменяя или заменяя те или иные элементы, создавать новые игровые формы. То есть правильное оформление новой игровой формы способствует не только её оптимальному дальнейшему применению, но и даёт больше возможностей для последующей конструктивной работы с ней.

Апробация новой формы игровой деятельности предполагает её провёрку в практической деятельности. Результаты такой проверки могут быть самыми разными: принятие игры и рекомендации по её использованию в определённых педагогических ситуациях, корректировка и дальнейшая конструктивная работа с игрой, отказ от игры. В последнем случае причин также может быть несколько: игра не является привлекательной для участников (в ней нет интриги или какой-либо оригинальной идеи), игра не позволяет в достаточном объеме решать педагогические задачи (актуальные в определённой ситуации развития коллектива или личности), игра требует неоправданно больших материальных затрат или иных ресурсов (технических, кадровых, информационно-методических) и т.д.

Распространение новой формы игровой деятельности предполагает действия авторов и разработчиков игры, направленные на то, чтобы данная форма (конечно, при условии, что она не только педагогически целесообразна, но и обладает большим потенциалом развития) имела широкое применение в педагогической практике.

Необходимо отметить, что в теории и практике организации игровой деятельности значительно чаще, чем понятие «игровое конструирование» можно встретить понятие «игровое моделирование». Честно говоря, понятие «игровое конструирование», используемое в рассматриваемом контексте, автор вообще не встречал в литературе и ввёл его самостоятельно, как наиболее корректное для применения по отношению к описанным в данной работе процессам. Для того, чтобы определиться с соотношением данных понятий, приведём здесь также и то, как в данной работе буде пониматься понятие «игровое моделирование».

Игровое моделирование – вид творческой деятельности, направленный на воссоздание реальных или придуманных (в том числе фантастических, сказочных) ситуаций и событий, проигрывание которых целенаправленно и разумно регламентируется (контролируется) определёнными условиями и правилами, ограничивается рамками пространства и времени.

В рамках игрового моделирования, например, осуществляется разработка ситуационно-ролевых и деловых игр.

Другими словами, игровое конструирование предполагает создание собственно игр, а игровое моделирование – воссоздание различных ситуаций в игре. Получается, что игровое моделирование – это одно из основных направлений игрового конструирования. Одним из основных это направление является по той причине, что практически в любой игре в той или иной степени происходит моделирование определённых ситуаций. Игра – это, по сути своей, и есть процесс проигрывания её участниками разнообразных социальных ролей в разнообразных социальных ситуациях.

Таким образом, мы видим, что существует объективная необходимость в развитии такого направления в педагогическом творчестве, как игровое конструирование. Но в данном случае можно говорить и о субъективной необходимости освоения педагогами (учителями и преподавателями, педагогами-организаторами и социальными педагогами, вожатыми и воспитателями, педагогами дополнительного образования и методистами) средствами игрового конструирования:

Во-первых, периодически работая в направлении игрового конструирования, педагог постоянно совершенствует такие качества как гибкость, быстрота, оригинальность и точность мышления, что, в свою очередь, является очевидным показателем профессионального роста. Педагог, способный к любой ситуации, к любому сочетанию возможных обстоятельств подобрать наиболее оптимальную (соответствующую данной педагогической ситуации) игровую форму, становится педагогом, не знающим «провалов» в своей работе. Способность в любой ситуации организовать не только интересное для воспитанников, но и многопланово полезное для их развития игровое действие, является одним из основных выражений эффективного и гуманного педагога. Следовательно, необходимой является соответствующая профессионально-педагогическая подготовка (осуществляемая на различных уровнях), направленная на освоение будущими педагогами средствами игрового конструирования.

Во-вторых, сам по себе процесс игрового конструирования – это довольно увлекательный и интересный процесс, поэтому можно говорить об игровом конструировании как об одной из форм активного, яркого и развивающего досуга. Соответственно, вполне возможной является организация так называемых клубов игрового конструирования (или других подобных форм), досуговая деятельность которых может иметь ярко выраженный социально-творческий характер, если этими клубами будут распространяться наиболее удачные продукты их деятельности: новые игры, конкурсы, идеи игровых программ, сценарии ситуационно-ролевых игр, оригинальные игровые модели лагерных смен и т.п.

Досугово-развивающую и социально-творческую деятельность с детьми, подростками и молодежью необходимо делать яркой, разнообразной и неисчерпаемой в плане новизны. Растущих людей надо постоянно удивлять, иначе они быстро потеряют интерес к той деятельности, к которой педагоги их привлекают и не будут испытывать радость от процесса ее осуществления, что, в свою очередь, может повлечь за собой целый ряд всякого рода негативных последствий.

Итак, необходимо постоянно удивлять, заинтересовывать и радовать растущего человека, чтобы содействовать таким образом полноценному развитию Личности - вот нелегкая задача, постоянное и целенаправленное решение которой является профессиональной обязанностью и гражданским долгом каждого Педагога.