Музыкальный инструмент: Саксофон

Если кому-нибудь задать вопрос, какой музыкальный инструмент вы считаете наиболее чувственным? Несомненно, в ответ услышите - саксофон - инструмент для души, как его называют многие меломаны. Его с трастный и экспрессивный тембр, умеющий передавать нежность и страсть, может уносить человека в самые потаённые воспоминания. Не зря поэты в своих лирических стихах поющий и плачущий голос саксофона часто связывают с романтическими переживаниями героев. Но не только слезы и печаль характерны для этого инструмента, который обладает большими выразительными возможностями. Он весьма многолик и может быть серьёзным философом в произведениях И.С. Баха , нежным и лиричным у композиторов-романтиков, дерзким и свободным в джазе. В этом жанре саксофон - король, так как фактически является голосом исполнителя, которым он разговаривает со слушателями. Нельзя не отметить импровизационные возможности инструмента, сделавшие его в джазовом искусстве непревзойдённым лидером.

Звук

Серебристый, бархатный, волшебный, магический - такими красивыми словами обычно описывают голос саксофона. Его певучий и сочный тембр зачаровывает с первых нот. Звук инструмента узнаваем без труда.

Его выразительные возможности очень велики, саксофон отличается не только певучестью и мелодичностью, но и техничностью, являясь одним из самых виртуозных в группе духовых инструментов, ведь ему посильны различные исполнительские задачи. Плавное легато с глиссандированными звуковыми переходами, отчётливое стаккато, фруллато, вибрация звука с большой амплитудой, а также использование очень высокого регистра с флажолетным звучанием - это только небольшой перечень приёмов, которыми пользуются саксофонисты.

  • Зависть конкурентов А. Сакса после изобретения саксофона не имела границ. Для борьбы с ним ненавистники создали целое сообщество. Его трижды банкротили в 1852, 1873 и 1877 годах. У него переманивали рабочих, выкрадывали чертежи, музыкантам запрещали использовать его инструменты, обворовывали его мастерские, публиковали клеветнические статьи и даже организовывали покушение на убийство.
  • Памятник, а также самый большой музей А. Сакса находится в г. Динант, на родине великого изобретателя. Его жители, очень гордящиеся своим земляком, выбрали саксофон символом своего города. Логотип в виде саксофона здесь можно встретить везде: в барах, ресторанах, кафе, магазинах. Именем изобретателя названа улица, и на зданиях висят фигурки, изображающие саксофон.
  • В 1948 году в СССР постановлением ВКПб от 10 февраля слова джаз и саксофон, как элементы враждебной культуры, попадают под запрет, этот период, который длился восемь лет, вошел в эпоху советского джазового искусства, как время, когда разгибали саксофоны.
  • В Германии, в период третьего Рейха, саксофон попал под запрет, как инструмент, не имеющий арийского происхождения, то есть неблагородный и недостойный.
  • Билл Клинтон, президент США с 1993 по 2001 год, очень любит музицировать на саксофоне. Еще в юности, руководя школьным джаз-бэндом, он хотел стать профессиональным музыкантом. Таким мечтам будущему главе Белого дома сбыться не удалось, но на своей инаугурации в 1993 году на саксофоне он все же сыграл.
  • Под эгидой Всемирных конгрессов саксофонистов, постоянно проходящих начиная с 1969 года, регулярно проводятся конкурсы и фестивали, издается специальная литература. А 1995 год ознаменовался открытием во французском городе Бордо Европейского центра саксофона, который занимается популяризацией инструмента, а также собирает данные об исполнителях.

  • Каждый год саксофонисты со всего мира съезжаются на родину великого бельгийца А. Сакса в бельгийский город Динант для участия в параде саксофонистов. Освещенное факелами и под звучание инструментов шествие проходит вечером по набережной вокруг города, создавая мистический эффект. Завершает мероприятие концерт саксофонистов на центральной площади.
  • Памятники саксофону и саксофонистам можно встретить в разных уголках планеты. Самый большой: 12-метровый находится на родине А. Сакса в Бельгии в г. Денау. Скульптуру саксофониста из бронзы, являющимся символом норвежского города Молде, местные жители ласково называют «Джаз мальчик». Памятники саксофону установлены в Латинской Америке, в Японии (остров Хоккайдо), в России (Ростов-на-Дону), в Грузии (Тбилиси), в Таиланде (Бангкок), а в Калифорнии (США) фанаты инструмента построили дом-саксофон.
  • Международные конкурсы исполнителей на саксофоне проходят по всему миру, но самый важный - это конкурс саксофонистов в Бельгии в Денау, на родине А. Сакса. По своей значимости его можно сравнить с конкурсом имени П.И. Чайковского. Настоящим и долгожданным триумфом для российского саксофона стала победа музыканта Сергея Колесова, завоевавшего первое место и три специальных приза.
  • Наиболее известные фирмы, которые изготавливают саксофоны находятся во Франции(Selmer и Buffet), Японии(Yamaha), Чехии (Amati), Германии (BS).
  • Саксофонисты в своей технике для исполнения длинных звуков очень часто используют перманентное дыхание. Первоначально рекорд был установлен Д. Кенни, который непрерывно исполнял одну ноту в течение 45 минут без остановки. Однако его рекорд был побит Д. Эскаланте, который продержал звук в два раза дольше - 1 час 30 минут.

Конструкция

Саксофон – инструмент, состоящий из множества деталей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются в инструмент. Корпус его это трубка конической формы, которая с одной стороны расширяется и в зависимости от вида инструмента, может заворачиваться, приобретая форму курительной трубки. С расширенной стороны корпуса находится раструб. Другая сторона инструмента заканчивается эской, тонкой трубкой, соединяющей основную часть инструмента и мундштук, который по строению очень похож на кларнетный. К мундштуку при помощи специального приспособления – небольшого хомутика, называемого лигатурой, крепится одинарная трость - звукообразующий элемент саксофона. Трости обычно делают из тростника, который выращивается на юге Франции, но иногда для их изготовления используются синтетические материалы.

На корпусе саксофона находится клапанный механизм, имеющий много довольно сложных взаимосвязанных соединений, количество клапанов в нем варьируется и зависит от вида инструмента, иногда их может быть до 22.


Разновидности

Изначально изобретатель разрабатывал саксофоны четырнадцати видов, но с течением времени исполнительская практика показала, что востребованными являются только восемь, а наиболее популярными - четыре: сопрано (строй- B), альт (строй - Es), тенор (строй - B) и баритон (строй - Es). Эти виды, обладающие красивым сочным звуком, а также большим техническим потенциалом, составляют квартет саксофонов и активно применяются в различных музыкальных жанрах.

К менее употребляемым видам относятся: саксофон-сопраниссимо (строй - B), сопранино (строй – Es), басовый(строй - B) и контрабасовый (строй - Es).

Кроме указанных выше разновидностей саксофона очень редко, так как они существуют в единичных экземплярах, можно встретить саксофон-пикколо (соприлло) и субконтрабасовый саксофон.

Произведения:

Клод Дебюсси - Рапсодия для саксофона с оркестром (слушать)

А. Эшпай - Пьеса для саксофона и фортепиано (слушать)

Применение

Саксофон в настоящее время является очень популярным инструментом с очень обширной сферой применения. Он полноправный член в духовых и эстрадных оркестрах. Во многих современных жанрах, таких как рок, поп, рок-н-ролл , регги, эр энд би, соул, блюз, фанк саксофон является очень важным инструментом. В симфонической и оперной музыке саксофон также находит применение, но, к сожалению, не так часто, то есть постоянной прописки в симфоническом оркестре инструмент не получил.

Саксофон своим необыкновенным тембром всегда привлекал внимание многих композиторов. Изначально французские композиторы, такие как Ф. Галеви, Д. Мейербер, Ш. Тома, К. Делиб, Ж. Массне, К. Сен-Санс, В. д’Энди эпизодически поручали инструменту соло напевного характера в своих операх. Также звучание саксофона мы слышим в балетных спектаклях Д. Шостаковича, С. Прокофьева и А. Хачатуряна. Звучанием инструмента украшены и симфонические произведения, С. Прокофьева, А. Берга, М. Мусоргского , А. Онеггера, С. Рахманинова , Ж. Бизе.

Нотная библиотека для саксофона очень богата и разнообразна - это переложения произведений великих композиторов различных эпох и направлений, а также оригинальные произведения, написанные специально для инструмента. Среди авторов, которые уделяли инструменту особое внимание, стоит отметить А. Глазунова , Л. Ларссона, К. Дебюсси , Ф. Мартина, В. д’Энди, Ф. Шмита, а также Ж Абсиля, Э. Бозза, Х. Бадинса, А. Капле, Г. Брента, М. Констана, Р. Шеврёя, А. Томази, У. Эйзенмана. Советские композиторы А. Эшпай, Н. Пейко, В. Артёмов, С. Губайдулина, Э. Денисов также оставили для инструмента немало прекрасных музыкальных сочинений.

Исполнители

С самого начала своего появления саксофон своим необыкновенно красивым тембром и большим потенциалом выразительных и технических возможностей всегда привлекал к себе особое внимание. Поэтому на протяжении всей истории своего развития каждый период выявлял замечательных саксофонистов-виртуозов. А поскольку саксофон очень активно применялся в различных музыкальных жанрах, то в каждом направлении были свои выдающиеся исполнители. Во второй половине XIX века, когда инструмент только начал появляться на концертной сцене, меломаны наслаждались исполнительством таких мастеров, как Л. Майера, Ж. Суаля, Ж. Мурмана, А. Вюиля и, несомненно, самого изобретателя саксофона Адольфа Сакса, который великолепно играл на инструменте. Чуть позже, в последней четверти столетия, когда саксофон пересек Атлантический океан, то очаровал американцев своим звучанием в лице Э. Лефебра, а также Э. Холл, очень много сделавшей для популяризации инструмента на континенте.

В начале XX века, с появлением новых направлений в музыке, в том числе джаза, интересы исполнителей стали разделяться. Джазовый саксофон, который доминировал в первой половине столетия был представлен такими выдающимися именами, как Д. Ходжес, Л. Янг, Д. Колтрейн, К. Хокинс, С. Роллинс и Ч. Паркер.

Во второй половине века джаз подарил миру: Д. Колтрейна, П. Дезмонда, О. Коулмана, Д. Маллигена, Б. Марсалиса, Ч. Паркера, И. Бутмана, Г. Гараняна, А. Козлова, Д. Голощёкина, Д. Эддерли, Д. Маллигэна, Б. Шенка, Ф. Вудса.

Классический саксофон связан с именами Ф. Мондельчи, М. Мюля, С. Рашера, Ж. Лонде, М. Шапошниковой, Л. Михайлова, Г. Бумке, С. Лизона, Ж. Вриса, Ж. Лондейкса.

История

Начало истории саксофона не надо искать в глубине веков, так как инструмент сравнительно молодой, и возник он только в сороковых годах позапрошлого века. Весь путь происхождения саксофона тесно связан с биографией его великого изобретателя Адольфа Антуана Жозефа Сакса, который появился на свет 6 ноября 1814 года в маленьком бельгийском городке Динанте. Отцом Адольфа был замечательный мастер по изготовлению музыкальных инструментов, настолько успешный, что смог получить приглашение в столицу Бельгии Брюссель для назначения на должность придворного мастера, отвечающего за обеспечение военных оркестров духовыми инструментами.

Музыкальные способности и увлечение конструированием у своего первенца Шарль Сакс заметил еще в раннем детстве. Мальчик вместо веселых игр со своими ровесниками любил проводить время в мастерской отца, наблюдая за его работой. Уже к шестнадцати годам Антуан, освоил филигранную технику производства деталей духовых инструментов и совместно с инструментами отца отправил на выставку изготовленные им кларнет и две флейты.

Сильное влечение к музыке и желание молодого человека поглубже узнать особенность звукоизвлечения на духовых инструментах приводят его в Брюссельскую консерваторию, где он учится играть на кларнете. В то же время Антуан не оставляет работу в мастерской своего отца, продолжая заниматься над совершенствованием духовых инструментов. В итоге он делает свой жизненный выбор, решив стать в дальнейшем музыкантом-изобретателем, и в 20 лет принимает на себя управление мастерскими отца. Уже в этом молодом возрасте Антуан активно работает над модернизацией клапанной системы кларнета в строе «B» немецкой системы и усовершенствованием басового кларнета. Несколько позже он начинает преобразование сопранового кларнета и системы Бема. Все начинания молодого Сакса приносят не только вознаграждения и патенты, но и опыт, который помог ему в дальнейших изысканиях. Занимаясь модернизацией инструментов, у Антуана возникает мысль создания нового инструмента, который бы имел характерные особенности звучания деревянных и медных духовых инструментов одновременно. Для воплощения своей идеи Сакс видоизменил металлический корпус офиклеида под форму басового кларнета, прикрепил мундштук с тростью от кларнета и приспособил клапанный механизм гобоя, тем самым соединив особенности деревянных и медных духовых инструментов.

Сначала инструмент не отличался красивым звуком, и мастеру понадобилось некоторое время, чтобы довести его до совершенства и затем представить на выставке в Брюсселе в 1841 году. Изначально инструмент был запатентован под названием «мундштучный офиклеид».

В 1842 году в жизни талантливого бельгийца произошло знаковое событие, он знакомится с молодым, но тогда уже популярным композитором и журналистом Гектором Берлиозом, который, услышав звучание нового инструмента Сакса, был приятно поражен. Положительно относившийся ко всему новаторскому в музыке Берлиоз пишет хвалебную статью об изобретателе и новом инструменте, который он первым назвал саксофоном. В результате этой публикации о саксофоне узнали не только в Европе, но и в России. Однако композитор на этом не остановился, он сочинил произведение, в котором впервые была написана партия для нового инструмента - «Хорал», и сам же его продирижировал. После такой премьеры новоявленного инструмента и другие композиторы стали использовать звучание саксофона в своих произведениях.

На пике успеха Адольф Сакс решает обосноваться в Париже, центре европейской культуры. Однако не все во французской столице были рады такому эмигранту. Кроме друзей, среди которых известные композиторы Г. Берлиоз, Д. Мейербер, Г. Доницетти, Д. Россини, Ф. Галеви, Л. Обер, были и недоброжелатели - местные мастера, завидовавшие таланту незаурядного бельгийца. Несмотря на интриги Сакс, открыв собственное производство, активно работает, изобретает инструменты и выполняет заказы правительств разных государств по поставке духовых инструментов для военных оркестров. В 1844 году он впервые выставляет саксофон на парижской промышленной выставке, а затем в 1846 году на инструмент и его разновидности получает патент. К сожалению, саксофон, как мечтал мастер, постоянного применения в симфоническом оркестре не получил, но зато в дальнейшем, стал поистине «королем» нового появившегося направления, который получил название «джаз ».

История создания саксофона начинается в XIX веке. Изобрел этот музыкальный инструмент бельгиец Адольф Сакс в 1840 году. Потому и название его произошло от имени создателя – «Sax» и греч. «phone», что значит звук.

У первых моделей саксофона было два отдельных друг от друга октавных клапана, 3 боковых клапана для левой руки, один клапан для правой руки и дополнительный клапан под указательный палец левой руки, благодаря чему можно было продлевать верхний предел диапазона до фа 3-й октавы. У инструментов Сакса нижний регистр ограничивался си-бемолем малой октавы по нотации.

В 1880 году изобретателем была предпринята попытка расширения нижней границы диапазона. За счет того, что он несколько удлинил раструб, сконструированная им модель саксофона-альта стала иметь нижний звук ля малой октавы.

Французская фирма «Lecomte» в 1890 году проделывает серьезное конструктивное изменение – ее изобретением становится система сдвоенного октавного клапана, благодаря чему улучшилась техническая подвижность саксофона. А добавление бокового клапана ми-бемоль 3-й октавы – это совместная работа известного в то время саксофониста-виртуоза и кларнетиста Э. Лефебра и американской фирмы «Conn». И сегодня не останавливаются работы по техническому усовершенствованию саксофона. Фирмы-изготовители постоянно вносят свои новшества, например, были добавлены клапана «верхней аппликатуры».

Хотя и делается саксофон металла, его все равно относят к числу деревянных духовых инструментов (таким, как гобой, кларнет, флейта). В истории создания саксофона отмечено, что первоначально он использовался исключительно в военных оркестрах. Потом его «голос» все чаще стал звучать в симфоническом и даже оперном оркестрах.

Солирует саксофон, например, в «Болеро» Равеля. Но в симфоническом оркестре ему так и не удалось стать полноправным членом. Зато его мелодичный вибрирующий звук хорошо знаком всем, кто увлекается джазовой музыкой, поскольку в эстрадных оркестрах, саксофон - обязательный участник!

По принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры .

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с , возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

  • Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;
  • Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;
  • Пол Дезмонд — американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;
  • Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;
  • Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;
  • Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;
  • Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;
  • Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;
  • Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;
  • Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;
  • Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;
  • Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;
  • Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;
  • Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;
  • Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;
  • Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;
  • Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;
  • Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;
  • Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;
  • Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;
  • Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;
  • Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

История саксофона и его роль в музыке

Первый саксофон был создан Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот инструмент обладал всеми характеристиками современного саксофона: металлическим коническим корпусом, мундштуком (почти без изменения заимствованным у кларнета) с одинарной тростью и системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, и имел «змееобразную» (скрученную) форму.

Первое сочинение, в котором был задействован саксофон , принадлежит перу Гектора Берлиоза, всегда положительно относившемуся к нововведениям в музыке. Это сочинение - Хорал для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные Саксом (бас-кларнет, корнет и др.). 3 февраля 1842 Берлиоз сам первым продирижировал этим произведением, а уже в декабре того же года саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи».

В 1844 году саксофон был впервые представлен на промышленной выставке в Париже, а 21 марта 1846 года Сакс получил патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. В 1845 году инструменты, сконструированные Саксом (саксофоны, саксгорны и саксотромбы) были введены в военные духовые оркестры.

Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви - «Вечный жид» (1852), Мейербер - «Африканка» (1865), Тома - «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб - «Сильвия» (1876), Массне - «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс - «Генрих VIII» (1883), д’Энди - «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения - музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручено большое соло.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона. Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.

Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона - сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке ХХ века.

Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, «Концерт памяти ангела» и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.

Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартина, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадинс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Эти произведения исполняются очень редко. Среди советских композиторов, создававших произведения для саксофона - Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.

В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль - джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х - начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.

В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло - Лестер Янг (1909-1954), Коулмэн Хокинс (1904-1969), позднее - Чарли Паркер (1920-1955).

В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975), Джон Колтрейн (1926-1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс и многие другие.

Видео: Саксофон на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

История саксофона, знакового символа джазовой музыки, не теряется в веках, как происхождение многих других музыкальных инструментов. Первый саксофон был создан бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в 1842 году, а запатентовано изобретение было четыре года спустя.
Первоначально название инструмента было неблагозвучным – «мундштучный офиклеид», но спустя несколько лет талантливый композитор и журналист предложил более яркий вариант названия инструмента, который покорил весь музыкальный мир, — «саксофон». Будучи близким другом изобретателя, Берлиоз посвятил новому инструменту несколько статей, и помог обрести саксофону первую известность. Кроме того, Берлиоз стал первым композитором, написавшим произведение с участием саксофона – хорал для голоса и шести духовых инструментов.
«Пиар» Берлиоза и возможности инструмента дали свои плоды – уже через десятилетие он становится полноправным членом духового оркестра, изредка используется в симфонических сочинениях. Но триумфальным для саксофона становится XX век и возникновение джазовой музыки.

По классификации инструмент является этакой «ловушкой для двоечников»: не имея деревянных деталей, саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов.
Саксофон представляет собой коническую трубку из специальных сплавов (томпак, сплав меди и цинка, либо пакфонг, сплав меди, цинка и никеля). Для компактности трубка саксофона, как правило, изогнута. Основные составные части: раструб, корпус, «эска» (тонкая трубка – продолжение корпуса).
На эску насаживается мундштук из черного эбонита или пластика (иногда металла), сконструированный наподобие мундштука кларнета. В зависимости от музыкального направления и партии в произведении могут использоваться разные мундштуки, различающиеся между собой по размеру и длине выемки.
Звукообразующим элементом саксофона является трость, или язычок, которая также схожа с язычком кларнета. Изготавливается трость из камыша либо из синтетических материалов. Трость крепится к мундштуку с помощью лигатуры – специального приспособления, представляющего собой хомутик с двумя винтами.
Инструмент имеет сложную систему клапанов, закрывающих (открывающих) отверстия в корпусе. Количество клапанов варьируется от 19 до 22 в зависимости от типа инструмента.

Семейство саксофонов

Адольф Сакс сконструировал четырнадцать моделей инструмента. В настоящее время используется семь основных моделей семейства саксофонов:

Кроме указанных в таблице разновидностей, в существуют саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и другие, но производятся они в единичных экземплярах и широко в музыке не применяются.
Чаще в музыке используются сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны:


Практически все саксофоны – транспонирующие инструменты, т.е. ноты, исполняемые на инструменте, отличаются от написанных. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит cи бемоль).
Диапазон саксофона покрывает две с половиной октавы и насчитывает три регистра: низкий, средний и высокий. В некоторых современных композициях применяется «фальцетный» регистр, позволяющий достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Саксофон и джаз

Мы не станем умалять роль саксофона в классической музыке, инструмент действительно часто используется в оперных сочинениях, без него не обходится практически ни один духовой оркестр. Но по-настоящему всемирную популярность саксофон обрел в джазовой музыке.
Специфичное звучание инструмента, его выразительные возможности, потенциал для импровизации лучше всего подошли для нового музыкального стиля, зародившегося в Соединенных Штатах в конце XIX века. Уже к 1920 году Штаты, словами одного из музыкальных критиков, поразила «саксофономания». Поражала как скорость распространения инструмента, так и масштабы производства инструмента.
В 30-х годах XX века в моду вошли джазовые оркестры (бигбэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, состав бигбэнда включал пять саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако численность могла варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). В современной джазовой музыке саксофон продолжает играть ведущую роль.
Среди выдающихся саксофонистов XX-XXI – Лестер Янг, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер, Пол Дезмонд, Орнетт Коулман, Джерри Маллиген, Брэнфорд Марсалис, Джулиан «Кэннонболл» Эддерли, Бад Шенк, Фил Вудс и множество других великолепных исполнителей.
Джазовая музыка в России также представлена целой плеядой прекрасных саксофонистов, достаточно вспомнить такие имена, как Игорь Бутман, Георгий Гаранян, Давид Голощёкин.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САКСОФОНА

Разработанный в середине 1800-х годов Адольфом Саксом, этот музыкальный тростевой инструмент до сих пор покоряет сердца волнующим звучанием. Звук создается при продувании воздуха через инструмент. Этот звук усиливается, когда он проходит через основной корпус прибора. Саксофоны состоят из многочисленных частей, которые изготавливаются отдельно, а затем собираются.

Большинство инструментов изобретались людьми, а затем неуклонно развивались на протяжении многих лет. Интересно, что уже никто не может утверждать наверняка, кто изобрел, например, флейту или гобой. Но саксофон может похвастаться удивительной историей, связанной с деятельностью его изобретателя Адольфа Сакса. Сакс родился в Бельгии в 1814 году. Любовь к труду и навыки изготовления музыкальных инструментов ему привил отец, который был музыкантом. В возрасте 16 лет Сакс был уже опытным мастером инструментов: он значительно улучшил дизайн кларнета, добавил поршневые клапаны в корнет. В свое время он создал самые качественные кларнеты, флейты и другие инструменты.

Когда он принялся за изготовление саксофона, он жаждал создать инструмент, который мог бы сочетать в себе оркестровые звуки деревянных духовых инструментов, а также медных инструментов. Его изобретение должно было иметь качество тона деревянного духового инструмента и силу латуни. Первым саксофоном, который он сделал, был большой бас-саксофон. Поскольку была необходима коническая форма, то ему проще было создать изделие из латуни, чем из дерева. 20 марта 1846 года Сакс запатентовал свое детище - саксофон. Спустя короткое время были созданы меньшие версии саксофона, такие как альт и тенор.

Помимо мастерства в приборостроении, Сакс также преуспел в предпринимательстве. Чтобы сделать популярным и покупаемым свой новый инструмент, он организовал «битву за группы» между традиционной французской пехотной группой и той, которая использовала его саксофон. Группа Сакса выиграла конкурс, поэтому военные официально приняли саксофон. Со стороны производителей это вызвало волну возмущения по отношению к Саксу. Многие изготовители инструментов, а также часть музыкантов отвергли саксофон в качестве приемлемого инструмента. На тот момент это исключило возможность использования саксофона в оркестрах в его первоначальном назначении.

Тем не менее, многие композиторы были так впечатлены звуком саксофона, что с радостью использовали его в своем творчестве. Например, саксофон стал жемчужиной в опере Бизе, он солировал в оркестровой пьесе Равеля, Болеро. Американский композитор Дж. Соузе широко использовал его в своих маршевых композициях.

Истинный потенциал саксофона был реализован джазовыми музыкантами в начале 1900-х годов. Чарли Паркер и Джон Колтрейн помогли сделать инструмент самым популярным среди прочих духовых инструментов для джаза. У этих музыкантов были совершенно разные стили. Именно саксофон помог еще больше индивидуализировать звук. Кроме того, для джазовых музыкантов мундштук был изменен, чтобы инструмент звучал еще громче.

Материалы для изготовления саксофонов и их дизайн

Саксофоны, как правило, изготавливаются из латуни. Это композитный сплав, состоящий из металлов: медь, олово, никель и цинк. Наиболее часто используемой в производстве саксофонов, является желтая латунь, содержащая 30% цинка, плюс 70% меди. Другие типы включают золотую латунь и серебряную латунь, которые имеют в составе разные пропорции металлов. Цинк в латуни делает сплав пригодным для использования при более низких температурах. Также в спав может быть добавлено небольшое количество мышьяка или фосфора. Некоторые изготовители готовят специальные смеси из латуни для разработки различных частей саксофона.

Для изготовления саксофона используется и нержавеющая сталь, из которой делается большинство винтов. Мундштуки могут быть изготовлены из различных материалов, но это не принципиально, так как мундштук мало влияет на звук. Наиболее распространенным материалом является черный, твердый каучук или эбонит. Встречаются мундштуки из металла или стекла. Резонаторы производятся из пластика. Клапаны никелируются с тем, чтобы увеличить срок их службы, сделать более привлекательными. Сам инструмент часто покрыт лаком.

Типичный саксофон - это единственный в мире инструмент, производящийся из изогнутой латуни. Первоначально саксофон изготавливался в 14 вариантах. Теперь их осталось лишь 8 - сопраниссимо, сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас и контрабас. Высокие саксофоны имеют малую длину, а также лишены характерного изгиба.

Саксофон можно разделить на 3 главных элемента: корпус, раструб, тонкая трубка, на которую насаживается мундштук, являющийся малой частью инструмента. Конструкция мундштука влияет на окончательный звук, позволяя инструменту стать частью симфонического оркестра, либо солировать в рок-группах. Есть два основных параметра мундштука, которые влияют на тон: "пасть" и длина выемки. Для классических музыкальных произведений применяются мундштуки с малыми "пастями", для прочих — с широкими.

Трость - звукообразующая деталь, крепится к инструменту. Вибрируя, она и создает узнаваемый звук. Саксофонические тростники делаются из бамбука, который выращивается на юге Франции. Трость может быть мягкой или жесткой в зависимости от пожелания музыканта. Лигатура - это часть, которая удерживает трость на мундштуке. Он крепится к мундштуку с помощью винтов. Они могут быть изготовлены из кожи, металла или пластика.

Саксофон имеет уникальную систему клапанов, которые закрывают и открывают отверстия на корпусе. Их число может составлять от 19 до 22 штук. Это целиком зависит от разновидности саксофона. У каждого клапана есть накладка, которая обеспечивает воздухонепроницаемое уплотнение на отверстии.

Саксофонная трубка - длинная металлическая трубка, которая на одном конце постепенно расширяется. На ней просверлены отверстия. Когда все отверстия закрыты, инструмент работает так же, как горн, усиливающий звук вибрирующего тростника. Когда отверстие открывается, звук меняется, создавая другую ноту. Коническая форма саксофона делает обертоны октавами. Это облегчает аппликатуру, потому что более высокие тональные ноты производятся с такими же аппликатурами, как и более низкие.

Поскольку спрос на саксофон относительно высок, их производство в значительной степени является автоматизированным процессом. Основные этапы производства включают в себя формирование деталей, сборку и окончательную полировку. Компьютерные средства управления гарантируют идеальное состояние инструментов. Качество звука проверяется производителями на последнем этапе. В тесте используют профессиональных музыкантов, которые могут проверить, что качество тона, интонация и воспроизведение находятся в допустимых пределах, установленных для конкретной модели инструмента. Звук инструмента проверяется при различных акустических настройках. В целом, если саксофон производится в соответствии со спецификациями, никаких корректировок не требуется. Тем не менее, тоновые отверстия могут быть просверлены больше, чтобы звук инструмента был менее резким.

Дизайн саксофона все еще совершенствуется. Поскольку популярность инструмента выросла за последние несколько лет, то были созданы саксофоны с различными радиусами трубы. В современных моделях все детали стали съемными, обеспечивая более легкую чистку. По мере продолжения развития этого инструмента качество и звук продолжают улучшаться.